Ступенчатый контроль за состоянием охраны труда. Система контроля от на предприятии. Кто осуществляет контроль на предприятии

Каждое предприятие должно соблюдать требования по охране труда. Это приоритетное направление развития каждого уважающего себя и свой бизнес предпринимателя. Поэтому в обязанности каждого работодателя входит обеспечение максимально безопасных условий труда каждому работнику.

Трехступенчатый контроль состояния охраны труда

Один из методов обеспечения безопасности труда на предприятиях является трехступенчатый контроль. Это такая система мониторинга, которая состоит из трёх ступеней. Она позволяет вести наблюдение за тем, как осуществляется контроль над соблюдением техники безопасности на предприятии в целом и на конкретно взятом рабочем месте.

В российском законодательстве не прописана обязанность каждого работодателя проводить именно трехступенчатый контроль по охране труда. Но ввести такие мероприятия можно:

  • по рекомендации контролирующего органа, в полномочия которого входит дача таких рекомендаций;
  • на основании распоряжения руководителя конкретного предприятия.

Если будет принято решение применять именно такую систему, необходимо издать соответствующий локальный акт, который и будет являться нормативным регулятором.

Применение трехступенчатой системы позволяет реализовать следующие цели и определённые задачи. В частности:

  • соблюдение надлежащим образом всех норм трудового законодательства;
  • обеспечение дополнительной безопасности производственных мощностей на предприятии, а также всего оборудования, агрегатов и прочего, включая технологический процесс;
  • содержание всей территории, на которой располагается не только офисное здание, но и прочие объекты предприятия, в надлежащем состоянии;
  • повышение трудовой грамотности сотрудников в целом и каждого в отдельности;
  • соблюдение норм по санитарии и гигиене;
  • осуществление лечебно-профилактического лечения работников.

Для того чтобы внедрить на конкретном предприятии трехступенчатую систему, необходимо подготовить нормативную документацию. Таковой будет являться соответствующее положение и приказ по предприятию. Но сначала необходимо оповестить всех сотрудников. Можно созвать коллективное собрание или провести оповещение иным способом. Например, провести рассылку по электронной почте.

Чтобы каждая ступень взаимодействовала с другой, необходимо установить ответственных лиц. В частности:

  • за внедрение 1 ступени ответственны будут руководители работ. Это может быть прораб, бригадир, начальник смены, прочие;
  • ответственным за внедрение 2 ступени будет руководитель структурного подразделения. Например, начальник отдела/ департамента, цеха, прочие;
  • ответственным за внедрение 3 ступени будет комиссия по охране труда, которая работает на конкретном предприятии.

Руководит этой комиссией прямой руководитель или его прямой заместитель.

Журнал трехступенчатого контроля по охране труда

Чтобы внедрить на предприятии трехступенчатую систему контроля по охране труда, необходимо подготовить нормативную документацию, в которую входит:

  • приказ по предприятию о внедрении данной системы;
  • журнал 1 и 2 ступеней;
  • соответствующее положение;
  • акт о результатах проверки комиссией на 3 ступени.

Журнал необходимо правильно заполнить. Для этого нужно указать в нём следующие сведения:

  • дату проведения проверки;
  • подробное описание нарушений, если они будут выявлены;
  • конкретные сроки ликвидации обнаруженных нарушений;
  • ФИО всех проверяющих, а также их подписи.

При заполнении журнала можно ориентироваться на образец:

При необходимости можно делать примечания в отдельной графе.

Нормативные документы по трехступенчатому контролю охраны труда

Приказ по предприятию издаётся в свободной форме. Но чтобы он получил свою юридическую силу, он должен содержать в себе конкретную информацию. Если у фирмы разработаны фирменные бланки, то издать приказ нужно на одном из них. На них уже даны основные сведения по предприятию:

Если фирменного бланка нет, то оформляется на обычном листе формата А4, но с указанием этих сведений. Кроме того, чтобы приказ стал юридическим документом, который имеет определённую кадровую силу, в него необходимо вписать также:

  • список ответственных лиц, уполномоченных осуществлять ступени контроля;
  • лицо, уполномоченное руководить процедурой по проведению контроля;
  • состав комиссии по охране труда;
  • основание для вынесения приказа;
  • подпись руководителя;
  • дату издания;
  • печать компании.

У каждого приказа есть порядковый номер. Поэтому его необходимо присвоить. У него также должно быть название. В данном случае это будет приказ «о введении трехступенчатого контроля над состоянием и условиями труда». Если одновременно с этим создаётся комиссия по охране труда, то это также нужно указать в названии.

При оформлении приказа можно ориентироваться на образец:

Положение о трехступенчатом контроле по охране труда

Прежде чем проводить мероприятия по трехступенчатому контролю, необходимо разработать соответствующее положение и ознакомить с ним каждого работника. Положение - это нормативный документ, в котором подробно прописан весь порядок проведения соответствующих мероприятий.

Документ издаётся в несколько этапов:

  • составление макета положения тем сотрудником, который является ответственным лицом по технике безопасности на данном предприятии. Кроме того, что он ответственный, он также должен обладать соответствующими знаниями и успешно пройти аттестацию;
  • согласование макета с кадровым и юридическим отделом. Это необходимо для того, чтобы привести положение в соответствие с действующим законодательством;
  • согласование макета положения с руководителями структурных подразделений. Согласование нужно проводить только с руководителями тех подразделений, в отношении которых и будут проводиться соответствующие мероприятия;
  • согласование с руководителем предприятия, окончательное утверждение документа.

Документ также должен пройти согласование с руководителем того структурного подразделения, которое ответственно за охрану труда на данном предприятии. Он является последней инстанцией по утверждению положения. Если такого руководителя нет, то руководителем организации.

Законодательно не утверждено содержание положения, оно создаётся под каждое конкретное предприятие. Но при составлении необходимо ориентироваться на стандарты ГОСТ и рекомендации к составлению. Поэтому в структуру документа должны входить следующие положения:

  • цели и задачи, для достижения которых руководство решило применить трёхступенчатую систему;
  • срок реализации каждой ступени;
  • список лиц, которые ответственны за проведение мероприятий;
  • перечень структурных подразделений, в отношении которых будут проводиться мероприятия по контролю над охраной труда;
  • полный перечень будущих практических и теоретических мероприятий.

Проведение трехступенчатого контроля по охране труда

Правила, по которым проводится трехступенчатый контроль:

  • выполнение конкретных действий контролирующего характера;
  • соотнесение результатов 1 и 2 ступени с тем, что было поставлено в задачи;
  • занесение этих результатов в журнал;
  • проведение проверки комиссией по охране труда - 3 ступень;
  • заполнение комиссией соответствующего акта;
  • если выявляются нарушения, они также вписываются в предписание. Также указываются сроки их устранения.

В рамках 1 ступени проводятся следующие мероприятия:

  • действия по устранению нарушений, которые были выявлены в результате прошлой проверки;
  • проверка наличия/отсутствия соответствующих инструментов, оборудования, материалов;
  • контроль над надлежащим состоянием проходов, входов, выходов, проездов, переходов, вентиляционных каналов;
  • проверка должной безопасности рабочих материалов и оборудования;
  • проверка соблюдения сотрудниками правил электро- и пожарной безопасности;
  • проверка наличия у сотрудников инструкций по охране труда;
  • проверка наличия и состояния средств индивидуальной защиты.

В рамках 2 ступени начальниками структурных подразделений проводятся следующие мероприятия:

  • надлежащее исполнение действий, предусмотренных 1-й ступенью;
  • устранение нарушений, которые выявились в результате 1-й ступени и предыдущих проверок;
  • контроль над соблюдением распоряжений, приказов и прочих локальных актов, имеющих отношение к охране труда;
  • проверка состояния трудовых мест, их защищенности от воздействия вредных факторов производства;
  • выявление ненадлежащего состояния бытовых и производственных площадей;
  • контроль над графиками планового осуществления ремонтных работ по основным средствам производства;
  • осмотр стендов по агитации охраны труда, предназначенных для изучения персоналом. Если выявляются факты ненадлежащего оформления или полного отсутствия таковых, отдаётся распоряжение по устранению нарушений;
  • устанавливается, были ли проведены в нормативный срок инструктажи по охране труда;
  • проверка правильности установки предупреждающих знаков безопасности;
  • контроль над своевременной выдачей персоналу предприятия лечебно-профилактического питания и иных средств профилактического предупреждения заболеваний, возникающих в результате профессионального труда;
  • контролирует соблюдение режима отдыха и трудовой деятельности рабочего персонала.

На 3 стадии руководитель предприятия вместе с комиссией по охране труда проводит следующие мероприятия:

  • контроль над надлежащим исполнением контролирующих мероприятий, предусмотренных предыдущими ступенями;
  • проверку должного выполнения требований нормативной документации;
  • контроль над исполнением предписаний, которые указаны в планах по повышению качества трудовых условий и коллективных договорах;
  • если были выявлены произошедшие несчастные случаи на производстве, проводятся мероприятия в рамках расследования;
  • проверка технического состояния производственных сооружений и прилегающей к ним территории;
  • проверка полного / неполного соответствия агрегатов и техники необходимым нормативным требованиям;
  • обеспечение персонала предприятия специализированной одеждой, обувью и прочими средствами защиты от вредных воздействий;
  • соответствие состояния бытовых помещений и комнат отдыха персонала;
  • должное исполнение лечебно-профилактического обслуживания рабочих;
  • проверка надлежащего состояния кабинетов охраны труда;
  • оформление стендов, плакатов и прочей наглядной агитации по охране труда;
  • надлежащее проведение инструктажей рабочего персонала по безопасности труда;
  • степень подготовленности рабочих к возможному возникновению аварийных и внештатных ситуаций;
  • соблюдение порядка трудовой деятельности и отдыха.

Все результаты проверки на стадии 3 ступени заносятся представителями комиссии в соответствующий акт. В нём прописываются все итоги, список ответственных лиц, которые проводили проверку, список выявленных нарушений. Подписывается акт председателем комиссии и её членами.

Периодичность проведения мероприятий:

  • в рамках 1 ступени - каждый день;
  • в рамках 2 ступени - еженедельно в соответствии с утверждённым графиком, который согласовывается руководителем конкретного структурного подразделения с представителем службы по охране труда;
  • в рамках 3 ступени - ежемесячно.

Итоги

Трехступенчатый контроль - это современная форма контроля над тем, как на конкретном предприятии соблюдаются нормы по охране труда. Соблюдение графика по проведению мероприятий каждой ступени позволяет вовремя выявить и устранить нарушения в данной области. Но такой контроль не является обязательной мерой, может проводиться по рекомендации уполномоченного лица.

Думали ли Вы когда-нибудь, насколько важен контроль? Ведь главное — сделать, а что будет потом — дело случая. Или не так? Давайте разбираться.

Правильная организация охраны труда на предприятии является важной и неотъемлемой частью безопасности работников. Работодателю важно не только обеспечить соответствующие условия труда, но и организовать необходимый контроль за состоянием данных условий. Но это для ответственного лица, т.е. руководителя предприятия. А что насчет специалиста по охране труда? Обычно ВСЕ задачи, связанные с обеспечением безопасности работников (включая контроль), возлагаются как раз на СОТа. Именно он должен следить за соблюдением правил по охране труда, инструкций, условиями и прививать работникам культуру безопасности труда. Но возможно ли добиться трудовой дисциплины и нулевого травматизма на всех уровнях крупного предприятия силами одного человека? Для решения этой задачи и эффективного управления в сфере охраны труда разработали метод трехступенчатого контроля.

Суть данного метода заключена в его названии: организация контроля на трех уровнях (ступенях) начиная с рабочего и заканчивая руководителем предприятия. Рассмотрим все три ступени.

I ступень

Реализация ежедневного контроля руководителем работ (мастером, дежурным по станции, бригадиром) в течение всего рабочего времени. В начале смены, перед началом работ руководители участков должны проверить состояние условий труда на рабочем месте, исправность оборудования, транспортных средств, соответствие технологических процессов требованиям охраны труда, электробезопасность и соблюдение работниками правил электробезопасности, наличие, исправность и правильное использование работниками средств индивидуальной защиты, наличие у работников наряд-допусков, соответствующих удостоверений, документов для выполнения работ. Выявленные нарушения должны быть немедленно устранены, запись о них занесена в Журнал трехступенчатого контроля. В конце рабочего дня руководитель работ отчитывается о выявленных нарушениях перед вышестоящим начальством.

II ступень

Её осуществляет руководитель отдела, цеха, подразделения при участии члена профсоюза, уполномоченного по охране труда. Два раза в месяц должны проверятся проведение первой ступени контроля и выполнение мероприятий по итогам проверки первой ступени, а также при необходимости, мероприятия, разработанные по результатам расследования несчастного случая. На данном этапе также проверяется выполнение предписаний государственных надзорных органов, условия труда, состояние средств коллективной и индивидуальной защиты, соблюдение режима труда и отдыха.

III ступень

Комиссия в составе инженера по охране труда, руководителя технической службы а также уполномоченного специалиста в сфере охраны труда из профсоюза во главе с руководителем организации и главой профсоюзного комитета созывается один раз в месяц для проверки технического состояния и содержания зданий и сооружений, цехов и помещений, а также территорий, прилегающих к ним. Контролируются выполнение мероприятий, разработанных по результатам тяжелых, групповых несчастных случаев, аварий. Проверяется исполнение предписаний и распоряжений органов государственного надзора, мероприятий по улучшению условий труда, ведение Журнала трехступенчатого контроля, журналов инструктажей по охране труда, а также осуществляется контроль за организацией обучения сотрудников. По результатам оформляется акт, выявленные в ходе проверки нарушения фиксируют в Журнале трехступенчатого контроля участка, где проводилась проверка. Руководитель совместно со специалистами и руководителями подразделений разрабатывают мероприятия по устранению выявленных нарушений, назначаются ответственные лица. На третьей степени к контролю также можно привлекать и внештатных государственных инспекторов по охране труда, что позволит провести беспристрастную проверку.

Роль инженера по охране труда при трехступенчатом контроле

Инженер по охране труда подключается к проверке на втором этапе. Именно на этом этапе проводится своевременное проведение инструктажей по охране труда, проверка обустройства уголков по ОТ, знаков безопасности, а также наличие и исправность противопожарных, сигнальных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов. На отдел по охране труда возлагается ответственность за организацию и функционирование трехступенчатого контроля. Специалисту необходимо донести до всех работников предприятия как до руководства, так и до рядовых сотрудников, что данный метод контроля даст заметные результаты только если будет проводится фактически, а не документально. Для правильной организации трехступенчатого контроля можно ознакомится с соответствующими Методическими рекомендациями. Инженер по охране труда осуществляет контроль за выполнением мероприятий, намеченных комиссией.

Выводы

При рассмотрении структуры организации трехступенчатого контроля становится понятно, что данный метод подходит для крупных предприятий, с большим количеством сотрудников, наличием структурных подразделений. Хотя введение трехступенчатого контроля не является обязательной мерой, данная методика поможет охватить все аспекты охраны труда на предприятии, при этом осуществляется контроль на всех этапах производства, что помогает привить трудовую дисциплину работникам и приводит к разработке мероприятий по улучшению условий труда. Благодаря трехступенчатому контролю руководитель организации будет регулярно получать сведения о функционировании системы охраны труда на его предприятии, сможет подбирать правильную стратегию по управлению охраной труда.

Производственный контроль по охране труда на предприятии призван обезопасить работников предприятия от .

Анализу при этом подлежат:

  • производственные и бытовые помещения;
  • транспорт;
  • оборудование;
  • технологические процессы;
  • рабочие места;
  • продукция;
  • сырье;
  • отходы производства.

Организация и проведение производственного контроля входит в Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 марта 2012. Аналогичные требования содержит и Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Охрана труда: программа производственного контроля

Осуществление этой деятельности начинается с разработки - документа, который содержит перечень мероприятий, направленных на соблюдение требований соответствующих законодательных актов, с указанием ответственных лиц и сроков исполнения. В том числе проверку освещения, вибрации, шума, качества воздуха, показателей электромагнитных полей и прочих факторов, характерных конкретному производству. Такая программа является обязательной для любого предприятия. Она составляется без ограничения срока действия, а необходимые изменения в нее вносятся каждый раз, когда меняется одно из следующих условий:

  • вид деятельности организации;
  • технология производства;
  • используемые материалы.

В учебных планах многих высших учебных заведений предусмотрено прохождение студентами практики по охране труда на промышленных предприятиях. Показательно, что для того, чтобы студенты смогли при этом составить качественный отчет по производственной практике, отдел охраны труда, как правило, предоставляет своим практикантам именно программу производственного контроля, так как грамотно составленная программа охватывает все необходимые аспекты в этой области.

Кто осуществляет контроль на предприятии

Разработка программы контроля требует определенных знаний по охране труда, гигиене и санитарии, а также знание специфики производства. Поэтому такая работа должна выполняться специалистами в этих областях или работниками, прошедшими специальную подготовку. Соответственно, на крупных предприятиях программу обычно разрабатывают сотрудники отдела охраны труда, а небольшие организации часто привлекают для этой цели специальные фирмы.

Для определения соответствия условий труда на каждом рабочем месте требованиям охраны труда работодатель должен организовать проверку состояния этих условий на рабочих местах. Для этого перед началом работы руководитель работ на конкретном участке обязан проверить оборудование, работу специальных устройств, места работы, убедиться в полной их исправности и безопасности и обеспечить надзор за их надлежащим состоянием во время работы. Вносится эта информация в специальный .

Для проведения замеров и наблюдения за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников в крупных и средних предприятиях могут создаваться собственные сертифицированные лаборатории, а в более мелких организациях такая работа может выполняться на основании договоров, заключенных со специализированными организациями.

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.

Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

Состояния оборудования, территории, сооружений;
правильности ведения документации по ОТ;
наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

9. Проводят вводные инструктажи.

10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

12. Хранят документацию по ОТ.

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

Ростехнадзор . С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

Госгортехнадзор . Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.

Госатомнадзор . Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением:
радиоактивных веществ;
атомной энергии;
ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

Госэнергонадзор . Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

Рострудинспекция . Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.

Госсанэпиднадзор . Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали:
гигиенические нормы;
— санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

Государственная противопожарная служба . С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.

Госэкспертиза условий труда (УТ) . Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.

Госстандарт . Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях:
— лаборатории госнадзора;
— центры стандартизации и метрологии.

Госавтоинспекция . Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

Жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ. Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок. Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ. В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации. Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.

7.1. Контроль за состоянием охраны труда проводят для установления степени выполнения службами, подразделени­ями и отдельными работниками правил, норм и требований по ОТ, регламентируемых директивными органами и норма­тивно-технической документацией.

Контроль за состоянием охраны труда должен включать в себя:

Текущий контроль состояния охраны труда инженерно- техническими работниками;

Ежедневные обследования состояния ОТ в ходе прове­дения первой ступени 3-ступенчатого контроля за состояни­ем охраны труда;

Еженедельное обследование состояния ОТ в ходе про­ведения второй ступени 3-ступенчатого контроля за состоя­нием охраны труда;

Ежемесячное обследование состояния ОТ в ходе про­ведения третьей ступени 3-ступенчатого контроля за состо­янием храны труда;

Проведение комплексных и целевых проверок;

Метрологическое обеспечение контроля за состоянием охраны труда;

Общественный контроль.

7.2. Контроль за функционированием СУОТ проводят для установления степени выполнения функций и задач управ­ления; установленных нормативными документами отрасле­вой системы управления охраной труда (ОСУОТ) и системой охраны труда предприятия (СУОТП).

7.3. Основным содержанием контроля, проводимого на всех уровнях управления, является проверка выполнения норм, требований и планируемых мероприятий по ОТ.

При проведении контроля в обязательном порядке про­веряют:

Состояние внедрения нормативно-технической докумен­тации (НТД) по ОТ;

Организация и результаты работы I и II ступеней кон­троля по ОТ;

Организация обучения и аттестации ИТР по вопросам ОТ. Проведение инструктажей;

Выполнение предписаний государственной инспекции и ООТ;

Выполнение ОРД;

Выполнение мероприятий по актам Н-1 и актам рассле­дования впервые выявленных профзаболеваний;

Техническое состояние зданий и сооружений;

Состояние технологического оборудования;

Состояние электрохозяйства;

Состояние стендов, плакатов, знаков безопасности,пла­нов эвакуации;

состояние пожарной безопасности;

Состояние сосудов, работающих под давлением, газово­го оборудования (ГРП);

Состояние санитарно-бытовых помещений;

Состояние складирования, проходов, проездов, поряд­ка в помещениях;

Состояние прохождения обязательных медицинских профосмотров;

Наличие:

Схем размещения технологического оборудования и со­ответствие фактического размещения этим схемам;

На рабочих местах технологической документации., ин­струкций по охране труда и инструкций по эксплуатации объектов повышенной опасности.

7.4. Контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия, должен проводиться согласно отраслевому «По­ложению об отделе (службе) охраны труда предприятия».


7.5. Общественный контроль за состоянием охраны труда комиссией охраны труда профсоюзного комитета предприя­тия должен осуществляться согласно «Типовому положению о комиссиях по вопросам охраны труда предприятия», упол­номоченным по охране труда - согласно «Типовому положе­нию о работе уполномоченных трудовых коллективов по воп­росам охраны труда».

7.6. Контроль и надзор, осуществляемый органами госу­дарственного надзора согласно соответствующим Положениям об органах государственного надзора-

Постоянный контроль, надзор и методическое руководст­во работой по охране труда на объектах, подконтрольных органам государственного надзора, должны возлагаться на ответственных лиц по контролю и надзору за соответствую­щими объектами, назначенными приказом руководителя пре­дприятия (подразделения).

8.УЧЕТ, АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУОТ

8.1. Функция учета и анализа состояния охраны труда за­ключается в выявлении и обобщении причин несоблюдения требований трудового законодательства, стандартов, правил и норм охраны труда*, а также причин невыполнения плани­руемых работ и мероприятий по охране труда с определени­ем конкретных мер по устранению недостатков.

8.2. Учет по охране труда - объективная документальная фиксация комплекса технико-экономических показателей, предназначенных для отражения состояния ОТ и реализа­ции задач СУОТ.

8.3. Учет по ОТ должен включать:

Оперативный учет состояния ОТ и выполнения работ по реализации СУОТ;

Систематический учет основных технико-экономических показателей в соответствии с НДД по оценке уровня работ по ОТ на предприятии;

Бухгалтерский учет средств и хозяйственных операции по ОТ в денежном выражении.

8.4. К организации учета по ОТ предъявляются следую­щие требования:

Систематическое планирование учетного процесса;

Непрерывность ведения учета;

Получение достоверной информации, своевременность и правильность заполнения учета.

8.5. Источником информации и исходной базой для веде­ния учета должен являться первичный учет.

8.6. Первичный учет ОТ должен фиксироваться в докумен­тах и журналах, отражающих:

Выполнение плановых мероприятий;

Расследование несчастных случаев на производстве;

Причины несчастных случаев;

Состояние условий труда;

Производственную санитарию;

Безопасность оборудования;

Состояние безопасности технологического оборудования;

Выдачу опецодежды и др.

8.7. Информация, полученная на основе документов пер­вичного учета, обрабатывается, группируется и сводится в обобщенные показатели в соответствии с 11ТД по оценке уров­ня состояния ОТ на предприятии.

8.8. Документы первичного учета имеют юридическую си­лу и должны вестись на установленных типовых формах ак­тов, журналов, приказов, распоряжений и т. п.

8.9. Ведение документов первичного учета должно про­изводиться лицами, определенными соответствующими рас­поряжениями и функциональными обязанностями работаю­щих.

8.10. Ответственность за состояние учета по ОТ должна возлагаться:

Оперативного - на руководителей структурных под­разделений и служб предприятия в соответствии со служеб­ными функциями, установленными стандартами (положени­ями) СУОТ;

Статистического - на руководителя службы охраны труда;

Бухгалтерского - на руководителя бухгалтерской слу­жбы.

Общее методическое руководство учета по ОТ возлагает­ся на службу охраны труда предприятия.

8.11. Анализ состояния ОТ на рабочем месте, производ­ственном участке, в цехе, на предприятии является обяза­тельной функцией в СУОТ.

8.12. Проведение анализа состояния ОТ должно быть на­правлено на:

Выявление и обобщение причин несоблюдения требова­нии трудового законодательства (в части ОТ), законодатель­ства об охране труда, законодательства об общеобязатель­ном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повлекших утрату трудоспособности, стандартов безопасно­сти труда, правил, норм, инструкций и других документов по ОТ;

Определение уровня ОТ за установленный период вре­мени;

Разработку конкретных организационно-технических мероприятий по устранению выявленных недостатков и даль­нейшему повышению уровня ОТ.

8.13. Должны быть установлены следующие виды анали­за состояния ОТ: оперативный (после каждой проверки и т- п.), ежемесячный, ежеквартальный, за полугодие и за год.

8.14. При оперативном анализе рассматриваются данные проверок., определяются характер нарушений и их количест­во, является сопоставление с предыдущими проверками, вы­деляются повторяющиеся недостатки, фамилии нарушителей, причины нарушений и т. д. При оперативном анализе долж­ны выявиться также потенциальные опасности.

8.15. Месячный анализ, за квартал, за полугодие прово­дятся по итогам работы за месяц, квартал, полугодие. По учетным материалам, характеризующим состояние ОТ, вы­является эффективность проведения мероприятий: какие до­стигнуты положительные результаты, какие допущены недо­четы, определяется динамика нарушений (по их характеру) н коэффициент безопасности труда.

8.16. При анализе работы по ОТ за год определяется ди­намика несчастных случаев на производстве по цехам и пред­приятию, а также изменения числа несчастных случаев по причинам; выясняется динамика нарушений и аварий, обоб­щаются принятые к нарушителям ОТ меры, оценивается их эффективность и т. д.

8.17. Анализ ОТ должен заканчиваться оценкой состояния 01 и культуры производства.

8.18. Для оценки состояния охраны труда рекомендуется "спользовать обобщенный показатель коэффициент безо­пасности труда (Кб), характеризующий соблюдение требований безопасности труда работающими, выполнение плано­вых мероприятий по ОТ, состояние производственной сани­тарии, безопасность производственного оборудования и тех­нологических процессов и др.



Поделиться