Какая помощь полагается малоимущим семьям. Какие меры социальной поддержки предусмотрены для малоимущих семей (граждан)? Пособие многодетным малоимущим семьям

В целях экономии денежных средств, правительство большинства регионов прекратило финансирование отдельно взятых социальных программ. Однако, это не коснулось помощи малообеспеченным слоям населения. В столице продолжат существование программы, введенные в предыдущие годы. При этом, пособие малоимущим семьям в Москве в 2019 году будет проиндексировано. Это означает, что сумма помощи станет больше. Кто сможет оформить ее и что для этого нужно, обсудим далее.

В 2019 году, статус малоимущей сможет оформить любая семья, средний доход которой на одного человека не превышает прожиточного минимума. В обратном случае, в получении льгот будет отказано.

К малообеспеченным слоям населения можно отнести:

  1. Многодетные семьи.
  2. Семьи, усыновившие ребенка или взявшие его под опеку.
  3. Матерей и отцов одиночек.
  4. Семьи, воспитывающие ребенка инвалида.

Оформить статус может попробовать любая семья, даже с одним ребенком, при условии получения небольшого размера официального дохода. Не стоит забывать о том, что пособия выплачиваются семьям, не просто проживающим, а официально зарегистрированным по московскому адресу. Без наличия прописки, оформление льгот будет невозможно.

Пример. Семья Федоровых состоит из трех человек: матери, отца и ребенка. Супруга считается безработной, супруг официально трудоустроен. Его заработная плата составляет 25 тыс. рублей. Средний доход на одного человека в семье равен 8 333 рубля (25 000/3). Семья может оформить статус малоимущей.

Наличие в семье трех и более детей, либо воспитание несовершеннолетнего матерью или отцом одиночкой, не дает возможности оформить статус малообеспеченных без проведения предварительного расчета дохода на каждого члена семьи. Некоторые граждане получают высокие заработные платы, несмотря на приравнивание их к социально незащищенным слоям населения. Без проверки уровня доходов, статус малообеспеченной семьи предоставлен не будет.

Сумма пособия малоимущим семья в Москве в 2019 году

Размер пособия малоимущим семьям будет проиндексирован в феврале 2019 года. Сказать сейчас на сколько оно увеличится сложно. Процент индексации на данный момент остается неизвестным. Однако, можно сказать однозначно, что они будут повышены, сравнительно с 2018 годом. На сегодняшний день размеры выплат таковы:

  • Пособие на детей до трех лет, для одиноких родителей – 15 тыс. рублей.
  • Пособие на детей до трех лет, рожденных в семье военнослужащих – 15 тыс. рублей.
  • Пособие на детей до трех лет, воспитывающихся в полной семье – 6 тыс. рублей.
  • Пособие на детей от 3 до 18 лет, воспитывающихся матерью или отцом одиночкой – 6 тыс. рублей.
  • Пособие на детей от 3 до 18 лет, пребывающих на воспитании в семье военнослужащего – 6 тыс. рублей.
  • Выплаты на ребенка от 3 до 18 лет, воспитывающегося в полной семье – 4 тыс. рублей.

Все представленные выше пособия, выплачиваются при условии, что на одного члена семьи приходится доход, размером менее одного прожиточного минимума, установленного в Москве.

Помимо ежемесячных выплат на ребенка, семья вправе воспользоваться дополнительными видами льгот:

  1. Налоговыми.
  2. Жилищными.
  3. Образовательными.

Оплата коммунальных услуг «съедает» значительную часть бюджета малоимущей семьи. Если она превышает 22% совокупного дохода, возможно оформление субсидий. Они помогут уменьшить выплаты, сократив общие расходы и улучшив материальное положение родителей в целом.

Данная льгота предоставляется, если:

  • Ребенок воспитывается одним родителем с первой группой инвалидности.
  • Возраст ребенка менее 20 лет.
  • Ребенок сдал ЕГЭ, набрав минимально необходимое количество баллов.

Помимо этого, дети, растущие в малоимущей семье, имеют право на:

  1. Внеочередное поступление в детский сад и школу.
  2. Бесплатное предоставление лекарств до исполнения 6 лет.
  3. Предоставление бесплатной школьной формы.
  4. 50% скидки на проезд в общественном транспорте.
  5. Бесплатное питание в образовательных учреждениях.

Одинокие мамы и отцы, при условии отказа от приема ребенка в детский сад, смогут нанять няню за счет средств, выделенных из бюджета.

Адресная помощь малообеспеченным москвичам в 2019 году

Адресная помощь направлена на частичное покрытие разноплановых семейных расходов (на покупку продуктов питания, топлива, одежды и пр.). Она перечисляется на банковскую карту ежемесячно, либо в виде единовременной помощи.

Размер адресной помощи:

  • 150 рублей на одного члена семьи ежемесячно – доход на одного человека должен быть вдвое меньше прожиточного минимума.
  • 1500 рублей – единоразовая помощь, выплачиваемая всем малообеспеченным семьям.
  • 450 рублей – ежемесячная помощь, выплачиваемая за каждого несовершеннолетнего члена семьи, либо ребенка обучающегося на дневной форме в ВУЗе.

Адресная помощь выплачивается только остро нуждающимся в финансовой поддержке семьям.

Как оформить пособие малоимущей семье в 2019 году в Москве

Выплатами пособий малоимущим семьям занимается Управление социальной защиты населения. Оформление происходит на заявительной основе. Одному из родителей необходимо обратится в отделение соцзащиты или МФЦ, заблаговременно записавшись на прием. При себе следует иметь:

  1. Заявление установленного образца.
  2. Паспорт гражданина РФ.
  3. Свидетельство о рождении ребенка (детей).
  4. Свидетельство о браке (разводе).
  5. Справку о составе семьи или выписку из домовой книги.
  6. Справку о доходах всех членов семьи.

Сотрудники соцзащиты или МФЦ примут документы, произведут расчеты дохода на одного члена семьи. Если он окажется меньше прожиточного минимума, родители смогут оформить причитающиеся льготы и пособия.

Прекращение выплаты пособия малообеспеченной семье

Поскольку доход семьи может увеличится, ее члены должны периодически обновлять справки о заработной плате, предоставляя их в соцзащиту. В противном случае, выплаты пособий прекращаются. Если доход на одного члена семьи увеличится, превысив прожиточный минимум, семья потеряет статус малообеспеченной. В таком случае, она не будет иметь право получения пособий.

Проблема бедности в нашей стране сегодня является достаточно острой темой для дискуссий.

Традиционно низким социальным статусом обладают самые уязвимые категории граждан. В большинстве примеров это и неполные семейства, граждане с инвалидностью, пенсионеры, за которыми некому ухаживать.

Такие социальные явления, как бедность в вопросе экономики связана, прежде всего, с отсутствием у трудоспособной части населения возможности обеспечить минимальный достаточный уровень своего существования.

Что такое адресная помощь?

В целях решения проблемы экономической бедности возникает необходимость принятия конкретных мер. Одним из таких решений является обеспечение возможности привлечение как можно большего количества граждан к трудовой деятельности. Также используются методики реформирования системы выдачи заработной платы, исправление изъянов в действующей налоговой политике и т.д. преодоление бедности среди населения зависит от качества распределения доходов в области социальной защиты.

Как было сказано выше, малоимущие семейства являются одной из наиболее незащищенных категорий граждан. Миллиарды рублей специально выделяются государством для поддержки этой части населения. Что конкретно дает статус малоимущих:

  1. Физические лица имеют возможность претендовать на какие-либо , перечень которых приводится в действующем законодательстве.
  2. Имеют право на получение от органов государственной власти.

В большинстве примеров поддержка малоимущих предоставляется органами государственной власти в виде регулярных . Нередко такой вид помощи имеет единоразовый характер и попадает под определение стипендии. В некоторых случаях деньги выдаются на приобретение продуктов питания – это и есть так называемая адресная помощь . Также практикуется применение льгот при покупке лекарств.

Нуждающихся распределяется на федеральном и региональном уровнях. Размер региональной субсидии может быть обусловлен областью проживания малоимущих.

В 2019 году государственная поддержка малоимущих осуществляется такими способами :

  1. Субсидии на погашение задолженности по коммунальным платежам. Такая полагается гражданам даже в том случае, если у них нет собственной жилплощади.
  2. Детям, воспитанным в малоимущих семействах, предоставляется возможность поступить в огромное количество высших учебных заведений. При этом нет необходимости принимать участие в основном конкурсе абитуриентов.

Гражданам РФ, желающим получить статус малоимущих, рекомендуется самостоятельно определить собственный среднедушевой доход. Для этого подсчитывается совокупный доход семейства за трехмесячный период.

Перечислим выплаты, которые могут составлять доходность семейства , кроме официальной зарплаты:

  1. Уже получаемая от государства материальная помощь;
  2. Доходы, выраженные в натуральном виде – собственные овощи, фрукты, продукты животноводства;
  3. Пенсия;
  4. Другие виды прибыли, например, доход от сдачи в аренду жилплощади.

Совокупный объем доходов, прежде всего, делится на 3 месяца, после чего распределяется поровну на всех членов семьи. Далее необходимо уточнить размер , установленный в конкретном регионе РФ, где проживают граждане, желающие получить статус малоимущего семейства. Причина в том, что отдельные области являются более привлекательными для потенциальных инвесторов и проживающих, а из других население постоянно убывает. Именно по этой причине прожиточный минимум может отличаться в зависимости от региона проживания.

Кому и в каком размере полагается такой вид помощи

Помощь малообеспеченным в РФ всегда назначается семьям, чей совокупный доход является ниже прожиточного минимума, установленного в конкретном регионе.

Величина фиксированная и привязана к конкретному региону проживания человека.

Законом предусмотрены данные выплаты:

  • многодетным семьям с несовершеннолетними детьми;
  • неполным, имеющим только одного родителя, семьям;
  • при наличии детей со статусом инвалидности, чей возраст менее 18 лет;
  • семейства, где один или оба родителя – инвалиды;
  • безработные родители, воспитывающие несовершеннолетних иждивенцев, при условии, что они официально состоят на учете в центрах занятости населения. Помощь выплачивается в течение 90 дней с момента постановки на учет;
  • одинокие люди, имеющие инвалидность 3 группы;
  • лица с патологиями детства — до наступления совершеннолетия.

Целевое предназначение данной статьи доходов – удовлетворить первостепенные потребности наиболее социально уязвимых граждан страны .

Фиксированной величины адресной помощи малоимущем в 2019 году нет – в каждом регионе и для каждой группы лиц она своя.

В текущем году предусмотрены следующие виды адресной помощи в рамках статуса малообеспеченных граждан:

  • выплата на новорожденного – 17 479,73 рублей;
  • усыновление ребенка-инвалида – 133 559,36 руб.;
  • помощь детям-первоклассникам — от 730 руб. (зависит от региона);
  • на проезд в общественном транспорте – от 240 руб. (зависит от региона);
  • помощь не на детей – зависит от региона проживания нуждающегося и в среднем составит 1 555 рублей;
  • для студента – от 750 рублей (зависит от региона);
  • выплаты на питание – размер определяется индивидуально социальными службами.

Данные выплаты не могут отменить или уменьшить размер основных государственных выплат положенных малообеспеченной семье в рамках действующего законодательства на общих основаниях.

Другие разновидности денежных выплат не могут отменять пособие семьям, получившим статус малоимущих.

Порядок оформления

Составленное заявление относительно назначения адресной помощи со стороны государства подается в отделение социальной защиты , находящееся в районе места проживания малоимущих граждан. Порядок оформления конкретного заявления, а также условия, соблюдение которых необходимо для последующего рассмотрения, определяются исключительно Администрацией области.

Рассмотрим перечень необходимых документов для подачи в уполномоченные органы:

Особенности получения в Москве и в регионах

Специальный комитет соцзащиты граждан в Москве и других регионах занимается обеспечением социальной помощи и дополнительным финансированием, а также планированием главных направлений и способов поддержки и финансирования.

Практическая деятельность по сбору всей необходимой информации для региональной банковской организации о гражданах, нуждающихся в социальной поддержке, всегда возлагается на отделения местного самоуправления и выполняется в соответствии с конкретными методическими указаниями, предварительно утвержденными Администрацией отдельно рассматриваемой области.

Про особенности получения такой помощи в Мурманской области смотрите в следующем видеосюжете:

Если семья находится в затруднительном финансовом положении, она вправе рассчитывать на государственную помощь в виде социальных льгот и материальных пособий. Для этого, прежде всего, необходимо чтобы ее признали «малоимущей». Основным критерием, по которому это будет определяться, является среднедушевой доход семьи, а мерилом - прожиточный минимум, установленный в регионе проживания семьи (или же тот, что установлен непосредственно Правительством РФ). То есть, если первый показатель окажется ниже стоимостной величины минимального набора благ, необходимого для жизни, то такая семья получает незавидный статус, но дающий право на некоторые льготы, если после проверки социальными органами этот факт подтвердится.

В противном случае, если соответствующее заявление было подано, а при проверке обнаружились скрытые от государства доходы, то это чревато уголовной ответственностью, поскольку с этим не шутят. Также, стоит заметить, что по закону от 2003-ого года подобный статус может получить и один гражданин, не состоящий в браке.

Как правильно рассчитать среднедушевой доход

Поскольку выявление дохода семьи будет производиться не просто так, то прежде необходимо выяснить величину прожиточного минимума, которая утверждена на законодательном уровне в данном периоде (поскольку расчет потребительской корзины проводится каждый квартал). После выяснения этой стоимостной оценки можно сосредоточиться на расчете ключевого показателя.

Для этого необходимо определиться с тем, кто может входить в состав исследуемой семьи. И, прежде всего, здесь должны иметь место родственные связи. Также непременным условием является то, что все члены семьи должны вести совместное хозяйство, то есть, проживать под одной крышей. Если по факту, указанные лица с семьей не проживают или находятся на материальном обеспечении РФ, то и в составе им не место. К слову о тех, кого государство финансово содержит.

К ним относятся следующие категории граждан:

Призывники на срочной службе, а также военнослужащие, проходящие обучение в профильных организациях и образовательных учреждениях;

Лица, отбывающие срок в местах ограничения свободы;

Граждане, которым судом назначено принудительное лечение;

А также лица, которым государство предоставляет полное обеспечение.

При расчете дохода должны учитываться все денежные и натуральные поступления вышеуказанных членов семьи за отчетный квартал. В частности, Постановлением Правительства РФ от 2003 г. утвержден следующий перечень возможных доходов:

Заработная плата (в том числе, премии, проценты и т.д.);

Доход, в виде арендной платы;

Банковские проценты по вкладам;

Выходное пособие при увольнении;

Бюджетные выплаты социальным слоям населения (будь то пособия, пенсии или стипендии);

Алименты;

А также оплата по гражданско-правовым договорам.

Все поступления суммируются и делятся на количество квартальных месяцев, после чего этот ежемесячный доход рассчитывается на одного среднего члена семьи все тем же методом деления. Собственно, это всё. Однако, нужно быть готовым к тому, что этот показатель будет пересчитываться каждый квартал, поскольку он привязан к перерасчету же ежеквартальной потребительской корзины. То есть, даже уже признанной как малоимущей семье, необходимо будет периодически это подтверждать.

Виды социальных льгот и пособий

После подтверждения уже упомянутого статуса, можно смело узнавать в органах защиты населения о том, на какие виды социальной помощи семья может рассчитывать. Зачастую, она носит региональный характер, поэтому на территории того или иного субъекта РФ может незначительно отличаться. Сюда входят как денежные выплаты в виде материальных пособий, так и натуральная помощь, а также различные льготы. Размер выплат определяют властные органы каждого конкретного субъекта РФ.

Список возможных видов соцпомощи в отдельно взятом регионе России:

Единовременное пособие, то есть, то, которое выплачивается лишь один раз;

Ежеквартальное пособие, выделяемое каждый раз после проверки и подтверждения статуса «малоимущей» семьи;

Компенсация коммунальных услуг ЖКХ;

Социальное пособие для многодетных семей;

Ежемесячные выплаты на несовершеннолетних детей;

Выплаты, связанные с поступлением ребенка в общеобразовательную среднюю школу (в частности, компенсация на приобретение школьной униформы и минимального ученического набора);

Дополнительные компенсационные или региональные выплаты.

А также,

Льготная оплата содержания детей в садиках;

Льготы, предоставляемые на детское питание (например, безвозмездный отпуск молока для детей не достигших трех лет или бесплатное питание в общеобразовательных школах);

Льготы на медицинское обслуживание или безвозмездное лечение медицинскими препаратами многодетных семей;

Проездные детские льготы, действующие в общественном транспорте.

Однако, здесь стоит отметить, что в большинстве случаев потребуется подтверждение или выполнение ряда условий: будь то наличие обозначенного количества детей или же факта сиротства.

На федеральном же уровне действуют несколько иные виды социальной поддержки:

- государственная помощь в виде жилищной субсидии, которая предоставляется на два квартала. Ее объем регламентируется соответствующей статьей ЖК РФ и предполагает компенсацию расходов малоимущей семьи на коммунальные услуги, если их размер превышает 22% от общего дохода. То есть, будут производиться специальные расчеты;

- налоговое послабление , в виде освобождения от налогообложения доходов членов малоимущей семьи, что также регламентируется конкретной статьей НК РФ;

- бесплатные консультации юристов , а также представление интересов малоимущих семей в судебных учреждениях, которые возможно получить благодаря закону «О бесплатной юридической помощи в РФ»;

- студенческие льготы в виде возможного отсутствия конкурса при поступлении в ВУЗ или компенсации части расходов, что подпадает под соответствующий Приказ Министерства образования и науки РФ.

В частности, для получения этих льгот понадобится выполнение следующих условий:

абитуриент не должен быть старше 20 лет, достаточно умен, чтобы набрать минимум баллов по ЕГЭ, а также быть сиротой с одним родителем-инвалидом 1-ой группы.

Как получить пособие малоимущим. Порядок предоставления социальной помощи государством

Она предоставляется по месту жительства малоимущей семьи, для чего прежде следует написать соответствующее заявление в местные органы социальной защиты и предъявить все документы.

В числе необходимых документов могут значиться такие, как:

Удостоверяющие личность и прописку;

Подтверждающие наличие родства ее членов (то есть, определяющие состав малоимущей семьи);

Трудовая и медицинская книжка;

Справка о доходах каждого члена семьи или принадлежащем им имуществе.

От момента подачи заявления и до его утверждения зачастую проходит от 10 до 30 дней.

Материальная поддержка от соцзащиты для населения страны– одна из важных задач для достижения социального равенства, поощрения за заслуги перед государством или стимулирования развития отдельных сфер деятельности. Практически каждый гражданин РФ может получить в 2018 году полагающуюся ему материальную помощь при условии подтверждения соответствующего статуса или других критериев.

Государство предоставляет разным слоям населения различные виды материальной помощи, но далеко не все граждане знают, что от государства можно получить что-то бесплатно в 2018 г. Это зачастую связано с тем, что органы соцзащиты не обязаны проявлять инициативу и уведомлять граждан о возможности получения пособий. Таким образом, получить любые виды помощи можно только по запросу при самостоятельном обращении в госструктуры с соответствующим заявлением и пакетом документов.

Материальная помощь — это передаваемая гражданам поддержка в форме денежных средств, продуктов питания, предметов гигиены и обихода. Она предоставляется семьям и отдельным гражданам, которые оказались в сложном финансовом положении в связи с утратой работы, болезнью и другими обстоятельствами. Это могут быть платежи, выплачиваемые ежемесячно, ежегодно или разово, размер которых определяется с учетом ряда критериев, включая регион проживания.

Виды материальной помощи

Узнать, кому положены пособия, их виды и возможность использования для конкретных граждан в 2018 году можно в местных органах соцзащиты.

Социальные контракты

Относительно новый вид поддержки населения – заключение контрактов – появился в России только с 2012 г. Они предусматривают выдачу населению социальной (в том числе материальной) поддержки, в ответ на которую требуется выполнение одного из условий:

  • поиск работы;
  • прохождение программы повышения квалификации или подготовка по выбранной профессии;
  • ведение личного подсобного хозяйства;
  • открытие собственного малого бизнеса.

Программа действует на территории всей России при содействии органов соцзащиты и Центров занятости и доступна прежде всего семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Многодетные семьи

Семьи с тремя и более детьми могут рассчитывать в 2018 г. на получение материальной помощи в виде:

  • субсидий на оплату коммунальных платежей;
  • детских пособий в сумме 1 МРОТ (до исполнения младшему ребенку 16 лет)
  • участка земли для ведения хозяйства или строительства на льготных условиях;
  • регионального материнского капитала за 3-го или 4-го ребенка;
  • компенсации затрат на приобретение товаров для новорожденных, сбор ребенка в школу и др.

Уточнить полный перечень доступных пособий для каждой семьи можно в специальных социальных структурах.

Малоимущие семьи

Особый статус «малоимущих» присваивается семьям, у которых доход на одного члена семьи меньше регионального прожиточного минимума. Сумма определяется на основании справок о доходах всех членов семьи за последние 3 месяца, но следует учитывать, что для каждого региона устанавливается свой прожиточный минимум. При этом помощь может не предоставляться при наличии трудоспособных, но не работающих членов семьи, за исключением:

  • необходимости ухода за детьми или престарелыми родственниками;
  • декретного отпуска;
  • потери имущества по не зависящим от заявителей обстоятельствам;
  • невозможности работать в связи с состоянием здоровья.

На заметку! В большинстве случаев пособия назначаются малоимущим семьям, в которых все взрослые члены семьи стоят на учете в Центре занятости или получают минимальную зарплату.

В 2018 году семьям пенсионеров и одиноким людям преклонного возраста, которые оказались в сложных материальных или жизненных ситуациях, полагаются различные виды пособий от соцзащиты, в числе которых выплаты на:

  • Приобретение бытовой техники, замену сантехники.
  • Оплату протезирования зубов.
  • Улучшение условий проживания (льготная ипотека).
  • Ремонтные работы в жилом помещении, которые выписываются на основании акта осмотра жилья или по факту выполненных работ на основании предоставленных чеков и договоров о выполнении работ.

Для пенсионеров также предоставляется материальная помощь в натуральной форме – в виде одежды, обуви, продуктов питания, лекарственных средств.

Кроме этого, во многих регионах в 2018 году действуют дополнительные программы материальной помощи инвалидам, участникам ВОВ и другим категориям населения страны.

Как получить?

Чтобы получить материальную помощь в 2018 году, гражданам следует обратиться в местные органы соцзащиты населения, где предстоит:

  • Написать заявление на получение материальной помощи.
  • Предоставить оригинал/ксерокопию паспорта.
  • Собрать необходимые документы, перечень которых будет зависеть от принадлежности к той или иной категории граждан и вида программы господдержки. Это могут быть справки о доходах, составе и статусе семьи, свидетельства о заключении/расторжении брака и рождении детей, справки о наступлении чрезвычайной ситуации и т. д.)

Программы материальной поддержки действуют по различным направлениям и для их получения могут потребоваться дополнительные выписки и справки. Поэтому при первичном обращении в органы соцзащиты следует уточнить все условия, необходимые документы и другие нюансы получения того или иного вида материальной помощи.

В соответствии со статьей 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы постановляет:

1. Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.

2. Утвердить Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение).

3. Установить, что:

3.1. Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Комитетом государственных услуг города Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется доработка интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении соответствующей государственной услуги на Портале государственных услуг (функций) города Москвы в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется при наличии технической возможности получения сведений от органов исполнительной власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

3.3. Уровень имущественной обеспеченности не учитывается при решении вопросов предоставления бесплатного питания в период обучения в организациях, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, предоставления безвозмездно физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям, получающим указанные меры социальной поддержки до дня вступления в силу настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона города Москвы, предусматривающего внесение изменений в законы города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" и от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" и устанавливающего полномочие Правительства Москвы по установлению критериев нуждаемости (малообеспеченности) при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Порядок
оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

1. Общие положения

1.1. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (далее - Порядок) определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.

1.2. Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются:

1.2.1. Наличие недвижимого имущества.

1.2.2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники.

1.2.3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.

1.3. Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержи# малообеспеченным семьям.

1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи не осуществляется.

2. Критерии оценки уровня имущественной обеспеченности

2.1. Меры социальной поддержки семье не предоставляются при соответствии уровня ее имущественной обеспеченности одному или нескольким из следующих критериев:

2.1.1. Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.2. Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

2.1.3. Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.

2.1.4. Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках).

2.1.5. Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.

2.1.6. Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.7. Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0,2 гектара.

2.1.8. Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.9. Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет.

2.1.11. Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей.

При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.

2.1.12. Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках.

При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

2.2. При оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:

2.2.1. Состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети.

2.2.2. Одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

2.3. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.3 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

При этом в расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности.

В расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях - в размере 18 квадратных метров.

2.4. Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относятся:

2.4.1. Гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами территории Российской Федерации).

2.4.2. Приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.

2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее - комиссии по оказанию адресной социальной помощи).

2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.

2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

3. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности

3.1. Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, представленных при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

3.2. Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется проверка достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

3.3. Межведомственное информационное взаимодействие, предусмотренное пунктом 3.2 настоящего Порядка, не осуществляется в случаях:

3.3.1. Непредставления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.3.2. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности не по всем предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка критериям оценки уровня имущественной обеспеченности.

3.3.3. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка).

3.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и соответствующем уровню имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы.

3.5. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям либо прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

4. Ежегодное подтверждение уровня имущественной обеспеченности

4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.

4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.

5. Особенности оценки уровня имущественной обеспеченности в 2017 году

5.1. В 2017 году осуществляется оценка уровня имущественной обеспеченности:

5.1.1. Малообеспеченных семей, в отношении которых до 1 января 2017 г. принято решение о предоставлении мер социальной поддержки.

5.1.2. Семей, которые до 1 января 2017 г. обратились за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и в отношении которых по состоянию на 1 января 2017 г. не принято решение о предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.1.3. Семей, обратившихся после 1 января 2017 г. за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в 2017 году осуществляется на основании результатов обработки Департаментом информационных технологий города Москвы сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с учетом технической возможности и сроков получения таких сведений от органов исполнительной власти. При этом оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на дату получения таких сведений.

5.3. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является:

5.3.1. Основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пункте 5.1.1 настоящего Порядка.

5.3.2. Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пунктах 5.1.2, 5.1.3 настоящего Порядка.

5.4. Прекращение предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выявлены сведения, указанные в пункте 5.3 настоящего Порядка.

Обзор документа

С 1 января 2017 г. вводится дополнительный критерий нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер соцподдержки малообеспеченным семьям - уровень имущественной малообеспеченности.

Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности являются: наличие недвижимого имущества; наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники; наличие денежных средств во вкладах и на счетах в банках.

Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, предоставленных при обращении за предоставлением мер соцподдержки малообеспеченным семьям. Департамент труда и соцзащиты населения осуществляет проверку достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры соцподдержки, ежегодно до 31 августа подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год. Если в указанные срок сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи не представлены, меры соцподдержки прекращаются.

Установлено, что меры соцподдержки не предоставляются семьям, когда членами семьи в последние 12 месяцев совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности.



Поделиться