Собственником добытых полезных ископаемых являются. Право собственности и иные права на недра. Участки недр, относящиеся к федерально-значимым

Право собственности на недра

Недра в границах территории РФ (включая подземное пространство и содержащиеся в нем полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы) являются государственной собственностью.

Это означает, что недра изъяты из гражданского оборота. Участки недр не могут быть предметом сделок (купли-продажи, мены, дарения, вклада, залога, завещания, наследования) или отчуждаться в иной форме. Допускается лишь оборот прав пользования недрами, которые могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в пределах, установленных законом.

Что касается добытых из недр полезных ископаемых и иных ресурсов, то они представляют собой товарно-материальные ценности, которые могут находиться в собственности различных субъектов - государства, муниципальных образований, граждан, юридических лиц.

Правомочия, составляющие право государственной собственности на недра: владение, пользование и распоряжение ими, в пределах территории РФ осуществляются совместно Российской Федерацией и ее субъектами.

Согласно п.1 ст.8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности РФ федеральной собственности, за исключением случаев, установленных п.2 указанной статьи. В силу п.2 ст.8 ВК РФ такие водные объекты как пруд и обводненный карьер могут находиться и в иных формах собственности.

В частности, если пруд или обводненный карьер расположены в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, то такие водные объекты находятся, соответственно, в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Право собственности на животный мир

Животный мир РФ в пределах ее территории является государственной собственностью. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении животных на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Это означает, что животный мир РФ изъят из гражданского оборота, а сделки по отчуждению объектов животного мира (продажа, залог и др.), нарушающие в прямой или скрытой форме право государственной собственности на животный мир, недействительны. Оборотоспособность диких животных допускается лишь в отдельных случаях по специальным разрешениям (распорядительным лицензиям), выдаваемым компетентными государственными органами*.

Объекты животного мира, изъятые из естественной среды обитания, могут находиться в частной, муниципальной, государственной или иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение такими объектами регулируется гражданским законодательством.

Недра

НЕДРА - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Правовой режим НЕДР регламентируется горным законодательством. К НЕДРАМ относятся только природные объекты - сплошные породы, породы, находящиеся в жидком и парообразном состоянии, и имеющиеся между пород естественные пустоты. Правовой режим искусственных объектов в НЕДРАХ - подземных сооружений и выработок - определяется горным законодательством лишь в пределах, необходимых для охраны НЕДР и безопасности горных работ. Правовой режим подземных вод определяется также и водным законодательством. По законодательству РФ НЕДРА предоставляются в пользования для: геологического изучения; добычи полезных ископаемых, вт. ч. для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; образования особо охраняемых геологических объектов (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и др.); сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Пользователями НЕДР могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в т. ч. юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательством. НЕДРА предоставляются в пользование на основе лицензий, т.е. документов, удостоверяющих право их владельцев на пользование участками НЕДР в определенных границах и в соответствии с указанными целями в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных требований и условий. Предоставление лицензий на пользование НЕДРАМИ осуществляется одновременно с предоставлением земельного участка в соответствии с земельным законодательством.

Вода - химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях.

В соответствии со статьей 1 Водного кодекса различают:

водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;

водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. См. ситуации: "Охрана окружающей среды", "Земли водного фонда".

2. Основные положения по данному вопросу см. в Водном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 10.01.2002 N 7ФЗ "Об охране окружающей среды".

3. Основные нормативные акты см. в ярлыке "Документы".

Комментарии и консультации по данному вопросу см. в ярлыке "Консультации, комментарии".

См. ярлык "Образцы и формы" из раздела "Образцы правовых и деловых документов".

См. также дополнительную информацию, приведенную ниже.

4. О водопользовании см. Глава 5. Водопользование Водного кодекса РФ.

О налогах и сборах за пользование водными объектами см. ситуации: "Плата за пользование водными объектами", "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов".

5. См. также ситуации: "Водный транспорт", "Байкальская природная территория", "Правовой режим атмосферного воздуха", "Правовой режим земель", "Правовой режим недр", "Правовой режим животного мира", "Правовой режим лесов".

Дополнительная информация

В зависимости от особенностей режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей водные объекты подразделяются на: поверхностные водные объекты; подземные водные объекты. См. статью 5 Водного кодекса РФ.

Статус и правовой режим внутренних морских вод (статья 1), территориального моря (статья 2) и прилежащей зоны Российской Федерации (глава III), включая права Российской Федерации в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, установлен Федеральным законом от 31.07.98 N 155ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282, Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

В соответствии с Положение о ведении государственного водного реестра, его ведение осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Основные принципы ведения государственного водного кадастра Российской Федерации изложены в Положении о ведении государственного водного кадастра Российской Федерации, утвержденном приказом МПР России от 26.02.98 N б/н.

Об ответственности за нарушение водного законодательства см. главу 7 Водного кодекса РФ, статью 256 Уголовного кодекса РФ, статьи 7.6 - 7.7, 7.10. Кодекса РФ об административных нарушениях.

Леса (правовой режим)

1. Основным нормативным актом по данному вопросу является Лесной кодекс Российской Федерации.

2. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (ст.5 Лесного кодекса РФ).

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (см. ситуацию "Земли лесного фонда").

В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны (гл. ХVI ЗК РФ), землях населенных пунктов (гл. ХV ЗК РФ).

3. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (подробнее см. главу 15 Лесного кодекса, и ситуацию "Правовой режим защитных лесов и особо защитных участков лесов");

Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (подробнее см. главу 16 Лесного кодекса);

Резервные леса - леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В таких лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов. Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам (подробнее см. главу 16 Лесного кодекса).

3. Об ответственности за лесонарушения см. дополнительную информацию, приведенную ниже.

4. Основные нормативные акты по данному вопросу см. в ярлыке "Документы".

5. См. также ситуации: "Использование лесов", "Права на лесные участки", "Управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов", "Воспроизводство лесов и лесоразведение", "Охрана и защита лесов", "Правовой режим защитных лесов и особо защитных участков лесов", "Аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесного участка либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений".

Животный мир - один из компонентов природной среды, естественных экологических систем, активно влияющий на состояние и качество их отдельных элементов: земель, лесов, вод и т.д., а также окружающей среды в целом.

С древних времен животный мир является предметом хозяйственного интереса людей, объектом охотничьего и рыбного промысла, источником промышленного, технического, лекарственного сырья. Однако разрушение среды обитания животных в результате расширения масштабов экономической деятельности, освоения земель, вырубки лесов, загрязнения окружающей природной среды, а также хищническая эксплуатация животного мира приводят к сокращению численности многих видов животных, уменьшению разнообразия живых организмов.

Поэтому охрана и рациональное использование животного мира, составляющего достояние народов РФ, представляют собой важную государственную задачу, выполнение которой направлено на удовлетворение экономических, экологических и духовных потребностей общества (ст.1 Федерального Закона "О животном мире").

Указанная задача реализуется через целый комплекс специальных мер по сохранению животного мира, важное место среди которых занимает его правовое регулирование.

Предметом этого регулирования являются общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира, а также связанные с ними отношения в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования и использования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных как неотъемлемого элемента природной среды.

Базовый нормативный акт в системе законодательства о животном мире - кодифицированный Федеральный Закон "О животном мире" 1995 г. Его положения развиваются и конкретизируются в нормах подзаконных актов, основную массу которых составляют Постановления Правительства РФ, регулирующие отдельные вопросы правового режима животного мира: "О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира" от 10 ноября 1996 № 1342, "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания" от 19 января 1998 № 67, "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи" от 13 августа 1996 № 997, "О Красной книге РФ" от 19 февраля 1996 № 158, "О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах" от 29 сентября 1997 № 1251 (с изменениями от 15 ноября 1997) и др.

Значительную часть рассматриваемых актов образуют акты охотничьего и рыболовного законодательства: Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 (с изменениями от 23 июня 1993), Постановление Правительства РФ "О любительской и спортивной охоте в РФ" от 26 июля 1993, Положение об охране рыбных запасов и регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 (с последующими изменениями и дополнениями), Постановление Правительства РФ "О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира" от 18 июля 1996 и др.

Нормы, регулирующие отношения по поводу охраны и использования животного мира и среды его обитания, содержатся в Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Федеральных законах "Об исключительной экономической зоне РФ", "О континентальном шельфе РФ", в земельном, лесном, водном, а также уголовном, административном и гражданском законодательстве.

Наиболее важное значение в характеристике правового режима использования животного мира имеет правовая регламентация охоты и рыболовства.

Действующее охотничье законодательство признает охотой выслеживание с целью добычи, преследование и добычу диких зверей и птиц лицом, имеющим право на охоту.

Нахождение в местах обитания диких зверей и птиц с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией приравнивается к охоте.

Объектом охоты являются дикие животные в состоянии естественной свободы. Истребление домашних, сельскохозяйственных животных, а также диких животных, находящихся в неволе, рассматривается как уничтожение имущества и другие противоправные действия.

Перечень конкретных видов животных, отнесенных к объектам охоты, исходя из их видов, численности, традиций в использовании, получаемой продукции, утверждается Правительством РФ. Так, в соответствии с Перечнем объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 № 1289, объектами охоты являются: волк, лисица, медведь, заяц, норка, соболь, белка, олень, гуси, утки, куропатки и др.

Различается два вида охоты - промысловая и спортивная (любительская).

Правовое регулирование рыболовства осуществляется на основе специальных нормативных актов, образующих рыболовное законодательство.

Указанное законодательство относит к рыболовству не только лов рыбы, но и добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих.

В состав рыбных запасов РФ согласно Положению об охране рыбных запасов и регулированию рыболовства в водоемах РСФСР входят природные запасы рыб в водоемах РФ, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Рыболовство, как и охота, может быть промысловым (осуществляется предприятиями рыбной промышленности и другими рыбозаготовительными организациями) и спортивным или любительским. Последнее не включает в себя добывание морских млекопитающих.

Организация указанных видов рыболовства осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995; Положением о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995, Постановлением Правительства РФ "О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира" от 18 июля 1996, Правилами рыболовства, принимаемыми органами исполнительной власти субъектов РФ, и другими нормативными актами.

Право природопользования - это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенных целей, что относится в основном к праву природоресурсному.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права выделяют следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.

Существует еще одна распространенная классификация права природопользования в зависимости от использования природного объекта, природного ресурса: землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование, пользование животным миром и т.д.

Можно выделить еще одну классификацию права природопользования. Так, общим критерием, объединяющим право природопользования отдельных природных ресурсов, является срок пользования ими. Таким образом, можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное. Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут). Так, существует лесной сервитут, водный сервитут, земельный сервитут.

Право природопользования тесно связано с понятием оборотоспособности природных ресурсов. В соответствии со ст.129 Гражданского кодекса РФ оборотоспособностью является возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Объединяющим показателем для природных ресурсов и объектов является также понятие изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсов. Изъятие из оборота подразумевает невозможность прежде всего находиться в частной собственности, ограничение в обороте подразумевает совершение ограниченной возможности по совершению и сделок и возможностью находиться в частной собственности только при прямом указании на то в законе.

Большинство природных объектов и ресурсов, предоставляемых в пользование, относится к недвижимости. Так, в соответствии с п.1 ст.130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Для недвижимости законодателем закреплено возникновение права только после осуществления государственной регистрации права на недвижимое имущество. Возникновение таких прав, ограничение этих прав, переход и прекращение права подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Указанные действия осуществляются в рамках специального Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Основные направления правовой охраны окружающей человека среды

Правовая охрана окружающей человека среды обеспечивается по двум основным направлениям - в отраслях народного хозяйства (в промышленности сельском хозяйстве, энергетике, в военной деятельности, на транспорте и др.), а также в пределах отдельных территорий (городских и сельских поселений, рекреационных зон и др.).

В отраслях экономики правовая охрана окружающей человека среды осуществляется на всех стадиях хозяйственного процесса: проектирования, размещения, строительства и ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений и других производственных объектов; при эксплуатации указанных объектов, включая выпуск готовой продукции, а также выброс вредных веществ и размещение производственных и других отходов.

На всех этапах производственного процесса важными элементами правовой охраны окружающей человека среды являются соблюдение требований экологического законодательства и экологический контроль.

Основные экологические требования, предъявляемые на стадиях хозяйственной деятельности, предусмотрены Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (ст.40-55). При размещении, техникоэкономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве и реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунальнобытовом хозяйстве, прокладке коммуникаций, линий связи, электропередач, трубопроводов, каналов и других объектов, оказывающих прямое или косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды.

Вместе с тем правовая охрана окружающей человека среды имеет свои характерные направления применительно к отдельным стадиям производственного процесса.

Право собственности - один из основных институтов гражданского законодательства. Содержание право собственности раскрывается в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ).

Субъектами права собственности в РФ (статья 9) земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В недропользовании выделяются пять объектов права собственности: недра, ресурсы недр, движимое и недвижимое имущество используемое при недропользовании, информация получаемая в процессе изучения и пользования ресурсов недр, горное предприятие (в целом).

Из всех возможных форм собственности на природные ресурсы, предусмотренных Конституцией РФ, в Законе РФ «О недрах» закреплена лишь одна - государственная собственность на недра. Однако, не в виде монопольной государственной собственности, как это было ранее установлено «Основными законодательствами Союза ССР и союзных республик о недрах» - законодательном акте, регулировавшем горные отношения (отношения недропользования) в СССР в период 1975-1992 гг. В этом нормативном правовом акте указывалось (статья 3), что «…недра в СССР являются государственной собственностью - общим пользование. В законе РФ « О недрах» указано (статья 1.2), что «…недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами».

Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами в соответствии со статьей 2 находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ (принцип «двух ключей»). Вместе с тем эта статья не определяет механизм решения вопросов, возникающих при совместном ведении, и оставляет неясной процедуру выделения участков недр федерального значения.

В статье 2.1 Закона РФ « О недрах» содержится норма, в соответствии с которой «…для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечивается основными ее суверенитетами, а также для выполнения обязательств по международным договорам РФ, отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов государственной власти субъектов РФ». Из этой статьи не следует, как же следует поступать, если эти органы не смогут согласовать свои интересы.

Есть несколько возможных решений проблемы совместного ведения. Прежде всего должно быть реализовано положение статьи 2.1 Закона РФ «О недрах», в котором указано, что «…порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения…условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами». Эти законы до настоящего времени не разработаны, поэтому необходимо приступать к их созданию.

Второй вариант решения этой проблемы состоит в следующем: в договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, который может быть заключен в соответствии со статьей 11 Конституции РФ, включается в виде обязательного приложения перечень участков недр федерального значения.

Закрепленная Законом РФ «О недрах» государственная форма собственности на недра, не позволяет гражданам РФ в полном объеме реализовать свое конституционное право иметь в частной собственности участок недр (как вид природных ресурсов), нарушает принцип равноправия всех форм собственности и ограничивает возможности использования недр в интересах развития экономики России. Пока лишь собственники, владельцы земельных участков, имеют право непосредственно для своих нужд добывать общераспространенные полезные ископаемые (не числящиеся на Государственном балансе), строить подземные сооружения на глубину до 5 м, а также строить и эксплуатировать бытовые колодцы и скважины на первый водоносный горизонт, не являющийся источником центрального водоснабжения.

Поэтому в процессе развития и совершенствования законодательства РФ о недрах могут быть рассмотрены возможности нормативного закрепления:

· Различных форм собственности на месторождениях с уже утвержденными запасами и на те, которые будут разведаны и открыты с помощью частного капитала;

· Передачи (продажи) государством субъектам предпринимательской деятельности собственности на участки недр как целью добычи полезных ископаемых, так и в иных целях (например, для строительства подземных складов, гаражей и др.).

В Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» определено (статья 8), что произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением. Статья 9 развивает эту правовую норму, определяя, что компенсационная продукция, а также часть прибыльной продукции, является в соответствии с условиями соглашения долей инвестора, принадлежит ему на праве собственности.

Формулировки статей Закона РФ « О недрах» имеют существенный недостаток, обусловленный тем, что право собственности на природные ресурсы сводится, в основном, к праву собственности на добытые из недр полезные ископаемые. При этом, во-первых, не совсем понятно, когда полезные ископаемые могут считаться добытыми из недр, и, во-вторых, остается за рамками закона механизм возникновения права собственности на иные виды ресурсов недр, например, на подземные сооружения, используемые в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, или на внутреннее глубинное тепло недр Земли. Необходимо отметить, что этот механизм не один и тот же для различных видов ресурсов недр.

Для анализа механизма возникновения прав собственности на различные виды ресурсов недр их целесообразно разделить на две группы:

1. Ресурсы недр, использование которых в практических целях требует их извлечение из недр.

2. Ресурсы недр, использование которых в практических целях не требует их извлечение из недр.

В первую группу входят месторождения полезных ископаемых, отходы производства, внутреннее глубинное тепло недр Земли, глубинные источники пресных, минеральных и термальных вод.

Во вторую - подземное пространство, т.е. полости в массиве горных пород природного и техногенного происхождения.

Для твердых полезных ископаемых переход права собственности от государства к недропользователю происходит в момент отделения полезного ископаемого от массива горных пород. Этот переход права не должен быть связан с тем, поднято ли это полезное ископаемое на поверхность. При разработке месторождений открытым способом, оно и так остается на поверхности, а при подземном способе разработки полезное ископаемое не всегда поднимается на поверхность, поскольку, в некоторых случаях, может доставляться на обогатительную фабрику для переработки непосредственно по подземным коммуникациям.

Для жидких или газообразных полезных ископаемых или твердых полезных ископаемых, добываемых методами физико-химической геотехнологии (через скважины), переход права собственности на них от государства к недропользователю соответствует моменту доставки полезного ископаемого к устью скважины в соответствии с проектами разработки месторождения и обустройства рудника или промысла.

Для остальных видов ресурсов недр, входящих в первую группу, переход права собственности на них от государства к недропользователю происходит в момент начала работ по эксплуатации данного вида ресурса недр.

Ресурсы недр, отнесенные ко второй группе, формально являются недвижимостью (недвижимым имуществом). В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса. РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещения которых без несорозмерного ущерба их назначению невозможно.

Анализ механизма перехода собственности на этот ресурс недр от государства к недропользователю позволяет выделить следующие ситуации:

1. Недропользователь получил лицензию на использование природного подземного пространства (полости) для строительства какого-либо инженерного сооружения (например, склада или гаража). В процессе строительства недропользователь произвел необходимые улучшения в этой полости, например, возвел крепление, а также установил необходимые приборы и оборудования. Действия недропользователя в этом случае регулируются статьей 623 Гражданского кодекса РФ, из которой следует, что произведенные арендатором (в данном случае, недропользователем) отделимые улучшения арендованного имущества (приборы и оборудования) являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором аренды. В случае, когда арендатор (недропользователь) произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя (организации, выдавшей лицензию) улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества (например, бетонное крепление стенок полости), арендатор имеет право после прекращения договора (лицензии на право пользования) на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено условиями лицензии.

Таким образом, если недропользователь использует для строительства и эксплуатации подземного сооружения в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, природное подземное пространство, оно не переходит в его собственность.

2. Недропользователь получил лицензию на использование техногенного пространства (т.е. образованного в результате производственной деятельности человека, но не самим недропользователем), например подземных горных выработок для захоронения отходов и в соответствии с условиями лицензии произвел как отделимые, так и не отделимые без вреда для имущества улучшения. В этом случае (так же, как и предыдущем) отделимые улучшения являются его собственностью, если иное не предусмотрено условиями лицензии. Затраты недропользователя на улучшения, не отделимые без вреда для имущества, подлежат возмещению, если иное не оговорено в условиях лицензии.

Таким образом, если недропользователь использует для строительства и эксплуатации подземного сооружения в целях, не связанных с добычей ископаемых, техногенное подземное пространство, созданное не им, оно не переходит в его собственность.

3. Недропользователь получил лицензию на строительство и эксплуатацию подземного объекта, причем лицензии оговорено, что недропользователь должен самостоятельно образовать техногенное пространство в недрах и провести в нем необходимые улучшения и обустройство.

Таким образом, если недропользователь использует для строительства и эксплуатации подземного сооружения в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, созданное им подземное пространство, оно не переходит в его собственность. Такой подход, вытекающий из статьи 1.2 Закона РФ «О недрах» и признающий недра и содержащиеся в них ресурсы, государственной собственностью, представляется в данной ситуации не вполне логичным. Ведь этот ресурс (подземное пространство) образован самим недропользователе, поэтому он может рассчитывать в будущем (при внесении соответствующих изменений в законодательство) на получение на него права собственности.

Юридический статус недр подразумевает наиболее специфичную форму реализации права собственности. Недра полностью изъяты из оборота и представляют из себя природный объект, который практически не подлежит точной количественной и качественной оценке. Признание в отношении недр исключительно права государственной формы собственности создает уникальный правовой режим владения и пользования участками недр.

Понятие права собственности на недра

Статьей 1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» недра, расположенные в границах территории Российской Федерации, являются государственной собственностью. Таким образом, недра, как системный природный объект, не могут быть предметом других форм собственности, в отличие от ресурсов, добываемых из них.

Указанной статьей определены составные части недр, составляющих государственную собственность:

  • подземное пространство земной коры;
  • минерально-сырьевые ресурсы (полезные ископаемые), содержащиеся в недрах;
  • энергетические и иные ресурсы, содержащиеся в недрах.

Ключевой моментом, разграничивающим возможность возникновения различных форм собственности на содержимое недр, является факт из извлечения (добычи). С момента извлечения на поверхность в отношении ресурсов могут возникать иные формы собственности, кроме государственной.

Важной особенностью государственной собственности на недра является практическая невозможность определения их точной количественной и качественной характеристики. Так как недра входят в понятие государственной казны, они подлежат учёту и оценке. Тем не менее, даже по итогам геологического изучения, поиска и разведки месторождения минерально-сырьевых ресурсов, сведения об их запасах носят лишь приблизительный характер. Ввиду указанных обстоятельств, недра в целом невозможно определить в качестве самостоятельного объекта недвижимости, право собственности на них не подлежит государственной регистрации.

Все недра, являющиеся государственной собственностью, подразделяются на две категории:

  1. Используемые участки, имеющие установленные границы и субъекта, которому на основании лицензии предоставлено право пользования данным участком;
  2. Неиспользуемые участки недр.

Недра, как природный объект, не входят в перечень недвижимого имущества, определенный статьей 130 Гражданского кодекса. Объектами недвижимого имущества выступают только участки недр в пределах установленных границ. Совершение любого рода сделок по отчуждению участков недр законодательством запрещено, допускается только предоставление их в пользование (ст. 1.2 Закона «О недрах» ). Переход права пользования на участок недр разрешается только в случаях, прямо указанных в законодательстве.

Так как недропользование является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, меры государственного управления, направленные на регулирование отношений по использованию недр, осуществляются как на федеральном, так и на региональном уровне.

В рамках системы мер по управлению собственностью на недра государство осуществляет нормотворческие функции (принимает общеобязательные нормы и правила), разрешительные функции (выдача лицензий), контрольные и надзорные функции за недропользованием.

Распоряжение недрами, как объектом государственной собственности, осуществляет Федеральная служба по недропользованию (Роснедра).

Предоставление или использование земельных участков для осуществления недропользования

Статьёй 6 Закона «О недрах» определены следующие виды использования недр:

  1. Геологическое изучение (геофизические, геологические, научные, инженерные и иные работы), не связанные с существенным нарушением целостной системы недр;
  2. Изучение, поиск, оценка месторождений минерально-сырьевых ресурсов и участков недр, не связанные с извлечением (добычей) ресурсов;
  3. Разведка и добыча минерально-сырьевых ресурсов;
  4. Строительство, эксплуатация подземных сооружений, не связанная с извлечением минерально-сырьевых ресурсов;
  5. Сбор геологических коллекционных материалов;
  6. Создание и функционирование особо охраняемых геологических объектов.

Так как недропользование является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, ряд указанных видов деятельности осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

Статьей 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для ведения работ, связанных с использованием недр, предоставляются участки из земель государственной или муниципальной собственности на условиях аренды без проведения торгов. Земельное и горное право практически не содержит других особенностей в отношении процедуры заключения данного типа договоров, поэтому процесс предоставления земельных участков для работ, связанных с использованием недр, осуществляется по общим правилам землепользования.

Заключение договора аренды участка земли сопровождается выдачей разрешения на использование земель для осуществления геологических работ (ст. 39.34 Земельного кодекса РФ ).

Основными элементами данного вида договора аренды, обусловленными целью из предоставления, являются:

  • срок договора аренды. Он зависит от срока первичного права пользования земельным участком, определённым в лицензии;
  • чётко определённая цель предоставления земли в аренду;
  • возможность изменения размера участка земли, предоставленного в аренду, в случае изменения границ и пределов участка недр.

Статьей 12 Закона «О недрах» установлено, что лицензия на право использования участков недр должна содержать, помимо прочего, границы территории земельного участка, предоставленного для ведения работ. Эта норма подразумевает, что заключение договора аренды земли должно предшествовать выдаче лицензии на недропользование.

Так как субъектами недропользования могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели (т.е. субъекты предпринимательской деятельности), аналогичный субъектный состав применяется и в отношении заключения договора аренды участка земли.

По общим правилам гражданского законодательства, договор аренды и вытекающее из него вещное право пользования подлежат государственной регистрации. Исключение из этого правила составляют договоры, заключенные на срок менее одного года.

Отдельная норма закона регулирует порядок установления сервитута (ограничений) в отношении участка земли, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Данные ограничения могут заключаться в определении дополнительных видов работ, которые могут или не могут осуществляться в ходе использования участка недр.

Расторжение указанного договора аренды участка земли напрямую связано с прекращением права пользованием участком недрами, то есть с прекращением срока действия лицензии или её досрочном прекращении.

20.06.2011

Недра и право собственности. Взгляд юриста (тезисы статьи)

Представляю на обозрение тезисы статьи, доказывающей что все добытое в нашей стране, присвоено незаконно, то есть неосновательно… Этим людям даже лень исполнять собственные законы и соблюдать хоть какую-то законообразность… читайте… от себя торжественно клянусь доработать тезисы в удобоворимую статью, понятную не только юристам

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ

Статья 129. Оборотоспособность объектов гражданских прав

1. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

2. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.

3. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Таким образом, Гражданский кодекс устанавливает что законом должен быть установлен способ, согласно которому природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица (в нашем случае государства, ст.1.2 закона о недрах) к другому лицу (в нашем случае добывающей компании). Однако, как будет показано ниже данный способ законом о недрах не установлен. Способом вуалирования законом избрана подмена понятий «перехода права собственности» (что является сделкой) и добычи (что само по себе является работами).

Статья 209. Содержание права собственности

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Данная норма является отсылочной к ст.129 ГК РФ (см. выше)

4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Статья 218. Основания приобретения права собственности

1. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.

Данную норму нельзя применять к добытым и добываемым полезным ископаемым, поскольку они к моменту добычи, уже имеют собственника (п.1.2 закона о недрах) и на них распространяется действие нормы, содержащейся в п.2 настоящей статьи

2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества .

Данную норму используют с точки зрения обоснования законности присвоения права собственности, однако это является вуалированием (см. выше комментарий к ст.218 ГК РФ)

Статья 235. Основания прекращения права собственности

1. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Собственно прекращения права собственности государства на добытые ресурсы не происходит, поскольку отсутствует «сделка» со стороны государства и/или иная утрата права собственности на имущество

Статья 1102. Обязанность возвратить неосновательное обогащение

1. Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) , за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

2. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Таким образом, отсутствие правого основания приобретения добытого природного ресурса, вытекающего из закона или из сделки, может быть квалифицирован как неосновательное обогащение, которое должно быть возвращено собственнику (в нашем случае государству)

ЗАКОН О НЕДРАХ

Статья 1.2. Собственность на недра

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью . Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, право собственности государства на содержащиеся в недрах полезные ископаемые установлены настоящим федеральным законом

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности .

Данная норма не устанавливает исключения (изъятия) из норм ст.218 ГК РФ. Таким образом, сделка по отчуждению должна быть, как условие перехода права собственности. Вопрос перехода права собственности на природные ресурсы от государства данной нормой не решается

Статья 6. Виды пользования недрами

Недра предоставляются в пользование для:

1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведки и добычи полезных ископаемых , в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

Таким образом, недропользование не предполагает и не создает условий для перехода права собственности на полезные ископаемые. Видом недропользования является лишь добыча, то есть производство работ по их извлечению.

Статья 7. Участки недр, предоставляемые в пользование

В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.

Опять же идет речь лишь о пользовании недрами (т.е. о производстве работ по извлечению ресурсов), вопрос перехода права собственности на полезные ископаемые, законом не урегулирован.

Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.

При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением.

Статья 11. Лицензия на пользование недрами

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии , включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Снова речь идет только о пользовании недрами, как недвижимым имуществом. Вопрос перехода права собственности снова данной нормой не решается.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Снова повторяется смешивание понятия «пользования» и «перехода права собственности»

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых , использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Предоставление лицензии на пользование недрами осуществляется при наличии согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр. Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.

Статья 12. Содержание лицензии на пользование недрами

Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:

1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;

2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

4) указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);

6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье ;

Буквальное толкование данной нормы закона свидетельствует о том, что вопрос перехода права собственности и данной нормой также не урегулирован, поскольку не устанавливает способа перехода права собственности на добытые полезные ископаемые, как отчуждательной сделки, в отличии от права собственности на геологическую информацию (изложенную сразу ниже)

8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;

10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.

В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.

Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Статья 22. Основные права и обязанности пользователя недр

Пользователь недр имеет право:

1) использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;

3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством;

Вопрос регламентирования перехода права собственности в соответствии с лицензией не решен, поскольку не устанавливает условий перехода права собственности. Как уже отмечалось ранее лицензия, как таковая, не является формой отчуждения имущества, исходя из смысла ст.11 настоящего закона.

Мировая практика в вопросах собственности на недра выработала следующие подходы:

1. Принцип акцессии, когда недра принадлежат собственнику поверхности земли и он распоряжается ими по своему усмотрению.

2. Доменная система – недра принадлежат верховной государственной власти, распоряжающейся недрами как частный собственник.

3. Принцип горной регалии – недра принадлежат верховной государственной власти, уступающей свои права пользования ими частным лицам за определенное вознаграждение.

4. Принцип горной свободы – недра никому не принадлежат и каждый может добывать из них полезные ископаемые.

Принцип акцессии был выдвинут еще древним римским правом и позднее воспринят английским правом. Согласно доменной системе права собственности на недра и на землю разделены. Позднее доменный принцип трансформировался в принцип горной регалии и горной свободы.

В континентальной Европе с конца 14 века победил принцип горной регалии.

В англосаксонской системе собственником недр признается собственник земельного участка (Великобритания, США).

В странах бывшей колониальной зависимости законодательство о недрах формировалось под влиянием метрополий, в результате чего в Латинской Америки, некоторых странах Африки и Азии сложился принцип континентальной Европы, в Австрии и других странах Азии и Африки – англосаксонский принцип.

В России в течение длительного времени наблюдалось сочетание принципа горной свободы и принципа акцессии. Но начиная с Декрета о земле недра стали находиться в исключительной государственной собственности.

Действующий закон «О недрах» не достаточно четко урегулировал вопрос о собственности. В соответствии со ст. 1.2 недра являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведение РФ и субъектов РФ. Из этого положения некоторые авторы делают вывод, что недра находятся как в собственности федерации, так и в собственности субъектов РФ.

И более того, поскольку право собственности на недра осуществляется совместно РФ и субъектами РФ, следовательно, государственная собственность на недра является общей собственностью РФ и субъектов РФ и имеет режим совместной собственности, урегулированный ст.ст. 244, 253 ГК РФ. 3 Трудно согласиться с таким выводом. Дело в том, что ст. 72 Конституции РФ, в которой говорится о совместном ведение РФ и субъектов РФ в области недропользования и на которой основаны положения ст. 1.2 Закона «О недрах», никакого отношения к решению вопроса собственности не имеет. Положения этой статьи означают, что в совместном ведение находится законодательное регулирование недропользования и больше ничего. Собственность на недра является федеральной, а реализация конституционного принципа совместного ведения долгое время находила выражение в принципе «двух ключей», т. е. через участие субъектов РФ в принятии решений об условиях пользования участками недр.



На сегодняшний день принцип «двух ключей» претерпел изменения.

Раньше ст. 1.1 Закона «О недрах» устанавливала, что разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере государственного регулирования отношений недропользования должно основываться на Конституции и соглашениях между ними. Теперь ст. 1.1 устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией РФ и принятыми в соответствии с ней федеральными законами. То есть наблюдается общая тенденция к централизации власти. Федеральная власть больше не желает идти на то, чтобы власти субъектов РФ согласовывали установление особых условий правового регулирования вопросов недропользования на подведомственных им территориях. Эта общая тенденция проявляется в следующем:

1. Раньше полномочие по выдаче лицензии на пользование недрами относилось к совместному ведению и осуществлялось путем двойного согласования (совместное решение федерации и субъектов федерации). Теперь это заменено централизованной системой – решение о представление недр в пользование на сухопутной территории принимается специальной лицензионной комиссией, доминирующую роль в которой играют представители федеральных органов.

2. Теперь власти субъектов РФ больше не принимают участия совместно с федеральными органами в подготовке перечней участков недр, права пользования которыми могут быть предоставлены на условиях СРП, как это было раньше в соответствии со ст. 4.7

3. И что самое главное – в соответствии со ст. 4.8 власти субъектов РФ потеряли свои полномочия определять условия и порядок недропользования. Теперь в соответствии со ст. 4.13 их роль сводится к участию в определении условий.

4. Также статьей 16 вводятся новые ограничения для субъектов РФ в отношении подготовки перечня участков недр, предоставляемых в пользование.

Теперь федеральный орган готовит и утверждает перечни участков, предоставляемых в пользование, а также условия их предоставления и условия недропользования по каждому участку, лицензионные программы, а власти субъектов РФ могут лишь направлять в МПР РФ предложения по формированию лицензионных программ, условиям проведения конкурса или аукциона.

Эти поправки ведут к формированию лицензионной системы, основанной на программах, а не на заявках (как ранее) – т. е. права на недропользование предоставляются через участие в конкурсе или аукционе не на основе заявок, поданных конкретными компаниями, а в соответствии с государственной лицензионной программой. И хотя у субъектов сохраняется право подавать предложения по формированию таких программ, окончательное утверждение их и реализация находятся в ведении федерации.

Особо следует остановиться на вопросе собственности на недра континентального шельфа за пределами территориального моря.

Дело в том, что собственность государства распространяется лишь до внешней границы территориального моря (государственной границы), а за ее пределами Россия, как и любое прибрежное государство, обладает суверенными правами в целях разведки и разработки ресурсов континентального шельфа. Эти права носят исключительный характер, т. е. если Россия сама не проводит разведку и разработку континентального шельфа, то все равно никто другой не может этого делать без ее согласия.

И хотя недра континентального шельфа входят в состав государственного фонда недр, в отношении этой части недр Россия правом собственности не обладает, а только суверенными правами, что проистекает из Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. 4

В пределах этих суверенных прав РФ вправе издавать нормативные акты, регулировать порядок деятельности в данном районе.

На сегодняшний день фактически единственным серьезным резервом углеводородов является континентальный шельф. Но его геолого-географическое изучение остается очень низким. По приблизительным подсчетам на его региональное геологическое изучение с 2006 по 2010 года потребуется 7 млрд рублей, а на период с 2011 по 2020 – 27 млрд рублей. По всей видимости, для изучения и освоения шельфа потребуется привлечение частного, в том числе иностранного, капитала, а это, в свою очередь, потребует серьезного изменения действующего законодательства, чтобы создать определенные гарантии для инвесторов.

Действующий закон о недрах до сих пор не объявил недра имуществом. Тем не менее, в литературе этот вопрос иногда освещается иначе. Например, Красов считает, что закон подразделяет все недра на 2 категории: используемые и неиспользуемые. 5 Применительно к используемым применяется термин «участки недр», а к неиспользуемым – «часть недр» (государственный фонд недр составляют используемые участки и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа – п. 1 ст. 2 закона). Для того, чтобы часть недр стала участком недр, она должна быть индивидуализирована, т. е. предоставлена в пользование в установленном порядке путем оформления горного отвода. Из этого делается вывод, что законодатель признает используемые участки недр имуществом. То есть получается, что главным критерием признания недр в качестве недвижимого имущества является факт предоставления их в пользование, с чем трудно согласиться.

Закон о недрах исключает недра из сферы гражданского оборота и запрещает совершение сделок с участками недр. Такие сделки признаются недействительными. В соответствии с п. 2 ст. 1.2 участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога. Закон допускает лишь ограниченную возможность перехода права пользования недрами в случае переоформления лицензии при реорганизации юридического лица (ст. 17.1).

Ч. 3 ст. 1.2 регулирует вопросы права собственности на добытое из недр сырье. Извлеченные из недр, изъятые из природной сферы полезные ископаемые перестают быть объектом правового регулирования законодательства о недрах. Меняется их правовой режим. Они становятся объектами правового регулирования гражданского законодательства. В этом случае они могут находиться как в частной, так и в публичной собственности. На сегодняшний день вопрос о праве собственности на такое сырье решается в лицензии.

Действующий закон исходит из того, что в момент фактической добычи происходит трансформация понятия «полезное ископаемое» в «добытое сырье».

Но следовало бы конкретизировать понятия «добытое сырье» и «полезное ископаемое, извлеченное из недр» с учетом технологических особенностей процесса добычи конкретных видов минерального сырья и установить четкие критерии трансформации извлеченного сырья в добытое. Это важно с точки зрения налогообложения.

В некоторых случаях, указанных в законе, добытое сырье может находиться только в собственности государства. Например, в соответствии с ФЗ «Об использовании атомной энергии» ядерные материалы и РАО могут быть только в федеральной собственности. Следовательно, добытое РА сырье всегда будет только в федеральной собственности.

Собственником незаконно добытого сырья является РФ.

Проект нового закона о недрах исходит из того, что добытое сырье всегда будет в собственности недропользователя. А на стратегические виды сырья РФ обладает приоритетным правом его приобретения.

Виды пользования недрами.

1. Региональное геологическое изучение - включает в себя региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

Региональное геологическое изучение недр производится без существенного нарушения ценности недр. Такие пользователи освобождаются от платежей, получение лицензии не требуется. Эти работы проводятся на основе регистрации в территориальных геологических фондах

2. Геологическое изучение, включающее поиск и оценку месторождения. Таким пользователям выдается поисковая лицензия.

15 марта 2005 года приказом МПР № 61 был утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения. 6

Поисковая лицензия выдается на основе заявок, подаваемых в федеральное агентство по недропользованию. Геологическое изучение может осуществляться за счет государственных средств в отношении участков, включенных в программы геологического изучения недр, утвержденных МПР РФ или за счет собственных средств недропользователя в отношении участков, включенных в перечень объектов предлагаемых для представления в пользование, утвержденных МПР и официально опубликованных в официальных изданиях Правительства РФ.

Право недропользователя в данном случае возникает на основании решения комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, в состав которой включаются представители органа исполнительной власти субъекта РФ и представители МПР РФ.

Если подана одна заявка, то она передается Федеральным агентством по недропользованию в Комиссию и та принимает решение. Если заявок две и более, то агентство проводит аукцион.

Основным результатом геологического изучения является получение геологической информации о геологическом строение недр, находящихся в них полезных ископаемых, условиях их разработки.

Самое важное здесь – зафиксировать факт открытия месторождения полезного ископаемого.

11 ноября 2004 года Приказом МПР РФ №689 была утверждена Инструкция о порядке установления факта открытия месторождения полезного ископаемого. 7

Установление факта открытия осуществляется Федеральным агентством по недропользованию на основе заявки, подаваемой лицом, открывшим месторождение, в Федеральное агентство по недропользованию.

Заявка должна быть подана не позднее 1 месяца со дня подписания заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающей промышленную значимость месторождения.

Если заявитель намерен разрабатывать открытое месторождение, он должен указать это в заявке.

Факт открытия подтверждается свидетельством о факте открытия.

3. Разведка и добыча полезных ископаемых.

Полезные ископаемые – содержащиеся в недрах природные минеральные образования, углеводороды и подземные воды, химический состав и физические свойства которых позволяют использовать их в сфере материального производства и потребления непосредственно или после переработки.

После установления факта открытия месторождения и получения свидетельства об установлении факта открытия должно быть принято решение о предоставлении права пользования недрами. Здесь действует Приказ МПР РФ от 24 января 2005 года № 23 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных средств для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения» 8 и Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 873 «Об утверждении Положения о возмещении расходов государства на поиски и оценку полезных ископаемых при предоставлении права пользования участком недр в целях разведки и добычи полезных ископаемых в случае установления факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участка недр за свой счет». 9

Заявление подается не позднее трех месяцев с даты установления факта открытия месторождения в Федеральное агентство по недропользованию. Заявитель должен представить предложение по условиям пользования недрами, они рассматриваются в федеральном агентстве и если они признаются соответствующими требованиям, то готовится проект условий пользования недрами, который подлежит согласованию с Минэкономразвития РФ, а потом направляется в комиссию для принятия решения.

В случае установления факта открытия месторождения полезных ископаемых, произведенного за счет государственных средств, при предоставлении участка недр для разведки и разработки недропользователь возмещает расходы государства на поиск и оценку тех видов полезных ископаемых, право разведки и добычи которых ему предоставляется.

До подачи заявки на получение права недропользования в целях разведки и добычи в Федеральное агентство недропользователь должен перечислить рассчитанную и утвержденную сумму на соответствующий счет.

Если принимается решение о предоставлении, то эти средства перечисляются в федеральный бюджет. Если в предоставлении отказано, то в течение 10 дней с даты отказа эти средства возвращаются недропользователю.

В России нет такого вида недропользования как геолоразведка.

Лицензия на детальное изучение (разведку) месторождения отдельно не предоставляется, право разведки предоставляется в лицензии на добычу.

4. Строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. В действующем законе этот вид недропользования не раскрывается и не совсем ясно, что к нему относится. По всей видимости сюда следует отнести строительство и эксплуатацию нефте-, газохранилищ, метрополитен, захоронение отходов. А вот прокладка под землей линейно-кабельных сооружений вряд ли может быть отнесена к этому виду недропользования.

5. Образование особо охраняемых геологических объектов.

6. Сбор геологических коллекционных материалов.

На сегодняшний день захоронения отходов как самостоятельный вид недропользования не выделяется. Лицензирование размещения отходов осуществляется в соответствии с ФЗ «О лицензирование отдельных видов деятельности». 10

Помимо вышеперечисленных специальных видов недропользования принято выделять общее недропользование. В соответствии со ст.19 Закона о недрах собственники, владельцы земельного участка имеют право осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд без проведения взрывных работ на глубину до 5 м, а также сооружать колодцы до первого водоносного горизонта. Субъектами этого вида недропользования традиционно считались физические лица.

Сроки недропользования устанавливаются в зависимости от вида недропользования: для геологического изучения – до 5 лет, для добычи полезных ископаемых – на срок отработки месторождения, который исчисляется исходя из ТЭО, для добычи подземных вод – 25 лет, добыча полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного пользования – до 1 года.

Краткосрочное недропользование может возникнуть в случае досрочного прекращения пользования недрами, если в интересах рационального использования нецелесообразно приостановление, органы, досрочно прекратившие недропользование, могут предоставить право краткосрочного пользования оператору (юридическому лицу) с оформлением соответствующей лицензии.

Между пользователем, право которого прекращено, и и новым пользователем может быть заключен договор о передаче имущества, необходимого для недропользования.

В соответствии с приказом МПР РФ от 24.01.05 № 22, которым был утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение краткосрочного (до 1 года) права пользования участком недр, решение принимается федеральным агентством по недропользованию на основе заявки и ничего не сказано, как принимать решение, если подано более одной заявки. 11

Для строительства и эксплуатации подземных сооружений, создания ООПТ срок недропользования не ограничен. Не ограничен срок также для захоронения отходов, о чем прямо говорится в законе о недрах, хотя среди видов недропользования такой вид как захоронение отходов не назван.

В случае необходимости завершения работ срок может быть продлен. Срок обязательно включается в содержание лицензии и все условия лицензии сохраняют силу в течение этого срока.

Для добычи полезных ископаемых, строительства подземных сооружений и образования особо охраняемых геологических объектов участки недр предоставляются в виде горного отвода. При определении границ горного отвода должны учитываться в первую очередь пространственные контуры месторождения. С точки зрения рационального недропользования дробить месторождение нельзя, тем не менее довольно часто одно месторождение предоставляется различным недропользователям, которым рекомендуется заключить соглашение между собой.

Если в процессе работ выясняется, что месторождение выходит за границы горного отвода, указанного в лицензии, или же что оно наоборот меньше, то по заявке владельца лицензии участок недр может быть увеличен или уменьшен, в связи с чем осуществляется перерасчет платежей.

Лицензия на добычу дает право на разведку и разработку полезных ископаемых. Разрешается предоставление совмещенных лицензий, включающих несколько видов пользования недрами (поиск, разведка, добыча).

В пределах горного отвода только его пользователь имеет исключительное право осуществлять недропользование и любая деятельность там может осуществляться только с согласия пользователя.

Для геологического изучения предоставляется геологический отвод. В его границах могут проводить работы одновременно несколько пользователей.

Пользователями недр - субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.

Пока что пользователями недр могут быть иностранные граждане и юридические лица, если федеральными законами не установлено иное. Например, добыча РА сырья и захоронение РА отходов может осуществляться только юридическим лицом, зарегистрированным на территории РФ.

Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции - юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

Основание получения права пользования недрами.

Закон о недрах установил единый перечень оснований недропользования, который является исчерпывающим и не может быть расширен иными НПА. Для приобретения права недропользования необходимо принятие административного акта уполномоченного органа, на основании которого выдается лицензия.

Ст. 10.1 называет следующие основания возникновения права недропользования:

1. решение Правительства РФ,

2. решение федерального агентства по недропользованию,

3. решение комиссии,

4. решение конкурсной или аукционной комиссии,

5. решение органа государственной власти субъекта РФ,

6. переход права недропользования,

Решение Правительства Российской Федерации, принимается:

  • по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;
  • при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения и возместившим в случае их наличия расходы государства на поиск и оценку полезных ископаемых на данном участке недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов.

Решение федерального органа управления государственным фондом недр - для целей геологического изучения участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации.

Решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа - для предоставления права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено.

Решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации - для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр:

  • в целях геологического изучения участков недр, за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;
  • при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения и возместившим в случае их наличия расходы государства на поиск и оценку полезных ископаемых на данном участке недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;
  • для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности;
  • для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • для целей строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, размещения промышленных и бытовых отходов.
  • для образования особо охраняемых геологических объектов;

Решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр - для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии), за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации.

Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, согласованное с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом - для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Решение уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Случаи перехода права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования.

Вступившее в силу соглашение о разделе продукции, заключенное в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".

На практике решение принимается не аукционной комиссией, а федеральным агентством по недропользованию. Это соответствует Положению о федеральном агентстве по недропользованию, 12 но не соответствует Закону о недрах. На практике эти комиссии только фиксируют результаты аукциона.

Формально субъект РФ исключен из процесса предоставления, но на практике они продолжают играть ключевую роль в проведении аукционов и конкурсов, т.к. именно они обладают опытом, необходимым для подготовки документации. Для определения условий аукциона необходимо провести оконтуривание соответствующего блока недр, а эта задача выполняется на уровне субъекта. Теперь субъект РФ имеет право только на определенную часть доходов.



Поделиться