Место земельного права в системе социальных наук

Прежде чем приступить к определению круга общественных отношений, входящих в предмет земельного права, хотелось бы привести справедливые слова С.Н. Братуся: «Между отраслями права нет непроходимых граней, как нет их и между различными видами общественных отношений. Объективное развитие этих отношений, т.е. развитие самого предмета правового регулирования, может привести к возникновению нового вида отношений (количественные изменения дают новое качество) и, тем самым, к появлению новой отрасли права» . Действительно, земельные отношения не изолированы от иных смежных отношений. Все отношения, регулируемые российским законодательством, оказывают взаимное воздействие друг на друга.

Существование советского земельного права как самостоятельной отрасли права традиционно в юридической литературе объяснялось наличием двух предпосылок: социально-экономической и нормативно-правовой. Революционные изменения социального строя после 1917 г. неизбежно повлекли и коренные преобразования в экономической сфере. В частности, установление монополии государства на земельные (как, впрочем, и иные) природные ресурсы предопределило особый характер социалистических земельных отношений, поскольку «история земельных отношений есть, по существу, история земельной собственности, а специфичность земельных отношений - специфичность земельной собственности» 1 . Земельными отношениями признавались все волевые общественные отношения по поводу использования земли, которая являлась исключительной собственностью Советского государства. Изменения социально-экономического строя имели юридическое оформление, которое выражалось в принятии нормативной базы, обеспечивавшей проведение политики Советского государства во всех сферах. Декреты «О земле» и «О социализации земли» и иные законодательные акты закрепили монополию государства на землю и способствовали обособлению особой группы отношений - земельных правоотношений. Таким образом, в правовой системе Советского государства выделилась самостоятельная отрасль земельного права, под которой понималась совокупность норм, регулирующих земельные отношения.

Реформирование строя РФ в современный период (с начала 1990-х гг.) неизбежно повлекло за собой формирование новой правовой базы и пересмотр сложившихся теоретических положений. Поскольку выделение земельного права, определение предмета его правового регулирования основывались на национализации земли, то соответственно с признанием многообразия форм собственности на землю, с включением земельных участков в гражданский оборот вновь возник вопрос о предмете и месте земельного права в системе российского права.

Предмет правового регулирования является важнейшим фактором, предопределяющим обособление той или иной отрасли права, «а происходит это потому, что в предмете заложена объективная необходимость обособленной нормативно-правовой регламентации данных отношений» .

Первый учебник, в котором содержалось определение предмета земельного права, был издан в 1958 г. Уже в тот период в литературе отсутствовало единое мнение о понятии предмета земельного права. В частности, существовала точка зрения об определении земельного права в узком и широком смысле. Например, В.К. Григорьев считал, что предметом земельного права в узком смысле являются земельные отношения, которые в результате урегулирования нормами советского земельного права приобретают характер земельных правоотношений. Причем, по мнению В.К. Григорьева, было бы более правильно конструировать предмет земельного права не только путем включения в него собственно земельных отношений, но и отношений, связанных с правом собственности и использованием иных объектов государственной собственности - недр, вод, лесов 1 . Сторонники этой позиции ссылались на то, что недра, леса, воды не могут существовать без земли и все эти объекты являются исключительной собственностью государства. Определение земельного права в широком смысле неоправданно расширяло сферу его действия и находило поддержку не у всех современников .

Единственное монографическое исследование по вопросу о предмете земельного права было выпущено А.Е. Ереновым, Н.Б. Мухитдиновым и Л.В. Ильяшенко лишь в 1981 г. До этой работы предмет земельного права определялся только в учебной литературе и при рассмотрении каких-либо иных смежных проблем. Такое положение в науке земельного права сохранилось и в современное время.

Вопрос о предмете земельного права тесно связан с понятием земельных правоотношений. Среди специальных монографических исследований данного вопроса можно назвать только работы Г.А. Аксененка (1958 г.) и Е.А. Галиновской (2009 г.) . С развитием социально-экономических отношений, принятием правовых актов некоторые ученые поставили под сомнение само существование земельных правовых отношений. Изложенное свидетельствует о сложности, неоднозначности определения предмета земельного права.

Из теории права известно, что предмет права составляют такие общественные отношения, которые обладают внутренним единством, требуют самостоятельного правового регулирования и могут быть объектом юридического воздействия. Таким образом, «предмет любой отрасли права всегда предполагает две составные части, два основных компонента, формирующих ядро этого предмета. Ими являются, с одной стороны, конкретный вид общественных отношений, обладающих внутренним единством и определенной самостоятельностью... с другой стороны - система единообразных, однопорядковых правовых норм, которые вызваны к жизни требованиями указанных общественных отношений» 1 .

Анализ содержания современных учебников и учебных пособий по земельному праву позволяет выделить различные точки зрения на предмет земельного права. Одна группа авторов (Б.В. Ерофеев, И.О. Краснова, Е.Н. Колотинская, С.В. Коростелев ) определяет предмет земельного права как волевые общественные отношения, имеющие своим объектом землю, которые нужно, возможно и допустимо регулировать правовыми нормами.

Отдельные авторы (Р.К. Еусев, Ю.Е Жариков) дают понятие предмета земельного права путем перечисления тех видов общественных отношений, которые урегулированы нормами земельного права, оставляя этот перечень открытым. Так, по мнению Ю.Г. Жарикова, предмет земельного права составляют отношения по предоставлению (приобретению) земельных участков, совершению сделок с ними, по организации управления в сфере использования и охраны земель различных форм собственности, реализации прав и исполнении обязанностей участниками земельных отношений, другие вопросы обеспечения эффективного использования земель.

С введением в действие ЗК РФ некоторые авторы, основываясь на легально закрепленном понятии земельных отношений (ч. 1 ст. 3 ЗК РФ), определяют предмет земельного права как отношения по использованию и охране земель . Как верно заметил О.И. Крассов, содержание земельных отношений не исчерпывается лишь сферой использования и охраны земель . Учитывая, что земельные отношения не ограничиваются сферой использования и охраны земель, охватывают более широкий круг отношений (отношения по ведению мониторинга земель, государственного кадастра недвижимости и др.), то и приведенное понятие предмета земельного права (земельных отношений) не является полным.

Можно выделить и иные позиции в отношении предмета земельного права. Например, В.Э. Чуркин считает, что «земельное право представляет собой отрасль права, регулирующую общественные отношения, связанные с предоставлением, использованием и охраной земельных участков» . К положительным достоинствам такого подхода можно отнести ограничение автором круга общественных отношений, составляющих предмет земельного права, что позволяет найти место земельного права в системе права России. Как известно, традиционно правовые отрасли разграничиваются, прежде всего, предметом правового регулирования, а поскольку многие общественные отношения подвергаются комплексному правовому воздействию, то и четкое представление о предмете той или иной отрасли права позволяет правильно применить соответствующие правовые нормы и принципы права. С другой стороны, рассматриваемый подход вызывает возражение по кругу тех отношений, которые составляют, по мнению автора, предмет земельного права. Отношения по предоставлению земель возникают при реализации государственными или муниципальными образованиями правомочий собственника. Действительно, подавляющая масса земель в Российской Федерации до сих пор находится в публичной собственности, но это не дает основания выделять отношения по распоряжению такими земельными участками в самостоятельную группу. Отношения собственности едины независимо от статуса правообладателя и являются частью отношений по использованию земель, содержание которых охватывает всю палитру действий (бездействий) собственника и иного правообладателя по владению, пользованию и распоряжению земельным участком. Также не стоит забывать, что земельное законодательство призвано регулировать не только отношения по поводу земельных участков, но и земли безотносительно индивидуализации ее конкретной части. В целом ряде основных принципов земельного законодательства подчеркивается особое значение земли как природного объекта, охраняемого в качестве важнейшей составной части природы, природного ресурса (ст. 1 ЗК РФ), и в земельное законодательство включаются нормы о категоризации земель, землеустройстве и т.п.

Анализ земельно-правовых норм позволяет определить предмет земельного права как совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области управления 1 , использования и охраны земель, земельных участков, урегулированных нормами права.

На имущественный характер земельных отношений обращали внимание некоторые юристы и советского периода (С.Н. Братусь, Ю.Г. Жариков, Н.Т. Осипов, В.Ф. Яковлев и др.), хотя в целом в науке земельного права исключался подход к отношениям по поводу земли как к имущественным. На имущественный характер земельных отношений в то время указывало действие в ограниченных рамках закона стоимости, что выражалось в существовании дифференциальной ренты за пользование землей. Дифференциальная рента за пользование сельскохозяйственными землями реализовывалась в применении зональных закупочных цен.

Имущественные отношения наиболее полно и детально изучаются и исследуются представителями науки гражданского права, хотя и среди них нет единого понимания имущественных отношений. В наиболее общем виде их можно определить как общественные отношения, складывающиеся по поводу имущества. Как известно, термин «имущество» употребляется в гражданском праве в нескольких значениях: как совокупность вещей, как совокупность вещей и имущественных прав или как совокупность вещей, прав и обязанностей субъекта. Исходя из этого, имущественный характер имеют те отношения, в которых земля, земельный участок выступает прежде всего как материальное благо, недвижимость. В частности, имущественные - это отношения собственности (как в статике, так и в динамике) либо производные от них.

О.И. Крассов определяет земельные отношения как особый вид имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли и регулируются земельным законодател ьством .

Роль и значение земельных отношений предопределяют заинтересованность государства в их самостоятельном правовом регулировании. Особый характер земельных отношений обусловлен специфической особенностью земли. Земля является тем «цементирующим признаком» , который объединяет отношения имущественного и неимущественного характера в единый комплекс, придает им внутреннюю взаимосвязь и взаимообусловленность и выделяет эти отношения в особую группу.

При использовании термина «земля» необходимо помнить, что он может обозначать как планету Солнечной системы, так и поверхностный слой земной коры. Именно в последнем значении он применяется в земельном праве. По данным земельного учета земельный фонд Российской Федерации составляет 1709,8 млн га (без внутренних вод и территориального моря).

Земля является важнейшим природным ресурсом, условием и базисом существования и функционирования всего общества. Поэтому не случайно в ст. 9 ЗК РФ закреплено, что земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Соответственно при использовании земли должны учитываться общественные интересы.

Земля - особый объект природы, имеющий такие свойства, которые не присущи иным природным объектам или объектам, созданным человеком. Довольно обстоятельная характеристика земли в литературе последнего времени была дана Б.В. Ерофеевым, И.А. Иконицкой, О.И. Крассовым, Е.Н. Колотинской, В.В. Петровым, Г.В. Чубуковым. Земля является многоаспектным явлением и в конкретных отношениях может выступать в различных качествах: как часть окружающей природной среды, существующая вне воли и сознания человека; как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; как пространственный предел распространения политической власти государства (территория государства); как средство производства; как объект собственности и недвижимость; как пространственно-территори-альный базис для размещения иных объектов. Соответственно, в зависимости от аспекта земли, приоритетным является то или иное ее свойство, качество или совокупность свойств и качеств. Так, если земля используется как средство производства, то на первый план выступает такое ее качество, как плодородие (способность обеспечивать растения необходимыми веществами). В наиболее общем виде важнейшие свойства земли в зависимости от того, в каком качестве она выступает, можно представить в виде следующей схемы (рис. 2.1).

Рис. 2.1

Независимо от того, выступает ли земля как средство производства или как базис для размещения объектов недвижимости, она ничем незаменима", только на земле выращивают продукты питания, и это место существования человека.

Земля имеет пространственную ограниченность. В силу своего природного происхождения земля ограничена поверхностью планеты, которую нельзя увеличить или уменьшить. Ограниченность земельных ресурсов требует от человеческого сообщества и каждого человека, в частности, бережного к ним отношения. Ограниченность земельного участка, когда он выступает пространственным базисом размещения иных объектов, проявляется в определении и установлении границ этого участка на местности и в кадастровой, картографической и другой документации.

Главным средством производства делает землю ее плодородие. Плодородие земли определяет ее ценность и позволяет удовлетворять жизненно важные потребности человечества в сельскохозяйственных культурах. Плодородие почвы составляет особую производительную силу земли, существенно влияющую на производительность труда в земледелии и величину стоимости произведенного продукта. Плодородие земель сельскохозяйственного назначения является достоянием народов РФ, главной характеристикой ценности сельскохозяйственных угодий, которую необходимо сохранить и улучшить. Наиболее плодородные почвы находятся на юго-западе Российской Федерации. Их сохранение, а также повышение качества иных земель требуют принятия мер, которые не позволили бы деградировать землям и были бы направлены на улучшение их полезных свойств. При правильном, рациональном использовании земли ее производительные способности только возрастают.

Даже небольшая полоска почвы создается несколько сотен лет. Уже только этот факт свидетельствует о необходимости бережного отношения к этому природному ресурсу, природному компоненту. Наиболее ценным считается верхний слой почвы - гумус. Хотя этот ресурс относится к категории восполнимых, на его восполнение требуется много сил не только (а скорее и не столько) антропогенного, сколько природного характера.

Природное происхождение земли также определяют неподвижность и определенное местоположение земельных участков. Эти свойства позволяют распространить на земельные участки правовой режим недвижимого имущества. Конкретный земельный участок относительно системы координат находится в строго определенном месте и не может быть перенесен на другое место.

Таким образом, земля, представляя собой важнейший природный ресурс, уникальный дар природы, одновременно выполняет экологическую, социальную, экономическую и политическую функции, а комплексный подход к такому многогранному объекту призвано обеспечить земельное законодательство.

Метод, являясь относительно самостоятельным, все же находится во взаимосвязи с предметом правового регулирования и обусловливается его спецификой. В то же время при выборе метода учитываются не только объективные факторы - предмет (экономический базис общества), но в определенной степени и субъективные факторы (в частности, воля законодателя). Поэтому метод правового регулирования конкретной отрасли права определяется в соответствии с характером, особенностями общественных отношений и в зависимости от задач, стоящих перед государством, не является неизменным, раз и навсегда данным.

Метод - это совокупность юридических способов воздействия на участников общественных отношений. Необходимость учета многоаспектное™ земли (с одной стороны, природного объекта, а с другой - объекта собственности) предопределило особое сочетание способов, присущих как частному, так и публичному праву. Поэтому земельным правоотношениям свойственна такая взаимосвязь между их участниками, которая характеризуется равным («партнерские» отношения) или зависимым (отношения власти и подчинения) положением сторон.

Основными способами воздействия являются: дозволение, обязывание, запрещение. Их сочетание и образует два существующих метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. В земельном праве находят применение оба эти метода.

Преобразования в социально-экономическом строе РФ, изменение характера земельных отношений привели к смене соотношения методов правового регулирования. До земельной реформы главным основанием возникновения земельных отношений был административный властный акт, и непременным участником этих отношений являлось государство, поэтому при регулировании отношений по поводу земли применялся в основном императивный метод («метод власти и подчинения»). С признанием земельных участков недвижимым имуществом императивный метод в значительной степени уступил место диспозитивному методу, хотя и не утратил своего значения. «В современном земельном праве сложно переплетаются императивный и диспозитивный методы регулирования, и определить преобладание того или иного метода весьма сложно, да и вряд ли необходимо...» 1 .

Императивный метод характеризуется тем, что участники регулируемых им отношений неравны , в этих отношениях один вправе воздействовать на другого путем установления обязательных для исполнения предписаний и запретов. Императивным методом регулируются отношения, возникающие при осуществлении государственного управления земельным фондом, привлечении виновных лиц к ответственности.

Диспозитивный метод, напротив, воздействует на отношения, в которых субъекты равны и вправе в рамках закона самостоятельно определять модель своего поведения. Отношения, возникающие между собственниками, владельцами, пользователями и третьими лицами, в области использования земель регулируются, как правило, диспозитивным методом.

Специфика метода правового регулирования земельного права проявляется в том, что в нем сочетаются императивный и диспозитивный методы, которые нельзя «разорвать», не нарушая единство земельно-правового метода. Такой синтез образует качественно новые элементы, свойственные исключительно методу земельного права. Сочетание в земельном праве императивного и диспозитивного методов объясняется необходимостью обеспечения разумного соотношения частных и общественных интересов при регулировании земельных отношений.

Итак, единство, внутренняя органическая связь специфических земельных общественных отношений требуют особой формы правового регулирования и определяют существование самостоятельной отрасли права - земельного права. Земельное право опосредует качественно особую группу общественных отношений и призвано установить единый порядок правового воздействия на земельные отношения.

Таким образом, земельное право - это система правовых норм, регулирующих общественные отношения по управлению, использованию и охране земель с целью обеспечения рационального использования земельных ресурсов, охраны жизни и здоровья человека и сочетания интересов общества и законных интересов физических и юридических лиц. Земельное право как систему норм, регулирующих соответствующую группу общественных отношений, следует отличать от земельного законодательства - совокупности нормативных правовых актов, регулирующих отношения по управлению, использованию и охране земель, земельных участков.

Земельное право можно рассматривать не только как отрасль российской правовой системы, но и как науку и соответствующую учебную дисциплину.

В круг изучения науки земельного права входят процессы, связанные с правовым регулированием земельных отношений. Задачами науки земельного права являются: исторический анализ земельного законодательства; исследование современных нормативных актов о земле и практики их применения с целью обнаружения пробелов, противоречий в правовом регулировании земельных отношений; выявление тенденций развития земельного законодательства. Как наука земельное право призвано определить эффективность правового регулирования земельных отношений и предложить рекомендации по приведению земельного законодательства в соответствие с жизненными реалиями, разработать научные основы кодификации и систематизации земельного законодательства. Соответственно наука земельного права изучает земельные нормативные акты, их связь с нормативными актами других отраслей законодательства и правовыми системами иных государств, вырабатывает фундаментальные понятия (предмет, система земельного права, понятие, объект земельного правового отношения и др.).

В 1960-80-е гг. появляются по отдельным проблемам земельного права значительные исследования В.П. Балезина, И.А. Икониц- кой, А.А. Забелышенского, Н.И. Краснова, Н.Т. Осипова, П.Д. Сахарова и др. Хотя нельзя не отметить и фундаментальное монографическое исследование Г.А. Аксененка «Земельные правовые отношения в СССР», выпущенное в 1958 г. Ученые разрабатывали (и разрабатывают) обширный круг земельно-правовых проблем теоретического и практического значения.

Как учебная дисциплина земельное право представляет собой систему знаний об основных нормах земельного законодательства, а также об основных, общепринятых положениях науки земельного права. В рамках учебной дисциплины не только изучается российское земельное законодательство, но и проводится сравнительно-правовой анализ законодательства о земле других стран. В качестве учебной дисциплины земельное право возникло почти одновременно с отраслью земельного права. В 1920-х гг. вышли учебники по земельному праву А.Г. Гойхбарха (1921), И.И. Евтихиева (1923), Д.С. Роземблюма (1925, 1928, 1929), в которых главный акцент делался на изучении трудового землепользования, правоотношений по использованию земель сельскохозяйственного назначения. Проведение сплошной коллективизации определило преподавание с 1929 г. земельного и колхозного права в рамках одной дисциплины под названием «Земельно-колхозное право». Прежнее название земельному праву было возвращено через Шлет, и преподавание земельного и колхозного права было разделено. С 1960-х гг. предмет учебной дисциплины земельного права был значительно расширен за счет включения в него положений всех отраслей законодательства о природных ресурсах (лесного, водного, горного), а также о правовой охране природы. С1992 г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего п рофессионального образования

Амурский государственный университет

(ГОУВПО «АмГУ»)

Кафедра гражданского права

Место земельного права в правовой системе РФ и его соотношении с другими отраслями права

По предмету: Земельное право

Выполнил студент 521 группы А.В.Юхимук

Проверил зам. зав кафедрой.

Доцент Е.Г.Черкашина

Благовещенск 2009

Введение

1. Понятие земельного права. Предмет, система и структура земельного права

2. Место земельного права в общей системе права России

3. Соотношение земельного, гражданского и административного права в сфере регулирования земельных правоотношений

4. Вопросы разграничения отраслей законодательства и отраслей права

Заключение

Список литературы

Введение

Земля - один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей - ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).

Отношения, связанные с землей всегда были предметом ожесточенных споров. При отмене крепостного права нерешенность земельного вопроса привела к глубокому общественному и политическому кризису. Столыпинская реформа также базировалась на решении земельного вопроса. Большевики пришли к власти под лозунгом «Земля - крестьянам!». Крондштадский мятеж и введение НЭПа тоже имели под собой необходимость решения земельного вопроса.

После принятия Конституции в декабре 1993 года земельные отношения необходимо было приводить в соответствие с конституционными нормами. 30 октября 2001 года был принят Земельный кодекс РФ, который стал ключевым документом, регулирующим отношения в сфере земельного права.

Необходимо отметить, что данный кодекс по своей юридической технике отличается от других подобных нормативных актов. Это отличие состоит в том, что в этом кодексе на легальном уровне определены понятие, задачи, система и принципы земельного права как отрасли Российского права.

Поэтому рассмотрение темы работы будет базироваться на анализе норм права, в которых определяются понятие, задачи, система и принципы земельного права, т.к. текст закона является самым достоверным источником информации.

Очевидно, что земля, являясь природным ресурсом, должна эффективно использоваться в интересах всего общества, а не по усмотрению отдельных чиновников или небольших слоев общества. Земля должна стать эффективным инструментом для развития всей страны, на общее благо.

Этого можно достичь только учетом интересов всех слоев общества и самого государства современной России. Государство, в лице своих органов исполнительной и законодательной власти, должно навести порядок в рациональном использовании земли, в установлении справедливых платежей за землю, в предоставлении всем равных условий хозяйствования на основании обязательных для всех законов.

Целью настоящей работы является исследование на тему место земельного права в правовой системе РФ и его соотношении с другими отраслями права.

1. Понятие земельного права. Предмет, система и структура земельного права

Российское право имеет сложную структуру. Оно подразделяется на отрасли, институты, юридические нормы, дефиниции и иные структурные элементы.

Отрасль - наиболее крупное структурное подразделение российского права. Земельное право выступает его традиционной, относительно обособленной частью. Как отрасль права оно представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленную на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и сбережения земли как национального богатства России.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти отношения земельный кодекс именует земельными. В этом понимании объектом использования и охраны выступают земли всех категорий и на значений, относящиеся к территории, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный правопорядок. Ее пределы определены в Конституции Российской Федерации.

Если следовать нормативной концепции, земельное право можно определить как систему юридических норм (и соответственно правовых нормативных актов - законов, указов, постановлений, решений, распоряжений, правил, положений и др.), предназначенных для регулирования земельных отношений. Земельное право - самостоятельное направление правового регулирования, которое сформировалось в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию. Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения экономических и неэкономических потребностей с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества.

Система земельного права

Под системой земельного права понимается совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством. По распространенному правилу в теории права институты земельного права объединяются в общую и особенную части. Институты общей части содержат нормы, имеющие общее для всей отрасли значение.

Критерием выделения институтов особенной части признается принадлежность земельного участка к той или иной категории земель. Институты, содержащие отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, составляют в своей совокупности общую часть земельного права.

Особенная часть земельного права имеет конкретизирующую функцию. В ней группируются правовые институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель. Многие специалисты различают также специальную часть учебного курса земельного права, которая включает порядок рассмотрения разрешения земельных споров и законодательно предписанные виды юридической ответственности за нарушение сложившегося земельного порядка в Российской Федерации и правила их применения.

Структура отражает вертикальное построение права. Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального права, обладает внутренней структурой. Земельному праву присуща сложная внутренняя структура. Основной структурной единицей земельного права является правовая норма, или принятое в установленном порядке и обязательное для соблюдения правило поведения соответствующих субъектов по отношению к земле. Совокупности правовых норм объединяются и образуют правовые институты по признаку однородности регулируемых общественных отношений. Однородны, к примеру, отношения землепользования. Соответственно нормы права, устанавливающие виды землепользования, субъектов и объектов землепользования, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения прав землепользования, образуют институт права землепользования.

2. Место земельного права в общей системе права России

Общественные отношения как предмет правового регулирования весьма динамичны и подвижны, между ними нет застывших граней, а поэтому в практике правового регулирования зачастую возникают проблемы в разграничении предметов правового регулирования, вынесений вопроса, о том, к какой отрасли права можно отнести тот или иной случай.

В силу этого и встает проблема отграничения земельного права от других отраслей права и определения места его в общей системе права России. Рассмотрим основные критерии, позволяющие отграничить земельное право от смежных правовых отраслей.

1. От государственного права земельное отличается тем, что предметом регулирования последнего являются экономические земельные отношения, а не отношения по государственному устройству, обусловленные политическими мотивами, что составляет задачу правового регулирования государственного права.

Земля как территория регулируется земельным правом в качестве территориального базиса размещения производительных сил: строительства объектов, выращивания лесополос, отведения земли под пашню и т.п. Нормы же государственного права решают вопросы при организации и определении границ территории как обязательного признака государства; эти границы определяют пределы государственной власти.

2. От административного права, для которого характерно наличие власти и подчинения, земельное отличается тем, что хотя в нем и присутствуют отношения субординации, но они касаются лишь регулирования узкого круга земельных общественных отношений, за пределами которых субординация, соподчиненность прекращается. Этим кругом являются те отношения, которые влияют на судьбу земли. Например, недопустимо без разрешения компетентных органов приступать к использованию земельных участков до установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования и аренды. Соответствующий государственный орган тем самым имеет решающее слово в деле предоставления земельного участка. Однако за предела- ми этого управленческого действия (т.е. когда границы участка установлены в натуре и выдан соответствующий документ) полномочия указанного органа кончаются, и он не вправе обязать землепользователя совершать действия, не предусмотренные законом.

3. Отграничение гражданского права от земельного раньше почти не вызывало особых затруднений и состояло в том, что объектом второго являлась земля, а не какое-то другое имущество.

Закрепление в Конституции РФ частной собственности на землю, восстановление в законодательстве категории недвижимости, разрешение купли-продажи земли, а следовательно, и появление земельного рынка, разрешение залога земли, ипотеки и др. дали возможность цивилистам поставить вопрос о пересмотре важнейшего и основополагающего принципа в отношении земельного и гражданского законодательства.

До принятия нового ГК РФ существовал приоритет земельного законодательства в регулировании земельных отношений по сравнению с гражданским законодательством, который был закреплен во всех основополагающих актах в гражданском праве и существовал на протяжении десятилетий.

Ликвидация важнейшего приоритета в земельном праве началась с Указа Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (утратил силу), в котором было закреплено, что совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, природоохранного и иного специального законодательства. ГК РФ не только закрепил все эти нововведения, но и продемонстрировал наиболее яркий пример отхода от принципа приоритета земельного права в регулировании земельных отношений, в него включено большое число норм, регулирующих земельные отношения по принципам гражданского права (купля-продажа земли, ее неограниченное приобретение и т.п.). Однако главное -- в нем исключена норма о том, что гражданское право регулирует земельные отношения лишь в той мере, в какой они не урегулированы земельным законодательством.

В Российской Федерации земля и другие природные ресурсы составляют основу жизни и деятельности общества, именно в этом качестве они используются и охраняются. Следовательно, правовое регулирование использования и охраны земли есть правовая сфера особого рода, роль которой выполняет земельное право.

Но самое главное состоит в том, что гражданское и земельное право базируются на разных принципиальных положениях правового регулирования имущественных отношений. Гражданское право исходит из автономии воли субъектов, недопустимости вмешательства в частные дела, неограниченности имущества, свободы распоряжения имуществом вплоть до его порчи и уничтожения, свободы договоров и т.п.

Автономия воли означает способность лица и имеющуюся у него (предоставленную государством) возможность самостоятельно и свободно формировать и проявлять свою волю. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Из сказанного видно, что гражданско-правовой метод предполагает широкую возможность выбора между несколькими вариантами поведения в пределах, установленных законом, иными словами, диспозитивность в гражданско-правовом регулировании преобладает. Земельное же право исходит из наличия у субъекта собственности не только прав, но и обязанности рационального использования земли в соответствии с целевым назначением; нормирования количества земли в собственности, государственного контроля за использованием и охраной земель, регулирования рынка земли и т.п.

Однако если обычное имущество представляет собой материальное благо, созданное человеческим трудом, то земля -- естественно возникший объект природы, который подобен организму и существует по особым объективным законам природы. Эти признаки нашли свое отражение в земельном праве и не присущи гражданско-правовому регулированию. Так, если улучшение имущества, сданного внаем, допустимо по правилам гражданского права лишь с согласия наймодателя, то улучшение арендованной земли (повышение плодородия и т.п.) является обязанностью арендатора независимо от согласия арендодателя.

Если же объектом гражданских отношений является имущество, неразрывно связанное с землей (здания, сооружения), либо земля (почва, грунт), отторгнутая и потерявшая природную взаимосвязь, то данные общественные отношения входят в предмет гражданско-правового регулирования. Например, купля-продажа садовых домиков, плодово-ягодных насаждений, почвосмесей, применяемых в парниках и теплицах, регулируется нормами гражданского права.

Согласно ч. 3 ст. 2 ГК РФ, если имущественные земельные отношения основываются на административном акте (а таких видов земельных отношений, как известно, немало), то эти отношения не регулируются нормами гражданского права. Они находятся в исключительной сфере земельно-правового регулирования. Поэтому неправомерны высказывания некоторых ученых-цивилистов о том, что все без исключения земельные отношения должны регулироваться нормами гражданского права.

Включение земли в отношения собственности, а значит, и сделки купли-продажи, осложнили отграничение земельных отношений от гражданско-правовых. Так, например, при продаже земельного участка возникают две группы отношений: земельные, касающиеся переоформления купленных земельных участков, и гражданские, возникающие

при процедуре купли-продажи этих участков. Земельно-правовая и гражданско-правовая процедуры тесно переплетаются и взаимообусловливают друг друга: земельно-правовые нормы дают основания гражданско-правовым сделкам, а в гражданско-правовых сделках практически реализуются земельно-правовые нормы.

ГК РФ вновь восстановил категорию недвижимости. Расширение сферы действия гражданского законодательства во многом основано на ошибочном понимании понятия вещей (просто вещей), данном в ст. 128 ГК РФ «Виды объектов гражданских прав», и неправильном определении в ст. 130 ГК РФ «Недвижимые и движимые вещи». Подробнее вопрос соотношения земельного и гражданского права будет рассмотрен далее.

Отличие финансового права от земельного заключается в том, что если предметом первого являются отношения по обороту финансовых средств, то в предмет второго финансовые отношения входят частично и лишь в той части, которая касается обеспечения условий надлежащего использования земельных участков. Например, финансирование проектно-изыскательских работ по размещению объектов на земельных участках допускается только после вынесения органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения данных объектов. Иначе говоря, нормы земельного права взаимодействуют с финансово-правовыми лишь в области, обеспечивающей устранение причин и условий, способствующих нерациональному размещению этих объектов и непроизводительных затрат на проектно-изыскательские работы.

От экологического права земельное отличается тем, что если эколого-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в связи с охраной экосвязей природных объектов, то земельное право регулирует преимущественно экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования. При этом в предмет земельного права входят и отношения, связанные с экологизацией землепользования, однако эта экологизация имеет вспомогательный характер. Так, требование улучшения экологической обстановки на территории в результате хозяйственной деятельности является обязательным элементом землеустроительных действий и деятельности по реализации прав собственника на землю, землевладельца, землепользователя и арендатора земли.

3. Соотношение земельного, гражданского и административного права в сфере регулирования земельных правоотношений

С предметом и системой земельного права тесно связана проблема разграничения действия норм гражданского, земельного и других отраслей права в части, касающейся регулирования земельных отношений. Это связано, прежде всего, с тем, что земля объективно выступает одновременно в нескольких значениях и, следовательно, объектом различных видов общественных отношений, в том числе земельных и имущественных.

Как известно, предметом гражданского права являются имущественные и личные неимущественные отношения, а предметом административного права - управленческие отношения (ст. 2 ГК РФ).

Предметом же земельного права являются земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений.

Отношения по использованию которого в определенной части могут регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой стороны, земля выступает и как объект властных полномочий.

Поскольку закон допускает сделки с землей и она становится объектом товарного оборота, постольку возможность применения к земельным отношениям норм гражданского права значительно расширяется. Но при этом необходимо учитывать особенности земельных отношений. В Указе Президента Российской Федерации «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. установлено, что совершение сделок с землей регулируется гражданским законодательством, но с учетом требований земельного и иного специального законодательства (п. 1 Указа).

Правила о купле-продаже земли также допускают применение норм гражданского законодательства при совершении этих сделок между собственником земельного участка и его новым приобретателем, при проведении конкурсов и аукционов по продаже земли. Однако земельное законодательство устанавливает и ряд запретов, в частности, на продажу в частную собственность земельных участков, имеющих важное природоохранное назначение, на самовольное изменение целевого назначения земельного участка, на приобретение в собственность иностранными физическими и юридическими лицами участков земель сельскохозяйственного назначения и т.д. Земельное законодательство устанавливает и другие ограничительные условия, соблюдение которых требуется при привлечении к регулированию земельных отношений норм гражданского законодательства.

Иногда в самом земельном законодательстве делается отсылка к гражданскому законодательству, если те или иные отношения, связанные с использованием земли, регулируются гражданским законодательством. Но для применения норм гражданского законодательства не всегда требуется обязательное указание об этом в законе. Применение их бывает не только желательно, но и необходимо, если существует пробел в земельном праве, а определенные земельные отношения в силу их имущественного содержания и однородности с гражданскими отношениями могут быть урегулированы нормами гражданского права.

Однако не все нормы гражданского законодательства, и в частности Гражданского кодекса о недвижимом имуществе, могут применяться к регулированию земельных отношений, а только те, которые не противоречат Земельному кодексу. То же можно сказать и по вопросу объекта права собственности и иных прав на землю.

Нормы административного права применяются к тем земельным отношениям, участники которых находятся в положении власти и подчинения. Это происходит, например, в случае захвата земли, когда компетентный орган государственной власти, опираясь на закон, в порядке наказания решает вопрос об изъятии земельного участка. Следовательно, государственный орган принимает управленческое решение, т.е. административно-правовой акт, на основании которого прекращается право пользования землей. Данное решение является обязательным для органов Землеустроительной службы, которые выясняют границы земельного участка в натуре (на местности) и передают его другому пользователю (собственнику) земли. Оно является обязательным и для бывшего пользователя земельного участка, так как последний не вправе игнорировать требования, содержащиеся в документе государственного органа.

Связь земельного права, регулирующего отношения по поводу использования земли, с водным, лесным, горным правом обусловлена тем, что земля - важнейшая часть всей биосферы, вместилище всех других связанных с нею природных объектов: лесов, вод, животного и растительного мира, полезных ископаемых и иных ценностей недр земли. Без использования земли практически невозможно использование других природных ресурсов. При этом бесхозяйственность по отношению к земле немедленно или впоследствии будет наносить вред всей окружающей среде, не только приводить к разрушению почв, их эрозии, засолению, заболачиванию, химическому загрязнению, но и сопровождаться ухудшением условий использования других природных ресурсов (загрязнение вод продуктами эрозии почв, потеря запасов воды при орошаемом земледелии, обезлесение, опустынивание, загрязнение и сокращение территорий, служащих средой обитания животного мира, и т.д.). Поэтому нормы законодательства о рациональном и комплексном использовании земель повышают эффективность норм экологического законодательства: водного, лесного, горного и др.

Признание земли недвижимым имуществом и вовлечение её в гражданский оборот привело к необходимости уточнения сфер применения земельного права и гражданского права.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм земельного, гражданского и административного законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения экономических и неэкономических потребностей с учётом сохранения земель как части единой экосистемы Земли в условиях дальнейшего развития общества. Однако вопрос о месте земельного права в системе российского права остаётся дискуссионным. По мнению Дозорцева В.А. земельное право как самостоятельная структурная единица не существует, а нормы касающиеся земли распределены между гражданским, административным, конституционным, экологическим, уголовным и другими отраслями права.

Для того чтобы разобраться в достоинствах и недостатках многочисленных точек зрения и сделать свой выбор, следует обратиться к такому понятию как «отрасль права».

Под отраслью права понимается крупный блок юридических норм в системе права, регулирующих однородные общественные отношения и объединённых общим методом регулирования.

Однако в Земельном кодексе 2001 года оговаривается, что при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действий норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земель. Имущественные отношения владению, пользованию и распоряжению земельными участками и сделок с ними, согласно п. 3 ст. 3 ЗК, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным и другим законодательством, в том числе специальными федеральными законами.

Сравнительная характеристика отраслей права:

Земельное право

Гражданское право

Экологическое право

Административное право

Отрасль права, представляющую собой совокупность установленных и санкционированных государствам правовых норм, регулирующих земельное законодательство.

Отрасль права регулирующая (методом равенства сторон) имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на автономии и имущественной самостоятельности их участников.

Комплексная отрасль права, представляющая совокупность юридических норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно распорядительной деятельности гос. управления.

Предмет: отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права.

Предмет: имущественные и связанные с ними, личные неимущественные отношения.

Предмет: общественные отношения, возникающие в сфере сохранения, улучшения, воспроизводства либо использования ресурсов, либо в сфере управления природными ресурсами.

Предмет: общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно распорядительной деятельности гос. управления.

Смешанный метод:

административно - правовой и метод дозволения.

Метод: гражданского - правовой метод или метод дозволения.

Метод: императивный метод

Метод: административно - правовой (императивный или метод подчинения).

4. Вопросы разграничения отраслей законодательства и отраслей права

Вещное право - подотрасль гражданского права, источником которой являются различные нормативно - правовые акты. Составляя сферу регулирования гражданского права, вещные отношения испытывают воздействие норм других отраслей права - охранительных, управленческих. Это воздействие может выражаться, например, в форме защиты субъективных вещных прав, превентивного влияния на поведение субъектов права (уголовное, административное право), в регулировании возможных распорядительных действий органов публично - правовых образований в отношении объектов вещных прав иных лиц. Исследуя проблемы соотношения системы и отраслей права, с одной стороны, и системы и отраслей законодательства - с другой, авторы работ в области общей теории права и отраслевых правовых наук приходят, как правило, к выводу о них как однопорядковых, но не тождественных системах, выражающих соответственно структуру содержания и формы позитивного права. Формой выражения гражданско - правовых норм является гражданское законодательство. Входящие в гражданское законодательство нормативно - правовые акты имеют комплексную межотраслевую природу, поскольку содержат не только гражданско - правовые нормы. Это относится и к Гражданскому кодексу РФ, содержащему процессуальные (например, в п. 1 ст. 162), административные нормы (в ст. 242, 243 ГК РФ).

Данный вывод подтверждается также содержанием п. 2 ст. 3 ГК РФ, в соответствии с которым даже Гражданский кодекс не относится в полной мере к гражданскому законодательству. Так же следует относиться и к другим федеральным законам, учитывая правоположение, содержащееся в ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ: нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу (здесь и далее выделено мной. - Л.Г.).

Статья 71 Конституции РФ относит гражданское законодательство к предмету ведения исключительно Российской Федерации. При этом в качестве самостоятельного предмета правового регулирования эта статья называет интеллектуальную собственность таким образом, будто ее правовое регулирование никак не связано с гражданским правом и гражданским законодательством. Одновременно статьей 72 Конституции РФ жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, хотя одна часть его - гражданское законодательство и гражданское право, а другая содержит нормы административного права, в отношении которого есть специальные указания в той же статье. К предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ относит ст. 72 Конституции РФ «вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами» и «земельное законодательство».

Многие авторы сходятся во мнении что, вещные права на землю - объект регулирования подотрасли гражданского права, нормы которой содержатся в ГК РФ и Земельном кодексе РФ. В предмет регулирования гражданского права входят отношения, возникающие в результате совершения сделок с землей. Другие отношения, связанные с отнесением земель к категориям, переводом их из одной категории в другую, охраной земель, ограничением оборотоспособности земельных участков, предоставлением из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель иным субъектам для различных целей, ведением их мониторинга, землеустройством и государственным земельным кадастром, земельным контролем, входят в предмет регулирования административного права. Либо они и есть собственно земельные отношения. Но в любом случае это отношения, основанные на властном подчинении граждан и юридических лиц государственным органам и органам местного самоуправления.

В литературе высказываются различные, порой диаметрально противоположные точки зрения по вопросу о соотношении норм гражданского и земельного права - от полного отрицания земельного права как отрасли права до утверждения о том, что отношения по поводу земли регулируются исключительно его нормами. Для сторонников этих взглядов не существует проблемы соотношения гражданского и земельного права. В то же время многие ученые признают существование такой проблемы, высказывая различные точки зрения, отдавая предпочтение нормам, закрепленным в Гражданском кодексе либо наоборот, в Земельном кодексе.

В ЗК РФ установлены принципиальные гражданско - правовые положения:

Об ограничении свободы осуществления собственником правомочий владения, пользования и распоряжения землей, если оно наносит ущерб окружающей среде (в п. 3 ст. 209 ГК РФ шире: если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц);

О разграничении действия норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.

Как же осуществляется разграничение сфер гражданского и земельного законодательства? Ответ на этот вопрос содержится в п. 3 ст. 3 ЗК РФ: «Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами».

Данное правило ограничивает действие гражданского законодательства в части регулирования вещных отношений по поводу земли и сделок с земельными участками, придавая им (нормам ГК РФ) статус субсидиарно применяемых институтов. Нормы ЗК РФ о вещных правах на землю и сделках с земельными участками являются гражданско - правовыми. Их приоритет над гражданско - правовыми нормами ГК РФ не установлен в самом Гражданском кодексе, хотя мы находим в нем варианты, когда указывается конкретный специальный закон и лишь в случае соответствия ему применяются нормы ГК РФ (ст. 815, п. 3 ст. 968, ст. 970 ГК РФ).

Правило п. 3 ст. 3 ЗК РФ должно было бы найти отражение в ГК РФ, например, в виде нормы: «Правила главы 17 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются к вещным правам на земельные участки и сделкам с земельными участками постольку, поскольку они не противоречат Земельному кодексу» или «Правила главы 17 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются к вещным правам на земельные участки и сделкам с земельными участками постольку, поскольку они не урегулированы Земельным кодексом». Но это на перспективу. А что же сегодня? В мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1999 года «По запросу Арбитражного суда г. Москвы о проверке конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» содержится мнение относительно приводившегося выше положения ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ: «...в статье 76 Конституции Российской Федерации не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае - федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой».

Круг законов, содержащих нормы, подобные положению ч. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ, становится все шире. Например, в ч. 1 ст. 1 ГПК в редакции Федерального закона от 7 июля 2000 года записано: «Нормы гражданского процессуального права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать положениям настоящего Кодекса». Правило, введенное в ГПК, затрудняет применение процессуальных норм, содержащихся в других законах. Даже процессуальная норма, закрепленная в п. 1 ст. 162 ГК РФ, строго говоря, противоречит правилам ч. 2 ст. 49, ст. 54 ГПК. Процессуальные нормы Семейного кодекса об участии в делах, связанных с воспитанием детей, органов опеки и попечительства противоречат ст. 42 ГПК в редакции Федерального закона от 7 июля 2000 года.

Можно рассуждать так. Норма части 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ установлена органом законодательной власти Российской Федерации, и если он вводит новую норму, применению подлежит именно эта, последняя норма. Такова выработанная юридическая практика. О ней можно было бы не упоминать, приведи законодатель нормы ГК в соответствие с новым Законом.

Заключение

В России, как и во всем мире, земли служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей. В настоящее время возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические последствия и угрозу устойчивому развитию общества.

В решении такой задачи решающая роль принадлежит праву как регулятору всех общественных отношений. С помощью правовых средств воздействия поддерживается такой режим деятельности общества, который гарантирует удовлетворение разнообразных потребностей людей, связанных с землями, имея в виду сохранение земель как основы дальнейшего развития общества.

Таким образом, размежевание и взаимодействие земельного и иных отраслей российского законодательства, выбор соответствующих норм при правоприменении имеют немаловажное значение для упорядочения земельных общественных отношений, определения вещных и иных прав на земельные участки, решения экологических и других современных проблем.

Связь земельного права, регулирующего отношения по поводу использования земли, с водным, лесным, горным правом обусловлена тем, что земля - важнейшая часть всей биосферы, вместилище всех других связанных с нею природных объектов: лесов, вод, животного и растительного мира, полезных ископаемых и иных ценностей недр земли. Без использования земли практически невозможно использование других природных ресурсов. При этом бесхозяйственность по отношению к земле немедленно или впоследствии будет наносить вред всей окружающей среде, не только приводить к разрушению почв, их эрозии, засолению, заболачиванию, химическому загрязнению, но и сопровождаться ухудшением условий использования других природных ресурсов (загрязнение вод продуктами эрозии почв, потеря запасов воды при орошаемом земледелии, обезлесение, опустынивание. загрязнение и сокращение территорий, служащих средой обитания животного мира, и т.д.). Поэтому нормы законодательства о рациональном и комплексном использовании земель повышают эффективность норм экологического законодательства: водного, лесного, горного и др.

Из сказанного нетрудно усмотреть также неразрывную связь земельного права с охраной природы. Земельно-правовые нормы приводятся в соответствие с экологическими требованиями, происходит экологизация норм земельного права.

Всеобщие экологические связи в природе приводят к тому, что хозяйственная эксплуатация одного природного ресурса оказывает влияние на состояние других природных объектов и в целом природной среды. Поэтому стоит задача обеспечения охраны природы в процессе хозяйственной эксплуатации отдельных ее составных частей: земель, вод, лесов, недр.

Список литературы

1. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации// С. А. Боголюбов и др.; отв. ред. С.А.Боголюбов

2. Земельное право России//Ерофеев Б.В Учебник 2004 656с

3. Краснов Н.И. О соотношении земельного и гражданского права при переходе к рыночным отношениям // Государство и право. 1994. № 7. С. 53--60.

4. Конституция Российской Федерации.

5. Земельный кодекс Российской Федерации.

6. Земельное право. Конспект лекций Павловский И.А МИЭМП 2004 -70с

Подобные документы

    курс лекций , добавлен 24.05.2013

    Понятие и классификация источников земельного права. Нормативно-правовые акты как основной источник земельного права. Проблемы развития российского земельного законодательства. Передача арендованного земельного участка в субаренду в пределах срока аренды.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2009

    Предмет и правовое регулирование земельного права. Понятие земельного процесса в теории земельного права. Земельно-процессуальные нормы и их виды. Соотношение земельного процесса с гражданским и уголовным процессом. Экологизированные нормы охраны земель.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2013

    Земельное право-это относительно обособленная отрасль российской системы права. Общественные отношения в области использования и охраны земель. Понятие земельного права. Сущность земельного права.Система земельного права. Нормативно-правовая база.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2008

    Соотношение и разграничение частного и публичного права. Система гражданского права. Место гражданского права в системе правовых отраслей. Предмет гражданского права. Понятие метода правового регулирования. Метод гражданско-правового регулирования.

    дипломная работа , добавлен 24.07.2010

    Метод трудового права, сфера его действия, роль и функции. Цели и задачи трудового законодательства. Система отрасли и система науки трудового права, его место в системе права, соотношение со смежными отраслями. Тенденции развития трудового права России.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2011

    Общая характеристика, предмет, система и принципы земельного права. Земельные правоотношения, правовой режим земель, право собственности, плата за землю. Кадастр земельных ресурсов, юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства.

    лекция , добавлен 21.05.2010

    Понятие и виды источников земельного права. Кодифицированные законодательные акты, приказы, инструкции и иные законы как источники земельного права. Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2016

    Предмет административного права. Метод административного права. Функции и принципы административного права. Место административного права в российской правовой системе. Представление о сущности и месте административного права.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2006

    Понятие административного права, его социальная природа, цели, субъекты. Нормы административного права, выступающие регуляторами управленческих отношений. Административное право - важнейшая отрасль правовой системы, его взаимодействие с другими отраслями.

В результате изучения главы студент должен: знать

  • общие теоретические подходы к пониманию земельного права;
  • содержание предмета, метода и принципов земельного права;
  • место земельного права в системе права России; уметь
  • отличать земельные правоотношения от других видов правоотношений;
  • применять принципы земельного права при решении учебных задач; владеть
  • понятийным аппаратом в области земельного права.

Понятие земельного права и его место в системе права России

Обсуждение предмета и метода земельного права, равно как и дискуссия о самостоятельности земельного права как отрасли российского права ведется уже несколько десятилетий. В отличие от трудового или семейного права, вопрос о самостоятельности которых ставился еще до Октябрьской революции 1917 г., аналогичный вопрос относительно земельного права впервые возник лишь в связи с отменой частной собственности на землю. Гражданским кодексом 1922 г. земля была изъята из гражданского оборота, объявлена исключительной собственностью государства (ст. 21 и 53) и перестала оцениваться в денежном эквиваленте. Вследствие этого земельные отношения утратили товарно-денежный характер, в них стал преобладать элемент управления, свойственный административному праву. Колоссальная экономическая ценность земли и значение в связи с этим земельных отношений обусловили образование отдельного правового регулирования, выразившегося сначала в создании Земельного кодекса 1922 г., а затем Основ земельного законодательства, которые послужили базой образования самостоятельной отрасли земельного права .

Представляется, что говорить о наличии самостоятельной отрасли права можно в случае, если существует определенная сфера общественной жизни, достаточно обширная, обладающая ярко выраженной качественной спецификой и социальной значимостью, причем в данной сфере действует достаточно большое число правовых норм, в основном не вписывающихся ни в одну из традиционных отраслей права, но составляющих единую систему со своей внутренней структурой, с особым сочетанием методов правового регулирования, собственными источниками, принципами и правовым режимом.

Сфера жизнедеятельности, регулируемая нормами земельного права, обладает качественной спецификой по следующим причинам. Конституция РФ провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

Земля является важнейшим, стержневым компонентом окружающей среды, от состояния которой прямо зависит и состояние других природных объектов. Эта особенность земли как природного объекта заключается в ее невосполнимости по сравнению с другими природными ресурсами: уничтоженные леса могут быть восполнены; сокращение запасов пресной воды приведет к техническому решению проблемы опреснения вод мирового океана; ресурсы недр исчерпаемы, но есть альтернативные источники энергии и т.д.

Значение земли как природного объекта проявляется и в том, что все иные природные объекты с ней теснейшим образом связаны (леса произрастают на землях лесного фонда; водные объекты протекают по землям водного фонда). И если любые объекты недвижимости (здания, строения, сооружения) по большому счету могут быть демонтированы и восстановлены на новом месте, то земельные ресурсы не переносимы и невозобновимы.

Поэтому, как справедливо отмечалось еще в советской научной литературе, «основной особенностью земли как объекта земельных отношений является ее неотделимость от природы, то, что земля - объективная экономическая категория и как объект земельных отношений существует без всякого содействия со стороны человека, будучи всеобщим предметом труда и основным (главным) средством производства в сельском хозяйстве» . Учитывая данные свойства и особенности земли, законодатель (ст. 3 Закона об охране окружающей среды) определяет, что одним из основных экологических принципов является научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды, что имеет самое непосредственное отношение и к земле как части природы.

Решение данной задачи достигается в том числе и особым отраслевым сочетанием методов правового регулирования земельных отношений (притом, что метод имеет здесь не основное, а вспомогательное значение), которые представляют собой совокупность приемов, способов воздействия правовых норм и правил на конкретные общественные отношения.

В теории права выделяют два основных метода правового регулирования - императивный и диспозитивный. Часто их связывают с двумя блоками правовых норм и правовых отраслей или двумя правовыми режимами - публичным (административное право, процессуальные отрасли и некоторые другие) и частным (гражданское право и некоторые другие).

Императивный метод регулирования земельных отношений применяется к отношениям, которые складываются в сфере государственного управления землей (ведение государственного кадастра недвижимости, мониторинга, осуществление земельного надзора и т.д.), при обнаружении земельных правонарушений, при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, при установлении ограничений по использованию земель и т.д.

Диспозитивный метод регулирования земельных отношений основан на признании возможности инициативы и самостоятельности в выборе той или иной модели поведения участниками земельных отношений, а также на равноправии сторон. Он применяется, например, при осуществлении сделок с земельными участками, а также при выборе правообладателем земельного участка варианта его разрешенного использования.

Взаимодействие данных методов прямо вытекает из главного принципа земельного законодательства, суть которого заключается в том, что регулирование отношений по использованию и охране земель осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, природном ресурсе и недвижимом имуществе. Именно это триединство понимания земли предопределяет сложную нормативную регламентацию отношений по ее использованию и охране императивными и диспозитивными методами. Такая специфика не может быть отражена только нормами гражданского или административного права, нацеленными на решение несколько иных задач. Для этого действует внутренне сбалансированная система земельных законодательных актов РФ и ее субъектов. При этом земельное законодательство, выделенное в отдельную отрасль Конституцией РФ как предмет совместного ведения (ст. 72), находится в динамичной взаимосвязи с иными отраслями законодательства.

Важнейшее значение имеет закрепление в Конституции РФ, акте прямого действия и высшей юридической силы, норм, регулирующих земельные отношения. Наряду с уже упоминавшимися ст. 9 и 72 большое практическое значение представляет ст. 36 Конституции, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности земельные участки; владение, пользование и распоряжение земельными участками осуществляются их собственниками свободно, если это нс наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Кроме конституционного, существует весьма тесная взаимосвязь земельного и гражданского, градостроительного, административного законодательства, а также земельного, экологического и природоресурсных отраслей законодательства (водного, лесного, горного, воздушного, фауни- стического).

Основное сходство земельного и иных природоресурсных отраслей права (водного, горного, лесного, фаунистического), за которыми мы признаем самостоятельное значение, состоит в том, что они находятся на «одной горизонтали», т.е. регулируют однородные общественные отношения по рациональному использованию соответствующего природного ресурса, что обусловливает единство целей, задач и принципов. При этом все они тесно взаимосвязаны с экологическим правом, нормы которого регулируют отношения по охране каждого природного объекта. Соблюдение экологических требований и норм в ходе природопользования (водо-, недро-, лесо-, землепользования) и позволяет говорить о выполнении хозяйствующим субъектом экологических правил, а следовательно, о рациональном использовании природного ресурса.

Указанное сходство и обусловило появление п. 2 ст. 3 ЗК РФ, согласно которому к земельным отношениям законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях и объектах, иные специальные федеральные законы применяются в случае, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

В числе отличий можно выделить особенности целей предоставления лесных участков, водных объектов или участков недр в пользование хозяйствующему субъекту, отношения собственности на природные ресурсы (например, недра находятся исключительно в государственной собственности, а на земельные участки реально существует многообразие форм собственности), специфику охраны от негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности (например, меры по охране лесов от пожаров совсем не актуальны для охраны земель и наоборот). При этом если законодатель допускает изъятие лесных, водных или ресурсов недр в порядке общего или специального природопользования, то изъятие плодородного слоя почвы запрещено и может повлечь меры юридической ответственности.

Нахождение земли в трех измерениях обусловливает и особенности взаимодействия земельного и гражданского права. Регулируя имущественные отношения (в том числе по использованию недвижимого имущества), гражданское законодательство не в состоянии отразить и учесть специфику земельных участков как разновидности природных объектов. Поэтому гражданское право определяет лишь внешнюю сторону бытия земельных участков как объектов недвижимого имущества, формулируя общие требования к порядку заключения сделок с недвижимостью, форме договора, действительности сделок, обязательности государственной регистрации и т.д.

Соответствующую специфику отражают нормы земельного права, как в части оборотоспособности земельных участков различного целевого назначения и разрешенного использования, так и в части приобретения земельных участков в собственность или на ином праве. Важно подчеркнуть, что в силу ст. 2 ЗК РФ нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ. Данная норма имеет большое практическое значение, главным образом в случае возникновения коллизий норм ЗК РФ и ГК РФ.

Проблема взаимодействия земельного и градостроительного законодательства наиболее ярко стала прослеживаться после вступления в силу нового ГрК РФ. С этого момента развитие отношений по использованию и охране земель и иных природных ресурсов во многом определяется документами территориального планирования, в которых предусматривается строительство различных государственных и муниципальных объектов, необходимость которых обусловлена экологическими, транспортными, социальными и иными задачами развития соответствующих территорий. Строительство таких объектов в будущем сильно влияет на перспективы использования и охраны земельных участков и иных природных ресурсов в масштабах Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Предоставление и изъятие земельных участков, осуществление на них строительства, равно как и многие другие вопросы использования и охраны земель, во многом обусловлены содержанием документов территориального планирования и градостроительного зонирования, порядок разработки которых указан в ГрК РФ. Анализ положений ГрК РФ показывает, что в части определения «условий и порядка пользования» земельными участками всех категорий (главным образом категории земель населенных пунктов) надлежит руководствоваться градостроительным законодательством, а в части «владения и распоряжения» - земельным и гражданским законодательством. Другими словами, градостроительное законодательство определяет посредством территориального планирования и градостроительного зонирования перечень территориальных зон муниципального образования, для которых градостроительными регламентами определено, как можно использовать земельный участок, из каких имеющихся параметров и видов использования собственник (землепользователь, арендатор) может выбрать устраивающий его вариант.

Взаимодействие земельного и административного права проявляется в вопросах регулирования отношений по управлению земельным фондом. Нормы административного права применимы к отношениям в сфере государственного управления земельными ресурсами, привлечения виновных в совершении земельных правонарушений к административной ответственности. При этом в ходе государственного управления земельным фондом государственные органы осуществляют ряд специфических функций, характерных только для этого вида государственного управления (ведение государственного кадастра недвижимости, проведение мониторинга земель и т.д.).

Подводя итоги, сформулируем определение земельного права.

Земельное право - самостоятельная отрасль российского права, нормы которой регулируют качественно однородные и обладающие социальной значимостью общественные отношения в сфере использования и охраны земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости в целях обеспечения устойчивого развития России и оптимального сочетания интересов общества, граждан и правообладателей земельных участков.

Отсюда следует, что нормы земельного права регулируют две большие группы общественных отношений: по использованию земель, включающие предоставление земель на различных правовых титулах и изъятие земельных участков; ответственности за земельные правонарушения; особенности правовых режимов отдельных категорий земель и т.д. и по охране земель, включающие специальные экологические требования ко всем правообладателям земельных участков, соблюдение и исполнение которых позволяет обеспечить рациональное использование земель.

  • См.: Тархов В. Л. Гражданское право: Курс. Общая часть. Уфа, 1998. С. 60.
  • Общая теория советского земельного права. М., 1983. С. 96.

Право в целом характеризуется системностью.

В реальных жизненных условиях для принятия решения бывает недостаточно норм одной отрасли права. Требуется субсидиарное применение норм, т.е. совместное применение норм из разных отраслей права.

Земельное право взаимодействует с такими отраслями права, как

  • - экономическое право (например, по охране земли, т.к. земля занимает ведущее место в природном комплексе)
  • - гражданское право (по институту права собственности, гражданско-правовой ответственности за совершение земельных правонарушений)
  • - аграрное право (по институту права землепользования)
  • - административное право (по управлению земельными ресурсами и по линии административно-правовой ответственности за совершение земельных правонарушений)
  • - уголовное право (по составам экологических преступлений)
  • - другие отрасли.

Такое взаимодействие необходимо.

Соотношение ЗП и КП. КРФ закрепляет общие принципы положения в ст. 8, 9, 36, 42, 72. Ст.9 позволяет судить об особом отношении к земле и природным ресурсам в праве.

Ст. 72 - общие принципы земельного законодательства.

Самостоятельно.

Соотношение ЗП и иных природоресурсных отраслей права. Ч. 2 ст. 3 ЗК - К земельным отношениям нормы по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира, иных природных ресурсов применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Соотношение ЗП и ГП. Нормативное соотношение в ч. 3 ст. 3 ЗК. К имущественным отношениям по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.

Ч. 1 ГК вступила в силу в 1994 году, за исключением главы по земельному праву (вступила в силу, с принятием ЗК в 2001 году) - главы 17 ГК.

Ст. 18-21 ЗК говорят о праве на пользование, распоряжение, владение. Эти статьи согласовали с собой статьи гл. 17 ГК.

Кроме того, взаимодействие ЗП и ГП осуществляется в вопросах ответственности, поскольку понятия земельной ответственности нет. База - ст. 15 ГК (возмещение убытков - не только способ восстановления, возмещения ущерба, но и защиты нарушенных прав). Возмещение убытков производится по двум основаниям: возмещение упущенной выгоды и реального ущерба.

Соотношение ЗП и АП. Взаимодействие идет по институту управления, в рамках императивных методов. Соотношение по институту ответственности за земельные правонарушения (КоАП, составы в гл. 8).

Соотношение ЗП и УП. Соотношение по институту ответственности за земельные преступления (гл. 26 УК «Экологические преступления» - ст. 254 «Порча земли». Остальные составы носят эколого-правовой, а не земельно-правовой характер).

Соотношение ЗП и ФП. Земельный налог (с 2005 года). Раньше была плата за землю.

Соотношение ЗП и предпринимательского права. Многие рассматривают как разновидность ГП, только с участием специфических субъектов (субъектов предпринимательской деятельности). Это систематическая рисковая деятельность с целью получения прибыли.

Общественные отношения как предмет правового регулирования весьма динамичны и подвижны, между ними нет застывших граней, а поэтому в практике правового регулирования зачастую возникают проблемы в разграничении предметов правового регулирования, вынесений вопроса, о том, к какой отрасли права можно отнести тот или иной случай.

В силу этого и встает проблема отграничения земельного права от других отраслей права и определения места его в общей системе права России.

Рассмотрим основные критерии, позволяющие отграничить земельное право от смежных правовых отраслей Гурвич В. Определение места земельного права в системе права России // Адвокатская практика. - 2006. №1 12 с..

1. От государственного права земельное отличается тем, что предметом регулирования последнего являются экономические земельные отношения, а не отношения по государственному устройству, обусловленные политическими мотивами, что составляет задачу правового регулирования государственного права.

Земля как территория регулируется земельным правом в качестве территориального базиса размещения производительных сил: строительства объектов, выращивания лесополос, отведения земли под пашню и т.п. Нормы же государственного права решают вопросы при организации и определении границ территории как обязательного признака государства; эти границы определяют пределы государственной власти.

  • 2. От административного права, для которого характерно наличие власти и подчинения, земельное отличается тем, что хотя в нем и присутствуют отношения субординации, но они касаются лишь регулирования узкого круга земельных общественных отношений, за пределами которых субординация, соподчиненность прекращается. Этим кругом являются те отношения, которые влияют на судьбу земли. Например, недопустимо без разрешения компетентных органов приступать к использованию земельных участков до установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования и аренды. Соответствующий государственный орган тем самым имеет решающее слово в деле предоставления земельного участка. Однако за пределами этого управленческого действия полномочия указанного органа кончаются, и он не вправе обязать землепользователя совершать действия, не предусмотренные законом.
  • 3. Отграничение гражданского права от земельного сегодня существует приоритет земельного законодательства в регулировании земельных отношений по сравнению с гражданским законодательством, который был закреплен в Земельном Кодексе 2001г., хотя Гражданский Кодекс содержит нормы регулирующие те или иные имущественные отношения возникающие из земельных правоотношений, например, установление сервитута Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ) (в ред. от 27.12.09). // Российская газета. - 08.12.1994 №238-239.
  • 4. Отличие финансового права от земельного заключается в том, что если предметом первого являются отношения по обороту финансовых средств, то в предмет второго финансовые отношения входят частично и лишь в той части, которая касается обеспечения условий надлежащего использования земельных участков. Например, финансирование проектно-изыскательских работ по размещению объектов на земельных участках допускается только после вынесения органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения данных объектов Краснов Н.И. О соотношении земельного и гражданского права при переходе к рыночным отношениям // Государство и право. 2004. № 7. С. 53--60..
  • 5. От экологического права земельное отличается тем, что если эколого-правовые нормы регулируют отношения, возникающие в связи с охраной экосвязей природных объектов, то земельное право регулирует преимущественно экономические земельные отношения, возникающие в связи с предоставлением, изъятием земель, порядком их использования. При этом в предмет земельного права входят и отношения, связанные с экологизацией землепользования, однако эта экологизация имеет вспомогательный характер. Так, требование улучшения экологической обстановки на территории в результате хозяйственной деятельности является обязательным элементом землеустроительных действий и деятельности по реализации прав собственника на землю, землевладельца, землепользователя и арендатора земли Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14.03.09). // Российская газета. - 12.01.02 №6.
  • 6. От трудового права земельное отличается тем, что предметом первого является внутренний трудовой распорядок предприятий-землепользователей, а предметом второго --земельный распорядок. Поскольку земельный распорядок на предприятии реализуется через трудовой распорядок, то нормы земельного и трудового права, безусловно, тесно взаимосвязаны.


Поделиться