Порядок предоставления жилья детям-сиротам. Выплата денежной компенсации в счет предоставления жилых помещений детям сиротам Как сироте получить компенсацию за купленную квартиру

    Сообщения

    Добрый день, у меня такая ситуация: стояла на очереди на квартиру как ребенок оставшийся без попечения родителей, посоветовали подать в суд, так быстрее выдадут квартиру сказали. Подала, суды прошли, мой иск удовлетворили, но прокуратура бездействует, говорит еще год точно квартиры не ждите, может в лучшем случае в следующем году получите жилище.

    Я так как мне не дают квартиру, вынуждена снимать жилье, так как там где я прописана живет четверо взрослых и один ребенок и скоро появится второй. Вопрос вот в чем, куда мне подать заявление на бездействие прокуратуры? И могу ли я получить компенсацию за то, что не дают квартиру и я вынуждена снимать квартиру за свой счет по договору аренды, и если да то какую и какие документы нужны? Что вообще можно сделать в моем случае?

    В данном случае, чтобы ответить на вопрос: как сироте быстрее получить квартиру? Посредством органов прокуратуры следует более детально рассмотреть, как проводились надзорные мероприятия в органах прокуратуры, лучше бы ознакомиться с материалами проверки, для последующей инициации обжалования в вышестоящую прокуратуру. Или вы не подавали еще жалобы в вышестоящие прокуратуры относительно бездействия исполнения решения суда?! Подробнее, как можно по ссылке на основной части сайта.

    В части неисполнения решения суда следует обратить внимание, поскольку вы уже включены в список детей сирот на получение жилья, то бездействие муниципальных органов по данному поводу неправомерно, ввиду чего вполне логично, что у Вас возникла мысль о том положена ли в данном случае компенсация сиротам за съем жилья. Гражданское законодательство в данном случае предусматривает, что если решение суда о предоставлении жилья не исполняется и буде установлена вина в бездействии администрации, то компенсация за аренду жилья сиротам взыскивается с муниципального органа в качестве убытков.

    В Вашем случае компенсация за жилье сиротам должна быть взыскана с бездействующей администрации и взыскание убытков помимо финансовой гарантии поможет решить вопрос: как ускорить получение квартиры сироте в ближайшее время.

    Касательно необходимой документации, то необходимо предоставить суду договор найма жилого помещение и доказать документацией, что оплата съемного жилья сиротами производилась самостоятельно.

    Дополнительно в данном деле следует уточнить: в каком помещении вы зарегистрированы, это помещение временно предоставлено Вам и при каких обстоятельствах?

    Через суд им дают каждые три месяца отсрочку,а в прокуратуре сказали в этом году точно не ждите, работают странно и сотрудники хамят мне постоянно, хотя я вежливо спрашиваю. Прописана я у опекуна, нг там только прописана ни какой доли не имею. Квартира трешка, но живут четверо взрослых и ребенок, скоро второй будет. Как доказать что плачу сама за квартиру? И договор об аренде какой нудкн, его нужно как то официально подтверждать у натариуса или юриста?

    А что делать если обратилась в администрацию города и мне сказали, что ждите, прокуратура работает нормально, государство не выделяет таких средств может лет через пять получите и то не факт, и что компенсацию тоже не получу. Что в таком случае делат? Стоит идти на пролом и подавать жалобу в прокуратуру вышестоящую и на компенсайию??

    Здравствуйте, с 2015 года снимаю квартиру, с 2009 стою на очереди как сирота, как я могу взыскать компенсацию с администрации за съем жилья? Какая статья об этом говорит, так же я уже подала в суд для получения внеочередного жилья социального найма, и компенсации за оплату съёмной квартиры, но судья на пробное заседании дала понять, что мне не выплатят ничего, хочется узнать в каком законе прописано все о компенсации и упираться на него в суде, проживаю в Нижегородской области. Заранее спасибо

    • В Вашем случае еще хорошо бы подать иск о компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, он имеет больше перспектив, много практики, когда дети сироты именно этим путем решали свою проблему длительного предоставления жилого помещения.

      Согласно статье 2 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

      Документ предоставлен КонсультантПлюс

      ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

      Судья Зайцева О.А.

      Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
      председательствующего судьи Украинцевой С.Н.
      судей Королевой Е.В. и Кудриной Я.Г.
      при секретаре М.
      рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску С. к департаменту финансов Приморского края, Администрации Приморского края, департаменту градостроительства Приморского края, департаменту образования и науки Приморского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок по апелляционной жалобе департамента финансов Приморского края на решение Приморского краевого суда от 23 августа 2017 года, которым административное исковое заявление С. частично удовлетворено, с Приморского края в лице департамента финансов Приморского края за счет средств казны Приморского края в пользу С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 70000 (семьдесят тысяч) руб.
      Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения представителя Департамента финансов Приморского края Пак А.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

      установила:

      С. обратилась в суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указав, что решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 18 июля 2014 года, вступившем в законную силу 19 августа 2014 года, на Администрацию Приморского края возложена обязанность обеспечить ее на территории Находкинского городского округа благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв. м и не более 36 кв. м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Приморского края. На основании исполнительного листа N, выданного Фрунзенским районным судом г. Владивостока ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N, и в последующем принимались меры по исполнению решения суда. Однако до подачи данного иска в суд решение суда не исполнено, общая продолжительность производства по исполнению судебного акта составила 23 месяца 20 дней. Просила взыскать компенсацию за нарушение ее права на исполнение судебного акта в разумные сроки в размере 288000 руб., из расчета 24 месяца неисполнения судебного акта и средней стоимости аренды жилья (благоустроенных помещений) на территории Находкинского городского округа в размере 12000 руб. в месяц.
      Суд привлек к участию в деле в качестве административных соответчиков главных распорядителей бюджетных средств: департамент градостроительства Приморского края, департамент образования и науки Приморского края.
      Дело рассмотрено в отсутствие С., представителей департамента образования и науки Приморского края, департамента градостроительства Приморского края.
      В судебном заседании представитель департамента финансов Приморского края возражала против удовлетворения заявленных требований, из письменного отзыва следует, что в соответствии с Законом Приморского края от 23.12.2016 N 52-КЗ «О краевом бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» главными распорядителями бюджетных средств по реализации мероприятия по обеспечению жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются департамент градостроительства Приморского края и департамент образования и науки Приморского края; должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов; заявленный размер компенсации чрезмерно завышен; административный истец не обосновал тяжесть и значимость последствий от неисполнения судебного акта.
      Представитель Администрации Приморского края в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что Администрация Приморского края является ненадлежащим административным ответчиком по настоящему делу.
      По делу постановлено вышеназванное решение, с которым не согласился департамент финансов Приморского края, в апелляционной жалобе его представитель просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное.
      Рассмотрев административное дело в соответствии с частью 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам не усматривает оснований к отмене судебного решения.
      В силу части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
      Согласно статье 2 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
      В соответствии с пунктами 40, 47, 48, 55, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом в том числе правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта. Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. При оценке своевременности мер, принимаемых судом, органами, организациями и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, также следует принимать во внимание исключительные обстоятельства, которые обусловливали необходимость безотлагательного осуществления судопроизводства и (или) исполнения судебного акта и непринятие во внимание которых фактически привело к лишению лица права на судебную защиту. Не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (часть 4 статьи 10 КАС РФ, часть 4 статьи 6.1 АПК РФ, часть 4 статьи 6.1 ГПК РФ, часть 4 статьи 6.1 УПК РФ).
      При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
      Из материалов дела следует, что вступившем в законную силу 19 августа 2014 года решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 18 июля 2014 года на Администрацию Приморского края возложена обязанность обеспечить С. на территории Находкинского городского округа благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв. м и не более 36 кв. м общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Приморского края.
      В Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю ДД.ММ.ГГГГ поступил исполнительный лист, выданный на основании указанного решения, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство N-ИП и установлен должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.
      Судом первой инстанции установлено, что, несмотря на принимаемые судебным приставом-исполнителем меры принудительного исполнения, на дату судебного заседания решение Фрунзенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено, общая продолжительность исполнения решения суда составила более двух лет, в связи с чем, суд обоснованно расценил данный срок исполнения судебного акта как не отвечающий критерию разумности.
      Установив, что административными ответчиками не приняты надлежащие меры к своевременному исполнению вступившего в законную силу решения Фрунзенского районного суда города Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, неисполнение судебного акта произошло по причинам, не зависящим от взыскателя, суд признал установленным факт нарушения права С. на исполнение судебного акта в разумный срок и в целях защиты прав истца присудил ей компенсацию.
      В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
      Определяя размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, суд учитывал практику Европейского суда по правам человека, общую продолжительность нарушения и значимость его последствий для административного истца, и учетом принципов разумности и справедливости.
      Размер компенсации в сумме 70000 руб. соответствует требованиям закона.
      Доводы апелляционной жалобы департамента финансов Приморского края о том, что надлежащими ответчиками по делу являются департамент образования и науки Приморского края и департамент градостроительства принимались судом во внимание, им дана оценка в мотивировочной части решения.
      В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 3, частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта по иску к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляет соответствующий финансовый орган. Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
      Пунктом 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» установлено, что согласно статье 6 БК РФ финансовыми органами являются Министерство финансов Российской Федерации (далее — Минфин России), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
      Согласно пункту 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
      В силу статьи 7 Положения о департаменте финансов Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 31.01.2006 N 32-па (ред. от 29.02.2016) департамент осуществляет исполнение судебных актов по искам к Приморскому краю о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
      Из толкования перечисленных нормативно-правовых актов следует, что обязанность по исполнению судебного акта по иску к Приморскому краю о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, возложена на департамент финансов Приморского края, который является надлежащим ответчиком.
      Доводы жалобы о том, что нарушение предусмотренных законодательством сроков на исполнение судебного акта не влечет нарушение права административного истца, поскольку ею не доказана значимость последствий неисполнения судебного акта в срок, также были предметом оценки при вынесении решения, оснований для переоценки выводов суда не имеется.
      Руководствуясь статьями 307 — 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

      определила:

      решение Приморского краевого суда от 23 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента финансов Приморского края — без удовлетворения.

      ——————————————————————

      Все что касается компенсации за найм жилья — видимо судья видит ошибки в составленном иске или представленных документах, поэтому и намекает на отказ Вам в иске. Право закреплено в положениях Федеральных законов от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

      В целом, право есть и в каждом регионе свое нормативное обоснование его, вот, например, в Новосибирской области
      постановлением Правительства Новосибирской области от 10.12.2012 г. N 557-п предусмотрено право лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, которые относились к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на получение компенсации платы за наем жилого помещения (далее — компенсация платы), расположенного на территории Новосибирской области, которая предоставляется в отношении одного жилого помещения, ее размер не может превышать 5000 руб. в месяц при найме жилого помещения на территории муниципального района, 10000 руб. в месяц при найме жилого помещения на территории городского округа (за исключением города Новосибирска, рабочего поселка Кольцово), 15000 руб. в месяц при найме жилого помещения на территории города Новосибирска, рабочего поселка Кольцово.

    Государство берет на себя заботы о детях, которые лишены родительского попечения. Им предоставляются разнообразные преимущества, платятся деньги на проживание.

    В 2020 году льготы детям сиротам финансируются из региональных бюджетов РФ.

    Давайте разберемся, на что могут претендовать дети, имеющие статус сироты, и куда обратиться за решением проблем.

    Какого ребенка причисляют к сиротам

    Прежде чем разбираться со льготами, необходимо ввести понятие статуса. Существует два термина, описывающих положение ребенка, оставшегося без родительской заботы.

    1. Сирота - это дитя, у которого родители умерли.
    2. Ребенок, лишенный родительского попечения - это маленький гражданин, попавший в одну из следующих ситуаций:
    • его родителей лишили права заботиться о своем чаде в установленном законом порядке;
    • мама и папа считаются без вести пропавшими;
    • родители утратили дееспособность;
    • мама и папа отбывают срок за преступление в тюрьме, либо в отношении этих людей ведутся розыскные мероприятия;
    • родители неизлечимо больны и не способны заботиться о чаде.

    Следует отметить, что множество случаев подпадает под два условия. К примеру, мама умерла, а папа отбывает срок. Такой ребенок объявляется лишенным попечения.

    Статус дитя должен быть установлен государственным органом РФ. Иначе сиротство не признается организациями, предоставляющими льготы.

    Как осуществляется поддержка сирот

    Преференции для сирот и детей, лишенных родительского попечения

    Несмотря на то что малолетние получают разные статусы, права у них одинаковые. Все дети, у которых по любой причине отсутствуют биологические родители, имеют право на заботу государства.

    Все установленные меры господдержки распространяются на льготников младше 18 лет.

    Но если молодой человек - обладатель статуса проходит обучение, то они продлеваются до 23 лет.

    Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

    Пенсионные выплаты

    В первую очередь им устанавливается пенсия. Она бывает двух видов:

    1. Страховая - назначается с учетом стажа одного из родителей. На практике выбирают того, у кого он больше.
    2. Социальная. Эта пенсия выплачивается ребенку, чьи мама и папа официально нигде не трудились. Размер ее устанавливается региональным правительством.

    Если родитель лишен права заботиться о чаде, он обязан платить алименты. Судом принимается соответствующее решение. На его основании из заработной платы человека берется установленная сумма и отправляется на счет ребенка.

    Если этот родитель официально не работает, то алименты выплачивает бюджет.

    Преференции в области образования

    Детям описываемой категории дается преимущество при поступлении в высшие и средние профессиональные учебные заведения.

    Им необходимо только успешно сдать вступительные экзамены. На этом основании их сразу зачисляют на первый курс.

    Все время обучения молодые люди получают стипендию из средств бюджета региона. Причем размер ее в полтора раза выше, установленного для данного учебного заведения.

    От результатов экзаменационных сессий право на стипендию не зависит. Ее выплачивают, пока молодой человек, обладающий статусом сироты и приравненным, числится студентом.

    Ежегодно ученики и студенты из числа сирот получают деньги на приобретение книг и пособий. Размер зависит от суммы стипендии в данном ВУЗ е и превышает его троекратно.

    Кроме того:

    1. Из бюджета выделяются деньги на обеспечение молодых людей одеждой, обувью, предметами быта. Эту преференцию можно получить наличными в случае необходимости.
    2. Если молодой человек из числа сирот обучается в образовательном учреждении федерального уровня, то все траты на его содержание производятся из средств этого учреждения.
    3. Плата за прохождение подготовительного курса в ВУЗ е с таких молодых людей не взимается.
    4. Во время производственной практики они получают зарплату в размере 100%.
    5. При выпуске бюджет обеспечивает их сезонной одеждой и обувью, а также материальной помощью.
    На поступление в магистратуру преимущества не распространяются. В законе речь идет только о льготном зачислении на первый курс ВУЗ ов. Внимание: с января 2018 г. в РФ была установлена новая социальная пенсия для детей, чьи родители не были установлены. Такие выплаты приравнены в денежном эквиваленте к пенсиям по потере кормильца. Получать их будут также до 18-23 лет. В зависимости от наличия или отсутствия очного обучения. Правомочия на соцподдержку прекращаются и при усыновлении.

    Господдержка в области обеспечения жильем


    Государство дает своим маленьким гражданам гарантии в самой чувствительной для многих сфере - квартирной.

    Понятно, что без поддержки родственников такой человек никогда не сможет приобрести собственное жилье.

    Им его обеспечивает регион, в котором он живет.

    Существует два способа реализации такой гарантии в 2020 году:

    1. Если родители имели собственный дом или квартиру, то она сохраняется за малолетним наследником. Проживать при этом сирота может на жилплощади опекуна или собственной вместе с человеком, который о нем заботится. Однако взрослый не может ничего сделать с квадратными метрами без разрешения органов опеки и попечительства.
    2. В случае отсутствия наследства, молодого человека обеспечивают жильем по достижении 18-летнего возраста. Эта обязанность возлагается на региональное правительство. На практике ее реализуют местные администрации. А это приводит к большим проблемам.
    Чтобы продать или обменять квартиру, необходимо получить документ из местной администрации, разрешающих данную операцию с недвижимостью.

    Примеры реализации права сирот на жилье

    Регионы по-разному подходят к решению проблем молодых людей, оставшихся без родительской поддержки. Есть положительные примеры и отрицательный опыт.

    1. В Уфе уже несколько лет данная категория граждан обеспечивается квартирами из специального жилого фонда. То есть часть возводимых в городе квартир выкупается местным правительством. Их передают сиротам по договору социального найма.
    2. В Новосибирске данной категории молодых граждан выдается пособие на ремонт. Его размер в 2018 году составляет 60 тыс. рублей.
    3. В Республике Крым сироте предоставили квартиру в разрушенном доме. Данное строение имеет стены и крышу, а внутренней отделки, оконных и дверных рам нет. Естественно, жить в таких условиях невозможно.
    Работу органов местного самоуправления по реализации прав сирот тщательно контролирует прокуратура. За выявленные нарушения приходится отвечать конкретным служащим, курирующих данный участок работы.

    Льготы по оплате услуг

    Почти во всех регионах дети из числа сирот обеспечиваются преференциями в области оплаты жилищно-коммунальных услуг.

    Так, их опекунам компенсируют половину суммы, отданной за:

    • свет (согласно норме на человека);
    • квартплату;
    • водоснабжение и водоотведение;
    • вывоз мусора и другое.
    Так как данные преференции устанавливаются региональными властями, подробнее следует узнавать в местной администрации.

    Господдержка в области медицины


    Дети, лишенные родительской заботы, получают медицинские услуги бесплатно. Кроме того, в некоторых регионах их обеспечивают лекарственными средствами за счет бюджета.

    Например, такой закон работает в столице. Сиротам, которые обучаются в образовательных учреждениях любого уровня, от дошкольных до высших, лекарства оплачивает местный бюджет вплоть до 23 лет.

    В Москве детей данной категории обеспечивают молочным детским питанием до двух лет по рецепту доктора. Если есть показания, то данная преференция сохраняется до 15-летнего возраста.

    Во всех регионах подростки - сироты получают на льготной основе путевки:

    • в санаторий по показаниям врача;
    • в лагерь для отдыха и оздоровления.
    Путевку в летний лагерь можно получить и от благотворительных организаций. Существует множество фондов, занимающихся решением проблем сирот и приравненных к ним.

    Другие преференции

    1. Необходимо указать, что дети данной категории имеют право на бесплатный проезд в общественном транспорте. Эта преференция распространяется на все виды, кроме такси и частных маршрутов.
    2. В поездах дети-сироты тоже один раз в год ездят бесплатно. Имеется в виду путешествие от места учебы к дому (туда и обратно).
    3. Местные власти поддерживают и семьи, взявшие на себя заботы о ребенке-сироте. При усыновлении им выдается материальная помощь. А затем ежемесячно выплачивается пособие на содержание меленького гражданина. К примеру, в Московской области выдаются такие суммы:
    • 30 000 рублей - единовременная помощь;
    • 10 000 рублей - ежемесячное пособие.
    Количество денег зависит от уровня жизни в регионе. Конкретная сумма устанавливается региональным правительством.

    В некоторых регионах данная группа населения обеспечивается.

    Компенсация за найм жилья является одной из наиболее значимых льгот, полагающихся различным категориям граждан. К примеру, возмещение расходов за наем жилья может быть определено для малоимущих семей, наиболее незащищенных слоев населения, сирот, детей без родительской опеки. Компенсация положена также военнослужащим, вынужденным снимать жилье вблизи места службы. Компенсация за найм жилья может также предоставляться работнику предприятия, если он договаривался об этом с работодателем в момент трудоустройства.

    Социальная компенсация за найм жилья

    Социальное возмещение затрат граждан на жилье регулируется как федеральными, так и региональными законами. При назначении льготы органы социальной защиты населения ориентируются на устанавливающие документы. Как правило, компенсация утверждается именно органами местного самоуправления с целью оказания финансовой поддержки граждан, которым в данный момент невозможно предоставить жилье в собственность или по договору социального найма.

    Льготой могут воспользоваться наиболее социально незащищенные слои общества, такие как дети-сироты, дети без родительского попечения, малоимущие семьи. Для этого представитель льготной категории граждан должен встать на учет в органах социальной защиты населения и заявить о том, что нуждается в улучшении жилищных условий.

    Размер компенсации за найм жилья будет меняться каждый год в зависимости от индексации, проводимой по региону на будущий год.

    В 2010 году власти приняли решение о монетизации компенсации за наем квартиры. Ранее размер компенсации был для всех категорий получателей одинаков – принималось среднее значение стоимости съемного жилья. На сегодняшний день заявитель должен документально подтвердить свое право на получение компенсации, после чего специалисты УСЗН каждый месяц производят перерасчет компенсационной суммы (ежемесячной денежной компенсации – ЕДК), принимая во внимание фактически понесенные затраты человека на оплату ЖКУ и квартиры.

    Бывает так, что в семье, проживающей совместно на одной жилплощади, сразу несколько человек имеют право на компенсацию квартплаты, и тогда компенсации складываются. Однако, общая сумма выплаты не может превышать 50% размера платежа за квартиру.

    Чаще всего размер компенсации также изменяется по сезонам – в зимнее время, когда включено отопление, субсидия увеличивается, а летом, наоборот, уменьшается. Жильцы квартиры не должны предпринимать никаких мер – специалисты соцзащиты самостоятельно произведут перерасчет. Бывает и так, что субсидия летом вообще не предоставляется – все зависит от региона проживания семьи.

    Наличие задолженностей по квартплате автоматически лишает жильцов права на получение компенсации. И здесь единственным выходом станет обращение в коммунальную службу с просьбой заключить договор о реструктуризации долга – тогда гражданин будет выплачивать долг небольшими долями на протяжении длительного периода времени. Но следует быть готовым и к тому, что ЖЭК откажет в подобном послаблении.

    Право на получение компенсации необходимо подтверждать каждые полгода, в противном случае придется подавать полный комплект документов заново.

    Наконец, льгота по квартплате – не единственная преференция, которую можно получить. Малоимущие семьи, которые отдают 22% от совокупного дохода всех совместно проживающих членов семьи за оплату коммунальных услуг, вправе получить скидку на ЖКУ. И данная льгота не препятствует получению компенсации за найм квартиры.

    Компенсация за найм жилья работнику предприятия

    Во время заключения трудового договора наниматель и сотрудник могут обговорить пункт о компенсации затрат работника на найм жилья. Для этого должен быть повод, например, осуществление трудовой деятельности в филиале компании или работа разъездного характера, предполагающая длительные или частые командировки.

    Трудовой договор может содержать все условия предоставления компенсации – размеры надбавки к зарплате, порядок выплаты, вид жилья и т.д. Размер компенсации может зависеть от количества жильцов в помещении (если предполагается, что семья будет жить с сотрудником), продолжительности командировок, уровень комфорта жилья.

    Деньги на оплату жилья работодатель может сразу перечислять на счет арендодателя, предварительно заключив с ним договор аренды. Или работник должен оплачивать жилье, а затем получать компенсацию вместе с заработной платой. Если договор расторгается по вине сотрудника, если он нарушал трудовую дисциплину или уволился по собственному желанию, право на возмещение стоимости жилья утрачивается.

    Компенсация за найм жилья военнослужащим

    Право на получение компенсации за найм (поднайм) жилья военнослужащими зависит от принадлежности военного к одной из следующих групп:

    • пребывающих на службе по контракту в данный момент;
    • уволенных в запас (должны состоять на учете как нуждающиеся в улучшении условий проживания).

    При этом компенсация за найм жилья не будет назначена военнослужащему, если:

    • он не подавал заявление на предоставление ему государственной поддержки;
    • один из членов его семьи владеет на правах собственника пригодным жилым помещением неподалеку от места несения службы военнослужащим.

    Размер компенсации будет зависеть от двух показателей – социальной нормы площади (которые, в свою очередь, зависят от количества членов семьи военнослужащего) и средней стоимости 1 кв. м. площади жилья в данном регионе.

    Социальная норма площади рассчитывается следующим образом:

    • 24 м2 на одного военнослужащего, который будет жить один;
    • 36 м2 на военнослужащего и одного члена семьи помимо него;
    • 43 м2 на военнослужащего, супругу и ребенка (троих человек);
    • 12 м2 на каждого члена семьи, если общее их число превышает 3 человека.

    Законодательные акты по теме

    Типичные ошибки

    Ошибка: Гражданин не стал оформлять компенсацию по квартплате, поскольку уже получает субсидию на оплату коммунальных услуг.

    Компенсация сиротам за съем жилья относится к одной из мер социальной поддержки, оказываемых данной категории населения. Главным попечителем и гарантом обеспечения прерогатив и интересов детей сирот является государство. Оно на законодательном уровне разработало НПА, регулирующие различные стороны жизнеобеспечения детей, оставшихся без родителей по той или иной причине. Кто относится к ребенку, оставшемуся без попечения, какими преимуществами обладает, кто финансирует льготирование, как защитить свои интересы такому ребенку регламентирует .

    Ст.292 содержит важное положение, по которому отчуждение квартиры, в каковой жительствуют дети, находящиеся под опекой или оставшиеся без родительской заботы, и в ситуации, когда наблюдается нарушение жилищных прерогатив последних, возможно исключительно с разрешения органов опеки и попечительства. Таким образом, государство старается защитить ребенка от произвола, нерадивых попечителей или опекунов, ухудшающих положение сироты.

    Регулирует распорядок предоставления жилых помещений по соглашению соцнайма. Региональное законодательство наиболее детально прописывает преимущества. Регионы вправе предоставлять льготирование в соответствии с центром, а также устанавливать дополнительные меры поддержки. Государство всесторонне проработало положение детей-сирот, выявило их основные проблемы, предоставило им различные льготы, что выражается в разработанных правовых нормах.

    Кто имеет право на выплату компенсации за наем жилья в 2020 году?

    Прежде чем детально вникать в вопрос предоставления компенсации за аренду жилья детям-сиротам необходимо понять, кто относится к данной категории и, соответственно, вправе претендовать на такое преимущество в 2020 году.

    Так, закон разделяет социально незащищенных детей на две группы:

    1. Ребенок-сирота – дите, родители которого умерли.
    2. Дети, оставшиеся без родительской опеки (попавшие в одну из нижеописанных ситуаций) – отца и мать лишили прерогатив родительской опеки по закону; признанные исчезнувшими в неизвестном направлении; родители сами недееспособные; отбывают наказание в виде лишения свободы; родители больны тяжелым недугом и не могут самостоятельно заботиться о своих малышах.

    Но, несмотря на такое разделение и та, и другая группа могут претендовать на компенсационные выплаты за съем недвижимости. Помимо вышеозначенных лиц, преимуществом получения компенсации за аренду жилья обладают дети-сироты, выпустившиеся из соцучреждений и получающие образование в ВУЗ е до 23-х лет и СУЗ е, в той ситуации, когда образовательная организация не смогла обеспечить их местом проживания на период обучения.

    Однако не все смогут получить , даже если и относятся к данной категории по нижеследующим причинам:

    1. Уже имеют в собственном владении дом или жительствуют по соцнайму.
    2. Прописаны в жилом помещении (в этом случае возможно доказать необходимость в усовершенствовании жилусловий – жилье непригодно для проживания, маленький метраж помещения или безраздельное жительство с человеком, болеющим опасным для общества недугом).

    Среди остальных россиян претендентами на денежное возмещение за аренду в 2020 году вправе стать:

    • трудящиеся в бюджетной сфере;
    • сотрудники полиции;
    • военнослужащие.

    Когда можно начинать обращаться за компенсацией

    Для детей-сирот существуют определенные возрастные ограничения, когда они могут воспользоваться своей прерогативой. Они вправе подавать обращение на пособие по затратам на аренду дома по достижении совершеннолетия, поскольку до данного момента находятся в соцучреждении.

    В ситуации призвания на службу в армию, такое прошение пишется после ее прохождения. Если сироте предоставили временное жилье или место в общежитии от образовательной организации, но он от него отказался, то компенсация за съем не предусматривается. По достижении 23-х лет прекращаются данные выплаты.

    Как оформить сиротам компенсацию за съем жилья

    Куда обращаться

    Чтобы оформить возмещение от государства на расходы съемной жилплощади, сироте надобно написать и необходимым пакетом документации в центр социальной поддержки населения.

    Необходимые документы

    К написанному обращению надобно приложить следующую документацию:

    1. Удостоверение личности обращающегося.
    2. Соглашение об аренде жилого помещения.
    3. Реквизиты персонального счета с банка, на который предполагается осуществление денежного перевода.

    Также учреждение вправе потребовать дополнительные документы в соответствии с региональным законодательством.

    Сроки рассмотрения

    В течение 10 трудовых будней, без учета праздничных дней и выходных, уполномоченное учреждение рассматривает заявку и предоставленные бумаги, выносит свой вердикт о начислении денежного возмещения либо об отказе в такой льготе. Заявителю заключение выдается под роспись или направляется посредством почтового отправления. В письме указываются мотивы отказа в случае отрицательного вердикта.

    Что делать, если компенсацию не выплатили

    Немало зафиксировано случаев, когда дети-сироты подали обращение, муниципалитетом было принято положительное заключение, однако, на следующий месяц и в последующее время не было выплачено ни рубля. Что тогда делать и как поступить по закону? В такой ситуации возникающие споры следует решать в порядке, установленном законодательством РФ – обращение в суд, прокуратуру с заявлением о защите нарушенных интересов.

    Региональные особенности выплаты компенсации за наем жилья для сирот

    Каждый регион устанавливает свои гарантии сиротам. Могут наблюдаться различия по порядку предоставления требуемой документации, продолжительности рассмотрения обращения, а также величине выплаты.

    1. В Тульской области установлен объем компенсации, ежемесячно не превышающий 10 тыс. рублей. К стандартной документации здесь добавляется дубликат прерогативы владения арендуемого жилого помещения, а также факт преимущества у сироты из органов опеки и попечительства.
    2. В Хабаровском крае идет варьирование размера возмещения в зависимости от места нахождения съемной квартиры – в Хабаровске, Комсомольск-на-Амуре – 10 тыс. рублей, в центрах муниципальных районов – 5 тыс. рублей, в сельском поселении – 2,7 тыс. рублей.
    3. В Калуге и Калужской области максимальный ежемесячный лимит составляет 11500. К общему набору бумаг прибавляются доказательства оплаты жилища от того, кто обращается за выплатой. Это могут быть чеки, расписка, платежные поручения.

    Каждый квартал необходимо заново предоставлять всю документацию и вновь писать

    Ответил адвокат - Королева С.О.:

    Здравствуйте Стас!
    Отвечая на ваш вопрос приведу пример из судебной практики.
    п. 6 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации"(утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014)
    Наличие права на выплату ежемесячной денежной компенсации за поднаем жилого помещения, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, не исключает право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, гарантированное федеральным законодательством.
    Прокурор г. Александрова Владимирской области обратился в суд в интересах А. с исковым заявлением к администрации Александровского района, администрации Владимирской области об обеспечении А. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 26 кв. м в границах Александровского района за счет средств бюджета Владимирской области.
    Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционным определением, в удовлетворении заявленного прокурором требования отказано.
    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала вынесенные по делу судебные постановления незаконными, указав следующее.
    Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
    В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
    По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
    Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
    В Список включаются лица, указанные в абзаце первом п. 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 данного закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пп. 1, 3).
    По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7).
    Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
    К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
    При этом ни ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
    Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
    В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
    По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
    Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    Между тем, как установлено судом, формируемый на основании Закона Владимирской области от 3 декабря 2004 г. N 226-03 "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон области) Список предполагает установление очередности при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями.
    При таких обстоятельствах судам следовало, руководствуясь ч. 5 ст. 76 и ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации, принять решение в соответствии с действующим федеральным законодательством. Однако этого сделано не было.
    Ссылка суда на то, что удовлетворение заявления прокурора об обеспечении А. жилым помещением фактически приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в сводный список ранее А., Судебной коллегией не принята во внимание, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 9 ГК РФ).
    Содержащийся в возражениях Департамента образования администрации Владимирской области довод о том, что согласно ч. 22 ст. 7 Закона области при невозможности обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладающих правом на обеспечение жилым помещением за счет средств областного бюджета, им выплачивается ежемесячная денежная компенсация платы за поднаем одного жилого помещения, также признан Судебной коллегией несостоятельным.
    Кроме того, Судебная коллегия указала, что наличие права на выплату ежемесячной денежной компенсации за поднаем одного жилого помещения, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, не исключает и не может исключать право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантированное федеральным законодательством.



Поделиться