Уважение прав и свобод других лиц примеры. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Забота о детях и нетрудоспособных родителя

02.01.2019

1. В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

2. Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа органов, организаций или граждан поддерживать требование, заявленное ими в интересах другого лица, а также отказа истца от иска наступают процессуальные последствия, предусмотренные частью второй статьи 45 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 46 ГПК РФ. Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц

В статье 46 ГПК РФ предусмотрена возможность обращения в суд в защиту прав других лиц соответствующими органами власти, организациями и гражданами. Целью введения такого правила является оказание помощи гражданам, которые в силу своих индивидуальных особенностей лишены возможности обратиться за судебной защитой самостоятельно.

Кроме того, такие исковые заявления могут быть поданы в защиту интереса неопределенного круга лиц, то есть граждан и юридических лиц, которых нельзя назвать поименно, состав которых постоянно меняется. В качестве примера неопределенного круга лиц можно назвать пользователей какой-то автодороги или посетителей какого-то учреждения.

Случаи обращения в суд перечисленных в статье субъектов прямо определены в законах, что исключает возможность произвольного обращения в чужих интересах. В качестве примеров можно привести следующие нормы:

Существуют и другие нормативные акты, предусматривающие условия и порядок обращения в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц. В самом Кодексе предусмотрен случай такого обращения прокурора ().

Лица, обращающиеся в суд в защиту чужих прав, согласно являются лицами, участвующими в деле. Указанные лица обладают правами и несут обязанности в соответствии со . Такие лица не являются процессуальными истцами, скорее их можно характеризовать как заявителей.

Суд при обращении лиц в порядке статьи 46 ГПК РФ привлекает к участию в деле в качестве истца лицо, чьи права защищаются. При отказе от иска указанных лиц суд продолжает рассмотрение дела без участия такого лица, пока не поступит отказ от иска от лица, права которого защищаются. Представляется, что в случаях обращения в суд в защиту прав несовершеннолетних и недееспособных лиц, дело должно завершиться принятием решения, принимать отказ от иска в таком случае недопустимо.

Это важное условие общественных отношений и стабильности с правопорядком в обществе. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права так и морали - это прямой путь к конфликтам, в том числе и на межнациональной почве и утверждению права на жизнь сильных. Поэтому конституция предлагает наиболее правильный путь избежать этого - это закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной регуляции и разумного баланса собственных и чужих прав (ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации 1993 г.).

Следующая обязанность не менее важная, чем другие - это закрепленная в конституции в ч.2 и 3 ст. 383 Конституции Забота о детях и нетрудоспособных родителях. Этих обязанностей две. Во первых родители обязаны заботиться о детях и их воспитании. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. Конституции).

Равенство прав и обязанностей родителей обеспечивается семейным законодательством. Нормы семейного права устанавливают, что отец и мать имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Каждый из них (до достижения детьми совершеннолетия, т.е. до 18 лет) имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и самое главное нравственном развитии. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Они являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в суде без специальных полномочий.

Расторжение брака родителей или их раздельное проживание не может влиять на объем родительских прав и обязанностей. Отдельно проживающий родитель не только в праве, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой родитель не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка (в браке и при его расторжении) решаются отцом и матерью совместно исходя из интересов детей и с учетом их мнения. В случае спора они разрешаются органами опеки и попечительства или судом.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами и интересами детей, не только не могут рассчитывать на защиту этих прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены. В соответствии со ст. 156 УК РФ "Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с не совершеннолетним, -

Наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1-го месяца либо ограничением свободы на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Как видно из данной статьи, наказание за неисполнение данной обязанности в УК предусмотрено достаточно серьезное.

Во втроых совершеннолетние трудоспособные дети в свою очередь, должны заботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они нетрудоспособны и нуждаются - содержать их. При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности (ст. 157 УК). В соответствии со 2 п. ст.157. злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей, -

наказывается обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев. Размер участия каждого из детей в содержании родителей определяется судом, исходя из семейного и материального положения родителей и детей и других, заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно.

В отличие от обязанности содержать родителей, суд не может принудительно заставить взрослых детей проявлять к ним внимание. Правовым последствием пренебрежения детей своим долгом является возможность взыскания с них по суду сверх алиментов дополнительных денежных средств, в том числе для оплаты труда лиц, осуществляющих за ними уход. Но не могут рассчитывать на защиту закона родители, лишенные родительских прав, а также уклонявшиеся в прошлом от выполнения родительских обязанностей. В целом же можно отметить, что эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Является продолжением предыдущей обязанности следующая, это

Эта обязанность закреплена пункте 2 статьи 15 Конституции РФ. Конституция России содержит перечень основных прав, свобод и обязанностей, которые принадлежат каждому человеку и всем гражданам России. Поскольку она является непосредственно действующей для реализации этих прав и свобод нет необходимости принимать какие-то дополнительные законы и подзаконные акты, но законы нужны для формирования единообразных правовых отношений в стране, для установления, обслуживания и использования механизмов реализации прав и свобод человека, для их толкования и развития. Поскольку закон часто рассматриваются как облаченная в текстовую форму общественная воля и мораль, он должен соблюдаться наравне с Конституцией, не противоречить ей и приниматься в рамках описанного Конституцией процесса. Соблюдение Конституции и законов необходимо для поддержания общественного порядка, исполнения государством своих социальных, политических, экономических функций, обеспечения верховенства права в стране.

Сила государственного принуждения способствует соблюдению Конституции и законов двумя способами: предостерегая от нарушения их – поскольку за это установлено известное наказание и наказывая за нарушения. Нарушения положений Конституции и законов в зависимости от степени тяжести, опасности для человека, общества и государства, размера ущерба и формы вины делятся на административные правонарушения и уголовные преступления. Административные правонарушения и установленная ответственность за них собраны в КоАП РФ и в специализированном законодательстве, в том числе региональном. Уголовные преступления и наказания за них перечислены в Уголовном кодексе РФ. Человек может нести ответственность только за те нарушения, которые перечислены в соответствующих законах. Иногда случается так, что нарушение духа Конституции, закона присутствует, а необходимого состава правонарушения или преступления нет. В этом случае лицо избегает ответственности, а принуждать его соблюдать дух закона может только общество.

Кроме того, многие права и свободы являются взаимно ограничивающимися – то есть заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого человека. Реализация человеком своих прав и свобод не должно сопровождаться злоупотреблением ими, произволом при их осуществлении – об этом говорит статья 17 Конституции РФ. Наглядный пример – свобода слова и свобода совести. Первое ограничено законом – злоупотребление свободой слова может выразиться в клевете, нарушении права человека на достоинство личности, второе – в насаждении своих религиозных взглядов и ущемлении свободы совести других людей.

Это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях

1. родители обязаны заботиться о детях, их воспитании;

2. трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.

Получение основного общего образования

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Забота о памятниках истории и культуры

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Ясно, что данная обязанность не может лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Отношения в этой области регулируют Основы законодательства РФ о культуре, Закон РФ «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (в редакции от 25 июня 2002 г.). Указом Президента РФ от 20 феврадя 1995 г. утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, включающий такие объекты всех регионов страны.

Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Уплата налогов и сборов

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества. Однако налоги и сборы могут устанавливаться только законами, а не подзаконными правовыми актами.

Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Они уплачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сроки. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.

Конституционный Суд РФ отметил в постановлении от 21 марта 1997 г., что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РФ.

Сохранение природы и окружающей среды

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).

Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. Так, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (в редакции от 31 декабря 2005 г.) закреплена обязанность граждан бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать требования законодательства. Обязанность по охране лесов зафиксирована в Лесном кодексе РФ. Федеральный закон «О животном мире» вводит ряд обязанностей граждан (соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животных, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, применять при пользовании животным миром гуманные способы и др.). Действуют и иные природоохранные акты.

Защита Отечества

Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина РФ» (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым образуя непреложный закон гражданского поведения. Понятие «Отечество» относится к вечным ценностям, оно выражает связь каждого человека с его предками и их делами, в нем олицетворение героической истории, культуры, духовности многонационального народа России. Отечество - это безопасность и спокойствие сегодняшней жизни, нерушимость границ и прочность государственности. Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности.

Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. Эти граждане, а также граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Такое правило закреплено в Конституции РФ и Федеральном законе «Об альтернативной гражданской службе» (в редакции от 6 июля 2006 г.). Альтернативную гражданскую службу граждане проходят в организациях, подведомственных органам исполнительной власти, в организациях Вооруженных Сил в качестве гражданского персонала.

Указом Президента РФ (в редакции от 16 августа 2004 г.) в качестве специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы определены Федеральная служба по труду и занятости и Министерство обороны РФ. Те федеральные органы исполнительной власти, которые заинтересованы в прохождении альтернативной службы гражданами в подведомственных им организациях, представляют соответствующие предложения по видам работ, профессий, должностей. Порядок принятия необходимых решений устанавливается Правительством РФ.

Конституционный Суд РФ в определении от 22 мая 1996 г. отметил, что ответственность за уклонение от очередного призыва на действительную военную службу может быть распространена лишь на лиц, подлежащих призыву на такую службу, и не касается правоотношений, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы. Действия граждан, реализующих свое конституционное право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки уголовного правонарушения.


Заключение

Правовой статус личности включает совокупность прав и свобод человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права. Основы правового статуса личности - конституционно закрепленные права и свободы. Они составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод. Причины, по которым одни права закрепляются конституционно, другие - в текущем законодательстве, не произвольны.

Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества, для государства. То есть основные права и свободы. Для человека они являются необходимыми предпосылками обеспечения условий достойного и свободного существования личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он состоит; экономических и социальных условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно насущных материальных и духовных потребностей.

Для государства, общества значимость конституционного закрепления прав и свобод выражается в том, что именно их реализация необходима для претворения в жизнь сущностных свойств государства как демократического и правового. Кроме того, само существование государства, общества обеспечиваются совокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности - политической, экономической, духовной. Так без реализации права на свободу предпринимательства не могла быть создана экономическая среда, без реализации избирательных прав граждан - невозможно формирование структур управления обществом.


Список использованной литературы

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: учеб. курс /С.А. Авакьян. - М.: Юрист, 2012. - 823 с.

2. Алексеев С.С. Право: азбука–теория–философия. Опыт комплексного исследования /С.С. Алексеев. - М., 2009. - 553 с.

3. Беломестных Л.Л. Права человека и их защита /Л.Л. Беломестных. - М.: Акад. экономики, финансов и права, 2013. - 789 с.

4. Глушкова С.И. Права человека и гражданина в контексте глобализации /С.И. Глушкова// Правовая система России в условиях глобализации: сборник материалов «круглого стола». - М., 2014. - 567 с.

5. Зайцева А.М. Право на жизнь: структура и природа // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 12. - С. 9-11.

6. Иванов Г.И. Права человека / под ред. М.Ф. Чудаков. - М: Деловая и учебная литература, 2014. - 312 с.

7. Козлова Е.И. Конституционное право России /Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин - М., 2012. – 611 с.

8. Комаров С.А. Личность. Права и свободы. Политическая система / С.А. Комаров, И.В. Ростовщиков. - Спб.: Изд-во СПбУ, 2012.- 683 с.

9. Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: НОРМА, 2014. - С. 163.

10. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л.А. Окунькова. - М.: Юрист, 2012. С.186;

11. Рудинский Ф.М. Понятие и содержание прав человека: сб. научных статей трудов / под ред. Е.Н. Рахмановой. - М.: Логос, 2012. - 445 с.


Авакьян С.А. Конституционное право России: учеб. курс /С.А. Авакьян. - М.: Юрист, 2012. - 823 с.

Беломестных Л.Л. Права человека и их защита /Л.Л. Беломестных. - М.: Акад. экономики, финансов и права, 2013. - 789 с

Глушкова С.И. Права человека и гражданина в контексте глобализации /С.И. Глушкова// Правовая система России в условиях глобализации: сборник материалов «круглого стола». - М., 2014. - 567 с.

Козлова Е.И. Конституционное право России /Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин - М., 2012. – 611 с.

Комаров С.А. Личность. Права и свободы. Политическая система / С.А. Комаров, И.В. Ростовщиков. - Спб.: Изд-во СПбУ, 2012.- 683 с.

Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: НОРМА, 2014. - С. 163.

«Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Это важнейшее условие реализации свободы и основополагающий принцип правопорядка. Идея правового государства о взаимной свободе и ответственности непосредственно связаны с утверждением в обществе и государстве взаимного уважение прав и свобод человека и гражданина.

Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Обладание правами и свободами не может означать произвола при их осуществлении или злоупотребления ими.

Ни одно общество не может предоставить человеку безграничную свободу, поскольку это привело бы к проявлению эгоистичного своеволия и анархизма, к бесконечному столкновению и конфликтам индивидуальных интересов. Поэтому система прав и свобод человека и гражданина объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить законные интересы людей и предотвратить возможные нарушения их прав и свобод в результате злоупотреблений ими со стороны других лиц.

Защита Отечества

«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Долг - не пожелание, а непременное требование государства, которое должно быть выполнено. Нравственное содержание долга защиты Родины закрепляется правовыми требованиями Основного Закона. Формы реализации конституционных обязанностей разнообразны и зависят от многих факторов (пол, возраст, способности, образование и т.д.).

Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина "встать под ружье" в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Конституция РФ в п. 2 ст. 59 предписывает гражданину РФ нести воинскую службу, в соответствии с федеральным законом. Конституционные положения, закрепляющие данную обязанность, развиты в текущем Российском законодательстве. Более детально порядок реализации данной обязанности урегулирован Законом РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 года N 53-ФЗ и в Законе РФ "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ.

Гражданин мужского пола от 18 до 27 лет, состоящий или обязанный состоять на воинском учете, не имеющий права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу подлежит призыву на военную службу. С 2008 года срок службы составляет всего 1год. Введены новшества и в вопросах отсрочки от службы. Так, например, военнослужащие, жены которых беременны свыше 180 дней, получают единовременные выплаты. Тем, у кого дети уже есть, теперь отсрочка не предоставляется, а для семей производятся ежемесячные выплаты.

Часть 3 ст. 59 Конституции РФ 1993г. предусматривает право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой, которая возможна в определенных случаях; если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию; или гражданин относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Так же перечислены перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность.



Поделиться