Можно ли сотрудникам фсб. Сотрудникам фсб запрещают самовольный выход в соцсети. Служба на Кавказе

Специальная служба, которая осуществляет в пределах полномочий задач по обеспечению безопасности РФ.

Эта служба наделена правом проведения предварительных следствий, дознаний, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Предусматривается федеральная государственная служба для гражданского населения и военная служба.

Руководит данным органом непосредственно президент РФ.

Структура ФСБ

В своей структуре ФСБ имеет департаменты, управления, службы, различные подразделения, которые осуществляют деятельность органов СБ, а еще подразделения, которые наделены управленческими функциями. Также в структуру входят органы которыми являются отделы (или управления) Федеральной СБ по различным субъектам России. Кроме них, еще в структуру входят те органы безопасности, которые осуществляют контроль за войсками. Это отделы, которые располагаются в вооруженных силах, воинских формированиях, различных войсках и органах, которые ими управляют. В структуру входят и пограничные органы. Это отделы, отряды или управления Федеральной службы безопасности РФ по несению

Сотрудники ФСБ

Прежде чем пытаться попасть на работу, нужно понять, чем занимается внештатный сотрудник ФСБ. Среди сотрудников службы есть деление на несколько групп: штатные и внештатные.

Штатные сотрудники официально числятся в рядах ФСБ, имеют удостоверения, подтверждающие их принадлежность к данному органу власти. Круг их полномочий жестко регулируется служебными положениями и законодательством. За превышение полномочий данные сотрудники несут уголовную или административную ответственность, в зависимости от состава преступления и силы проступка.

Внештатные сотрудники не оформляются официально. Их сотрудничество нигде не фиксируется и происходит на добровольной основе.

Устраиваясь на работу внештатным сотрудником, можно попасть в любое из подразделений службы безопасности страны - в пограничные отряды или воинские формирования.

Кто такой внештатный сотрудник

Внештатный сотрудник ФСБ имеет статус, отличающийся от штатного работника.

Отдельных лиц, с их согласия, органы ФСБ могут приглашать к сотрудничеству для решения обязанностей, которые возложены на саму ФСБ. Привлечение может происходить на внештатной основе. Это означает, что человек, который пришел работать, нигде не числится в официальных документах органов. Он на добровольной основе. В большинстве случаев данный сотрудник не получает вознаграждения и не является кадровым служащим.

Полномочия

Внештатный сотрудник ФСБ наделен полномочиями, которые определяются нормативными документами федерального органа в области безопасности. Деятельность внештатного сотрудника контролируется лицом, уполномоченным к этому вышестоящим руководством. Действия этого сотрудника регламентируются Законодательством Российской Федерации.

Внештатный сотрудник не является лицом, несущим официальную службу в органах. Несмотря на это, его действия также жестко контролируются и регламентируются. Такому работнику не выдается Его сотрудничество носит исключительно информативный характер. Применение незаконных методов получения информации, манипулирование данными и предоставление заведомо ложных фактов повлекут за собой ответственность, определять степень которой будет суд.

Принимая участие в различных операциях по противодействию терроризму или обороту наркотических средств, внештатный сотрудник должен самостоятельно оценивать опасность или безопасность ситуации для него. Применять оружие или насильственные меры он не имеет права. В случае невыполнения договоренностей или превышения полномочий, служба может отказаться от услуг внештатного сотрудника. Для расторжения сотрудничества не нужно писать заявление на увольнение, отрабатывать 14 дней и прочее. Моменты, предусмотренные законодательством, распространяются только на тех лиц, которые оформлены официально. Остальные условия регулируются соглашением между внештатным сотрудником и СБ.

Права

Внештатный сотрудник ФСБ права и обязанности имеет почти такие же, как и сотрудники, находящиеся в штате.

Лицо, оказывающее содействие органам ФСБ, имеет право:

  • заключить конфиденциальный контракт с органами ФСБ;
  • получать от работников службы пояснения к своим задачам, правам и обязанностям;
  • для сохранения конфиденциальности личности использовать документы, зашифрованные в целях конспирации;
  • получать за работу вознаграждение;
  • за ущерб, нанесенный имуществу или здоровью во время сотрудничества, получать компенсацию.

Обязанности

Работа внештатным сотрудником ФСБ предполагает выполнение обязанностей:

  • соблюдать оговоренные в контракте или договоре о взаимодействии условия;
  • выполнять необходимые поручения от органов ФСБ;
  • не предоставлять умышленно неправдивую, необъективную, клеветническую информацию;
  • не или любые сведения, имеющие отношение к заданию.

Кроме того, существует ряд запретов, которые нельзя нарушать ни под каким предлогом:

  • привлекать на основе контракта депутатов, прокуроров, судей, несовершеннолетних, адвокатов, священнослужителей или лиц, официально зарегистрированных в религиозных организациях.

Сведения о сотрудниках, работающих вне штата, могут быть преданы гласности только после получения письменного разрешения этих лиц и только в тех случаях, которые предусмотрены федеральными законами.

Контроль

Исполнение законов органами Федеральной службы безопасности отслеживает Генеральный прокурор Российской Федерации, а также прокуроры, которые им уполномочены для осуществления данных мероприятий. Информация о лицах, которые оказали или еще продолжают оказывать помощь на основе конфиденциальности, а также информация о методах, средствах, тактиках и методиках деятельности под надзор прокурора не попадают.

Что делают внештатные сотрудники

Кто же такой - внештатный сотрудник ФСБ? Что это такое - оказание содействия?

По сути, внештатники - это те люди, которые практически всегда оказывают помощь органам. Они принимают участие во всевозможных рейдах или облавах по торговым точкам, оказывают помощь в выявлении административных правонарушений, получают для органов полезную и необходимую информацию.

Часто они осуществляют помощь на больших мероприятиях, где бывает много людей. К примеру, на матчах по футболу. Чаще всего они не получают за свою работу денег, но при этом могут получить грамоту, благодарность.

В чем суть работы

Внештатный сотрудник ФСБ, по сути, всячески содействует официальному органу власти. Выполняя различные поручения, человек помогает осуществлять надзор за безопасностью страны.

Как стать таким сотрудником

Для того чтобы пополнить ряды госслужащих, необходимо разобраться, как стать внештатным сотрудником ФСБ России.

В первую очередь, наиболее исчерпывающую информацию может предоставить территориальный орган ФСБ РФ в городе. Для получения ответа по интересующим вопросам необходимо прийти в отделение ФСБ в городе и попроситься на прием.

В одном из кабинетов можно задать вопрос, как стать внештатным сотрудником ФСБ. Так, желающего проведут в необходимый отдел.

Попав в необходимый кабинет, необходимо быть готовым к тому, что будут задавать много различных вопросов. Вопросы могут быть из области личной жизни, карьеры, работы, увлечений, планов, поездок за границу. Готовность к таким провокационным и глубоким вопросам избавит от лишнего стресса.

При встрече с сотрудником, ответственным за принятие решений или уполномоченным к этому, необходимо быть готовым предложить что-то органам ФСБ. Необходимо четко понимать, зачем сотрудничество нужно самой структуре. Человеку, просто влюбленному в романтику службы в специальных органах, будет непросто понимать разницу между тем, что показано в фильмах, и тем, с чем на самом деле сталкиваются работники спецслужб. Только тот человек, который четко осознает всю ответственность службы в ФСБ, пусть и внештатной, сможет получить разрешение на сотрудничество.

Часто в городских подразделениях специальных служб могут быть анкеты, заполнив которые, рядовой гражданин может ожидать звонка с приглашением провести беседу. Такие анкеты содержат большое количество вопросов различной тематики, в том числе личной информации. Полная картина, составленная сотрудником на основании анализа анкеты и общения с кандидатом, поможет сложить правильное впечатление о человеке.

Мало кто знает, что этот человек - внештатный сотрудник ФСБ. Как им стать - информации мало. А с учетом того, что деятельность относится к безопасности государства, то рассказывать об этом категорически запрещено.

Условия сотрудничества

Чаще всего, для того чтобы работать как внештатный сотрудник ФСБ, необходимо подходить под требования:

  • не иметь судимостей;
  • быть здоровым физически и психологически;
  • пройти проверку у медицинских специалистов.

О работе - от сотрудников

В сети можно найти ограниченный объем информации о том, как на самом деле проводится работа в такой должности. Внештатный сотрудник ФСБ отзывы о своей деятельности не оставляет по нескольким соображениям:

  1. Служба связана с опасными элементами, группировками и подлежит секретности.
  2. Разглашение информации, касающейся работы спецслужб, карается законодательством.
  3. В случае сотрудничества с ФСБ по вопросам, связанным с оборотом наркотиков или противодействием терроризму, разглашение информации о своей личности может быть опасно для самого сотрудника или членов его семьи.

Как себя обезопасить

Многие граждане, задумавшись о сотрудничестве с органами, задаются вопросом о том, как защитить себя в случае непредвиденных ситуаций.

Есть информация, что внештатный сотрудник ФСБ, расписка которому предоставляется от самой службы, может на основании этой записки обратиться в суд и обжаловать какие-либо действия/бездействие. Однако судить о юридической силе и реальности такой записки сложно. Чаще всего сотрудничество ведется на договорной основе, а расписки не выдаются. Однако если расписка была дана, то необходимо проследить, чтобы моменты, перечисленные в ней, были указаны четко и без двоякого смысла.

Кого берут на работу чаще всего

Представители официальных органов сообщают в интервью, что чаще всего на работу берут действительно патриотичных людей. Тех, у кого фанатично горят глаза, избегают, чтобы не провоцировать организации, за которыми устанавливается наблюдение. Кроме того, фанатики сложно контролируемы. Хоть такие сотрудники и не состоят на учете в штате, ответственность за их действия может быть возложена на структуру службы безопасности.

В связи с тем что финансирование для таких работников ограничено, материальное поощрение за сотрудничество применяется крайне редко. Это могут быть ценные подарки или благодарственные грамоты, но бывает такое редко. В связи с этим те, кто рассматривает такую работу как возможность получения дополнительного заработка, будут разочарованы. Сотрудничество осуществляется на бесплатной основе.

Именно из-за отсутствия дополнительных финансов и берут на работу настоящих патриотов. Человек, который хочет защищать свою страну и свое государство на добровольной основе, будет полезен значительно больше, чем желающий на безопасности своей страны заработать.

Ограничения

Обычно для данной позиции особых требований нет. Могут стать препятствием яркие татуировки или модификации тела, неординарный цвет волос. Факторы, которые привлекают к себе дополнительные взгляды, могут негативно отразиться на безопасности внештатника.

Где работать

Расскажут о том, где требуется внештатный сотрудник ФСБ, вакансии. Москва и область объявления о наборе таких сотрудников размещают чаще всего. Найти такую информацию можно на сайтах официальных подразделений или непосредственно на доске обращений в городском подразделении ФСБ.

В Москве есть возможность обратиться сразу на Лубянку, по адресу: дом 2. Посетив комплекс зданий, входящих в подотчетные, можно получить полный перечень информации о кадрах, которые требуются в конкретный момент, а также оставить заявку, заполнив для этого анкету или опросный листок и оставив свои контактные данные.

В зависимости от того, где будут требоваться люди, можно получить распределение или предложение сотрудничества в одной из структур, которые входят в службу. Чаще всего набор внештатных сотрудников открывает пограничная служба и органы безопасности в войсках. Для этих двух подразделений помощь никогда не бывает лишней. Как в борьбе с незаконными проникновениями на территорию страны, а также при ввозе или вывозе товаров, продуктов, прочих предметов, так и в рядах армии необходимы люди, которые смогут проявить дополнительную бдительность.

Федеральная служба безопасности России является очень важной структурой. Переоценить ее значение крайне сложно. Работать здесь не только сложно, но и очень ответственно. Ведь каждый документ, который проходит через это ведомство, имеет особое значение. Поскольку задачей ФСБ является безопасность общества, то и должностей здесь очень много. Многие профессии, которые востребованы в этой организации, требуют определенных умственных способностей, работа обладает определенным риском для жизни, нагрузки тоже достаточно велики.

Это военное ведомство, но на работу сюда устраиваются не только кадровые офицеры, но и люди, которые имеют гражданские специальности. Попасть на службу в ФСБ считается престижным, но сложным делом. Это неудивительно, ведь здесь есть прекрасная возможность построить карьеру.

Найти информацию о размерах зарплаты достаточно сложно, ведь существует такое понятие, как неразглашение тайны. Однако известно, что у начинающего сотрудника ФСБ зарплаты не очень велики. Здесь сложная система начисления зарплаты. Должности здесь военные, и уровень дохода офицера зависит от выслуги размера должностной ставки, а также от его образования.

Как устраиваются в ФСБ

Пожалуй, нет более строгого работодателя, чем ФСБ. Здесь очень строгая система отбора. Нужно пройти медицинскую комиссию и психологическое тестирование. Но проверяют не только кандидатов, но и членов их семей. Так, например, родственников сотрудника спецназа попросят подписать документы, что они не будут иметь претензии, если с ним что-то случится, и не станут выяснять причины происшедшего.

Основным и важным требованием является наличие российского гражданства. Берут на работу в ФСБ и женщин. Чаще всего они устраиваются делопроизводителями. Если для мужчин необходимо иметь высшее образование, служить в армии, то для женщин допускается учеба в гражданских ВУЗах. После окончания их женщины получают звание прапорщика.

Независимо от того, какого пола сотрудник, он должен быть готов к командировкам и иметь необходимый набор личных качеств.

Какая зарплата в ФСБ в 2019 году

По сравнению с остальными ведомствами, в ФСБ самые высокие ставки. Так, в период с 2013 по 2019 году размер дохода сотрудника ведомства увеличилась в среднем на 30-50%. Повышение коснулось и сотрудников, которые служат по контракту, и тех, чья служба связана с пограничными войсками. Однако экономический кризис коснулся, и ФСБ, и прибавки жалования в 2019-2020 годах не ожидается. Тем не менее сотрудники ведомства получат прибавку, которая увеличит доход на 6%. В частности, ожидается введение выплат на детей, а также оплата стоимости проезда во время отпуска.

В зависимости от степени риска, из федерального бюджета компенсируются возможные травмы, связанные со службой. Размер положенной надбавки будет определяться в зависимости от оклада, который положен сотруднику в соответствии с его должностью, а также зарплатной ставки. Планируется принятие нового закона, который значительно увеличит зарплаты работников ведомства.

Тем не менее кризис внес свои коррективы, и повышение, возможно, придется подождать. Высокий уровень инфляции может привести к тому, что правительство заморозит свои планы. Кроме того, ходят упорные слухи о том, что ведомство ожидает волна сокращений. На данный момент планируется, что военные, занимающие высокие должности получат в течение трех лет прибавку, которая увеличит их зарплату на 7%,а те, кто занимает низкий ранг – 5%.

Ожидается, что повышение зарплаты произойдет в октябре, но специалисты утверждают, что введение надбавок может быть заморожено на неопределенный срок.

Какие ставки в ФСБ

Для того чтобы картина окончательно прояснилась, посмотрим, какие ставки действуют на сегодняшний день в этом ведомстве. На данный момент оклад офицеров, которые относятся к высшему рангу, составляет от 48 000 – 52 000 в месяц.

  • оклад старшего опера – 33 000;
  • оперуполномоченного – 31 000;
  • начальник территориального подразделения – 34 000;
  • следователи зарабатывают 21 — 28 000;
  • младший офицерский состав – 24 000;
  • радиотехники имеют оклад в 18 000;
  • Рядовые должности – 12 000.

Служащие, которые находятся на контрактной службе, имеют такие ставки:

  • высший офицерский состав (маршалы, генералы, адмиралы) – 27 000 — 30 000;
  • генерал-полковник имеет оклад – 25 000;
  • полковник или капитан – 13 000;
  • подполковник – 12 000;
  • звание лейтенанта от 11 000;
  • прапорщики – 10 000.

В ФСБ много подразделений. В частности, к этому ведомстве относятся погранвойска. Поскольку эта служба зачастую связана с риском для жизни, то и уровень зарплаты здесь другой. Однако и требования при приеме на работу очень высоки. Так, для того чтобы получить должность пограничника, следует пройти воинскую службу.

Возрастной ценз также строгий. Это от 18 до 40 лет. Кроме того, необходимо пройти серьезное психологическое тестирование. Работа пограничника очень ответственная: от того, насколько качественно выполняет свою работу сотрудник, зависит и безопасность государства. В частности, у потенциального кандидата не должно быть проблем с алкоголем или наркотиками. Будущие пограничники сдают экзамен ЕГЭ, а также нормативы по физкультуре.

Оклад здесь начинается от 18 000, однако сотрудникам пограничной службы полагаются надбавки и установленные льготы, а кроме того, доходы повышаются в зависимости от срока выслуги.

Какие пенсии в ФСБ

Сотрудники ФСБ относятся к военным, поэтому при выходе на заслуженный отдых получают хорошие пенсии и надбавки за выслугу лет, а также учитывается сложность, связанная с данной работой. Если сотрудник получил травмы в период несения службы, то это также учитывается. Так, начиная с 2013 года, повышается не только оклад действующих сотрудников, но и пенсии.

В планах правительства повысить размер пенсии военным. Однако ожидать большой прибавки не приходится. Не более 5 или 6%. Повышение пенсий будет проводиться два раза. Сначала повысят коэффициент, а затем добавят 5%. У военных идет прибавка к пенсии в зависимости от срока выслуги. С каждым годом пенсии увеличивают от 5 до 10%. В среднем это почти 50% от размера дохода.

Ждать ли прибавки в зарплате сотрудникам ФСБ в 2019 году

С 2013 года реализуется план, который призван улучшить материальные условия военных. На тот момент сотрудники ФСБ получали большие прибавки, которые составляли примерно 30-50%. Отчасти это связано с тем, что МВД увеличило оклады полицейским. Разница у сотрудников ведомств оказалась почти в 20 000 руб. В связи с этим существенного увеличения зарплаты органам безопасности в 2019-2020 году ожидать не приходится.

Таким образом, размер доходов останется прежним, однако прибавку в 5,5% получат военные, полицейские, сотрудники ведомства по борьбе с наркотиками, ФСИН. Для этого правительство выделяет сумму в 40 млрд. рублей. Ожидается, что прибавка будет действовать уже с октября. Кроме того, закон, который действует с 2014 года, позволяет повышать оклады сотрудникам, в зависимости от того, в каких условиях они служат. Поэтому увеличение жалований в ФСБ, скорее всего, получится значительное.

Федеральная служба безопасности России обеспечивает безопасность российского государства и всех его жителей. Удостоверение этой структуры открывает многие двери лучше гранаты, вводит людей в ступор и благоговейный трепет, потому что много о ФСБ не рассказывают и, что там делают, чем занимаются, какие люди работают – непонятно. Также сказывается память о ЧК, НКВД и КГБ, грозных предшественниках, которые помогали существовать государству в особо тяжелые времена.

Мечта оказаться в рядах защитников Отечества посещает многие молодые умы. Как оказаться на заводе или в техническом университете, известно всем, а как попасть в ФСБ?

Система отбора

Существует строгая система отбора в спецструктуры. Она включает тщательную проверку здоровья, соответствие параметров по росту, весу, зрению. В течении месяца может идти проверка кандидата, его родственников. Ведь для службы в ФСБ России необходимо иметь только российское гражданство, и наличие родственников за границей может стать непреодолимой преградой.

После всех проверок следуют психологические тесты и сдача физических нормативов. У каждого отдела свои нормативы, но из средних кандидату в любом случае надо следить за здоровьем, бегать стометровку за 14 секунд и километр за 4 минуты 25 секунд.

Сотрудники ФСБ являются элитой среди госслужащих, как по интеллектуальным показателям, так и по силовым. Поэтому наличие званий, наград по спортивным соревнованиям, крупным олимпиадам, будут вам плюсом. Также желательно не иметь серьезных травм и болезней в прошлом, например, сотрясений или крупных шрамов. При медицинском обследовании изучают все вплоть до родинок и татуировок.

Есть два типа кандидатов в ФСБ: те, у кого есть рекомендации от действующих сотрудников или ветеранов, и те, у кого такой рекомендации нет. Если вы из второго типа, то к вам будут присматриваться гораздо внимательнее и, если на одно место с вами будет претендовать кандидат с характеристикой, то, скорее всего, выберут его.

Прежде чем думать, как попасть в ФСБ, стоит решить для себя, что дальнейшая жизнь будет связана со службой государству. Это означает определенные ограничения на всю жизнь, ограничения по перемещению, по выездам за границу. В обмен будет пакет привилегий, гособеспечение и многое другое, в зависимости от должности и заслуг.

Если вы согласны с этим, то на тестах нужно быть честным. По приказу ФСБ РФ от 13 апреля 2011 года, каждый кандидат должен сдать анализы на токсическую, наркотическую, алкогольную зависимости. Также требуется пройти психологическое обследование, включающее полиграф.

Необходимые документы

Начали думать, как попасть в ФСБ? Собирайте документы. Вот примерный пакет документов, который надо собрать кандидату:

  • Заявление на рассмотрение кандидатуры с согласием на ограничения, которые возлагаются на сотрудника ФСБ, и с согласием на то, что личные данные будут тщательно исследованы.
  • Автобиография. Тут все просто: сочинения от вас не требуется, необходимо грамотно расписать, в какой семье рос, кто родители, в какой школе учился, в каком вузе, семейное положение.
  • Анкета по форме № 4.
  • Личные документы в виде паспорта, военного билета, водительских прав, документов об образовании, загранпаспорта (если есть).
  • Документы прямых родственников.
  • Справка о доходах, имеющемся имуществе и материальных обязательствах (например, кредит).
  • К комплекту нужны еще фотографии, как в паспорт, так как на каждого кандидата, заводится дело в нескольких экземплярах.

Структура ФСБ

ФСБ России имеет несколько отделов. В каждый из них требуются квалифицированные кадры. Вы можете выбрать по своим способностям и предпочтениям и стремиться к цели. Самый известный отдел – это служба пограничного контроля. Все пограничники проходят проверку и относятся к этой структуре. Второй по известности отдел – это контрразведка, вот где мечта парней, вот где спецназ, оперативная работа.

Одним из главных противников мирового порядка является терроризм. В ФСБ есть отдел по борьбе с терроризмом, межгосударственным и внутри страны. Здесь определяют и обрабатывают экстремистов, разжигателей беспорядков и прочие нестабильные элементы.

Остальные отделы не менее важны, но не так известны. Есть научно-технический центр, который отвечает за связь, защиту информации, занимается научными разработками. Есть центр по обеспечению безопасности экономики страны, который отвечает за порядок в структуре транспорта, промышленности, кредитно-финансовую сферу. Есть еще отдел по международным контактам, кадровый отдел и отдел, который синхронизирует работу всей структуры.

Служба в ФСБ – занятие почетное, но не всегда простое. Не многие выбирают такой путь.

Спецназ ФСБ

Нельзя не упомянуть знаменитую группу «Альфа». Это легендарное боевой подразделение, созданное еще в Советском союзе. Многие мальчишки мечтают попасть туда, а став военными, понимают, насколько это сложно. Требования к кандидатам здесь очень высоки, как физические, так и интеллектуальные. Вопрос, как попасть в ФСБ, является сложным, а как попасть в «Альфу» - вопрос со многими неизвестными для обычного жителя нашей страны, но не неразрешимый. Дорогу осилит идущий.

Академия ФСБ

Это заведение, куда принимают только лучших молодых людей, готовых служить своему государству. Многие знают только про академию в Москве, но есть и региональные филиалы, в которых проходной бал несколько ниже. Академия ФСБ не обычное высшее учебное заведение, здесь предъявляют требования и к физической подготовке абитуриента. По окончании люди получают престижную работу, которая достойно оплачивается.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России ) является федеральным органом исполнительной власти, непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление, а также разведывательную деятельность и деятельность в сфере борьбы с преступностью.

Деятельность органов федеральной службы безопасности регламентируется Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ
"О федеральной службе безопасности"
(с изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г.), Положением о ФСБ РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 6 июля 1998 года № 806 (утратил силу) иными правовыми актами, определяющими нормативно-правовой статус структурных звеньев ФСБ РФ, организацию и тактику их работы.

Назначение органов ФСБ РФ состоит в обеспечении безопасности личности, общества и государства в пределах предоставленных им полномочий. Это одна из важных функций государства и представляет собой деятельность по реализации системы мер, проводимых различными звеньями государственного механизма, направленных на защиту жизненно важных интересов федеративного государства, всех субъектов федерации, общества в целом и граждан от зарубежных подрывных центров и других иностранных организаций, участвующих в такой деятельности, а также от противоправных посягательств на конституционный строй, экономический, научно-технический и оборонный потенциал страны.

Деятельность по обеспечению государственной безопасности проводится практически на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, прокуратуры и судебной системы. Государственные органы при решении задач обеспечения государственной безопасности опираются на поддержку и помощь общественности и отдельных граждан.

Система мер обеспечения государственной безопасности включает в себя:

а) организационно-политические меры, состоящие в выработке стратегических установок в сфере обеспечения госбезопасности, координации усилий различных звеньев государственного механизма на всех уровнях государственного руководства;

б) правовые меры, включающие правотворческую (прежде всего законодательную) и правоприменительную деятельность в сфере обеспечения государственной безопасности;

в) военные меры, направленные на предотвращение военной угрозы извне, предупреждение и пресечение использования вооруженного насилия со стороны антиконституционных, экстремистских сил;

г) разведывательные меры, состоящие в добывании информации о наличии различного рода угроз извне суверенитету и территориальной целостности России, а также в предупреждении и локализации этих угроз с использованием разведывательных средств и методов;

д) контрразведывательные меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение средствами и методами контрразведки разведывательно-подрывных действий иностранных спецслужб и других иностранных организаций.

ФСБ России для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности задач и обеспечения деятельности указанных органов в установленном порядке создает подразделения департаментов, самостоятельных управлений и других структурных подразделений ФСБ России, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, военно-строительные подразделения, предприятия, учреждения и организации.

Прежде всего, эти органы в соответствии со ст. 2 названного закона представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

Управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

Управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

Управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);

Другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

Авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Характерно, что в отличие от органов внутренних дел, находящихся в двойном подчинении (по вертикали – Министерству Внутренних дел РФ, а по горизонтали – местной администрации исполнительной власти), территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Федеральной службы безопасности РФ, которая сама является федеральным органом исполнительной власти.

В деятельности органов ФСБ , где активно применяются оперативные мероприятия, ст. 8 Федерального закона об органах ФСБ определены основные направления для этого: ; ; ; ; . Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.

В соответствии с законом органы ФСБ, во-вторых, правомочны осуществлять и иные правовые направления и виды оперативной деятельности, в том числе разведывательную, а также оперативно-розыскную.

Адекватно этим направлениям выделяют задачи – функции ФСБ России, с учетом которых обеспечивается внутреннее устройство данного ведомства, осуществляющего вышеуказанные основные виды оперативной деятельности.

Так, в числе задач – функций ФСБ России, прежде всего выделяются следующие проблемы:

– выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

– координация проводимых другими федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мероприятий по обеспечению собственной безопасности;

– проведение во взаимодействии со Службой внешней разведки Российской Федерации мероприятий по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;

– осуществление в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами пограничной службы и пограничными войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации мер по обеспечению защиты государственной границы Российской Федерации;

– обеспечение в пределах компетенции данной Федеральной службы защиты сведений, составляющих государственную тайну.

Для их разрешения в структуре ФСБ РФ создаются Департамент контрразведки, Управление военной контрразведки и их структурные звенья на местах, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют следующие функции:

– организуют и осуществляют в пределах своих полномочий контрразведывательную деятельность, определяют порядок проведения контрразведывательных мероприятий и использования негласных методов и средств при их осуществлении, а также устанавливают порядок осуществления органами федеральной службы безопасности проникновения в специальные службы и организации иностранных государств;

– участвуют в пределах своих полномочий в проведении мероприятий, направленных на обеспечение безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;

– обеспечивают во взаимодействии с органами внутренних дел Российской Федерации безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;

– участвуют в пределах своих полномочий в осуществлении мер по обеспечению защиты государственной границы Российской Федерации;

– организуют и осуществляют обеспечение безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и возглавляемой ею системе органов и войск, Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и возглавляемой им системе органов и войск, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны, иных воинских формированиях и в их органах управления, а также в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральных органах налоговой полиции, таможенных органах Российской Федерации;

– обеспечивают в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной промышленности и энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

– участвуют в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности страны, по защите сведений, составляющих государственную тайну, в лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, оказанием услуг по защите государственной тайны; определяют основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности в этих областях;

– осуществляют контроль за обеспечением защиты сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях; в установленном порядке осуществляют мероприятия, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, а также с приемом на военную службу (работу) в органы федеральной службы безопасности;

– осуществляют в пределах своей компетенции контрразведывательные и иные меры по обеспечению безопасности федеральных органов государственной власти;

– выявляют на территории Российской Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях; перехватывает передачи и пресекают работу на территории Российской Федерации средств радиосвязи и других передающих радиоэлектронных средств, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации; осуществляют регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств.

Контрразведывательная работа вышеуказанных оперативных служб ФСБ , реализующих данные функции, - это деятельность, направленная на своевременное вскрытие, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывных акций спецслужб иностранных государств и иностранных организаций, создающих угрозу безопасности РФ и субъектов Федерации, а также на защиту конституционного строя, экономического, научно-технического и оборонного потенциала страны от антиконституционных посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц, на борьбу с преступлениями, расследование которых отнесено законом к ведению органов государственной безопасности.

Важное место в работе органов государственной безопасности занимает изучение оперативной обстановки в стране, отдельных регионах, выявление причин и условий, благоприятствующих осуществлению разведывательно-подрывных акций иностранных спецслужб , других криминогенных факторов, влияющих на динамику преступности в сфере обеспечения госбезопасности. На основе анализа и оценки оперативной обстановки вырабатываются рекомендации по осуществлению профилактических мер и повышению эффективности работы контрразведки, готовится информация для высших органов государственной власти и управления.

Контрразведывательная деятельность носит характер специальной деятельности строго конфиденциального характера и осуществляется в интересах защиты государства от внешних воздействий военного, разведывательного, экономического, информационного, техногенного, экологического, идеологического характера.

По своему характеру и значимости контрразведывательная деятельность органов ФСБ, регламентируемая ст. 9 Федерального Закона об органах ФСБ, является одной из самых сложных по организации и применению возможностей спецслужб. Она направлена на выявление, предупреждение, пресечение разведывательной и иной деятельности в ущерб безопасности Российской Федерации со стороны специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц. В соответствии с положениями ст. 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В число задач органов ФСБ в области контрразведывательной деятельности, вытекающих из требований ст.ст. 9, 12 Федерального Закона об органах ФСБ, как правило, входят:

– выявление данных о разведывательной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц в ущерб безопасности Российской Федерации;

– обеспечение защиты (охраны) сведений, составляющих государственную тайну;

– изучение (проверка) лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам ФСБ;

– создание условий для обеспечения собственной безопасности.

Контрразведывательная деятельность органов ФСБ может также осуществляться в интересах обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных и внутренних войсках, в войсках ФАПСИ, Железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, в органах внутренних дел, в органах ФАПСИ, а также объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, других стратегических объектов, в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок, органов государственной власти и в других направлениях.

В процессе контрразведывательной деятельности органы ФСБ могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Возможность их применения установлена в ст. 13 Федерального Закона об органах ФСБ, а порядок определяется ведомственными нормативными актами ФСБ РФ.

Если в ходе осуществления контрразведывательной деятельности возникает потребность проведения мероприятий, затрагивающих неприкосновенность жилища граждан, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, то на их проведение испрашивается разрешение суда, которому предоставляются соответствующие служебные документы. Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности составляют государственную тайну.

Структура органов Федеральной службы безопасности в целом и с учетом входящих в ее состав подразделений, осуществляющих контрразведывательную деятельность, а также безопасность в войсках определяется соответствующими Положениями, утвержденными Указами Президента РФ в соответствии со ст.ст. 1, 3 Федерального Закона об органах ФСБ.

В числе задач ФСБ РФ имеется и такая как добывание и обработка в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации разведывательной информации, при этом названы ее адресаты: Президент РФ; Правительство РФ; Федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов РФ.

Все они должны информироваться об угрозах безопасности Российской Федерации. Для этого на соответствующие структурные звенья ФСБ РФ возлагается обязанность осуществлять разведывательную деятельность, в частности, организовывать и осуществлять в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации добывание информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях и действиях, о планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц. Разведывательная деятельность носит специфический характер. Она проводится органами безопасности в целях информационного обеспечения осуществления внешней и внутренней политики РФ и образующих федерацию субъектов. Она включает добывание и оценку информации о планируемых и осуществляемых иностранными государствами и организациями политических, военных и экономических акциях, создающих реальную и потенциальную угрозу безопасности страны, выработку рекомендаций о мерах по срыву акций, а также принятие мер по оказанию противодействия им с использованием специальных разведывательных средств и методов. Важное место в деятельности разведки занимает также добывание информации о тенденциях развития и конкретных достижениях мировой науки и техники в интересах развития экономики и укрепления обороноспособности. При этом следует учитывать, что разведывательная деятельность органов ФСБ в соответствии со ст. 11 Федерального Закона об органах ФСБ осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации. Причем порядок и условия этого взаимодействия устанавливаются на основании как соответствующих соглашений между этими органами, так и на основании совместно издаваемых межведомственных нормативных актов (инструкций, положений, наставлений и т.д.) в соответствии с Федеральным законом "О внешней разведке".

При решении задач разведывательной деятельности органы ФСБ информируют об угрозах безопасности Российской Федерации, как Президента, Председателя Правительства РФ, так и по их поручению органы государственной власти. Одновременно органы ФСБ РФ:

– выявляют, предупреждают, пресекают преступления, наносящие ущерб безопасности России;

– добывают разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, оборонного и научно-технического потенциала;

– осуществляют внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваются с ними на взаимной основе оперативной информацией в пределах своих полномочий и т.д.

В соответствии с законом (ст. 11 Федерального Закона об органах ФСБ) порядок проведения органами ФСБ разведывательных мероприятий, а также использования негласных методов и средств в ходе разведывательной деятельности определяются ведомственными нормативными актами Федеральной службы безопасности РФ закрытого характера, т.к. сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления этой деятельности составляют государственную тайну (Порядок проведения разведывательных мероприятий и порядок использования специальных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.).

С точки зрения возможностей осуществлять оперативную деятельность Федеральная служба безопасности России имеет универсальный характер. Это объясняется постановкой перед ней задач, которые требуют создания в ее структуре звеньев, которые помимо контрразведывательной и разведывательной деятельности проводили бы и ОРД в интересах выявления, предупреждения и раскрытия ряда опасных преступных проявлений, прежде всего, со стороны профессиональных, организованных преступных сообществ. Последние характеризуются четким распределением ролей между организаторами и исполнителями преступлений, наличием корпоративной иерархии и подчиненности участников преступного сообщества. Непререкаемая власть руководителя организации и беспрекословное выполнение его воли участниками сообщества, полная их зависимость от сообщества, и особенно от руководителя, круговая порука, наличие специальных организационных звеньев обеспечения внутренней безопасности, специальной техники, использование агентурных методов являются характерными чертами организованной преступности, затрудняющими борьбу с ней.

Современной организованной преступности как в РФ, так и за рубежом, свойственны процессы сращивания руководителей криминогенных формирований с государственными и общественно-политическими структурами, приобретение позиций в легальных сферах экономики и стремление установить над ними контроль, проникнуть в правоохранительные органы, терроризирование и физическое устранение лиц, оказывающих и могущих оказать помощь в раскрытии преступного сообщества.

В условиях острого политического кризиса в стране происходят процессы политизации организованной преступности. Обнаруживается стремление руководителей преступных сообществ воздействовать на развитие деструктивных процессов, ослабляющих власть, устанавливать контакты с экстремистскими группами и организациями, подключаться к участию в антиконституционных действиях, и особенно связанных с насилием, оказывать влияние на ход избирательных кампаний, добиваясь избрания нужных для них лиц.

Для современной организованной преступности характерна интернационализация ее деятельности, тенденция к установлению связей с зарубежными и международными преступными организациями. Не исключаются и преступные контакты с иностранными спецслужбами. Существующие тенденции развития организованной преступности, ее политизация и интернационализация, а также связь с терроризмом характеризуют это антиобщественное социальное явление как источник угрозы государственной безопасности, как фактор, подрывающий конституционный строй и дестабилизирующий обстановку в стране.

Все это обуславливает необходимость подключения к разрешению данной проблемы не только операппаратов МВД РФ, но и ФСБ РФ. Характерным его структурным звеном здесь является Департамент экономической безопасности.

Иным опасным криминальным и антиконституционным явлением, возродившимся в России в современных условиях, является терроризм. Оно выражается в преступных действиях в виде убийств, захвата заложников, других насильственных действий, посягающих на жизнь, здоровье, свободу и имущество граждан, установленный правопорядок и общественную безопасность. В современных условиях терроризм используется рвущимися к власти экстремистскими силами в качестве средства политической борьбы с целью противодействия мерам органов власти по стабилизации обстановки, подавления конструктивных сил, запугивания населения.

Терроризм нередко направлен против депутатов парламентов, неугодных политических и общественных деятелей, правоохранительных органов и других категорий лиц и учреждений.

Терроризм имеет как внутренний, так и международный характер. Проявления международного терроризма могут иметь целью оказать давление на иностранное государство, добиться изменения его политики или же принятия конкретных решений, выгодных для определенных политических, мафиозных групп. Акции международного терроризма осуществляются экстремистами и с целью расправы со своими противниками и с иными целями. Террористические проявления имеют место и против нашей страны.

Терроризм как антиобщественное явление содержит угрозу государственной безопасности, поскольку нарушает нормальную жизнь общества, подрывает его потенциал и конституционный строй, создает препятствия для функционирования власти и правоохранительных органов, ставит под угрозу обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан.

В силу вышеуказанных причин ФСБ РФ призвано решать задачи выявления, предупреждения и пресечения как террористической, так и диверсионной деятельности. Поэтому в его структуре создан Департамент по борьбе с терроризмом, который совместно с другими структурными звеньями этого ведомства разрабатывает и реализует соответствующие меры борьбы с вышеуказанными видами противоправной деятельности. При этом соответствующие органы ФСБ призваны, прежде всего, выявлять и нейтрализовать незаконные вооруженные формирования, преступные сообщества и группы, отдельных лиц, общественные объединения, ставящие своей целью осуществление вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти.

Вышеуказанные структуры таким образом организуют и осуществляют ОРД по выявлению, пресечению, предупреждению преступлений, осуществляют дознание по делам о преступлениях, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов ФСБ РФ. В их числе: посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), организация преступного сообщества (ст. 210 УК и др.), коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознания и предварительное следствие по которым отнесены законом (ст. 119 и 126 УПК) к их ведению. Наряду с этим, органы ФСБ в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с преступностью обязаны устанавливать лиц, совершающих или совершавших преступления, отнесенные к подследственности следственных аппаратов этих органов, а также вести розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда (ст.210 УПК).

Выполняя задачи по борьбе с преступностью, оперативно-розыскные подразделения органов ФСБ тесно взаимодействуют со следственными аппаратами ФСБ, вновь созданными в составе Федеральной службы безопасности в соответствии с Указом Президента РФ от 22 ноября 1994 г. № 2106, а также с органами прокуратуры, налоговой полиции, таможенными органами, органами прокуратуры и суда. При этом они руководствуются требованиями ст. 127 УПК, ст. 12 Федерального закона о ФСБ, ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 года № 567, и межведомственными нормативными актами, определяющими порядок взаимодействия.

Учитывая весьма существенные особенности в деятельности органов ФСБ РФ по раскрытию и расследованию преступлений против государственной власти, а также иных тяжких и особо тяжких преступлений, им предоставлено право создавать самостоятельные следственные изоляторы с осуществлением в них оперативно-розыскных мероприятий.

Особо следует отметить, что постановка перед ФСБ РФ задач, связанных с выявлением и пресечением деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц, общественных объединений, ставящих своей целью осуществление вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя РФ, насильственный захват или насильственное удержание власти, деятельность которых составляет иную угрозу безопасности РФ, привела к созданию в структуре ФСБ РФ Управления конституционной безопасности.

Поскольку все направления оперативной деятельности ФСБ РФ обеспечивают приток к нему значительного объема информации, то ее обработкой, анализом, и с учетом этого, прогнозом и стратегическим планированием занимается в структуре ФСБ РФ специальный Департамент. Результаты его работы проявляются в форме разработки государственных программ обеспечения безопасности; выработки прогнозов развития внутриполитической, социально-политической, криминогенной обстановки в стране; подготовки предложений по предупреждению и нейтрализации угроз безопасности РФ; разработки мер борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом наркотиков, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; мер борьбы с отдельными лицами, общественными объединениями, сообществами, готовящими или совершающими опасные преступные и антиобщественные проявления; разработки мер по обеспечению информационной безопасности и др.

Известно, что одним из принципов государственного управления является его правовая упорядоченность. Поэтому в структуре ФСБ РФ имеется Договорно-правовое управление, которое проводит работу по созданию оптимальной правовой основы для деятельности оперативных служб ФСБ РФ. В соответствующих ведомственных актах устанавливается порядок проведения разведывательных, контрразведывательных и оперативно-розыскных мероприятий, использования негласных методов и средств при осуществлении органами ФСБ разведывательной и контрразведывательной деятельности, ОРД. Данное управление обобщает практику применения Федерального законодательства, регламентирующего обеспечение безопасности РФ, и в установленном порядке вносит предложения по его совершенствованию, готовит и участвует в подготовке проектов соответствующих нормативных правовых актов РФ по вопросам, отнесенным к компетенции ФСБ России, осуществляет методическое руководство органами ФСБ в организации правового обеспечения их деятельности.

Договорно-правовое управление ФСБ РФ также проводит работу по подготовке к заключению в установленном порядке и в пределах компетенции ФСБ РФ международных договоров России, прежде всего, касающихся вопросов национальной безопасности.

Важное значение для успешной деятельности оперативных служб ФСБ имеет и работа таких его структурных звеньев, как Департамент обеспечения деятельности и Департамент организационно-кадровой работы.

Поскольку осуществление оперативными службами ФСБ РФ основных направлений оперативной деятельности связано с риском, противодействием со стороны ее объектов, кризисными ситуациями, то в структуре ФСБ РФ функционирует Управление собственной безопасности, которое:

– обеспечивает собственную безопасность органов федеральной службы безопасности;

– обеспечивает защиту военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности, лиц, оказывающих содействие этим органам, участников уголовного судопроизводства по делам, отнесенным к компетенции органов федеральной службы безопасности, членов их семей и близких, на жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также на имущество которых совершаются преступные посягательства;

– разрешает иные задачи, отнесенные к компетенции данного структурного звена ФСБ РФ.

Задачи, поставленные законодателем перед федеральной службой безопасности, требуют, как правило, совместных усилий Департаментов и Управлений, входящих в состав этого ведомства и гарантирующих достижение единой стратегической цели в виде обеспечения национальной безопасности. Поэтому актуальным является вопрос координации и взаимодействия всех структурных звеньев ФСБ РФ.

Этот вопрос, прежде всего, отнесен к компетенции руководства ФСБ России и подразделений, непосредственно входящих в структуру данного ведомства, которые составляют центральный аппарат ФСБ России.

Исходя из этого, в числе основных задач ФСБ России является руководство органами федеральной службы безопасности и подчиненными им предприятиями, организациями, учебными заведениями, научно-исследовательскими, экспертными и военно-медицинскими учреждениями и подразделениями, военно-строительными подразделениями, центрами специальной подготовки, подразделениями специального назначения, а также организация их деятельности.

ФСБ России возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

Директор ФСБ России:

– несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на ФСБ России и органы федеральной службы безопасности;

– организует работу ФСБ России, руководит деятельностью органов федеральной службы безопасности, образует в них коллегии и утверждает их состав, устанавливает полномочия должностных лиц органов федеральной службы безопасности по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов;

– информирует Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции органов федеральной службы безопасности;

– представляет ФСБ России во взаимоотношениях с органами законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации;

– издает на основании и во исполнение федерального законодательства и Положения о ФСБ РФ правовые акты, в том числе совместно или по согласованию с руководителями других федеральных органов исполнительной власти, организует проверку их исполнения;

– отменяет противоречащие федеральному законодательству и нормативным правовым актам ФСБ России правовые акты, изданные руководителями органов федеральной службы безопасности;

– вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых актов и предложения по совершенствованию федерального законодательства об обеспечении безопасности Российской Федерации;

– вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения об изменении численности военнослужащих органов федеральной службы безопасности и структуры ФСБ России;

– вносит на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложения об изменении штатной численности гражданского персонала ФСБ России;

– принимает решения о создании территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках, подразделений департаментов и самостоятельных управлений ФСБ России, о создании подразделений, предприятий, учреждений, организаций, военных представительств и подразделений специального назначения органов федеральной службы безопасности, необходимых для выполнения задач, возложенных на эти органы, и для обеспечения деятельности этих органов; утверждает положения о них и их штаты, а также определяет порядок их функционирования;

– осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным законодательством, Положением о ФСБ РФ, иными правовыми актами, составляющими правовую основу его деятельности.

В ФСБ России образуется коллегия в составе директора ФСБ России (председатель коллегии), первого заместителя директора, статс-секретаря – заместителя директора, заместителей директора – руководителей департаментов, заместителя директора – начальника Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, а также руководящих работников органов федеральной службы безопасности.

Численность и состав коллегии ФСБ России, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждается Президентом Российской Федерации.

Коллегия ФСБ России на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов федеральной службы безопасности и принимает по ним решения.

Решения коллегии ФСБ России принимаются большинством голосов ее членов и оформляются приказами ФСБ России.

В случае разногласий между директором ФСБ России и коллегией директор ФСБ России реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту Российской Федерации. Члены коллегии ФСБ России также могут сообщить свое мнение Президенту Российской Федерации.

Решения, принятые на совместных заседаниях коллегии ФСБ России и других федеральных органов исполнительной власти, оформляются совместными приказами ФСБ России и соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью ФСБ России, по представлению Председателя Правительства Российской Федерации утверждает Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуру, а также назначает ее директора.

Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации координирует деятельность ФСБ России в части взаимодействия ФСБ России с органами государственной власти Российской Федерации.

ФСБ РФ согласно Федеральному закону об органах ФСБ в РФ, положению о ФСБ, Федеральному Закону об ОРД обладает определенным объемом полномочий, обеспечивающих выполнение обязанностей, возложенных на персонал соответствующих структурных звеньев этого федерального органа государственного управления.

Как ст. 17 Федерального Закона об ОРД, так и ст. 19 Федерального Закона об органах ФСБ в РФ последним предоставлено право привлечения отдельных лиц с их согласия на гласной и негласной основе к сотрудничеству, в том числе и в качестве внештатных сотрудников. Конфиденциальное содействие граждан органы ФСБ используют как в сфере борьбы с преступностью, так и в направлении контрразведывательной и разведывательной деятельности.

Специальное указание в ст. 19 Федерального Закона об органах ФСБ в РФ об использовании конфиденциального содействия граждан наряду с таким же положением ст. 17 Федерального Закона об ОРД обусловлено несколькими обстоятельствами. Во-первых, Федеральный закон об ОРД не регламентирует порядок осуществления контрразведывательной и разведывательной деятельности органов ФСБ, а регламентирует лишь их работу в сфере борьбы с преступностью. И, во-вторых, положения ст. 19 Федерального Закона об органах ФСБ в РФ распространяются на все случаи установления этими органами сотрудничества с частными лицами, при этом перечислив ряд прав и обязанностей конфидентов, которые напрямую не содержатся в ст. 17 Федерального закона об ОРД.

Так, в числе прав конфидентов органов ФСБ указаны такие, не перечисленные в ст. 17 Федерального закона об ОРД права, как возможность получать от сотрудников ФСБ разъяснения своих задач, обязанностей и прав; использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность.

Соответственно, среди обязанностей этих лиц перед органами ФСБ указаны такие, как соблюдение условий заключаемого с органами ФСБ контракта или договоренности и сотрудничестве; выполнение поручений, направленных на осуществление возложенных на них обязанностей; недопущение умышленного представления необъективной, неполной или клеветнической информации. При этом использование помощи граждан (как РФ, так и иностранных) на гласной и негласной основе осуществляется только с их согласия. Негласная помощь органам государственной безопасности со стороны граждан выражается в осуществлении скрытого наблюдения, в получении информации о разведывательно-подрывной деятельности с применением иных методов, в том числе путем проникновения в спецслужбы иностранных государств и иностранные организации, в преступные сообщества. Помощь граждан осуществляется также в форме консультирования органов государственной безопасности по вопросам обеспечения государственной безопасности, борьбы с преступностью, предложений по совершенствованию системы обеспечения госбезопасности и т.п. Граждане могут привлекаться с их согласия к розыску и задержанию преступников, к совершенствованию режимных мероприятий.

Обязательными требованиями к использованию граждан в оказании помощи органам государственной безопасности являются строгое соблюдение законности, прав и законных интересов других граждан, недопущение провокации и искажения информации.

За внесение существенного вклада в обеспечение госбезопасности при выполнении поручений органов государственной безопасности, проявленные при этом героизм и мужество граждане могут представляться к государственным наградам, отмечаться различными поощрениями органов государственной безопасности.

Характерно, что применяемые в ходе осуществления контрразведывательной, разведывательной деятельности и в борьбе с преступностью средства, приемы, методы сбора, исследования, проверки информации идентичны оперативно-розыскным мероприятиям и средствам, применяемым в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности в широком смысле этого понятия и перечисленным в ст. 6 Федерального закона об ОРД.

Действительно, органы ФСБ, осуществляя свою деятельность в вышеназванных направлениях (контрразведка, разведка, борьба с преступностью) применяют мероприятия, сходные с теми, которые указаны в ст. 6 Федерального закона об ОРД (наблюдение, опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, отождествление личности, оперативное внедрение, снятие информации с технических каналов связи, прослушивание телефонных переговоров и т.д.). Родство и идентичность названных мероприятий определены сходством приемов и навыков их осуществления, но разнятся они в зависимости от целей и задач, решаемых при применении этих мероприятий в сфере контрразведывательной деятельности. Ее задача – выявление, предупреждение, пресечение разведывательной деятельности специальных служб иностранных государств – ч. I ст. 9 Федерального закона о ФСБ. В свою очередь область разведывательной деятельности – получение информации об угрозах безопасности Российской Федерации – ч. I ст. 11 указанного закона. Задача же борьбы с преступностью – выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, хотя и отнесенных к компетенции органов ФСБ – ст. 10 Федерального закона о ФСБ. Во всех направлениях своей деятельности органы ФСБ используют схожие как гласные, так и негласные методы и средства, выбор которых тем не менее определяется условиями и целям деятельности.

Помимо вышеназванных прав проводить оперативно-розыскную деятельность, осуществлять дознание и предварительное следствие, осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности закон (ст. 13 Федерального Закона об органах ФСБ в РФ) предоставляет им и такие права, как беспрепятственное проникновение (вход) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на земельные участки граждан, территории и в помещения предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, отнесенное к их компетенции. Эти же действия органы ФСБ вправе осуществлять при преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, если промедление с их задержанием поставит под угрозу жизнь и здоровье граждан. О всех таких вхождениях в жилые и иные помещения органы ФСБ уведомляют прокурора в течение 24-х часов. Последний проверяет законность и обоснованность действий сотрудников ФСБ, при нарушении требований законов прокурор принимает меры к их устранению.

К содержанию учебника:

Практически все российские подразделения спецназа, действующие в зоне проведения контртеррористической операции либо осуществляющие антитеррористические и разведывательные мероприятия, работают на основе данных, полученных от оперативников ФСБ. Со мною, наверное, согласятся и пограничники, и сотрудники ГРУ, и спецназовцы внутренних войск: по сравнению с другими источниками информация, исходящая от оперов ФСБ, наиболее точная. Но как происходит ее сбор? На чем основана работа ФСБ? Во многом для обывателей это останется загадкой. Мы можем лишь слегка обозначить отдельные методы и рассказать об основных средствах такой работы.

Начнем с того, что в каждом регионе страны, в каждой области и в каждом городе есть управление или отдел ФСБ. Основу таких подразделений составляют оперативные работники.

— Нельзя точно сказать, с чего начинается работа оперативника, — объясняет офицер УФСБ по Северному Кавказу, майор Дмитрий Толстыко. — Есть понятие — оперативно-разыскная деятельность. И она ведется постоянно: идет работа с населением, информационными ресурсами, конфидентами, проводятся аналитические исследования.

По словам оперативников, даже пункт «опрос граждан» не сводится в их работе к банальной беседе. Для успешного проведения этих мероприятий офицеры ФСБ должны обладать хорошей памятью, аналитическим мышлением, умением быстро сопоставлять факты и делать выводы. Оперативный опрос бывает двух видов. В первом случае чекист не скрывает, кем является, но ведет себя так, чтобы опрашиваемый не догадался, чего от него конкретно хотят. Во втором — оперативник выдает себя за другое лицо, которое чья-либо преступная деятельность не интересует.

— Приведу один пример, — рассказывает майор Толстыко. — В районе Ножай-Юрта орудовала банда боевиков. Нам было необходимо выявить ее основные и запасные места отдыха, численность, маршруты движения, вооружение, связи с местными жителями. Аналитики, отталкиваясь от информации о боестолкновениях и терактах, совершенных бандитами, а также исходя из данных, переданных подразделениями внутренних войск, действовавших в районе, составили карту возможных мест, где боевики могли встречаться с местными жителями. Было выбрано несколько горных сел. Сотрудники начали опрос населения. Поскольку агентурные сети в то время функционировали еще слабо, основной упор делался на работу, как говорится, собственными силами. Выбрали несколько подразделений миноборы, дислоцировавшихся в нужном нам районе, договорились с их командованием, переоделись в форму. Далее стали завязывать отношения с населением. Поводы для общения каждый раз выбирали разные. В одном из сел сумели разговорить пожилую женщину.

— Посуду? В третий дом зайдите, Залима еще убрать не успела.

Зашли в третий по улице дом. Там женщина моет тарелок тридцать. Рядом грязные кастрюли и сковородки. Мы ходили накануне и вроде никакого праздника не видели, посиделок тоже не было. В доме проживают четыре человека. Значит, гости были ночные. Мы вежливо рассказали хозяевам о правовых последствиях, которые ждут их за укрывание бандитов. После часа беседы хозяева раскаялись, указали, куда ушла банда, рассказали о связях главаря с местным населением и других домах, где гостили боевики.

Такая же работа была проделана в соседних селах. После этого информацию передали спецназу внутренних войск, который точечно уничтожил все бандформирования.

Оперативники говорят, что во время опроса следует обращать особое внимание на мимику и поведение опрашиваемого. Если человек врет, то, как правило, смотрит в глаза собеседнику не более трети времени разговора. Если опрашиваемый, напротив, пристально смотрит на сотрудника, и зрачки при этом расширены, то это может означать, что он считает беседу нужной, и вероятность обмана снижается. Хотя пристальное внимание может свидетельствовать и о враждебности, но в таких ситуациях зрачки опрашиваемого сужены. К обману или желанию не говорить всей правды склонны люди, которые во время разговора потирают веки, оттягивают воротник рубашки, время от времени прикрывают рот рукой, но не зевают при этом, прячут руки в карманах. Даже привычка курения может многое рассказать оперативнику. Человек, уверенный в своих словах и действиях, выдыхает дым вверх или перед собой. Суетливые и трусливые люди, те, кого одолевают мрачные мысли или кто собирается совершить нечто противоправное, направляют дым вниз.

Один из методов работы с гражданами — наблюдение. Комплексное наблюдение, сочетающее в себе физическое, визуальное и техническое, чаще всего используется в работе сотрудников и агентов. Личное, или физическое, наблюдение проводится с помощью фото- и видеокамер. Диктофоны, прослушивающие устройства, навигационные маяки тоже в чести у оперативников. Молодые оперативники перед началом своей работы учатся, как затеряться в толпе, не выделяться из основной массы. Быстрое, почти мгновенное изменение внешности с помощью очков, париков, замены одежды стало в Органах почти искусством. Но, увы, тонкости и секреты его открывать нельзя.

Важную роль в оперативной деятельности играет работа с конфидентами. Некоторые граждане (и Кавказ не исключение) готовы добровольно сотрудничать с Органами. Однако передают они не всегда объективную информацию, а иногда и вовсе оговаривают соседей. На Лубянке есть фотографии 37-38 годов прошлого века, на которых отчетливо видно, как к почтовым ящикам «для доносов» утром выстраивались тысячные толпы людей. Если бы вся информация принималась тогда к сведению, наверное, сегодня некому было бы жить в нашей стране. Поэтому данные, поступающие от добровольных помощников, очень тщательно проверяются.

Еще одна группа агентов — «потерпевшие». Люди, которых обидели или ущемили представители криминального мира, не чистые на руку чиновники и так далее. Но работа с такими людьми усложняется тем, что все вокруг знают, как эти граждане настроены к тем или иным представителям криминального мира. И поэтому за редким исключением обилия информации от них ждать не приходится.

Другая категория граждан — «грешники». За этими людьми водится какой-либо грешок перед Органами или, наоборот, перед криминальным миром, в огласке которого они не заинтересованы. Как эти грехи устанавливаются, информация секретная. А вот используются такие данные всегда в нужном русле. Эти граждане не склонны к простым оговорам и наветам, они являются носителями точной информации. Для встречи с ними назначаются определенные места (явки). Это может быть роща, где конфидент оставляет информацию, или даже придорожный туалет. Маршруты и места определяются таким образом, чтобы не вызвать подозрения у местных жителей. Создание собственной агентурной сети — первоочередная задача для оперативников ФСБ. В каждом микрорайоне Москвы, в каждом городе, селе, ауле есть люди, постоянно, ежедневно снабжающие Органы необходимой информацией.

Отдельным видом работ для оперативников является контрольная поставка и закупка, благодаря чему можно выявить предателей, установить личность покупателей оружия и многое другое.

— На моем веку, — рассказывает Дмитрий Толстыко, — было две серьезные операции, связанные с контрольной поставкой и закупкой. В первом случае мы получили от агента информацию, что офицер одной из частей продает оружие и боеприпасы. Для начала мы выяснили круг его общения, как он юридически списывает проданное, кто его покрывает. Затем наш агент выразил заинтересованность в приобретении автомата. Офицера мы задержали с поличным, одновременно были задержаны все участники торговли оружием. После этого были установлены и лица, покупавшие оружие.

Второй случай произошел в Подмосковье, мне кажется, он более интересен. Во время проведения опроса граждан мы узнали о неком лице, интересующемся покупкой оружия. Через агентурную сеть установили его личность и назначили наблюдение. Отслеживали его переговоры. Оказалось, что гражданин России активно скупал оружие у военнослужащих, прибывших из горячих точек. Оружие он поставлял в крупную криминальную группировку. Наш сотрудник встретился с ним и предложил большую партию снайперского вооружения, технических средств и противопехотных мин. На встречу прибыл один из руководителей криминальной структуры. Осмотрев образцы мин и оружия, он назначил встречу в нейтральном месте. Партию «товара» передали бандитам. Естественно, к этому времени велась слежка за всеми членами ОПГ. В итоге мы узнали места их складов, связи в криминальном мире, выявили людей, сотрудничавших с бандитами. Банду захватили в этот же вечер.

Особняком стоит в работе чекистов оперативное внедрение. Оно организуется в исключительных случаях, когда агентурная сеть не способна предоставить нужную информацию и доказательную базу, когда нет времени на проведение всего комплекса оперативных мероприятий и в ряде других случаев.

— Порой на этот вид деятельности не хватает отведенных начальством десяти месяцев, — поясняют оперативники. — Причем оперативное внедрение сотрудников ФСБ зачастую сильно отличается от того, что все помнят по фильму «Место встречи изменить нельзя».

Сотрудников заставляют совершать противоправные действия и даже «заказные убийства». Разумеется, оперативники никого не убивают, но бутафорских реквизитов на кровь, следы выстрелов, взрывы тратится много. Офицеры убеждены, что перечислить все формы деятельности при внедрении невозможно.

— Это как у артистов, — говорят сотрудники ФСБ, — новая роль — новый реквизит, новый образ.



Поделиться