Организации не являющиеся участниками бюджетного процесса. Органы, обладающие бюджетными полномочиями. Бюджетный процесс и полномочия его участников

Эта тема занимает много места в экзаменах. Эта тема легче других.

Есть 2 разновидности административно-правового понимания процесса: широкое (как всех процедур вообще) и узкое (как юрисдикционного процесса).

Бюджетный процесс – в широком смысле, включает в себя все стадии управленческого процесса, связанные с принятием и исполнением закона о бюджете.

Бюджетный процесс – регламентированная законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджетный процесс предполагает строгую последовательность в реализации. Это деятельность постадийная. Стоит ли выделять контроль как стадию? Скорее – нет, так как осуществляется все время.

Стадии бюджетного процесса:

    Составление проекта

    Рассмотрение и утверждение проекта

    Исполнение бюджета

    Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности

Организация бюджетного процесса на основе безусловного исполнения расходных обязательств соответствующего публично-правового образования – важная задача. Постановление Правительства № 249 от 2004 года, Распоряжение Правительства от 2010 года № 1101-р – о повышении эффективности бюджетных расходов.

Внедрение программно-целевого принципа – распределение бюджета по государственным программам и подпрограммам (это бывшие нацпроекты). То есть нужно разделить бюджет на программы, а их – на подпрограммы. Предполагается, что 2-3 года будут действовать переходные положения, позволяющие формировать программную структуру расходов федерального бюджета. Цель – упорядочение, так как огромное количество счетов, открытых ФК в ЦБ, затрудняет управление.

Участники бюджетного процесса

На всех уровнях

На федеральном уровне субъекты бюджетного процесса имеют некие полномочия как участники, но не всегда эти полномочия носят властный характер. В бюджетном законодательстве полномочия не всегда властные. Так, полномочия по распределению – властные, а полномочия по принятию гражданско-правового обязательства от имени публичного образования – невластные полномочия.

Участники бюджетного процесса – лишь те лица, которые имеют те или иные полномочия. Получатели средств бюджета полномочиями не наделены, и они не являются участниками бюджетного процесса.

Участниками бюджетного процесса признаются Президент (в субъектах – высшее должностное лицо), высшие исполнительные органы власти, законодательные (представительные органы) – ФС, законодательные органы субъектов, представительные органы МО, органы финансового контроля, главные администраторы, администраторы доходов бюджета, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, администраторы источников финансирования дефицита, получатели бюджетных средств, Центральный банк, что касается ГВФ, то это органы государственных внебюджетных фондов. Все они обладают бюджетными полномочиями.

Поскольку субъект РФ осуществляет свое бюджетное регулирование (так, в СПБ есть закон «О бюджетном процессе в СПБ», который определяет ход процесса), в субъектах детализируется законодательство РФ. Следовательно, могут быть и иные участники бюджетного процесса, но особых отличий нет.

Бюджетные полномочия определяются в основном БК.

Бюджетные полномочия – это установленные БК и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (ОМСУ) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Президент РФ – выступает с ежегодным бюджетным посланием к ФС, содержащим основные направления бюджетной (налоговой) политики. Прежде всего – повышение эффективности управления, мониторинг и иные направления политики.

Исполнительные органы готовят законопроект о бюджете, представляют его в законодательные органы.

Законодательные органы – есть проблемы разграничения полномочий с исполнительными органами. Законодательные органы, в первую очередь принимают закон о бюджете, кроме того, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджета, определяют правовой статус органов, которые…, в случае введения временной финансовой администрации в субъекте РФ или МО (когда субъект РФ – «банкрот»), закон о бюджете может приниматься законодательным органом вышестоящего уровня – у субъекта ФС, у МО законодательным органом субъекта РФ.

Исполнительные органы – обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение (правительство), разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета, предоставляют отчет, обеспечивают управление государственным долгом, осуществляют иные полномочия.

Определение ВС от 16.12.2009 г. № 92-Г09-5 – Правительство не может регулировать стадию рассмотрения и утверждения проекта бюджета, это может делать лишь законодательный орган, который имеет полномочия на этой стадии.

Определение ВС от 20.06.2007 – органам исполнительной власти субъектов предоставляются в ряде случаев полномочия по изменению параметров бюджетной росписи. Но внесение изменений в бюджетную роспись не должно затрагивать параметры закона о бюджете, полномочия, касающиеся закона о бюджете, могут реализовываться только законодательным органом.

Постановление ФАС ВВО от 30.11.2009 по делу № А28-3784/2009 – заявление было о том, что в бюджете не было предусмотрено выделение средств на исполнение конкретного судебного решения. Средства на покрытие расходов от исполнения конкретного судебного решения в бюджете не предусматриваются, предусматриваются в общем.

Определение ВС РФ от 1.02.2006 – на стадии передачи средств должны быть согласительные процедуры.

Финансовые органы – составляют проект соответствующего бюджета, предоставляют его для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют его исполнение, устанавливают порядок составления отчетности, осуществляют иные полномочия, регулируют отношения по межбюджетным трансфертам и т. д.

Постановление ФАС УО от 3.11.2009 № Ф09-8430/09-С2, Определение КС от 1.10.2009 № 1312-О-О – с одной стороны, судебные решения должны исполняться, однако денежные средства МО сконцентрированы только в бюджете, поэтому может быть недостаточность средств на конкретную цель, и тогда возникает вопрос, не может ли финансовый орган перераспределить средства в бюджете. КС говорит, что возможно перераспределение расходов в бюджетной росписи без внесения изменений в бюджет может быть только в рамках одного вида расходов, на другие виды расходов нельзя обратить взыскание без перераспределения их в бюджете законодательным органом. При недостаточности средств выбор направления расходования – исключительное полномочие законодательного органа, только представительный орган имеет право определять направление расходования. Исполнительный орган может перераспределять только в рамках вида расходов.

Если закон о бюджете не принят на 1 января года, то есть к началу финансового года, то по ст. 190 БК вводится временное управление бюджетом . На федеральном уровне этого не случается, но на уровне МО это может возникнуть, раньше было и в субъектах. Тогда финансовый орган правомочен ежемесячно доводить лимиты бюджетных обязательств в размере не более 1/12 бюджетных ассигнований и лимитов отчетного финансового года. Иные показатели применяются в размерах на отчетный финансовый год.

Какими показателями руководствоваться, если приняты плановые показатели на следующий после отчетного год? На этот вопрос БК не дает ответа, так как плановые периоды не адаптированы к БК.

Финансовый орган не имеет права: доводить лимиты бюджетных обязательств и ассигнования на бюджетные инвестиции и субсидии ЮЛ и ФЛ, предоставлять бюджетные кредиты, осуществлять заимствования более 1/8 объема заимствований предыдущего года в расчете на квартал, формировать резервные фонды.

Не хватает процедур, которые давали бы финансовому органу понять, когда режим временного управления начался и когда он должен завершиться.

Постановление ФАС СКО от 29.03.2005 № Ф08-1104/2005 – поскольку в протоколе сессии законодательного органа видно, что депутаты всесторонне обсуждали вопрос предоставления???

Администраторы, главные администраторы (ст. 160.1 БК).

Главный администратор обладает наиболее общими полномочиями. Формирует перечень администраторов, наделяет их бюджетными полномочиями, доводит до них сведения для составления финансового плавна или проекта бюджета, сведения для ведения кассового плана, формирует и предоставляет бюджетную отчетность и т. д.

Администраторы несут само бремя практической деятельности, связанное с начислением, учетом, контролем исчисления платежей, взысканием платежей, решениями о возврате излишне уплаченного, решениями о зачете, бюджетной отчетностью, и т. д.

Главный администратор – ФНС, администраторы – территориальные органы ФНС. Аналогично и иные органы. Перечень главных администраторов – в законе о бюджете.

Особенность ФНС как администратора – такой орган, администрирующий налоговые доходы, существует только на федеральном уровне и создает территориальные органы. При этом в налоги включаются и пени, и штрафы.

Постановление Правительства № 995 от 29.12.2007 – о перечнях администраторов. Администраторы определяются по доходам, которые они администрируют. Каждый главный администратор принимает свои акты, который регламентирует администрирование определенного дохода, в т. ч. территориальными подраделениями, может быть администрирование органами субъектов доходов бюджета РФ (Приказ Роструда от 17.08.2010 № 231).

Во многих случаях возникает проблема о том, что плательщик должен правильно определить получателя платежа, то есть администратора. Это касается некоторых неналоговых доходов. Тогда суды оценивают, имеет или не имеет орган права администрировать соответствующий доход.

Была раньше очень массовая проблема (теперь решенная), когда было непонятно, к какому органу обращаться плательщику страховых взносов в ПФР – в ФНС или в ПФР (функции были разделены), обращаться надо было в ФРС.

Приказ Минфина № 80н (2008 г.) – порядок учета участников федерального бюджетного процесса (распорядителей, получателей, администраторов, главных распорядителей и главных администраторов бюджета), они получают собственный код.

Главный распорядитель, распорядитель

По системе главных распорядителей и распорядителей выстраивается исполнение бюджета.

Главный распорядитель (по ст. 6) – это ОГВ, орган управления ГВФ, ОМСУ, учреждение (в некоторых случаях), имеющее право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между распорядителями и получателями бюджетных средств.

Главные распорядители – в законодательном акте, на уровне всего публично-территориального образования.

Распорядитель – ОГВ, орган управления ГВФ, ОМСУ, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Основные полномочия – определены БК.

Ст. 158 БК – основные полномочия главного распорядителя:

    обеспечивать результативность, эффективность, адресность, целевой характер бюджетных средств (контроль),

    формирование перечня подведомственных распорядителей и получателей,

    ведение реестра расходных обязательств,

    планирование расходов бюджета,

    составление, утверждение, ведение бюджетной росписи,

    распределения ассигнований, лимитов,

    внесение предложений по формированию и изменению лимитов

    определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных учреждений (кто и как может утверждать бюджетную смету)

    формирует государственные (муниципальные) задания (в соответсвии с ними предоставляются субсидии учреждениям)

    обеспечивает контроль за получением трансфертов

Главный распорядитель распределяет по распорядителям ассигнования, для чего формирует бюджетную роспись. Может обеспечивать внутренний аудит внутри своей системы.

Бюджетные полномочия главного распорядителя (ч. 3 ст. 158 БК): главный распорядитель выступает в суде от имени РФ по следующим требованиям: о возмещении вреда от действий должностных лиц по ведомственной принадлежности, а также по требованиям, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств доведенных казенному учреждению. Выступает не финансовый орган при возмещении вреда по ст. 1069, 1070, а выступает именно главный распорядитель. По остальным основаниям выступают в суде финансовые органы, иные органы в суде почти не выступают.

Главные распорядители поименованы в законе о бюджете, и этим главным образом они отличаются от распорядителей (главное отличие).

Постановление Пленума ВАС № 21 2006 года: нужно выяснять, кто выступает в качестве главного распорядителя, и он будет выступать от казны.

В Послании Президента – система мониторинга качества финансового менеджмента: обеспечение качества расходования наименьшего количества выделяемых средств.

Распорядитель:

Осуществляет планирование расходов бюджета

Распределяет бюджетные ассигнования, лимиты по подведомственным распорядителям и (или) получателям средств и т. д.

Получатели бюджетных средств (ст. 162 БК)

Очень разные точки зрения на понятие получателя средств.

Получатель в бюджетном кодексе – участник бюджетного процесса.

Получатель – это ОГВ, ОМСУ, органы фонда, казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. А что насчет автономных учреждений, ЮЛ, ФЛ? Они не включаются в число участников бюджетного процесса.

В некоторых случаях пытаются обращаться к статусу получателя как участника бюджетного процесса, но применимо к ответственности это неверно, и иные лица, получающие средства бюджета, могут привлекаться к ответственности.

В подзаконных актах, которые регламентируют процедуру исполнения бюджета, находим детализацию категории получателя средств (Приказ ФК от 7.10.2008 № 7н). Там – своеобразное определение, и есть несколько таких определений в актах для определенных целей.

Ст. 289 БК – нецелевое использование бюджетных средств: говорится об ином основании получения получателем бюджетных средств, непонятно, допустимо ли тут расширенное толкование понятия получателя.

Минэкономразвития указало, что негосударственное учреждение не может иметь статус получателя.

Полномочия получателя:

    Составляет и исполняет бюджетную смету

    Принимает и (или) исполняет бюджетные обязательства (заключает во исполнение законодательства гражданско-правовые договоры, оплачивает их за счет бюджетных средств)

    Обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных ассигнований

    Вносит предложения по изменению бюджетной росписи

    Ведет бюджетный учет

    Формирует и представляет бюджетную отчетность

    Исполняет иные полномочия

Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.

Лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) – это объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и исполнение их в бюджетном году.

То есть смета устанавливает объем прав на принятие казенным учреждением расходных обязательств.

Закон 83-ФЗ – об учреждениях. Есть автономные, бюджетные и казенные учреждения. Законодатель ввел эту реформу, чтобы не отвечать по долгам учреждений. При этом больше самостоятельности они не получили. Учреждения (кроме казенных) получают госзадание и субсидии, доходы от деятельности расходуются по своему усмотрению, но при этом есть механизмы контроля.

Казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее выполнение государственных (мун) услуг, работ, функций в целях обеспечения выполнения полномочий ОГВ или ОМСУ.

Ст. 161 БК про казенные учреждения распространяется на ОГВ, ОМСУ и органы управления ГВФ. ОГВ становятся казенными учреждениями в части обеспечения своей деятельности.

Какие есть казенные учреждения? Это воинские части, учреждения УИС, силовых структур, психиатрические больницы, лепрозории и т. д.

Все операции отражаются на лицевых счетах в ФК или финн органах субъектов. Казенные учреждения не вправе иметь банковских счетов (грубое нарушение), не могут распоряжаться имуществом без согласия собственника, быть участником и учредителем ЮЛ, получать кредиты и т. д.

Заключение и оплата контрактов – в пределах лимитов бюджетных обязательств, превышение лимитов ведет к признанию недействительным контракта по иску ОГВ. Это вопрос гражданского законодательства, но решается он БК. С точки зрения ГП недостаточность денежных средств не является основанием для признания сделки недействительной, ведь можно обратиться к распорядителю.

Лимиты – объем прав на принятие обязательств. Вопрос в том, что если на момент заключения сделки право на принятие обязательств в таком объеме отсутствует, есть ли тут дефект полномочий, который является основанием для признания сделки недействительной?

Что, если лимиты доводятся, в соответствии с этими лимитами заключается ГПД, но лимиты уменьшаются? Казенное учреждение должно обеспечить согласование размещения заказов на новых условиях. Контрагент вправе требовать лишь возмещение фактически понесенного ущерба, вызванного изменением условий гос контракта.

При ответственности по обязательствам: при недостаточности денежных средств ответственность субсидиарно несет собственник имущества.

Бюджетное учреждение – формально не является участником бюджетного процесса. Передаются субсидии на выполнение гос задания, но могут быть иные субсидии, бюджетные инвестиции. Получает доходы от доходной деятельности, средства бюджетов ГВФ (медицинские учреждения – из ФОМС). Операции осуществляются через лицевые счета в ФК.

Постановление Правительства от 30.12.2011 № 1249 – об исполнении бюджета, есть правила предоставления субсидий учреждениям.

Бюджетному учреждению должны открываться лицевые счета, открытые в органах ФК. Это не один лицевой счет, их может быть несколько. В зависимости от необходимости санкционирования расходов осуществляется учет операций по счетам с теми или иными денежными средствами. Никакого санкционирования по общему правилу не должно быть, лишь проведение операций. Но если речь идет о субсидиях на выполнение гос задания, должна пройти процедура согласования расходов.

Доходы от оказания платных услуг не изымаются в бюджет, так как они не зачисляются в доходы бюджета, должен быть для них отдельный счет, открытый казначейству в ЦБ, как для средств, не подлежащих зачислению в бюджет.

Автономные учреждения тоже получают субсидии, но имеют больше полномочий по распоряжению имуществом и могут иметь расчетные счета.


Бюджетный процесс – это совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.

Финансово-бюджетная политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банка России), контрольно-счетных органов.
В Российской Федерации время совершения процесса исполнения бюджета - бюджетный период - установлено с 1 января по 31 декабря и совпадает с календарным годом.
Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.
Участники бюджетного процесса. Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т.е. правами и обязанностями участников бюджетного процесса. Это органы представительной и исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного финансового контроля, главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств, государственные целевые внебюджетные фонды.
Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.
Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за их исполнением.
Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства РФ, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.
Главный распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями. Он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.
Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) - это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управления, обороны, проведения социально-культурных мероприятий и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.
Контрольно-счетные органы (Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.
Бюджетный процесс включает:
бюджетное прогнозирование
составление бюджета
рассмотрение и утверждение проекта бюджета
исполнение бюджета в течение бюджетного года
анализ и контроль исполнения бюджета

Еще по теме 8.2. Участники бюджетного процесса:

  1. 17. Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня
  2. Введение. 5 Глава 1. Содержание финансов и основы управления системой финансов 8 1.1. Экономическая сущность финансов. 8 1.2. Структура финансовой системы России. 15 1.3. Реализация финансовой политики как главная цель управления финансами 22 Контрольные вопросы к главе 1. 37 Глава 2. Место и роль бюджетной системы в финансовой системе страны 38 2.1. Становление и развитие бюджетной системы в России. 38 2.2. Роль бюджета в социально-экономическом развитии страны 47 2.3. Основы современного бюджетного устройства в России. 57 2.4. Законодательное регулирование бюджетных правоотношений 72 2.5. Государственные внебюджетные фонды.. 76 Контрольные вопросы к главе 2. 79 Глава 3. Межбюджетные отношения. 80 3.1. Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм 80 3.2. Формирование системы межбюджетных отношений в России. 86 3.3. Основы межбюджетного выравнивания в России. 91 3.4. Характеристика межбюджетных трансфертов. 94 Контрольные вопросы к главе 3. 107 Глава 4. Доходы бюджетов бюджетной системы РФ.. 108 4.1. Сущность и виды доходов бюджетов. 108 4.2. Доходы федерального бюджета. 115 4.3. Особенности формирования доходов бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. 117 4.4. Проблема рационализации структуры доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.. 122 Контрольные вопросы к главе 4. 125 Глава 5. Расходы бюджетов бюджетной системы РФ.. 126 5.1. Сущность расходов бюджетов и их роль в макроэкономическом регулировании. 126 5.2. Структура расходов бюджетов бюджетной системы РФ 129 5.3. Особенности осуществления программно-целевого бюджетного финансирования 145 Контрольные вопросы к главе 5. 149 Глава 6. Сбалансированность бюджетов бюджетной системы РФ.. 150 6.1. Сущность и причины возникновения бюджетного дефицита 150 6.2. Источники финансирования дефицита бюджета в России. 153 6.3. Государственный и муниципальный долг. 157 Контрольные вопросы к главе 6. 161 Глава 7. Бюджетный процесс в Российской Федерации. 163 7.1. Участники бюджетного процесса и их полномочия. 163 7.2. Составление проектов бюджетов бюджетной системы РФ.. 167 7.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов бюджетной системы РФ 171 7.4. Исполнение бюджетов бюджетной системы РФ.. 175 7.5. Внешняя проверка бюджетной отчетности. 181 Контрольные вопросы к главе 7. 184 Список литературы.. 185 Приложения. 192 ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с бюджетным законодательством бюджетными полномочиями обладают:

Финансовые органы (их структура определяется указом Прези­дента РФ);

Органы денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ);

Органы государственного (муниципального) финансового кон­троля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые орга­ны исполнительной власти, контрольные органы законодатель­ных органов субъектов РФ и представительных органов мест­ного самоуправления).

Каждый из них имеет собственные задачи и действует в пре­делах закрепленных полномочий.

Отдельные бюджетные полномочия могут осуществлять иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с за­конодательством.

Субъекты РФ для проведения собственной бюджетной поли­тики создают финансовые органы и органы финансового контро­ля в соответствии со своим законодательством.

Муниципальные образования для обслуживания местного бюд­жета и управления средствами бюджета создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы в соответствии со своим уставом и законодательством РФ.

Участниками бюджетного процесса являются:

1) Президент РФ;

2) органы законодательной власти;

3) органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые орга­ны, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

4) органы денежно-кредитного регулирования;

5) органы государственного и муниципального финансового контроля;

6) государственные внебюджетные фонды;

7) главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

8) иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные пред­приятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредит­ные организации, осуществляющие отдельные операции со сред­ствами бюджетов.

Законодательные органы, представительные органы местного самоуправления:

Рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их испол­нении;

Осуществляют последующий контроль за исполнением бюдже­тов;

Формируют и определяют правовой статус органов, осуществ­ляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы;

Осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством.

Законодательные органы не имеют права создавать свои резерв­ные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления, со­вмещающих функции законодательных и исполнительных органов).

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправле­ния осуществляют:

Составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательно­го органа, представительного органа местного самоуправления;

Исполнение бюджета, в том числе сбор доходов, управление государственным, муниципальным долгом;

Ведомственный контроль за исполнением бюджета;

Составление отчета об исполнении бюджета для утверждения законодательными органами;

Другие полномочия.

Центральный банк РФ наделен следующими бюджетными пол­номочиями.

Совместно с Правительством РФ он разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики. ЦБ РФ обслуживает счета бюджетов, а также осуществляет функции генерального аген­та по государственным ценным бумагам РФ.

Кредитные организации могут осуществлять отдельные опера­ции со средствами бюджета, например привлекаться для осуще­ствления операций по предоставлению средств бюджета на воз­вратной основе. Они выполняют бюджетные функции ЦБ РФ, если на соответствующей территории нет учреждений ЦБ РФ или последние не могут выполнять эти функции.

Субъекты РФ, муниципальные образования вправе открывать счета в банках, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муници­пальными ценными бумагами, а также осуществляющих расчеты.

Органы государственного, муниципального финансового контро­ля, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных право­вых актов бюджетного законодательства. Они осуществляют пред­варительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов.

Главным распорядителем бюджетных средств является орган власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям этих средств. Он определен ведомственной классификацией рас­ходов федерального бюджета. Аналогично определяется главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета.

Главный распорядитель:

Представляет государство в договорах о выделении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муници­пальных гарантий, бюджетных инвестиций;

Определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей с учетом нормативов финансовых затрат;

Утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюд­жетных учреждений;

Составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получате­лям средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

Вносит изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет (на основании мотивированного представления бюджетного уч­реждения);

Осуществляет контроль получателей бюджетных средств в час­ти обеспечения их целевого использования, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг;

Осуществляет контроль за использованием бюджетных средств их распорядителями, бюджетными учреждениями и другими получателями, государственными и муниципальными унитар­ными предприятиями, которым передана на праве хозяйствен­ного ведения или в оперативное управление собственность соответственно РФ, субъектов РФ или муниципальных обра­зований. Непосредственное проведение контроля за использо­ванием бюджетных средств унитарными предприятиями осу­ществляется по инициативе главного распорядителя органами финансового контроля;

Готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению госу­дарственных или муниципальных услуг;

Выступает в суде от имени казны РФ:

По искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов;

По искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности.

Распорядителем бюджетных средств является орган государ­ственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям.

Бюджетное законодательство, наделяя главного распорядите­ля и распорядителя бюджетных средств широкими полномочия­ми, устанавливает их ответственность за:

Целевое использование выделенных в их распоряжение средств;

Достоверность и своевременное представление установленной отчетности и другой информации, связанной с исполнением бюджета;

Своевременное составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям средств;

Своевременное представление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям средств в орган, исполняющий бюджет;

Утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюд­жетных учреждений;

Соответствие бюджетной росписи показателям, утвержденным законом о бюджете;

Соблюдение нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг при утверждении смет доходов и расходов;

Эффективное использование средств;

Соответствие иным требованиям Бюджетного кодекса и феде­ральным законам.

Бюджетное учреждение - это организация, созданная органа­ми государственной власти для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансирует­ся из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы. Бюджетными учреждени­ями признаются также организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управ­ления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия.

Смета этого учреждения должна отражать все его доходы, по­лучаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фон­дов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципаль­ной собственности, закрепленной на праве оперативного управ­ления, и иной деятельности.

Если уполномоченные органы государственной власти умень­шают средства соответствующего бюджета, выделенные целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых бюд­жетным учреждением, стороны договора согласуют новые сроки и другие условия договора. Контрагент вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением договора.

Бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной год, которая подается на утверждение глав­ному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

Бюджетные средства используются в соответствии с утвержден­ной сметой. Однако бюджетное учреждение вправе при исполне­нии сметы перераспределить расходы по предметным статьям и видам расходов. Эти права определяет Федеральное казначейство РФ либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с глав­ными распорядителями бюджетных средств. В расходовании же средств, полученных за счет внебюджетных источников, бюджет­ное учреждение самостоятельно.

Получателем бюджетных средств является бюджетное учрежде­ние или иная организация, имеющие право на получение этих средств в соответствии с бюджетной росписью.

Получатели бюджетных средств имеют право на:

Своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью разме­ром с учетом сокращения и индексации;

Своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигно­ваниях и лимитах бюджетных обязательств;

Компенсацию в размере недофинансирования.

Получатели бюджетных средств обязаны:

Своевременно подавать бюджетные заявки или иные докумен­ты, подтверждающие право на получение средств;

Эффективно использовать средства в соответствии с их целе­вым назначением;

Своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные сред­ства, предоставленные на возвратной основе;

Своевременно и в полном объеме вносить плату за пользова­ние средствами, предоставленными на возмездной основе;

Своевременно представлять отчет и иные сведения об исполь­зовании средств.

Бюджетное законодательство определяет круг участников бюд­жетного процесса, обладающих бюджетными полномочиями на федеральном уровне:

Президент РФ;

Государственная Дума;

Совет Федерации Федерального Собрания;

Правительство РФ;

Министерство финансов РФ;

Федеральное казначейство;

Органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

Банк России;

Счетная палата РФ;

Государственные внебюджетные фонды;

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

Иные органы, на которые законодательством возложены бюд­жетные, налоговые и иные полномочия.

Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетны­ми полномочиями:

Составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

По поручению Правительства РФ представляет государство в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

Осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и его исполнения;

Составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

Разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ;

Разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу го­сударственных внутренних заимствований РФ, условия выпус­ка и размещения государственных займов, выступает в каче­стве эмитента государственных ценных бумаг, проводит реги­страцию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

Осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;

Разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу го­сударственных внешних заимствований РФ, организует рабо­ту по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разра­батывает программу предоставления гарантий Правительства РФ на привлечение иностранных кредитов третьими сторона­ми и определяет порядок предоставления таких гарантий;

Осуществляет методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их орга­низационно-правовых форм, если иное не предусмотрено за­конодательством;

Принимает в пределах своей компетенции нормативные акты;

Получает от органов исполнительной власти разных уровней, государственных внебюджетных фондов материалы, необходи­мые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидирован­ного бюджета РФ, а также отчета об исполнении консолиди­рованного бюджета РФ;

Обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах утвержденного лимита в порядке, установ­ленном Правительством РФ;

Предоставляет по поручению Правительства РФ от имени РФ государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным об­разованиям и юридическим лицам в пределах утвержденного лимита;

Проводит проверки финансового состояния получателей бюд­жетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, кредитов и гарантий;

Проводит проверки получателей бюджетных инвестиций по соблюдению ими условий получения и эффективности исполь­зования указанных средств;

Регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и фе­деральных казенных предприятий;

Ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внеш­него долга РФ;

Осуществляет управление государственным долгом РФ;

Осуществляет иные полномочия;

Организует исполнение федерального бюджета, а также бюдже­тов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих соглашений;

Исполняет федеральный бюджет;

Осуществляет предварительный и текущий контроль за испол­нением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих соглашений;

Осуществляет операции со средствами федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих соглашений;

Составляет отчет об исполнении федерального бюджета, а так­же бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае за­ключения соответствующих соглашений;

Составляет отчет об исполнении консолидированного бюдже­та РФ;

Представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;

Устанавливает порядок ведения учета и составления отчетнос­ти об исполнении бюджетов всех уровней, смет расходов бюд­жетных учреждений, устанавливает формы учета и отчетности по исполнению бюджетов всех уровней;

Открывает лицевые счета главных распорядителей, распоряди­телей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета получателей бюджетных средств;

Обладает правом требовать от главных распорядителей, распо­рядителей и получателей бюджетных средств предоставления отчетов об использовании средств федерального бюджета и иных сведений, связанных с получением, перечислением, за­числением и использованием средств бюджета;

Получает от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами внебюджетных фондов;

Направляет представления главным распорядителям, распоря­дителям и получателям средств федерального бюджета, ЦБ РФ и его учреждениям, кредитным организациям с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодатель­ства и осуществляет контроль за их устранением;

Приостанавливает операции по лицевым счетам главных рас­порядителей, распорядителей и получателей средств федераль­ного бюджета;

Взыскивает в бесспорном порядке с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и получа­телей средств федерального бюджета средства в размере бюд­жетных средств, использованных не по целевому назначению;

Взыскивает в соответствии с договорами со всех счетов полу­чателей бюджетных средств средства, выданные в форме бюд­жетных ссуд и кредитов, по которым истек срок возврата, а также проценты, подлежащие уплате за пользование бюджет­ными ссудами и кредитами;

Налагает на главных распорядителей, распорядителей и полу­чателей средств федерального бюджета, кредитные организа­ции штрафы в соответствии с договорами и законодательством;

Ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансирует­ся из средств федерального бюджета;

Осуществляет иные полномочия.

Бюджетный кодекс определяет исключительные полномочия министра финансов РФ. Министр имеет исключительное право дать разрешение (разрешительная надпись) на совершение следу­ющих действий:

1) утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

2) утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей;

3) предоставление бюджетных ссуд из федерального бюджета;

4) введение режима сокращения расходов федерального бюд­жета при условии недостатка поступлений не более 5% утверж­денных поступлений в бюджет;

5) перемещение ассигнований между главными распорядите­лями, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ в преде­лах 10% утвержденных расходов;

6) осуществление блокировки расходов и отмену решения о блокировке расходов.

Организация бюджетного процесса представляет собой сложную, регламентируемую нормами права процедуру, в которой огромное значение имеет деятельность органов, на которые возложены непосредственные обязанности по организация бюджетного процесса местного бюджета.

Разделом 5 Бюджетного кодекса РФ регулируются полномочия участников бюджетного процесса на местном уровне.

Участниками бюджетного процесса на муниципальном уровне являются:

Анализ положений о регулировании бюджетных правоотношений нескольких муниципальных образований показал отличия в составе участников бюджетного процесса. В соответствии с Положением о регулировании бюджетных правоотношений в Ибресинском районе Чувашской Республики участники бюджетного процесса представлены на рис.1.3.1.

В некоторых положениях о регулировании бюджетных правоотношений в качестве участников бюджетного процесса включены: глава администрации, мэр города. В качестве участников бюджетного процесса на муниципальном уровне в разных положениях о регулировании бюджетных правоотношений включены как исполнительные органы власти, так и физические лица - руководители администраций. Это не совсем точно, так как должностные лица названы в одном ряду с органами исполнительной власти.

Рис.1.3.1. Участники бюджетного процесса Ибресинского района

Деятельность участников бюджетного процесса на муниципальном уровне проявляется в их функциях.

Так, администрация муниципального образования в лице главы:

  • - вносит проект местного бюджета с необходимыми документами и материалами на утверждение представительного органа местного самоуправления;
  • - утверждает после принятия бюджета муниципального образования представительным органом поквартальное (помесячное) распределение доходов, расходов и источников финансирования дефицита местного бюджета;
  • - организует исполнение местного бюджета;
  • - осуществляет контроль за деятельностью финансового отдела по исполнению местного бюджета;
  • - представляет на утверждение представительного органа местного самоуправления отчет об исполнении бюджета.

Особая ответственность за организацию бюджетного процесса на местном уровне возложена на финансовые органы муниципального образования.

Финансовый орган муниципального образования обладает следующими бюджетными полномочиями:

  • - разрабатывает и представляет в администрацию муниципального образования основные направления бюджетной и налоговой политики, организует составление и составляет проект бюджета муниципального образования, представляет его в администрацию муниципального образования;
  • - ведет реестр расходных обязательств муниципального образования.

Для их реализации он получает от должностных лиц администрации муниципального образования и поселений материалы, необходимые для составления проекта бюджета муниципального образования, а также проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджета муниципального образования либо субъектам бюджетного планирования.

В компетенцию финансового органа муниципального образования входят составление и ведение сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования. Финансовым органом устанавливается порядок ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета муниципального образования, включая внесение изменений в них, устанавливается порядок составления бюджетной отчетности бюджета муниципального образования, представляет главе муниципального образования бюджетную отчетность муниципального образования.

На основании анализа представленных документов финансовый орган контролирует правильность расходования и целевое использование средств бюджета муниципального образования получателями средств бюджета муниципального образования, включая бюджеты поселений, правильность ведения бюджетного учета, составления отчетности по исполнению бюджета муниципального образования.

Одними из важных функций деятельности финансового органа муниципального образования являются: организация исполнения бюджета муниципального образования, осуществление предварительного, текущего и последующего контроля за исполнением бюджета муниципального образования, ведение учета операций по кассовому обслуживанию бюджета муниципального образования.

Финансовый орган осуществляет открытие и ведение лицевых счетов главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета муниципального образования, осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета муниципального образования и администраторов источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования, лицевые счета которых открыты в финансовом отделе администрации муниципального образования, устанавливает порядок открытия и ведения лицевых счетов главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета муниципального образования.

Также финансовый орган доводит до главных распорядителей бюджета муниципального образования показатели сводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств, осуществляет управление операциями со средствами на едином счете бюджета муниципального образования в установленном им порядке, осуществляет составление и ведение кассового плана исполнения бюджета муниципального образования.

Муниципальное казначейство осуществляет кассовое обслуживание исполнения местного бюджета, то есть проведение и учет операций по кассовым поступлениям в местный бюджет и кассовым выплатам из местного бюджета.

Обслуживая проведение и учет кассовых операций со средствами местного бюджета, орган муниципального казначейства не вмешивается в полномочия органов местного самоуправления в части обеспечения и организации исполнения местного бюджета.

В ряде муниципальных образований кассовое обслуживание исполнения местного бюджета осуществляет Федеральное казначейство.

Налоговые органы, выполняя функцию администратора поступлений, проводят работу по контролю за уплатой законно установленных налогов, сборов и других обязательных платежей, полнотой и своевременностью уплаты их во все уровни бюджетов и государственные внебюджетные фонды, ведут в установленном порядке учет налогоплательщиков, осуществляют возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов.

Учреждения Центрального банка РФ, уполномоченные кредитные учреждения- осуществляют учет операций по расчетным счетам бюджета, открытым в их учреждениях (например, отделение Сбербанка РФ).

Главные распорядители бюджетных средств - это органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенным ведомственной классификацией расходов местного бюджета (например, администрация муниципального образования). Главные распорядители бюджетных средств определяют задания по предоставлению муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей средств из местного бюджета с учетом нормативов финансовых затрат. В их обязанности входят утверждение сметы доходов и расходов подведомственных муниципальных бюджетных учреждений, составление бюджетной росписи, внесение изменений в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего местный бюджет. Главные распорядители бюджетных средств распределяют лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также исполняют соответствующую часть местного бюджета. Они контролируют получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого их использования, своевременного возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению муниципальных услуг; осуществляют контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств. Они также готовят и предоставляют органу, ответственному за контроль исполнения местного бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению муниципальных услуг;

Распорядители бюджетных средств - органы местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств (например, районный отдел образования). Распорядители бюджетных средств составляют бюджетную роспись, распределяют лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств. Они направляют их в орган, исполняющий бюджет, определяют задания по предоставлению муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат. Распорядители утверждают сметы доходов и расходов подведомственных учреждений, осуществляют контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

Получатели бюджетных средств - бюджетные учреждения, государственные и муниципальные предприятия и иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью (например, муниципальные учреждения здравоохранения). Получатели бюджетных средств подают бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств, используют бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением, своевременно и в полном объеме возвращают бюджетные средства, предоставляемые на возвратной основе, представляют отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств распорядителю.

Еще одним участником бюджетного процесса на муниципальном уровне являются органы муниципального финансового контроля. Основными функциями органов финансового контроля являются:

  • - осуществление контроля за исполнением местных бюджетов;
  • - проведение экспертизы проектов местных бюджетов, муниципальных целевых программ, правовых актов органов местного самоуправления;
  • - осуществление предварительного, текущего и последующего контроля за исполнением местных бюджетов.

Органы муниципального финансового контроля создаются органами местного самоуправления, полномочия этих органов определяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Примером органов муниципального финансового контроля являются контрольно-счетные палаты муниципальных образований.

Физические и юридические лица являются налогоплательщиками и плательщиками сборов и соответственно, они участвуют в бюджетном процессе на муниципальном уровне, так как пополняют бюджет путем уплаты налогов или сборов.

Таким образом, участниками бюджетного процесса на муниципальном уровне являются:

  • - администрация муниципального образования;
  • - собрание депутатов муниципального образования;
  • - финансовые органы муниципального образования;
  • - администраторы доходов муниципального образования;
  • - финансово- кредитные учреждения муниципального образования;
  • - главные распорядители бюджетных средств;
  • - распорядители бюджетных средств;
  • - получатели бюджетных средств;
  • - органы муниципального финансового контроля;
  • -физические и юридические лица.

· утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

· утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета;

· предоставление бюджетных кредитов из средств федерального бюджета;

· введение режима сокращения расходов федерального бюджета при условии недостатка не более 5 процентов утвержденных поступлений в федеральный бюджет;

· перемещение ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ в пределах 10 процентов утвержденных расходов;

· осуществление блокировки расходов и отмену решения о блокировке расходов.

Министр финансов имеет право назначить в федеральные органы исполнительной власти и бюджетные учреждения уполномоченных по федеральному бюджету при установлении случаев нецелевого использования бюджетных средств.

· соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;

· своевременность составления бюджетной росписи;

· соблюдение порядка предоставления бюджетных кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций.

· введение режима сокращения расходов бюджета при получении сведений о невозможности исполнения федерального бюджета.


Федеральное казначейство создано в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением и целевым использованием государственных средств. В его обязанности входят:

· прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

· сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;

· представление высшим органам государственной власти отчетности об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, отчета о состоянии бюджетной системы РФ;

· управление и обслуживание совместно с Банком России государственного долга;

· разработка методологических и инструктивных материалов, ведение операций по учету государственной казны.

На органы Федерального казначейства возложены функциипо исполнению бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Органы исполнительной власти РФ вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через казначейство на основании соглашений. При этом полномочия органов Федерального казначейства распространяются на организации (включая кредитные организации), осуществляющие операции со средствами соответствующих бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета.

Федеральное казначейство несет ответственность за:

· правильность и своевременность проведения операций и учета кассовых поступлений и выплат из бюджетов, составления отчетов о кассовых поступлениях в бюджеты и выплатах из бюджетов;

· своевременность представления отчетов о кассовых поступлениях в бюджеты и выплатах из бюджетов;

· своевременность доведения представленных Министерством финансов РФ лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств федерального бюджета;

· своевременность доведения распределенных главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств до находящихся в его ведении распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

· осуществление расходов с единого счета федерального бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств;

· осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета в пределах своей компетенции.

Руководитель Федерального казначейства несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральное казначейство полномочий.

Контрольные и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Для осуществления государственного бюджетного контроля за соблюдением налогового законодательства созданы органы государственного налогового контроля. Задача работы этих органов заключается в систематизации учета, отчетности, контроле за налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению и налоговой проверке. В соответствии с действующим законодательством полномочиями органов налогового контроля обладают Государственная налоговая служба РФ и таможенные органы.

В целях контроля за соблюдением налогового законодательства, предупреждения и пресечения экономических преступлений в России была создана Федеральная служба налоговой полиции РФ (упразднена с 2003 г.). Она выполняла функции по предупреждению, выявлению пресечению и расследованию нарушений налогового законодательства, которые являлись преступлениями или административными правонарушениями.

Государственный бюджетный контроль осуществляется также и рядом других государственных органов: Центральным банком РФ, федеральной антимонопольной службой, федеральной службой по финансовым рынкам, федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и другими министерствами и ведомствами.

К сожалению, в последние годы государственный финансовый контроль осуществлялся недостаточно эффективно, несмотря на ряд указов Президента (№ 1095 от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ», № 477 от 12 мая 1997 г. «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета») и принятия Бюджетного кодекса РФ (раздел IX). Имеет место нецелевое использование средств, выделенных из федерального бюджета, под которым понимается такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями.


Например:

· направление бюджетных средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей перепродажи;

· осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица;

· оказание финансовой поддержки;

· расходование средств при отсутствии оправдательных документов,

· неоформление или неправильное оформление первичных документов;

· расходование средств сверх норм, установленных Минфином РФ (командировочные расходы, нормы на расходование бензина и др.);

· использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов;

· расходование средств не по коду экономической классификации и др.

К нарушителям применялась такая мера ответственности, как взыскание денежных средств, используемых не по целевому назначению, и наложение штрафа в размере действующей учетной ставки Банка России.

В 2002 г. Минфином РФ были приняты меры по усилению финансового контроля. За 9 месяцев 2002 г. было проведено 31 тыс. ревизий и проверок, в ходе которых выявлено нарушений на сумму 29 млрд. руб. По выявленным финансовым нарушениям материалы передавались в правоохранительные органы. Проверенными организациями в добро-вольном порядке было возмещено 3,3 млрд. руб., из которых 226 млн. руб. – в федеральный бюджет.

Несмотря на значительные успехи в сфере финансового контроля, назрела необходимость принятия федерального закона о государственном финансовом контроле.



Поделиться