Место государственной регистрации местонахождение что. Место нахождения организации. Изменение адреса места нахождения юридического лица

Место нахождения юридического лица означает определенный географический адрес, зарегистрированный по установленным законодательством правилам. Оно имеет большое значение при разрешении многих вопросов материального и процессуального права.

Оно должно быть фактическим. Но на практике место нахождения и место фактического размещения организации не всегда совпадают. Мало того, встречаются организации, которые некоторое время или постоянно работают без офиса, а их местом нахождения есть домашний адрес руководителя .

Если филиалы компании находятся в разных регионах, определить ее место расположения сложно. Поэтому согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ оно располагается по адресу постоянного учредителя. Таким образом, филиал Московской компании в Петербурге может иметь адрес филиала в Петербурге, а юридическое расположение в Москве.

Отличия между фактическим (юридическим) и почтовым адресами

В юридической практике часто можно встретить понятия «фактический» и «почтовый» адрес. Но даже эти термины сейчас не разъясняются в ГК или другом документе государственного характера. Как уже было сказано, юридический адрес является местом действительного расположения главного отделения компании .

Но часто бывают ситуации, когда компания «юридически» записана по одному адресу, а ее действительное место расположения находится в другом месте. Это легально и очень популярно среди компаний, работающих в России. Фактический адрес компании – это тот адрес, по которому можно отыскать руководителя компании на самом деле.

В результате «юридический» и «фактический» адреса могут быть разными. Хотя по закону не должно быть такой ситуации. Определение «фактический адрес» появилось из-за несовершенства содержания законов России. Действительное место нахождения учредителя компании имеет огромное значение для полноты и законности его работы.

Следует помнить о плохих последствиях, которые могут быть в ситуации отличия адреса, прописанного в документах, и фактического места расположения компании. Указание настоящего адреса в – в интересах самой компании. Компания несет все риски, связанные с несовпадением записанного в ЕГРЮЛ адреса и действительного места расположения компании.

Если у юрлица есть два различных адреса регистрации , лучше внести изменения в учредительные документы и пройти процесс смены записанного адреса на действительный. Таким образом, можно сделать вывод, что фактический и юридический адрес фирмы в идеале должны совпадать.

Почтовый адрес компании является адресом, который должен существовать для получения почты и обмена документацией . Данный адрес может не сходиться с юридическим адресом, ведь у них различное назначение. Компания может организовать процедуру отправления и получения писем по почте в любом подходящем для нее месте, это не запрещено государством.

Нужно заметить, что в законодательстве активно используется понятие «место нахождения компании», которое соединяет фактический и юридический адрес фирмы. Почтовый адрес может скоро выйти из делового обихода.

Подробнее про юридический адрес есть на данном видео.

Документация на 2020 год

Удостоверяют юридический адрес фирмы такие :

  1. Свидетельство о праве собственности (предоставляется в случае, если помещение принадлежит руководителю организации).
  2. Соглашение аренды и акт приема-передачи помещения.
  3. Согласие владельца на регистрацию фирмы по его адресу.

Данные документы также могут запросить налоговая служба и лицензионные органы. Сотрудники ФНС не могут требовать от общества предоставления других документов.

Регистрация юрлица носит уведомительный характер, поэтому налоговая служба не может отказать в данной регистрации по причине несоответствия информации, указанной в учредительных документах фирмы. Для ИП особых документов, которые удостоверяют адрес, нет.

Для некоторых видов деятельности нужно получение других документов от госорганов:

  1. Лицензии для определенных видов работы.
  2. Допуски СРО (для строительных организаций).
  3. Разрешения от СЭС и Госпождназора (для отелей и магазинов).
  4. Сертификаты на продукцию.

Признаки недостоверности юридического адреса

Есть определенные признаки недостоверности данных об юридическом адресе :

  1. Адрес записан как адрес нескольких других юрлиц, в отношении всех или большой доли которых есть данные о том, что связь с ними по этому адресу установить нельзя. Они не находятся по этому адресу и письма приходят обратно с пометкой «компания выбыла».
  2. Данного адреса не существует в принципе или здание находится в непригодном для работы состоянии.
  3. Адрес – условный почтовый адрес, присвоенный объекту незаконченного сооружения.
  4. Адрес не может использоваться для связи с юрлицом.
  5. Имеется заявление собственника, которое запрещает регистрировать фирмы по определенному адресу.

Если присутствует хотя бы один из перечисленных пунктов, данные об адресе юрлица можно считать недействительными. Если компания будет игнорировать все запросы регистрирующего органа о предоставлении настоящего адреса, суд может ее ликвидировать.

Массовая регистрация

Обычно применение одного адреса при регистрации большого числа компаний может быть следствием того, что:

  1. Организация, как и прочие, арендует точку в торговом либо бизнес-центре и при регистрации записала именно место аренды.
  2. Один управляющий может открыть несколько организаций и записать их по одному адресу. Данный факт может настораживать, ведь присутствие даже двух организаций, зарегистрированных на одно лицо, у налоговой службы вызывает интерес из-за вероятности осуществления действий по уклонению от оплаты налогов.
  3. При регистрации руководитель может купить адрес. Но никто не мешает поступить также и другим организациям.

Риски и последствия

Если руководитель использует , ему могут отказать в регистрации юрлица, что объясняется в ФЗ от 8.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и частных предпринимателей».

В этом законе написано, что в ситуации, если у налоговой службы есть свидетельства недостоверности адреса нахождения фирмы, она может отказать компании в ее регистрации .

Последствием будет потеря государственной пошлины и тех средств, которые были оплачены за помощь в оформлении документов для регистрации. Несмотря на то, что недостоверный адрес организация может легко устранить, сотрудники налоговой службы часто подают в суд на налогоплательщиков.

Также за предоставление недостоверной информации о юрлице при его регистрации начисляется штраф в размере 5-10 тысяч руб. Это наказание предусматривает п. 4 статьи 14.25 КоАП России . Больше того, если налоговая служба получила данные о поддельных документах при регистрации компании, то она может отправить материалы в правоохранительные органы с задачей открытия уголовного дела.

Сотрудники налоговой службы могут отослать в банковскую организацию, где у компании есть расчетный счет, данные о неверном адресе, чтобы финансовая компания приняла нужные меры для выполнения запросов закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов» №115-ФЗ от 7 августа 2001 года.

Смена адреса организации

Смена места расположения ЮЛ при переезде в другой город занимает более месяца и проходит в две стадии:

  • сообщение налоговой службе о смене;
  • ее регистрация.

На первом этапе, в течение трех дней после принятия постановления о нужно уведомить об этом налоговые органы. Для этого регистрирующей ИФНС по старому адресу по основному регистрационному центру ИФНС (обычно находится в столице субъекта РФ) следует предоставить:

  • заявление по , заверенное нотариусом или через ЭЦП;
  • протокол собрания участников либо решение одного участника;
  • заверенную копию соглашения.

На основе данной документации налоговая служба через пять дней записывает в ЕГРЮЛ данные о принятии обществом постановления о смене места положения компании.

Не раньше 20 дней после внесения записи в государственный реестр руководитель компании должен опять обратиться в ИФНС, но уже по своему действующему адресу. Директор компании может быть привлечен к административной ответственности за несвоевременную подачу документов или полное бездействие.

Инструкция по выбору юридического адреса представлена ниже.

Термины «юридический адрес» и «фактический адрес», так часто употребляемые в обиходе, в законодательстве не определены. На практике юридический адрес может отличаться от фактического местонахождения компании, где непосредственно ведется деятельность. Рассмотрим, какие правовые последствия могут возникнуть при несовпадении названных адресов.

Под юридическим адресом принято понимать официальное местонахождение организации, которое согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ определяется местом ее государственной регистрации, то есть адресом, внесенным в ЕГРЮЛ. В той же норме уточняется, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Изменение адреса без предупреждения. Ответственность

Если адрес, внесенный в ЕГРЮЛ, меняется, компания в течение трех рабочих дней с момента такого изменения обязана сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5 Закона о госрегистрации).

За нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выразившееся в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении недостоверных сведений о юридическом лице регистратору, если таковое предусмотрено законом, ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ установлен административный штраф для должностных лиц в размере 5000 руб.

Учитывая особенность нарушения законодательства, на основании которого предъявляется такой иск о ликвидации, суд извещает лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также учредителей (участников) данной организации о возбуждении производства по делу путем направления определения о принятии искового заявления к производству по их месту жительства (месту нахождения).

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить компании принять меры по устранению указанного нарушения путем представления регистратору достоверных сведений о своем адресе. Второй вариант: судебное разбирательство отложат (ст. 158 АПК РФ), предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока.

Если компания не выполнит названные указания суда, суд решает вопрос о ее ликвидации. Аргумент: такое поведение компании свидетельствует о грубом нарушении подп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации , допущенном при осуществлении деятельности (абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 25 Закона о госрегистрации).

Вместе с тем признание недействительными госрегистрации юрлица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица по мотиву недостоверности таких сведений невозможно (см. п. 6 постановления № 61).

Неполучение юридически значимых сообщений

Юридически значимыми ст. 165.1 ГК РФ называет заявления, уведомления, извещения, требования или иные сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица.

Указанные сообщения влекут для этого лица гражданско-правовые последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Иными словами, не получив важную информацию по причине отсутствия по юридическом адресу, организация не может апеллировать к этому в конфликтах с контрагентами.

Приведенные правила применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

Учитывая нормы ст. 51 ГК РФ (п. 2), лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Организация не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в реестр, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юрлица.

Более того, в силу той же статьи юрлицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ.

Конфликт с обслуживающим банком

Закон возлагает на банки, как организации, осуществляющие операции с денежными средствами, обязанность идентифицировать клиентов, находящихся на обслуживании, и устанавливать, в том числе в отношении юридических лиц, их наименование, место государственной регистрации и адрес места нахождения, а также систематически обновлять такую информацию о клиентах (не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений). Сказанное следует из п. 1, 3 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № ­115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ).

Пункт 5.4 ст. 7 Закона № 115-ФЗ предусматривает, что при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновлении информации о них организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Клиенты же в силу п. 14 той же статьи обязаны представлять банку необходимую информацию.

В связи с этим в договорах банковского счета банки стали предусматривать обязанность клиентов представлять такую информацию при открытии счета и при изменении указанных идентификационных признаков сообщать об этом банку в кратчайшие сроки с момента их изменения.

Порядок и основания расторжения договора банковского счета по требованию банка регламентированы п. 2 ст. 859 ГК РФ. Сообщение банку, в частности, недостоверных сведений о местонахождении клиента или несообщение данных об изменении юридического адреса клиента не является, на первый взгляд, основанием для расторжения договора по инициативе банка.

Вместе с тем наличие специальной нормы, регулирующей растор­жение договора банковского счета, не исключает возможнос­ти применения общих норм главы 29 ГК РФ, касающихся изменения и расторжения договоров.

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной.

Для банков крайне важна информация об идентификационных признаках клиентов, определяемая ст. 7 Закона № 115-ФЗ , и корреспондирующие им условия договоров банковского счета, определяющие обязанность клиентов в кратчайшие сроки информировать банк об изменении своих идентификационных признаков, в том числе об изменении адреса. Поэтому непредставление сведений об изменении местонахождения юрлица суд, куда банк вправе обратиться, может квалифицировать как существенное нарушение договора банковского счета и как основание для расторжения банком договора банковского счета по решению суда.

Такая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 № 1307/10 и применяется судами при рассмотрении аналогичных дел.

Для того чтобы способствовать банкам в выявлении проблемы, налоговые органы стали при выявлении фактов отсутствия налогоплательщика - юридического лица по адресу, который, по данным ЕГРЮЛ, является адресом регистрации этого юридического лица, в десятидневный срок с момента выявления таких фактов доводить информацию о них до банков, в которых открыты счета налогоплательщиков. Это делается по поручению ФНС России уже не первый год (см. письмо ФНС России от 23.12.2011 № АС-4-2/22130@ «О представлении в банки информации об организациях, отсутствующих по месту регистрации»).

Указания налоговым органам о предъявлении требований к банкам о безусловном принятии мер по расторжению договоров банковского счета не доводились (письма Минфина России от 13.06.2012 № 05-06-05/3-86, ФНС России от 11.05.2012 № АС-4-2/7732). То есть решение о том, будет ли банк обращаться в суд с целью расторжения договора с клиентом, банк должен принимать исключительно самостоятельно. И, надо сказать, такое решение принимается далеко не всегда. Однако этим дело не ограничилось.

Заботясь о соблюдении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Центробанк рекомендовал кредитным организациям (см. письма от 28.06.2012 № 90-Т, от 28.02.2013 № 32-Т):

Использовать сведения, предоставляемые ФНС России (в том числе на сервисе «Проверь себя и контрагента»), при рассмотрении вопроса об установлении взаимоотношений с юридическими лицами (включая проверку сведений о постановке на учет в налоговых органах), а также при организации работы по оценке риска в рамках программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

В случае, предусмотренном п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ , воспользоваться правом отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с юридическим лицом, а при наличии договора банковского счета - отказать такому юридическому лицу в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, в том числе в приеме от него распоряжения о совершении операции по банковскому счету (вкладу), подписанного аналогом собственноручной подписи, и перейти на прием от такого клиента расчетных документов только на бумажном носителе (соответствующие условия рекомендуется предусмотреть в договоре между кредитной организацией и клиентом);

Обеспечить повышенное внимание операциям такого клиента;

Сведения об операциях такого клиента направлять в Росфинмониторинг в соответствии с п. 3 ст. 7 Закона № 115-ФЗ в рамках осуществления внутреннего контроля.

В письме от 28.06.2012 № 90-Т Банк России предложил банкам усилить контроль за выполнением требований по идентификации клиентов, а также их представителей (включая установление (проверку) адреса местонахождения юридических лиц).

Кроме того, Банком России сформирован информационный ресурс, размещенный в официальном представительстве Банка России в Интернете, в разделе «Информация о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует» по адресу http://www.cbr.ru/egrulinfo.

Банк России рекомендовал кредитным организациям использовать сведения из этого информационного ресурса при рассмот­рении вопроса об установлении взаимоотношений с юридическими лицами, при обновлении информации о находящихся на обслуживании компаниях, при организации работы по оценке кредитного риска, а также риска в рамках программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. И банки восприняли эти рекомендации как руководство к действию.

1 Подробнее о двух последних проблемах читайте в следующем номере журнала.

Согласно ст. 54 ГК РФ любое юридическое лицо в нашей стране обязательно должно иметь наименование, указывающее на его организационную форму, а также местонахождение. Таким образом, налоговые органы могут отслеживать расположение организации и отличать ее от других с подобным названием и схожей экономической деятельностью. Эта информация позволяет ФНС и банкам отследить несоответствие официального адреса фактическому, и таким способом выяснить неблагонадёжность клиента или нежелание предпринимателя платить налоговые отчисления.

Местонахождение юридического лица

Для осуществления предпринимательской деятельности учредитель должен зарегистрироваться согласно правилам Гражданского кодекса. Вся информация о создании, реорганизации или ликвидации организации обязательно вносится в государственный реестр. Здесь же указывается и адрес юридического лица, правда, этот термин не совсем верно трактует понятие. Проблема в том, что «лицо» является субъектом гражданских прав и само по себе не может иметь конкретного места регистрации. Здесь уместнее говорить о местонахождении.

Ст. 54 ч. 2 ГК РФ определяет адрес юридического лица по месту его государственной регистрации в одном из отделений налоговой инспекции. В последние годы участились случаи, когда юр. лицо регистрируется по месту жительства или прописке самого учредителя. Против такой практики выступают налоговые органы, но суды в основном поддерживают предпринимателей.

Трактовка понятий

Юридический адрес физического лица - довольно абсурдное определение, употребляемое в деловой речи и в некоторых официальных документах. Из-за того, что в законодательстве нет четких определений для понятий «фактический» и «юридический» адрес, происходит подмена значений и возможность разной трактовки. Получается, что фирма зарегистрирована в одном месте, но вся документация, сотрудники и вся ее деятельность сосредоточены в другом, которое считается фактическим.

Многие учредители пользуются формальностью этих понятий, при регистрации организации покупают адрес юридического лица. Поэтому в определенный момент у государственных служб, банков или правоохранительных органов могут возникнуть вопросы о правомерности подобной практики. Проблемы возникают и у клиентов, желающих по той или иной причине связаться с организацией.

Схожая схема прослеживается и в случае, когда регистрируется почтовый адрес юридического лица. Всю приходящую корреспонденцию получает и доставляет специальный человек в место фактического расположения предприятия.

Проблема выбора

Принципы оформления юр. лица в каждом регионе России разные, многое зависит от компетенции сотрудников налоговых органов и индивидуальных особенностей области. Однако первое, на что обращают внимание все службы ФНС - это не фигурирует ли предоставленная вами информация в списке, где указаны адреса массовой регистрации юридических лиц. Как правило, налоговые органы осведомлены обо всех подобных местах, и подобная попытка тут же обратит на себя внимание, организацию могут принять за фирму-«однодневку».

Во избежание неприятных последствий необходимо придерживаться установленных законом правил. Регистрация юр. лица может происходить следующим образом:

  • по месту фактического проживания учредителя (работает не во всех регионах, но есть практика судебного признания подобного права);
  • в арендованном помещении;
  • в помещении, которое находится в собственности у одного из учредителей.

Практически все предложения о быстрой и недорогой прописке, которые легко найти в интернете, предлагают адреса массовой регистрации юридических лиц, где уже числятся сотни и тысячи наименований. Чем опасна подобная практика, будет сказано ниже.

Необходимость подтверждения

Правовые отношения в вопросе регистрации предпринимательской деятельности регулируются Федеральным Законом от 8 августа 2001 года. Здесь указаны все документы, необходимые для внесения данных об организации в реестр государственного учета, а также прописаны условия, при которых оформляется адрес юридического лица.

Так, распространено мнение, что для подтверждения достоверности указанной информации требуется предоставить дополнительные бумаги, свидетельствующие о правомерности использования данного помещения. Например, договор об аренде, документ, подтверждающий право собственности и т. п. Однако в ст. 12 ФЗ от 8 августа 2001 года нет никаких упоминаний о необходимости предоставления дополнительных сведений о местенахождении юр. лица.

В этом случае отказ налоговых органов в регистрации неправомерен и может быть обжалован в суде. Оформление юридического лица носит уведомительный характер, кроме того, по закону органы ФНС не могут проверять достоверность предоставляемых сведений. На практике мало какие организации могут себе позволить тяжбы с налоговой службой, потому стараются представить все необходимые документы.

Когда могут возникнуть вопросы о достоверности данных?

В России ежегодно фиксируются тысячи мошеннических действий с отмыванием «грязных» денег через фирмы-«однодневки», потому налоговой службой разработан особый алгоритм обнаружения недобросовестных предпринимателей. Основные положения о том, как проверить адрес регистрации юридических лиц на несоответствие законодательным условиям, прописаны в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61. Согласно этому документу, подозрение у налоговых служб могут вызвать следующие случаи:

  1. Указанного места не существует или здание, помещение было разрушено.
  2. Почтовый индекс присвоен недостроенному объекту недвижимости и имеет условный характер.
  3. Указан адрес массовой регистрации юридических лиц, проверить которые службы ФНС обязаны в первую очередь. Особенно если посланная корреспонденция возвращается с пометкой о невозможности вручения.
  4. В случае когда указанные данные совпадают с местом расположения воинских частей или государственных организаций.
  5. Есть заявление собственника помещения или здания об отказе в регистрации данного юридического лица.

При несоблюдении одного из указанных пунктов налоговые органы вправе требовать от организации предоставления реального адреса. В случае неоднократного игнорирования подобных просьб ФНС может потребовать ликвидации предприятия.

Возможные риски

Для предупреждения любых мошеннических действий с регистрацией юридического лица Федеральной налоговой службой был создан специальный список неблагонадежных мест. Ознакомиться с ним можно на официальном сайте государственной службы. Данная услуга полезна не только для сотрудников ФНС, но и для предпринимателей, регистрирующих адрес юридического лица.

Если учредитель приобретает данные об официальном местенахождении организации у сторонних людей, он идет на определенные риски, вне зависимости от того, находился ли он в курсе происходящего или нет. Покупка юридического адреса может привести к следующим нежелательным последствиям:

  1. Все документы, представленные продавцом, окажутся поддельными, а помещение, оговоренное в договоре, вообще не существующим или все права на него незаконными.
  2. Если адрес окажется в черных списках массовой регистрации, налоговые службы могут оказать в оформлении, хотя нигде в законе такие меры не прописаны. Такую проблему обычно решают через судебные инстанции.
  3. Если в случае проверок налоговыми службами или правоохранительными органами фактический и юридические адреса не совпадают, то это станет поводом для внесения организации в список фирм-«однодневок».
  4. Проблемы могут возникнуть и при оформлении расчетного счета в банке.
  5. Главная трудность заключается в сложности получения корреспонденции, особенно из ФНС. Возвращение писем и уведомлений будет расцениваться налоговыми органами как повод для дополнительных проверок. Важно помнить, что заказное письмо, посланное органами налоговой инспекции, через шесть дней будет считаться полученным, вне зависимости от того, есть такая фирма или нет.

У добросовестных предпринимателей, которые с ответственностью подходят к регистрации юридического лица, подобных проблем не возникает. Неопытным учредителям необходимо заранее ознакомиться со всей законодательной базой по этому вопросу, а также просчитать возможные риски.

Правовые проблемы

Для противодействия отмыванию средств, полученных преступным путем или же направленных на террористическую деятельность, в последние годы наметилась тенденция сотрудничества налоговых служб с государственными и частными финансовыми организациями. Банки обязали собирать дополнительную информацию о клиенте, которую потом они предоставляют в ФНС, а при необходимости и в правоохранительные органы.

При идентификации клиента банк вправе запрашивать весь пакет документов, в том числе и тех, которые подтверждают его право пользоваться указанным в заявлении правовым адресом. Несоответствия в этом вопросе могут стать поводом для отказа оформления расчетного счета. Для получения более подробной информации обо всех правилах и нюансах можно обратиться за помощью в такой банк, как Сбербанк, юридическим лицам. Адреса ближайших отделений представлены на интерактивной карте официального портала.

Со стороны налоговых служб порядок действий носит более жесткий характер:

  1. ФНС может инициировать ликвидацию организации, особенно если в течение года не представлялось никакой отчётности и не проводились банковские операции.
  2. Если же предприятие осуществляет деятельность, но связь с ним отсутствует, сотрудники ФНС вправе предпринимать следующие меры:
  • внести в государственный реестр юридических лиц сведения о том, что информация о нахождении организации может считаться недостоверной;
  • согласно ст. 14.25 КоАП РФ налоговые органы вправе наложить на руководителя штраф, а при повторном нарушении дисквалифицировать предприятие на несколько лет;
  • также ФНС могут обязать банк расторгнуть договор с неблагонадёжной фирмой;
  • через суд добиться ликвидации организации.

Во избежание подобных неприятных ситуаций необходимо обратиться для подробных разъяснений в ту финансовую организацию, с которой предприниматель желает заключить соглашение.

Наиболее выгодные условия оформления расчетного счета, в том числе и через портал, предоставляет Сбербанк юридическим лицам. Адреса можно найти на официальном сайте.

Как обезопасить себя?

И все же бывают ситуации, когда на приобретение собственного офиса просто нет средств, да и аренда специального помещения не входит в планы начинающего бизнесмена. В таких случаях можно прибегнуть к услугам специальных фирм, которые за определенную плату предоставляют адрес для юридического лица. В Москве такая практика особенно распространена, из-за недостатков собственной площади сотни предпринимателей вынужденно или намеренно обращаются в подобные учреждения.

Все риски, связанные с этим процессом, были оговорены выше. Для того чтобы свести их к минимуму, нужно придерживаться простых правил:

  1. Прежде чем заключать договор, необходимо проверить адрес юридического лица, оговоренный в контракте. Возможно, что фактически его не существует или же все бумаги, подтверждающие право пользования именно этим помещением, поддельные.
  2. Хорошая альтернатива - воспользоваться услугой корреспондентского обслуживания. При заключении такого договора предприниматель может быть уверен, что письма и уведомления не затеряются и будут переданы в фирму заказчика. Но эта услуга носит временный характер, редко кто предоставляет свои данные больше чем на год.
  3. Другой вариант - зарегистрировать юр. адрес по месту прописки одного из учредителей организации, для этого понадобится согласие совершеннолетних лиц, проживающих в квартире. В ФНС эту инициативу не приветствуют, но и запретить не могут.

Следует учитывать, что подобная практика может повлечь ряд проблем в будущем, особенно когда необходимо будет произвести изменение адреса юридического лица. Трудности возникнут в случае регистрации в другой налоговой инспекции, необходимости уплаты госпошлины, переоформлении всех учетных документов, а также расчетного счета в банке.

Правомерная смена юридического адреса

Закон не запрещает организации переезжать в другое место неограниченное число раз, главное - следовать всем предписанным мерам. Смена адреса юридического лица не означает образование нового субъекта правовых отношений. Действия подобного характера связаны с определенными трудностями, в первую очередь при условии новой регистрации в другой налоговой инспекции.

В органы ФНС необходимо предоставить следующий пакет документов:

  1. Заключение, подтверждающее, что смена адреса юридического лица одобрена на общем собрании большинством голосов учредителей организации.
  2. Заявление по форме 13001 и № Р14001 на регистрацию всех изменений, которые были внесены в учредительные документы.
  3. Бумаги, подтверждающие право собственности объекта недвижимости (исключение здесь составляет тот случай, когда оформление происходило по месту жительства).
  4. Два экземпляра устава организации.
  5. Квитанция об оплате госпошлины.

При предоставлении всех документов ответственному лицу будет вручено уведомление, где будет указана дата получения решения о том, что изменение адреса юридического лица подтверждено. После регистрации новых данных необходимо обновить коды статистики Госкомстата. А также обо всех изменениях нужно будет уведомить Пенсионный фонд, ФСС и ФОМС, а также банк, в котором находится расчетный счет. Чаще всего для этих целей используют Сбербанк, этот учреждение уже много лет ведет качественное юридическое обслуживание юридических лиц. Адреса ближайших отделений можно узнать на официальном сайте финансовой организации.

Причины ликвидации

На практике компании сталкиваются с тем, что частая смена налоговых инспекций может привести к дополнительному вниманию со стороны ФНС, это действие органы воспринимают как попытку уйти от налогов. В идеале при переезде фирмы с одного места на другое адрес регистрации юридического лица лучше оставить прежним. При условии, что с владельцем арендуемого помещения у учредителя будет заключен официальный договор. В противном случае при первой же проверке данное место будет внесено в черный список, а ФНС вправе потребовать ликвидации организации.

Но даже в такой ситуации есть выход: через суд можно просить о дополнительном времени на исправление правовых ошибок. Однако столь радикальные меры скорее исключение, чем правило. Обычно ФНС обращаются с ходатайством об устранении фирмы в крайних случаях, когда все данные о ее деятельности не только отсутствуют в ЕГРЮЛ, но и нет никаких подтверждений фактической работы организации.

В таких случаях руководитель может пояснить, что письма по независимым от него причинам не доходили до места. Потом официально сменить все правовые данные и сообщить в надзорные органы об устранении проблемы. Обычно в ФНС такие действия признают и подтверждают статус учреждения.

Что должен знать учредитель?

Сегодня российское правительство уделяет много внимания проблемам неуплаты налогов, поэтому при создании собственной фирмы и регистрации юридического лица обязательно необходимо учитывать все риски будущих действий.

По итогам вышесказанного можно сделать следующие заключения:

  1. При невозможности регистрации юридического лица в собственном помещении и необходимости покупки адреса у сторонних лиц следует обязательно заключить договор аренды, а также проверить предоставляемую информацию на сайте ФНС.
  2. Если контролирующие органы предъявляют организации претензии по поводу несоответствия юридического и фактического адресов, или неблагонадежности уже указанных данных, можно попросить отсрочку на устранение ошибок в оформлении. Обычно налоговые службы идут навстречу, при условии что предпринимательская деятельность реально ведется, а также нет никаких признаков «отмывания» средств.
  3. Юридическое лицо можно зарегистрировать по фактическому месту проживания учредителя. Если же возникли проблемы, отстоять свои права можно через суд.

Часто у предпринимателей трудности возникают на стадии оформления расчётного счета, у банка обычно вызывают подозрения несоответствия юридического и фактического адреса. Решить проблему можно с помощью предоставления дополнительных сведений о праве использования помещения, где зарегистрировано юр. лицо. К тому же необходимо тщательно выбирать банки для совершения финансовых операций, в крупной и надежной организации весь процесс отрегулирован и проверен, поэтому многие для открытия расчетного счета выбирают именно Сбербанк (для юридических лиц). Адреса в Москве можно найти на официальном сайте или в мобильном приложении.

В настоящей рассылке мы затронем тему «обособленную» (данное слово будет часто встречаться далее по тексту, поэтому привыкаем сразу), которая в последние полгода стала в настораживающе гипертрофированных формах развиваться нашими Областными ИФНС при проведении контрольных мероприятий.

Но все по порядку, приведем немного теории, необходимой для понимания проблемы.

В Налоговом кодексе есть определение «обособленного подразделения» - это любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 НК РФ).

В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, и в том числе по месту нахождения ее обособленных подразделений (ст. 85 НК РФ).

При этом законодательство не содержит критериев этой территориальной обособленности, что позволяет трактовать данное определение буквально, т.е. это нахождение подразделения в любом ином месте, чем сама организация (письмо Министра Финансов РФ от 21 декабря 2009 г. №03-02-07/1-550).

Получается, если организация зарегистрирована, что весьма распространено, по адресу прописки ее руководителя или учредителя, то по месту фактического осуществления деятельности необходимо регистрировать обособленное подразделение.

Налоговые органы ранее никогда не подходили столь формально к этому вопросу, но в последнее время, возможно ввиду катастрофического дефицита в бюджете, стали распространяться дела, в рамках которых налогоплательщиков привлекают к ответственности именно за ведение деятельности без регистрации подразделения по месту фактического осуществления деятельности, и, внимание(!), даже если адреса (юридический и фактический) находятся в районе, администрируемом одной Инспекцией.

Цена крайне высока - штраф 10% от всех доходов , полученных от работы незарегистрированного обособленного подразделения, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). В рассматриваемом нами случае это могут быть буквально «все» доходы организации.

Согласитесь, крайне заманчивая перспектива для Инспекций: административные издержки минимальные, достаточно установить несовпадение юридического и фактического адресов без соответствующего обособления последнего, а доходность для бюджета от таких мероприятий несоизмеримо высока, «просто составь акт».

Все еще усугубляется и в связи со сложившейся негативной для Налогоплательщиков арбитражной практикой по похожим делам, когда обособленные подразделения не регистрировались в удаленных от места основной деятельности муниципальных районах или регионах.

И даже вполне разумные доводы относительно отсутствия при таком нарушении неблагоприятных экономических последствий для бюджета, когда все доходы организации задекларированы по основному месту регистрации, и что наказание в связи с этим является несоразмерным, отстраняются хладнокровной Фемидой. Суды отмечают, что характер ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет не поставлен Налоговым кодексом в зависимость от своевременного исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов и сборов. Аналогичный подход у Судов и в ситуациях, когда подразделение работает в убыток и реального дохода Организации не приносит, от штрафных санкций, рассчитанных с выручки, это не спасет (пример, Решение АС Свердловской области от 03.06.2014 по делу № А60-16729/2014).

Тем не менее, данными аргументам при оспаривании действий налоговых органов пренебрегать не стоит, поскольку отсутствие ущерба и намерений налогоплательщика скрыть свои доходы на обособленном подразделении могут быть (подчеркиваем, могут и не быть) расценены Судом как смягчающие и достаточными для снижения штрафа более чем 2 раза. В ряде дел Суды все же учитывают, что меры воздействия в виде штрафных санкций не должны превращаться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности (примеры, Решение АС Свердловской области от 31.10.2013г. по делу № А60-30533/2013, Решение АС Архангельской области от 07.08.2014г. по делу № А05-4601/2014).

Вот такие вот дела, и теперь каждый может оценить актуальность проблемы для себя.

1) Начнем с вопиющего требования Налоговых органов регистрировать обособленное подразделение даже в пределах одного с организацией муниципального образования, улицы или даже соседнего строения. Считаем, что в данном случае о таком формальном подходе к определению обособленного подразделения не может быть и речи, и действия налоговых органов неправомерны.

При толковании норм закона ключевое значение имеет то, что непосредственно хотел вложить в их содержание Законодатель, и здесь нам поможет Законопроект под № 505706-6, пусть и не реализовавшийся, но крайне ценный в плане трактовки интересующего нас понятия.

Итак, депутат С. Е. Вайнштейн, который решил исключить подобную несправедливость (хорошо, что такие еще есть) внес Законопроект «О внесении изменения в ст 11 части первой НК РФ или об уточнении понятия обособленного подразделения организации», согласно которому: «Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, за исключением случаев его нахождения в пределах территории действия налогового органа на учете которого стоит организация».

Его менее сердобольные коллеги сочли, что данные изменения являются излишними, но при этом в своем заключении на проект отметили, что согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организация обязана встать на учет по месту нахождения обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ, а следовательно регистрационные действия в рассматриваемом случае не требуются и без дополнительных поправок.

Увы, судебные дела именно с ситуацией, когда административные районы нахождения организации и его обособленного подразделения совпадают, привести не можем, ввиду пока еще несформировавшейся арбитражной практики, но соответствующие Решения налоговых инспекций регулярно появляются, те, с которыми сталкивались мы, до суда не дошли.

2) Теперь перейдем к ситуации, когда организация и ее подразделение находятся на территории разных муниципальных образований. Здесь, как вы понимаете, оспорить саму необходимость регистрации обособленного подразделения не получится.

Совет такой: пока налоговые органы не пришли к вам с проверкой, подайте сообщение о регистрации обособленного подразделения или, на крайний случай, держите наготове, чтобы в случае необходимости направить его по адресу до того как Инспектора произведут какие-либо контрольные мероприятия в этом направлении (обычно проводятся вне рамок выездных проверок специальным Отделом оперативного контроля Инспекции). В последнем случае все же имеется риск упустить момент.

При таком раскладе налоговые органы не смогут квалифицировать нарушение как ведение деятельности без постановки на учет, а лишь как несвоевременное предоставление документов.

Тут есть приятный нюанс: за несвоевременное предоставление сообщения о создании обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством (1), взыскивается штраф не 10 тыс. руб. (п. 1. ст. 116 НК РФ), а всего 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), как за один документ (письмо Минфина от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946).

(1) Создание филиала или представительства подаются с заявлением о внесении изменений в учредительные документы. Налоговые органы на основании сведений из ЕГРЮЛ сами ставят филиал (представительство) на налоговый учет. Филиалы и представительства в данной рассылке не рассматриваются.

В любом случае, каких-то иных универсальных способов избежать привлечения к ответственности за ведение деятельности путем организации рабочих мест сроком более 1 месяца без регистрации обособленного подразделения, нет. В этом случае при оспаривании налоговых санкций можно отталкиваться исключительно от фактуры конкретного дела. Например, при подрядных работах многое зависит от того, кто организует рабочие места, подрядчик или заказчик, в каком графике эти работы выполняются и т.п. - но это уже совсем другая история.

Общие положения, регламентирующие правовой режим места нахождения и наименования юридического лица , содержатся в 54 статье ГК. У каждой организации, вне зависимости от каких-либо критериев, должно быть название. Коммерческим предприятиям необходимо иметь фирменное наименование. Согласно 54 статье ГК РФ, место нахождения юридического лица и его название должны указываться в учредительной документации. Рассмотрим далее основные требования, которые предъявляются к этим сведениям.

Название

В 1 пункте ст. 54 ГК закреплено одно требование к наименованию юрлица: в нем должна быть указана организационно-правовая форма. Если законом предусматривается возможность образования вида юрлица, то в название включается указание только на соответствующий вид.

Наименование некоммерческой структуры должно содержать сведения о характере ее деятельности. Включение в название слов "Россия", "Российская Федерация" или производных от них допускается только в случаях, прямо закрепленных в законе, указах Президента, правительственных постановлениях или по разрешению, предоставленному в порядке, определенном Правительством.

В наименованиях юрлиц не могут использоваться сокращенные или полные названия федеральных госорганов. Исключения из этого правила устанавливаются в законе, президентских указах, правительственных постановлениях. Нормативными актами региональной власти может устанавливаться порядок использования в названиях юрлиц официального названия субъектов РФ.

Место нахождения юридического лица

В уставе организации должны присутствовать сведения, по которым ее можно идентифицировать. В их числе в первую очередь - наименование. Место расположения юрлица определяется по адресу нахождения его действующего постоянно.

У большинства компаний (АО, ООО, ОДО, унитарных предприятий, НКО) им является руководитель (директор, гендиректор, управляющий и пр.). Он, в отличие от коллегиальной исполнительной структуры фирмы, действует на постоянной основе без доверенности. Такое правило, в частности, закреплено в отношении 69 статьи ФЗ № 208. Как устанавливается в ст. 40 ФЗ № 14, единоличный орган юрлица может действовать от его имени без доверенности, а при отсутствии постоянно действующей исполнительной структуры ее функции могут передаваться иному органу. По решению собрания полномочия могут по договору предоставляться индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации либо лицам, наделенным правом действовать от имени компании без доверенности (к примеру, полным товариществам).

Пояснения ВС и ВАС

В Постановлениях Пленумов высших судебных инстанций разъясняется, что в ходе разрешения споров, касающихся определения места нахождения юридического лица , судам надлежит руководствоваться положениями 54 статьи и п. 2 ст. 4 ФЗ № 14. В соответствии с ними, адрес, по которому располагается фирма, определяется местом ее госрегистрации.

Вместе с этим следует учитывать, что Закон допускает изъятие из данного правила. В нормативном акте предусматривается, что в учредительной документации общества в качестве места нахождения может указываться адрес постоянного расположения структур управления или основное место ведения деятельности.

Жилое помещение

Местом нахождения юридического лица может выступать адрес, по которому постоянно проживает его руководитель. По 2 части 17 статьи ЖК допускается использовать жилье для ведения профессиональной или предпринимательской деятельности гражданами, проживающими в нем на законных основаниях, если это не ущемляет права и интересы иных лиц и требования, которым должно соответствовать помещение.

Вместе с тем при использовании квартиры или дома в качестве нежилого помещения по договору аренды могут возникнуть неблагоприятные последствия, которые связаны с налогообложением. Плата за пользование помещением, которое, на основании ГК, в качестве офиса использоваться не может, не учитываются при расчете налога с прибыли. В данном случае не исполняются положения 252 статьи НК.

Чтобы учесть расходы на аренду при расчете налога, необходимо, чтобы помещение, используемое в качестве офиса, имело статус нежилого. Согласно 3 пункту 288 статьи ГК, собственник вправе размещать предприятие, организацию, учреждение в объекте, переведенном из жилого в нежилой. Порядок изменения статуса помещения устанавливается ЖК.

В совместном Постановлении Пленумов ВАС и ВС от 1996 г. указано, что сделки, которые связаны с арендой, безвозмездным или иным, не обусловленным проживанием, пользованием жилыми помещениями, не переведенных в нежилые по правилам, закрепленным в ЖК, совершенные после вступления в действие ГК, признаются неосуществимыми на основаниях, указанных в Кодекса.

Прочие адреса предприятия

Они не обладают правовым значением. К прочим относят, в частности, почтовый адрес.

При государственной регистрации юридического лица контрольный орган вправе сверить информацию, присутствующую в заявлении и существующую в учредительной документации. Прочие адреса хозяйствующий субъект указывает самостоятельно по своему усмотрению. Однако проверка их достоверности не осуществляется.

В рамках как публичных, так и частных отношений корреспонденция должна направляться на реквизиты из выписки ЕГРЮЛ .

Обязанность плательщика

Согласно 23 статье НК, при изменении места нахождения юридическое лицо должно сообщить об этом в ИФНС письменно. Неисполнение данной обязанности влечет негативные последствия. В первую очередь, уполномоченный орган, лишившись достоверных сведений о месте нахождения юридического лица , утрачивает возможность осуществить контрольные функции.

На практике нередки ситуации, когда в учредительной документации указывается один адрес в качестве места нахождения, а другой - для приема корреспонденции. К примеру, у одной страховой компании в качестве места нахождения в уставе был указан г. Москва, а на фирменном бланке - г. Казань. Такое положение дел дезинформирует контрагентов и надзорные структуры. Минфин в одном из писем пояснил, что переписка со страховыми организациями должна вестись по адресу, указанному в учредительной документации. Прочие данные - уведомления о почтовом/фактическом адресе, реквизиты, приведенные на бланке, отличные от сведений, содержащихся в уставе, не должны приниматься во внимание.

Зачем необходимо знать место расположения?

Место нахождения юридического лица важно при определении места погашения обязательств, если оно не указывается в договоре или нормативном акте. Соответствующее положение закреплено в 316 статье ГК. Кроме того, существует общее правило определения подсудности: судебное разбирательство осуществляется по месту нахождения юридического лица - ответчика.

Как устанавливает 4 часть АПК, направляются по адресу, указанному участником спора, или по месту нахождения компании (ее обособленного подразделения) или адресу проживания физлица. Место расположения определяется адресом государственной регистрации юридического лица, если иное не закрепляется законодательством или учредительной документацией.

Нюансы

В законодательстве отсутствуют требования о предоставлении документов, удостоверяющих, что исполнительная структура общества действительно располагается по указанному адресу. Соответственно, отказ контрольного органа внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о факте постановки на учет компании, местом нахождения которой по документам является адрес учредителя, должен быть признан неправомерным. Поскольку основания для отказа отсутствуют, уполномоченный орган обязан завершить процедуру.

В Постановлении ФАС Центрального органа от 2006 г. подтверждается, что к заявлению о регистрации по месту нахождения юридическое лицо не должно прилагать бумаги, удостоверяющие отнесение объекта, адрес которого указан в качестве места расположения исполнительного органа общества, к нежилым. Налоговые структуры не вправе требовать от заявителей дополнительные доказательства и документы. Тем не менее за предоставление заведомо недостоверной информации заявитель должен быть привлечен к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Аналогичные последствия влечет несвоевременное уведомление юридическим лицом о смене места нахождения .

Данные ЕГРЮЛ

В РФ ведется Государственный реестр юридических лиц . В нем присутствуют сведения об образовании, реорганизации, а также иные данные о них. В Государственном реестре юридических лиц также содержатся документы, на основании которых были внесены соответствующие записи.

ЕГРЮЛ ведется в бумажном и электронном виде. В реестр включается информация о:

  • Полном и сокращенном (при наличии) наименовании организации.
  • Организационно-правовой форме.
  • Месте нахождения.
  • Адресе эл. почты.
  • Решении об изменении юрлицом его места нахождения.
  • Способе создания организации.
  • Участниках/учредителях, держателях реестров акционеров, номинальной стоимости и величине долей в капитале, принадлежащих хозяйствующему обществу и участникам, передаче долей либо их частей в залог, о другом их обременении, о лице, управляющем долей, переходящей по праву наследования.
  • Подлинниках или удостоверенных нотариусом копиях учредительной документации или информация о том, что субъект действует в соответствии с типовым уставом, утвержденным на основании федерального закона.
  • Правопреемстве - для юрлиц, образованных при реорганизации других фирм, для компаний, в учредительную документацию которых внесены изменения, связанные с реорганизацией, а также для прекративших свою работу после реорганизации.
  • Дате регистрации изменений учредительных бумаг или дате получения контрольным органом уведомления об их внесении.
  • Способе прекращения деятельности организации.
  • Начале процедуры банкротства, выполняемых в отношении организации соответствующих мероприятий.
  • Размере уставного капитала, указанного в учредительной документации.
  • Субъекте, обладающем правом действовать от лица организации без доверенности. Указываются ФИО, должность и (при наличии) ИНН.
  • Юридических лицах , находящихся в состоянии ликвидации.
  • Корпоративном договоре, определяющем пределы правомочий участников общества, непропорционально размерам долей в капитале, принадлежащим им.
  • Корпоративном договоре, устанавливающем ограничения и правила отчуждения долей.
  • Лицензиях, которые получило юридическое лицо.
  • ИНН , коде причины и дате постановке на учет в ИФНС.
  • Филиалах и представительствах.
  • Кодах по ОКВЭД.
  • Номере, дате регистрации организации в статусе страхователя в территориальном подразделении ПФР, исполнительной структуре ФСС.
  • Юрлицах, находящихся в состоянии реорганизации.
  • Процессе уменьшения уставного капитала.

Фирменное наименование

Оно выступает в качестве компании.

Фирменным наименованием считается название коммерческого предприятия, позволяющее отличать его от прочих участников оборота. В отношении него действует исключительное право, которое принадлежит только юрлицу и возникает при регистрации последнего.

Фирменное наименование обладает следующими признаками:

  • Не является необходимым критерий творчества.
  • Ключевое назначение наименования заключается в обеспечении индивидуализации организации.
  • Оно должно быть неизменным и постоянным. Наименование должно сохраняться и в случае перехода предприятия как объекта вещного права к другому субъекту, а также при отчуждении его акций, паев, долей в капитале. Изменения допускаются только посредством корректировки сведений в учредительной документации.
  • Наименование должно правдиво характеризовать организацию.
  • Исключительное право на название подлежит охране с момента госрегистрации предприятия. При этом специальных процедур для регистрации наименования не предусмотрено.
  • Право на фирменное название является, как правило, бессрочным. Оно действует до даты прекращения деятельности организации.
  • Право на фирменное название приобретает только юрлицо, являющееся коммерческим.
  • У компании может быть только одно название. Каждое юрлицо, имеющее статус коммерческой организации, может иметь одно полное и одно сокращенное наименование.
  • Исключительное право на название не может выступать в качестве предмета сделки.

Требования к фирменному названию

Они закреплены в разных нормах ГК. Согласно законодательству, в фирменном наименовании организации не могут присутствовать сокращенные или полные официальные названия:

  • зарубежных стран, производные от них слова;
  • межгосударственных союзов (к примеру, СНГ);
  • межправительственных, международных организаций;
  • общественных объединений.

В них также запрещено включать обозначения, не согласующиеся с общественными интересами, принципами морали и гуманности.

В фирменном наименовании унитарного госпредприятия может присутствовать указание на его принадлежность РФ или определенному субъекту России.

Важный момент

Как выше говорилось, использование в фирменном названии слов "Россия", "Российская Федерация", а также производных от них допускается при наличии разрешения. Оно выдается в порядке, определенном Правительством. В число производных слов входит понятие "российский" как на русском, так и иностранном языке в русской транскрипции.

Правила использования указанных терминов утверждены правительственным постановлением № 743 от 2005 г.

Дополнительное нормативное регулирование

Требования к фирменным названиям устанавливаются рядом федеральных законов. К ним, частности, относят ФЗ "О банках, банковской деятельности", "Об унитарных муниципальных и государственных предприятиях", "Об АО", "Об ООО", "О производственных кооперативах" и пр.

В 3 пункте 69 статьи ГК закреплено требование о том, что в фирменном названии полного товарищества должны присутствовать или имена (наименования) его участников и словосочетание "полное товарищество", или имя (наименование) одного/нескольких участников со словами "и компания" и "полное товарищество". В п. 3 113 нормы Кодекса предусмотрено, что в наименование унитарного предприятия необходимо включать указание на лицо, являющееся собственником имущества.

Согласно 4 статье ФЗ "Об акционерных обществах", у хозяйствующего субъекта должно быть полное и может быть сокращенное наименование на русском, а также полное/сокращенное название на языках народов РФ или иностранном языке. В полном названии должно содержаться указание на тип предприятия (закрытое или открытое).

В сокращенное наименование следует включать слова "закрытое (или открытое) акционерное общество" или аббревиатуру "ОАО", "ЗАО". В фирменном названии субъекта на русском и национальном языке народов России могут присутствовать иноязычные заимствования, представленные в русской транскрипции или транскрипции соответствующих языков народов РФ. Данное положение, однако, не распространяется на термины и аббревиатуры, отражающие организационно-правовой тип общества.

На основании 5 статьи ФЗ № 2383-1, в фирменном названии юрлица не могут присутствовать слова "товарная биржа" или "биржа", если оно не соответствует требованиям этого нормативного акта.

Исключительное право

Оно, в соответствии с 3 пунктом 1474 статьи ГК, заключается в запрете на использование одной организацией фирменного названия, тождественного наименованию другого юрлица либо схожего с ним до степени смешения. Данное правило действует, если эти фирмы ведут аналогичную деятельность и сведения о названии второго субъекта были включены в реестр ранее, чем информация о наименовании первого.

При реализации этого положения на практике судебным органам надлежит учитывать ряд нюансов. В первую очередь нужно принимать во внимание, что законодательство охраняет исключительное право на название организации, ранее другого включенного в ЕГРЮЛ. При этом момент начала деятельности обеих компаний значения не имеет.

Требование о прекращении использовать фирменное название, тождественное наименованию правообладателя либо схожего с ним, в отношении аналогичных видов деятельности, а также возместить убытки, причиненные этим, может заявлять исключительно правообладатель.

Орган, уполномоченный осуществлять госрегистрацию организаций, в соответствии с 5 пунктом 1473 статьи ГК, наделяется правом предъявить исковое заявление о понуждении к изменению названия только в случае, если оно не отвечает требованиям, закрепленным в п. 3 либо 4 указанной выше нормы. Другие субъекты не обладают правомочием направить требование о прекращении нарушений положений, предусмотренных пар. 1 76 главы ГК. При применении 1475 статьи Кодекса судебные органы должны учитывать, что эта норма не исключает возможности охраны в РФ прав на фирменное название иностранных организаций.

Заключение

При создании юридического лица крайне важно соблюсти все требования, закрепленные законодательством. Это обязательное условие для государственной регистрации. При уклонении от исполнения предписаний организация не будет поставлена на учет как хозяйствующий субъект. Соответственно, ее деятельность будет считаться незаконной.

Для обеспечения надлежащего контроля сведения об организациях вносятся в ЕГРЮЛ. Особое значение среди них имеет место нахождения компании. Об изменении этого адреса предприятие обязано сообщать контрольному органу. Уведомление должно быть направлено в письменном виде. В случае неисполнения данного предписания к юридическому лицу могут быть применены санкции, предусмотренные действующим законодательством.



Поделиться