Судебная реформа. Судебная реформа Экономическая реформа Петра

Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы - отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии розыскных дел", которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя. Следующим судебным органом был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления).

Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.

Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно, по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если приговор касался смертной казни, дело передавалось также в утверждение надворного суда.

Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи - в административные.

В связи с этим была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными (1722г.) и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам (1727г.).

Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган. Некоторые категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы и были отданы в ведение других административных органов (Синоду, приказам и другим). На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали особые судебные системы.

Особенностью развития процессуального законодательства и судебной практики в России являлась замена состязательного принципа принципом следственным, который обуславливался обострением классовой борьбы.

Говоря о развитии процессуального права при Петре I необходимо отметить бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства и судопроизводства. Существовало три закона процессуального законодательства конца ХVП - начала ХVШ в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г. "Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску...", главным содержанием которого являлась полная замена суда розыском.


В апреле 1715г. вышло "Краткое изображение процессов или судебных тяжеб" (одним томом вместе с Артикулом воинским). "Краткое изображение" являлось военно-процессуальным кодексом, устанавливало общие принципы розыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а также состав и порядок формирования суда. В "Кратком изображении" содержатся процессуальные нормы; дается определение судебного процесса, квалифицируются его виды; дается определение новым институтам процесса того времени (салф кондукт, утверждение ответа); определяется система доказательств; устанавливается порядок составления оглашения и обжалования приговора; систематизируются нормы о пытках.

Указом от 5 ноября 1723г. "О форме суда" была отменена розыскная форма процесса, вводится принцип состязательности процесса. Впервые требуется, чтобы приговор основывался на "приличных" (соответствующих) статьях материального закона. Изменения внесенные Указом "О форме суда" были не столь принципиальными. По сути указ был создан в развитие "Краткого изображения".

Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства.

Областная реформа Петра I - реформа местного управления 1708-1715, 1719 годов.

Причины областной реформы Петра I

Областная реформа Петра I проводилась одновременно с устройством коллегий. Осуществление этой реформы диктовалось необходимостью совершенствования системы административного деления, которое во многом устарело к началу XVIII века. В XVII веке территория Московского государства делилась на уезды - округа, имевшие с городом тесные хозяйственные связи. Во главе уезда стоял воевода, присланный из Москвы. Уезды по своему размеру были чрезвычайно неравномерны - иногда очень крупные, иногда очень маленькие. В 1625 году число уездов составляло 146, помимо которых существовали волости в качестве самоуправляющихся единиц. К XVIII веку отношения между центром и провинцией стали крайне сложными и запутанными, а само управление уездами из центра - крайне громоздким. Другой важной причиной проведения областной реформы Петра I была необходимость создания новой системы финансирования и продовольственно-материального обеспечения армии и флота для успешного ведения Северной войны 1700-1721 гг.

Система управления

Во главе губерний были поставлены губернаторы, люди преимущественно военные. Губернаторы командовали расположенными в губернии войсками и в то же время были главными начальниками гражданского управления. Губернаторы других губерний не всегда были военными, например, в Казанской и Нижегородской губернии. Никаких задач по устройству местного благосостояния на губернаторов не возлагалось. Они должны были: собирать казённые сборы, блюсти за тем, чтобы все повинности, падавшие на губернию, были исполнены, чтобы определённое с губернии количество рекрутов и работных людей было доставлено в срок. Если губернатор доставлял денег, запасов, рекрутов сверх назначенного числа, то его ожидало царское благоволение. Если был недобор, то губернатору грозил штраф за каждого недостающего человека вплоть до конфискации в пользу государства его имения.

С 1712 года при губернаторах учреждались особые советы ландратов. Указом 20 января 1714 года ландратов полагалось избирать в городах или провинциях из числа дворян. Но эта мера осуществлена не была: окончательное утверждение ландратов было передано Сенату. В 1716 году Сенату было предписано назначать в ландраты офицеров, уволенных со службы вследствие ран или старости и не имеющих деревень. Ландратовое жалование являлось как бы пенсией этим отставным. Таким образом, ландраты могли быть назначены сенаторами не из среды местного дворянства. По указу 24 апреля 1713 года ландраты составляли совет при губернаторе, причём губернатор выполнял роль президента. Дела в этом совете ландратов при губернаторе решались большинством голосом. По закону ландраты не подчинялись губернатору, а были его товарищами. Но на самом деле совет ландратов оказался в большой зависимости от губернатора, который смотрел на них как на помощников.

С 1715 года губерния разделялась на доли по 5536 дворов в каждой, и каждая доля находилась в ведении особого ландрата, который в пределах своей доли управлял всякими долями и земскими делами. В 1715 году ландратам было приказано жить в пределах своей доли в определённом городе, а уездные воеводы были отменены. При губернаторе постоянно находились два ландрата, а ландраты, управлявшие долями, должны были съезжаться в губернском городе раз в год. В этой роли ландраты из советников очень скоро перешли в положение исполнителей губернаторских поручений и под руководством губернаторов ведали разнообразными делами по губернскому управлению - собирали провиант для армии, налоги, рабочих для строительства и земляных работ на острове Котлин и в Санкт-Петербурге, высылали в столицу ямщиков, кузнецов, плотников, составляли различные отчётные ведомости, принимали участие в распределении сборов в губерниях, в переписке и освидетельствовании количества дворов и т. д.р Ещё с 1699 года прежние уезды стали именоваться провинциями. Во главе провинций остались прежние воеводы; в 1710 году они были переименованы в комендантов. Воеводы крупных городов стали называться обер-комендантами, а подчинённые обер-коменданту воеводы мелких городов - просто комендантами. С 1715 года обер-комендантов и комендантов в городах, где не было гарнизонов, заменили ландрихтеры. Провинцией называли такие округа, которые были очень удалены от губернского города и сами по себе составляли определённый хозяйственный и административный округ. Так, приписанные к Петербургской губернии верхневолжские города, с Ярославлем во главе, составляли особую Ярославскую провинцию, и это была единственная провинция Петербургской губернии. Таким образом, правильного разделения петровских губерний на провинции в описываемое время сделано не было: административным делением до 1715 года была доля. В Архангелогородской губернии были две провинции - Галицкая и Устюжская, в Московской губернии - восемь провинций, в Киевской - ни одной, потому что Малороссия делилась на полки.

Реформа 1719 года

Это первоначальное петровское разделение территории государства на восемь, а потом на десять больших губерний, а каждой губернии на доли, имело в виду военно-финансовые нужды. Когда выяснилось, что война подходит к концу, Пётр серьёзно задумался над устройством страны для мирного времени. С 1718 году, когда шла работа по учреждению коллегий, Пётр решил провести переустройство местного управления. Как известно, коллежское управление устраивалось по шведскому образцу. Но шведское устройство коллегий опиралось на областное, поэтому один из главных руководителей коллежской реформы, Фик, предложил провести устройство области в зависимости от нового коллежского распорядка.
В Швеции областное разделение имело три степени: низшим делением был приход - кирхшпиль, средним - герад, округ, объединявший до 1000 дворов сельского населения, высшим - ландсгевдингство. Управителями кирхшпиля, герада и ландсгевдингства были - кирхшпильфохт, герадс-фохт и ландсгевдин, затем в гераде и ландсгевдингстве были особые судьи - герадс-гевдинг, или в прибалтийских провинциях ландрихтер, и лагман, который в прибалтийских провинциях именовался обер-ландрихтер. Таким образом, административно-территориальное деление Швеции послужило прообразом российского. Но это не было «слепым» подражанием, поэтому шведская модель приспосабливалась к российским условиям. С осени 1718 году Сенату было поручено обсуждение нового губернского устройства. В его ходе Сенат отказался от введения низших единиц шведской области, кирхшпилей, объяснив это низким уровнем развития крестьянства. Два других шведских провинциальных деления - герад и ландсгевдингство - были приняты под названием дистрикт и провинция. В Швеции герад охватывал не более 1000 крестьянских дворов, в Росси дистрикт предполагалось устроить вдвое большим. Это диктовалось необходимостью более дешёвого устройства управления, так как более дробное деление увеличило бы количество чиновников.

26 ноября 1718 года Пётр утвердил решение Сената о введении шведских губернских учреждений и назначил годичный срок для окончательного устройства нового областного управления. С июля 1719 года новые административно-территориальное деление вводилось в Санкт-Петербургской губернии, а с 1720 года - повсеместно. По новому учреждению в Санкт-Петербургской губернии были образованы 14 провинций. Каждая провинция делилась на 5 дистриктов, состоявших из 1500-2000 дворов. В отличие от губернского и провинциального, управление дистрикта носило название земского. Во главе каждого дистрикта стоял для управления земский комиссар, при каждом земском комиссаре состояли подьячий и три рассыльщика. Начальником провинции был воевода. Кроме судебных чинов в провинциальном управлении значились ещё правитель канцелярии воеводы, именовавшийся земским секретарём; камерир, подчинённый Камер-коллегии и исполнявший функции начальника финансового управления провинции; рентмейстер - казначей, собиравший и хранивший деньги в рентерее, то есть казне. К провинциальному управлению принадлежали ещё земский фискал, землемер, вальдмейстер, гевальтигер, или тюремный староста, и некоторые другие чины. При всех этих начальниках состояли писцы и подьячие.

29 мая 1719 года Пётр утвердил распределение на провинции и других губерний. По смыслу этого указа провинция должна была стать высшим областным делением, но этот указ не отменял прежних губерний. Это было обусловлено необходимостью существования губерний в качестве военных округов. Провинциальный воевода не был подчинён губернатору и только иногда становился в известное ему подчинение как к военному начальству, например, по делам о рекрутском наборе. Затем с 1722 года воевода был сделан представителем провинциального суда, а губернаторы стали президентами высших надворных судов, при этом воевода подчинялся не лично губернатору, а надворному суду - коллегиальному учреждению, представителем котором был губернатор.

Указ Петра о том, чтобы новое областное управление начало действовать с 1 января 1720 года, мало осуществился, потому что назначение на второстепенные должности, производимое коллегиями, шло достаточно медленно. Например, в сентябре 1720 года в Астраханской провинции не было ни рентмейстеров, ни камерира, ни одного комиссара, а в Галицкой провинции даже в июле 1721 года не было своего рентмейстера.

В течение 1720-1721 годов новое местное управление было введено по всей России. Во главе провинции стал воевода. Воевода должен был руководствоваться особой инструкцией. По ней воеводам предписывалось управлять провинцией в государственных интересах, заботиться о внешней безопасности провинции от неприятельского вторжения, не допускать в неё неприятельских шпионов. Воевода должен был следить за внутренней безопасностью провинции, соблюдением прав всех сословий. Ему даже приписывалось заботиться о крепостных крестьянах: воевода должен был брать в опеку деревни тех помещиков, которые оказывались «непотребными и беспутными разорителями». Воевода представлял в Сенат и коллегии особые записки, мемориалы, в которых излагал свои соображения о способах улучшения торговли и мануфактур. Однако многое, что приписывалось инструкцией, воевода выполнить не мог в связи с отсутствием каких-либо возможностей: например, учреждение госпиталей.

Для ведения всего податного дела в петровской провинции был камерир, но и воевода принимал участие в сборах податей. По инструкции, воеводе приписывался надзор за финансовым управлением провинции. Он должен был наблюдать за правильностью взимания с населения сборов, а также расходами провинции.

Правой рукой воеводы и главным исполнителем по финансовой части в провинции был камерир. Он был непосредственным заведующим казённого имущества. Камериру подчинялись рентмейстер, провиантмейстер и земские комиссары, предоставлявшие ему отчёты. Камерир вёл переписную, земскую, вычетную и главную книги. В переписную книгу заносились все деревни, дворы. В земскую книгу вносили приходо-расходные ведомости земских комиссаров после проверки. В вычетную книгу - недоимки, в главную - окладные и неокладные доходы провинции. В качестве заведующего казённым имуществом камерир обязан был ревизовать казначейство и провиантские магазины. При камерире была камерирская контора, которая выписывала ордеры в казначейство к рентмейстеру на приём и выдачу денег, к заведующему провиантскими магазинами на приём и выдачу хлеба.

В провинции появились рентмейстеры - казначеи, подчинённые камериру. Рентмейстера назначала Штатс-контор-коллегия. В его обязанности входил приём денег, поступающих от плательщиков, земских комиссаров и магистратов, а также выдача суммы по законным требованиям.

Во главе управления дистриктами стояли земские комиссары. До 1724 года комиссаров назначала Камер-коллегия. С 1724 года рядом с этими назначенными комиссарами начали действовать так называемые «комиссары от земли», избираемые уездными земледельцами из своей среды на определённый срок. Комиссару поручалось попечению благосостоянию, просвещению дистрикта. В ведении комиссара находилась выборная сельская полиция - сотские и десятские старосты, избираемые на год на особых сходах, состоявших из старост и выборных. Избранные на этих сходах отправлялись в воеводскую канцелярию, где их приводили к присяге и выдавали им инструкции. Наблюдению сотского старосты поручалось около сотни крестьянских дворов, составлявших иногда небольшую округу. Из жителей деревень, входивших в состав сотни, избиралось девять десятских, подчинённых сотскому. Сотский и десятский исполнял обязанности низших полицейских служителей при комиссаре.

Земский комиссар являлся начальником полиции. Он содействовал судебной власти путём поимки преступников и доставления суду всяких требуемых судебной властью справок. Также комиссар должен был заботиться о состоянии дорог и мостов, о своевременном поступлении и сборе денежных и натуральных повинностей.

С введением подушной подати и расквартированием армии, вся Россия, кроме деления на провинции и дистрикты, делилась на полковые дистрикты.

Значение областной реформы Петра Великого

Областная реформа Петра I придала государственной жизни России бюрократический характер западноевропейского толка. Реформа сыграла значительную роль для победы в Северной войне 1700-1721 годов, наметила разделение судебной и административной властей, военной и гражданской службы. Однако значительно увеличивался штат государственных служащих, а значит, и затраты на их содержание, хотя они были значительно меньше, чем в Швеции..

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Реформы Петра 1 это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества. По мнению Петра Алексеевича, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран. Эта уверенность царя еще более подкрепилась после того, как он провел великое посольство. Стараясь преобразовать страну, Петр 1 изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками.

В чем состояла реформа центрального управления

Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.

Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.

Сенат и его функции

На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:

Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.

Создание коллегий

Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:

  • Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
  • Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
  • Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
  • Канцелярия юстиции. Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
  • Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
  • Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.

Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.

Тайная канцелярия

Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.

Указ о единонаследии. Табель о рангах.

Указ о единонаследии был подписан русским царем в 1714 году. Суть его сводилась помимо всего к тому, что были полностью приравнены дворы, которые относились к боярским и дворянским владениям. Тем самым Петр преследовал одну единственную цель – уровнять знать всех уровней, которые были представлены в стране. Это правитель известен тем, что он мог приблизить к себе человека без роду. После подписания данного закона он мог каждого из них наделить по заслугам.

Продолжилась данная реформа в 1722 году. Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения. Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов). Они включали в себя все ключевые должности, начиная от простых исполнителей и заканчивая управленцами.

Все ранги делились на следующие категории:

  • 14-9 уровня. Чиновник, который находился в этих рангах, получал в свое владение дворянство и крестьян. Единственное ограничение заключалось в том, что такой дворянин мог пользоваться имуществом, но не распоряжаться им, как собственность. Кроме того, имение не могло передаваться по наследству.
  • 8 – 1 уровня. Это высшее управление, которое не только становилось дворянством и получало в полное управление владения, а также крепостных, но и получило возможность передавать свое имущество по наследству.

Областная реформа

Реформы Петра 1 затронули многие области жизнедеятельности государства, включая в том числе и работу органов местного управления. Областная реформа России планировалась давно, но была проведена Петром в 1708 году. Она полностью изменила работу аппарата местного управления. Вся страна была поделена на отдельные губернии, которых всего было 8:

  • Московская
  • Ингерманландская (позднее переименовали в Петербургскую)
  • Смоленская
  • Киевская
  • Азовская
  • Казанская
  • Архангелогородская
  • Симбирская

Каждая губерния управлялась губернатором. Он назначался лично царем. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота административной, судебной и военной власти. Поскольку губернии были достаточно большие по размерам, то они делились на уезды. Позднее уезды были переименованы в провинции.

Общее число провинций в России в 1719 году составило 50. Провинциями управляли воеводы, которые руководили военной властью. В результате власть губернатора была несколько урезанной, поскольку новая областная реформа забирала у них всю военную власть.

Реформа городского управления

Изменение на уровне местного управления побудили царя реорганизовать систему правления в городах. Это был важный вопрос, поскольку численность городского населения увеличивалась ежегодно. Например, к концу жизни Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек, которые относились к разным классам и сословиям. Это требовало создать органы, которые будут работать с каждым сословием в городе. В результате была проведена реформа городского управления.

Отдельное внимание в этой реформе уделялось посадским людям. Ранее их делами занимались воеводы. Новая реформа передала власть над этим сословием в руки Бурмистрской палаты. Она была выборным органом власти, который находился в Москве, а на местах эту палату представляли отдельные бурмистры. Только в 1720 году была создана Главный магистрат, который занимался контрольными функциями в отношении деятельности бурмистров.

Следует отметить, что реформы Петра 1 в области городского управления ввели четкие разграничения между простыми горожанами, которые делились на «регулярных» и «подлых». Первые относились к высшим жителям города, а вторые - к нижним сословиям. Эти категории не были однозначными. Например, «регулярные горожане» делились: богатых купцов (враче, аптекарей и прочих), а также простых ремесленников и торговцев. Все «регулярные» пользовались большой поддержкой государства, которое наделяло их различными льготами.

Городская реформа была достаточно эффективной, но она имела явный уклон в сторону зажиточных граждан, которые получали максимальную поддержку государства. Тем самым царь создал ситуацию, в которой городам становилось жить несколько легче, а в ответ наиболее влиятельные и богатые горожане поддерживали власть.

Церковная реформа

Реформы Петра 1 не обошли стороной и церковь. Фактически новые преобразования окончательно подчинили церковь государству. Эта реформа фактически началась в 1700 году, со смертью патриарха Адриана. Петр запретил проводить выборы нового патриарха. Повод был достаточно убедительным – Россия вступила в Северную войну, а значит, дела выборные и церковные могут подождать и лучших времен. Для временного исполнения обязанностей патриарха Московского был назначен Стефан Яворский.

Наиболее значимые преобразования в жизни церкви начались после завершения войны со Швецией в 1721 году. Реформа церкви свелась к следующим основным шагам:

  • Полностью был ликвидирован институт патриаршества, отныне такой должности в церкви не должно было быть
  • Церковь теряла свою самостоятельность. Отныне всеми ее делами управляла Духовная коллегия, созданная специально для этих целей.

Духовная коллегия просуществовала меньше года. Ей на смену пришел новый орган государственной власти – Святейших Правительствующий Синод. В его состав входили духовные лица, которых назначал лично император России. Фактически с этого времени церковь была окончательно подчинена государству, а ее управлением фактически занимался сам император через Синод. Для осуществления контрольных функций за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора. Это был чиновник, которого император также сам назначал.

Роль церкви в жизни государства Петр видел в том, что она должна была учить крестьян уважать и почитать царя (императора). В результате были даже разработаны законы, которые обязывали священников вести специальные беседы с крестьянами, убеждая тех во всем подчиняться своему правителю.

Значимость петровских преобразований

Реформы Петра 1 фактически полностью изменили порядок жизни в России. Какие-то из реформ действительно принесли положительный эффект, какие-то создавали и негативные предпосылки. Например, реформа местного управления привела к резкому увеличению количества чиновников, в результате чего коррупция и казнокрадство в стране буквально зашкаливали.

В целом реформы Петра 1 имели следующее значение:

  • Власть государства была усилена.
  • Высшие сословия общества были фактически приравнены в возможностях и правах. Тем самым стирались границы между сословиями.
  • Полное подчинение церкви государственной власти.

Итоги реформ однозначно выделить нельзя, поскольку они имели много негативных моментов, но об этом можно узнать из нашего специального материала.

  • Предисловие 3
  • Глава первая. Основные черты областной реформы 1719 г. 17
    • I. Общий характер реформ Петра Великого 17
      • Законодательство московского государства 17
      • Значение обычая 18
      • Борьба реформы с обычаем 19
      • Всеобъемлющая полицейская деятельность государства Петра 19
      • Разум, как руководящее начало реформы 28
    • II. Абсолютизм м рационализм государства Петра В., как обще-европейские явления XVII-XVIII в. 30
      • Западно-европейская политическая действительность 30
      • Политические идеи 30
      • Знакомство Петра и русского общества с этою действительностью и идеями 34
      • Рационализм законодательства Петра 37
      • Необходимость перемены учреждений в связи с задачами реформы 40
    • III. Заимствование учреждений с запада 41
      • Последовательность западного влияния 41
      • Неудача самостоятельных политических построений 43
      • Выбор западных учреждений 45
      • Почему получили предпочтение шведские 46
      • Переработка шведских учреждений 47
      • Отзыв Фокеродта об административной реформе 50
    • IV. Правильное разчленение учреждений 52
      • Отсутствие общего плана реформы 52
      • Беспорядок системы приказов XVII в. 54
      • Преимущества коллегиального порядка 55
      • Распределение дел между коллегиями 57
      • Дифференциация органов местного управления. отделение суда от администрации 57
      • Разветвление органов администрации 58
    • V. Однообразование областного разделения 60
      • Регламентация учреждений 61
      • Эволюция областной единицы 61
      • Губерния 1708 г. 63
      • Подразделения губернии 63
      • Провинция и дистрикт 65
    • VI. Однообразие областного управления 68
      • Областное управление XVII в. 68
      • Отделение центральных инстанций от областных 71
      • Однообразие устройства местных органов 71
      • Однообразие их деятельности 72
    • VII. Задачи, поставленные учреждениям 1719 г. 74
      • На учреждениях 1719 г. отразился дух времени 74
      • Бюрократизм 75
      • Широта задач, поствленных учреждениям 78
      • Идеализм реформатора 81
  • Глава вторая. Областные административные учреждения 83
    • I. Организация провинциальных учреждений 83
      • Организация коллегий 83
      • Устройство камер-коллегии 84
      • Назначение провинциального штата 85
      • Вступление его в действие 86
      • Прежняя администрация медлит расставиться с провинцией 89
      • Беспорядок в управлении вследствие смены администраций 91
    • II. Отношение провинции к губернии и к центральным органам 92
      • Самостоятельное значение провинции 92
      • Отношение к губернатору 93
      • Вмешательство губернаторов в провинциальное управление 94
      • Значение губернаторского деления после 1719 г. 95
      • Воеводы охраняют свою самостоятельность 97
      • Отношение провинуии к сенату и коллегиям 98
      • Отношение ее к камер-коллегии 100
    • III. Полицейская деятельность провинциальной администрации 103
      • Анализ воеводской инструкции 103
      • Деятельность воеводы по данным практики 107
      • Заботы о безопасности 110
      • Медицина и общественное призрение 112
      • Народное просвещение 113
      • Другие предметы полицейской деятельности, указанные инструкцией 114
      • IV. Средства и характер провинциальной администрации 117
      • Отсутствие ресурсов на удовлетворение местных нужд 117
      • Отсутствие инициативы, как результат исключительной работы для центра 119
      • Воевода - агент исполнитель в местности 121
      • Провинциальная администрация 1719 г. служит продолжение губернской 1708 г. 122
    • V. Отношение провинциальной администрации к классам провинциального общества 124
      • Двоякие функции местных органов власти 124
      • Отношение к дворянству. В какой степени провинуиальный воевода удовлетворяет интересы дворянства 125
      • Исполнение требований правительства, предъявляемых к дворянству 128
      • Отношение провинциальных властей к городу до издания регламента главного магистрата 129
      • Отношение после издания этого регламента 133
    • VI. Отношение провинциальной администрации к классам провинциального общества 138
      • Церковные земли. Изъяте их из ведомства общей адсинистрации и восстаовление монастырсного приказа 138
      • Комиссары синодальной команды 139
      • Вмешательство общей администрации в управление церковных земель 140
      • Правительство само уполномочивает к такому вмешательству 141
      • Дворцовые земли 142
      • Резюме 143
    • VII. Финансовая деятельность провинциальной администрации 144
      • Финансовая деятельность воеводы по инструкции 144
      • Деятельность его на практике 146
      • Обязанности камерира 146
      • Отношение воеводы к камериру 147
      • Прямые налоги 150
      • Косвенные сборы 152
      • Судебная деятельность камерира 153
      • Рентмейстер 155
    • VIII. Земский комиссар 156
      • Два периода в истории института земских комиссаров 156
      • Земские комиссары 1719-1724 гг. назначались камер-коллегией 157
      • Округ земского комиссара 162
      • Отношение к воеводе и камериру 164
      • Подчиненные комиссары 164
      • Деятельность земского комиссара. Общий характер 165
      • Полиция безопастности 165
      • Отношение к судебным органам 167
      • Исполнительная деятельность 170
      • Пути сообщения 172
      • Движение полков через дистрикт 174
      • Сборы повинностей 175
      • Отношение к городу 178
  • Глава третья. Областные судебные учреждения 180
    • I. Подготовка судебной реформы 180
      • Назначение президентом юстиц-коллегии 180
      • Подготовительные работы 181
      • Проект Матвеева 183
      • Проект Фика 186
      • Значение обоих проектов в организации судебных цчреждений 187
      • Отделение суда от администрации 188
    • II. Центральные судебные учреждения 189
      • Судебное значение сената 189
      • Организация юстиц коллении 192
      • Значение юстиц-коллении, как органа, ведающего администрацию судебных учреждений 194
      • Значение ее, как судебного ьрибунала 198
    • III. Надворные суды 201
      • Организация областных судебных учреждений 201
      • Округи надворных судов 202
      • Состав надворных судов 203
      • Проект инструкции надворному суду 205
      • Прокуроры при надворных судах 210
      • Компетерция надворного суда 214
      • Сравнение с шведским оригиналом 218
    • IV. Нижние суды 1719-22 гг. 219
      • Коллегиальные нижние суды 219
      • Городовые судьи 221
      • Компетенция нижнего суда 222
      • Нижние суды единоличные не были в низшей инстанцией относительно нижних судов коллегиальных 225
    • V. Взаимоотношение судебных инстанций 230
      • Движение дел по инстанциям: по инициативе сторон 230
      • по свойству дела 231
      • по инициативе судьи 231
      • по инициативе высшей инстанции 234
      • Нетвердость судебных решений 234
    • VI. Судебные учреждения и областная администрация 237
      • Отступления от начала разделения властей 237
      • Отношения судобной и административной власти по закону 240
      • Отношения между ними на практике. Участие судей в администрации 242
      • Вмешательство администации в судебные дела 244
      • Столкновения органов суда и администрации 247
    • VII. Судебная реформа 1722 г. 251
      • Причины издания указов 1722 г. 251
      • Устройство судебной системы по этим указам 253
      • Провинциальные суды 253
      • Значение асессоров 255
      • Судебные комиссары 258
      • Число инстанций 259
      • Реакционный характер указов 1722 г. 260
      • Остатки разделения властей с 1722 г. 261
    • VIII. Результаты судебной реформы 262
      • Изменения в процессе 262
      • Причины неуспеха судебной реформы 262
      • Медленность суда 264
      • Его бессилие 267
      • Неуважение к нему общества 270
  • Глава четвертая. Областные учреждения 1719 г. не соответствовали средствам общества 273
    • I. Недостаток денежных средств 273
      • Предварительные замечания 273
      • Вознаграждаемость гражданской службы при Петре 274
      • Вопрос о стоимости областных учреждений при обсуждении реформы 277
      • Неисправность казны в выдаче жалованья 279
      • Последствия этой неисправности 283
    • II. Недостаток личных средств 286
      • Усиленный спрос, предявленный реформой к служилому классу 286
      • Недостаток приказного люда 288
      • Смотры, как средство контроля за состоянием служилого класса 290
      • Смотр 1722 г. 292
      • Вызовы на смотры отвлекали служилый персонал от обязанностей по управлению 294
    • III. Недостаток подготовки у служилого персонала 298
      • Новые формы и задачи администрации 298
      • Воспитание служилого персонала не развивало в нем качеств, необходимых для новых требований 299
      • Злоупотребления областной администрации и суда 303
    • IV. Органы надзора в провинции 311
      • Организация института фискалов 311
      • Обязанности фискалов 316
      • Средства надзора 317
      • Отношение администрации и общества к институту 320
      • Сенаторская ревизия 324
      • Ревизоры военной коллении 326
    • V. Гвардейцы в роли органов надзора в провинции 327
      • Недействительность органов надзора 327
      • Отношение Петра к гвардии 328
      • Деятельность гвардейцев в провинции 329
      • Их отношение к областной администрации 331
  • Глава пятая. Областная реформа и подушная подать 338
    • I. Перепись начеления и ревизия 338
      • Идея подушной подати и расположения полков армии на души 338
      • Пеперись населения 342
      • Ревизия переписи и организация "переписных канцелярий" 344
      • Неясность социального состава населения, как причина медленного хода переписи 348
    • II. Сопротивление населения переписи 359
      • Способы и размеры утайки душ 359
      • Законодательство о взысканиях за утайку 361
      • Усатие переписных канцелярий в выработке и исполнении этого законодательства 365
      • Другие причины медленности переписи 369
    • III. Расположение полков на души 371
      • Пробное расположение двух полков в новгородской провинции 371
      • Составление общего плана расположения полков 376
      • Постройка "вечных квартир" 383
      • Медленный ход построек 388
      • Передвижение полков на квартиры 392
    • IV. Провинциальная администрация и переписные канцелярии 394
      • Переписные канцелярии приобретают характер постоянных учреждений в области 394
      • Круг деятельности переписчиков 396
      • Поручение им административных дел 397
      • Отношение переписчиков к провинциальной администрации 400
    • V. Провинциальная администрация и полковые штабы 406
      • Отношение полков к населению 406
      • Участие полковника в делах местного управления: сбор подушной 408
      • дела, связанные с производством сбора 409
      • дела общеадсинистративного характера 410
      • Отношение полковой администрации к провинциальной 412
    • VI. Выборный комиссар от земли 420
      • Различие его от земского комиссара, назначавшего ся камер-коллегией 420
      • Первые общие выборы комиссаров от земли в конце 1723 г. 421
      • Выборы комиссара имели значение повинности 425
      • Перемена в значении уездной дворянской корпорации 425
      • Признаки корпоративной деятельности уездных дворянских общества в первой четверти XVIII в. 431
      • Избирательные съезды для выбора комиссаров от земли 435
    • VII. Выборный комиссар от земли 440
      • Полковой дистрикт 440
      • Значение уезда при образовании дистриктов 442
      • Инструкция комиссару от земли 443
      • Связь комиссара от земли с полком 446
      • Обязанности комиссара от земли сверх сбора подушной 447
      • Отношение его к камер-коллегии 449
      • Отношение его к провинциальным и полковым властям 450
      • Прежние камер-коллежские земские комиссары продолжают существовать в 1724-27 гг. 452
      • Резюме главы пятой 457
  • Глава шестая. Отмена областных учреждений Петра Великого 460
    • I. Резюме предыдущего 460
      • Идеалы реформы 460
      • Деятельность административных учреждений 462
      • Судебные учреждения 465
      • Областные учреждения и общество 468
      • Влияние подушной подати 469
      • Моменты в разрушении областных учреждений 470
    • II. Расстройство финансового хозяйства в конце царствования Петра 471
      • Проект перемен в администрации, предложенный Фиком 471
      • Отзыв Кохиуса 474
      • Неаккуратность отчетности 474
      • Размеры нодоимок 476
    • III. Расстройство народного хозяйства 479
      • Неурожаи 479
      • Увеличение податной тягости: возрастание цифр налога 482
      • сборы сверх подушной 484
      • раскладочный характер подушной в связи с побегом крестьян 487
    • IV. Областные учреждения Петра В. рассматривались в 1725-27 гг. как причина расстройства финансов и народного хозяйства 494
      • Записка Ягужинского 494
      • Доклад сената 497
      • Мнение генералитета 498
      • Мнения в верховном тайном совете: критика областной реформы Петра 500
    • V. Отмена областных учреждений Петра В. 508
      • Вывод военных команд из уездов 508
      • Отмена рентмейстеров и вальдмейстеров 509
      • Реакционные взгляды 510
      • Черты воеводского управления 1727 г.: слияние власти 512
      • Восстановление воевод в городах, где они бывали в XVII в. 516
      • Иерархический порядок 518
      • Задачи местного управления по наказу 1728 г. 520
    • VI. Положительные результаты областной реформы 1719 г. 522
      • Непрочность областных учреждений 1719 г. 522
      • Они не были основаны на сознательно и твердо усвоенном принципе 523
      • Они не заинтересовали правящего общественного класса 529
      • Влияние областных учреждений Петра В. на дальнейший порядок местного управления 535
  • Приложения 539

Началась $18$ декабря $1708$ изданием указа «Об учреждении губерний и о росписании к ним городов» . Окончательный вид петровские преобразования в данной сфере приобрели после Второй Губернской реформы $1719$ г.

Замечание 1

Причина проведения реформы состояла в преодолении устаревшего к $XVIII$ в. административного деления и обеспечение армии в ходе Северной войны. Созданные губернии имели связь с распределяемыми полками уже напрямую.

Территория страны была разделена в $1708$ г. на $8$ губерний:

  1. Московская
  2. Ингерманландская (Санкт-Петербургская)
  3. Киевская
  4. Смоленская
  5. Казанская
  6. Архангелогородская
  7. Азовская
  8. Сибирская

К $1714$ г. количество губерний увеличилось: появились Астраханская, Рижская и Нижегородская.

По реформе главой губернии назначался генерал-губернатор , имевший полноту военной и судебной власти. Кроме того, губернаторы организовывали работу полиции и суда. Генерал-губернаторы имели несколько помощников для сборов, организации военного управления, юстиции, розыска и т.п.

Сложности реформы

Губернская реформа проводилась параллельно с внедрением коллегиальной системы. Поэтому царь Петр I ввел к губернаторам советников (ландратов ), которых необходимо было избирать из местных дворян. Однако на практике затея провалилась: губернаторы сами подбирали себе людей, поэтому советы были отменены.

Пример 1

Губернаторами назначались только доверенные приближенные к царю люди, например, Меншиков А.Д. был генерал-губернатором Санкт-Петербургской губернии.

Но эти проверенные люди были слишком загружены делами, чтобы постоянно править губерниями, а вице-губернаторы не имели такой широты полномочий, а кроме того, могли быть не слишком надежными.

Можно заключить, что Петр I хорошо осознавал невозможность управления такой огромной страной исключительно силами одного центра, поэтому он попытался провести умеренную децентрализацию, перенести центр тяжести на места. Но Первая Губернская реформа прошла не слишком успешно.

Вторая Областная реформа

После $10$ лет работы местной административной системы по Первой Губернской реформе, в $1718$ начались мероприятия второго этапа. Вторая реформа впитала в себя достижения и опыт неудач первой реформы. Кроме того, если первая реформа была проведена в первую очередь для нужд войны, то с приближением ее окончания требовалось устроить жизнь внутри страны в мирное время.

Разработкой реформы занимался Сенат. Он тщательно изучал опыты европейских стран в этом вопросе. В мае $1719$ г. началось внедрение нового административного деления. Сначала его приняли в Санкт-Петербургской губернии, а с $1720$ г. во всей стране. Таким образом, государство делилось на губернии, провинции и дистрикты . Основной административной единицей стала провинция , всего их было $50$. Руководил провинцией воевода , более мелким дистриктом – земский комиссар . Губернии продолжали существовать как военные округа, но воевода не подчинялся губернатору (только в военных вопросах).

Затем для осуществления сбора подушной подати был основан институт выборных новых земских комиссаров из местных дворян. Но эта вторая попытка введения самоуправления снова провалилась, т.к. дворяне не хотели даже просто приезжать на съезды.

Деятельность воевод была обширна: сбор доходов с государственных производств, строительство крепостей, обеспечение безопасности провинции, судебные функции, розыск беглых. Воевод и провинциальную администрацию назначал Сенат, а подчинялись они коллегиям.

Итоги. Значение

Областная реформа Петра I помогла победить в Северной войне благодаря четкой организации снабжения войск губерниями.

Судебная и административная власть были разделены между собой. Система управления была в целом унифицирована по стране, вне зависимости от региональных особенностей.

Вместе с тем, общее количество учреждений и служащих сильно возросло, что привело к увеличению затрат.



Поделиться