Классическую (оценка серьезности преступления с юридической позиции). Основные этапы развития криминологии как самостоятельной науки Этапы развития российской криминологии

Рождение криминологии как науки связывается с выходом в 1885 книги итальянского ученого Гарофало. Анализ многочисленных теорий и научных взглядов дает основания для выделения 3х основных направлений: классического, антропологического, социологического , по которым исторически развивались криминологические идеи, позволившие в конечном счете сформировать криминологию как самост науку.

Представители классич. криминолог. школ (Беккариа, Бентам, Горвард) уже в 18-19вв. преступление – следствие сознательного поведения человека, который обладая полной свободой воли осуществляет выбор варианта своих действий. Серьезные пробелы класс школы дали определенный толчок к развитию антропологического направления кримин.теории, представителем стал Ломброзо. Теория прирожденного преступника . Преступником не становятся, а рождаются. Впервые уделено особое внимание личности преступников. Далее теория трансформировалась в биосоциальную теорию . Достаточно широкое распространение получила теория клинической криминологии (опасного состояния личности). Представители теории конституционного предрасположения к преступлению связывали совершение преступлений с работой желез внутренней секреции влияющей как на внешность, так и на психику человека.

Социологическая школа криминологии , Кетле со своей теорией факторов. Основана на обобщении рез-в статистического анализа преступности, социал. харак-к личности преступника, других признаках преступлений. Социологический метод Дюркгейма. Его утверждение о том, что социал. явления должны изучаться как вещи. Т.е. как внешние к индивиду реальности.

Основная цель деятельности – изучение преступности с целью ее ликвидации. В 1929г. в БССР создан Институт научной судебной экспертизы. Где действовало отделение по изучению личности преступника.

В 1932г. на базе этого института создан Белорусский государственный научно-исследовательский институт криминологии, криминалистики и судебной экспертизы.

В 30-е годы 20в. развитие современной криминологии было заторможено. Этому способствовало политическая установка об отсутствии объективно присущих социалистическому обществу причин преступности.
Криминологию изъяли из программ подготовки юристов.

30-50-е годы 20в. Криминология как наука не развивалась. После принятия постановления Совмина СССР от 30.05.1963г. «о создании всесоюзного института по изучению причин и разработки мер предупреждения преступности». К проблемам преступности вновь обратились. Возглавил данный институт И.И. Карпец.

Центром криминологического изучения преступности в РБ с 1990г. является отдел криминологии НИИ Криминологии, криминалистики и судебной экспертизы, на базе которых в 2002г. Был создан Республиканский центр анализа и прогнозирования преступности. В 2006г. Центр реорганизован и создан Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РБ. Данный центр входит в систему органов прокуратуры и подчиняется непосредственно Генеральной прокуратуре.

Основные направления деятельности – проведение криминологических исследований, ориентированных на решение стратегических задач борьбы с преступностью, разработку научно-обоснованных мер по ее предупреждению, укреплению законности и правопорядка, проведение обязательной криминологической экспертизы проектов закона и т.д.

Дисциплина: Юриспруденция
Тип работы: Реферат
Тема: Становление и современное состояние криминологии. Основные этапы ее развития

ИНСТИТУТ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК РФ

УГОЛОВНО - ПРАВОВЫХ

ДИСЦИПЛИН

Экз № _____

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры УПД

полковник

С.Яковлев

\"___\"__________ 1995г.

Л Е К Ц И Я

СТАНОВЛЕНИЕ

СОВРЕМЕННОЕ

СОСТОЯНИЕ

КРИМИНОЛОГИИ.

ОСНОВНЫЕ

РАЗВИТИЯ.

Учебные и воспитательные цели:

1. Дать курсантам

общее представление о криминологических

кратко остановиться на развитии криминологической мысли

в России.

2. Воспитывать

курсантов

познанию истины и выбора

собственной

изучаемые

криминологией

вопросы и разрабатываемые проблемы.

М О С К В А

Введение

(5 минут).....................................................стр.

Учебные вопросы:

1. Зарождение и развитие криминологической

мысли...........стр.

2. Марксистсткая

и развитие

криминологии в России.........................................................стр.

Заключение (3 минуты).................................................стр.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

Криминология М., Изд.Московского университета, 1984, с.с.19-39;

Криминология М., Юридическая литература, 1988, с.с.47-62;

Аванесов Г.А. Криминология М., Академия МВД СССР, 1984, с.с.55-93, 119;

Карпец И.И. Социалистическая криминология. Состояние. Задачи. Сб.статей \"Вопросы борьбы с преступностью\", № 47, М., 1988, с.с.3-17;

Стручков Н.А. Проблема причин преступности в аспекте теории ее предупреждения в криминологии европейских государств социалистического содружества. Там же,

Учебно-материальное обеспечение:

Трибуна лектора;

Фондовая лекция;

В в е д е н и е

Значение достигнутого всегда лучше осознается, когда увидишь, с чего все начиналось. Это касается социального опыта вообще, истории вообще научного знания. Относится

это и к криминологии, которая исходя из своего предмета, исследует становление, движение, развитие криминологической мысли. Данную науку интересует далеко не описание накапливаемых

сведений, без которых, разумеется, она невозможна, но опыт криминологического знания, обобщение пути, пройденного ею. Не может быть квалифицированного знатока криминологии без

добротного знания ее истории - знание не просто различных точек зрения, концепций, теорий, не просто критического усвоения их для страховки себя от односторонности или от повторения

уже совершенных ошибок, но которое является целостным, помогающим движению вперед, к новым высотам. Познание истории криминологии способствует осмыслению

не только происшедшего, но и происходящего, творческому развитию теории. При этом обязательно должна быть выдержана связь с практикой. Поэтому квалифицированный

знаток криминологии должен быть образован, как говориться, и исторически, знать историю криминологии. Это дает ему право именоваться поистине

юристом - исследователем, хорошо знающим историю, современное состояние и перспективы развития

изучаемой нами

криминологии.

Современная криминология далеко ушла от своего первоначального образа. Когда мы думаем о том большом пути, который она прошла, о трудностях, которые пришлось

преодолеть всем, кто создавал эту науку, особенно первопроходцам, то перед нашим мысленным взором встают факты, события, люди, личности огромной духовной силы. Вспоминая об этом,

можно назвать много ярких талантов, проявивших себя в различных сферах

общественно-политической и научной мысли. Ясно ведь, что современная криминология возникла не на пустом месте, что она в известной мере, не может быть

ориентирована на предшествующую научную мысль и традицию.

Обращаясь к богатому социально-историческому опыту прошлого мы получаем дополнительную возможность для адекватного понимания современной криминологии и проблем,

решаемых данной отраслью знания.

1.Зарождение и развитие криминологической мысли.

В примитивном обществе наказание человека служило цели умиротворения богов, смягчения их гнева в тех случаях, когда нарушалось какое-то табу. Вопросы о причинах

нарушения табу не ставились. В древности о преступлении и наказании можно было лишь философствовать. Никаких естественно- и общественно-научных методов исследования в то время еще не

было и нельзя было на основе единичного преступления выявить причины преступности как массового явления. Тем не менее греческие философы высказывали мысли о причинах преступности, и

Платон, например, считал одной из существенных причин преступности недостаточное воспитание (Drapkin 1983). В эпоху христианского Средневековья господствовало такое представление о

преступлении и наказании (его в наиболее точной форме выразил юрист Бенедикт Карпцов (1595-1666)), что преступление - это не только противоправное нарушение норм, установленных

государством, но и неизменно грех перед Богом, совращение души дьяволом. Государственное же наказание необходимо, ибо так хочет Бог. За такое понимание смысла наказания выступал и

Фома Аквинский (1225-1274), и Мартин Лютер (1483-1546). Это был важнейший принцип христианского миропонимания в эпоху Средневековья. Считалось, что наказание отводит гнев Божий от

страны и она тем самым получает \"прощение\" за случившееся в ней греховное событие. Для достижения преступником вечного блаженства решающим моментом было то, что его страдания при

наказании примиряют его с Богом.

Разумеется, пока правонарушение рассматривалось как прегрешение перед Богом и как одержимость дьяволом, ни о какой криминологии, серьезно размышляющей о возникновении

и предотвращении преступности, не могло быть и речи. Правда, Томас Мор (1478-1535), заметивший, что, несмотря на

жестокую практику наказаний, в его время преступность не снижалась, а росла, выдвинул в своей книге \"Утопия\" (1516) мнение, что причины преступности заложены в

самом обществе. Но эта точка зрения оставалась, пожалуй, единственной, так как

представление о наказании в эпоху Средневековья основывалось на внеземном объяснении сущности самого преступления, не связывалось с обстоятельствами места и

времени и считалось не зависящим от человеческого рассудка. Только в ХУ111 веке с развитием рационализма перед людьми открылись духовные и социальные просторы, необходимые для того,

чтобы подойти реально и критически к таким явлениям, как конформизм, отклоняющееся поведение и преступность.

Историю криминологии можно разбить на три эпохи:

Классическая школа

Позитивистская

школа Х1Х века и

Криминология новейшего времени (с середины ХХ века).

Согласно канонам классической школы, интеллект и рассудок являются основополагающими признаками человека; это фундамент, на котором строится любое объяснение его

индивидуального и общественного поведения. Человек сам контролирует свою судьбу в соответствии со своей свободной

волей. И разумный ответ общества на преступление сводится к увеличению цены, которую преступник должен заплатить, а стало быть, и к

уменьшению его \"полезности\". Индивидуум, поставленный перед таким выбором, должен при рассудочном подходе вести себя конформистски.

Позитивистская школа не разделяет этого...

Забрать файл

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ КРИМИНОЛОГИИ

Лекция – 2 часа.

План лекции

Введение

1. Основные этапы развития криминологии.

2. Предмет, задачи и функции криминологии.

3. Методы криминологии.

4. Взаимосвязь криминологии с другими отраслями научного знания.

5. Основные зарубежные криминологические теории.

Клейменов М.П. Криминология: учебник. М., 2008.

Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. – 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

Кузнецова Н.Ф. Лекция по теме: «Понятие, предмет, система криминологии» // Российский криминологический взгляд. 2006. № 4.

Введение

Правовые науки, такие, как уголовное право, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное и другие разработали инструменты понимания преступления, сформулировали виды преступлений, свели их в уголовные кодексы, определили формы и методы, процессуальный порядок борьбы с преступлениями на различных ее стадиях, установили правила обращения с преступниками. Но при всем этом, ни одна из названных наук не охватила (да и не могла охватить в силу своей специфики) проблему преступности в целом. Однако их развитие подвело к возникновению специальной науки, которая изучает преступность как явление, существующее в обществе, связанное (и обусловленное) с другими социальными явлениями, имеющее свои закономерности возникновения, существования и развития, требующее специфических и многообразных форм борьбы с ним. Такой наукой стала криминология.

Вопрос 1. Основные этапы развития криминологии

Идеи о сущности преступности, ее причинах, предупреждении преступлений интересовали человеческое общество всегда, о чем свидетельствуют многочисленные высказывания по этим вопросам мыслителей древности (Платон, Аристотель), эпох Возрождения (М. Лютер, Дж. Локк), Просвещения (Монтескье, Руссо и др.), становления и развития капитализма (Ч. Ломброзо, Ж. Кетле и др.).

В достаточно систематизированном виде о преступном поведении и борьбе с ним писал итальянец Чезаре Беккариа в книге «О преступлениях и наказаниях», которая была издана в 1761 году.

Считается, что впервые в науку слово «криминология» ввел в 1879 году ученый Топинард.

Итальянец Рафаэль Горофало в 1885 г. выпустил в свет книгу с таким названием.

Представители классических криминологических школ (Беккариа, Горвард, Лонге и др.) уже в XVIII-XIX вв. решительно отвергли теологическое понимание преступности, как проявления сатанинского, дьявольского начала. По их мнению, преступление – следствие сознательного поведения человека, который, обладая полной свободой воли, осуществляет выбор варианта своих действий. В то же время представители классических теорий при переоценке возможностей уголовного наказания недостаточно внимания уделяли личности преступника.


Пробелы классической школы в изучении личности преступника дали определенный толчок к развитию антропологического направления, первым представителем которого стал итальянский тюремный врач-психиатр Ч. Ломброзо. По его мнению, преступником, являющимся особым природным типом, не становятся, а рождаются; причина преступности заложена не в обществе, а в самом преступнике; для врожденного преступника характерны особые физиологические, психологические и даже анатомические свойства.

Близки к идеям Ломброзо оказались и концепции умственной отсталости преступников (Годдард), их наследственной предрасположенности (Лонге).

Почти одновременно с биологическим направлением возникла социологическая школа криминологии, основоположником которой является Ж. Кетле со своей теорией факторов.

Основной постулат, сформулированный Кетле, заключается в том, что преступность, как продукт общества, подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям, а ее изменение зависит от действия разнообразных факторов: социальных (безработица, уровень цен, обеспеченность жильем, войны, экономические кризисы, потребление алкоголя и т.п.); индивидуальных (пол, возраст, раса, психофизические аномалии); физических (географическая среда, климат, время года).

Последователи Ж. Кетле расширили количество факторов (до 170-200), влияющих на преступность, включив в их число урбанизацию, индустриализацию, массовую фрустрацию, этнопсихологическую несовместимость и др.

Социологическое направление включает также теорию научно-технической революции как комплексной причины преступности; демографическую теорию; теорию уголовно-статистического регулирования уровня преступности; экономическую теорию роста преступности; теорию возможностей; теорию лишений.

В целом же заслуги представителей социологического направления криминологических теорий бесспорны. Их труды явились крупным шагом вперед в познании преступности, ее особенностей, детерминантов и применяемых для борьбы с ней предупредительных мер.

Отечественная криминология в своем развитии не только воспринимала многие идеи представителей различных школ, но и внесла свой вклад в исследования проблем преступности.

В XVIII веке известный общественный деятель России А.Н. Радищев предложил конструктивную методику статистического наблюдения преступности и ее причин.

В начале XIX века глубокое исследование убийств и самоубийств на основе уголовной статистики провел К.Ф. Герман.

Известные юристы И.Я. Фойницкий и Г.Н. Тарновский, в тесной связи с уголовно-правовой проблематикой рассматривали преступность как социального явления, имеющего объективные причины.

Поддерживая в целом антропологическое направление причин преступности, Д.А. Дриль в то же время отмечал влияние на совершение преступлений наряду с особенностями психофизической природы человека и внешних воздействий на него.

После 1917 г. в условиях советского государства М.Н. Гернет, А.А. Жижиленко, С.В. Познышев и др. продолжали исследования в области анализа социальных, экономических факторов преступности, влияния на нее физической конституции личности, возрастных особенностей, здоровья, наследственности преступников.

Однако с середины 30-х до начала 60-х гг. криминологические исследования в стране были свернуты, как считалось по причине отсутствия объективно присущих социалистическому обществу детерминант преступности. В результате криминология как учебная дисциплина была изъята из программ подготовки юристов высшей квалификации.

Только в начале 60-х гг. появились первые за многие годы публикации по проблемам криминологии ученых-юристов (А.А. Герцензон, В.Н. Кудрявцев,
А.Б. Сахаров, Б.С. Утевский, С.С. Остроумов, Н.Ф. Кузнецова, И.И. Карпец и др.).

В 1963 г. был создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (ныне – НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации).

С 1964 г. криминология снова стала преподаваться в юридических вузах страны, начали издаваться учебники и учебные пособия, проводиться глубокие научные исследования.

В 1995 году создана Российская криминологическая ассоциация, объединяющей подавляющее большинство криминологов страны (Долгова А.И).

Современная российская криминология активно развивается с учетом реалий общества, вносит весомый вклад в реализацию государственной политики борьбы с преступностью, предупреждения отдельных видов преступлений.

Криминология в России развивалась поэтапно:

1) до 1917 г. (дореволюционная Россия). А. Н. Радищев впервые в России выявил показатели, характеризующие как виды преступлений, так и лиц, их совершивших, мотивы и причины совершения ими преступлений. А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский критиковали общественный строй России и преступность как порождение этого строя. В начале XX в. сформировалось классическое направление в уголовном праве. В трудах ученых нашли отражение и некоторые вопросы криминологии;

2) этот этап можно условно разделить на два периода:

а) 1917 – начало 1930-х гг. Криминологические проблемы исследовались в рамках общей части уголовного права, т. е. как отрасль уголовного права. В 1922 г. в Саратове впервые был создан кабинет криминологической антропологии и судебно-медицинской экспертизы при Управлении местами заключения. В 1923 г. в Москве, а затем и в Киеве, Харькове, Одессе возникли кабинеты по изучению личности преступника. В 1925 г. был создан Институт по изучению преступности и преступника при НКВД. В 1929 г. криминология как наука прекратила свое существование, на то были политические причины (считалось, что социализм не имеет собственных причин преступности и поэтому не нужны криминологические исследования);

б) начало 1930-х – начало 1990-х гг. В 1930–1940 гг. криминологические исследования носили полузакрытый характер, продолжались по отдельным проблемам борьбы с преступностью и организовывались правоохранительными органами. В 1963 г. на юридическом факультете МГУ был прочитан первый в России курс криминологии, а с 1964 г. он стал обязательным для всех. Получил свое развитие взгляд на криминологию как на самостоятельную науку, основоположником которой стал А. Б. Сахаров. В 1970-1990-е гг. интенсивно исследовались проблемы причин преступности, механизма преступного поведения и личности преступника, виктимологии, прогнозирования и планирования борьбы с преступностью, предупреждения преступности, преступности несовершеннолетних, организованной и насильственной преступности, рецидивной преступности, экономических и других корыстных преступлений, неосторожной преступности;



3) с начала 1990-х гг. до сегодняшнего времени. В этот период были сформированы такие частные криминологические теории, как региональная криминология, семейная криминология, криминология средств массовой коммуникации, военная криминология и т. д. Научные криминологические разработки основываются на новых экономических отношениях. Анализируется многолетний опыт зарубежных стран в области борьбы с преступностью. Началось преодоление отчуждения отечественной криминологии от мировой, что позволило рассматривать криминологию как мировую проблему. Данный этап ознаменовался созданием Российской криминологической ассоциации и Союза криминалистов и криминологов. Сегодня существуют центры по изучению организованной преступности в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Екатеринбурге, Иркутске.

7 .Понятие личности преступника в криминологии.

Личность преступника – совокупность свойств, присущих совершающему или совершившему преступление человеку, составляющих его индивидуальность. Криминологи изучают эту совокупность свойств для того, чтобы на их основе определить факторы, влияющие на совершение конкретного преступления, которые могут быть использованы в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела, а также при создании основ и методик индивидуальной профилактики.

Личность преступника отличается своей общественной опасностью, степень которой зависит от глубины деформации нравственно-психологических ее качеств.

Классификация преступников может быть построена на различных основаниях, среди которых следует выделить 2 большие группы признаков:

1) социологические (социально-демографические) – пол, возраст, уровень образования, уровень материальной обеспеченности, социальное положение, наличие семьи и др.;

2) правовые – характер, степень тяжести совершенных преступлений, совершение преступлений впервые или повторно, в группе или в одиночку, длительность преступной деятельности, объект преступного посягательства, форма вины и др.

Основным стимулом человеческой деятельности является мотив – явление субъективное, связанное с индивидуальными особенностями и установками личности, но в то же время включающее в себя и ее социально-психологические черты.

Типы личности преступника: 1)корыстный – этот тип объединяет всех лиц, совершивших преступления по мотивам личного обогащения (кражи, грабежи, разбои, хищения, мошенничество, ряд должностных преступлений); 2)насильственный – мотивы насильственных преступлений (убийства, телесные повреждения, изнасилования и хулиганства) достаточно разнообразны. Назвать насилие мотивом ошибочно, потому что совершать насильственные действия ради них самих могут лишь психически больные, невменяемые люди. Понятие насилия во многом отражает внешний характер действия, а не только его внутреннее содержание.

По степени их общественной опасности, криминогенной зараженности, ее выраженности и активности выделяют типы личности преступника:

1) особо опасные (активные антисоциальные) – многократно судимые рецидивисты, устойчивая преступная деятельность которых носит характер активной оппозиции обществу;

3) неустойчивые – лица, совершающие преступления не в силу стойких антиобщественных тенденций, а в связи с включенностью в жизнедеятельность некоторых групп отрицательной направленности;

4) ситуативные – лица, общественная опасность личности которых выражена в поведении незначительно, но тем не менее имеется и проявляется в соответствующих ситуациях.

8. Структура и содержание личности преступника.

Структура личности преступника – совокупность ее социально значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения.

В структуре личности преступника выделяется ряд подуровней: 1)материальная обеспеченность;

2) умственное развитие;

3) нравственная ориентация и стремления личности. Все подструктуры находятся в определенных взаимоотношениях и взаимосвязи и образуют в целом личность преступника.

Существует другой вариант структуры личности преступника, включающий следующие элементы:

1) социально-демографические: (пол; возраст; социальное положение и род занятий; семейное положение; место жительства (в городе, сельской местности);

е) материальные и жилищные условия. Группировка по возрасту позволяет установить причины и возрастные группы, охваченные преступными проявлениями, а социальное положение и род занятий (рабочий, крестьянин, учащийся, неработающий, пенсионер и др.) – в каких социальных группах наиболее распространена преступность; Социальное положение и род занятий (рабочий, крестьянин, учащийся, неработающий, пенсионер и др.) позволяет выяснить, в каких социальных группах наиболее распространена преступность, и установить ее причины;

2) образовательно-культурные – свидетельствуют о его интересах и потребностях;

3) функционально-отношенческие – принадлежность к конкретной социальной группе, взаимодействия и взаимоотношения с другими людьми и учреждениями, его внутреннее отношение к этим функциям и жизненные планы;

4) нравственно-психологические:

а) ценностная ориентация личности – отношение к социальным и моральным ценностям и различным сторонам действительности;

б) отношение к правоохранительным нормам и требованиям;

в) система потребностей, интересов, притязаний;

г) избираемые способы их удовлетворения.

В данной ситуации необходимо отметить, что любая схема не будет идеально отражать и содержать в себе каких-либо специфических черт, присущих именно личности преступника, ибо она отличается от личности вообще не отсутствием или наличием каких-либо компонентов своей структуры, а прежде всего содержанием, направленностью определенных компонентов этой структуры.

Направленность – ведущий элемент в психологической структуре личности, она оказывает определяющее влияние на такие ее элементы, как объем знаний, характер проявления биологически обусловленных свойств (темперамента, задатков).

Направленность – имеет решающее значение для определения социального типа личности. То обстоятельство, что выбор преступного поведения порождается определенным своеобразием самой личности, обусловлено многими криминологическими исследованиями. Эта направленность и определяет выбор лицом соответствующего варианта преступного поведения.

Обобщенную характеристику личности можно использовать для планирования и проведения предупредительно-профилактической работы на уровне общесоциальных и специальных мер, а также для планирования расследования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

«Юридический институт»

Факультет «Юриспруденция»

по дисциплине «Криминология»

Этапы развития российской криминологии

Работу выполнил студент

Грибанов А.С.

Москва, 2016

Введение

5. Развитие криминологии с конца 90 - годов и до настоящего времени

Заключение

Введение

Осознавать значение достигнутого намного лучше, если начинаешь смотреть с самого начала, с чего все начиналось. Это относится к истории вообще и к криминологии в частности, которая исходя из своего предмета, исследует становление, движение, развитие криминологической мысли. Данная наука складывается не только из описания накапливаемых сведений, без которых, разумеется, она невозможна, но и опыта криминологического знания, обобщения пути, пройденного ею. Без знания истории не может быть квалифицированного знатока криминологии, ведь история - знание не просто разнообразных точек зрения, концепций, теорий, не просто критического усвоения их для страховки себя от односторонности или от повторения уже совершенных ошибок, но которое является целостным, помогающим движению вперед, к новым высотам.

Изучение истории криминологии приводит к осмыслению не только происшедшего, но и то, что происходит. Вместе с этим обязательно необходимо выдержать связь с практикой. Посему квалифицированный знаток криминологии должен быть образован, как говорится, и исторически, знать историю криминологии. Это дает ему право именоваться поистине юристом - исследователем, хорошо знающим историю, современное состояние и перспективы развития изучаемой нами криминологии.

Современная криминология уже далеко не та, которой была изначально. Когда мы рассматриваем тот путь, который она прошла, те трудности, которые пришлось преодолеть всем тем, кто создавал эту науку, особенно первопроходцам, то перед нашим мысленным взором встают факты, события, люди, личности огромной духовной силы. Рассуждая об этом, можно вспомнить и назвать много ярких талантов, которые проявили себя в различных сферах общественно-политической и научной мысли. Понятно, что современная криминология возникла не на пустом месте, что она в известной мере, не может быть ориентирована на предшествующую научную мысль и традицию.

Обращаясь к богатому социально-историческому опыту прошлого, мы получаем дополнительную возможность для адекватного понимания современной криминологии и проблем, решаемых данной отраслью знания.

уголовный криминология преступность

1. История развития криминологии в России

Криминология в России развивалась поэтапно:

1) до 1917 г. (дореволюционная Россия). А.Н. Радищев впервые в России выявил показатели, характеризующие как виды преступлений, так и лиц, их совершивших, мотивы и причины совершения ими преступлений. А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский критиковали общественный строй России и преступность как порождение этого строя. В начале XX в. сформировалось классическое направление в уголовном праве. В трудах ученых нашли отражение и некоторые вопросы криминологии;

2) этот этап можно условно разделить на два периода:

а) 1917 - начало 1930-х гг. Криминологические проблемы исследовались в рамках общей части уголовного права, т. е. как отрасль уголовного права. В 1922 г. в Саратове впервые был создан кабинет криминологической антропологии и судебно-медицинской экспертизы при Управлении местами заключения. В 1923 г. в Москве, а затем и в Киеве, Харькове, Одессе возникли кабинеты по изучению личности преступника. В 1925 г. был создан Институт по изучению преступности и преступника при НКВД. В 1929 г. криминология как наука прекратила свое существование, на то были политические причины (считалось, что социализм не имеет собственных причин преступности и поэтому не нужны криминологические исследования);

б) начало 1930-х - начало 1990-х гг. В 1930-1940 гг. криминологические исследования носили полузакрытый характер, продолжались по отдельным проблемам борьбы с преступностью и организовывались правоохранительными органами. В 1963 г. на юридическом факультете МГУ был прочитан первый в России курс криминологии, а с 1964 г. он стал обязательным для всех. Получил свое развитие взгляд на криминологию как на самостоятельную науку, основоположником которой стал А.Б. Сахаров. В 1970-1990-е гг. интенсивно исследовались проблемы причин преступности, механизма преступного поведения и личности преступника, виктимологии, прогнозирования и планирования борьбы с преступностью, предупреждения преступности, преступности несовершеннолетних, организованной и насильственной преступности, рецидивной преступности, экономических и других корыстных преступлений, неосторожной преступности;

3) с начала 1990-х гг. до сегодняшнего времени. В этот период были сформированы такие частные криминологические теории, как региональная криминология, семейная криминология, криминология средств массовой коммуникации, военная криминология и т. д. Научные криминологические разработки основываются на новых экономических отношениях. Анализируется многолетний опыт зарубежных стран в области борьбы с преступностью. Началось преодоление отчуждения отечественной криминологии от мировой, что позволило рассматривать криминологию как мировую проблему. Данный этап ознаменовался созданием Российской криминологической ассоциации и Союза криминалистов и криминологов. Сегодня существуют центры по изучению организованной преступности в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Екатеринбурге, Иркутске.

Рассмотрим данные этапы более подробно.

2. Криминология в дореволюционной России

Изучение проблем преступности в нашей стране имеет богатую историю. Еще в 1802 г. в работе А.Н. Радищева «О законоположении» была обоснована необходимость широкого изучения преступности, высказаны глубокие мысли о ее причинах и предложена четкая программа сбора уголовно-статистических сведений.

Первым эмпирическим исследованием в отечественной криминологии следует признать работу академика К. Германа Изыскание о числе самоубийств и убийств в России за 1819 и 1920 годы», с докладом о которой он выступил на заседании Российской Академии наук 17 декабря 1823 г.

Во второй половине ХХ в. возникает социологическое направление, представителями которого были М.В. Духовской, И.Я. Фойницкий, М.Н. Гернет, А.А. Пионтковский, М.П. Чубинский и др. В работе «Задача науки уголовного права» (1872 г.) М.В. Духовской констатировал: «… главнейшая причина преступлений - общественный строй. Дурное политическое устройство страны, дурное экономическое состояние общества, дурное состояние общественной нравственности и целая масса других условий… - причины, благодаря которым совершается большинство преступлений». Иллюстрируя свои выводы примерами, он приводит интересные данные о связи уровня производства хлеба на территории в губерниях России с количеством совершенных на территории этих губерний преступлений.

Исходя из этого сопоставления, М.В. Духовской отмечает, что «губернии, производящие самое меньшее количество хлеба… - те губернии, где совершается большое количество преступлений; и наоборот, губернии с избытком хлеба принадлежат к губерниям с меньшим количеством преступлений». Ученый также анализирует данные о связи преступности с образованием и др.

И.Я. Фойницкий в работе «Влияние времен года на распределение преступности» (1898 г.) разрешение проблемы преступности видел в обеспечении возрастания народного благосостояния.

М.Н. Гернет в работе «Общественные причины преступности» (1906 г.) утверждал, что несправедливое распределение материальных благ, дающее избыток и довольство одним и лишения и страдания бедности другим и ведущее к физическому и моральному отравлению в сквернейших жилищах, к истощению своих сил в тяжелой и нездоровой работе, имеют своим результатом совершение беднейшими слоями населения подавляющего большинства преступлений.

Аналогичную мысль проводил и А.А. Пионтковский, считая, что факторы преступности коренятся не просто в социальной среде, а «по преимуществу в отрицательных особенностях экономического уклада жизни… Современный экономический уклад создает резко бьющие в глаза контрасты: бедность масс и богатство меньшинства. На почве этих контрастов… создается благоприятная атмосфера для различного рода эксцессов, складывается… обстановка для развития и проявления преступной деятельности».

Российские криминологи-социологи считали, что познание преступности целиком зависит от изученности ее факторов, а поэтому особое внимание эта школа уделяла анализу многочисленных данных, свидетельствующих о статистической зависимости между различными социально-экономическими и психологическими характеристиками личности преступников, с одной стороны, и фактами нарушения уголовного закона - с другой. Поэтому важнейшим методом исследования закономерностей развития преступности социологическая школа считала статистический анализ.

Антропологическое направление не нашло в России такого распространения, как на Западе. Из известных ученых, тяготеющих к антропологам - последователям Ч. Ломброзо, можно назвать Д.А. Дриля. В учении антропологов его привлекала, главным образом, неудовлетворенность догматическими построениями классической школы уголовного права, которая игнорировала в своих чисто юридических схемах живого человека, совершившего преступление. Д.А. Дриль уделял особое внимание индивидуальным факторам преступности, которые он, тем не менее, полностью подчинял факторам социальным. Источником преступности он считал два основных фактора - личное и социальное, причем второе определяет первое. Эта мысль проходит через все его основные работы: «Психофизические типы в их соотношении с преступностью» (1890 г.), «Преступность и преступники» (1899 г.), «Учение о преступности и мерах борьбы с ней» (1912 г.).

Криминологические исследования в дореволюционной России оказывали влияние на практику государственного реагирования на преступность. Для сравнения достаточно сказать, что в советский период так и не удалось законодательно оформить систему мер предупреждения преступности. В царской же России это было сделано еще в 1832 г. в Уставе о предупреждении преступлений, который впоследствии трижды (1842, 1857 и 1900 гг.) существенно обновлялся. В идеях ученых, изучавших преступность в прошлом, содержится немало полезного и для настоящего времени, что в равной степени относится как к зарубежной, так и отечественной криминологии.

3. Развитие криминологии в 20-30 годах

Изучение преступности продолжалось и в первые годы существования советского государства. Анализ состояния преступности, ее причин, личности преступника проводился органами юстиции, милиции, работниками государственного аппарата, научными сотрудниками, общественностью и студентами. Научно-методической базой проведения криминологических исследований являлись статистические учреждения, в которых была сосредоточена так называемая моральная статистика, а также кабинеты по изучению преступности и преступника, создаваемые различными ведомствами и учреждениями в крупных городах страны.

Первый кабинет, о деятельности которого имеется более полная информация, был образован в 1922 г. в Саратове. Работа Саратовского губернского кабинета криминальной антропологии и судебнопсихиатрической экспертизы велась в трех направлениях: 1) изучение преступника и преступности; 2) изыскание наиболее рациональных методов перевоспитания преступников; 3) производство экспертиз для судебных органов уголовного розыска и для администрации исправдома.

Возникновение Московского криминологического кабинета связано с проведенным в апреле 1923 г. обследованием арестных домов Москвы. Материалы обследования оказались настолько интересными и ценными, что напрашивался вывод о необходимости организации постоянного изучения личности преступника и преступности. В связи с этим в 1923 г. при Административном отделе Московского Совета был создан кабинет по изучению личности преступника и преступности. В нем работали криминалисты-социологи, психиатры, психологи, антропологи, биохимики, статистики. Впоследствии кабинет был передан в ведение Мосздрав-отдела, и это определило направление его деятельности.

То обстоятельство, что Московский кабинет находился в ведении здравотдела, накладывало отпечаток на характер проводимых им исследований и научных работ, которые носили преимущественно биопсихологический характер. Показательны в этом плане сборники «Преступник и преступность», выпущенные кабинетом.

Организованный в 1926 г. кабинет в Ростове-на-Дону также придерживался биопсихологического направления в своих исследованиях. Руководил работой кабинета доктор А.В. Браиловский, труды кабинета и, в частности, его сборники «Вопросы изучения преступности на Северном Кавказе» издавало краевое управление здравоохранения, авторами статей были главным образом врачи.

В Ленинграде второй криминологический кабинет был организован при губернском суде в 1925 г. Основной формой работы кабинета были кружки, занятия в которых были организованы по лабораторному методу. Кроме того, кабинет проводил анкетные обследования. Им были проведены обследования детской преступности, растратчиков, хулиганов, воров, убийц.

В целях организационно-методической координации проводимых в стране криминологических исследований в марте 1925 г. при Народном комиссариате внутренних дел РСФСР был образован Государственный институт по изучению преступности и преступника. По существу, он стал первым в стране центром изучения преступности, в составе института действовали четыре секции: социально-экономическая, пенитенциарная, биопсихологическая и криминалистическая.

К числу наиболее серьезных теоретических исследований этого периода в первую очередь относятся труды М.Н. Гернета, А.А. Герцеязона, Д.П. Година, В.И. Куфаева, Е.И. Тарновского, В.И. Халфина, А.С. Шляпочникова и др.

На основании изучения уголовных дел и преступников Государственный институт проводил комплексные исследования растрат и растратчиков, убийств и убийц, хулиганства и хулиганов, заключенных, осужденных к высшей мере наказания, и др.

Однако по идеологическим соображениям Государственный институт по изучению преступности и преступника в 1931 г. был закрыт. В ЦСУ закрыли отдел моральной статистики. Официальная позиция состояла в том, что преступность в СССР вызвана двумя причинами: пережитками прошлого в сознании людей и капиталистическим окружением. Изучение каких-либо иных факторов объявлялось ненужным и вредным. Многие сотрудники были репрессированы. На долгие годы (с 1930 по конец 50-х годов) криминологические исследования были запрещены.

4. Развитие криминологии с конца 30 - х до конца 90 - х годов

Бурное развитие криминологии было насильственно прервано. С середины 30-х годов до 1956 г. криминология как служанка буржуазии фактически прекратила свое существование. Советские вожди исходили из того, что социализм не имеет собственных причин преступности и поэтому не нужны криминологические исследования.

В конце 50-х годов с развенчанием периода культа личности положение дел с проведением криминологических исследований изменилось к лучшему. В специальной юридической литературе стало появляться значительное число статей, авторы которых выдвигали актуальные вопросы борьбы с преступностью.

На совещаниях и конференциях, организованных Прокуратурой СССР и Верховным Судом СССР, юридическими научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями, были намечены соответствующие мероприятия, направленные на развитие исследований преступности.

В новое уголовно-процессуальное законодательство (1961) были включены нормы, регламентирующие обязанности органов следствия, прокуратуры и суда выявлять по каждому уголовному делу причины и условия, способствующие совершению преступлений.

В эти годы значительная работа была выполнена сектором уголовного права ВНИИ криминалистики Прокуратуры СССР, ВНИИ охраны общественного порядка при МООП СССР, сектором по изучению и предупреждению преступности Института государства и права Академии наук СССР.

Основы советской криминологии впервые стали преподавать в 1964 году на юридических факультетах Московского университета и Свердловского юридического института. В этот период были опубликованы первые теоретические труды по проблемам криминологии (а не в рамках уголовного права, как было ранее).

В 1963 г. был образован Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Это был значительный шаг в развитии криминологии. Перед институтом была поставлена задача объединить и возглавить исследования в этой области. В составе института были образованы секторы: общей методики изучения и предупреждения преступности (А.А. Герцензон); изучения причин и разработки мер предупреждения хищений социалистической собственности (В.Г. Танасевич); преступлений против личности (С.С. Степичев); прокурорского надзора (В.К. Звирбуль); преступлений несовершеннолетних (Г.М. Миньковский); предварительного следствия (А.И. Михайлов); криминалистической техники (Н.А. Селиванов). Первым директором института был назначен И.И. Карпец, его заместителями -- В.Н. Кудрявцев и Г.И. Кочаров.

Криминология как самостоятельная наука и учебная дисциплина все более утверждается в качестве научной базы для разработки уголовной политики, научно-методической основы нормотворчества и практики борьбы с преступностью.

В 1966 г. выходит первый отечественный учебник по криминологии, подготовленный Всесоюзным институтом по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, выдержавший затем три издания и приведший к созданию в начале 80-х годов первого в истории советской (и русской) науки Курса криминологии.

Развитие науки привело к созданию кафедр криминологии в ряде высших юридических учебных заведений страны: Московском, Екатеринбургском юридических институтах, Академии и высших школах МВД. Преподавание криминологии было ориентировано на получение выпускниками вузов не только твердых знаний о проблемах борьбы с преступностью, конкретных ее видах, но и на реальную возможность активного их участия в разработке, реализации и оценке различных социально-правовых программ, законодательных норм и иных документов -- так называемых криминологических экспертизах, способных своевременно оказывать необходимое анти криминогенное воздействие.

Этот период развития криминологии, хотя и сопровождался в ходе дискуссий иногда некорректными их формами, характерен решительным освобождением от догматических и схоластических стереотипов, переосмыслением многих теоретических постулатов, несмотря на идеологическую зажатость науки.

Большую роль в координации криминологических исследований, объединении усилий ученых страны в разработке теоретических положений и практических рекомендаций для улучшения борьбы с преступностью играют Криминологическая ассоциация и Союз криминалистов и криминологов. Значительный вклад в развитие криминологии внесли: С.Б. Алимов, С.П. Бузынова, В.Г. Демин, Г.И. Забрянский, М.Н. Зацепин, Л.В. Кондратюк, Ю.Г. Козлов, Н.П. Косоплечее, Н.П. Кондрашков, М.В. Королева, С.Ф. Милюков, В.В. Панкратов, Э.И. Петров, А.И. Рахманов, Г.М. Резник, В.А. Серебрякова, С.Л. Сибиряков, О.В. Старков, А.П. Сыров и другие научные сотрудники криминологических отделов Института государства и права РАН, Института проблем укрепления законности и правопорядка, НИИ МВД Российской Федерации и др.

5. Развитие криминологии с конца 90-годов и до настоящего времени

С одной стороны, этот период начался достаточно оптимистично и прагматично. В сентябре 1991 года в г. Алма-Ата учреждена Криминологическая ассоциация (с 1999 года приобрела статус Общероссийской общественной организации «Российская криминологическая ассоциация»), объединившая ученых, активно занимающихся исследованиями в области криминологии, криминальной виктимологии, которая регулярно проводила научные семинары, конференции, круглые столы, а главное - готовила и издавала сборники научных статей, монографий по результатам теоретических и прикладных исследований членов ассоциации.

С другой стороны, указанный период развития современной криминологии связан с губительными последствиями, в т. ч. и для науки, распада СССР. В итоге, с каждым годом ослабевали творческие и деловые контакты специалистов-криминологов бывших советских республик, выразившиеся в сокращении числа научных конференций, симпозиумов, объемов исследований, падении тиражей издаваемой специальной литературы.

При этом, несмотря на то, что число журналов криминологической направленности выросло, их суммарный тираж в настоящее время не превышает нескольких тысяч, что явно недостаточно для нашей страны.

В целом отечественная наука, особенно гуманитарная ее составляющая, включая социологию, криминологию и т. п., значительно сдала свои позиции, особенно начиная с конца 90-х годов ХХ и до начала ХХI столетия.

Отмеченное - объективный процесс, так как современным в значительной степени криминализированным и коррумпированным государствам, по сути дела, не нужны результаты исследований общественных и гуманитарных наук, в первую очередь таких как: политология, социология, социальная психология, криминология, виктимология, агрессология, вайеленсология и др.

Основные признаки кризиса отечественной криминологии условно можно подразделить на объективные и субъективные.

К объективным относятся:

1. Невостребованность, особенно в последние годы, как со стороны государства («власть имущих»), так и общества. Указанное выражается в сокращении количества и масштабов прикладных исследований, а также в упорных попытках в последние годы исключить учебную дисциплину «Криминология» из перечня обязательных предметов, согласно государственному образовательному стандарту.

2. Ограниченность финансовых, материальных и кадровых ресурсов для реализации прикладных концепций борьбы с преступностью и ее предупреждения.

3. Отсутствие четких теоретико-методологических основ, на что указывает ряд ученых-криминологов, а главное - соответствующего уровня подготовки нового поколения криминологов.

Отмеченное выражается именно в недостаточной общетеоретической, фундаментальной и методологической, включая философскую, подготовке криминологов.

Прежде всего, речь идет о владении основами диалектики и ее веками проверенных законов, категорий и методов.

Например, изучение и трактовка таких основополагающих понятий криминологии и социально-правовых явлений, как преступность, ее основные виды, детерминанты, личность преступника, предупреждение преступности и профилактика преступлений (общая и индивидуальная), объективно невозможны без использования уровневого подхода.

К субъективным признакам относятся:

1. Отсутствие, по сути дела, авторитетов, особенно для ряда молодых начинающих криминологов. В результате отдельные из них позволяют себе издавать некачественные учебные пособия и статьи, используя компиляцию или откровенный плагиат. В итоге, по жесткому, но справедливому высказыванию одного из ведущих криминологов страны: «стыдно теперь в научном сообществе не воровать чужие мысли и тексты, а противиться этому, добиваясь «правды» .

2. При этом выявляется парадоксальная ситуация: чем меньше осуществляется конкретных исследований и предлагается практических разработок, тем больше лиц, которые просто «составляют» учебные пособия, курсы лекций и т. п., считая их «авторскими» работами.

В итоге, к большому сожалению, результаты глубоких размышлений и научных построений ведущих ученых-криминологов не востребованы, мало или почти никак не влияют на криминальную реальность страны и уровень безопасности граждан.

Таким образом, криминология существует как бы сама по себе (кстати, за это в свое время, т. е. 30-40 лет назад, советские криминологи активно критиковали зарубежных коллег, называя некоторых из них учеными, сидящими в «башне из слоновой кости»), а реальная жизнь и практика борьбы с преступностью и ее предупреждения, как и серьезная криминальная обстановка в стране в целом, - сами по себе.

Отсюда следует, что, несмотря на затянувшийся кризис во всех сферах жизни государства и общества, криминальная ситуация в России обусловливает острую необходимость дальнейшего развития криминологических исследований, в первую очередь прикладного характера, а также криминальной виктимологии, знание основ которой - залог обеспечения личной и имущественной безопасности граждан нашей страны.

Многолетний опыт реализации именно этого направления в ряде учебных заведений в период с 1995 по 2010 годы подтверждает необходимость развития этих наук.

Итак, нынешнее положение современной отечественной криминологии обусловлено и общей ситуацией, сложившейся в стране, обществе, науке, и определенными политико-экономическими трудностями, вспышками национализма и экстремизма, ростом реальной преступности и ее качественными изменениями. Кроме того, резко изменилось соотношение сил на мировой арене и, соответственно, место, которое занимает в нем Россия.

Заключение

Возникновение криминологии как самостоятельной науки относят к середине 19-го века в связи с появлением работ Ч. Ломброзо (1835-1909 гг.) и итальянских исследователей Топинарда и Гарофало. Последние в 1885 году опубликовали монографию под названием «Криминология».

В России до октября 1917 года криминология как самостоятельная наука не была развита, а изучалась в рамках уголовного права, главным образом, представителями социологической школы, прежде всего, профессором М.Н. Гернетом. Он внес и весомый вклад в развитие советской криминологии 1920-х годов многочисленными трудами о преступности в РСФСР, СССР и Москве.

В учебниках по уголовному праву А.Н. Трайнина, А.А. Пионтковского и других авторов в 1920-х годах отводилось много места анализу преступности и ее причин.

Советская криминология начиналась как практическое направление уголовной статистики. При ЦСУ РСФСР, затем СССР, при губернских судах функционировали отделы моральной статистики, изучавшие преступность, ее причины, личность преступников. Появился первый отечественный институт по изучению преступности и преступников, который издавал на четырех языках полноценные статистические обзоры о преступности в СССР до 1935 года.

После 1935 года криминология, как и советская социология, перестала существовать, исследования проводились фрагментарно и под грифом «секретно».

Возрождение криминологии последовало в 1950-х - начале 1960-х гг. С 1964 года Постановлением ЦК КПСС о юридическом образовании и юридической науке криминология вносится в учебные планы как обязательная дисциплина юридических вузов. В мае 1963 года организуется Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности.

Криминолого-профилактическое нормотворчество в виде федеральных программ и законов о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, а также проведение криминологических экспертиз проектов УК относится к началу 1990-х годов.

Современная криминология исходит из понимания, что преступность наличествует в любом обществе и является объективно существующим социально-правовым явлением, поскольку человеку присуще сложное сочетание биологических свойств, определяющих развитие личности, и внешних факторов (социальной среды), которые в конечном итоге при определенных условиях порождают совершение преступлений. На современном этапе отечественная криминология вносит весомый вклад в реализацию государственной политики борьбы с преступностью, предупреждения преступлений.

Список использованной литературы

1. Гернет М.И. Общественные причины преступности. - М., 1906.

2. Долгова А.И. Криминология. Учебник. Гриф МО РФ. - изд. Норма, Инфра-М., 2014.

3. Духовской М.В. Задача уголовного права. - Ярославль, 1872.

4. Езикян В.И. Криминология Учебное пособие. - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011.

5. Пионтковский А.А. Уголовное право. Часть общая. - Казань, 1913.

6. Сибиряков С.Л. Об актуальных проблемах и задачах криминологии в России / С.Л. Сибиряков // Криминологические и уголовно-правовые вопросы борьбы с преступностью: сб. науч. тр. - Волгоград, 1994.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Становление и развитие криминологии за рубежом, антропологическое и социологическое направления исследований в данной отрасли. Возникновение и развитие отечественной криминологии как самостоятельной науки, в советский период и на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2016

    Сущность преступления, взгляды на это понятие ученых древности и современности. Характерные особенности этапов развития криминологии как науки. Специфика подходов и теорий в объяснении преступного поведения человека. Криминология в дореволюционной России.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2010

    Криминология - наука о преступности, ее причинах, личности преступника. Пути и средства предупреждения преступности и перспективы ее ликвидации. Проблемы криминологии в трудах античных философов. Ломброзо - один из основоположников криминологии.

    реферат , добавлен 19.11.2010

    Несовершенные социальные условия, господствующие общественные отношения - объективные предпосылки для совершения преступлений. Становление учета преступности. Тенденции развития преступности в 1917-1991 годы. Анализ современного развития криминологии.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2008

    Теоретические представления о преступности российских дореволюционных криминалистов. Развитие криминологической науки после Октябрьской революции 1917 г. Особенности криминологии в советское время и ее характерные черты в РФ на современном этапе.

    реферат , добавлен 08.10.2013

    Становление и развитие криминологии как науки. Общенаучные и частнонаучные методы, используемые в криминологии. Понятие преступности и ее признаки. Соотношение понятий "преступление" и "преступность". Криминальная мотивация.

    шпаргалка , добавлен 26.08.2004

    Система и социально-правовой характер науки криминологии как учения о преступлении. Место частных теорий в системе криминологической науки. Разновидности частных криминологических теорий, их роль в криминологии. Проблема предупреждения преступности.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2013

    Понятие и сущность криминологии как науки познания закономерностей преступности, обеспечения политики борьбы с явлением, его прогнозирования; функции и методы. Связь криминологической науки с практической деятельностью по предупреждению преступности.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2011

    Понятие и предмет криминологии, её задачи как науки. Уровень преступности, ее интенсивность и структура. Предвидение и криминологические прогнозы. Профилактика преступлений и других правонарушений. Дифференциация мер воздействия и индивидуальный подход.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2011

    Возрастная специфика ювенальной криминологии. Криминологические характеристики преступности несовершеннолетних в Российской Федерации. Превентивное направление ювенальной криминологии: социальная работа по предупреждению подростковой преступности.



Поделиться