Предприятие как основной хозяйствующий субъект. Хозяйственные правоотношения Субъективные права и обязанности хозяйствующих субъектов

Урегулированные нормами хозяйственного права правоотношения, которые возникают в процессе осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности являются хозяйственными правоотношениями .

В структуру хозяйственного правоотношения входят: субъекты правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения.

У хозяйственных правоотношений в качестве объектов выступаютвещи, в том числе деньги и ценные бумаги; работы и услуги; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности; охраняемая информация; нематериальные блага.

Cубъектами хозяйственных правоотношений являются юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность.

Основанием возникновения хозяйственных прав и обязанностей являются юридические факты. В хозяйственном праве чаще всего это действия участников правоотношений. События не играют здесь существенной роли, они встречаются в качестве правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств.

Действия участников подразделяют на: правомерные и неправомерные .

Различают горизонтальные и вертикальные хозяйственные правоотношения. Горизонтальные правоотношения возникают между субъектами хозяйствования, участниками правоотношений в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Вертикальные правоотношения складываются в хозяйственном обороте между субъектами хозяйствования и уполномоченными государственными органами, носят административно-правовой характер.

Тема 2
Субъекты хозяйственной деятельности

2.1. Понятие и признаки субъектов хозяйственного права.

2.2. Физические лица как субъекты хозяйственной деятельности. Правовое положение индивидуального предпринимателя.

2.3. Юридические лица и их виды.

2.4. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2.5. Прекращение деятельности субъектов хозяйствования.

2.1. Понятие и признаки субъектов
хозяйственного права

Носителями хозяйственных прав и обязанностей являются наделенные специальной компетенцией субъекты хозяйствования ,

Обладающие обособленным имуществом, на базе которого они ведут предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность,

Зарегистрированные в установленном порядке, а также осуществляющие руководство такой деятельностью,

Приобретающие права и обязанности от своего имени и несущие самостоятельную имущественную ответственность.

Основным признаком субъекта хозяйствования является наличие у него обособленного имущества . Правовыми формами такого обособления является: право собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления.

Для субъектов хозяйствования, ведущих предпринимательскую деятельность, основной целью деятельности является извлечениеприбыли. Это означает, что только профессиональное занятие производством товаров (работ, услуг) дает основание считать участников такой деятельности предпринимателями.

К предпринимательской деятельности близко примыкают, но ею не являются две группы деятельности:

1) ведение деятельности некоммерческими организациями;

2) хозяйственно-организаторская, либо властно-регулирующая деятельность государства.

Деятельность некоммерческих организаций осуществляется
в постоянном взаимодействии с предпринимателями и организациями. Однако основной целью их деятельности является не получение прибыли, а достижение иных целей. В частности, некоммерческие организации, осуществляя хозяйственную деятельность, также являются субъектами хозяйственного права, но не являются субъектами хозяйствования.

Хозяйственно-организаторская деятельность государства как собственника является предпосылкой создания организаций, определения содержания их деятельности и прекращения в соответствующих случаях. В этих отношениях, тесно связанных с предпринимательской деятельностью, государство является субъектом хозяйственного права , так как оно действует через свои органы в качестве субъектов, реализуя властные функции в целях защиты публичных интересов в области экономики.

У такого субъекта как государство, в компетенции преобладает хозяйственно-организаторская деятельность в отношении субъектов, действующих на базе предоставленного государством имущества.
С ними государство устанавливает правоотношения в процессе реализации антимонопольных функций, взимания налогов, требований соблюдения порядка ведения хозяйственной деятельности и ответственности за его нарушение.

Хозяйственная компетенция является необходимым элементом хозяйственной правосубъектности, которая означает, что субъект получает возможность приобретать права и обязанности с момента создания (государственной регистрации) и эта возможность восполняется имеющимися у субъекта правами (на имущество, фирменное наименование, выбор сферы хозяйствования и т. д.).

Для каждого хозяйствующего субъекта означает, что он отвечает сам своим имуществом. При наличии в уставе дополнений ответственность может восполняться и другой имущественной сферой.

Проводя классификацию субъектов хозяйственного права, необходимо проводить их отличие по разным признакам:

– государственные и частные предприятия в зависимости от того, на какой форме собственности они основаны;

– государство, организации, их подразделения, индивидуальные предприниматели в зависимости от характера их хозяйственной компетенции.

Все субъекты хозяйствования, являющиеся юридическими лицами, в свою очередь разделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

От имени Республики Беларусь могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде государственные органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени административно-территориальных единиц могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного управления и самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени субъекта хозяйствования (юридического лица) выступает его орган.

2.2. Физические лица как субъекты хозяйственного права. Правовое положение индивидуального
предпринимателя

Статья 22 ГК РБ устанавливает, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» определяет правовые, экономические основы предпринимательства, общие положения организации предпринимательской деятельности, права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, устанавливает меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь.

Он направлен на создание условий для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.

Согласно ст. 2 Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь» субъектами предпринимательства являются:

· физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

· группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей.

Субъектами предпринимательства не могут быть :

– несовершеннолетние (Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает возможность приобретения несовершеннолетним полной дееспособности с 16 лет (эмансипация) и осуществлять предпринимательскую деятельность);

– лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными;

– лица, признанные в установленном законом порядке ограниченно дееспособными;

– лица, лишенные предпринимательской правоспособности на время по приговору суда;

– лица, занимающие должности или осуществляющие деятельность, не совместимые с предпринимательством (в частности, не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах, руководителям государственных коммерческих организаций).

Правовой статус предпринимателя в Республике Беларусь приобретается посредством государственной регистрации. Порядок создания и регистрации конкретных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности регулируется соответствующим законодательством Республики Беларусь.

Имущественной базой физических лиц-предпринимателей по общему правилу является собственность. Однако эта база может быть представлена арендованным имуществом. Правосубъектность индивидуального предпринимателя в сфере хозяйственного права является специальной ,характеризующейся хозяйственной компетенцией, так как он ведет предпринимательскую деятельность, осуществляет производство товаров (работ, услуг) с соблюдением установленных законом правил, реализует их (в том числе оптом) как результаты предпринимательской деятельности, а не предметы потребления, ставшие гражданину ненужными или излишними.

Для реализации своей предпринимательской компетенции гражданин вправе осуществлять любые виды деятельности, кроме запрещенных законом. Для осуществления отдельных видов деятельности необходимо иметь специальное разрешение (лицензию), сертификат компетентности на оказание услуг.

Предприниматель имеет право:

заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь;

создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;

самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами;

открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;

свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей;

пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования;

выступать истцом и ответчиком в суде;

осуществлять иную деятельность, не запрещенную законом.

Предприниматель обязан:

выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных им договоров;

осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии, руководствуясь действующими положениями и нормами;

соблюдать права и законные интересы потребителей;

получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

выполнять решения государственных органов и иных субъектов права, уполномоченных Президентом Республики Беларусь, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством, соблюдать установленный порядок ценообразования;

представлять соответствующим государственным органам и иным субъектам права, уполномоченным Президентом Республики Беларусь, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.

Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, отвечает по обязательствам, связанным с этой деятельностью, имуществом, принадлежащим ему на праве собственности.

Имущественная ответственность предпринимателя наступает в случаях:

¾ нарушения действующего законодательства;

¾ невыполнения заключенных договоров;

¾ нарушения прав собственника и других субъектов;

¾ загрязнения окружающей среды;

¾ обмана потребителя в отношении качества товара, способа его применения, предоставления неполной информации для умышленного введения потребителя в заблуждение;

¾ сообщения или распространения о конкурентах ложных сведений;

¾ выпуска товаров с внешним оформлением, применяемым другими производителями;

¾ незаконного доступа к коммерческой тайне конкурента или ее разглашения;

¾ использования чужого товарного знака, фирменного наименования или производственной марки без разрешения участника хозяйственного оборота, на имя которого они зарегистрированы;

¾ получения дополнительного дохода в результате создания искусственного дефицита товаров путем ограничения их поступления на рынок с последующим повышением цен;

¾ заключения договоров, когда известно о невозможности их выполнения, и в других случаях недобросовестного предпринимательства.

В перечисленных выше случаях суд по иску заинтересованной стороны может обязать предпринимателя, осуществившего указанные действия, прекратить противоправные действия, восстановить положение, предшествовавшее правонарушению, возместить причиненный ущерб и осуществить иные действия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Вмешательство государственных или иных органов либо их должностных лиц в деятельность предпринимателя не допускается, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах компетенции указанных органов. Убытки, причиненные предпринимателю в результате выполнения указаний органов государственного управления и местных органов государственной власти или иных органов либо их должностных лиц, нарушивших его права, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предпринимателю, подлежат возмещению этими органами.

Прекращение предпринимательской деятельности, осуществляемой с образованием юридического лица, производится на основании законодательных актов Республики Беларусь.

Цель изучения темы: освоить правовой статус субъектов хозяйственного права

Задачи изучения темы:

Уяснить понятие и классификацию субъектов хозяйственного права;

Изучить правовой статус граждан как субъектов хозяйственного права;

Освоить организационно-правовые формы и особенности способа действия предприятий как субъектов хозяйственного права;

Изучить порядок организации, реорганизации и ликвидации юридических лиц

Субъектами регулируемых нормами права хозяйственных отношений являются граждане и юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Классификацию субъектов хозяйственного права можно проводить по ряду признаков.

  • 1. В зависимости от наличия или отсутствия юридического лица субъекты делятся на индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (ст.23 ГК РФ) и на организации (ст.50 ГК РФ). Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации его в этом качестве, а также создавать юридические лица самостоятельно с другими субъектами. Предпринимателем признается также глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Ст.25 ГК РФ определяет очередность удовлетворения требований кредиторов:
    • а) предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
    • б) производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по выплате вознаграждений по авторским договорам;
    • в) удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества;
    • г) погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
    • д) производятся расчеты с другими кредиторами.
  • 2. В зависимости от цели деятельности юридические лица делятся на коммерческие (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, полное товарищество, товарищество на вере, производственный кооператив, государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие (потребительский кооператив, общественные и религиозные организации, учреждения, объединения юридических лиц в виде союзов или ассоциаций, благотворительные и иные фонды).

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Согласно ст.48 ГК РФ выделяют следующие признаки юридического лица:

  • а) организационное единство, т.е. юридическим лицом может быть признана только организация, структурированный коллектив людей;
  • б) имущественная обособленность - каждое юридическое лицо обладает имуществом, которое учитывается на балансе юридического лица и не является имуществом его учредителей;
  • в) самостоятельная имущественная ответственность - если при ответственности имущества не хватило на погашение долгов, то долги считаются погашенными, но, как исключение, - субсидиарная ответственность;
  • г) способность юридического лица выступать в гражданском обороте от своего имени.

Целями создания юридического лица являются:

  • - оформление коллективных интересов;
  • - объединение капиталов;
  • - ограничение предпринимательского риска;
  • - управление капиталом.

Учредительными документами юридического лица являются его устав, учредительный договор или устав и учредительный договор. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций - фирменное наименование, включаются в единый Государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Государственный реестр содержит в себе сведения о всех созданных, реорганизованных и ликвидированных предприятиях независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и видов деятельности.

Юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательством либо учредительными документами юридического лица.

Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником юридического лица, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Юридическое лицо может быть реорганизовано и ликвидировано. При реорганизации все права и обязанности или их часть реорганизуемого юридического лица переходят к иным субъектам права, т.е. происходит универсальное правопреемство. Реорганизация может осуществляться путем слияния, присоединения, разделения, выделения, или преобразования. Ликвидация - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

  • 3. По признаку происхождения собственности субъекты делятся на публичные, т.е. учрежденные государством или субъектами федерации, и частные, учрежденные гражданами и юридическими лицами.
  • 4. По признаку происхождения капитала субъекты делятся на национальные, совместные и предприятия полностью принадлежащие иностранным инвесторам.
  • 5. По экономическим показателям субъекты делятся на малые, средние и крупные предприятия.
  • 6. По признаку основной деятельности различают субъекты, действующие в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и т.д.

Хозяйственным законодательством предусматриваются отдельные виды субъектов хозяйственного права: казенные предприятия, финансово-промышленные группы, кредитные организации и др.

Основы правового положения казенных предприятий установлены нормами ГК РФ, Закона об унитарных предприятиях.

Казенное предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. В соответствии с указанным законом, унитарной признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником. Имущество казенного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В зависимости от собственника казенное предприятие может быть федеральным, находиться в собственности субъекта РФ либо являться муниципальным казенным предприятием.

Законодательство РФ помимо создания казенных предприятий, разрешает создание унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.

Согласно Закону об унитарных предприятиях, казенное предприятие не вправе создавать дочерние предприятия, однако ему предоставлено право, по согласованию с собственником, на создание филиалов и открытие представительств. Эти вопросы казенное предприятие обязано согласовывать с органом власти, в ведении которого оно находится. Кроме того, казенное предприятие может быть участником (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых допускается участие юридических лиц. Решение об участии в коммерческой или некоммерческой организации принимается с согласия собственника.

Казенное предприятие обладает специальной правоспособностью. В отношении казенных предприятий законодательством предусмотрена полная имущественная ответственность по обязательствам. Вместе с тем, существенной особенностью их правового положения является обязанность собственника нести субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности имущества самого предприятия. Вследствие этого на казенные предприятия не распространяется законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Казенное предприятие учреждается по решению Правительства РФ, или органа исполнительной власти субъекта РФ, или органа местного самоуправления. В решении определяются цели и предмет деятельности казенного предприятия. Закон об унитарных предприятиях предусматривает исчерпывающий перечень случаев создания предприятий данного вида:

если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;

при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;

при необходимости осуществления деятельности по производству товаров, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

при необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота и ограниченно оборотоспособной;

при необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

при необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. Устав федерального казенного предприятия утверждает Правительство РФ. Содержание устава и порядок внесения в него изменений определяется в ст. 9 Закона об унитарных предприятиях. В казенных предприятиях уставный фонд не создается.

Особенности правового положения казенного предприятия во многом обусловлены правовым режимом его имущества, которое, как уже отмечалось, закрепляется за предприятием на праве оперативного управления. Важно также отметить, что Закон об унитарных предприятиях предусматривает особый порядок распределения доходов предприятия, который должен быть определен Постановлением Правительства РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Собственнику имущества казенного предприятия законодательство предоставляет широкие полномочия, перечень которых приведен в ст. 20 Закона об унитарных предприятиях. Назовем некоторые из них:

принятие решения о создании предприятия, реорганизации и ликвидации, утверждение устава;

определение целей, предмета, видов деятельности предприятия, дача согласия на его участие в составе иных юридических лиц, в объединениях коммерческих организаций;

определение порядка составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

назначение на должность руководителя предприятия, заключение с ним трудового договора;

согласование приема на работу главного бухгалтера, заключение с ним трудового договора;

дача согласия на распоряжение имуществом, на совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, заключением договора простого товарищества, на совершение крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества;

утверждение показателей экономической эффективности деятельности предприятия, контроль их выполнения;

утверждение бухгалтерской и иной отчетности, принятие решения о проведении аудиторских проверок, определение размера оплаты услуг аудитора;

изъятие у казенного предприятия излишнего, неиспользуемого и используемого не по назначению имущества;

доведение до казенного предприятия обязательных для исполнения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

утверждение сметы доходов и расходов.

Правовое положение данных субъектов определяется Законом о ФПГ. Финансово-промышленная группа (ФПГ) - это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо Полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ.

Целью создания ФПГ является технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие Договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие финансово - промышленную группу. В силу закона или договора ведение дел финансово-промышленной группы осуществляется центральной компанией, которая представляет собой юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом. По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в ее деятельности, участники несут солидарную ответственность в порядке, установленном договором. В качестве высшего органа управления ФПГ выступает совет управляющих, включающий представителей всех ее участников.

В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается. Исходя из сущности финансово-промышленной группы обязательно наличие среди ее участников организаций, работающих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и других кредитных организаций.

Если в составе ФПГ есть юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников СНГ, имеющие обособленные подразделения на территории этих государств или осуществляющие на их территории капитальные вложения, такая ФПГ регистрируется как транснациональная. Если ФПГ создается на основе межправительственного соглашения, ей присваивается статус межгосударственной (международной).

Правовые основы создания и деятельности кредитных организаций в РФ установлены Законом о банках. Кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основе специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять предусмотренные Законом о банках банковские операции. Кредитные организации могут образовываться на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Законом предусмотрено создание двух видов кредитных организаций: банков и небанковских кредитных организаций. Банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В отличие от банка, небанковская кредитная организация имеет право осуществлять лишь отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России. К небанковским кредитным организациям, в частности, относятся организаций, созданные для осуществления расчетов на рынке ценных бумаг, клиринговые учреждения.

Кредитные организации являются одним из элементов банковской системы РФ, в которую входят также действующий на основании Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» (далее - Закон о ЦБ РФ) Банк России, филиалы и представительства иностранных банков.

Перечень банковских операций и других сделок, которые имеют право осуществлять кредитные организации определен ст..5 Закона о банках. Для кредитных организаций предусмотрена исключительная хозяйственная правоспособность. Государственная регистрация кредитной организации и выдача ей лицензии производятся в порядке определенном Законом о регистрации, Законом о банках, Инструкцией ЦБ РФ от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций

В Банк России учредители кредитной организации представляют документы, перечень которых приведен в ст. 14 Закона о банка. На основании этих документов Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лице лицензии или об отказе в этом. Законом установлен срок для принятия решения - не более шести месяцев с даты представления необходим документов.

Особое место среди субъектов хозяйственного права занимает государство - Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования (ст.124-126 ГК РФ). Российская Федерация, субъекты федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с гражданами и юридическими лицами.

Предприятие является основным звеном хозяйственного комплекса. Понятие предприятия применяется в хозяйственном, налоговом, земельном, бюджетном, наконец, административном и уголовном законодательстве Украины.

В то же время, не прекращаются дискуссии в экономической и юридической литературе по поводу сущности понятия "предприятие". В их основе - два вопроса:

1) является предприятие объектом или субъектом права, и 2) каково соотношение понятие предприятия с понятием юридического лица?

Согласно ст.62 ГК Украины предприятие - это самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления, или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой, другой хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими законами

ГК Украины в ст. 191 говорит о целостный имущественный комплекс предприятия как об объекте права. Однако это не означает, что предприятие, благодаря ГК Украины, теряет статус субъекта правоотношений. Об этом, в частности, свидетельствуют ст 152,167,169, 708, 722, 913, 916, 918, 972 ГК Украины, в которых применяется понятие предприятия как субъекта имущественных правоотношений. Поэтому понятие "предприятие" только в отдельном значении (как целостный имущественный комплекс) может рассматриваться как объект имущественных прав. В наиболее распространенном смысле такое понятие характеризует субъекта имущественных правоотношений.

Сегодняшние попытки некоторых исследователей рассматривать предприятие исключительно как вещь (имущество), есть не что иное, как навязыванием современным поколением сроков, существовавших в дореволюционной России и сложились в некоторых западных странах. Ведь нельзя не замечать, что традиции правоприменения сегодняшней Украины имеют свои собственные корни, которое нельзя игнорировать.

В частности, Конституция Украины в статьях 37,46,86,103,120,142, 143 говорит о предприятии как о субъекте, а не объект права. Новые Бюджетный, Земельный, Уголовный, Хозяйственный кодексы, подавляющее большинство других законодательных актов рассматривают предприятие как субъект правоотношений. Аналогичный подход применяется в Германии и в других странах, в законодательстве Европейского Союза (например, в ст 85,86 Римского договора 1957 p.).

Поэтому следует говорить не столько о предприятии как объект имущественных прав, сколько о целостный имущественный комплекс предприятия как объект таких прав. Так, согласно ч. З ст.66 ГК Украины целостный имущественный комплекс предприятия признается недвижимостью и может быть объектом купли-продажи и других соглашений, на условиях и в порядке, определенных этим Кодексом и законами, принятыми в соответствии с ним.

Вопрос о соотношении понятия предприятия и понятия юридического лица требует углубления в экономико-правовой природе современных хозяйственных отношений.

В сегодняшней финансово-монополистической экономике деятельность субъектов хозяйствования не может быть свободной, особенно в отношениях между учредителем и юридическим лицом, между дочерней и материнской компанией. В результате появляются субъекты, формально считаются юридическими лицами, но лишены классических цивилистическая признаков юридического лица (имущественная обособленность, равенство с другими субъектами, самостоятельная ответственность, автономная воля и т.д.). В юридической литературе отмечается, что в ситуации, когда государство и другие крупные владельцы капитала "в любой момент могут вторгнуться (и действительно делают это) в отношения между равноправными субъектами, категория юридического лица размывается до такой степени, что исследователи начинают поиск иной правовой конструкции". Как результат, на западе родилась теория персонификации предприятий. В СССР ее аналогом выступила теория хозяйственного органа, которая впоследствии была вытеснена пониманием Предприятия как субъекта права. Основы правового положения предприятия регламентированы в главе 7 ГК Украины. Предприятия могут создаваться как для осуществления предпринимательства, так и для некоммерческой хозяйственной деятельности. В этом отличие подхода ГК Украины к понятию предприятия от существовавшего ранее в Законе "О предприятиях в Украине" в 1991 году. Последний связывал понятие предприятия исключительно с доходностью, что не соответствовало всем разнообразии производственных отношений. Так, государственные ортопедические предприятия создаются для удовлетворения социальных потребностей инвалидов, а не для получения прибыли. Допустив существование некоммерческих предприятий, ГК Украины утвердил в качестве основной программно-производственную, а не коммерческую суть предприятия.

Предприятие имеет права юридического лица. Оно, если законом не установлено иное, действует на основе устава, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и идентификационным кодом. Предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, самостоятельно определять численность работников и штатное расписание, обязано вести налоговый и бухгалтерский учет, сдавать отчетность в установленном порядке.

Согласно с ч.5 ст.62 ГК Украины предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц. Это означает противопоставление понятия предприятия понятию хозяйственного объединения. Ведь основатель компании, даже если таковым выступает юридическое лицо, не может рассматриваться таким, что "входит в состав" предприятия. Тогда как для участника хозяйственного объединения характеристика основателя "входит в состав" полностью оправдана. Отсюда и важная характеристика - участники объединения в отличие от учредителей предприятия вынуждены в той или иной степени подчиняться в своей хозяйственной деятельности решением объединения.

Владелец осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы (например, наблюдательный совет AT) в соответствии с уставом предприятия или других учредительных документов.

Для руководства хозяйственной деятельностью предприятия собственник (собственники) или уполномоченный им орган назначает (избирает) руководителя предприятия, заключая с ним трудовой контракт.

Руководитель предприятия без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы в отношениях с другими лицами, формирует администрацию предприятия и решает вопросы деятельности предприятия в пределах и порядке, определенных учредительными документами.

ГК Украины во многих случаях устанавливает гарантии свободы и самостоятельности деятельности предприятий. В частности, в соответствии с ч.2 ст.71 Кодекса сведения, не предусмотренные законом, предприятие предоставляет органам управления и субъектам хозяйствования только на договорной основе или в порядке, предусмотренном учредительными документами предприятия.

В ст 65, 69 ГК Украины установлены основы социальных отношений внутри предприятия. Этим подчеркивается, что предприятие - это не просто набор имущества и имущественных прав, а сложно организованный социальный организм.

В частности, на всех предприятиях, использующих наемный труд, между собственником или уполномоченным им органом и трудовым коллективом или уполномоченным им органом должен заключаться коллективный договор, которым регулируются производственные, трудовые и социальные отношения трудового коллектива с администрацией предприятия.

Решения по социально-экономическим вопросам, касающиеся деятельности предприятия, должны производиться и приниматься его органами управления с участием трудового коллектива и уполномоченных им органов (ч.9 ст.65 ГК Украины).

Имущество предприятия составляют производственные и непроизводственные фонды, а также другие ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия.

Государство гарантирует защиту имущественных прав предприятия. Изъятие государством у предприятия имущества, которое им используется, осуществляется лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом (ч.7 ст.66 ГК Украины).

Владелец, органы управления предприятия обязаны обеспечить для всех работников предприятия надлежащие и безопасные условия труда (ч.4 ст.69 ГК). Предприятие с вредными условиями труда создает отдельные цеха, участка для предоставления женщинам, несовершеннолетним и отдельным категориям работающих более легкой работы (ч.5 ст.69) и др.

В зависимости от форм собственности, предусмотренных законом, в Украине могут действовать следующие виды предприятий (ст.63 ГК Украины)

частное предприятие, действующее на основе частной собственности граждан или субъекта хозяйствования (юридического лица);

  • 1. предприятие, действующее на основе коллективной собственности (пред приятие коллективной собственности);
  • 2. коммунальное предприятие, действующее на основе коммунальной собственности территориальной общины;
  • 3. государственное предприятие, действующее на основе государственной собственности;
  • 4. предприятие, основанное на смешанной форме собственности (на базе объединения имущества разных форм собственности).

В случае если в уставном фонде предприятия иностранная инвестиция составляет не менее десяти процентов, оно признается предприятием с иностранными инвестициями. Предприятие, в уставном фонде которого иностранная инвестиция составляет сто процентов, считается иностранным предприятием. Специальным законом для этих видов предприятий является Закон Украины "О режиме иностранного инвестирования".

В зависимости от способа образования (учреждения) и формирования уставного фонда в Украине предприятия делятся на унитарные и корпоративные.

Унитарное предприятие создается одним учредителем. Основатель выделяет необходимое для предприятия имущество, формирует в соответствии с законом уставный фонд, не разделенный на доли (паи), утверждает устав, распределяет доходы, непосредственно или через назначенного им руководителя управляет предприятием и формирует его трудовой коллектив на основах трудового найма, решает вопросы реорганизации и ликвидации предприятия.

Корпоративное предприятие образуется, как правило, двумя или более учредителями по их общим решением (договором), действует на основе объединения имущества и / или предпринимательской или трудовой деятельности учредителей (участников), их общего управления делами, на основе корпоративных прав, в том числе через создаваемые ими органы, участия учредителей (участников) в распределении доходов и рисков предприятия.

Таким образом, решающим для разграничения корпоративных и унитарных предприятий является критерий единства или разрешения прав учредителей (учредителя) на имущество этого предприятия. Корпоративными предприятиями всегда выступают кооперативы, хозяйственные общества, предприятия, основанные на собственности двух или более лиц (например, предприятие, созданное супругами). Унитарными могут быть государственные и коммунальные предприятия, предприятия, созданные единолично объединением граждан или религиозной организацией, другие дочерние предприятия, а также предприятия, созданные на основе частной собственности учредителя.

Важно учитывать, что юридическое и экономическое значение корпоративности (унитарности) могут не совпадать.

Предприятие может быть унитарным в экономическом смысле, но быть корпоративным в юридическом смысле, и наоборот. Например, государственным корпоратизированным предприятием является акционерное общество, которое может иметь одного учредителя - государство. Аналогичная ситуация возникает в том случае, когда один из учредителей (участников) хозяйственного общества владеет контрольным пакетом акций или имеет иную возможность совершать решающее влияние на процессы управления предприятием. Такое предприятие является корпоративным в юридическом смысле, но унитарным с экономической точки зрения. Наоборот, предприятие, единолично созданное хозяйственным обществом или объединением граждан, является унитарным в юридическом смысле, но корпоративным в экономическом смысле, поскольку источник власти основателя имеет коллективную природу. Эти положения важно учитывать при выяснении ожидаемых результатов корпоратизации того или иного предприятия.

В зависимости от количества работающих и объема валового дохода от реализации продукции за год предприятия делятся ГК Украины на малые , средние или крупные предприятия (см. ч.7 ст.63 ГК). Эта классификация имеет значение для формирования экономической политики в сфере налоговых и хозяйственных (организационных) льгот, а также разграничение режимов государственной поддержки, Украина, предоставляемой законодательством, тем или иным предприятиям.

В случаях существования зависимости от другого предприятия, предприятие признается дочерним (зависимым). При этом материнская компания и дочернее предприятие признаются ассоциированными предприятиями.

Важно учитывать, что и унитарное, и корпоративное предприятия (в обоих случаях - в юридическом смысле) могут быть дочерними. Корпоративное предприятие считается дочерним, если его учредитель - юридическое лицо владеет контрольным пакетом акций или другим преимущественным правом на управление предприятием. Для корпоративных дочерних предприятий ГК Украины (ст.126) предусматривает простую или решающую зависимость от материнской компании. В основе этого деления положено вопрос об объеме прав материнской компании: сводятся они только к праву блокировать решения, требующие квалифицированного большинства основателей зависимого предприятия, или решающего права на управление предприятием, в частности при владении контрольным пакетом акций зависимого предприятия.

Субъекты хозяйственного права многообразны. Их классификация может осуществляться по различным признакам.

Прежде всего, можно различать субъекты хозяйственного права в зависимости от формы собственности, на базе которой они действуют. С этой точки зрения различаются субъекты хозяйственного права, действующие на основе частной собственности, государственной собственности и муниципальной собственности.

Наиболее важное значение в условиях рыночной экономики имеют субъекты, действующие на основе частной собственности. К ним относятся индивидуальные предприниматели, корпоративные предприятия - хозяйственные товарищества и общества, некоторые другие хозяйствующие субъекты.

На базе государственной собственности действуют унитарные государственные предприятия, государственные территориальные образования, органы государственного регулирования экономики.

Субъектами, действующими на базе муниципальной собственности, выступают муниципальные предприятия, муниципальные образования и органы, осуществляющие муниципальное регулирование хозяйственной деятельности (органы местного самоуправления).

Классификация субъектов хозяйственного права может также проводиться в зависимости от наличия или отсутствия у них прав юридического лица.

Права юридического лица имеют важное значение для субъектов, непосредственно осуществляющих хозяйственную деятельность. Они называются обычно хозяйствующими субъектами и, как правило, имеют права юридического лица. В связи с этим понятие хозяйствующего субъекта нередко отождествляется с понятием юридического лица.

Однако такое отождествление не может быть признано правильным. Хотя большинство хозяйствующих субъектов (например, предприятия и другие коммерческие организации) действительно обладают правами юридического лица, есть и такие субъекты, которые осуществляют хозяйственную деятельность, но юридическими лицами не являются. Примером могут служить не только индивидуальные предприниматели (нередко называемые субъектами, действующими без образования юридического лица), но и некоторые коллективные субъекты, например, крестьянские (фермерские) хозяйства. Не обладают правами юридического лица также подразделения предприятия, в том числе обособленные подразделения - филиалы и представительства.

Юридическое лицо - это субъект отношений, регулируемых гражданским законодательством, к числу которых относятся, например, отношения, возникающие в связи с заключением и исполнением предпринимательских договоров. Но предприятие выступает не только в таких отношениях (отношениях по горизонтали), но и в отношениях, связанных с государственным и иным регулированием их деятельности (в отношениях по вертикали).

И в тех и в других отношениях предприятие выступает как единый субъект права. Даже в тех отношениях, для участия в которых необходимо иметь права юридического лица, предприятие действует как таковое, как организация, обладающая правами юридического лица наряду с другими правами.

Имеющиеся у предприятия права юридического лица являются составным элементом хозяйственной правоспособности (хозяйственной компетенции).

В правосубъектности хозяйствующего субъекта органически сочетаются частноправовые и публично-правовые элементы.

Классификация субъектов хозяйственного права может быть проведена и по выполняемым ими функциям. С этих позиций могут быть выделены следующие виды субъектов предпринимательского права.

Прежде всего, это субъекты хозяйственной деятельности. Они непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность, являются хозяйствующими субъектами.

К этой группе субъектов предпринимательского права относятся индивидуальные предприниматели, предприятия, производственные кооперативы, другие коммерческие организации.

Для этой группы субъектов ведение хозяйственной деятельности является основной задачей. Данные субъекты играют наиболее важную роль в сфере предпринимательства. Они занимают главное место среди субъектов хозяйственного права.

Существуют и такие субъекты хозяйственного права, основная задача которых состоит в социальной, культурной, научной и иной нехозяйственной деятельности.

Они являются некоммерческими организациями и действуют в качестве субъектов предпринимательского права в случаях, когда для выполнения их основных задач оказывается необходимым вступление в хозяйственные правоотношения, заключение предпринимательских договоров и совершение других подобных действий.

Включение некоммерческих организаций в сферу хозяйственного права объясняется тем, что данная отрасль права охватывает, как отмечено выше, не только предпринимательскую деятельность, но и хозяйственную деятельность в более широком смысле.

В условиях рыночной экономики предпринимательская деятельность является основным видом хозяйственной деятельности. Поэтому именно на нее ориентировано хозяйственное право. Некоммерческая хозяйственная деятельность охватывается предпринимательским правом как тяготеющая к деятельности предпринимательской.

Некоммерческие организации не имеют цели получения прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В случае получения прибыли некоммерческая организация использует ее для обеспечения своей основной деятельности, причем полученная прибыль не может распределяться между участниками данной организации.

Федеральным законом «О некоммерческих организациях» предусматриваются организационно-правовые формы, в которых могут создаваться эти организации. Такими организационно-правовыми формами являются общественные организации, религиозные организации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, а также некоторые другие организационно-правовые формы.

Всякая некоммерческая организация является юридическим лицом, имеет имущество на праве собственности или оперативного управления, самостоятельный баланс или смету. Некоммерческая организация создается на основе устава или учредительного договора и имеет специальную правоспособность.

Она может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

Другую группу субъектов хозяйственного права составляют субъекты, осуществляющие регулирование (организацию) хозяйственной деятельности.

Субъектами, осуществляющими регулирование (организацию) хозяйственной деятельности, являются, прежде всего, государственные и муниципальные образования, государственные органы и органы местного самоуправления.

Они регулируют хозяйственную деятельность на соответствующей территории, организуют предпринимательскую деятельность созданных ими государственных и муниципальных предприятий. ФАС регулирует деятельность хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке.

В то же время в данную группу входят субъекты, осуществляющие не только государственное, но и внутрисистемное регулирование хозяйственной деятельности. Речь идет о центрах хозяйственных систем, об органах, возглавляющих производственно-хозяйственные комплексы.

Подразделяя субъекты хозяйственного права на осуществляющие хозяйственную деятельность и регулирующие ее, необходимо отметить, что это деление не является абсолютным. В некоторых случаях функции ведения и регулирования хозяйственной деятельности могут сочетаться и осуществляться одним субъектом. Субъект, ведущий в основном хозяйственную деятельность, может выступать в качестве органа регулирования такой деятельности. Так, в холдингах головная организация является хозяйствующим субъектом (предприятием), но в отношениях с дочерними предприятиями она выступает в качестве субъекта, регулирующего (организующего) их деятельность.

Возможна и противоположная ситуация, когда субъект, действующий в основном в качестве органа регулирования хозяйственной деятельности, сам осуществляет такую деятельность.

Например, государственные и муниципальные образования (субъекты РФ, городские и сельские поселения) являются субъектами, регулирующими хозяйственную и иную деятельность на своей территории. Но, будучи собственниками имущества, они могут выступать как субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность.

Особое место занимают внутрихозяйственные субъекты - подразделения предприятий (хозяйствующих субъектов). Они могут участвовать во внутрихозяйственных отношениях, складывающихся в пределах предприятия между данными подразделениями, а также между ними и предприятием в целом.

Таким образом, внутри предприятия складываются отношения как по горизонтали (между подразделениями), так и по вертикали (между подразделениями и предприятием в целом).

Подразделения предприятия могут быть двух видов: внутренние и обособленные. Внутренние подразделения могут участвовать только во взаимоотношениях с другими подразделениями или с предприятием в целом. Их деятельность замкнута рамками предприятия. Такими подразделениями являются цеха, производства, хозяйства и другие подобные подразделения. Они действуют только внутри предприятия, их организационное и имущественное обособление внутри предприятия носит относительный характер и достигается путем утверждения структуры предприятия и средствами бухгалтерского учета. Оно проявляется главным образом на крупных промышленных предприятиях при определении функций, прав и обязанностей внутренних подразделений.

Обособленные подразделения (филиалы, представительства) участвуют не только во внутрихозяйственных отношениях, но и в отношениях с другими организациями, действуя при этом от имени предприятия. Их правовое положение определяется в общих чертах в законодательстве и конкретизируется в локальных нормативных актах.

Субъекты хозяйственного права – носители хозяйственных прав и обязанностей, наделенные компетенцией, обладающие обособленным имуществом, зарегистрированные в уставном порядке или легитимированные иным образом, а также осуществляющие руководство хозяйственной деятельностью, приобретающие права и обязанности от своего имени и несущие самостоятельную имущественную ответственность.

Правовое положение субъектов хозяйственного права предопределяется не только организационно-правовой формой, но и в значительной мере зависит от характера их деятельности. Особым правовым статусом обладают, в частности, банки, биржи; имеет свою специфику предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.

Правовые формы субъекта: Право собственности; Право хозяйственного ведения; Право оперативного управления; Право внутрихозяйственного ведения; Аренда.

Классификация субъектов хозяйственного права:

▪ По форме собственности: государственные; муниципальные; частные

▪ По происхождению капитала: национальные; иностранные; совместные

▪ По размеру капитала: крупные; средние; малые

▪ По образованию юридического лица: индивидуальные предприниматели; фермерские хозяйства; юридические лица

▪ По хозяйственной компетенции: государство; регионы; предприятия; внутрихозяйственные подразделения

Чтобы субъект хозяйственного права стал субъектом хозяйственных правоотношений необходимо:

· Наличие правовой нормы, предусматривающей возникновение прав и/или обязанностей

· Наличие у субъекта хозяйственной правоспособности и хозяйственной дееспособности

· Наличие юридического факта – событие или действие, влекущее за собой образование прав.

Пути возникновения прав и обязанностей:

▪ Из договоров и сделок, предусмотренных законом и не противоречащих ему

▪ Из нормативных актов органов управления и местного самоуправления

▪ Из судебного решения

▪ В результате приобретения имущества на законном основании

▪ В результате создания научной и/или научно – технической продукции

▪ Вследствие причинения вреда

▪ Вследствие неосновательного обогащения

Правовой режим хозяйственного (предпринимательского) права как особая целостная система регулятивного воздействия направлен на обеспечение сочетания интересов предпринимателей, действующих своей волей и в своем интересе, и интересов общества и государства. Соответственно хозяйственное (предпринимательское) право дает возможность рассматривать любые вопросы как с точки зрения и частноправового, так и публично-правового регулирования.

Это, в свою очередь, позволяет, с одной стороны, обеспечить в определенной области соблюдение такого общего принципа права как его единство, т. е. непротиворечивости и целостности. Данный принцип предопределяет положения ст. ст.15, 74-76 Конституции РФ.

С другой стороны, указанная особенность позволяет решить ряд задач, стоящих перед предпринимательским (хозяйственным) правом на современном этапе. В частности, это следующие задачи.

1. Существование хозяйственного права предопределено объективными предпосылками. В любой экономике, вне зависимости от того плановая она или рыночная определенной модели, есть элементы государственного регулирования экономики (хотя бы в части обеспечения сбора налогов). Соответственно частноправовое регулирование всегда подвержено публично-правовому воздействию. Тем самым без закрепления в праве целей и задач, принципов, пределов осуществления и инструментов этого воздействия не обойтись. Однако, при этом необходимо обеспечить разумное сочетание частных и публичных интересов, чтобы исключить подавление одного другим.

Недостаточное внимание к этому вопросу привело к тому, что на сегодняшний день существует достаточно серьезная несогласованность между нормами частного и публичного права. Эта одна из основных причин несовершенства действующего законодательства.

Смотрите также

Договор о перевозке
Отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспри...

Реабилитация, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс
Институт возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс, был заимствован гражданским законодательством Республики Казахстан из норм ранее действовав...

Малые и средние предприятия как субъекты предпринимательской деятельности
Актуальность избранной темы заключается в том, что развитие малого и среднего предпринимательства ‑ одно из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней при...



Поделиться