1 понятие и основные признаки правоохранительной деятельности. Правоохранительная деятельность, её отличительные признаки и основные направления (функции). Органов внутренних дел Российской Федерации(МВД)

Понятие и признаки правоохранительной деятельности. Задачи и система правоохранительных органов: общая характеристика.

Охрана прав и законных интересов личности, общества и государства является функцией правового государства. Выполнение данной функции обеспечивается специально создаваемыми правоохранительными органами, а деятельность этих органов по реализации этой функции именуется правоохранительной.

Правоохранительная деятельность - это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, борьбе с преступностью и другими правонарушениями, оказанию гражданам в случае необходимости квалифицированной юридической помощи и обеспечению доступа к правосудию.

В научной литературе имеются и другие определения данного понятия. Так, Л. К. Савюк определяет правоохранительную деятельность как властно - организующую деятельность компетентных органов и лиц, направленную на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка в обществе. А Гуценко К. Ф. и Ковалев М. А. под правоохранительной деятельностью понимают деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неукоснительном соблюдении установленного им порядке.

Для правоохранительной деятельности присущи следующие признаки (схема 1 ).

Признаки правоохранительной деятельности

1) Вид государственной деятельности, цель => охрана самого права

2) Осуществляется не всеми органами государственной власти, а только специально уполномоченными органами, для которых правоохранительная функция является основным содержанием их деятельности

3) Это особый вид правовой деятельности => осуществляется в правовых формах, в порядке, установленном законом, с соблюдением определенных процедур

4) Осуществляется посредством применения мер государственного принуждения (например, задержания, уголовного преследования, привлечения к юридической ответственности и т.п.)

5) Решения и действия правоохранительных органов и должностных лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность, принятые в пределах их компетенции и в соответствии с законом, обязательны для граждан, органов и организаций, которым они адресованы

Правоохранительная деятельность в государстве направлена на охрану личности, ее прав и свобод, охрану общества, его материальных и духовных ценностей, охрану государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности. Эти задачи решаются в процессе реализации правоохранительными органами соответствующих функций.



Правоохранительные функции - основные направления деятельности правоохранительных органов, направленные на защиту прав и законных интересов личности, общества, государства от противоправных посягательств.

К основным функциям правоохранительной деятельности относятся:

1. Выявление и расследование преступлений и правонарушений

2. Организационное обеспечение деятельности судов

3. Оказание юридической помощи

4. Прокурорский надзор

5. Конституционный контроль

6. Отправление правосудия

7. Предупреждение преступлений и правонарушений

8. Исполнение судебных решений

9. Обеспечение правопорядка и безопасности в Российской Федерации

Конституционный контроль занимает особое место в правоохранительной деятельности. Эту функцию осуществляет Конституционный Суд Российской Федерации. Задача Конституционного Суда РФ - защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на территории Российской Федерации.

Отправление правосудия - это деятельность специально создаваемых государственных органов - судов по рассмотрению и разрешению различных категорий дел (гражданских дел, разрешению экономических споров, уголовных дел, административных и иных дел, подсудных судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом) в пределах своей компетенции и вынесению по ним законных, обоснованных и справедливых решений. Для реализации этой функции в Российской Федерации создана система федеральных судов общей юрисдикции, система федеральных арбитражных судов и мировые судьи в субъектах Российской Федерации.



Организационное обеспечение деятельности судов заключается в осуществлении мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленных на обеспечение нормального функционирования судебных органов и создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов, органов судейского сообщества, обеспечение оплаты труда мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, и обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями, формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

Прокурорский надзор - направление правоохранительной деятельности, осуществляемое от имени государства специально уполномоченными должностными лицами - прокурорами. Прокурорский надзор призван обеспечить верховенство закона, точное исполнение и единообразное применение законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Выявление и расследование преступлений - правоохранительная деятельность должностных лиц (оперативных сотрудников, дознавателей, следователей), направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц, привлечение их к уголовной ответственности, а также установление всех обстоятельств совершенного преступления.

Обеспечение правопорядка и безопасности в Российской Федерации - это деятельность правоохранительных органов исполнительной власти (органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов службы внешней разведки, органов федеральной службы охраны, органов юстиции, таможенных и налоговых органов), в пределах их компетенции, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка, обеспечение общественной безопасности, а также на борьбу с преступлениями и правонарушениями, создающими угрозу безопасности личности, обществу и государству.

Исполнение судебных решений - деятельность органов Министерства юстиции в лице Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов, направленная на обеспечение исполнения наказаний и принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Оказание юридической помощи - деятельность, направленная на обеспечение правовой защищенности личности в обществе. Эту функцию призваны осуществлять: адвокаты путем оказания квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию; нотариусы путем совершения предусмотренных законодательными актами Российской Федерации нотариальных действий от имени государства; частные детективные и охранные службы в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.

Предупреждение преступлений и правонарушений - эту функцию реализуют все правоохранительные органы. Она направлена на установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, выявление нарушений прав и свобод граждан, а также других нарушений закона, допущенных при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении дела нижестоящим судом и принятие мер по их устранению.

Статья 2 Конституции РФ.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В принципе весь государственный аппарат должен признавать, охранять и защищать права человека.

Правоохранительные органы ассоциируются с тем, что принято называть «силовым блоком» государственного аппарата. «Силовой блок» государственного аппарата – это прокуратура, полиция, ФСБ, органы оперативно-розыскной деятельности. В известной степени «репрессивная» часть государственного аппарата.

Правоохранительные органы – специальные органы, созданные для обеспечения законности и правопорядка, борьбы с преступностью и иными правонарушениями. То есть в собственном (узком) смысле слова правоохранительные.

Признаки правоохранительной деятельности:

1. Осуществляется не любым способом, а с помощью применения юридических мер воздействия и должна строго соответствовать предписаниям закона.

Правоохранительная деятельность – это деятельность связанная с применением государственного принуждения. И в этом парадокс: правоохранительная деятельность неразрывно связана с ограничением прав . Апофеоз такого ограничения – контртеррористическая операция (пик ограничения прав).

2. Реализуется в установленном законом порядке, то есть с соблюдением определенных юридических процедур .

3. Ее реализация возлагается на специально уполномоченные государственные органы .

Потому что правом применять принуждение обладают специально уполномоченные органы, а не любые.

4. Обязательность решений правоохранительных органов, сопровождаемая возможностью их обжаловать и установлением ответственности государства за вред, причиненный действиями должностных лиц этих правоохранительных органов, и компенсации соответствующего ущерба.

Ст. 11 УПК

Статья 11. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве

1. Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.

2. В случае согласия лиц, обладающих свидетельским иммунитетом, дать показания дознаватель, следователь, прокурор и суд обязаны предупредить указанных лиц о том, что их показания могут использоваться в качестве доказательств в ходе дальнейшего производства по уголовному делу.

3. При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные статьями 166 частью девятой, 186 частью второй, 193 частью восьмой, 241 пунктом 4 части второй и 278 частью пятой настоящего Кодекса, а также иные меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.



Статья 1069. Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Подходы к понятию правоохранительной деятельности:

Самый узкий подход: правоохранительная деятельность есть только борьба с преступностью

Более широкий: правоохранительная деятельность - это не только борьба с преступностью, но и борьба с административными правонарушениями (включается и деятельность органов, привлекающих к ответственности за административные правонарушения)

Еще более широкий: все вышесказанное + обеспечение общественного порядка

Самый широкий: деятельность по охране права, охрана любого всякого права, когда не допустимы любые и всякие проявления противоправности

Задачи правоохранительной деятельности:

  1. Защита личности, ее прав и свобод.
  2. Защита общества, его материальных и духовных ценностей.
  3. Защита государства, его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Правоохранительная деятельность – один из видов государственной деятельности. Ее предназначение – это обеспечение в демократическом обществе режима законности. Цель правоохранительной деятельности – охрана права. Правоохранительная деятельность как средство достижения этой цели, это сама деятельность по надзору и контролю за соблюдением закона, привлечению виновных к ответственности, рассмотрение дел в судах, проведение в жизнь карательных и правовосстановительных мер.

Правоохранительная деятельность как процесс – это планирование, координация и осуществление принятых решений и контроль за их выполнением.

Легального (зафиксированного в нормативном правовом акте) определения правоохранительной деятельности нет. Существует понятие правоохранительной службы:

Ст. 7 ФЗ «О системе государственной службы РФ»

Статья 7. Правоохранительная служба

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина

Понятие правоохранительной деятельности:

Правоохранительная деятельность – такая государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Важен процедурный элемент, так как правоохранительная деятельность неразрывно связано с ограничением прав человека, гарантированных Конституцией.

Возможности права здесь ограничены: в законе невозможно прописать, кто, как и когда будет непосредственно отдавать команды, правоохранительные органы должны быть наделены определенной свободой реагирования.

Структура этих органов, система этих органов, правила работы, координации этих органов – это вопросы не правовые, это вопросы науки управления, работа этого аппарата должна быть эффективной, рациональной. Но известные правовые ограничители в создании, изменении и функционировании этих органов все-таки существуют:

Постановление КС №1-П от 14 января 1992 г. (Министерство безопасности и Министерство внутренних дел были объединены в одно министерство указом Б.Н. Ельцина. Конституционный Суд отменил указ, признав его неконституционным).

Функции правоохранительной деятельности:

  1. Конституционный контроль (Конституционный Суд РФ)
  2. Правосудие (деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов)
  3. Организационное обеспечение деятельности судов.
  4. Прокурорский надзор.
  5. Выявление и расследование преступлений.
  6. Оказание юридической помощи.

Так как нет легального определения правоохранительной деятельности, нет и легального определения правоохранительного органа. Но с учетом функций правоохранительной деятельности к правоохранительным органам следует отнести:

Учреждения, осуществляющее организационное обеспечение деятельности судов

Прокуратура

Органы и должностные лица, призванные выявлять и расследовать преступления (Следственный комитет при прокуратуре РФ, следственный аппарат МВД, следственный аппарат ФСБ, следственный аппарат ГосНаркоКонтроля)

Органы дознания и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (Государственная противопожарная служба, Федеральная таможенная служба и т.д.)

Адвокатура, нотариат, частные охранные и детективные агентства (это не правоохранительные органы, а правоохранительные организации, т.к. не принадлежат к государственным органам и не обладают монополией на принуждение)

Принципы правоохранительной деятельности:

  1. Принцип законности (призван подчеркнуть в связи с тем, что эта деятельность связана с правоограничением, что она должна быть введена в строгие рамки закона и соблюдение этого закона принимает принципиальное значение. Правоохранительная деятельность не может выполняться произвольно, вне рамок закона).
  2. «Что не запрещено, то разрешено» (гражданам) «Разрешено только то, что разрешено» (для государственных органов).
  3. Принцип согласованности личных, общественных и государственных интересов.
  4. Принцип соблюдения человеческого достоинства, прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства.
  5. Принцип деполитизации и деидеологизации (силовой блок государственного аппарата вне политики). В демократическом обществе приобретает критический смысл.

Правоохранительные органы в РФ - это специальные государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность с целью охраны и защиты прав и законных интересов граждан, предприятий и организаций, государства и общества, обеспечения безопасности, правопорядка и законности в РФ.

Основными признаками правоохранительных органов являются:

  • 1. Специально созданные для осуществления правоохранительной деятельности государственные органы. Необходимо различать «правоохранительные органы» и «организации, осуществляющие правоохранительную деятельность», так как вторые могут быть негосударственными, и их деятельность может весьма тесно связана с правоохранительной, но все, же не обладать всеми, присущими ей признаками.
  • 2. Охрана законов от возможных и действительных нарушителей, защита и восстановление прав граждан, предприятий, организаций, общества и государства, обеспечение правопорядка и безопасности, которые реализуются на практике в одном из видов правоохранительной деятельности.
  • 3. В процессе осуществления своей деятельности правоохранительные органы могут применять меры уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной ответственности.
  • 4. Порядок организации и деятельности правоохранительного органа должен быть урегулирован законом или иным нормативным актом.

К государственным правоохранительным органам относятся:

  • - суд;
  • - прокуратура;
  • - органы юстиции;
  • - органы внутренних дел;
  • - органы предварительного расследования;
  • - таможенные органы;
  • - служба по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами;
  • - органы обеспечения безопасности.

К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные и охранные службы.

Законодательство о правоохранительных органах - это законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, а также международные договоры, которые содержат нормы, определяющие принципы правоохранительной деятельности, организацию и функционирование правоохранительных органов. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты о правоохранительных органах подразделяются на3:

  • * Конституцию РФ, которая имеет высшую юридическую силу. Все иные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции;
  • * федеральные законы (в т. ч. конституционные, принимаемые по указанным в Конституции вопросам), конституции, уставы и законы субъектов РФ;
  • * указы и распоряжения Президента РФ, которые чаще всего принимаются по вопросам организации и функционирования правоохранительных органов, входящих в систему исполнительной власти (милиция, Федеральная служба безопасности РФ и т. п.);
  • * постановления и распоряжения Правительства РФ, которые должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ;
  • * акты министерств или ведомств (ведомственные акты), которые издаются руководителями соответствующих министерств или ведомств, занимающихся правоохранительной деятельностью (Министерство юстиции).

Проблемами прав и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов организаций и предприятий, борьбой с различными правонарушениями и преступностью занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными. Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства - охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

Когда речь идет о преступлениях, правоохранительные органы, на которые законом возложено расследование уголовных дел или их судебное разбирательство, часто называют органами уголовной юстиции. Это вполне правомерно. К уголовной юстиции относятся все органы, которые в полной мере или частично осуществляют свою деятельность в связи с преступностью. Не относятся к уголовной юстиции те правоохранительные органы, к компетенции которых отнесено реагирование на гражданские, административные и дисциплинарные правонарушения.

При этом надо иметь в виду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции, которые они выполняют для достижения заданных результатов: проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; рассмотрения гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществления прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследования преступлений, исполнения приговоров и иных судебных решений; предупреждения преступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов граждан, их прав и свобод. Эти результаты достигаются реализацией соответственно функций:

  • - конституционного контроля;
  • - отправления правосудия;
  • - прокурорского надзора;
  • - расследования преступлений;
  • - оперативно-розыскной;
  • - исполнения судебных решений;
  • - оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам;
  • - предупреждения преступлений и иных правонарушений.

В зависимости от конкретных целей делят правоохранительную деятельность на следующие виды:

  • а) конституционный контроль. Цель - устранение несоответствий Конституции РФ, допущенных в законодательстве, а также разрешение других вопросов, связанных с обеспечением верховенства Конституции РФ и предусмотренных в самой Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде РФ». Орган, осуществляющий данный вид деятельности - Конституционный Суд РФ;
  • б) правосудие. Цель - вынесение решений по гражданским и уголовным делам. Органы - суды всех уровней;
  • в) прокурорский надзор. Цель - выявление и устранение нарушений законов и Конституции РФ средствами прокурорского реагирования. Орган - прокуратура;
  • г) выявление и расследование преступлений. Цель - раскрытие преступлений, изобличение виновных. Органы - органы, наделенные правом осуществлять оперативно - розыскную деятельность (ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), органы дознания и предварительного следствия;
  • д) оказание юридической помощи и защита по уголовным делам. Цель - предоставление нуждающимся квалифицированной юридической помощи. Орган - адвокатура;
  • е) обеспечение деятельности судов. Орган - Министерство юстиции РФ и иные органы, входящие в его систему;

Понятие и закрепляются в отраслевых нормативных актах. Она реализуется специально созданными структурами исполнительной власти. Рассмотрим далее, что собой представляет правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи .

Общая характеристика

Понятие цель, признаки этого института обуславливаются государственной политикой в сфере обеспечения безопасности в обществе. Уполномоченные структуры осуществляют защиту свобод и интересов граждан и страны. Цель деятельности заключается в охране конституционного строя, суверенитета и целостности России. Компетентные органы осуществляют борьбу с преступностью и прочими правонарушениями, оказывают населению квалифицированную правовую помощь, обеспечивают доступ к правосудию.

Признаки правоохранительной деятельности

Рассматриваемое направление в сфере обеспечения безопасности в обществе осуществляется органами, которые наделяются специальными полномочиями. Выделяют следующие :

  1. Решения и действия уполномоченных органов и их служащих, принимаемые и совершаемые в рамках их компетенции, являются обязательными для исполнения всеми субъектами, которым они адресуются.
  2. Работа структур является особым видом юридической деятельности.
  3. В законодательстве предусматриваются специальные нормы, регулирующие полномочия органов.

Понятие, основные признаки правоохранительной деятельности позволяют отличать специальные структуры, реализующие государственную политику в сфере обеспечения безопасности, от прочих институтов власти.

Ключевые направления работы

Признаки и задачи правоохранительной деятельности имеют строго определенные пределы. Они выражают конкретную направленность госполитики. К ключевым задачам деятельности следует отнести:

  1. Охрану здоровья и жизни личности.
  2. Защиту достоинства и чести каждого физлица.
  3. Обеспечение неприкосновенности личной жизни и свободы.
  4. Создание условий для реализации населением права на благоприятную среду.
  5. Защиту частной собственности.
  6. Обеспечение безопасности в обществе.
  7. Защиту духовных и материальных ценностей.
  8. Охрану суверенитета, конституционного строя, госбезопасности и территориальной целостности.

Функции

Анализируя , можно установить, что она обеспечивает:


Система

Признаки правоохранительной деятельности проявляются в работе уполномоченных структур. Специально созданные органы осуществляют правоприменительные, надзорные, контрольные, оперативно-розыскные, профилактические и прочие функции в порядке и на основаниях, установленных в законодательстве. Рассматривая, нельзя не отметить возможность уполномоченных структур в процессе работы применять принудительные меры. Законодательство предусматривает определенные инструменты, которые могут использовать уполномоченные органы. Меры госпринуждения применяются исключительно в рамках компетенции структур.

Виды органов

Правоохранительные органы могут быть государственными и негосударственными. К первым относят суды, ОВД, фискальные структуры, прокуратуру, службу по контролю оборота наркотиков и психотропных средств и пр. Негосударственными органами являются частные охранные компании, адвокатура, добровольные дружины, административные комиссии, КДН и пр. Правоохранительными структурами являются КС, суды общей юрисдикции, следственный комитет, предварительное следствие и дознание.

Специфика органов

Признаки правоохранительной деятельности конкретизируются в работе уполномоченных структур. Она осуществляется в разных направлениях. Первое связано с обеспечением охраны права. Уполномоченные органы:

  1. Привлекают правонарушителей к ответственности.
  2. Восстанавливают права потерпевших.

Эти функции могут выполняться по отдельности либо одновременно. Следует отметить, что правоохранительные органы осуществляют свою деятельность при наступлении определенных обстоятельств. В частности, защита интересов имеет место при их ущемлении. Между тем, суть правовой охраны не исчерпывается приведенными выше функциями. Гражданам важно не только оперативное восстановление его интересов и справедливое вменение наказания виновным, но и предотвращение возникновения таких ситуаций. В этой связи законодательство в качестве неотъемлемой задачи правоохранительных органов называет создание условий для предупреждения правонарушений.

Государственная направленность работы

Нарушенные права порождают обязанность власти проявить надлежащую реакцию в виде санкции либо осуждения. Она появляется только при наступлении конкретных обстоятельств. При этом для привлечения к ответственности виновного необходимо выяснить реальную картину события. Этим занимаются уполномоченные правоохранительные органы. В их функции входит выявление нарушений, констатация факта несоблюдения законодательных предписаний конкретными субъектами. Эти же структуры формируют условия для принятия судом решений. Из всего этого вытекает еще один признак правоохранительных органов - принадлежность их к государственной системе. Все структуры формируются и финансируются властью. Они комплектуются сотрудниками, которые должны отвечать установленным требованиям. Из этого положения вытекает несколько признаков, которые авторы описывают как отдельные характеристики правоохранительных органов. В частности, речь о том, что работа в структурах осуществляется исключительно специальными лицами, а все решения, которые они принимают, являются обязательными для всех адресатов.

Законность

Как выше было указано, существуют специальные нормы, регламентирующие правоохранительную деятельность. В законодательстве определяются полномочия органов и их служащих, предусматривается обязательный перечень требований к сотрудникам. Среди основных нормативных актов можно отметить ФЗ "О полиции", "О прокуратуре", "О ФСБ" и пр.

Дополнительные особенности

Указанные выше признаки традиционно относятся к характеристикам первой очереди. При этом существуют особенности, которые свойственны только некоторым структурам. Они именуются характеристиками второй очереди. При наличии хотя бы одного из них структуру можно отнести к системе правоохранительных органов. Такими характеристиками являются:

  1. Возможность применять нормы уголовного законодательства.
  2. Реализация полномочий в строго установленной процессуальной форме. В частности, для работы судов характерны разные виды производства: арбитражное, уголовное, административное, конституционное, гражданское.

Анализ

Стоит отметить один важный нюанс, касающийся приведенных выше признаков органов, включенных в правоохранительную систему. Характеристики первой очереди должны присутствовать в совокупности. Если хотя бы один из них будет отсутствовать, орган нельзя отнести к правоохранительным. Характеристики второй очереди при этом могут и не присутствовать вообще. Они не являются определяющими, а выступают как специальные.

Выводы

Опираясь на приведенные выше характеристики, можно сформулировать Ими можно назвать специальные структуры, которые создаются государством для обеспечения защиты интересов и юридических возможностей всех субъектов. Эти институты действуют в соответствии и на основании законодательства, наделяются правом применять принудительные меры, а в некоторых случаях уголовные нормы и соблюдать определенную процессуальную форму.

Заключение

Правоохранительная деятельность является неотъемлемым направлением государственной внутренней политики. Именно она обеспечивает безопасность в обществе. Функции, которые реализуют уполномоченные органы, имеют ключевое значение для сохранения порядка в стране. Именно эти структуры ведут борьбу с преступностью, проводят профилактическую работу с населением, способствуют восстановлению прав и свобод потерпевших. Только они наделены возможностью применять меры принуждения, предусмотренные в законодательстве. Все это обуславливает специальные требования, которые предъявляет государство к сотрудникам этих органов.

Понятие правоохранительной деятельности не раскрыто ни в одном из федеральных законов, однако в юридической науке это понятие выработано и определены признаки правоохранительной деятельности, которые формулируются различными авторами примерно одинаково.

Так, В. П. Божьев называет следующие признаки правоохранительной деятельности:

  • 1) ее начало в каждом случае должно иметь повод (например, сообщение о совершении преступления, подача жалобы гражданином в суд на решения или действия органов государственной власти и т.п.). Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, деятельность органов государственной власти, общественных и других организаций;
  • 2) осуществляется она только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях - и в строго определенной процессуальной форме. Нарушение требований закона сотрудниками правоохранительных органов в процессе осуществления правоохранительной деятельности влечет для них дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность;
  • 3) осуществляют ее только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую подготовку. Осуществление правоохранительной деятельности другими лицами является недопустимым и в определенных случаях расценивается как преступление;
  • 4) решения правоохранительных органов являются мерами юридического воздействия, основанными на законе и соответствующими обстоятельствам совершения действия (бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов;
  • 5) законные решения правоохранительных органов подлежат исполнению физическими и юридическими лицами, которым они адресованы;
  • 6) решения и действия (бездействие) правоохранительных органов, затрагивающие права и законные интересы человека и гражданина, а также государства могут быть обжалованы в установленном законом порядке (в суд, прокуратуру, вышестоящие органы и т.д.) .
  • 1) правоохранительную деятельность от любой другой отличают возможность и необходимость применения различных мер юридического принуждения, в том числе: мер юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной); мер пресечения (как правило, применяемых к лицам, обвиняемым в совершении преступления: подписка о невыезде, заключение под стражу и др.). Также к мерам юридического принуждения относятся меры предупредительно-обеспечительного характера (например, наложение ареста на банковский счет, обыск и др.);
  • 2) правоохранительная деятельность (ее содержание, органы и лица, которые ее осуществляют) должна основываться на законе или на подзаконном нормативном правовом акте;
  • 3) правоохранительную деятельность могут осуществлять только специально уполномоченные государственные органы. Установлены жесткие критерии отбора лиц для работы в этих органах. Образование, структура и деятельность правоохранительных органов четко определены нормативными правовыми актами;
  • 4) правоохранительная деятельность реализуется на практике путем проведения различных процедур, порядок осуществления которых регламентируется законом;
  • 5) правоохранительная деятельность делится на виды в зависимости от конкретных целей, способов, методов и приемов, применяемых при ее осуществлении. Перечень этих видов может быть различным, в зависимости от того, какой критерий положен в основу классификации;
  • 6) целями правоохранительной деятельности являются охрана и защита прав и интересов граждан, законных интересов организаций и предприятий, общества и государства, обеспечение безопасности, правопорядка и законности. Охрана направлена на права трех основных объектов: личности, общества и государства.

К признакам (критериям) правоохранительной деятельности А. II. Рыжа- ков относит следующие:

  • 1) правоохранительная направленность. Правоохранительная деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов любых субъектов правоотношений, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью;
  • 2) правоохранительная деятельность состоит из решений и действий, осуществляемых/принимаемых уполномоченными на то законодательством субъектами;
  • 3) правоохранительная деятельность предусмотрена (урегулирована) нормативными правовыми актами .

Таким образом, рассмотрев основные признаки правоохранительной деятельности, можно дать ее определение. Правоохранительная деятельность - это деятельность специальных государственных органов, которая осуществляется путем применения мер юридического воздействия в соответствии с законом с целью охраны и защиты прав и интересов граждан, организаций и предприятий, общества и государства, обеспечения безопасности, правопорядка и законности.

Иначе говоря, правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренное нормативными правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав (свобод) и законных интересов физических, юридических лиц, субъектов РФ, муниципальных образований и государства в целом, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.

Задачи и цели правоохранительной деятельности видоизменяются в зависимости от того, каким субъектом она осуществляется. Анализ задач и целей различных правоохранительных органов позволяет говорить о наличии определенного перечня задач и целей самой правоохранительной деятельности.

  • См.: Божьев В. П. Правоохранительные органы России. С. 43.
  • См.: Рыжаков А. П. Правоохранительные органы: учебник для вузов // Справочноправовая система


Поделиться