История борьбы с коррупцией в современной России. Справка. Должна ли в организации быть создана комиссия по антикоррупции? Комиссия по антикоррупционной деятельности

Положение
о Комиссии по антикоррупционной деятельности федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук"

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности, задачи и компетенцию Комиссии по антикоррупционной деятельности федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" (далее - Комиссия).

1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами РАН, также настоящим Положением.

1.3. Комиссия является совещательным органом, который систематически осуществляет комплекс мероприятий по:

выявлению и устранению причин и условий, порождающих коррупцию;

выработке оптимальных механизмов защиты от проникновения коррупции на предприятие, снижению в нем коррупционных рисков;

созданию единой системы мониторинга и информирования работников РАН по проблемам коррупции;

антикоррупционной пропаганде и воспитанию.

1.4. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:

коррупция (от лат. corruptio - подкуп) - социально-юридическое явление, которое проявляется в использовании государственными служащими и иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения либо приобретения иных возможностей или в групповых интересах. Коррупция трактуется и как подкуп, продажность государственных, общественных, политических деятелей и других должностных лиц, как злоупотребление служебным положением в личных целях, как взяточничество, завышение расходов, нецелевое использование вверенных им средств, растрата общественных фондов и др., а также как служебное покровительство родственникам и своим людям, кумовство, блат;

коррупционное правонарушение - отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность;

субъекты антикоррупционной политики - органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, организации и лица, уполномоченные на формирование и реализацию мер антикоррупционной политики, граждане;

субъекты коррупционных правонарушений - физические лица, использующие свой статус вопреки законным интересам общества и государства для незаконного получения выгод, а также лица, незаконно предоставляющие такие выгоды;

предупреждение коррупции - деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на изучение, выявление, ограничение либо устранение явлений и условий, порождающих коррупционные правонарушения или способствующих их распространению;

противодействие коррупции - скоординированная деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизации и (или) ликвидации их последствий.

2. Задачи Комиссии

Основными задачами Комиссии являются:

2.1. координация деятельности РАН по устранению причин коррупции и условий им способствующих, выявление и пресечение фактов коррупции и её проявлений;

2.2. изучение причин и условий, способствующих появлению коррупции в РАН и подготовка предложений по совершенствованию правовых, экономических и организационных механизмов функционирования РАН и ее подразделений в целях устранения почвы для коррупции;

2.4. прием и проверка поступающих в Комиссию заявлений и обращений, иных сведений об участии работников РАН в коррупционной деятельности;

2.5. оказание консультативной помощи работникам РАН по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения;

2.7. рассмотрение иных вопросов в соответствии с направлениями деятельности Комиссии.

3. Порядок формирования и деятельность Комиссии

3.1. Решения о создании Комиссии, ее количественном и персональном составе, а также положение о Комиссии принимаются президентом РАН и утверждаются распоряжением РАН.

3.2. В состав Комиссии входят:

председатель Комиссии;

заместитель председателя Комиссии;

секретарь Комиссии;

члены Комиссии.

3.3. Деятельность Комиссии организует председатель Комиссии, назначаемый распоряжением РАН за подписью президента РАН.

Комиссия осуществляет свою деятельность на основе настоящего Положения, коллективного, свободного и гласного обсуждения вопросов, входящих в ее компетенцию.

3.4. Председатель Комиссии:

организует работу Комиссии;

определяет порядок и организует предварительное рассмотрение материалов, документов, поступающих в Комиссию;

созывает заседания Комиссии;

формирует проекты повестки и осуществляет руководство подготовкой заседаний Комиссии;

определяет состав лиц, приглашаемых на заседания Комиссии;

ведет заседания Комиссии;

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.

3.5. Заместитель председателя Комиссии выполняет обязанности председателя Комиссии в случае его отсутствия.

3.6. Секретарь Комиссии:

принимает и регистрирует заявления, сообщения, предложения и иные документы от работников РАН;

готовит материалы для рассмотрения вопросов на заседаниях Комиссии;

направляет членам Комиссии материалы к очередному заседанию Комиссии;

ведет протоколы заседаний Комиссии;

ведет документацию Комиссии;

по поручению председателя Комиссии осуществляет деловую переписку со структурными подразделениями РАН, а также с государственными и местными органами, общественными организациями и иными структурами;

готовит проект годового отчета Комиссии;

осуществляет иную работу по поручению председателя Комиссии.

3.7. Член Комиссии:

участвует в работе Комиссии;

вносит на рассмотрение Комиссии предложения, участвует в их подготовке, обсуждении и принятии по ним решений;

выполняет поручения Комиссии и председателя Комиссии;

выполняет возложенные на него Комиссией иные обязанности.

3.8. Присутствие на заседаниях Комиссии ее членов обязательно. Делегирование членом Комиссии своих полномочий в Комиссии иным должностным лицам не допускается. В случае невозможности члена Комиссии присутствовать на заседании, он вправе изложить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменном виде.

3.9. Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей общего числа его членов. В случае несогласия с принятым решением, член Комиссии вправе в письменном виде изложить особое мнение, которое подлежит приобщению к протоколу.

3.10. По решению Комиссии или по предложению ее членов, по согласованию с председателем, на заседания Комиссии могут приглашаться руководители подразделений, работники РАН, которые могут быть заслушаны по вопросам антикоррупционной работы в подразделениях.

3.11. Член Комиссии добровольно принимает на себя обязательства о неразглашении сведений затрагивающих честь и достоинство граждан и другой конфиденциальной информации, которая рассматривается Комиссией. Информация, полученная Комиссией, может быть использована только в порядке, предусмотренном федеральным законодательством об информации, информатизации и защите информации.

3.12. Решения Комиссии принимаются на заседании открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов Комиссии и носят рекомендательный характер.

3.13. Каждое заседание Комиссии оформляется протоколом заседания Комиссии, который подписывает председательствующий на заседании Комиссии.

3.14. К работе Комиссии с правом совещательного голоса могут быть привлечены специалисты, эксперты, представители организаций, другие лица.

4. Полномочия Комиссии

4.1. Комиссия координирует деятельность структурных подразделений РАН по реализации мер противодействия коррупции.

4.2. Комиссия:

вносит предложения по совершенствованию деятельности в сфере противодействия коррупции на рассмотрение руководству РАН, а также участвует в подготовке проектов локальных нормативных актов по вопросам, относящимся к ее компетенции;

участвует в разработке форм и методов осуществления антикоррупционной деятельности и контролирует их реализацию;

рассматривает предложения о совершенствовании методической и организационной работы по противодействию коррупции в РАН;

контролирует выполнение решений по вопросам противодействия коррупции, принимаемых руководством РАН;

осуществляет предварительное рассмотрение заявлений, сообщений и иных документов, поступивших в Комиссию;

запрашивает информацию, разъяснения по рассматриваемым вопросам от работников РАН и в случае необходимости приглашает их на свои заседания;

принимает решения по рассмотренным вопросам, входящим в ее компетенцию, и вносит предложениям и рекомендации руководству РАН и руководителям структурных подразделений РАН.

5. Обеспечение деятельности Комиссии

Структурные подразделения РАН осуществляют правовое, информационное, организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Комиссии.

6. Заключительное положение

Положение вступает в силу с момента его утверждения президентом РАН.

Обзор документа

Установлено, как работает Комиссия по антикоррупционной деятельности РАН.

Комиссия является совещательным органом. Она занимается выявлением и устранением причин и условий, порождающих коррупцию; вырабатывает оптимальные механизмы защиты от ее проникновения на предприятие. Комиссия занимается созданием единой системы мониторинга и информирования работников РАН по проблемам коррупции. На нее возложена антикоррупционная пропаганда.

Решения о создании комиссии, ее количественном и персональном составе, а также положение о комиссии принимаются президентом РАН и утверждаются распоряжением РАН.

Решения комиссии принимаются на заседании открытым голосованием и носят рекомендательный характер. Каждое заседание оформляется протоколом.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ

Муниципальные районы" href="/text/category/munitcipalmznie_rajoni/" rel="bookmark">муниципального района

В соответствии с Конституцией Российской Федерации , Федеральным законом -ФЗ «О противодействии коррупции», указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами в сфере противодействия коррупции

П Р И К А З Ы В А Ю

1. Утвердить Положение об антикоррупционной комиссии согласно Приложению №1.

2. Утвердить состав антикоррупционной комиссии согласно Приложению №2.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Начальник Управления

образования

С приказом ознакомлены:

образования администрации

Юргинского муниципального района

№______ « » 11 2014г.

ПОЛОЖЕНИЕ

Об антикоррупционной комиссии

1. Основные положения

1.1. Антикоррупционная комиссия Управления образования администрации Юргинского муниципального района (далее – комиссия) создана в целях координации деятельности работы по противодействию коррупции.

1.2. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом -ФЗ «О противодействии коррупции», указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами в сфере противодействия коррупции, а также настоящим Положением.

1.3. Основные понятия:

Коррупция – социально-юридическое явление, которое проявляется в использовании государственными служащими и иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения либо приобретения иных возможностей, или в групповых интересах. Коррупция трактуется и как подкуп, продажность государственных, общественных, политических деятелей и других должностных лиц, как злоупотребление служебным положением в личных целях, как взяточничество , завышение расходов, нецелевое использование вверенных им средств, растрату общественных фондов и др., а также как служебное покровительство родственникам и своим людям, кумовство, блат.

Коррупционное правонарушение - как отдельное проявления коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность.

Субъекты антикоррупционной политики – органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, организации и лица, уполномоченные на формирование и реализацию мер антикоррупционной политики, граждане.

В Управлении образования администрации Юргинского муниципального района субъектами антикоррупционной политики являются:

§ Начальник Управления образования;

§ Заместитель начальника Управления образования;

§ Главные и ведущие специалисты Управления образования.

Субъекты коррупционных правонарушений – физические лица, использующие свой статус вопреки законным интересам общества и государства для незаконного получения выгод, а также лица, незаконно предоставляющие такие выгоды.

Предупреждение коррупции – деятельность субъектов антикоррупционной политики, направленная на изучение, выявление, ограничение либо устранение явлений и условий, порождающих коррупционные правонарушения, или способствующих их распространению.

Противодействие коррупции - скоординированная деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований , институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизации и (или) ликвидации их последствий.

2. Основные задачи, функции и права комиссии

2.1. Основными задачами комиссии являются:

§ обеспечение создания условий для снижения уровня коррупции в управлении и предупреждения коррупционных правонарушений;

§ обеспечение прозрачности деятельности управления;

§ формирование нетерпимого отношения к коррупционным действиям;

§ обеспечение контроля за качеством и своевременностью решения вопросов, содержащихся в обращениях граждан.

2.2. Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:

§ разрабатывает планы и мероприятия по противодействию коррупции;

§ по мере необходимости, но не реже одного раза в год проводит заседания по фактам обнаружения коррупционных проявлений в управлении;

3. Полномочия членов Комиссии

Дли осуществления своих цели и задач Комиссия имеет право:

§ принимать в пределах своей компетенции решения, касающиеся организации, координации и совершенствования деятельности по предупреждению коррупции, а также осуществлять контроль исполнения этих решений;

§ заслушивать на своих заседаниях субъектов антикоррупционной политики, в том числе – руководителей подведомственных организаций расположенных на территории Юргинского муниципального района;

§ создавать рабочие группы для изучения вопросов, касающихся деятельности Комиссии, а также для подготовки проектов соответствующих решений Комиссии;

§ привлекать для участия в работе Комиссии должностных лиц и специалистов органов местного самоуправления, правоохранительных органов , а также по согласованию и без нарушения правовых актов- представителей общественных объединений и организаций.

4. Порядок работы Комиссии

Работой Комиссии руководит Председатель Комиссии.

§ Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости.

§ По решению Председателя Комиссии либо заместителя Председателя Комиссии могут проводиться внеочередные заседания Комиссии.

§ Повестка дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях Комиссии утверждаются Председателем Комиссии.

§ Заседания Комиссии ведет Председатель Комиссии, а в его отсутствие - по его поручению заместитель Председателя Комиссии или Секретарь Комиссии.

§ Присутствие на заседаниях Комиссии членов Комиссии обязательно. Делегирование членом Комиссии своих полномочий в Комиссии иным должностным лицам не допускается. В случае невозможности присутствия члена Комиссии на заседании он обязан заблаговременно известить об этом Председателя Комиссии, либо заместителя Председателя Комиссии, либо Секретаря Комиссии.

§ Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 ее членов.

§ В зависимости от рассматриваемых вопросов к участию в заседаниях Комиссии могут привлекаться иные лица по согласованию с Председателем Комиссии.

§ Решения Комиссии принимаются на его заседании простым большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Комиссии и вступают в силу после его утверждения Председателем Комиссии. Члены Комиссии обладают равными правами при принятии решений.

§ Основанием для проведения внеочередного заседания комиссии является информация о факте

коррупции совершенной со стороны субъекта антикоррупционной политики, полученная от правоохранительных, судебных или иных государственных органов, от организаций, должностных лиц или граждан.

§ Информация, о факте коррупции, рассматривается комиссией, если она представлена в письменном виде и содержит следующие сведения:

Фамилию, имя, отчество гражданина, должность;

Описание факта коррупции;

Данные об источнике информации.

§ По результатам проведения внеочередного заседания комиссия предлагает принять решение о

проведении служебной проверки в отношении субъекта, в котором зафиксирован факт коррупции.

Приложение к Приказу Управления

образования администрации

Юргинского муниципального района

№______ « » 12 2014г.

Состав антикоррупционной комиссии

Председатель комиссии

Начальник Управления образования администрации Юргинского муниципального района

Секретарь комиссии

– заместитель начальника Управления образования администрации Юргинского муниципального района;

Члены комиссии

– начальник МБУ ЦБ ОУ Юргинского муниципального района;

главный специалист управления образования администрации Юргинского муниципального района

– заведующая отделом маркетинга и кадрового обеспечения МКУ "ИМЦ Юргинского муниципального района»

Заведующая сектором экономики и планирования МБУ ЦБ ОУ Юргинского муниципального района

– директор МКОУ «ИМЦ Юргинского муниципального района», председатель Юргинской районной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

МОСКВА, 4 апр - РАПСИ. Двадцать лет назад в России вышел первый нормативный акт, призванный регулировать борьбу с коррупцией.
Ниже приводится справочная информация.

4 апреля 1992 года вышел указ президента РФ Бориса Ельцина "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы". Документ стал первым антикоррупционным нормативно-правовым актом нового российского законодательства и послужил отправной точкой отсчета в борьбе с коррупцией в Российской Федерации.

Указ запрещал чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, а также устанавливал для государственных служащих обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера. Несоблюдение этих требований грозило освобождением от занимаемой должности, предусматривало и более строгую ответственность. Надзор за выполнением указа возлагался на президентское Контрольное управление.

Нормы этого указа легли в основу готовившихся в момент его издания законопроектов "О борьбе с коррупцией", "Об основах государственной службы Российской Федерации" (закон был принят в 1995 году, утратил силу в июле 2004 года) и др.

13 июля 1992 года президиум Верховного Совета РФ направил в комитеты Верховного Совета РФ, Верховные Советы республик в составе России, областные Советы народных депутатов, администрацию президента РФ и правительство РФ первый проект закона РФ "О борьбе с коррупцией". Однако этот законопроект успел пройти в Верховном Совете лишь первое чтение, после чего президентом РФ на него было наложено вето.

В 1993-1997 годах Государственная Дума неоднократно пыталась принять закон "О борьбе с коррупцией". Проект закона предусматривал, что борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий должны вести органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной и пограничной службы, налоговой полиции и других правоохранительных органов, в которых учреждаются специализированные подразделения по борьбе с коррупцией. В качестве же специального органа по борьбе с коррупцией была названа Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по защите прав граждан и общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией. Закон предъявлял к лицам, претендующим на выполнение государственных функций, ряд специальных требований.

В ноябре 1997 года закон "О борьбе с коррупцией" был принят Госдумой, в декабре 1997 года - одобрен Советом Федерации и направлен на подпись к президенту, который вернул его на доработку.

В 1998 году президентом РФ была предпринята попытка провести через Государственную Думу свой вариант законопроекта с аналогичным названием, но Государственная Дума отклонила его.

29 сентября 1999 года был создан Национальный антикоррупционный комитет (НАК), первым председателем которого стал Сергей Степашин. Среди главных задач НАК - защита всех, кто пытается бороться с коррупцией, и оказание воздействия на власть в целях активизации антикоррупционной деятельности.

В ноябре 2001 года законопроект "О противодействии коррупции" был вновь внесен на рассмотрение Госдумы, но был принят только в первом чтении.

Указом президента РФ от 24 ноября 2003 года был создан Совет при президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией. Основной задачей Совета стало оказание содействия президенту РФ в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и ее реализации.

В состав Совета вошли председатель правительства, председатель Совета Федерации, председатель Государственной Думы, председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов.

При Совете были созданы Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов.

Антикоррупционный потенциал был заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, а также в законе РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (2004).

В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции. При этом статья 20 Конвенции ("Незаконное обогащение") не была ратифицирована.

Для подготовки предложений по реализации в законодательстве РФ положений Конвенции ООН против коррупции (2003) и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999) указом президента от 3 февраля 2007 года была создана межведомственная рабочая группа. Совет при президенте РФ по борьбе с коррупцией был упразднен.

В период президентства Дмитрия Медведева задача борьбы с коррупцией стала одной из приоритетных для главы государства. Через две недели после инаугурации, 19 мая 2008 года, Дмитрий Медведев подписал указ о создании Совета по противодействию коррупции при президенте РФ и распорядился в течение месяца представить ему антикоррупционный план.

Первый раздел документа был посвящен мерам по законодательному обеспечению противодействия коррупции.

Законом предусматривалась профилактика коррупции, в частности, через развитие института общественного и парламентского контроля над соблюдением антикоррупционного законодательства. Планом предусматривалась такая антикоррупционная мера как "возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений...".

Второй раздел документа был посвящен мерам по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции.

Третий раздел Плана содержал задачи повышения профессионального уровня юридических кадров и правового просвещения граждан.

В последнем разделе Плана был отражен перечень первоочередных указаний органам власти о направлениях борьбы с коррупцией.

25 декабря 2008 года президент России Дмитрий Медведев подписал пакет законов о противодействии коррупции.

Пакет включал четыре закона: базовый закон "О противодействии коррупции", законопроект, вносящий поправки в закон о правительстве РФ, и еще два закона, вносящие изменения и поправки в 25 Федеральных законов.

Законами предусматривалось, что в течение двух лет после ухода с государственной службы экс-чиновник имеет право работать в коммерческих и некоммерческих организациях, с которыми по роду своей деятельности он работал в должности чиновника, только в том случае, если на это дано согласие специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих. Также определялось, что за коррупцию граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность. Устанавливалась также ответственность и юридических лиц за коррупционные правонарушения. Документы определяли, что чиновник обязан сообщать обо всех фактах склонения его к коррупционным действиям.

Чиновников обязали предоставлять работодателю сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Также они должны будут предоставить сведения и о доходах, имуществе и обязательствах членов своей семьи - супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Отдельным законом были выделены поправки в закон о правительстве, обязывающие членов правительства сообщать сведения о доходах жены (мужа) и детей до 18 лет.

Ограничения, запреты и обязанности, установленные законом "О противодействии коррупции" были распространены на сотрудников милиции, прокуратуры, органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и военнослужащих.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ упрощался порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей и ряда категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

Устанавливался предел стоимости подарка, который может быть преподнесен чиновнику посетителями - до трех тысяч рублей, более дорогие подарки будут автоматически считаться собственностью государства.

Также было усилено уголовное наказание за коррупцию.

В апреле 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы.

Национальная стратегия противодействия коррупции определила основные направления государственной антикоррупционной политики на среднесрочную перспективу и этапы ее реализации.

Президент РФ подписал указ, в соответствии с которым по всей вертикали государственной власти должны быть созданы специальные комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных госслужащих и урегулированию конфликта интересов. По сути, это антикоррупционные комиссии.

У таких комиссий две задачи - содействовать тому, чтобы госчиновники соблюдали запреты и требования, предъявляемые к ним законодательством, и предупреждение коррупции. Комиссии создаются в федеральных органах исполнительной власти и других госорганах и рассматривают вопросы, связанные со служебным поведением людей, замещающих должности федеральной государственной службы. Исключение - госслужащие, которые назначаются и освобождаются президентом РФ, правительством РФ, а также занимающие высшие должности в аппаратах Совета Федерации, Госдумы, Центризбиркома и Счетной палаты. Но это не значит, что VIP-служащие остаются вне контроля. Вопросы в отношении таких чиновников рассматриваются президиумом Совета при президенте РФ по противодействию коррупции.

В комиссию обязательно входят замруководителя государственного органа (он становится председателем); кадровик, ответственный за профилактику коррупции, представитель юридического подразделения госоргана; представитель Управления президента РФ по вопросам госслужбы или соответствующего подразделения Аппарата правительства; представитель научной организации. В нее могут входить и другие представители.

Видео: Вести-24

Что может послужить основанием для проведения заседания комиссии? Например, поступившие в комиссию материалы, свидетельствующие о том, что госслужащий предоставил недостоверные или неполные сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Это может быть и заявление самого госслужащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, имуществе и имущественных обязательствах своего супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Поводом для заседания комиссии может быть также обращение гражданина, замещавшего должность госслужбы, если он решил перейти на работу в коммерческую или некоммерческую организацию, которую он курировал будучи госслужащим, и если после его увольнения с госслужбы прошло менее двух лет.

При поступлении в комиссию такой информации ее председатель обязан в трехдневный срок назначить заседание и провести заседание в недельный срок.

Если комиссия установила факт нарушения госслужащим правил поведения, то она рекомендует руководителю госоргана применить к госслужащему конкретную меру ответственности. Если комиссия выявила в действиях или бездействии госслужащего признаки административного правонарушения или состава преступления, то председатель комиссии обязан в трехдневный срок передать документы в правоохранительные органы.

Итак, согласно указу руководители федеральных государственных органов должны в двухмесячный срок сформировать антикоррупционные комиссии. Органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендуется сделать то же самое.

Владимир Путин
(фото: пресс-служба Президента РФ)

Президент Владимир Путин подписал указ «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции».

Согласно новому указу, в каждом субъекте Российской Федерации в течение трех месяцев рекомендовано образовать комиссию по противодействию коррупции, специальный орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений в федеральных государственных органах.

Так в каждом регионе будет создана специальная комиссия под председательством губернатора, силами которой будет определяться антикоррупционная политика региона и осуществляться противодействие коррупции. Комиссия будет осуществлять свою деятельность во взаимодействии с Управлением президента по вопросам противодействия коррупции. Комиссия будет являться основным органом, регулирующим конфликт интересов и обеспечивающим исполнение решений Совета при президенте по противодействию коррупции. Также на комиссию возложены функции по подготовке нормативных правовых актов и региональных антикоррупционных программ.

Орган субъекта Российской Федерации, направленный на противодействие коррупции, будет работать в каждом субъекте РФ. В обязанности органа будет входить противодействие коррупции в высших эшелонах региональной власти, в органах исполнительной власти и организациях, созданных для выполнения государственных задач.

В каждом федеральном органе власти может быть создано подразделение по профилактике коррупции. Такие подразделения появятся в том числе и в госкорпорациях, и в других компания, созданных государством. В перечень их полномочий будет входить профилактика коррупционных преступлений и обеспечение мер, направленных на противодействие коррупции, во всех структурных организациях, созданных данным органом.

В функционал создаваемого органа и антикоррупционных подразделений входит также обеспечение соблюдения законодательства о контроле за расходами. Отдельным пунктом выделена работе по защите прав лиц, заявляющих о коррупции. Также сотрудники подразделений должны будут обеспечивать своевременное обращение госслужащих в правоохранительные органы в случае склонения чиновников к совершению коррупционных преступлений.

Сотрудники подразделений будут следить за достоверностью сведений о доходах, подаваемых не только действующими чиновниками, но и кандидатами на госслужбу и уволенными с государственной службы лицами (экс-чиновнкии обязаны подавать декларации до конца года, в течение которого они покинули пост, а также соблюдать ряд мер по предупреждению конфликта интересов при последующем трудоустройстве).

Отдельно в типовых положениях о создании данных структур прописана необходимость взаимодействия с гражданским обществом и открытость деятельности. Так СМИ будут приглашаться на ежеквартальные заседания комиссии по противодействию коррупции, ежегодные отчеты комиссии будут опубликованы на сайте главы региона и в средствах массовой информации.

Также указом президента вносятся поправки в систему предоставления сведений о доходах: сведения об источниках получения средств, за счет которых чиновник приобрел недвижимость, публикуются, если общая сумма таких сделок превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за три последних года.

С помощью рекомендованных президентом мер в каждом субъекте федерации должна сложиться система, осуществляющая комплексное противодействие коррупции. Создание антикоррупционных подразделений позволит реализовать меры антикоррупционной политики не только на всех уровнях власти, но и в тех, организациях, которые создаются для выполнения государственных задач: унитарные предприятия, компании с госучастием. Именно через данные организации обычно реализуются коррупционные схемы. Антикоррупционная политика, направленная на системное противодействие коррупции, позволит не просто выявлять отдельные факты коррупции, но и ликвидировать условия, при которых возникают коррупционные связи и процветает коррупция.

Известные политики уже отметили системный подход в реализуемой государством антикоррупционной политике. Член Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный подчеркнул важность принятых государством мер, направленных на противодействие коррупции.

Фактически данным указом установлены общероссийские стандарты организации деятельности в области противодействия коррупции, что, безусловно, является очередным шагом в развитии национального антикоррупционного законодательства , — прокомментировал



Поделиться