Великие юристы России: Сергей Сергеевич Алексеев. Алексеев сергей викторович Сергей алексеев юрист

Сергей Сергеевич Алексеев (28 июля 1924, Орёл — 12 мая 2013, Санкт-Петербург) — председатель Комитета конституционного надзора СССР, народный депутат СССР (1989-1991), российский правовед, доктор юридических наук, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987 года). Труды по общей теории права, по гражданскому праву. Лауреат Государственной премии СССР (1977). Заслуженный деятель науки РСФСР. Первый лауреат высшей юридической премии России «Юрист года» (2009). Создатель и первый директор Института философии и права УрО РАН.

Окончил в 1949 году Свердловский юридический институт, а также аспирантуру этого института. В 1952 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Акцептная форма расчетов между социалистическими организациями по советскому гражданскому праву». С того же года ассистент, а затем стар-ший преподаватель. С 1954 года — доцент кафедры гражданского права Свердловского юридического института. В 1960 году защитил докторскую диссертацию по теме «Предмет советского социалистического гражданского права». В 1961-1988 годах — заведующий кафедрой теории государства и права Свердловского юридического института. В 1962 году присвоено звание профессора. В 1988-1995 годах — директор Института философии и права Уральского отделения АН СССР (затем — РАН), один из создателей этого научного учреждения.

С. С. Алексеев — основоположник уральской научной школы гражданского права, одной из самых авторитетных в стране, автор более 400 печатных трудов, в том числе более 40 книг. Уже в его ранних цивилистических работах наряду с конкретными рекомендациями по совершенствованию договорных связей и гражданского законодательства прослеживается постановка общих проблем теории права. В последующие годы С. С. Алексеев издал фундаментальные монографии, учебники и многочисленные статьи по теории права и государства, завоевав всеобщее признание как выдающийся теоретик права.

С. С. Алексеев награждён орденами «Знак почёта», «Отечественной войны», «За заслуги перед Отечеством» III степени, медалями, а также Демидовской премией.

Считается — наряду с А. А. Собчаком, Л. С. Мамутом и С. М. Шахраем — одним из непосредственных авторов текста действующей Конституции РФ.

Книги (4)

Общая теория права. Том I

Настоящий двухтомный курс — продолжение разработки общетеоретических правовых вопросов, начатой в учебном пособии «Общая теория социалистического права» (1963-1966 гг.) и в книге «Проблемы теории права» (1972-1973 гг.).

Т. I курса посвящен в основном философским, общесоциологическим проблемам общей теории права понятию права, его интерпретации с точки зрения общей характеристики социального регулирования, его свойствам, его месту в системе надстройки классового общества, праву и правовому регулированию.

Общая теория права. Том II

Книга является продолжением т. I курса «Общая теория права», в котором рассматривались проблемы теории философского (общесоциологического) характера.

На основании анализа механизма правового регулирования в т. II освещаются преимущественно вопросы технико-юридического содержания права, имеющие не только общетеоретическое значение, но и значение для практики работы юридических органов: норма права, правоотношение, правовые акты, технико-юридические вопросы применения права. Все эти вопросы характеризуются в книге на материале советского права с учетом положений, разработанных в т. I.

Право - Азбука, Теория, Философия, Опыт комплексного исследования

В книге рассматриваются правовые проблемы на всех основных уровнях теоретического осмысления правовой действительности — и на уровне «азбуки права», и на уровне теории права, и на уровне философии права.

Автор предпринял попытку, отправляясь от исходных элементарных данных правоведения, провести через всю книгу, на всех ступенях теоретического анализа единые идеи, характеризующие первичные «частицы» и конструктивное построение права, а на этой основе место и роль права в жизни людей. В соответствии с авторским замыслом книга содержит три части, в которых последовательно, по «ступеням» получают развитие идеи о догме права, его логике, его смысле и историческом назначении.

Каждая из трех частей может быть использована и самостоятельно в качестве научного материала или пособия по «азбуке права» (часть первая), теории права (часть вторая), философии права (часть третья). Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических и неюридических вузов, — всех, кто стремится получить основательные знания о праве, о всем комплексе правовых проблем теоретического характера.

Философия права

История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы.

Это оригинальное философско-правовое исследование, обосновывающее с позиций философии и юриспруденции феномен права (естественного и позитивного) в его соотношении с категорией свободы, моралью и властью, и в том числе два доминирующих, полярных по своей сущности направления в философии права — гуманистическое и коммунистическое.

Исследование опирается на литературные источники и фактические данные, в частности материалы, связанные с подготовкой Конституции и Гражданского кодекса Российской Федерации, затрагивает острые вопросы политико-правовой действительности России. Наряду с правовой проблематикой в книге рассматриваются вопросы, непосредственно относящиеся к философии, политологии, теории либерализма.

Кандидат от некоммерческой организации

Организация: Общероссийская общественная организация «Федерация гандбола России»

Направление деятельности: Охрана здоровья, популяризация здорового образа жизни, развитие физкультуры и спорта, экология и защита окружающей среды

АЛЕКСЕЕВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ - российский общественный деятель и ученый, защитник прав спортсменов, тренеров, спортивных организаций страны. Основоположник российской школы спортивного права, доктор юридических наук, профессор; кандидат экономических наук, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, почетный работник науки и техники Российской Федерации.

Закончил с отличием Московскую государственную юридическую академию (МГЮА) в 1999 г.; Московский государственный индустриальный университет (МГИУ) в 1995 г. и Аспирантуру МГИУ в 1999 г., а также Докторантуру МГЮА в 2004 г.

С.В. Алексеев – основатель научной и образовательной школы спортивного и олимпийского права, а также школы маркетингового права. Разработчик теоретических концепций и автор учебных курсов «Спортивное право России», «Международное спортивное право», «Олимпийское право», «Трудовые отношения в спорте», «Правовые основы профессиональной деятельности в спорте» и «Маркетинговое право».

В настоящее время председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, президент Национального объединения спортивных юристов России, проректор по послевузовскому образованию Академического международного института, научный руководитель АНО «Академия спортивного права» при Олимпийском комитете России и Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма, член Президиума Общенационального правозащитного союза «Человек и Закон».

Член Научно-консультативного совета Общественной палаты Российской Федерации.

Преподает в ряде ведущих вузов страны, в том числе в МГЮА им. О.Е. Кутафина, на Юридическом факультете Академии труда и социальных отношений Федерации независимых профсоюзов, является главным редактором журнала «Спорт: экономика, право, управление» издательской группы «Юрист», главным редактором журнала «Право и государство: теория и практика» (рекомендован Высшей аттестационной комиссией), членом редакционных советов журналов «Закон и право», «Культура физическая и здоровье» и Вестника Московского университета МВД России (рекомендованы Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки России), членом редакционного совета научно-информационного журнала Научно-исследовательского института образования и науки «Образование. Наука. Научные кадры» и научно-аналитического журнала «Берегиня-777-Сова», председателем Дисциплинарного комитета Федерации гандбола России, арбитром Дисциплинарного комитета Континентальной хоккейной лиги, судьей Спортивного арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ.

Принимает участие в правовой и законотворческой работе Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации и других органов государственной власти, а также Олимпийского комитета России и ряда спортивных федераций страны.

Участник рабочих групп по разработке федеральных законов «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», «Об образовании в Российской Федерации», Гражданского кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Уголовного кодекса РФ и др., постановлений и распоряжений Правительства РФ, регулирующих отношения в сфере физической культуры, спорта и предпринимательства.

С.В. Алексеев – автор широко известных фундаментальных работ – первых в науке и образовании учебников: «Спортивное право России» под редакцией П.В. Крашенинникова (М., 2005, 2007, 2012, 2013, 2014), «Международное спортивное право» под редакцией П.В. Крашенинникова (М., 2008, 2013), «Олимпийское право» под редакцией П.В. Крашенинникова (М., 2010, 2013), «Спортивное право. Трудовые отношения в спорте» под редакцией П.В. Крашенинникова (М., 2013, 2014), «Спортивный менеджмент» под редакцией П.В. Крашенинникова (М., 2014), «Правовые основы профессиональной деятельности в спорте» (М., 2013), «Маркетинговое право» (М., 2002, 2003, 2004) и др.

За создание научной и образовательной школы спортивного и олимпийского права, существенный вклад в развитие законодательства, эффективную защиту прав спортсменов, тренеров и спортивных организаций страны награжден Медалью им. А.Ф. Кони Минюста России, Медалью им. П.Ф. Лесгафта Минспорта России, Почетной грамотой Председателя Государственной Думы и Благодарностью Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Благодарностью Министра спорта РФ, Благодарностью Председателя Ассоциации юристов России, Благодарностью Секретаря Общественной палаты РФ Академика Е.П. Велихова, именным оружием МВД России.

Приложения

Ссылки

    Общероссийская общественная организация «Федерация гандбола России»

    Общероссийская общественная организация "Федерация гандбола России" - член Олимпийского комитета России

    Основные направления общественной деятельности общероссийского общественного объединения

    ▪ содействие осуществлению прав граждан на занятия физической культурой и спортом, направленных на единение духовного и физического воспитания, как одного из факторов формирования их здорового образа жизни;

    ▪ развитие, совершенствование, пропаганда и популяризация гандбола в Российской Федерации, повышение роли физической культуры и спорта на базе гандбола во всестороннем и гармоничном развитии личности, укрепление позиций и повышение престижа гандбола на международном уровне;

    ▪ укрепление дружбы в спортивном движении и осуществление международных спортивных связей в области гандбола;

    ▪ осуществление мероприятий по повышению мастерства спортсменов, а также по подготовке спортивных резервов;

    содействие созданию условий по развитию гандбола в Российской Федерации.

    Ежегодное успешное выполнение программ и планов Министерства спорта Российской Федерации и Олимпийского комитета России

    Федерация гандбола России (правопреемница Федерации гандбола СССР и Союза гандболистов России) является членом Международной федерации гандбола (ИГФ) с 1957 года и Европейской федерации гандбола (ЕГФ) с 1992 года

    С момента своего создани Федерация гандбола России завоевывала следующие награды:

    Олимпийские игры

    1976 год 1 место (мужчины, женщины)

    1980 год 1 место (женщины), 2 место (мужчины)

    1988 год 1 место (мужчины)

    1992 год 1 место (мужчины), 3 место (женщины)

    2000 год 1 место мужчины

    2004 год 3 место мужчины

    2008 год 2 место женщины

    Чемпионы мира

    1982 1 место СССР мужчины и женщины

    1986 1 место СССР женщины

    1990 1 место СССР женщины

    1993 1 место мужчины

    1997 1 место мужчины

    2001 1 место женщины

    2005 1 место женщины

    2007 1 место женщины

    2009 1 место женщины

    Чемпионат Европы

    1996 1 место мужчины

    Союз гандболистов России в 1995,1997, 2002, 2005 годах был признан лучшей федерацией в Европе (ЕГФ) и в 2002 году в мире (ИГФ)

    Жуков Александр Дмитриевич - Президент Олимпийского комитета России, Первый заместитель Председателя Государственной Думы, Заместитель Председателя Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, Председатель Наблюдательного Совета Оргкомитета «Сочи-2014», Заместитель Председателя Наблюдательного Совета Российской шахматной федерации, Член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, мастер спорта;

    Колобков Павел Анатольевич - Заместитель Министра спорта Российской Федерации, Член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, Олимпийский чемпион, чемпион мира, Мастер спорта международного класса РФ по фехтованию, Полковник вооруженных сил Российской Федерации;

    Фетисов Вячеслав Александрович - Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, член Высшего совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», глава Комитета спортсменов Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), Член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер России, двукратный олимпийский чемпион.

  • О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ СОЗДАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОМИССИИ /РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВОГО ДОСУГА ГРАЖДАН

    К началу нового тысячелетия в ведущих странах мира сложилось общее понимание роли и места спорта в жизни государства, общества и личности. Являясь неотъемлемой частью общественной жизни, спорт зачастую называют социально-экономическим феноменом ХХ и начала XXI в., одним из важнейших элементов созданной человечеством системы ценностей современной нам культуры.

    Значение спорта в современном мире основано на признании безусловной важности этой деятельности для человека, государства и общества в целом. С позиции гуманизма наивысшей ценностью при этом признается сам человек, его счастье, здоровье, свобода и достоинство, разностороннее и гармоническое развитие, проявление всех его способностей.

    «Спорт и права человека имеют множество общих ценностей и целей», - заявила Верховный комиссар Организации объединенных наций по правам человека Нави Пиллэй 27 февраля 2012 г. на экспертной дискуссии Совета ООН по правам человека, посвященной вопросам спорта и прав человека.

    В 2005 г. в итоговом документе Всемирного саммита главы государств и правительств выразили общую точку зрения, в соответствии с которой: «признают, что спорт является инструментом для образования, развития и мира, сотрудничества, солидарности, терпимости, понимания, социальной интеграции и здравоохранения на местном, национальном и международном уровнях».

    Конституция РФ в ст. 41 провозглашает право каждого человека на охрану здоровья, а также принцип поощрения деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.

    Как подчеркнул в одном из своих выступлений Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин: «Значение спорта для любого общества невозможно переоценить, особенно для растущего общества, для укрепления государства. Поэтому по сути это один из важнейших государственных приоритетов». Без массового развития спорта в нашей стране невозможно формирование здорового образа жизни, решение демографических проблем, увеличение достижений и авторитета страны в большом спорте на международной спортивной арене.

    На сегодняшний день развитие спорта становится одной из основных сфер общественного сотрудничества в стране, центральное место которого отведено Общественной палате Российской Федерации.

    Создание в структуре Общественной палаты Российской Федерации специализированной Комиссии по развитию физической культуры, спорта и здорового досуга граждан (далее – Комиссия) объективно назрело и базируется, в частности, на следующих основных предпосылках.

    I. Комиссия создается в целях:

    · представить спорт как ветвь общественной деятельности в Общественной палате Российской Федерации; придать новый импульс развитию и пропаганде массового спорта, его полезности для населения, и здорового образа жизни, в т.ч. среди молодого поколения, а также развитию спорта высших достижений, пропаганде и внедрению юридических и этических норм в спорте;

    · обеспечения взаимодействия граждан Российской Федерации, общественных объединений и иных организаций с федеральными, региональными и муниципальными органами управления физической культурой и спортом для учета потребности и интересов граждан Российской Федерации, защиты их прав и свобод при формировании, реализации и совершенствовании государственной политики в сфере физической культуры и спорта, направленной, в частности, на сохранение и укрепления здоровья граждан Российской Федерации, увеличения продолжительности их жизни;

    · содействия реализации организационных и нормотворческих инициатив общественных и государственных, в том числе спортивных организаций, проектов и программ международного и национального развития в области спорта и сопряженных сфер деятельности;

    · содействия развитию физкультурно-спортивного движения путем оказания помощи в реализации Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р, разработки и осуществления организационно-общественных усилий в рамках Стратегии и других приоритетных программно-нормативных документов и проектов по развитию физической культуры и спорта совместно с другими профильными организациями страны и с привлечением зарубежных партнеров. Разработки, организации и осуществления совместно с другими профильными организациями и специалистами программ и проектов по физкультуре, спорту и развитию олимпийского движения;

    · участия в организационно-правовом обеспечении подготовки и проведения XXII зимних Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 года в Сочи, Чемпионата мира по хоккею 2016 г. в России, Чемпионата мира по футболу 2018 г. в России и других как международных, так и национальных спортивных мероприятий;

    · оказания помощи, в том числе защиты прав и интересов спортсменов, тренеров, спортивных организаций и других участников спортивного движения. Взаимодействия со спортивными профсоюзами, Комиссией спортсменов при Олимпийском комитете России и другими структурами, способствующими защите прав и интересов указанных субъектов. Создания всероссийского, международного центра защиты прав спортсменов, тренеров и других участников спортивного движения;

    · осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных, региональных и муниципальных органов управления физической культурой и спортом; осуществления общественного контроля за деятельностью спортивных федераций, ассоциаций, союзов, лиг и других организаций в сфере спортивного движения и сопряженных сферах деятельности, за строительством спортивных объектов, «договорными матчами» и другими проявлениями коррупции в спортивной сфере, а также за разрешением юридических конфликтов в сфере спорта; взаимодействия с объединениями болельщиков, осуществления общественного контроля за фан-клубами, спортивными клубами и поведением болельщиков их команд при проведении крупных спортивных мероприятий;

    · консолидации представителей государственной власти, российских и зарубежных деловых и научных кругов, спортивной и юридической общественности, средств массовой информации в целях развития физкультурно-спортивного и олимпийского движения, в том числе как фактора профилактики алкоголизма и наркомании, противодействия потреблению табака и преступности, прежде всего среди молодежи;

    · самостоятельно или совместно с государственными органами, общественными, в том числе спортивными организациями, профильными научно-образовательными учреждениями и другими профильными организациями проведения конгрессов, конференций, семинаров, круглых столов, дискуссий; обмена опытом и выработки рекомендаций для гражданского общества и органов управления физической культурой и спортом для дальнейшего улучшения ситуации в физкультурно-спортивной сфере нашей страны;

    · налаживания устойчивых деловых связей между Российской Федерацией и зарубежными странами в сфере развития физкультурно-спортивного и олимпийского движения, укрепления через спорт мира и международного сотрудничества между народами;

    · содействия расширению демократии и гласности, научной обоснованности в сфере спортивного движения и спортивно-правовой практике, изучению и совершенствованию практики применения законодательства, регламентных и других нормативных документов в спортивной и сопряженной сферах деятельности;

    · изучения и распространения опыта различных стран в области организации и регулирования спортивных и сопряженных с ними общественных отношений;

    · содействия общественными, организационными, правовыми, управленческими и другими средствами максимальной реализации всего социального потенциала спорта и физической культуры на благо граждан, общества и государства.

    II. Задачи и функции Комиссии

    Основными задачами Комиссии являются:

    · привлечение граждан, общественных объединений и других организаций к реализации государственной политики в области физической культуры и спорта и других сопряженных сфер деятельности;

    · оптимизация взаимодействия органов управления физической культурой и спортом и гражданского общества, участия граждан, общественных объединений и иных организаций в обсуждении и выработке решений по вопросам государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере физической культуры и спорта;

    · содействие органам управления физической культурой и спортом в рассмотрении ключевых социально значимых вопросов в сфере физической культуры и спорта и выработке по ним решений, в том числе при определении приоритетов развития в области физической культуры и спорта, на эффективной правовой основе;

    · выдвижение и обсуждение совместно с органами управления физической культурой и спортом общественных, научных, организационных и управленческих инициатив, связанных с развитием физической культуры и спорта;

    · проведение общественных экспертиз проектов программ, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации, проектов нормативных актов органов местного самоуправления и других нормативных актов в области физической культуры и спорта;

    · осуществление общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и иных субъектов, занимающихся вопросами физической культуры и спорта;

    · выработка рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие физкультурно-спортивного движения в Российской Федерации;

    · оказание информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, и общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие физкультурно-спортивного движения в Российской Федерации;

    · на основе изучения опыта передовых зарубежных стран осуществление мер, направленных на законодательное и правовое упорядочение и правовое обеспечение интеллектуально-коммерческих игр и других, связанных со спортом неурегулированных новых сфер деятельности;

    · осуществление международного сотрудничества и участия в работе международных организаций, а также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях, касающихся вопросов развития физкультуры и спорта;

    · участие в организации публичного обсуждения вопросов, касающихся деятельности органов управления и других субъектов физической культуры и спорта, а также участие в информировании граждан о деятельности органов управления и других субъектов физической культуры и спорта, в том числе через журнал «Спорт: экономика, право, управление» Издательской группы «ЮРИСТ» и другие средства массовой информации;

    · распространение положительного опыта работы органов управления и других субъектов физической культуры и спорта.

    Для выполнения вышеуказанных задач Комиссия осуществляет следующие основные функции:

    · осуществляет научную проработку, а также проводит общественные слушания и общественную экспертизу инициатив, проектов программ, федеральных и региональных законов и других нормативных актов в области физической культуры и спорта;

    · рассматривает инициативы граждан, общественных объединений и иных организаций по вопросам функционирования физической культуры и спорта, поступающие в Общественную палату Российской Федерации, и в случае необходимости вносит в органы управления физической культурой и спортом предложения по их реализации;

    · организует работу по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций к общественному обсуждению вопросов в сфере физической культуры и спорта;

    · самостоятельно или совместно с государственными органами, общественными, научно-исследовательскими и другими организациями проводит конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, круглые столы, дискуссии по актуальным вопросам развития физической культуры и спорта в стране с привлечением широкой спортивной общественности;

    · систематически осуществляет общественный мониторинг деятельности органов управления физкультурно-спортивным и олимпийским движением в стране, по результатам которого готовит отчеты и научно-практические рекомендации по совершенствованию их работы;

    · осуществляет общественный контроль за деятельностью федеральных, региональных и муниципальных органов управления физической культурой и спортом; осуществляет общественный контроль за деятельностью спортивных федераций, ассоциаций, союзов, лиг и других организаций в сфере спортивного движения, за строительством спортивных объектов, «договорными матчами» и другими проявлениями коррупции в спортивной сфере, а также за разрешением юридических конфликтов в области спорта; осуществляет взаимодействие с объединениями болельщиков и общественный контроль за фан-клубами, спортивными клубами и поведением болельщиков их команд при проведении крупных спортивных мероприятий;

    · участвует через своих членов в заседаниях координационных, совещательных, экспертных и иных органов, созданных органами управления физической культурой и спортом;

    · запрашивает в установленном порядке у руководства и структурных подразделений органов управления физической культурой и спортом информацию, необходимую для работы Комиссии;

    · осуществляет информационную деятельность через журнал «Спорт: экономика, право, управление» Издательской группы «ЮРИСТ» и в других печатных и электронных средствах массовой информации и информационных сетях (в порядке, определяемом действующим законодательством).

    III. Ожидаемые результаты

    Таким образом, создание Комиссии позволит:

    · усилить влияние ценностей здорового образа жизни, спорта и олимпизма на общественное мнение и государственные дела через Общественную палату Российской Федерации; расширить деятельность и повысить степень привлечения государственных и муниципальных структур в развитие спорта в нашей стране; построить конструктивный диалог с государством и гражданским обществом в данной сфере;

    · способствовать приданию системе организации управления российским и международным спортивным движением оптимальную управляемость, целенаправленность, достаточную прозрачность и гарантированность;

    · способствовать созданию условий для разработки долговременной программы развития этой системы;

    · расширить обмен положительным опытом общественной работы в области организации и управления различными сферами спортивного и олимпийского движения;

    · придать новый импульс развитию российского и международного спортивного движения, новым большим спортивным успехам, победам и рекордам;

    · будет способствовать претворению в жизнь олимпийских идей и принципов;

    · международному общению в целом, укреплению мира и международного сотрудничества между народами;

    · будет способствовать России удержать и приумножить завоеванные позиции в мировом спорте, сохранить статус великой спортивной державы;

    · а также даст возможность в XXI веке полностью реализовать ог­ромный социальный потенциал спорта и физической культуры на благо современного общества.

    Рассмотренная концепция создания в структуре Общественной палаты Российской Федерации специализированной Комиссии / Рабочей группы по развитию физической культуры, спорта и здорового досуга граждан также апробирована и получила поддержку:

    1. Доложена и обсуждена на Конференции «Актуальные вопросы правозащитной деятельности в РФ» 24 сентября 2013 г. в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и опубликована в Сборнике данной конференции (Организаторы конференции: Общественная палата РФ, Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Федеральная палата адвокатов, Российская академия юридических наук, МГЮА);

    2. Доложена и обсуждена на Конференции «Общественный контроль и мониторинг защиты социальных прав граждан» 30 сентября 2013 г. в Общественной палате РФ и опубликована в Сборнике данной конференции (Организаторы конференции: Общественная палата РФ, Общенациональный правозащитный союз «Человек и закон»);

    3. Опубликована в Федеральном научно-практическом и информационно­-аналитическом журнале Ассоциации юристов России «Юридический мир», № 11, 2013; журналах «Спорт: экономика, право, управление», № 4, 2013; «Гражданское общество в России и за рубежом», № 4, 2013.

    Гриб Владислав Валерьевич, Заместитель Секретаря Общественной Палаты РФ, Председатель научно-консультативного совета при Общественной палате РФ, Президент Общенационального правозащитного союза «Человек и закон», Главный редактор издательской группы «Юрист», Главный редактор журналов «Человек и закон», «Юридический мир» и «Юрист», Вице-президент Федеральной палаты адвокатов, Председатель Комиссии Ассоциации юристов России по взаимодействию с Общественной палатой РФ, член президиума Ассоциации юристов России, заведующий кафедрой гражданского общества Московского государственного института международных отношений (У) МИД России, член Общественного совета Министерства спорта Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

    Алексеев Сергей Викторович, Председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, Президент Национального объединения спортивных юристов РФ, профессор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), юридического факультета Академии труда и социальных отношений Федерации независимых профсоюзов России, проректор Академического международного института, главный редактор журналов «Спорт: экономика, право, управление» и «Право и государство: теория и практика», член Президиума Общенационального правозащитного союза «Человек и закон», член научно-консультативного совета при Общественной палате РФ, доктор юридических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Почетный работник науки и техники Российской Федерации

    См.: Алексеев С.В. Спортивное право России: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2005, 2007, 2012, 2013, 2014; Алексеев С.В. Международное спортивное право: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008, 2013; Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010, 2013; Алексеев С.В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013, 2014; Алексеев С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014; Алексеев С.В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте: Учебник для вузов. М.: СОВЕТСКИЙ СПОРТ, 2013.

    См.: Гриб В.В. Готовы стать лучше. Владислав Гриб о реформе Общественной Палаты Российской Федерации: как сделать работу Общественной палаты РФ более эффективной и максимально отвечающей интересам общества // http://www.oprf.ru/press/news/2013/newsitem/22394

    Решение задач и выполнение функций Комиссии, сопряженных с вопросами правового регулирования физической культуры и спорта предполагается осуществлять совместно с комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов Российской Федерации http://www.alrf.ru/Органы-Ассоциации/komissiya-po-sport-pravu.html

Алексеев Сергей Сергеевич (р. 1924) - Профессор, доктор юридических наук. Выдающийся российский ученый-юрист, основатель уральской школы теории права, работы которого оказали существенное влияние на формирование парадигмы современной отечественной юридической науки. Его перу принадлежит около тридцати монографий и более 300 статей, охвативших практически все предметные области общей теории права.

Сергей Сергеевич родился 24 июля 1924 г. в городе Орле. Во время Великой Отечественной войны С.С. Алексеев служил в армии рядовым в саперных частях, воевал на Волховском, Ленинградском и Карельском фронтах, в Заполярье. В 1945–1952 гг. был студентом Свердловского юридического института, по окончании которого остался в аспирантуре по кафедре гражданского права, где под научным руководством основателя уральской школы цивилистики Б.Б. Черепахина в 1952 г. защитил кандидатскую, а в 1961 г. – докторскую диссертацию. С 1952 г. – ассистент, затем – старший преподаватель кафедры теории государства и права; с 1954 г. – доцент кафедры гражданского права. В 1963 г. в Свердловском юридическом институте как самостоятельное структурное подразделение возникла кафедра теории государства и права. С момента создания и на протяжении 25 лет ее возглавлял С.С. Алексеев.

В 1988 г. Сергей Сергеевич создает в Уральском отделении Академии наук институт философии и права и становится его директором. Происходящие в этот период в стране процессы были еще не совсем понятны, а тенденции не очень отчетливы. Тем не менее, было ясно, что без тщательной юридической проработки, без качественного законодательства разворачивающиеся реформы обречены на поражение со всеми соответствующими последствиями: откатом в партийно-хозяйственную организацию общества, ужесточением режима, отменой любых демократических институтов и прочими “прелестями” реакции. Поэтому сразу начинается активное участие в разработке ряда новаторских законопроектов. Законотворческая работа с 1989 г., после избрания народным депутатом СССР, становится основной. Далее С.С. Алексеев становится председателем Комитета по вопросам законодательства, законности и правопорядка Верховного Совета СССР, председателем Комитета конституционного надзора СССР, председателем Совета исследовательского центра частного права при Президенте РФ, членом Президентского Совета. В эти годы вмещается напряженный труд в занимаемых должностях и активная общественная работа, написание нескольких книг, создание основ системы конституционного правосудия, участие в подготовке проекта Конституции РФ, разработка Гражданского кодекса и многое другое.

В числе наиболее значимых работ:
Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966;
Проблемы общей теории права. В 2-х томах. Свердловск, 1972–1973;
Социальная ценность права в социалистическом обществе. М., 1975;
Структура советского права. М., 1977;
Общая теория права. В 2-х томах. М., 1981–1982;
Теория права. М., 1993–1994;
Философия права. М., 1997;
Уроки. Тяжкий путь России к праву. М., 1997;
Самое святое, что есть у Бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М., 1998;
Право на пороге нового тысячелетия. Некоторые тенденции мирового правового развития – надежда и драма современной эпохи. М., 2000;
Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001–2002;
Избранное. Наука права. Общесоциальные проблемы. Публицистика. М., 2003; Гражданское право. Краткий учебник. М., 2004.

Под руководством С.С. Алексеева защищено около 15 докторских и около 60 кандидатских диссертаций.

Сегодня Заслуженный деятель науки РСФСР, Лауреат Государственной премии СССР, член-корреспондент РАН, почетный доктор Парижского университета, доктор юридических наук, профессор Сергей Сергеевич Алексеев продолжает научную и педагогическую деятельность на кафедре теории государства и права Уральской государственной юридической академии.

Сергей Сергеевич Алексеев

(28.07.1924, Орёл - 12.05.2013, Санкт-Петербург)

С. С. Алексеев, пожалуй, один из самых известных отечественных правоведов. Он был одним из активных участников становления правовой системы в России. Так, комитет конституционного надзора, который Сергей Сергеевич создал и возглавлял в 19891991 годах, стал прообразом нынешнего Конституционного Суда.

Одно из самых главных достижений юриста – участие в создании действующей Конституции РФ. Работу над основным законом Алексеев начал еще в конце 1991 года вместе с А. А. Собчаком и другими коллегами из Российского движения демократических реформ. Тогда эта работа получила название Альтернативного проекта. Но в 1993 году к нему и С. М. Шахраю обратился действующий в то время президент Б. Н. Ельцин, который поручил подготовить «президентский» проект Конституции. В проект «президентской» конституции отчасти вошли и идеи Альтернативного проекта, хотя ключевые моменты этого документа, к сожалению С. С. Алексеева, в окончательной редакции Конституции реализованы не были.

Сергей Сергеевич просто и образно сформулировал суть новой конституционной концепции Президента России. Он объяснил, что эта концепция исходит из пяти принципиальных позиций: «первая – права человека, вторая – твердая стабильная власть, третья – экономическая свобода на основе закона, четвертая – правосудие, пятая – действительная федерация».

Реальное Участие в подготовке проекта Конституции, несомненно, имеет важное значение для ученого-юриста. И все же самое главное дело жизни С. С. Алексеева, его миссия как правоведа, – это возрождение частного права, цивилистики. Так, им разработана стратегия в виде утвержденной Указом Президента Российской Федерации программы «Становление и развитие частного права России». Кроме того, именно он стал инициатором подготовки нового Гражданского кодекса.

Стоит напомнить историю о принятии Гражданского кодекса, в которой Алексеев принял непосредственное участие. Так, часть первая Гражданского кодекса, была принята Государственной Думой 21.10.1994 и 28.10.1994 направлена в Совет Федерации, который получил документ 31.10.1994. Но 16.11.1994 Совет Федерации, рассмотрев ее, отклонил (из-за главы 17, посвященной праву собственности и иным вещным правам на землю). Казалось бы, Россия осталась без нового Гражданского кодекса. Но С. С. Алексеев вместе с коллегами начал искать выход из создавшегося положения. В результате анализа ситуации выяснилось, что Совет Федерации отклонил часть первую Гражданского кодекса на два дня позднее 14-дневного срока, установленного статьей 105 Конституции РФ для рассмотрения Советом Федерации федеральных законов, поступивших из Государственной Думы. Юридическая зацепка была найдена. С. С. Алексеев пишет письмо Президенту, где указывает на то, что, пропустив 14-дневный срок, Совет Федерации утратил право отклонить Гражданский кодекс, а также обосновывает значение этого документа для России и юридическую возможность его подписания Президентом, несмотря на отклонение Советом Федерации. Ознакомившись с письмом, Б. Н. Ельцин приглашает автора письма к себе и в ходе часового разговора С. С. Алексеев убеждает Президента подписать часть первую Гражданского кодекса. 30.11.1994 кодекс был подписан. Таким образом, именно С. С. Алексеева с полным правом можно назвать отцом Гражданского кодекса. В целом, разработке нового Гражданского кодекса С. С. Алексеев посвятил 15 лет напряженной, творческой работы.

Также по инициативе и при поддержке Алексеева в начале 1990-х были приняты решения об отмене прописки и о юридической ничтожности «секретных» актов.

Своим главным научным трудом С. С. Алексеев называет книгу «Восхождение к праву», подводящую итог его полувековым исследованиям. В ней, по словам самого автора, «обосновыва-ется необходимость возвышения правоведения как науки, достойной занять высокое положение среди передовых естественных, технических и гуманитарных наук, обо-сновывающей место и роль права как одного из высших достижений цивилизации и культуры человечества».



Поделиться