Статьи конституции касающиеся охраны труда. Охраны труда. Раздел III посвящен трудовым договорам

Структура законодательства РФ по охране труда:

– Конституция Российской Федерации;

– Трудовой кодекс Российской Федерации (№ 197-ФЗ);

– Федеральный Закон «Об основах охраны труда в Россиской Федерации»

– Федеральный Закон « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (№116-ФЗ);

– Федеральный Закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (№125-ФЗ).

Конституция Российской Федерации определяет основные права и свободы граждан в политической и социально-экономической жизни общества, служит основой для разработки законодательных и нормативных актов.

В Конституции записано, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (ст. 7.2). В нашем государстве каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37.3). Конституцией гарантировано и право людей на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37.5).

В случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей, а также по возрасту гарантировано социальное обеспечение (ст. 39.1).

В статье 41.1 указано о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41.3).

Статья 42 гарантирует право людей на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью из-за экологического правонарушения.

Трудовой кодекс Российской Федерации .

Введен в действие 1 января 2002 г. и регулирует трудовые отношения людей. Кодекс содержит достаточно подробное толкование законодательства по охране труда.

В разделе I "Общие положения" кодекса изложены цели трудового законодательства – установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Указаны основные задачи трудового законодательства – создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Рассмотрены трудовые отношения, их стороны, основания для возникновения таких отношений, а также основные права и обязанности работника и работодателя.

Раздел III посвящен трудовым договорам.

Трудовой договор (статья 56) –соглашение между работодателем и работником, заключаемое в письменной форме (статья 70) согласно которого обязуются:

Работодатель:

– предоставить работнику работу в соответствии с его квалификацией;

– обеспечить безопасные условия труда;

– своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату

Работник:

– лично выполнять, трудовую функцию;

– соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка

Трудовой договор заключается на (статья 58):

– неопределенный срок;

– срок не более 5 лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен действующим трудовым кодексом, иными федеральными законами.

Вступает в силу со дня его подписания сторонами (статья 61)

Срочный трудовой договор заключается в тех случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределённый срок с учётом характера предстоящей работы или условий её выполнения. Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключённым на неопределённый срок.

Трудовой договор, может вступать в силу со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если же в трудовом договоре не оговорен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий день после вступления договора в силу.

Условия об испытательных сроках указываются в трудовом договоре (статья 70): продолжительность, которых не превышает 3 месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей – 6 месяцев. Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят без испытания.

Испытания не предусматриваются для:

– лиц, поступающих на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведённому в порядке, установленном законом;

– беременных женщин;

– женщин, имеющих детей в возрасте до 1.5 лет;

– лиц до 18 лет;

– выпускников ВПО, СПО, НПО, окончивших образовательные учреждения, имеющих государственную аккредитацию, впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения лиц, избранных (выбранных) на выборную должность на оплачиваемую работу (например, освобождённые руководители профсоюзных организаций);

– лиц, приглашенных в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между ними;

– лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев.

Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника (статья 721) в случаях:

– производственной необходимости (при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях – пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии) на срок до 1 месяца с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе (статья 722), которая не должна быть противопоказана работнику по состоянию здоровья;

– для замещения отсутствующего работника на срок не более 1 месяца в течение календарного года (с 01 января по 31 декабря) (статья 722).

С письменного согласия работник может быть переведён на работу, требующую более низкой квалификации.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя производится в случаях (статья 81):

– ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;

– сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

– несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья по медицинскому заключению или недостаточной квалификации по результатам аттестации;

– смены собственника имущества организации (для руководителей, его заместителей и главных бухгалтеров);

– неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

– однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей;

– в случае прогула (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырёх часов подряд в течение рабочего дня /смены/; отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течении всего рабочего дня /смены/ независимоот его /её/ продолжительности);

– появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

– разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной; разглашение персональных данных другого работника), ставшей известной работнику в связи с исполнением своих трудовых обязанностей;

– в случае хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу

приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

– установленного комиссией по охране труда (уполномоченным по охране труда) нарушения работником требований охраны труда, если оно повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа), либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий;

– совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания утраты доверия к нему со стороны работодателя;

– совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы предоставления работником подложных документов при заключении трудового договора.

Увольнение по п.п. 2 и 3 допускается, если не возможно перевести работника с его согласия на другую работу. Увольнение невозможно (за исключением основания п.1) в период временной нетрудоспособности или отпуска работника. О проведении всех увольнений работодатель должен известить профсоюзную организацию (статья 82).

Коллективный договор (статья 40) – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации, заключаемый между работниками и работодателем в лице их представителей на срок не более трёх лет (затем в коллективный договор могут быть внесены изменения, поправки или без изменений пролонгироваться на следующий трёхлетний срок).

При не достижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение 3 месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами (статья 43).

Раздел IV посвящен рабочему времени. Здесь оговорена его нормальная продолжительность, указаны особенности регулирования трудовых отношений при сокращенном рабочем дне, работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, а также при различных режимах работы. Классификация рабочего времени сведена в таблицу 2.1

Таблица 2.1 Рабочее время

Р А Б О Ч Е Е В Р Е М Я

Сокращенное

Для инвалидов 1-й и 2-й группы – не более 35 час. в неделю

До 16 лет – не более 24 часов в неделю

Нормальное

Не более 40 часов в неделю

Неполное

Неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Оплата производится пропорционально отработанному времени

С 22 часов до 6 утра. Оплата производится в повышенном размере.

За пределами установленной продолжительности рабочего времени

Сверхурочные работы

Не более 4-х часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Оплачивается за первые 2 часа работы не менее чем вполуторном размере, за последующие часы в двойном размере. Работники к сверхурочным работам привлекаются либо с их письменного согласия, либо без, в случае работ по устранению непридвиденных ситуаций, при введении чрезвычайного или военного положения

Ненормированный рабочий день

Применяется эпизодически, работнику за ненормированный рабочий день предоставляется дополнительный отпуск не менее 3 дней

В разделе V "Время отдыха" перечислены общегосударственные нерабочие праздничные дни, приведены виды времени отдыха, установлены порядок предоставления перерывов в работе и их длительность, оговорены случаи привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Указаны виды отпусков и особенности их предоставления. В таблице 2.2 приведены виды отдыха

Таблица 2.2 Виды отдыха

Виды времени отдыха

Перерывы в течение рабочего дня (смены)

Для работников с вредными и (или) опасными условиями труда-не более 36 часов в неделю

Для инвалидов 1-й и 2-й группы – не более 35 часов в неделю

– до 16 лет – не более 24 часов в неделю

– от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю

Ежедневный

Междусменный отдых

Выходные дни (не менее 42 часов – суббота, воскресенье) и нерабочие праздничные дни

Работа запрещена. Привлечение к работе по письменному распоряжению работодателя проводится либо с письменного согласия работника либо без согласия (для предотвращения катастрофы, производственной аварии, стихийного бедствия и их последствий.)

Виды отпусков приведены в таблице 2.3

Таблица 2.3 Виды отпусков

Ежегодные

оплачиваемые

Дополнительные оплачиваемые

Без сохранения

заработной

За особый

характер работы

За работу с

вредными и (или) опасными

условиями труда

С ненормированным рабочим днем

Продолжительность 28 рабочих дней. Отпуск может быть разделен на части, при этом одна часть должна быть не менее 14 календарных дней. Право на использование – по истечении 6 месяцев непрерывной работы в организации. До истечении 6 месяцев отпуск должен быть предоставлен:

– женщинам перед отпуском по беременности;

– работникам до 18 лет;

Предоставляется работникам, имеющим особый характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой).

По результатам

аттестации

рабочих мест

по условиям

руда. Не менее 7

календарных

дней работникам, занятым на

тяжелых работах, работах

с вредными и

(или) опансыми и иными особыми условиями

С ненормированным рабочим днем – не менее 3 дней. Определяются коллективным договором или правилами трудового распорядка.

– По семейным

обстоятельствам;

– Участникам ВОВ

– до 35 календарных дней

– Работающим

пенсионерам (по

старости)

– до 14 календарных дней;

– Работающим инвалидам

– до 60 календарных дней

– в случае рождения ребенка, регистрации брака,

смерти близких родственников

– до 5 календарных дней.

Раздел X "Охрана труда" содержит основные понятия охраны труда и основные направления государственной политики в области охраны труда. Указано, что требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. Изложены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда.

Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

Данный закон введен в действие 17 июля 1999 г. В нем указаны правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях всех форм собственности. Действие настоящего Федерального закона распространяется на:

    работодателей;

    работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

    членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;

    студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднегопрофессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательныхучреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящихпроизводственную практику;

    военнослужащих, направляемых на работы в организации;

– граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, аходящихся под юрисдикцией Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное непредусмотрено международным договором Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

В Законе рассмотрены основные направления государственной политики в области охраны труда:

– обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

– принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

– государственное управление охраной труда;

– государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

– содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

– расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

– координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

– распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

– участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

– подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

– организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

– обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

– международное сотрудничество в области охраны труда;

– проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

– установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Закон дает право работникам на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Каждый работник имеет право на :

– Рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

– обязательноесоциальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, – о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите отвоздействия вредных или опасных производственных факторов;

– отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровь явследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

– обеспечениесредствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии стребованиями охраны труда за счет средств работодателя;

– обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

– профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

– запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;

– обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы повопросам охраны труда;

– личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и врасследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

– внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;

– компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором (соглашением), трудовымдоговором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вреднымиили опасными условиями труда.

Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

– Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

– Условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда.

– На время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

– При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

– В случае не обеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

– Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности.

– В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

– В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране трудагосударство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

Охрана труда женщин

Запрещается использование труда женщин:

– на тяжелых работах;

– на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые нормы (таблица 2.4);

– на подземных работах;

Запрещается использование труда беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, на сверхурочных работах, на работах в ночное время, выходные и праздничные дни, в служебных командировках без их письменного согласия, а также письменно ознакомить с правом отказаться от предложенной работы.

Таблица 2.4 Нормы поднятия и переноски тяжестей для женщин

Характер работы, показатели

тяжести труда

оптимальные

допустимые

с рабочей

поверхности

Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течении рабочей смены, кг

Суммарная масса грузов, перемещаемых в течении каждого часа смены, кг

Величина динамической работы в течение каждого часа работы, кгм

Охрана труда несовершеннолетих

Запрещается использовать труд подростков:

– на тяжелых работах;

– на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

– на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые нормы (таблица 2.5);

– на подземных работах;

– в служебных командировках;

– на сверхурочных работах;

– в ночное время;

– в выходные и нерабочие праздничные дни;

– на работах, при выполнении которых может быть повреждено здоровье и нравственное развитие (игорный бизнес, торговля, перевозка, производство спирных напитков, табачных изделий, наркотических препаратов и т.д).

Дети до 14 лет привлекаются к работе с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя). Характер работы (создание, исполнение произведений без ущерба для здоровья). Работодатель – организация кинематографии, театр, театральная или концертная организация, цирк. С 14 до 15 лет подростки привлекаются к работе с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя). Характер работы – легкий труд, не причиняющий вреда здоровью. Время работы – свободное от учебы. С 15 лет, несовершеннолетние, получившие основное общее образование либо оставившие в соответствии с федеральным законодательством общеобразовательное учреждение, принимаются на работу на общих основаниях и без ограничений.

Таблица 2.5 Нормы поднятия и переноски тяжестей вручную для лиц моложе 18 лет

Характер работы,

показатели тяжести труда

Предельно допустимая масса груза

Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час), кг

Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены, кг

Подъем и перемещение тяжестей постоянно (более 2 раз в час) в течение не более 1/3 рабоче смены, кг

Сумпмарная масса грузов, перемещаемых в течение смены с рабочей поверхности, кг

Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение смены с пола, кг

Предусмотрена ответственность лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, указанных в коллективных договорах и соглашениях, трудовых договорах (контрактах), или препятствующих деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также общественного контроля.

Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда

– Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать требованиям охраны труда.

– Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных в пункте 1настоящей статьи проектов требованиям охраны труда, а также без разрешений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

– Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

– Запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля, и токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

– В случае использования новых, не применяемых в организации ранее, вредных или опасных веществ работодатель обязан до использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия.

Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ по охране труда.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и подчинённости осуществляют:

а) Федеральная централизованная система государственных органов и инспекций, работающая на основе Федеральных законов и независящая в своей деятельности от администрации предприятия;

– Государственные органы:

– Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

РФ – РОСТЕХНАДЗОР РФ (в него вошли ГОСЭНЕРГОНАДЗОР РФ, ГОСАТОМНАДЗОР РФ).

Контролирует: объекты повешенной опасности (сосуды, аппараты, работающие под давлением, объекты нефте-, газодобычи, магистральный трубопроводный транспорт);

безопасность объектов ядерно-топливного цикла, учет ядерных материалов и радиоактивных веществ; безопасность эксплуатации энергетических установок; химически опасные производственные объекты, объекты металлургии, строительства и экологии.

– Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – РОСПОТРЕБНАДЗОР РФ – осуществляет контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

– МЧС РФ (в состав которого входит ГУПО МВД) – ликвидирует аварии природного и техногенного характера, контролирует выполнение противопожарных мероприятий на предприятиях, боеспособность пожарных служб и исправность средств пожаротушения.

б) профсоюзы в лице их соответствующих органов (состоящие в их ведении правовая и техническая инспекции труда) – общественный контроль (Положение о технической инспекции труда ФНПР № 5-5 от 16.06.1994.).

Высший надзор за исполнением законов о труде осуществляет Главный государственный инспектор труда РФ (назначается на должность и освобождается от неё Президентом РФ), несущий персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Федеральную инспекцию труда. (Круг задач и функций государственных инспекций труда охватывает практически все наиболее важные вопросы, связанные с обеспечением безопасности труда работников и защиты их прав в этой области) – Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ № 1504 от 20.06.1994.

Государственный инспектор труда имеет право:

– беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения

установленного образца пройти на территорию предприятия;

– запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения

надзорных и контрольных функций;

– расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве.

За нарушение трудового законодательства виновные должностные лица несут административную и уголовную ответственности.

В основе Законодательства Российской Федерации об охране труда лежит Конституция Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон № 90-ФЗ от 30.06.2006 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативно правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов», такие как Закон РФ N 181 «Об основах охраны труда в Российской Федерации», а также другие нормативно-правовые акты и законы по охране труда субъектов Российской Федерации.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Согласно изменениям, внесенным в статью 226 Кодекса, теперь финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) должно осуществляться в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ранее размер такого финансирования составлял не менее 0,1 процента). Расходы на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда на работников возлагаться не должны.

Основные направления охраны труда:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • принятие федеральных законов и нормативных актов в области охраны труда , федеральных, ведомственных и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • управление охраной труда ;
  • государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
  • государственная экспертиза условий труда;
  • установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
  • распространение передового опыта работы по охране труда ;
  • финансирование мероприятий по охране труда;
  • подготовка специалистов по охране труда;
  • сбор и анализ статистической отчетности об условиях труда , производственном травматизме, профессиональной заболеваемости;
  • за счет средств работодателя работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты, наглядными пособиями, плакатами по охране труда, приемлемыми санитарно-бытовыми условиями, лечебно-профилактическими средствами.

Охрана труда в Конституции Российской Федерации

Основные положения охраны труда закреплены в Конституции Российской Федерации .

Статья 7
1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 41
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя .
Закон РФ N 181 «Об основах охраны труда в Российской Федерации»

Основные понятия охраны труда

охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально - экономические, организационно - технические, санитарно - гигиенические, лечебно - профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы; рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда ;

производственная деятельность - совокупность действий людей сприменением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Комментарий к Статье 37 Конституции РФ

Данная статья 37 провозглашает те конституционные права и свободы, частью которых обладает в России каждый человек независимо от рода его занятий, а частью - только те физические лица, которые работают по трудовому договору у определенного работодателя. Конституционные права и свободы, перечисленные в ст. 37, - это не все права и свободы, которыми наделяется человек в сфере труда, а лишь основные из них. Большинство прав и свобод человека в данной сфере включаются в категорию так называемых социально-экономических прав человека, которые не принадлежат ему от рождения, а приобретаются путем вступления в правоотношения по поводу использования своих способностей к труду, например посредством заключения трудового договора.

Конкретный перечень социально-экономических прав гражданина формируется каждым государством самостоятельно, в индивидуальном порядке, на основе учета максимальных пределов имеющихся у него ресурсов (ч. 1 ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). В этом смысле объем социально-экономических прав граждан экономически процветающих государств обычно превышает объем аналогичных прав в слаборазвитых либо развивающихся странах.

Вместе с тем в силу требований норм международного права некоторые социально-экономические права и свободы человека поставлены в один ряд с гражданскими и политическими правами, что означает необходимость обеспечения их равной доступности и эффективной правовой защиты во всех странах мирового сообщества безотносительно к имеющимся у них экономическим и финансовым ресурсам (ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах). К правам такого рода относятся:

а) право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы;

б) право на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации;

в) право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения;

г) право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов;

д) право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск (ст. 23 и 24 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.).

Все эти права, а также свободы человека в сфере труда отражены в комментируемой статье 37 Конституции России.

1. В числе первых ч. 1 ст. 37 называет свободу труда, которую следует рассматривать как универсальный конституционно-правовой принцип, применимый ко всем видам законопослушной трудовой деятельности человека. Под трудовой деятельностью в данном случае имеется в виду любой род или вид занятий человека, предполагающий применение и использование его физических и (или) интеллектуальных способностей, знаний и умений как на возмездной, так и на безвозмездной основе, как в эпизодическом, так и в периодическом либо систематическом порядке, как на основе трудового договора, так и на основе всякой другой допускаемой законом организационно-правовой формы привлечения людей к труду. Независимо от вида использования своих способностей труду каждый имеет право распоряжаться ими свободно, причем преимущественно в целях удовлетворения своих личных интересов и потребностей в любом избираемом им месте жительства (см. ).

Провозглашаемая Конституцией свобода труда относится к тем социально-экономическим феноменам, которые обязательно должны присутствовать в экономике рыночного типа для ее нормального функционирования и поступательного развития. В силу этого свободу труда необходимо рассматривать в качестве основополагающего принципа рыночной экономики, являющейся единственно возможным надлежащим экономическим фундаментом для эффективного функционирования демократического правового государства, каковым и должна быть Российская Федерация в силу . В связи с основополагающей ролью данного принципа в современной России уместно напомнить о том, что в условиях нерыночной государственно-плановой экономики, на которой базировался Советский Союз, востребуется в качестве основного другой принцип - всеобщности труда, предполагающий возложение на каждого трудоспособного человека конституционной обязанности трудиться и применение мер юридической ответственности ко всем лицам, не исполняющим эту обязанность. Реализация этого принципа на практике всегда связана с применением принудительного труда.

Другим важнейшим принципом, на котором также основывается рыночная экономика, является свобода использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (см. ). Как правило, в ходе осуществления этой деятельности применяется наемный труд, должную основу которого в условиях демократического и правового государства составляет свободно и добровольно заключаемый договор. Отсюда следует, что юридическим выражением конституционных начал свободы труда и свободы экономической деятельности является принцип свободы договора, который, обладая конституционно-универсальным характером, имеет определяющее значение для сферы применения и использования любого вида трудовой деятельности, в том числе осуществляемой на основе трудового договора. В последнем случае этот принцип трансформируется в принцип свободы трудового договора.

Однако следует заметить, что формулировка этого принципа не воспроизведена ст. 2 ТК в числе основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Данное обстоятельство, конечно, не означает, что принцип свободы трудового договора не действует в сфере отношений, регулируемых нормами отрасли трудового права. Он, несомненно, действует и в данной сфере, но с определенными ограничениями, о наличии которых, в частности, наглядно свидетельствует содержание норм российского трудового законодательства, регламентирующих заключение, изменение и прекращение трудового договора по инициативе работодателя.

Суть данных ограничений составляет сужение возможностей работодателя, как одной из сторон трудового договора, выстраивать свои взаимоотношения с работником, как другой стороной этого договора, исключительно на началах равенства, свободы и согласования воли (см. Постановление КС РФ от 06.06.2000 N 9-П*(467)). В реальности российский работодатель не обладает свободой воли ни при заключении, ни при изменении и уж тем более при расторжении трудового договора. Это подтверждается тем, что право работодателя расторгнуть трудовой договор со своим работником в большей мере связывается нормами трудового законодательства не с волеизъявлением работодателя, а с фактическим наличием неких объединяемых в исчерпывающий перечень обстоятельств, квалифицируемых данными нормами в качестве конкретных оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя (ст. 81 ТК).

Таким образом, можно констатировать, что в условиях сегодняшней российской правовой реальности действие принципа свободы трудового договора, содержание которого должна составлять свобода волеизъявления его сторон на заключение, изменение или расторжение данного договора, существенно ограничено, по крайней мере для работодателя. Это обстоятельство вызывает вопрос о конституционности такого рода ограничений. Поскольку в силу любые ограничения прав и свобод должны осуществляться лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц (см. комментарий к ст. 55), постольку и ограничение экономической свободы работодателя, не вызываемое указанными целями, в принципе не должно иметь места. Однако если в противоречие с данным требованием оно все-таки существует, то это может свидетельствовать о необоснованности либо несоразмерности ограничения его прав и свобод, что, в свою очередь, создает основу для признания неконституционными нормативных положений соответствующих правовых норм. Такие решения Конституционный Суд РФ принимал неоднократно (см.: Постановления от 24.01.2002 N 3-П, от 15.03.2005 N 3-П; Определение от 16.01.2007 N 160-О*(468)).

Следует обратить внимание на то, что данные решения привнесли в правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений новую тенденцию к расширению свободы трудового договора, которая, кстати сказать, действительно необходима в рыночных условиях хозяйствования для придания этому регулированию необходимой гибкости. Весьма желательно, чтобы та же тенденция обозначилась и в деятельности отечественного законодателя, которому также полезно было бы осознать, что в экономически процветающих странах гибкость санкционированного законом договорного регулирования трудовых отношений признана одним из важнейших условий, напрямую определяющих эффективность и конкурентоспособность национальной экономики.

2. Присущая каждому, в силу ч. 1 комментируемой статьи 37 КРФ, свобода труда предполагает не только возможность выбора человеком вида трудовой деятельности, организационно-правовой формы использования своих способностей к труду и места приложения этого труда, но также и возможность отказа от выполнения какого-либо труда вообще. Однако такой вариант поведения конкретного лица не должен влечь для него в современных российских условиях никаких отрицательных последствий, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 37 принудительный труд в нашей стране запрещен. В этом смысле данный запрет следует рассматривать и как конституционную гарантию свободы труда.

Необходимо отметить, что запрещение принудительного труда является одним из фундаментальных принципов не только российского, но и международного права. В частности, он зафиксирован в Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 8), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 2 ст. 4) и Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации, которая была принята Международной Конференцией Труда (МКТ) в 1998 г. В качестве основного принципа правового регулирования трудовых отношений и иных связанных с ними отношений этот запрет воспроизведен также в отраслевом российском законодательстве, представленным ныне Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. от 18.10.2007) и ТК. При этом ТК не только причисляет данный принцип к основным принципам правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2), но и посвящает его правовой регламентации отдельную ст. 4 "Запрещение принудительного труда". Такое обособление законодательной регламентации данного принципа в отдельной статье следует расценивать как показатель его особой значимости, которую российский законодатель счел необходимым подчеркнуть еще раз таким образом.

Следует также обратить внимание и на то, что наиболее детализированная правовая регламентация запрещения принудительного труда содержится не в ТК, а в актах международного трудового права, к числу которых относятся две конвенции Международной Организации Труда (МОТ): Конвенция 1930 г. N 29 "О принудительном или обязательном труде" и Конвенция 1957 г. N 105 "Об упразднении принудительного труда". Обе конвенции ратифицированы Россией.

В рамках же российской правовой системы наиболее развернутое определение принудительного труда дано в ч. 2 ст. 4 ТК . Оно почти полностью основывается на формулировке, приведенной в п. 1 ст. 2 Конвенции МОТ N 29, в которой сказано, что термин "принудительный, или обязательный труд" означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Вместе с тем необходимо отметить, что существуют и определенные различия в характеристике принудительного труда по международному и российскому трудовому праву. Так, в отличие от определения, данного ТК, Конвенция N 29 как в самом названии, так и в содержании говорит не только о принудительном, но и об обязательном труде. При этом данная Конвенция не вкладывает никакого самостоятельного значения в термин "обязательный труд" в сравнении с термином "принудительный труд", в силу чего эти термины следует рассматривать как синонимы. Кстати, основываясь на этом, можно сделать вывод о правомерности использования российским законодательством лишь одного термина "принудительный труд".

Вместе с тем имеет смысл обратить внимание и на то, что характеристика принудительного, или обязательного, труда, представленная Конвенцией N 29, содержит два признака, к числу которых относятся: а) угроза наказания за неисполнение требуемой работы или службы и б) отсутствие добровольного предложения работником своих услуг для выполнения этой работы или службы. В свою очередь ТК ограничивается в характеристике принудительного труда указанием только на один признак, коим является угроза применения какого-либо наказания (насильственного воздействия) за невыполнение требуемой работы. Однако данное обстоятельство, вероятно, не следует рассматривать как нарушение отечественным законодателем положений Конвенции N 29, просто необходимо исходить из того, что он предпринял в данном случае более жесткий подход к квалификации конкретного труда в качестве принудительного. Если по нормам международного трудового права для этого требуется одновременное наличие двух признаков, то по российскому законодательству достаточно одного в виде угрозы применения какого-либо наказания (насильственного воздействия).

Каждый в случае его привлечения к принудительному труду имеет право отказаться от его выполнения, в том числе в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, равно как и в связи с возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда и, в частности, посредством его необеспечения средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами (ч. 3 ст. 4 ТК).

Определенные виды работ, требуемые от работника, имеют черты сходства с признаками принудительного труда, и тем не менее они не признаются в качестве разновидностей такового. Перечень таких работ содержится в ч. 4 ст. 4 ТК. В целом он согласуется с аналогичным перечнем, содержащимся в ст. 2 Конвенции МОТ N 29. Однако следует иметь в виду, что приводимый в Конвенции перечень несколько шире того, который дан в ст. 4 ТК, поскольку по сравнению с ней в него дополнительно включаются: а) всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны; б) мелкие работы общинного характера, т.е. работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, и которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива, при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

Несмотря на то, что наш законодатель отказался от воспроизведения в ТК формулировок этих исключений из видов принудительного труда, они имеют правовую силу и в отношении нашей страны, которая вытекает из факта ратификации указанной Конвенции. Это позволяет не считать принудительным трудом традиционные для нашей страны всякого рода "субботники" и "воскресники", разумеется, при условии добровольного участия граждан в их проведении. Отсюда же вытекает и вывод о том, что принудительным трудом не следует признавать те работы, которые выполняются для прямой пользы коллектива членами данного коллектива по благоустройству и санитарно-гигиенической профилактике зданий и территорий, занимаемых, к примеру, школами, интернатами, детскими и юношескими оздоровительными лагерями, а также учреждениями, ведающими исполнением административных и уголовных наказаний, при условии предоставления представителям данных коллективов права высказывать свое мнение относительно целесообразности проведения таких работ (см. Определение КС РФ от 24.03.2005 N 152-О).

3. Для подавляющего большинства представителей современной цивилизации труд является основным источником существования. В силу этого каждый способный трудиться человек должен иметь право на труд, и такое право ему действительно предоставлено ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, а гражданам нашей страны еще и ч. 3 ст. 37 Конституции. Обладание конституционным правом на труд предоставляет каждому возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается (ст. 6 Пакта об экономических, социальных и культурных правах). В свою очередь реализация данного права позволяет каждому удовлетворять постоянно существующую потребность в создании материальных предпосылок для своего нормального существования и всестороннего развития посредством зарабатываемых средств.

Юридическое содержание права на труд образует ряд правомочий, реализация которых обеспечивает человеку возможность избирать род трудовой деятельности, профессию или специальность, определять место приложения своего труда как в пределах, так и за пределами РФ и выбирать контрагента по трудовому договору (физическое или юридическое лицо, государственный или муниципальных орган и пр.).

В условиях рыночной экономики право на труд не является субъективным в том смысле, что оно не дополняется чьей-либо обязанностью предоставлять каждому конкретному лицу желательную для него работу. Данный вывод подтверждается и Конституционным Судом, который в одной из сформулированных им правовых позиций отметил, что право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию не предполагает обязанности государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности (см. Определение от 21.12.2000 N 252-О*(469)).

В то же время право гражданина на труд находится под особой защитой государства, которая проявляется, с одной стороны, в обеспечении каждому работающему лицу условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, выплаты вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, охраны труда и содействия занятости, а с другой - в предоставлении различных мер поддержки лицам, утратившим работу и заработок. Отсюда следует, что Конституция предоставляет каждому не просто право зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, но и возможность реализовать это право в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Наиболее детализированную характеристику содержания современных правовых норм, регулирующих отношения по охране труда работников, можно получить на основе анализа содержания статей ТК, помещенных в разд. Х "Охрана труда". В соответствии с содержащейся в нем ст. 209 охрана труда определяется как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Необходимость проведения всех этих мероприятий возлагается, главным образом в качестве конкретных обязанностей, на каждого работодателя (ст. 212 ТК). Трудовой кодекс также предоставляет каждому работнику возможности для защиты своего права на труд в условиях, отвечающих государственным нормативным требованиям охраны труда. С этой целью все работники наделяются рядом прав в области охраны труда (ст. 219) . Устанавливая государственные нормативные требования охраны труда наемных работников, Российское государство в то же время способствует обеспечению безопасности труда для их жизни и здоровья.

Естественным правом каждого, кто использует свою рабочую силу на договорных началах в интересах другого лица, является право на вознаграждение за труд. В условиях рыночной экономики конкретный размер данного вознаграждения определяется прежде всего соглашением самих сторон трудового договора. Однако общеизвестно, что их экономические интересы, как правило, не совпадают, поскольку работодатель заинтересован в уменьшении своих расходов на заработную плату работника, а работник - в увеличении размера вознаграждения за свой труд. Практика свидетельствует о том, что разрешение данного конфликта интересов осуществляется, как правило, с позиции силы работодателя, у которого имеется экономическое преимущество, используемое им для минимизации оплаты труда работников, нередко вынужденных соглашаться на низкооплачиваемый труд ввиду реальности перспективы вообще остаться без какой-либо оплачиваемой работы. Учитывая данное обстоятельство, ч. 3 ст. 37 конкретизирует право каждого на вознаграждение за труд запретом любой дискриминации в оплате труда работников и обязанностью работодателя оплачивать данный труд на уровне не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Такой запрет призван способствовать утверждению начал справедливости в отношениях по оплате труда.

Труд разной ценности, конечно, должен оплачиваться по-разному. В силу этого действующее законодательство допускает дифференциацию в оплате различных видов труда. Данная дифференциация допустима и в оплате труда одного вида, но исключительно в зависимости от квалификации работников, а также сложности, количества, качества и условий выполняемой ими работы (ч. 1 ст. 129 ТК). Кроме того, не признается дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (ч. 3 ст. 3 ТК).

Вместе с тем следует признавать дискриминацией в оплате труда ее дифференциацию, проводимую по любому из оснований, указных, наряду с , в ч. 2 ст. 3 ТК . Все перечисленные в этой статье ТК основания дискриминации имеют один общий признак - отсутствие у того или иного обстоятельства, ставшего основой для дифференциации оплаты труда, связи с деловыми качествами работника либо с объективными характеристиками его труда. В силу этого не могут служить основанием для правомерной дифференциации в оплате труда работников срочность или бессрочность заключаемого с ними трудового договора (см. Определение КС РФ от 06.03.2001 N 52-О), лояльность работников по отношению к органам или представителям работодателя, участие или неучастие в трудовых спорах, забастовках и другие подобные им обстоятельства, качества или свойства человека, дискриминирующие его в сфере вознаграждения за труд.

Применительно к труду лиц, работающих по трудовому договору, конституционное право на вознаграждение за труд дополняется ТК принципом выплаты каждому своевременной и в полном размере справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абз. 7 ст. 2). Практическая реализация данного принципа может означать только одно - в Российской Федерации как социальном государстве необходимо обеспечить каждому добросовестно и эффективно работающему человеку возможность получения такого вознаграждения за труд, которое не было бы не только меньше сложившегося в стране прожиточного минимума, но и превышало его настолько, насколько это необходимо для обеспечения достойного существования как самому трудящемуся человеку, так и его семье. Кстати, именно такое содержание вкладывается международным сообществом в право на труд, которое принадлежит каждому в силу Всеобщей декларации прав человека (п. 3 ст. 23) и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 7). Однако, несмотря на то что данные международно-правовые акты являются составной частью правовой системы России (см. комментарий к ст. 15), современное российское законодательство устанавливает сегодня такой минимальный размер оплаты труда, который пока не достигает даже прожиточного минимума.

В качестве одного из важнейших конституционных прав ч. 3 ст. 37 Конституции называет право каждого на защиту от безработицы. Безработица лишает человека возможности реализовать свое право труд и обеспечить тем самым себе и своей семье достойное существование. По этой причине каждое государство должно стремиться к обеспечению наиболее полной и продуктивной занятости населения, на что, в частности, нацеливают Конвенция МОТ 1964 г. N 122 "О политике в области занятости" и Конвенция МОТ 1988 г. N 168 "О содействии занятости и защите от безработицы"*(470), которые рассматривают содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости первоочередной задачей и неотъемлемой частью экономической и социальной политики государства. К сожалению, ни одна из этих конвенций нашим государством не ратифицирована. Поэтому в части определения его современных намерений в области защиты от безработицы следует обращаться к Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации", который и определяет государственную политику в этой области. Как следует из содержания ст. 5 данного Закона, Российское государство пока не нацелено на обеспечение наиболее полной и продуктивной занятости применительно к каждому гражданину России, поэтому оно ограничивается в соответствующей области общественных отношений проведением политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Эта политика, в частности, направлена на: обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействия развитию их способностей к производительному, творческому труду; осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, несовершеннолетние и пр.).

В соответствии с данной политикой государство гарантирует каждому гражданину РФ защиту от безработицы посредством оказания различных мер социальной поддержки, к числу которых относятся: выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (ст. 12 и 28 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации").

4. Часть 4 комментируемой ст. 37 Конституции Российской Федерации признает за каждым право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Право на возбуждение индивидуального или коллективного трудового спора принадлежит лишь тем, кто трудится на основании трудового договора. По этой причине детализированная характеристика реализации данного права содержится в ТК, который посвятил соответствующей проблематике гл. 60 "Рассмотрение и разрешение трудовых споров" и гл. 61 "Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров".

Правом на обращение в органы по рассмотрению индивидуальных споров обладает персонально определенный работник, который полагает, что его трудовые права нарушены работодателем. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам, мировыми судьями и судами (ст. 382 ТК РФ). Комиссия по трудовым спорам не является обязательной инстанцией по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, поэтому работник вправе обратиться непосредственно к мировому судье или в суд, минуя данную комиссию.

В отличие от индивидуальных трудовых споров, разрешаемых в юрисдикционном порядке, коллективные трудовые споры рассматриваются и урегулируются самими спорящими сторонами в рамках примирительных процедур, осуществляемых при участии примирительной комиссии, посредника и (или) трудового арбитража (ч. 1 и 2 ст. 398 ТК). Правом выдвижения требований, служащих основанием для возбуждения коллективного трудового спора, наделены только работники в лице профсоюзов, их представительных органов либо иных представителей работников, трудящихся у конкретного работодателя и избранных на общем собрании или конференции работников (ч. 1 ст. 399 , ст. 31 ТК).

Забастовка, как временный добровольный отказ работников от выполнения своих трудовых обязанностей, представляет собой один из способов разрешения коллективных трудовых споров, который в качестве крайней меры применим только по инициативе работников в случаях, когда примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо когда работодатель или представители работодателя уклоняются от участия в примирительных процедурах, не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения трудового спора или не исполняют решение трудового арбитража, имеющее обязательную силу (ч. 2 ст. 409 ТК).

Решение об объявлении забастовки принимается общим собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного им на разрешение коллективного трудового спора (ч. 1 ст. 410 ТК).

В соответствии со ст. 455 ТК являются незаконными и не допускаются забастовки:

а) в периоды военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной помощи;

б) в организациях (филиалах, представительствах или иных обособленных структурных подразделениях), непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны или безопасности государства, жизни и здоровью людей.

Поскольку трудовое законодательство отнесено к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, постольку субъекты Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, которыми могут вводиться более длительные периоды времени отдыха по сравнению с предусмотренными федеральным законодательством. Аналогичным правомочием обладают в отношении увеличения продолжительности отдыха своих работников и конкретные работодатели, которые вправе принимать по этому поводу соответствующие локальные нормативные акты.

Статья 37 Конституции РФ, закрепляя право граждан на труд, одновременно устанавливает, что данное право должно осуществляться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

6 августа 1993 года были приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране труда.

Они устанавливают гарантии осуществления права работников на охрану труда, обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организа-

циях всех форм собственности и хозяйствования, направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

В статье 1 Основ охрана труда определяется как система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая социально-экономические, организационно-технические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Нормы, направленные на обеспечение безопасных условий труда, прежде всего закрепляются в трудовом законодательстве, в связи с чем в широком смысле слова под охраной труда понимается все трудовое право, поскольку все его нормы обеспечивают защиту интересов всех работающих,

В узком смысле слова под охраной труда понимается правовой институт трудового права, включающий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Он состоит из следующих групп норм:

Правил по технике безопасности и производственной санитарии;

Специальных норм охраны труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных производственных условиях;

Норм по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

Норм, регулирующих деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающих ответственность за нарушения законодательства об охране труда;

Норм, регулирующих организацию работы по охране труда.

Данные нормы могут приниматься в централизованном порядке, а также на локальном уровне.

В соответствии с ч. 1 ст. 141 КЗОТ РФ ни одно предприятие, цех, участок, производство не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если на них не обеспечены здоровые и безопасные условия труда.

Ни один образец новой машины, механизма и другого производственного оборудования не может быть передан в серийное производство, если он не отвечает требованиям охраны труда.

Новые или реконструируемые производственные объекты и средства производства не могут быть приняты в эксплуатацию, если они не имеют сертификата безопасности (ст. 11 Основ законодательства РФ об охране труда).

Для того, чтобы требования об охране труда соблюдались работниками, с ними проводится инструктаж. Инструктаж подразделяется на: вводный, повторный, внеплановый (текущий).

Вводный инструктаж проводится при поступлении на работу. Повторный инструктаж проводят периодически в установленные сроки. Внеплановый (текущий) - при изменении технологического процесса или оборудования, при нарушении правил охраны труда.

Для снижения вредного воздействия в процессе работы на организм работника устанавливаются средства индивидуальной защиты

и применения нейтрализующих вредность веществ, недопущение к тяжелым и вредным работам лиц, чье здоровье не соответствует необходимым требованиям, предоставление определенных льгот для работающих во вредных и тяжелых условиях труда.

Так, на работах с вредными условиями труда, с особыми температурными условиями или связанных с загрязнением работникам бесплатно по установленным нормам выдаются специальная одежда и обувь, а также другие средства индивидуальной защиты: респираторы, маски, защитные очки, предохранительные пояса и т.д. На работодателя возлагается обязанность по обеспечению их хранения, стирки, сушки, дезинфекции, дегазации, дезактивации и ремонта (ст. 149 КЗОТ).

В соответствии со ст. 150 КЗОТ РФ на работах, связанных с загрязнением, работникам выдается бесплатно по установленным нормам мыло, а на работах, где возможно воздействие на кожу вредно действующих веществ - смывающие и обезвреживающие средства.

На работах с вредными условиями труда работникам бесплатно по установленным нормам выдается молоко или другие равноценные пищевые продукты, на работах же с особо вредными условиями труда - лечебно-профилактическое питание (ст. 151 КЗОТ).

Работники горячих цехов должны бесплатно снабжаться газированной соленой водой. Цеха и производственные участки, в которых организуется снабжение газированной соленой водой, устанавливаются органом санитарно-эпидемиологического надзора по согласованию с администрацией (ст. 152 КЗОТ).

В целях охраны здоровья несовершеннолетних работников для них устанавливаются облегченные условия труда, дополнительные льготы. Прежде всего запрещено применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, переноске, торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Список таких работ утверждается Правительством РФ.

Запрещается переноска и передвижение несовершеннолетними тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Кроме этого, лица моложе 18 лет не могут привлекаться к работам:

а) выполняемым вахтовым методом; б) по совместительству; в) связанным с обслуживанием материальных ценностей и предполагающим заключение договора о полной материальной ответственности.

Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра, а работники моложе 18 лет к тому же подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру.

Для лиц, не достигших 18-летнего возраста, введено сокращенное рабочее время; их запрещено привлекать к сверхурочным, ночным работам, работам в выходные дни. Им предоставляется удлиненный отпуск продолжительностью не менее 31 календарного дня, который может быть использован работниками в любое удобное для них время года.

Еще по теме Глава 17. ОХРАНА ТРУДА:

  1. Глава IV. СООТНОШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЧАЛ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  2. § 1. Позитивно-правовые нормы как элемент механизма административно-правовой охраны политических прав граждан России.
  3. § 3 Обеспечение уголовно-правовой охраны прав и свобод человека и гражданина нормами Особенной части уголовного закона.

В Конституции Российской Федерации закреплены основополагающие права и свободы, гарантирующие человеку жизнь и здоровье в процессе трудовой деятельности.

Статья 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. При-нудительный труд запрещен.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гаран-тируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 39. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреж-дениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42 . Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причи-ненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 53. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

2. Кодекс законов о труде Российской Федерации об охране труда

2.1. Общие положения

В главе Х «Охрана труда» КЗоТ РФ изложены основные предупре-дительные акты (ст. 139–142) и требования по обеспечению охраны труда на предприятиях, учреждениях, организациях (ст. 143–159).

Статья 139. На всех предприятиях, в учреждениях, организациях создаются здоровые и безопасные условия труда.

Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятий, учреждений, организаций.

Администрация обязана внедрять современные средства техники безопас-ности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать сани-тарно–гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессио-альных заболеваний работников.

Трудовые коллективы обсуждают и одобряют комплексные планы улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий и контролируют выполнение этих планов.

Статья 140. Производственные здания, сооружения, оборудование, тех-нологические процессы должны отвечать требованиям, обеспечивающим здо-ровые и безопасные условия труда.

Эти требования включают рациональное использование территории и про-изводственных помещений, правильную эксплуатацию оборудования и органи-зацию технологических процессов, защиту работающих от воздействия вредных условий труда, содержание производственных помещений и рабочих мест в соответствии с санитарно–гигиеническими нормами и правилами, устройство санитарно–бытовых помещений.

При проектировании, строительстве и эксплуатации производственных зда-ний и сооружений должны соблюдаться санитарные правила и нормы по охране труда.

Проекты машин, станков и другого производственного оборудования должны соответствовать требованиям по технике безопасности и производственной санитарии.

Статья 141 . Ни одно предприятие, цех, участок, производство не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если на них не обеспечены здоровые и безопасные условия труда.

Ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производ-ственного назначения не допускается без разрешения органов, осущест-вляющих государственный санитарно–эпидемиологический и технический надзор, технической инспекции профсоюзов и соответствующего выборного профсоюзного органа предприятия, учреждения, организации, вводящих объект в эксплуатацию.

Статья 142 . Ни один образец новой машины, механизма и другого произ-водственного оборудования не может быть передан в серийное производство, если он не отвечает требованиям охраны труда.

Статья 143 . Администрация предприятий, учреждений, организаций обязана обеспечивать надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующие единым межотрас-левым и отраслевым правилам по охране труда, санитарным правилам и нормам, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном законо-дательством.

При отсутствии в правилах требований, соблюдение которых при производ-стве работ необходимо для обеспечения безопасных условий труда, админист-рация предприятия, учреждения, организации по согласованию с соответствую-щим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации принимает меры, обеспечивающие безопасные условия труда.

Статья 144 . На администрацию предприятия, учреждения, организации возлагается проведение инструктажа работников по технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной охране и другим правилам охраны труда.

Статья 145 . Работники обязаны соблюдать инструкции по охране труда, устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках. Такие инструкции разрабатываются и утверждаются администрацией предприятия, учреждения, организации сов-местно с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, уч-реждения, организации. Министерствами, государственными комитетами и ве-домствами по согласованию с соответствующими профссоюзными органами, а в необходимых случаях и с соответствующими органами государственного надзора могут утверждаться типовые инструкции по охране труда для рабочих основных профессий.

Работники обязаны также соблюдать установленные требования обращения с машинами и механизмами, пользоваться выдаваемыми им средствами инди-видуальной защиты.

Трудовые коллективы контролируют соблюдение всеми работниками правил и инструкций по охране труда на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Статья 146 . Постоянный контроль за соблюдением работниками всех тре-бований инструкций по охране труда возлагается на администрацию предприя-тий, учреждений, организаций.

Статья 147 . Администрация предприятий, учреждений, организаций с учас-тием представителей соответствующего выборного профсоюзного органа пред-приятия, учреждения, организации, а в установленных законодательством случа-ях с участием представителей и других органов, обязана своевременно и пра-вильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве.

Администрация обязана по требованию пострадавшего выдать ему заверен-ную копию акта о несчастном случае не позднее трех дней после окончания расследования по нему.

При отказе администрации в составлении акта о несчастном случае или при несогласии пострадавшего с изложенными в акте обстоятельствами несчастного случая пострадавший вправе обратиться в соответствующий выборный профсоюзный орган предприятия, учреждения, организации, постановление которого по поводу составления или содержания акта является обязательным для администрации.

На основе материалов расследования и учета несчастных случаев администрация обязана своевременно принимать необходимые меры для устранения причин, вызывающих несчастные случаи.

Статья 148 . Для проведения мероприятий по охране труда выделяются в установленном порядке средства и необходимые материалы. Расходование этих средств и материалов на другие цели запрещается.

Порядок использования указанных средств и материалов определяется в коллективных договорах или в соглашениях по охране труда, заключаемых между администрацией и соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации.

Трудовые коллективы контролируют использование средств, предназначен-ных на охрану труда.

Статья 149 . На работах с вредными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты.

Администрация обязана обеспечивать хранение, стирку, сушку, дезинфек–цию, дегазацию, дезактивацию и ремонт выданных работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Статья 150 . На работах, связанных с загрязнением, работникам выдается бесплатно по установленным нормам мыло. На работах, где возможно воздействие на кожу вредно действующих веществ, выдаются бесплатно по установленным нормам смывающие и обезвреживающие средства.

Статья 151 . На работах с вредными условиями труда работникам выдаются пищевые продукты.

На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно–профилактическое питание.

Статья 152 . Администрация предприятия, организации обязана бесплатно снабжать работников горячих цехов газированной соленой водой.

Цеха и производственные участки, в которых организуется снабжение гази-рованной соленой водой, устанавливаются органами санитарно–эпидемиоло-гического надзора по согласованию с администрацией.

Статья 153 . Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или закрытых необогреваемых помещениях, грузчикам, занятым на погрузочно–разгрузочных работах, а также другим категориям работников в случаях, предусмотренных законодательством, предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Администрация предприятия, организации обязана оборудовать помещения для обогревания и отдыха работников.

Статья 154 . Работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда (в том числе и на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические (лица в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности их к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний.

Работники предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно–профилактических и детских учреждений, а также некоторых других предприятий, учреждений, организаций проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок их проведения устанавливаются Государственным комитетом санитарно–эпидемиологического надзора Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Статья 155 . Работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении более легкой работы, администрация предприятия, учреждения, организации обязана перевести, с их согласия, на такую работу в соответствии с медицинским заключением временно или без ограничения срока.

Статья 156 . При переводе по состоянию здоровья на более легкую ниже-оплачиваемую работу за работниками сохраняется прежний средний заработок в течение двух недель со дня перевода.

Работникам, временно переведенным на другую нижеоплачиваемую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональным заболеванием, выдается за все время перевода, но не более чем за два месяца, пособие по больничному листку в таком размере, чтобы вместе с заработком по новой работе оно не превышало полного фактического заработка по прежней работе. Если другая работа не была предоставлена администрацией в срок, указанный в больничном листке, то за пропущенные вследствие этого дни пособие выплачивается на общих основаниях.

Работникам, временно переведенным на нижеоплачиваемую работу в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой, предприя-тие, учреждение, организация, ответственные за повреждение здоровья, выпла-чивают разницу между прежним заработком и заработком по новой работе. Такая разница выплачивается до восстановления трудоспособности или установ-ления стойкой утраты трудоспособности либо инвалидности.

Статья 159 . Предприятия, учреждения, организации несут в соответствии с законодательством материальную ответственность за ущерб, причиненный работникам увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими своих трудовых обязанностей.



Поделиться