Принципы функции система административного права рф. Понятие, принципы и функции административного права. Так, общими принципами права являются

Право - это универсальный регулятор общественных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности. С его помощью можно не только контролировать, но и умело управлять. Этот факт был раскрыт достаточно давно, когда ещё как такового права не существовало. Ведь использовать для управления исключительно насилие крайне невыгодно, потому что люди в конечном итоге привыкнут к нему и перестанут подчиняться. Гораздо грамотнее использовать мирные методы с расчётом на человеческий интеллект.

Как мы знаем, основной в любом государстве является власть его высших органов. Раньше не существовало отрасли права, которая бы регулировала деятельность этих органов. Но со временем стало понятно, что государственная власть, или же аппарат управления, - это совершенно иная сфера человеческой жизнедеятельности, которая требует отдельного правового обрамления.

Чтобы создать хотя бы какой-то юридический регулятор, решили организовать такую отрасль, как административное право. Если ещё в середине XX века теоретиков в области административного права рассматривали как писателей-утопистов, то сегодня эту сферу изучают практически во всех юридических вузах Российской Федерации. В статье мы попытаемся разобраться в функциях и принципах административной отрасли права.

Понятие административного права

На сегодняшний день функции и принципы административного права широко известны, а их существование не нужно доказывать. Однако несколько лет тому назад вопрос существования «аппаратного» права вызывал массу споров. Тем не менее административное право действительно существует. Если обратиться к теоретикам этой отрасли, то они дают трактовку понятия. Согласно их научным изысканиям, административное право - это отрасль или же система правовых норм, которая регулирует общественные отношения в сфере деятельности управленческого характера государственных органов и их должностных лиц, в вопросах осуществления ими исполнительной власти.

Если говорить простым языком, то административное право - это регулятор исполнительной власти и деятельности лиц, которые её фактически реализуют. В свою очередь, функции и принципы административного права полностью основаны на предмете отраслевого регулирования.

Наука административного права

Представленная в статье отрасль фактически бы не существовала, если бы не теоретическая работа учёных в этой сфере. Любая правовая отрасль дополняется наукой. Административное право не является исключение в данном вопросе. Отраслевая наука является системой идей и принципов, представлений о законах и источниках правовой отрасли. При помощи науки осуществляются реформирование, дополнение и улучшение административного права. Эта составляющая часть отрасли также имеет свою структуру, одним из важнейших элементов которой является история отрасли. Принципы административного права также появились именно из науки, но об этом пойдёт речь далее в статье.

История отрасли

Как уже было отмечено ранее, административное право как отдельная отрасль существовало не всегда. В дореволюционной России эта институция жила в таких сферах, как медицинское, таможенное, образовательное право. Однако истинным прародителемсчитается полицейское право России, потому что данная отрасль ближе всего относится к аппаратному управлению. Проблема состояла в том, что полицейское право обеспечивало правопорядок и народное благосостояние. Но с учётом развития управленческих отношений в СССР после 1917 года появилась потребность в универсальном регуляторе. Таковым впоследствии стало административное право. Следует отметить, что полицейская отрасль не исчезла бесследно. Большое количество методов и задач перешло в административное право.

Правоотношения, регулируемые административным правом

Учитывая специфику представленной в статье отрасли, правоотношения, регулируемые ею, также будут иметь свои характерные особенности. Как правило, это отношения в сфере внутреннего и внешнего управления. При этом процедура их регулирования может осуществляться как внутри ведомств, так и по отношению к обычным гражданам, если они каким-либо образом участвуют в управленческих отношениях.

Классификация административных правоотношений

Весь массив правоотношений, регулируемых административным правом, можно классифицировать по нескольким основным критериям, а именно:

  1. По своему характеру: материальные и процессуальные.
  2. По соотношению прав субъектов правоотношений: подчинительные и равноправные.
  3. В зависимости от характера юридических фактов: правомерные и неправомерные.

Принципы административного права

Любая система правовых норм, существующая на сегодняшний день в Российской Федерации, имеет свою методологическую базу, функции. Принципами административного права являются основополагающие идеи, исходные положения, в которых проявляется сама его сущность. На их основе фактически происходит становление и развитие отрасли. Принципы административного права во многом помогают разобраться в его предмете и функциях, которые все ещё вызывают споры среди многих специалистов. Нужно отметить тот факт, что исходные положения отрасли отличаются от научных. Принципы науки административного права- это рамки изучения предмета, а отраслевые принципы позволяют говорить о реальном влиянии данной сферы на общественные отношения.

Принципы и источники административного права

Следует отметить тот факт, что многие исходные положения отрасли существуют в её источниках. Более того, многие учёные не производили громких открытий в процессе их поиска. Они всего лишь проанализировали действующее законодательство и выделили ключевые идеи. На сегодняшний день многие новые принципы административного права РФ открываются таким же образом.

Перечень принципов

Существует множество ключевых идей управленческой отрасли, однако все же можно выделить основные принципы административного права. К ним относятся следующие:


Представленная система принципов административного праваможет дополняться в процессе эволюции общественных отношений в сфере аппаратного управления государством.

Схожесть административных принципов и принципов иных отраслей

Многие учёные выдвигают теории о том, что некоторые задачи и принципы административного права взяты из других отраслей. Этот негативный фактор свидетельствует о том, что фактически административное право не имеет предмета. Подобное утверждение является ошибочным. Административное право действительно схоже с некоторыми иными отраслями, например, с конституционным правом. Однако конституционная отрасль закрепляет на высшем уровне принципы деятельности высших органов государственной власти. В то же время административным правом разрабатывается механизм их непосредственной деятельности. Таким образом, нельзя отрицать существование отдельного предмета административного права.

Функции административного права

Итак, мы выяснили, что принципами административного права являются ключевые идеи данной отрасли. Однако административное право имеет также собственные функции. Именно на основе их анализа можно охарактеризовать принципы государственного управления. Административное право осуществляет ряд следующих функций, а именно:

  • Правоисполнительная функция (административное право является юридической формой осуществления исполнительной власти).
  • Правотворческая.
  • Функция организационная.
  • Правоохранительная.
  • Координационная.

Благодаря представленным функциям предмет административного права реализуется в полной мере. Следует отметить, что каждая из них отвечает конкретной задаче, которая стоит перед административным правом. Например, координация производится для профилактики в сфере общего управления. Она, как правило, осуществляется исполнительными органами по отношению к обычным гражданам. При этом суть координационной функции также доказывает непосредственное взаимодействие всех субъектов административных правоотношений.

Следует отметить, что абсолютно все указанные функции осуществляются на основе представленных выше принципов. По сути, без ключевых идей административное право не работало бы. Наибольшее значение имеют принципы, которые закреплены в основном нормативном акте Российской Федерации - Конституции.

Заключение

Таким образом, мы попытались раскрыть суть такой отрасли, как административное право. Понятие, принципы, функции этой системы правовых норм также были представлены в статье. В заключение нужно отметить, что данная отрасль является относительно молодой по сравнению с иными системами правовых норм. Поэтому она требует не только теоретического осмысления в научной среде, но и значительного количества доработок, ведь предмет административного права действительно является важной частью человеческой и государственной жизнедеятельности. Надеемся, в будущем существование административного права не будет ставиться под вопрос, а механизм его реализации наконец-то приобретёт упорядоченный вид.

АП – ч публ права и в странах ром-герм правовой семьи. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО — отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Характерной особенностью А.п. РФ является регулирование им одновременно материальных и процессуальных отношений.

Особенности АП в правовой сис-ме РФ:

1. АП – отрасль одновременно регулятивная и охранительная

2. АП – отрасль и мат и процесс

3. АПП (как ч АП) обслуживает и иные отрасли права (налоговое, экологическое, земельное, фин, ГП…)

4. АП вкл в себя зак-во РФ и субъектов РФ, т.к. согл п.К ч.1 ст. 72 КРФ нах в совм ведении

5. АП охватывает как деят-ть ИВ, так и деят-ть суд власти (в ч разрешения споров, вытекающих из деят-ти Г администрации – адм отв-ть). !!! защита прав гр-н и орг-ций в их взаимоотношениях с публ властью

6. АП – право и законодательное и подзаконное!

7. АП – фундаментальная отрасль рос права

Место АП в системе др отраслей росс права:

Наиболее тесно АП взаимоно с КП. И задача АП – обеспечить реализацию Конст норм и принципов в отношениях, связанных с взаимодействием граждан и орг-ий с Испол Властью. Задача АП – обеспечить, чтобы Конст нормы не превратились в фикцию на уровне их реального исполнения. С иными фунд отраслями мат права АП вз-ет опосредованно. УП – разгр У и А отв-ти. ГП – обеспечение предпр деят-ти, част возмещения вреда и закупки д\Г и муницип нужд. Судебный процесс — вз-ие плотное. УПП – не вз-ет. ГПП и Арб.процесс- АП вз-ет,когда соотв суды рассм споры, связанные с защитой прав и зак инт гр-ан и орг-ций от незак действий и решений + рассматривая споры, связ с прим адм отв-ти. С комплексными отраслями АП вз-ет предоставляя им инструментарий принятия решений в соотв сфере деят-ти.

Принципы АП:

1. Общеправовые принципы

Обеспечение публичного интереса

3. Подзаконный хар-р деят-ти субъектов АП:

a. Субъекты АП д действовать в соотв с з-ном

b. Субъекты АП В своей деят-ти к.п. руководствуются подзак актами

4. Иерархичность и подотчётность (ОИВ образуют иерархич сис-му)

5. Специализация. В отличие от парламента и суд сис-мы ОИВ узко специализированы и решают т те задачи,кот прямо отнесены к их предметам ведения.

6. Оперативность. С учётом кол-ва решаемых задач ОИВ д действовать не т качественно, но и быстро. Д искать баланс м\у качеством и скоростью.

7. Процедурная гарантированность объективного анализа и решения управленческих дел.

Особенности АП:

1. У АП нет 1-го основополагающего акта

2. Некодифицированная отрасль

3. АП некодифицируемо в принципе (по отд элементам м)

4. Фундаментальная отрасль

5. АП – право правоприменителей без юр образования

6. Его нельзя изменить, просто поменяв нормативную основу – нельзя приняв новый акт коренным образом изменить отношения

7. АП обслуживает деят-ть исполнит власти – самой большой и самой сложно организованной → на особенности АП оказывает влияние специфика исполнит власти.

Функции АП : 1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.

2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.

3. Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно "поддерживается" нормами административного права.

4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.

5. Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

Административное право, выполняя свои функции, руководствуется основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции РФ.

В.Т.Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

1.2. Функции и принципы административного права

Функция, т.е. направление, роль, назначение деятельности, - категория, непосредственно относящаяся к общей характеристике административного права, позволяющая определить внешние свойства данной отрасли права.

Рассматривая функции административного права, следует обратить внимание на соотношение функций государственного управления и государственного регулирования.

По существу между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных содержательных различий. Регулирование - непременный элемент государственно-управленческой деятельности, которое выражается в подчинении определенному порядку, т.е. в упорядочении тех или иных действий.

Функции и принципы административного права

А ведь именно это же характеризует и государственное управление.

Различия могут состоять в том, что государство в большей или меньшей степени участвует в экономических и иных процессах. Так, государство может непосредственно управлять соответствующими объектами, а может выступать в роли регулятора общественных отношений, а не управлять ими напрямую.

Управляя, государство регулирует, а регулируя - управляет.

Выделяют следующие функции административного права:

1)правоисполнителъная, следующая из того, что административное право - это юридическая форма реализации исполнительной власти;

2)правотворческая, выражающаяся в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству;

3)организационная, основанная на организационном характере государственно-управленческой деятельности,

4)координационная, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления;

5) правоохранительная, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных интересов и прав граждан, организаций и прочих участников, регулируемых административным правом управленческих отношений.

Принципы административного права - это основные идеи, требования, выражающие сущность административного права.

К числу основных принципов относятся.

1. Принцип равенства перед законом. Согласно ст. 1.4 КоАП РФ, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица привлекаются к административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

2.Принцип презумпции невиновности закреплен ст. 1.5 КоАП, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Административным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

3.Принцип приоритетности интересов личности в жизни об щества. Ст. 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Государство, в том числе и в процессе реализации исполнительной власти, гарантирует права и свободы граждан, обеспечивая их защиту.

4.Принцип обеспечения законности при применении мер адми нистративного принуждения в связи с административным правонарушением , установленный ст. 1.6. КоАП, гласит, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

5.Принцип разделения властей - одно из важнейших условий функционирования правового государства. Каждая ветвь власти (исполнительная, законодательная и судебная) должна быть независимой, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, исключает вторжение, например, законодательной в сферу исполнительной власти и подразумевает деловое взаимодействие всех ветвей. Только в этом случае государственное управление будет эффективным, а интересы личности гарантированы и защищены. Надлежащая реализация норм административного права возможна при соблюдении данного принципа.

6.Принцип законности предполагает применение административно-правовых норм права в точном соответствии с Конституцией, законами РФ и другими нормативными актами.

7.Принцип гласности означает, что акты административного нормотворчества, как правило, вступают в силу не ранее, чем с момента их официального опубликования. Административно-правовые акты, деятельность органов исполнительной власти, результаты административно правового регулирования и т.д. должны быть достоянием общественности. Кроме того, при издании и реализации норм административного права должно учитываться мнение граждан, общественных объединений и пр.

8. Принцип ответственности . Установленные нормы права должны соблюдаться, в противном случае наступает ответственность нарушителей. При этом административная ответственность должна налагаться в установленном Административным кодексом порядке, размере и компетентными для этого государственными органами.

Функции административного права

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 64Следующая ⇒

Подфункциями административного права понимаются основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения. Функции административного права обусловливают его значение и роль в установлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти.

Функции административного права нельзя отождествлять с функциями государственного управления или функциями исполнительной власти . Ведь система административно-правового регулирования направлена на регламентацию порядков и процедур , действующих в сфере государственного управления.

Лекция 1. Административное право как отрасль права

Административное право устанавливает также правовой статус всех участников отношений в сфере публичного управления, а также способы защиты прав, свобод и законных интересов субъектов административно-правовых правоотношений. Следовательно, административное право включает перечень специальных способов регламентации как материальных, так и административно-процедурных правоотношений, возникающих в сфере публичного управления, а также организации и функционирования исполнительной власти. Цели административно-правового регулирования и цели осуществления функций публичного управления и исполнительной власти принципиально различаются, хотя и между ними можно найти определенное сходство.

Функции административного права дают ответ на вопрос: какие нормативно установленные возможности предоставляются субъектам административно-правовых отношений для реализации их правового статуса и каковы пределы свободы , возможностей и ограничений у соответствующих участников административно-правовых отношений.

В теории административного права рассматриваются также организационно-структурная (иногда её называют функционально-регулятивная) и конфликтно-охранительная (иногда её называют публично-охранительная) функции административного права. Ю.А. Тихомиров считает, что в современных условиях административное право призвано выполнять следующие функции: 1) организация и осуществление государственного управления; 2) государственное регулирование; 3) защита публичных интересов; 4) самореализация прав граждан в сфере государственного управления. Указанные функции в большей мере раскрывают задачи и практическое назначение административного права: установить порядок государственного управления, обеспечить удовлетворение публичных интересов, дать возможность осуществлению прав граждан в области государственного управления, создать механизм государственного регулирования.

С учетом основной структуры Общего административного права (т.е. организация и функционирование государственного управления, процесс управления (управленческий процесс), различные формы управленческих действий, административно-правовые акты, судебная защита прав и свобод человека, административно-юрисдикционный процесс) можно выделить две основные функции административного права:регулятивную и охранительную. Таким образом, в этих функциях административного права проявляется сущность административно-правового регулирования отношений в области публичного управления, которое осуществляется с целью решения задач исполнительной власти.

1. Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права. Эта функция проявляется не только в сфере установления материально-правовых отношений, но и в области процессуального регулирования отношений, возникающих по поводу управления и его главнейших элементов. Например, правовыми нормами устанавливаются понятие и виды должностей государственной службы, права и основные обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, процедура проведения аттестации государственных служащих, необходимость заключения служебного контракта.

Потенциал регулятивной функции административного права наиболее полно реализуется посредством таких её видовых функций, как организационная, исполнительная, разрешительная, нормотворческая (правоустановительная), контрольно-надзорная.

Организационная функция административного права обеспечивает должный уровень и пределы нормативного правового регулирования организации и функционирования как исполнительной власти, так и всех видов, форм и методов государственного управления.

Исполнительная функция способствует реализации субъектами административно-правовых отношений установленного за ними правового статуса. Административное право в этом смысле обеспечивает исполнение российского административного законодательства, регламентирующего отношения в сфере публичного управления, организации и функционирования исполнительной власти.

Разрешительная функция административного права проявляется в системе устанавливаемых им разрешительных административно-правовых режимов , т.е. в определении системы разрешительных производств, применяемых во многих институтах административного права. В этом случае административно-правовое регулирование позволяет осуществляться в должном объеме такой функции государственного управления, как разрешение какой-либо деятельности, определения соответствующего правового статуса участников административно-правовых отношений.

Нормотворческая функция административного права производна от функции правотворчества, осуществляемого органами государственной исполнительной власти. Вместе с этим порядок принятия нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти устанавливается соответствующими нормативными административно-правовыми актами. Административное нормотворчество основывается на положения законодательных актов. Этим достигается цель правомерного, т.е. соответствующего принципу законности , нормативного правового регулирования в сфере осуществления исполнительной власти.

Контрольно-надзорная функция административного права проявляется в необходимости осуществления функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности специально создаваемыми органами федеральной исполнительной власти, их территориальными органами в субъектах РФ, а также соответствующим региональными органами государственной исполнительной власти.

2. Охранительная функция проявляется в воздействии административного права на субъекты общественных отношений, побуждающем их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции административного права может быть использовано правовое государственное административное принуждение, а также применены меры юридической ответственности, восстановительные санкции. Охранительная функция административного права реализуется посредством соответствующих видов деятельности государственных органов, государственных и муниципальных служащих, других субъектов административного права. Государственный служащий вправе, например, обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам аттестации, дисциплинарной ответственности служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения со службы.

3. Обеспечивающая функция административного права выражается в деятельности административных органов и судов по оспариванию нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной исполнительной власти, действия или бездействия государственных государственных или муниципальных служащих, а также должностных лиц (административное судопроизводство ). Реализация этой функции основывается на содержащихся в Гражданском процессуальном и Арбитражном процессуальном кодексах РФ процессуальных механизмах и производствах, а также на определенных правовыми актами административных процедурах осуществления государственных функций, взаимодействия государственных органов, урегулирования административно-правовых споров.

§ 4. Наука административного права и учебная дисциплина

Создание основ административного права является исключительной заслугой административно-правовой науки, которая на определенном историческом отрезке выделилась из науки об управлении в самостоятельную дисциплину.Наука административного права это теоретические положения и методологические основы, обеспечивающие процесс изучения, исследования, анализа и разработки предложений, рекомендаций и концепций по вопросам правового регулирования отношений в области организации и функционирования публичного управления.

Наука административного права, являющаяся частью науки публичного права, — одна из самых молодых наук. Как самостоятельная область научного познания она берет свое начало в теории разделения властей и в теории правового государства. Наука об управлении в XVII в. развивалась прежде всего каккамеральная иполицейская наука.

Наука об управлении — это систематическое учение об организации и деятельности публичного управления. Самостоятельной частью управленческой науки является система научных взглядов и представлений о правовом аспекте публичного управления.

Пересечение с правовой наукой — особенно с административно-правовой — допускается, когда речь идет о правовых нормах, которые придают общему предмету науки об управлении юридическую оболочку и устанавливают ее правовое содержание. Теоретические положения науки об управлении служат основой административно-правовой науки. Вместе с тем и наука административного права, выделившаяся с течением времени из структуры науки управления, заметно воздействует на последнюю. Наука об управлении, имея собственный арсенал в познании составляющих ее предмет средств, учитывает также методы познания других научных дисциплин, например, науки об организации производства, техники, психологии, социологии, политологии.

В предмет науки управления входит изучение:

вопросов исторического развития управления;

значения, положения и роли управления в современном государстве;

форм и методов управления;

установления новых задач и целей управления;

организации управления в материальном и личностном (анализ проблем публичной службы) аспектах;

сущности управленческих отношений;

реформы и модернизации управления.

В последние годы актуализировались следующие вопросы науки управления реформа публичной службы (качества, необходимые занятым в публичном управлении людям; подготовка и переподготовка административного персонала; формирование руководителей), административная статистика (подготовка, принятие, практическая реализация и правовое оформление управленческих решений), методы управления (особенно координация и повышение политики согласования в системе управления, при принятии решений). Обсуждение этих и многих других вопросов является движущим фактором дальнейшего развития науки управления.

Административное право как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления (исполнительной власти), о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития, о зарубежном административном праве.

Позитивно (илидогматически )административно-правовая наука может быть представлена на основе конституций, формальных законов, правовых положений, а также деятельности управленческих органов и судебной практики, в рамках которой интерпретируется позитивно действующее административное право.

Российская административно-правовая наука состоит из двух основных частей: Общей и Особенной. Данное разделение основывается на системе ныне действующего административного права, а именно его Общей и Особенной части. В западноевропейских странах административно-правовая наука в современном понимании подразделяется на Общую (правовые источники, место, сущность, значение и положение управления внутри государственной деятельности, субъекты административного права, административно-правовые основы и обязанности, организация управления, управленческие действия, административно-правовая защита) и Особенную (публичная служба, полицейское право, коммунальное, строительное, дорожно-транспортное, промысловое, социальное, школьное, административно-хозяйственное, финансовое и налоговое право, право зашиты окружающей природной среды) части.

Задачами административно-правовой науки является выявление проблем административного права, сложностей в применении его норм, толкование административно-правовых норм, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование государственной управленческой деятельности.

Итоги научных изысканий (выводы, рекомендации, предложения, проекты законов, справки по улучшению управленческой деятельности и пр.) способствуют повышению эффективности правоприменительной административно-правовой деятельности и укрепляют механизм административно-правового регулирования.

Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного права, действия «административно-правовых» законодательных актов, «правотворчество» самих органов государственного управления.

Теоретической основой науки административного права служат как другие науки (философия; наука социального и государственного управления; общая теория государства и права; политология и социология), так и научные труды отечественных и зарубежных ученых. Важное значение для науки административного права имеет анализ законодательства (федерального и субъектов РФ) и «административного правотворчества» органов исполнительной власти (например, постановления о системе органов исполнительной власти и их структуре). Используя методы научного анализа (исторический, логический, формально-юридический, социологический, сравнительно-правовой), наука административного права способна раскрыть проблемы современного правового регулирования управленческой деятельности. Развитие этой науки немыслимо без постоянного изученияпрактической деятельности государственных и муниципальных органов (административной практики), без проведения социологических исследований в сфере организации и функционирования исполнительной власти, государственного управления и государственных служащих.

Система науки административного права обусловлена системой самого административного права, его структурой, совокупностью норм, правовых институтов и подотраслей административного права и логической взаимосвязью между ними. Вместе с тем система отрасли административного права характеризуется меньшим объемом по сравнению с наукой административного права, так как последняя исследует не только правовую сторону управления, но и многие другие проблемы и отношения.

Административное право важнейший университетский учебный курс . Административное право РФ как учебный курс включается в себя основные темы, которые изучаются студентами в определенной последовательности, которая обеспечивает познание не только содержания административно-правовых институтов, но и познание взаимодействия и взаимозависимости административно-правовых норм. Административное право изучается в высших учебных заведения не только в единого учебного курса «Административное право», но посредством специальных учебных курсов, например: «Государственная служба (служебное право)», «Правовые акты управления», «Административная ответственность», «Административная юстиция», «Административный процесс», «Организация деятельности органов внутренних дел (полицейское право)», «Административно-правовые основы государственного управления». Административное право как учебная дисциплина требует в настоящее время разработки новых подходов к её преподаванию в вузах главным образом из-за существенного увеличения объема административно-правового регулирования, и как следствие этого, изменения и укрупнения административно-правового учебного материала.

В западноевропейских государствах в общем объеме правовых знаний административному праву принадлежит ведущее место. Эта отрасль права разрослась до таких масштабов, что перестала укладываться в краткие учебники — потребовалось издание курсов и многотомных справочников. Административное право западноевропейских государств (например, Германии или Франции) – «действенное средство поддержания национального единства и сплоченности», которое подчиняет единым нормам поведения и контроля все структурные единицы общества.

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Несмотря на масштабную разработку базовых теоретических понятий в науке административного права, учёные до сих пор не пришли к единому мнению относительно функций этой отрасли. Функции административного права можно определить как приоритетные направления воздействия норм отрасли на общественные отношения. Понимание этих направлений даст представление о месте административного права в системе общественных отношений в целом. Также стоит обратить своё внимание на то, что собой представляет

Регулятивная функция административного права

Такая конкретизация порождает массу вопросов. Например, основы правового статуса высших государственных органов регулируются конституционным правом. В Основном законе РФ можно найти основные права и обязанности Президента, Федерального Собрания, Правительства РФ. Следовательно, функция организации государственного управления присуща административному праву лишь отчасти.

Правильнее будет говорить о наличии определённых видов деятельности субъектов административного права, в рамках которых раскрывается регулятивная функция этой отрасли . Так, наряду с государственным регулированием и организацией государственного управления, можно выделить нормотворческую деятельность, которая заключается в издании административно-правовых актов органами исполнительной власти на различных уровнях в рамках их компетенции.

Возможно вас также сможет заинтересовать информация о том, что собой представляет и каково соотношение понятий.

Кратко про охранительную

Её можно определить как побуждение граждан, юридических лиц, работников государственных органов соблюдать правовые предписания, воздерживаться от нарушения норм законодательства. Реализация рассматриваемой функции достигается через закрепление в нормативных актах негативных последствий для нарушителей.

Наиболее мягкое проявление охранительной функции – принуждение субъектов к определённым действиям. Например, гражданин, который приобрёл автомобиль, обязан поставить его на учёт. Государство предписывает человеку совершить определённый перечень действий, чтобы в будущем было проще контролировать соблюдение им требований закона.

Отдельно следует упомянуть межотраслевой институт административной ответственности. Именно посредством санкций статей КоАП РФ, предусматривающих негативные последствия для нарушителей, защищаются нормы практически всех отраслей права. Только гражданское право и уголовное имеют собственные виды ответственности. а вот что собой представляет принцип законности в административном праве, можно прочесть

Например, если собственник квартиры произвёл самовольную перепланировку, то к нему будет применена статья 7.21 КоАП РФ, которая предусматривает штраф за подобные действия. Хотя правила переустройства жилых объектов недвижимости относятся к жилищному праву.
Охранительная функция реализуется через контрольно-надзорную деятельность уполномоченных государственных органов, которые следят за соблюдением требований законодательства в различных сферах.

А вот какие бывают виды норм административного права и что собой представляет та или иная норма, можно прочесть

Для исполнения своих обязанностей должностные лица наделены полномочиями по привлечению к ответственности виновных лиц и изданию управленческих актов для пресечения противоправной деятельности.

В качестве примера можно привести работу ГИБДД. Если инспектор обнаруживает нарушение правил дорожного движения, то он не только начинает административный процесс с целью наложения взыскания на водителя, но и требует от участника дорожного движения впредь действовать в рамках закона.

Также стоит остановиться на таком вопросе, как

Понятие обеспечивающей функции и какие задачи она выполняет

Старилов Ю.Н. и Россинский Б.В. склоняются к тому, что в административном праве выделилась обеспечивающая функция. Она заключается в деятельности заинтересованных лиц, которые обращаются в суды или в вышестоящие инстанции для того, чтобы:

  • обжаловать правовые акты органов исполнительной власти.
  • опротестовать действие или бездействие должностного лица
  • оспорить законность принятого нормативного акта

То есть, по мнению авторов, административно-правовые споры являются одним из механизмов достижения целей данной отрасли права, то есть выполняют важную задачу.

Батычко В.Т. придерживается другой позиции при определении функций административного права. Он выделяет следующие:

  • Правоисполнительная , так как основное предназначение рассматриваемой отрасли права – юридическое обеспечение органов исполнительной ветви власти.
  • Правотворческая . Она выражается в том, что государственным исполнительным структурам даны полномочия по изданию нормативных правовых актов.
  • Организационная , которая определяется организационно-правовым характером государственно-управленческой деятельности.
  • Координационная . Она подразумевает согласование деятельности всех субъектов административного права.
  • Правоохранительная – обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства.

А вот какие существуют виды юридических фактов в административном праве, можно увидеть

Данный подход не получил достаточной разработки в науке административного права. Так, правоисполнительная функция сливается с правотворческой. Например, основным результатом работы любого министерства является издание нормативного правового акта. В данном случае, невозможно отличить первую функцию от второй.

Также не представляется возможным вычленить нормы, направленные на реализацию организационной функции. Сам характер права как формы организации жизни общества подразумевает наличие определённой системы.

Больше полезной информации касательно функций и особенностей административного права смотрите на видео.

Основные функции административного права

Таким образом, если сказать кратко, в административном праве традиционно выделяют 2 функции – охранительную и регулятивную. Выделение иных направлений воздействия норм административного права не получило должного теоретического обоснования. О функциях и понятии права узнайте в .

Понятие принципов административного права

Определение 1

Принципы административного права понимаются как основные идеи, требования, положения, выражающие его сущность и определяющие содержание административно-правовых норм.

Административное право, как и прочие отрасли права, обладает как набором общих принципов, характерных для права в целом, так и собственными особыми принципами, придающими уникальность административному праву.

Определение 2

Принципы - это основополагающие начала отрасли, своеобразная квинтэссенция ее норм.

Ранее указанное положение подтверждается тем фактом, что в тех основных отраслях права, которые под собой имеют законодательную основу в виде кодексов, законодатель вынес основополагающие принципы в самое начало данных актов, как бы подчеркивая, что именно эти положения являются отличительной чертой конкретной отрасли.

Принципы административного права

Административное право, в отличие от иных отраслей, например налогового права или семейного, не имеет особого единого перечня принципов данной отрасли. Основные принципы административного права содержит в себе Кодекс об административных правонарушениях. Он особо выделяет такие принципы как равенство перед законом, презумпция невиновности, обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с совершением административного правонарушения.

Многочисленные акты, которые регламентируют вопросы административного права, содержат в себе множество различных принципов, в том числе общеправовые, свойственные всем отраслям права, межотраслевые, которые характерны для группы отраслей, которые имеют направленность публично – правового характера, а также принципы, которые подчеркивают индивидуальность административного права как отрасли.

Изначально следует обратить внимание на общеотраслевые принципы, которые можно применять к отрасли административного права. К таким в частности можно отнести:

  1. Принцип равенства перед законом. Частный случай реализации данного принципа мы можем наблюдать при анализе норм КоАП РФ, согласно ч. 1 ст. 1.4 которого лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.
  2. Принцип законности. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законы.

    Данный принцип требует от участников административно-правовых отношений реализации закрепленных соответствующими нормами возможностей сообразно требованиям законодательства. Особое значение данный принцип имеет в деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих.

    Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. Основа данного принципа - положения ст. 2 Конституции РФ, закрепляющей положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Данное конституционное положение транслируется в законы и иные нормативные правовые акты - источники административного права.

    Принцип гласности. Содержание данного принципа включает несколько уровней. Прежде всего это требование к гласности источников административного права. Частью 3 ст. 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Данное конституционное положение развивается в иных нормативных правовых актах административного характера, о чем будет сказано, когда будем рассматривать источники административного права.

К числу принципов, относящихся к межотраслевым, которые также применимы к административному праву можно отнести:

  • принцип федерализма;
  • принцип разделения властей;
  • принцип признания местного самоуправления;
  • принцип разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Замечание 1

Большую часть принципов административного права составляют принципы, которые можно назвать отличительными особенностями собственно административного права. Как правило, эти принципы, которые будут указаны позднее, определяют содержание какой-либо из определенных сфер административно-правового регулирования. К таким, например, можно отнести принципы организации деятельности государственной гражданской службы: стабильность гражданской службы; защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность.

Выводы

Рассмотрев некоторые принципы, на которых базируется административное право, можно сделать следующие выводы:

  1. перечень принципов не является закрытым. Приведенные принципы относятся к числу наиболее распространенных в административном праве, однако это не означает, что оно ограничивается только ими. Ряд авторов к числу принципов, влияющих на содержание административно-правовых норм, относят такие принципы, как светский характер государства, социальный характер государства, считают целесообразным особо выделять принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения и т.д.;
  2. формулировка и содержание принципов не должны рассматриваться в качестве некоей догмы. Их большинство имеет исключения, которые тем не менее лишь подчеркивают общее правило, содержащееся в природе принципа. Например, исключениями из принципа гласности являются режим государственной тайны, использование органами исполнительной власти, наделенными соответствующими полномочиями (органами федеральной службы безопасности, федеральной службы охраны), сочетания гласных и негласных методов работы.
  3. Важно, что любое отступление от общего правила, сформулированного принципом, имело под собой не только правовое, но и в не меньшей степени моральное обоснование. Иными словами, исключений не может быть слишком много, в противном случае существует риск утраты самого принципа.
  • Административно-процессуальные нормы и отношения
  • Способы защиты административно-правовых отношений
  • Основания и виды систематизации норм административного права
  • 3. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
  • 4. Место и роль науки административного права в системе наук об управлении (наук управления)
  • Основания и виды систематизации норм административного права
  • 3. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина
  • 4. Место и роль науки административного права в системе наук об управлении (наук управления)
  • Субъекты административного права
  • 2. Правовой статус и структура Администрации Президента рф
  • Тема 8. Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция
  • Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции
  • 2. Организационно-правовые основы построения системы органов исполнительной государственной власти (государственного управления) и основные звенья ее структуры
  • 3. Структура системы федеральных государственных органов исполнительной власти (высшие, центральные, территориальные органы государственного управления)
  • 4. Структура системы органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации
  • 5. Правовые основы формирования, организационная структура аппарата и штаты государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления)
  • Тема 9. Административно-правовой статус муниципальных органов местного самоуправления
  • Система и правовой статус муниципальных органов в конституционной модели местного самоуправления
  • 2. Взаимоотношения муниципальных образований и их органов с государственными органами исполнительной власти
  • Тема 10. Административно-правовой статус предприятий и социально-культурных учреждений
  • Понятие и виды предприятия, социально-культурного учреждения. Административно-правовой статус предприятий и учреждений
  • 2. Органы внутреннего управления предприятием (учреждением), порядок их формирования и основы взаимоотношений со своими учредителями и работниками
  • Тема 11.
  • 2. Виды службы и служащих по действующему законодательству
  • 4. Понятие государственной и муниципальной службы и служащего. Категории и группы должностей государственной и муниципальной службы
  • 5. Классификация служащих по сферам и видам государственной деятельности и функционально-должностным признакам и полномочиям. Должностные лица
  • 6. Поступление на службу и способы замещения должностей на государственной и муниципальной службе
  • 7. Прохождение службы и аттестация государственных и муниципальных служащих
  • 8. Управление реализацией государственной кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы
  • 9. Меры поощрения и стимулирования деятельности государственных и муниципальных служащих
  • 10. Ответственность служащих за служебные проступки. Дисциплинарная ответственность служащих за служебные (должностные) проступки и ее виды
  • 11. Основания и порядок прекращения служебных полномочий (увольнение со службы)
  • Формы и методы управленческой деятельности (реализации компетенции субъектов исполнительной власти)
  • 2. Понятие правовых актов государственного управления как основной формы реализации компетенции субъектов исполнительной власти. Классификация правовых актов
  • 3. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления, и последствия их несоблюдения
  • Тема 13. Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти
  • Понятие метода управления как элемента управленческого процесса. Классификация методов управления
  • 2. Содержание и взаимосвязь убеждения, стимулирования, принуждения как всеобщих основных методов управления
  • Тема 14. Административное принуждение и административная ответственность
  • Понятие административного принуждения, его виды и соотношение с административной ответственностью
  • 2. Понятие и структура административной ответственности
  • 3. Основания и условия административной ответственности
  • 4 Субъекты административной ответственности
  • 5. Административные наказания (санкции)
  • 6. Производство по делам об административной ответственности (понятие и стадии)
  • Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности субъектов административного права как часть системы правоохранительной деятельности государства
  • 2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства
  • Тема 16. Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности)
  • Особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования
  • 2. Понятие и виды способов обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности)
  • 3. Виды и формы контрольной деятельности государства
  • 4. Виды и формы надзорной деятельности государства
  • 5. Контрольно-надзорная деятельность государства и ее виды
  • Глава 21. Обеспечение законности в государственном управлении
  • 1. Понятие законности в государственном управлении и способы ее обеспечения
  • 2. Государственный контроль и его виды
  • 3. Прокурорский надзор
  • 4. Административный надзор
  • 5. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц
  • Государственное управление в сфере экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности Глава 22. Основы организации государственного управления
  • 1. Понятие организации государственного управления
  • 2. Организация государственного управления в современных условиях
  • Раздел VIII. Управление в экономической сфере Глава 23. Управление в области экономического развития
  • 1. Содержание управления в области экономического развития
  • 2. Правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области экономического развития
  • Глава 27. Управление в области сельского и рыбного хозяйства
  • 1. Содержание управления в области сельского и рыбного хозяйства
  • 2. Правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области сельского и рыбного хозяйства
  • Глава 31. Управление в области природопользования и охраны окружающей среды
  • 1. Содержание управления в области природопользования и охраны окружающей среды
  • 2. Правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области природопользования и охраны окружающей среды
  • Функции и принципы административного права

    Административное право обладает рядом функций. Эти функции определяются назначением административного права как регулятора общественных отношений в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления). С учетом этого можно выделить следующие функции административного права.

    1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.

    2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.

    3. Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который определяется нормами административного права.

    4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.

    5. Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

    При́нципы пра́ва - основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования. Административное право, выполняя свои функции, базируется на определенных принципах, определяемых его предметом. Основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Данные принципы являются следующими.

    6. Важнейшим принципом административного права является приоритет личности и ее интересы в жизни общества (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Данный принцип весьма показателен для административно-правового регулирования, поскольку именно в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита. Нормами данной отрасли права соответственно формируется административно-правовой статус личности.

    7. К принципам административного права относится разделение властей. Административно-правовое регулирование осуществляется с учетом принципа разделения властей, который заключается в обеспечении делового взаимодействия между всеми ветвями государственной власти, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, вторжение законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот. Нормами административного права определяется деятельность исполнительной власти, ее независимость и взаимодействие с другими властями.

    8. Принципом административного права является законность. Этот принцип предполагает, что исполнительные органы (должностные лица) в процессе применения административно-правовых норм обязаны строго соблюдать законодательство Российской Федерации.

    9. Принципом административного права является гласность. Этот принцип означает, что применяемые в процессе административно-правового регулирования нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения. При создании административно-правовых норм на любом уровне должны быть обеспечены условия для выражения и учета мнения как общественных объединений и отдельных граждан, так и возможных адресатов будущих административно-правовых норм. Гласность означает также, что достоянием общественности должны быть результаты, достигнутые в процессе административно-правового регулирования тех или иных управленческих отношений, т.е. их прозрачность.

    10. Принцип ответственности применительно к административно-правовому регулированию означает не только реальное наступление административной ответственности за нарушения требований общеобязательных административно-правовых норм, но и дисциплинарную ответственность должностных лиц как за неправомерное применение норм административного права, так и за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения процедуры подготовки и вступления в законную силу и реализации административно-правовых норм.

    11. Механизм административно-правового регулирования строится и с учетом принципа федерализма. Существенное значение при этом имеет тот факт, что административное и административно-процессуальное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). Соответственно важным вопросом является практика установления административно-правовых норм на уровне субъектов Российской Федерации в соответствии с нормами федерального законодательства.

    Система административного права

    Административное право регулирует многообразные отношения управленческого характера, которые могут быть сгруппированы в однородные комплексы. На этой основе строится система этой отрасли права, предполагающая выделение административно-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, в самостоятельные правовые институты (например, институт государственной службы, административной ответственности). Институты административного права регулируют отношения, имеющие общий для всех направлений управленческой деятельности характер. Вместе с тем нормы административного права группируются в рамках их регулирующего воздействия на отдельные области (например, культура, наука, образование, оборона, внутренние дела).

    Соответственно складывается следующая система административного права:

    а) часть первая административного права - это общие институты административного права, определяющие административное право в системе российского права. К ним относятся предмет и метод административного права, административно-правовые нормы, административно-правовые отношения, субъекты административного права, административно-правовые формы и методы деятельности субъектов государственного управления, административная ответственность, административно-процессуальное право;

    б) часть вторая административного права определяет вопросы организации государственного управления в сферах государственной деятельности - в сфере экономики, социально-культурной, административно-политической.

    В рамках указанных институтов выделяются нормы административного права, регулирующие управление в отдельных областях государственной деятельности - промышленности, сельского хозяйства, коммуникаций, торговли, обороны, внутренних дел, юстиции и ряда других.

    Таким образом, административное право является крупной и сложной отраслью российского права. Это обусловлено необходимостью реализации исполнительной власти во всех сферах жизни общества. От эффективности ее осуществления (организации государственного управления) в очень большой степени зависит вся жизнь государства, гарантированность реализации гражданами прав и свобод.

    Соответственно на системе административного права строится и система учебной дисциплины "Административное право".

    Понятие административного права как отрасли права. Соотношение административного права со смежными отраслями права.

    Характеристика предмета и метода административного права позволяет определить понятие административного права как отрасли российского права.

    При этом следует отметить, что в литературе по административному праву имеется множество определений административного права. Авторы этих определений исходили из собственного понимания предмета и метода административного права и, следовательно, собственного понимания и определения предмета административного права.

    Так, Б.М. Лазарев определял административное право как отрасль права, нормы которого регулируют общественные отношения в сфере государственного управления, т.е. те общественные отношения, которые возникают в ходе организации и осуществления органами Советского государства исполнительной и распорядительной деятельности*(30) .

    Ю.М. Козлов определял административное право как отрасль российской правовой системы, представляющую собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности)*(31) .

    Ю.А. Тихомиров отмечает, что административное право есть базовая отрасль в системе права с мощным императивно-регулирующим потенциалом, обеспечивающим функционирование исполнительной власти и соблюдение публичных интересов юридическими и физическими лицами, охрану и реализацию прав граждан. Он определяет административное право как отрасль российского права, т.е. систему правовых норм, издаваемых органами исполнительной власти и другими органами для организации и функционирования государственного управления, регулирования функционально-юридических режимов, обеспечения юрисдикционно-охранительной деятельности и участия граждан в управлении государственными делами. Административное законодательство представляет собой систему взаимосвязанных законодательных актов, регулирующих данную сферу. А наука административного права является теорией и методологией изучения, анализа и разработки концепций и рекомендаций по вопросам регулирования административно-правовой сферы*(32) .

    Таким образом, ключевым понятием в определении административного права является то, что административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач и функций государственного управления.

    Вместе с тем при формулировании понятия административного права необходимо также учитывать и то, что к его предмету относятся внутриорганизационные отношения в органах исполнительной власти, а также в аппаратах законодательных и судебных органов, отношения связанные с государственной службой, а также отношения, которые возникают в сфере административного судопроизводства и связаны с реализацией судами (судьями) и другими участниками этого судопроизводства своих функций и полномочий.

    Таким образом, административное право можно определить как отрасль права, регулирующую общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления), а также внутриорганизационные отношения в аппаратах государственных органов, отношения, связанные с государственной службой и осуществлением административной юрисдикции.

    Административное право тесно связано с другими отраслями права, так как, несмотря на специфические особенности каждой из них, все они призваны осуществлять регулирование общественных отношений с помощью правовых средств.

    Конституционное право закрепляет принципы организации государственных органов, определяет место органов государственной власти в механизме государства, основы их взаимоотношений, наиболее общие вопросы компетенции органов государственной власти, основные права и обязанности граждан, которые практически реализуются в сфере деятельности государственных органов. Конституционным правом регулируются и общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности органов исполнительной власти. Все это свидетельствует о том, что ряд вопросов практики государственного управления охватывается одновременно конституционным и административным правом. При этом нормы конституционного права закрепляют общие, единые для всех государственных органов демократические принципы их организации и деятельности и соответственно регулируют отношения в этой сфере.

    Нормы административного права детализируют указанные принципы применительно к многообразной системе органов исполнительной власти, регулируют на их основе практическую управленческую деятельность этих органов. Таким образом, административное право свои исходные начала берет у конституционного права.

    Административное право связано и с гражданским правом, поскольку оба они регулируют различные стороны имущественных отношений. Но гражданское право регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон, а административное право - их неравенством (одна из сторон - орган управления). Имущественные отношения, связанные непосредственно с проявлением исполнительно-распорядительной деятельности, регулируются соответственно нормами административного права.

    Следовательно, административное право регулирует те стороны имущественных отношений, воздействуя на которые органы управления выступают не как субъекты гражданских прав, а как субъекты государственного управления, наделенные административной властью.

    Следовательно, если имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, связаны с имущественными правами граждан и юридических лиц, то административное право имеет своим предметом имущественно-организационные отношения, для которых характерно властное распоряжение соответствующего органа управления.

    Финансовое право отграничивается от административного лишь в силу специфики и большого общественного значения объекта правового регулирования (процесс собирания и распределения денежных средств). Фактически же финансовая деятельность государства является разновидностью исполнительно-распорядительной деятельности; методы регулирования финансовых отношений в основном носят административно-правовой характер.

    Земельное право регулирует земельные отношения между субъектами земельных отношений (организациями, гражданами) и государством. Вместе с тем эти отношения регулируются и административным правом, ибо значительная часть отношений по землепользованию возникает, изменяется и прекращается на основе административно-правовых актов (например, многие отношения, связанные с выделением земельных участков, с их эксплуатацией).

    Разграничение административного права и трудового права проводится также по предмету правового регулирования. Трудовое право регулирует трудовые, а также некоторые другие связанные с ними общественные отношения (в области социального страхования, рассмотрения трудовых споров, по поводу заключения коллективных договоров и т.п.). Основным содержанием таких отношений является реализация права граждан на труд (трудовой договор, оплата труда, право на отпуск и т.п.). Трудовое право регулирует, следовательно, общественные отношения, непосредственно связанные с правовым статусом личности как участника трудовых процессов. Административное право воздействует на те стороны этих отношений, которые связаны с организацией трудовых процессов, а также с государственной службой. Соответственно вопросы определения и реализации полномочий администрации, определения порядка оформления на работу, увольнения, поощрения, применения мер дисциплинарной ответственности и т.п. решаются на административно-правовой основе. В равной мере это относится к отношениям между администрацией и профсоюзами по вопросам планирования и организации производства.

    "


    Поделиться