Финансовое правоотношение является разновидностью правового отношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще. Во-первых, финансовое правоотношение возникает на основе финансово-правовой нормы , а значит, оно есть результат действия правовой нормы или «форма ее реализации». Во-вторых, финансовое правоотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркивает, что правоотношение в своей сущности обусловлено государственной волей, интересами государства .
Кроме того, финансовое правоотношение имеет особые характеристики:
- финансовое правоотношение возникает и развивается исключительно в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований ;
- финансовое правоотношение является формой реализации публичных интересов, поэтому оно рассматривается как публично-правовое отношение;
- финансовое правоотношение является отношением экономическим.
Особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые формой определенных экономических отношений, имеющих стоимостную форму. В число этих отношений включаются отношения по уплате налогов , сборов в бюджет и внебюджетные фонды; отношения по поводу получения бюджетных кредитов и т.д. Что касается других отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований (отношений по контролю за использованием финансовых ресурсов, по применению мер государственного принуждения и т.д.), то они определены состоянием экономики и направлены на то, чтобы вызвать к жизни, отрегулировать в нужном режиме собственно финансовые отношения;
- финансовое правоотношение имеет имущественный характер.
В качестве имущественных благ в финансовых правоотношениях выступают денежные средства (финансовые ресурсы), в наличной и безналичной формах. В рамках финансовых правоотношений денежные средства (финансовые ресурсы) переходят от различных субъектов к государству или муниципальному образованию, а затем - от последних к различным субъектам. Однако финансовые правоотношения неоднородны. Среди них выделяют материальные и процедурные (процессуальные). К материальным относятся те отношения, в рамках которых происходит непосредственная передача денежных средств от одних субъектов в распоряжение других. Процедурными (процессуальными) являются отношения, которые возникают в процессе установления форм мобилизации денежных средств, порядка их распределения, контроля за их использованием и т.д. Факт, что процедурные (процессуальные) отношения непосредственно не обслуживают движение денежных средств, не отрицает характеристики финансовых правоотношений во всей совокупности как имущественных, ибо процессуальные отношения конечной целью имеют движение денежных средств. Таким образом, финансовые правоотношения всегда возникают по поводу денежных средств;
- финансовое правоотношение является властеотношением.
Это обусловлено тем, что оно служит формой реализации финансово-правовой нормы, имеющей императивный характер. Одной из сторон финансового правоотношения всегда является:
а) государство (Российская Федерация в целом, субъекты РФ),
б) муниципальное образование,
в) уполномоченный государством орган, управомоченный давать властные предписания.
Признак властности финансового правоотношения всегда отмечается наряду с его имущественным характером. В связи с этим финансовое правоотношение традиционно характеризуется как властно-имущественное. Властно-имущественный характер финансового правоотношения служит критерием для отграничения его от гражданско- правового отношения. Некоторые административно-правовые отношения также имеют властно-имущественный характер. Например, отношения в связи с наложением и взысканием административных штрафов . В таком случае главным критерием отграничения административно-правового отношения от финансово-правового служит то, что первое возникает в сфере деятельности исполнительных органов власти , а второе - в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Таким образом, квалифицирующими признаками финансового правоотношения, отграничивающими его от любого другого правоотношения, являются следующие три признака (в комплексе):
- возникновение и развитие в сфере финансовой деятельности государства или муниципальных образований;
- властный характер, в связи с чем одной из сторон правоотношения всегда является государство, уполномоченный государством орган или муниципальное образование;
- имущественный характер.
Финансовое правоотношение - это общественное отношение, основанное на финансово-правовой норме, являющееся, в сущности, экономическим отношением, возникающим в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, имеющим властно-имущественный характер и выражающим публичные интересы.
Важнейший элемент финансового правоотношения - его субъекты. Субъекты финансового правоотношения - это лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителями финансовых обязанностей и прав . Субъект финансового правоотношения связан с субъектом финансового права, который, реализовав свою правосубъектность, становится субъектом финансового правоотношения.
В большинстве случаев субъект финансового права и финансового правоотношения совпадают в одном лице. Например, физическое лицо , организация, реализовав свою финансовую правосубъектность, становятся субъектами финансового правоотношения. Однако в ряде случаев субъект финансового права и субъект финансового правоотношения не совпадают в одном лице. Это имеет место главным образом тогда, когда государство (Российская Федерация в целом, субъекты РФ) как субъект финансового права вступает в финансовое правоотношение. Российская Федерация в целом, а также ее субъекты, будучи субъектами финансового права, вступая в конкретное финансовое правоотношение, выступают в лице определенного государственного органа . При этом как субъекты финансового права они обладают финансовой правосубъектностью, которая очерчивается их компетенцией. В конкретном финансовом правоотношении дееспособность Российской Федерации или субъекта РФ приходится на долю представляющих их государственных органов.
Однако тот орган, на долю которого приходится финансовая дееспособность Российской Федерации или субъекта РФ, не является одновременно деликтоспособным. Деликтоспособностью в финансовых правоотношениях с участием государства обладает только государство в целом или субъект РФ. К примеру, ответственность за излишнее взыскание налогов и сборов несет не Федеральная налоговая служба, на которую непосредственно возлагается взыскание налогов, а Российская Федерация и ее субъекты своей казной. При этом, конечно, они выступают в лице тех органов, которые являются держателями казны РФ и, соответственно, субъектов РФ.
Объекты финансового правоотношения
Абсолютные (односторонне индивидуализированные) - это правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит в качестве обязанного всякий и каждый. Так, к абсолютным финансовым правоотношениям можно отнести правоотношения по установлению налогов и сборов, по выпуску внутренних государственных займов.
По характеру финансово-правовых норм финансовые правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные.
Материальные финансовые правоотношения возникают на основе материальных норм финансового права, а процессуальные, соответственно, на основе процессуальных финансово-правовых норм. К материальным финансовым правоотношениям относятся правоотношения, содержанием которых являются: обязанность налогоплательщика уплачивать налог, а право налогового органа - требовать его уплаты; право предприятия обращаться к финансовому органу за получением бюджетного кредита и обязанность финансового органа рассмотреть обращение и принять по нему решение; и т.д. К процес-суальным финансовым правоотношениям относятся правоотношения по бюджетному процессу, по налоговому процессу и т.д.
Процессуальные финансовые правоотношения вторичны по отношению к материальным, служат гарантией реализации последних.
Финансовые правоотношения дифференцируются и по видам финансово-правовых институтов. По этому критерию финансовые правоотношения подразделяются на отношения:
- по государственному (муниципальному) финансовому контролю ;
- бюджетные;
- по финансам государственных и муниципальных унитарных предприятий ;
- налоговые;
- по неналоговым доходам ;
- по государственному внутреннему долгу;
- по бюджетным расходам ;
- по расходам из государственных внебюджетных фондов;
- по государственному страхованию ;
- по денежному обращению и расчетам;
- по валютному регулированию.
Финансовые правоотношения на основании особенностей их объекта могут быть подразделены на:
- имущественные;
- неимущественные.
Объектом имущественных финансовых правоотношений является денежная субстанция: налог, трансферт и т.д. В число имущественных финансовых правоотношений входят отношения по уплате налогов и сборов в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды; по расходам бюджетов; по уплате неналоговых платежей и др.
Объектом неимущественных финансовых правоотношений является: проект бюджета, бюджет как закон и плановый акт, деятельность по осуществлению финансового контроля и т.д.Неимущественными финансовыми правоотношениями являются отношения по бюджетному процессу, налоговому процессу, установлению налогов и предоставлению налоговых льгот и т.д.
Имущественные отношения могут быть подразделены на вещные и обязательственные. Вещные финансовые правоотношения являются результатом финансово-правового регулирования отношений собственности , а обязательственными - налоговые отношения.
Финансовые правоотношения могут быть классифицированы и по структуре их юридического содержания. В связи с этим они подразделяются на:
- простые
- сложные.
Сложные финансовые правоотношения преобладают в финансовом праве. Среди них: межбюджетные правоотношения, правоотношения по бюджетному (внебюджетному) процессу, налоговые правоотношения. В каждом структурно сложном финансовом правоотношении может быть выделено основное финансовое правоотношение и производные.
Основное финансовое правоотношение создает конструкцию, на которой базируются все остальные, производные финансовые правоотношения. Так основным в налоговом правоотношении являются правоотношение по уплате налогов в бюджет и государственные внебюджетные фонды. В качестве производного может быть названо правоотношение по предоставлению налоговой отсрочки (рассрочки), правоотношение по осуществлению камеральной налоговой проверки и т.д.
Что касается сложного процессуального правоотношения, то здесь основным правоотношением может считаться то, на котором строится вся структура (или часть) финансового процесса. Например, в бюджетно-процессуальном правоотношении в качестве основных могут быть выделены несколько правоотношений на различных стадиях бюджетного процесса, которые дают «завязку» всем остальным право-отношениям, возникающим на этих стадиях. Например, на стадии рассмотрения проекта бюджета в качестве основного может рассматриваться правоотношение между Правительством РФ и Государственной Думой по поводу передачи проекта бюджета на рассмотрение в Государственную Думу.
В последние годы в финансовом праве стало появляться все больше правоотношений договорного типа. Например, заключается договор при предоставлении налогового кредита, инвестиционного налогового кредита, при предоставлении бюджетного кредита и т.д. Однако договорная форма финансовых правоотношений не меняет юридически неравного положения сторон таких правоотношений. Налоговый орган всегда принимает управленческое решение о предоставлении соответствующему субъекту налогового кредита, а договор - лишь своего рода разъяснение к такому решению. Договорные отношения в финансовом праве также являются отношениями вертикальными.
Горизонтальные финансовые правоотношения — явление достаточно редкое. Например, это отношения между налоговым органом и налогоплательщиком по согласованию досрочного прекращения действия договора о налоговом кредите или инвестиционном налоговом кредите (п. 7 ст. 68 НК РФ). Равным образом, горизонтальными являются отношения между налоговым и финансовым органом при согласовании вопроса о принятии решения об изменении срока уплаты налога (п. 2 ст. 63 НК РФ).
Возможна классификация финансовых правоотношений и по форме их проявления на:
- двусторонние
- многосторонние.
Двусторонние реализуются на основании волеизъявления двух сторон финансового правоотношения. В многосторонних финансовых правоотношениях участвуют более двух сторон, каждая из которых выражает индивидуальную волю. Большинство финансовых правоотношений - двусторонние. К ним относятся правоотношения по финансовому контролю, предоставлению финансовых отсрочек, рассрочек, освобождений (по налогам, госпошлине и проч.); установлению налогов и сборов; рассмотрению проекта бюджета и т.д. Однако в финансовом праве имеют место и многосторонние правоотношения. Так, трехсторонними являются правоотношения по бюджетному финансированию. В качестве одной стороны этого правоотношения выступает Федеральное казначейство (на уровне федерального бюджета), которое выделяет бюджетные ассигнования, а другой стороной является главный распорядитель бюджетных средств (министерство, ведомство и т.д.), которому выделяются бюджетные средства, а третья сторона - это банк, через который непосредственно финансируется распорядитель бюджетных средств в рамках выделенных ему ассигнований из бюджета.
Отмечая существование в финансовом праве многосторонних финансовых правоотношений, очень важно различать такие понятия, как стороны финансового правоотношения и субъекты финансового правоотношения . Любая сторона финансового правоотношения может быть представлена несколькими субъектами. В финансовом праве возможны ситуации, когда в двустороннем финансовом правоотношении на одной стороне может быть несколько субъектов. Однако отличительной чертой многосторонних финансовых правоотношений от двусторонних с множеством субъектов является то, что в многостороннем правоотношении каждый субъект выражает индивидуальную волю, а в двустороннем правоотношении со множеством субъектов эти субъекты на одной стороне выражают единую волю.
Вопрос об объекте правоотношения долгое время в теории права являлся одним из наиболее дискуссионных . Сегодня в связи с достаточно обширным исследованием этого вопроса как в теории права, так и в отраслевых юридических науках научные взгляды на объект правоотношения более или менее определились .
В настоящее время в теории права можно выделить два взгляда на объект правоотношения.
Согласно первой позиции , выраженной в обобщенном виде, объектом правоотношения являются материальные или нематериальные блага, на которые направлено (или воздействует) поведение всех его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей 1 .
Согласно второй позиции , главное в определении объекта правоотношения - это управомоченное лицо, ибо именно его интересами определяется объект правоотношения (интерес управомоченного лица). Среди представителей этой точки зрения - В.А. Мицкевич и С.С. Алексеев. С.С. Алексеев также считает, что «крут объектов правоотношения очерчивается через интерес управомоченного». Однако он отмечает, что на объект правоотношения направлены либо активные действия обязанного лица (в правоотношениях активного типа), либо активные действия управомоченного лица (в правоотношениях пассивного типа) 4 .
Определение объекта правоотношения через интерес управомоченного лица является в значительной мере сориентированным на цивилистическую модель правоотношения, где реализуются частные интересы различных субъектов, т.е. интересы микроуровня. И, следовательно, где достаточно легко выделить интересы управомоченного и обязанного лица .
Что же касается публично-правовых отраслей права, то здесь вряд ли можно очертить объект правоотношения через интерес управомоченного лица.
В частности, в финансовом правоотношении часто трудно бывает четко установить, какая сторона правоотношения является управомоченной, а какая - обязанной . Как известно, одной из сторон финансового правоотношения является всегда государство (муниципальное образование) или уполномоченный Государственный орган, финансово-правовые обязанности которых нередко сливаются с правами , выражаясь в едином полномочии (Н.И. Химичева) 1 .
Более того, в ряде случаев, как показывает анализ законодательства, право государственного органа одновременно сформулировано и как его обязанность . Например, согласно ст. 31 НК РФ право налогового органа на проведение проверки есть и его обязанность, сформулированная, в ст. 32 НК РФ как обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Поэтому трудно однозначно утверждать, что определяет объект контрольного правоотношения с участием налогового органа: интерес управомоченного или обязанного лица.
Вместе с тем даже в тех случаях, когда управомоченная и обязанная стороны финансового правоотношения строго определены , нельзя отрицать тот факт, что объект финансового правоотношения удовлетворяет интересам не только управомоченной, но и обязанной стороны . Примером может являться финансовое правоотношение по уплате сборов . Если рассматривать конкретную ситуацию, то трудно сказать, кто более заинтересован в уплате госпошлины, например в связи с подачей искового заявления в суд: государство как управомоченная сторона правоотношения либо гражданин как обязанная сторона. Дело в том, что такое конкретное финансовое правоотношение возникает по инициативе обязанной стороны , т.е. гражданина, которому в связи с подачей искового заявления в суд необходимо уплатить госпошлину. В связи с этим если объектом данного правоотношения считать госпошлину, то он в первую очередь удовлетворяет интерес обязанной стороны правоотношения, которая без уплаты госпошлины не имеет возможности подать исковое заявление в суд.
Итак, под объектом, финансового правоотношения следует понимать то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей .
Объекты финансовых правоотношений в силу разнообразия этих правоотношений также разнообразны .
Чаще всего о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм , ибо они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой правовой норме .
Однако в ряде случаев объект правоотношения непосредственно не зафиксирован в финансово-правовой норме и может быть выделен лишь в абстракции , т.е. логически. В последнем случае речь идет о так называемых неотделимых от материального содержания объектах правоотношения, которые специально в законодательстве не регламентируются (С.С. Алексеев).
В связи с этим, все объекты финансовых правоотношений могут быть подразделены на две группы : отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.
1. Отделимые объекты - это такие, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира . К отделимым объектам финансовых правоотношений относятся: а) налоги, б) сборы, в) пошлины, г) бюджетные ассигнования, д) субсидии, е) бюджетные кредиты, ж) бюджетные ссуды, з) дотации, и) субвенции, к) 50% прибыли Центрального банка РФ, л) свободный остаток прибыли казенных предприятий, м) штрафы, недоимки, пени, н) проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, о) бюджеты (как законы и плановые акты) и т д.
2. Неотделимые объекты - это те, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания. К неотделимым объектам финансовых правоотношений относятся: государственный финансовый контроль, деятельность по поводу установления казенному предприятию порядка распределения прибыли и т.д.
III. Особенности прав и обязанностей субъектов финансового правоотношения
Права и обязанности субъектов финансового правоотношения образуют юридическое содержание правоотношения . В финансовых правах и финансовых обязанностях, в их особенностях, взаимосвязях раскрывается «заряд» финансового правоотношения, т.е. возможности и пределы активности субъектов финансового правоотношения.
Права и обязанности субъектов финансового правоотношения во многом зависят от того, к какому виду правоотношения оно относится - к регулятивному или охранительному , ибо регулятивные и охранительные правоотношения отличаются друг от друга «по содержанию субъективных прав и обязанностей, по их соотношению между собой».
Основная масса финансовых правоотношения является регулятивными , ибо главная задача финансово-правового регулирования - непосредственное упорядочение, закрепление и развитие финансовых отношений с участием государства.
Однако охранительным правоотношениям также принадлежит весьма существенная роль в финансово-правовом регулировании, ибо задача непосредственного упорядочения финансовых правоотношений не всегда может быть успешно решена. Для ее разрешения нередко приходится прибегать к мерам государственного принуждени я.
Особенности прав и обязанностей субъектов в:
1. Регулятивных правоотношениях:
А. Активного типа складываются на основе обязывающих норм и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в юридической обязанности . Основная масса регулятивных финансовых правоотношений - это правоотношения активного типа , что не случайно, а обусловлено спецификой метода финансово-правового регулирования, опирающегося в основном на позитивные обязывания. Соответственно, развитие финансового правоотношения происходит прежде всего и главным образом через активное поведение обязанного субъекта.
К регулятивным финансовым правоотношениям активного типа относятся следующие: по уплате в бюджет налогов и сборов, обязательных взносов во внебюджетные фонды; по бюджетному финансированию; межбюджетные отношения и др. 1
Все эти правоотношения «работают» через активное поведение обязанного лица, а субъективное право проявляется через правомочие-требование должного поведения от обязанного субъекта .
Обязанность субъектов в финансовых правоотношениях активного типа -- это очень «жесткая» и стабильная обязанность. Чаще всего она закреплена в нормативном, а не в индивидуальном финансово-правовом акте . Соответственно, такая обязанность возникает у субъектов финансового правоотношения всякий раз при наличии соответствующих юридических фактов до тех пор, пока действует нормативный акт, предусматривающий эту обязанность . Отсюда, установление, изменение, отмена той или иной финансово-правовой обязанности связывается с отменой, изменением или принятием нового правового акта .
Примером может являться Налоговый кодекс РФ, который установил намного больше обязанностей субъектов налоговых правоотношений по отношению к ранее существовавшим.
Однако в последнее время стало возможным назвать ряд случаев, когда финансовая обязанность устанавливается в порядке индивидуального правового регулирования . А именно: решения компетентного органа и очень часто договора, заключаемого сторонами финансового правоотношения. К примеру, в соответствии с НК РФ при предоставлении инвестиционного налогового кредита между налогоплательщиком и соответствующим государственным органом заключается договор. Аналогичным образом при реструктуризации задолженности предприятий по платежам в федеральный бюджет Правительство РФ принимает решение и налоговый орган заключает договор и т.д. Однако в любом случае обязанность субъектов в активном финансовом правоотношении остается очень жесткой . Даже в том случае, когда обязанность установлена в актах индивидуального регулирования, ее содержание представляет собой главным образом индивидуализацию требований содержащихся в законе с очень небольшой возможностью правовой инициативы.
Независимо от источника происхождения финансово-правовой обязанности активного типа (нормативный акт или индивидуальный правовой акт) она является в большинстве случаев сложной , т.е. состоит из ряда обязанностей . Так, обязанность налогоплательщика по возврату инвестиционного налогового кредита включает в себя: обязанность возврата суммы задолженности и процентов; обязанность соблюдения установленного в договоре порядка погашения суммы задолженности и начисленных процентов.
В финансовых правоотношениях активного типа в основном субъективным правом требования обладают РФ, субъекты РФ, муниципальные образования в лице соответствующих органов , уполномоченные государством органы, а также прочие государственные органы.
В правоотношении по уплате налогов и сборов в бюджет от лица государства выступают ФНС РФ и его территориальные органы, а также ФТС РФ. Именно эти органы обладают правом требования уплаты налогов и сборов.
В науке (Б.М. Лазарев) подчеркивалось, что для государственного органа все права, вытекающие из его задач и функций, не есть права в самом классическом понимании, т.е. такие, которые «орган может использовать или не использовать исключительно по собственному» свободному усмотрению, а «служение государству», т.е. в широком плане - выполнение обязанностей перед ним... В связи с этим вышеуказанные субъективные права требования названных государственных органов могут быть условно названы «права-обязанности».
Практически аналогичная ситуация наблюдается в межбюджетных правоотношениях , ибо эти отношения также развиваются за счет активного поведения обязанного лица . Однако в этих отношениях обязанным лицом выступает либо Российская Федерация в целом, либо ее субъект. Так, в соответствии с ежегодно принимаемым законом РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год, Российская Федерация обязана ежегодно выделять запланированные средства из федерального бюджета субъектам РФ. Соответственно, субъекты РФ имеют субъективное право требования выделения этих средств . Для названных субъектов эти права являются одновременно и обязанностями, так как в противном случае те и другие не смогут реализовать свои задачи и цели.
Вышесказанное в равной мере относится и к финансово-правовым отношениям по поводу государственных расходов . Согласно ежегодно принимаемому Закону РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год стороной, обязанной выделять средства из бюджета, в соответствии с Законом является Российская Федерация . Соответственно, в этих финансовых правоотношениях активного типа стороной, имеющей субъективное право требовать выделения этих средств, являются министерства, ведомства, другие органы исполнительной власти .
Однако это не означает, что в финансовых правоотношениях активного типа субъективное право требования принадлежит исключительно названным субъектам и всегда имеет характер права-обязанности . Анализ действующего законодательства показывает, что есть случаи , когда в регулятивных финансовых правоотношениях активного типа право требования принадлежит прочим субъектам и не имеет характер права-обязанности . Главным образом это имеет место в сфере финансовых правоотношений по поводу государственных доходов . В этих случаях право требования имеет не основной, а производный характер, ибо проявляется на последующих этапах развития сложного финансового правоотношения, возникающего на базе основной обязанности по уплате налога и корреспондирующего ему субъективного права. К примеру, исходя из ст. 21 НК РФ , налогоплательщик имеет субъективное право требования от налогового органа соблюдения налоговой тайны , осуществления зачета или возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и т.д. Субъективное право требования налогоплательщика в регулятивных финансовых правоотношениях активного типа ни к чему его не обязывает, а может реализоваться или нет по усмотрению налогоплательщика.
Таким образом, в финансово-правовом регулировании , поскольку оно обеспечивает собирание, распределение и использование государством финансовых ресурсов и для этого берет на вооружение метод властных предписаний, преобладают регулятивные правоотношения активного типа . И, соответственно, субъективным правом требования в этих правоотношениях преимущественно наделяются Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, уполномоченные государством органы, а также прочие государственные органы. Поэтому для большинства субъектов финансового права субъективное право требования является, в сущности, правом-обязанностью . Хотя в такого рода правоотношениях субъективным правом требования в ряде случаев обладают и другие субъекты., главным образом - налогоплательщики . Для них это право не является одновременно и обязанностью. Проявляясь в сложном финансовом правоотношении, оно является не основным, а производным.
В целом, в регулятивных финансовых правоотношениях активного типа существует жесткая связь между правами и обязанностями. Эта связь образует структуру регулятивного финансового правоотношения активного типа. Она характеризуется тем, что поведению обязанного лица в таком правоотношении противостоит право требования управомоченного лица, которое в большинстве случаев (кроме главным образом права требования налогоплательщика) является одновременно и обязанностью.
Б. Пассивного типа. Регулятивные правоотношения пассивного типа складываются на основе управомочивающих и запрещающих норм (рассматриваемых в единстве) и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в субъективном праве .
Как известно, развитие такого правоотношения происходит за счет активного поведения управомоченной стороны и соединено с правомочием требовать от других лиц воздержаться от действий , препятствующих осуществлению субъективного права.
Субъективным правом на активные действия в регулятивных финансовых правоотношениях пассивного типа обладают главным образом публично-территориальные образования : Российская Федерация, субъекты РФ, а также уполномоченные ими государственные органы . Причем права этого вида, как правило, четко выражены в законодательстве .
Так, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, с Налоговым кодексом РФ Российская Федерация имеет право на установление федеральных налогов и сборов . Налоговый Кодекс РФ ряд прав на собственные действия закрепляет за налоговыми органами . В частности, им предоставляется право проводить налоговые проверки , вызывать налогоплательщиков в налоговые органы и т.д.
Эти права, как и права-требования государственных органов в финансовых правоотношениях активного типа, не являются в полной мере правами, так как государственный орган не может свободно распоряжаться ими , т.е. решать: использовать это право или отказаться от его использования. Это обусловлено тем, что все перечисленные права на собственные действия государственных органов являются их компетенционными правами , которые, как отмечалось в науке, государственный орган обязан реализовать при соответствующих обстоятельствах . Однако анализ показывает, что законодательство дает субъектам этих прав определенную свободу усмотрения в их реализации , а именно: позволяет самостоятельно оценивать обстановку и принимать в зависимости от этого решения .
Например, налоговый орган , обладая правом и одновременно обязанностью осуществлять налоговую проверку, волен сам решать, когда и как это делать.
Вместе с тем в рассматриваемых финансовых правоотношениях можно встретить и права субъектов на собственные действия в классическом их понимании, т.е. не обремененные признаком обязательности реализации . Главным образом такими правами обладает налогоплательщик. Однако в ряде случаев ими наделяются и государственные органы .
Что касается обязанности субъектов в регулятивном финансовом правоотношении пассивного типа , то она проста и заключается в том, чтобы не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении его права.
Таким образом, в регулятивных финансовых правоотношениях пассивного типа связь между правами и обязанностями субъектов следующая: праву управомоченного субъекта на собственные действия, которое в большинстве случаев (за исключением прав налогоплательщика, и в исключительных случаях - государственных органов) является обязательным к реализации, противостоит обязанность лица не препятствовать осуществлению этого права.
В. Со сложной структурой. Финансовое правоотношение со сложной структурой охватывает в неразрывном единстве комплекс субъективных прав и обязанностей, причем каждый из субъектов наделен одновременно и правами, и обязанностями .
В финансовом праве можно выделить три группы сложных регулятивных финансовых правоотношений :
- Правоотношение со сложной динамической структурой В финансовом праве им является бюджетно-процессуальное правоотношение . Оно характеризуется тем, что по мере накопления юридических фактов его структура изменяется, переходя из одной стадии в другую .
К примеру, факт составления проекта бюджета образует новый пучок бюджетно-процессуальных правоотношений по рассмотрению проекта , затем факт рассмотрения проекта образует правоотношение по принятию проекта бюджета и т.д. Отсюда, в этом правоотношении можно выделить несколько основных правоотношений , к которым привязаны производные. В качестве одного из основных может быть выделено, например, правоотношение между Правительством РФ и Госдумой по рассмотрению проекта бюджета в первом чтении. Соответственно, права и обязанности, образующие это правоотношение, также являются основными.
- Обычное сложное финансово-правовое отношение. Им является межбюджетное правоотношение . Здесь одна сторона финансового правоотношения обязана выделить финансовые ресурсы другой стороне , которая имеет право требовать их выделения , но в свою очередь обязана их правильно использовать (субвенции, трансферты и т.д.). Первая же сторона имеет право требовать их правильного использования, контролироват ь такое использование , производить в ряде случаев зачет и т.д. Здесь на основное финансовое правоотношение - выделение финансовых ресурсов - настраиваются все остальные.
- Система правоотношений представляет собой и налоговое правоотношение , которое включает в себя правоотношение, базирующееся на обязанности уплаты налога и, соответственно, праве требования его уплаты . Оно является структурно сложным , так как к этому правоотношению как бы привязываются все другие , в рамках которых осуществляется реализация прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов, а именно: по предоставлению финансовыми и налоговыми органами налоговых отсрочек и рассрочек, по осуществлению налогового контроля и т.д.
Действительно, если бы не было обязанности уплачивать налог (сбор) и, соответственно, права требовать его уплаты, не имели бы никакого смысла другие связанные с ними права и обязанности , в частности обязанность вести налоговый учет , проводить налоговые проверки, сохранять налоговую тайну и т.д. Соответственно, не имели бы смысла права налоговых органов, закрепленные в законодательстве.
В каждом сложном финансовом правоотношении надо различать основное и производные . Основное финансовое правоотношение создает как бы скелет , несущую конструкцию, на которой базируются все остальные, производные финансовые правоотношения. Соответственно, все права и обязанности в структурно сложном финансовом правоотношении можно классифицировать на основные и производные .
Все структурно-сложные правоотношения имеют в качестве движущего начала субъективную обязанность : уплатить налог; выделить запланированные по бюджету средства; составить, рассмотреть, принять, исполнить бюджет. Отсюда, в структуре сложного регулятивного финансового правоотношения функцию основного правоотношения , несущей конструкции всегда выполняет правоотношение активного типа , т.е. такое, в котором связь между сторонами правоотношения наиболее жесткая , ибобазируется на фактически корреспондирующих друг другу обязанностях : обязанность - (право требования - обязанность.)
Это обусловлено императивным методом финансово-правового регулирования. Государство , будучи заинтересовано в выполнении стоящих перед ним задач и функций, устанавливает субъектам финансового правоотношения очень жесткие границы поведения . К примеру, одного субъекта обязывает уплатить налог, а другого - требовать его уплаты через наделение его в правоотношении императивным правом требования.
При этом только лишь в границах, очерченных основным финансовым правоотношением , государство позволяет субъектам в производных финансовых правоотношениях некоторую свободу поведения, которая в конечном итоге должна гарантировать реализацию основного финансового правоотношения .
Этот режим свободы поведения может выражаться в трех формах:
Вопрос об объекте правоотношения долгое время являлся в теории права одним из наиболее дискуссионных. В настоящее время в теории права можно выделить два взгляда на объект правоотношения. Согласно первой позиции, выраженной в обобщенном виде, объектом правоотношения являются материальные или нематериальные блага, на которые направлено (или воздействует) поведение всех его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей.
Согласно второй позиции главное в определении объекта правоотношения - это управомоченное лицо, ибо именно его интересами определяется объект правоотношения. Определение объекта правоотношения через интерес управомоченного лица является в значительной мере сориентированным на правоотношения микроуровня, где достаточно легко выделить интересы управомоченного и обязанного лиц. Что же касается публичноправовых отраслей права, то здесь вряд ли можно это сделать. Так одной из сторон финансового правоотношения всегда является государство (муниципальное образование) или уполномоченный государственный орган, финансово-правовые обязанности которых нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Например, согласно ст. 31 НК РФ право налогового органа на проведение проверки есть и его обязанность, сформулированная в ст. 32 НК РФ как обязанность осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Под объектом финансового правоотношения следует понимать то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей.
Объекты финансовых правоотношений в силу разнообразия этих правоотношений также разнообразны. Объекты финансовых правоотношений могут быть подразделены на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.
Отделимые - это объекты, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира.
К отделимым объектам финансовых правоотношений относятся:
Бюджетные ассигнования;
Субсидии;
Бюджетные кредиты;
Дотации;
Субвенции;
50% прибыли ЦБ РФ;
Свободный остаток прибыли казенных предприятий;
Штрафы, недоимки, пени;
Проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
Бюджеты (как законы и плановые акты) и т.д.
Все эти объекты имеют место только в имущественных финансовых правоотношениях и существуют только в денежной форме. Соответственно с точки зрения характеристики объектов имущественных правоотношений они могут рассматриваться как вещи (наличные деньги) и имущественные права (права требования на денежные средства к банку). Все вышеперечисленные отделимые объекты финансового правоотношения могут быть подразделены на две группы:
Финансовые ресурсы государства и муниципальных образований,
Законы (постановления), плановые акты и их проекты.
Неотделимые объекты - это те, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, могут быть выделены лишь в процессе научной абстракции и представляют собой результат деятельности субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.
К неотделимым объектам финансовых правоотношений относятся:
Государственный финансовый контроль,
Деятельность по поводу установления казенному предприятию порядка распределения прибыли и т.д.
6. Государственное кредитование.
Финансы организаций представляют собой совокупность общественных отношений, возникающих в связи с образова-нием, распределением и использованием децентрализованных фондов наличных и безналичных денежных средств хозяйству-ющими субъектами.
Институт кредитования образуют:
1) отношения, возника-ющие между клиентами и кредитными организациями по пово-ду привлечения, размещения денежных средств;
2) отношения государственного кредита.
Государственный кредит основан на добровольности пла-тежей. Государственный кредит предполагает возможность для государства выступать как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика.
Прежде всего это деятельность государства по получению в кредит (т.е. взаймы) средств от юридических, физических лиц и других государств. Государственное кредитование осу-ществляется через размещение различных государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевые лотереи. Государственный кредит широко применяется при дефиците бюджета. Облигации государственного займа размещаются на добровольной основе среди населения и юридических лиц.
Государственный кредит - это также и внешние займы государства, когда для покрытия бюджетного дефицита, а иногда и для инвестиционных вложений государство берет кредиты у зарубежных государств по совместным соглашени-ям или у международных фондов, таких, как Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.
Государство в законах о бюджете регулярно предусматри-вает расходы на покрытие государственного долга как внутри страны, так и за рубежом.
Банковский кредит - это сложная многосторонняя деятель-ность, предполагающая как мобилизацию денежных средств, где вся банковская система использует как ресурс для целей кредитования добровольные вложения вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности, так и расходование средств путем выдачи кредитов на тех же условиях.
Тема 3 « ФИНАНСОВОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ».
Понятие финансового правоотношения и его субъекты
Объекты финансового правоотношения
Классификация финансовых правоотношений
Понятие финансового правоотношения и его субъекты.
Субъекты финансового права исполняют финансовые обязан-ности и осуществляют финансовые права, вступая в конкретные финансовые правоотношения.
Финансовое правоотношение - разновидность правового от-ношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще:
- Во-первых , финансовое правоотношение возникает на основе финансово-пра-вовой нормы, следовательно, есть результат действия правовой нормы, или “форма ее реализации”.
- Во-вторых , финансовое пра-воотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркива-ет, что правоотношение в сущности обусловлено государственной волей, интересами государства.
Кроме того, финансовое правоотношение имеет особые харак-теристики , обусловленные спецификой предмета и метода финан-сово-правового регулирования:
Финансовое правоотношение возникает и развивается исключительно в сфере финансовой деятельности государства и му-ниципальных образований.
Финансовое правоотношение является формой реализаций публичных интересов в связи с чем оно должно рассматриваться как правовое отношение. Это определено тем, что фи-нансовое правоотношение возникает на основе нормы финансово-го права, которая является средством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства.
Финансовое правоотношение имеет имущественный характер. В качестве имуществен-ных благ в финансовых правоотношениях выступают денежные средства (финансовые ресурсы). В рамках финансовых правоотно-шений денежные средства (финансовые ресурсы) переходят от различных субъектов к государству или муниципальному образо-ванию, а затем - от последних к различным субъектам.
Финансовое правоотношение в сущности является власть-отношением. Все эти субъекты способны давать властные предписания.
Финансовое правоотношение – это обществен-ное отношение, основанное на финансово-правовой норме, являю-щееся в сущности экономическим отношением, возникающим в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, имеющим властно-имущественный характер и вы-ражающим публичные интересы.
Объекты финансовых правоотношений.
В настоящее время в теории права существуют два взгляда на объект правоотношения.
1. объектом правоотношения яв-ляются материальные или нематериальные блага, на которые направлено (или воздействует) поведение всех его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей.
2. главное в определении объекта правоотноше-ния - это управомоченное лицо, ибо именно его интересами определяется объект правоотношения.
Объект финансового правоотношения – это то, на что направлено поведение участников финан-сового правоотношения, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных прав и обязанностей.
Все объекты финансовых правоотношений могут быть подразделены на группы:
1. Отделимые объекты - это такие, кото-рые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа финансово-правовых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира.
а) налоги; б) сборы; в) бюджетные ассигнования; г) субсидии; Д) бюджетные кредиты; е) бюджетные ссуды; ж) дотации; з) суб-венции; и) свободный остаток прибыли казенных предприятий; к) штрафы, недоимки, пени; л) проекты бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муници-пальных внебюджетных фондов; м) бюджеты (законы и плановые акты) и т.д.
2. Неотделимые объекты - те, которые не зафиксированы в финансово-право-вых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования и представляют собой результат деятельнос-ти субъектов финансового правоотношения, неотделимый от его материального содержания: государственный финансовый контроль, деятельность по поводу установления казенному предприятию порядка распреде-ления прибыли и т.д.
3. Классификация финансовых правоотношений
Исходя из основных функций права, финансовые правоотно-шения классифицируются на регулятивные и охранительные.
1. Регулятивные правоотношения обеспечивают реализацию ре-гулятивной функции права. Учитывая, что финансовое право призвано регулировать определенную группу экономических от-ношений, т.е. закреплять их, упорядочивать деятельность субъ-ектов в этих отношениях и т.д., основная масса финансово-право-вых отношений носит характер регулятивных.
2. Охранительные финансовые правоотношения обеспечивают реализацию охранительной функции права. В финансовом праве они выполняют вспомогательную роль по отношению к регуля-тивным, поэтому в системе финансовых правоотношений они производны от регулятивных и их удельный вес относительно неве-лик, хотя в последние годы в связи с бурным развитием налогово-го права они стали занимать более заметное место в системе фи-нансовых правоотношений.
3. Ма териальные финансовые правоотношения возникают на основе материальных норм финансового права, (обязанность налогоплательщика уплачивать налог, а право налогового орга-на - требовать его уплаты; право предприятия обращаться к фи-нансовому органу за получением бюджетного кредита и обязан-ность финансового органа рассмотреть обращение и принять по нему решение и т.д.)
4. П роцессуальные, соответственно, на основе процессуальных финансово-правовых норм: (по бюджетному процессу; возникающие в ходе производства по делам о налоговых наруше-ниях; возникающие в процессе предоставления налоговых отсро-чек и т.д.)
По видам финансово-правовых институтов финансовые правоотношения подразделя-ются на отношения:
а) по государственному (муниципальному) финансовому контролю;
б) бюджетные;
в) по финансам государст-венных и муниципальных унитарных предприятий;
г) налого-вые;
д) по неналоговым доходам;
е) по государственному внутрен-нему долгу;
ж) по сметно-бюджетному финансированию;
з) по го-сударственному внебюджетному финансированию;
и) по государ-ственному страхованию;
к) по денежному обращению и расчетам;
л) по валютному регулированию.
Финансовые правоотношения могут быть также подразделе- ны на имущественные и неимущественные на основании особенностей их объекта.
Разграничение финансовых правоотношений возможно и по форме их проявлении:
1. Двусторонние финансовые правоотношения реализуются на основании волеизъявления двух сторон финансового правоотно-шения. Большинство финансовых правоотношений - дву-сторонние. К ним относятся правоотношения по: финансовому контролю, предоставлению финансовых отсрочек, рассрочек, ос-вобождений (по налогам, госпошлине и проч.); установлению на-логов и сборов;
2. Многосторонние финансовые правоотношения - участ-вуют более двух сторон, каждая из которых выражает индивиду-альную волю по рассмотрению проекта бюджета и т.д. (трехсторонними финансовыми правоотношениями яв-ляются правоотношения по бюджетному финансированию бюджетных средств в рамках выделенных ему ассигнований из бюджета).
Тема 4 «Правовое регулирование финансового контроля».
1. Понятие и значение финансового контроля.
Финансово-правовые нормы — Содержание, виды, структура финансово-правовых норм
Финансово-правовые нормы — это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли:
- содержание финансово-правовых норм;
- характер установления в них предписаний;
- меры ответственности за нарушение предусмотренных правил;
- способы защиты прав участников финансовых отношений.
Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.
Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.
Виды финансово-правовых норм
В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.
Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.
Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Данные нормы содержатся, например, в нормативно-правовых актах, регулирующих кредитные правоотношения.
Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.
В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.
Материальные финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в и , т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.
Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).
Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.
Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы.
Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т. е. предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.
Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.
Финансовые правоотношения. Понятие, содержание, субъекты
Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.
Финансовые правоотношения отличаются тем, что:
- они возникают в процессе ;
- один из субъектов в этих правоотношениях — всегда управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти;
- они всегда возникают по поводу , денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т. д.
В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.
Субъекты финансового правоотношения
Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения».
Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.
Субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений.
Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права.
Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).
Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.
Классификация финансовых правоотношений
Финансовые правоотношения можно классифицировать:
1) по материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли раздела, института финансового права, на следующие виды:- бюджетные правоотношения;
- неналоговые правоотношения;
- финансовые правоотношения в области ;
- правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;
- финансовые правоотношения в области банковской деятельности;
- финансовые правоотношения, возникающие в области и расчетов;
- валютные правоотношения;
- органами государственной власти;
- органами государственной власти и управления общей компетенции;
- вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;
- предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;
- финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;
- финансовыми органами и гражданами;
- самими финансово-кредитными органами.
Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений
Они происходят при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т. е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.
Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства — закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт — извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.
Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.
Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:
- погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);
- выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;
- использование выданных бюджетных ассигнований;
- осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;
- прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т. д.
Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений
Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.
Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.
Судебный порядок защиты
В главе 2 о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.
Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).
Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права занимает Конституционный суд РФ.
Методы защиты финансовых правоотношений
Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов . В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.).