Включается ли срок административного задержания в срок административного ареста? Что такое административный арест – основания назначения и сроки Включается ли срок административного задержания в срок

Меры административной ответственности дифференцированы, чтобы каждому нарушителю правопорядка можно было назначить меры, соответствующую его проступку. Самая строгая из них – административный арест. Она применяется только за некоторые нарушения и в отношении определённой группы лиц.

Понятие

Административный арест – это принудительная изоляция от общества. Гражданин помещается в специально предназначенное помещение на определённое судом время. Там он будет находиться круглые сутки. В течение всего времени человек обязан следовать установленным правилам распорядка учреждения.

Чтобы понять, что такое административный арест, нужно отделить его от смежных понятий – задержания, ареста в уголовном праве. Во всех случаях свобода гражданина ограничена, но условия и последствия таких мер разные.

Если гражданин подозревается в совершении правонарушения, то его могут задержать. Сотрудники государственного органа оформляют протокол, направляют гражданина в специальное помещение, где он может находиться не более 3 часов. Для этого не требуется решения суда. Такой порядок определён ст. 27.3 и 27.5 КоАП РФ.

В уголовном праве также существует арест. Но за совершение преступления гражданин может быть приговорён на срок от 1 до 6 месяцев. И отбывать наказание человек будет в учреждениях, предназначенных для лишения свободы (колонии или тюрьмы). Также гражданин окажется в правовом статусе ранее судимого, что подразумевает определённые ограничения в дальнейшем.

Арест не может использоваться в качестве причины для увольнения, хотя зарплата гражданину за указанный период не начисляется.

Административный арест применяется как самое суровое взыскание, когда суд считает, что иными мерами нельзя добиться от гражданина надлежащего поведения в дальнейшем. Но многие люди не согласятся такой характеристикой. Определённая часть граждан предпочтёт отбыть 15 суток, чем выплачивать несколько месяцев назначенный штраф.

Основные характеристики

Арест назначается за:

  • мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП);
  • оставление места ДТП его участником (ст. 12.27);
  • неповиновение распоряжению сотрудника полиции, ФСБ, военнослужащего и пр. (19.3 КоАП);
  • уклонение от исполнения мер, определённых в качестве административного взыскания (ст. 20.25);
  • нарушение порядка административного надзора (ст. 19.24 КоАП);
  • несоблюдение правил, действующих во время режима ЧС (ст. 20.5);
  • нарушение порядка проведения или организации мероприятий – митингов, демонстраций и т.д. (20.2 КоАП).

Максимальный срок данного административного взыскания – пятнадцать суток. Нижнего предела нет, поэтому суд может назначить человеку несколько часов в качестве меры воздействия. В решении всегда указывается, в какое время дня физическое лицо сможет покинуть специализированное учреждение.

В части 1 ст. 3.9 КоАП определены несколько групп правонарушений, за которые суд может назначить арест в пределах до 30 суток:

  • нарушения норм права в сфере обращения наркотиков, психотропов и их прекурсоров;
  • нарушение правил организации массового мероприятия (митинга, демонстрации или иного);
  • нарушение требований режима ЧС или контртеррористической операции;
  • организация массового одновременного пребывания людей, что повлекло нарушение общественного порядка.

В срок отбывания административного ареста засчитывается период, когда виновный гражданин находился в статусе задержанного. Так как в протоколе отражается время составления, легко определить, когда физическое лицо полностью отбудет наказание.

Указанная мера не может применяться в отношении некоторых категорий граждан:

Указанный перечень закреплён в ст.3.9 КоАП РФ.

Условия отбывания

После вынесения решения, человек сразу же отправляется в специальное учреждение для отбытия ареста. Гражданин находится под постоянным контролем работников места отбывания взыскания. В помещениях при необходимости устанавливается техника для видеофиксации, аудиозаписи.

Основные аспекты регулируются нормами закона РФ № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» от 26.07.2013 г. В этом документе содержаться требования к комнатам, где находятся арестованные, основные права и обязанности указанных граждан, регламентируются меры контроля за работниками учреждений.

Места, куда граждане помещаются на срок административного ареста, определяются органами МВД. В таких учреждениях утверждены правила распорядка, которые обязательны для выполнения всеми сотрудниками и арестованными.

В отношении людей, подвергнутых аресту, применяется ряд обязательных мер:

  • фотографирование;
  • снятие отпечатков пальцев;
  • личный досмотр на наличие запрещённых предметов;
  • досмотр посылок, передаваемых родственниками и иными лицами.

В спецприёмниках раздельно содержаться мужчины и женщины. Каждая комната оборудуется, помимо кроватей, столом, умывальником, урной для мусора, санузлом и другими необходимыми предметами.

У арестованных сохраняется ряд прав. Это:

  • обеспечение личной безопасности;
  • визиты родственников с соблюдением установленного внутреннего распорядка;
  • получение правовой помощи;
  • совершение платных телефонных звонков общей продолжительностью не более 15 минут в день;
  • прогулка каждый день не менее часа (отменяется только при техногенных авариях или природных катаклизмах);
  • занятие самообразованием, пользование литературой, газетами и журналами;
  • тайна переписки;
  • отдельное место для сна;
  • бесплатная еда 3 раза в день;
  • сон ночью в течение 8 часов.

Если указанные в списке права нарушаются, то гражданин может пожаловаться в суд на незаконные действия администрации. При этом действуют общие процессуальные сроки рассмотрения заявления.

Существует ряд исключительных случаев, когда гражданин досрочно освобождается из-под ареста или отбытие наказания откладывается на срок до 7 суток:

  • возникновение заболевания или недуга, препятствующего дальнейшему нахождению в спецучреждении;
  • наличие исключительных личных обстоятельств: тяжёлая болезнь самого человека или его близкого родственника, причинение значительного ущерба имуществу семьи.

Указанное положение закреплено в статье 32.8 КоАП РФ.

Человеку, в отношении которого был применён административный арест, следует чётко исполнять требования сотрудников учреждения, где он отбывает наказание, и действующий там распорядок. Это позволит избежать новых мер ответственности за допущенные нарушения.

Новая редакция Ст. 3.9 КоАП РФ

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Комментарий к Статье 3.9 КоАП РФ

1. Административный арест - одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение серьезного административного правонарушения, кроме того, оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), а также права на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ). Важным аспектом выступает то, что административный арест назначается только судом и применяется за нарушение действующих норм права и можно говорить о согласовании с содержанием части 3 статьи 55 Конституции РФ .

КоАП в статье 3.9 "Административный арест" содержит следующие гарантии административной ответственности граждан: 1) нарушитель содержится в условиях изоляции от общества; 2) административный арест устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до тридцати суток; 3) административный арест назначается судьей и при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, выступает обязательным условием; 4) устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях; 5) административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, что не освобождает указанных лиц от административной ответственности за совершение административного правонарушения; 6) срок административного задержания включается в срок административного ареста.

2. Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и указанным Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. В указанных случаях административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п. "а" ст. 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении". По смыслу п. "а", "е" ст. 12, п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 33 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения. Срок административного задержания лиц, нарушивших правила комендантского часа, обусловлен истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на трое суток, по решению начальника ОВД или его заместителя.

Таким образом, административный арест, применяемый к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении", ограничен указанным сроком. Назначение административного ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.5 КоАП (нарушение требований режима чрезвычайного положения). Согласно Федеральному закону от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с послед. изм.) контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Другой комментарий к Ст. 3.9 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Административный арест как мера административной ответственности существенно отличается от других видов административного наказания, предусмотренных КоАП РФ. Его правовая сущность заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества под стражей в предназначенных для этой цели учреждениях. К таким учреждениям относятся специальные приемники при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Режим содержания является одним из средств достижения целей данного административного наказания: он обеспечивает охрану и постоянный надзор за арестованными в целях предотвращения совершения ими новых правонарушений. Изоляция от общества правонарушителя путем помещения его в тюрьму, колонию-поселение, исправительные колонии не допускается.

2. Административный арест устанавливается и назначается за отдельные виды наиболее общественно опасных административных правонарушений. К таким административным правонарушениям законодатель относит следующие: ; неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст.19.3); невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом (ст.19.24); ; нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст.20.2); нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст.20.5); самовольное оставление места отбывания административного ареста ().

3. Назначение административного ареста допускается в исключительных случаях, когда по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение других предусмотренных в соответствующей статье мер административной ответственности будет признано недостаточным. Критерии для применения административного ареста даются в конкретных статьях Особенной части КоАП РФ.

4. Административный арест назначается судьей.

5. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп. Это правило продиктовано соображениями гуманного характера.

6. Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение. В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел - центры временной изоляции для несовершеннолетних, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.

7. Срок административного ареста исчисляется сутками. Это означает, что иное исчисление сроков (часами, полусутками) не допускается. При этом срок административного задержания включается в срок административного ареста. Административный арест носит относительно-определенный характер. Он устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне контртеррористической операции - до тридцати суток.

Административный арест устанавливается и применяется в качестве основного административного наказания.

Административный арест не считается лишением свободы и не влечет судимости.

  • Вверх

С развитием технологий и общества, правонарушения тоже испытывают подъем. Большинство из преступлений попадает под юрисдикцию административного права. Ответственность по данному нарушению будет менее строгой, чем по уголовному преступлению, тем не менее, административное нарушение также влечет за собой проблемы для нарушителя. Главным регулирующим органом по данному вопросу выступает МВД РФ. Так, МВД вправе применять к правонарушителям такую меру наказания, как административный арест.

Оглавление:

Определение административного ареста, основания для него.

Исходя из ст. 3/2 КоАП РФ, административным арестом считается мера наказания за противозаконное деяние, которая проявляется в ограничении личной свободы нарушителя и его фактическая изоляция. Такая мера наказания применяется только за тяжкие административные проступки.

Обратите внимание

Такой вид наказания может быть применен в исключительных ситуациях, если, принимая во внимание характер деяния и самого правонарушителя, нет более действенной меры для достижения восстановления правопорядка.

Т.к. административный арест является сложным правовым процессом, его регламентируют множество законодательных постановлений и актов. Среди них КоАП РФ, Постановления Правительства, а также ФЗ.

Применение административного ареста к правонарушителю возможно только по решению суда за наиболее серьезные нарушения соответственно КоАП РФ. К таким нарушениям можно отнести хулиганство, расстройство порядка в обществе, сопротивление полицейским сотрудникам и т.д.

Такой арест назначается судом, если прочие средства наказания не являются действенными. Например, штраф не является достаточным для восстановления правопорядка в обществе.

Наказуемым всегда должно являться совершеннолетние лицо, способное нести административную ответственность. Также, исходя из ст. 3/9 КоАП, запрещено подвергать административному аресту такие категории граждан:

  • женщины, дети которых не достигли 14 лет;
  • беременные;
  • несовершеннолетние дети;
  • люди с повышенными потребностями 1 и 2 групп;
  • сотрудники правоохранительных структур и органов МВД РФ.

Важный факт

Суд может вынести решение о неприменении административного задержания даже к тем гражданам, которые не подходят под указанные категории. Однако здесь важны обстоятельства жизни нарушителя. Так, есть зарегистрированные дела, когда суд отменял наказания ввиду воспитания двух и более несовершеннолетних детей одним отцом.

Отличия административного ареста от задержания

Большинством граждан термины «административный арест» и сводятся к одному смыслу, что является грубой ошибкой. Обе эти меры наказания имеют разный смысл под собой и ведут к различным правовым последствиям.

Так, административный арест проявляется в способе устранения причины правонарушения. А задержание - в обеспечении стандартного течения делопроизводства о конкретном нарушении спокойствия общества.

Зачастую административный арест выступает следствием задержания. В подобных ситуациях, в срок ареста включается период задержания, и общий период пребывания под стражей высчитывается с даты попадания гражданина в службу правоохранительных структур.

Сроки административного ареста

Любое ограничение личной свободы человека является прямым нарушением его конституционных прав. Именно поэтому сроки задержания необходимо быть четко установлены законодательством, а правоохранительные органы не имеют права задерживать гражданина дольше, чем это оговорено в КоАП.

Стандартным сроком заключения является пятнадцать суток. Однако законодатель предусматривает случаи, в которых административное задержание может быть продлено или изначально увеличено. К таким случаям, например, относят террористические правонарушения. Если нарушитель причастен к заговору или осуществлению террористической операции. Службы, обеспечивающие контртеррористические мероприятия, имеют право взять нарушителя под административный арест до 30 суток.

При этом все вопросы по данному делу (как взятие, так и освобождение преступника) решаются исключительно через судебную инстанцию.

Права подвергшихся административному аресту

В условиях, когда гражданин нарушил административный правопорядок, его дело должно рассматриваться судом в ту дату, по которой составлен протокол. Правонарушитель обязан присутствовать на судебном процессе. Без его присутствия процесс не является действительным. Если правонарушитель сознательно отказывается приходить в назначенный день в суд, то судья может постановить, что правонарушитель должен быть доставлен в судебные органы против его воли.

На слушании судье подается составленный протокол о совершенном преступлении. Все подобные процессы рассматриваются в тех инстанциях, которые закреплены за местом жительства правонарушителя.

Обратите внимание

Если нарушитель был задержан, то судебное рассмотрение его нарушения и необходимость административного ареста должно происходить не более, чем на протяжении 48 часов с момента задержания.

В ситуациях положительного и отрицательного решения суда по вопросу о применении к правонарушителю такого ареста, за гражданином сохраняются его права:

  • иметь необходимые для жизни условия (еду, кров, медицинскую помощь при надобности);
  • иметь защиту от правоохранительных сотрудников, если здоровью и/или жизни правонарушителя угрожает опасность;
  • использовать телефон, выданный государственным служащим, до 3-х минут в сутки;
  • иметь возможность спать 8 часов в сутки;
  • использовать по назначению свою одежду;
  • иметь нужные для полноценного досуга вещи (книги, газеты, кроссворды);
  • иметь возможность осуществлять религиозное таинство;
  • иметь право на получение необходимой одежды или обуви (соответственно стандартам законодательства), продукты питания;
  • использовать минимум один час в сутки на законно положенную нарушителю прогулку.

Исходя из рассмотренного, можно утверждать, что наличие множества прав и небольшие сроки ареста предусмотрены ввиду ограниченного круга нарушений КоАП. За более серьезные, в частности, уголовные нарушения порядка, наказание предусматривается значительно более строгое.

заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции - до 30 суток.

Административный арест назначается судьей (ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ).

Административный арест может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

Административный арест - единственный из видов административных наказаний, который ограничивает свободу нарушителя. В случае совершения административных проступков иностранными физическими лицами соответствующие правовые последствия влечет также и применение наказания в виде административного выдворения.

Административный арест применяется только при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, исчерпывающий перечень которых указан в ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ; если таковые отсутствуют, должны быть применены другие, менее тяжкие административные наказания. При совершении административного правонарушения, предусматривающего применение наказания в виде административного ареста, беременной женщиной, женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, лицом, не достигшим возраста 18 лет, инвалидом I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, к указанным лицам не может быть применено данное административное наказание.

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после его вынесения. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту.

Назначение предельного срока административного ареста, предусмотренного ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ, возможно только за нарушение требований режима чрезвычайного положения.

В случаях, установленных Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п. «а» ст. 2 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении». По смыслу п. «а», «в» ст. 12, п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 33 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения. Срок административного задержания лиц, нарушивших правила комендантского часа, обусловлен истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на трое суток, по решению начальника ОВД или его заместителя.

Таким образом, административный арест, применяемый к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», ограничен указанным сроком. Назначение административного ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.5 КоАП РФ (нарушение требований режима чрезвычайного положения).

Согласно Федеральному закону от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» контртеррористическая операция представляет собой специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживающих террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.

Назначение, согласно ст. 3.9 КоАП РФ, административного ареста в указанных случаях на срок до 30 суток сопряжено с объективными трудностями, поскольку ст. 20.27 (невыполнение в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию) не предусматривает наказания в виде административного ареста.

Еще по теме Административный арест:

  1. § 10. Исполнение постановлений об административном аресте
  2. Административные процедуры и административные регламенты как правовое средство обеспечения административной реформы

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Комментарии к ст. 3.9 КОАП РФ


1. Административный арест - одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения. Условия отбывания этого наказания также строгие (см. комментарий к ст. 32.8 Кодекса). Оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, закрепленного в ст. 22 Конституции РФ, а также права на свободу передвижения, предусмотренного ст. 27 Конституции. Такое ограничение, применяемое за серьезное правонарушение, согласуется с содержанием ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусмотревшей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Назначаться это наказание может на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима проведения контртеррористической операции - до тридцати суток. Содержание правового режима контртеррористической операции изложено в ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму". Право назначения административного ареста принадлежит только судье.

Как указывается в ч. 1 комментируемой статьи, административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Режим содержания под стражей правонарушителей, подвергнутых аресту в административном порядке, определен Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 726, и утвержденными МВД России Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.

2. В соответствии с данной статьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязательно. Это является дополнительной гарантией от неполного рассмотрения дела, необъективности и принятия ошибочного решения о применении столь строгого наказания.

В настоящем Кодексе это наказание фигурирует, в частности, в санкциях статей об ответственности за неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила (ст. 17.3); неповиновение законному требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации (ст. 18.7); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3); мелкое хулиганство (ст. 20.1).

4. Указание в данной статье на то, что административный арест применяется в исключительных случаях, адресовано правоприменителю в лице судей. Критерий для применения административного ареста дается в конкретных статьях Кодекса, содержащих соответствующие санкции. Применение административного ареста допускается, если по обстоятельствам дела с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя применение других мер наказания, в частности штрафа, будет признано недостаточным. В этом случае, если дело находится у органа, должностного лица, они передают его на рассмотрение судье.

5. Сроки наказания в виде административного ареста измеряются сутками. Поэтому если в санкции статьи приводится только максимальный срок административного ареста, то наказание может быть назначено в пределах от одних суток до высшего предела, указанного в соответствующей статье Кодекса.

6. В ч. 2 комментируемой статьи содержится перечень лиц, к которым не может применяться административный арест даже в исключительных случаях. Поэтому при принятии постановления об административном аресте должно быть выяснено, нет ли препятствий к этому: не является ли женщина беременной, не имеет ли она детей в возрасте до 14 лет, достиг ли подросток, совершивший правонарушение, совершеннолетия, не является ли лицо, привлеченное к административной ответственности, инвалидом I или II группы, военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы, имеющим специальное звание сотрудника органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.

7. Административный арест в соответствии со ст. 22 Конституции РФ является таким же ограничением неприкосновенности личности, как и задержание. Поэтому в ч. 3 комментируемой статьи предусмотрено, что срок административного задержания включается в срок административного ареста.



Поделиться