Ст 11 гк рф комментарии. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд (далее — суд) в соответствии с их компетенцией.

2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

Комментарий к Ст. 11 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает особенности защиты гражданских прав в судах Российской Федерации. Нормы данной статьи имеют значение не только для гражданского, но и для гражданского процессуального, арбитражного процессуального, административного законодательства.

Система судов в Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и включает в себя федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 4 названного Закона к федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов; Дисциплинарное судебное присутствие.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации.

Подведомственность гражданских дел судам предусматривает распределение различных категорий дел между государственными и другими органами (судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами, комиссиями по трудовым спорам, административными органами и др.), рассматривающими правовые споры в пределах своей компетенции.

Нормы § 1 гл. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), вступившего в силу с 1 сентября 2002 г., и ст. 22 ГПК РФ, действующего с 1 февраля 2003 г., разграничивают подведомственность дел между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

В соответствии со ст. 33 АПК РФ арбитражные суды рассматривают некоторые споры с участием граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, в частности дела:

1) о несостоятельности (банкротстве);

2) по спорам, указанным в ст. 225.1 АПК РФ (корпоративные споры);

3) по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

4) по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;

4.1) по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;

5) о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Ранее некоторые из указанных споров рассматривались судами общей юрисдикции, например корпоративные споры, одним из участников которых выступал гражданин.

ГПК РФ определяет подведомственность споров судам общей юрисдикции, перечисляя категории дел, которые рассматривают и разрешают суды общей юрисдикции, а также исключая из перечня те дела, которые подведомственны арбитражным судам.

Суды общей юрисдикции не рассматривают дела, вытекающие из предпринимательской и иной экономической деятельности, которые подведомственны арбитражным судам.

Требования, подведомственные арбитражным судам и судам общей юрисдикции, должны быть разделены, а при невозможности разделения рассмотрены судами общей юрисдикции. Например, требования акционера — физического лица к акционерному обществу, вытекающие из корпоративных и трудовых отношений, должны быть разделены, а при невозможности разделения подлежат рассмотрению мировым судьей или районным судом в соответствии с родовой подсудностью. В соответствии со ст. 225 ГПК РФ в определении суда по вопросу принятия такого дела к производству должны быть приведены мотивы, по которым он пришел к выводу о возможности или невозможности разделения предъявленных требований.

В целях разграничения трудовых и корпоративных споров в п. п. 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 ноября 2003 г. N 17 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ» даны соответствующие разъяснения.

Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 дела по трудовым спорам между акционером — физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этим хозяйственным товариществом или обществом подведомственны судам общей юрисдикции.

Вопрос о том, является ли возникший между указанными субъектами спор трудовым, судам необходимо решать на основании ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), согласно которой индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению трудовых споров.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

Учитывая то, что отношения между единоличными исполнительными органами обществ (директорами, генеральными директорами), членами коллегиальных исполнительных органов обществ (правлений, дирекций), с одной стороны, и обществами — с другой, основаны на трудовых договорах (гл. 43 ТК), дела по искам указанных лиц о признании недействительными решений коллегиальных органов акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ о досрочном прекращении их полномочий, о восстановлении работников в занимаемых должностях и об оплате им времени вынужденного прогула подведомственны судам общей юрисдикции, которые в силу ст. ст. 382 и 391 ТК РФ являются по данным делам органами по разрешению трудовых споров.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20 ноября 2003 г. N 17 дела об оспаривании руководителями организаций, членами коллегиальных исполнительных органов организаций (генеральными директорами акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ и т.п.), а также членами советов директоров (наблюдательных советов) организаций, заключивших с данными организациями трудовые договоры, решений уполномоченных органов организаций либо собственников имущества организаций или уполномоченных собственниками лиц (органов) об освобождении их от занимаемых должностей подведомственны судам общей юрисдикции.

Подобные разъяснения относятся в равной мере и к аналогичным делам с участием производственных и потребительских кооперативов, а также иных организаций.

Подведомственность конкретного правового требования может быть исключительной, альтернативной, условной и определяемой по связи исковых требований. Так, например, исключительная подведомственность означает, что спор может рассматриваться только судом и не может разрешаться другими органами. Альтернативная подведомственность предполагает, что спор может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке и др.).

2. Третейские суды не входят в систему судов РФ и не осуществляют правосудие. Тем не менее в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Правовое положение третейских судов определяется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее — Закон о третейских судах), согласно абз. 2 ст. 2 которого третейский суд — это постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора. Исполнение решений третейского суда осуществляется сторонами добровольно. Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению. Механизм принудительного исполнения решений третейских судов сходен с исполнением решений государственных судов. Согласно ст. 45 Закона о третейских судах принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основании выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суд. Заявление о выдаче исполнительного листа подается в компетентный суд в зависимости от подведомственности — в арбитражный суд или в суд общей юрисдикции.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.

Решение третейского суда является основанием для возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений, и, как отмечается в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005 г. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2004 года» (вопрос 25) , в ГК РФ под судом подразумевается в том числе и третейский суд, а следовательно, под судебным решением, являющимся основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, — решение третейского суда, что имеет значение и для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации недвижимости) одним из оснований для государственной регистрации прав являются судебные решения (абз. 6 п. 1 ст. 17 Закона), вступившие в законную силу. Как разъясняется в вышеназванном Обзоре, в соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о третейских судах после исследования обстоятельств дела третейский суд большинством голосов третейских судей, входящих в состав третейского суда, принимает решение. При этом данный Закон не содержит указания на вступление решения третейского суда в законную силу, которое исходя из положений его ст. ст. 31, 32 обязательно для спорящих сторон с момента его принятия.

———————————
СПС «КонсультантПлюс».

Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

Вместе с тем ст. 40 Закона о третейских судах предусмотрена возможность оспаривания сторонами решений третейских судов. Если же решение третейского суда сторонами не оспаривается, то они принимают на себя обязанность добровольно исполнить решение, что позволяет им осуществить в том числе и регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним путем предъявления названного решения в органы, осуществляющие такую регистрацию. Применение же абз. 6 п. 1 ст. 17, исходя из буквального его толкования, приведет к ограничению выбора формы защиты субъективных прав. Таким образом, решение третейского суда является основанием для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако если в результате такой регистрации будут нарушены права иных лиц, то они не лишены возможности оспорить решение третейского суда в соответствии с нормами, установленными гл. 46 ГПК РФ.

3. Разграничение подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам устанавливается процессуальным законодательством, в частности Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами РФ. Согласно ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Подведомственность дел судам общей юрисдикции определяется методом исключения. Те гражданско-правовые споры, которые не отнесены к подведомственности арбитражных судов, относятся к компетенции судов общей юрисдикции.

4. Вопрос о конституционности положений комментируемой статьи одновременно со ст. 13 ГК РФ и отдельными нормами Закона о регистрации был поставлен в жалобах, по которым Конституционным Судом РФ было вынесено Определение от 13 октября 2009 г. N 1324-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тумасовой Лидии Алексеевны на нарушение ее конституционных прав статьями 11 и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацем шестым пункта 1 статьи 17 и пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также распоряжением мэра Санкт-Петербурга «О реконструкции чердаков и мансард, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, на инвестиционных условиях» .

———————————
СПС «КонсультантПлюс».

5. Возможность защиты гражданских прав в административном порядке установлена в соответствии с п. 2 комментируемой статьи лишь в случаях, предусмотренных законом, например обжалование решений Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатента) в соответствии с п. 3 ст. 1248 ГК РФ в Палату по патентным спорам, распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2008 г. N 1791-р реорганизованную в форме присоединения к Федеральному институту промышленной собственности. К таким решениям Роспатента относятся решения, связанные с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам и средствам правовой охраны или с ее прекращением.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2008. N 50. Ст. 5984.

Приказом Минсельхоза России от 31 октября 2007 г. N 559 «Об утверждении Правил рассмотрения и разрешения споров по защите нарушенных интеллектуальных прав на селекционные достижения» установлена процедура рассмотрения и разрешения в административном порядке споров о защите интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на селекционные достижения, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам правовой охраны или с ее прекращением федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.

———————————
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (далее — Бюллетень нормативных актов). 2008. N 5.

Решение административных органов может быть оспорено в суде, в том числе в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд) в соответствии с их компетенцией.

2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

Комментарий к статье 11 Гражданского Кодекса РФ

1. Защита субъективных гражданских прав осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Комментируемая статья посвящена форме защиты, точнее - такой ее разновидности, как юрисдикционная форма, под которой понимается деятельность органов, уполномоченных принимать на основании обращений потерпевших необходимые меры по восстановлению нарушенных прав и пресечению правонарушений.

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и административный порядки защиты нарушенных прав. По общему правилу защита гражданских прав осуществляется в судебном порядке, что нашло отражение в названии комментируемой статьи и прямо зафиксировано в п. 1. Специальный порядок защиты гражданских прав, применяемый в случаях, прямо указанных в законе, составляет их защита в административном порядке, на что и указывается в п. 2 ст. 11.

2. Судебная защита гражданских прав осуществляется судом, арбитражным судом или третейским судом. Основная масса гражданско-правовых споров рассматривается судами общей юрисдикции, т.е. федеральными районными, городскими и областными судами, а также мировыми судьями. Наряду с ними судебную власть осуществляют арбитражные суды, которые разрешают споры, возникающие в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. По соглашению участников гражданского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В случаях, когда конституционные права и свободы нарушены или могут быть нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, граждане и организации обладают правом на обращение в КС.

В качестве средства судебной защиты выступает по общему правилу иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. В отдельных случаях средством судебной защиты являются заявление, в частности по делам особого производства, или жалоба, в частности при обращении в КС.

3. Административный порядок защиты гражданских прав охватывает собой их защиту как специально уполномоченными на то законом органами исполнительной власти, так и вышестоящими органами по отношению к тем должностным лицам и органам, которые нарушили права потерпевших. К числу первых относятся, например, антимонопольные органы, наделенные правом принимать необходимые меры по защите прав потерпевших при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства. Обжалование незаконных действий (бездействия), нарушающих права и законные интересы граждан и организаций, в вышестоящий орган возможно во всех случаях, когда такой орган имеется.

Средством защиты гражданских прав, осуществляемой в административном порядке, является жалоба, подаваемая в соответствующий управленческий орган лицом, права и законные интересы которого пострадали в результате правонарушения.

4. Важнейшим положением комментируемой статьи, опирающимся на ст. 46 Конституции, является указание на то, что любое решение, принятое по жалобе потерпевшего в административном порядке, может быть обжаловано в суде. Оно, в частности, означает, что избрание потерпевшим административного порядка защиты нарушенного права не лишает его возможности последующего, а порой и одновременного обращения по тому же вопросу в суд.

При этом следует учитывать, что при защите некоторых гражданских прав потерпевший, прежде чем предъявить иск (заявление, жалобу) в суд, должен обратиться с жалобой в государственный орган управления, специально созданный для разрешения определенной категории споров. Например, решение, принятое по заявке на регистрацию объекта промышленной собственности экспертами патентного ведомства, должно быть обжаловано заинтересованным лицом вначале в Палату по патентным спорам, после чего открывается возможность для обращения в суд.

Кроме того, важно подчеркнуть, что указание ст. 11 на возможность обжалования в суде любого решения, принятого в административном порядке, носит общий характер. Иными словами, данная возможность имеется во всех случаях независимо от того, что в конкретном законе об этом ничего не сказано или даже подчеркнуто, что принятое в административном порядке решение является окончательным.

5. При применении комментируемой статьи необходимо учитывать, что к некоторым содержащимся в ней указаниям нельзя подходить слишком буквально. Так, очевидно, что предметом судебной и административной защиты могут быть не только субъективные гражданские права, но и охраняемые законом интересы, а также свободы; что к числу судебных органов следует отнести также и КС, конституционные и уставные суды субъектов РФ; что в суд могут быть обжалованы не только решения, принятые в административном порядке, но и решения юридических лиц, а также их органов управления и т.п.

СТ 11 ГК РФ

1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд) в соответствии с их компетенцией.

2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

Комментарий к Ст. 11 Гражданского кодекса РФ

1. Гражданские права относятся к основным правам и свободам человека, гарантируемым Конституцией РФ. В соответствии со статьей 2 Конституции России признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Согласно Конституции РФ каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (ст. 45, ч. 1; ст. 46, ч. 1); правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом; судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства; судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом; создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118); право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ст. 17, ч. 1; ст. 18).

Вытекающий из приведенных конституционных положений принцип беспрепятственного доступа к правосудию признается международным сообществом в качестве фундаментального принципа. Согласно Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4.11.1950) (п. 1 ст. 6) и Международному пакту о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16.12.1966) (п. 1 ст. 14) каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым, беспристрастным и компетентным судом, созданным на основании закона, при соблюдении принципа равенства всех перед судом.

Гарантируя государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ одновременно закрепляет право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45, ч. 2).

По смыслу статей 10, 11 (ч. 1), 118 (ч. 1), 124 - 128 Конституции РФ и ФКЗ от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с учетом изменений, внесенных ФКЗ от 05.02.2014 N 4-ФКЗ) со дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" реализацию судебной гарантии защиты гражданских прав вправе осуществлять:

Конституционный Суд РФ;

Верховный Суд РФ;

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

Мировые судьи.

Также вышеуказанную защиту нарушенных гражданских прав могут осуществлять третейские суды, которые не входят в судебную систему Российской Федерации, состоящую из государственных судов. Данное обстоятельство нашло свое выражение в ряде позиций Европейского суда по правам человека при применении соответствующих положений ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 04.11.1950). Европейский суд по правам человека полагает, что ст. 6 Конвенции не исключает создание третейских судов для разрешения споров между частными лицами; слово "суд" в ее п. 1 не обязательно должно пониматься как суд классического типа, встроенный в стандартный судебный механизм страны, и может подразумевать орган, учрежденный для решения ограниченного числа особых вопросов, при неизменном условии, что им соблюдаются необходимые гарантии.

О конституционно-правовом смысле положений п. 1 комментируемой статьи см. Постановление КС РФ от 26.05.2011 N 10-П.

2. ГК РФ предусматривает возможность защиты гражданских прав и в административном порядке, но указывая при этом на то, что в таком порядке защита гражданских прав может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законом. Так, например, п. 2 ст. 1248 ГК РФ предусматривает возможность защиты интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам и средствам правовой охраны или с ее прекращением в административном порядке федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, а в случаях, предусмотренных ст. ст. 1401 - 1405 ГК РФ, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (п. 2 ст. 1401 ГК РФ).

Вместе с тем хотелось бы отметить, что п. 2 ст. 11 ГК РФ оставляет верховенство в защите гражданских прав за судом, поскольку содержит правило о возможности оспаривания в суде решения, принятого в административном порядке.

3. Применимое законодательство:

ФКЗ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации";

ФЗ от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (применяется с 01.09.2016);

ФЗ от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (согласно ФЗ от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" с 01.09.2016 нормы данного Закона не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления в силу ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации").

4. Судебная практика:

Постановление КС РФ от 26.05.2011 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", статьи 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации";

Определение КС РФ от 23.06.2016 N 1395-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы компании Талмаз Лтд на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 11 и статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 27 и частью 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью первой статьи 3 и статьей 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации";

Официальный текст :

Статья 11. Судебная защита гражданских прав

1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

Комментарий юриста :

В данной статье закреплена одна из важнейших гарантий гражданских прав: их защита независимым от представительной и исполнительной власти органом - судом. Судебной защите подлежат права, закрепленные непосредственно в Гражданском Кодексе, а также в любом ином правовом акте, содержащем нормы гражданского права. Объектом защиты является нарушенное или оспоренное право. Нарушение права связано с лишением его обладателя возможности осуществить, реализовать свое право полностью или частично. Такое состояние может быть вызвано неисполнением контрагентом своей обязанности, причинением управомоченному лицу материального или морального ущерба, лишением его возможности владеть, пользоваться или распоряжаться вещью и иными подобными действиями.

Оспоренное право еще не нарушено, но возникла неопределенность в праве, вызванная поведением другого лица по отношению к управомоченному. Если, например, оспаривается наличие или отсутствие договора между сторонами, наличие или отсутствие права собственности или иного вещного права, заинтересованное лицо может обратиться в суд с требованием признать наличие или отсутствие между ним и ответчиком правоотношения либо принадлежность ему вещи на праве собственности (ином вещном праве).

Судебная защита осуществляется судом, арбитражным судом, третейским судом. Круг дел, рассмотрение которых отнесено к ведению каждого из этих судов (подведомственность дел), определяется процессуальным законодательством. Термин "суд" применен к судам общей юрисдикции. Систему судов общей юрисдикции составляют районные суды, республиканские суды, краевые, областные суды, суд города Москвы, автономной области, автономных округов. Возглавляет систему судов общей юрисдикции Верховный Суд РФ.

Система арбитражных судов состоит из арбитражных судов республик, краевых, областных арбитражных судов, арбитражного суда г. Москвы, арбитражных судов автономной области, автономных округов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и ВАС РФ. Арбитражный суд рассматривает гражданско-правовые споры, участниками которых, как правило, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Эти споры именуются экономическими, так как связаны с предпринимательской деятельностью.

В числе судов, защищающих гражданские права, Гражданский Кодекс называет третейские суды. Третейские суды не входят в систему государственных судов. Они избираются участниками гражданско-правовых отношений для разрешения возникшего или могущих возникнуть между ними в будущем конфликтов. С переходом к рыночной экономике довольно широкое распространение получили третейские суды для разрешения внутренних экономических споров юридических лиц, а также споров, участниками которых являются иностранные юридические лица, в том числе из стран СНГ. Организация и деятельность третейских судов определяются Законом о коммерческом арбитраже и Федеральным Законом от 24.07.2002 № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации".

Основным условием для образования третейского суда или принятия дела к его производству является договоренность сторон о передаче спора на рассмотрение третейского суда. При этом должно быть указано, какой конкретно третейский суд имеется в виду. Если в соглашении третейский суд не будет точно назван, соглашение о третейском разбирательстве может быть признано недействительным. Условие о передаче на рассмотрение третейского суда возникших или могущих возникнуть в будущем споров может быть включено в договор (контракт). Соглашение о третейском разбирательстве возможно оформить самостоятельным документом. И в том и в другом случае соглашение о третейском суде должно быть выражено в письменной форме.

Не исполненное добровольно решение третейского суда подлежит принудительному исполнению по исполнительным листам, выданным арбитражными судами или судами общей юрисдикции в соответствии с их компетенцией, установленной Арбитражно-Процессуальным Кодексом и Гражданским Процессуальным Кодексом . В пункте 2 статьи 11 Гражданского Кодекса содержится изъятие из общего правила, установленного пункте 1 этой статьи. Допускается защита некоторых гражданских прав в административном порядке. Однако такой порядок возможен лишь в случаях, предусмотренных законом. Основным законом, определяющим административный порядок разбирательства дел является Кодекс об Административных Правонарушениях , который устанавливает некоторые нарушения норм гражданского права (например, нарушение правил перевозки автомобильным транспортом тяжеловесных грузов, провоза багажа, безбилетный проезд пассажира).

Отношения перевозки грузов и пассажиров являются гражданско-правовыми. Однако за указанное нарушение установлена не только гражданско-правовая, но и административная ответственность, которая применяется в порядке, предусмотренном Кодексом об Административных Правонарушениях. Тем не менее на решение, принятое в административном порядке, может быть подана жалоба в суд. Следовательно, установлен всеобъемлющий служебный контроль за действиями не судебных органов и должностных лиц, принимающих решения по гражданско-правовым вопросам в административном порядке. Жалоба в соответствующий суд может быть подана на решения Высшей патентной палаты по некоторым спорам, отнесенным к ее ведению частью четвертой Гражданского Кодекса, связанным с предоставлением права на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. Такое право принадлежит гражданину или юридическом улицу в силу общего правила, предусмотренного пунктом 2 статьи 11 Гражданского Кодекса.

Граждане вправе обращаться с жалобами в суды общей юрисдикции; юридические лица и граждане-предприниматели - в арбитражные суды. В статье 11 Гражданского Кодекса, в отличие от статьи 6 Гражданского Кодекса РСФСР, отсутствует норма об обязательном предъявлении претензии до обращения с иском, вытекающим из отношений между организациями. В настоящее время обязательность такого порядка сохранена только для тех немногих случаев, которые прямо предусмотрены в законе (например, в случаях, предусмотренных статьей 452 Гражданского Кодекса об изменении и расторжении договора, статьей 797 Гражданского Кодекса о претензиях и исках по перевозкам грузов). Необходимость претензионного порядка может быть предусмотрена законом для других отношений. Соблюдение до предъявления иска претензионного порядка в указанных случаях является обязательным.



Поделиться