Федулов А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации». Правоохранительные органы. Краткий курсТекст Предметом дисциплины правоохранительные органы рф являются

Курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» является комплекс­ной юридической дисциплиной, которая изучает основы орга­низации и наиболее важные для реализации право­охранительной функции направления деятельности этих ор­ганов и их взаимодействие.

Предметом курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» является система правоохранительных органов, устройство правоохрани­тельных органов, порядок их организации и деятельности, ком­петенция и структура этих органов, правовой статус лиц, являю­щихся должностными лицами правоохранительных органов.

Система и содержание данного курса определяется его пред­метом. В содержание курса входят вопросы о понятии, задачах и функциях правоохранительных органов, предмете и системе курса, взаимосвязи его с другими юридическими дисципли­нами, нормативно-правовой базе, выступающей в качестве ис­точника данного курса. Основное же содержание курса состав­ляют вопросы организации и деятельности отдельных право­охранительных органов: порядок их создания, компетенция, структура и организация, основные задачи и функции, поря­док комплектования кадрами, требования к кандидатам на за­нимаемые должности, их полномочия и правовой статус. Сис­тему курса составляют порядок организации и деятельности судебной системы и различных ветвей судебной власти, непо­средственно судов различных звеньев, правосудие и его демо­кратические основы, организация и деятельность органов прокуратуры, органов

внутренних дел, органов обеспечения безопасности и правопорядка, адвокатуры, нотариата, частных детективных и охранных служб.

Курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» является базовым курсом, основой для изучения других юридических дисциплин. Данный курс находится в тесной взаимосвязи с другими учеб­ными дисциплинами, изучающими отрасли права, тем или иным образом регулирующие правоохранительную деятель­ность в Российской Федерации. Методологической основой данного курса является общая теория государства и права, дающая основные правовые поня­тия, общетеоретические подходы и т.д.

Курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» тесно взаимосвязан с конституционным правом, поскольку конституционные нормы определяют основные принципы построения и деятельно­сти правоохранительной системы государства, а в наиболее общем виде – задачи и компетенции отдельных правоохранительных органах.

Взаимосвязь данного курса с курсом «Административное право Российской Федерации» заключается в том, что последний изучает вопросы орга­низации и функционирования органов государственного уп­равления, некоторые из которых выполняют, в том числе, и правоохранительные функции (Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ и т.д.).


В рамках этого же курса рассматриваются вопросы об административных правонарушениях, адми­нистративной ответственности и порядке производства по делам об административных правонарушениях.

Тесно взаимосвязан курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» и с непосредственно процессуальными отраслями права: граж­данским процессом, арбитражным процессом и уголовным процессом. Так, уголовный процесс рассматривает порядок деятель­ности органов, осуществляющих выявление, расследование преступлений, их предупреждение, а также порядок осуществ­ления правосудия по уголовным делам. Гражданский и арбит­ражный процессы регламентируют процедуру осуществления правосудия по гражданским делам и порядок защиты прав и свобод личности, общества и государства в сфере имущественных, личных неимущественных отношений, трудовых и се­мейных отношений и т.д. Процессуальные нормы, установ­ленные уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются основой для деятельности соответствующих правоохранительных органов в данных сферах, носят для них обязательный характер.

Курсы «Прокурорский надзор» и «Адвокатура» более подробно изучают порядок организации и деятельности органов, осуществляющих прокурорский надзор и адвокатскую дея­тельность, правовое положение лиц, имеющих статус прокурорского работника и адвоката, и т.д.

Курс «История отечественного государства и права» изучает исторический аспект организации и деятельности органов, осуществляющих правоохранительные функции в Российском государстве.

Лекция: Предмет, задачи и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы».

Реляционная алгебра

Носитель реляционной алгебры – множество отношений. Сигнатура – кроме введенных операций – объединение, пересечение, разность, расширенное декартово произведение отношений, включаются и специальные операции над отношениями.

В реляционной алгебре расширение сигнатуры заключается в включении специальных операций над отношениями: выбор, проекция и соединение.

Операция Выбор представляет собой процедуру построения «горизонтального» подмножества отношений, т.е. подмножества кортежей, обладающих заданным свойством. Пример – отношение R" – расписание экзаменов преподавателя. Результатом операции выбора являются строки, в которых домен D представлен строками.

Проекция.

Соединение

R 5 D 1 группа D 2 дисциплина D 3 преподаватель D4 дата D 4 аудитория

1. Предмет, задачи и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы РФ».

2. Соотношение курса « Правоохранительные органы России» с другими юридическими дисциплинами.

3. Основные понятия учебной дисциплины « Правоохранительные органы России».

4. Общая характеристика правовых актов, регулирующих деятельность судебных и правоохранительных органов.

Предмет любой учебной дисциплины определяется вопросами, которые подлежат изучению в рамках этой дисциплины. В рамках учебной дисциплины «Правоохранительные органы РФ» происходит ознакомление с устройством правоохранительных органов и требованиями, предъявляемыми к сотрудникам этих органов, организации правоохранительных органов и их полномочий, ознакомление с нормативными актами, устанавливающими правила деятельности правоохранительных органов.

Учебный курс «Правоохранительные органы России» изучает вопросы организации и основы деятельности судов, прокуратуры, органов предварительного расследования, нотариата, адвокатуры и других, а также правовой статус, компетенция и полномочия сотрудников этих органов.

К задачам курса «Правоохранительные органы России» относятся:

Ознакомление знаний студентов о правоохранительной деятельности и о тех государственных и негосударственных органах и учреждениях, которые призваны осуществлять данную деятельность;



Формирование у будущих юристов уважительного отношения к правам и свободам людей в процессе осуществления правоохранительной деятельности;

Привитие осознания у студентов важность знания законов и иных нормативно-правовых актов, практику применения их в процессе правоприменительной деятельности.

Предмет курса и его задачи определяют систему учебной дисциплины, которая состоит:

Из общих положений, в которых рассматриваются: предмет, задачи и система учебной дисциплины, основные понятия; нормативно-правовые акты о правоохранительных органах; судебная власть и конституционные принципы осуществления правосудия;

Изучение деятельности судебной системы РФ: федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, Конституционного суда РФ, судов субъектов РФ, правового статуса судей, требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи и к судьям, а также участие в рассмотрение дел присяжных и арбитражных заседателей;

Ознакомление с деятельностью государственных органов обеспечения охраны порядка и безопасности: органов внутренних дел, обеспечения безопасности, юстиции, налоговых и таможенных органов;

Органов предварительного следствия и дознания, прокуратуры;

Органов правового обеспечения правовой помощи: значение деятельности уполномоченного по правам человека («омбудсмена»), работы адвокатуры и нотариата;

Негосударственных организаций - частные детективные и охранные службы.

С учетом того, что «Правоохранительные органы России» как учебная дисциплина является в какой-то степени глобусом знаний о правоохранительных органах, вводной учебной дисциплиной и поэтому она взаимосвязана с иными дисциплинами, которые изучают студенты юридических факультетов.

К числу дисциплин, связанных с курсом «Правоохранительные органы России», относится в первую очередь «Теория государства и права», в которой содержится азбука и в какой-то степени философия права, определение правовых понятий правоохранительной деятельности, без уяснения смысла которых студент, получающий высшее юридическое образование, обречен не стать профессиональным юристом.

Конечно же, следует отнести к дисциплине, связанной с курсом «Правоохранительные органы России» курс «Конституционное право», в котором изучаются нормы Конституции, устанавливающие фундаментальные основы сферы права государства, которые находят более детальное развитие в других законах, являющихся предметами изучения различных юридических дисциплин.

Курс «Правоохранительные органы России» связан с такими курсами, как «Уголовное право» и «Уголовно-процессуальное право», «Гражданское право» и «Гражданско-процессуальное право», «Арбитражно-процессуальное право», «Административное право», в которых изучаются понятия преступления и проступка, изучаются их признаки, определяются какие действия являются преступными, а какие, относящиеся к правонарушениям и иные вопросы материального права (уголовное право и административное право), процедура рассмотрения дел с соблюдением принципов судопроизводства.

Имеется определенная связь дисциплины «Правоохранительные органы России» с дисциплинами «Криминалистика» и «Криминология», данные которых используются сотрудниками правоохранительных органов в работе.

Правоохранительная функция реализуется государством непосредственно путем создания государственных органов с соответствующими полномочиями, а также через негосударственные учреждения, организации, объединения, уполномоченных государством на правоохранительную деятельность.

В учебниках и словарях (в законодательстве отсутствует определение) предлагаются следующие определения правоохранительных органов:

Правоохранительные органы - это специально созданные государством структуры, основной задачей которых являются охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение

С учетом этого определения к правоохранительным органам относят: суды; органы прокуратуры; органы федеральной исполнительной власти в сфере юстиции; органы внутренних дел; органы обеспечения безопасности; органы госнаркоконтроля; органы налоговой службы; таможенные органы; нотариат; адвокатура и др.

(Задание в словарь юридических терминов в часы самостоятельной подготовки - дефиниция «законность» и «правопорядок»).

Правоохранительные органы - это обособленная по признаку профессиональной деятельности самостоятельная группа государственных органов, имеющих свои четкие задачи, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод путем осуществления конституционного контроля, правосудия и организационного обеспечения судов, прокурорского надзора.

Правоохранительные органы - государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К правоохранительным органам относятся: суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, таможенные органы, органы юстиции, органы контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы раскрытия и расследования преступлений, органы по правовой помощи и правовому обеспечению

Можно привести и другие определения понятия «правоохранительные органы», но и приведенных достаточно для вывода, что основными направлениями в деятельности правоохранительных органов, по мнению авторов дефиниций, являются:

«- защита прав, свобод и законных интересов граждан; обеспечение надлежащего общественного порядка; обеспечение общественной безопасности; профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений; выявление фактов правонарушений, их расследование в установленном законом порядке с целью привлечения виновных к ответственности; принятие предусмотренных мер государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушения; обеспечение исполнения принятых решений; обеспечение квалифицированной юридической помощи»

Следует отметить, что о понятиях и видах правоохранительных органов существуют два основных взгляда на эту проблему. Одни авторы 8тносят суды к правоохранительным органам, а другие оспаривают отнесение судов к правоохранительным органам.

В учебники «Правоохранительные органы» под редакцией В.П.Божьева несостоятельность точки зрения об ошибочности не отнесения судов к правоохранительным органам аргументирована cледующим образом:

«На наш взгляд, несостоятельность подобных точек зрения вполне убедительно обосновывает К.Ф.Гуценко, указывающий, что исключение судов из числа правоохранительных органов - результат упрощенного понимания сущности правоохранительной деятельности».26.

Все же, как представляется, более предпочтительной является вторая точка зрения.

Сейчас обратимся к понятию «правоохранительная деятельность». Кстати, в законах понятие и содержание правоохранительной деятельности также отсутствует. «Одни авторы ограничивают понятие правоохранительной деятельности с происходящим в сфере борьбы с преступностью, другие - в сфере борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, третьи- сужают содержание правоохранительной деятельности до вопросов поддержания порядка.

К.Ф.Гуценко и М.А.Ковалев утверждают, что столь упрощенный подход нельзя признать правильным, поскольку он существенно искажает суть рассматриваемого вида государственной деятельности»

С учетом такого подхода выделяют следующие признаки правоохранительной деятельности:

Она осуществляется только с помощью применения мер воздействия;

При строгом соответствии применяемых в ходе ее осуществления мер предписания НПА (нормативно-правовых актов);

При соблюдении процедуры привлечения к юридической ответственности;

Специально уполномоченными государственными органами, деятельность которых регламентируется правовыми актами.

С учетом этих признаков предлагается следующая формулировка понятия «правоохранительной деятельности».

Государственная деятельность, осуществляемая специально уполномоченными на то органами с целью охраны права или его восстановления в случае нарушения путем применения соответствующих юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при соблюдении установленного законом порядка.

В юридической литературе понятие правоохранительной деятельности формулируют из основных направлений (функций) данного вида государственной деятельности. Выделяют следующие функции правоохранительной деятельности: конституционный контроль; правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи населению.

Исходя из этих направлений предлагается следующее понятие правоохранительной деятельности:

Правоохранительная деятельность - это объективно и субъективно обусловленная правоприменительная деятельность специально уполномоченных, компетентных органов, которая базируется на нормах международного и внутригосударственного права и направлена на охрану законности, правопорядка, а также защиту прав и свобод человека и гражданина

По вопросу о задачах правоохранительных органов, о которых говорится в разрозненных правовых актах (о судебной системе, о прокуратуре, о полиции и других) их подразделяют на две группы: общие, характерные для всех направлений правоохранительной деятельности,и конкретные (специализированные), характерные для отдельных направлений этой деятельности.

При изучение курса необходимо усвоить некоторые термины, которые имеют конкретное содержание и часто используются в юридическом языке.

Нужно усвоить такие понятия, как «компетенция» и «полномочия», которые иногда используют как идентичные.

В новейшем словаре иностранных слов и выражений такое определение дано: «КОМПЕТЕНТНОСТЬ {лат. competens (competentis) надлежащий; способный} обладание знаниями и опытом, позволяющими судить о ч.-л.; веское, авторитетное мнение»; КОМПЕТЕНТНЫЙ {компетентность} знающий, сведующий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать ч.-л., судить о ч.-л.; КОМПЕТЕНЦИЯ {лат. Competentia принадлежность по праву} 1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом» .

Таким образом, компетенция - это круг полномочий правоохранительного органа, наделение его правами, обязанностями,

ответственностью по осуществлению функций и задач в определенных законом формах и методах.

Полномочия - это делегированные государством конкретные виды деятельности.

Нормативные акты, регламентирующие структуру правоохранительных органов, их полномочия, принципы и порядок деятельности многочисленны.

К источникам законодательства о правоохранительных органах относятся: Конституция РФ, законы и подзаконные акты, положения международно-правовых актов.

Важнейшим нормативно-правовым источником в области правоохранительной деятельности является Конституция РФ, в которой закреплены основы государственного строя и правовой системы России в целом.

В Конституции (глава 7) определяется статус судебной власти, формы осуществления правосудия, принципы судоустройства и судопроизводства, гарантии независимости судебной власти, основные положения о прокуратуре (ст.129 Конституции).

Конституция РФ (ст.71 и 72) определила вопросы исключительно находящиеся в ведении Российской Федерации и вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В частности, к вопросам ведения исключительно Российской Федерации отнесены: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство и др.

К совместному ведению отнесены вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режима пограничных зон, административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат и др.

В учебниках «Правоохранительные органы» все нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов, предлагают классифицировать по нескольким основаниям

1. Акты общего действия:

Международно-правовые акты, регламентирующие стандарты в области юстиции, положения о правах и свободах человека и гражданина, вовлеченного в сферу деятельности правоохранительных органов. В постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» обращено внимание судов, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции России являются составной частью ее правовой системы. Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

В Пленуме также подчеркнуто, что международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества. Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод.

К числу таких актов следует отнести Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Основные принципы, касающиеся роли юристов, Основные положения о роли адвокатов и другие;

Конституция РФ имеет прямое действие, обладает высшей юридической силой.

2. Акты о судебной власти, судоустройстве, органах, обеспечивающих деятельность судов: ФКЗ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»; ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»; Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»; ФКЗ от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»; ФКЗ от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах в Российской Федерации», Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», ФЗ от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечения доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и другие.

3. Акты, регламентирующие деятельность органов прокуратуры: ФЗ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

4. Акты, регламентирующие организацию и деятельность органов, обеспечивающих безопасность и правопорядок в Российской Федерации: ФЗ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», ФЗ от 3 апреля 1995 г. ; 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», ФЗ от 25 июля 2002 г. № 144-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министесртва внутренних дел Российской Федерации», которым утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О полиции» и другие.

5. Акты, регламентирующие организацию выявления и расследования преступлений и правонарушений: Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ, ФЗ от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», вступивший в силу (за исключением ст. 36 этого закона) с 15 января 2011 года, Указ Президента РФ от 14 января 2011 г. № 38, которым утверждено Положение о Следственном комитете Российской Федерации, ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ФЗ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях), принятый ФЗ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ и другие.

6. Акты об организации юридической помощи в Российской Федерации: ФЗ от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации, Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»,Основы законодательства Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 «О нотариате», Правила нотариального делопроизводства, утвержденные приказом Министерства юстиции РФ от 19.11.2009 № 403, ФКЗ от 26 февраля 1997 г. № и1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и другие.

Принято все нормативно-правовые акты подразделять на группы по их юридической силе:

1. Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу.

2. Международно-правовые акты, содержащиеся общепризнанные принципы и нормы международного права.

3. Федеральные законы: а) федеральные конституционные законы, которые издаются в силу прямого предписания Конституции РФ и по вопросам, указанным в ней; б) федеральные законы; в) законы субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

4. Указы и распоряжения Президента РФ.

5. Постановления и распоряжения Правительства РФ: постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия и суда» и другие.

6. Ведомственные правовые акты - акты министерств, ведомств и служб: приказ Минюста РФ № 199 и Минфина РФ № 87н от 25 октября 2007 г. «Об утверждения порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия и суда, в зависимости от сложности уголовного дела», Приказ Генпрокуратуры № 136 от 06.09.2007 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», приказ Генпрокуратуры № 137 от 06.09.2007 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и другие.


См.: Правоохранительные органы: Учебник / Под общ. Ред. Г.И. Загорского и Н.А.Петухова.- 6-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. С.15.

См.: Правоохранительные органы России: учебник /под ред. В.П.Божьева.-М.: Высшее образование, 2007. С.24.

См.: Правовой словарь /Л.Ю.Грудцына.-М.: Эксмо, 2008.-1152с.- (Новейший юридический справочник).С.875.

См.: Правоохранительные органы: учебник/под общ. ред. Г.И.Загорского и Н.А.Петухова С.16

См.: Правоохранительные органы России:учебник/под ред. В.П.Божьева. С.22

См.: Правоохранительные органы. Курс лекций /Воронкова М.Л., Ишеков К.А., Черкасов К.В. - М.: Эксмо,2010. С.11.

См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений.-М.: Совеременный литератор,2005. С.419.

См.:Правоохранительные органы: Учебник /Под общ. Ред. Г.И.Загорского и Н.А.Петухова. С.21-27.

В демократическом правовом государстве права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. Конституция России как основной закон государства определила, что охрана прав и свобод является обязанностью государства.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации, а гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются органы обеспечения безопасности и механизмы контроля и надзора за их деятельностью.

Таким образом, представление о системе органов обеспечения безопасности, существующей в Российской Федерации, структуре конкретных государственных органов является необходимым при изучении курса «Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность». К сожалению, в рамках данной лекции не представляется возможным осветить все органы, обеспечивающие безопасность в России, поэтому, мы дадим характеристику системе органов безопасности, а затем разберем отдельные из них.

ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРЕАНЫ»

ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ И СИСТЕМА КУРСА «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»

Все новые проблемы ставит век.

И, посчитав, компьютеры решили, что может их решить лишь человек.

А. Жуков, поэт

Основные понятия: предмет, метод, система правоохранительных органов

Любую дисциплину отличает свой предмет, объект изучения и метод воздействия, при этом метод может быть заимствован из другой правовой отрасли. Для дисциплины и отрасли права предмет и объект по содержанию - это однородные общественные отношения, они отличаются между собой только по объему. Однако предмет конкретной отрасли права через объект взаимосвязан с другими предметами отраслей права.

Существуют понятия: «дисциплина»; «отрасль права»; «научная отрасль знаний». Объективная действительность существования самостоятельного предмета и потребность в правовом его регулировании порождает отрасль права, т.е. создается собственная правовая база, регламентирующая и регулирующая однородные общественные отношения, составляющие предмет дисциплины. Практически одновременно развивается и научная отрасль правовых знаний для изучения законов и закономерностей развития отношений с целью совершенствования их регулирования, а также выработки научных терминов, категорий и институтов в этой правовой отрасли научных знаний. В последнее время отмечена тенденция выделения самостоятельных предметов и соответственно дисциплин и отраслей права, регулирующих однородные общественные отношения (предмет).

В дисциплине изучается отрасль права и научная отрасль знаний, с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, способных в дальнейшем развивать научную отрасль права и применять эти достижения на практике. Дисциплина, отрасль права и отрасль научного знания «Правоохранительные органы» имеют свои специфические предметы, объекты, методы познания и воздействия на поведение участников специфических управленческих отношений, возникающих в процессе обеспечения безопасности личности, государства и общества и осуществления правоохранительной деятельности.

Предметом дисциплины и отрасли права являются однородные специфические общественные отношения, возникающие в процессе порядка образования специальных государственных и негосударственных субъектов права, их организации как социальной системы управления в сфере правоохранительной деятельности на основании законодательства, гарантирующие и обеспечивающие защиту прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства. Эти общественные отношения в сфере правоохранительной деятельности в той или иной мере осуществляют все органы государственной власти. Однако предметом дисциплины и отрасли является осуществление правоохранительной деятельности органами судебной власти и специально уполномоченными ОН В.

Предмет исследования любой научной отрасли - это законы, закономерности и особенности, которые следует использовать в целях улучшения практической деятельности, а объект научной отрасли - это то, на что направлено исследование (т.е. однородные общественные отношения). В дисциплине изучаются основные понятия, категории, положения и институты права, наработанные как научной отраслью, так и в процессе правоприменительной практики.

Следовательно, дисциплина и отрасль «Правоохранительные органы» имеют предмет и объект, идентичные по содержанию (природе), но разные по объему однородных отношений, возникающих в процессе образования правоохранительных органов и организации управления в сфере правоохранительной деятельности.

Требует пояснения и сам термин «правоохранительный орган». В науке и практике существуют различные точки зрения. Наиболее распространенная точка зрения заключается в том, что правоохранительный орган - это такой орган, который вступает в действие, когда имеется информация (сообщение) о преступлении или заявление физического лица о нарушении его прав, свобод и законных интересов или это лицо незаконно привлечено к юридической ответственности, т.е., по существу, правоохранительный орган работает как бы в режиме «оказания правоохранительных услуг». Наиболее приемлемое определение правоохранительного органа в соответствии со смыслом социального правового государства состоит в осуществлении им на основании и в порядке, определенном законодательством, правоохранительных функций методами убеждения, а также применения в исключительных случаях на основании и порядке, определенном законом, мер принуждения для обеспечения безопасности личности, государства и общества.

Правоохранительный орган - это специальный уполномоченный государственный орган, осуществляющий от имени государства, на основании и в порядке, определенном законодательством, правозащитные, контрольные, надзорные, правоприменительные, оперативнорозыскные, предварительного расследования (в форме дознания и предварительного следствия), административные, профилактические и иные государственные функции в интересах защиты прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, обеспеченные методами убеждения и принуждения, а также иное специальное негосударственное учреждение, образованное в соответствии с законодательством для осуществления правоохранительных функций, на основе устава, зарегистрированного в определенном законом порядке.

Представление - это совокупность компонентов (элементов) какого-то предмета, характеризующая в общих чертах, но не раскрывающая его сущности (например, «Структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации»), где перечислены организационно-правовые формы ФОИВ, их количество, а также указано, какие из них непосредственно подчинены Президенту РФ или Правительству РФ. В ст. 112 Конституции РФ утверждение структуры ФОИВ осуществляется Президентом РФ в недельный срок после вступления в должность Председателя Правительства РФ (один раз в шесть лет), исключением является отставка Правительства РФ (ст. 117 Конституции РФ), других случаев утверждения структуры ФОИВ Конституцией РФ не предусмотрены, так как это очень дорогостоящая реформа и, главное, она надолго снижает качество функционирования структуры ФОИВ и должна пройти период восстановления прежнего уровня своего функционирования. В дальнейшем, если такое изменение структуры научно обоснованно, это позволит повысить уровень качества государственного управления. На практике структура ФОИВ с 2008 по 2012 г. изменялась до 15 раз.

Организационно-правовая форма - это совокупность отделений, отделов, департаментов, управлений и иных организационно-соподчиненных подразделений, закрепленных нормативным правовым актом в целях реализации определенных функций и задач в организации государственного управления.

Изучая сущность системы управления конкретного правоохранительного органа, мы рассматриваем не только его внутреннюю структуру, но и порядок его образования, организацию деятельности системы управления по предметам ведения и объему компетенции, порядок назначения на должность и снятия с должности руководителя и его заместителей, т.е. рассматриваем систему организации и деятельности конкретного правоохранительного органа.

Сущность - это внутреннее содержание изучаемого предмета, выражающееся в целостном единстве его многообразных интегрированных свойств и отношений, включающее специфические отличительные признаки (черты) исследуемого предмета или объекта.

Чрезвычайно важно различать понятия системы и структуры в организации деятельности правоохранительных органов. Сложность разграничения этих понятий состоит в том, что структура - это система двух и более элементов (подсистем), находящихся между собой в неподвижной организационной связи, т.е. в состоянии статики, а система - это структура в динамике, т.е. структура приобретает качество системы в процессе ее функционирования (работы). Поэтому на стадии разработки и закрепления структуры применяются статутные (образующие) нормы права, а для совершенствования деятельности функциональной структуры (системы) используются нормы правового регулирования.

Эти понятия часто смешиваются не только в теории, но и на практике, что затрудняет правовое закрепление и регулирование управленческих отношений и, как следствие, недостаточно работает на повышение уровня эффективности деятельности ОН В, в том числе в процессе осуществления ими правоохранительной деятельности.

Поэтому чрезвычайно важно отличать в теории, нормотворчестве и практике такие понятия, как «система и структура правоохранительных органов»; «признаки системы»; «системные признаки»; «системный подход»; «системный анализ», так как они тесно связаны с разрешением актуальной проблемы качества государственного управления, в том числе и повышения уровня эффективности правоохранительной деятельности в целом.

Надо усвоить такие основные понятия, как «компетенция», «полномочия» и «правомочия».

Компетенция - это совокупность нормативно закрепленных полномочий правоохранительного органа, наделение его правами, обязанностями и ответственностью по осуществлению функций и задач, в определенных законом формах и методах.

Полномочия - это делегированные государством (закрепленные законодательством) конкретные виды деятельности - функции, для осуществления которых субъекты права наделяются правами, обязанностями и ответственностью за их реализацию. Решения этих уполномоченных субъектов права имеют государственно-властный характер.

Правомочия - это предусмотренная законом возможность участника управленческих отношений (подвластного субъекта права) осуществлять определенные действия и требовать от полномочного органа или должностного лица (властного субъекта права) выполнения обязанностей по защите его прав, свобод и законных интересов.

Например, невыполнение государственным служащим действий по защите прав и законных интересов гражданина является административным правонарушением служащего.

Центральное место в изучении дисциплины «Правоохранительные органы» занимают термины: «система», «признаки системы», «системный признак», «системный анализ» и «системный подход», «структура системы», «проблема», «принципы», «цели», «задачи», «функции», так как от их усвоения завит решение вопросов организации деятельности правоохранительных органов.

Под системой понимается совокупность двух и более элементов (подсистем), взаимосвязанных и взаимозависимых между собой и образующих целостное единство.

Признаками (чертами) системы являются:

  • 1) наличие двух и более элементов (подсистем), т.е. управляющего элемента и управляемого. Как правило, система управления правоохранительным органом состоит из трех подсистем:
    • федерального уровня управления;
    • уровня управления субъекта РФ;
    • уровня управления городов и районов.

Такое деление связано с федеративным устройством и административно-территориальным делением нашего государства, что регламентировано Конституцией РФ (ст. 1, 5, гл. 3).

Каждый элемент системы выступает одновременно в роли властного субъекта управления по отношению к подвластному субъекту управления и в роли подвластного субъекта управления по отношению к властному субъекту управления, т.е. все системы управления построены по принципу иерархии (организационной соподчиненности);

2) взаимосвязь и взаимозависимость , которые регламентированы нормативными правовыми и организационно-правовыми актами, эти отношения связи имеют властный характер. При рассмотрении этого признака некоторые авторы упрощенно подходят к его характеристике, считая, что взаимосвязи здесь достаточно, но только взаимозависимость результатов деятельности подсистем (элементов) повышает эффективность функционирования системы. Каждая подсистема является управляемой по отношению к вышестоящей, или управляющей, по отношению к нижестоящей подсистеме и между ними существует не только взаимосвязь, но и взаимозависимость по результатам функционирования.

Взаимосвязь между субъектом управления осуществляется в форме «прямых связей» (команд, приказов, указаний, осуществления контроля и т.п.) и «обратных связей», т.е. наличия поступающей информации о результатах работы организационно соподчиненных субъектов управления. Взаимозависимость - это когда результаты эффективности работы всей системы функционирования зависят от результатов работы ее подсистем, и эта взаимозависимость функционирования определяет уровень целостного единства работы всей системы;

3) целостное единство системы, которое понимается как интегрированное качество, а не арифметическая сумма качеств элементов, входящих в систему функционирования. Интеграция - это состояние качественной связи отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к этому состоянию. Целостное единство можно определить и как наиболее тесную связь элементов внутри системы, нежели ее элементов с элементами других внешних систем, т.е. с внешней средой.

Следует разделять понятия «признаки системы» и «системный признак».

Системный признак означает качественное различие правоохранительных систем, имеющих свои цели, задачи, принципы, функции, формы и методы их осуществления.

Также различны понятия «системный подход» и «системный анализ» в организации и деятельности правоохранительных органов. Изучение правоохранительных органов имеет краткую историю, а системный подход открыт и применяется веками. Владеющие этим эффективным методом познания люди всегда успешно его применяли и применяют в теоретической и практической деятельности.

Системный подход - это один из основных методов познания сложных объектов и процессов общества и природы, выявление в них основных типов связей и сведение их в единую теоретическую модель или схему, позволяющую адекватно характеризовать и сравнивать эти объекты и процессы.

Системный анализ - это совокупность методологических способов, средств, приемов и операций, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным и комплексным проблемам исследуемых процессов или объектов общества и природы.

Главный смысл использования системного анализа в управлении социальными системами заключатся в том, что прогнозирование поведения объекта воздействия и планирование деятельности субъекта управления всегда имеют вероятностный характер, а мера или степень воздействия зависят от уровня изменения и развития внешней среды (общества). Поэтому управление социальными системами - это гармоничное сочетание достижений науки и искусства. Неслучайно древнегреческий философ и мыслитель Платон называл науку кибернетику искусством управления государством.

Особое значение в осуществлении правоохранительной деятельности как и в организации управления любого вида деятельности имеет процесс выявления и осмысления актуальной проблемы.

Проблема - это различие (мера, степень) между действительным состоянием осуществления правоохранительной деятельности и желаемым или требуемым состоянием.

Проблема может измеряться количественными и качественными отношениями в виде конечного результата. Проблемы по результату расхождения между действительным и желаемым имеют сходство с результатами целей и задач. Однако по иерархии и приоритету результат проблемы является первым, вторым является цель, так как она формулируется при выявлении и осмыслении проблемы, третьим являются задачи, так как правоохранительные органы, решая поставленные руководством или закрепленные нормативными правовыми актами задачи, достигают цели или приближаются к ним, а достигая цели, разрешают (снимают) в некоторой мере (степени) остроту актуальности проблемы в сфере своей правоохранительной деятельности.

Поэтому очень важно для субъекта управления уметь выявить и осмыслить одну наиболее актуальную проблему, так как ни один правоохранительный орган не в состоянии разрешить одновременно все или несколько проблем ввиду ограниченности времени, финансовых, экономических, материально-технических ресурсов, квалифицированных кадров, а также возможного неблагоприятного влияния внешней среды.

Актуальность проблемы - это не только ее высокий приоритет (значимость), но и практическая возможность или допустимая степень вероятности разрешения этой проблемы за определенное время при наличии имеющихся ресурсов (кадровых, финансовых, экономических, материально-технических, временных, информационных и др.). Актуальность проблемы выявляется при возникновении двух требований:

  • 1) если по приоритету она превосходит остальные;
  • 2) если имеется допустимый уровень вероятности ее разрешения (при наличии кадровых, финансовых, экономических, материально- технических и временных ресурсов для ее частичного или полного разрешения).

Актуальность проблемы (ее выявление и осмысление) обуславливает характер сформулированной цели и постановку задач для ее достижения, а также наделение исполнителей соответствующими полномочиями (видами деятельности государственно-властного характера) для осуществления функций и решения поставленных задач, что способствует достижению или хотя бы приближению к сформулированной цели (желаемому результату).

Решая поставленные задачи, не всегда возможно достичь сформулированных целей и впоследствии разрешить актуальную проблему полностью. Однако позитивность этого непрерывного, циклического процесса решения задач с помощью осуществления определенных функций и полномочий заключается в достижении определенных результатов (целей), частичном или окончательном разрешении проблемы. Результаты решения задач зависят также от полномочий (видов деятельности государственно-властного характера) правоохранительного органа, должностного лица, его квалификации и опыта в плане организации осуществления правоохранительных функций. Например, полиция наделена полномочиями по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и других правонарушений с помощью таких правоохранительных функций, как оперативно-розыскная, административная деятельность, дознание, предварительное следствие. Меры государственного принуждения, используемые полицией для осуществления правоохранительных функций, регламентированы ФЗ от 07.02.2011 г. № З-ФЗ «О полиции», так как меры принуждения, и в первую очередь, касающиеся ограничения прав и свобод личности, могут применяться только на основании федерального закона в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

Правоохранительные органы. Семинары. 2014-2015 гг.

Семинарское занятие 1.

(2 часа, темы 1,2,3)

Сущность учебного курса «Правоохранительные органы в РФ». Основный понятия.

  1. Назначение и задачи учебного курса «по в рф».

Учебная дисциплина «ПО» дает общую, исходную информацию о ПД и б основах организации тех гос. и негос. Учреждений, главная задача которых состоит в реализации такой Д.

Цель изучения данной дисциплины – дать будущим юристам четкое представление о том, как строятся и какие функции выполняют эти учреждения, как они взаимодействуют друг с другом, иными гос. и негос. организациями, каково их социальное предназначение.

  1. Предмет и система учебного курса.

    Предмет – круг вопросов и проблем.

Каждый учебный курс имеет свой предмет, определяющий его содержание. Предметом изучения курса “Правоохранительные органы Российской Федерации” является устройство правоохранительных органов, их организация как в отдельности, так и в качестве системы, определение задач, стоящих перед ни­ми, и компетенции, которой они наделяются для их осуществления. При этом на первый план выдвигается именно организация правоохранительных орга­нов, поскольку без знания того, как организуются суды, прокуратура, следст­венные органы и т. д., очень затруднительно будет в дальнейшем при изучении процессуальных отраслей права уяснить порядок их деятельности, взаимоотно­шения между ними. Данный учебный курс рассматривает такие вопросы, как структура правоохранительного органа, состав, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, прокурора, следователя и др. В то же время затронуты вопросы и полномочий правоохранительных органов, но в более общей форме. Одной из задач, стоящих перед данным курсом, является и овладение юридической терминологией, необходимой при изучении других юридиче­ских дисциплин. Курс подробно освещает такие понятия, как “судебная власть”, “судебная инстанция”, “прокурорский надзор” и т. д.

Предмет курса значительно расширился за последние годы, поскольку ряд органов (например, органы государственной безопасности) в силу их се­кретности ранее не изучались. Кроме того, появились новые правоохрани­тельные органы - налоговая полиция, Конституционный Суд - которых в советское время не было.

    Система курса – последовательность изложения материала.

Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.

В Общей части освещаются такие вопросы, как понятие правоохранитель­ной деятельности и правоохранительных органов, предмет и система курса, его законодательные и другие источники, понятие и содержание судебной власти, конституционные принципы правосудия.

В Особенной части рассматривается организация конкретных правоо­хранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд - организация всей судебной системы в целом и трех ее со­ставляющих - судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного Суда РФ, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенных ор­ганов и органов юстиции, органов предварительного расследования. Хотя, как уже упоминалось, адвокатура, нотариат, частные детективные и охран­ные службы не являются правоохранительными органами, но в связи с их большой значимостью в защите прав и законных интересов граждан и орга­низаций, тесной связи со многими правоохранительными органами они так­же являются предметом изучения данного курса.

Перечень вопросов, изучаемых в курсе, достаточно широк и требует изложения в определенной системе. Формирование системы учебного курса осуществляется по-разному (главы, главы и разделы, части – общая, особенная).

    Ясельская Вероника Владимировна: части. Общая – предмет в целом и всех ПО. В особенной части освещаются вопросы организации конкретных органов, осуществляющих ПД.

    Лонь Сергей Леонтьевич: разделы. Общие положения курса; Судоустройство; Гос. Органы, осуществляющие ПД; Профессиональные юридические объединения; Система органов уголовной юстиции ЗГ (ЗС)

    Место учебного курса в системе смежных юридических дисциплин. Соотношение с учебными курсами ТГП, Конституционное право, Административное право, Уголовный процесс, Гражданский процесс, Прокурорский надзор и др. юридическими дисциплинами.

Учебный курс «ПО РФ» является основной вводной обзорной юридической дисциплиной при подготовке юристов. Входящая в предмет курса информация об организации и построении системы ПО России, отдельных видов органов по осуществлению ПД составляет основу в изучении данного курса. НП информация об организации и Д ПО делает его общеобязательным юридическим курсом в обучении студентов.

Большой объем учебного и нормативного материала предполагает системность его изложения и небольшую глубину изучения вопросов.

Курс “Правоохранительные органы Российской Федерации” занимает особое место среди других юридических дисциплин, поскольку является своего рода вводным курсом для их изучения и находится в неразрывной связи с ними. В нем даются начальные представления о деятельности ПО, их полномочиях и взаимоотношениях.

Подробно Д органов предварительного расследования, прокурора, суда, связанная с обнаружением и раскрытием преступлений, наказанием виновных, раскрыта в курсе “Уголовный процесс”.

В курсе “Гражданский процесс” изучаются нормы, определяющие Д суда по рассмотрению гражданских дел.

В курсе “Арбитражный процесс” освещаются вопросы рассмотрения арбитражными судами дел, отнесенных законом к их компетенции.

Курс “Прокурорский надзор” подробно излагает формы и методы Д прокурора при осуществлении надзора, в том числе за другими ПО.

В курсе “Административное право” изучается Д органов государственного управления, к которым относятся и многие ПО. Такие направления Д органов ВД, как охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, заключаются в применении, в основном, норм административного права.

Курс “Правоохранительные органы Российской Федерации” имеет взаимосвязь и с такими основополагающими дисциплинами, как ТГП, конституционное право. ТГП определяет многие понятия, применяемые в ПД, такие как законность, правосознание, излагает основные методологические подходы к изучению функций Г, сущности П. Конституционное право определяет основные положения, характеризующие место и роль ПО, их взаимоотношения с органами государственной власти и управления.

Прослеживается связь курса и с уголовным и гражданским правом . Суд, прокурор, органы предварительного расследования в своей Д широко применяют нормы этих отраслей П. От того, насколько правильно будут определены признаки преступления, зависит законность Д этих органов.

Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»

Предметом изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» выступают государственные и негосударственные образования, деятельность кᴏᴛᴏᴩых связана с охраной правовой системы государства, а также с защитой прав, ϲʙᴏбод и законных интересов граждан. Цель данной учебной дисциплины – информировать студентов о ключевых моментах деятельности и регулирующих ее нормативных правовых актах.

Структурно дисциплину «Правоохранительные органы Российской Федерации» можно представить в виде трех органически связанных между собой разделов. Первый раздел включает следующие основные понятия: понятие правоохранительных органов, их система, принципы, нормативные основы деятельности и т. д. Без их тщательного изучения невозможно составить системное представление о правоохранительных органах России и основных тенденциях и закономерностях их развития.

Второй раздел содержит информацию о судебной системе Российской Федерации: о действующих в стране судах, их задачах, компетенции, структуре, а также о правовом статусе судей и органов судейского сообщества.

Третий раздел охватывает все иные правоохранительные органы, выходящие за рамки судебной системы. Так же как и в предыдущем разделе, рассматриваются задачи, принципы деятельности, компетенция, структура и особенности формирования кадровой политики в данных правоохранительных структурах.

Оϲʙᴏение студентами учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» способствует лучшему пониманию положений специальных юридических дисциплин: уголовного права и уголовного процесса, административного права и административной деятельности, оперативно-розыскной деятельности, гражданского процесса, конституционного права и др.

Понятие и признаки правоохранительных органов

Защита прав и ϲʙᴏбод гражданина и человека – конституционная обязанность государства. Стоит сказать - полномочия по их охране возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Что же следует считать правоохранительными органами? Сам термин «правоохранительные органы» в последнее время активно используется законодателем. При этом ни в одном нормативном акте данное словосочетание не расшифровывается. В связи с данным перед авторами настоящего пособия стоит задача сформулировать ϲʙᴏе собственное определение данного термина.

Прежде всего рассмотрим признаки, кᴏᴛᴏᴩые выделяют правоохранительные органы из общей массы социальных образований.

Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права. Охрана права подразумевает: а) восстановление нарушенного права; б) наказание правонарушителя; в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя. Как явствует из данного толкования, охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется исключительно тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает: нельзя никого осудить до преступления. При этом представляется, что суть охраны права тремя приведенными выше задачами не исчерпывается. Гражданину важно не только, ɥᴛᴏбы его нарушенное право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались по справедливости, но ɥᴛᴏбы его права не нарушались вовсе. По данной причине целесообразно в суть охраны права добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.

Нарушенное право порождает обязанность государства проявить ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующую реакцию в виде осуждения или санкции. Право на ϶ᴛᴏ возникает исключительно в случае установления всех обстоятельств правонарушения. Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Стоит заметить, что они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

Отсюда вытекает второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы – ϶ᴛᴏ государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое) Приведенный признак поглощает собой целый ряд черт, кᴏᴛᴏᴩые отдельные авторы выделяют в качестве самостоятельных признаков правоохранительных органов, как то: осуществление правоохранительной деятельности специальными лицами; обязательность принимаемых данными лицами решений.

Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе. Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют ϲʙᴏю деятельность на основании закона и в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. В качестве примера можно привести законы «О милиции», «О Прокуратуре Российской Федерации, „О Федеральной службе безопасности“ и т. д.

Для ϲʙᴏего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия. По϶ᴛᴏму правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В ϶ᴛᴏм заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур.

Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Их можно обозначить как признаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Вместе с тем есть признаки, кᴏᴛᴏᴩые принадлежат исключительно некᴏᴛᴏᴩым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. При этом даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

К признакам второй очереди ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

  • право применения норм уголовного закона;
  • осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме.

Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – ϶ᴛᴏ специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Под приведенное определение подходит большинство правоохранительных органов, в частности милиция, прокуратура, органы безопасности и т. д. При этом у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некᴏᴛᴏᴩые признаки. В качестве примера можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут исключительно два: цель деятельности и функционирование на базе закона. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. При этом они, бесспорно, будут правоохранительными по сути и, главное, по целям ϲʙᴏей деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Для того ɥᴛᴏбы выделить правоохранительный характер деятельности данных органов и в то же время показать, что в узком понимании они не будут правоохранительными, представители нижегородской школы процессуалистов (в частности, В. Т. Томин) ввели особый термин «квазиправоохранительные органы». Этот термин образован при помощи латинской приставки «квази-», имеющей два значения: а) мнимый, ненастоящий; б) почти, близко. В данном случае указанная частица применена во втором значении.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что квазиправоохранительные органы – ϶ᴛᴏ государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам кроме названной уже адвокатуры можно отнести нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

Система правоохранительных органов

Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.

Судебная система, в ϲʙᴏю очередь, содержит в себе Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ будет судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Стоит отметить, что основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – ϶ᴛᴏ защита основ конституционного строя, основных прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции уже ϲʙᴏим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции в ϲʙᴏю очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе данные системы имеют общий вышестоящий органВерховный Суд РФ (он будет и общим, и военным судом одновременно)

Система общих судов содержит в себе суды субъектов РФ, районные суды. Помимо ϶ᴛᴏго к судам общей юрисдикции ᴏᴛʜᴏϲᴙтся и мировые судьи, хотя по ϲʙᴏему организационно-правовому статусу они не ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. Сегодня система арбитражных судов содержит в себе Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Стоит отметить, что основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, кᴏᴛᴏᴩые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

  • органов прокуратуры;
  • органов внутренних дел;
  • федеральной службы безопасности;
  • органов государственной охраны;
  • органов государственной налоговой службы;
  • таможенных органов;
  • органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
  • органов предварительного расследования;
  • органов юстиции.

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

  • конституционный контроль;
  • отправление правосудия;
  • прокурорский надзор;
  • расследование преступлений;
  • оперативно-розыскная функция;
  • исполнение судебных решений;
  • оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;
  • предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все данные функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Подробно их характеристика будет даваться по мере описания конкретных правоохранительных органов.

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно исключительно при взаимодействии данных органов между собой и с другими государственными органами.

Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходиттрадиционно через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.

Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Стоит сказать, для упорядочения ϶ᴛᴏй деятельности разрабатываются ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие договоры. Указанная деятельность нашла отражение и в новом УПК (ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»)

Нормативная база деятельности правоохранительных органов

Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Их можно группировать по различным основаниям. Мы их сгруппируем по юридической силе.

Нормативным правовым актом высшей юридической силы будет Конституция. Конституция – основной закон нашей страны, она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ непосредственно, не нуждаясь в том, ɥᴛᴏбы те или иные ее положения были текстуально или содержательно воспроизведены (конкретизированы, детализированы) в специально принимаемых законах, подзаконных нормативных актах, ведомственных инструкциях и т. п.

Далее следуют федеральные конституционные законы. Стоит отметить - они регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы. Как правило, указанными законами регламентируется деятельность судов. Современная судебная система опирается на такие федеральные конституционные законы, как Закон о Конституционном Суде, Закон об арбитражных судах, Закон о судебной системе.

Основная роль в регламентации деятельности правоохранительных органов принадлежит федеральным законам. Перечень данных законов очень велик. Почти каждому органу ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует определенный закон. В качестве примера можно назвать такие законы, как Закон о прокуратуре, Закон о милиции, Закон о службе в таможенных органах и ряд других. Исключая выше сказанное, указанные органы в ϲʙᴏей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Стоит заметить, что они организуют ϲʙᴏю деятельность в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с процессуальным законодательством (УПК, ГК, АПК) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Следующую группу нормативных актов можно объединить термином «подзаконные нормативные акты». К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

К постановлениям органов законодательной власти ᴏᴛʜᴏϲᴙтся постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ может регламентировать отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов, в частности порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и т. п.

Указами Президента РФ, как правило, устанавливается структура отдельных правоохранительных органов, например органов федеральной службы безопасности, а также регламентируются вопросы функционирования отдельных подразделений.

Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности органов внутренних дел, таможенных органов, органов Минюста России и т. д. Так, Правительством РФ установлена структура криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Конституцией и федеральными законами. Так, приказами МВД России устанавливается порядок приема от граждан заявлений и сообщений о преступлениях; порядок принудительного привода граждан, уклоняющихся от явки в суд и органы расследования; порядок конвоирования лиц и т. п.

Издаются и межведомственные приказы и инструкции. К примеру, Инструкция о порядке обращения с вещественными доказательствами подписана руководителями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России.

Отдельные направления деятельности правоохранительных органов опираются на международные правовые акты. Это различные международные договоры, например, о выдаче террористов и прочих преступников и т. д.



Поделиться