Иной не запрещенной законом экономической деятельности. Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. О практике применения судами

Ежедневно совершается масса коммерческих операций. Оказание платных услуг или изготовление за вознаграждение вещей по просьбе знакомых не редкость для многих.

Если данная сделка носит разовый характер, то это личное дело одного или нескольких человек. Но при регулярном совершении подобных действий приобретается коммерческий масштаб и в этом случае незаконному предпринимателю грозит ответственность.

Что относится к незаконной предпринимательской деятельности?

  1. Деятельность, запрещенная законом. Это понятие тесно связано с лицензированием. Виды дохода, при которых может быть нанесен ущерб здоровью человека, правам, законам или безопасности государства, считаются запрещенными. Регулировать их можно только при помощи лицензирования.
  2. Бизнес, не зарегистрированный в установленном государством порядке. Не редкость в современном мире, когда физическое лицо ведет предпринимательскую деятельность, но при этом не является зарегистрированным в качестве частного предпринимателя. Это незаконно, грозит возникновением ряда правовых последствий. Можно отнести сюда перепродажу вещей и бижутерии, также услуги маникюра, наращивания ресниц, стрижки на дому.
  3. Отсутствие лицензии при выполнении лицензионных видов деятельности. Когда хозяйственная деятельность осуществляется без лицензии, но подлежит лицензированию, или нарушаются условия данного процесса для должностных лиц, субъектов хозяйствования, предусматривается административная ответственность по УК.
  4. Работа фирмы с нарушением уставных положений (с нарушением правил регистрации). Предпринимательская деятельность, которая осуществляется с нарушением правил регистрации, является незаконной, следовательно, в специализированные органы предоставляются заведомо ложные данные.

Какие государственные органы отвечают за это?


Налоговая инспекция

Сотрудниками налоговой инспекции достаточно часто проводятся рейдовые проверки для того, чтобы выявить лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность с отсутствием регистрации или уклоняются от уплаты налогов. Проверяются торговые павильоны, розничная торговля по алкогольной продукции, также произведение денежных расчетов с покупателями, выявляя соответствие требования законодательства.

Антимонопольный комитет

Осуществление государственного контроля по соблюдению антимонопольного законодательства является базовой функцией органов, они рассматривают дела о нарушениях различного плана. Существует Антимонопольный комитет, который руководствуется собственным процессуальным кодексом. Благодаря данному регламенту определен порядок рассмотрения дел по нарушению законодательства.

Органы надзора за потребительским рынком


Органом, который превалирует в данном направлении, считается Роспотребнадзор. В его функции входит защита прав потребителя. Этот орган располагает полномочиями по привлечению к административной ответственности. В основном выявляются нарушения в сфере торговли. Правонарушители и правоохранительные органы непосредственно связаны через данную систему.

Полиция

Является правоохранительным органом, главным занятием которого является обнаружение правонарушения, также именно здесь принимаются заявления от граждан, и возбуждаются дела по факту деятельности, не соответствующей законам.

Прокуратура

По сфере деятельности аналогично полиции, но проводит надзор за ней. Орган – представитель государства, раскрывает преступления и может даже привлечь к уголовной ответственности. Прокуратура непосредственно представляет обратившихся в суд для рассмотрения антизаконной активности юридических лиц и предпринимателей.

Виды дохода, которые не требуют государственной регистрации


Физические лица могут заниматься определенными видами работы, в которых отсутствует обязательная регистрация как индивидуального предпринимателя. Но все же предусматривается уплата определенных налогов, а именно существование единого налога никто не отменял.

Также, оплачивается подоходный налог это фиксированная сумма. Но привлекать иные физические лица по трудовому или гражданско-правовому договору категорически запрещается.

Репетиторство, обучение на дому

По гражданскому кодексу репетиторство не предпринимательская деятельность, налоговый кодекс разрешает самостоятельное проведение физическому лицу репетиторства. Здесь нет необходимости регистрироваться, как индивидуальный предприниматель. Не требуется регистрировать индивидуальное предпринимательство.

Уборка жилых помещений

Убирать помещения, стирать, гладить постельное белье, также можно без регистрации в государственных органах. К этому относятся, как территории частных домов, так и квартиры.

Уход за детьми в дневное время суток

Ухаживать за детьми, как и за стариками можно беспрепятственно днем.

Некоторые сельскохозяйственные услуги

К данным услугам относится выращивание сельскохозяйственной продукции, услуги по дроблению зерна, выпас скота. Наличие письменного уведомления о том, что человек занимается одним из перечисленных видов деятельности в соответствующем органе по месту регистрации, даст возможность беспрепятственно проводить действия. В качестве единого налога здесь взимается ежемесячная плата с каждого сотрудника.

Ответственность в 2017 году


Действующее законодательство 2017 года запрещает занятие предпринимательством с целью обогащения, не имея регистрации в налоговом органе по месту жительства.

Систематическое получение прибыли от любой активности именуют предпринимательской деятельностью.

Для каждой разновидности коммерции необходима регистрация ИП, также постоянно оплачиваются налоги и сборы. Ведение своевременной отчетности необходимо.

Если действовать незаконно, то возможна административная ответственность или уголовная. Штрафы и возбуждение уголовных дел никому не придутся по вкусу.

По степени ответственности также классифицируются составляющие в зависимости от варианта предпринимательства. Значение здесь имеет сумма оборота сроки ведения деятельности.

Наступление Уголовной ответственности происходит при деяниях предпринимателей, которые причиняют огромный ущерб гражданам, фирмам или государству, а также при извлечении дохода в свыше 1 млн. 500 тыс. рублей.

Административная (КоАП)

Оставшиеся случаи предусматривают административную ответственность. Это всевозможные штрафы. Существуют разнообразные статьи, в зависимости от которых варьируется сумма штрафа, также это могут быть обязательные работы. Предпринимателя могут арестовать на период до 6 месяцев.

Существует два варианта развития событий при перепродаже дорогостоящего товара, например, участка. Таким образом единичность позволяет исключить эту коммерческую операцию из предпринимательской деятельности, но получение крупного дохода относится к незаконному предпринимательству.

Налоговая (Налоговый кодекс)

Налоговый кодекс обладает двумя статьями по решению данного вопроса. Также придется заплатить штраф в связи с уклонением от постановки на учет в инспекцию. Размер штрафа составляет 10% полученного дохода, но не может быть меньше 40 тысяч рублей. Периодически инспекторами доначисляются налоги, исходя из расчетов, также платятся пени и штрафы за то, что налоги были выплачены не вовремя.

Административная ответственность и штрафы


  1. Нарушение правил лицензирования. В связи с видом правонарушения виновному лицу назначается определенная санкция за нарушение правил лицензирования. Применяются некоторые условия для того, чтобы привлечь виновное лицо к ответственности. Определенная норма права должна существовать, должны присутствовать все основания для применения ответственности к персоне.
  2. Отсутствие лицензии. Когда ИП работает без лицензии, его владельцы будут наказаны. Как правило, мерой наказания является штраф. Иногда конфискуют задействованное в деятельности с отсутствием лицензии. Деятельность организации может быть приостановлена на 3 месяца.
  3. Работа без регистрации. Если говорить о работе и штрафах при отсутствии регистрации. Размер штрафа у такого сотрудника варьируется от 500 рублей до 2000 тысяч рублей.

Уголовная ответственность и возможные наказания

Предусматриваются в случае систематических зафиксированных занятий незаконной предпринимательской деятельностью. При систематическом нарушении правил деятельность является нелегальной. За это необходимо заплатить штраф. Предусматривается административная ответственность.

Случаи:

  1. В случае получения от незаконного коммерческого занятия доходов в особо крупных размерах. Если наносится ущерб государству, и получается доход больше 1,5 миллиона при проведении проверок, то руководитель отвечает за незаконную деятельность. Не привлекают только граждан, работающих в организации и заключивших трудовой договор с ней.
  2. При нанесении в ходе незаконной предпринимательской деятельности значительного ущерба гражданам РФ , организациям и государственным интересам. При наличии пострадавшей стороны при незаконной деятельности она должна подавать на индивидуальное предпринимательство или юридическое лицо в суд. Есть возможность получения компенсации убытков и получения денег за моральный вред. Мировой судья рассматривает иск.

Налоговая ответственность и штрафы


  1. Предприниматель, не зарегистрированный в ФНС. Существует статья в кодексе, в соответствии с которой платятся налоговые штрафы. На сегодняшний день это единственный вид санкций. Налогоплательщик только через штрафы может понести налоговую ответственность
  2. Ведение коммерческой деятельности без регистрации в течение 90 дней и более. За ведение бизнеса без регистрации больше 90 дней необходимо заплатить 20% от общей прибыли, но эта сумма не должна составить меньше 40 тысяч рублей.
  3. Штраф за просрочку регистрации предпринимательства в ФНС. На сегодняшний день по данному параметру отсутствуют штрафы, поэтому с предпринимателей не взимаются штрафы за данное деяние.

Как защититься?

Как защититься от незаконной предпринимательской деятельности? Данным вопросом задается каждый потребитель. Банки, акционерные общества обещают выплатить немаленький процент, в связи с инфляцией граждане вкладывают сюда деньги. Но несостоятельность обещаний пугает.

Неплатежеспособность организаций достаточно распространена, также прекращение существования организаций влечет за собой множество проблем. Возбуждаются уголовные дела. Необходимо возмещать ущерб гражданам, которые страдают от недобросовестного и преступного предпринимательства.

Так как ущерб порой составляет огромные суммы и множество из пострадавших – низко обеспеченные слои общества, проблема приобретает особое социальное звучание, вызывает резкие протесты, упреки органам государственной власти в неспособности защитить права и законные интересы граждан. Проблема становится экономической.

Постановление Пленума Верховного Суда

Российской Федерации

О практике применения судами

Законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления

В сфере предпринимательской

и иной экономической деятельности

В соответствии со статьями 8, 34 и 35 Конституции Российской Федерации гаранти­руются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Частная собственность признается и защищается наравне с иными формами собственно­сти. Каждый вправе свободно использовать свои способности и имущество для пред­при­нимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Эффективное решение задач государственной экономической политики предпола­га­ет создание и поддержание в Российской Федерации благоприятного делового, предпри­нимательского и инвестиционного климата и условий для ведения бизнеса посредством стимулирования законной предпринимательской деятельности, осуществляемой ее субъ­ектами самостоятельно, на свой риск и основанной на принципах юридического равенства и добросовестности сторон, свободы договора и конкуренции.

Успешное достижение стоящих перед бизнес-сообществом целей во многом зависит от наличия действенных организационно-правовых механизмов, позволяющих исключить возможность использования уголовного преследования в качестве средства для давления на предпринимательские структуры и решения споров хозяйствующих субъектов, огра­дить от необоснованного привлечения к уголовной ответственности предпринимателей за неисполнение ими договорных обязательств в тех случаях, когда оно обусловлено обыч­ными предпринимательскими рисками. К числу таких механизмов относятся, в частности, установленные законодателем дополнительные материально-правовые и процессуальные гарантии обеспечения прав и законных интересов предпринимателей, привлекаемых к уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В связи с вопросами, возникающими у судов при применении законодательства, рег­ламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере пред­принимательской и иной экономической деятельности, а также в целях обеспечения един­ства судебной практики Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конститу­ционного закона от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Фе­де­рации», постановляет дать следующие разъяснения:

1. Обратить внимание судов на то, что по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159 – 159 3 , 159 5 , 159 6 , 160, 165 УК РФ (если эти преступления совершены в сфе­ре предпринимательской деятельности), а также статьями 170 2 , 171 – 174, 174 1 , 176 – 178, 180 – 183, 185 – 185 4 , частью 1 статьи 185 6 , статьями 190 – 199 2 УК РФ, уголовным и уго­ловно-процессуальным законодательством установлены особенности уголовного судопро­изводства, касающиеся, в частности, порядка рассмотрения сообщения о преступлении (части 7 – 9 статьи 144 УПК РФ) и возбуждения уголовного дела (часть 3 статьи 20, часть 1 2 статьи 140 УПК РФ), признания предметов и документов вещественными доказа­тель­ствами (статья 81 1 УПК РФ), применения меры пресечения в виде заключения под стражу (часть 1 1 статьи 108 УПК РФ), а также особенности освобождения от уголовной от­ветственности и прекращения уголовного преследования (статья 76 1 УК РФ, статья 28 1 УПК РФ).

2. Судам при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ, на постановления о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица о преступ­лениях, предусмотренных статьями 159 – 159 3 , 159 5 , 159 6 , 160, 165 УК РФ, следует иметь в виду, что в силу части 3 статьи 20 УПК РФ уголовные дела об этих преступлениях явля­ются делами частно-публичного обвинения и возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, если они совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуще­ствлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в свя­зи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуще­ствлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случаев, указанных в данной норме.

При этом к членам органа управления коммерческой организации относятся, в част­ности, член совета директоров (наблюдательного совета) или член коллегиального испол­нительного органа коммерческой организации (например, правления акционерного обще­ства), лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа (директор, ге­неральный директор, председатель производственного кооператива и т.п.).

3. По смыслу уголовно-процессуального закона в случаях, предусмотренных в части 3 статьи 20 УПК РФ, когда потерпевшим является коммерческая организация, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 159 – 159 3 , 159 5 , 159 6 , 160, 165 УК РФ, возбуждаются по заявлению лица, являющегося в соответствии с уставом организации ее единоличным руководителем (лицом, выполняющим функции единоличного исполни­тельного органа) или руководителем коллегиального исполнительного органа (например, председатель правления акционерного общества), либо лица, уполномоченного руково­ди­телем коммерческой организации представлять ее интересы в уголовном судопроиз­вод­стве в соответствии с частью 9 статьи 42 УПК РФ.

Если в совершении указанных преступлений подозревается руководитель коммерче­ской организации, уголовное дело может быть возбуждено по заявлению органа управле­ния организации, в компетенцию которого в соответствии с уставом входит избрание, на­значение руководителя и (или) прекращение его полномочий (например, совета директо­ров), либо лица, уполномоченного этим органом обратиться с таким заявлением.

4. При проверке по жалобе заинтересованного лица законности и обоснованности возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьей 172 1 УК РФ, и в частности соблюдения следователем требований части 1 2 статьи 140 УПК РФ, суду не­об­ходимо убедиться в том, что поводом для возбуждения уголовного дела явились мате­ри­а­лы, направленные органу предварительного следствия Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также конкурсным управ­ляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Проверяя законность и обоснованность возбуждения уголовного дела о преступле­ни­ях, предусмотренных статьями 198 – 199 1 УК РФ, суд должен выяснить, направил ли сле­дователь в соответствии с требованиями части 7 статьи 144 УПК РФ в трехсуточный срок в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию полу­ченного им от органа дознания сообщения о таких преступлениях с приложением соответ­ствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам, а также получены ли им из налогового органа заключение или ин­формация, предусмотренные частью 8 статьи 144 УПК РФ. При этом необходимо учиты­вать, что до получения из налогового органа заключения или информации следователь вправе принять решение о возбуждении уголовного дела только при наличии повода и до­статочных данных, указывающих на признаки преступления (часть 9 статьи 144 УПК РФ), что должно быть проверено судом.

Данные, указывающие на признаки налогового преступления, могут содержаться, в частности, в материалах, направленных прокурором в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании, в заключении эксперта и других документах.

Если по результатам проверки суд установит, что решение о возбуждении уголов­но­го дела о преступлениях, предусмотренных статьей 172 1 или статьями 198 – 199 1 УК РФ, принято следователем при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки этих преступлений, то такое решение может быть признано незаконным и (или) необо­снованным. В этом случае суд обязывает следователя устранить допущенное нарушение закона.

5. Рассматривая жалобу на постановление о возбуждении уголовного дела в отно­ше­нии конкретного лица о преступлении в сфере предпринимательской или иной экономи­че­ской деятельности, суд должен иметь в виду, что данное решение принимается дознава­те­лем, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа только на основании сведений, полученных в порядке, предусмотренном статьей 144 УПК РФ.

В связи с этим суду необходимо в числе других вопросов проверять законность и обоснованность процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, прове­денных указанными органами и их должностными лицами в ходе проверки сообщения о преступлении, обращая особое внимание на действия и мероприятия, связанные с огра­ни­чением имущественных и иных прав и свобод предпринимателей и (или) лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях (например, назначение документальных проверок и реви­зий, получение образцов для сравнительного исследования, истребование или изъятие до­кументов и предметов, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или коммер­ческой организации, включая электронные носители информации, обследование принад­лежащих им производственных помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств). В случае выявления нарушений закона, влекущих признание по­лученных доказательств недопустимыми, суд оценивает достаточность данных, указыва­ющих на признаки преступления, без учета результатов таких действий и мероприятий.

6. Разъяснить судам, что часть 1 1 статьи 108 УПК РФ устанавливает запрет на приме­нение меры пресечения в виде заключения под стражу при отсутствии обстоятельств, ука­занных в пунктах 1 – 4 части 1 статьи 108 УПК РФ, в отношении подозреваемого или об­виняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 171 – 174, 174 1 , 176 – 178, 180 – 183, 185 – 185 4 , 190 – 199 2 УК РФ, без каких-либо других условий, а в отно­ше­нии подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159 – 159 3 , 159 5 , 159 6 , 160 и 165 УК РФ, - при условии, что эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности.

В то же время наличие обстоятельств, указанных в пунктах 1 – 4 части 1 статьи 108 УПК РФ, установленных при разрешении ходатайства об избрании такой меры пресече­ния в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, перечис­ленных в части 1 1 статьи 108 УПК РФ, не освобождает суд от обязанности, вытекающей из положений части 1 статьи 108 УПК РФ, в каждом случае обсуждать возможность при­менения иной, более мягкой меры пресечения.

7. При рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемого или обвиняемого в преступлениях, предусмотренных частями 1 – 4 статьи 159, статьями 159 1 – 159 3 , 159 5 , 159 6 , 160 и 165 УК РФ, суд должен выяснить, совершены ли эти преступления в сфере предпринимательской деятельности.

Для разрешения вопроса о предпринимательском характере деятельности судам над­лежит иметь в виду, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от поль­зования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, за­регистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

С учетом этого указанные преступления следует считать совершенными в сфере предпринимательской деятельности, если они совершены индивидуальным предпринима­телем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управ­ле­нием принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской де­ятельности, а также членом органа управления коммерческой организации в связи с осу­ществлением им полномочий по управлению организацией либо при осуществлении ком­мерческой организацией предпринимательской деятельности.

Обратить внимание судов на то, что исходя из пункта 4 примечаний к статье 159 УК РФ преступления, предусмотренные частями 5 – 7 статьи 159 УК РФ, всегда совершаются названными выше лицами только в сфере предпринимательской деятельности.

8. Если преступления, перечисленные в части 1 1 статьи 108 УПК РФ, совершены ин­дивидуальным предпринимателем или членом органа управления коммерческой органи­зации в соучастии с иными лицами, не обладающими указанным статусом, то в отно­шении этих лиц при отсутствии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 1 – 4 части 1 статьи 108 УПК РФ, также не может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

9. По смыслу части 5 статьи 159 УК РФ, под преднамеренным неисполнением дого­ворных обязательств в сфере предпринимательской деятельности следует понимать умышленное полное или частичное неисполнение лицом, являющимся стороной договора, принятого на себя обязательства в целях хищения чужого имущества или приобретения права на такое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, когда сторонами договора являются индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. О наличии у лица прямого умысла на совершение мошенничества с очевидностью долж­ны свидетельствовать имеющиеся по делу доказательства.

К обстоятельствам, подтверждающим умышленный характер деяния, могут отно­ситься, в частности, обстоятельства, указывающие на то, что у лица фактически не име­лось и не могло быть реальной возможности исполнить обязательство; сокрытие инфор­мации о наличии задолженностей и залогов имущества; распоряжение денежными сред­ствами, полученными от стороны договора, в личных целях; использование при заключе­нии договора фиктивных уставных документов, поддельных гарантийных писем и другие. При этом каждое из указанных обстоятельств в отдельности само по себе не может сви­де­тельствовать о наличии умысла на совершение преступления, а выводы суда о виновности лица должны быть основаны на оценке всей совокупности доказательств.

10. Судам следует иметь в виду, что по уголовным делам о преступлениях, преду­смотренных частями 5 – 7 статьи 159, статьями 159 1 – 159 3 , 159 5 , 159 6 , 160 и 165 УК РФ, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 – 174 1 , 176 – 178, 180 – 183, 185 – 185 4 и 190 – 199 2 УК РФ, установлены спе­циальные порядок и сроки признания предметов и документов вещественными доказа­тельствами, их возвращения лицам, у которых они были изъяты (статья 81 1 УПК РФ).

Отказ следователя, дознавателя в возврате в установленный частью 4 статьи 81 1 УПК РФ срок изъятых в ходе досудебного производства, но не признанных вещественными до­казательствами предметов, включая электронные носители информации (за исключением предметов, указанных в пункте 2 части 3 статьи 81 УПК РФ), и документов лицам, у ко­торых они были изъяты, может быть обжалован как руководителю следственного органа или прокурору, так и в суд в порядке, предусмотренном статьей 125 УПК РФ.

11. При освобождении от уголовной ответственности лиц по основаниям, предусмот­ренным статьей 76 1 УК РФ, необходимо учитывать примечания к соответствующим стать­ям Уголовного кодекса Российской Федерации. Исходя из этого, судам следует иметь в виду, что лицо признается впервые совершившим преступление, если оно не имеет не­сня­тую или непогашенную судимость за преступление, предусмотренное той же статьей, от ответственности по которой оно освобождается.

12. Исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 76 1 , пункта 2 примечаний к статье 198, пункта 2 примечаний к статье 199 УК РФ и части 2 статьи 28 1 УПК РФ под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в резуль­тате преступления, предусмотренного статьями 198 – 199 1 УК РФ, следует понимать упла­ту в полном объеме до назначения судом первой инстанции судебного заседания недоим­ки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации о налогах и сборах с учетом представленного налоговым органом рас­чета размера пеней и штрафов.

Полное возмещение ущерба, произведенное после назначения судом первой инстан­ции судебного заседания, в соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 61 УК РФ при­зна­ется судом обстоятельством, смягчающим наказание. На основании части 2 той же статьи в качестве такового может быть признано и частичное возмещение причиненного пре­ступлением ущерба.

Для целей применения части 1 статьи 76 1 УК РФ полное возмещение ущерба, при­чиненного бюджетной системе Российской Федерации, может быть подтверждено доку­ментами, удостоверяющими факт перечисления в бюджетную систему Российской Феде­рации начисленных сумм в счет задолженности налогоплательщика - организации или физического лица (например, платежным поручением или квитанцией с отметкой банка). При этом суд не лишен возможности проверить указанный факт.

13. Возмещение ущерба и (или) денежное возмещение, предусмотренные статьей 76 1 УК РФ, могут быть произведены не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами. В случае совершения преступлений, преду­смотренных статьями 199 и 199 1 УК РФ, возмещение ущерба допускается и организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется лицу (пункт 2 примеча­ний к статье 199 УК РФ).

Обещания, а также различного рода обязательства лица, совершившего преступле­ние, возместить ущерб и перечислить денежное возмещение в федеральный бюджет в бу­дущем, не являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности.

14. Для освобождения от уголовной ответственности за преступления, указанные в части 2 статьи 76 1 УК РФ, возмещение ущерба, причиненного в результате совершения преступления гражданину, организации или государству, а также перечисление в феде­ральный бюджет дохода и денежных возмещений должны быть произведены в полном объеме.

С учетом того, что часть 3 статьи 28 1 УПК РФ не содержит требования о возмещении ущерба до назначения судебного заседания, уголовное преследование в случаях, преду­смотренных частью 2 статьи 76 1 УК РФ, подлежит прекращению судом, если все преду­смотренные данной нормой условия (возмещен ущерб и произведены денежные перечис­ления в федеральный бюджет) выполнены в полном объеме до удаления суда в совеща­тельную комнату.

15. Размер ущерба, подлежащего возмещению, определяется на основании граждан­ско-правовых договоров, первичных учетных документов, выписок (справок) по расчет­ным счетам, информации по сделкам с использованием электронных средств платежа и т.п. При необходимости для определения размера ущерба, подлежащего возмещению, мо­жет быть назначена судебная экспертиза.

Под доходом для целей денежного возмещения признается общая сумма незаконного обогащения, полученная в результате совершения преступления (без вычета произведен­ных расходов), в денежной (наличные, безналичные и электронные денежные средства в рублях и (или) в иностранной валюте) и (или) натуральной форме (движимое и недвижи­мое имущество, имущественные права, документарные и бездокументарные ценные бума­ги и др.).

16. В случаях выполнения не всех или не в полном объеме действий, преду­смот­рен­ных статьей 76 1 УК РФ, лицом, совершившим преступление небольшой или средней тя­же­сти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, его ходатайство о прекращении уголовного преследования по основаниям, предусмотренным статьями 75, 76 или 76 2 УК РФ, может быть удовлетворено судом при условии выполнения содержа­щихся в указанных нормах требований.

17. Если суд первой инстанции при наличии оснований, предусмотренных статьей 76 1 УК РФ, не прекратил уголовное дело и (или) уголовное преследование, то в соответ­ствии со статьей 389 21 УПК РФ суд апелляционной инстанции отменяет обвинительный приговор и прекращает уголовное дело и (или) уголовное преследование.

В случаях, когда имеются иные предусмотренные законом основания для отмены об­винительного приговора, и при этом на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции осужденным выполнены указанные в части 2 статьи 76 1 УК РФ условия для освобождения его от уголовной ответственности, при отсутствии оснований для поста­нов­ления оправдательного приговора уголовное дело или уголовное преследование подлежит прекращению по правилам части 3 статьи 28 1 УПК РФ.

Решение о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования по осно­ваниям, предусмотренным статьей 76 1 УК РФ, может быть принято судом первой или апелляционной инстанции лишь при условии, что подсудимый (осужденный) против это­го не возражает. По смыслу закона, при наличии у подсудимого (осужденного) таких воз­ражений суд продолжает рассмотрение дела и постановляет оправдательный приговор либо обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания (часть 2 статьи 27, часть 8 статьи 302 УПК РФ).

18. По делам о преступлениях, указанных в части 2 статьи 76 1 УК РФ, совершенных группой лиц, несущих солидарную ответственность за ущерб, причиненный совместными преступными действиями, суд прекращает уголовное преследование в отношении всех соучастников преступления, если все требования части 2 статьи 76 1 УК РФ о возмещении ущерба и иных выплатах выполнены в полном объеме хотя бы одним из них.

19. При назначении наказания лицу, признанному виновным в совершении одного или нескольких преступлений, предусмотренных статьями 159 – 159 3 , 159 5 , 159 6 , 160, 165 УК РФ, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 170 2 , 171 – 174, 174 1 , 176 – 178, 180 – 183, 185 – 185 4 , частью 1 статьи 185 6 , статьями 190 – 199 2 УК РФ, судам необходимо руководствоваться общими началами на­значения наказания, обсуждать возможность применения положений частей 1 и 2 статьи 64, статьи 73, а также части 6 статьи 15 и статьи 80 1 УК РФ. Следует иметь в виду, что со­держание осужденного под стражей до постановления приговора не может предопреде­лять назначение ему наказания в виде реального лишения свободы. При этом в силу поло­жений части 5 статьи 72 УК РФ, назначая такому лицу в качестве основного вида наказа­ния штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься опреде­лен­ной деятельностью, суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает осужденного от отбывания этого наказания.

20. Если при судебном рассмотрении уголовного дела о преступлении, совершенном в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания или предварительного следствия, суд в частном определении или постановлении обращает внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер.

21. В связи с принятием настоящего постановления исключить пункт 16 из постанов­ления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобож­дения от уголовной ответственности».


Похожая информация.


формы взаимодействия между ними, преимущественно на согласительной основе;

Государственное регулирование не должно ограничиваться только интересами дорожного хозяйства и муниципального пассажирского транспорта, необходима определенные программы инвестиционной поддержки всей системы грузового транспорта;

Необходимо оценивать «полезность» функционирования системы грузового автомобильного транспорта через снижение транспортной составляющей себестоимости и повышения качества и доступности автотранспортных услуг;

Система грузового автотранспорта региона должна рассматриваться как через совокупность экономических сфер участия транспорта: производство, обмен, распределение и потребление, так и через совокупность организационных элементов системы, то есть субъектов хозяйствования - АТП общего и необщего пользования.

Библиографический список

1. Омский областной статистический ежегодник: стат. Сборник в 2-х частях, ч.2/ Омскстат. - Омск, 2004. - 369 с.

2. Развитие автомобильного рынка России// «Автоперевозчики,№ 10, 2002г., с15-18.

3. Садриев Д.С. Управление грузовым автотранспортным комплексом.Системно-синергетическмй подход.- СПб.: СПбГИЭА, 1999. -198 с.

4. Чочуа МП. Проблемы и перспективы формирования в России цивилизованного рынка грузовых автомобильных перевозок.// «Экономическое возрождение России», №3 (5), 2005г. с.67-70.

5. Экономика автомобильного транспорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведедений / А.Г.Будрин, Е.В.Будрина, М.Г.Григорян и др.; Под ред. Г.А.Кононовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.

ЭЙХЛЕР Лариса Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Экономика и управление предприятиями».

Дата поступления статьи в редакцию: 20.12.05 г. © Эйхлер Л.В.

удк «7.400.1 о. М. ГВОЗДЕВА

Омский государственный университет

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ ГРАЖДАН РФ

НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ И ИНУЮ, НЕ ЗАПРЕЩЕННУЮ ЗАКОНОМ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НА ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

На основе Конституции РФ исследуются социально-экономические права граждан, реализуемые в сфере производства.

Понятие «социально-экономические права» охватывает комплекс прав: экономических, социальных, экологических, культурных. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как предпринимательская и иная, не запрещенная законом экономическая деятельность; собственность; труд и отдых; здоровье; образование; окружающая природная среда; культурная деятельность. Эти права призваны обеспечить материальные, духовные и другие социально-значимые потребности личности.

Закреплены социально-экономические права в ст. 34-44 Конституции РФ. В их состав входят: право на предпринимательскую и иную, не запрещенную

законом экономическую деятельность; право частной собственности, в том числе на землю; свобода труда, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, право на защиту от безработицы; право на отдых; право на защиту материнства, детства и семьи; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; право на образование; свобода творчества; право на участие в культурной жизни.

Конкретизированы эти права и свободы в отраслевом законодательстве (гражданском, трудовом и т. д.).

В действующей Конституции РФ по сравнению с конституциями советского периода трактовка социально-экономических прав стала иной, кроме того, расширился их перечень.

Принципиально новое содержание, - отмечает по этому поводу Н.С. Бондарь, - приобретают социально-экономические права и свободы в условиях перехода к рынку. Они призваны отразить на законодательном уровне коренное изменение в социально-экономическом положении человека как участника рыночных отношений. При этом рыночное содержание социально-экономических прав определяется особыми, только ему присущими экономическими характеристиками самого рынка как основы и пространственной сферы осуществления данной группы прав и свобод. К такого рода экономическим признакам рынка можно отнести множественность форм собственности и их равноправие, свободное предпринимательство, конкуренцию, возмездность товарных отношений, формально-юридическое равенство рыночных отношений. В той или иной мере эти признаки напрямую присутствуют в содержании социально-экономических прав и придают им рыночный характер1.

Рассмотрим новые для действующей Конституции РФ социально-экономические права: право на предпринимательскую и иную, не запрещенную законом экономическую деятельность; право на частную собственность, в том числе на землю.

1. Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности fem. 34). Это важные формы проявления свободы личности в сфере экономики. Исходя из принципиально иной идеологии, экономические права советские конституции не закрепляли.

Право на экономическую деятельность - одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции РФ).

Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни2.

Под иной экономической деятельностью подразумевается деятельность, закрепленная Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами. Например, банковская деятельность, биржевая деятельность, внешнеторговая деятельность и др.

Банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 30.12.2004) «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О центральном банке РФ (Банке России) и др.

федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Товарная биржа - это организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенных местах. Товарная биржа может иметь филиалы и другие обособленные подразделения.

За всю долголетнюю историю функционирования бирж (за рубежом и в России до 1917 г.) выделился определенный ряд товаров, которые называются классическим биржевым товаром (зерно, мясо, живой скот, нефть, нефтепродукты, цветные и драгоценные металлы, лес и др.). Вместе с этим на торгах могут быть и небиржевые товары, к которым относятся любые другие товары, изделия и продукты3.

Правовое регулирование биржевой деятельностью осуществляется Федеральным законом от 20.02.1992 № 2383 (ред. от 29.06.2004) «О товарных биржах и биржевой торговле», учредительными документами бирж, др. документами.

Внешняя торговля (англ. foreign trade) - торговля между странами, включающая экспорт и импорт товаров и услуг. Внешняя торговля характеризует участие данной страны в мировом товарообороте и международном разделении труда. Для большинства стран внешняя торговля выступает основной формой внешнеэкономических связей. Она осуществляется обычно посредством коммерческих операций, оформляемых соответствующими внешнеторговыми контрактами4.

Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяет отношения в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и отношения, непосредственно связанные с такой деятельностью.

Предпринимательская и иная экономическая деятельность не должна быть запрещена законом. Определенные виды деятельности, на которые требуется специальное разрешение (лицензия) указаны в Федеральном законе от 08.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 02.07.2005) «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Н.С.Бондарь очень точно подчеркивает, что реализация конституционного права на свободу предпринимательской деятельности не есть частный вопрос того или иного гражданина. В конечном счете, это проблема развития страны, перехода к новой системе хозяйствования.

Пред принимательство получает поддержку го-су-дарства. В 1995г. принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», который определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Рыночная экономика основана на свободе индивида - человека и гражданина - и на безусловном соблюдении его личных и имущественных прав и свобод, как свойственных ему от рождения, так и приобретенных впоследствии на законных основаниях5.

Установлен запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и

недобросовестную конкуренцию. Переход к рынку не возможен без развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности.

В советское время конкуренцию определяли, например, как «антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, которая неизбежно сопровождается анархией и стихией, осуществляется жестокими и хищническими методами, ведет к разрушительным экономическим и социальным последствиям»6. Но на самом деле никаких разрушительных экономических последствий конкуренция (имеется в виду добросовестная) не несет. Как верно определяет Г.И.Колесник, применительно к предпршшмательской деятельности она означает соперничество, состязательность между участниками рыночных отношений, которые всегда действуют, исходя из рационального преследования личных выгод. Как предприниматели, они стремятся к увеличению прибыли, как потребители они добиваются максимального повышения полезности приобретаемых товаров и услуг. Таким образом, каждый, стремясь только к собственной выгоде, в действительности одновременно удовлетворяет и какой-то чужой интерес, а в конечном итоге, они все вместе реализуют общественные интересы7. Конкуренцию называют «душой рынка».

Конкуренция, свойственная товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства, борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров; при капитализме - борьба между капиталистами за получение наивысшей прибыли8. В советский период конкуренции быть не могло, т.к. государство было единственным собственником средств производства.

2. Ст. 35, 36 закрепляют право частной собственности (в том числе на землю).

Советские конституции не признавали частной собственности и рассматривали ее как основу эксплуатации человека человеком. Граждане наделялись только правом личной собственности на трудовые доходы и сбережения, жилой дом, подсобное хозяйство, предметы домашнего обихода, личного потребления.

Имевшаяся в прежних конституциях норма, согласно которой законом допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда, носила, по существу, чисто формальный характер и не получала практической реализации. Таким образом, собственность гражданина фактически была полностью выключена из сферы общественного производства9. Но оказалось, что такая система неэффективна, непроизводительна, и как точно предвидел русский государственный деятель С.Ю.Витте: «Человек не разовьет своего труда, если он не имеет сознания, что плоды его труда суть его собственность и собственность его наследников»10.

Конституция РФ признает, защищает частную собственность (равно как государственную, муниципальную и иные формы собственности), относит ее к основам конституционного строя.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Это одно из основных прав человека. Конституционное закрепление этого права имело решающее

значение при переходе России к рыночной экономике.

Право частной собственности и его охрана предполагают право индивида самому или совместно с другими лицами - физическими и (или) юридическими - создавать в установленном законом порядке и формах хозяйственные общества и товарищества, организация и деятельность которых регламентируется Гражданским кодексом и изданными в соответствии с ним специальными законами. Такие общества и товарищества, выступающие в качестве юридических лиц (гл. 4 ГК), в то же время, как и сам индивид, являются частными лицами, и их собственность является частной собственностью. Частной собственностью является и собственность предприятий, созданных юридическими лицами"".

Частная собственность граждан, считает профессор А.П.Сергеев, - выступает ныне в следующих формах: собственность граждан, источником образования которой является их труд в качестве наемных работников безотносительно к тому, в какой сфере хозяйства и культуры и к чьим средствам производства этот труд прилагается; собственность, источником образования которой служит собственная экономическая деятельность, не направленная на извлечение прибыли; собственность, которая образуется за счет предпринимательской деятельности, основанной на собственном труде; собственность, которая образуется за счет предпринимательской деятельности, основанной на привлечении наемного труда. Ученый справедливо не сбрасывает со счетов как общесоциальные (пособия и выплаты из общественных фондов потребления, гуманитарная помощь из-за рубежа и за счет благотворительных фондов и т. д.), так и общегражданские (проценты на капитал, наследование, дарение и т. д.) способы образования собственности граждан п.

Особо следует сказать об интеллектуальной собственности.

Согласно ст. 138 Гражданского кодекса РФ интеллектуальная собственность - это определенные исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).

П. Розенберг считает, что интеллектуальная собственность - это собственность особого рода, которая требует специального регулирования ввиду ее нематериального характера, поскольку объектами права собственности владельцев патентов, субъектов авторского права и товарных знаков являются неосязаемые и бестелесные вещи13.

Подобного мнения придерживается бельгийский юрист Пикард: права на изобретение, промышленный образец и полезную модель, товарный знак, фирменное наименование и т. д. составляют особую интеллектуальную собственность и право на нее существенно отличается от права собственности на вещь14.

В настоящее время, - пишет А.П.Сергеев, -практически никто не ставит под сомнение двойственную природу авторских и изобретательских прав. С одной стороны, создателю творческого результата принад лежит право на его использование, которое носит исключительный характер и в принципе может свободно передаваться другим лицам

(предоставляется разрешение на использование результата). Данное право относится к числу имущественных прав и по целому ряду признаков действительно сходно с правом собственности. С другой стороны, - продолжает он, - автор обладает совокупностью личных неимущественных (моральных) прав, таких как право авторства, право на авторское имя и т. д., которые не могут отчуждаться от их обладателя в силу самой их природы. При этом между имущественными и личными правами не существует непреодолимой грани; напротив, они теснейшим образом взаимосвязаны и переплетены, образуя неразрывное единство»15.

Интеллектуальная собственность существенно отличается от права собственности еще и тем, что права авторов, изобретателей и их правопреемников изначально ограничены во времени и в пространстве, а право собственности в принципе бессрочно и не подлежит каким-либо территориальным ограничениям; что авторские и патентные права защищаются^ помощью иных правовых средств по сравнению с теми, которые применяются для защиты права собственности; что право на творческий результат неразрывно связано с личностью его создателя,1" но ведь речь идет о собственности, только собственности особого рода. На основе изложенного мы приходим к выводу, что интеллектуальная собственность не что иное, как вид права собственности.

К собственности особого рода относится и собственность на землю. О.И. Крассов определяет земельные отношения как особый вид имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли и регулируются земельным законодательством17. Мы придерживаемся точки зрения Е.С.Болтановой, по мнению которой имущественный характер имеют те отношения, в которых земля, земельный участок выступает как материальное благо, недвижимость. Но отношения по поводу земли складываются не только имущественного характера. Так, отношения по организации и ведению земельного кадастра имеют своим непосредственным объектом землю, но не являются имущественными. Это неимущественные отношения, поскольку земля выступает, прежде всего, как природный ресурс, составная часть окружающей природной среды, а не как недвижимость.

Конституция РФ устанавливает руководящие начала земельной политики государства и его образований. В соответствии со ст. 9. Конституции РФ земля используется и охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Развивая это конституционное положение, земельное законодательство содержит нормы, определяющие особый порядок изъятия и предоставления земель; регулирующие охрану и воспроизводство земель18.

Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяется Земельным кодексом РФ.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только на основании закона

при условии предварительного и равноценного возмещения - это гарантии неприкосновенности собственности.

Говоря о праве собственности, нельзя обойти вниманием наследование, потому что оно тоже есть гарантия прав частной собственности. В Конституции РФ так и сказано: право наследования гарантируется. Подробно оно peí лэментировано III частью Гражданского кодекса РФ.

Представление о наследовании, пронизывающее все паше современное право, в значительной степени обязано своей выработкой римскому праву, которое впервые сформулировало и последовательно провело мысль об универсальном характере наследственного преемства. «Hereditas nihil aliud est, quam succession in universum jus quod defunc-tus habuerit»...» («наследственное право есть не что иное, как получение в целом права, которым обладал умерший»)14.

Наследование - это переход прав и обязанностей умершего лица (наследодателя) к его правопреемникам (наследникам) в порядке и с ограничениями, установленными нормами наследственного права, которые зафиксированы в нормативно-правовых актах гражданского законодательства™.

Так определяет наследование Конституционный суд РФ: право наследования, гарантированное ст. 35 (ч. 4) Конституции РФ и подробно регламентированное гражданским законодательством, обеспечивает переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Оно включает в себя как право наследодателя распоряжаться своим имуществом, завещать его любым гражданам, так и право лиц, призываемых к наследованию по завещанию или по закону, на получение наследственного имущества. Каждое государство самостоятельно определяет принципы наследственного правопреемства, круг наследников по закону и по завещанию, порядок и условия призвания их к наследованию21.

Распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания. Завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного из них, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, отменить или изменить завещание. Свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доли в наследстве. Обязательную долю в наследстве имеют несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособный супруг и родители.

В Гражданском кодексе РСФСР 1964г. было две очереди наследников по закону. Федеральным законом от 14.05.2001 № 51-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст. 532 Гражданского кодекса РСФСР»22 увеличился круг наследников до четырех очередей.

С 01.03.2002 вступила в силу III часть Гражданского кодекса РФ, которая расширила круг наследников по закону до восьми очередей.

На примере расширения круга наследников, - рассуждает О.В.Мананников, - можно проследить изменение отношения государства к роли наследования, к осознанию значения наследования в жизни всех граждан, деятельности юридических лиц и государственных органов. Безусловно, жизнь не стоит на месте, социальные ориентиры и ценности

меняются. При всей изменчивости и непостоянстве экономики и политики в нашем государстве радует возвращение в правовое поле веками наработанных и проверенных правовых институтов. Абсолютно позитивными изменениями можно назвать усиление роли и значения законного наследования, расширение возможности совершать завещательное распоряжение в самых непредвиденных ситуациях (ученый имеет в виду ст. 1127, 1129 ГК РФ, завещания, приравненные к нотариально удостоверенным завещаниям и завещание в чрезвычайных обстоятельствах), а также просматривающуюся дебюрократизацию процедуры оформления наследниками своих прав на наследство. Остается пожелать законодателю не останавливаться на достигнутом и добавить к уже совершенным реформам еще реформу в части уменьшения налога на имущество, переходящее в порядке наследования, а также в части снижения размера государственной пошлины, взыскиваемых с наследников21.

Обновление социально-экономических прав в условиях перехода к рынку должно учитывать еще один принципиально важный момент: сам по себе переход к рыночной экономике еще не самоцель. Решение этой задачи должно служить достижению экономической свободы личности, ее экономического достоинства и обеспечению на этой основе наиболее эффективного развития социально-ориентированной экономики. Поэтому система соответствующих прав должна обеспечивать не только свободу предпринимательства и другие формы экономической свободы, но и права, гарантирующие человеку защиту от стихии рынка, от безработицы и нищеты. В этом плане важное значение приобретает сохранение и в условиях рынка всего того положительного, что было выработано практикой предшествующего развития нашего государства с точки зрения обеспечения, например, бесплатного медицинского обслуживания, бесплатного образования, отсутствия безработицы и т. д.24

В связи с конституционным закреплением прав на предпринимательскую и иную экономическую деятельность, на частную собственность у человека появилась реальная возможность жить достойно. Многое теперь зависит от нас самих, на сколько мы будем социально активны.

Библиографический список

1. Бондарь Н.С. Основы государства и права / Под ред. В.Т. Гайкова, В.А.Ржевского. Ростов-на-Дону, 2003. С. 351.

2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. М., 1996. С.220.

3. Беляков А.З, Правовые и экономические основы биржевой и брокерской деятельности (практическое руководство). М„ 1992. С. 5-6.

4. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Современная экономическая энциклопедия. СПб., 2002. С. 96.

5. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л.А. Окунь-кова. Изд-во БЕК, 1996.

6. Политэкономический словарь. М., 1983. С. 188.

7. Предпринимательское право / Под ред. С.А. Зинченко, Г.И. Колесника. Ростов-на-Дону, 2001. С. 219.

8. Словарь иностранных слов/Подред. И.В.Лехина.С.М.Лок-шиной, Ф.Н.Петрова, Л.С.Шаумяна. М., 1964 С.320-321.

9. Цит. по: Козлова Е.И. Конституционное право России / Подред. Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина. М., 2003. С. 282.

10. Витте С.Ю. Воспоминания. М., 1923. Т. 1С. 410.

11. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Л.А. Окунь кова. Изд-во БЕК, 1996.

12. Сергеев А.П. Гражданское право. Учебник. Часть [. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. С. 365.

13. Розенберг П. Основы патентного права США. М., 1979. С. 42.

14. Urbaneta Mariano Uzcatequi. Propiedad industrial. Caracas. 1970. P. 49.

15. Сергеев А.П. Указ.соч. С. 4-5.

16. Там же. С. 4.

17. КрассовО.И. Земельное право: Учебник. М„ 2000. С. 25.

18. Болтанова Е.С, Земельное право: Курс лекций. М.,2003. С. 19.

19. Покровский И.А. История римского права. СПб.: ИТД., 1999. С. 479-480.

20. Мананников О.В. Наследственное право России. М., 2004. С. 13.

21. Определение Конституционного суда РФ от 02.11.2000 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Горшковой А.В, на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 532 ГК РСФСР» // Вестник Конституционного суда РФ. 2001. № 2.

22. См.: Парламентская газета 2001. № 88; Российская газета. 2001. № 93; СЗ РФ 2001. № 21. Ст. 2060.

23. Мананников О.В. Указ. соч. С. 13.

24. Там же. С. 352.

ГВОЗДЕВА Ольга Михайловна, соискатель кафедры государственного и муниципального права ОмГУ им. Ф. М. Достоевского.

Дата поступления статьи в редакцию: 05.12.05 г. © Гвоздева О.М.

Календарь научных мероприятий

Всероссийская научно-практическая конференция «Совершенствование финансово-кредитных отношений»

Текст Ст. 34 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Комментарий к Ст. 34 Конституции Российской Федерации

1. Комментируемая статья закрепляет ряд важных принципов рыночной экономики. Часть первая комментируемой статьи развивает принцип свободы экономической деятельности, провозглашенный в части первой ст. 8 Конституции РФ, закрепляя субъективное право на свободное осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отметим, что субъектами права, провозглашенного в комментируемой статье, являются граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, бипатриды. Вместе с тем согласно действующему законодательству иностранные граждане и лица без гражданства вправе осуществлять предпринимательскую и трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу*(137), что существенно ограничивает их возможности на осуществление права, предусмотренного частью первой комментируемой статьи.

Иная экономическая деятельность, не относящаяся к предпринимательской, «представляет собой разумную деятельность человека, прямо не направленную на получение прибыли, но предполагающую использование его способностей и имущества для удовлетворения материальных потребностей и интересов»*(138). К такой деятельности следует отнести, например, .

Конституция России, говоря о праве на свободное использование способностей и имущества, не предусматривает каких-либо ограничений по имущественному положению или иному критерию. Достаточно ли у субъекта способностей и имущества для осуществления различных видов экономической деятельности, определяет он сам. Вместе с тем существуют некоторые ограничения в действующем законодательстве. Заниматься предпринимательской деятельностью может лицо, имеющее полную дееспособность (как правило, с 18 лет).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях*(139).

В силу конституционного принципа свободы экономической деятельности граждане, реализуя право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, вправе осуществлять ее как в индивидуальном порядке — в статусе индивидуального предпринимателя, так и путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или производственном кооперативе, т.е. путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства.

Существенным недостатком Конституции РФ применительно к правовому регулированию экономических отношений является полное отсутствие упоминания юридических лиц в ее тексте. Буквальное толкование норм Конституции отказывает юридическим лицам в защите их имущественных и иных прав. Так, например, авторы Комментария к Конституции РФ указывают на то, что юридические лица не являются субъектами права, закрепленного частью первой комментируемой статьи*(140).

2. Часть вторая комментируемой статьи частично воспроизводит положения . Она предусматривает изъятия из принципа свободы экономической деятельности, поскольку запрещает осуществлять такую деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Включение положений о запрете монополистической деятельности в современные конституции характеризует значимость этого принципа для современных экономических систем, поскольку до определенного времени монополизация не рассматривалась как явление, вредящее развитию экономики.

Монополизация — это деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и занятие монопольного положения на рынке. Подобная деятельность запрещена. Вместе с тем в ряде отраслей экономики государство допускает существование монополий: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей*(141). Естественные монополии существуют на тех рынках, где удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства) и товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Вместе с тем органы государственной власти должны стремиться к уменьшению числа естественных монополий.

Право на экономическую деятельность предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции).

Под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ст. 2 ГК РФ).

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свои риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.

Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права. Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом и вымогательством, защищать имущество частного предпринимателя наравне с государственной собственностью. Всей своей экономической политикой правительство правового государства содействует частному бизнесу, поощряет его развитие и защищает его от незаконных посягательств. Любой ущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных органов, подлежит возмещению.

В то же время это право имеет некоторые ограничения. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). К таким видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых осуществляется с помощью лицензирования. Государство регулирует определенные стороны отношений, связанных с экспортом и импортом, что налагает на многие предприятия некоторые ограничения. Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческой тайны. Такие и ряд других ограничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, и прежде всего Гражданским кодексом РФ. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Правила этого законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Гражданский кодекс, этот своеобразный основной закон рыночной экономики, вводит экономическую деятельность в общие рамки отношений любых физических и юридических лиц с другими лицами, закрепляет свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Закон опирается на необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. К числу законодательных актов об экономической деятельности относятся федеральные законы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», «О саморегулируемых организациях», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О несостоятельности (банкротстве)», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «Об экспорте газа» и др.

Субъектом права на экономическую деятельность (она не означает обязательно создание предприятия) являются любые лица, не ограниченные законом в своей правоспособности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается с его смертью. Согласно ст. 18 ГК РФ в содержание правоспособности входит право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах и проч. Естественно, что малолетние граждане могут осуществлять свои права только через законных представителей (родителей, опекунов). В полном объеме способность гражданина своими действиями приобретать обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает с наступлением совершеннолетия, т. е. с 18 лет.

Экономическая деятельность включает и внешнеторговую деятельность. Ее регламентируют несколько законов (например, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в редакции от 13 июля 2015 г.)).

Лицензии на экспорт и импорт отдельных видов товаров выдает соответствующий орган федеральной исполнительной власти.

В случае возникновения угрозы интересам и безопасности Российской Федерации и нарушения прав и свобод граждан допускаются временные меры, ограничивающие свободу внешнеэкономической деятельности. Эти меры предусмотрены в Федеральном законе «О специальных экономических мерах» от 30 декабря 2006 г. Такие меры применяются в случае возникновения международноправового деяния либо недружественного действия иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющих угрозу безопасности России или нарушающих права и свободы ее граждан. В этих случаях может быть применен запрет на совершение действий в отношении иностранного государства, иностранных организаций и граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории иностранного государства. Специальные меры включают приостановление программ в экономической, технической помощи и военно-техническом сотрудничестве, запрещение финансовых операций, прекращение или приостановление международных договоров, изменение таможенных пошлин, ограничение туристской деятельности и др. О таких мерах Президент РФ информирует Совет Федерации и Государственную Думу, которые вправе предложить их изменить или отменить.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства федеральным законом установлены изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и совершении сделок, влекущих установление контроля над такими хозяйственными обществами.

Конституция РФ выделяет еще одну форму экономической деятельности, подлежащую запрету, - ту, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы (которая сама по себе в рыночных условиях правомерна) нечестными и незаконными методами. Конституционный уровень запрета монополизации и недобросовестной конкуренции объясняется тем, что ограничения злоупотреблений свободой предпринимательства тесно связаны с самой этой свободой, а также со стремлением законодателя подчеркнуть особую опасность этих злоупотреблений для национальной экономики. Злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке и с нарушением этических правил конкуренции, губительны для граждан и всего общества. Отсутствие конкуренции задерживает экономический и технологический прогресс, подавляет активность мелкого и среднего бизнеса, снижает качество товаров, ведет к поддержанию высоких цен, ущемляет право многих людей на свободную экономическую деятельность. По интересам граждан и экономики бьет недобросовестная конкуренция, которая проявляется в заключении соглашений о ценах (для поддержания высоких цен), о разделе рынков, об устранении с рынка других предпринимателей. Интересы потребителей ущемляются, когда их вводят в заблуждение относительно изготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирования внешнего оформления или использования товарного знака чужого товара и иными способами.

Подобного рода методы запрещены законом. Запрещены также распространение предпринимателем ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю, изъятие товаров из обращения в целях создания либо поддержания дефицита на рынке либо повышения цен, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, и ряд других действий.

Ограничивать конкуренцию запрещено не только отдельным предпринимателям, но и органам исполнительной власти. Средством борьбы с монополизацией и недобросовестной конкуренцией может быть обращение в антимонопольные органы, которые вправе давать предписания о прекращении недозволенных действий, а при невыполнении предписаний - налагать штраф. В случае причинения убытков от таких действий можно обращаться в суд (как общей юрисдикции, так и арбитражный). Целям предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции посвящен Федеральный закон «О защите конкуренции» (в редакции от 3 июля 2016 г.).

Для реализации законов о защите конкуренции создана Федеральная антимонопольная служба, имеющая территориальные управления. Деятельность этих органов имеет квазисудебный характер, поскольку они принимают решения о мерах воздействия в процессуальных формах, т. е. с предоставлением определенных гарантий сторонам, соблюдением их прав и законных интересов. Однако любые решения этих органов могут быть обжалованы в суд.

Антимонопольное законодательство не затрагивает сферу действий так называемых естественных монополий, т. е. монополий, производящих товары, удовлетворение спроса на которые на рынке данного товара эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства и которые имеют устойчивый спрос в силу невозможности полной замены их другими товарами. Это транспортировка нефти и газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов и портов, услуги электрической и почтовой связи. Указанным Федеральным законом предусмотрено регулирование деятельности этих естественных монополий через специальные федеральные органы исполнительной власти.

Государство оказывает поддержку и так называемому малому предпринимательству (с числом занятых на предприятии до 100 человек). Федеральный закон предусматривает создание льготных условий в финансовой области и налогообложении, поддержку внешнеэкономической деятельности малых предприятий и др.

Для защиты населения от недобросовестной конкуренции в области рекламы принят Федеральный закон «О рекламе» (в редакции от 5 декабря 2016 г.), который предусматривает предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу, а также чести, достоинству и деловой репутации граждан и юридических лиц, окружающей среде, а также рекламы, посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали. Федеральным законом «Об объектах культурного наследия» регламентируется распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия. Законом ограничивается реклама лекарственных средств, медицинских изделий, методов лечения, биологических добавок и особенно медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности, которая не должна содержать утверждения о безопасности таких услуг. Не допускается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама. Регламентируются создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, особенно рекламы в радио- и телепрограммах, периодических печатных изданиях, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, кино- и видеообслуживании, рекламы, помещаемой наружно и на транспортных средствах, а также рекламы отдельных видов товаров и услуг (алкоголь, пиво, табак, оружие и др.). В случае установления факта нарушения законодательства нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным органом, а также несет ответственность в других формах.

Свобода предпринимательства в некоторых случаях вступает в противоречие с требованиями нравственности, правами и законными интересами граждан. В таких случаях государство на правовой основе ограничивает эту свободу на определенные виды деятельности. Например, Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 1 мая 2016 г.) разрешил проведение азартных игр только в игорных зонах пяти субъектов РФ, установил порядок создания и управления игорными заведениями, требования к организаторам этих игр и проч. Игорная зона не может быть ликвидирована Правительством РФ до истечения 10 лет со дня создания. Верховный Суд РФ высказал жесткую позицию по поводу азартных игр в Интернете: онлайн-казино должны быть заблокированы; отключать следует даже сайты, содержащие только информацию о подобных порталах.

Оказывая защиту предпринимательской деятельности, государство в то же время защищает действия граждан-вкладчиков, осуществляемые в личных интересах. Внешне носящие частный характер, такие действия имеют публичное значение, поскольку сбережения населения являются устойчивым источником ресурсной базы, необходимой для инвестиций и долгосрочного кредитования.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 июля 2002 г. отметил, что «конституционное право на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности не означает, что государство возлагает на себя обязанность гарантировать каждому предпринимателю (или гражданину-вкладчику) получение дохода. Однако банковские вклады являются источником долгосрочных инвестиций, и данная экономическая деятельность вкладчиков, осуществляемая в частных интересах, имеет вместе с тем и публичное значение, а потому государство, обеспечивая проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, вправе в случае возникновения неблагоприятных экономических условий осуществлять публично-правовое вмешательство в частноправовые отношения в кредитной сфере».

Экономическая деятельность приобретает новые черты в связи с созданием таможенного союза. Так, Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в редакции от 3 июля 2016 г.) закрепил возможность создания зон, на территории которых действует особый режим осуществления предприни-мательскои деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Эти зоны призваны способствовать развитию обрабатывающих, высокотехнологичных отраслей экономики, развитию туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур и др.

Придание особого статуса определенным территориям предусматривается Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации...» (в редакции от 28 декабря 2013 г.). Закон устанавливает для таких зон меры государственной поддержки при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. Среди этих мер бюджетные ассигнования, капитальное строительство в области энергетики и транспорта, предоставление в аренду земельных участков, налоговые льготы и др.

Льготный порядок экономической деятельности установлен также федеральными законами об особых экономических зонах для Калининградской и Магаданской областей. На территории этих зон применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, а участники хозяйственной деятельности получают особый статус.



Поделиться