Понятие права природопользования его виды и принципы. Право природопользования. Понятие и общая характеристика права природопользования

Объектами - определенные компоненты природных ресурсов. Под природными ресурсами понимаются компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы), природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права признают следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

Право общего природопользования как гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой.

Общее природопользование не требует какого либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих как результат рождения и существования человека (пользование атм.воздухом, водой для питья и культурно-бытовых нужд и т.д.).

Специальное природопользование реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства . Следовательно. право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.

Специальное природопользование носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на: землепользование, пользование недрами, водой и лесопользование, пользование растительным и животным миром, использование атм. воздуха и пр.

В ряде случаев в интересах обороны государства или для иных установленных законом целей может быть установлено особое природопользование.

Под комплексным природопользованием понимается использование природных ресурсов и оказание воздействия на окружающую природную среду на определенной территории только одним природопользователем.

Под комплексным природопользованием для предприятия понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду.

Существуют и иные основания классификации видов природопользования. Так, в зависимости от титула, на котором основано право природопользования, выделяют следующие виды nриродопользования:

  • непосредственное природопользование, осуществляемое собственниками природных объектов;
  • производное природопользование, осуществляемое на основе иного вещного или обязательственного права .

Общий порядок лицензирования регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в ней вида деятельности и определяет обязательные для исполнения требования его осуществления. Лицензия является одним из оснований возникновения права природопользования. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования участком недр, объектами животного мира, участком лесного фонда, права комплексного природопользования. Кроме того, определенные виды деятельности могут осуществляться исключительно на основании лицензии. Лицензированию подлежат утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ; проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудита , осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения. Лицензированию подлежат виды деятельности, осуществляемые юридическими, а также физическими лицами , занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица . Органами, уполномоченными на ведение лицензирования, являются Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы. Федеральная служба выдает лицензии юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на всей территории РФ. Соответственно, ее территориальные органы выдают лицензии юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на территории субъектов РФ .

В лицензии указываются:

  • вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;
  • срок действия лицензии;
  • условия осуществления лицензируемого вида деятельности (правила и нормы, в соответствии с которыми осуществляется деятельность, перечень мероприятий по обеспечению экологической безопасности, дополнительные условия, отражающие специфические особенности лицензируемого вида деятельности и др.

Наиболее важными данными, которые необходимо предоставить для получения лицензии, являются:

  • сведения о профессиональной подготовке специалистов, обеспечивающих осуществление лицензируемого вида деятельности. При отсутствии указанных сведений лицензионный орган может потребовать провести аттестацию специалистов на профессиональную пригодность;
  • данные о нормативно-методическом обеспечении, об организационно-технических возможностях и материально-техническом оснащении для выполнения видов деятельности, информация о предыдущей деятельности и опыте работы;
  • экологическое обоснование деятельности (для видов деятельности, связанных с обращением с отходами и проведением природоохранных работ на территориях (акваториях) природных и хозяйственных объектов, а также рекультивацией указанных территорий).

До принятия решения о выдаче лицензии лицензионный орган:

  • проводит экспертизу представленных материалов с оценкой их полноты и достоверности, соответствия условий лицензируемого вида деятельности экологическим требованиям, установленным для него в нормативных документах;
  • определяет условия действия лицензии (лицензионные условия);
  • организует в случае необходимости проведение дополнительной (в том числе независимой) экспертизы и экологического аудита.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми документами. в случае проведения дополнительной экспертизы решение принимается в 15-дневный срок со дня получения экспертного заключения, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

  • наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
  • отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для, осуществления соответствующего вида деятельности и условиям экологической безопасности.

Как правило, лицензии выдаются на срок не более трех лет. Могут выдаваться лицензии на срок до трех лет по заявлению лица, обратившегося за ее получением. Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.

Например, законодательство о недрах - лицензионный договор и соглашение о разделе продукции; водное законодательство - договор пользования водным объектом; земельное законодательство - договор аренды и временного пользования земельным участком. Эти договоры заключаются с федеральными органами исполнительной власти , органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления . В ряде случаев заключения договора не требуется, например, при краткосрочном лесопользовании или при пользовании объектами животного мира гражданами .

Лимиты на природопользование - это система экологических ограничений по территориям, представляющая собой установленные собой установленные для природопользователей на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Проекты лимитов разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями - природопользователями и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (за исключением лимитов отвода земель для строительства объектов, которые утверждаются Министерством промышленности и торговли) в целях достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в регионе. Руководство работой по определению лимитов природопользования осуществляется на соответствующей территории органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления совместно со специально уполномоченными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов.

Лимиты на природопользование устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов и могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов.

К лимитам на природопользование относятся: а) нормы отвода земель для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем и т.п.; б) лимиты водопользования - предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок; в) расчетная лесосека - норма вырубки древесины, соответствующая ее годовому приросту, который устанавливается по каждому лесхозу, а в отдельных случаях - по каждому лесничеству и передаваемому в пользование участку леса; г) лимиты использования объектов животного мира - устанавливаются при охоте, рыболовстве, а также добыче животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства; д) лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

Экономическое и правовое стимулирование рационального природопользования

Если организационно-правовой механизм делает основной упор на административные, организационные и правовые меры (учет , контроль , разрешение споров, ответственность, возмещение ущерба), то экономический механизм - именно на экономические меры.

Введение этого механизма - объективная необходимость, осознанная государством еще в конце 80-х годов. 7 января 1988 г. было принято Постановление Правительства СССР N 32 "О коренной перестройке дела охраны природы в стране". В нем впервые был провозглашен переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления экономикой и в том числе природопользованием и охраной природы, были сформулированы понятия экономических рычагов (мер), которые в своей совокупности составляют экономический механизм охраны окружающей природной среды.

Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды в настоящее время осуществляется в соответствии с главой IV Федерального закона «Об охране окружающей среды».

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся: разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации ; разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.

Государственные природоохранные органы РФ совместно с органами государственной статистики ведут количественный и качественный учет природных ресурсов, определяют их социально-экономическую оценку и на основе полученных данных прогнозируют социально-экономическое развитие.

Нормирование качества окружающей среды

Проекты нормативов разрабатывают сами предприятия с учетом предложений органов местного самоуправления , научных учреждений, общественных организаций и мнения населения.

Конкретным предприятиям нормативы выбросов и сбросов, размещения отходов устанавливают органы Минприроды и экологии России и другие специально уполномоченные органы. Так, по химическим веществам нормативы выбросов вводят органы охраны окружающей природной среды, по биологическим веществам, микроорганизмам, по физическим воздействиям, радиации - органы санитарно-эпидемиологического надзора.

На основе установленных нормативов предприятиям выдается разрешение на выбросы, сбросы, размещение отходов.

Нормативы установлены в ряде других законов и подзаконных актов. Так, в Водном кодексе Российской Федерации установлены специальные нормы об установлении предельно допустимых воздействий на водные объекты.

Источники вредных воздействий - предприятия, теплоэлектростанции, аэропорты и др. отделяются от жилых массивов санитарно-защитными зонами. Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий их размеры определены для предприятий пяти классов санитарной вредности от 1000 до 50 метров. При больших масштабах производства, ограниченной возможности очистки выбросов и неблагоприятных условиях взаимного размещения промышленных предприятий и жилой застройки санитарно-защитные зоны могут быть увеличены в 3 раза. Для крупных производственных комплексов эти зоны могут быть установлены в особых размерах, с учетом мощности предприятий. В санитарно-защитной зоне запрещается строительство жилья, 40% ее территории рекомендуется занимать зелеными насаждениями.

Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности. В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные полосы, представляющие территории строгого режима. Режим этих зон будет установлен принятым в развитие Водного кодекса специальным Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 г. № 1404.

Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183 утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 установлены Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Исторически и фактически природопользование составляет фундамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоотношений общества и природы. Право природопользования - это университет экологического права , который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенных целей, что относится в основном к праву природоресурсному.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права выделяют следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Существует еще одна распространенная классификация права природопользования в зависимости от использования природного объекта, природного ресурса: землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование, пользование животным миром и.т.д.

Право природопользования тесно связано с понятием оборотоспособности природных ресурсов. В соответствии со статьей 129 ГК РФ оборотоспособностью является возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Оценивая значение природопользования в рамках экологического права необходимо иметь в виду, что оно служит не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания жизни, но одновременно является и наиболее значимым фактором вредного воздействия на природу. Использование человеком природных ресурсов для своих нужд - экономических, духовных, рекреационных и иных - в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в ФЗ РФ «Об охране окружающей среды », и иных актах.

Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой университет, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой университет права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право , содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

В природоресурсном законодательстве и науке экологического права выделяется ряд классификаций видов природопользования. Наиболее общей является классификация, критерием которой является объект природы. Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды:

  • право землепользования; право недропользования;
  • право водопользования;
  • право пользования атмосферой;
  • право лесопользования;
  • право пользования растительным миром вне лесов;
  • право пользования животным миром.

Правда, в юридической литературе о пользовании атмосферным воздухом говорится реже и меньше, чем о пользовании другими природными ресурсами. В этой сфере более остро стоят вопросы, связанные с охраной атмосферного воздуха, а не регулированием его использования. Соответствующий ФЗ РФ называется «Об охране атмосферного воздуха». Видом использования атмосферы является выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

Основной считается правовая классификация видов природопользования по целевому назначению. Виды природопользования по целевому назначению определяются природоресурсным законодательством с учетом специфики природного ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей.

В земельном законодательстве определено целевое назначение всех категорий земель в пределах территории России, соответствующее видам землепользования. Так, Земельный кодекс РФ выделяет: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов;

  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности;
  • земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Кроме того, названные категории земель могут иметь внутреннюю структуру, детализирующую их назначение. Так, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

  • жилым;
  • общественно-деловым;
  • производственным;
  • инженерных и транспортных инфраструктур;
  • рекреационным;
  • сельскохозяйственного использования;
  • специального назначения;
  • военных объектов;
  • иным территориальным зонам.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации , нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства , местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Новацией Земельного кодекса РФ является то, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки , продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям ;
  • использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке водном объекте в установленные сроки и в установленном порядке.

В соответствии с Земельным кодексом РФ сервитут может быть срочным или постоянным.

Закон РФ «О недрах» также закрепил право общего пользования ресурсами недр. Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими субъектов РФ (ст. 7). Закон при этом оговаривает условие о том, чтобы общераспространенные полезные ископаемые не числились на государственном балансе, а работы по сооружению подземных сооружений проводились без применения взрывных работ.

Земельный кодекс РФ также допускает возможность использования собственниками земельных участков и землепользователями в установленном порядке для собственных нужд, имеющихся на земельном участке общераспространенных полезных ископаемых, пресных подземных вод (ст. ст. 40, 41). Достаточно полно и четко право общего пользования водами и лесами выражено в лесном и водном законодательстве.

Лесной кодекс РФ широко регулирует пребывание граждан в лесах: граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. При этом на них возлагается обязанность соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным статьи 11 Лесного кодекса РФ, не допускается.

Общее водопользование традиционно предусматривается российским водным законодательством. Этот вид водопользования тесно связан с выделяемыми Водным кодексом РФ водными объектами общего пользования. Согласно статье 6 Кодекса поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности , являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Кодексом. Соответственно, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. При этом использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, установленными Правительством РФ . Правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд устанавливаются органами местного самоуправления.

Законодательством РФ и субъектов РФ на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов , водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также иные запреты.

Право общего пользования водными биоресурсами регулируется ФЗ РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» применительно к любительскому и спортивному рыболовству. Любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законом. При этом любительское и спортивное рыболовство может осуществляться как с условием возвращения добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания, так и без этого условия. В прудах, обводненных карьерах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц , любительское и спортивное рыболовство осуществляется с согласия их собственников, а на рыбопромысловых участках - с согласия пользователей рыбопромысловыми участками.

Таким образом, регулируя право общего природопользования, законодательство ограничивает его пределами, связанными с удовлетворением при этом собственных нужд.

Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества , юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на природу. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной (лицензионной) системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.

Специальное природопользование реализуется в формах:

  • комплексного природопользования,
  • специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.

Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие.

Под комплексным природопользованием понимается направленное на удовлетворение, как правило, экономических интересов природопользователей использование юридическим лицом или гражданином-предпринимателем природно-ресурсного потенциала территории (использование одного или несколько природных ресурсов; удаление отходов в одну или несколько сред и др.), осуществляемое с учетом состояния окружающей среды в регионе, при котором экологически значимая хозяйственная и иная деятельность проводится в рамках установленных уполномоченными государственными органами нормативов допустимого использования (изъятия) природного ресурса, предельно допустимых вредных воздействий (или временно согласованных нормативов воздействий на окружающую природную среду), а эксплуатация (добыча, изъятие) одного или ряда видов природных ресурсов наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам и с соблюдением других условий, предусмотренных лицензией (разрешением).

Отдельные природные ресурсы - земля, недра, воды, леса, объекты животного мира, атмосфера, как правило, предоставляются в специальное природопользование для осуществления предпринимательской деятельности .

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров , оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.) и в случаях, предусмотренных законом, также и договора.

Принципы права природопользования

Использование человеком природных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном.

Можно оценивать право природопользования и как правоотношения, то есть, урегулирован правом комплекс прав и обязанностей, которые принадлежат субъектам природопользования в конкретных общественных отношениях относительно использования земельного участка, водного объекта, лесного массива, участка недр, охотничьего угодья, объекта, естественно заповедного фонду и тому подобное.

Так, согласно ст. 8 ГК РФ который, если и не полностью, то в значительной мере, применим и к экологическим правоотношениям, они возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовым актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые, хотя и не предусмотрены законом и иными правовыми актами, но в силу общих начал и смысла законодательства, порождают права и обязанности.

Понятие и виды природопользования

Лицензия содержит следующие сведения: данные о целевом назначении работ, связанных с природопользованием; границы территории (земельного участка), предоставляемого для ведения работ, связанных с природопользованием; перечень используемых природных ресурсов, лимиты (предельные объемы) их изъятия или использования; перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов; план природоохранных мероприятий; особые экологические требования, при которых допускается хозяйственная деятельность; сроки действия лицензии и установленных в ней экологических ограничений; ответственность за несоблюдение предприятием требований в области охраны окружающей среды и условий природопользования.

Если лицензия представляет собой, по сути, разрешение на ведение определенного вида деятельности, возлагающее обязанности на лицензируемого, то договор на природопользование создает обязанности, как для органов власти , так и для природопользователя.

Природоресурсное законодательство предусматривает специфические виды договоров . Например, законодательство о недрах - лицензионный договор и соглашение о разделе продукции; водное законодательство - договор пользования водным объектом; земельное законодательство - договор аренды и временного пользования земельным участком. Эти договоры заключаются с федеральными органами исполнительной власти , органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления . В ряде случаев заключения договора не требуется, например, при краткосрочном лесопользовании или при пользовании объектами животного мира гражданами .

Лимиты на природопользование - это система экологических ограничений по территориям, представляющая собой установленные собой установленные для природопользователей на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Проекты лимитов разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями - природопользователями и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (за исключением лимитов отвода земель для строительства объектов, которые утверждаются Министерством промышленности и торговли) в целях достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в регионе. Лимиты на природопользование устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов и могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов.

К лимитам на природопользование относятся:

а) нормы отвода земель для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем и т.п.;

б) лимиты водопользования - предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок;

в) расчетная лесосека - норма вырубки древесины, соответствующая ее годовому приросту, который устанавливается по каждому лесхозу, а в отдельных случаях - по каждому лесничеству и передаваемому в пользование участку леса;

г) лимиты использования объектов животного мира - устанавливаются при охоте, рыболовстве, а также добыче животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

д) лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

10. Понятие права природопользования, его виды и принципы

Природопользование – это деятельность, которая связана с извлечением полезных свойств природной среды с целью удовлетворения различных интересов общества.

Статья 9 Конституции РФ определяет землю и другие природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов.

Природная среда представляет собой естественное и необходимое условие жизни общества, поэтому заинтересованность в сохранении природной среды, благоприятной для существования, свойственна как обществу в целом, так и каждому человеку в отдельности. Исходя из этого необходимо установление обществом и государством правильного поведения людей по отношению к природе. Право природопользования и представляет собой форму организации такого поведения.

Регламентации подлежат только виды использования свойств природной среды, подлежащие правовому регулированию. Регламентация распространяется на такие природные объекты, как земля, воды, леса, недра и т. д.

Нормы, которые регулируют природопользование, составляют отдельный институт экологического права.

Право природопользования – институт, определяющий порядок использования природных ресурсов, а также правомочия природопользователей и их ответственность. Формирование данной системы основано на источниках различного уровня. К ним относятся Конституция РФ, федеральные законы, соответствующие нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ.

Статьи 9, 36, 41, 42, 58, 72 Конституции РФ определяют исходные положения природопользования. В соответствии с Конституцией РФ пользование землей и другими природными ресурсами осуществляется при условии непричинения ущерба окружающей среде. Конституция РФ разделяет полномочия Федерации и ее субъектов в плане регулирования природопользования. При этом в ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Принципы природопользования:

1) общественные принципы (народовластие, федерализм, равноправие, законность, взаимосвязь прав и обязанностей);

2) принципы, непосредственно относящиеся к природопользованию (подконтрольность права пользования государству, целевой характер пользования, сочетание использования и охраны).

Виды природопользования выделяются по различным критериям, но ни одна классификация не является исчерпывающей и универсальной.

Наиболее широко применяется следующая классификация видов права природопользования:

1) по видам эксплуатируемых природных объектов;

2) по сферам человеческой деятельности;

3) по субъективному и объективному составу.

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Правоведение автора Шалагина Марина Александровна

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

16. Понятие и сущность избирательного права, принципы Понятие «избирательная система» может рассматриваться в двух плоскостях.Во-первых, избирательная система является совокупностью общественных отношений в государстве в связи с проведением выборов. Во-вторых,

Из книги Аграрное право: конспект лекций автора Завражных Максим Львович

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права 1. Понятие и предмет аграрного права Российское право представляет собой систему, состоящую из отраслей права.Отрасли права, в свою очередь, состоят из норм, объединяемых в институты.Аграрное

Из книги Правовое регулирование рекламной деятельности автора Богацкая Софья Германовна

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

15. Понятие и сущность избирательного права, принципы Термин «избирательное право» употребляется в двух значениях: объективном и субъективном.Объективное избирательное право – это раздел конституционного права. Нормы, регулирующие избирательное право, содержатся в

Из книги Уголовное право (Общая и Особенная части): Шпаргалка автора Автор неизвестен

2. Принципы уголовного права и их виды Принципы – это: основные, исходные положения; нормы поведения, деятельности; особенности устройства чего-либо.Признаки принципов: по содержанию – объективны, т. к. отражают закономерности развития общества; имеют высшую

Из книги Гражданский процесс в вопросах и ответах автора Власов Анатолий Александрович

Глава 9. Процессуальные сроки Каковы общие положения о процессуальных сроках - понятие, принципы, виды? Процессуальные сроки - это период времени, установленный законодательством для совершения процессуальных действий.Принцип разумности сроков. Вопрос качества

Из книги Шпаргалка по гражданскому праву. Общая часть автора Степанова Ольга Николаевна

1. Понятие и принципы гражданского права. Предмет и метод регулирования Гражданское право - совокупность норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами и основанные на равенстве сторон, а также

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

37. Исполнение обязательств: понятие, принципы, стороны, виды Исполнение обязательств - совершение должником определенного действия в пользу кредитора, составляющего содержание обязательства, либо воздержание от совершения обусловленного обстоятельством действия,

Из книги Финансовое право автора Шевчук Денис Александрович

Раздел 1 Понятие, принципы и источники коммерческого

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

§ 1. Понятие, принципы и виды банковского кредита Банковский кредит, как экономическая категория, является одной из форм движения ссудного капитала, при банковском кредитовании возникают экономические (денежные) отношения, в процессе которых временно свободные денежные

Из книги Экологическое право автора Пуряева Анна Юрьевна

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

Из книги автора

Глава IV Право природопользования. Виды прав на природные объекты и ресурсы Право природопользования – это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей,

Из книги автора

§ 6.1. Понятие правотворчества и его принципы. Правотворчество и формирование права Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и

Центральное место: опосредует использование природных ресурсов.

Право природопользования в объективном смысле - институт экологического права , представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей.

Право природопользования в субъективном смысле - совокупность прав и обязанностей, приобретенных субъектом в связи с получением природного ресурса в пользование.

Классификация:

I. По объекту :

Землепользование;

Водопользование;

Лесопользование;

Пользование ресурсами животного мира (животнопользование);

Пользование атмосферным воздухом (воздухопользование);

Недропользование.

II. По порядку и условиям пользования :

- Право общего природопользования - это гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно окружающей природной средой (природными ресурсами). Это право является общедоступным, не требует специальных разрешений, вытекает из ст.9 и ст.42 КРФ (право на благоприятную окружающую среду) и конкретизируется. Фактически это публично-правовая реализация конституционного права. Вытекает прямо из закона. Например, ч.1 ст. 11 Лесного кодекса РФ «Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов».- корреспондирует обязанность, право может быть ограничено (обеспечение безопасности).

Также Водный кодекс РФ (водные объекты общего пользования), о разработке общераспространенных полезных ископаемых и использование недр для строительства подземных сооружений - вытекает из закона.

- Право специального природопользования - это возможность использовать в установленным законом порядке и на основе специального юридического документа (государственный акт, разрешение) природных ресурсов в соответствии с их целевым назначением.

Вытекает из определенной совокупности юридических фактов.

Признаки права специального природопользования:

1. Целью права является извлечение прибыли или удовлетворение общественных нужд

2. Осуществляется на основании специального разрешения (лицензии), выдаваемого уполномоченным органом

3. Платность

Носит частно-правовой характер и соответственно регулируется только гражданским законодательством (рецидивы - административно-правовым). Корреспондируются публично-правовые ограничения.


III. По субъекту права :

Физические лица;

Субъектами являются лица, обладающие правом использования природных ресурсов в установленном законом порядке.

Необходимой предпосылкой является правосубъектность.

Граждане имеют общую правосубъектность от рождения (естественное право, закрепленное КРФ), могут обрести специальную (может быть ограничения, как возраст и т.д.) в публичном или частноправовом порядке.

Юридические лица;

Имеют специальную правоспособность в соответствии с целью их деятельности, которая определяется уставами и иными учредительными документами. В установленном порядке могут обрести специальную дееспособность.

IV. По способу происхождения :

Первичное (собственник является природопользователем)

Производное или вторичное (право делегировано собственником)

Право природопользования является одним из важнейших институтов экологического (и природоресурсного) права.

Право природопользования - это система норм, регулирующих использование природных ресурсов (объективное); совокупность обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов (субъективное).

Виды права природопользования По критерию объекта - это право землепользования, лесопользования, водопользования, пользования недрами, животным миром, растительным миром (вне лесов), атмосферным воздухом. В рамках данной классификации возможно дальнейшее деление указанного критерия, например по категориям земель. В этом случае различается право пользования землями сельскохозяйственного назначения, землями поселений, землями, занятыми под транспорт, и т. п. Следовательно, дополнительным критерием выступают либо целевое назначение объекта, либо цели деятельности (например, разведка, разработка живых или минеральных ресурсов континентального шельфа).

По критерию основания возникновения (либо статусу субъекта) природопользования различается общее и специальное право природопользования .

Общее право характеризуется производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и т. п.; тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких бы то ни было юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов - личностным характером пользования и вызванных наличием специальных прав у других субъектов.

Специальное природопользование разделяется на комплексное и собственно специальное пользование недрами, лесами и т. п. и осуществляется только на основе предварительного получения в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с заранее определенными условиями. Оно характеризуется платностью и необходимостью принятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом, возложением наряду с предоставлением права и обязанностей.

Разновидностью права специального водопользования является особое водопользование для обеспечения нужд обороны, федерального транспорта и иных государственных потребностей.

К основным принципам права природопользования относятся:

  • - рациональное природопользование,
  • - экосистемный подход к регулированию природопользования,
  • - целевой характер пользования природными ресурсами,
  • - устойчивость права пользования природными ресурсами,
  • - платность специального природопользования.

Принцип рационального природопользования . Рациональное природопользование называют иногда экологически обоснованным природопользованием, при котором одновременно учитываются экологические, экономические, социальные и иные интересы человека. Принцип рационального природопользования обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств, например экологически целесообразных технологий.

Требования рационального природопользования в основном специфичны применительно к тому или другому природному ресурсу. Соответственно решению задач рационального природопользования служат как общие, так и специальные нормы, содержащиеся преимущественно в природоресурсном законодательстве. Так, к общим нормам подобного рода в земельном законодательстве можно отнести категорирование земель с учетом их экологической и экономической ценности: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения и др. В целях наиболее рационального использования лесных ресурсов Лесной кодекс выделяет защитные леса и особо защитные участки лесов (ст. 102). Так, к защитным лесам относятся леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; ценные леса.

К специальным нормам обеспечения рационального природопользования в горном праве относится, к примеру, требование о комплексном использовании недр, наиболее полном извлечении из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.

Правовыми критериями рационального использования соответствующего природного ресурса должны служить требования об обеспечении его неистощимости и экологической обоснованности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития. Так, использование земли в сельском хозяйстве и лесное хозяйство должны основываться на научной оценке производительных возможностей земли, а годовое истощение пахотного слоя почвы, рыбных запасов или лесных ресурсов не должно превышать темпов восстановления. Возобновимые природные ресурсы, как, например, леса и рыбные запасы, не будут истощены, если коэффициент использования не превышает возможности их восстановления и естественного прироста.

Правовое закрепление и практическое осуществление принципа рационального использования природных ресурсов может служить средством поддержания благоприятного качественного состояния природы и обеспечения охраны природных богатств от истощения.

Практическая реализация принципа рационального природопользования в России далека от теоретических и нормативных положений. Так, минеральные ресурсы многих регионов страны, например Урала, характеризуются комплексным содержанием ценных компонентов. Но на протяжении многих лет из них извлекались только отдельные элементы, а остальные поступали в отвалы, превращаясь в источник загрязнения окружающей среды.

Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования теснейшим образом связан с принципом рационального использования природных ресурсов. Объективно он предопределяется взаимосвязью и взаимообусловленностью процессов и явлений в природе. Другими словами, при использовании одного природного ресурса, например недр, может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде.

Применительно к праву природопользования этот принцип закрепляется в основном через регулирование обязанностей природопользователя. Так, водопользователь обязан не допускать причинение вреда окружающей среде.

Общим для земельного, горного, водного и других природоресурсных отраслей права является принцип целевого использования природных ресурсов. Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании лицензии.

Принцип устойчивости права природопользования заключается в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование (как, к примеру, земли), либо на длительный срок (воды, леса, недра), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.

Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Введением платы достигается решение как общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением.



Поделиться