Стоит ли сотруднику фсб ехать в усб. Федеральная служба безопасности. Как попасть в ФСБ? Минусы службы в ФСБ

Тем, кто желает стать сотрудником Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России), следует знать, что ФСБ предоставляет места как для военнослужащих, так и гражданского персонала.

В то же время военнослужащие в своём большинстве (исключая Пограничную службу) комплектуются из офицерского состава.

Ознакомиться с условиями поступления на службу в ФСБ, а также особенностями её оформления можно на официальном сайте службы в разделе справочной информации.

Для поступления на службу, а также работу на имеющиеся вакансии потребуется обратиться в территориальный орган безопасности либо пограничную службу с анкетой и копиями необходимых личных документов. Подавать нужные документы можно как лично, так и заказным письмом. Электронные письма на рассмотрение не принимаются.

После этого в срок равный 30 дням с момента получения необходимых документов кандидаты на имеющиеся вакансии уведомляются о возможности их рассмотрения на соответствующие должности. Стоит иметь в виду, что такое уведомление приходит лишь тем гражданам, изучение документов которых получило положительную оценку.

Граждане, претендующие на имеющиеся у Федеральной службы безопасности вакансии должны соответствовать ряду требований, среди которых определённые личные, психологические и профессиональные качества, состояние здоровья, образование и прочее.


Желающие связать свою профессиональную деятельность с Федеральной службой безопасности также должны пройти психофизиологические исследования и тестирования, медицинское освидетельствование, проверку уровня физической активности, а также процедуру оформления допуска к информации, составляющей гостайну.

На поступивших на военную службу в ФСБ сотрудников также возлагается ряд запретов, рассмотреть полный перечень которых также можно на официальном сайте соответствующей службы.


Ознакомиться с имеющимися вакансиями ФСБ Вы можете обратившись в соответствующую службу по месту своего жительства либо на специализированных сайтах, содержащих информацию о доступных вакантных должностях. Последние включают всю необходимую информацию о вакансии, включая должностные обязанности, требования к кандидату, адрес места работы и прочие сведения.

Федеральная служба безопасности России является очень важной структурой. Переоценить ее значение крайне сложно. Работать здесь не только сложно, но и очень ответственно. Ведь каждый документ, который проходит через это ведомство, имеет особое значение. Поскольку задачей ФСБ является безопасность общества, то и должностей здесь очень много. Многие профессии, которые востребованы в этой организации, требуют определенных умственных способностей, работа обладает определенным риском для жизни, нагрузки тоже достаточно велики.

Это военное ведомство, но на работу сюда устраиваются не только кадровые офицеры, но и люди, которые имеют гражданские специальности. Попасть на службу в ФСБ считается престижным, но сложным делом. Это неудивительно, ведь здесь есть прекрасная возможность построить карьеру.

Найти информацию о размерах зарплаты достаточно сложно, ведь существует такое понятие, как неразглашение тайны. Однако известно, что у начинающего сотрудника ФСБ зарплаты не очень велики. Здесь сложная система начисления зарплаты. Должности здесь военные, и уровень дохода офицера зависит от выслуги размера должностной ставки, а также от его образования.

Как устраиваются в ФСБ

Пожалуй, нет более строгого работодателя, чем ФСБ. Здесь очень строгая система отбора. Нужно пройти медицинскую комиссию и психологическое тестирование. Но проверяют не только кандидатов, но и членов их семей. Так, например, родственников сотрудника спецназа попросят подписать документы, что они не будут иметь претензии, если с ним что-то случится, и не станут выяснять причины происшедшего.

Основным и важным требованием является наличие российского гражданства. Берут на работу в ФСБ и женщин. Чаще всего они устраиваются делопроизводителями. Если для мужчин необходимо иметь высшее образование, служить в армии, то для женщин допускается учеба в гражданских ВУЗах. После окончания их женщины получают звание прапорщика.

Независимо от того, какого пола сотрудник, он должен быть готов к командировкам и иметь необходимый набор личных качеств.

Какая зарплата в ФСБ в 2019 году

По сравнению с остальными ведомствами, в ФСБ самые высокие ставки. Так, в период с 2013 по 2019 году размер дохода сотрудника ведомства увеличилась в среднем на 30-50%. Повышение коснулось и сотрудников, которые служат по контракту, и тех, чья служба связана с пограничными войсками. Однако экономический кризис коснулся, и ФСБ, и прибавки жалования в 2019-2020 годах не ожидается. Тем не менее сотрудники ведомства получат прибавку, которая увеличит доход на 6%. В частности, ожидается введение выплат на детей, а также оплата стоимости проезда во время отпуска.

В зависимости от степени риска, из федерального бюджета компенсируются возможные травмы, связанные со службой. Размер положенной надбавки будет определяться в зависимости от оклада, который положен сотруднику в соответствии с его должностью, а также зарплатной ставки. Планируется принятие нового закона, который значительно увеличит зарплаты работников ведомства.

Тем не менее кризис внес свои коррективы, и повышение, возможно, придется подождать. Высокий уровень инфляции может привести к тому, что правительство заморозит свои планы. Кроме того, ходят упорные слухи о том, что ведомство ожидает волна сокращений. На данный момент планируется, что военные, занимающие высокие должности получат в течение трех лет прибавку, которая увеличит их зарплату на 7%,а те, кто занимает низкий ранг – 5%.

Ожидается, что повышение зарплаты произойдет в октябре, но специалисты утверждают, что введение надбавок может быть заморожено на неопределенный срок.

Какие ставки в ФСБ

Для того чтобы картина окончательно прояснилась, посмотрим, какие ставки действуют на сегодняшний день в этом ведомстве. На данный момент оклад офицеров, которые относятся к высшему рангу, составляет от 48 000 – 52 000 в месяц.

  • оклад старшего опера – 33 000;
  • оперуполномоченного – 31 000;
  • начальник территориального подразделения – 34 000;
  • следователи зарабатывают 21 — 28 000;
  • младший офицерский состав – 24 000;
  • радиотехники имеют оклад в 18 000;
  • Рядовые должности – 12 000.

Служащие, которые находятся на контрактной службе, имеют такие ставки:

  • высший офицерский состав (маршалы, генералы, адмиралы) – 27 000 — 30 000;
  • генерал-полковник имеет оклад – 25 000;
  • полковник или капитан – 13 000;
  • подполковник – 12 000;
  • звание лейтенанта от 11 000;
  • прапорщики – 10 000.

В ФСБ много подразделений. В частности, к этому ведомстве относятся погранвойска. Поскольку эта служба зачастую связана с риском для жизни, то и уровень зарплаты здесь другой. Однако и требования при приеме на работу очень высоки. Так, для того чтобы получить должность пограничника, следует пройти воинскую службу.

Возрастной ценз также строгий. Это от 18 до 40 лет. Кроме того, необходимо пройти серьезное психологическое тестирование. Работа пограничника очень ответственная: от того, насколько качественно выполняет свою работу сотрудник, зависит и безопасность государства. В частности, у потенциального кандидата не должно быть проблем с алкоголем или наркотиками. Будущие пограничники сдают экзамен ЕГЭ, а также нормативы по физкультуре.

Оклад здесь начинается от 18 000, однако сотрудникам пограничной службы полагаются надбавки и установленные льготы, а кроме того, доходы повышаются в зависимости от срока выслуги.

Какие пенсии в ФСБ

Сотрудники ФСБ относятся к военным, поэтому при выходе на заслуженный отдых получают хорошие пенсии и надбавки за выслугу лет, а также учитывается сложность, связанная с данной работой. Если сотрудник получил травмы в период несения службы, то это также учитывается. Так, начиная с 2013 года, повышается не только оклад действующих сотрудников, но и пенсии.

В планах правительства повысить размер пенсии военным. Однако ожидать большой прибавки не приходится. Не более 5 или 6%. Повышение пенсий будет проводиться два раза. Сначала повысят коэффициент, а затем добавят 5%. У военных идет прибавка к пенсии в зависимости от срока выслуги. С каждым годом пенсии увеличивают от 5 до 10%. В среднем это почти 50% от размера дохода.

Ждать ли прибавки в зарплате сотрудникам ФСБ в 2019 году

С 2013 года реализуется план, который призван улучшить материальные условия военных. На тот момент сотрудники ФСБ получали большие прибавки, которые составляли примерно 30-50%. Отчасти это связано с тем, что МВД увеличило оклады полицейским. Разница у сотрудников ведомств оказалась почти в 20 000 руб. В связи с этим существенного увеличения зарплаты органам безопасности в 2019-2020 году ожидать не приходится.

Таким образом, размер доходов останется прежним, однако прибавку в 5,5% получат военные, полицейские, сотрудники ведомства по борьбе с наркотиками, ФСИН. Для этого правительство выделяет сумму в 40 млрд. рублей. Ожидается, что прибавка будет действовать уже с октября. Кроме того, закон, который действует с 2014 года, позволяет повышать оклады сотрудникам, в зависимости от того, в каких условиях они служат. Поэтому увеличение жалований в ФСБ, скорее всего, получится значительное.

На службу в Федеральную Службу Безопасности сотрудники принимаются как в гражданский персонал так и в военнослужащие. В ФСБ работают люди разных специальностей от сантехников до криптографов. Главная кузница кадров офицерского состава ФСБ России — .

Академия ФСБ России одно из самых авторитетных учебных заведений России. В стенах академии готовят специалистов различных направлений. За пять лет учебы, слушатели обучаются классической разведке и контрразведке, получают высшее юридическое образование, проходят военную и физическую подготовку. Получают необходимый минимум знаний в смежных областях профессии. Практику проходят в действующих подразделениях ФСБ РФ, специфика которых близка к выбранной профессии.

В Академии ФСБ преподают более двухсот преподавателей . Среди них более ста кандидатов и докторов наук, академиков, членов-корреспондентов разных академий. Это профессиональные преподаватели и известные ученые. Лучшие умы страны готовят будущих офицеров ФСБ. В семинарах принимают участие специалисты исследовательских институтов, действующие и вышедшие в отставку оперативники ФСБ.

На занятия приглашаются преподаватели из других ведущих ВУЗов России.

Специализация слушателей проходит по направлениям:

  1. Информационная безопасность телекоммуникационных систем.
  2. Информационная безопасность автоматизированных систем.
  3. Информационно-аналитические системы безопасности.
  4. Компьютерная безопасность.
  5. Криптография.
  6. Противодействие техническим разведкам.
  7. Правовое обеспечение национальной безопасности.
  8. Перевод и переводоведение.
Федеральная Служба Безопасности России осуществляет деятельность по направлениям:
  1. Контрразведывательная деятельность.
  2. Деятельность, направленная на борьбу с терроризмом.
  3. Деятельность разведывательного характера.
  4. Пограничная деятельность.
  5. Информационная безопасность.

Профессии сотрудников Федеральной Службы Безопасности разнообразны. Все они направлены на защиту страны, повышение ее мощи, обороноспособности и безопасности. Усиленная мотивация сотрудников привлекает к службе многих людей, но высочайшие требования к личностным характеристикам, требования в работе, оставляют на службе в ФСБ России лучших из лучших офицеров.

С точки зрения злоумышленника против интересов страны, существование ФСБ уже само по себе один большой минус. ФСБ РФ создано для защиты безопасности страны, плюсы и минусы профессии офицера ФСБ рассматриваются с позиции гражданина и патриота Российской Федерации.

Плюсы службы в ФСБ

  • Первый и самый главный плюс службы в ФСБ – моральное удовлетворение от работы . Действия ФСБ России направлены на защиту страны, и должны внести посильный вклад в общее дело, призванное усилить позиции страны в мире, поднять ее мощь и обороноспособность, мечта любого патриот России.
  • Возможность получить лучшее образование в стране . Как организации стоящей на страже безопасности страны, ФСБ уделяет особое внимание подготовке кадрового состава. Многие сотрудники ФСБ имеют по несколько высших образований.
  • Сотрудники ФСБ имеют возможность высочайшего карьерного роста , пример тому В. В. Путин — президент Российской Федерации.
  • Сотрудники ФСБ принадлежат к элите силовых ведомств . Их реальные дела, служащие укреплению страны, навсегда становятся известны простому обывателю, но завеса секретности и работа пропаганды вызывают уважение граждан страны. Это достойная награда за нелегкий труд.
  • Достойное материальное вознаграждение . Страна не скупится на безопасность и материальное стимулирование сотрудников организовано должным образом.
  • Возможность реализации сотрудника спецслужбы в научных областях . Многие ученые – офицеры ФСБ. Они делают свои открытия, на службе.
  • Высокая ответственност ь, например сотрудник ФСБ, является секретоносителем, что повышает его значимость и самооценку.

Минусы службы в ФСБ

  • Федеральная Служба Безопасности России – военная организация , со всеми вытекающими отсюда тяготами и лишениями. Человек не принадлежит себе, он принадлежит службе, и возможности свободного выбора у него нет. Он действует в интересах службы и по ее приказу.
  • . Работа в ФСБ – это работа на изнанке жизни, со всеми отвратительными ее проявлениями. Зачастую сотруднику ФСБ приходится исполнять работу, противоестественную для человека, что оказывает губительное влияние на психику сотрудника.
  • Физические нагрузки также очень велики . Офицеры ФСБ выполняют работу не нормами и планами, а нацеленную на результат. Силы и средства ненормированные, что требует серьезной физической подготовки.
  • Сотрудники ФСБ подвергаются повышенному риску жизни и здоровью . Действуя во враждебной среде, офицер ФСБ рискует во много раз больше сотрудников других силовых ведомств. Специфика действий ФСБ подразумевает повышенные риски.
  • Высокая ответственность , например сотрудник ФСБ, является секретоносителем, что существенно ограничивает его в свободе действий.

Заключение

ФСБ РФ — место службы людей с высоким уровнем гражданским ответственности, физически развитых, блестяще образованных. Быть профессионалом ФСБ, значит быть в числе избранных, получающих все возможные вознаграждения за свою службу. В ответ, офицер ФСБ полностью посвящает себя службе, готов к повышенным рискам и запредельным нагрузкам.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России ) является федеральным органом исполнительной власти, непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление, а также разведывательную деятельность и деятельность в сфере борьбы с преступностью.

Деятельность органов федеральной службы безопасности регламентируется Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ
"О федеральной службе безопасности"
(с изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г.), Положением о ФСБ РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 6 июля 1998 года № 806 (утратил силу) иными правовыми актами, определяющими нормативно-правовой статус структурных звеньев ФСБ РФ, организацию и тактику их работы.

Назначение органов ФСБ РФ состоит в обеспечении безопасности личности, общества и государства в пределах предоставленных им полномочий. Это одна из важных функций государства и представляет собой деятельность по реализации системы мер, проводимых различными звеньями государственного механизма, направленных на защиту жизненно важных интересов федеративного государства, всех субъектов федерации, общества в целом и граждан от зарубежных подрывных центров и других иностранных организаций, участвующих в такой деятельности, а также от противоправных посягательств на конституционный строй, экономический, научно-технический и оборонный потенциал страны.

Деятельность по обеспечению государственной безопасности проводится практически на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, прокуратуры и судебной системы. Государственные органы при решении задач обеспечения государственной безопасности опираются на поддержку и помощь общественности и отдельных граждан.

Система мер обеспечения государственной безопасности включает в себя:

а) организационно-политические меры, состоящие в выработке стратегических установок в сфере обеспечения госбезопасности, координации усилий различных звеньев государственного механизма на всех уровнях государственного руководства;

б) правовые меры, включающие правотворческую (прежде всего законодательную) и правоприменительную деятельность в сфере обеспечения государственной безопасности;

в) военные меры, направленные на предотвращение военной угрозы извне, предупреждение и пресечение использования вооруженного насилия со стороны антиконституционных, экстремистских сил;

г) разведывательные меры, состоящие в добывании информации о наличии различного рода угроз извне суверенитету и территориальной целостности России, а также в предупреждении и локализации этих угроз с использованием разведывательных средств и методов;

д) контрразведывательные меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение средствами и методами контрразведки разведывательно-подрывных действий иностранных спецслужб и других иностранных организаций.

ФСБ России для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности задач и обеспечения деятельности указанных органов в установленном порядке создает подразделения департаментов, самостоятельных управлений и других структурных подразделений ФСБ России, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, военно-строительные подразделения, предприятия, учреждения и организации.

Прежде всего, эти органы в соответствии со ст. 2 названного закона представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

Управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

Управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

Управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);

Другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

Авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Характерно, что в отличие от органов внутренних дел, находящихся в двойном подчинении (по вертикали – Министерству Внутренних дел РФ, а по горизонтали – местной администрации исполнительной власти), территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Федеральной службы безопасности РФ, которая сама является федеральным органом исполнительной власти.

В деятельности органов ФСБ , где активно применяются оперативные мероприятия, ст. 8 Федерального закона об органах ФСБ определены основные направления для этого: ; ; ; ; . Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.

В соответствии с законом органы ФСБ, во-вторых, правомочны осуществлять и иные правовые направления и виды оперативной деятельности, в том числе разведывательную, а также оперативно-розыскную.

Адекватно этим направлениям выделяют задачи – функции ФСБ России, с учетом которых обеспечивается внутреннее устройство данного ведомства, осуществляющего вышеуказанные основные виды оперативной деятельности.

Так, в числе задач – функций ФСБ России, прежде всего выделяются следующие проблемы:

– выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

– координация проводимых другими федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мероприятий по обеспечению собственной безопасности;

– проведение во взаимодействии со Службой внешней разведки Российской Федерации мероприятий по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;

– осуществление в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами пограничной службы и пограничными войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации мер по обеспечению защиты государственной границы Российской Федерации;

– обеспечение в пределах компетенции данной Федеральной службы защиты сведений, составляющих государственную тайну.

Для их разрешения в структуре ФСБ РФ создаются Департамент контрразведки, Управление военной контрразведки и их структурные звенья на местах, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют следующие функции:

– организуют и осуществляют в пределах своих полномочий контрразведывательную деятельность, определяют порядок проведения контрразведывательных мероприятий и использования негласных методов и средств при их осуществлении, а также устанавливают порядок осуществления органами федеральной службы безопасности проникновения в специальные службы и организации иностранных государств;

– участвуют в пределах своих полномочий в проведении мероприятий, направленных на обеспечение безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;

– обеспечивают во взаимодействии с органами внутренних дел Российской Федерации безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;

– участвуют в пределах своих полномочий в осуществлении мер по обеспечению защиты государственной границы Российской Федерации;

– организуют и осуществляют обеспечение безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и возглавляемой ею системе органов и войск, Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и возглавляемой им системе органов и войск, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны, иных воинских формированиях и в их органах управления, а также в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральных органах налоговой полиции, таможенных органах Российской Федерации;

– обеспечивают в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной промышленности и энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

– участвуют в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности страны, по защите сведений, составляющих государственную тайну, в лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, оказанием услуг по защите государственной тайны; определяют основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности в этих областях;

– осуществляют контроль за обеспечением защиты сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях; в установленном порядке осуществляют мероприятия, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, а также с приемом на военную службу (работу) в органы федеральной службы безопасности;

– осуществляют в пределах своей компетенции контрразведывательные и иные меры по обеспечению безопасности федеральных органов государственной власти;

– выявляют на территории Российской Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях; перехватывает передачи и пресекают работу на территории Российской Федерации средств радиосвязи и других передающих радиоэлектронных средств, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации; осуществляют регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств.

Контрразведывательная работа вышеуказанных оперативных служб ФСБ , реализующих данные функции, - это деятельность, направленная на своевременное вскрытие, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывных акций спецслужб иностранных государств и иностранных организаций, создающих угрозу безопасности РФ и субъектов Федерации, а также на защиту конституционного строя, экономического, научно-технического и оборонного потенциала страны от антиконституционных посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц, на борьбу с преступлениями, расследование которых отнесено законом к ведению органов государственной безопасности.

Важное место в работе органов государственной безопасности занимает изучение оперативной обстановки в стране, отдельных регионах, выявление причин и условий, благоприятствующих осуществлению разведывательно-подрывных акций иностранных спецслужб , других криминогенных факторов, влияющих на динамику преступности в сфере обеспечения госбезопасности. На основе анализа и оценки оперативной обстановки вырабатываются рекомендации по осуществлению профилактических мер и повышению эффективности работы контрразведки, готовится информация для высших органов государственной власти и управления.

Контрразведывательная деятельность носит характер специальной деятельности строго конфиденциального характера и осуществляется в интересах защиты государства от внешних воздействий военного, разведывательного, экономического, информационного, техногенного, экологического, идеологического характера.

По своему характеру и значимости контрразведывательная деятельность органов ФСБ, регламентируемая ст. 9 Федерального Закона об органах ФСБ, является одной из самых сложных по организации и применению возможностей спецслужб. Она направлена на выявление, предупреждение, пресечение разведывательной и иной деятельности в ущерб безопасности Российской Федерации со стороны специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц. В соответствии с положениями ст. 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В число задач органов ФСБ в области контрразведывательной деятельности, вытекающих из требований ст.ст. 9, 12 Федерального Закона об органах ФСБ, как правило, входят:

– выявление данных о разведывательной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц в ущерб безопасности Российской Федерации;

– обеспечение защиты (охраны) сведений, составляющих государственную тайну;

– изучение (проверка) лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам ФСБ;

– создание условий для обеспечения собственной безопасности.

Контрразведывательная деятельность органов ФСБ может также осуществляться в интересах обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных и внутренних войсках, в войсках ФАПСИ, Железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, в органах внутренних дел, в органах ФАПСИ, а также объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, других стратегических объектов, в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок, органов государственной власти и в других направлениях.

В процессе контрразведывательной деятельности органы ФСБ могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Возможность их применения установлена в ст. 13 Федерального Закона об органах ФСБ, а порядок определяется ведомственными нормативными актами ФСБ РФ.

Если в ходе осуществления контрразведывательной деятельности возникает потребность проведения мероприятий, затрагивающих неприкосновенность жилища граждан, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, то на их проведение испрашивается разрешение суда, которому предоставляются соответствующие служебные документы. Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности составляют государственную тайну.

Структура органов Федеральной службы безопасности в целом и с учетом входящих в ее состав подразделений, осуществляющих контрразведывательную деятельность, а также безопасность в войсках определяется соответствующими Положениями, утвержденными Указами Президента РФ в соответствии со ст.ст. 1, 3 Федерального Закона об органах ФСБ.

В числе задач ФСБ РФ имеется и такая как добывание и обработка в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации разведывательной информации, при этом названы ее адресаты: Президент РФ; Правительство РФ; Федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов РФ.

Все они должны информироваться об угрозах безопасности Российской Федерации. Для этого на соответствующие структурные звенья ФСБ РФ возлагается обязанность осуществлять разведывательную деятельность, в частности, организовывать и осуществлять в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации добывание информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях и действиях, о планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц. Разведывательная деятельность носит специфический характер. Она проводится органами безопасности в целях информационного обеспечения осуществления внешней и внутренней политики РФ и образующих федерацию субъектов. Она включает добывание и оценку информации о планируемых и осуществляемых иностранными государствами и организациями политических, военных и экономических акциях, создающих реальную и потенциальную угрозу безопасности страны, выработку рекомендаций о мерах по срыву акций, а также принятие мер по оказанию противодействия им с использованием специальных разведывательных средств и методов. Важное место в деятельности разведки занимает также добывание информации о тенденциях развития и конкретных достижениях мировой науки и техники в интересах развития экономики и укрепления обороноспособности. При этом следует учитывать, что разведывательная деятельность органов ФСБ в соответствии со ст. 11 Федерального Закона об органах ФСБ осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации. Причем порядок и условия этого взаимодействия устанавливаются на основании как соответствующих соглашений между этими органами, так и на основании совместно издаваемых межведомственных нормативных актов (инструкций, положений, наставлений и т.д.) в соответствии с Федеральным законом "О внешней разведке".

При решении задач разведывательной деятельности органы ФСБ информируют об угрозах безопасности Российской Федерации, как Президента, Председателя Правительства РФ, так и по их поручению органы государственной власти. Одновременно органы ФСБ РФ:

– выявляют, предупреждают, пресекают преступления, наносящие ущерб безопасности России;

– добывают разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, оборонного и научно-технического потенциала;

– осуществляют внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваются с ними на взаимной основе оперативной информацией в пределах своих полномочий и т.д.

В соответствии с законом (ст. 11 Федерального Закона об органах ФСБ) порядок проведения органами ФСБ разведывательных мероприятий, а также использования негласных методов и средств в ходе разведывательной деятельности определяются ведомственными нормативными актами Федеральной службы безопасности РФ закрытого характера, т.к. сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления этой деятельности составляют государственную тайну (Порядок проведения разведывательных мероприятий и порядок использования специальных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.).

С точки зрения возможностей осуществлять оперативную деятельность Федеральная служба безопасности России имеет универсальный характер. Это объясняется постановкой перед ней задач, которые требуют создания в ее структуре звеньев, которые помимо контрразведывательной и разведывательной деятельности проводили бы и ОРД в интересах выявления, предупреждения и раскрытия ряда опасных преступных проявлений, прежде всего, со стороны профессиональных, организованных преступных сообществ. Последние характеризуются четким распределением ролей между организаторами и исполнителями преступлений, наличием корпоративной иерархии и подчиненности участников преступного сообщества. Непререкаемая власть руководителя организации и беспрекословное выполнение его воли участниками сообщества, полная их зависимость от сообщества, и особенно от руководителя, круговая порука, наличие специальных организационных звеньев обеспечения внутренней безопасности, специальной техники, использование агентурных методов являются характерными чертами организованной преступности, затрудняющими борьбу с ней.

Современной организованной преступности как в РФ, так и за рубежом, свойственны процессы сращивания руководителей криминогенных формирований с государственными и общественно-политическими структурами, приобретение позиций в легальных сферах экономики и стремление установить над ними контроль, проникнуть в правоохранительные органы, терроризирование и физическое устранение лиц, оказывающих и могущих оказать помощь в раскрытии преступного сообщества.

В условиях острого политического кризиса в стране происходят процессы политизации организованной преступности. Обнаруживается стремление руководителей преступных сообществ воздействовать на развитие деструктивных процессов, ослабляющих власть, устанавливать контакты с экстремистскими группами и организациями, подключаться к участию в антиконституционных действиях, и особенно связанных с насилием, оказывать влияние на ход избирательных кампаний, добиваясь избрания нужных для них лиц.

Для современной организованной преступности характерна интернационализация ее деятельности, тенденция к установлению связей с зарубежными и международными преступными организациями. Не исключаются и преступные контакты с иностранными спецслужбами. Существующие тенденции развития организованной преступности, ее политизация и интернационализация, а также связь с терроризмом характеризуют это антиобщественное социальное явление как источник угрозы государственной безопасности, как фактор, подрывающий конституционный строй и дестабилизирующий обстановку в стране.

Все это обуславливает необходимость подключения к разрешению данной проблемы не только операппаратов МВД РФ, но и ФСБ РФ. Характерным его структурным звеном здесь является Департамент экономической безопасности.

Иным опасным криминальным и антиконституционным явлением, возродившимся в России в современных условиях, является терроризм. Оно выражается в преступных действиях в виде убийств, захвата заложников, других насильственных действий, посягающих на жизнь, здоровье, свободу и имущество граждан, установленный правопорядок и общественную безопасность. В современных условиях терроризм используется рвущимися к власти экстремистскими силами в качестве средства политической борьбы с целью противодействия мерам органов власти по стабилизации обстановки, подавления конструктивных сил, запугивания населения.

Терроризм нередко направлен против депутатов парламентов, неугодных политических и общественных деятелей, правоохранительных органов и других категорий лиц и учреждений.

Терроризм имеет как внутренний, так и международный характер. Проявления международного терроризма могут иметь целью оказать давление на иностранное государство, добиться изменения его политики или же принятия конкретных решений, выгодных для определенных политических, мафиозных групп. Акции международного терроризма осуществляются экстремистами и с целью расправы со своими противниками и с иными целями. Террористические проявления имеют место и против нашей страны.

Терроризм как антиобщественное явление содержит угрозу государственной безопасности, поскольку нарушает нормальную жизнь общества, подрывает его потенциал и конституционный строй, создает препятствия для функционирования власти и правоохранительных органов, ставит под угрозу обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан.

В силу вышеуказанных причин ФСБ РФ призвано решать задачи выявления, предупреждения и пресечения как террористической, так и диверсионной деятельности. Поэтому в его структуре создан Департамент по борьбе с терроризмом, который совместно с другими структурными звеньями этого ведомства разрабатывает и реализует соответствующие меры борьбы с вышеуказанными видами противоправной деятельности. При этом соответствующие органы ФСБ призваны, прежде всего, выявлять и нейтрализовать незаконные вооруженные формирования, преступные сообщества и группы, отдельных лиц, общественные объединения, ставящие своей целью осуществление вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти.

Вышеуказанные структуры таким образом организуют и осуществляют ОРД по выявлению, пресечению, предупреждению преступлений, осуществляют дознание по делам о преступлениях, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов ФСБ РФ. В их числе: посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), организация преступного сообщества (ст. 210 УК и др.), коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознания и предварительное следствие по которым отнесены законом (ст. 119 и 126 УПК) к их ведению. Наряду с этим, органы ФСБ в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с преступностью обязаны устанавливать лиц, совершающих или совершавших преступления, отнесенные к подследственности следственных аппаратов этих органов, а также вести розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда (ст.210 УПК).

Выполняя задачи по борьбе с преступностью, оперативно-розыскные подразделения органов ФСБ тесно взаимодействуют со следственными аппаратами ФСБ, вновь созданными в составе Федеральной службы безопасности в соответствии с Указом Президента РФ от 22 ноября 1994 г. № 2106, а также с органами прокуратуры, налоговой полиции, таможенными органами, органами прокуратуры и суда. При этом они руководствуются требованиями ст. 127 УПК, ст. 12 Федерального закона о ФСБ, ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 года № 567, и межведомственными нормативными актами, определяющими порядок взаимодействия.

Учитывая весьма существенные особенности в деятельности органов ФСБ РФ по раскрытию и расследованию преступлений против государственной власти, а также иных тяжких и особо тяжких преступлений, им предоставлено право создавать самостоятельные следственные изоляторы с осуществлением в них оперативно-розыскных мероприятий.

Особо следует отметить, что постановка перед ФСБ РФ задач, связанных с выявлением и пресечением деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц, общественных объединений, ставящих своей целью осуществление вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя РФ, насильственный захват или насильственное удержание власти, деятельность которых составляет иную угрозу безопасности РФ, привела к созданию в структуре ФСБ РФ Управления конституционной безопасности.

Поскольку все направления оперативной деятельности ФСБ РФ обеспечивают приток к нему значительного объема информации, то ее обработкой, анализом, и с учетом этого, прогнозом и стратегическим планированием занимается в структуре ФСБ РФ специальный Департамент. Результаты его работы проявляются в форме разработки государственных программ обеспечения безопасности; выработки прогнозов развития внутриполитической, социально-политической, криминогенной обстановки в стране; подготовки предложений по предупреждению и нейтрализации угроз безопасности РФ; разработки мер борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом наркотиков, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; мер борьбы с отдельными лицами, общественными объединениями, сообществами, готовящими или совершающими опасные преступные и антиобщественные проявления; разработки мер по обеспечению информационной безопасности и др.

Известно, что одним из принципов государственного управления является его правовая упорядоченность. Поэтому в структуре ФСБ РФ имеется Договорно-правовое управление, которое проводит работу по созданию оптимальной правовой основы для деятельности оперативных служб ФСБ РФ. В соответствующих ведомственных актах устанавливается порядок проведения разведывательных, контрразведывательных и оперативно-розыскных мероприятий, использования негласных методов и средств при осуществлении органами ФСБ разведывательной и контрразведывательной деятельности, ОРД. Данное управление обобщает практику применения Федерального законодательства, регламентирующего обеспечение безопасности РФ, и в установленном порядке вносит предложения по его совершенствованию, готовит и участвует в подготовке проектов соответствующих нормативных правовых актов РФ по вопросам, отнесенным к компетенции ФСБ России, осуществляет методическое руководство органами ФСБ в организации правового обеспечения их деятельности.

Договорно-правовое управление ФСБ РФ также проводит работу по подготовке к заключению в установленном порядке и в пределах компетенции ФСБ РФ международных договоров России, прежде всего, касающихся вопросов национальной безопасности.

Важное значение для успешной деятельности оперативных служб ФСБ имеет и работа таких его структурных звеньев, как Департамент обеспечения деятельности и Департамент организационно-кадровой работы.

Поскольку осуществление оперативными службами ФСБ РФ основных направлений оперативной деятельности связано с риском, противодействием со стороны ее объектов, кризисными ситуациями, то в структуре ФСБ РФ функционирует Управление собственной безопасности, которое:

– обеспечивает собственную безопасность органов федеральной службы безопасности;

– обеспечивает защиту военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности, лиц, оказывающих содействие этим органам, участников уголовного судопроизводства по делам, отнесенным к компетенции органов федеральной службы безопасности, членов их семей и близких, на жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также на имущество которых совершаются преступные посягательства;

– разрешает иные задачи, отнесенные к компетенции данного структурного звена ФСБ РФ.

Задачи, поставленные законодателем перед федеральной службой безопасности, требуют, как правило, совместных усилий Департаментов и Управлений, входящих в состав этого ведомства и гарантирующих достижение единой стратегической цели в виде обеспечения национальной безопасности. Поэтому актуальным является вопрос координации и взаимодействия всех структурных звеньев ФСБ РФ.

Этот вопрос, прежде всего, отнесен к компетенции руководства ФСБ России и подразделений, непосредственно входящих в структуру данного ведомства, которые составляют центральный аппарат ФСБ России.

Исходя из этого, в числе основных задач ФСБ России является руководство органами федеральной службы безопасности и подчиненными им предприятиями, организациями, учебными заведениями, научно-исследовательскими, экспертными и военно-медицинскими учреждениями и подразделениями, военно-строительными подразделениями, центрами специальной подготовки, подразделениями специального назначения, а также организация их деятельности.

ФСБ России возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

Директор ФСБ России:

– несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на ФСБ России и органы федеральной службы безопасности;

– организует работу ФСБ России, руководит деятельностью органов федеральной службы безопасности, образует в них коллегии и утверждает их состав, устанавливает полномочия должностных лиц органов федеральной службы безопасности по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов;

– информирует Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции органов федеральной службы безопасности;

– представляет ФСБ России во взаимоотношениях с органами законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации;

– издает на основании и во исполнение федерального законодательства и Положения о ФСБ РФ правовые акты, в том числе совместно или по согласованию с руководителями других федеральных органов исполнительной власти, организует проверку их исполнения;

– отменяет противоречащие федеральному законодательству и нормативным правовым актам ФСБ России правовые акты, изданные руководителями органов федеральной службы безопасности;

– вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых актов и предложения по совершенствованию федерального законодательства об обеспечении безопасности Российской Федерации;

– вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения об изменении численности военнослужащих органов федеральной службы безопасности и структуры ФСБ России;

– вносит на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложения об изменении штатной численности гражданского персонала ФСБ России;

– принимает решения о создании территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках, подразделений департаментов и самостоятельных управлений ФСБ России, о создании подразделений, предприятий, учреждений, организаций, военных представительств и подразделений специального назначения органов федеральной службы безопасности, необходимых для выполнения задач, возложенных на эти органы, и для обеспечения деятельности этих органов; утверждает положения о них и их штаты, а также определяет порядок их функционирования;

– осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным законодательством, Положением о ФСБ РФ, иными правовыми актами, составляющими правовую основу его деятельности.

В ФСБ России образуется коллегия в составе директора ФСБ России (председатель коллегии), первого заместителя директора, статс-секретаря – заместителя директора, заместителей директора – руководителей департаментов, заместителя директора – начальника Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, а также руководящих работников органов федеральной службы безопасности.

Численность и состав коллегии ФСБ России, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждается Президентом Российской Федерации.

Коллегия ФСБ России на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов федеральной службы безопасности и принимает по ним решения.

Решения коллегии ФСБ России принимаются большинством голосов ее членов и оформляются приказами ФСБ России.

В случае разногласий между директором ФСБ России и коллегией директор ФСБ России реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту Российской Федерации. Члены коллегии ФСБ России также могут сообщить свое мнение Президенту Российской Федерации.

Решения, принятые на совместных заседаниях коллегии ФСБ России и других федеральных органов исполнительной власти, оформляются совместными приказами ФСБ России и соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью ФСБ России, по представлению Председателя Правительства Российской Федерации утверждает Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуру, а также назначает ее директора.

Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации координирует деятельность ФСБ России в части взаимодействия ФСБ России с органами государственной власти Российской Федерации.

ФСБ РФ согласно Федеральному закону об органах ФСБ в РФ, положению о ФСБ, Федеральному Закону об ОРД обладает определенным объемом полномочий, обеспечивающих выполнение обязанностей, возложенных на персонал соответствующих структурных звеньев этого федерального органа государственного управления.

Как ст. 17 Федерального Закона об ОРД, так и ст. 19 Федерального Закона об органах ФСБ в РФ последним предоставлено право привлечения отдельных лиц с их согласия на гласной и негласной основе к сотрудничеству, в том числе и в качестве внештатных сотрудников. Конфиденциальное содействие граждан органы ФСБ используют как в сфере борьбы с преступностью, так и в направлении контрразведывательной и разведывательной деятельности.

Специальное указание в ст. 19 Федерального Закона об органах ФСБ в РФ об использовании конфиденциального содействия граждан наряду с таким же положением ст. 17 Федерального Закона об ОРД обусловлено несколькими обстоятельствами. Во-первых, Федеральный закон об ОРД не регламентирует порядок осуществления контрразведывательной и разведывательной деятельности органов ФСБ, а регламентирует лишь их работу в сфере борьбы с преступностью. И, во-вторых, положения ст. 19 Федерального Закона об органах ФСБ в РФ распространяются на все случаи установления этими органами сотрудничества с частными лицами, при этом перечислив ряд прав и обязанностей конфидентов, которые напрямую не содержатся в ст. 17 Федерального закона об ОРД.

Так, в числе прав конфидентов органов ФСБ указаны такие, не перечисленные в ст. 17 Федерального закона об ОРД права, как возможность получать от сотрудников ФСБ разъяснения своих задач, обязанностей и прав; использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность.

Соответственно, среди обязанностей этих лиц перед органами ФСБ указаны такие, как соблюдение условий заключаемого с органами ФСБ контракта или договоренности и сотрудничестве; выполнение поручений, направленных на осуществление возложенных на них обязанностей; недопущение умышленного представления необъективной, неполной или клеветнической информации. При этом использование помощи граждан (как РФ, так и иностранных) на гласной и негласной основе осуществляется только с их согласия. Негласная помощь органам государственной безопасности со стороны граждан выражается в осуществлении скрытого наблюдения, в получении информации о разведывательно-подрывной деятельности с применением иных методов, в том числе путем проникновения в спецслужбы иностранных государств и иностранные организации, в преступные сообщества. Помощь граждан осуществляется также в форме консультирования органов государственной безопасности по вопросам обеспечения государственной безопасности, борьбы с преступностью, предложений по совершенствованию системы обеспечения госбезопасности и т.п. Граждане могут привлекаться с их согласия к розыску и задержанию преступников, к совершенствованию режимных мероприятий.

Обязательными требованиями к использованию граждан в оказании помощи органам государственной безопасности являются строгое соблюдение законности, прав и законных интересов других граждан, недопущение провокации и искажения информации.

За внесение существенного вклада в обеспечение госбезопасности при выполнении поручений органов государственной безопасности, проявленные при этом героизм и мужество граждане могут представляться к государственным наградам, отмечаться различными поощрениями органов государственной безопасности.

Характерно, что применяемые в ходе осуществления контрразведывательной, разведывательной деятельности и в борьбе с преступностью средства, приемы, методы сбора, исследования, проверки информации идентичны оперативно-розыскным мероприятиям и средствам, применяемым в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности в широком смысле этого понятия и перечисленным в ст. 6 Федерального закона об ОРД.

Действительно, органы ФСБ, осуществляя свою деятельность в вышеназванных направлениях (контрразведка, разведка, борьба с преступностью) применяют мероприятия, сходные с теми, которые указаны в ст. 6 Федерального закона об ОРД (наблюдение, опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, отождествление личности, оперативное внедрение, снятие информации с технических каналов связи, прослушивание телефонных переговоров и т.д.). Родство и идентичность названных мероприятий определены сходством приемов и навыков их осуществления, но разнятся они в зависимости от целей и задач, решаемых при применении этих мероприятий в сфере контрразведывательной деятельности. Ее задача – выявление, предупреждение, пресечение разведывательной деятельности специальных служб иностранных государств – ч. I ст. 9 Федерального закона о ФСБ. В свою очередь область разведывательной деятельности – получение информации об угрозах безопасности Российской Федерации – ч. I ст. 11 указанного закона. Задача же борьбы с преступностью – выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, хотя и отнесенных к компетенции органов ФСБ – ст. 10 Федерального закона о ФСБ. Во всех направлениях своей деятельности органы ФСБ используют схожие как гласные, так и негласные методы и средства, выбор которых тем не менее определяется условиями и целям деятельности.

Помимо вышеназванных прав проводить оперативно-розыскную деятельность, осуществлять дознание и предварительное следствие, осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности закон (ст. 13 Федерального Закона об органах ФСБ в РФ) предоставляет им и такие права, как беспрепятственное проникновение (вход) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на земельные участки граждан, территории и в помещения предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, отнесенное к их компетенции. Эти же действия органы ФСБ вправе осуществлять при преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, если промедление с их задержанием поставит под угрозу жизнь и здоровье граждан. О всех таких вхождениях в жилые и иные помещения органы ФСБ уведомляют прокурора в течение 24-х часов. Последний проверяет законность и обоснованность действий сотрудников ФСБ, при нарушении требований законов прокурор принимает меры к их устранению.

К содержанию учебника:

Отдых за границей может себе позволить не каждый российский гражданин. Это затрагивает отдельную категорию лиц – госслужащих целого ряда организаций.

Кто не сможет выезжать за границу?

В 2016 году был введен запрет на посещение ряда государств некоторой категории госслужащих, а именно:

– военное ведомство;

– внешняя разведка;

– структуры исполнения наказаний

Запрет действует, пока работа связана с секретными данными или для служащих силовых ведомств. Период ограничений составляет время, прописанное в контракте госслужащего или его трудовом соглашении.

Данное ограничение действует не более 5 лет со дня последнего ознакомления с секретными сведениями, с возможностью продления запрета до 10 лет.

Ограничения выезда за границу связаны преимущественно по двум причинам:

  1. охрана государственной тайны,
  2. результат сложной политической обстановки.

В какие страны не разрешается выезжать?

Всего в списке 13 стран, которые были отобраны исходя из следующих факторов:

– военно-политическая обстановка;

– криминогенная обстановка;

– санитарно-эпидемиологическая ситуация;

– военно-политическая обстановка.

Разрешенные страны

Сотрудникам силовых служб в 2019 году разрешен выезд в следующие страны:

Южная Осетия;

– Армения;

– Азербайджан;

– Абхазия;

– Узбекистан;

– Таджикистан;

– Туркменистан;

– Казахстан;

– Киргизия;

– Белоруссия;

– Вьетнам;

Разрешение на выезд за границу

Данное распоряжение не дает полноправного выезда в указанные страны на отдых сотрудникам силовых служб. То есть данным перечнем следует руководствоваться при рассмотрении рапортов о выезде за рубеж в период отпусков. Окончательное решение в каждом конкретном случае принимает начальство.

Алгоритм выезда за границу:

– Подача рапорта.

– Запрос разрешения на выезд в главном управлении своего подразделения, с подробным указанием маршрута по стране, в которую планируется поездка.

– Ожидание решения руководства.

– Получение заграничного паспорта в ОДиРе.

– Отчет о поездке.

– Сдача загранпаспорта обратно в соответствующий отдел.

Выезд за пределы Российской Федерации регламентировано следующими документами:

Сотрудникам ФСБ можно выезжать за границу?

При поступлении на службу сотрудник ФСБ заключает служебный контракт. На время действия контракта выезжать за границу запрещено. Сотрудникам Федеральной службы безопасности (ФСБ) выезд за границу ограничен Приказом от 17 апреля 2012 года N 179. При наличии уважительных причин возможны исключения:

– тяжелая болезнь ближайших родственников, проживающих за границей;

– похороны, посещение захоронений членов семьи;

– по вопросам наследования имущества;

– с целью лечения.

Для этого необходимо подать рапорт, чтобы ограничения на выезд за границу. Рапорт подается за три месяца до поездки за рубеж. К нему необходимо приложить документы, подтверждающие основания для снятия ограничения на выезд за границу. После получения соответствующего разрешения от руководства ФСБ, сотрудник может выехать за границу. По прибытию обратно он должен сдать загранпаспорт уполномоченному лицу учреждения на хранение.



Поделиться