Гражданский процесс россии. Арбитражный процесс Понятие доказательств и средств доказывания

Предисловие

Совершенствование экономических отношений вызвало необходимость создания адекватной им судебной системы. Основу современных экономических отношений Российской Федерации составляет рыночная экономика, т. е. экономика, основанная на предпринимательской деятельности. Поэтому в Российской Федерации была создана система арбитражных судов, задачей которых является защита нарушенных прав и законных интересов субъектов права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В последнее время интерес к арбитражному процессуальному праву повысился, поскольку знание арбитражного судопроизводства является необходимым не только для получения высшего юридического образования, но и для осмысленного и эффективного участия в арбитражном процессе в конкретных спорах на практике. В нормах арбитражного процессуального права закреплен механизм судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов субъектов права в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, в связи с чем знание норм арбитражного процесса позволяет добиться эффективной судебной защиты.

Действующий Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации 2002 г. (далее – АПК РФ) в значительной степени усложнился по сравнению с двумя предыдущими Кодексами 1992 г. и 1995 г. Знание и правильное применение действующих норм арбитражного процессуального права – одно из главных условий успешной практической защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов субъектов права в арбитражном суде.

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, в котором систематизированы, в простой и доступной форме изложены основные положения действующего арбитражного процессуального законодательства с учетом подходов, выработанных судебно-арбитражной практикой, и освещены основные институты арбитражного процессуального права.

Учебное издание не только дает возможность студенту изучить арбитражный процесс, чтобы успешно сдать экзамены, но и позволяет практикующему юристу обновить свои знания в этой области.

Данное учебное издание будет также полезно аспирантам, преподавателям юридических вузов, а также другим лицам, интересующимся современным арбитражным процессуальным законодательством.

Тема 1. Система арбитражных судов в Российской Федерации

§ 1. История становления арбитражных судов в Российской Федерации

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России можно считать коммерческие суды , рассматривающие в то время торговые, вексельные дела и дела о торговой несостоятельности , т. е. имевшие свою специальную компетенцию.

В первые годы после Октябрьской революции 1917 г. в условиях ослабления товарно-денежных отношений, слабости экономических отношений в целом судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Разногласия между предпринимателями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления. С развитием экономических отношений, особенно в 20-х гг. прошлого века – в период новой экономической политики (НЭПа), возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и учреждениями, в связи с чем в 1922 г. в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. был образован государственный арбитраж, разрешавший споры между социалистическими учреждениями и предприятиями и выполнявший задачу по укреплению договорной, плановой дисциплины и хозяйственного расчета. При этом образовались два вида арбитража: государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, а в ведомственном – подчинения одному ведомству (министерству, комитету).

Система указанных арбитражей была упразднена с 1 октября 1991 г. введением в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» , который послужил основой замены арбитражей арбитражными судами. Причиной замены советских арбитражей арбитражными судами являлся переход России на новые экономические условия хозяйствования – от административно-командных отношений к рыночным отношениям. Соответственно разрешение споров между юридически равными субъектами предпринимательской деятельности старыми способами административно-командного характера, применявшимися в условиях советской хозяйственной системы, стало невозможным. Поэтому была создана система арбитражных судов – судебная система, соответствующая современным экономическим отношениям в Российской Федерации, основу которых составляет рыночная экономика, т. е. экономика, основанная на предпринимательской деятельности.

В последующем в Конституции РФ 1993 г. арбитражные суды были окончательно закреплены в качестве самостоятельной составляющей судебной власти Российской Федерации.

С 1995 г. деятельность арбитражных судов в Российской Федерации регулируется Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

§ 2. Понятие арбитражных судов и их система

Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды – это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к ведению Российской Федерации (федеральному законодательству) и в компетенцию которых входит рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юридических лиц, граждан – индивидуальных предпринимателей, а также Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления и граждан в случаях, предусмотренных законом.

Соответственно субъекты Российской Федерации не вправе создавать какие-либо судебные органы, рассматривающие экономические споры, отнесенные к подведомственности арбитражных судов.

Система арбитражных судов, их организационное построение, общая структура определяются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в соответствии с которыми в настоящее время действует четырехуровневая система арбитражных судов:

1) арбитражные суды субъектов Российской Федерации (областей, республик, городов федерального значения – Москвы и С. – Петербурга), являющиеся судами первой инстанции ;

2) 20 судов апелляционной инстанции , которые территориально расположены в рамках существующих 10 федеральных арбитражных (кассационных) округов – по два суда апелляционной инстанции на один федеральный арбитражный (кассационный) округ. Кроме того, при судах первой и апелляционной инстанций в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества рассматриваемых дел могут создаваться судебные присутствия, являющиеся обособленными подразделениями соответствующих судов;

3) 10 федеральных арбитражных судов округов, являющихся судами кассационной инстанции;

4) Высший Арбитражный Суд РФ, являющийся судом первой инстанции по делам, определенным АПК РФ и иными федеральными законами, и надзорной инстанции по отношению ко всем нижестоящим арбитражным судам (судам первой, апелляционной и кассационной инстанций) при проверке их судебных актов в порядке надзора.

Все арбитражные суды образуют единую систему, возглавляемую Высшим Арбитражным Судом РФ (схема 1).

Схема 1. Система арбитражных судов в Российской Федерации.


Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом в системе арбитражных судов по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам и отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного суда РФ, и высшей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам первой, апелляционной и кассационной инстанций , поскольку осуществляет в установленной АПК РФ форме надзор за их деятельностью (пересмотр дел в порядке надзора). Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ дает арбитражным судам разъяснения по вопросам судебной практики и единообразного применения всеми арбитражными судами законодательства на всей территории Российской Федерации Федеральные арбитражные суды округов как суды кассационной инстанции предназначены для проверки законности вступивших в законную силу судебных актов судов апелляционной и первой инстанций. Всего образовано 10 федеральных округов, в состав которых входит несколько субъектов Российской Федерации. Суд округа осуществляет проверку в кассационном порядке судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации – судов первой инстанции и двух судов апелляционной инстанции, расположенных на территории данного федерального округа. Название федеральных арбитражных судов округов производится по наименованию округа, закрепленного законодательно (например, Федеральный арбитражный суд Московского округа, Федеральный арбитражный суд Центрального округа).

Арбитражные суды апелляционной инстанции являются судами по проверке законности и повторному рассмотрению не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции. Они осуществляют проверку законности не вступивших в законную силу судебных актов первой инстанции и одновременно пересматривают повторно по существу в апелляционном порядке судебные акты первой инстанции – арбитражных судов субъектов Российской Федерации, перечень которых законодательно закреплен за каждым судом апелляционной инстанции. Территориально суды апелляционной инстанции расположены следующим образом: два апелляционных суда на один федеральный арбитражный (кассационный) округ. Каждый суд апелляционной инстанции имеет свой номер (например, 19-й суд апелляционной инстанции), наименований суды апелляционной инстанции не имеют.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации рассматривают по существу экономические споры, подведомственные арбитражным судам по первой инстанции, количество которых соответствует количеству субъектов Российской Федерации в соответствии с существующим государственным административно-территориальным устройством России.

Под составом любого арбитражного суда понимается его внутреннее устройство – структура.

Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, выполнения иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе Президиума, судебных коллегий по спорам, возникающим из гражданских и административных правоотношений. Президиум окружного суда утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, решает другие наиболее важные вопросы организации работы и судебной практики.

Примерно таким же образом определяется и внутренняя структура арбитражных судов субъектов Российской Федерации, с той лишь разницей, что в некоторых судах с небольшим количеством судей могут быть образованы только судебные составы из числа судей этого суда, т. е. без образования коллегий.

Каждый арбитражный суд состоит из председателя, его заместителей или заместителя, судей и работников аппарата суда.

Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов и их взаимоотношений друг с другом, в том числе вопросы, связанные с образованием судебных коллегий и судебных составов, урегулированы в Регламенте арбитражных судов, утверждаемом постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (последняя редакция Регламента утверждена постановлением Пленума ВАС РФ от 30 декабря 2002 г. № 12 ).

Согласно ст. 128 Конституции РФ все судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других арбитражных судов – Президентом РФ в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации».

§ 3. Задачи и функции арбитражных судов

Задачи арбитражных судов определяются целями судебной деятельности, в целом их можно разделить на две группы: а) свойственные всем арбитражным судам;

б) возложенные только на Высший Арбитражный Суд РФ. Общие задачи всех арбитражных судов закреплены в ст. 2 АПК РФ:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом;

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Кроме того, как вытекает из практики осуществления экономического правосудия, задачей арбитражных судов является также защита в равной степени как частных, так и публичных прав и интересов.

На Высший Арбитражный Суд РФ также возложены задачи:

изучать и обобщать практику применения законодательства арбитражными судами;

давать разъяснения по вопросам судебной практики;

подготавливать предложения по совершенствованию законодательства при реализации права законодательной инициативы;

вести судебную статистику и контролировать ее ведение в нижестоящих судах, осуществлять меры по обеспечению деятельности арбитражных судов в целом (в том числе в вопросах материально-технического, кадрового обеспечения и др.).

Основная задача судопроизводства в арбитражных судах – это защита нарушенных или оспариваемых прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которая реализуется в судебном решении.

Функции арбитражных судов следующие:

а) разрешение споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т. е. осуществление экономического правосудия;

б) предупреждение нарушений законодательства в экономической сфере;

в) сохранение правопорядка и обеспечение правовой стабильности. Кроме общих функций Высший Арбитражный Суд РФ в лице своего высшего судебного органа – Пленума дает разъяснения арбитражным судам по вопросам применения законодательства в экономической сфере в целях его единообразного и правильного применения. Практическое значение постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ состоит в том, что «это выработка на основании анализа судебной практики единственно правильного толкования применяемого арбитражными судами закона и организация работы судов в соответствии с выверенной и доведенной до них соответствующим постановлением Пленума позицией».

Тема 2. Предмет и система арбитражного процессуального права

§ 1. Понятие и стадии арбитражного процесса

Арбитражный процесс – это установленная нормами арбитражного процессуального права форма деятельности арбитражных судов, направленная на защиту оспариваемого или нарушенного права организаций, государственных органов и граждан-предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законом, и граждан, и представляет собой определенную последовательность процессуальных действий арбитражного суда и иных участников арбитражного судопроизводства при рассмотрении конкретного дела.

В арбитражном процессе суд, лица, участвующие в деле, и другие участники могут совершать только те действия, которые предусмотрены арбитражными процессуальными нормами, т. е. АПК РФ и другими федеральными законами, содержащими процессуальные нормы. Арбитражному суду, сторонам и другим участникам процесса арбитражным процессуальным законодательством, с одной стороны, предоставляются права, с другой – возлагаются обязанности, соответствующие их процессуальному положению.

Предметом арбитражного процесса являются экономические споры и иные дела, подведомственные арбитражным судам, а действия, которые совершаются арбитражным судом и участниками арбитражного процесса при рассмотрении конкретного дела, по своему характеру являются процессуальными действиями.

Арбитражный процесс – формализованный процесс, т. е. все действия участников арбитражного процесса в рамках процессуальных отношений совершаются в определенной процессуальной форме , установленной АПК РФ. Ее соблюдение направлено на своевременное рассмотрение и разрешение арбитражным судом спора и соответственно на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав.

Деятельность арбитражного суда по рассмотрению и разрешению подведомственных ему споров осуществляется в определенной последовательности, т. е. по стадиям процесса. Каждая стадия охватывает собой определенную совокупность процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной процессуальной цели, и выполняет свою процессуальную функцию.

Арбитражный процесс имеет восемь стадий (схема 2):


Схема 2. Стадии арбитражного процесса.



1-я стадия – возбуждение производства по делу. Судья на этой стадии изучает поступившее исковое заявление, заявление и приложенные к нему документы, выясняет, подведомственно ли дело арбитражному суду, соблюдена ли подсудность, надлежащим ли лицом подписано исковое заявление, оплачена ли в установленном порядке и размере госпошлина, сформулированы ли требования к каждому из ответчиков, имеются ли ссылки на законы, приложены ли к исковому заявлению, заявлению необходимые документы. На этой стадии судья единолично в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд должен решить вопрос о принятии искового заявления к производству, о чем выносится определение о принятии дела к производству, которым возбуждается производство по делу (ст. 127 АПК РФ). При наличии оснований судья единолично может оставить исковое заявление без движения и установить срок для устранения недостатков, а в случае их неустранения, а также по другим основаниям, предусмотренным АПК РФ, возвратить исковое заявление (ст. 128-129 АПК РФ).

2-я стадия – подготовка материалов дела к рассмотрению в судебном заседании. Суд в целях подготовки дела к рассмотрению в судебном заседании по существу проводит предусмотренные АПК РФ подготовительные действия – проводит со сторонами собеседование и предварительное судебное заседание (ст. 135, 136 АПК РФ). Цель этой стадии состоит в том, чтобы обеспечить правильное и своевременное рассмотрение и разрешение дела арбитражным судом в судебном заседании. Судья, посчитав дело подготовленным, в последующем назначает судебное разбирательство по существу спора.

3-я стадия (основная) – непосредственно судебное разбирательство. Основной она считается потому, что в ней рассматривается и разрешается спор по существу в первой инстанции, выносится решение, которым либо удовлетворяются заявленные требования, либо в их удовлетворении отказывается. Однако суд в случаях, установленных АПК РФ, может прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения. Процессуальной формой разбирательства дела является судебное заседание арбитражного суда (ст. 137 АПК РФ).

4-я стадия – проверка законности и обоснованности решений и определений, принятых судом первой инстанции и не вступивших в законную силу, судом апелляционной инстанции, т. е. производство в суде апелляционной инстанции (ст. 257-272 АПК РФ).

5-я стадия – проверка законности судебных актов, принятых судом первой и апелляционной инстанций и вступивших в законную силу, судом кассационной инстанции, т. е. производство в суде кассационной инстанции (ст. 273-291 АПК РФ).

6-я стадия – проверка законности судебных актов, принятых судами трех инстанций и вступивших в законную силу, в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. производство в порядке надзора (ст. 292-308 АПК РФ).

7-я стадия – пересмотр вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 309-317 АПК РФ).

8-я стадия – исполнение вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда, т. е. исполнительное производство (ст. 318-332 АПК РФ, Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).

См.: Арбитражный процесс: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. Треушникова. – М.: БЕК, 1993. – С. 2-3.

См.: Арбитражный процесс: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. Треушникова. М.: БЕК,1993. – С. 3.

См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1991. – № 30. – Ст. 1013-1014; 1992. – № 34. – Ст. 1965.

См. постановления Пленума ВАС РФ, принятые с апреля 1992 г. по ноябрь 2000 г. // Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ к № 1, январь 2001 / Предисловие В.Ф. Яковлева. – С. 7.

  • Иск
  • Возбуждение гражданского процесса
    • Обращение в суд заинтересованного лица, принятие судьей заявления
    • Исковое заявление
    • Правовые последствия возбуждения гражданского процесса
    • Обеспечение иска
  • Подготовка дела к судебному разбирательству
    • Задачи и содержание подготовки дела
    • Совершение факультативных подготовительных действий
    • Назначение дела к судебному разбирательству
  • Судебное разбирательство гражданских дел
    • Судебное разбирательство как процессуальная функция и процессуальная стадия
    • Судебное заседание
    • Подготовительная часть судебного заседания
    • Рассмотрение дела по существу
    • Судебные прения
    • Вынесение и объявление решения
    • Отложение разбирательства дела
    • Приостановление производства по делу
    • Протокол судебного заседания
  • Постановления суда первой инстанции
    • Понятие и виды судебных постановлений
    • Сущность и значение судебного решения
    • Требования, предъявляемые к судебному решению
    • Содержание судебного решения
    • Устранение недостатков решения вынесшим его судом
    • Законная сила судебного решения
    • Определение суда первой инстанции
  • Заочное производство
    • Заочное производство – упрощенный порядок судебного разбирательства исков
    • Заочное решение
    • Защита прав и интересов ответчика в заочном производстве
  • Судопроизводство по делам, возникающим из управленческих правоотношений
    • Сущность судопроизводства по делам, возникающим из управленческих правоотношений
    • Рассмотрение жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан
    • Судебное санкционирование определенных принудительных действий
    • Рассмотрение протестов прокуроров о признании незаконными правовых актов
  • Особое производство
    • Общая характеристика и состав особого производства
    • Установление фактов, имеющих юридическое значение
    • Признание гражданина безвестно отсутствующим >и объявление гражданина умершим
    • Признание гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным
    • Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация)
    • Признание вещи бесхозяйной
    • Установление неправильностей записей актов гражданского состояния
    • Жалобы на нотариальные действия или на отказ в их совершении
    • Восстановление прав по утраченным документам на предъявителя (вызывное производство)
    • Производство по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар
    • Судебное усыновление (удочерение) детей
  • Самоконтроль суда первой инстанции
    • Судебные ошибки
    • Восполнение недочетов судебного разбирательства
    • Отмена судебного приказа
    • Пересмотр определений
    • Пересмотр решений
  • Пересмотр решений и определений судом кассационной инстанции
    • Сущность кассационного пересмотра решений, не вступивших в законную силу
    • Право кассационного обжалования и опротестования решений
    • Рассмотрение дел по кассационным жалобам (протестам) судом второй инстанции
    • Основания к отмене и изменению решений
    • Полномочия суда кассационной инстанции
    • Кассационное определение
    • Частное обжалование (опротестование) и пересмотр определений суда первой инстанции
  • Пересмотр решений, определений и постановлений в порядке надзора
    • Назначение института пересмотра в порядке надзора
    • Пересмотр в порядке надзора – исключительный способ проверки законности решений, определений и постановлений
    • Производство в президиумах судов
  • Российский гражданский процесс с международными элементами
    • Правовое положение иностранцев в российском гражданском процессе
    • Международная подсудность гражданских дел
    • Правовая помощь по гражданским делам
  • Исполнительное производство
  • Понятие об арбитражном судопроизводстве
    • Арбитражный процесс – подотрасль гражданского процессуального права
    • Стадии арбитражного процесса
  • Понятие о третейском судопроизводстве
    • Суть третейского судопроизводства
    • Международный коммерческий арбитраж
    • Арбитражные (третейские) процедуры и решения
  • Понятие о нотариальном производстве
    • Организация и компетенция нотариата в России
    • Нотариальное производство и его принципы
    • Общие правила нотариального производства

Стадии арбитражного процесса

Арбитражное судопроизводство в соответствии с АПК подразделяется на восемь стадий, каждая из которых представляет собой совокупность действий, объединенных ближайшей процессуальной задачей. Состав стадий и их содержание в арбитражном судопроизводстве близки к стадиям гражданского процесса.

1. Возбуждение судопроизводства охватывает предъявление иска заинтересованным лицом и действия арбитражного судьи в связи с таким обращением (принятие искового заявления, отказ в принятии, возвращение искового заявления).

В арбитражном процессе действуют ранее названные правила обращения в суд.

В соответствии с ними заявитель обязан:

а) составить исковое заявление в соответствии со ст. 102,104 АПК. Реквизиты искового заявления в основном те же, что и при обращении в суды общей юрисдикции. Вместе с тем закон требует указывать в заявлении законы и иные нормативные акты, в соответствии с которыми сформулированы исковые требования и подлежит разрешению дело. Кодекс устанавливает и перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению;

б) направить копию искового заявления и прилагаемых к нему документов другим участвующим в деле лицам;

в) уплатить государственную пошлину в соответствии с действующим законом.

Если заявителем соблюдены требования закона, судья принимает заявление к производству арбитражного суда. Судья на основании ст. 107 АПК отказывает в принятии заявления при отсутствии у обратившегося права на предъявление иска (спор неподведомствен арбитражному суду, есть вступивший в законную силу акт правосудия по тождественному спору, в производстве имеется дело по тождественному спору и др.). Возвращение искового заявления в соответствии со ст. 108 АПК возможно, если подавшее заявление лицо не выполнило правила обращения в суд или нарушает условия правомерного осуществления права на предъявления иска.

Аналогичные требования предъявляются и к подаче встречных исков (ст. 110 АПК).

2. Подготовка дела к судебному разбирательству охватывает следующие действия:

а) процессуальные подготовительные действия, перечисленные в ст. 112 АПК. Арбитражный судья совершает те действия, которых требуют материалы конкретного дела. Возможно, что юридическая служба так добросовестно подготовит исковой материал, что судье незачем будет проводить подготовительные действия;

б) делопроизводственные действия (обязательный элемент подготовки дела): направление запросов, рассылка повесток, вызов участников судебного разбирательства в заседание арбитражного суда и др. Без правильно построенного и четко функционирующего делопроизводства невозможно успешное отправление правосудия;

в) назначение дела к судебному разбирательству завершает подготовку по делу и состоит в определении времени и места судебного разбирательства дела, вызове участников.

Подготовка дела к судебному разбирательству, как и иная процессуальная деятельность, немыслима без интеллектуальной деятельности.

Прежде чем выполнить то или иное процессуальное действие, судья должен обдумать:

какие правоотношения существуют между сторонами конкретного дела;

какие обстоятельства образуют предмет доказывания;

кто имеет юридическую заинтересованность в рассмотрении и разрешении данного дела;

какие подготовительные действия надо выполнить с учетом уровня подготовленности к разбирательству поданного материала.

Интеллектуальная деятельность обязательна по каждому делу без исключения.

3. Судебное разбирательство происходит в заседании, на процессуальную форму которого оказали заметное влияние два взаимоисключающих фактора:

а) многолетняя устойчивая и повсеместная практика проведения заседаний в государственном арбитраже, когда разбирательство дела было похоже более всего на совещание хозяйственников, а процессуальный регламент был сведен до минимума;

б) существующий порядок проведения заседаний в судах общей юрисдикции.

В действующем АПК регламенту заседания посвящены ст. 115–120,122. В целом порядок судебного разбирательства несложен и целесообразен.

Судебное разбирательство охватывает не только объяснение сторон, исследование доказательств и вынесение решения, но и устранение внешних недостатков постановленного решения (его разъяснение, исправление описок, опечаток и арифметических ошибок, принятие дополнительного решения), ознакомление участников арбитражного процесса с протоколом судебного заседания, представление замечаний, их принятие или отклонение судьей.

4. Апелляционный пересмотр решений. Апелляция (от лат. слова appelatio – жалоба, обращение) – одна из форм обжалования, направления на пересмотр дела по существу, пересмотр не вступивших в законную силу решений суда первой инстанции. Апелляционная инстанция в ходе пересмотра проверяет законность и обоснованность разрешения дела. Выявив судебные ошибки, она вправе отменить и изменить решение и принять новое постановление по делу.

Апелляционный пересмотр осуществляют по апелляционным жалобам арбитражные суды второй инстанции. При этом они стремятся обнаружить допущенные при разбирательстве дела неправильности, состав которых одинаков в гражданском и арбитражном процессе (ср.: ст. 158 АПК и ст. 306–308 ГПК). По итогам пересмотра выносится постановление.

5. Кассационный пересмотр решений в арбитражном процессе производится в отношении вступивших в законную силу решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции. Кассационные жалобы могут быть поданы заинтересованными лицами в течение месяца после вступления в законную силу решения или постановления арбитражного суда. В ходе пересмотра кассационная инстанция проверяет только правильность применения права судом и не анализирует при этом обоснованность его решения. Ее полномочия одинаковы с полномочиями надзорной инстанции в гражданском процессе (ср.: ст. 175 АПК и ст. 329 ГПК). В кассационном порядке может быть проверена законность определений арбитражного суда.

6. Пересмотр решений и постановлений в порядке надзора производится по протестам Председателя Высшего Арбитражного Суда и его заместителя. Протесты рассматриваются Президиумом Высшего Арбитражного Суда, в заседание которого могут быть вызваны участвующие в деле лица. Полномочия Президиума такие же, как и полномочия президиумов судов общей юрисдикции. Основаниями к осуществлению их полномочий служат незаконность и необоснованность судебного акта (ст. 188 АПК).

7. Пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам производится по заявлениям участвующих в деле лиц, поданным не позднее месяца со дня открытия названных обстоятельств.

Состав названных обстоятельств тождествен в арбитражном и гражданском процессах (ср.: ст. 192 АПК и ст. 333 ГПК), пересмотр также однотипен в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

8. Исполнение судебных актов регламентировано Арбитражным процессуальным кодексом далеко не полно. В арбитражном судопроизводстве осуществляются только выдача исполнительных листов, а также их дубликатов и предъявление их к принудительному исполнению. Само исполнение решений арбитражных судов регулируется Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Деятельность арбитражного суда по рассмотрению и разрешению подведомственных ему споров осуществляется в определенной логической последовательности, по стадиям процесса.

В каждой стадии арбитражного процесса процессуальные отношения имеют специфический характер, определяемый объектом этих отношений, субъектным составом участников на каждой стадии, содержанием и целью процессуальных действий.

Первая (начальная ) стадия арбитражного процесса - принятие искового заявления к производству по исковым делам, а также заявления по делам неискового производства. Объектом процессуальных действий и правовой оценки арбитражного судьи на этой стадии является предъявленное исковое заявление со всеми приобщенными к нему материалами (ст. ст. 125 - 129 АПК РФ), изучение их с точки зрения подведомственности и подсудности дела, а также других критериев, необходимых для принятия дела к производству. На этой стадии судья единолично выносит определение о принятии искового заявления к производству (ст. 127 АПК РФ). При наличии к тому оснований судья единолично может возвратить заявление (ст. 129 АПК РФ) или оставить исковое заявление без движения (ст. 128 АПК РФ).

После возбуждения дела в арбитражном суде следует стадия подготовки его к судебному разбирательству (гл. 14 АПК РФ). Цель этой стадии состоит в том, чтобы обеспечить правильное и своевременное разрешение дела судом желательно в одном судебном заседании. Совокупность и содержание процессуальных действий на этой стадии предусмотрены в ст. ст. 133 - 137 АПК РФ.

Основная стадия арбитражного процесса - судебное разбирательство (гл. 19 АПК РФ). Она определяется как основная, потому что в ней рассматриваются и разрешаются споры по существу, дается окончательный ответ на заявленные требования. Формой разбирательства дела является заседание арбитражного суда. Как правило, эта стадия завершается принятием решения, однако бывают случаи прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения.

Есть иное представление о стадиях арбитражного процесса: стадия принятия заявления, подготовки дела к судебному разбирательству и судебного разбирательства объединены в одну стадию - производство в суде первой инстанции.

В арбитражном процессе новым законодательством предусмотрена стадия проверки законности и обоснованности актов арбитражного суда в суде апелляционной инстанции (гл. 34 АПК РФ). Ранее в деятельности государственного арбитража такой стадии не существовало и решения пересматривались только в порядке надзора.

Кроме апелляционной, установлены еще три стадии пересмотра решений арбитражных судов: производство в суде кассационной инстанции (гл. 35 АПК РФ), производство в порядке надзора (гл. 36 АПК РФ) и пересмотр вступивших в законную силу актов арбитражных судов по вновь открывшимся обстоятельствам (гл. 37 АПК РФ).


Арбитражный процесс по делу должен заканчиваться исполнением вступившего в законную силу решения арбитражного суда. Решение арбитражного суда подлежит обязательному исполнению всеми организациями, учреждениями, должностными лицами, гражданами-предпринимателями на всей территории Российской Федерации. Существуют определенные правила исполнительного производства, регулирующие отношения между должником и взыскателем (разд. VII АПК РФ).

Новым положением арбитражного процессуального права является то, что на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта может быть заключено сторонами мировое соглашение (ч. 1 ст. 139 АПК РФ). Идея примирения сторон на всех стадиях процесса и порядок примирительных процедур закреплен в специальной главе (гл. 15 АПК РФ). Это означает, что необязательно, чтобы процесс по каждому делу проходил все возможные стадии, предусмотренные законом.

Процессуальные действия, совершаемые участниками арбитражного процесса, в зависимости от цели их совершения и содержания образуют стадии арбитражного процесса. Таким образом, стадия арбитражного процесса - совокупность процессуальных действий по конкретному делу, объединенных одной целью. Каждая из названных стадий выполняет свои особые функции в системе арбитражного процесса.

Арбитражный процесс состоит из шести стадий:

1) производство в арбитражном суде первой инстанции. Цель - разрешение спора по существу;

2) производство в апелляционной инстанции. Цель - повторное рассмотрение дела по существу на основании имеющихся и вновь представленных (при наличии определенных условий) доказательств. Проверка законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ принятых ими в первой инстанции;

3) производство в кассационной инстанции. Цель - проверка законности судебных актов, принятых арбитражными судами субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов РФ;

4) производство в порядке надзора. Цель - пересмотр судебных актов арбитражных судов. Данное производство является исключительной (экстраординарной) стадией арбитражного процесса, в которой происходит пересмотр судебных актов арбитражных судов. При этом в соответствии со ст. 292 АПК РФ возбуждение надзорного производства возможно только при наличии существенных нарушений прав лиц, участвующих в деле, материального и процессуального права;

5) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов арбитражного суда, вступивших в законную силу. Цель - пересмотр судебных актов, ориентированный на исправление судебных ошибок;

6) исполнение судебных актов. Цель - практическая реализация вынесенных решений, определений, постановлений в действиях обязанных субъектов.

Прохождение дела по всем стадиям арбитражного процесса не является обязательным, а определяется в конечном счете заинтересованными лицами - участниками производства по данному делу. Обязательно лишь разрешение дела по первой инстанции и затем - по волеизъявлению истца - исполнение решения арбитражного суда.

В свою очередь, каждая стадия арбитражного процесса подразделяется на три этапа:

Возбуждение производства в соответствующей стадии;

Подготовка дела к рассмотрению;

Разрешение его в соответствующей стадии.

Понятие арбитражного процесса. Арбитражная процессуальная форма. Предмет арбитражного процесса.

Арбитражное процессуальное право и его источники. Система арбитражного процессуального права.

Арбитражные процессуальные правоотношения: объект, субъекты, основания возникновения процессуальных правоотношений.

Арбитражный процесс (арбитражное процессуальное право) как юридическая наука и учебная дисциплина.

Арбитражный процесс – это установленная нормами арбитражного процессуального права форма деятельности арбитражных судов, направленная на защиту оспариваемого или нарушенного права организаций и граждан-предпринимателей.

Источники арбитражного процессуального права – это законодательные и иные нормативные акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие арбитражное судопроизводство.

Примечание:

Постановление Пленума ВАС РФ не является источником арбитражного процессуального права. Это документ, в котором Пленум ВАС РФ в соответствии со своими полномочиями дает разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении и разрешении дел арбитражными судами.

Постановление Пленума ВАС РФ не является нормативным актом. Это акт судебного толкования норм права и обобщения практики арбитражных судов в целях единообразной правоприменительной деятельности всей системы арбитражных судов РФ.

Стадия арбитражного процесса – это совокупность процессуальных действий, осуществляемых в определенной логической последовательности и направленных к одной близлежащей процессуальной цели.

Арбитражное процессуальное правоотношение - это урегулированное нормами арбитражного процессуального права общественное отношение, возникающее в процессе рассмотрения и разрешения экономического спора, при пересмотре решения арбитражного суда и его исполнении.

Примечание: процессуальные отношения непосредственно между участниками процесса не возникают.

Текущая страница: 1 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]

Шрифт:

100% +

Н. А. Рогожин
Арбитражный процесс: курс лекций

Предисловие

Совершенствование экономических отношений вызвало необходимость создания адекватной им судебной системы. Основу современных экономических отношений Российской Федерации составляет рыночная экономика, т. е. экономика, основанная на предпринимательской деятельности. Поэтому в Российской Федерации была создана система арбитражных судов, задачей которых является защита нарушенных прав и законных интересов субъектов права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В последнее время интерес к арбитражному процессуальному праву повысился, поскольку знание арбитражного судопроизводства является необходимым не только для получения высшего юридического образования, но и для осмысленного и эффективного участия в арбитражном процессе в конкретных спорах на практике. В нормах арбитражного процессуального права закреплен механизм судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов субъектов права в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, в связи с чем знание норм арбитражного процесса позволяет добиться эффективной судебной защиты.

Действующий Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации 2002 г. (далее – АПК РФ) в значительной степени усложнился по сравнению с двумя предыдущими Кодексами 1992 г. и 1995 г. Знание и правильное применение действующих норм арбитражного процессуального права – одно из главных условий успешной практической защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов субъектов права в арбитражном суде.

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, в котором систематизированы, в простой и доступной форме изложены основные положения действующего арбитражного процессуального законодательства с учетом подходов, выработанных судебно-арбитражной практикой, и освещены основные институты арбитражного процессуального права.

Учебное издание не только дает возможность студенту изучить арбитражный процесс, чтобы успешно сдать экзамены, но и позволяет практикующему юристу обновить свои знания в этой области.

Данное учебное издание будет также полезно аспирантам, преподавателям юридических вузов, а также другим лицам, интересующимся современным арбитражным процессуальным законодательством.

Тема 1. Система арбитражных судов в Российской Федерации

§ 1. История становления арбитражных судов в Российской Федерации

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России можно считать коммерческие суды , рассматривающие в то время торговые, вексельные дела и дела о торговой несостоятельности1
См.: Васьковский Е. В. Учебник гражданского процесса. – М., 1917. – С. 130-132.

Т. е. имевшие свою специальную компетенцию.

В первые годы после Октябрьской революции 1917 г. в условиях ослабления товарно-денежных отношений, слабости экономических отношений в целом судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Разногласия между предпринимателями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления. С развитием экономических отношений, особенно в 20-х гг. прошлого века – в период новой экономической политики (НЭПа), возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и учреждениями, в связи с чем в 1922 г. в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний.2
См.: Арбитражный процесс: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. Треушникова. – М.: БЕК, 1993. – С. 2-3.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г.3
СЗ СССР. – 1931. – № 26. – Ст. 26.

Был образован государственный арбитраж, разрешавший споры между социалистическими учреждениями и предприятиями и выполнявший задачу по укреплению договорной, плановой дисциплины и хозяйственного расчета. При этом образовались два вида арбитража: государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, а в ведомственном – подчинения одному ведомству (министерству, комитету).4
См.: Арбитражный процесс: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. Треушникова. М.: БЕК,1993. – С. 3.

Система указанных арбитражей была упразднена с 1 октября 1991 г. введением в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде»5
См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1991. – № 30. – Ст. 1013-1014; 1992. – № 34. – Ст. 1965.

Который послужил основой замены арбитражей арбитражными судами. Причиной замены советских арбитражей арбитражными судами являлся переход России на новые экономические условия хозяйствования – от административно-командных отношений к рыночным отношениям. Соответственно разрешение споров между юридически равными субъектами предпринимательской деятельности старыми способами административно-командного характера, применявшимися в условиях советской хозяйственной системы, стало невозможным. Поэтому была создана система арбитражных судов – судебная система, соответствующая современным экономическим отношениям в Российской Федерации, основу которых составляет рыночная экономика, т. е. экономика, основанная на предпринимательской деятельности.

В последующем в Конституции РФ 1993 г. арбитражные суды были окончательно закреплены в качестве самостоятельной составляющей судебной власти Российской Федерации.

С 1995 г. деятельность арбитражных судов в Российской Федерации регулируется Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

§ 2. Понятие арбитражных судов и их система

Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды – это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к ведению Российской Федерации (федеральному законодательству) и в компетенцию которых входит рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юридических лиц, граждан – индивидуальных предпринимателей, а также Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления и граждан в случаях, предусмотренных законом.

Соответственно субъекты Российской Федерации не вправе создавать какие-либо судебные органы, рассматривающие экономические споры, отнесенные к подведомственности арбитражных судов.

Система арбитражных судов, их организационное построение, общая структура определяются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в соответствии с которыми в настоящее время действует четырехуровневая система арбитражных судов:

1) арбитражные суды субъектов Российской Федерации (областей, республик, городов федерального значения – Москвы и С. – Петербурга), являющиеся судами первой инстанции ;

2) 20 судов апелляционной инстанции , которые территориально расположены в рамках существующих 10 федеральных арбитражных (кассационных) округов – по два суда апелляционной инстанции на один федеральный арбитражный (кассационный) округ. Кроме того, при судах первой и апелляционной инстанций в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества рассматриваемых дел могут создаваться судебные присутствия, являющиеся обособленными подразделениями соответствующих судов;

3) 10 федеральных арбитражных судов округов, являющихся судами кассационной инстанции;

4) Высший Арбитражный Суд РФ, являющийся судом первой инстанции по делам, определенным АПК РФ и иными федеральными законами, и надзорной инстанции по отношению ко всем нижестоящим арбитражным судам (судам первой, апелляционной и кассационной инстанций) при проверке их судебных актов в порядке надзора.

Все арбитражные суды образуют единую систему, возглавляемую Высшим Арбитражным Судом РФ (схема 1).


Схема 1. Система арбитражных судов в Российской Федерации.



Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом в системе арбитражных судов по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам и отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного суда РФ, и высшей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам первой, апелляционной и кассационной инстанций , поскольку осуществляет в установленной АПК РФ форме надзор за их деятельностью (пересмотр дел в порядке надзора). Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ дает арбитражным судам разъяснения по вопросам судебной практики и единообразного применения всеми арбитражными судами законодательства на всей территории Российской Федерации Федеральные арбитражные суды округов как суды кассационной инстанции предназначены для проверки законности вступивших в законную силу судебных актов судов апелляционной и первой инстанций. Всего образовано 10 федеральных округов, в состав которых входит несколько субъектов Российской Федерации. Суд округа осуществляет проверку в кассационном порядке судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации – судов первой инстанции и двух судов апелляционной инстанции, расположенных на территории данного федерального округа. Название федеральных арбитражных судов округов производится по наименованию округа, закрепленного законодательно (например, Федеральный арбитражный суд Московского округа, Федеральный арбитражный суд Центрального округа).

Арбитражные суды апелляционной инстанции являются судами по проверке законности и повторному рассмотрению не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции. Они осуществляют проверку законности не вступивших в законную силу судебных актов первой инстанции и одновременно пересматривают повторно по существу в апелляционном порядке судебные акты первой инстанции – арбитражных судов субъектов Российской Федерации, перечень которых законодательно закреплен за каждым судом апелляционной инстанции. Территориально суды апелляционной инстанции расположены следующим образом: два апелляционных суда на один федеральный арбитражный (кассационный) округ. Каждый суд апелляционной инстанции имеет свой номер (например, 19-й суд апелляционной инстанции), наименований суды апелляционной инстанции не имеют.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации рассматривают по существу экономические споры, подведомственные арбитражным судам по первой инстанции, количество которых соответствует количеству субъектов Российской Федерации в соответствии с существующим государственным административно-территориальным устройством России.

Под составом любого арбитражного суда понимается его внутреннее устройство – структура.

Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, выполнения иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе Президиума, судебных коллегий по спорам, возникающим из гражданских и административных правоотношений. Президиум окружного суда утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, решает другие наиболее важные вопросы организации работы и судебной практики.

Примерно таким же образом определяется и внутренняя структура арбитражных судов субъектов Российской Федерации, с той лишь разницей, что в некоторых судах с небольшим количеством судей могут быть образованы только судебные составы из числа судей этого суда, т. е. без образования коллегий.

Каждый арбитражный суд состоит из председателя, его заместителей или заместителя, судей и работников аппарата суда.

Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов и их взаимоотношений друг с другом, в том числе вопросы, связанные с образованием судебных коллегий и судебных составов, урегулированы в Регламенте арбитражных судов, утверждаемом постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (последняя редакция Регламента утверждена постановлением Пленума ВАС РФ от 30 декабря 2002 г. № 126
См.: Вестник ВАС РФ. – 2003. – № 3.

Согласно ст. 128 Конституции РФ все судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других арбитражных судов – Президентом РФ в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации».

§ 3. Задачи и функции арбитражных судов

Задачи арбитражных судов определяются целями судебной деятельности, в целом их можно разделить на две группы: а) свойственные всем арбитражным судам;

б) возложенные только на Высший Арбитражный Суд РФ. Общие задачи всех арбитражных судов закреплены в ст. 2 АПК РФ:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом;

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Кроме того, как вытекает из практики осуществления экономического правосудия, задачей арбитражных судов является также защита в равной степени как частных, так и публичных прав и интересов.

На Высший Арбитражный Суд РФ также возложены задачи:

изучать и обобщать практику применения законодательства арбитражными судами;

давать разъяснения по вопросам судебной практики;

подготавливать предложения по совершенствованию законодательства при реализации права законодательной инициативы;

вести судебную статистику и контролировать ее ведение в нижестоящих судах, осуществлять меры по обеспечению деятельности арбитражных судов в целом (в том числе в вопросах материально-технического, кадрового обеспечения и др.).

Основная задача судопроизводства в арбитражных судах – это защита нарушенных или оспариваемых прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которая реализуется в судебном решении.

Функции арбитражных судов следующие:

а) разрешение споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т. е. осуществление экономического правосудия;

б) предупреждение нарушений законодательства в экономической сфере;

в) сохранение правопорядка и обеспечение правовой стабильности. Кроме общих функций Высший Арбитражный Суд РФ в лице своего высшего судебного органа – Пленума дает разъяснения арбитражным судам по вопросам применения законодательства в экономической сфере в целях его единообразного и правильного применения. Практическое значение постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ состоит в том, что «это выработка на основании анализа судебной практики единственно правильного толкования применяемого арбитражными судами закона и организация работы судов в соответствии с выверенной и доведенной до них соответствующим постановлением Пленума позицией».7
См. постановления Пленума ВАС РФ, принятые с апреля 1992 г. по ноябрь 2000 г. // Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ к № 1, январь 2001 / Предисловие В.Ф. Яковлева. – С. 7.

Тема 2. Предмет и система арбитражного процессуального права

§ 1. Понятие и стадии арбитражного процесса

Арбитражный процесс – это установленная нормами арбитражного процессуального права форма деятельности арбитражных судов, направленная на защиту оспариваемого или нарушенного права организаций, государственных органов и граждан-предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законом, и граждан, и представляет собой определенную последовательность процессуальных действий арбитражного суда и иных участников арбитражного судопроизводства при рассмотрении конкретного дела.

В арбитражном процессе суд, лица, участвующие в деле, и другие участники могут совершать только те действия, которые предусмотрены арбитражными процессуальными нормами, т. е. АПК РФ и другими федеральными законами, содержащими процессуальные нормы. Арбитражному суду, сторонам и другим участникам процесса арбитражным процессуальным законодательством, с одной стороны, предоставляются права, с другой – возлагаются обязанности, соответствующие их процессуальному положению.

Предметом арбитражного процесса являются экономические споры и иные дела, подведомственные арбитражным судам, а действия, которые совершаются арбитражным судом и участниками арбитражного процесса при рассмотрении конкретного дела, по своему характеру являются процессуальными действиями.

Арбитражный процесс – формализованный процесс, т. е. все действия участников арбитражного процесса в рамках процессуальных отношений совершаются в определенной процессуальной форме , установленной АПК РФ. Ее соблюдение направлено на своевременное рассмотрение и разрешение арбитражным судом спора и соответственно на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав.

Деятельность арбитражного суда по рассмотрению и разрешению подведомственных ему споров осуществляется в определенной последовательности, т. е. по стадиям процесса. Каждая стадия охватывает собой определенную совокупность процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной процессуальной цели, и выполняет свою процессуальную функцию.

Арбитражный процесс имеет восемь стадий (схема 2):


Схема 2. Стадии арбитражного процесса.



1-я стадия – возбуждение производства по делу. Судья на этой стадии изучает поступившее исковое заявление, заявление и приложенные к нему документы, выясняет, подведомственно ли дело арбитражному суду, соблюдена ли подсудность, надлежащим ли лицом подписано исковое заявление, оплачена ли в установленном порядке и размере госпошлина, сформулированы ли требования к каждому из ответчиков, имеются ли ссылки на законы, приложены ли к исковому заявлению, заявлению необходимые документы. На этой стадии судья единолично в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд должен решить вопрос о принятии искового заявления к производству, о чем выносится определение о принятии дела к производству, которым возбуждается производство по делу (ст. 127 АПК РФ). При наличии оснований судья единолично может оставить исковое заявление без движения и установить срок для устранения недостатков, а в случае их неустранения, а также по другим основаниям, предусмотренным АПК РФ, возвратить исковое заявление (ст. 128-129 АПК РФ).

2-я стадия – подготовка материалов дела к рассмотрению в судебном заседании. Суд в целях подготовки дела к рассмотрению в судебном заседании по существу проводит предусмотренные АПК РФ подготовительные действия – проводит со сторонами собеседование и предварительное судебное заседание (ст. 135, 136 АПК РФ). Цель этой стадии состоит в том, чтобы обеспечить правильное и своевременное рассмотрение и разрешение дела арбитражным судом в судебном заседании. Судья, посчитав дело подготовленным, в последующем назначает судебное разбирательство по существу спора.

3-я стадия (основная) – непосредственно судебное разбирательство. Основной она считается потому, что в ней рассматривается и разрешается спор по существу в первой инстанции, выносится решение, которым либо удовлетворяются заявленные требования, либо в их удовлетворении отказывается. Однако суд в случаях, установленных АПК РФ, может прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения. Процессуальной формой разбирательства дела является судебное заседание арбитражного суда (ст. 137 АПК РФ).

4-я стадия – проверка законности и обоснованности решений и определений, принятых судом первой инстанции и не вступивших в законную силу, судом апелляционной инстанции, т. е. производство в суде апелляционной инстанции (ст. 257-272 АПК РФ).

5-я стадия – проверка законности судебных актов, принятых судом первой и апелляционной инстанций и вступивших в законную силу, судом кассационной инстанции, т. е. производство в суде кассационной инстанции (ст. 273-291 АПК РФ).

6-я стадия – проверка законности судебных актов, принятых судами трех инстанций и вступивших в законную силу, в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. производство в порядке надзора (ст. 292-308 АПК РФ).

7-я стадия – пересмотр вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 309-317 АПК РФ).

8-я стадия – исполнение вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда, т. е. исполнительное производство (ст. 318-332 АПК РФ, Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).



Поделиться