Уголовное законодательство как форма выражения уголовной политики. Уголовная политика. I. Общие положения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Уголовно- правовая политика как основной элемент государственной уголовной политики

уголовный правовой политика

Российская наука уголовного права, на наш взгляд, во многом преждевременная. Она заготовила впрок огромное количество идей, только бери и пользуйся умело!

К числу наиболее обсуждаемых проблем ныне относится проблема соотношения государственной, уголовной и уголовно-правовой политики.

Вопросы определения сферы действия уголовно-правовой политики нашли отражение в трудах Л.В. Бариновой, С.С. Босхолова, Ю.В. Голика, И.Э. Зверовчатского, А.Н. Игнатова, Н. А. Лопашенко, Ю.И, Ляпунова А.И. Коробеева, Н.Э. Мартыненко, П.Н. Панченко, В.П. Ревина, А.В. Усс и др.

Если с определением государственной политики проблем не возникает, и многие авторы рассматривают ее как общегосударственный курс, проводимый, то с соотношением уголовной и уголовно-правовой политики возникают проблемы.

Авторы по-разному понимают объемы и границы уголовной и уголовно-правовой политики. Одни - включают в понятие уголовно-правовой политики уголовно-исполнительную и уголовно-процессуальную, криминологическую, другие считают, что это самостоятельные части внутригосударственной политики Лопашенко Н.А. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, уголовный закон, уголовно-правовая политика. СПб., 2004. С. 263..

А.В. Блинников, например, предполагает, что сущностью уголовно - правовой политики является выработка уголовно - правовых норм, адекватно отражающих характер угроз, создаваемых общественно опасными действиями (бездействиями) людей и защищающих от них интересы личности, общества и государства. Как нам кажется им заужено содержание уголовно-правовой политики.

По его мнению, целью уголовно-правовой политики является разработка уголовного законодательства, адекватно отражающего потребности общества в защите от общественно опасных посягательств личность, общество и государство. В тоже время автор обозначает задачи уголовно-правовой политики, явно выходящие за рамки формирования законодательства (то есть определенных им же целей), например, формирование представлений, взглядов на цели и возможности противодействия преступности в целом и по отдельным ее проявлениям уголовно-правовыми средствами; возможно более полный учет интересов личности, общества и государства, нуждающихся в защите от общественно опасных посягательств и т.д.

М.Ю. Воронин предложил свою классификацию взглядов на определение уголовной политики, существующих в науке. Он выделяет: 1) подход, в соответствии с которым уголовная политика включает в себя всю совокупность мер уголовно-правового воздействия на преступность; 2) подход, согласно которому уголовная политика связана с социальной профилактикой преступности, воздействием на ее детерминанты и применением уголовно-правовых мер; 3) широкий спектр мер, начиная от уголовно-правовых и заканчивая мерами социального развития Воронин М.Ю. Уголовная политика: понятие, история возникновения и развития. М., 2000. С. 265..

Мы не ставим перед собой цель исследования всех концепций по вопросам уголовной и уголовно-правовой политики, мы привели лишь пару примеров для того, что бы показать взгляды различных ученых

Полагаем, что уголовно-правовая политика - это элемент государственной политики. Она является приоритетной по отношению к уголовно-исполнительной, уголовно-процессуальной, криминологической политике. В этой связи мы согласны с мнением Н.А. Лопашенко о том, что любая политика, входящая в государственную политику противодействия преступности, опирается на разработанные уголовно-правовой политикой понятия преступного и наказуемого, исходит из них.

В конечном итоге эффективное противодействие преступности возможно только при наличии детально разработанной уголовно-правовой политики.

Приведем его: общественно - опасным признается всякое действие или бездействие, направленное против советского строя или нарушающее правопорядок, установленный Рабоче-Крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени.

Современное общество уже готово к тому, что бы уголовно-правовая политика стала прозрачной, четко сформулированной. Со стабилизацией отношений в стране должна быть выработана такая уголовная политика, а в рамках ее и уголовно-правовая политика, о содержании которой можно будет судить по ее концептуальным положениям, а не догадываться по тексту отдельных норм. Пришло время четкого уголовно-правового курса, закрепленного в национальной доктрине уголовной политики России.

Вряд ли можно утверждать, что уголовно-правовая политика не идеологизирована, т.е. лишена классовых амбиций и интересов, ибо идея или воля исходят от класса, группы лиц, осуществляющих государственное управление. Однако мы понимаем, что и слишком идеологизированое, и абсолютно не идеологизированое уголовное право вредно для общества.

Поэтому современная уголовно-правовая политика должна содержать объединяющую идею, служить не классовым интересам, а общечеловеческим ценностям. Учитывая различные идеологические позиции, она должна выработать нечто среднее, отвечающее Конституции и защищающее общество от радикальных проявлений идеологии.

А.В. Блинников, например, указывает, что раскрывая содержание уголовной политики, не надо забывать, что это исторически изменчивое явление, зависящее от целой совокупности объективных и субъективных факторов.

К объективным факторам, на наш взгляд совершенно справедливо, автор относит исторический тип способа производства, производственных отношений, противоречия между производительными силами и производственными отношениями; политические отношения; правовые отношения и нормы как юридические формы реализации общественных и прежде всего производственных, политических и морально-этических отношений; другие виды социальных отношений…среди которых особое значение имеют нравственно-межличностные отношения.

Субъективными факторами, влияющими на содержание уголовной политики, автор считает: интересы, потребности субъектов уголовной политики и субъектов правоотношений; личностные качества, психические процессы, свойства, состояния и образования общественно-политических лидеров, субъектов правоотношений и другие Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учеб. / под ред. А.В. Брилиантова. - М.: проспект, 2009. - С. 45..

Очевидно те же самые субъективные и объективные факторы влияют и на содержание уголовно-правовой политики, так как она является элементом уголовной политики.

Соотношение между государственной, уголовной и уголовно-правовой политикой должно быть, на наш взгляд, следующим. Государственная политика является основополагающей, далее идет уголовная политика, очерчивающая общие ориентиры в области противодействия преступности, а затем следует уголовно-правовая политика как конкретизация и реализация основных задач определенных государством в целях противодействия преступности, стоящих перед уголовным законодательством и правоприменительной практикой, а также перед уголовно - правовой наукой.

Основными направлениями современной уголовной политики являются - борьба с коррупцией, с организованной преступностью, с терроризмом, с экологическими преступлениями. Эти и другие направления реализуются в жизнь через конкретные мероприятия, проводящиеся в рамках уголовно-правовой политики.

Полагаем, что понятие уголовно-правовой политики должно быть следующим: уголовно-правовая политика - это часть государственной уголовной политики, которая направлена на противодействие преступности для защиты личности, собственности, государства и иных охраняемых уголовным законом объектов (интересов) от преступного посягательства.

Целью уголовно-правовой политики является воздействие на преступность путем разработки теоретических концепций, направленных на противодействие и предупреждение преступности; формирование согласованного уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства и регулирования практики применения.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие, направления и методы уголовно-правовой политики. Понятие и способы дифференциации уголовной ответственности. Принцип дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания. Пенализация как метод уголовно-правовой политики.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2016

    Понятие, сущность, значение принципов уголовной политики. Проблема классификации принципов уголовной политики государства. Связь принципов уголовной политики с принципами уголовного права. Раскрытие сущности современной уголовной политики России.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2014

    Историко-теоретические аспекты становления и развития современной уголовно-правовой политики в российском государстве. Методологические и прикладные проблемы уголовной политики. Анализ методов убеждения, воспитания, декриминализации и депенализации.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    История развития норм об уголовной ответственности за убийство. Уголовно-правовая характеристика преступлений против жизни. Криминологическая характеристика убийства, основания привлечения к уголовной ответственности. Особенности назначения наказания.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Формирование уголовной политики России в дореволюционный период. Первое существенное изменение уголовного законодательства. Основные направления уголовной политики современного российского государства: криминализация, гуманизация, либерализация.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2015

    Исторический аспект развития уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж в России; общая характеристика понятия, уголовно-правовая характеристика, объективные и субъективные признаки; разграничение от смежных составов преступлений.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2011

    Понятие и виды уголовной ответственности. Определения уголовной ответственности. Признаки уголовной ответственности. Уголовная ответственность и уголовно-правовые отношения. Прекращение уголовной ответственности. Основание уголовной ответственности.

    реферат , добавлен 20.10.2008

    Уголовно-исполнительная политика как продолжение уголовной политики. Факторы, оказывающие влияние на формирование и развитие уголовно-исполнительного права. Право на оборону и превышение пределов крайней необходимости согласно законодательству РФ.

    контрольная работа , добавлен 02.04.2016

    Исторический обзор законодательства о государственной измене: досоветский, советский период, современное состояние уголовно-правовой защиты. Понятие государственной измены. Объект и субъект преступления. Условия освобождения от уголовной ответственности.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2014

    Наркомания и наркотизм - проблемы мирового социума. Уголовно-правовая политика противодействия. Проблемы использования института освобождения от уголовной ответственности в борьбе с наркопреступностью. Анализ отдельных проблем уголовно-правовой борьбы.

Термин "уголовно-правовая политика" исторически связан с развитием уголовно-правовой науки. Основоположник российской уголовной политики Михаил Павлович Чубинский считал, что наука уголовного права в широком смысле включает уголовную догматику, уголовную политику и уголовную этиологию. В начале XX в. российский юрист Сергей Константинович Гогель писал, что "уголовная политика, являясь или неразрывным целым с уголовной социологией, или прикладной наукой к основной позитивной науке - уголовной социологии, представляет собой учение о существующих уже ныне мерах борьбы с преступностью". Пройдя длительный эволюционный путь, уголовная политика из научной категории трансформировалась в одно из направлений деятельности государства, в котором она и воспринимается на сегодняшний день.

Уголовно-правовая политика - это выработанная государством генеральная линия, определяющая основные направления, принципы, цели и средства воздействия на преступность путем формирования уголовного законодательства, практики его применения, а также воздействия на правовую культуру и правовое сознание населения. Иначе говоря, уголовная политика, имея в качестве конечной цели максимальное сокращение преступности, определяет стратегию и тактику борьбы с преступностью мерами уголовного права. Уголовно-правовая политика является составной частью более широкого понятия "политика борьбы с преступностью", которая, в свою очередь, входит в социальную политику государства. Помимо уголовной политики структурными элементами политики борьбы с преступностью являются уголовно-исполнительная, уголовно-процессуальная и криминологическая политика.

Содержание уголовно-правовой политики, как представляется, находит свое выражение прежде всего в деятельности государственных и общественных органов и организаций по борьбе с преступностью путем применения мер, предусмотренных уголовным правом. Иначе говоря, содержание уголовной политики есть управление процессом борьбы с преступностью специфическими уголовно-правовыми средствами.

Проблема уголовно-правовой политики является фундаментальной в теории отраслевых наук антикриминального цикла, в первую очередь уголовного права и криминологии. Анализ позиций ученых, высказанных ими в разное время, дает ни с чем не сравнимую возможность "погружения" в процесс формирования изучаемого понятия с учетом развития государственно-правовых явлений на протяжении достаточно длительного исторического периода. Это также свидетельствует об определенной научной состоятельности и самостоятельности ученых в условиях существовавшего на тот период политического режима.

Относительно объема и содержания уголовно-правовой политики сегодня, как и раньше, существуют две основные позиции, связанные с пониманием уголовной политики.

Первая была сформулирована А.А. Герцензоном, считавшим, что изучаемым понятием охватывается все, что прямо или косвенно направлено на борьбу с преступностью. Таким образом, трактуя данное понятие уголовной политики, он включал в ее сферу не только специальные меры (уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, криминологические, исправительно-трудовые, криминалистические), но и меры чисто социального характера (экономические, идеологические, медицинские и т.д.).

Кроме этого, была высказана и другая точка зрения, сторонники которой (С.В. Бородин, А.Э. Жалинский, Н.И. Загородников, И.А. Исмаилов, Н.И. Стручков) считают, что только специальные меры социального предупреждения преступности, которые основываются на уголовном, уголовно-процессуальном и исправительно-трудовом законодательстве с привлечением данных науки, включая криминологию и криминалистику, составляют это понятие. Представляется важным в этом контексте определение уголовной политики, предложенное Н.И. Загородниковым и Н.А. Стручковым: "Уголовная политика представляет собой такое направление советской политики, в рамках которого формируются исходные требования борьбы с преступностью посредством разработки и осуществления широкого круга предупредительных мер, создания и применения правовых норм материального, процессуального и исполнительного уголовного права, устанавливающих криминализацию и пенализацию, а когда нужно, декриминализацию деяний, а также посредством определения круга допустимых в борьбе с преступностью мер государственного принуждения". Следует отметить, что основной акцент в этом определении сделан на исходных требованиях, т.е. принципах борьбы с преступностью, что представляется весьма важным.

Сходно, но с определенной спецификой определяет уголовную политику Н.А. Беляев. По его мнению, уголовная политика осуществляется путем применения наказания или заменяющих наказание мер административного или общественного воздействия к лицам, совершившим преступные посягательства, а также путем предупреждения преступлений при помощи угрозы применения наказания.

Помимо приведенных выше формулировок в юридической литературе имеется множество различных определений уголовной политики. Так, например, по мнению И.А. Исмаилова, уголовную политику можно охарактеризовать как "направление деятельности государства, осуществляемой на уровне политического руководства, управления, принятия и реализации конкретных решений и имеющей основным назначением определение и проведение в жизнь задач, форм и содержания, целенаправленных мер борьбы с преступностью (воздействия на нее), организацию и обеспечение оптимального функционирования и развития этой системы на надлежащей идеологической, правовой, информационной, ресурсной базе и во взаимодействии с другими социальными системами" представляют несомненный интерес определения, иллюстрирующие современный взгляд на проблему. С.С. Босхолов считает: "Под уголовной политикой следует понимать: 1) государственную политику (доктрину) борьбы с преступностью, выраженную в соответствующих директивных актах (законах, указах Президента, постановлениях правительства); 2) научную теорию и синтез соответствующих политических, социологических и правовых знаний; 3) особый вид социальной деятельности, направленной на активное, наступательное противодействие преступности и другим правонарушениям". В.П. Ревин подчеркивает: "Уголовная политика - это целенаправленная активная деятельность государства по защите общества от преступности, разработка и реализация оптимальной стратегии, призванной обеспечить достижение цели стабилизации и ограничения уровня преступности, создания предпосылок позитивных тенденций преступности".

Обобщенно, в структурном плане уголовную политику определяет Я.Г. Стахов. По его мнению, это государственная программа борьбы с преступностью и ее реализация в деятельности государственных и общественных организаций, а также сложное, многогранное социально-политическое образование, объектом воздействия которого является преступность

Дефиниция, отражающая реалии современного правового государства, сформулирована И.Э. Звечаровским: "Уголовная политика - это выработанное государством и основанное на объективных законах развития общества направление деятельности специально уполномоченных на то государственных органов и организаций по охране прав и свобод человека и гражданина, общества и государства в целом от преступных посягательств путем применения наказания и других мер уголовно-правового характера к лицам, их совершившим, а также посредством предупреждения преступлений при помощи правового воспитания, угрозы применения уголовного наказания и мер профилактики индивидуального и специально-криминологического характера".

Это определение еще раз подтверждает, что содержание уголовной политики не исчерпывается только уголовным законодательством. Хотя именно уголовное законодательство выступает материально-правовым основанием, содержанием, диктующим соответствующую форму для уголовно-процессуальной политики. Касаясь структуры уголовной политики, С.В. Бородин говорил о правомерности употребления таких понятий, как уголовно-правовая политика, уголовно-процессуальная политика, судебная политика, исправительно-трудовая политика. Вместе с тем он подчеркивал, что это "лишь составные части уголовной политики, поскольку предмет каждой из них входит как неразрывная часть в предмет уголовной политики". Исходным пунктом здесь служит представление о том, что главное в борьбе с преступностью - ее предупреждение. Такой подход к определению границ уголовной политики представляется наиболее перспективным, ибо борьбе с преступностью придается комплексный характер, а сама она (политика) приобретает необходимую глубину и объемность.

Анализируя понятие уголовной политики, необходимо отметить главное - ее ведущую роль по отношению к материальным и процессуальным отраслям права антикриминального цикла, управление применением норм которых является одной из форм реализации уголовной политики.

В отраслевом контексте данные понятия направлены на то, чтобы выделить из правовой сущности уголовной политики как системы направления, обслуживаемые.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что все авторы рассматривают уголовную политику как направление государственной деятельности, определяющее стратегию и тактику борьбы с преступностью на базе уголовного материального, процессуального и исполнительного права. Однако наряду с традиционными определяющими уголовной политики - деятельностью государства, профилактикой правонарушений, борьбой с преступностью, юридическими составляющими и ресоциализацией преступников - в настоящее время появились факторы, которые нельзя не учитывать при определении понятия, раскрытия содержания и сущности уголовной политики Российской Федерации.

Общепризнанными понятиями современной общественно-политической жизни являются: политика, внутренняя политика, внешняя политика и международная политика. В свою очередь, внутренняя (внутригосударственная, национальная) политика подразделяется на социальную, экономическую, экологическую и некоторые иные. Внутренняя политика - это направления деятельности государства и общества (как через государство, так и через иные политические и неполитические образования), связанные с решением задач, касающихся населения в целом, отдельных групп населения, государства в целом или его частей (субъектов федеративного государства). Иными словами, тот или иной вопрос является (становится) политическим, когда он затрагивает большие массы людей, страну, государство, части государства. Вопрос может быть политическим какое-то время, затем перестать быть таковым.

Правопорядок, борьба с преступностью, безопасность личности в зависимости от их состояния могут быть вопросами социальными (социальной политики) и могут быть вопросами внутригосударственной политики в целом, но во всех случаях они касаются всего общества и государства и требуют принятия специальных мер государственного и общественного характера, которые традиционно можно назвать уголовной политикой. Причем на нынешнем этапе состояния и развития российского общества и государства это элемент внутригосударственной политики в целом, что объясняется следующими общенациональными и общегосударственными обстоятельствами, а также активным включением России в антитеррористические усилия ООН и других организованных форм сообщества, в сферу международного сотрудничества по борьбе с транснациональными преступлениями.

В связи с появлением различных форм собственности в Российской Федерации (ст. 8 Конституции РФ, ст. 212 Гражданского кодекса РФ) и соответственно сокращением участия государства в производительных сферах (не всегда оправданное) возросла ответственность предпринимателей и иных собственников (особенно собственников (фактических и формальных) средств производства) за безопасность, сохранность и эффективность использования этой собственности. Переложить полностью на государство ответственность за собственность, за правопорядок (условие нормального всестороннего развития общества), за преступность, за безопасность личности невозможно и нецелесообразно. Следовательно, собственники должны принимать участие в выработке и проведении в жизнь уголовной политики. Естественно, не только предприниматели, объединенные в союзы, но и иные звенья политической системы российского общества, а также все субъекты развивающегося гражданского общества должны участвовать в ее разработке и проведении в жизнь. Государство определяет политико-правовую составляющую уголовной политики и обеспечивает через правоохранительные органы ее осуществление при поддержке участников всех организованных форм российского общества.

Российская Федерация находится в процессе становления как подлинно сложное - федеративное - государство. И федеральный центр, разрабатывая основы уголовной политики РФ, должен тщательно учитывать особенности положения дел в субъектах РФ - республиках, краях, областях, автономных округах и автономной области в сфере обеспечения правопорядка, борьбы с преступностью и безопасности личности.

Конец XX и начало XXI в. характеризуется увеличением числа и повышением степени общественной опасности ряда "новых" и "старых" преступлений - терроризма и международного терроризма, наркомафии и незаконного оборота наркотиков, различных форм организованной преступности и т.п. Причем в условиях существования оружия массового поражения эти общеуголовные деяния угрожают и покушаются не только на правопорядок и безопасность личности, но и на национальную безопасность конкретных государств и международную безопасность.

Ситуация в Чеченской Республике ярко показала, что бороться с террористической угрозой и актами международного терроризма, контрабандой оружия, бандитизмом в рамках "старой" уголовной политики весьма затруднительно. Российское Правительство, выполняя внутригосударственные и международные обязательства по обеспечению национального и международного правопорядка, пресечения преступности и охраны прав и свобод человека, уже не может действовать, опираясь лишь на органы уголовной юстиции.

При разработке и проведении в жизнь российской уголовной политики необходимо ориентироваться на взаимодействие и взаимное дополнение систем уголовной юстиции, правоохранительных органов системами национальной и международной безопасности. С одной стороны, важно, чтобы каждая система действовала в пределах, определенных законом, с другой - занимаясь специфическими вопросами, например, борьбы с терроризмом, они должны взаимодействовать. Хороший пример в российской практике - создание Федеральной антитеррористической комиссии, где представлены не только органы, обеспечивающие национальную безопасность, но и МВД России и другие структуры, занимающиеся борьбой с общеуголовной преступностью и обеспечением безопасности личности.

Центральной составляющей уголовной политики являются уголовно-правовая, уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная отрасли. Однако их создание и успешное функционирование (применение), выработка и осуществление государственных директив в сфере обеспечения правопорядка, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности личности, разработка и организация предупреждения преступности и ресоциализация преступника должны строиться на полинормативной основе. Уголовная политика как часть внутригосударственной политики должна строиться и осуществляться на основе политических директив, норм права, морали (нравственности), религиозных норм, обычаев, а также корпоративных норм. Нельзя забывать и о положениях ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Понятие уголовной политики.




3) личная ответственность.

Методы уголовной политики

К основным методам уголовной политики следует, на мой взгляд, относить криминализацию, декриминализацию, пенализа-цию, депенализацию, дифференциацию и индивидуализацию уголовной ответственности.

Криминализация представляет собой отнесение того или иного общественно опасного деяния в разряд преступных деяний с установлением за него уголовной ответственности.

Криминализация имеет свое основание и производится в соответствии со своими принципами. Основание порождает криминализацию, свидетельствует о социальной необходимости новой уголовно-правовой нормы или системы норм. На мой взгляд, существует только одно основание для криминализации - существование общественно опасного поведения, требующего уголовно-правового запрета. Принципы криминализации, понимаемые как ее основные идеи, отправные моменты при ее осуществлении, в определенной мере являются гарантией от возможных при криминализации ошибок. В число принципов криминализации входят принципы достаточной общественной опасности криминализируемых деяний, их относительной распространенности, возможности позитивного воздействия уголовно-правовой нормы на общественно опасное поведение, преобладания позитивных последствий криминализации.

Декриминализация как метод уголовной политики предполагает исключение уголовной ответственности за ранее преступные и наказуемые деяния.

Пенализация состоит в установлении принципов и критериев применения наиболее строгого государственного принуждения за деяния, признаваемые преступными; в формулировании целей уголовного наказания; в определении его видов и размеров; в предложении иных мер уголовно-правового воздействия, необходимых и достаточных для воздействия на лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Депенализация, как антипод пенализации, означает сужение пределов государственного принуждения за совершенные преступные деяния, исключение отдельных наказаний из системы наказаний, отказ от них в силу их неэффективности, например, от общественного порицания по УК РСФСР I960 г.

Дифференциация и индивидуализация уголовной ответственности как метод уголовной политики заключается в максимальном учете при привлечении к уголовной ответственности, квалификации преступлений и назначении наказания степени и характера совершенного лицом преступления, обстоятельств его совершения и некоторых личных характеристик виновного.

Уголовная политика, как направление деятельности и часть внутренней политики российского государства, имеет разные формы реализации, и все они в правовом государстве, безусловно, носят правовой характер. К формам реализации уголовной политики следует отнести правотворчество и правоприменительную деятельность.

Специфика правотворчества как формы реализации уголовной политики - в том, что в нем происходит совпадение компонентов формирования уголовной политики и компонентов ее претворения в действительность. В правотворчестве применяются все указанные выше методы осуществления уголовной политики. Правоприменительная деятельность носит в определенной степени вторичный характер по отношению к правотворчеству, поскольку в основном осуществляется государством через представителей государственных органов, которые сами уголовную политику не творят, но реализуют. В правоприменительной деятельности «работает» лишь один метод уголовной политики - метод дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности. Ожидаемые последствия уголовной политики на уровне правоприменения: каждый человек должен быть твердо уверен в охране его прав и законных интересов; каждый должен чувствовать заботу государства о неприкосновенности его личности, об уважении его чести, достоинства, репутации; ни один виновный в совершении преступления не должен избежать уголовной ответственности, ни один невиновный не должен быть привлечен к ней.


Понятие уголовной политики.

Уголовно-правовая (уголовная) политика - один из видов политики реагирования на преступления, который заключается в разработке и реализации стратегии и тактики деятельности государства, реагирующего на совершенные преступления, и который осуществляется средствами и методами только уголовного нрава. Этот вид политики представляет собой, с одной стороны, специфическое направление деятельности государства, связанное с разработкой и установлением основания и принципов уголовной ответственности, определением круга преступных деяний и видов наказаний и иных мер уголовно- правового воздействия за их совершение, порядка и условий освобождения от уголовной ответственности и наказания в целях обеспечения надежной защиты интересов личности, общества, государства от преступных посягательств.

Это также совокупность лежащих в основе указанной деятельности идей, взглядов и представлений о целях, задачах, принципах, основных направлениях (приоритетах), средствах, содержании, формах и методах уголовно-правового воздействия на преступность, которые складываются в обществе на данном этапе его исторического развития и получают свое воплощение в указанной деятельности. Это идеология грамотного противодействия преступности с использованием всех средств и возможностей, имеющихся в распоряжении уголовного права. Уголовно-правовая политика находит свое выражение в нормах уголовного права, актах толкования норм и практике их применения и таким образом определяет границы уголовно-правового обеспечения нормальной жизнедеятельности государственных и общественных учреждений, беспрепятственного осуществления прав и свобод граждан.

Уголовная (уголовно-правовая) политика является «стержнем политики борьбы с преступностью», занимает центральное место в политике реагирования на преступления: именно на ее основе формируются стратегия и тактика политики уголовно-исполнительной, уголовно-процессуальной и криминологической. Приоритет уголовной политики проистекает из того, что только в ее рамках решаются такие принципиальные для каждого государства проблемы, как установление основания и принципов уголовной ответственности, определение круга преступных деяний и мер уголовно-правового воздействия за их совершение. По этой же причине и уголовное право играет ведущую роль в механизме реагирования на преступные проявления, являясь важнейшим «инструментом» уголовной политики; именно его нормы служат основой для отнесения общественно опасных деяний к числу преступлений, определяют преступление и наказание как ключевые понятия, характеризующие деятельность по борьбе с преступностью, закрепляют систему наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, применяемых к лицам, виновным в совершении преступлений.

2. Предмет, содержание, методы и принципы уголовной политики.

Предметом уголовной политики следует считать генеральную линию, стратегические и тактические направления противодействия преступности, реализуемые государством с использованием комплекса взаимосвязанных экономико-правовых, организационно-практических, уголовно-правовых, уголовнопроцессуальных, уголовно-исполнительных, криминологических, криминалистических, оперативноразыскных и других средств.

1) определение принципов уголовно-правового воздействия на преступность, которые состоят из принципов уголовного права (в настоящее время они выражены в уголовном кодексе) и принципов правоприменительной деятельности (принципов неотвратимости ответственности, главенства деятельности по предупреждению преступлений, экономии мер уголовной репрессии);

2) установление круга преступных деяний путем выработки критериев преступного и наказуемого и исключение из круга преступных деяний с учетом этих критериев;

3) разработку общих начал назначения наказания и иных мер уголовно-правового характера, их применения и условий освобождения от наказания.

К основным методам уголовной политики следует, на мой взгляд, относить криминализацию, декриминализацию, пенализа-цию, депенализацию, дифференциацию и индивидуализацию уголовной ответственности.

Криминализация представляет собой отнесение того или иного общественно опасного деяния в разряд преступных деяний с установлением за него уголовной ответственности.

Криминализация имеет свое основание и производится в соответствии со своими принципами. Основание порождает криминализацию, свидетельствует о социальной необходимости новой уголовно-правовой нормы или системы норм. На мой взгляд, существует только одно основание для криминализации - существование общественно опасного поведения, требующего уголовно-правового запрета.

Декриминализация как метод уголовной политики предполагает исключение уголовной ответственности за ранее преступные и наказуемые деяния.

Пенализация состоит в установлении принципов и критериев применения наиболее строгого государственного принуждения за деяния, признаваемые преступными; в формулировании целей уголовного наказания; в определении его видов и размеров; в предложении иных мер уголовно-правового воздействия, необходимых и достаточных для воздействия на лиц, совершивших общественно опасные деяния.

Депенализация, как антипод пенализации, означает сужение пределов государственного принуждения за совершенные преступные деяния, исключение отдельных наказаний из системы наказаний, отказ от них в силу их неэффективности, например, от общественного порицания.

Дифференциация и индивидуализация уголовной ответственности как метод уголовной политики заключается в максимальном учете при привлечении к уголовной ответственности, квалификации преступлений и назначении наказания степени и характера совершенного лицом преступления, обстоятельств его совершения и некоторых личных характеристик виновного.

Принципы уголовной политики – это руководящие, основополагающие начала, на которых базируется деятельность государственных структур в области борьбы с преступностью.

Общие принципы:1) законность;2) справедливость;3) демократизм;4) гуманизм.

Общеправовые принципы:1) равенство перед законом;2) неотвратимость ответственности;

3) личная ответственность.

Уголовно-правовые принципы:1) недопустимость аналогии в уголовном законе;2) недопустимость обратной силы уголовного закона, устанав­ливающего или усиливающего ответственность;3) недопустимость неоднократного привлечения к уголовной ответственности за одно преступление;4) экономия репрессии.

Соотношение понятий «уголовная политика» и «уголовно-правовая политика».

Уголовная политика – писал А.А. Герцензон – реализуется в процессе применения на практике как специальных мер (криминологических, уголовно-процессуальных, исправительно-трудовых, уголовно-правовых), так и мер чисто социального характера (экономических, идеологических, медицин-ских и т.д.)» . Кроме того, понятие уголовная политика рассматривается ещё более узко. В этом случае под ней понимается та часть или направление государственной политики в области борьбы с преступностью, которая реализуется средствами и методами только уголовного права. При этом уголовная политика отождествляется с политикой уголовно-правовой. уголовная политика находит своё выражение через значительное количество нормативных актов различной юридической силы и различных отраслей законодательства – уголовное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, налоговое, административное и др. Кроме того, уголовная политика реализуется не только нормативно или во исполнение каких-то обя-зательных предписаний.

уголовная политика – это государственная политика противодействия преступности, заключающаяся как в нормативном, так и в ином определении мер, направленных на противодействие преступности, уст­ранение её причин и последствий, как через соответствующую деятельность органов государственной власти, так и через деятельность общественную.

Уголовно-правовая политика является частью уголовной политики, ко­то­рая, не выходит за пределы предмета и ме­тода уголовного права это деятельность государства по планированию и осуществлению мероприятий, направленных на противостояние преступности, путем совершенствования уголовного законодательства и практики его применения, а равно должного применения уголовно-правовых норм. главным, основным в ее содержании является обнаружение тех негативных явлений, с которыми необходимо бороться уголовно-правовыми средствами, осознание потребности общества в уголовно-правовом регулировании, установление уголовной наказуемости общественно опасных деяний, ограничение круга преступного, определение характера наказуемости, мер уголовной ответственности и условий освобождения от нее.

Понятие и задачи уголовно-правовой политики

Термин "политика" (politika) греческого происхождения. В буквальном смысле он означает государственные/общественные дела (от polis - государство), словом, искусство управлять государством. Как известно, различаются внешняя (межгосударственная) и внутренняя (экономическая, социальная, техническая, культурная и др.) политика.

Поиск путей и способов противостояния преступности в конце XIX в. - начале XX в. привел исследователей к мысли о необходимости создания научной основы борьбы с преступностью - укореняющимся негативным общественным явлением. Выработка стратегии и тактики поведения власти в этом направлении получила наименование "уголовная политика".

В настоящее время уголовную политику можно определить как порядок противостояния преступности, созданный, охраняемый и защищаемый государственной властью, который отражает экономическое, социальное и духовное развитие общества.

Современная политика государства в сфере противостояния преступности (уголовная политика) как целостное явление состоит из уголовно-правовой, уголовно-исполнительной, криминологической, уголовно-процессуальной, криминалистической, оперативно-розыскной и других видов политики.

Уголовно-правовая политика - это деятельность государства по планированию и осуществлению мероприятий, направленных на противостояние преступности, путем совершенствования уголовного законодательства и практики его применения, а равно должного применения уголовно-правовых норм.

Задачи уголовно-правовой политики: контроль над преступностью, охрана правопорядка, совершенствование нормативно-правовой базы противостояния преступности и др.

Решение задач осуществляется по различным направлениям: снижение количества совершаемых тяжких и особо тяжких, корыстных и насильственных преступлений, а равно преступлений, связанных с бандитизмом, терроризмом, коррупцией, незаконным оборотом/использованием наркотических средств, психотропных веществ (их аналогов, прекурсоров), а также растений (их частей), содержащих такие средства/вещества, и пр.

Все задачи направлены на достижение главной цели - создание эффективной системы противостояния преступности.

Формы реализации и средства уголовно-правовой политики

Уголовно-правовая политика может быть реализована в законодательной, директивной, управленческой (административной) и правоприменительной (правореализующей) формах .

Законодательная форма выражается в совершенствовании уголовного закона.

Директивная форма заключается в деятельности по противостоянию преступности на подзаконном уровне.

Управленческая форма означает организацию правореализующей деятельности подведомственно.

Правоприменительная форма выражается в осуществлении следственно-судебной деятельности, в повышении ее эффективности.

Основные средства уголовно-правовой политики следующие.

1. На законодательном уровне: создание законодательной (и исполнительной) властью нормативно-правовой базы, регулирующей криминализацию и декриминализацию, пенализацию и депенализацию деяний.

Криминализация законодательная - перевод деяния из числа правомерных (или административных проступков и прочих правонарушений) в разряд преступлений в связи с изменением общественного сознания и законодательства.

Декриминализация законодательная - перевод деяния из числа преступных в разряд правомерных (или административных проступков и прочих правонарушений) в связи с изменением общественного сознания и законодательства.

Пенализация законодательная - усиление наказуемости за совершение преступного деяния в связи с изменением общественного сознания и законодательства.

Депенализация законодательная - смягчение вида или размера наказания (исключение какого-либо вида наказания из санкции нормы, отраженной в статье УК), предусмотренного за совершение преступного деяния, расширение возможности освобождения от уголовной ответственности (уголовного наказания) посредством законодательства.

  • 2. На директивном уровне: не связанная с законодательной криминализацией/декриминализацией, пенализацией/депенализацией организация мер противостояния преступности, регулируемая правовыми положениями исполнительной власти: указами Президента РФ, постановлениями, распоряжениями и прочими решениями Правительства РФ и Федерального Собрания РФ.
  • 3. На управленческом уровне: организация мер противостояния преступности, регулируемая ведомственными указаниями, разъяснениями, рекомендациями и другими правовыми актами. Например, постановлениями Пленума Верховного Суда РФ, приказами, директивами, инструкциями, указаниями, методическими рекомендациями Генеральной прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел и т.д.

Посредством правовых актов исполнительной власти, ведомственных положений возможны правоприменительная криминализация/декриминализация, пенализация/депенализация.

Криминализация правоприменительная - расширение применения уголовно-правовой нормы, не связанное с изменением законодательства. Декриминализация правоприменительная - сокращение применения уголовно-правовой нормы, не связанное с изменением законодательства (может привести к законодательной декриминализации). Такое расширение/сокращение возможно вследствие разъяснений Конституционного или Верховного Суда РФ, органов внутренних дел, Следственного комитета России, иных ведомственных предписаний по поводу применения уголовного закона и не связано с изменением нормативных правовых актов.

Пенализация правоприменительная - расширение практики применения наиболее суровых, а также дополнительных наказаний за совершение соответствующего преступного деяния. Депенализация правоприменительная - сокращение практики применения наиболее суровых наказаний за совершение соответствующего преступного деяния (например, увеличение количества назначенных наказаний, не связанных с лишением свободы, и уменьшение количества наказаний, связанных с реальным лишением свободы), расширение практики применения оснований освобождения от уголовной ответственности (уголовного наказания)).

С правоприменительной криминализацией/декриминализацией, пенализацией/депенализацией непосредственно связана следственная и судебная практика, осуществляемая на следующем уровне.

4. На правоприменительном уровне: следственно-судебная деятельность, направленная на возбуждение и прекращение уголовного дела (уголовного преследования), предъявление обвинения, вынесение обвинительного или оправдательного приговора, а также на вынесение определений и постановлений дознавателями, следователями, прокурорами и судьями; деятельность оперуполномоченных по делам оперативного учета.

Наталья Сергеевна Косякова

Выявляемость корупционных преступлений- 0,5%

Уголовное право: понятия, предмет,метод, задачи и принципы

отросль права,наука,курс учебная дисциплина

"Право и преступлении"-англия, "Право о накозании"-балгария, у нас же это "Право о преступлении и наказании"

Уголовное право как отросль права - это совокупность взаимосвязанных юр норм,установленных законодательных нормы, которые устанавливают преступность и наказуемость деяний,основания и принципы уголовной ответственности,цели и виды наказаний,порядок и условия их назначения,а так же освобождения от уголов. ответственности и наказания.

Уголовное право как отросль регулирует отношения:

· это отнош. возник. между совершившим преступление и гос. в лице право применительных органах. (их назыв. охранительными)

· право на необходимую оборону отнош. возник. в результате реализации лицом права на необходимую оборону,крайнюю небходимость приченение вреда преступнику при его задержании (статьи 33,42 УК) -регулятивные

· отнош. возникающие при совершении лицом невменяемом деяние запрещённое уголовным кодексом- регулятивные

Метод уголовного права:

1. метод уголовно- ... запрета (статья 115)

2. метод дозволения (путём приченения вреда другому)

3. метод предписания

Отросли права сходное с уголовного права.

· уголовно процессуальное право (как осущ. производство процесса)

· уголовно-исполнительное (содержание наказания и как они будут исполняться)

· административное право (зависит от причения вреда здоровью при ДДТ)

· граждаское право (банковское,земельное,финансовое и прочие)

Основа уг. права как отросль права это конституция и обще признанные принцыпы и нормы международного права

Задачи уголовного права как отросли права:

1. ст.2 уголовного кодекса- охрана интересов человека и гражданина,общества,гос.

2. обеспечение мер безопасности человечества

3. предупреждение совершения новых преступлений (общее (предупреждение всех путём принятия уголовного закона) и частное (путём применения наказания к лицу совершившиму преступление)

Функции уголовного права как отросли права:

· охранительная

· предупредительная

· воспитательная

· регулятивная

· поощрительная(ст. 31, примечание к ст. 122)

· востановительная

криминагенные фпкторы-это то что пораждает преступность

Уголовное право как наука -э то совокупность идей,взглядов,преставлений об уголовном законе,его соц. обусловлености и эффективности, в преспиктивах и тенденциях развития,истории об уголовного законодательства и уголовного права,заруб. истории

Предмет науки уголовного права:

· уголовный закон

· практика его пременения

· история /зарубежная и т.д.

· методы науки уголовного права

догматический метод- логический,систематический, грамматический

· диалектический метод

· сравнительно-правовой

· историко-правовой

· социалогические методы (опрос,акетирование, интервьюирование,экспертная оценка, и тд)

Задачи науки уголовного права:

· вынесение предложений направленных на совершенствование...

· обеспечение процесса учебно метадической литературой и её разработка

Сходные науки с уголовным правом:

· криминалистика

· судебная психиатрия

· судебная медецина

· психология

· криминалогия

· достижения в химии

Принципы уголовного права:

с 1997 года закреплены принципы

1.ст. 3 "принцип законности" суть его-

·преступлением явл. только то деяние, которое указанное в законе

·наказания только те, которые есть в уголовном кодексе

·освобождение от уголовного ответственности и наказания может иметь место только по основанию закрепленном в уголовном кодексе

·пременение уголовного закона по аналогии не допускаеться(постановление верховного суда Р.Ф.)

2. ст. 4 "принцип равенства"

3. ст. 5 "принцип вины" по РФ

·допускеться только субьективное вменение (только за виновное) ...

·обьективное вменение(т.е. ответственными за невеновное)недопускаеться

4. ст.6 "принцип справедливости" -сформулирован как общее начало назначение наказания. сформулир. как общее начало назначение наказания

·характеру и степени опасносности преступления

·обстоятельствам его совершения

·личности виновного

дважды за одно и то же преступление лицо нести не может нести наказания

5. ст. 7 "принцип гуманизма" -

·обеспечевает безопасность (узнать/уточнить);

· наказания и иные формы уг. наказания не ставят целью преченение физической боли.

Уголовная Политика: понятия, формы реализации и тенденции

Уголовная политика -это реакция гос. и общества на преступность

Это совокупность господствующих в обществе на данном этапе идей, взглядов и представлений,о направлениях, путях и средствах борьбы с преступностью.

Состоит из :

1. уголовно-правовой политики,

2. уголовно процессуальной политики,

3. уголовно-исполнительной политика (пенитенциарная),

4. политика в сфере предупреждения преступления

Форма раелизации уголовной политики:

· законодательная(уголовный кодекс, и прочие законы и кодексы)

· правоприменительная

· формирования правосознания граждан

Тенденции уголовно-правовой политики:

1. либерализация уголовной ответственности

·не тяжкие преступления (ст.75,76)

·средней тяжести (ст. 75,76)

·сокращены сроки для условно досрочных (УДО)

·исключены, во многих статьях, минимальные размеры наказаний

2. гуманизация уголовной ответственности несовершеннолетних

·условное осуждение (ст. 88)

·сокращены нижние пределы наказаний сокращены на половину(ст. 88)

·исключено,не требуеться впервые освобождение от уг. ответственности

·расширили перечень преступлений за которые он может быть освобождён от наказания (ст. 92)

·не более 6 лет лишения свободы (небольшой или стредней тяжести)

·отбывают в воспитательных колониях, ликвидировали колонии усиленного режима

3. ужесточение уголовной ответственности

·увеличены сроки лишения свободы

·сохраняется в системе наказаний смертная казнь (за 5 преступлений,но на неё наложен мараторий)(ст. 277,357,295,317,235)

·расширяеться перечень лишения свободы (ст. 206, 205 + те что выше)

·за педофилию ужесточено наказание и лишение свободы. 3/4 наказания отсидел,только после этого може быть рассмотрено УДО (ст. 131,132,134, 135)

·усилинная ответственность за террористический акт (ст. 205 !!! )

Принципы уголовной политики:

· законности

· равенства

· экономии уголовной репрессии

... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...

(с изменением на 2004г.) купить Уголовный Кодекс, "учебник уголовного права" общяя часть несколько авторов, максимально более поздних годов издания, отдельно купить с редакцией Лебедева(для домашней работы либо в электромном варианте)

Уголовный Закон.

1. понятия и признаки уг. закона

2. система действующего уголовного законодательства,структура нормы

3. толкование уг. закона,понятия и виды

4. действие уг. закона во времени

5. действие уг. закона в пространстве и по кругу лиц

статьи- 1,9-13

1. Уголовный закон -это кодифицированный нормативно-правовой акт, принятый гос думой(или рефендумом), подписанный и обнародованный Призедентом России, состоящий из взаимосвязанных юр. норм, определяющих преступность и наказуемость деяний,основание и принципы уг. ответственности,цели и системы наказаний, условие и порядок их назначения, а так же освобождение от уголовной ответственности и наказания

Черты:

· кодифицированность (уголовное законодат. россии сост. из уголовного кодекса) новые законы подлежат обяз. включению в уголовный кодекс

· нормативность (сост их норм права)

· одновременное действие Р. и в отнош. всех физических и юр. лиц

· особый порядок вступления в силу

· ультра-активность уг. закона (одновременное действие двух уг. законов)

· ретро -активность (обратная сила законов)

· основа уг. законодат.

· принципы и нормы международного права

· действующее уголовное законодательство:

Ныне действует УКРФ вступил в действие с 1.01.97, до него был УК РСФСР 1960г. внесено более 500 поправок, а значит историческая категория изменчива в общей части 6 разделов,так же как и в особой. в общей 15 глав по именованию,16 по содержанию, а в особой 19 глав. в общей с 1 по 104 статьи,в особенной с 105- 360 статьи. статьи деляться на пункты и имеют арабское обозначение, статьи имеют примечания, деляться они на три вида: пр. понятия, пр. раскрывающие, пр. спецальные виды освобождения от ответственности.

13.09.11. 2.Структура норм особенной части УГ:

сост. из диспозиций и санкций,гипотеза в них не выделяется, ею явл. положения общей части УГ (ст. 8)

Диспозиция статьи- это структурная часть статьи, в которой описываються признаки конкретного вида преступлений.

Виды диспозиций в УК:

· назывная/простая (называються,но не раскрываються признаки преступления. пример : похищение человека ст.26)

· описательный (ракрывает/описывает признаки преступления. пример: вымогательство ст.163)

· бланкетная (они нужны для уеснения признаков, отправляют нормативно-правовым актом иных отраслей права ст.263)

· отсылочная/ ссылочная (для выяснения содержания признаков отсылает к другим статьям этого же уголовного закона/кодекса.бывает: открытая (ст 117) и скрытая (ст. 158-162,285-291)

· смешенная (обладает элементами описания, отсылкой, и т.д. ,ст. 264)

Санкция статьи- это часть статьи, в которой указанны виды, сроки, размеры наказания за описанные в диспозиции преступления.

Виды санкций в УК:

· относитеотно определённые (все статьи такие, все они имеют максимум иминимум наказания)

Во многих случиях Законодатель не указывает минимальный размер наказания, однако санкция по прежнему явл. относ.-опред. ,так как минимум будет минимум по виду наказания (надо посмотреть соответствующюю ст. в общей части УК),например по лишению свободы это будет 2 месяца (ст.56 ч.2)

· альтернативные (предусмотренно несколько видов наказания)

· куммулятивные (предусматривает не только основное наказание, но и дополнительное)

Абсолятивно определнных санкций в действующем УК- НЕТ!!!

криминализация- это появления новых преступлений (помещ в особую часть.ст. 127(1)

декриминализация- это исключение из кодекса преступлений (ст. 200,182) бывает полная и частичная.

новому преступлению присваивают номер статьи близжайшего содержания и ставят значок (1,2,3,...) Что это даёт: сохраняеться стройная сист. Кодекса (ст.115 так и будет убийством), облегчаеться работа лиц изучающих статьи и работающих с ними.

3. Толкование Уголовного Закона- это уяснение и разяъснение содержания закона,в целях его применения в соотсветствии с волей заканодателя.



Поделиться