Безопасность грузоподъемных машин. Обеспечение безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин. Требования охраны труда во время работы

Рабочие процессы на средних и крупных производствах и строительных объектах нередко сопрягаются с применением грузоподъемных машин и установок. Операции перемещения груза также являются обязательными в логистических цепочках обслуживания небольших магазинов, гостиниц, предприятий общепита и т. д. Каждый раз использование такой техники представляет определенную опасность и для обслуживаемых материалов, и для рабочего персонала. Чтобы обезопасить грузоподъемные механизмы и минимизировать риски возникновения аварий, следует тщательно подходить к соблюдению правил их эксплуатации и технического обслуживания.

Что подразумевается под грузоподъемными механизмами?

Оборудование, которое используется для работы с грузами, в наше время представлено обширным ассортиментом. Непосредственно к механизмам можно отнести цепи, лебедочные установки, тали и крюки с приводами. Это наименее требовательные к техническому обслуживанию устройства, но они же могут выполнять весьма ответственные задачи погрузки и разгрузки. К категории машин относят всевозможные виды подъемники, экскаваторы и т. д. Складские грузоподъемные машины и механизмы тоже стоит отнести в отдельную категорию. Как правило, этот сегмент формируется на предприятиях штабелерами, маневренными подъемниками и различными силовыми самоходными установками. Каждый из отмеченных видов грузоподъемной техники имеет свои способности в плане рабочих функций и возможности эксплуатации в тех или иных условиях.

Правила подготовки оборудования к работе

Подготовительные процессы могут отличаться в зависимости от условий применения оборудования и его характеристик. Чаще всего подготовка предусматривает контрольный осмотр на предмет наличия неисправностей. Ревизии подвергаются и поверхности корпуса, и внутренняя начинка. Особого внимания заслуживает силовая установка, которая используется на тех же кранах и штабелерах. При необходимости ответственный сотрудник обновляет моторное масло или трансмиссионную жидкость. Кроме этого, грузоподъемные механизмы тщательно проверяются в части силовых органов, с помощью которых и осуществляются рабочие действия. На этом этапе оценивается надежность крепления функциональных компонентов или навесного оборудования, целостность деталей, а также состояние приводного подключения. В некоторых случаях производится и настройка управляющей электроники механизма.

Требования к обслуживающему персоналу

Опять же, многое в требованиях такого рода зависит от специфики конкретного объекта, но есть и общие или по крайней мере распространенные правила для допуска сотрудников к грузоподъемным работам. Это должны быть совершеннолетние лица, прошедшие медицинское освидетельствование и специальную подготовку для работы в данной сфере. В частности, члены обслуживающей команды должны знать источники опасностей и средства обеспечения защиты, уметь обнаруживать неисправности и дефекты оборудования, производить общие наладочные и ремонтные операции. Также в перечень обязанностей входит умение монтировать грузоподъемные механизмы и настраивать их на работу с объектами определенных параметров. В частности, это относится к установке талей, лебедок и навесного оборудования. Требования к операторам грузоподъемных машин уже относятся к специализированным и предполагают свою специфику в зависимости от вида техники.

Правила эксплуатации грузоподъемных механизмов

Функция каждой единицы грузоподъемной техники реализуется в определенных рамках, обусловленных общими и местными техническими требованиями. В частности, предприятие может составлять собственные технологические карты, проекты работ и инструкции, по которым персонал выполняет свои задачи. Например, к базовым правилам эксплуатации оборудования относится использование системы сигналов между разными участниками процесса. Обмен знаками помогает безопасно и эффективно использовать грузоподъемные механизмы. Правила, в частности, предписывают заранее утверждать порядки взаимного обмена сигналами между крановщиками и стропальщиками. Также инструкции предусматривают перемещение и установку груза на предварительно намеченное место. Отклонение в направлении может нарушить координацию на других участках площадки и спровоцировать непредвиденные риски. Результаты выполнения рабочих действий с нарушениями фиксируются в специальном журнале учета.

Правила технического обслуживания

Работа с большой массой неизбежно приводит к износу любого оборудования. Главной задачей ответственных за техническое содержание сотрудников является предотвращение поломок механических элементов, так как риск их возникновения в процессе выполнения рабочих действий может обернуться трагедией. Соответственно, обслуживание предусматривает регулярный осмотр силовой структуры на предмет наличия износа, чрезмерной деформации, трещин и других дефектов. Вместе с этим есть и вполне штатные обязательные мероприятия, не связанные с неисправностями. В этой части обслуживание грузоподъемных механизмов может предусматривать замену ременных компонентов, обновление крепежных приспособлений и т. д. Для выполнения ремонтных работ составляется специальный проект с рекомендациями по технике его проведения.

Что запрещается при эксплуатации грузоподъемного механизма?

Соблюдение правил безопасности налагает на действия участников рабочего процесса немало ограничений. Например, запрещаются любые манипуляции с грузами, которые не были освобождены от фиксирующих или близлежащих материалов. Также нельзя поднимать груз, если на его поверхности лежат другие материалы, не имеющие специального крепления. Бывает, что в ходе нарушенного движения крана или навесного манипулятора стропальщики стараются скорректировать объект с земли. Этого тоже делать нельзя, и для подобных действий заранее предусматриваются страховочные цепи с канатами. Помимо этого, грузоподъемные механизмы нельзя использовать для подачи перемещаемых объектов в проемы окон, балконов и дверей. К исключениям можно отнести только случаи, когда для приема предусмотрены специальные площадки.

Заключение

Все перечисленные правила, нормативы и рекомендации призваны обеспечить эффективную, производительную и, что самое главное, безопасную работу. На сегодняшний день эксплуатация грузоподъемных механизмов довольно тесно связана и с электронными системами автоматизации. Вхождение новых сегментов управляющей инфраструктуры также требует наличия особых навыков от персонала. С другой стороны, эти же системы с многофункциональными реле и модулями управления в некоторых случаях повышают надежность выполняемых операций за счет исключения риска ошибки со стороны оператора.

Причины травматизма при эксплуатации грузоподъемных машин можно подразделить на две группы: связанные с авариями кранов и не связанные с авариями. Аварии кранов могут произойти из-за их перегрузки и неисправного содержания как механизмов самого крана, так и подкрановых путей. Несчастные случаи при обслуживании кра­нов, не связанные с авариями, происходят при зажатии человека между грузом и неподвижной частью крана или какими-либо другими объектами, при выпадении груза, неправильной строповке, при поражении электрическим током во время работы крана вблизи линий электропередач, при несогласованности работающих или низкой квалификации обслуживающего персонала и др.

Безопасность при работе с грузоподъемными механизмами устанавливается «Правилами устройства и безопасности эксплуатации грузоподъемных кранов».

К выполнению обязанностей по управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов, автомобильных и колесных стреловых кранов допускают лиц не моложе 18 лет, прошедших медицинское освидетельствование, обученных безопасным методам труда и имеющих соответствующее удостоверение.

Подготовка и аттестация крановщиков, стропальщиков должна производиться в профессионально-технических училищах, а также на курсах, создаваемых на предприятиях, располагающих базой для практического обучения по утвержденным программам.

Повторная проверка знаний обслуживающего персонала проводится комиссией не реже одного раза в 12 месяцев.

В ремонтных мастерских грузоподъемными механизмами, смонтированными на технологических линиях, а также на рабочих местах, управляют сами работающие. Поэтому с ними, кроме инструктажа по технике безопасности по основной профессии, необходимо периодически проводить обучение по правилам безопасной работы с грузоподъемными механизмами и устройствами.

Руководство предприятия обязано обеспечить содержание грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии и создать безопасные условия их работы путем организации надлежащего технического надзора и обслуживания. Для этих целей приказом по предприятию из числа инженерно-технических работников назначаются лица, ответственные по надзору за грузоподъемными машинами, за обеспечение исправного состояния и ответственные за безопасное проведение работ. Инженерно-технические работники по надзору за грузоподъемными машинами обязаны: осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, проводить их освидетельствование и выдавать разрешение на их эксплуатацию, контролировать выполнение данных ими предписаний и предписаний органов надзора, проверять соблюдение порядка допуска рабочих к управлению и обслуживанию грузоподъемных машин, участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний обслуживающего персонала.



Грузоподъемные краны почти всех типов регистрируют в органах Госгортехнадзора, за исключением кранов с ручным приводом, кранов мостового типа и подвижных или поворотных консольных кранов грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемых с пола посредством подвешенного на кране кнопочного аппарата или стационарно установленного пульта, стреловых и башенных кранов, рассчитанных на грузоподъемность до 1 т включительно, стреловых кранов, рассчитанных на работу с постоянным вылетом или не снабженных механизмом поворота или передвижения; переставных кранов.

Не подлежат регистрации электрические и ручные тали, лебедки для подъема груза и людей, краны-экскаваторы, не используемые для работы с крюком или магнитом.

Регистрация грузоподъемных машин в органах надзора проводится по заявлению их владельцев.

Грузоподъемные машины, не подлежащие регистрации, снабжают индивидуальным номером и под этим номером записывают в журнал учета грузоподъемных машин. Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации, выдает ответственный по надзору на основании результатов технического освидетельствования.

В процессе эксплуатации грузоподъемные машины подвергают периодическому техническому освидетельствованию; частичному – не реже одного раза в 12 месяцев; полному – не реже одного раза в 3 года. Редко используемые грузоподъемные машины подвергают техническому освидетельствованию не реже одного раза в 5 лет. После монтажа, вызванного установкой крана на новом месте, реконструкции или ремонта с заменой расчетных элементов металлоконструкций или узлов, установки вновь полученного от предприятия-изготовителя сменного стрелового оборудования, смены механизма подъема крана, крюка или крюковой подвески проводят внеочередное полное техническое освидетельствование.



При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина подвергается осмотру, статическому и динамическому испытаниям. Статическое испытание проводят с целью проверки прочности всей грузоподъемной машины, а также отдельных ее элементов и грузовой устойчивости стреловых кранов. Испытание проводят нагрузкой, на 25 % превышающей грузоподъемность механизма.

Статическое испытание мостового крана проводят следующим образом: кран устанавливают над опорами крановых путей, а его тележку – в положение, отвечающее наибольшему прогибу балки (рисунок 3.22).

Рисунок 3.22 – Схема статического испытания крана

Груз 1 поднимают на высоту h = 200…300 мм и выдерживают в таком положении 10 минут. Затем груз опускают и проверяют отсутствие остаточной деформации. Для определения остаточной деформации к металлоконструкции прикрепляют отвес – тонкую проволоку с указателем 2. Стрела прогиба определяется положением указателя 2 до и после нагружения крана.

При статическом испытании кранов стрелового типа стрелу устанавливают относительно ходовой платформы в положение, отвечающее наименьшей устойчивости крана. Груз поднимают на высоту 100…200 мм. Кран считается выдержавшим испытание, если в течение 10 минут поднятый груз не опустится на землю, а также не будет обнаружено трещин, деформаций в конструкции крана.

Динамическому испытанию подвергают краны, выдержавшие статическое испытание. При динамическом испытании механизмы проверяют путем подъема и опускания груза, на 10 % превышающего грузоподъемность крана, а также путем раздельного перемещения крана и его тележки.

Результаты технического освидетельствования кранов записывают в паспорт с указанием срока следующего освидетельствования. На кран устанавливают табличку, где указывают регистрационный номер, грузоподъемность и дату следующего испытания. Грузоподъемные машины, не прошедшие техническое освидетельствование в срок, к работе не допускаются.

В обеспечении безопасности работ на грузоподъемных механизмах важное значение имеет выбор грузоподъемных приспособлений (стропы, траверсы и т.д.). Длина канатов и цепей должна быть такой, чтобы угол наклона между их ветвями не превышал 90°.

Стальные канаты и цепи перед установкой проверяют расчетом на прочность по формуле:

где Р – разрывное усилие каната, применяемое по сертификату, Н; Т – наибольшее натяжение ветви каната с учетом КПД полиспаста, Н; К – коэффициент запаса прочности; для грузовых канатов при ручном приводе К = 4,0, при машинном К = 5…6 (в зависимости от режима работы).

При известной массе груза Q натяжение Т, возникшее в каждой ветви (рисунок 3.23), определяется по формуле:

(3.23)

где n c – число сторон; a – угол наклона сторон к вертикали.

Рисунок 3.23 – Схема определения нагрузки, приходящейся на стропы

Стальные грузовые канаты и канаты стропов подвергают выбраковке в зависимости от количества оборванных проволок на одном шаге свивки.

Шаг свивки определяют так: на одной из прядей мелом наносят метку, затем от этой метки в сторону наибольшего износа отсчитывают столько прядей, сколько их имеется в сечении каната, и ставят вторую метку. Расстояние между метками и будет шагом свивки.

3.10.3. Меры безопасности при эксплуатации котельных установок и
сосудов, работающих под давлением

В агропромышленном комплексе применяют различные типы сосудов, работающих под давлением: цистерны, бочки, баллоны и др. Работающими под давлением считаются сосуды, давление в которых превышает атмосферное, т.е. является избыточным.

При механизации трудоемких процессов на животноводческих фермах и комплексах широкое применение получили паровые и водогрейные котлы различных мощностей. Пар и горячую воду используют для кормоприготовления, отопления, технологических и бытовых нужд.

Наибольшую опасность для обслуживающего персонала представляют взрывы котлов. Наиболее распространенные причины взрыва: повышение давления из-за неисправности предохранительных или контрольно-измерительных устройств, несвоевременное техническое освидетельствование, отсутствие надзора за работой котла со стороны как обслуживающего персонала, так и должностных лиц.

Для обеспечения безопасной и надежной работы паровые и водогрейные котлы должны эксплуатироваться в строгом соответствии с требованиями, установленными инспекцией Госгортехнадзора.

Инспекции подведомственны котлы высокого давления с избыточным давлением пара свыше 0,07 МПа и водогрейные котлы с температурой воды свыше 115 °С.

Правила запрещают устанавливать котлы в школах, клубах, банях и т.д., а также в зданиях, примыкающих к складу горючих материалов, за исключением складов топлива для самой котельной.

Для удобного и безопасного обслуживания котла и его арматуры следует установить постоянные лестницы из огнестойкого материала с металлическими перилами. При высоте лестницы более 1,5 м угол наклона ее к горизонтали не должен превышать 50°.

Если расход твердого топлива превышает 1000 кг/ч в самый напряженный период, то необходимо подачу топлива механизировать. Расходные баки для жидкого топлива следует устанавливать вне котельной в количествах, не превышающих суточного расхода.

В котельной должно быть аварийное освещение: при площади более 250 м 2 – самостоятельным источником энергии, менее 250 м 2 – переносными аккумуляторными фонарями.

Нормальная и безопасная эксплуатация котлов может быть обеспечена в том случае, если исправны предохранительные устройства и контрольно-измерительная аппаратура.

Каждый паровой котел снабжается исправным предохранительным выкидным устройством, присоединенным к паровому пространству котла. Оно должно срабатывать при давлении, превышающем рабочее на 0,01 МПа для котлов низкого давления, и 3…10 % – для котлов высокого давления (в зависимости от номинального давления).

Для предупреждения ожогов паром или водой при срабатывании предохранительного устройства открытую часть трубы необходимо оградить или отвести в безопасное место.

У каждого водогрейного котла на трубопроводах для входа и выхода воды устанавливают термометры, а на трубопроводе горячей воды еще и манометр. На паровых котлах обязательна установка манометра, сообщающегося с паровым пространством котла.

Манометры не допускаются к применению в случаях, когда отсутствует пломба или клеймо поверителя, просрочено время проверки, стрелка манометра при его выключении не возвращается к нулевому показателю, разбито стекло или имеются другие повреждения, которые могут отразиться на правильности показаний манометра.

На циферблате манометра должна быть нанесена красная черта по делению, соответствующему высшему допустимому рабочему давлению. Нельзя наносить ограничительную красную линию на стекло манометра.

С каждым годом все более увеличивается использование газа в качестве топлива для котлов. При переводе котлов с твердого топлива на газообразное необходимо учитывать некоторые особенности их эксплуатации.

При неправильной организации процесса сжигания газа факел горелки может касаться отдельных участков поверхности нагрева и перегреть их до опасного состояния.

Особые требования для котлов, работающих на газе, должны предъявляться к качеству подготовки воды и своевременной чистке котла. При работе на твердом или жидком топливе наружные поверхности нагрева покрываются слоем золы и сажи, что уменьшает количество тепла, воспринимаемого поверхностями нагрева. Таким образом, сажа и зола служат как бы естественной защитой от перегрева. При переводе котла на газ образования золы и сажи не происходит. Поэтому даже небольшой слой накипи на внутренних поверхностях приводит к сильному нагреву труб или секций.

За последние годы все шире применяют водогрейные и паровые котлы, работающие от электричества. Для обеспечения безопасности работы в электрокотельных предусматривают защитные меры, исключающие вынос напряжения на трубопровод и другие металлические части. Корпус котла должен быть изолирован от входящих трубопроводов, а последние заземляют не менее чем в двух местах. В силовой схеме котла устанавливают реле обрыва фаз, которые снимают напряжение при обрыве одного или двух питающих проводов. Если котел установлен в помещении для животных, нужно обязательно предусмотреть устройство для выравнивания потенциалов, которое исключает появление даже незначительных величин напряжения.

Ответственность за содержание и безопасную эксплуатацию котлов возлагается на заведующего котельной. В случае отсутствия этой должности приказом по предприятию должен быть назначен ответственный за эту работу из числа инженерно-технического персонала. В его обязанности входит:

Проводить техническое освидетельствование;

Распределять обязанности всех лиц, обслуживающих котельную;

Осуществлять надзор за тем, чтобы обслуживающий персонал выполнял требования безопасной эксплуатации котлов.

К обслуживанию котлов допускают лиц не моложе 18 лет, прошедших медицинское освидетельствование, обученных по установленной для данной профессии программе и сдавших экзамен. Проверять знания персонала повторно должна администрация предприятия не реже одного раза в год.

В каждой котельной должен быть вахтенный журнал, в котором старший по смене обязан расписаться о приеме и сдаче смены, отметить все замеченные недостатки в работе котлов и другого оборудования.

Техническое освидетельствование котлов низкого давления проводят в следующих случаях:

Для вновь устанавливаемых или переставленных на новое место котлов, а также котлов после ремонта с применением сварки, клепки, замены труб или иных элементов – внутренний осмотр и гидравлическое испытание пробным давлением. Величина пробного давления принимается по нормам, установленным заводом-изготовителем, но не ниже 1,5 от рабочего давления и не менее 200 КПа;

После чистки и ремонта – внутренний осмотр и гидравлическое испытание рабочим давлением не реже одного раза в год;

Гидравлическое испытание пробным давлением один раз в шесть лет.

Техническое освидетельствование котла осуществляет ответственный за его эксплуатацию. Результаты освидетельствования и сроки следующего освидетельствования заносят в паспорт котла.

Котлы высокого давления освидетельствует инспектор Госгортехнадзора в присутствии ответственного за эксплуатацию котлов. Освидетельствование проводят в следующие сроки:

Первичное – для вновь установленных котлов;

Периодическое – внутренний осмотр не реже одного раза в 4 года и гидравлическое испытание не реже одного раза в 8 лет.

В качестве энергетического источника для приведения в действие пневматических инструментов применяются поршневые компрессоры. Одной из основных причин их взрывов является повышение давления, которое сопровождается увеличением температуры сжатого воздуха и воспламенением остатков масла в цилиндрах.

Причинами взрыва компрессора могут стать неисправность фильтра на всасывающем патрубке, попадание в связи с этим в цилиндр пыли и образование взрывоопасных пылевоздушных смесей.

Для предотвращения взрывов, связанных с повышением давления, все компрессоры снабжают манометрами и предохранительными клапанами. В процессе эксплуатации запрещается применять произвольные сорта смазок.

Основными причинами взрывов баллонов со сжатым и сжиженным газом являются: перегрев баллонов, неисправность предохранительных устройств, удары сосудов о твердые предметы при неправильной транспортировке или переноске, при наполнении баллонов газами, для которых они не предназначены. Баллоны окрашивают в определенный цвет, установленный для газа, и делают опознавательные надписи о виде газа (таблица 3.7).

Таблица 3.7 – Опознавательная окраска баллонов

Требования к конструкции и освидетельствованию баллонов изложены в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденных Госгортехнадзором.

Грузоподъемные машины существенно облегчают труд, однако нужно помнить и о том, что они - потенциальный источник опасности как для операторов (крановщиков, машинистов), так и для находящихся в рабочей зоне людей и сооружений. Вот почему работодателю следует предпринять ряд мер для обеспечения безопасности работающих. Какие - читайте в статье.

Безопасность эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов

Справочно:

Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС (далее - Госпромнадзор).

Документ:

Положение о Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2006 № 756.

Грузоподъемные машины очень часто используются в различных производствах для механизации операций по подъему и перемещению грузов.

Вопросы безопасного выполнения работ с помощью грузоподъемных машин регулирует специальный государственный надзорный орган - Госпромнадзор. В целях регламентации требований по грузоподъемным машинам разрабатываются и утверждаются правила, например Правила № 37, которые распространяются на наиболее часто используемые в нашей стране грузоподъемные машины, так называемые технические устройства с машинным приводом.

Документ:

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением МЧС Республики Беларусь от 28.06.2012 № 37 (далее - Правила № 37).

Есть и отдельные правила, которые разработаны на грузоподъемные машины для шахт, речных судов, на электро- и автопогрузчики, краны-трубоукладчики, грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, люльками, буровым оборудованием и т.п.).

Документ:

Правила безопасности при работе с механизмами, инструментом и приспособлениями (ПБМИП), утвержденные первым заместителем Министра топлива и энергетики Республики Беларусь от 12.02.1996 (далее - ПБМИП).

Для ручных талей, грузоподъемных кранов и лебедок с ручным приводом рекомендуется применять разд. 4.5 «Тали ручные и кошки», 4.4 «Лебедки» ПБМИП.

Грузоподъемная машина

Отметим, что «грузоподъемная машина» более широкое понятие, чем «грузоподъемный кран». Так, согласно определениям, приведенным в приложении 1 к Правилам № 37, грузоподъемная машина - это техническое устройство цикличного действия для подъема и перемещения груза, а грузоподъемный кран - это грузоподъемная машина, предназначенная для подъема и перемещения в пространстве груза, подвешенного с помощью крюка.

Вместе с тем грузоподъемные краны - это и грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления, и лебедки с машинным приводом, предназначенные для подъема груза, людей, и электрические тали, и подъемники крановые (п. 2 Правил № 37). Таким образом, понятие грузоподъемного крана включает в себя понятие и грузоподъемной машины, и грузоподъемного механизма, так как согласно определению лебедки, приведенному в приложении 1 к Правилам № 37, - это механизм, тяговое усилие которого передается посредством гибкого элемента (каната, цепи) от приводного барабана. Таль является также грузоподъемным механизмом, смонтированным или не смонтированным в одном корпусе с приводом.

Однако в технической литературе, в прежних правилах Госгортехнадзора, предшественника Госпромнадзора, применяется более обобщающий термин для надзорной деятельности - «подъемные сооружения», к которым относятся грузоподъемные машины (краны), лифты, эскалаторы, подвесные канатные дороги, фуникулеры.

В настоящей статье мы не будем касаться кранов-манипуляторов, определение которых в Правилах № 37 дано весьма расплывчато.

Любопытно упоминание в этом документе кранов-экскаваторов, используемых для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом, что является отголоском тяжелого послевоенного периода, когда не хватало грузоподъемных кранов и экскаваторы переоборудовались в грузоподъемные машины.

Регистрация грузоподъемных машин

В целях надзора за грузоподъемными машинами Госпромнадзор проводит их регистрацию, но не всех, а машин с наиболее высокими характеристиками. До пуска в работу такие грузоподъемные машины должны быть зарегистрированы в органах Госпромнадзора.

Справочно:

в настоящее время на учете в Госпромнадзоре находится 15 146 грузоподъемных кранов, находящихся на балансе 3 451 субъекта хозяйствования, причем 75,9 % кранов отработали нормативный срок службы.

В органах Госпромнадзора не подлежат регистрации грузоподъемные механизмы (электрические тали, лебедки для подъема груза и людей) и небольшие грузоподъемные машины (мостовые и козловые краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола, краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно, с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота). Такие различия, обусловленные грузоподъемностью различных типов кранов, связаны с их различной устойчивостью, необходимым условием безопасной эксплуатации.

Краны стрелового типа имеют изменяющуюся в зависимости от вылета стрелы грузоподъемность, поэтому для таких кранов наиболее вероятны случаи их опрокидывания. Исчерпывающий перечень грузоподъемных кранов, не подлежащих регистрации в Госпромнадзоре, дан в п. 331 Правил № 37.

Грузоподъемные машины, не регистрируемые в органах Госпромнадзора, регистрирует ответственное лицо по надзору на предприятии в журнале регистрации под инвентарным номером.

Справочно:

регистрационный номер, полученный в Госпромнадзоре, наносится на табличку, которая крепится на кране.

Справочно:

грузоподъемные машины, механизмы и приспособления, находящиеся в эксплуатации, должны иметь на грузоподъемных элементах (узлах) четкие надписи (или металлические бирки) с указанием на них инвентарного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания (п. 4.1.2 ПБМИП).

Организация безопасной эксплуатации грузоподъемных машин

Рассмотрим наиболее важные практические моменты безопасной эксплуатации грузоподъемных машин.

Эксплуатация крана подразумевает использование его по назначению, а также транспортирование, монтаж, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

Рассмотрим, как организовать безопасную работу стационарных грузоподъемных машин, установленных в цехах и на погрузочных площадках.

Для этого на предприятии должны быть назначены ответственные лица и обслуживающий персонал, разработаны технологические регламенты и производственные инструкции для обслуживающего персонала.

Остановимся подробнее на данных требованиях.

Итак, на предприятии должны быть назначены 3 категории ответственных лиц:

1) по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары;

2) ответственные за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии;

3) ответственные за безопасное производство работ кранами.

Правилами № 37 определено, что проверка знаний законодательства в области промышленной безопасности ответственных специалистов должна проводиться в объеме его выполняемой работы, однако, эксплуатация самоходных и башенных кранов, стационарных кранов, нерегистрируемых в Госпромнадзоре, не относится к области промышленной безопасности.

Документ:

Инструкци я о порядке проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, утвержденная постановлением МЧС Республики Беларусь от 08.01.2007 № 2 (далее - Инструкция о порядке проверки знаний).

Все назначенные специалисты должны пройти обучение и проверку знаний в соответствии с Инструкцией о порядке проверки знаний, т.е. в комиссии Госпромнадзора или учреждениях образования, имеющих его разрешение.

Практика показывает, что подавляющее число назначенных специалистов проходят проверку знаний после соответствующего обучения, которое не всегда соответствует специфике выполняемой работы.

Справочно:

ответственные лица не реже 1 раза в 3 года должны проходить проверку знаний и не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации.

Справочно:

проверка знаний законодательства работников в области промышленной безопасности должна проводиться в объеме его выполняемой работы.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон о промышленной безопасности).

Справочно:

Закон о промышленной безопасности к категории опасных производственных объектов относит объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

Требования, к обслуживающему персоналу

Обслуживающий персонал (машинисты кранов, стропальщики, слесари, наладчики приборов безопасности, электромонтеры, операторы, кранов управляемых с пола) должен пройти обучение в учреждениях образования.

Если в прежних редакциях Правил № 37 к работе стропальщика, к управлению крана с пола допускались рабочие основных профессий, квалификационными характеристиками которых предусматривалась работа с грузоподъемными механизмами, например, монтажник, вулканизаторщик, то сейчас они должны иметь удостоверение стропальщика или оператора (иногда используется слово «машинист»), пройти обучение на курсах.

Например, к выполнению работ по зацепке, обвязке, строповке, навешиванию и перемещению груза с помощью грузоподъемных машин допускаются лица, прошедшие обучение по профессии стропальщика и получившие свидетельство установленного образца о присвоении квалификационного разряда по профессии стропальщика, инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Периодическая проверка знаний обслуживающего персонала проводится не реже 1 с раза в 12 месяцев в объеме производственной инструкции.

Инструкции по охране труда для обслуживающего персонала

Следует сказать, что до создания Департамента государственной инспекции труда инструкций по охране труда для обслуживающего грузоподъемные машины персонала не существовало, их роль выполняли производственные инструкции для машинистов различных типов кранов и для стропальщиков. Типовые инструкции для них утверждал Госгортехнадзор, а затем Проматомнадзор.

Нынешний надзорный орган в области промышленной безопасности ушел от такой практики, но не отказался от требования разработки производственных инструкций на предприятии, предполагая указывать в них обязанности работника. В итоге предприятие должно разрабатывать 2 похожие инструкции с разными названиями, так как инструкции по охране труда разрабатываются на основании типовых производственных инструкций.

Справочно:

для правильного обслуживания кранов владелец обязан обеспечить обслуживающий персонал производственными инструкциями, определяющими их обязанности, инструкциями по охране труда, определяющими порядок безопасного производства работ, их права и ответственность. Производственные инструкции и инструкции по охране труда должны выдаваться обслуживающему персоналу под роспись перед допуском их к работе (п. 396 Правил № 37).

Производственные инструкции и инструкции по охране труда должны выдаваться обслуживающему персоналу под роспись перед допуском их к работе (п. 396 Правил № 37).

Разработка технологических регламентов

Справочно:

ППР - проект производства работ.

Для безопасной эксплуатации грузоподъемных машин разрабатывают технологические регламенты. Если в строительной отрасли таким регламентом являются ППР и технологические карты, требования к составлению которых даны в Правилах № 37, а их наличие проверяется при пуске башенных кранов в эксплуатацию, то в других отраслях, как показывают проверки, такие регламенты отсутствуют. Изредка разрабатываются обязательные технологические карты складирования грузов, погрузки и разгрузки транспортных средств и подвижного состава. Упущением является и тот факт, что в проектных документах не оговариваются условия безопасной работы нескольких кранов на одном пути, на параллельных путях, в случаях, когда зоны действия кранов пересекаются.

Основные моменты безопасной работы

Рассмотрим основные моменты безопасной работы грузоподъемных машин при перемещении грузов.

Пункт 399 Правил № 37 определяет случаи, когда ответственный за безопасное производство работ кранами непосредственно должен руководить работами:

При загрузке и разгрузке полувагонов;

При перемещении груза несколькими кранами;

Вблизи линии электропередачи;

При перемещении груза над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди;

При перемещении груза, на который не разработаны схемы строповки (на основании письменного разрешения);

В других случаях, предусмотренных проектами или технологическими регламентами.

Ответственный за безопасное производство работ кранами также должен указывать крановщикам место установки стреловых самоходных кранов для работы вблизи линии электропередачи и выдавать разрешение на работу с записью в вахтенном журнале.

Кроме того, на рабочем месте должна быть вывешена схема строповки, но как показывает практика, если схема и есть, то она далека от реальности и не отражает поднимаемые грузы и используемые съемные грузозахватные приспособления.

Справочно:

к сожалению, в республике нет нормативно утвержденных схем строповки, поэтому почти в каждой организации эти схемы составляются с ошибками.

Итак, на месте работы грузоподъемной машины должны быть вывешены схемы строповки (выданы на руки стропальщикам), список основных перемещаемых краном грузов с указанием их массы.

Стропальщики должны иметь и применять сигнальный жилет (хорошо видимый в темное время суток), средства индивидуальной защиты (защитная каска установленного образца).

Перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы.

При работе крана груз предварительно поднимается на высоту не более 200-300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза.

При горизонтальном перемещении груз или грузозахватное приспособление предварительно поднимаются на 500 мм выше встречающихся на пути предметов.

Перемещение груза не должно производиться при нахождении под ним людей.

Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1 000 мм от уровня площадки.

Типичные нарушения безопасной эксплуатации грузоподъемных машин

Отметим типичные неочевидные нарушения безопасной эксплуатации грузоподъемных машин.

Очень часто в зоне работы мостовых кранов размещают бытовые помещения, комнаты мастеров без разработки мер безопасности. Предприятия часто монтируют тельферы на надземных путях, без разработанного проекта заводом изготовителем или специализированной организацией.

При эксплуатации кранов мостового типа редко применяется марочная система, при которой управление краном разрешается лишь крановщику, получившему в установленном владельцем порядке ключ-марку, включающий электрическую цепь управления краном.

При эксплуатации кранов, управляемых с пола, не всегда обеспечивается свободный проход для рабочего, управляющего краном.

Не всегда правильно трактуется п. 149 Правил № 37, согласно которому аппарат управления должен быть расположен на высоте от 1 000 до 1 500 мм от пола. Здесь заложено требование этой высоты при удерживании аппарата при работе, а не в нерабочем состоянии. В результате неправильной трактовки такая длина не позволяет лицу, управляющему механизмом, находиться на безопасном расстоянии от поднимаемого груза.

В настоящее время готовится новая редакция Правил № 37, в которой, мы надеемся, требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин будут изложены более четко и системно.

Владимир Новожилов , главный технический инспектор труда
Белорусского профсоюза работников химической,
горной и нефтяной промышленности

Требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов в основном изложены в "Правилах устройства и безопасной эксплуатации груз-оподъемных кранов". Эти Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, установке ремонту, реконструкции и эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, а также грузозахватных органов , приспо-соблений и тары.

Регистрация грузоподъемных машин в органах Ростехнадзора производится по письменному заявлению владельца и паспорту грузоподъемной машины. В заявлении указывается о наличии на предприятии инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин (прошедших проверку знаний настоящих правил) и обученного персонала для обслуживания крана, а также подтверждается, что техническое состояние крана допускает безопасную его эксплуатацию.

б) ознакомить (под расписку) с проектами и другими технологическими регламентами лиц, ответственных за безопасность на производстве работ кранами, крановщиков и стропальщиков;

в) обеспечить стропальщиков отличительными знаками, испытанными и маркированными съемными грузозахватными приспособлениями и тарой, соответствующими массе и характеру перемещаемых грузов;

г) вывесить на месте производства работ список основных перемещаемых краном грузов с указанием их массы. Крановщикам и стропальщикам, обслуживающим стреловые краны при ведении строительно-монтажных работ , такой список должен быть выдан на руки;

д) обеспечить проведение испытаний грузом ограничителя грузоподъемности я в сроки; указанные в руководстве по эксплуатации крана и в паспорте ограничителя грузоподъемности;

е) определить порядок выделения и направления стреловых кранов на объекты по заявкам установленной формы и обеспечить его соблюдение;

ж) установить порядок опломбирования и запирания замком защитных панелей башенных кранов, а также опломбирования ограничителей грузоподъемности стреловых кранов;

з) определить площадки и места складирования грузов; оборудовать их необходимыми технологической оснасткой и приспособлениями (кассетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, подкладками, прокладками и т.п.) и проинструктировать крановщиков и стропальщиков относительно порядка и габаритов складирования;

и) обеспечить выполнение проектов производства работ и других технологических регламентов при производстве работ кранами.

Место производства работ по перемещению грузов кранами должно быть освещено в соответствии с проектом производства работ. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией должны быть разработаны способы правильной строповки и зацепки грузов , которым должны быть обучены стропальщики. Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки - стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.- Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана. Схемы строповки и кантовки грузов их перечень применяемых грузозахватных приспособлений. Должны быть приведены в технологических регламентах. Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Безопасность эксплуатации зданий, сооружений и территории предприятия

В целях обеспечения сохранности производственных зданий и сооружений путем надлежащего ухода за ними, своевременного и качественного проведения планово-предупредительного ремонта с учетом специфических условий содержания, приказом по предприятию должны быть установлены права и обязанности инженерно-технического персонала, ответственного за эксплуатацию зданий и сооружений. На предприятии должна регламентироваться система осмотра зданий и сооружений, а также установлены правила содержания отдельных сооружений и инженерного оборудования. В зависимости от размеров и структуры предприятия обязанности по наблюдению за эксплуатацией зданий и сооружений должны возлагаться или на специальную службу или на ОКС, строительную группу, а также соответствующие эксплуатационные службы: отдел главного энергетика , энергомеханический отдел и др. Все производственные здания и сооружения или части их (этаж, пролет и др.) приказом руководителя предприятия закрепляется за цехами, отделами и другими подразделениями предприятия. Начальники соответствующих подразделений являются лицами, ответственными за их правильную эксплуатацию, сохранностью своевременный ремонт. Все производственные здания и сооружения подвергаются периодическим техническим осмотрам. Осмотры могут быть общими и частными. При общем осмотре обследуется все здание или сооружение в целом, при частном - отдельные части комплекса, отдельные конструкции или виды оборудования. Как правило, очередные общие технические осмотры зданий проводятся два раза в год - весной и осенью.

При весеннем осмотре уточняются объемы работы по текущему ремонту зданий, выполняемому в летний период. Необходимо:

  • проверить состояние несущих и ограждающих конструкций;
  • установить дефектные места, требующие длительного наблюдения;
  • проверить механизмы и открывающиеся элементы окон, дверей, ворот и других устройств,
  • проверить состояние и привести в порядок водостоки , отмостки и ливнеприемники .

При осеннем техническом осмотре необходимо:

  • проверить несущие и ограждающие конструкции зданий и сооружений и принять меры по устранению всякого рода щелей и зазоров;
  • проверить подготовленность покрытий зданий к удалению снега, а также состояние желобов и водостоков;
  • проверить исправность и готовность к работе в зимних условиях элементов окон, ворот, дверей и других устройств.

Особо жесткий режим всех видов осмотров должен устанавливаться для производственных зданий, возведенных на подработанных подземными выработками территориях, на просадочных грунтах, а также эксплуатируемых при постоянной вибрации. Состав комиссии по общему осмотру зданий и сооружений назначается руководителем предприятия лица, проводящие текущие осмотры конструкций зданий, выделяются начальником цеха, мастерской или отдела. Результаты всех видов осмотров оформляются актами, в которых отмечаются обнаруженные дефекты, а также необходимые меры по их устранению с указанием сроков выполнения работ. Для учета работ по обслуживанию и текущему ремонту соответствующего здания или сооружения должен вестись технический журнал, в который вносятся записи о всех выполненных работах по обслуживанию и текущему ремонту с указанием вида работ и места. Совокупность организационно-технических мероприятий по надзору, уходу и всем видам ремонта, осуществляемых соответствующем плановом порядке, определяется Положением о проведении планово-предупредительного ремонта Производственных зданий и сооружений, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279.

Производственные здания и сооружения в процессе эксплуатации должны находиться под систематическим наблюдением инженерно-технических работников (ИТР), ответственных за сохранность этих объектов. С этой целью все производственные здания и сооружения организации или их части (пролет, этаж) закрепляются приказом работодателя за цехами, отделами и другими подразделениями организации, занимающими указанные площади. Начальники соответствующих подразделений (цеха, отдела и др.) являются лицами, ответственными за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт закрепленных за подразделением зданий и сооружений или отдельных помещений.

Производственные здания и помещения, их объемно-планировочные и конструктивные решения должны отвечать требованиям действующих стандартов, строительных норм и правил, норм технологического проектирования, противопожарных норм и санитарных норм проектирования промышленных предприятий. Производственные здания должны иметь паспорта с указанием расстановки оборудования. Площадки, предназначенные для обслуживания оборудования, обязаны иметь ограждения по периметру высотой не менее 1 м со сплошной обшивкой по низу не менее 0,15 м.

В каждой организации должна быть составлена инструкция по надзору за эксплуатацией зданий и сооружений, межэтажных перекрытий с указанием предельных нагрузок по отдельным зонам площадок и полов и определена периодичность обследования несущих конструкций.

Каждое отдельно стоящее здание или сооружение должно иметь паспорт установленного образца. К паспорту прилагается соответствующая документация. Технические и технико-экономические сведения о зданиях, которые могут повседневно требоваться при их эксплуатации, должны быть сосредоточены в техническом паспорте и техническом журнале по эксплуатации. Технический паспорт составляется на каждое здание и сооружение, принятое в эксплуатацию.

Производственное помещение должно иметь не менее 15 м³ объема и 4,5 м² площади на каждого работающего в нем.

Территория организации должна быть ограждена и постоянно охраняться. На территории организации должны быть устроены и обозначены указателями и дорожными знаками пешеходные дорожки , проходы и проезды для внутризаводского и технологического транспорта. Подъездные дороги, пожарные проезды, отмостки, тротуары на территории организации должны содержаться в исправности, их поверхность должна быть ровной, без выбоин и обратных уклонов. Дороги не должны загромождаться строительными материалами, оборудованием, мусором, тарой и т. п. Проезды для транспорта должны обеспечивать удобное и кратчайшее сообщение между зданиями цехов, складами и погрузочно-разгрузочными пунктами. Искусственные сооружения на дорогах должны быть доступны для периодических осмотров и повседневного ухода.

Работы с подъемными механизмами и приспособле­ниями связаны с подъемом больших тяжестей и произво­дятся в разнообразный: и зачастую в стесненных условиях и на значительной высоте. Поэтому строгое и неуклон­ное выполнение установленного порядка работы и правил тех­ники безопас­ности является основой успешного проведения работы; и предупреждения несчастные случаев.

Большинство несчастных случаев происходит вслед­ствие нарушения установленного порядка в работе, несоб­людения правил техники безопасно­сти, плохого знания подъемного оборудования, неисправности механизмов, при­способлений и инструмента, отсутствия защитных устройств и огражде­ний у механизмов, неисправности электрообору­дования, неисправности тор­мозов у рукояток, неправиль­ной и ненадежной строповки грузов, нарушения правил сигнализации, невыполнения команды или сигнала, несоб­людения противопожарных правил, невнимательного отно­шения к работе и непорядка в одежде, захламленности и загромождения мест работы.

Для предупреждения несчастных случаев при работе с подъемными механизмами необходимо выполнять следую­щие основные правила.

Перед подъемом груза вес его должен быть точно опре­делен. Грузы весом до 80 кг могут перемещаться вручную, весом от 80 до 500 кг - на ко­лесах или других катучих приспособлениях, а весом больше 500 кг - только с по­мощью грузоподъемных механизмов.

Запрещается поднимать (перемещать) механизмами грузы, примерзшие или заваленные землей или другими предметами. Исключение составляют ручные домкраты, которыми можно отрывать примерзшие или заваленные грузы.

Все грузоподъемные механизмы и приспособления до­пускаются к работе только в исправном состоянии. Осо­бенно внимательно следует про­верять исправность тормоз­ных устройств и подъемньпх канатов. Регулярная проверка исправности механизма производится механиком не реже одного раза в 10 дней.

При работе с грузоподъемными механизмами следует строго соблю­дать правила пользования ими и правила по технике безопасности при их эксплуатации. Последние должны: быть вывешены у каждой машины.

Грузоподъемные механизмы и приспособления должны иметь над­писи, таблицы и бирки с указанием их грузо­подъемности.

При пользовании грузоподъемными механизмами за­прещается:

    находиться под поднимаемым грузом;

    устранять неисправности механизма на ходу;

    производить резкое торможение;

    поднимать (перемещать) груз, вес которого превы­шает грузоподъемность механизма;

    оставлять механизм, загруженный грузом, без над­зора;

    при перерывах в работе оставлять груз на весу.

Вопрос 14.Общие сведения об опорах мостов.

Опоры являются важнейшей конструктивной частью мостов. Сроки со­оружения мостов в целом в значительной степени зависят от времени, затра­ченного на возведение опор, что особенно важно при восстановлении мостов, когда требуется быстрейшее возобновление прерванного движения.

Опоры мостов подразделяются на концевые (устои) и промежуточные.

Функциональное назначение опор - передача на грунт основания вертикальных и горизонтальных нагрузок от веса пролетных строений, верхнего строения пути железнодорожных мостов или проезжен части автодорожных мостов, подвижного состава, ветра и др.

По материалам опоры могут быть из дерева, железобетона, металла, каменной кладки, бетона и бутобетона.

По назначению : промежуточные опоры (быки) и устои.

По конструкции , в зависимости от материала, промежуточные опоры могут быть массивные, плоские и пространственные.

тело опоры - средняя по высоте часть опоры, конструкция которой и определяет ее тип;

фундамент - нижняя часть опоры, размещенная или заделанная в грунте основания.

По конструкции опоры могут быть классифицированы следующим образом:

-массивные опоры - каменные, бутобетонные, бетонные (монолитные, сборно-монолитные пли сборные), в том числе с облицовкой из естественного камня или бетонных блоков.

- свайные опоры - конструкции, состоящие из одного или нескольких рядов свай, объединенных поверху насадкой (ригелем), на которую устанавливаются пролетные строения.

- пустотелые опоры, выполняемые из монолитного бетона или из замкнутых бетонных блоков, преимущественно, прямоугольного (реже - круглого) сечения, устанавливаемых на фундамент любого типа и объединяемых поверху железобетонной плитой сплошного сечения.

- комбинированные опоры - имеющие нижнюю (цокольную) часть массивной конструкции и верхнюю часть стоечную (рамную) или пустотелую.



Поделиться