Работа по принуждению статья. Допустимые случаи принуждения к труду в международно-правовых актах о правах человека. Принудительный труд в МОТ

Ст 4 ТК РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года.

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

  • нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
  • возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.
  • Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:
  • работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
  • работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;
  • работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
  • работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Комментарий к статье 4 ТК РФ:

В статье 4 ТК РФ чётко указано, что принудительный труд запрещен. Это означает, что никого нельзя обязать выполнять работу под угрозой применения наказания. Каждый вправе выбирать любой род деятельности и профессию и вправе вообще не заниматься трудовой деятельностью.

Конституционный запрет принудительного труда реализуется в различных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов.

Статья 1 Закона о занятости предусматривает, что незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности, из УК исключена статья об ответственности за уклонение от общественно полезного труда (в законодательстве такое уклонение называлось тунеядством).

Ст 4 ТК РФ гласит, что запрещение принудительного труда содержится в отдельной статье, а не в статье "Основные трудовые права и обязанности работников", как было предусмотрено в КЗоТ. Это подчеркивает основополагающее значение такого запрета для регулирования трудовых отношений. Запрещение принудительного труда, предусмотренное в комментируемой статье, соответствует международным правовым актам - Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. (ВВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291), Конвенциям МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930) (ВВС СССР. 1956. N 13. Ст. 279) и N 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957) (СЗ РФ. 1998. N 12. Ст. 1348).

В отличие от КЗоТ Трудовой кодекс не только запрещает принудительный труд, но и дает определение понятия принудительного труда, которое соответствует формулировкам Конвенции МОТ N 29.

Кодекс расширил понятие принудительного труда по сравнению с международными правовыми нормами. Ст 4 ТК РФ с комментариями определяет, что к принудительному труду относится работа, выполняемая работником под угрозой наказания, хотя в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами он может от нее отказаться. К таким случаям отказа относятся: нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере; возникновение непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в т.ч. вследствие необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Расширение понятия принудительного труда усиливает гарантии соблюдения трудовых прав работников, дает им право приостановить выполнение своих трудовых обязанностей (ст. 142 ТК) или отказаться от такой работы (ст. 379 ТК).

Запрещая принудительный труд, статья 4 ТК РФ перечисляет виды работ, которые не считаются принудительным трудом.

Это перечисление начинается с работы, которая выполняется в порядке несения военной службы и альтернативной гражданской службы. Согласно Закону о воинской обязанности граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими. При призыве на военную службу может быть принято решение о направлении на альтернативную гражданскую службу (Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030). Работа в процессе исполнения воинской обязанности или прохождения альтернативной гражданской службы не может квалифицироваться как принудительный труд.

Не считается принудительным трудом работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами. Так, Закон о чрезвычайном положении предусматривает в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизацию трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

Трудовой кодекс не относит также к принудительному труду работу, выполняемую в чрезвычайных обстоятельствах, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясение, сильные эпидемии или эпизоотии и иные чрезвычайные обстоятельства, угрожающие жизни или жизнеобеспечению населения).

Из комментария к статье 4 ТК РФ следует, что не считаются принудительным трудом работы в порядке исполнения наказания по вступившему в законную силу приговору суда. Такие работы выполняются при осуждении к исправительным работам (гл. 7 УИК "Исполнение наказания в виде исправительных работ") и к лишению свободы. Статья 103 УИК предусматривает, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. В свою очередь, администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе: в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с: нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя: работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

мых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. (ратифицирована Россией 4 ноября 1995 г.). Но наиболее детализированная правовая регламентация запрещения принудительного труда содержится все же в международном трудовом праве, которое посвятило этой проблеме две конвенции МОТ: № 29 «О принудительном или обязательном труде» (заключена в г. Женеве 28 июня 1930 г.) и № 105 «Об упразднении принудительного труда» (заключена в г. Женеве 25 июня 1957 г.). Обе Конвенции ратифицированы нашей страной. Кроме того, запрет принудительного труда содержится в ч. 2 ст. 37 Конституции РФ и ст. 1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

2. Приведенное в ч. 2 ст. 4 ТК определение принудительного труда основывается на формулировке, содержащейся в п. 1 ст. 2 Конвенции МОТ «О принудительном или обязательном труде», в которой сказано, что термин «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого- либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. В отличие от включенного в ч. 2 ст. 4 ТК это определение говорит не только о принудительном, но и об обязательном труде. Однако самостоятельного значения в термин «обязательный труд» в сравнении с термином «принудительный труд» данная Конвенция не вкладывает, в силу чего они малоразличимы. С этой точки зрения российское законодательство вполне правомерно оперирует только одним термином - «принудительный труд». Вместе с тем характеристики принудительного или обязательного труда, данные указанной Конвенцией и ч. 2 ст. 4 ТК, имеют определенные различия. Эта Конвенция, помимо выполнения работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), относит к числу признаков принудительного или обязательного труда также отсутствие добровольного предложения работником своих услуг для выполнения данной работы. Это обстоятельство не следует расценивать как нарушение положений данной Конвенции нормами ТК. Просто российский закон более жестко подошел к квалификации конкретного труда в качестве принудительного, поэтому, если по нормам международного трудового права для этого требуется наличие двух признаков, то по нормам ТК достаточно одного - угрозы применения какого-либо наказания (насильственного воздействия).

В дополнение к общему определению принудительного труда ч. 2 ст. 4 ТК приводит и его конкретные примеры, практически текстуально совпадающие с перечнем форм принудительного, или обязательного, труда, содержащимся в ст. 1 Конвенции МОТ «Об упразднении принудительного труда». В этом аспекте нормы ТК о запрете принудительного труда полностью соответствуют нормам международного трудового права.

3. Часть 3 комментируемой статьи не имеет аналогов в международном трудовом праве и, по сути, расширяет перечень видов принудительного труда, который содержится в ст. 1 Конвенции МОТ «Об упразднении принудительного труда». В данном случае отечественный законодатель предпринял нетривиальный подход к формулировке этих двух дополнительных видов принудительного труда. Согласно ч. 3 ст. 4 ТК принудительным трудом признается нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или ее выплата не в полном размере. Основываясь на буквальном толковании данной формулировки, к принудительному следует относить любой труд, осуществляемый в условиях отсутствия его оплаты не только в полном, но и в частичном размере. Иными словами, любая задержка выплаты, частичная или полная невыплата заработной платы должны квалифицироваться в качестве принудительного труда вне зависимости от причин, повлекших данные последствия, и вины работодателя в их возникновении.

Аналогичным образом обстоит дело и со второй, указанной в ч. 3 ст. 4 ТК, разновидностью принудительного труда, который всегда имеет место в случае возникновения угрозы жизни и здоровью работника ввиду нарушения требований охраны труда любым возможным способом.

Поскольку принудительный труд запрещен, постольку работодатель не вправе требовать его выполнения, а работник вправе от него отказаться. По существу право работника прекратить выполнение порученной ему работы в таких условиях представляет собой способ самозащиты права на получение оплачиваемой и безопасной работы (см. ст. 142 ТК и комментарий к ней, а также ч. 2 п. 57 постановления Пленума Верховного Суда РФ (далее - ВС РФ) от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). Сама же возможность воспользоваться этим способом защиты нарушенного права возникает у работника с момента появления феномена принудительного труда, т. е. с первого дня невыполнения работодателем вытекающей из трудового договора обязанности по надлежащей оплате и охране труда (см. ст. 142 и 379 ТК и комментарии к ним).

4. Часть 4 комментируемой статьи ТК содержит перечень видов работ, не признаваемых принудительным трудом. В целом он согласуется с аналогичным перечнем, приводимым в ст. 2 Конвенции МОТ «О принудительном или обязательном труде». Однако конвенционный перечень сформулирован более широко, нежели перечень, содержащийся в ст. 4 ТК. Дополнительно к ст. 4 ТК в него включаются: а) всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны; б) мелкие работы общинного характера, т. е. работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива, при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

Несмотря на то что наш законодатель отказался от воспроизведения в ТК формулировок этих исключений, они сохраняют действие и в отношении нашей страны. Это вытекает из факта ратификации Россией соответствующей Конвенции. Отсюда следует, что принудительным трудом не следует признавать те работы, которые выполняются для прямой пользы коллектива членами данного коллектива по благоустройству и санитарно-гигиенической профилактике зданий и территорий, занимаемых школами, интернатами, детскими и юношескими оздоровительными лагерями, а также учреждениями, ведающими исполнением наказаний, при условии предоставления представителям данных коллективов права высказывать свое мнение относительно целесообразности проведения таких работ.

  • Запрещение принудительного труда, так же как запрещение дискриминациив сфере труда, является одним из четырех фундаментальных принципов международного трудового права, зафиксированных в Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (принята в г. Женеве 18 июня 1998 г.)(см. ст. 10 ТК и комментарий к ней). Обособление законодательной регламентации данного принципа в отдельной статье ТК тоже следует расценивать как показатель его особой значимости. Помимо международного трудового права, запрет принудительного труда содержится в нормах международного гуманитарного права, источниками которогоявляются акты общего и регионального действия. К первым относится Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., ко вторым - Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ) и Конвенция Содружества Независи-

К таковым относятся: — работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; — работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами; — работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; — работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров. В данном случае авторы ТК РФ не были оригинальны, т. к.

Статья 4. запрещение принудительного труда

Другая Конвенция МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» 2 (далее - Конвенция № 105) указывает на обязанности членов МОТ «упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме:

  1. в качестве средства политического воздействия или воспитания, в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
  2. в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
  3. в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;
  4. в качестве средства наказания за участие в забастовках;
  5. в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания».

Статья 4 тк рф. запрещение принудительного труда

Внимание

Система норм и юридических гарантий, устанавливающих ответственность за принудительный труд, способствует сокращению форм проявления принудительного труда и его устранения в целом. Но нормативное регулирование всегда будет отставать от возникающих на практике отношений в сфере труда. Поэтому принудительный труд будет существовать до тех пор, пока общество не осознает недопустимость его применения.


Литература:
  1. Относительно принудительного или обязательного труда: Конвенция № 29 Международной организации труда от 28.06.1930 г. // Ведомости ВС СССР. 2 июля 1956 г. № 13. Ст. 279. Россия ратифицировала данную конвенцию в 1956 г.
  2. Об упразднении принудительного труда: Конвенция № 105 Международной организации труда от 25.06.1957 г. // СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4649.
  3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.

Ю. Головина, А. В. Гребенщиков, Т.

Статья 4 тк рф

Конвенция № 105 была принята МОТ 25 июня 1957 г., а ратифицирована Россией 23.03.1998 г. 5 Если говорить о причинах появления и распространения принудительного труда в России, то можно выделить две основные причины. Одна из причин - это экономический кризис в стране. Если раньше россиянам хватало заработка, то теперь, в период кризиса, им приходится ездить на заработки в другие части страны. За «большими деньгами» люди едут в крупные города и соглашаются на любые условия труда, в том числе и принудительного.
Вторая причина- международные конфликты и нестабильность в ряде стран СНГ из-за чего большое количество трудовых мигрантов едет в Россию, не зная трудового российского законодательства и русского языка. Недобросовестные работодателя используют их труд без выплаты соответствующей зарплаты, нарушая требования охраны труда и т. д.

Основы трудового права рф

Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2011, N 6 ДОПУСТИМЫЕ СЛУЧАИ ПРИНУЖДЕНИЯ К ТРУДУ В МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА По мнению автора статьи, если Российская Федерация встает на путь непосредственного применения норм Конвенции МОТ «Относительно принудительного или обязательного труда», национальное законодательство должно быть дополнено в конкретных случаях и гарантиями, предусмотренными данной Конвенцией. Конституция РФ в ч. 2 ст. 37 четко и недвусмысленно запрещает применение в Российской Федерации принудительного труда. Аналогичная норма содержится и в ст. 4 ТК РФ. В то же время данная статья содержит и перечень случаев, не являющихся принудительным трудом (несмотря на то что они формально подпадают под определение принудительного труда, содержащееся в ТК РФ и международно-правовых документах).

Принудительный труд

Конвенции МОТ № 29 указано, что незаконное привлечение к принудительному или обязательному труду должно преследоваться в уголовном порядке. Тем не менее, в УК РФ нет специальной статьи, содержащей уголовную ответственность за привлечение к принудительному труду, а ст. 127.2 УК РФ об уголовных санкциях за использование рабского труда не предусматривает принудительный труд В соответствии с ч.1 ст. 127.2 УК РФ, рабство - использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг), - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. Надо отметить, что сам термин «рабство» в статье не упоминается.

Правозащитники международной организации The Walk Free Foundation насчитали 1 млн 48,5 тыс.

Инфо

Определение принудительного труда в ТК РФ соответствует определению, данному в Конвенции МОТ № 29 1 (далее - Конвенция № 29), в которой сказано, что «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Российское законодательство использует только один их двух терминов, обозначенных в данной Конвенции: принудительный труд. Кроме того, в Конвенции указано наличие совокупности двух условий принудительного или обязательного труда: работа (служба) под угрозой какого-либо наказания и работа (служба) для которой лицо не предложило добровольно своих услуг.


В соответствии с ТК РФ для признания труда принудительным, достаточно только одного условия: угроза наказания.

Принудительный труд — это… понятие принудительного труда

Принудительный труд запрещен. Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе: в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве меры ответственности за участие в забастовке; в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Принудительным трудом являются лишь те действия, которые выполнены под угрозой наказания. Однако существуют такие условия, которые формально попадают под вышеназванное определение, но фактически таковыми не являются. К данным условиям относятся:

  • Выполнение работ, которые предписываются воинской обязанностью.

    Деятельность, связанная с военной службой или альтернативной гражданской службой, не является принудительной, так как изначально государством предусмотрена обязанность её выполнения.

  • Работы, необходимые для выполнения в условиях ЧП и военного положения. Порядок выполнения таких работ определяется законодательством.
  • Принцип принудительного труда не распространяется во время чрезвычайных обстоятельств, а именно при пожарах, наводнениях, землетрясениях, голоде, различных заболеваниях флоры и фауны и так далее.

Принудительный труд в российской федерации разрешен в случаях

Важно

ТК) или отказаться от такой работы (ст. 379 ТК). Запрещая принудительный труд, статья 4 ТК РФ перечисляет виды работ, которые не считаются принудительным трудом. Это перечисление начинается с работы, которая выполняется в порядке несения военной службы и альтернативной гражданской службы. Согласно Закону о воинской обязанности граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими.


При призыве на военную службу может быть принято решение о направлении на альтернативную гражданскую службу (Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030). Работа в процессе исполнения воинской обязанности или прохождения альтернативной гражданской службы не может квалифицироваться как принудительный труд.

Центральным законодательным актом, действующим на территории РФ, является Конституция РФ, которая не обошла стороной принцип запрета принудительности труда.

А именно, в статье 37 Конституции закреплено следующее положение:

«Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен» Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993. "Собрание законодательства РФ", 14.04.2014, N 15, ст. 1691..

Согласно части 2 статьи 4 Трудового кодекса РФ «принудительный труд - это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия)» "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.04.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.04.2014. "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3..

Также к принудительному труду относятся нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере; требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

В России принудительный труд запрещен. Сейчас свобода предполагает, что человек вправе не заниматься никаким трудом. Исключениями здесь, конечно, будут случаи, когда в качестве наказания или при прохождении службы человек обязан выполнить определенные работы, такие требования могут возникнуть при работе в чрезвычайных ситуациях. Тем не менее, произвола здесь быть не может - законодательство определяет все случаи ограничения данной свободы.

Помимо этого, в Российском законодательстве существует отдельный закон, который посвящен регулированию трудовых отношений, это Трудовой Кодекс РФ.

В ТК РФ также упоминается о запрете принудительности труда в процессе его реализации, а именно в статье 4, закреплено то, что принудительный труд запрещен.

Помимо этого, в ТК РФ, дается расшифровка данного понятия, а именно принудительный труд запрещен:

В целях поддержания трудовой дисциплины;

В качестве меры ответственности за участие в забастовке;

В качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

В качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

В качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 N 421-ФЗ). "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3..

Также Трудовой Кодекс выделил ряд работ, которых не включает в свое понятие принудительность труда. Это такие виды работ, как работы, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе.

Также законом сюда отнесена работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами, а также работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия. И наконец, работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров Анисимов А.Л. Трудовые отношения и материальная ответственность работодателей и работников учебное пособие. Изд. Деловой двор, 2011, С. 45.

Однако, несмотря на первый взгляд на полноту содержащихся в ТК РФ положений относительно принудительности труда, при их применении возникают некоторые противоречия.

Так, в ч. 1 ст. 4 ТК РФ запрещены все формы принудительного труда, включая работу при нарушении установленных сроков выплаты заработной платы или при выплате ее не в полном размере. Тем не менее в ч. 2 ст. 142 ТК РФ сказано о том, что при задержке заработной платы на срок более 15 дней работник, известив работодателя в письменной форме, вправе приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

Таким образом, возникает противоречие, так как из ст. 4 ТК РФ вытекает запрет на принудительный труд с первого дня невыплаты заработной платы или выплаты ее в меньшем размере, а ч. 2 ст. 142 ТК РФ предполагает 15 дней принудительного труда.

На мой взгляд, данное противоречие должно быть разрешено в пользу применения нормы, устанавливающей запрет на принудительный труд с первого дня нарушения срока выплаты заработной платы или выплаты ее не в полном размере, то есть статьи 4 ТК РФ.

Перечень работ, попадающих под определение принудительного труда, указанных в международных актах, является исчерпывающим. Этот перечень носит исчерпывающий характер и для внутреннего законодательства Российской Федерации.

Однако в ч. 2 ст. 142 ТК РФ перечислены временные периоды, в течение которых нельзя приостанавливать работу при невыплате заработной платы, органы и организации, в которых такая приостановка запрещена, а также работники, лишенные права использовать данное средство защиты. Однако следует напомнить, что труд при нарушении сроков выплаты заработной платы в силу ст. 4 ТК РФ признается принудительным.

Следовательно, введенные в ст. 142 ТК РФ запреты на отказ от работы при невыплате заработной платы должны соответствовать приведенному перечню работ, которые не считаются принудительным трудом. К числу лиц, которые не могут отказаться от принудительного труда, в ст. 142 ТК РФ отнесены государственные служащие Колесников В.А.К вопросу принудительного труда в Российской Федерации. Изд. ИИЦ ПГУ, Пенза, 2012, С. 45.

Но следует отметить, что трудовая деятельность данной категории работников выходит за рамки приведенного перечня работ, выполнение которых не считается принудительным трудом.

«Таким образом, лишение государственных служащих права отказаться от принудительного труда вступает в противоречие с ч. 2 ст. 2 Конвенции N 29 о принудительном или обязательном труде, ч. 3 ст. 4 ТК РФ. На основании ст. 15 Конституции РФ при разрешении данного противоречия необходимо руководствоваться общей нормой-принципом, закрепленной международным актом» Глухова Н.В. Запрещение принудительного труда в РФ//Правоведение, Спб, Изд. С.-Петербург, 2012, №2, С. 11.

Поэтому государственные служащие обладают правом отказа от принудительного труда, в том числе и при нарушении установленных сроков выплаты им заработной платы либо выплаты ее не в полном размере.

Помимо ТК РФ, российское законодательство предусмотрело контроль за соблюдением данного принципа и со стороны уголовного законодательства. Так, в статье 127.2 УК РФ, закреплено положение, которое касается использования рабского труда« Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014). "Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.

«Сущность данного преступления состоит в использовании труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае, если лицо по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг).

Другими словами, одно лицо принуждает другое лицо к труду, против воли последнего» Чучаев А.И. Уголовное право РФ. Общая и особенная части. Учебник, Изд. ЭКСМО, 2013, С.356.

Общественная опасность преступления заключается в подрыве гарантированного Конституцией РФ, Трудовым Кодексом РФ права человека (гражданина) на личную свободу, на свободное распоряжение своими способностями к труду, свободный выбор рода деятельности и профессии.

Таким образом, законодатель постарался обезопасить своих граждан от неправомерных попыток нарушения их конституционно закрепленных прав и свобод, в частности в области труда.

Одна из ключевых проблем, с которой сталкивается международное сообщество, заключается в обеспечении защиты иностранных граждан от эксплуатации.

Частью концепции обеспечения достойного труда является запрет дискриминации и принудительного труда.

Работники-мигранты должны пользоваться правом на защиту от дискриминации, предоставляемым им в соответствии с трудовым законодательством страны пребывания.

Это право предусмотрено Конвенцией МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения» 1975 г. Конвенция МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения» 1975 г. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1779 - 1794.

Российская Федерация не ратифицировала указанную Конвенцию, как и ряд других международных документов в области защиты прав мигрантов. В то же время, в соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранным гражданам на территории страны предоставлен «национальный правовой режим», за исключением изъятий, предусмотренных федеральным законодательством и международными соглашениями РФ.

Как указывает проф. М.В. Лушникова, «трудовые отношения иностранцев обусловлены требованиями, предусмотренными административным законодательством» Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник: В 2 т. Т. 1. Сущность трудового права и история его развития. Трудовые права в системе прав человека. Общая часть. М.: Статут, 2009. Стр. 474.. Таким образом, регулирование труда мигрантов представляет собой сферу совместного правового регулирования трудового права и административного права Лушников А.М. Лушникова М.В. Указ. соч. Стр. 476. .

С развитием рыночных отношений в России стал наблюдаться большой приток иностранной рабочей силы. Государство принимает меры к тому, чтобы иностранные работники не обостряли проблем трудоустройства россиян, а вступали лишь как подспорье для работодателей, которые не могут подобрать необходимых специалистов из России.

Трудовые отношения с участием иностранных граждан относятся к области регулирования международного частного права, предмет которого составляют отношения, осложненные иностранным элементом.

Таким образом, поведение субъекта не может определяться правилами только одного государства. Содержание трудового договора с иностранным гражданином, порядок его заключения и расторжения должны соответствовать не только законодательству РФ, но и международными соглашениями, в которых Россия участвует в качестве одной из сторон.

На иностранных граждан, работающих на территории России, распространяется принцип национального режима, означающее, что при осуществлении трудовой деятельности на территории РФ они пользуются такими же правами, что и российские граждане.

Соответственно принцип запрета принудительного труда распространяется и на всех иностранных граждан.

«Однако, несмотря на это, реализация принципа запрета принудительного труда сталкивается с некоторыми проблемами, для решения которых необходим пересмотр имеющихся позиций, а также внесение изменений в действующее законодательство» Нуртдинова А. Ф. Проблемы совершенствования Трудового кодекса Российской Федерации //Трудовое право, №2, 2013 - С.28.

Для нашей страны запрет принудительного труда является относительно новым явлением и по этой причине особенно важно обобщить уже накопленный опыт в сфере борьбы с этим явлением.

Исследование российского законодательства, провозглашающего запрет принудительного труда, показало, что, по сравнению с международными договорами, определение понятия принудительного труда страдает определенной усеченностью и не в полной мере отражает многогранность и сложность данного явления.

Такое положение вещей затрудняет выявление принудительного труда на практике, а значит, затрудняет борьбу с данным явлением.

С целью устранения указанного недостатка в работе предлагается определение принудительного труда, приведенное в соответствие с международными нормами.

Российская Федерация заключила большое количество двусторонних договоров, в которых отражены вопросы регулирования труда иностранцев. В частности, таковыми являются Российско-китайское соглашение о принципах направления и приема китайских граждан на работу на предприятиях, в объединениях и организациях России 1992 г. "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о принципах направления и приема китайских граждан на работу на предприятиях, в объединениях и организациях России" (Заключено в г. Москве 19.08.1992). Сборник российско-китайских договоров. 1949 - 1999.- М.: Терра-Спорт, 1999. С. 145 - 149., Российско-вьетнамское соглашение о принципах направления и приема вьетнамских граждан на работу на предприятиях, в объединениях и организациях Российской Федерации

1992 г. "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о принципах направления и приема вьетнамских граждан на работу на предприятиях, в объединениях и организациях Российской Федерации" (Заключено в г. Москве 29.09.1992). Бюллетень международных договоров. 2006. N 5. С. 6 - 11., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации, работающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, работающих на территории Российской Федерации, 1994 г. "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации, работающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, работающих на территории Российской Федерации" (Заключено в г. Ереване 19.07.1994). "Российская газета" ("Ведомственное приложение"), N 126, 06.07.96, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о защите граждан Российской Федерации и Республики Молдова, работающих за пределами границ своих государств, 1993 г. "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации и Республики Молдова, работающих за пределами границ своих государств" (Заключено в г. Москве 27.05.1993). Бюллетень международных договоров. 2005. N 10. С. 6 - 9., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств, 1993 г. "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за пределами границ своих государств" (Заключено в г. Москве 14.01.1993). Бюллетень международных договоров. 1993. N 3. С. 23 - 26..

В качестве примера можно привести дело Ранцева против Кипра и России.

Дело было возбуждено по жалобе против Республики Кипр и Российской Федерации, поданной в Европейский Суд гражданином Российской Федерации Николаем Михайловичем Ранцевым. Заявитель -- со ссылкой на статьи 2, 3, 4, 5 и 8 Конвенции -- жаловался в Европейский Суд на то, что расследование обстоятельств смерти его дочери оказалось неполным, на то, что, пока она была ещё жива, полиция Кипра не предоставила ей достаточной защиты; а также на то, что власти Кипра не приняли мер по наказанию виновных в смерти его дочери и в жестоком обращении с ней.

Кроме того, заявитель -- со ссылкой на статью 2 и статью 4 Конвенции -- жаловался в Суд на то, что власти Российской Федерации не провели расследования по утверждениям о том, что его дочь стала жертвой торговли людьми и впоследствии погибла, и ничего не сделали, чтобы защитить её от опасности стать жертвой торговли людьми.

Суть дела состоит в том, что Оксана Ранцева приехала работать на Кипр артисткой в кабаре, проживала при этом в квартире совместно с еще одной девушкой работающей там. Спустя некоторое время, девушка, с которой проживала Ранцева сообщила своему работодателю, что Ранцева уехала из квартиры оставив записку, что больше такого терпеть не может и отказывается работать в кабаре и хочет вернуться в Россию.

Позже работодатель нашел Ранцеву в одном из ночных клубов, отвез ее в полицию, сообщил о ее незаконном нахождении на территории Кипра и попросил о ее депортации и уехал из отделения полиции.

Однако полиция задержав Ранцеву не нашла законных оснований для ее удержания. Затем работодатель Ранцевой отвез ее к своему работниу домой и сказал, что она будет находится у него до момента открытия Департамента. Позже ранним утром Ранцеву нашли мертвой под балконом дома работника работодателя.

Отец Ранцевой, выступал в роли заявителя и указывал на нарушение пунта 4 Конвенци, а именно о рабстве, торговле людьми, понуждении к принудительному труду, а также заявитель указывал на недостаточность расследования смерти его дочери со стороны влатей Кипра И России.

Проанализируем лишь ту часть дела, которая касается нарушения пункта 4 Конвенции, то есть о рабстве и принудительном труде.

Из проведенного расследования стало известно, что работодатель Ранцевой (по материалам дела М.А.) приглашал на работу девушек из заграницы для работы артистками в кабаре. Многие девушки согласились на работу думая, что будут работать официантками о танцовщицами, также думала и Ранцева, когда согласилась работать у М.А.

Как позже оказалось, работодатель заставлял девушек, в том числе и Ранцеву, заниматься проституцией с клиентами кабаре. В случае их отказа, девушек избивали, взыскивали штрафы, проценты. Ранцева, как и другие девушки, были полностью подконтрольны работодателю, не допускалось никакой свободы, девушки проживали в строго определенных помещениях, у них не было личного и свободного времени, запрещалось, куда-либо уезжать или уходить.

Ранцева вошла в число тех, кто не выдержали и отказались от данной работы, после безуспешных попыток работодателя признать ее местонахождение на территории Кипра незаконным, Ранцева была найдена мертвой.

Европейский суд по правам человека изучив все материалы дела, показания всех свидетелей, а также иных девушек, работающих вместе с Ранцевой, которые подтвердили факт насилия и принуждения со стороны работодателя. Но кроме того имелся неоспоримый факт наличия безразличия со стороны властей Кипра и России, по данному факту.

Европейский суд по правам человека постановил, что со стороны Кипра по делу было допущено нарушение статьи 4 Конвенции в связи с тем,

что власти этой страны не обеспечили Ранцевой практически осуществимой и эффективной защиты от торговцев людьми и эксплуатации вообще и не приняли необходимых конкретных мер по её защите, а также установил, что власти Кипра так и не провели по делу эффективного расследования Постановление Европейского суда по правам человека от 07.01.2010 "Дело "Ранцев (Rantsev) против Республики Кипр и Российской Федерации" [рус., англ.]. Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2010. N 5. С. 3, 83 - 135..

Новая редакция Ст. 4 ТК РФ

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Комментарий к Статье 4 ТК РФ

В статье 4 Трудового кодекса РФ запрещено еще одно негативное явление в трудовых отношениях - принудительный труд.

Принудительный труд - это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в т.ч. в целях поддержания трудовой дисциплины, в качестве меры ответственности за участие в забастовке, в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития, в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе, в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Трудовой кодекс РФ к принудительным работам также относит работу, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, а также с возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Статья 4 Трудового кодекса РФ также содержит определение работ, которые к принудительному труду не относятся. Это:

1) работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

2) работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

3) работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

4) работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Другой комментарий к Ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Запрещение принудительного труда, так же как запрещение дискриминации в сфере труда, является одним из четырех фундаментальных принципов международного трудового права, зафиксированных в Декларации МОТ 1998 г. (см. комментарий к ст. 10). Обособление законодательной регламентации данного принципа в отдельной статье Трудового кодекса тоже следует расценивать как показатель его особой значимости, которую законодатель счел необходимым подчеркнуть таким образом.

Помимо международного трудового права, нормы о запрете принудительного труда содержатся в международном гуманитарном праве, к источникам которого относятся акты общего и регионального действия. Примером первого из них может служить Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 8), примером второго - Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (ратифицирована Россией 4 ноября 1995 г. Международное гуманитарное право в документах / Сост. Ю.М. Колосов и И.И. Котляров. М., 1996. С. 541 - 552).

Наиболее детализированная правовая регламентация запрещения принудительного труда содержится в международном трудовом праве, которое посвятило этой проблеме две конвенции МОТ: Конвенцию N 29 "О принудительном или обязательном труде" 1930 г. и Конвенцию N 105 "Об упразднении принудительного труда" 1957 г. (см.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. 1. Женева, 1991. С. 197 - 208; Т. 2. С. 1161 - 1164). Обе Конвенции ратифицированы нашей страной.

Кроме того, в правовой системе России запрет принудительного труда содержится в ч. 2 ст. 37 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации".

2. Определение принудительного труда в соответствии с ч. 2 ст. 4 ТК РФ основывается на формулировке, содержащейся в п. 1 ст. 2 Конвенции МОТ N 29, в которой сказано, что термин "принудительный, или обязательный труд" означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. В отличие от определения, приведенного в ч. 2 ст. 4 ТК, Конвенция N 29 как в самом названии, так и в содержании говорит не только о принудительном, но и об обязательном труде. Однако никакого самостоятельного значения в термин "обязательный труд" в сравнении с термином "принудительный труд" данная Конвенция не вкладывает, в силу чего они фактически используются как синонимы. С этой точки зрения российское законодательство вполне правомерно оперирует только одним из этих терминов - "принудительный труд".

Вместе с тем характеристика принудительного, или обязательного, труда, данная Конвенцией N 29, содержит не один, как в ч. 2 ст. 4 ТК, а два признака. Помимо выполнения работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), Конвенция N 29 относит к числу признаков принудительного, или обязательного, труда также факт отсутствия добровольного предложения работником своих услуг для выполнения данной работы. Это обстоятельство свидетельствует не о нарушении российским законом положений Конвенции N 29, а о более жестком подходе к вопросу квалификации конкретного труда в качестве принудительного. Если по нормам международного трудового права для этого требуется одновременное наличие двух признаков, то по российскому законодательству достаточно одного в виде угрозы применения какого-либо наказания (насильственного воздействия).

В дополнение к общему определению принудительного труда ч. 2 ст. 4 приводит его конкретные примеры, практически текстуально совпадающие с перечнем форм принудительного, или обязательного, труда, данным в ст. 1 Конвенции МОТ N 105. В этом аспекте российское законодательство о запрете принудительного труда полностью соответствует нормам международного трудового права.

3. Часть 3 ст. 4 ТК РФ не имеет аналогов в международном трудовом праве и по сути расширяет перечень видов принудительного труда, который содержится в ст. 1 Конвенции МОТ N 105. Отечественный законодатель предпринял весьма нетривиальный подход к формулировке этих двух дополнительных видов принудительного труда. Так, согласно ч. 3 ст. 4 разновидностью принудительного труда признается нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или ее выплата не в полном размере. Основываясь на буквальном толковании данной формулировки, к принудительному следует относить любой труд, осуществляемый в условиях отсутствия его оплаты не только в полном, но и в частичном размере. Иными словами, любая задержка выплаты, частичная или полная невыплата заработной платы должны квалифицироваться в качестве принудительного труда вне зависимости от причин, повлекших данные последствия, и вины работодателя в их возникновении. Поскольку же принудительный труд запрещен, то работодатель не вправе требовать его выполнения, а работник вправе отказаться от выполнения работы, не оплачиваемой надлежащим образом, до возобновления надлежащей оплаты труда (см. ст. 142 и комментарий к ней, а также ч. 2 п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

Аналогичным образом обстоит дело и со второй разновидностью принудительного труда, указанной в ч. 3 ст. 4 ТК РФ. В данном случае работник также вправе отказаться от выполнения своих трудовых обязанностей вне зависимости от причин, приведших к отсутствию у него средств коллективной или индивидуальной защиты либо породивших угрозу его жизни или здоровью.

По существу право работника прекратить выполнение порученной ему работы в таких условиях представляет собой способ самозащиты основного трудового права на получение оплачиваемой и безопасной работы. Совершенно очевидно, что возможность воспользоваться данным способом защиты нарушенного права возникает с момента появления феномена принудительного труда, т.е. с первого дня невыполнения работодателем вытекающей из трудового договора обязанности по надлежащей оплате и охране труда.

Однако практическое применение этого способа защиты наталкивается на два препятствия, которые создали ст. ст. 142 и 379 ТК РФ. Так, согласно ч. 2 ст. 142 у работника возникает право приостановить работу не с первого, а лишь с 15 дня задержки заработной платы. В то же время отсутствие выплаты заработной платы при продолжении работником выполнения работы в течение 15 дней, предшествующих появлению у него права на приостановление работы, должно в соответствии с ч. 3 ст. 4 ТК, причем совершенно определенно, признаваться принудительным трудом, который запрещен. Таким образом, не предоставляя работнику права приостановить неоплачиваемую работу до истечения 15-дневного срока задержки выплаты заработной платы, ч. 2 ст. 142 тем самым разрешает 15-дневное применение принудительного труда в той форме, которая прямо запрещена ч. 3 ст. 4. Разумеется, это нонсенс, от воспроизведения которого практика применения трудового законодательства должна избавляться. Путь в данном случае только один - признание юридического верховенства за международными актами, запрещающими применение принудительного труда. В системе российского трудового законодательства это юридическое верховенство принадлежит ст. 4 ТК, запрещающей любой принудительный труд, в том числе в виде работы без надлежащей оплаты.

4. Часть 4 ст. 4 ТК РФ содержит перечень видов работ, не признаваемых разновидностями принудительного труда. В целом он согласуется с аналогичным перечнем, содержащимся в ст. 2 Конвенции МОТ N 29. Однако необходимо учитывать, что перечень, содержащийся в Конвенции, сформулирован более широко, нежели перечень, приводимый ст. 4, поскольку в него дополнительно к ст. 4 включается:

всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны;

мелкие работы общинного характера, т.е. работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, и которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива, при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

Несмотря на то что наш законодатель отказался от воспроизведения в Трудовом кодексе формулировок этих исключений из видов принудительного труда, они сохраняют и в отношении нашей страны правовую силу, которая вытекает из факта ратификации Россией соответствующей Конвенции. Отсюда следует, что принудительным трудом, в частности, не следует признавать те работы, которые выполняются для прямой пользы коллектива членами данного коллектива по благоустройству и санитарно-гигиенической профилактике зданий и территорий, занимаемых школами, интернатами, детскими и юношескими оздоровительными лагерями, а также учреждениями, ведающими исполнением административных и уголовных наказаний, при условии предоставления представителям данных коллективов права высказывать свое мнение относительно целесообразности проведения таких работ.

  • Вверх


Поделиться