Основания для осмотра места происшествия. Процессуальный порядок проведения осмотра места происшествия. Подготовительный этап осмотра места происшествия

Принципы осмотра места происшествия

как основополагающие требования при его производстве

Кадатенко Е.П.

In this article are considered principles of survey of a scene as basic requirements by its manufacture.

Принципы любого следственного действия - это, на наш взгляд, главные, основополагающие требования, которые субъект правоохранительной деятельности должен соблюдать во всех случаях проведения данного следственного действия.

Как отмечается в криминалистической литературе, к числу принципов (общих положений) тактики всех следственных действий относятся:

законность следственного действия; единство руководства при проведении данного действия;

активность и целеустремленность следователя;

неотложность (своевременность) осмотра;

стадийность; полнота; ситуационность;

необходимость применения соответствующих технико-криминалистических средств;

использование помощи специалистов, а также сотрудников оперативно-разыскных аппаратов и других служб и подразделений органов внутренних дел1.

Естественно, эти принципы или общие положения применительно к любому следственному действию приобретают определенную специфику. Рассмотрим их применительно к осмотру места происшествия (ОМП):

1) 1) законность осмотра места происшествия. Осмотр должен основываться на установленных Конституцией Российской Федерации правах и свободах человека и гражданина (ч. 1 ст. 17: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ»; ч. 1 ст. 23: «Каждый имеет право на свобо-

ду и личную неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну..»; ст. 25: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц не иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения»). «Осмотр места происшествия должен проводиться на основании и в точном соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства. Запрещается осуществление действий и принятие решений, унижаю -щих честь участников осмотра, а также обращение, унижающее их человеческое достоинство либо создающее опасность для их жизни и здоровья» (ч. 1 ст. 9 УПК РФ). «Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения» (ч. 1 ст. 12 и ч. 5 ст. 177 УПК РФ) и т.д.;

2) единство руководства при проведении осмотра места происшествия заключается в том, что главным и единственным руководителем при производстве осмотра является следователь. Его указания обязательны для всех участников осмотра, действия которых должны быть согласованы со следователем. Согласно приказу МВД России № 334 от 20 июня 1996 г. «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» (с изменениями от 13 февраля 1997 г., 18 января 1999 г.), следователь несет персональную ответственность за качество осмотра. Он обеспечивает взаимодействие всех сотрудников, входящих в состав следственно-оперативной группы (СОГ), распределяет обязанности и ставит конкретные задачи всем ее членам, определяет совмест-

Преподаватель кафедры криминалистики Академии экономической безопасности МВД России.

но направления в поиске возможных свидетелей, следов преступника и т.п.

Несогласованные действия участников осмотра места происшествия могут привести к возникновению конфликтных ситуаций и - как результат - некачественному проведению осмотра, в том числе к уничтожению следов, изменению положения и состояния тех или иных объектов. Кроме того, каждый субъект, будучи ограничен рамками осматриваемого участка и не зная общей обстановки на месте происшествия, будет проводить те действия, которые он считает необходимыми. В результате это нередко приводит к невыявлению важных деталей при осмотре;

3) активность и целеустремленность следователя. Наличие огромного объема информации, отсутствие первоначального критерия, позволяющего четко определить степень ее важности, могут привести к рассеиванию внимания следователя; он может отвлекаться, обращая внимание на факты, не имеющие значения для расследования дела. Чтобы избежать подобных нежелательных явлений, следователю, производящему осмотр, необходимо вырабатывать четкую последовательность своих действий. Во-первых, необходимо фиксировать все очевидные факты и обстоятельства; во-вторых, выявлять невидимые или слабовидимые следы преступной деятельности; в-третьих, отыскивать другие вещественные доказательства - например, такие, которые тщательно спрятаны преступником. Следователь должен знать работников полиции, специалистов, входящих в состав дежурной следственно-оперативной группы, а также лиц, которые при необходимости могли бы их заменить. Необходимо также обеспечить психологическую подготовку привлеченных к осмотру специалистов и понятых. Для того чтобы их деятельность была наиболее продуктивной (в пределах их функций), следует заранее четко и по возможности более полно информировать их о цели осмотра, о направленности их собственных действий.

Осмотр места происшествия относится к числу немногочисленных следственных действий, при проведении которых следователь действует

публично, в присутствии других людей. Это требует определенной психологической подготовки, в частности, умения сосредоточиться, сохранять устойчивость, концентрацию и в то же время руководить действиями участников осмотра, поддерживать необходимую дисциплину, атмосферу сотрудничества. Помимо опыта и знаний залогом успешного проведения осмотра места кражи являются и такие качества следователя, как наблюдательность, внимательность, терпеливость.

Следователь критически рассматривает объекты и их признаки с различных точек зрения, постоянно решая вопросы: «Что это значит?», «Почему и в связи с чем это произошло?». Во многих случаях следователь отвечает на вопрос: «Могло ли это произойти?»

Неверно считать, что наилучшим вариантом всегда будет являться такой осмотр, при котором были бы тщательно и во всех подробностях исследованы и зафиксированы вся обстановка (территория) происшествия, каждый ее предмет. Такой осмотр иногда потребовал бы слишком много времени - ведь площадь осмотра может быть настолько большой, что при его тщательном проведении осмотр займет весь день. Протокол ОМП и фототаблица были бы перегружены ненужными сведениями, не несущими в себе никакой информативной нагрузки. А важная информация, имеющая значение для дела, терялась бы в массе всевозможных ненужных деталей. Вопрос о том, насколько подробно следует фиксировать обстановку на месте происшествия, решается в каждом конкретном случае исходя из характера происшедшего события;

4) неотложность (своевременность2) осмотра заключается в производстве осмотра места происшествия и прилегающей территории безотлагательно, в любое время суток и при любой погоде, сразу же после обнаружения преступления (даже при наступлении темноты ОМП откладывать не всегда целесообразно; на открытой местности, чтобы обеспечить освещение места происшествии или прилегающей территории, можно, в частности, использовать фары автомашины).

о я с о т ф ю

Немедленный выезд на место происшествия обеспечивает высокую эффективность процесса расследования. Это вызвано тем, что обстановка места происшествия изменяется ввиду естественных причин (выветриваются запахи; под влиянием механических факторов деформируются следы ног человека, изменяются следы орудий взлома; на впитывающихся поверхностях расплываются потожировые следы пальцев, ладоней рук и др.). Кроме того, следы могут быть уничтожены посторонними лицами или же в результате неблагоприятных погодных условий.

Как верно отметил С.Н. Дергач, утрата доказательств может произойти и по вине следователя, производящего осмотр места происшествия, который неправильно применил средства криминалистической техники либо выбрал и применил ненадлежащие тактические приемы расследования отдельных видов преступлений, а то и вообще проигнорировал определенные рекомендации, выработанные криминалистикой. В результате этого резко снижается эффективность осмотра места происшествия, а в дальнейшем - раскрытие данного преступления3;

стадийность. Термин «стадия» определяется как период, фаза или ступень в развитии чего-либо, имеющие свои качественные особенности4. Иногда используются термины «фаза», «этап», «цикл» и др. Однако, как отмечается в литературе, анализ содержания этих понятий приводит к выводу, что они употребляются как равнозначные и взаимозаменяемые и речь идет об одном и том же: об относительно самостоятельных стадиях процесса. Понятийный аппарат юридической науки при рассмотрении пространственно-временных характеристик процесса пользуется термином «стадия» 5. Стадии характерны для многих явлений. Но чаще всего понятие «стадия» используется при описании процесса как совокупности последовательных действий, направленных на достижение определенного результата6. Для стадийности характерны четко установленная, логически организованная функциональная последовательность и назначение каждой стадии. В связи с этим любая целенаправлен-

ная деятельность развивается по заранее определенной модели стадийности. При осмотре места происшествия стадийность выражается в необходимости соблюдения определенной последовательности познавательных действий следователя при проведении данного следственного действия. Так, проведение осмотра места происшествия принято подразделять на этапы, а их - на стадии. В криминалистике принято подразделять ОМП на три этапа: подготовительный, рабочий и заключительный, в ходе которых происходят обнаружение и собирание информации, имеющей в дальнейшем значение при расследовании;

6) полнота осмотра предполагает производство осмотра, при котором все находящиеся на месте происшествия следы и предметы, имеющие отношение к расследуемому событию, будут обнаружены, исследованы, изъяты и зафиксированы в протоколе осмотра места происшествия. Требование полноты осмотра следует применять в его широком смысле.

При проведении осмотра места происшествия следователь должен обладать необходимыми познаниями в области криминалистики (к примеру, знать механизм образования различных следов). Следователь обязан так организовать проведение осмотра, чтобы не оставить вне поля зрения ни одного обстоятельства, имеющего значение для дела;

7) ситуационность подразумевает, что в ходе проведения осмотра места происшествия обстановка может внезапно измениться, поэтому следователь, производящий осмотр, должен быть готов к любым неожиданностям. Поэтому при производстве осмотра рекомендуется разрабатывать несколько вариантов плана, необходимо следить за поведением участников при осмотре, вовремя реагировать на изменения в настроении этих лиц и вносить в тактику следственного действия необходимые коррективы;

8) необходимость применения соответствующих технико-криминалистических средств. В криминалистической литературе рассматривалось соотношение понятий «научно-технические средства» и «технико-криминалистические средства». Например, Д.А. Турчин предлагал сузить понятие «научно-техни-

ческие средства», отделив от них группу, которую он назвал «технические приспособления». В данную группу автор включил инструменты бытового характера, используемые для облегчения труда участников следственного действия7.

З.И. Кирсанов предлагает относить к технико-криминалистическим средствам только те, которые были специально разработаны для криминалистических целей8.

Термин «технико-криминалистические средства» отражает предметную нацеленность этих средств на техническую реализацию процессуальных задач по фиксации доказательств. Термин «криминалистические средства» трактуется как часть более широкого понятия «научные и технические средства» и является некоторой моделью любых научно-технических средств, которые используются или могут быть использованы для целей получения доказательств9.

По утверждению В.А. Снеткова, существенным в ситуации осмотра места происшествия является ее технико-криминалистический аспект, поскольку без научно-технических средств исследование объектов места происшествия зачастую оказывается невозможным10.

Элементами технико-криминалистической ситуации осмотра места происшествия, по его мнению, являются факторы (данные), оказывающие влияние на деятельность по осмотру места происшествия. К числу наиболее существенных, основных В.А. Снетков относит субъект, объект, цели, средства и условия.

Технико-криминалистические средства осмотра места происшествия - это инструменты, приборы, приспособления, материалы, которые приспособлены, а нередко и прямо предназначены для поиска и обнаружения различных объектов, их изъятия и фиксации, упаковки, исследования на месте происшествия.

При производстве осмотра необходимы полностью укомплектованный чемодан следователя, цифровой фотоаппарат.

Применяя технико-криминалистические средства и методы при осмотре, надлежит исходить из того, что их выбор определяется целью и ха-

рактером проводимого осмотра, особенностями объектов и следов, для обнаружения и фиксации которых эти средства используются;

9) использование помощи специалистов, сотрудников оперативно-разыскных аппаратов и других служб и подразделений ОВД. Специалист - квалифицированный помощник следователя. Он помогает обратить внимание следователя на обстоятельства, трудновос-принимаемые в конкретных условиях, оказывает содействие в изъятии объектов, высказывает суждения о механизме и причинах образования тех или иных следов, что способствует выдвижению более обоснованных версий.

Если при осмотре места происшествия выяснилась возможность преследования преступника по горячим следам, оно поручается оперативным работникам. По окончании осмотра они принимают меры к сохранению тех вещественных доказательств, изъять которые с места происшествия невозможно.

Использование в процессе осмотра сил и средств оперативных подразделений дает следователю возможность получить дополнительную информацию о составе преступления: что произошло, каким образом, когда, кто совершил, с какой целью, с чьей помощью, кому и какой ущерб причинен, кто может знать о произошедшем.

На наш взгляд, применительно к осмотру места происшествия перечень указанных принципов не полон и следует добавить такие, как безопасность при проведении осмотра и должное процессуальное оформление хода и результатов осмотра места происшествия;

10) безопасность осмотра. Термин «безопасность» обозначает состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности11. При производстве осмотра места происшествия опасность может угрожать как непосредственно участникам данного следственного действия, так и материальной обстановке, которая может претерпевать различные изменения. Безопасность осмотра обеспечивается правильной и четкой организацией его руководителя, распределением функций между всеми участниками

о я с о т ф ю

следственного действия, использованием знаний специалистов (например, пожарного, химика, взрывотех-ника, специалиста по работе с радиоактивными материалами), своевременным привлечением к осмотру кинолога со служебно-разыскной собакой для обнаружения взрывных устройств и других следов преступной деятельности, правильным применением технико-криминалистических средств, приемов и методов обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования криминалистически значимой информации;

11) должное процессуальное оформление хода и результатов ОМП. Основным средством фиксации хода и результатов ОМП является протокол осмотра места происшествия. Согласно ст. 166 УПК РФ, протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и

стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.

Значение осмотра места происшествия заключается в ориентировке производящего расследование в общей обстановке преступления. Иначе говоря, обозревая и изучая место совершения преступления даже на основании поступившего сообщения о только что обнаруженном преступлении, следователь всегда сможет наглядно представить, в каких условиях, среди каких предметов и вещей произошло преступное событие, а также сможет сделать логические выводы о последовательности совершенных преступником действий.

Таким образом, осмотр места происшествия должен проводиться с учетом вышеуказанных принципов, которые являются неотъемлемой составляющей данного следственного действия. Осмотр места происшествия, проведенный с четким пониманием его принципов, можно по праву считать залогом полного, всестороннего и объективного расследования преступления.

Литература и примечания

1. Криминалистика: учебник / под ред. А.Г. Филиппова. Изд. 4-е, перераб. и доп. М., 2009. С. 319-320.

2. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Указ. соч. С. 573; Гордон Э.С. Осмотр места происшествия: учебное пособие. Ижевск, 1993. С. 8; Букаев Н.М., Яровенко В.В. Криминалистика: криминалистическая тактика: курс лекций. Владивосток, 2000. С. 63; Шурухнов Н.Г. Расследование краж: практическое пособие. М. Юристъ, 1999. С. 238-239; Облаков А.Ф., Тимербаев А.Т. Указ. соч. С. 37 и др.

3. Дергач С.Н. Первоначальный этап расследования квартирных краж. Процессуальные и криминалистические аспекты: дисс. на соискание... к.ю.н. Томск, 2000. С. 123.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 1999. С. 761.

5. Теория юридического процесса / под общей ред. проф. В.М. Горшенева. Харьков, 1985. С. 125.

6. Словарь русского языка. Т III. М., 1988. С. 544; Словарь иностранных слов. М., 1989. С. 417; Большая советская энциклопедия. Т. 21. М., 1975. С. 161.

7. Турчин Д.А. Исследование места происшествия: дисс. на соискание... к.ю.н. Ленинград. 1968. С. 111-112.

8. Кирсанов З.И. К вопросу о понятии технико-криминалистических методов и средств // Криминалистика и судебная экспертиза. Киев. 1973. Вып. 10. С. 38.

9. Парфентьев А.В. Процессуальное регулирование и доказательственное значение применения научных и технических средств в расследовании и раскрытии преступлений: дисс. на соискание... к.ю.н. М., 2001. С. 47.

10. Снетков В.А. Элементы технико-криминалистической ситуации осмотра места происшествия // Следственная ситуация: сб. науч. трудов. М., 1984. С. 16.

11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 1999. С. 101.

Комментарий к статье 1. Осмотр места происшествия производится, как правило, немедленно по получении информации о происшествии. Закон допускает его проведение в ночное время в случаях, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164). Однако лучше его производить днем, когда налицо более благоприятные условия для восприятия.
2. Следователь - руководитель и основной исполнитель всех производимых в процессе осмотра действий; он ответствен за полное и объективное проведение осмотра, за точное выполнение предписаний закона. Во время производства осмотра он вправе давать органам дознания обязательные для исполнения поручения.
3. Прокурор может производить осмотр по любому делу. Обычно он ограничивается участием в осмотре, не заменяя и не подменяя следователя. Участвуя в осмотре, прокурор дает лицу, производящему осмотр, рекомендации, а при необходимости - обращает внимание на недостатки и упущения.
4. Следователи практикуют проведение осмотров мест происшествия при участии оперативных работников, других сотрудников милиции. Прибыв на место происшествия раньше следователя, последние принимают меры к охране места происшествия, не нарушая обстановки и расположения предметов. Не ожидая прибытия следователя, работники милиции принимают меры к оказанию помощи пострадавшим, преследованию преступников по горячим следам, выяснению личности потерпевшего, установлению очевидцев преступления и т.п.
5. Подбор понятых для участия в осмотре осуществляется на общих основаниях (см. коммент. к ст. 60). Исключение составляет осмотр почтово-телеграфной корреспонденции, при проведении которого понятые подбираются из числа работников почтово-телеграфного учреждения (ч. 5 ст. 185 УПК). Проведение осмотра без участия понятых допускается, если его производство связано с опасностью для жизни и здоровья людей, а также в некоторых других случаях с соблюдением условий, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК. При этом важно иметь в виду, что отсутствие в протоколе данных о разъяснении понятым их прав лишает протокол доказательственного значения (БВС РФ. 1998. N 2. С. 11).
6. В качестве специалистов, участвующих в осмотре, могут быть представители различных отраслей знания: криминалист, химик, биолог, врач, инженер-строитель, искусствовед, инженер по эксплуатации автотранспорта и т.п. О случаях обязательного участия специалиста в осмотре см. коммент. к ст. 178.
Специалист оказывает помощь следователю в обнаружении следов преступления, установлении механизма их образования, в розыске, изъятии и сохранении предметов и документов, имеющих значение для дела, и т.п.
7. Вопрос об участии в осмотре обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля решается в зависимости от того, может ли участие этих лиц способствовать успешному отысканию следов преступления, предметов или документов, а также более точному установлению обстановки на месте происшествия и т.п. Обвиняемый, подозреваемый, потерпевший вправе ходатайствовать о допуске к участию в осмотре.
8. Защитник вправе участвовать в осмотре, проводимом с участием подозреваемого или обвиняемого, а также по ходатайству обвиняемого (подозреваемого) или его защитника (п. 5 ч. 1 ст. 53).
9. Ориентируясь в принципе на осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов на месте производства следственного действия, законодатель в ч. 3 комментируемой статьи предусмотрел исключения из правила (если осмотр на месте затруднен).
К основаниям, по которым осмотр предметов и документов производится не по месту их обнаружения и изъятия, а по месту производства следствия, относится, в частности, необходимость использования при осмотре особых инструментов, материалов и создания соответствующих технических условий, а также если для их осмотра требуется продолжительное время.
10. При необходимости проведения осмотра жилища следует четко соблюдать требования ст. 25 Конституции и ч. 5 комментируемой статьи (см. коммент. к ст. 176).
11. Об исключительных случаях, когда производство осмотра жилища не терпит отлагательства, в силу чего он может быть произведен без получения судебного решения, а также последующих действиях следователя см. коммент. к ст. 164, 165, 182.
12. Важно определить последовательность производимого осмотра, в особенности - места происшествия. Обычно принято выделять статическую и динамическую стадии осмотра.
Статическая (обзорная) стадия состоит в выяснении всей картины места происшествия в целом, установлении расположения отдельных предметов, выявлении следов, с тем чтобы на основе такого ознакомления попытаться уяснить природу и характер происшедшего. В этой стадии все обнаруженное остается на месте в неизменном виде. Обычно на этом этапе фотографируется общий вид места происшествия.
В динамической стадии следователь детально исследует каждый предмет и следы, предъявляет предметы специалистам и понятым. Предметы тщательно осматриваются. Тогда же делаются фотоснимки отдельных деталей, участков, объектов. Последовательность детального осмотра объектов следователь устанавливает в зависимости от характера места происшествия.
13. Обязательно подлежат упаковке и опечатываются изъятые в процессе осмотра предметы, которые направляются на экспертизу.
14. Данные осмотра места происшествия имеют доказательственное значение, если он произведен с соблюдением требований УПК (БВС РФ. 1992. N 12. С. 10; 1998. N 1. С. 11 - 13, N 4. С. 12).
15. См. приложения 82 - 85 к ст. 476.

Процессуальный порядок следственного осмотра предусмотрен ст. 177, 178 и 180 УПК. В соответствии с законом осмотр производится с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов. Перед началом осмотра следователь разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные ст. 60 УПК. Следователь по своему усмотрению может привлечь к участию в осмотре свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, защитника, специалиста соответствующей отрасли специального знания. Специалист помогает следователю в осмотре объектов, оценке и фиксации его результатов. В ходе осмотра следователь создает необходимые условия для непосредственного восприятия понятыми и другими участниками этого следственного действия общих свойств и индивидуальных особенностей осматриваемого объекта.

При производстве следственного осмотра не допускаются действия, опасные для здоровья участников осмотра и окружающих лиц или унижающие их честь и достоинство.

По завершении осмотра следователь выясняет наличие у всех его участников, прежде всего у понятых, заявлений по поводу произведенных им действий.

Осмотр места происшествия

Осмотр места происшествия как вид следственного осмотра приобретает значение доказательства по уголовному делу только в том случае, если он произведен в точном соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.

Осмотр места происшествия производится с участием понятых, за исключением тех случаев, если место происшествия находится в труднодоступной местности, отсутствуют надлежащие средства сообщения, производство этого следственного действия связано с опасностью для жизни или здоровья людей (в суровых климатических условиях, в обстановке чрезвычайных ситуаций, вызванных природными и техногенными факторами, в условиях вооруженных конфликтов и т.п.). Об этом в протоколе осмотра места происшествия делается соответствующая запись. В случае производства осмотра без участия понятых в обязательном порядке применяется фотографирование и (или) видеосъемка для фиксации его хода и результатов. Если применение фото- и (или) видеосъемки невозможно, то следователь делает в протоколе осмотра места происшествия соответствующую запись.

В соответствии с общими требованиями закона осмотр места происшествия производится с участием не менее двух понятых. Количество понятых может быть и больше, если осмотр места происшествия производится группой следователей, находящихся друг от друга на значительном расстоянии, что затрудняет понятым наблюдать за всем ходом осмотра, воспринимать его содержание и результаты и затем удостоверить соответствие изложенного в протоколе осмотра всему тому, что происходило в ходе этого следственного действия.

Все обнаруженное и изъятое при осмотре места происшествия должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра.

Кроме понятых в осмотре места происшествия по решению следователя могут участвовать должностные лица заинтересованных учреждений, организаций, предприятий, на территории которых находится место происшествия.

Осмотр обнаруженных следов преступления и преступника и иных объектов, имеющих значение для дела, производится, как правило, на месте происшествия. Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то объекты должны быть изъяты и упакованы в соответствии с рекомендациями криминалистики и затем осмотрены в надлежащих условиях в рамках самостоятельного осмотра - осмотра предмета, документа и т.п.

Ход и результаты осмотра места происшествия фиксируются в протоколе и приложениях к нему.

В качестве приложения к протоколу составляется план или схема места происшествия. Если местом происшествия является помещение, то составляется план, который может быть выполнен в масштабе. План местности составляется схематически с указанием расстояний между объектами размерными стрелками. Отображенные в плане или на схеме места происшествия объекты отмечаются общепринятыми условными обозначениями.

С появлением цифровых технологий имеется возможность использования в уголовном судопроизводстве цифровой фотографии. При осмотре места происшествия цифровую запись изображения можно применять без ограничений как техническое средство фиксации всего того, что запечатлевается на обычную пленочную фотографию. Фотографирование может производиться как следователем, так и специалистом.

Порядок производства ОМП регламентирован главой 24 («Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент») УПК РФ.

Процессуальная форма принятия решения о производстве ОМП носит упрощенный характер. Законодатель не требует вынесения какого-либо специального постановления о производстве ОМП.

ОМП может быть проведен следователем, сотрудником органа дознания. Следователи практикуют проведение ОМП при участии оперативных работников органов дознания. Прибыв на МП раньше следователя, последние принимают меры по его охране, оказанию помощи пострадавшим, преследованию преступников по «горячим следам» и т.д.

ОМП производится с обязательным участием не менее двух понятых (ч.1 ст. 170 УПК РФ).

В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство ОМП связано с опасностью для жизни и здоровья людей, ОМП может производиться без участия понятых, о чем в протоколе ОМП делается соответствующая запись. В этом случае применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе ОМП применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись (ч.З ст. 190 УПК РФ).

Подбор понятых осуществляется на общих основаниях (ст.60 УПК РФ).

Понятой - не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия. Иногда целесообразно, чтобы среди понятых были лица, разбирающиеся в особенностях специфических объектов, исследуемых при осмотре (например, по делам об автотранспортных происшествиях, авариях на производстве, крушениях на железнодорожном транспорте и т.п.).

На понятых возложена процессуальная обязанность, удостоверить факт, содержание и результаты действий, при производстве которых они присутствовали, что в последующем дает возможность суду проверить соответствие фактических данных, зафиксированных в протоколе обстоятельствам, имевшим место в действительности. Привлекать понятых к выполнению каких-либо иных действий в ходе осмотра нецелесообразно.

Вопрос об участии в ОМП обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, или свидетеля решается в зависимости от того, будет ли способствовать участие этих лиц более точному установлению обстановки на МП. Обвиняемый, подозреваемый, потерпевший вправе ходатайствовать о допуске к участию в осмотре .

Защитник вправе участвовать в ОМП, проводимого с участием подозреваемого или обвиняемого (п.5 ч. 1 ст. 53 УПК РФ), а также с разрешения проводящего ОМП, если осмотр проводится по ходатайству обвиняемого и его защитника. Участие защитника способствует полному соблюдению всех процессуальных правил его проведения, устраняет процессуальные упрощенчества .

В необходимых случаях для участия в осмотре могут быть приглашены соответствующие специалисты (ч. 1 ст. 168 УПК РФ). В качестве специалистов, участвующих в ОМП, могут быть представители различных областей знания: криминалист, химик, биолог, врач, инженер-строитель, искусствовед, инженер по эксплуатации автотранспорта и др.

Специалист, приглашенный для участия в ОМП, должен удовлетворять двум основным требованиям: 1) быть компетентным в тех вопросах, которые необходимо разрешить на МП; 2) не быть заинтересованным в исходе дела. В ходе осмотра специалист оказывает помощь в обнаружении следов преступления, установлении механизма их образования, в поиске, изъятии и сохранении предметов со следами, имеющих значение для дела и т.п.

В случае производства осмотра трупа на МП участие врача-специалиста в области судебной медицины обязательно, а при невозможности его участия -иного врача. При необходимости для осмотра трупа привлекается также другой специалист (ч. 1 ст. 178 УПК РФ).

Перед началом ОМП участвующим в осмотре лицам разъясняется их права и обязанности. При необходимости у понятых может быть взята подписка о неразглашении данных предварительного следствия, которые стали им известны в ходе ОМП. Специалист также может быть предупрежден об уголовной ответственности за разглашение данных следствия, ставших ему известными при ОМП (п. 5 ст. 57 УПК РФ).

После разъяснения всем участникам ОМП их прав и обязанностей, о чем делается отметка в протоколе, они предупреждаются о возможном применении при ОМП технических средств, о чем также делается отметка в протоколе. Участвующие в ОМП лица могут обращать внимание проводящего осмотр на необходимость отражения в протоколе тех или иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

В необходимых случаях при ОМП производятся измерения, фотографирование, кино-, видеосъемка, составляются планы, схемы, изготавливаются слепки и оттиски следов.

Осмотр предметов и документов, обнаруженных на МП, может производится в зависимости от конкретных условий на МП, либо после их изъятия отдельно, в ходе их самостоятельного затем осмотра. В первом случае результаты их осмотра отражаются в протоколе ОМП. Во втором случае изъятые предметы и документы должны быть упакованы и опечатаны, а затем подробно описаны в протоколе их последующего самостоятельного осмотра (ч. 2, ст. 177 УПК РФ).

О производстве ОМП составляется протокол (ст. 180 УПК). В вводной части протокола должны быть отражены: основание производства осмотра, в том числе от кого и когда получено сообщение о происшествии, краткое содержание сообщения; дата и место производства ОМП; время начала и окончания осмотра; должность и фамилия лица, составившего протокол; Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в осмотре, а в отношении должностных лиц, кроме того, - занимаемая должность, понятых - адреса местожительства; ссылка на статьи УПК, регламентирующие действия при ОМП; указание о разъяснении прав и обязанностей участникам осмотра; объявление участникам осмотра о возможности использования технических средств; условия производства ОМП (состояние погоды, освещения и т.п.).

В описательной (основной) части протокола описываются все действия по осмотру, а также все обнаруженное при ОМП в той последовательности, как производился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент ОМП. Кроме того, в протоколе перечисляется и описывается также все изъятое с МП (ч. 2 ст. 180 УПК).

Указывается факт применения, условия и порядок использования конкретных технических средств, объекты, в отношении которых они были применены, и полученные результаты. Если в ходе осмотра делались перерывы, то поясняется их причина, а также время начала и окончания.

В заключительной части протокола фиксируется время окончания осмотра и указываются: заявления специалиста, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств; замечания понятых и других участников осмотра; - о неправильных по их мнению действиях проводившего ОМП; о необходимости отражения в протоколе не указанных в нем обстоятельств; об узнавании того или иного объекта и установлении его принадлежности; иные замечания, связанные с обстановкой МП или влияющие на выявление важных по делу обстоятельств; куда был направлен на вскрытие труп, если он был обнаружен на МП; что прилагается к протоколу (планы, схемы, слепки, оттиски следов и т. д.); что было изъято с МП, как упаковано и куда направлено. При большом их количестве к протоколу прилагается отдельная опись изъятого с МП.

Отсутствие в протоколе конкретных указаний об изъятых в процессе ОМП объектах может привести к невосполнимой утрате обнаруженных доказательств. В частности, отсутствие в протоколе факта изъятия следов в процессе ОМП расценивается как отсутствие в деле указаний на источник происхождения следов, влекущее потерю ими доказательственного значения .

Составленный протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в ОМП. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.

В случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного лица, участвующего в ОМП, подписать протокол следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии (ч.1 ст. 167 УПК РФ).

Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которые заносится в данный протокол (ч.2 ст. 167 УПК РФ).

Если участник ОМП в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания (ч.З ст. 167 УПК РФ).

При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе ОМП, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу (ч.9 ст. 166 УПК РФ).

Протокол ОМП, составленный в порядке, предусмотренном УПК, является доказательством по уголовному делу (п.5 ч.2 ст. 74 УПК РФ).

Приложения к протоколу рассматриваются как их составная часть. Доказательственное значение имеют при этом и фактические данные, которых нет в основной части протокола, если приложение (фотографии, фонограммы, видеограммы, планы, схемы и т.д.) составлено с соблюдением всех требований закона, в том числе в протоколе зафиксирован факт и условия применения соответствующих технических средств, а результаты удостоверены.

Осмотр жилого помещения производится только с согласия проживающим в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в нем лица возражают против осмотра, следователь выносит мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о проведении осмотра. Постановление подлежит рассмотрению судьей по месту производства предварительного следствия или проведения следственного действия в течение шести часов с момента поступления ходатайства в суд. О рассмотрении ходатайства судья выносит постановление о производстве осмотра или отказе в его проведении с указанием мотивов отказа (ч. 5 ст. 177 УПК РФ).

Если жилое помещение является МП и его осмотр не терпит отлагательства, то осмотр жилого помещения может быть произведен по постановлению следователя, но с последующим уведомлением судьи и прокурора о производстве ОМП. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве ОМП и протокола ОМП для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в срок, предусмотренный частью второй статьи 165 УПК РФ, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со статьей 75 УПК РФ.

В то же время из теории уголовно-процессуального права следует, что в этой отрасли права действует разрешительный порядок - «разрешено все то, что прямо указано в законе», что объясняется предметом регулирования. Поэтому, если ч. 2 ст. 176 УПК РФ допускает осмотр места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства, до возбуждения уголовного дела, то ст. 177 Кодекса в части осмотра жилища и служебного помещения такого указания не содержит, что позволяет сделать вывод о том, что их осмотр до возбуждения уголовного дела недопустим. Кроме этого, некоторые нормы УПК РФ прямо указывает на то, что осмотр места происшествия и осмотр жилища - разные следственные действия. Это объясняется спецификой следственного действия - осмотра места происшествия, которое наряду с доказательственной функцией выполняет и проверочную функцию, то есть дознаватель, следователь, прокурор, выполняя осмотр, проверяют информацию из сообщения о деянии, имеющем признаки преступления (ч. 1 ст. 140 УПК РФ), в то время как осмотр жилища исключительно направлен на фиксацию сведений, имеющих отношение к расследуемому преступлению.

Такой же позиции придерживается профессор В.Н. Исаенко, который считает, закон не предусматривает обязательности получения судебного разрешения на осмотр места происшествия. В случаях проведения осмотра места происшествия до возбуждения уголовного дела, когда факт совершения преступления достоверно не установлен, комплекс достаточных оснований для возбуждения уголовного дела отсутствует. Соответственно отсутствуют и аргументы, которыми можно было обосновать перед судом ходатайство о даче разрешения на осмотр места происшествия в жилом помещении при несогласии на это проживающих в нем лиц.

Налицо проблема комплексного характера: с одной стороны, конституционные принципы неприкосновенности жилища и ограничения конституционных прав и свобод только в судебном порядке, а с другой -необходимость полно и качественно осмотреть место происшествия, установить наличие либо отсутствие факта преступления, изъять следы и орудия преступления, то есть выполнить задачи уголовного преследования, возложенные законом на дознавателя, следователя и прокурора. Неурегулированность этой проблемы повышает риск признания полученных доказательств недопустимыми .

Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе (ч. 6 ст. 177 УПК).

Проведение ОМП и составление его протокола должно происходить при четком соблюдении требований УПК. В противном случае создаются неустранимые сомнения в достоверности данных осмотра, исключается возможность использования протокола ОМП при доказывании (например, составление протокола ОМП без понятых или «по памяти»). Пренебрежение требований уголовно-процессуального закона послужит основанием для проведения осмотра еще раз, но, правда, с меньшей результативностью, потребуются дополнительные затраты сил, времени и средств. ОМП, проведенный качественно и с соблюдением требований уголовно-процессуального закона может стать своеобразным «катализатором» расследования уголовного дела, положительно скажется на профессиональной оценке лица, в производстве которого находится дело.

Следственный осмотр - процессуальное действие, предусмотренное ст. 176-178 УПК РФ, состоящее в непосредственном наблюдении, обнаружении, восприятии, закреплении и анализе следователем различных объектов для установления их признаков, свойств, состояния, взаиморасположения и определения их значимости в качестве доказательств по делу. Цель следственного осмотра заключается в том, чтобы получить доказательства, способствующие раскрытию и расследованию преступления. Их следователь получает из двух источников от людей и вещей.

Первые это свидетели, потерпевшие, подозреваемые, обвиняемые. Вещи все иные объекты материального мира, несущие информацию о расследуемом событии. Их форма, содержание, местонахождение и другие признаки могут отражать какие-либо обстоятельства совершения преступления. Иногда их называют «немыми свидетелями» преступления.

Практически невозможно представить себе уголовное дело, где не фигурировали бы вещественные доказательства, и ни одно из них не может оказаться в материалах дела без предварительного осмотра.

От того, насколько криминалистические грамотно произведено это следственное действие, часто зависит успех всего расследования. Поэтому не случайно криминалисты особо подчеркивают важность осмотра места происшествия и обнаруженных там объектов. Известный русский юрист XIX в. В. Леонтьев еще в 1887г. писал: «Осмотры составляют основу всего следствия, и нет предела в тщательности, с которой они должны производиться» Баянов А.И. Стратегия и практика в структуре следственного действия //Криминалистические чтения посвященные 100-летию со дня рождения профессора Б.И. Шевченко: Тезисы выступлений. - М.: МАКС-Пресс, - 2004. - С.46-49..

Основания и порядок следственного осмотра регламентированы уголовно-процессуальным законом предусмотренное (ст. 176-178 УПК РФ). Исходя из его содержания следственный осмотр помогает решить следующие важные задачи расследования:

  • 1. разобраться в обстановке места происшествия, выяснить, как развивались события, понять действия преступника;
  • 2. выявить и изъять следы совершенного преступления;
  • 3. установить возможные источники получения других доказательств;
  • 4. получить информацию для выдвижения следственных версий;
  • 5. решить вопрос о приобщении к делу того или иного предмета в качестве вещественного доказательства;
  • 6. проверить другие источники доказательств по делу Осмотр места происшествия: Практическое пособие /Под ред. А.И.Дворкина.- М.:Норма, 2001. - С.25..

По последовательности производства следственный осмотр классифицируется на первичный и повторный. Повторный осмотр производится в тех случаях, когда первоначальный проходил в неблагоприятных условиях (в дождь, ночью), в связи с чем важные для установления истины следы и предметы могли быть не обнаружены, был проведен недоброкачественно: не исследовались существенные для дела обстоятельства; не привлекались сведущие лица и т.д.

По объему следственный осмотр бывает основным и дополнительным. Последний производят в тех случаях, когда в ходе дальнейшего расследования выясняется, что отдельные объекты были вовсе не осмотрены или это сделано недостаточно детально. Дополнительный осмотр и призван устранить допущенные пробелы Сиваев В.С. Следственные действия до возбуждения уголовного дела: теория и практика применения //Уголовное досудебное производство: проблемы теориии практики: Материалы межвузовской научно-практической конференции (6 октября 2004 года). - Омск: Омский юридический институт.- 2004. - С.165-170..

Осмотр места происшествия зачастую включает как составные элементы все другие виды следственного осмотра. На месте происшествия нередко присутствуют и предметы, и документы, и трупы, само оно обычно является участком местности или помещением. В такой ситуации осмотр всех составляющих будет производиться в рамках одного следственного действия и оформляться одним протоколом. Поэтому, несмотря на отдельные особенности и специфику каждого вида осмотра, все они представляют собой единство однородных явлений, что и позволяет выделить общие тактические положения их производства: единое руководство осмотром; своевременность; объективность; полнота; планомерность осмотра; использование технико-криминалистических средств и методов, помощи специалистов и оперативных подразделений; безопасность осмотра Яблоков Н.П. Криминалистика в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2006. - С.125..

Следователь как самостоятельная процессуальная фигура руководит действиями всех присутствующих и лично отвечает за результаты осмотра.

Своевременность осмотра заключается в том, что после сообщения о происшествии следователь и другие лица безотлагательно выезжают на место происшествия для его осмотра. Это требование направлено на обеспечение максимальной сохранности обстановки места происшествия и непосредственно влияет на эффективность и результативность осмотра. Именно поэтому осмотр места происшествия относится к неотложным следственным действиям Власова Н.А., Соловьев А.Б., Токарева М.Е. Общие условия предварительного расследования: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2005. - С.7..

Объективность осмотра предполагает исследование и фиксацию всех объектов в том виде, в каком они были обнаружены; недопустимость отражения в протоколе выводов, заключений и предположений следователя, оперативного работника или других участников осмотра.

Полнота осмотра гарантирует, что все находящиеся на месте происшествия следы и предметы, имеющие отношение к расследуемому делу, будут обнаружены, исследованы и надлежащим образом отображены в протоколе осмотра и приложениях к нему. Полнота, кроме того, означает такое его проведение, которое исключает необходимость в повторном осмотре по мотивам недостаточности первоначального. В любом случае повторный осмотр не может заменить первоначального, поскольку отделен от преступного события большим промежутком времени Уголовный процесс: Учебник /Под ред. А.В. Смирнова. - М.: Кнорус, 2007. - С.342.. Вследствие этого осматриваемые объекты под воздействием неблагоприятных погодных условий, технических средств, людей, животных и насекомых могут претерпеть существенные изменения или быть уничтожены Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: Учебное пособие для вузов. - М.: КноРус, 2006. - С.145.

Планомерность осмотра состоит в правильном определении последовательности действий следователя и всех участников осмотра, заключающейся в объективном анализе полученной информации, конкретизации решаемых задач и необходимых для этого средств; уточнении круга и очередности конкретных действий и операций; распределении имеющихся сил и средств. Планомерность обеспечивает полноту, своевременность и качество выполнения всех необходимых действий, а в итоге максимальную эффективность следственного осмотра.

Использование технико-криминалистических средств и методов, помощи специалистов оперативных подразделений. При производстве осмотра необходимы полностью укомплектованный чемодан следователя, фотоаппарат с запасными пленками и импульсной лампой. Применяя технико-криминалистические средства и методы при осмотре, надлежит исходить из того, что их выбор определяется целью и характером проводимого осмотра, особенностями объектов и следов, для обнаружения и фиксации которых эти средства используются.

Специалист это квалифицированный помощник следователя. Он может обратить внимание следователя на обстоятельства, трудно воспринимаемые в конкретных специфических условиях, оказывает содействие в изъятии объектов, высказывает суждения о механизме и причинах образования тех или иных следов, что способствует выдвижению более обоснованных версий. Участие специалиста в осмотре обязательно в двух случаях: при осмотре трупа и при освидетельствовании лица иного, чем следователь, пола. Однако сейчас методически обязательным участие специалистов считается тогда, когда в ходе следственного действия могут встретиться объекты, осмотр, исследование или фиксация которых требуют специальных познаний, отсутствующих у следователя. Это, например, осмотр мест пожара, взрыва, крушения, аварии. Использование оперативных возможностей необходимо для получения дополнительной информации о характере происшествия, о лицах, к нему причастных, местонахождении и признаках объектов, имеющих значение для дела. Такая информация позволяет выдвинуть новые версии и глубже проверить отрабатываемые, выявить и закрепить следы и предметы, могущие стать доказательствами по уголовному делу.

Если при осмотре места происшествия выяснилась возможность преследования преступника «по горячим следам», оно поручается оперативным работникам. По окончании осмотра они принимают меры к сохранению тех вещественных доказательств, изъять которые с места происшествия невозможно Яблоков Н. П. Криминалистика: Учебник для вузов и юридических факультетов. - М.: ЛексЭст, 2006. - С.140..

Использование в процессе осмотра сил и средств оперативных подразделений дает следователю возможность получить дополнительную информацию о составе преступления: что произошло, каким образом, когда, кто совершил, с какой целью, с чьей помощью, кому и какой ущерб причинен, кто может знать о произошедшем.

Все виды осмотров проводятся в присутствии понятых (ч.1 ст.170 УПК РФ), наименьшее число которых - два.

УПК РФ устанавливает, что следственные действия производятся с участием понятых (не менее двух) и без их участия (ч.3 ст.170 УПК РФ).

В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. При невозможности их использования следователь вносит соответствующую запись в протокол и поясняет, почему это нельзя было сделать Тертышник В.М. Непосредственное обнаружение и техническое документирование преступного деяния (концептуальная модель процессуального института и нового следственного действия) //Право и политика. - М.; Nota Bene, 2004. - № 5. - С.113-118..

Во всех случаях производства следственного действия без участия понятых в протоколе следственного действия делается запись об их отсутствии с указанием причин принятия такого решения.

Остальные следственные действия производятся без участия понятых. Следователь, однако, может принять, по ходатайству участников уголовного судопроизводства или по собственной инициативе, и иное решение, т.е. произвести следственное действие с участием понятых.

Перед началом следственного действия следователь, дознаватель в соответствии с (ч. 5 ст. 164 УПК РФ) разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные (ст. 60 УПК РФ) Бобров В.К., Божьев В.П., Бородин С.В. и др. Уголовный процесс: Учебник. - М.: Спарк, 2004. - С.234..

Цель следственного действия обозначается для того, чтобы понятые понимали суть происходящего.

Осмотр местности, помещений, места происшествия производится в пределах их границ и требует предварительной подготовки. Она зависит от содержания события и физических пределов помещений, участков местности Власова Н.А., Соловьев А.Б., М.Е. Токарева. Общие условия предварительного расследования: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2005. - С.23..

Получив известие о происшествии, следователь должен оценить характер события, сведения о том, где оно произошло, о лице, сообщившем о том, что случилось, выяснить, охраняется ли место происшествия. Обычно следователь действует не в одиночку, он руководит оперативно-следственной группой, имеющей в своем составе работников дознания, специалистов-криминалистов, судебно-медицинского эксперта. К группе по мере осмотра происшествия могут присоединиться и другие силы - патрульно-постовая служба, участковый инспектор, сотрудники ГИБДД. Перед выездом на место происшествия должен быть решен вопрос об охране оперативно-следственной группы, поскольку возможно сопротивление осмотру, нападение на лиц, производящих осмотр. Вопросы создания оперативно-следственных групп и организации их работы, в том числе и защиты, решаются руководителями органов дознания, прокурорами - руководителями и начальниками следственных отделов. Одному следователю для осмотра места происшествия выезжать не следует.

Непосредственно на месте происшествия после оказания помощи пострадавшим, беседы с потерпевшим, очевидцами, организации охраны места происшествия и защиты группы от возможных нападений, привлечения понятых и распределения обязанностей между участниками осмотра следователь начинает осмотр.

Осмотр предполагает применение технических средств - общее, узловое, детализированное фотографирование, видеосъемку, применение средств поиска и изъятия следов, микрочастиц, измерения расстояний, осмотра документов и других - перечень в данном случае не исчерпывающий. Надо определить исходное место осмотра - по общему правилу это место начала движения преступника или его проникновения в помещение. Затем выделяются отдельные участки осмотра и производится их последовательное изучение Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г. Криминалистика: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2007. - С.137.

Во время осмотра обнаруживаются вещественные доказательства. Громоздкие (мебель, телевизор, холодильник, машина, и т.п.) и не подлежащие в силу этого изъятию вещественные доказательства осматриваются на месте.

Изымаемые вещественные доказательства могут быть осмотрены позднее. В любом случае они должны быть показаны понятым и всем участникам осмотра, индивидуализированы, упакованы, причем их упаковка опечатывается печатью следователя, подписывается следователем, понятыми, лицами, участвующими в осмотре.

В осмотре места происшествия могут участвовать, специалисты, эксперт, потерпевший, представители организаций, в здании которых совершено преступление. В состав участников следует включить командира подразделения, охранявшего место происшествия, и оперативно-следственную группу, включая всех ее сотрудников, как прибывших вместе со следователем, так и присоединившихся позднее.

Криминалистически значимые данные могут быть получены при осмотре помещений. В качестве объектов такого осмотра различают жилые и служебные помещения; торговые, складские и производственные постройки; выставочные залы, павильоны, музеи. Основными задачами осмотра помещений являются выяснение назначения и режима работы; определение дислокации; изучение обстановки с выяснением индивидуальных признаков, характеризующих конкретный объект; ознакомление с охранной системой защиты. Осмотр помещения целесообразно производить по периметру в направлении по часовой стрелке, по правилам осмотра места происшествия.

Осмотр предметов. В качестве самостоятельного следственного действия осмотр предметов производится в двух случаях:

  • 1. когда для осмотра предметов, обнаруженных при производстве обыска, осмотра места происшествия, местности, помещения, требуется продолжительное время и специальные условия;
  • 2. когда предметы представлены следователю потерпевшим, свидетелем, подозреваемым или другими лицами. Следователь производит их осмотр по месту производства следствия, обеспечивая сохранность и возможность использования в качестве вещественных доказательств.

Осмотр начинается с изучения общего вида предметов, их состояния, назначения и правил пользования. Если на предмете могут быть микрообъекты, потожировые следы рук или иные следы, пригодные для экспертного исследования, то осмотр начинается с их обнаружения и фиксации (это лучше сделать с помощью соответствующих специалистов). Затем выявляются индивидуальные признаки предмета, его особенности и дефекты, следы, указывающие на связь осматриваемого предмета с расследуемым преступлением. Все они подробно отражаются в протоколе и фотографируются.

Осмотр местности производится в тех случаях, когда она является местом происшествия. Организация осмотра зависит от размера территории: чем она значительнее, тем больше участников приходится привлекать к осмотру. Практика выработала следующие способы осмотра: сплошной, когда отсутствуют ориентировочные сведения о местонахождении следов и предметов; от периферии к центру или от центра к периферии, когда участок местности имеет округлую форму; линейный, когда осматриваемая площадь имеет удлиненную форму; плановый или секторный, когда вся осматриваемая площадь разбивается по квадратам или по секторам; узловой, когда осматриваются важные участки местности.

Осмотр в жилом помещении возможен при согласии лиц, в нем проживающих. Перед осмотром лица, находящиеся в помещении, извещаются об осмотре и их праве возразить против него. Одновременно им разъясняется необходимость его проведения.

Если возражения остаются, следователь составляет в присутствии понятых протокол об отказе дать согласие на проведение осмотра, оглашает его и в дальнейшем действует в порядке (ст. 165 УПК РФ), определяющей судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия

Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Частью 2 ст. 23 Конституции РФ устанавливается, что ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения.

Статья 25 Конституции Российской Федерации гласит: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». В части 3 ст. 35 Конституции РФ говорится: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».

В УПК судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия предусмотрен в случаях, указанных (п. 4-9 и 11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ). В их число входят:

  • 1. производство осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
  • 2. производство обыска и (или) выемки в жилище;
  • 3. производство личного обыска;
  • 4. производство выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
  • 5. наложение ареста на корреспонденцию и выемки ее в учреждениях связи;
  • 6. наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
  • 7. контроль и запись телефонных и иных переговоров.

Учитывая новые изменения в УПК РФ, процедура возбуждения уголовного дела следователем, а так же, дознавателем и органом дознания упростилась: им не потребуется согласовывать соответствующее решение с прокурором.

Основным в принятых изменениях является снижение роли прокуратуры в расследовании уголовных дел и надзоре за органами предварительного следствия, а следовательно, повышение статуса следователя как участника уголовного судопроизводства. (Необходимо отметить, что изменения не коснулись деятельности органов дознания и дознавателей).

УПК РФ установлен следующий порядок рассмотрения ходатайства.

Участие прокурора, следователя и дознавателя в судебном заседании не обязательно. Но они (отдельно друг от друга или вместе) вправе прибыть в суд и принять участие в судебном заседании с тем, чтобы убедить судью в необходимости производства следственного действия.

Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.

Вынесенное постановление направляется лицу, заявившему ходатайство.

Получив постановление судьи о разрешении производства следственного действия, следователь, дознаватель составляет соответствующее постановление о производстве требуемого следственного действия и приступает к его реализации.

УПК РФ, однако, допускает производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска без получения судебного решения.

Подобное возможно лишь в исключительных случаях, когда это не терпит отлагательства, как в случае, например, личного обыска задержанного, или когда в ходе выемки появились основания для производства обыска.

Производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска в таких ситуациях производится на основании постановления следователя, дознавателя.

Произведя осмотр, обыск или выемку, следователь обязан уведомить об этом судью и прокурора. На выполнение этого действия отводится 24 часа с момента начала производства следственного действия. Уведомление носит письменный характер.

К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия.

Цель данного уведомления - проверка законности решения о его производстве.

Получив указанное уведомление, судья проверяет законность произведенного следственного действия. По окончании проверки он выносит постановление либо о его законности, либо о его незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со ст. 75 УПК РФ.

Прокурор также должен проверять обоснованность производства следственных действий.

Нередко возникает обстановка, исключающая ожидание решения суда. Неотложность осмотра может вызываться разными причинами - необходимостью обнаружить скрывающегося преступника, предотвратить гибель людей, утрату документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, припрятывание ценностей, оружия, наркотиков, предупредить совершение особо тяжкого и тяжкого преступления. Следователь в подобных случаях вправе провести осмотр и без согласия лиц, проживающих в жилом помещении. Материалы осмотра в течение 24 часов представляются в суд для проверки законности проведенного действия.

Признание его незаконным переводит протокол осмотра в разряд недопустимых доказательств (ст. 165 УПК РФ).

Таким образом, можно сделать вывод, что законодатель придает следственному осмотру огромное значение, наделяя органы предварительного расследования значительными полномочиями на ущемление прав граждан в ходе данного следственного действия. Такое положение обусловлено важностью данного следственного действия для закрепления следов преступления.



Поделиться