Основания возникновения и прекращения финансовых правоотношений. Генезис финансовых правоотношений. Возникновение, изменение и прекращение бюджетных правоотношений

Читайте также:
  1. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма.
  2. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма. (лекция)
  3. Агентский договор может быть прекращен как по общим, так и по специальным основаниям, предусмотренным ст. 1010 ГК.
  4. Акционерные общества и их виды. Правовое регулирование статуса, образования, функционирования и прекращения деятельности
  5. Анализ деловых и финансовых рисков предприятия во взаимосвязи с уровнем рентабельности
  6. Анализ и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости организации.
  7. Анализ платежеспособности организации: понятие, цели, информационная база, методика расчета показателей, оценка их изменения. По данным бухгалтерской отчетности проведите анализ.
  8. Анализ состава и динамики прибыли. Анализ финансовых результатов.

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства - закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2) выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

3) использование выданных бюджетных ассигнований;

4) осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

5) прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.

Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений. Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных условий или юридических фактов.

Под юридическим фактом понимают конкретное жизненное обстоятельство (действие, событие, ситуацию), в результате которого возникают, изменяются и прекращаются правоотношения.

Юридические факты делятся на действия (такие факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников правоотношения) и события (такие факты, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения).

В свою очередь действия подразделяются на правомерные (юридические акты и юридические поступки) и неправомерные (противоправные).

Под юридическими актами понимают действия, совершенные с намерением породить юридические последствия. Некоторые из них имеют властный характер.

Юридические поступки, в отличие от юридических актов, представляют собой действия, совершенные без намерения породить юридические последствия, однако в силу определенных обстоятельств обусловившие наступление этих последствий. Причем это происходит независимо от воли, желания и намерений этих лиц.

События же, в отличие от действий, не зависят от воли человека, но при этом влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами – событиями могут быть, например, рождение, болезнь или смерть человека; пожары, эпидемии, наводнения.

При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (взыскание штрафа в связи с невнесением налогового платежа в государственный или местный бюджет).

Наконец, возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений, как было отмечено ранее, может быть связано с событиями. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возрас­та влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций пострадавшим субъектам РФ из федерального бюджета.

Субъекты ФП

Субъект финансового права – это лицо, обладающее право­субъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. В то же время субъект финансового права, вступая в кон­кретные правоотношения при реализации своих прав и обязан­ностей, приобретает новые свойства – он становится субъектом (участником) правоотношения.

Круг субъектов российского права состоит из трех основных групп:

Государство и его территориальные подразделения.

Коллективные субъекты.

Индивидуальные субъекты.

Так, в первую группу входят:

1) Российская Федерация;

2) субъекты РФ (республики, края, облас­ти, города федерального значения, автономная область, автономные округа);

3) муниципальные образования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения);

4) административно-территориальные образования особого ре­жима (закрытые административно-территориальные образова­ния (ЗАТО)).

Вторую группу субъектов финансового права образуют коллективные субъекты (го­сударственные, муниципальные и общественные организации), к числу которых относятся:

1) государственные органы представительной и испол­нительной власти;

2) органы местного самоуправления;

3) предпри­ятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности.

Третью группу субъектов финансового права образуют индивидуальные субъекты, или физические лица. Речь идет о гражданах РФ, иностранных гражданах и лицах без гражданства.

Защита прав субъектов финансовых правоотношений

Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения в данной области к органам государства и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям.

Административный порядок защиты везде проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными органами (помимо судебного разбирательства). Например, при защите прав государства на получение налоговых платежей - бесспорный порядок взыскания их с предприятий, организаций, учреждений по решению налогового органа при невнесении платежей в срок (ст. 46 НК РФ).

В свою очередь, субъекты, к которым применены меры, вытекающие из рассмотренного порядка, вправе, во-первых, обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном порядке и, во-вторых, обратиться в суд или арбитражный суд.

В Конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, т.е. использовать административный порядок защиты.

Судебный порядок применяется при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Важной стороной защиты прав в финансовых отношениях с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми органами, подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб - возмещению.

25. Финансовый контроль: понятие, значение. Государственная финансовая дисциплина

Финансовый контроль - это контроль соблюдения законнос­ти и целесообразности действий в области образования, рас­пределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях эффективного социально-экономичес­кого развития страны в целом и ее регионов.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются:

1) соблюдение установлен­ного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами;

2) экономическая эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований.

В результате реализации задач финансового контроля укрепля­ется финансовая дисциплина. Финансовая дисциплина - это четкое соблюдение уста­новленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местно­го самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства, муниципальных образований, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением законодательст­ва о предоставлении льгот по платежам в бюджет).

Виды финансового контроля

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

Так, в зависимости от времени проведения контроль может быть:

Предварительным (проводится до совер­шения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов);

Текущим (осуществляется в процессе со­вершения денежных операций);

Последующим (проводится после совершения финансовых операций).

В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений контроль подразделяют на:

Обязательный (проводится в силу требований законодательства, либо по решению компетентных государственных органов);

Инициативный (осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов: собственными силами (внутренний контроль), либо посредством привлечения аудиторов или аудиторской организации).

В зависимости от особенностей правового статуса субъектов контрольной деятельности выделяют:

Государственный,

Муниципальный,

Общественный

Ауди­торский финансовый контроль.

В зависимости от содержания финансовый контроль делится на:

Бюджетный,

Налоговый,

Страховой,

Валютный,

На рынке ценных бумаг.

3.3. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и их классификация. Основания возникновения, изменения и прекращения финансово-правовых отношений

Реализация финансово-правовых норм происходит посредством вступления различных участников финансовой деятельности государства в конкретные финансовые правоотношения, в рамках которых они осуществляют принадлежащие им финансовые права и исполняют возложенные на них финансовым законодательством обязанности.

Финансово-правовые отношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, возникающие между субъектами финансового права по поводу образования, распределения и использования денежных фондов государства.

Финансовые правоотношения, как и любые другие правоотношения, обладают определенными признаками. Финансовые правоотношения возникают, изменяются или прекращаются только на основании правовых норм; участники каждого конкретного правоотношения индивидуально определены; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; охраняются государством.

Финансовые правоотношения в то же время имеют свои особенности.

1. Финансовые правоотношения возникают в связи с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность государства , т. е. деятельность, регламентируемую нормами финансового права и направленную на образование, распределение и использование определенных фондов денежных средств. Указанный признак является определяющим для характеристики финансовых правоотношений и используется в качестве основного при разграничении финансового правоотношения от смежных правовых отношений.

2. Они являются разновидностью имущественных правоотношений , имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, т.е. финансовых ресурсов государства, используемых для удовлетворения общественных потребностей.

3. Одной из сторон данных правоотношений всегда выступает государство (его уполномоченный орган) или органы местного самоуправления. При этом отсутствует равенство сторон, т. к. государственные органы наделены властными полномочиями; только они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений – предприятиями, учреждениями и гражданами.

Финансовое правоотношение, как и любое другое правоотношение, возникает, изменяется и прекращается при наступлении определенных оснований, которые в правовой науке получили название "юридические факты". Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, при которых на основе правовой нормы между субъектами финансового права складываются правоотношения.

По волевому признаку юридические факты классифицируются на: юридические действия и юридические события. Юридические действия – это поведение физических и юридических лиц, иных субъектов согласно их воле и желаниям. Юридические действия в зависимости от того, как они согласуются с нормами права, подразделяются на правомерные и неправомерные (финансовые правонарушения). Правомерные действия в свою очередь делятся на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица).

Юридические события – обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей (например, рождение ребенка дает право на льготу по подоходному налогу).

Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства, многообразны и неоднородны. Поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием.

В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права. Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также приме классифицируются нения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, которые выделяются в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов финансового права на предмет получения, распределения и использования определенных финансовых ресурсов. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные денежные фонды. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма и порядок получения государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий. Между материальными и процессуальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в финансовой сфере.

Финансовые правовые отношения в науке финансового права принято классифицировать в зависимости от подотрасли, института финансового права на следующие виды : бюджетные правоотношения; налоговые правоотношения; финансовые правоотношения в области государственного кредита; финансовые правоотношения в области страхования; финансовые правоотношения в области банковской деятельности; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения.

Всем перечисленным финансовым правоотношениям присущи особенности, характеризующие их субъектный состав; объекты, по поводу которых они возникают; права и обязанности их участников. Поэтому указанные виды финансовых правоотношений урегулированы нормами отдельных подотраслей и институтов финансового права.

Финансовое правоотношение, как и любое иное, имеет свою строго определенную структуру (состав- совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов) : субъект , объект , содержание (права и обязанности сторон). При отсутствии хотя бы одного их названных элементов становится невозможным наличие самого финансового правоотношения. Все составные части финансового правоотношения направлены на достижение целей финансовой деятельности государства и обусловлены спецификой этой деятельности.

Субъект финансового правоотношения – лицо, участвующее в конкретном правоотношении и являющееся носителем финансовых прав и обязанностей. В большинстве случаев субъект финансового правоотношения совпадает с субъектом финансового права. В то же время следует разграничивать данные понятия "субъект финансового права" и "субъект финансового правоотношения". Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений. Таким образом, субъект финансового права – понятие более широкое. Субъекты финансовых правоотношений подразделяются на:

1. Государство и его территориальные образования . К данной группе относятся: Республика Беларусь и административно-территориальные единицы – области, города, районы, поселки, населенные пункты. Такой круг субъектов свойственен бюджетным отношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами.

2. Коллективные субъекты , к которым относятся органы государственной власти и управления, а также предприятия, организации и учреждения, основанные на разных формах собственности. Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной и исполнительной власти, а также органы местного управления и самоуправления. Предприятия, организации и учреждения в финансовых правоотношения, как правило, имеют статус юридического лица.

3. Индивидуальные субъекты , которые представлены гражданами. Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в распоряжение государства.

Под объектом финансового правоотношения следует понимать то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения. Все объекты финансового правоотношения делятся на отделимые , которые в той или иной степени зафиксированы и существуют как явления окружающего мира (например, налоги и сборы) и неотделимые , которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования (например, финансовый контроль).

Определение 1

Финансовым правом называется совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, использования и распределения денежных фондов государства и муниципальных образований.

В процессе реализации норм данной отрасли права образуются финансовые правоотношения. Анализ механизма их возникновения, изменения и прекращения позволяет понять всю систему действующего в России финансового законодательства.

Возникновение, изменение и прекращение бюджетных правоотношений

Согласно Бюджетному кодексу РФ, бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления.

Бюджет играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни каждой страны, он призван обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие государства, его обороноспособность и другие потребности.

В соответствии со статьей 1 Бюджетного Кодекса РФ бюджетными правоотношениями являются:

  1. отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней;
  2. отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, а также контроля их исполнения.
  3. отношения, возникающие при установлении правового статуса участников бюджетного процесса;
  4. отношения, возникающие при установлении правовых основ порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетная система нашей страны состоит из трех уровней:

  1. федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;
  2. бюджеты субъектов Федерации и территориальные государственные внебюджетные фонды;
  3. местные бюджеты.

Возникновение финансовых правоотношений в бюджетной сфере осуществляется в связи с принятием бюджета соответствующего уровня. Бюджет России и государственные внебюджетные фонды разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды принимаются представительными органами власти в регионах. Местные бюджеты – прерогатива муниципальной власти.

Замечание 1

Изменение финансовых правоотношений в этой сфере осуществляется при внесении поправок в бюджетное законодательство. А прекращение взаимоотношений между субъектами права происходит в результате исполнения бюджета.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о подготовке отчета об исполнении федерального бюджета.

Возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сбор представляет собой обязательный взнос, взимаемый с физических лиц и организаций. Его уплата является одним из условий совершения органами государственной или муниципальной власти юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня или государственные внебюджетные фонды и, как правило, обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от сборов, которые взимаются на определенные цели, являются платой за оказание гражданину или организации каких-либо юридически значимых действий.

Определение 2

Налоговое правоотношение – это общественное отношение, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими при установлении, введении и взимании налогов и сборов, а также в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение правонарушений в данной сфере.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность вносить в бюджеты разного уровня соответствующие платежи.

Налоговый кодекс РФ, определяя участников налоговых правоотношений, вводит понятие о налоговых агентах, которыми признаются лица, исполняющие обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению денежных средств в бюджет. Налоговыми агентами, например, являются работодатели.

Налоговые правоотношения могут возникнуть в связи со следующими действиями:

  1. регистрация предприятия;
  2. устройство физического лица на работу;
  3. приобретение, получение в дар имущества или транспортного средства.

Следовательно, прекращение налоговых правоотношений происходит в результате закрытия предприятия, увольнения сотрудника или продажи имущества.

Изменение налоговых правоотношений возможно в случае внесения поправок в налоговое законодательство или в связи с переменами в статусе самого налогоплательщика.

Возникновение, изменение и прекращение правоотношений в сфере страхования

Страхование является самостоятельным институтом финансовой системы государства, оно имеет два аспекта: экономический и правовой. Как экономическая категория, страхование представляет собой систему образования денежных или материальных фондов, которые используются для возмещения ущерба, возникшего в результате стихийных бедствии или других непредвиденных обстоятельств.

Замечание 2

В соответствии со статьей 72 Конституции России, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий находятся в совместном ведении федеральных и региональных органов власти.

Нормы финансового права регулируют: источники формирования страхового фонда, его взаимоотношения с бюджетной системой России, порядок использования средств, компетенцию органов власти в данной сфере, процедуру обязательного государственного страхования.

Нормы гражданского права регламентируют:

  • основания возникновения различных страховых правоотношений,
  • права и обязанности их субъектов,
  • закрепляют объекты страхования,
  • предусматривают существенные условия договора страхования, его форму, условия освобождения страховщика от обязанности по страховому обязательству,
  • и т.д.

Источниками страхового права, имеющего комплексный характер, являются нормативные акты конституционного, гражданского, финансового, трудового, медицинского, административного и других отраслей законодательства Российской Федерации.

Возникновение финансовых правоотношений

Финансовым правом называется совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, использования и распределения денежных фондов государства и муниципальных образований.

В процессе реализации норм данной отрасли права образуются финансовые правоотношения. Анализ механизма их возникновения, изменения и прекращения позволяет понять всю систему действующего в России финансового законодательства.

Возникновение, изменение и прекращение бюджетных правоотношений

Согласно Бюджетному кодексу РФ, бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления.

Бюджет играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни каждой страны, он призван обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие государства, его обороноспособность и другие потребности.

В соответствии со статьей 1 Бюджетного Кодекса РФ бюджетными правоотношениями являются:

  • 1. отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней;
  • 2. отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, а также контроля их исполнения.
  • 3. отношения, возникающие при установлении правового статуса участников бюджетного процесса;
  • 4. отношения, возникающие при установлении правовых основ порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетная система нашей страны состоит из трех уровней:

  • 1. федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;
  • 2. бюджеты субъектов Федерации и территориальные государственные внебюджетные фонды;
  • 3. местные бюджеты.

Возникновение финансовых правоотношений в бюджетной сфере осуществляется в связи с принятием бюджета соответствующего уровня.

Бюджет России и государственные внебюджетные фонды разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды принимаются представительными органами власти в регионах. Местные бюджеты - прерогатива муниципальной власти.

Изменение финансовых правоотношений в этой сфере осуществляется при внесении поправок в бюджетное законодательство. А прекращение взаимоотношений между субъектами права происходит в результате исполнения бюджета.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о подготовке отчета об исполнении федерального бюджета.



Поделиться