Государственное долговое обязательство. Понятие и формы долговых обязательств рф Относительно типа кредитора долговые обязательства делятся на

Быстрая навигация по материалу

Вопрос возврата долгов между обычными гражданами – один из самых сложных, острых и распространенных. Брать деньги в долг или выручать знакомых приходилось, наверное, каждому. Займы в частном порядке – очень распространенное явление, и это неудивительно: задержки зарплаты встречаются очень часто, больших накоплений у большинства граждан нет, а получить кредит не всегда возможно по целому ряду причин. Так уж принято в нашем обществе, что брать расписку с друзей или родственников, коллег по работе – считается неудобным, хотя взаймы нередко даются довольно крупные суммы. И очень часто людям приходится сожалеть о своей доверчивости и великодушии спустя время.

Возврат долга, данного в частном порядке – вопрос сложный даже для специалиста. Проблема может быть в отсутствии как документов (письменное долговое обязательство) и свидетелей, так и в том, что должник формально нигде не работает, имущества не имеет – хотя вы можете видеть, что он отнюдь не бедствует. Очень часто встречаются ситуации, когда после развода отец каждый месяц выделяет некоторую сумму на содержание своих детей, причем передает деньги наличными бывшей жене. А через некоторое время оказывается, что ему вынесено наказание за неуплату алиментов . И все потому, что расписок в получении денег никто не писал.

Тем не менее, если вопрос для вас актуален и речь идет о сумме, которую вы не готовы "забыть", либо это просто дело принципа – выходы есть. Специалистами накоплена огромная практика, которая позволяет получить результат даже в сложных случаях, давних спорах по долговым обязательствам. Обратитесь к юристу для консультации – каждый случай очень индивидуален, и лишь подробная беседа с вами позволит дать оценку шансов и наметить план решения вопроса. Юрист по долговым обязательствам поможет решить проблему с возвратом долга, оформить письменное долговое обязательство, и ответит на все возникшие вопросы.

Виды долговых обязательств

Юридическая трактовка понятия долговых обязательств включает в себя комплекс различных отношений между участниками сделки, на основании которых одна сторона этих отношений должна совершить ряд действий в пользу другого участника. Иными словами, один из участников соглашения обязан предать другому часть принадлежащего ему имущества с целью оплаты существующей задолженности.

Виды долговых обязательств можно классифицировать по нескольким основаниям:

  • кредиторская и дебиторская задолженность;
  • краткосрочная и долгосрочная задолженность;
  • срочная и просроченная;
  • истребованная и неистребованная;
  • и т.д.

Юрист по долговым обязательствам более подробно расскажет о том, какие виды долговых обязательств можно применить к тем или иным отношениям, и поможет выстроить стратегию по их реализации.

Под краткосрочной задолженностью нужно понимать ту, которая имеет срок погашения не более одного года. Если же этот период более долгий, то задолженность классифицируется как долгосрочная.

Юрист по долговым обязательствам должен определить, к какому виду долговых обязательств можно отнести конкретный долг. Если согласно договору срок погашения еще не истек, то ее можно охарактеризовать как срочную. То же можно сказать и о долгах, по которым еще не истек срок исковой давности. Если же исполнение долговых обязательств было по какой-то причине отложено (при наличии соответствующего решения суда или иного документа), то такие долги переходят в разряд отсроченных задолженностей.

Помимо долгов частных лиц существует и такое понятие, как долговые обязательства государства, в частности, долговые обязательства РФ. Под ними подразумевается как внешний долг страны, так и внутренние долги. Долговые обязательства РФ могут существовать в нескольких формах.

юрист по гражданскому праву

Бесплатная консультация юриста в Москве и других городах РФ

Получите юридическую консультация по долговым обязательствам

Формы долговых обязательств РФ

В законодательстве выделяются следующие формы долговых обязательств РФ:

  • договора кредитного характера, одним из участников которых является государство, а в качестве другого может выступать другая страна, различные международные фонды и кредитные организации;
  • ценные бумаги, выпуск которых организован от имени государства;
  • соглашения о переуступке долгов третьих лиц (исключительно на основании принятых законодательных актов);
  • договора о предоставлении государственной гарантии;
  • соглашения о реструктуризации прошлых долгов или об их пролонгации;
  • и т.д.

Можно сказать, что формы долговых обязательств РФ ничем не отличаются от тех, которые касаются частных и юридических лиц, кроме того факта, что одной из сторон соглашения должно выступать само государство в лице уполномоченных органов и структур.

Особенностью таких соглашений является то, что они не могут заключаться на сроки, которые превышают тридцать лет, и должны быть погашены в соответствии с условиями займа.

Долговые обязательства услуги юриста в Москве и других городах РФ

Получите юридическую консультация по телефону

Как вам поможет юрист

Помощь юриста по долговым обязательствам, имеющего опыт, в том числе судебный, в этой сфере, будет вам полезна в следующих случаях.

  • Вы готовы дать деньги в долг и хотите заранее обезопасить себя. Самым правильным будет оформление не простой расписки, а договора займа (письменное долговое обязательство), который можно заверить и нотариально. В договоре можно предусмотреть разные варианты развития событий – от вашей возможности потребовать досрочного возврата, до финансовой и другой ответственности должника в случае просрочек, способов возврата долга имуществом и т.д. Можно оформить долг под залог имущества – правильно сделать это также поможет юрист по долговым обязательствам.
  • Ваш должник отрицает долг, а письменное долговое обязательство отсутствует, и свидетелей у вас нет: сложная ситуация, но все же решаемая. В арсенале опытных юристов есть способы, позволяющие вынудить должника признать долг даже спустя годы, поэтому не стоит опускать руки – проконсультируйтесь со специалистом и узнайте, какие у вас шансы вернуть свои деньги.
  • Ваш должник умер, тяжело заболел, получил инвалидность: как обратиться с требованием уплаты долга к его родственникам, обратить взыскание на его имущество.
  • Вы намерены расторгнуть брак, и хотите узнать, как осуществляется раздел долгов при разводе .
  • Для того, чтобы одолжить денег знакомому, вы оформили на себя кредит: особенно осложняется эта ситуация тогда, когда вы уже и сами не можете выплачивать этот кредит, и вам грозит судебный процесс с банком, а письменное долговое обязательство не было заключено.
  • Вы были должны кому-то денег, вернули долг, но не задокументировали факт исполнения обязательств, не уничтожили расписку – и с вас требуют денег теперь повторно, грозят обращением в суд.
  • Вы планируете вступить в наследство, но вместе с имуществом покойного к вам переходят и его долги, которые превышают размер стоимости наследственной массы. В этом случае будет целесообразно оформить отказ от наследства , так как смысла в наследовании не будет.
  • Единственным правильным путем будет заблаговременное обращение к юристу по долговым обязательствам, составление договора займа, а в дальнейшем – документирование передачи денег и оформление исполнения долговых обязательств.

    Если же ваша ситуация намного сложнее, и даже когда вы проиграли суд – вмешательство профессионала даже здесь может изменить ход событий. Будьте предельно аккуратны с самостоятельными попытками вернуть долг, особенно обращаясь к близким должника. Ваши слова и действия могут быть квалифицированы как угрозы, вымогательство и т.д. – тогда уже в отношении вас возможна административная и уголовная ответственность. Этим нередко пользуются недобросовестные граждане. Получите совет юриста по долговым обязательствам прежде, чем принимать ответственные решения.

    Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать

    Еще раз напомним, что государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в рублях. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

    В соответствии со статьей 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

    Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

    Государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

    Договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

    Договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

    Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

    Рассмотрим данные формы долговых обязательств применительно к внутреннему долгу.

    Государственный внутренний долг России имеет следующие формы:

    Кредиты, полученные Правительством РФ;

    Государственные займы, т.е. эмиссии ценных бумаг от имени Правительства РФ;

    Другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

    В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

    Основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;

    Объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерации;

    Объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерации от бюджетов других уровней.

    Объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией [ 1 ].

    Государственные заимствования осуществляются в виде государственных займов и прямых кредитов. Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Основным видом ценных бумаг, символизирующих долговое обязательство органа власти, является облигация. Она дает право ее владельцу на получение дохода, а по истечении определенного срока -- и на получение обратно предоставленных взаймы средств. Продавая облигацию, орган власти обязуется вернуть сумму долга в определенное время с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами.

    Для кредитов, привлекаемых органами публичной власти, характерно то, что инвесторы непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных и муниципальных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов федерального правительства, органов исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления. Прямое заимствование средств может проводиться, в частности, среди государственных и коммерческих банков, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств.

    Правительство бывшего СССР активно использовало кредиты Госбанка СССР для финансирования дефицита государственного бюджета. Подавляющая часть государственного внутреннего долга СССР сложилась именно за счет этой формы государственных заимствований. В условиях кризиса экономики и финансов, отсутствия рынка государственных ценных бумаг Правительство РФ также широко пользовалось кредитами Центрального банка РФ. На 1 января 1996 года задолженность федеральной власти Центробанку по кредитам на покрытие бюджетного дефицита составила, включая задолженность по процентам, 61025 млрд. неденоминированных рублей. Это 31% всей суммы государственного внутреннего долга. Результатом такой практики стала колоссальная эмиссия денежных знаков как в СССР, так и в Российской Федерации.

    По мере развития рынка государственных ценных бумаг и осознания всей пагубности широкого использования прямых кредитов Банка России для покрытия бюджетных расходов, Правительство РФ отказалось со второго квартала 1995 года от этой формы заимствований у государственного банка. Однако события августа 1998 года заставили федеральную власть с четвертого квартала 1998 года вновь обратиться к этому источнику заимствований. В конце девяностых годов практика кредитования Банком России бюджетных потребностей не получила широкого развития, а с 1 января 2000 года согласно статьи 93 Бюджетного кодекса РФ полностью приостановлена [ 19, c.85].

    Государственные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств и внешних заимствований хозяйствующим субъектам, региональным и местным органам власти, иностранным государствам, международным организациям. При этом согласно первоначальной редакции Бюджетного кодекса РФ в зависимости от категории заемщика различают бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и собственно государственные кредиты. Средства, предоставляемые на возвратной и возмездной основах российским юридическим лицам, получили название бюджетных кредитов. Если заемщиком является российский орган власти, то это -- бюджетная ссуда. Финансовую помощь иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям называют государственными кредитами.

    Федеральным законом от 26 июля 2000 года № 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» определено, что бюджетные кредиты могут предоставляться не только юридическим лицам, но и другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации. С учетом этой поправки указанные три вида государственных кредитов можно определить следующим образом:

    - бюджетный кредит -- бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу или другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации на возвратной и возмездной основах;

    - бюджетная ссуда -- бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету бюджетной системы РФ на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года;

    - государственный кредит -- кредит (заем), предоставленный Российской Федерацией иностранному государству, его юридическому лицу или международной организации, по которому у получателя средств возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией как кредитором.

    Предоставление органами публичной власти кредитов трех видов ведет к формированию государственных долговых активов или долга перед государством . Государственные долговые активы (долг перед государством) являются материальным выражением другой части государственных кредитных отношений. Государственные долговые активы представляют собой результат взаимосвязей исполнительных органов публичной власти Российской Федерации с физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), исполнительными органами власти других стран и международными организациями в части предоставления им средств взаймы .

    Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля общественных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие обычно получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам и многие другие факторы обуславливают интенсивное развитие международного государственного кредита. В отдельные исторические периоды - переход страны к иной политической или экономической системе, кризис экономики и финансов, слабость денежно-кредитной системы страны, серьезные сбои в работе внутреннего финансового рынка и т.п. -- развитие внешних государственных кредитных отношений может значительно опережать динамику внутреннего государственного кредита. Во внутренних государственных кредитных отношениях партнерами российского органа власти выступают российские юридические и физические лица, другие российские органы власти; во внешних отношениях -- иностранные юридические и физические лица, органы власти других стран, международные организации.

    Рис.1.3.1

    Государственное заимствование -- деятельность органа власти, имеющая целью формирование дополнительного фонда финансовых средств, которые власть могла бы использовать по своему усмотрению на удовлетворение публичных потребностей. Эта деятельность приводит к формированию государственного долга. Напротив, государственное кредитование -- деятельность органа власти, связанная сдвижением государственного капитала в ссудной форме, который образуется преимущественно на бюджетной основе; движение государственного ссудного капитала в виде бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных кредитов ведет к формированию государственных долговых активов .

    Следующей формой внутреннего долга являются государственные гарантии. Государственные органы могут предоставлять другим лицам гарантии по их обязательствам перед третьими лицами. В частности, федеральные органы государственной власти могут выдавать гарантии по займам и кредитам, получаемым органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и негосударственными хозяйствующими субъектами.

    От имени Российской Федерации государственные гарантии предоставляют Правительство РФ, а также (до 1 января 2000 г., т.е. до вступления в действие Бюджетного кодекса РФ) федеральные органы исполнительной власти и российские юридические лица, если они на это были уполномочены Правительством РФ и их полномочия оформлены правительственным решением.

    По каждому случаю предоставления государственной гарантии принимается постановление Правительства РФ, в соответствии с которым Министерство финансов РФ (или другой уполномоченный орган) заключает с эмитентом или кредитором соглашение. В соглашении детально оговариваются все условия сделки, включая источники и порядок погашения обязательства и выплаты дохода по займу или кредиту.

    Займы и кредиты, привлекаемые под государственные гарантии, называются гарантированными займами (кредитами). Предоставление государственных гарантий ведет к формированию государственного долга. Однако совсем не обязательно, что государство в полном объеме будет погашать гарантируемые им обязательства другого лица. Но даже в случае, когда заемщик исправно выполняет свои обязательства, государство имеет вполне реальные расходы, в частности, расходы по оформлению гарантии и резервированию средств по обеспечению гарантии.

    Государство в полном объеме несет финансовое бремя по гарантированным им обязательствам в случаях, когда заемщик не может рассчитаться с кредиторами по объективным обстоятельствам или при недобросовестности заемщика.

    Гарантированные займы имеют большое социально-экономическое значение, поскольку способствуют решению экономических и социальных проблем региона или предприятия, укрепляют доверие внутренних и внешних инвесторов к заемщику, содействуют организации движения, финансовых потоков в желаемом направлении и привлечению внешних инвестиций в национальную экономику .

    В последние годы Правительство РФ активно использует в своих интересах этот экономический инструмент. Использование гарантированных займов -- это обычная практика для любого государства, в том числе и для Российской Федерации. В частности, Указом Президента РФ от 23 июля 1997 г. №773 «О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам» установлено, что гарантии и поручительства заемщикам предоставляются на конкурсной основе. При этом к участию в конкурсах допускаются лишь организации, которые не имеют задолженности по платежам в бюджет или государственные внебюджетные фонды.

    Совершенствование нормативно-правовой базы государственных гарантий было направлено в русло подготовки и принятия Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ, актов законодательной и исполнительной власти, развивающих положения кодекса.

    Согласно Бюджетному кодексу РФ (БК РФ) государственной гарантией является способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого гарант -- Российская Федерация или субъект РФ -- дает письменное обязательство отвечать полностью или частично за исполнение лицом, получившим государственную гарантию, обязательства перед третьими лицами. Письменная форма государственной гарантии является обязательной. В ней, в частности, указываются сведения о гаранте, включая наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта; обязательство, которое обеспечивается гарантией; сумма гарантии. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.

    Гарант по своей гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному обязательству. Обязательство гаранта ограничивается суммой, на которую выдана гарантия. Если гаранту пришлось исполнять обязательство получателя гарантии, то он может потребовать от последнего возмещения суммы, уплаченной третьему лицу по гарантии.

    Государственные гарантии предоставляет Правительство РФ или соответствующий исполнительный орган субъекта РФ. В частности, на федеральном уровне Правительство РФ представляет Министерство финансов РФ либо иной уполномоченный орган, действующий от его имени. Гарантии предоставляются в рамках установленного законом о соответствующем бюджете верхнего предела общей суммы государственных гарантий. При этом в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год устанавливаются верхние пределы общей суммы государственных гарантий в российской и иностранной валюте в отдельности. Кроме того, этим же законом утверждаются рублевые гарантии, выдаваемые отдельному лицу на сумму, превышающую 1000000 минимальных размеров оплаты труда, а по гарантиям, предоставленным для обеспечения обязательств в иностранной валюте, -- на сумму, превышающую величину, эквивалентную 10 млн. долларов США.

    В случае предоставления государственной гарантии Минфин РФ (иной уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти), финансовый орган соответствующего субъекта РФ обязаны провести проверку финансового состояния получателя гарантии.

    Исполнительная власть представляет в соответствующий законодательный орган отчет о выданных гарантиях по всем получателям, об исполнении получателями своих обязательств, обеспеченных этими гарантиями, осуществлении государством платежей по выданным гарантиям .

    Первое время после августовского кризиса 1998 года власть не уделяла должного внимания работе с государственными гарантиями: работа велась бессистемно, а размеры гарантий были незначительными. Затем в процессе обсуждения и выработки перспективной долговой политики на 2003 -- 2005 годы финансовая администрация пришла к пониманию того, что давно обосновала экономическая наука и на что указывали экономисты: государственные гарантии являются эффективным и относительно дешевым для власти инструментом ускорения экономического и социального развития общества. В рамках одобренных Правительством РФ основных направлений политики в области государственного долга администрация намерена, в частности, использовать гарантии как способ стимулирования инвестиционной политики в отдельных отраслях экономики, обеспечения закупочных интервенций на зерновом рынке, страхования гражданской ответственности российских авиаперевозчиков по военным и связанным с ними рискам, страхования политических рисков при кредитовании экспорта.

    Таким образом, государственные гарантии являются важной формой долговых обязательств Российской Федерации, которые при относительно небольшом влиянии на размеры внутреннего государственного долга, оказывают положительное влияние на объем инвестиций в стране и рост ВВП.

    В целом, необходимо отметить, что внутренний государственный долг со всей совокупностью составляющих его форм должен быть и на самом деле является стратегически более гибким и безопасным видом обязательств государства, по сравнению с внешними долгами. Поэтому, в дальнейшем, правительством страны делается акцент на увеличение внутренних заимствований при стабилизации и уменьшении уровня внешних долгов. Для этого важно сформировать оптимальную структуру внутреннего государственного долга, а также эффективно управлять им. Эти вопросы будут рассмотрены нами более подробно в следующей главе.

    Облигации

    Облигация имеет юридическое и экономическое определение. Юридическое определение: облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Экономическое определение облигации – ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем и лицом, выпустившим ее.

    Облигация имеет целый ряд особенностей по сравнению с другими ценными бумагами, а именно:

    • – удостоверяет отношения займа;
    • – имеет конечный срок погашения;
    • – не дает права на управление предприятием-эмитентом;
    • – при выплате доходов владельцам ценных бумаг в первую очередь выплачиваются проценты по облигациям, затем – дивиденды по привилегированным акциям, потом – дивиденды по обыкновенным акциям.

    Обязательные реквизиты облигации:

    • – наименование и адрес эмитента;
    • – наименование ценной бумаги;
    • порядковый номер;
    • – дата выпуска;
    • – вид облигации;
    • – общая сумма выпуска;
    • – процентная ставка;
    • – условия и порядок погашения;
    • – номинальная стоимость;
    • – имя держателя (если облигация именная).

    Различают следующие виды облигаций:

    • – по форме существования – наличные и безналичные;
    • – по способу передачи при осуществлении сделок – именные и предъявительские;
    • – по форме выплаты дохода – купонные или бескупонные. Купон – это промежуточный процент по облигациям. Задается в процентах от ее номинальной стоимости. Бескупонные облигации размещаются с дисконтом. Промежуточных выплат по ним нет, погашение производится по номинальной стоимости;
    • – по видам эмитентов – государственные, муниципальные, корпоративные;
    • – по срокам погашения – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);
    • – по видам погашения – облигации с погашением в денежной форме, товарами, ценными бумагами;
    • – по характеру обращения – рыночные и нерыночные; свободно обращающиеся и с ограниченным кругом обращения;
    • – по режиму обращения – конвертируемые и неконвертируемые;
    • – по степени риска – рисковые и безрисковые.

    Облигация имеет номинальную и рыночную стоимость. Номинальная стоимость облигации обозначена на самой облигации. Облигации могут погашаться только по номинальной стоимости.

    Рыночная стоимость облигации равна

    где Н – номинальная стоимость облигации; К0 – курс облигации в процентах.

    Курс облигации рассчитывается по формуле

    Владельцы облигаций получают следующие виды дохода:

    • – купонный доход (периодически выплачиваемые проценты);
    • – дисконтный доход – разница между номинальной стоимостью облигации и ценой ее покупки;
    • – доход от реинвестиции полученных процентов.

    За годы рыночных преобразований компании практически не выпускали облигаций, так как по законодательству купонный доход они должны были выплачивать за счет чистой прибыли. С середины 1999 г. было разрешено включать выплаты по купонам в состав внереализационных расходов, что привело к массовому выпуску корпоративных облигаций. Для компаний выпуск облигаций выгоднее банковских кредитов, так как позволяет привлекать финансовые средства на длительный срок по вполне приемлемой цене, не требует обеспечения, залога и гарантий.

    Государственные долговые обязательства

    Государственные ценные бумаги – это форма существования государственного внутреннего и внешнего долга. Эмитентами выступают федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления; инвесторами – юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты. Целью выпуска государственных ценных бумаг является покрытие дефицита государственного бюджета, регулирование денежного обращения страны, финансирование государственных целевых программ (примером может служить ОФЗ с постоянным купоном, которые были выпущены с целью покрытия расходов по компенсации сбережений граждан в Сбербанке России), реструктуризация внутреннего и внешнего долга РФ. Эмиссия государственных ценных бумаг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 136-Φ3 "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".

    Каждому выпуску государственных ценных бумаг присваивается регистрационный код. В соответствии с приказом Минфина России от 15 ноября 2004 г. № 104н "О присвоении государственных регистрационных номеров государственным долговым обязательствам Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации" код состоит из 9 разрядов:

    х1х2х3х4х5х6х7х8х9,

    где х1х2 – тип ценной бумаги; хЗх4х5 – порядковый номер выпуска данного типа цепных бумаг; х6х7х8 – RMF – эмитент; х9 – 5 – государственные долговые обязательства РФ.

    Коды типов ценной бумаги:

    • 01 – вексель Минфина России;
    • 06 – государственный республиканский внутренний заем РСФСР 1991 г.;
    • 07 – государственный внутренний выигрышный заем 1992 г.;
    • 12 – государственные жилищные сертификаты;
    • 13 – внутренний государственный валютный облигационный заем – ОВГВЗ;
    • 21 – 3-месячные ГКО;
    • 22 – 6-месячные ГКО;
    • 23 – 12-месячные ГКО;
    • 24 – ОФЗ с переменным купоном – ОФЗ-ПК;
    • 25 – ОФЗ с постоянным купоном – ОФЗ-ПД;
    • 30 – облигации государственного сберегательного займа – ОГСЗ;
    • 35 – облигации золотого федерального займа – ОФЗ- 9999;
    • 40 – облигации государственного нерыночного займа – ОГНЗ.

    Государственные ценные бумаги различают:

    • – по характеру обращения – рыночные и нерыночные, примером последних могут служить ОГНЗ;
    • – по срокам погашения – краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
    • – по видам эмитентов – ценные бумаги Правительства РФ, государственных учреждений; ценные бумаги, которым придан статус государственных (например, облигации РАО ВСМ);
    • – по видам доходов – процентные, дисконтные, индексируемые (номинальная стоимость возрастает соответственно темпам инфляции), выигрышные, комбинированные;
    • – по формам существования – бумажные и безбумажные (преобладают безбумажные);
    • – по видам инвесторов – государственные ценные бумаги для российских инвесторов, еврооблигации.

    Рассмотрим основные виды государственных ценных бумаг.

    Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) выпускались согласно постановлению Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций". Номинальная стоимость – 1000 руб., срок обращения – 3, 6 и 12 мес. Облигации считались именными. Учет – по счетам ДЕПО. Форма выпуска – безбумажная.

    Основные участники рынка ГКО – эмитент, инвестор, дилер.

    Эмитент – Минфин России. Инвесторы – юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты, купившие ГКО на нравах собственности. Официальный дилер – инвестиционный институт, заключивший с Банком России договор на обслуживание ГКО. Он может выступать от своего имени и за свой счет или за счет клиента, т.е. выполнять функции финансового брокера. Рынок ГКО обслуживали более 200 официальных дилеров. В 1996 г. из общего числа дилеров выделены первичные дилеры. Первичные дилеры имели право выставления котировок в торговой системе, возможность использования лимита открытой валютной позиции, возможность заключать сделки РЕПО. Сделка РЕПО – это единый договор купли-продажи, состоящий из двух частей: кассовой сделки на продажу и срочной – на покупку ценных бумаг.

    Инфраструктура рынка ГКО включала в себя:

    • – депозитарий ГКО. Каждый из официальных дилеров открывал в депозитарии два счета ДЕПО: счет "А" – для облигаций, принадлежащих самому дилеру; счет "Б" – для облигаций клиентов;
    • – компьютерную торговую систему, которая осуществляла техническое обеспечение и регистрацию купли- продажи ГКО;
    • – расчетную систему – она осуществляла расчетные операции но купле-продаже ГКО.

    Различают два вида рынков ГКО – первичный и вторичный.

    Первичный рынок аукцион. В день проведения аукциона в 10 часов утра в систему вводились данные. Если деньги под заявку были на счете расчетной системы, то заявка допускалась к торгам. Дилеры подавали заявки двух видов – конкурентные (по цене покупателя) и неконкурентные (по средневзвешенной цене аукциона). Заявки сводились в один реестр по мере уменьшения цен, на основе реестра и объемов выпуска ГКО определялась цена отсечения. Конкурентные заявки с ценами выше цены отсечения удовлетворялись по указанным в них ценам. Неконкурентные заявки удовлетворялись по средневзвешенной цене аукциона. Очередной выпуск считался размещенным, если на торгах было продано не менее 20% общего номинального объема данного выпуска.

    Вторичный рынок фондовая биржа. Во время торгов дилер вводил свою заявку в свой компьютер на покупку или продажу ГКО. В случае покупки торговая система проверяла, есть ли неудовлетворенные заявки в очереди на продажу с ценой, равной или меньшей, чем у поступившей заявки. Если таковые находились, то фиксировались сделки по цене заявок из очереди на продажу до тех пор, пока есть такие заявки или пока поступившая заявка не удовлетворена полностью. Неудовлетворенные заявки ставились в очередь на покупку, т.е. каждый акт купли- продажи имел свою цену. Поэтому в официальных сообщениях об итогах торгов сообщались минимальная и максимальная цена, цена последней сделки.

    Покупка и продажа происходили по ценам с дисконтом от номинальной стоимости. Цепа облигации выражалась процентах – два знака до запятой и два после (88,88%). Комиссионные за проведение операций с ГКО составляли 0,2% при продаже и 0,1% – при покупке. После окончания торгов производились взаиморасчеты.

    В июле 1998 г. в связи с тем, что расходы по обслуживанию рынка ГКО превзошли доходы от их эмиссии, выпуск ГКО, ОФЗ-ПК и ОФЗ-ПД был прекращен. Выпуск ГКО возобновлен в декабре 1999 г. для нерезидентов, в феврале 2000 г. – для резидентов.

    В связи с финансовым кризисом изменен порядок погашения ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г. Погашение этих ценных бумаг осуществлялось в установленные сроки путем зачисления денежных средств на специальные транзитные счета владельцев ценных бумаг. Денежные средства с этих счетов могли быть реинвестированы по усмотрению владельца на приобретение в равных долях новых выпусков государственных ценных бумаг в валюте РФ:

    • – со сроком погашения 3 года и купонным доходом 30% годовых;
    • – со сроком погашения 4 года и купонным доходом в первый, второй и третий год – 30%, четвертый – 25% годовых;
    • – со сроком погашения 5 лет и купонным доходом в первый, второй и третий год – 30%, четвертый – 25% и пятый – 20% годовых;
    • депозитных сертификатов Сбербанка России.

    В случае согласия владельцев ценных бумаг на такое реинвестирование они могли получить в момент погашения денежные средства в размере 5% номинальной стоимости погашаемых ценных бумаг. При досрочном погашении облигаций на 20% от их номинальной стоимости владелец вправе был приобрести облигации РФ в долл. США с купоном 5% годовых и сроком погашения в 2006 г.

    Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 790 утверждены новые "Генеральные условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций". По этим условиям ГКО стали выпускаться в документарной форме с обязательным централизованным хранением в депозитариях (причем владельцы ГКО не имеют права требовать их выдачи на руки). Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО является Банк России. Через этот банк осуществляются расчеты по сделкам с ГКО.

    Облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ). Эти бумаги выпускаются в соответствии с указами Президента РФ от 7 декабря 1992 г. № 1565 и от 31 января 1996 г. № 126, постановлениями Совета Министров РФ от 15 марта 1993 г. № 222 и Правительства РФ от 4 марта 1996 г. № 229.

    Эмитент – Минфин России. Инвесторы – юридические лица, резиденты и нерезиденты. Номинал облигаций – 1000, 10 000 и 100 000 долл. Облигации предъявительские. Форма выпуска бумажная. Доход – купонный, выплачивается один раз в год в размере 3% годовых. Облигации относятся к валютным ценностям РФ. Погашаются сериями в следующие сроки: I серия – 14 мая 1994 г.; II серия – 14 мая 1996 г.; III серия – 14 мая 1999 г.; IV серия – 14 мая 2003 г.; V серия – 14 мая 2006 г.; VI серия – 14 мая 2008 г.; VII серия – 14 мая 2011 г.

    Имеются биржевой и внебиржевой рынки этих облигаций. Биржевой рынок – ММВБ.

    Облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК). Эти бумаги выпускались по постановлению Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 "О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов". Цель их выпуска – изменение структуры государственного внутреннего долга за счет перехода от краткосрочных к среднесрочным облигациям.

    Эмитент – Минфин России. Инвесторы – юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты. Облигации выпускались на два года, погашались по номинальной стоимости – 1000 руб. Облигации именные.

    Купонный доход выплачивался один раз в полгода в процентах к номинальной стоимости. Размер процента определялся по доходности ГКО. Генеральный агент по обслуживанию выпусков ОФЗ – Банк России. Выпуск облигаций прекращен в июле 1998 г., возобновлен в 1999 г.

    Облигации федеральною займа с постоянным купоном (ОФЗ-ПД). Выпускались в соответствии с приказом Минфина России от 28 июня 1996 г. № 331 и постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458. Эмитент – Минфин России. Срок – 3 года. Номинал – 1000 руб. Облигации именные. Купонный доход – 20% в год. Генеральный агент – Банк России.

    Цель выпуска облигаций – покрытие расходов по компенсации сбережений граждан в Сбербанке России. Это нерыночные ценные бумаги, они обращались только на первичном рынке.

    Облигации государственного сберегательного займа РФ (ОГСЗ). Эти бумаги выпускаются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 г. № 812 "О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа РФ". Облигации выпускаются сериями. Эмитент – Минфин России. Форма выпуска документарная. Облигации предъявительские. Срок погашения – от 1 года до 5 лет. Погашение производится по номинальной стоимости. Инвесторы – юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты. Купонный доход исчисляется в процентах к номинальной стоимости и по размеру равен доходности ГКО и ОФЗ. Номинал облигаций – 500 руб. Особенностью ОГСЗ является индексация по темпу инфляции.

    Облигации государственного республиканского Внутреннею займа РСФСР 1991 г. Выпускаются по постановлению Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1991 г. № 1697-1. Срок – 30 лет (до 2021 г.). Номинал – 100 руб. Эмитент – Минфин России. Инвесторы – российские юридические лица. Доход выплачивается по плавающей процентной ставке один раз в год в безналичном порядке. Погашение началось с 2006 г. ежегодными тиражами погашения. Облигации, не вошедшие в тиражи погашения, выкупаются по 31 декабря 2021 г. При погашении выплачивается номинальная стоимость плюс доход того периода, в котором облигация подлежит выкупу. Под залог облигаций этого займа даются ссуды.

    Облигации российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. Это 15-процентный заем. Номинал облигаций – 500 и 1000 руб. Срок – 10 лет. Облигации предъявительские. Намечено провести 10 тиражей выигрышей, за 10 лет должны выиграть 32% облигаций. Облигации обмениваются на деноминированные облигации образца 1998 г. Что же касается облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г., то в соответствии с Федеральным законом от 12 июля 1999 г. № 162-ФЗ "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" они переводятся в целевые долговые обязательства Российской Федерации, единицей номинала которых является долговой рубль (дор). Перевод осуществляется путем нанесения непосредственно на восстанавливаемые ценные бумаги специальных отметок, удостоверяющих факт их перевода. Датой перевода считается 1 января 1996 г. независимо от фактической даты перевода. Величина номинала целевой облигации считается равной произведению коэффициента 1,4 на величину номинала переводимой в нес облигации 1982 г. С 1 января 1996 г. на целевые облигации Российской Федерации начисляются доходы в долговых рублях, которые не могут быть меньше 9% в год от номиналов целевых облигаций. Целевые долговые обязательства являются ценными бумагами на предъявителя.

    Облигации золотого федерального займа ОФЗ-9999. Первый выпуск этих бумаг состоялся в 1993 г. и был погашен, второй выпуск – в соответствии с Указом Президента РФ от 5 сентября 1995 г. № 899 и постановлениями Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458 и от 5 ноября 1995 г. № 1091. Эмитент – Минфин России. Инвесторы – юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты. Срок обращения – 3 года. Номинал – 100 г золота. Доход, равный ставке ЛИБОР плюс 1%, выплачивался один раз в год (около 7% в год). Погашение производилось в безналичной форме в рублях или золотом 99,99% чистоты. Для физических лиц погашение производилось только в рублях.

    По постановлению Правительства РФ от 27 июля 1998 г. № 861 должны были выпускаться золотые сертификаты номиналом 1 кг химически чистого золота. Это именные беспроцентные облигации, погашаемые золотом, эмиссия которых осуществляется отдельными выпусками. На каждый выпуск Минфин России оформляет глобальный сертификат. Золотые сертификаты выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Владельцами могут быть юридические и физические лица, резиденты.

    Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ). Выпускаются по постановлениям Правительства РФ от 21 марта 1996 г. № 316 и от 29 октября 1996 г. № 506. Эмитент – Минфин России. Инвесторы – юридические лица, резиденты и нерезиденты, пенсионные и страховые компании, Сбербанк России, фонды занятости и другие внебюджетные фонды. Номинал – 1 млн руб. Форма выпуска бездокументарная. Доход – 10% годовых. Погашение производится в денежной форме по номиналу или имущественным эквивалентом номинала. Доход выплачивается одновременно с погашением ОГНЗ. Облигации обращаются только на первичном рынке. Выпускаются на срок от одного до десяти лег. 21 сентября 2004 г. приказом Минфина России № 86п утверждены новые "Условия эмиссии и обращения государственных нерыночных облигаций". По этим условиям облигации являются именными ценными бумагами, дают право владельцам при погашении на получение номинальной стоимости облигаций и процентного дохода. Облигации выпускаются в документарной форме и могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Владельцами могут быть юридические лица, резиденты и нерезиденты. Размещаются облигации по закрытой подписке путем заключения договора купли- продажи между эмитентом и инвестором, без участия организатора торговли. Доход выплачивается не реже одного раза в год. Процентная ставка купонного дохода может быть фиксированной, переменной или постоянной. Переменная процентная ставка определяется, исходя из темпов инфляции. Облигации могут быть выкуплены эмитентом до окончания срока погашения. Погашение, выкуп и выплата процентного дохода осуществляется за счет средств федерального бюджета. Залог облигаций не допускается. Облигации не обращаются на вторичном рынке.

    Государственные жилищные сертификаты. Выпускаются в соответствии с Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1182 с целью привлечения инвестиций на жилищное строительство. Жилищный сертификат – это особый вид облигации с индексированной номинальной стоимостью. Его владелец имеет право на получение квартиры или индексированной номинальной стоимости. Эмитенты – юридические лица, резиденты (застройщики и муниципалитеты). Номинал – не менее 0,1 м2 жилплощади в денежном эквиваленте. Это именные ценные бумаги. Обязательные реквизиты: наименование "жилищный сертификат"; дата и государственный номер регистрации; срок действия, дата приобретения первым собственником; размер площади, соответствующий одному сертификату; объем эмиссии; цена приобретения сертификата первым владельцем; схема индексации номинальной стоимости, предварительные условия договора купли-продажи квартиры; порядок окончательного согласования договора купли-продажи квартиры; полное наименование эмитента; подпись и печать; полное наименование собственника жилищного сертификата; полное наименование банка, контролирующего целевое использование привлеченных средств; условия, дающие право заключать договор купли-продажи квартиры.

    Векселя Минфина России. Эти бумаги были выпущены для оформления долгов Минфина России ряду региональных банков. Для примера рассмотрим векселя, выпущенные 17 августа 1995 г. Коммерческие банки в 1992–1994 гг. осуществляли кредитование агропромышленного комплекса (АПК), потребкооперации и организаций по завозу товаров в районы Крайнего Севера. Министерство финансов выпустило векселя и передало их коммерческим банкам. Объем выпуска векселей – разница между задолженностью и процентами по ней на 1 апреля 1995 г. АПК, потребкооперации и размером этой задолженности коммерческих банков Банку России. Срок обращения – 10 лет, начиная с 1 сентября 1995 г. Погашение – с 31 августа 1998 г. по 31 августа 2005 г. Доход – 10% годовых. Номинал – 10 млн руб. задолженности на 1 апреля 1995 г. плюс сумма процентов.

    Минфин России выдавал коммерческим банкам векселя со сроком погашения 31 августа каждого года в течение 8 лет, начиная с 1998 г. равными долями с уплатой 10% годовых. При наступлении срока погашения – 31 августа соответствующего года – Министерство финансов перечисляет на счет предъявителей векселей средства в размере номинала векселя. Векселя выдаются в документарной форме на бланке простого векселя.

    Облигации РАО "Высокоскоростные магистрали" имеют статус государственных ценных бумаг. Первый выпуск состоялся 29 апреля 1996 г. Срок обращения – 365 дней. Номинал – 100 000 руб. Доход – купонный, выплачивался один раз в квартал, рассчитывался аналогично доходу по ОФЗ-ПК. Первичный рынок – аукцион. Цена устанавливалась в процентах к номиналу. С ноября 2001 г. началось погашение этих облигаций.

    Еврооблигации . Это новая форма государственных займов. Это облигации, выпускаемые вне страны происхождения валюты для размещения среди зарубежных инвесторов и не подпадающие под юрисдикцию ни одной из стран. С 27 ноября 1996 г. на еврорынках 15 стран началось размещение еврооблигаций займа Правительства РФ. В синдикат по первичному размещению еврооблигаций вошли Альфа-банк, Уникомбанк, ряд иностранных банков. Основные параметры первых выпусков российских еврооблигаций приведены в табл. 3.2.

    Таблица 3.2

    Параметры выпусков российских еврооблигаций

    За первое полугодие 1998 г. РФ разместила еврооблигаций на сумму 4,85 млрд долл: в апреле были размещены 5-летние облигации в итальянских лирах на 420 млн долл., в июне – 5-летние облигации на 1,25 млрд долларов, 30-летние облигации на 2,5 млрд долл. В 1998 г. намечалось довести внешние заимствования через облигации до 14 млрд долл., однако осуществлению этих планов помешал финансовый кризис.

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 января 1997 г. № 71 "О привлечении финансовых ресурсов с международных рынков капитала в 1997 году" и Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. "О выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти г. Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области" еврооблигации начали выпускаться субъектами РФ. Выпуск осуществлялся с разрешения Банка России и ГТК (Государственного таможенного комитета) РФ по решению законодательного органа субъекта РФ, регистрировался в Минфине России, обеспечивался залогом или банковской гарантией. Эмитент должен был получить международный кредитный рейтинг не менее чем от двух ведущих международных рейтинговых агентств. Общий объем всех заимствований не должен превышать 30% собственных доходов бюджета этого субъекта, а расходы на погашение и обслуживание долга – 15% этих доходов. Москва получила разрешение на размещение еврооблигаций на сумму 400 млн, Санкт-Петербург – на 300 млн, Нижний Новгород – на 100 млн долл.

    Положение рынка валютных государственных ценных бумаг в 1999–2000 гг. было тяжелым вследствие падения кредитного рейтинга России. Котировки находились на низком уровне. В 2001 г. кредитный рейтинг России повысился. В том же году цены еврооблигаций достигли максимального уровня, доходность составляла от 6 до 13% годовых.

    В апреле 2010 г. впервые за последние 12 лет (с 1998 г.) Россия выпустила еврооблигации для размещения на мировых финансовых рынках на общую сумму 5,5 млрд долл. двумя траншами: 2 млрд долл. – на 5 лет и 3,5 млрд долл. – на 10 лет. Доходность 5-летних бумаг зафиксирована на уровне 3,8% годовых, а 10-летних – 5,1% годовых. Спрос на эти облигации западных инвесторов превысил их предложение в 5 раз.

    Облигации внешних облигационных займов (ОВОЗ) начали выпускаться по постановлению Правительства РФ от 23 июня 2000 г. № 478 и приказу Минфина России от 18 июля 2000 г. № 71н. Целью их выпуска является реструктуризация задолженности перед Лондонским клубом кредиторов. Это государственные именные ценные бумаги, составленные в документарной форме. Их владельцы имеют право на получение номинальной стоимости этой облигации (1 долл.) и купонного дохода в виде процента на остающуюся непогашенной стоимость облигации. Объем эмиссии – 30 млрд долл. Эмиссия состоит из двух выпусков облигаций:

    • – с датой погашения 31 марта 2010 г.;
    • – с датой погашения 31 марта 2030 г.

    По облигациям с датой погашения в 2010 г. на дату выпуска выплачивалось 9,5% номинальной стоимости основного долга. Оставшаяся сумма долга погашалась равными полугодовыми платежами, начиная с 31 марта 2005 г. Купонный доход выплачивался два раза в год. По облигациям с датой погашения в 2030 г. погашение основной суммы долга осуществляется 47 полугодовыми платежами, начиная с марта 2007 г. Купонный доход выплачивается два раза в год.

    В ходе коммерческой деятельности имеют место разнообразные взаимоотношения между предпринимателями. Следствием их может стать долговое обязательство. Оно свидетельствует о вовлечении заемных средств в оборот. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет долговое обязательство.

    Юридический аспект

    По ст. 307, п. 1 ГК, обязательство – гражданское правоотношение, в соответствии с которым одному лицу надлежит совершить в пользу другого определенные действия или воздержаться от них. В первом случае это может быть исполнение работы, передача имущества, выплата денег и так далее. В рамках данного правоотношения кредитор может требовать выполнения обязанности, возложенной на должника.

    Общая характеристика

    Договорные обязательства могут возникнуть вследствие действий лиц, не предусмотренных законодательством. Однако при этом они не должны противоречить нормам права, если вследствие них появляются условия, регулируемые общими правилами и нормами ГК.

    Классификация

    В рамках односторонней сделки долговое обязательство может возникнуть только относительно лица, заключившего контракт. Данное положение установлено в ст. 155 ГК. В частности, это может быть действие в чьих-либо интересах без поручения. Обязательства могут возникнуть вследствие принятия актов публичной властью. К ним, например, относят административные положения госорганов и структур местного самоуправления. Долговое обязательство также может исходить из факта причинения ущерба другим лицам либо необоснованного обогащения за счет них. Эти обстоятельства могут появиться вследствие действий как юрлиц и граждан, так и структур публичной власти, в том числе в случае принятия ими локальных или иных актов, противоречащих законодательству и прочим нормам.
    В качестве основания могут также выступать юридические обстоятельства-события. В соответствии со ст. 307, п. 2 ГК, обязательства возникают только из фактов, прямо предусмотренных законом. Данная классификация обладает большим практическим значением. Некоторые из обязательств определяются волей сторон или диспозитивными нормами ГК, другие же образуются преимущественно на основании императивных предписаний.

    Бухгалтерский учет

    Информация о тех обязательствах, которые имеет организация, должна отражаться в пассиве баланса (форма № 1) и в приложении (форма № 5). Однако ни в Федеральном законе, регулирующем порядок бухучета, ни в соответствующем положении нет трактовки данного показателя. В связи с этим наиболее целесообразным представляется обращение к МСФО (международным стандартам). В соответствии с ними обязательства классифицируются в качестве элемента, который относится непосредственно к оценке финансового статуса компании.

    Они также выступают как часть пассива, возникающего из предшествующих событий, оплата которой предполагается вследствие выбытия ресурсов. Кроме того, обязательства являются результатом прямых событий либо прочих операций. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что, в отличие от гражданско-правовой точки зрения, в соответствии с которой рассматриваемый элемент правоотношений выступает как условие совершения или несовершения действий, бухгалтерский подход характеризует их как последствия того или другого поведения, вследствие чего возникает необходимость выбытия ресурсов. Согласно данному положению, в качестве пассивов организации следует рассматривать:

    Обязательства, которые имеет покупатель перед продавцом, необходимо признавать, учитывая дату непосредственного приобретения продукции или перехода прав собственности, но не на момент вступления договора поставки в действие.

    Виды долговых обязательств

    В бухгалтерской отчетности используются следующие категории:

    • Краткосрочные и долгосрочные.
    • Просроченные и срочные.
    • Необеспеченные и обеспеченные.

    Правила бухгалтерского учета требуют, чтобы погашение долговых обязательств было обоснованным.

    Особенности фиксирования

    Большинство из долговых обязательств следует отражать в отчетности в тех суммах, которые вытекают из отчетных записей организации и признаются ею правильными. В качестве исключений выступают расчеты с бюджетом и банками. Они должны быть согласованы с соответствующими структурами. Долговые обязательства включаются в сумму основного долга. Исключением в данном случае являются займовые и кредитные средства. Они отражаются совместно с суммой, отражающей проценты по долговым обязательствам.
    Заем может быть привлечен посредством выдачи векселя либо эмиссии облигации. В этом случае обязательства могут отражаться с учетом процентов, причитающихся по долгу. Средства, приобретенные в иностранной валюте, подвергаются переоценке по курсу. Они отражаются в рублях.

    Требования

    В бухгалтерской отчетности указывается отсутствие условий признания дохода при оказании услуг, исполнении работ и продаже продукции. К ним относят:

    • Наличие у предприятия права получать доход, вытекающий из конкретного соглашения либо подтвержденный прочим образом.
    • Возможность определить сумму прибыли.
    • Уверенность в том, что вследствие осуществления конкретной операции будет увеличена экономическая выгода организации.
    • Переход прав собственности, распоряжения, пользования либо владения товаром к покупателю от предприятия, принятие заказчиком результата работы, факта оказания услуги.
    • Возможность определить расходы, которые уже были либо будут произведены в соответствии с операцией.

    Если относительно денежных средств или прочих активов, которые получены организацией в оплату, не будет выполнено хотя бы одно из вышеприведенных условий, это отражается в бухгалтерской отчетности. Вместе с этим указывается срок долговых обязательств. По его истечении средства списываются в соответствии с данными проведенной инвентаризации, письменным обоснованием и распоряжением (приказом) руководства предприятия с отнесением к внереализационным доходам.

    Долговые обязательства РФ

    Для их выражения существует три формы. Они закреплены в ст. 2 ФЗ, регулирующем государственные долговые обязательства. Эти формы следующие:


    Более конкретно долговые обязательства государства определены в Бюджетном кодексе. В частности, в нем предусмотрены следующие формы:

    Аналогичным образом могут выражаться долговые обязательства региона или муниципального образования. Однако для МО исключением является последняя из приведенных форм (международных соглашений и договоров). При этом обязательства муниципальных образований, в отличие от государственных, могут выражаться в форме переоформления долгов юридических лиц в муниципальные, согласно нормативных актов местной власти. Положения о способах обращения ценных бумаг закреплены в ст. 4 соответствующего ФЗ.

    Специфика Бюджетного кодекса

    После его введения в 2000 году долговые обязательства России соответствуют тем формам, которые приведены в ст. 98. В частности, использование кредитов Правительства обуславливается недостаточностью средств бюджета. До того как был принят ФЗ, регулирующий вопрос о внутреннем государственном долге России, прямое указание на наличие возможности покрыть дефицит за счет внедрения заемных ресурсов содержалось в Законе РСФСР, регламентировавшем основы бюджетного устройства и процесса в стране.

    Но принятый впоследствии указанный выше ФЗ о государственном долге впервые урегулировал данный вопрос комплексно. Вместе с этим следует напомнить о том, что до 26 апреля 1995 года – момента принятия новой редакции Закона "О Центробанке России" - предоставление кредитов Правительству осуществлялось непосредственно Центральным банком. Данная организация в качестве ресурсов использовала и собственные средства, и отчисления, поступавшие от прочих коммерческих банковских и кредитных структур. Эти выплаты, в свою очередь, составляли часть сумм привлеченных средств юридических лиц и граждан согласно нормативам для передачи в ЦБ на хранение, а также свободные (временно) вклады населения в филиалах Сбербанка в объемах, определенных в ежегодных соглашениях.

    В результате финансово-правовых отношений в области государственного кредита формируется государственный и муниципальный долг. Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по предоставленным государственным гарантиям и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.

    Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств по установленным законодательством видам. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

    кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

    государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

    бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    государственным гарантиям Российской Федерации;

    иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с российским законодательством на государственный долг Российской Федерации.

    Государственный долг субъекта Российской Федерации включает в себя долговые обязательства субъекта Российской Федерации, которые осуществляются в виде обязательств по:

    государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации;

    бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации;

    кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;

    государственным гарантиям субъекта российской Федерации.

    Совокупность долговых обязательств муниципального образования, виды которых предусмотрены бюджетным законодательством, образует муниципальный долг. Долговые обязательства муниципального образования выступают в виде обязательств по:

    ценным бумагам муниципального образования (муниципальные ценные бумаги);

    бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;

    гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

    Рассмотрим подробнее основные виды долговых обязательств Российской Федерации. Договоры кредитов, привлеченных от имени Российской Федерации, выступающей в качестве заемщика, заключаются с целью привлечения денежных средств для преодоления дефицита бюджета. Кредиторами в этом случае выступают коммерческие банки Российской Федерации и иностранных государств, а также сами иностранные государства. Среди основных кредиторов Российской Федерации следует назвать крупнейшие иностранные банки, такие, как «Вапк оГАтепса», «Оеи1$сН Вапк», «СЬазе МапЬаиап Вапк», а также экономически развитые иностранные государства - Великобритания, Германия, США, Япония и др. Особое место в этих отношениях занимают кредитные соглашения с международными финансовыми организациями - Международным валютным фондом (МВФ), Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).

    В частности, преодолению в России финансового кризиса 1998 г. способствовали кредиты, предоставленные МВФ на общую сумму 4,5 млрд долларов США". При этом предоставление кредитов международными финансовыми организациями сопровождается рекомендациями по их использованию, которые государство-заемщик обязано выполнять.

    Одним из основных видов государственных долговых обязательств являются обязательства по государственным ценным бумагам. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством Российской Феде-рации с учетом предельного объема их выпуска. Предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг по номинальной стоимости устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с верхним пределом государственного долга Российской Федерации, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также муниципальных ценных бумаг регулируется Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 136-Ф3 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» . Условия эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг подлежат регистрации в Министерстве финансов Российской Федерации.

    Предоставление бюджетных кредитов из других бюджетов бюд-жетной системы Российской Федерации осуществляется на основании договора в соответствии с гражданским законодательством, с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом

    Российской Федерации. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности. Российскую Федерацию в этих отношениях представляют органы государственной власти, уполномоченные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации. При этом условие договора о бюджетном кредите по обязательному обеспечению исполнения заемщиком своего обязательства по возврату указанного кредита не распространяется на случаи, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект Российской Федерации.

    Государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в которых гарантом выступает Российская Федерация. Государственная гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые могут возникнуть в будущем. Письменная форма договора о предоставлении государственной гарантии является обязательной. Решение о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации принимается в форме акта Правительства Российской Федерации в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, установленной в Федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В соответствии с этим актом Министерство финансов Российской Федерации заключает договоры о предоставлении государственных гарантий и выдает их. За выдачу государственной га-рантии принципал может уплачивать гаранту вознаграждение. В то же время в целях предоставления государственной гарантии устанавливается требование о проведении анализа финансового состояния принципала, которое осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.

    Общая сумма обязательств по государственным гарантиям Рос-сийской Федерации в валюте Российской Федерации включается как вид долгового обязательства в состав государственного внутреннего долга, а общая сумма обязательств по государственным гарантиям в иностранной валюте - в состав государственного внешнего долга. Учет выданных государственных гарантий и платежей по ним ведет Министерство финансов Российской Федерации. Государственные гарантии Российской Федерации не могут предоставляться для обеспечения исполнения обязательств государственных или муниципальных унитарных предприятий, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий.

    К иным долговым обязательствам относятся соглашения, в том числе международные, заключенные от имени Российской Федерации о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, которые в основном касаются вопросов, связанных с погашением государственного долга бывшего СССР. К началу 1992 г. общая задолженность СССР составляла 70 млрд долларов

    США, из которых 40 млрд долларов - долг перед иностранными правительствами (Парижский клуб кредиторов), 22 млрд долларов - долг коммерческим кредиторам (Лондонский клуб кредиторов) и 8 млрд долларов составляла задолженность по торговым кредитам.

    По соглашению с Парижским клубом советский внешний долг России был реструктуризирован на следующих условиях: сумма реструктуризируемого долга - 38 млрд долларов США, срок погашения - 25 лет (до 2020 г.), шестилетний льготный период, в течение которого погашаются только проценты по долгу. Российский долг советского периода перед Лондонским клубом в результате заключенного соглашения был реструктуризирован осенью 1997 г. с условием выплаты долга, составляющего 32 млрд долларов США, в рассрочку в течение 25 лет с льготным семилетним периодом, в течение которого погашению подлежат только проценты по долгу.

    В 2000 году между Российской Федерацией и Лондонским клубом было подписано новое соглашение о реструктуризации долгов, в результате которого было списано 36,5 процентов основной суммы долга, а оставшаяся сумма переоформлялась в новый выпуск облигаций с датой погашения 31.03.2030 г. По долгам перед Парижским клубом удалось добиться установления льготного периода выплат до 2020 г., в течение которого будет выплачиваться только часть основной суммы долга и проценты.

    По срокам государственный долг делится на краткосрочный - до 1 года, среднесрочный - от 1 года до 5 лет и долгосрочный - от 5 до 30 лет (включительно).

    Долговые обязательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

    Долговые обязательства муниципальных образований погашаются в сроки, определенные условиями займа, и также делятся на краткосрочные (менее 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 10 лет включительно).

    Обеспечение долговых обязательств Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования осуществляется полностью и без условий всем находящимся в собственности имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета. При этом Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

    В зависимости от субъектов-кредиторов государственный долг делится на внутренний и внешний.



    Поделиться