Закон о полиции по гибдд. Административный регламент. обязанности инспектора гибдд. Порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения

Дорожное движение предполагает наличие прав и обязанностей не только у водителей, но и у сотрудников автоинспекции. Приказ ГИБДД под номером 185 с 20 октября 2017 года утратил силу и вместо него с 20.10.2017 действует новый регламент МВД РФ Приказ под номеро 664. Он предполагает именно контроль и регулирование поведения и следования должностным инструкциям со стороны сотрудников ГИБДД. В данном приказе четко говорится о том, каким образом должен вести себя сотрудник автоинспекции, какие действия он должен предпринимать в том или ином случае, а также иные формы правильного взаимодействия сотрудника и водителя. Подписан он был Рашидом Нургалиевым в 2009 году, что и стало новым регламентом для всех сотрудников государственных автоинспекций.

Суть Приказа № 185 заключается в своеобразной работе над ошибками со стороны государственных органов, которые довольно четко видны на практике. Фактически, это четкий административный регламент для сотрудников ГИБДД, который они должны неукоснительно соблюдать, невзирая на различные обстоятельства. При этом, понимание данного нормативно-правового акта будет полезным и самим водителям, которые способны осуществлять свой гражданский контроль за действиями сотрудников ГИБДД.

Что изменилось с вступлением в силу регламента 664?

  • Убрали норму об изъятия ВУ с запретом эксплуатации ТС для проведения производства по делу об административном нарушении.
  • Обозначен порядок видеофиксации действий сотрудниками ГИБДД при ДТП без участия понятых и проверку ТС об установленном и рабочем тахографе.
  • Внесен порядок оформления ДТП по европротоколу без вызова ГИБДД и его применение. Старый регламенте не объяснял его применение.
  • Уточнили действия при оформлении ДТП работниками ГИБДД, где имеются разногласия у участников ДТП. Скорректировали правила оформления дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.
  • Новый Приказ №664 ГИБДД разрешает использовать для доказательства нарушения ПДД видеозаписи и фотографии, сделанными третьими лицами, не участвующих в ДТП и которые не принадлежать сотрудникам полиции.
  • Включает образцы документов, которые оформляют работники ГИБДД для обеспечения безопасности дорожного движения.

Приказ 185 ГИБДД РФ: основные положения

185 приказ ГИБДД включается в себя 5 основных разделов, а также порядка 18 дополнительных уточнений, который обязан изучить каждый сотрудник государственной автоинспекции.

Большинство из прописанных положений предназначены, в основном, для внутреннего пользования среди работников ГИБДД, но есть некоторые моменты, которые обязательно понадобятся водителям в дальнейшем, чтобы они себя правильно вели в случае различных конфликтных ситуациях с вышеперечисленными сотрудниками. Фактически, данный Приказ — это своеобразный инструмент для контроля и регулирования деятельности работников автоинспекции. Рассмотрим основные положения, касающиеся данного вопроса:

  • Административный регламент ГИБДД четко описывает поведение сотрудника ГИБДД в общении с водителями , которые довольно часто жаловались на неподобающее отношение со стороны сотрудников автоинспекции. Теперь, каждый сотрудник должен обращаться к гражданину исключительно на «Вы», быть уравновешенным и корректным, спокойно и четко излагать причину остановки и свои требования относительно водителя. Работник инспекции не должен торопить водителя с выполнением своих законных требования, давая ему прийти в себя в случае, если он излишне нервничает. Однако, важно понимать тот факт, что невыполнение требований сотрудника может привести к наложению административного штрафа в установленном размере, т.е. данный приказ защищает не только права водителя, но и сотрудников автоинспекции.
  • Водитель имеет полное право на использование аппаратуры для записи видео и звука в общении с сотрудником ГИБДД. Тот, в свою очередь, не имеет право препятствовать осуществлению съемки, ведь таким образом осуществляется гражданский контроль со стороны водителя как участника дорожного движения.
  • 664 приказ ГИБДД предъявляет дополнительные требования к внешнему виду сотрудников ГИБДД. Иными словами, каждый работник должен надлежащим образом носить свою форму, а также в обязательном порядке носить нагрудной жетон, где указывается вся информация о сотруднике.
  • Сотрудник ГИБДД осуществляет контроль и наблюдение за дорожным движением на конкретном участке дороге. Поэтому, у него в наличии должна быть специальная видео, фото- и аудиоаппаратура, позволяющая фиксировать правонарушения на дороге.
  • Если сотрудники перемещаются на машине ГИБДД , где отсутствуют цветографические схемы, то они не имеют права составлять протоколы о правонарушениях.
  • Запрещается останавливать водителей на тех участках дороги, где эта остановка запрещена по правилам дорожного движения. Однако, если того требует ситуация, то данная остановка возможна.
  • Водитель имеет полное право оставаться в своем транспортном средстве в случае остановки сотрудником ГИБДД. Однако, если есть явные признаки алкогольного или наркотического опьянения, а также при необходимости личного досмотра, то водитель обязан подчиниться требованиям сотрудника, и покинуть свое транспортное средство.

Читать обновленный 185 приказ ГИБДД — действия в конфликтных ситуациях при остановке автомобиля

Довольно часты случаи, когда сотрудник ГИБДД, без видимой на то причины, останавливает транспортное средство. С выходом Приказа № 185, данная процедура стала строго регламентированной на основании действующего законодательства. Среди причин, на основании которых можно останавливать транспортное средство, можно выделить несколько моментов:

  • Если у сотрудника ГИБДД есть точные сведения о том, что водитель транспортного средства причастен к правонарушению или преступлению. Источниками этих данных могут быть ориентировки, показания свидетелей и очевидцев и т.д.
  • Если на автомобиле установлены технические средства, которые представляют определенную опасность для остальных участников дорожного движения.
  • Наличие сведений о том, что конкретный автомобиль находится в угоне, розыске, либо может использоваться в противоправных действиях.
  • Сотрудник имеет полное право остановить автомобиль, если водитель и пассажиры, находящиеся в данном транспортном средстве, могли быть свидетелями происшествия.
  • Остановка возможна, если водителя хотят использовать в качестве понятого при каком-нибудь правонарушении или преступлении.
  • Согласно действующему законодательству, сотрудник ГИБДД имеет полное право воспользоваться чужим транспортным средством в случае возникновения крайней необходимости (все случаи строго прописаны в Законе о полиции).
  • Для оказания помощи другим участникам дорожного движения.
  • Сотрудник имеет право останавливать любое транспортное средство, если в городе действуют определенные мероприятия, в ходе которых осуществляется проверка личности водителей, а также специфики перевозимых ими грузов.
  • Остановка автомобиля возможна в ходе плановой проверки личных документов водителя, а также документов на транспортное средство.

Естественно, после остановки автомобиля, сотрудник обязан представиться по всей форме, назвать номер жетона, проинформировать о причине остановки и, только после этого, приступать к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Приказ 664 МВД РФ ГИБДД и его положительные стороны

На сегодняшний момент, административный регламент «Приказ 185» является главным документом, на основании которого контролируется деятельность сотрудников ГИБДД. В связи с этим, для водителя стали доступными определенные преимущества в общении с сотрудниками автоинспекции, причем, на законных основаниях. Однако, чтобы ими пользоваться, надо внимательно читать и изучать весь Приказ полностью, чтобы быть подкованным в общении с сотрудниками. Итак, преимущества следующие:

  • Всю интересующую информацию стало возможным получать по контактным телефонам центра консультации.
  • Отсутствует необходимость пересадки в автомобиль сотрудников ГИБДД. Данная мера позволила существенно снизить вероятность вымогательства взятки и прочих противоправных действий.
  • Возможность ведения видео- и фотосъемки в рамках гражданского контроля за действиями сотрудников ГИБДД.
  • Досмотр автомобиля может производиться только в особых случаях, описанных в Приказе.
  • При необходимости, водитель имеет полное право требовать номер телефона начальства, чтобы с ним вести разговор о противоправных действиях конкретного сотрудника.
  • Эвакуация возможна только в том случае, если владелец транспортного средства отсутствует.
  • Без составления протокола, сотрудник не имеет права снимать номерные знаки, а также препятствовать возможности управления транспортны средством со стороны водителя.

Административный регламент ГИБДД — негативные стороны для водителя

При необходимости, сотрудник имеет полной право отправить водителя на освидетельствование на предмет наличия в организме алкоголя или наркотических средств. К тому же, если сотрудник заметил какие-либо неисправности у транспортного средства, он может составить протокол.

Наличие специальной техники у сотрудников, позволяет следить за дорожным движением с различных точек, которые, зачастую, скрыты от глаз водителя. Работники ГИБДД также могут вести видеосъемку, в случае неадекватного поведения водителя и пассажиров.

Вообще, Приказ 185 МВД РФ регламент ГИБДД существенно облегчил жизнь и сотрудникам ГИБДД, и участникам дорожного движения. Это объясняется тем, что теперь стал доступным единый регламент, на который можно ссылаться, в случае возникновения конфликтных ситуаций.

Осведомлен - значит вооружен и можешь «поставить на место»!

Ваш автомобиль остановливает инспектор ГИБДД... :(А вы, зная Приказ от 2 марта 2009 г. N 185 , будете в курсе того, что инспектор ГИБДД с этого момента может делать, а что не может, что инспектор вправе требовать от водителя, а что не вправе.

Т.е. Приказ от 2 марта 2009 г. N 185 (Административный регламент) можно смело назвать ОБЯЗАННОСТЯМИ (правами) инспектора ГИБДД при обращении к водителю и др. взвамоотношених. Здесь же вы найдете все основания для остановки вашего автомобиля (транспортного средства).

Точные название и определяющие положения регламента

Для удобства восприятия, Административный регламент МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 приведен в сокращенной версии. Текст, мало затрагивающий отношения инспектора ГИБДД и водителей, не приводится.

Открыть полный текст Административного регламента МВД РФ в базе Правовой системы Гаранта >>

Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185
"Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения"

В целях совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения - приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2009 года прилагаемый Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения*.
2. Утратил силу.
3. Утратил силу.

3.1. Руководителям Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, территориальных органов МВД России на региональном уровне принять меры по изготовлению бланков документации, предусмотренных Административным регламентом, и оснащению ими строевых подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции, участковых уполномоченных полиции.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
генерал армии Р. Нургалиев

__________
Текст Приказа МВД РФ от 2 марта 2009 г. N 185 приведен с изменениями и дополнениями от: 31 декабря 2009 г., 13 августа 2012 г., 3 октября, 22 декабря 2014 г.

Приложение

Административный регламент МВД РФ
исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения

(Выдержка важных для водителя положений)

1. Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения*(2) определяет порядок действий сотрудников органов внутренних дел, связанных с реализацией указанной государственной функции*(3).

Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения

19. Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданам.

В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.

20. При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.

В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.

Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности*(45).
При обращении участников дорожного движения за справочной информацией сотрудником даются разъяснения только по вопросам, связанным со спецификой проезда, уточнением маршрута следования, в том числе к местам расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел и подразделений Госавтоинспекции, а также о телефонах для получения информации о перемещении задержанных транспортных средств и местах расположения специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.

При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук.

При наступлении условий, предусмотренных 18-24 Федерального закона "О полиции (приложение N 1 к Административному регламенту), действия, касающиеся представления гражданину и предъявления ему служебного удостоверения, могут не осуществляться.

21. Обращение к водителю транспортного средства должно осуществляться, как правило, со стороны места нахождения водителя. При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны транспортного средства или осуществить действия в соответствии с пунктом 69 настоящего Административного регламента.

22. Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться четко и быть понятны для участников дорожного движения.

23. Разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов.
При возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию участников дорожного движения сотрудник разъясняет порядок обжалования своих действий.
Если участник дорожного движения на сообщение о совершенном нарушении реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, дополнительно разъяснить суть правонарушения, после чего осуществляется производство по делу об административном правонарушении. При необходимости о конфликтной ситуации докладывается дежурному для решения вопроса о выезде на место для разбирательства ответственных должностных лиц. В случае неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника либо воспрепятствования исполнению им служебных обязанностей в отношении лица возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса.
По требованию участника дорожного движения сотрудник должен сообщить местонахождение и телефон дежурного или ответственного должностного лица.

24. Сотрудник при общении с участниками дорожного движения, за исключением случаев запрещенных законодательством, имеет право использовать видео- и звукозаписывающую аппаратуру.

25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.

26. С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в не предусмотренных для этого местах. Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг.

Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки и приобщаемые к составленным материалам, принимаются сотрудниками без обложек.

Сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы за исключением необходимых для осуществления административных действий.

27. В случае совершения участником дорожного движения противоправных действий, не относящихся к административным правонарушениям в области дорожного движения, сотрудник обязан пресечь на месте такие действия*(46).

При этом неприкосновенность иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации*(47), а также должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции*(48), не исключает законной самообороны от их противоправных действий, возможности применения физической силы, специальных средств, применения и использования огнестрельного оружия в соответствии со 18-24 Федерального закона "О полиции" (приложение N 1 к Административному регламенту).

30. В случае необходимости оказания помощи и (или) при соответствующих обращениях сотрудник содействует участникам дорожного движения:

в оказании или организации оказания первой помощи пострадавшим и доставления их в медицинские организации, при обнаружении лиц, находящихся в бессознательном состоянии, а также с явно выраженными тяжелыми травмами на место вызывается скорая медицинская помощь;

в защите от преступных и иных противоправных посягательств на их жизнь, здоровье, а также их собственность;

в организации транспортировки поврежденных или неисправных транспортных средств, охране имущества, оставшегося без присмотра в результате дорожно-транспортных происшествий;

в переходе инвалидами, престарелыми и детьми улиц и дорог.

Остановка транспортного средства

63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;

наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

выполнение распорядительно-регулировочных действий;
необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);

необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

64. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

65. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

66. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

67. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 20 настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации*(61).

68. При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования.
Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии необходимости его отстранения от управления транспортным средством (пункт 126 настоящего Административного регламента).
Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдает ему справку или делает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения*(62).

69. При обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Дальнейшие действия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Административным регламентом в зависимости от обстоятельств совершения административного правонарушения.

69.1. При возбуждении дела об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица*(63), и обнаружении данных, указывающих на наличие в действиях юридического или (и) должностного лица (индивидуального предпринимателя) события административного правонарушения, сотрудник составляет рапорт о необходимости проверки обнаруженных данных, за исключением случаев одновременного возбуждения дела об административном правонарушении в отношении юридического или должностного лица (индивидуального предпринимателя).

В рапорте отражаются необходимые сведения, которые могут иметь значение доказательств по делу об административном правонарушении: номера и даты оформления путевого листа, специального разрешения на право осуществления перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, маршрута перевозки опасного груза, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза, товарно-транспортных накладных, свидетельства о подготовке водителя к перевозке опасных грузов (ДОПОГ-свидетельство), аварийной карточки системы информации об опасности, полиса ОСАГО, сведения об отсутствии необходимых документов или каких-либо обязательных отметок в них. Изготавливаются копии (ксерокопии, фотокопии) указанных документов.

Водитель опрашивается по вопросам, имеющим отношение к делу об административном правонарушении (пункты 102-108 настоящего Административного регламента).

Рапорт сотрудника и приложенные к нему материалы докладываются руководителю подразделения, который передает (направляет) их для проведения проверки и решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического и (или) должностного лица (индивидуального предпринимателя) в соответствии со статьей 28.1 Кодекса.

Если водитель транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица, является законным представителем этого юридического лица, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) юридическое лицо, в отношении водителя и в отношении юридического лица.

Если водитель транспортного средства, находящегося в эксплуатации юридического лица, является должностным лицом данного юридического лица, ответственным за эксплуатацию или техническое состояние этого транспортного средства, либо за перевозку, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) должностное лицо, в отношении водителя и в отношении должностного лица.

Если водитель является индивидуальным предпринимателем, сотрудник одновременно возбуждает дела об административных правонарушениях, субъектами которых являются водитель и (или) должностное лицо (индивидуальный предприниматель), в отношении водителя и в отношении индивидуального предпринимателя.

70. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:

а) выйти из транспортного средства в случаях:
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
наличия у водителя признаков опьянения (абзац 3 пункта 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния;

для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;

когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;

когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;

б) переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если:

нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;
нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника;

в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

71. При установлении в ходе осуществления действий, связанных с остановкой транспортного средства, признаков состава или события преступного деяния, принимаются меры к задержанию лиц, причастных к его совершению, соответствующая информация докладывается дежурному для принятия решения о вызове следственно-оперативной группы, либо доставления задержанных в орган внутренних дел.

72. В случаях невыполнения водителем транспортного средства требования сотрудника об остановке; визуальном установлении признаков преступления, административного правонарушения при отсутствии возможности своевременной подачи сигнала об остановке транспортного средства; получения информации о совершении водителем транспортного средства преступления, административного правонарушения от другого наряда сотрудников органов внутренних дел, участника дорожного движения; получения указания от дежурного, руководителя подразделения о необходимости остановки транспортного средства в зависимости от конкретной обстановки сотрудником могут быть приняты меры по:

передаче информации дежурному, другому наряду сотрудников;
преследованию и (или) принудительной остановке транспортного средства.

73. Преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. При этом требование об остановке подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем). В случае необходимости и при наличии возможности осуществляется (с использованием громкоговорящего устройства) информирование других участников дорожного движения о повышенной внимательности и соблюдении мер предосторожности.

74. Принудительная остановка транспортного средства может быть осуществлена:

74.1. С применением специальных средств принудительной остановки транспорта - при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации*(64), в соответствии с инструкциями о применении таких средств.

74.2. Посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения*(65).

74.3. Посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами;

74.4. Посредством размещения на проезжей части грузовых автомобилей.

Использование в целях принудительной остановки транспортного средства грузовых автомобилей может осуществляться только в случае создания его водителем реальной опасности жизни и здоровью людей, неоднократного неподчинения законным требованиям сотрудника остановиться и при условиях, обеспечивающих безопасность лиц, передвигающихся в этих автомобилях. При этом не допускается принудительная остановка с использованием и в отношении транспортных средств, перевозящих опасные грузы, грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров), транспортных средств специального назначения, транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, а также в отношении автобусов, мотоциклов и мопедов.

74.5. С использованием огнестрельного оружия - при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации*(66).

75. Транспортное средство с включенными специальными световыми и (или) звуковыми сигналами может быть остановлено в случаях:
наличия данных о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения или преступления, использовании транспортного средства в противоправных целях;

нарушения его водителем разделов 2, 3, 7, 19-23 Правил дорожного движения, а также раздела 6 (в части, касающейся сигналов регулировщика).

76. По окончании действий, связанных с целью остановки транспортного средства, сотрудником дается разрешение на дальнейшее движение, за исключением случаев его задержания или доставления.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения

129. Основанием для освидетельствования на состояние алкогольного опьянения является наличие у водителя транспортного средства одного или нескольких следующих признаков:

130. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется сотрудником после отстранения лица от управления транспортным средством в присутствии двух понятых с использованием специального технического средства, обеспечивающего запись результатов исследования на бумажном носителе и разрешенного к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, поверенного в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, тип которого внесен в Государственный реестр утвержденных типов средств измерений

131. Освидетельствование лица на состояние алкогольного опьянения осуществляется непосредственно на месте его отстранения от управления транспортным средством либо, в случае отсутствия в распоряжении сотрудника указанного специального технического средства, на ближайшем посту ДПС, в ином помещении органа внутренних дел, где такое специальное техническое средство имеется.

132. Перед освидетельствованием на состояние алкогольного опьянения сотрудник информирует освидетельствуемого водителя транспортного средства о порядке освидетельствования с применением специального технического средства, целостности клейма государственного поверителя, наличии свидетельства о поверке или записи о поверке в паспорте специального технического средства.

133. При проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения сотрудник проводит отбор пробы выдыхаемого воздуха в соответствии с инструкцией по эксплуатации используемого специального технического средства. Наличие или отсутствие состояния алкогольного опьянения определяется на основании показаний используемого специального технического средства с учетом его допустимой погрешности.

134. Результаты освидетельствования на состояние опьянения отражаются в освидетельствования на состояние алкогольного опьянения установленной формы , который подписывается сотрудником, освидетельствованным и понятыми. При несогласии освидетельствованного с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в акте освидетельствования делается соответствующая запись, после чего осуществляется направление лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

135. Бумажный носитель с записью результатов исследования и подписью освидетельствованного и понятых приобщается к освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо постановлению о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Копия акта выдается лицу, в отношении которого проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения.

136. Основаниями для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения являются:

  • отказ лица от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения*(86);
  • несогласие лица с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения*(86);
  • наличие достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения при отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения*(86);
  • наличие повода к возбуждению в отношении лица дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 или частью 2 статьи 12.30 Кодекса*(87);
  • подозрение лица в совершении преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта*(87).

137. Направление лица, управляющего транспортным средством, на медицинское освидетельствование на состояние опьянения по основаниям, предусмотренным Кодексом, осуществляется сотрудником непосредственно после выявления соответствующих оснований в присутствии двух понятых. Сотрудник обязан принять меры к установлению личности данного лица.

137.1. Факт отказа лица от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или несогласия с его результатами фиксируется в присутствии понятых, которые удостоверяют это своей подписью в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (пункт 137.2 настоящего Административного регламента).

137.2. О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол установленной формы*(88). При отсутствии у водителя транспортного средства, подлежащего медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения, документов, удостоверяющих личность, сведения об этом, а также об официальном источнике информации, с помощью которого в этом случае сотрудником установлена его личность, указываются в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

137.3. Протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается сотрудником, его составившим, понятыми и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае отказа лица от подписания протокола либо нахождения его в беспомощном состоянии, исключающем возможность подписания протокола, в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

К протоколу о направлении на медицинское освидетельствование приобщается бумажный носитель с записью отрицательных результатов освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения.

137.4. Лицо, направленное на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, препровождается к месту его проведения в медицинскую организацию, имеющую лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг, либо в специально оборудованный для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения передвижной медицинский пункт, соответствующий установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации требованиям.

137.5. В случае вынесения на основании результатов медицинского освидетельствования на состояние опьянения заключения о том, что состояние опьянения не установлено, лицо препровождается к месту отстранения от управления транспортным средством либо к месту нахождения его транспортного средства.

137.6. Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения, в котором отражены результаты медицинского освидетельствования на состояние опьянения, прилагается к протоколу о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Экземпляр акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения выдается врачом (фельдшером), проводившим освидетельствование, водителю транспортного средства, в отношении которого проводилось медицинское освидетельствования на состояние опьянения*(89).

138. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О полиции", при нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства водителем, пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения, повлекшем причинение вреда здоровью потерпевшего, либо смерть человека, осуществляется в целях объективного рассмотрения дела.

138.1. При наличии достаточных оснований полагать, что водитель, не нуждающийся в медицинской помощи, находится в состоянии опьянения, направление на медицинское освидетельствование осуществляется в соответствии с Кодексом (пункты 137-137.6 настоящего Административного регламента). В иных случаях сотрудником составляется направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

138.2. Документы, полученные по результатам медицинского освидетельствования на состояние опьянения, опровергающие либо подтверждающие факт совершения административного правонарушения в состоянии опьянения, что может быть признано обстоятельством, отягчающим административную ответственность, прилагаются к делу об административном правонарушении.

Документы, полученные по результатам медицинского освидетельствования на состояние опьянения, опровергающие либо подтверждающие факт совершения преступления в состоянии опьянения, передаются старшему следственно-оперативной группы.

__________
Текст АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА МВД РФ, утвержденый Приказом от 2 марта 2009 г. N 185, приведен с изменениями и дополнениями от: 31 декабря 2009 г., 13 августа 2012 г., 3 октября, 22 декабря 2014 г.
www.

К сожалению, многие водители не знают, что такое постановление ГИБДД, чем оно отличается от протокола ГИБДД. Инспектора ДПС, пользуясь безграмотностью водителей, за любое нарушение выписывают сразу же постановление об административном нарушении, хотя в большинстве случаев выписывать постановление не имеют права.

Что такое постановление ГИБДД? Фактически — это признание водителя виновным в нарушении ПДД и назначение наказания. Водителю, получившему на руки постановление, остается только обжаловать это постановление ГИБДД в отведенные сроки или заплатить штраф.

Когда на водителя выписывается постановление ГИБДД без составления протокола? Постановление об административном нарушении ГИБДД без составления протокола выписывается сразу же в нескольких случаях:

1. Когда нарушение было зафиксировано камерами фиксации (фото, видео), работающими в автоматическом режиме. Это, так называемые, «письма счастья», рассылаемые по почте.

2. Когда вы согласны с нарушением ПДД, которое предъявил вам инспектор.

К примеру, инспектор остановил вас на дороге и говорит, что вы совершили какое-то небольшое нарушение ПДД, за которое вам грозит ответственность в виде предупреждения или штрафа (не пристегнуты, превысили скорость и т.д.). Если вы соглашаетесь со своим нарушением, говорите инспектору – «да, я согласен, я нарушил», то в этом случае, инспектор имеет полное право выписать вам постановление ГИБДД, минуя составление протокола. Напомню, что нарушения ПДД, за которые предусмотрено лишение прав, оформляется протоколом.

Постановление инспектор выписать не может! (подробнее ).

Согласно КоАП РФ, N 195-ФЗ. Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола.

1. В случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случае отказа от получения копии постановления она высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление, по почте заказным почтовым отправлением в течение 3-х дней со дня вынесения указанного постановления.

2. В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении, который приобщается к вынесенному в соответствии с частью 1 настоящей статьи постановлению.

3. В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего КоАП РФ, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием ТС либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) ТС данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения ТС находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.

Экземпляры постановления

Экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, предусмотренной частью 7 статьи 29.10 настоящего Кодекса, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Указанные экземпляр постановления в форме электронного документа либо информация, содержащаяся в постановлении, так же могут быть направлены лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при условии регистрации такого лица в единой системе идентификации и аутентификации и наличия согласия такого лица на получение указанных в настоящей части постановления либо информации с использованием иных средств информационных технологий, включая региональные порталы государственных и муниципальных услуг, и (или) с использованием подвижной радиотелефонной связи.

Постановление ГИБДД и протокол

Протокол по делу об административном правонарушении ГИБДД — это документ, в котором зафиксированы какие-то настоящие или прошедшие события. Протокол является всего лишь доказательством правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении ГИБДД – это, фактически, признание вас виновным. Водителю остается оплатить штраф или обжаловать постановление в 10-ти дневный срок.

  • оплатить штраф;
  • обжаловать постановление.
  • Оплатить штраф

    Если вы согласны с наложенным на вас штрафом и решили оплатить штраф.

    Согласно КоАП РФ. Статья 32.2 Исполнение постановления о наложении административного штрафа.

    1. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

    1.1. Административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

    Если вы не согласны с наложенным на вас штрафом, то можете обжаловать постановление, выписанное на вас. А как составить жалобу на постановление , узнаете в следующий раз.

    На сегодня все. Надеюсь, что я смог раскрыть тему про постановление об административном правонарушении. Если есть вопросы, то вы можете проконсультироваться с юристом прямо на блоге.

    Не нарушайте правила, будьте внимательны на дороге!

    Закон «О Полиции» не является правилами дорожного движения и не повышает штрафов, однако все же он связан с дорожным движением, т.к. любимая всеми ГИБДД теперь станет подразделением не милиции, а полиции. Помимо этого знание Закона о Полиции будет недостаточным без изучения .

    Поскольку закон все же в большей степени относится к сотрудникам полиции, а не к водителям, мы рассмотрим лишь некоторые его положения, которые могут пригодиться участникам дорожного движения. Вы можете или ознакомиться с ним на странице Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» .

    Перейдем к рассмотрению глав, статей и пунктов нового федерального закона.

    Является ли ГИБДД подразделением полиции?

    Безусловно, в начале необходимо рассмотреть вопрос о том, является ли ГИБДД подразделением полиции. Поэтому приведу соответствующие статьи:

    Статья 2. Основные направления деятельности полиции1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

    7) обеспечение безопасности дорожного движения;

    Статья 12. Обязанности полиции

    Как Вы видите, дорожное движение относится к ведению полиции, а следовательно либо ГИБДД станет подразделением полиции, либо в полиции появится какое-то новое подразделение, занимающееся решением этого вопроса.

    Начало общения с сотрудником полиции (ГИБДД)

    Это вопрос уже рассматривался в книге , и если Вы еще не знакомы с этой книгой, то настоятельно рекомендую это сделать.

    Что касается закона «О полиции» , то он во многом повторяет положения административного регламента ГИБДД и говорит о следующем:

    Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина…

    4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

    1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

    2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

    5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

    Т.е. сотрудник полиции (ГИБДД) при начале общения с гражданином, независимо от того, кто начал это общение, обязан назвать свои должность, звание и фамилию. Кроме того, по требованию гражданина сотрудник полиции обязан предъявить и служебное удостоверение.

    Отмечу, что все перечисленные требования относятся не только к сотрудникам ГИБДД, но и к сотрудникам других подразделений полиции.

    Сотрудник ГИБДД предлагает нарушить правила дорожного движения

    Нередко встречается ситуация, когда сотрудник ГИБДД предлагает водителю нарушить правила дорожного движения. Особенно часто это происходит при сдаче квалификационного экзамена на получение водительского удостоверения. Обычно нарушение водителя в этом случае приводит к отрицательному результату всего экзамена.

    Федеральный закон «О полиции» запрещает сотрудникам ГИБДД выполнять подобные действия:

    Статья 6. Законность…

    3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

    Конечно же, подобное ограничение существует и в методике проведения квалификационных экзаменов, однако оно относится исключительно к экзаменам, а приведенный выше пункт относится абсолютно к любым ситуациям.

    Остановка транспортного средства без видимых причин

    Нередко сотрудники ГИБДД останавливают транспортные средства без видимых причин. При этом они могут ссылаться, например, на приказы своего начальника. Федеральный закон «О полиции» запрещает такое поведение:

    Статья 6. Законность…

    4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

    Использование достижений науки и техники в работе полиции

    На мой взгляд, эта статья достаточно интересная, поэтому привожу её текст целиком:

    Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем1. Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

    2. Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями.

    3. Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

    4. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.

    Внимание здесь стоит обратить на второй пункт, который предлагает полиции применять электронные формы приема и регистрации документов. Возможно Вы слышали, что в настоящее время можно, например, записаться на технический осмотр через специальный портал государственных услуг, чтобы не стоять в очередях. Скорее всего, в будущем через интернет можно будет осуществлять и другие операции с ГИБДД, и это будет достаточно удобно.

    В третьем пункте говорится о возможности использования полицией технических средств фото- и видеофикции, которые достаточно хорошо известны водителям.

    Права и обязанности сотрудников полиции

    Статья 12. Обязанности полиции

    1. На полицию возлагаются следующие обязанности:

    19) осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также за деятельностью организаций, проводящих обязательный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях — тяжеловесных грузов;

    Таким образом, все обязанности ГИБДД (контроль за соблюдением правил дорожного движения, ГОСТов, других нормативных документов, прием квалификационных экзаменов, регистрация автомобилей и проведение технического осмотра и др.) переходят к сотрудникам нового подразделения полиции, название которого пока что не известно.

    1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;

    Любой сотрудник полиции может требовать от граждан прекращения противоправных действий, например прекращения управления автомобилем с тонированными лобовым и передними боковыми стеклами.

    Статья 13. Права полиции

    2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    Таким образом, любой сотрудник полиции (не только ГИБДД) имеет право проверять документы граждан. Причем он может сделать это не тогда, когда ему это захочется, а только в определенных условиях.

    Кроме того, это не значит, что любой сотрудник полиции может останавливать Ваш автомобиль. Об остановке транспортных средств речь пойдет несколько ниже.

    Статья 13. Права полиции1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

    8) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

    Сотрудники полиции могут составлять протоколы об административных правонарушениях. Сотрудники ГИБДД могут составлять протоколы о наложении административных штрафов, участковые сотрудники полиции могут накладывать штрафы за парковку на газоне.

    Статья 13. Права полиции1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

    16) осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;

    В данном пункте определяется право любого сотрудника полиции на досмотр граждан и принадлежащих им транспортных средств. Напомню, что правила досмотра рассматривались в одном из разделов книги « «. Если Вы еще не знакомы с этой книгой, то рекомендуем это сделать в ближайшее время. Это поможет Вам избегать незаконных досмотров со стороны сотрудников ГИБДД.

    Статья 13. Права полиции

    1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

    20) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);

    21) требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения; ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения; задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, не прошедших обязательного технического осмотра, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах, в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законом, — со снятием государственных регистрационных знаков до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения; при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог;

    2. Право осуществлять действия, предусмотренные пунктами 20 и 21 части 1 настоящей статьи, предоставляется специально уполномоченным сотрудникам полиции.

    В пунктах 20 и 21 приведены действия, которые могут выполнять только специально уполномоченные сотрудники полиции (сотрудники ГИБДД или аналогичного подразделения полиции).

    Например, участковый сотрудник полиции не имеет права останавливать транспортные средства и выполнять другие действия, относящиеся к дорожному движению.

    Статья 13. Права полиции

    1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

    33) использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное;

    37) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба.

    В 33 пункте закона «О полиции» регламентируется право любого сотрудника ГИБДД на использование видео- и аудиотехники, фото- и видеоаппаратуры.

    В 37 пункте описывается право сотрудников полиции использовать чужие транспортные средства в случаях, не терпящих отлагательства. Напомню, что пункт 2.3.3 правил дорожного движения в настоящее время обязывает водителя предоставить транспортное средство сотрудникам милиции и не обязывает предоставлять его сотрудникам полиции.

    В отличие от многих нормативных документов, в которых слово милиция было заменено на слово полиция, правил дорожного движения такая участь пока не коснулась. Так что начиная с 1 марта это не будет являться нарушением, а следовательно и штраф накладываться не будет.

    Задержание водителя сотрудником полиции

    Рассмотрим особенности задержания водителя сотрудником полиции.

    Во-первых, сама возможность задержания приводится в 5 пункте 2 части статьи 14:

    Статья 14. Задержание

    2. Полиция имеет право задерживать:

    5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

    т.е. сотрудники полиции имеют право задерживать в том числе и водителей автомобилей, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях. Подробнее о причинах административного задержания Вы можете узнать в статье 28.3 кодекса об административных правонарушениях.

    6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

    В случае задержания водителя сотрудник полиции имеет право провести досмотр транспортного средства.

    14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

    15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

    В случае задержания водителя сотрудником полиции об этом должен быть составлен соответствующий протокол, который должны подписать сотрудник полиции и водитель. Не рекомендую отказываться от подписания этого протокола. Если Вы не согласны с задержанием, то необходимо в протокол вместо подписи внести фразу «не согласен» и изложить свою точку зрения на сложившуюся ситуацию. Этот вариант в итоге оказывается гораздо эффективнее, чем игнорирование протокола.

    Формирование банков данных о водителях

    Сотрудники полиции формируют банки данных о водителях, в которые заносится информация о владельцах автомобилей и о лицах, получивших водительские удостоверения:

    Статья 17. Формирование и ведение банков данных о гражданах

    3. Внесению в банки данных подлежит информация:

    12) о владельцах транспортных средств;

    13) о лицах, получивших водительское удостоверение;

    Принудительная остановка транспортного средства

    Сотрудник полиции имеет право принудительно остановить транспортное средство. Рассмотрим особенности этой процедуры поподробнее.

    Для принудительной остановки могут применяться специальные средства:

    Статья 21. Применение специальных средств

    1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

    9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

    2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

    9) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

    Никакие конкретные средства для принудительной остановки транспорта в законе «О полиции» не указаны, поэтому остается о них только догадываться.

    При этом существуют и ограничения, накладываемые на применение специальных средств:

    Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств

    2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

    3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

    Т.е. в тех случаях, когда принудительная остановка с применением специальных средств может быть опасной для жизни водителя или пассажиров останавливаемого транспортного средства, их применение не допускается.

    Кроме специальных средств для остановки транспортного средства может применяться и огнестрельное оружие:

    Статья 23. Применение огнестрельного оружия

    3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

    1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

    Отмечу, что огнестрельное оружие может применять только в том случае, если водитель создает угрозу жизни и здоровью граждан. Кроме того, сотрудник полиции имеет право применять оружие для повреждения транспортного средства, т.е. стрелять он должен по колесам, а не по водителю.

    Личный номер сотрудника полиции

    Каждый сотрудник полиции, в том числе и сотрудник ГИБДД, имеет личный номер, который указывается на его нагрудном знаке и в его служебном удостоверении, которые при желании Вы можете посмотреть:

    Статья 25. Сотрудник полиции

    4. Сотруднику полиции выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак, образцы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    По личному номеру в случае необходимости Вы можете найти насолившего Вам сотрудника полиции.

    Что делать, если столкнулись с произволом ДПС?

    Правильный ответ – ЗАКОН. Только знание закона может помочь в решении спорных ситуаций на дороге. Никогда не опускайтесь до словесных угроз, оскорблений или дачи взяток. Важно помнить, что на плечах сотрудника полиции, помимо погон, лежит груз ответственности за исполнение.

    Настоятельно рекомендуем периодически и своевременно их оплачивать, а также купить книгу «Бронежилет водителя» и держать ее в своем автомобиле. Мы очень надеемся, что она Вам все-таки не пригодится, и Вам будут попадаться доброжелательные и законопослушные сотрудники полиции.


    Если Вам понравился наш сайт или именно эта страница, то нажмите на одну из кнопок социальных сетей ниже. Так Вы поделитесь информацией об этой странице со своими друзьями и у вас будет больше общих интересов и тем для увлекательного общения!

    20 октября 2017 года вступил в силу новый административный регламент ГИБДД МВД Российской Федерации, отменяя действие , предусмотренного Приказом № 185 от 02 марта 2009 года.

    Зачем регламент ГИБДД в 2017 году меняют на новый?

    Действующий до указанной даты административный регламент ГИБДД был утвержден за три года до реформы МВД и писался под старые законы, приказы и инструкции.

    Да, в него вносились поправки и изменения, но настал момент, когда без фундаментального пересмотра взаимоотношений сотрудников ДПС и ГИБДД с участниками дорожного движения уже было не обойтись. Несоответствия старого документа с современными реалиями стали все больше вызывать недовольство обеих сторон.

    Видео — комментарии сотрудников МВД по новому административному регламенту ГИБДД от 20 октября 2017 года:

    Нет смысла много говорить об устаревшем и утратившем силу документе, давайте посмотрим, с чем нам предстоит теперь жить и как себя вести.

    Кто имеет право осуществлять надзор на дорогах

    Согласно нового административного регламента ГИБДД 2017 года следить за порядком на дорогах обязаны сотрудники Госавтоинспекции, участковые уполномоченные и другие сотрудники полиции, в рамках предоставленных им полномочий. Данная норма давно прописана в ряде законодательных актов, например, в законе «О полиции», что вступало в противоречие с прежней редакцией регламента.

    ВАЖНО . При исполнении своих обязанностей сотрудник должен находиться в форменном обмундировании, иметь служебное удостоверение и нагрудный знак (п. 34 Регламента).

    То есть, не смотря на существенное расширение списка лиц, потенциально способных следить за порядком на дорогах, введено жесткое требование о форменной одежде.

    Согласитесь, не совсем верно, когда тот же участковый уполномоченный, в форме и при исполнении служебных обязанностей, видя пьяного садящегося за руль, не имеет возможности пресечь его противоправные действия. Вынужден вызывать наряд ДПС, а что успеет натворить указанный гражданин до приезда госавтоинспекторов?

    Права и обязанности сотрудников МВД, осуществляющих федеральный государственный надзор

    Рассказывать о том, что полицейский имеет право останавливать, проверять документы и тому подобное нет смысла, стоит отметить ряд прав, которые могут вызвать по незнанию, вопросы участников дорожного движения.

    Права сотрудников

    Беспрепятственно пользоваться в служебных целях, в случаях не терпящих отлагательства средствами связи негосударственных предприятий, учреждений, организаций и ГРАЖДАН. Вопрос о возмещении затрат в регламенте не указан. Потребовал у вас сотрудник телефон, предоставьте. Вряд ли сотрудники станут злоупотреблять данным правом.

    Так же сотрудник имеет право, при тех же обстоятельствах, воспользоваться транспортным средством граждан. А вот тут, прямо предусмотрено материальное возмещение расходов и возможного ущерба, понесенного владельцем автомобиля.

    ВАЖНО . В данном случае простого требования недостаточно, сотрудник обязан разъяснить цель использования, указать маршрут движения (за исключением преследования правонарушителя), предупредить об ответственности владельца автомобиля в случае отказа выполнить указанное требование.

    При этом сотрудник выдает справку или делает отметку в путевом листе, указывая продолжительность поездки, пройденного расстояния, свою фамилию, должность, номер служебного удостоверения, наименование строевого подразделения Госавтоинспекции.

    Обязанности сотрудников

    Особую заботу об участниках дорожного движения видно в обязанности полицейского «прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения и место ДТП». Это не может не радовать, но вот смогут ли сотрудники в современных условиях в полной мере выполнять данную обязанность? Ожидание наряда ДПС в случае дорожно-транспортного происшествия растягивается на часы и чаще всего не по вине инспекторов.

    Права и обязанности водителей (лиц, в отношении которых осуществляется государственный надзор)

    С правами и обязанностями сотрудников разобрались, а на что же может рассчитывать водитель и другой участник дорожного движения?

    Права

    Новый регламент ГИБДД 2017 г. не предлагает ничего нового, все права прописаны в целом ряде Законов, начиная с Конституции РФ и заканчивая Уголовным и Административным кодексами. Упомянем лишь некоторые из них.

    Видео — о плюсах и минусах нового административного регламента ГИБДД 2017 года для водителей:

    Разумеется, это право обжаловать, как действия, так и бездействия полицейских – вышестоящему руководству, прокурору и суд.

    Не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Проще говоря, это дословная цитата статьи 51 Конституции РФ, если решили воспользоваться данным правом, в объяснении так и укажите.

    ВАЖНО . Отказ от дачи показаний не является доказательством вины и никак не влияет на результат рассмотрения дела по существу.

    Можно давать показания на родном языке или языке, которым владеете и пользоваться бесплатной помощью переводчика.

    И наконец, использовать фото-, видео и аудиозаписывающую аппаратуру не запрещено. Именно такие разъяснения дает зам. министра МВД России А.В. Горовой:



    Видео — гражданам по-прежнему разрешено снимать инспекторов ГИБДД:

    Обязанности

    Авторы нового административного регламента ГИБДД 2017 года, не мудрствуя лукаво, вменили в обязанность участникам дорожного движения соблюдать правила дорожного движения, подчиняться распоряжениям разметки, знаков, светофоров и регулировщиков.

    Неприятная неожиданность

    Новый регламент содержит исчерпывающий перечень административных процедур, проще говоря, чем должны заниматься сотрудники ГИБДД. Ничего необычного, тут и надзор за дорожным движением, остановка транспортного средства и пешехода, проверка документов и сверка номеров.

    ВНИМАНИЕ. И на закуску – проверка технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства (абзац 4 п. 31 Регламента).

    Много лет назад, в целях борьбы со злоупотреблениями инспекторам запретили проверять техническое состояние автомобиля в случае, если пройден технический осмотр.

    Теперь же, передав функцию техосмотра частным автосервисам, руководство ГИБДД решило вернуть указанное право инспекторам на дороге. Данное решение многим покажется спорным, однако это устраняет ряд спорных моментов.

    Во что это выльется на практике покажет время.

    Права и обязанности обеих сторон — это хорошо, но как это должно выглядеть на дороге?

    Общие требования к исполнению административных процедур (действий)

    Из общих требований следует отметить, тот факт, что новый регламент ГИБДД 2017 года приведен к действующим нормам Закона «О полиции», в котором сказано, что оформление административного правонарушения осуществляется на месте , если позволяют погодные условия или нет иных оснований для задержания и доставления.

    Проще говоря, сотрудник не должен по надуманным причинам требовать от правонарушителя следовать в помещения территориальных или строевых подразделений, а составить протокол или вынести постановление на месте.

    И тут была проблема с интерпретацией этого самого «на месте». Как правило, инспектор просил выйти из автомобиля и проследовать с ним в служебный транспорт или в помещение стационарного поста. Водитель же требовал составить протокол около своего автомобиля, не желая его покидать.

    И оба участника диалога были по своему правы. Первый в силу того, что действующий регламент, а равно инструкции и постановления требуют зачастую составление не одного документа, а нескольких, так еще и погодные условия нашей Родины не позволяют, зачастую, этого сделать чисто физически. А второй просто пользовался правами, предоставленными ему пробелами в ведомственном законодательстве.

    В рассматриваемом регламенте четко прописана возможность составления протокола в служебном автомобиле или в помещении стационарного поста ДПС (п.37 Регламента).

    Следовательно, нежелание проследовать с инспектором ГИБДД в служебный автомобиль, может быть расценено как невыполнение законных требований должностного лица, а это уже часть 1 ст. 19.3 КоАП РФ, штраф до одной тысячи рублей, а возможно и административный арест до 15 суток.

    Взаимоотношения сотрудников ГИБДД с водителями

    По сути требования к сотруднику, остановившему участника дорожного движения статичны и не меняются от регламента к регламенту. Сотрудник представляется, разъясняет причину и цель обращения, предъявляет по требованию служебное удостоверение, не выпуская его из рук, разъясняет порядок обжалования своих действий.

    Пункт 46 нового административного регламента ГИБДД 2017 года сводит общение инспектора ГИБДД с обратившемся к нему гражданам (если речь не идет о сообщении о преступлении или правонарушении) к разъяснению специфики проезда или уточнению маршрута следования, в том числе к больницам, подразделениям ГИБДД и отделам полиции. По всем остальным вопросам, сотрудник может лишь предоставить телефон дежурной части или адрес строевого подразделения.

    Так же сотруднику предписано при проверке документов граждан относиться к ним аккуратно, не делая каких-либо пометок в неположенных местах (п.53 Регламента).

    ВАЖНО . Сотрудник Госавтоинспекции принимает документы без обложек и удерживающих устройств (абзац 2 п.53).

    Опять спрятались, не имеют права!.. Или имеют?

    Извечный спор водителей и инспекторов ГИБДД – расположение служебного автомобиля.

    Авторы регламента умудрились в одном пункте запретить скрывать служебный автомобиль, четко указав, что он должен быть виден участникам дорожного движения для своевременного пресечения (отказа) правонарушения, и тут же дали право прятать указанное транспортное средство за рельефом местности, поворотами дороги и элементами обустройства улично-дорожной сети, в случае надзора на аварийно опасных участках и при осуществлении надзора с помощью технических средств (п.63 Регламента).

    С учетом, что участок дороги признается аварийно опасным самими органами Госавтоинспекции по целому ряду оснований (частые ДТП или единичные, но повлекшие гибель людей) спорить с инспектором ГИБДД о месте расположения служебного автомобиля становится бессмысленно.

    Хотя в этом же пункте предусмотрена дисциплинарная ответственность сотрудника создавшего помехи для распознавания служебного автомобиля. Как говорится – и нашим, и вашим. 😉



    Поделиться