Выборы президента во Франции

Да, сюрпризов немало. И главный из них - историческое поражение социалистов и республиканцев. В течение последних 30 лет они царствовали в политической жизни Франции. В стране существовала огромная прослойка населения, которая всю жизнь традиционно голосовала за социалистов и республиканцев. С их правлением исторически связаны такие имена, как Ф. Миттеран, Ж. Помпиду, Ж. Ширак, то есть люди, которые имели собственный голос не только во Франции, но и во всём мире. При Н. Саркози, а потом и Ф. Олланде этот голос стал лишь эхом брюссельской и вашингтонской политики. Уровень поддержки уходящего президента опустился до 12%. В чём дело?

На падении влияния социалистов во главе с Олландом сказался затянувшийся экономический кризис. Доходов не хватало, чтобы поддерживать традиционную для социалистов сильную социальную политику. Ухудшилось положение пенсионеров. Но главное не это. Главное - безработица, особенно среди молодёжи, перевалившая за 20%. А ведь французская молодёжь - традиционно самая активная часть населения. И вот эта активная часть оказалась без дела, без заработков. Осталась лишь возможность выходить с протестами на улицу. Что она и делала в последние годы.

Часть вины лежит и на предпринимателях. Воспользовавшись тем, что в стране много мигрантов, они стали прибегать к практике замены хорошо оплачиваемых французских работников на дешёвых мигрантов. Экономя при этом ещё и на «социалке». Это привело к тому, что французские трудящиеся, традиционно поддерживавшие левые партии - коммунистов и левых социалистов, перекинулись в лагерь правых националистов, то есть в лагерь Марин Ле Пен . За Марин Ле Пен голосовало и французское фермерство, недовольное политикой Евросоюза, которая привела к тому, что французские фермеры оказались в униженном положении живущих на дотации Брюсселя.

Чьи идеологии?

Есть и ещё одна - более глубинная причина поражения традиционных партий. Это кризис самой партийной системы во Франции и частично в Европе. В последние десятилетия идеология вымывалась из политической жизни Франции. В ходе парламентских и президентских выборов французы стали делать выбор не между идеологиями (социалистической, коммунистической, либеральной, консервативной), а между теми экономическими и социальными программами, которые обеспечивали бы Франции лучшие условия роста и лучшие социальные права.

Всё большее значение приобретала личность. Но и личностями Франция в последние годы обеднела. Этим отчасти и объяснялись успехи Марин Ле Пен. Она, пожалуй, единственная, кто во Франции имел хоть какой-то оттенок харизматичности. Узнаваема, резка в суждениях, «непримирима к врагам», неординарна во внешнеполитических ориентациях. Последнее обстоятельство стало играть во Франции заметную роль, поскольку французы всё громче заявляют о недовольстве чрезмерной ориентацией Парижа на Вашингтон. Позиции Марин Ле Пен все последние годы укреплялись, даже несмотря на то, что против неё яростно выступали почти все французские СМИ. Кроме того, она всё время заявляет, что по самым животрепещущим проблемам должен быть референдум. Макрон же про это не вспоминает. Или народ Франции должен безмолвствовать?

Что же теперь?

Практически все аналитики уверены, что следующим президентом Франции станет Эммануэль Макрон. Уверены и в штаб-квартире ЕС в Брюсселе. Откуда такая уверенность? Разве забыли о том сюрпризе, который весь мир наблюдал недавно в США, где бесспорная фаворитка американской элиты проиграла «ужасному» Трампу . Можно сказать, что во Франции тоже случился сюрприз: ведь «голубчик» Э. Макрон опередил «ужасную» Марин Ле Пен всего на 2%. Почему же при таком минимальном отрыве все делают ставку на Макрона?

Причин несколько. Марин Ле Пен пугает своим национализмом. Если она, став президентом, будет последовательно осуществлять свою антимигрантскую политику (а при твёрдости её характера это возможно), это может выплеснуть на улицы французских городов те миллионы граждан и неграждан, которые за последние десятилетия перебрались сюда из бывших французских колоний, а в последнее время с полыхающего Ближнего Востока. Это, говорят её противники, может посеять хаос. Либеральную элиту и часть «глобализированного» городского населения Франции пугает и угроза французского исхода из Евросоюза.

Победа М. Ле Пен во втором туре маловероятна и потому, что, буквально через несколько часов после того как стали известны предварительные итоги первого тура, большинство партийных лидеров Франции заявили, что во втором туре они поддержат Макрона. Поддержат безусловно и несмотря на межпартийные противоречия, то есть у Макрона, даже если он во втором туре победит с минимальным перевесом голосов, будет возможность создать мощную политическую коалицию. Франция не хотела продолжения политики Олланда, но может её получить. Хотела сильного лидера типа де Голля , а может получить нового Петена .

Пугать французского избирателя возможностью политического хаоса в ходе подготовки ко второму туру будут и СМИ. Поводы есть. В июне во Франции предстоят выборы в Нацсобрание (парламент). В нынешнем собрании у Национального фронта всего 2 места. А союзников для серьёзной парламентской кампании у Марин Ле Пен нет. Даже если Национальный фронт увеличит своё представительство, влиятельной коалиции в Нацсобрании ему создать не удаст-ся.

Кто такой Макрон?

Теперь несколько слов о победителе первого тура и возможном будущем президенте Франции Эммануэле Макроне. Назвать его тёмной лошадкой, конечно же, нельзя. В правительстве президента Ф. Олланда он занимал должность министра экономики. На трибуны не лез. Держался в тени. Личность Макрона неожиданно заиграла после того, как он неожиданно создал новую партию, точнее, движение «Вперёд!», заявив, что он «ни за левых, ни за правых», а за новую Францию. На фоне кризиса старых партий (11% совокупного доверия) движение оказалось востребованным. Французам нравится его молодость (ему 39 лет) и то, что он никак не связан отношениями со старыми элитами. Он либерал, сторонник глобализации и Евросоюза, атлантист, выступающий за сохранение НАТО. В отличие от М. Ле Пен выступает за политику открытых дверей для иммигрантов (возможно, это его будущая ловушка, как в случае с Меркель в Германии). Женат на своей бывшей учительнице, которая старше него на 24 года. В общем «Киндер-сюрприз», в том числе и для России.

Президент Республики избирается всеобщими прямыми выборами. Срок полномочий Президента Франции составляет 5 лет, а одно и то же лицо не может занимать президентский пост более двух сроков подряд.

Активное избирательное право имеют граждане Франции, достигшие 18 лет и не ограниченные в гражданских и политических правах. Обязательным условием наличия активного избирательного права является внесение лица в список избирателей.

Кандидатом на выборах Президента может быть гражданин Франции, имеющий активное избирательное право и достигший 23 лет. Для регистрации кандидату необходимо получить поддержку не менее 500 выборных должностных лиц (членов Парламента, генеральных советов, совета Парижа, территориальных ассамблей и мэров), представляющих не менее чем 30 департаментов или заморских территорий.

Выборы проходят по мажоритарной системе в 2 тура. Для победы в первом туре необходимо получить абсолютное большинство поданных голосов. При отсутствии победителя в первом туре во втором туре участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат, набравший голосов больше, чем его соперник.

Объявляются президентские выборы Правительством. Помимо истечения 5-летнего срока президентских полномочий выборы объявляются при вакансии президентского поста, образовавшейся в силу смерти или отставки главы государства, смещения Президента с поста, а также в случае установления обстоятельств необратимого характера, не позволяющих Президенту исполнять свои обязанности. Обязанности Президента Республики в период вакантности поста главы государства исполняет председатель Сената, лишенный, впрочем, права распускать Национальное собрание, назначать референдум и инициировать изменение Конституции.

Статья 68 Конституции Франции допускает смещение Президента Республики с его поста по решению, принятому Высокой Палатой правосудия . Фактически речь идет о своеобразной реализации процедуры импичмента главы государства. Основанием смещения Президента Республики служит "невыполнение им своих обязанностей, явно несовместимое с его мандатом".

Инициатива смещения и создания Высокой Палаты правосудия должна исходить от одной из палат Парламента и быть поддержана другой палатой. Решение о поддержке такой инициативы принимаются палатами большинством в две трети голосов от числа членов каждой из них. Окончательное решение Высокой Палатой правосудия принимается тайным голосованием бюллетенями и требует большинства в две трети голосов от числа членов Палаты. Решение Высокой Палатой правосудия о смещении Президента Республики с его поста вступает в силу немедленно.

Конституция Франции (ст. 67) освобождает Президента Франции от ответственности за действия, совершаемые им в этом качестве. На протяжении периода пребывания в должности Президент Республики не может быть вызван для дачи показаний в какой бы то ни было французский судебный орган или орган административной юстиции, а так же не может являться объектом иска и действий по сбору информации, следственных действий или судебного преследования. При этом течение всякого срока давности и срока для обращения в суд приостанавливается. Иммунитет от судебного преследования носит временный характер – исковые требования и производство могут быть возобновлены или возбуждены против Президента Республики по истечении месячного срока с момента прекращения его полномочий.

Иммунитет Президента Франции не освобождает его от ответственности перед Международным уголовным судом, на что прямо указывают положения статей 532 и 68 Конституции.

Основные полномочия Президента Республики вытекают из положений ст. 5 Конституции Франции, определяющей природу, основные задачи и функции данного института: "Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование органов публичной власти, а также преемственность государства. Он является основным гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров".

Президент Франции одновременно является князем Андорры – одним из двух монархов этого княжества. Андорра – карликовое государство, расположенное в Пиренеях между Францией и Испанией. Соправителем Президента Франции, вторым князем Андорры является епископ Урхельский, глава одноименного диоцеза в Испании.

Президент Франции является гроссмейстером ордена Почетного Легиона, высшей государственной награды Франции.

Полномочия Президента Франции могут быть разделены на две основные группы, в зависимости от того, требуется ли для их реализации контрассигнация Премьер-министра, и, в случае необходимости, ответственного министра.

"Личные", не требующие контрассигнации, полномочия Президента республики также можно разделить на несколько групп:

  • – во-первых, полномочия Президента как гаранта и арбитра – назначение законодательного референдума; право отказаться от подписания ордонанса; право назначения трех членов Конституционного совета и Председателя этого органа; право обращаться в Конституционный совет; полномочия Президента как гаранта независимости судебной власти, в реализации которых ему содействует Высший совет магистратуры;
  • – во-вторых, это полномочия, связанные с взаимодействием с другими институтами государства, такими как Парламент и Правительство. Президент Республики обращается с посланиями к Парламенту, назначает и смещает Премьер-министра, созывает заседания Совета министров, утверждает его повестку дня и председательствует на его заседаниях;
  • – в-третьих, это полномочия Президента по преодолению кризисов – право принять чрезвычайные полномочия, предусмотренное ст. 16 Конституции. Согласно данной статье "когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или исполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных органов публичной власти прервано, Президент Республики принимает все меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, с председателями палат, а также с Конституционным советом".

Приняв соответствующее решение, Президент Франции информирует о нем нацию в послании. Характер чрезвычайных мер, предпринимаемых Президентом, согласно Конституции должен диктоваться "стремлением обеспечить в кратчайшие сроки конституционным органам публичной власти возможности для выполнения их задач".

Дискуссии касательно того, насколько соответствует принципам демократии признание за Президентом Республики данного права, ведутся уже больше полувека. Критики этого права указывают на опасность злоупотребления главой государства этим правом, вплоть до возможности узурпации власти. Защитники данного права опираются на ограниченную конституционную практику его применения и на комплекс предохранительных механизмов, встроенных в положения ст. 16 Конституции.

Процедура роспуска Национального собрания требует от Президента всего лишь проведения предварительных консультаций с главами палат и Премьер-министром, никак не ограничивая главу государства в основаниях такого роспуска. Национальное собрание не может быть распущено:

  • – председателем Сената в период выполнения последним обязанностей Президента;
  • – в период, когда глава государства пользуется чрезвычайными полномочиями в порядке ст. 16 Конституции;
  • – на протяжении года со дня предыдущих выборов.

Полномочия Президента Франции, реализация которых требует контрассигнации, так называемые "разделяемые" полномочия, также образуют несколько групп:

  • – во-первых, это кадровые полномочия, связанные с назначением Премьер-министра и, по представлению Премьер-министра, министров. Кроме того, Президент осуществляет назначение на другие гражданские и военные должности. Часть назначений, например, членов Государственного совета, великого канцлера Почетного легиона, чрезвычайных послов, чрезвычайных посланников, старших советников Счетной палаты, префектов, представителей государства в заморских административно-территориальных образованиях и в Новой Каледонии, генералов, ректоров академий, директоров центральных административных ведомств происходит в Совете министров. Кроме того, конституционная реформа 2008 г. установила, что органический закон может определять перечень должностей, назначения на которые Президентом осуществляются после проведения публичных консультаций с профильными комиссиями Парламента, наделенными правом заветировать назначение в том случае, когда сумма голосов "против" в каждой комиссии составляет по меньшей мере 3/5 от суммы голосов, поданных в обеих комиссиях;
  • – во-вторых, это полномочия, связанные с подписанием ордонансов и декретов, принятых на заседаниях Совета министров;
  • – в-третьих, это полномочия по созыву внеочередных сессий Парламента;
  • – в-четвертых, это право назначения референдума в порядке положений ст. 88s Конституции – на референдум выносится проект закона, разрешающего ратификацию договора о вступлении какого- либо государства в Европейский Союз и в Европейские сообщества;
  • – в-пятых, вопросы международных отношений и обороны. Президент, согласно Конституции, является главнокомандующим вооруженных сил, ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их, председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Правительство Франции, согласно ст. 20 Конституции 1958 г., определяет и проводит политику Нации, в его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы;
  • – в-шестых, полномочия промульгировать законы, принятые Парламентом, включая право вернуть закон в парламент для повторного рассмотрения;
  • – в-седьмых, право помилования.

Содействие Президенту Франции в выполнении его конституционных полномочий оказывает целый комплекс вспомогательных служб и органов, так называемый "дом Президента". Ведущие позиции в этом комплексе удерживает генеральный секретариат главы государства, ответственный за основные аспекты организационного и информационного обеспечения деятельности Президента Франции, а также за обеспечение его взаимодействия с другими органами государства.

Большинство вспомогательных органов и служб размещено в официальной резиденции главы французского государства, в качестве которой еще с 1873 г. служит Елисейский дворец.

Завершая характеристику института Президента Франции, необходимо отметить, что созданная Ш. де Голлем и М. Дебре "президентоцентричная" модель организации институтов Пятой республики, где отношения между главой государства и главой правительства строились согласно принципам, высказанным Ш. де Голлем при назначении М. Дебре Премьер-министром: "Я не собираюсь вдаваться в детали правительственной деятельности. Я ограничусь тем, что определю основные направления", "постепенно, под влиянием как политической практики “сосуществования” или “кохабитации”, так и конституционных реформ", эволюционировала в направлении более гибкого распределения как полномочий, так и политической ответственности в системе высших органов государства.

Парламент Франции организован как двухпалатное учреждение. Верхняя палата – Сенат – заседает в Люксембургском дворце, нижняя – Национальное собрание – во дворце Бурбон.

Двухпалатную структуру Парламент Франции сохраняет со времен Второй империи. Современный французский бикамерализм отражает потребность обеспечить представительство не только нации в целом, что обеспечивается формированием Национального собрания путем всеобщих прямых выборов, но и территориальные коллективы. Функция представительства территориальных коллективов возложена Конституцией Пятой республики на Сенат, а ее реализация обеспечивается способом формирования этой палаты. Кроме того, не подлежащий роспуску Сенат представляет собой элемент стабильности в институционной картине страны.

Депутаты Национального собрания Франции избираются на всеобщих прямых выборах по одномандатным избирательным округам с использованием мажоритарной системы и двумя турами голосования.

Право голоса на выборах депутатов Национального собрания имеют достигшие совершеннолетия граждане Франции, пользующиеся в полном объеме гражданскими и политическими правами. Кандидатом на выборах может быть гражданин Франции, достигший 23 лет, пользующийся в полном объеме избирательными правами и не обладающий свойством неизбираемости.

Для избрания в первом туре кандидату необходимо набрать абсолютное большинство поданных голосов, причем явка на выборах не должна быть меньше 25 % от общего числа избирателей округа, внесенных в списки избирателей.

Во втором туре голосования участвуют все кандидаты, получившие не менее 1/8 числа голосов от общего числа избирателей округа, внесенных в списки избирателей. Если ни один из кандидатов не набрал 1/8 и более голосов избирателей округа, то во втором туре участвуют два кандидата, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Для победы во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов.

Срок полномочий Национального собрания составляет 5 лет. Предельная численность депутатов Национального собрания определена ст. 24 Конституции и составляет 577 депутатов.

Национальное собрание может быть распущено Президентом Республики .

Сенат избирается путем непрямых выборов. Он обеспечивает представительство административно-территориальных образований Республики. Общая численность Сената составляет 348 членов. Срок полномочий сенатора составляет 6 лет, а состав Сената каждые 3 года обновляется наполовину.

Кандидат в Сенат должен быть гражданином Франции, достигшим 30 лет, и обладающим полнотой избирательных прав.

Сенаторы избираются коллегией выборщиков общей численностью около 150 тыс. человек. Для выборщиков Сената действует принцип обязательного участия в голосовании, а сама коллегия по каждому департаменту включает в себя членов Национального собрания, депутатов региональных и генеральных советов, делегатов муниципальных советов и т. д.

Применяемая на выборах сенаторов избирательная система зависит от количества сенаторов, избираемых в департаменте. Если в департаменте избирается менее 4 сенаторов, то используется мажоритарная система абсолютного большинства. Если департамент посылает в Сенат 4 и более членов, то используется пропорциональная система с использованием метода наибольшего среднего.

Каждая из палат французского парламента возглавляется председателем.

Председатель Национального собрания избирается Палатой на весь срок ее полномочий и отвечает за организационное обеспечение ее работы, председательствует на заседаниях Национального собрания, выполняет целый ряд иных полномочий, предусмотренных Конституцией.

Руководство деятельностью палаты председатель Национального собрания осуществляет при содействии Бюро Национального собрания, коллегиального органа, в состав которого, помимо председателя Палаты, входят 6 заместителей председателя, 3 квестора и 12 секретарей.

Председатель Сената избирается после каждой ротации Палаты. Бюро Сената – коллегиальный орган, аналогичный по функциям Бюро Национального собрания. В состав Бюро входят, помимо председателя Палаты, 8 заместителей председателя Сената, три квестора и 14 секретарей.

В составе палат действуют партийные фракции и группы.

В каждой из палат действуют по три квестора. На депутатов (сенаторов), занимающих эту должность, возлагается административное и финансовое обеспечение деятельности палаты, как-то: управление персоналом палаты, ее вспомогательными службами и т. п.; определение режима использования зданий и помещений палаты; управление режимом доступа и безопасности палаты; управление финансами палаты.

Число постоянных комитетов, создаваемых в Национальном собрании и Сенате Франции для подготовки и обсуждения законопроектов, не может превышать восьми. В Сенате Франции в 2014 г. функционировали следующие постоянные комитеты: по экономическим вопросам; по международным делам, обороне и вооруженным силам; по социальным вопросам; по финансам; по культуре, образованию и связи, по развитию инфраструктуры, сферы услуг, городскому и сельскому планированию; по конституционным законам, законодательству, всеобщему избирательному праву и общему администрированию. Также на правах постоянного комитета работает комитет по европейским вопросам.

Палатами могут создаваться также временные комитеты и комитеты, включающие в себя членов обоих палат (объединенные комитеты).

Палаты французского Парламента заседают отдельно. Исключением являются заседания Парламента, собираемого в формате Конгресса. Конституция Франции предусматривает, что в этом формате Парламент Франции собирается для принятия решения о пересмотре Конституции (ч. 3 ст. 89), для заслушивания обращения Президента Республики (ч. 2 ст. 18), для утверждения закона, разрешающего ратификацию договора о вступлении какого-либо государства в Европейский Союз (ч. 2 ст. 885).

Парламент Франции работает сессионно. Ежегодная сессия парламента продолжается с октября по июнь включительно, а число дней пленарных заседаний каждой из палат за период сессии в обычных условиях не должно превышать ста двадцати.

Особенности французской конституционной модели "рационализированного парламентаризма" обуславливают ограниченную законодательную компетенцию парламента этого государства, предметный перечень которой содержит ст. 34 Конституции Франции. Согласно положениям данной статьи "закон устанавливает нормы, относящиеся к:

  • гражданским правам и основным гарантиям, предоставляемым гражданам для осуществления публичных свобод; к свободе, плюрализму и независимости средств массовой информации; к обязанностям, касающимся граждан лично и их имущества и обусловленным задачами национальной обороны;
  • – гражданству, гражданскому состоянию и правоспособности лиц, семейно-имущественным отношениям, наследованию и дарению;
  • – определению тяжких преступлений и правонарушений средней тяжести, а также полагающихся за них наказаний; уголовному судопроизводству, амнистии; созданию новых категорий судебных органов и статуса судей;
  • – базе налогообложения, ставкам и условиям взимания всякого рода налогов; порядку денежной эмиссии.

Закон устанавливает также нормы, касающиеся:

  • – порядка выборов в палаты Парламента, в собрания местного уровня и в представительные органы для французов, проживающих за пределами Франции, также условий осуществления выборных мандатов и должностей членами совещательных собраний административно- территориальных образований;
  • – создания категорий публичных учреждений;
  • – основных гарантий, предоставляемых гражданским и военным государственным служащим;
  • – национализации предприятий и передачи собственности на предприятия из государственного сектора в частный.

Закон определяет основные принципы:

Приведенный перечень может быть расширен органическим законом.

В целом же принимаемые Парламентом Франции законы можно разделить на семь категорий.

Во-первых, это конституционные законы, которыми изменяется и дополняется Конституция Республики.

Во-вторых, это органические законы, принимаемые по предусмотренному Конституцией перечню вопросов и соблюдением особой процедуры, включающей обязательную проверку их положений на соответствие Конституции Конституционным Советом Республики.

В-третьих, это так называемые "обычные" или "текущие" законы – наиболее многочисленная группа законодательных актов.

В-четвертых и в-пятых, это, соответственно, финансовые законы и законы о финансировании социального обеспечения, особенности принятия которых Парламентом Франции определяются органическими законами.

В-шестых, это программные законы, которыми определяются цели деятельности государства в какой-либо сфере (образование, здравоохранение и т. п.).

В-седьмых, это законы, которыми дается согласие на ратификацию международных договоров.

Соотношение полномочий Национального собрания Франции и Сената в законодательном процессе позволяет отнести верхнюю палату Парламента Франции к категории так называемых "слабых" палат, в связи с тем что за некоторыми исключениями принятие закона при разногласии палат относительно его положений возможно без согласия Сената, т. е. в редакции Национального собрания.

Основой статуса французского парламентария служат положения ст. 27 Конституции Франции, устанавливающие, что "любой императивный мандат недействителен. Право голосования члены Парламента осуществляют лично. Органический закон может разрешить в виде исключения делегирование голоса. В этом случае никому не может быть передано более одного мандата".

Режим парламентского иммунитета и индемнитета членов Парламента Франции определяется положениями ст. 26 Конституции:

  • – ч. 1 устанавливает невозможность подвергнуть французского парламентария преследованию, розыску, аресту, задержанию или суду за высказанное им мнение или голосование при исполнении им своих обязанностей;
  • – положения ч. 2 ст. 26 устанавливают объем и пределы иммунитета французских парламентариев: "член Парламента в случае преследования его за совершение тяжкого преступления или правонарушения средней тяжести может быть подвергнут аресту или иной мере, связанной с лишением или ограничением свободы, только с разрешения бюро палаты, в которой он состоит. Это разрешение не требуется в случае задержания с поличным на месте преступления или правонарушения либо в случае вынесения окончательного приговора".

Условия несовместимости мандата члена Национального собрания и Сената устанавливаются органическим законом и включают в себя, в частности, пребывание на других выборных должностях в органах публичной власти (исключая должности председателей регионального и генерального совета и мэров), пребывание на невыборных должностях в органах публичной власти, состояние в органах управления государственных и отдельных категорий негосударственных корпораций и т. д. Ограничения касаются также осуществления парламентариями определенных видов деятельности.

Детали процедуры роспуска были охарактеризованы выше.

Сначала президент республики избирался сроком на семь лет путем всеобщего и прямого голосования. В сентябре 2000г. В результате референдума было принято решение о том, что срок президентских полномочий не должен превышать пяти лет.

Президент республики избирается абсолютным большинством голосов. Если ее не получено в первом туре голосования, то в следующую за ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать только два кандидата, - если будут сняты кандидатуры, находящиеся в более благоприятном положении, - окажутся теми, что получили наибольшее количество голосов в первом туре.

В случае вакантности поста президента республики по какой-либо причине или при наличии препятствий к исполнению президентом своих обязанностей, установленных Конституционным советом, запрошенная об этом правительством и который принимает решение абсолютным большинством голосов своих членов, функции президента республики временно осуществляются председателем Сената, а если у него в свою очередь имеются препятствия - правительством.

В случае вакантности или если препятствие объявлено Конституционным советом окончательной, голосование по выборам нового президента происходит (кроме случая непреодолимой силы) не менее через 20 и не позднее чем через 35 дней после открытия вакансии или объявления об окончательном характере препятствия.

Если в течение семи дней, предшествующих дате окончания выдвижения кандидатур, одно из лиц, публично заявили о своем решении быть кандидатом по меньшей мере за ЗО дней до названной даты умрет или у нее возникнут препятствия, то Конституционный совет может принять решение о переносе выборов.

Если до первого тура выборов один из кандидатов скончался или у него возникли препятствия, то Конституционный совет принимает решение о переносе выборов.

В случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух кандидатов, находящихся в наиболее благоприятном положении в первом туре, до возможного снятия кандидатур, Конституционный совет объявляет о новом проведения всех избирательных операций; подобно она действует и в случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух оставшихся кандидатов для участия во втором туре.

Полномочия президента Франции.

Президент республики занимает вершину в иерархии государственных органов. В то же время Конституция предусматривает взаимодействие президента и главы правительства: "Акты президента Республики, за исключением указанных в статьях 8,11, 12,16,18, 54 и 61, контрасигнуватимуться премьер-министром и, в случае необходимости, - ответственными министрами". Согласно этому положению Конституции, формально-юридические полномочия делятся на осуществляемые им лично и на полномочия, требующие контрассигнации премьер-министра или ответственных министров. На практике существуют и другие личные полномочия, не указанные в статье 19, в частности премьер-министр назначается без контрассигнации.

Важнейшим личным полномочием президента Франции является право распускать Национальное собрание, ограничено лишь тремя условиями: во-первых, не может быть осуществлено роспуске течение года, следующего после предварительного роспуска, во-вторых, роспуск не может быть проведен во время действия чрезвычайного положения и, в третьих, роспуск не может быть осуществлен временным президентом республики, то есть председателем Сената, который занимает вакантную должность главы государства до избрания нового президента.

Президент может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации публичной власти, не противоречит Конституции и отразился бы на функционировании государственных институтов.

Особенно возрастает роль главы государства, когда он решает ввести в стране чрезвычайное положение. Статья 16 Конституции позволяет президенту ввести настоящую единоличную диктатуру, при которой он принимает все меры, продиктованных, по его мнению, обстоятельствами. Но в этой статье определяются два условия для введения чрезвычайного положения: 1) должна присутствовать одна из четырех требований - серьезная и непосредственная угроза или институтам республики, либо независимости нации, или целостности ее территории, или выполнению международных обязательств; 2) должен быть поднят нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией. Эта статья не может быть использована при других обстоятельствах, и президент не может вводить ее, когда захочет. Однако отсутствие достаточных юридических и политических гарантий делает право введения чрезвычайного положения грозной оружием в руках президента. Для такого введения глава государства обязан лишь получить "официальную консультацию" у премьер-министра, председателей палат и Конституционного совета и обратиться к нации с посланием. их мысли учитывать совсем не обязательно. Сдерживающим органом в этой ситуации должен стать парламент, но на практике он не реализует контрольных функций Правда, парламент в это время не может быть распущен, и он вправе передать дело о государственной измене президента в Высокую палату правосудия, но понятия государственной измены определено нечетко, официального толкования этого термина нет.

Президент практически полностью, сверху вниз, формирует исполнительную власть. Он назначает министров, всех высших чиновников. Президент - глава вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Очень важно не урегулирован Конституцией право президента вводить в действие стратегические ядерные силы; это право предусмотрено простым декретом от 14 января 1964

В области международных отношений президент заключает и ратифицирует международные договоры, за исключением тех, которые требуют обязательной ратификации парламентом. Ратификация требует контрассигнации членов правительства.

В судебной сфере президент реализует традиционное право главы государства - право помилования. Президент представляет вершину судебной власти, являясь гарантом ее независимости.

Вторая часть полномочий главы государства, требует контрассигнации премьер-министра или министров, также достаточно значительной. Он председательствует в Совете министров, подписывает декреты и ордонансы, принятые ею, участвует в рассмотрении законопроектов правительства, назначает на гражданские и военные должности, аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах. С контрассигнацией министров осуществляется право созыва парламента на чрезвычайные сессии; по его решению палаты образуют Конгресс для ратификации поправок.

На практике президент больший объем прав, чем если следовать букве закона. Так, вел принимает решения в сферах, относящихся к компетенции правительства, когда в парламенте есть "одноцветная" с президентом большинство. Президент время открыто вмешивается в компетенцию премьер-министра. Например, издание ордонансов на основе делегации, полученной от парламента, постановка вопроса о доверии и некоторые другие не обходятся без санкции президента.

Президенту помогает в его деятельности личный аппарат, который составляет несколько сот человек. В его состав входят кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, несколько чиновников для особых поручений; все сотрудники этих служб назначаются лично президентом.

Уверенную победу одержал Эммануэль Макрон. Еще ночью, как только начали приходить первые результаты голосования, его поздравила соперница, лидер партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен. Парадоксально: несмотря на поражение, она сегодня тоже празднует. Обозреватель НТВ Вадим Глускер узнал, почему.

Финальный отсчет на гигантском экране — у пирамиды Лувра: 3, 2, 1 — новый президент франции. Эммануэлю Макрону французы отдали 65% голосов. Впервые в истории в стране — 39-летний президент, и главное — не принадлежащий никакой партии, ни республиканцам, ни социалистам.

Кто мог себе представить еще полгода назад, что Эммануэль Макрон будет избран президентом, да три года назад о нем вообще ничего не было известно. Кроме того, что он успешный финансист, а супруга старше его на 24 года.

Жительница Парижа : «Это очень важно для нас, победить Марин Ле Пен. И получить молодого динамичного президента. Это надежда для Франции и французов».

Житель Парижа : «Это новая молодая Франция, в отличие от тех политиков, которые нами управляли до этого. Конечно, победить Марин Ле Пен важно, но в первую очередь — это возможность построить новую Францию, Францию будущего».

Для торжеств Эммануэль Макрон выбрал площадь перед Лувром. Идеальное место для проведения гигантской дискотеки. Знаменитая пирамида, построенная в 80-х, минувшей ночью своими гранями создавала атмосферу президентского танцпола. Резкая смена музыкального сопровождения: начинает звучать европейский гимн ода «К радости» Бетховена. Под нее только что избранный президент Франции идет по многочисленным галереям бывшего дворца королей Франции.

Эммануэль Макрон , избранный президент Франции: «Сегодня вечером вы победили, Франция победила. У того, что мы сделали за столько месяцев, нет ни прецедента, ни аналога. Все говорили нам, что это было невозможно. Спасибо за ваше доверие. Это доверие обязывает меня, и отныне я являюсь его хранителем, чтобы не разочаровать вас и соответствовать ему».

Затем к Макрону присоединилась его жена, и под ее зорким взглядом он обратился к избирателям, которые предпочли ему Марин Ле Пен.

Эммануэль Макрон : «Сегодня они выразили гнев, смятение, порой убеждения. Я их уважаю. Но я сделаю все в предстоящие пять лет, чтобы у них больше не было ни единой причины голосовать за крайние позиции».

Сама Марин Ле Пен, признав свое поражение, отметила, что несмотря на то, что «Национальный фронт» показал феноменальный результат — 11 миллионов человек проголосовали за идеи национал-популизма, и главное, стал первой оппозиционной силой страны, — настало время радикальных перемен.

Марин Ле Пен
: «„Национальный фронт“ должен серьезно поменяться, чтобы не упустить эту историческую возможность и оправдать надежды французского народа, которые люди выразили в ходе второго тура. Я предложу начать глубокую трансформацию нашего движения, чтобы стать новой политической силой, на которую надеются многие французы и которая необходима более чем когда-либо» .

После этого Марин Ле Пен пустилась в пляс, и было отчего. Сразу после оглашения результатов второго тура появились данные соцопросов на тему того, как собираются голосовать французы на парламентских выборах через месяц. Согласно этим данным, движение Эммануэля Макрона может рассчитывать в парламенте лишь на 25% депутатского корпуса, партия Марин Ле Пен — на 22%. И это при том, что на сегодняшний день у «Национального фронта» лишь два депутата в национальной ассамблее.

В любом случае, чтобы полноценно руководить и исполнить все предвыборные обещания, Макрону нужна коалиция. А с этим могут возникнуть серьезные проблемы. Впрочем, пока об этом он старается не думать. Он сделал главное: стал президентом из ниоткуда.

За время «Пятой республики» во Франции сменилось восемь президентов: «Слово и Дело» подготовило инфографику об их политических платформах и уровне поддержки избирателями.

Безусловно, самым известным и популярным из президентов Франции по сей день остается генерал Шарль де Голль, который является символом сопротивления французского народа немецкой оккупации. Он возглавил страну в 1958 году, получив 80% поддержки действовавшего на тот момент института выборщиков.

Де Голль и его последователи исповедовали правую политическую идеологию – сильную власть президента, идею величия французского государства, а также идеи сильной социальной политики и прямой демократии.

Благодаря экономической политике «голлизма» Франция сумела с 1958 по 1965 год увеличить свой золотой запас с нуля до 4,5 миллиардов долларов и стать одним из крупнейших мировых кредиторов, при этом рост промышленности ежегодно составлял около 5,5%.

В 1965 году де Голля избрали на второй срок на всенародных выборах, на которых он получил поддержку 54,2% избирателей.


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook , чтобы первыми получать важные новости и аналитику.



Поделиться