Как проходит суд присяжных. Работа присяжных заседателей — участие в судебном заседании. Как отказаться от кандидатуры в присяжные заседатели

Теоретически присяжным заседателем может стать любой гражданин , который соответствует определенным требованиям, установленным законодательно.

Как получить работу присяжным заседателем? Выбор кандидатов осуществляется по определенному алгоритму и с использованием специальной компьютерной программы.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации :

Если гражданин решает отказаться от участия в судопроизводстве в качестве ПЗ, то ему необходимо написать соответствующее заявление и аргументировать свой отказ весомыми фактами.

Особенности суда

Что такое суд присяжных заседателей?

При выборе гражданина оценивается его возраст, гражданство, некоторые нюансы, связанные с медицинскими показателями и образом жизни.

Если у выбранного кандидата имеется погашенная или снятая судимость, то препятствий к назначению присяжным заседателем такой факт не создаст.

Требования к ПЗ :

  • возраст старше двадцати пяти лет;
  • наличие гражданства РФ;
  • владение русским языком;
  • отсутствие судимости;
  • отсутствие учета у нарколога или психиатра;
  • отсутствие физических недостатков.

Правила выбора

Отбор кандидатов в ПЗ осуществляется на основании персональных данных избирателей .

Конкретные граждане отбираются случайным образом с помощью специальной компьютерной программы.

Имена выбранных присяжных заседателей обязательно публикуются в специализированных СМИ. После получения уведомления гражданин может отказаться от участия в судебных процессах. При наличии такого заявления на его место выбирается кандидат из дополнительного списка.

Порядок отбора кандидатов для конкретного дела

Процедура выбора присяжных заседателей для конкретного дела не отличается от общего отбора кандидатов . Выбираются они случайным образом.

По закону не ранее, чем за неделю до судебного заседания, отобранные ПЗ должны получить повестки.

На подготовительном заседании осуществляется дополнительный отбор в коллегию . Стороны процесса имеют право отклонить кандидатуру конкретного присяжного заседателя, но для этого необходимо наличие весомых аргументов.

Нюансы отбора кандидатов:

  • в рассмотрении кандидатур принимают участие все стороны судебного процесса;
  • желание отклонить кандидатуру конкретного присяжного заседателя должно быть мотивировано;
  • участник процесса не может отклонить больше двух кандидатур.

Права присяжных по закону

Права лиц, выбранных в качестве ПЗ, указаны в 333 ст. УПК РФ .

Законодательные нормы распространяются не только на основной список, но и дополнительных кандидатов из запасного перечня .

Дополнительно закон устанавливает действия, которые заседатели не вправе осуществлять.

К числу таких ограничений относятся общение с лицами, которые не имеют отношения к уголовному делу по поводу его обстоятельств, сбор различных сведений вне судебного процесса, нарушение тайны совещания и голосования.

Что они делают?

Присяжные заседатели принимают участие во всех этапах судебного рассмотрения уголовного дела. Они могут запрашивать имеющиеся вещественные доказательства и материалы для изучения.

Дополнительно присяжные заседатели имеют право исследовать данные о проведении следственных мероприятий.

На основании изученной информации коллегия должна путем голосования вынести определенный вердикт.

Права ПЗ в районных судах:

  • участие в исследовании всех материалов по уголовному делу;
  • присяжные заседатели могут задавать вопросы по делу всем участникам процесса;
  • разрешено ведение записей во время судебного заседания;
  • допустимо обращение к судье за разъяснением норм законодательства.

Причины отвода

Для отвода присяжного заседателя необходимо наличие весомых аргументов . Нельзя без уважительной причины написать заявление об отказе.

В некоторых случаях компьютерная программа может допустить ошибку, выбрав кандидата, не соответствующего установленным требованиям.

Наличие факторов, противоречащих данному списку, дает возможность гражданину отказаться от участия в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя.

Основания для отвода кандидата или отказа от исполнения обязанностей ПЗ:

  1. Несоответствие возрастным требованиям (возраст младше двадцати пяти или старше шестидесяти пяти лет).
  2. Некоторые профессии (военнослужащие, священники, адвокаты, судьи, государственные служащие, частные детективы и полицейские).
  3. Наличие непогашенной судимости или привлечение к уголовной ответственности.
  4. Физические недостатки или увечья, а также тяжелое состояние здоровья (необходимо подтверждение медицинской справкой).
  5. Нахождение на учете у наркологов или психиатров (должно быть подтверждено документально).
  6. Отсутствие владения языком, на котором ведется судопроизводство, а также наличие гражданства другого государства.
  7. Наличие недееспособности (причина ограничения дееспособности значения не имеет).

Вердикт суда

Процедура вынесения вердикта присяжными заседателями отличается некоторыми нюансами.

Если в течение трех часов единогласного решения достичь не удается, то проводится голосование .

Воздержаться от высказывания своего решения по делу присяжный заседатель не имеет права. Если голоса разделились поровну, то вердикт выносится в пользу лица, признанного обвиняемым.

В некоторых случаях присяжные заседатели могут потребовать дополнительное время для вынесения решения и запросить дополнительные материалы по делу.

Варианты вердикта присяжных заседателей:

  • оправдательный вердикт (если в пользу обвиняемого проголосовало большинство присяжных заседателей);
  • обвинительный вердикт (за обвинение должно проголосовать минимум семь присяжных заседателей).

Если судья принимает решение о необоснованном вердикте присяжных заседателей , то коллегия может быть распущена. Для такой процедуры необходимо наличие весомых аргументов (например, наличие состава преступления, очевидное доказательство вины обвиняемого и пр.).

Повторное рассмотрение уголовного дела назначается с новым составом суда присяжных заседателей.

Наказание для осужденного лица

Присяжные заседатели не имеют полномочий определять наказание по уголовному делу. Приговор выносится квалифицированным судьей с учетом обстоятельств, выясненных в процессе судебного разбирательства и вердикта коллегии.

Решения не должны противоречить друг другу. Если обвиняемый не согласен с приговором, то его можно обжаловать в вышестоящие судебные инстанции.

Чем отличается от статуса арбитражных заседателей?

Основные требования к кандидатам в арбитражные и присяжные заседатели не отличается.

Это должны быть граждане старше 25 лет, с отсутствием хронических психических заболеваний и физических отклонений, не состоящие на учете в наркологическом диспансере и не имеющие непогашенной судимости.

Другие пункты содержат значительные отличия. Отличия присяжных заседателей от арбитражных заседателей:

  1. Максимальный возраст арбитражного заседателя ограничивается 70 годами (для присяжных — 65 лет).
  2. ПЗ принимают участие в рассмотрении уголовных дел в федеральных судах общей юрисдикции (арбитражные — в Арбитражных судах).
  3. В судебном рассмотрении дела принимают участие двенадцать присяжных заседателей, а арбитражных заседателей должно быть только два.
  4. Арбитражные заседатели должны иметь высшее профессиональное образование (юридическое, экономическое и пр.).
  5. Списки присяжных заседателей формируются случайным образом из избирателей (кандидаты в арбитражные управляющие направляются торговыми палатами, объединениями предпринимателей и другими организациями).
  6. Арбитражные заседатели должны иметь стаж работы не менее пяти лет (в финансовой, управленческой, экономической, юридической и других видах профессиональной деятельности).

Принимая решение об участии в судебном рассмотрении дела в качестве присяжного заседателя, гражданин должен осуществлять степень своей ответственности.

При вынесении вердикта нельзя руководствоваться эмоциями. Решение должно быть основано на объективной оценке деталей уголовного дела.

Кто может стать присяжными заседателями и какие решения они выносят? Узнайте об этом из видео:

Автор статьи -

В России к компетенции суда присяжных отнесено небольшое количество преступлений, из-за чего большинство обвиняемых не могут рассчитывать на рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей (). Сама процедура судебного разбирательства такова, что председательствующий (профессиональный) судья имеет столь значительное влияние на ход процесса, что это может существенно отражаться на итоговом мнении присяжных.

Даже при всех имеющихся проблемах суд присяжных иногда является единственным шансом на справедливый приговор. По данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации процент оправдательных приговоров снижается: 0,54% в 2014 году, 0,43% в 2015 году и 0,36% в 2016 году. Как видно из данных: общество нуждается в развитии независимого суда присяжных.

23 июня 2016 года принят Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ " ". Эти изменения представляют собой компромисс между государственными и общественными интересами. Часть из них вступила в действие, но основные изменения ждут нас 1 июня 2018 года.

Законодатель расширил перечень составов преступлений, по которым дело может быть рассмотрено судом с участием присяжных заседателей и отнес рассмотрение дел с участием присяжных заседателей к компетенции районных судов и гарнизонных военных судов (на одну ступень судебной системы ниже, чем до изменений) по делам о преступлениях, предусмотренных , и , и . Эти изменения формально призваны расширить применение института суда присяжных заседателей. При этом стоит обратить внимание на то, что новые составы, по которым обвиняемый может избрать суд присяжных, в основном весьма экзотические: ("Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля"), ("Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование"), ("Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа"), ст. 357 ("Геноцид"). Пожалуй, преступления по ("Убийство") и ("Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью") будут чаще остальных рассматриваться в суде присяжных.

Как и ранее, после вступления в силу указанных изменений суд присяжных останется недоступным для основной массы обвиняемых. Его компетенция не распространяется на кражи, мошенничество, преступления при осуществлении предпринимательской деятельности.

Еще одно изменение – это сокращение кандидатов в присяжные и сокращение непосредственно количества присяжных. В районных и гарнизонных судах коллегия присяжных будет состоять из 6 человек. Для ее формирования достаточно 12 кандидатов. В вышестоящем суде коллегия присяжных заседателей будет состоять из 8 человек при не менее 14 кандидатах. До изменений закон предусматривает 12 членов коллегии из не менее чем 20 кандидатов.

Относительно сокращения численности коллегии присяжных заседателей есть свои "за" и "против". На практике период формирования коллегии присяжных заседателей может затянуться на срок более года. Все это время подсудимые будут находиться под стражей. Формально, у суда нет обязанности изменить меру пресечения на не связанную с изоляцией от общества из-за того, что не получается собрать коллегию присяжных. С этой точки зрения уменьшение числа присяжных является положительным фактором, так как будет способствовать более быстрому формированию коллегии. Представляется, что законодательное сокращение коллегии присяжных – это ненадлежащий способ достижения цели. По сути, государство констатирует, что не может создать правовую среду, в которой кандидаты в присяжные не будут уклоняться от явки в суд. Вместо того, чтобы решать вопрос с систематическими неявками кандидатов в присяжные, законодатель сократил численность коллегии присяжных. Соответственно, с сокращением числа присяжных возрастает риск неправомерного влияния на вердикт. Очевидно, что на 6 или 8 человек повлиять легче, чем на 12. При этом данное изменение проводится ввиду того, что собрать 12 присяжных дорого, но закон, как уже отмечалось, предусматривает, что дела с участием присяжных будут рассматриваться в районных и гарнизонных военных судах. Эти суды не приспособлены для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей. Потребуется масштабная закупка соответствующей мебели для размещения коллегий, расширение залов и проведение дополнительного обучения. Поэтому, довод о необходимости сокращения количества присяжных из-за дороговизны формирования коллегии, выглядит надуманным.

Изменения не коснулись самого главного – процесса доказывания. По-прежнему, присяжных будут удалять в совещательную комнату каждый раз при обсуждении процессуальных вопросов, в том числе ходатайств о приобщении или исключении доказательств. Практикующие адвокаты сталкиваются с проблемой, состоящей в том, что именно профессиональный судья решает какие доказательства будут представлены присяжным, и присяжные даже не знают о тех доводах о недействительности доказательств, которые приводит сторона защиты. Существующий порядок позволяет профессиональному судье так "отфильтровать" доказательства, что у присяжных формируется мнение о виновности подсудимого. Многие специалисты считают, что присяжные должны присутствовать при обсуждении относимости и допустимости доказательств.

Анализ перспектив применения нововведений на практике показывает, что изменения коснутся преимущественно организационных аспектов работы судов, но не приведут к значительному улучшению ситуации с защитой прав и свобод граждан. Реформа должна продолжаться и двигаться в направлении увеличения составов преступлений, рассматриваемых судом присяжных, большей открытости процесса для присяжных и реальной, а не мнимой состязательности обвинения и защиты.

Принят Государственной Думой 31 июля 2004 года
Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года

Статья 1. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее - присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах (далее - суды).

Статья 2. Участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей

1. Граждане Российской Федерации (далее - граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседетелей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.

2. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Статья 4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели

1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

2. Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации.

3. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.

4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для окружных (флотских) военных судов составляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по территориальному признаку на основании представления председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда в порядке, установленном статьями 5-8 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Председатель суда не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели.

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона устанавливает порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели и сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов в присяжные заседатели от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели число указанных граждан может быть превышено не более чем на 10 процентов.

3. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", путем случайной выборки установленного числа граждан. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

4.О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели.

5. Уточненные списки кандидатов в присяжные заседатели, подписанные главами муниципальных образований (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, который подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

7. Одновременно с составлением общего списка кандидатов в присяжные заседатели высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели. В него включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

8. Запасной список кандидатов в присяжные заседатели подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

9. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

10. Граждане имеют право обращаться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с письменными заявлениями о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные заседатели, об исключении их из указанных списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

11. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок рассматривает поступившие письменные заявления и принимает решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

12. Изменения и дополнения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования.

13. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или в более короткие сроки по представлению председателя суда) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.

14. Финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Обязанности должностных лиц и руководителей организаций по представлению информации для составления списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

2. За непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление заведомо неверной информации лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 7. Исключение граждан из общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели

Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях:

1) выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона;
2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;
б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;
в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

д) военнослужащим;

е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

ж) священнослужителем.

Статья 8. Направление в суд общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Составленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели направляются в соответствующий суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели.

2. Изменения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с частью 13 статьи 5 настоящего Федерального закона, направляются в соответствующий суд в недельный срок.

3. При выявлении в поступивших в суд общем и запасном списках кандидатов в присяжные заседатели лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, или лиц, подавших письменное заявление об исключении из списков кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также в случае необходимости дополнения этих списков председатель суда вносит в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представление о необходимости изменения и дополнения общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели.

Статья 9. Кандидаты в присяжные заседатели Верховного Суда Российской Федерации

Кандидаты в присяжные заседатели для участия в рассмотрении уголовных дел Верховным Судом Российской Федерации отбираются путем случайной выборки аппаратом Верховного Суда Российской Федерации из общих и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели, составленных для судов в субъектах Российской Федерации.

Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя

1. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.

2. Кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобожденные от исполнения обязанностей кандидатов в присяжные заседатели по основаниям, предусмотренным статьями 3 и 7 настоящего Федерального закона, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.

Статья 11. Материальное обеспечение присяжных заседателей

1. За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

2. Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

3. За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

4. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Статья 12. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя

1. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом.

2. Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Заключительные и переходные положения

1. Списки кандидатов в присяжные заседатели для судов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, должны быть составлены в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свои полномочия до составления списков присяжных заседателей в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случае их участия в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовных дел, которые не могут быть закончены до истечения этого срока, - до окончания рассмотрения этих дел.

3. Признать утратившими силу:

1) раздел V Закона РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 28, ст. 976);
2) пункт 5 раздела I Закона Российской Федерации от 16 июля 1993 года N 5451-I "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1313);
3) статью 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033).

Президент

Российской Федерации
В. Путин

Присяжным заседателем может стать абсолютно любой человек, которого выберет специальная компьютерная программа субъекта. Происходит данное мероприятие один раз в четыре года. В том случае, когда гражданина выбрали присяжным, но он в силу жизненных обстоятельств не может участвовать в то нужно обязательно сообщить об этом. Отказаться от участия в процессе человек без уважительных на то причин просто не имеет права.

Определение

Присяжные заседатели - которые участвуют в в качестве непрофессиональных судей, принимают решение о виновности или невиновности подсудимого и выносят свой вердикт.

Большинство людей, живущих в государстве, оказывают свое доверие присяжным, а не профессиональным судьям, потому что последние могут быть каким-то образом заинтересованы в исходе дела, тогда как заседатели являются случайными лицами и могут объективно оценить всю картину произошедшего преступления. В этом и состоит весь смысл гражданского общества.

Суд присяжных меньше подвержен коррупции и дает возможность простым людям осуществлять правосудие, но только в том случае, если они подходят на данную роль по всем законодательным нормам.

Присяжные заседатели - это, прежде всего, самые обычные граждане, которые назначаются на роль судей для участия в деле по воле судьбы. Тем самым они должны проявить себя только наилучшим образом и на деле показать, что суд с их участием возможен не только по делам определенных категорий, но и по всем совершенным лицами злодеяниям.

Участники суда присяжных

В данном случае рассмотрение уголовных дел осуществляется присяжными и профессиональным судьей, который в обязательном порядке принимает любое решение заседателей. При этом председательствующий рассматривает все нюансы дела с юридической точки зрения и квалифицирует все преступное деяние полностью, а присяжные только выносят свой вердикт, в котором указывают ответы на поставленные перед ними вопросы.

В уголовном процессе участвуют:

Старшину, который будет общаться с председательствующим судьей, присяжные выбирают из своего круга самостоятельно. Он же озвучивает вердикт, принятый всеми заседателями единогласно.

Законодательное регулирование

Вся деятельность присяжных закреплена в федеральном законе от 20.08.2004 года № 113-ФЗ, который называется "О присяжных заседателях федеральных в РФ". А также в кодексе об где прописывается вся детальная информация о правильном ведении дела заседателями, их права и обязанности, порядок взаимодействия председательствующего и присяжных в судебном заседании.

Требования к кандидатам

Выбор лиц, которые будут осуществлять правосудие в качестве заседателей, происходит путем случайного отбора с помощью компьютерной программы, после чего высшим исполнительным органом власти формируются списки. Данная процедура проводится один раз в четыре года. Списков всего два - это общий и запасной.

Кандидат в присяжные заседатели должен обладать следующими критериями:

  • быть старше 25-летнего возраста;
  • не иметь судимости, если она снята или погашена, то лицо имеет полное право стать присяжным;
  • не состоять на учете у психитиатра и нарколога;
  • быть гражданином своего государства и владеть русским языком;
  • не иметь физических недостатков;
  • не находится под следствием, иными словами, он не должен иметь статус подозреваемого или обвиняемого в злодеянии.

В том случае, если лицо подходит по всем признакам на роль непрофессионального судьи, то его должны утвердить в присяжные заседатели.

Случаи участия в деле

Присяжные заседатели принимают участие в рассмотрении дела в суде первой инстанции только в том случае, если на это изъявляет свое желание само лицо, которое обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого злодеяний.

Тяжкими признаются только те преступления, наказание за которые достигает не более 10 лет изоляции от общества. Особо тяжкие - это деяния, которые влекут за собой наказание свыше 10 лет лишения свободы.

Если подсудимый не ходатайствовал о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей, то в данном случае ведение процесса проводится профессиональным судьей на основании статьи 30 кодекса об уголовном процессе.

Мотивированный отказ

Гражданин, которого выбрали присяжным, не может просто так взять и отказаться от участия в процессе, потому что работа в суде в качестве заседателя - это его прямая и законодательная обязанность. Потому что присяжные заседатели - это случайно выбранные непрофессиональные судьи, которые могут бескорыстно и объективно принять решение, которое напрямую касается судьбы человека, оправдать его или признать виновным. Но иногда бывают такие ситуации, что человек просто не может быть в этой роли в силу определенных жизненных обстоятельств, и в этом случае лицо в письменной форме обращается в высший орган исполнительной власти того региона, где оно проживает. В заявлении нужно написать причины отказа со ссылкой на норму закона, где прописано, что данный человек по таким-то основаниям не может быть заседателем.

Причины, по которым можно написать такое заявление, следующие:

  • возраст менее 25 лет;
  • наличие судимости;
  • привлечение к уголовной ответственности;
  • недееспособность, установленная судебным органом;
  • плохое состояние здоровья, подтвержденное медицинским документом;
  • нахождение на учете у нарколога или психиатра;
  • физические увечья и недостатки;
  • возраст 65 лет и более;
  • если лицо является священником, либо военнослужащим; замещает государственные должности; является судьей, адвокатом, прокурором, работником полиции и имеет специальные звания, занимается детективной деятельностью.

Заявление рассматривается высшим исполнительным органом власти в течение 5 дней, после чего его решение может быть обжаловано в суде.

В том случае, когда заявление гражданина принимается и подтверждаются все факты того, что он не может быть непрофессиональным судьей, то список присяжных заседателей должен быть изменен и данное лицо из него исключено.

Работа в суде

Если человека все-таки выбрали присяжным и утвердили на данную должность, то он на все время рассмотрения уголовного дела освобождается от своей основной работы, при этом он получает вознаграждение за свой труд в сумме, которая составляет 1/2 размера оклада судьи за то количество дней, которые были отработаны им в суде. При этом за гражданином, выбранным заседателем, сохраняется его рабочее место, и ему возмещаются все расходы на проезд до места рассмотрения дела и обратно. В это время работодатель не может уволить такого человека или перевести на другую должность.

Вызов гражданина для работы в качестве непрофессионального судьи осуществляется один раз в год на 10 дней, если рассмотрение дела с присяжными заседателями продолжается более долгий срок, то на весь период осуществления правосудия до момента вынесения приговора.

Вердикт

После того как заседатели заслушали все стороны процесса, они должны отправиться в совещательную комнату, где и принять свое решение по данному делу. Как правило, перед присяжными встает несколько вопросов и они должны дать четкие ответы на них.

Вердикт присяжных заседателей - это обдуманное и единогласное решение, которое решает судьбу подсудимого. В нем они должны указать: виновен или нет, а также ответить на ряд других вопросов, если такие были указаны председательствующим.

В том случае, если решение заседателей оправдывает обвиняемого, то судья должен вынести и согласиться с ним. Если же вердикт будет обвинительным, то судья может с ним и не согласиться, тем самым провозгласив свое решение и распустив коллегию присяжных.

Состав заседателей

Формирование коллегии присяжных происходит в закрытом судебном заседании. При этом все лица, которые были избраны путем случайной выборки на исполнение данной роли, могу заявить самоотводы, если они по определенным причинам не могут участвовать в процессе. Также в таком заседании участвует адвокат и государственный обвинитель, каждый из них вправе задавать вопросы присяжным. После чего суд может просить присяжных заявить мотивированные отводы.

Из всех оставшихся граждан выбираются только первые 14 человек, которые находятся в списке. При этом 12 из них - это коллегия присяжных заседателей, а оставшиеся 2 человека будут являться запасными. После того как весь список непрофессиональных судей оглашен в заседании, этот факт фиксируется секретарем в протоколе судебного слушания.

Права

Все права присяжных заседателей, касающиеся рассмотрения уголовного дела, закреплены в статье 333 кодекса об уголовном процессе. При этом они не могут быть ограничены ни одним из участников процесса.

Заседатели имеют право:

  • принимать участие в исследовании всех обстоятельств дела;
  • через председательствующего задавать свои вопросы всем гражданам, которые будут допрошены в суде;
  • осматривать и документы;
  • записывать все интересующие их факты, для последующего их использования при подготовке ответов на поставленные вопросы;
  • выражать просьбу суду о разъяснении непонятных юридических понятий и документов, которые были рассмотрены в процессе.

Присяжные не имеют права покидать зал во время судебного заседания, общаться с кем-то из посторонних лиц, а также выяснять все обстоятельства совершенного злодеяния вне процесса.

В случае нарушения непрофессиональными судьями установленных правил они подлежат исключению из списка и замене другими присяжными.

Судебная практика

В обычной жизни и в маленьких городах участие присяжных заседателей в суде при рассмотрении определенных дел происходит достаточно редко, но, тем не менее, такие случаи на практике иногда встречаются.

Один из примеров уголовного дела полностью подтверждает данный факт.

Гражданин обвинялся в злодеянии, совершенном с особой жестокостью в отношении двух лиц по статье 105 кодекса о преступлениях. Ему грозило наказание вплоть до пожизненной изоляции от общества. Свою вину в совершенном деянии он не признал и дал показания, что в ночь совершения убийства приятелей просто спал под действием снотворных препаратов и ничего не помнит. При этом последний заявил на следствии, что ходатайствует о рассмотрении дела присяжными. Его просьба была выполнена.

Суд с участием присяжных заседателей признал данного гражданина невиновным в совершенном деянии. Потому что проведенная экспертиза показала наличие в его крови снотворных препаратов, которые были приняты подсудимым до момента убийства и действовали еще двенадцать часов. Именно поэтому дело было направлено на новое рассмотрение, а гражданин освобожден в зале суда.

Практика показывает, что присяжные заседатели - это лица, не знающие на профессиональном уровне всех норм закона, но осуществляющие правосудие в иных случаях даже лучше, чем грамотные судьи. И поэтому общество стремится к тому, чтобы все процессы по тяжким и особо тяжким злодеяниям проводились только с участием заседателей, а сами обвиняемые чаще ходатайствовали об этом.

Согласно статистическим данным количество оправдательных приговоров в России с каждым годом снижается. По последним данным на 2016 год их уровень составил лишь 0,36%.

В связи с этим законодатели плотно занялись реформированием судебной системы. В частности, одним из нововведений, вступившем в законную силу с 1 июня 2018 года, является расширение полномочий присяжных заседателей.

Присяжные заседатели – это институт судебной власти, позволяющий наряду с профессиональными судьями обычным гражданам выступать в роли творца правосудия.

Позиция присяжного неоднозначна и спорна. С одной стороны, это обязанность любого добропорядочного гражданина. С другой же, это большая ответственность за судьбы других людей. Одни мечтают стать присяжным заседателем, другие – всячески избегают такой роли.

В нашей статье мы подробно расскажем о том, что это такое – кандидат в присяжные заседатели, и кто может быть удостоен этой почетной роли.

Суд присяжных в России стал упоминаться еще со времен правления Екатерины II. Официально принят он был лишь в 1864 году. Позже при СССР суд присяжных вновь появился в 1990 году.

В 2016 году был принят новый закон о присяжных заседателях, который существенно расширил круг их полномочий и подсудных им дел. Начал действовать данный нормативно-правовой акт лишь с 2018 года.

Итак, суд присяжных – это одна из форм судопроизводства по уголовным делам, при которой определенный круг вопросов относительно виновности или невиновности обвиняемого решают обычные граждане, не имеющие юридического образования.

Присяжные заседатели формируются методом случайной выборки компьютерной программы.

Новый закон существенно расширил перечень уголовных статей, по которым может быть назначена коллегия присяжных заседателей.

Для того, чтобы уголовное дело было рассмотрено судом присяжных, необходимо ходатайство со стороны подсудимого.

Итак, могут быть привлечены присяжные по следующим статьям:

  • Ст. 105 (ч.1 и ч.2) – Убийство;
  • Ст. 111 (ч.4) – Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть;
  • Ст. 228.1 (ч.5) – Производство и сбыт наркотиков;
  • Ст. 229.1 (ч.4) – Контрабанда наркотиков;
  • Ст. 277 – Посягательство на жизнь общественного деятеля;
  • Ст. 295 – Посягательство на жизнь лица, осуществляющего расследование или правосудие;
  • Ст. 317 – Посягательство на жизнь сотрудника полиции;
  • Ст. 357 – Геноцид;
  • Ст. 126 (ч.3) – Похищение человека;
  • Ст. 209 – Бандитизм;
  • Ст. 211 (ч.1, ч.2, ч.3) – Угон водного, воздушного, железнодорожного ТС;
  • Ст. 227 – Пиратство;
  • Ст. 353 – Подготовка и ведение войн;
  • Ст. 354 – Призывы к развязыванию войн;
  • Ст. 355 – Производство, сбыт оружия массового поражения;
  • Ст. 356 — Применение запрещенных средств ведения войн;
  • Ст. 358 – Экоцид;
  • Ст. 359 (ч.1, ч.2) – Наемничество;
  • Ст. 360 – Нападение на учреждения и лица под международной защитой.

По сути данный список лишь дополнился некоторыми статьями. В частности, убийство и причинение тяжкого вреда здоровью значительно увеличили нагрузку на присяжных заседателей. Данные преступления довольно широко распространены.

Институт присяжных заседателей появился в районных судах и гарнизонный военных судах.

При наличии в уголовном деле нескольких подсудимых привлечение присяжных возможно по ходатайству хотя бы одного из подсудимых.

Когда судья вынес постановление о рассмотрении уголовного дела присяжными, отказаться от их участия подсудимый уже не имеет права.

Статус присяжного: минусы и плюсы

Законом установлены специальные требования к отбору кандидатов на роль присяжного. Если система остановила свой выбор на Вашей кандидатуре, придется участвовать в судах в течение 4 лет.

Причина для отказа в судебном разбирательстве должна быть уважительной.

Всех интересует вопрос, как выбирают присяжных заседателей в России. Итак, присяжным может стать далеко не каждый гражданин страны.

В список присяжных заседателей не могут быть включены лица:

  • Возрастом младше 25 лет;
  • С наличием неснятой или непогашенной судимости;
  • Недееспособные или ограничено дееспособные;
  • Стоящие на учете в психоневрологических или наркологических диспансерах;
  • Не знающие языка, на котором ведется судебное разбирательство;
  • Имеющие статус подозреваемого или обвиняемого в уголовном деле;
  • С психическими или физиологическими недостатками, которые могут мешать участию в разбирательстве.

Если ни один из критериев к Вам не относится, Вы можете быть включены в базу отбора присяжных.

Многие из граждан имеют осознанное убеждение о том, что не желают участвовать в роли присяжного в рассмотрении уголовных дел. Причин для таких соображений может быть много.

Одни не хотят после испытывать муки совести, другие – не хотят тратить время на бестолковые занятия. Итак, как отказаться от роли присяжного?

Ваш отказ от участия в суде присяжных будет принят, если имеют место следующие обстоятельства в жизни кандидата:

  • Возраст более 60 лет;
  • Женщины с детьми до 3 лет;
  • Лица, имеющие религиозные убеждения о невозможности осуществления правосудия;
  • Лица, отвлекать которых от исполнения служебных обязанностей вредно для общества и государства;
  • Иные лица, имеющие уважительные причины.

В течение двух недель нужно обратиться в государственный орган исполнительной власти с письменным отказом от статуса присяжного заседателя.

Высший исполнительный орган обязан рассмотреть подобное обращение в течение 5 дней и вынести по нему решение. Оно, к слову, может быть обжаловано.

Рассмотрим, как стать присяжным заседателем по уголовному делу.

Порядок отбора кандидатов также строго регламентирован действующим законодательством. Для этого имеются общий и запасные списки, которые составляются на 4 календарных года.

В данных списках фигурируют только те граждане, которые отвечают необходимым требованиям. При помощи автоматизированной программы «Выборы» происходит поиск присяжных.

Общие и запасной списки подлежат обязательной публикации в СМИ.

Большая часть граждан ошибочно полагают, что присяжных в уголовном деле должно быть 12 человек. Новый закон изменил это требование. Итак, подробно расскажем, сколько присяжных в суде должно быть в одном уголовном деле.

Количество присяжных заседателей по новому закону разнится, исходя из следующих обстоятельств:

  • 6 человек из 12 кандидатов в районных и гарнизонных судах;
  • 8 человек из 14 кандидатов в областных судах и приравненных к ним.

Дела, в которых подсудимый не достиг возраста 18 лет, не могут быть рассмотрены присяжными заседателями.

Финансовая сторона участия

Безусловно, регулярное участие в рассмотрении уголовных дел для многих расценивается как негативный фактор. Данные дела, как правило, сопряжены с жестокостью и насилием. Такой досуг сложно назвать позитивным и приятным.

Однако, положительные стороны в роли присяжного также существуют. Это, в частности, денежное вознаграждение, компенсации и гарантии.

В год гражданин участвует в рассмотрении уголовного дела только 10 рабочих дней.

Зарплата присяжного заседателя исчисляется исходя из нескольких правил:

  • В размере половины должностного оклада судьи пропорционально количеству дней участия;
  • Не менее уровня среднего заработка присяжного по основному месту его работы за данный период.

Также присяжного в полной мере возмещаются расходы, потраченные на проезд до места рассмотрения уголовного дела, и командировочные расходы.

Пока Вы выступаете в роли судьи, Ваше основное рабочее место сохраняется . Работодатель не имеет право уволить Вас или перевести на другую должность в этот период.

Трудовой стаж не будет прерван на время осуществления обязанностей присяжного заседателя.

На весь период рассмотрения уголовного дела на присяжных распространяются гарантии неприкосновенности и независимости судей.

Оказывать на Вас влияние в этот период никто не имеет права. За подобные действия он будет привлечен к ответственности.

Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей прописаны в УПК РФ. Присяжные решают далеко не все вопросы в уголовном процессе.

К их компетенции УПК РФ относит лишь следующие:

  • Факт совершения преступления;
  • Причастность и вина подсудимого в преступлении;
  • Заслуживает ли подсудимый снисхождения.

Вопросы квалификации содеянного, наказания и разрешения гражданских требований в рамках уголовного разбирательства остаются в подсудности профессионального судьи.

Присяжным дается 3 часа на вынесение решения. Если по истечении данного периода им не удается достигнуть консенсуса, происходит голосование.

При вынесении обвинительного вердикта большинство заседателей должны утвердительно ответить на вопросы судьи о виновности подсудимого. При оправдательном вердикте нужно минимум 6 отрицательных голосов заседателей.

Оправдательный вердикт коллегии присяжных всегда влечет оправдание преступления председательствующим судьей. Обвинительный же вердикт не является препятствием для оправдательного решения судьи, если он посчитает это правильным.

Судья может распустить коллегию присяжных и отправить дело на новое рассмотрение, если увидит основания для оправдания подсудимого, которому присяжные вынесли обвинительный приговор.

Любое приобщение или исключение доказательств решается присяжной коллегией отдельно в совещательной комнате.

Внедрение института присяжных заседателей в систему районных судов совсем не обещает увеличение числа оправдательных приговоров. Тяжкие и особо тяжкие преступления были, есть и будут в большинстве своем наказуемы.

Судебная система давно требует своего реформирования. Сегодня многие из граждан не верят в независимость судей. Суд присяжных заседателей способствует повышению общественного доверия системе российского правосудия.

При этом вопрос: принять или не принять приглашение на роль присяжного заседателя, всегда остается только за самим гражданином.



Поделиться