Гарантии прав кредиторов реорганизации юридического лица. Защита прав кредиторов при реорганизации. Гарантия на обеспечение своих требований к реорганизуемому юридическому лицу

1. В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. На основании такого уведомления уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации , в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

Законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации.

2. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.

Требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица.

Право, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение.

Предъявленные в указанный срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации, в том числе внесением долга в депозит в случаях, предусмотренных статьей 327 настоящего Кодекса.

Кредитор не вправе требовать досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, если в течение тридцати дней с даты предъявления кредитором этих требований ему будет предоставлено обеспечение, признаваемое достаточным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Предъявление кредиторами требований на основании настоящего пункта не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица.

3. Если кредитору, потребовавшему в соответствии с правилами настоящей статьи досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, такое исполнение не предоставлено, убытки не возмещены и не предложено достаточное обеспечение исполнения обязательства, солидарную ответственность перед кредитором наряду с юридическими лицами, созданными в результате реорганизации, несут лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц (пункт 3 статьи 53.1) , члены их коллегиальных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица (пункт 3 статьи 53) , если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора, а при реорганизации в форме выделения солидарную ответственность перед кредитором наряду с указанными лицами несет также реорганизованное юридическое лицо.

4. Предложенное кредитору обеспечение исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица или возмещения связанных с его прекращением убытков считается достаточным, если:

1) кредитор согласился принять такое обеспечение;

2) кредитору выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией, кредитоспособность которой не вызывает обоснованных сомнений, со сроком действия, не менее чем на три месяца превышающим срок исполнения обеспечиваемого обязательства, и с условием платежа по предъявлении кредитором требований к гаранту с приложением доказательств неисполнения обязательства реорганизуемого или реорганизованного юридического лица.

5. Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству.

Кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Юридическое лицо в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью 1 раз в месяц помещает в СМИ, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются:

  • сведения о каждом участвующем в реорганизации;
  • создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице;
  • форма реорганизации;
  • описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований;
  • иные сведения, предусмотренные законом.

Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.

Кредитор юридического лица - открытого акционерного общества, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, если его права требования возникли до опубликования сообщения о реорганизации юридического лица, вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, или прекращения обязательства и возмещения убытков в случае, если реорганизуемым юридическим лицом, его участниками или третьими лицами не предоставлено достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств.

Указанные требования могут быть предъявлены кредиторами не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица.

Требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией.

В случае, если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица (см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 г. №19).

Исполнение реорганизуемым юридическим лицом обязательств перед кредиторами обеспечивается в порядке, установленном ГК РФ.

В случае, если обязательства перед кредиторами реорганизуемого юридического лица - должника обеспечены , такие кредиторы не вправе требовать предоставления дополнительного обеспечения.

Особенности реорганизации кредитных организаций определяются законами, регулирующими деятельность кредитных организаций

Таким образом, законодательство предусматривают различные гарантии защиты прав кредиторов при реорганизации, к которым можно отнести гарантии:

  • на получение информации;
  • на обеспечение своих требований к реорганизуемому юридическому лицу;
  • требования о досрочном исполнении обязательства (его прекращении и возмещении убытков);
  • солидарной ответственности вновь созданных в результате реорганизации (продолжающих деятельность) юридических лиц.

Гарантия на получение информации

В соответствии со п. 1 ст. 13.1. Федерального Закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” юридическое лицо в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более 3 рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации. Следовательно, статус должника можно проверить, заказав выписку из ЕГРЮЛ (200 рублей – стандартная выписка или 400 рублей – срочная).

П. 2 указанной статьи устанавливает, что реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью 1 раз в месяц помещает в СМИ, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. Уведомление о реорганизации публикуется в журнале "Вестник государственной регистрации"

Однако наиболее значимым и не требующим проявление инициативы со стороны кредитора является положение п. 2 ст. 13.1. Федерального Закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, в соответствии с которым Реорганизуемое юридическое лицо в течение 5 рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

ВАЖНО! Недобросовестное уведомление кредитора

И вот здесь начинаются сложности, недобросовестный должник, не желающий сообщать о реорганизации, может либо просто уклоняться от уведомления кредиторов не посылая им никаких письменных уведомлений, однако данный вариант действий не является эффективным. Изощренные должники посылают письма – пустые конверты или же, что является наиболее верным для ухода от подозрения – поздравления с праздниками, предложения дальнейшего сотрудничества или акт сверки для подписания с обещанием погасить долг. Отсутствие доказательств «уведомления» кредиторов, т.е. документов, подтверждающих отправление письма (содержание которого не имеет значения, так как не требуется составления описи вложения, и невозможно налоговому органу проверить письмо с каким содержанием было отправлено), учитывая буквальное ст. 14 Федерального Закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, который устанавливает перечень документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путём реорганизации не должно влечь отказа в регистрации, так как в приведенном выше перечне отсутствует требование о представлении документов, подтверждающих уведомление кредиторов о реорганизации. Данная позиция получила отражение в практике судов кассационной инстанции: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.07.2010 по делу N А45-12310/2009, Постановление ФАС Московского округа от 18.03.2009 N КГ-А40/936-09 по делу N А40-53069/08-119-220, Постановление ФАС Поволжского округа от 30.09.2009 по делу N А12-5218/2009, Постановление ФАС Уральского округа от 18.11.2009 N Ф09-9008/09-С4 по делу N А07-3189/2009-Г-ГЛШ, Постановление ФАС Уральского округа от 25 января 2010 г. N Ф09-11320/09-С4, а также в Определении ВАС РФ от 11.01.2010 N ВАС-17749/09 по делу N А28-13857/2008-375/14. Помимо апеллирования к ст.14. суды также указывают на возможность предьявления требования об исполнении обязательств к реорганизованному лицу. Типичной аргументацией судов является ход мысли ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от от 16 июля 2010 г. по делу N А45-12310/2009.

В судебной практике существует и иная позиция, согласно которой решение регистрирующего органа о госрегистрации общества с ограниченной ответственностью, создаваемого путем реорганизации, принятое при отсутствии доказательств письменного уведомления кредиторов, неправомерно. Суд в таком случае исходил из того, что в пункте 5 статьи 51 Закона об ООО установлено правило, согласно которому государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов. Решение уполномоченного органа о регистрации при отсутствии доказательств надлежащего уведомления кредиторов признается неправомерным, так как оно нарушает права и законные интересы кредиторов общества (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.03.2011 по делу N А32-11446/2010)

Учитывая официальную позицию Высшего Арбитражного Суда, пускай и выраженную в определении, а также многочисленную практику судов кассационной инстанции можно признать вопрос о последствиях неуведомления кредиторов должником, находящимся в реорганизации решен логично, но спорно с точки зрения справедливости, так как фактически подрывает действие гарантии на получение информации и способствует злоупотреблениям. Кредитор для защиты своих прав должен проявлять активность - такова позиция законодателя.

Если же должник направил в адрес кредитора письмо, которое должно выполнять роль надлежащего уведомления, однако открыв его кредитор обнаруживает подозрительные документы или “пустоту” , то в таком случае можно составить акт на почте о получении «пустого конверта» и готовиться к предъявлению требований о досрочном исполнении обязательства.

Гарантия на обеспечение своих требований к реорганизуемому юридическому лицу

Кредиторы имеют право на обеспечение своих требований к реорганизуемому юридическому лицу как в тех случаях, когда на момент принятия решения о реорганизации они не имели обеспечения, так и в тех, когда имеющееся обеспечение, по их мнению, недостаточно. В последнем случае исключение составляют лишь залоговые кредиторы: если требование кредитора уже обеспечено , такой кредитор не вправе требовать дополнительного обеспечения его требований, хотя бы залог и не покрывал всего требования (п. 5 ст. 60 ГК РФ). Невозможность реорганизуемого юридического лица предоставить своим кредиторам достаточного обеспечения их требований - возможный повод для предъявления последними требований, указанных в п. 2 ст. 60, и одно из обязательных условий для предъявления ими требований, указанных в п. 3 ст. 60.

Гарантия требования о досрочном исполнении обязательства (его прекращении и возмещении убытков)

Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (п. 2 ст. 60 ГК РФ).

Надлежащим образом заявленные требования кредиторов удовлетворяет реорганизуемое ЮЛ (должник) вплоть до завершения реорганизации, в результате этого требования погашаются, не отражаются в передаточном акте (разделительном балансе) и не переходят к юридическому лицу - правопреемнику. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Гарантия солидарной ответственности вновь созданных в результате реорганизации (продолжающих деятельность) юридических лиц

П. 4 ст. 60 ГК РФ предусмотрена солидарная ответственность вновь созданных в результате реорганизации (продолжающих деятельность) юридических лиц в случае, если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации. Кроме того, Высший Арбитражный Суд в Определении от 28 июня 2010 г. N ВАС-9841/10 по делу указал, что “если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами”.

В настоящий момент именно данная гарантия представляется наиболее важной для кредиторов при проведении реорганизации юридического лица – должника. Однако, закон предусматривает специальный способ защиты прав кредиторов - солидарное взыскание, но не предоставляет им права оспаривать решения о реорганизации по данному основанию. Данный вывод подтверждается Определением ВАС РФ от 06.04.2010 N ВАС-3671/10, Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 17.12.2009 по делу N А53-1356/2009, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 ноября 2009 г. по делу N А31-185/2009.

Подробнее о справедливости в судебной практике

Как и в иных случаях, когда законодатель оперирует понятием “справедливость” он рассчитывает на судейское усмотрение, дает вопрос на разрешение судебной практики, ввиду невозможности да и бессмысленности записи дефиниций таких понятий как справедливость в законодательстве. В этом начинании законодатель абсолютно прав: любое определение не лишено недостатков, редкое определение отличается полнотой, а наличие “плохого”, неточного определения принесет больше вреда чем пользы. В судебной практики однако за последние года сформировались достаточно определенные позиции о том, что можно считать нарушением принципа справедливого распределения активов и обязательств реорганизуемого общества между его правопреемниками, приводящее к явному ущемлению кредиторов этого общества, а что нельзя признать таковым:

1) Позиция ВАС РФ – состав активов при достаточном его размере презюмируется достаточным, невозможность удовлетворения требования кредиторов за счет активов должника необходимо доказывать: “Невозможность исполнения обязательств перед кредиторами, исходя из состава активов, переданных по разделительному балансу и на неликвидность дебиторской задолженности, переданной по разделительному баланс не является несправедливым распределением активов, так как отсутствуют доказательства, подтверждающих невозможность взыскания дебиторской задолженности, а также принятия мер к взысканию задолженности в установленном законом порядке” (Определение ВАС РФ от 28 апреля 2009 г. N 4530/09, Постановление ФАС Московского округа от 15 июня 2010 г. N КА-А40/5895-10 по делу N А40-64663/09-62-476).

Очевидно, что такие доказательства возможно представить: невыполнение налоговых и бухгалтерских обязанностей, отсутствие должника по месту регистрации, введение в отношении процедуры наблюдения, однако существуют высокая вероятность того, что суд не поддержит точку зрения кредитора.

2) Незначительность обязательства общества, вследствие размера невозможно нарушение прав кредитора и несправедливое распределение активов (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 декабря 2006 года Дело N Ф04-8604/2006(29697-А70-8).

3) Отсутствие основных и оборотных средств необходимых для достижения уставных целей – признак несправедливого распределения активов. Отсутствие основных и оборотных средств необходимых для достижения уставных целей вновь созданного общества, даже при наличии значительной дебиторской задолженности примерно равной кредиторской задолженности является несправедливым распределением активов (Постановление Президиума ВАС РФ от 27 июля 2010 г. N 6315/10, толкование в котором является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 января 2011 г. N А19-10506/10).

ФАС Московского округа также посчитал несправедливым распределение активов в случае реорганизации в форме выделения, когда выделенному обществу перешли затраты незавершенного производства и дебиторской задолженности, а в составе пассивов - непокрытых убытков и кредиторской задолженности, а у другого общества остались активы в полном объеме основных средств, готовой продукции и финансовых вложений (Постановление ФАС Московского округа от 12 марта 2009 г. N КГ-А40/160-09 по делу N А40-13723/08-29-101).

4) Неосуществление деятельности реорганизованным обществом – признак несправедливого распределения активов. Данная правовая позиция высказана в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27 июля 2010 г. N 6315/10, толкование правовых норм в котором является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел).

5) Реорганизованное общество предоставляет отчет о прибылях и убытках содержит нулевые показатели - признак нарушения принципа справедливого распределения активов. Данная правовая позиция высказана в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27 июля 2010 г. N 6315/10, толкование правовых норм в котором является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел).

6) Неравное, непропорциональное распределении активов – несправедивое. При разделении обществу переведена большая часть внеоборотных и оборотных активов, за счет которых возможно удовлетворение требований кредиторов, на общую сумму 34 402 000 руб. при размере кредиторской задолженности 17 392 000 руб., другое общество получило получило 23 547 000 руб. при размере кредиторской задолженности 22 497 000 руб. Что повлекло несправедливое распределение активов (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 марта 2010 г. по делу N А46-16040/2009, также Постановление ФАС Московского округа от от 13 мая 2010 г. N КГ-А40/4205-10 по делу N А40-131069/09-64-841, Определение ФАС Поволжского округа от 31 мая 2011 г. по делу N А12-21494/2010).

Интересным представляется дело, рассмотренное ФАС Волго-Вятского округа, в котором выделенному обществу передана большая часть долгов, у реорганизованного общества осталось большая часть товаров в обороте, что влечет несправедливое распределение активов (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17 июня 2008 г. по делу N А79-2274/2006).

Несколько иную точку зрения на распределение активов поддержал в одном из дел ФАС Московского округа посчитавший, что преобладание у одного общества активов компенсируется преобладанием у него обязательств, преобладание у другого уставного капитала компенсируется преобладанием у него убытков, меньший объем у "СервисТорг" активов объясняется меньшим объемом переданных ему обязательств (Постановление ФАС Московского округа от 6 апреля 2011 г. N КА-А40/3034-11-Б).

7) Кредитор должен доказать несправедливое распределение активов.

Ошибочной по сути тенденцией является, встречающаяся во многих судебных актах, отказывающих в удовлетворении заявленных требований о привлечении к солидарной ответственности указание судов на то, что несправедливое распределение активов не доказано, несмотря на наличие обстоятельств, свидетельствующих о том, что должник с большой вероятностью никогда не намеревался погашать долг, в том числе использование векселей с целью создать видимость наличия имущества в новом обществе (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25 марта 2010 г. по делу N А46-16040/2009, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 июня 2010 г. по делу N А27-10115/2008).

При реорганизации юридического лица его права и обязанности в полном объеме - в порядке универсального правопреемства - переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, либо все имущество юридического лица разделяется между реорганизуемым и новыми юридическими лицами. Статья 58 ГК выделяет следующие формы реорганизации юридического лица:

1) слияние нескольких юридических лиц в одно, при котором все ранее существовавшие юридические лица прекращаются;

2) присоединение одного юридического лица к другому, при котором прекращается присоединяемое юридическое лицо, а присоединяющее продолжает действовать;

3) разделение на несколько юридических лиц, при котором разделяемое юридическое лицо прекращает существование;

4) выделение из состава юридического лица нового, когда ранее существовавшее юридическое лицо также продолжает действовать;

5) преобразование одного юридического лица в другое посредством изменения его организационно-правовой формы.

Таким образом, все названные формы реорганизации, кроме выделения, являются способами прекращения реорганизуемых юридических лиц.

Все имущество, долги и обязательства реорганизуемого юридического лица должны быть распределены между юридическими лицами, появившимися в процессе реорганизации, в соответствии с передаточным актом (при слиянии, присоединении или преобразовании) или разделительным балансом (при разделении или выделении). Указанные документы определяют имущественные последствия реорганизации, они в обязательном порядке представляются для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК). По существу, это будет означать, что реорганизация не состоялась и юридическое лицо продолжает действовать в неизмененном виде.

Реорганизационные процедуры могут существенно затронуть права кредиторов, которые в результате этого лишатся возможности получить удовлетворение своих требований ввиду непропорционального распределения активов и долгов между образуемыми в процессе реорганизации юридическими лицами. Поэтому законодательством предусмотрен ряд мер, направленных на защиту прав кредиторов.

Прежде всего, на субъекты, принявшие решение о реорганизации, возлагается обязанность уведомить об этом в письменной форме всех кредиторов юридического лица. Кредиторы могут потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения возникших убытков (п. п. 1, 2 ст. 60 ГК).

Если разделительный баланс не позволяет определить, какому из возникших юридических лиц передана обязанность удовлетворить требования того или иного кредитора, то по соответствующему обязательству все образованные в результате реорганизации юридические лица будут отвечать солидарно (п. 3 ст. 60 ГК).

Реорганизация в форме выделения, разделения, слияния и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Реорганизация в форме присоединения завершается в момент исключения присоединенного юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

17. Ликвидация юридического лица. Защита прав и удовлетворение требований кредиторов при ликвидации.

Ликвидация - процедура, направленная на прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК).

Отличие ликвидации от других способов реорганизации : отсутствие универсального правопреемства.

Под отсутствием правопреемства имеется ввиду отсутствие не любого, а только универсального правопреемства, поскольку процедура ликвидации сама по себе не исключает сингулярное (частичное) правопреемство, т.е. переход отдельных прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица к другим лицам. Так, права ликвидируемого юридического лица могут переходить к его кредиторам в результате расчетов с ними.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

добровольно - по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа (в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой создано);

недобровольно (принудительно) - по инициативе уполномоченных государственных или муниципальных органов и по решению суда (в случае грубых и неустранимых нарушений закона, в других случаях, предусмотренных ГК, см., например, ст. 81, 86).

Основания ликвидации юридического лица:

решение его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

решение суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо неправомерного осуществления деятельности (без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям). См. также п. 28, 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".;

признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации (в соответствии со ст. 65 ГК РФ).

Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Порядок ликвидации юридического лица

Субъект, принявший решение о ликвидации, обязан:

1. письменно сообщить об этом в регистрирующий (налоговый) орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК, п. 1 ст. 22 Закона о регистрации);

2. назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) - к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица, она же выступает от его имени в суде;

3. установить порядок и сроки ликвидации;

4. уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора (п. 3 ст. 20 Закона о регистрации).

Подробнее о порядке ликвидации

Субъект, принявший решение о ликвидации, обязан письменно сообщить об этом в регистрирующий (налоговый) орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК, п. 1 ст. 22 Закона о регистрации).

С этого момента его правоспособность претерпевает ограничения:

не допускается регистрация изменений в учредительные документы,

не допускается регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает данное юридическое лицо, или которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Закона о регистрации).

Субъект, принявший решение о ликвидации, обязан назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), установить порядок и сроки ликвидации, уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора (п. 3 ст. 20 Закона о регистрации). С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемого юридического лица, она же выступает от его имени в суде (п. 2, 3 ст. 62 ГК, п. 4 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях), и только некоторые полномочия сохраняются за прежними органами (абз. 2 п. 2, п. 5 ст. 63 ГК).

Действия ликвидационной комиссии

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) последовательно осуществляет ряд действий:

Публикует информацию о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (данный срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации);

Ведет работу по выявлению кредиторов ликвидируемого юридического лица и получению дебиторской задолженности (т.е. долгов других лиц перед ликвидируемым юридическим лицом);

Письменно уведомляет кредиторов о предстоящей ликвидации;

По окончании срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс и уведомляет об этом регистрирующий орган;

Исходя из соотношения объема требований кредиторов юридического лица к объему его имущества решает вопрос о проведении общей процедуры ликвидации или о возбуждении процедуры банкротства и открытии конкурсного производства;

Осуществляет (по итогам промежуточного ликвидационного баланса и при достаточности общей имущественной массы ликвидируемого юридического лица) расчеты с кредиторами вначале деньгами юридического лица, а при их недостаточности - средствами от продажи его имущества с публичных торгов (об особенности обращения взыскания на имущество учреждений - абз. 4, 5 п. 2 ст. 120 ГК);

Составляет (по итогам расчетов с кредиторами) окончательный ликвидационный баланс;

Распоряжается согласно закону остаточным (после расчетов с кредиторами) имуществом юридического лица;

Уведомляет регистрирующий орган о завершении ликвидации и представляет для регистрации в связи с ликвидацией необходимые документы.

Ликвидация юридического лица завершается внесением в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи, юридическое лицо считается прекратившем существование с момента ее внесения (ст. 63 ГК).

Права кредиторов при ликвидации юридического лица

Ст. 63 ГК РФ устанавливает, что ликвидационная комиссия

принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также

письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 Кодекса.

При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Закон устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов (п. 1 ст. 64 ГК), исходя из принципа приоритетности одних требований перед другими:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

Специальное правило для случаев ликвидации банка, привлекающего средства граждан:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ним договорам банковского вклада и (или) банковского счета, а также требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с Законом о страховании вкладов граждан в банках и Банке России.

Принципы последовательности и пропорциональности:

исключается возможность одновременного удовлетворения требований кредиторов разных очередей:

требования каждой очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (принцип последовательности);

если имущества юридического лица недостаточно, оно по общему правилу (если иное не установлено законом) распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению (пп. 2, 3 ст. 64 ГК).

18. Банкротство юридических лиц: понятие, основания, процедуры, очередность удовлетворения требований кредиторов.

Ø Несостоятельность (банкротство) - признанная АС неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

Ø Ст. 65. Несостоятельность (банкротство) юридического лица

1. ЮЛ по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), за исключением:

ü казенного предприятия,

ü учреждения,

ü политической партии

ü религиозной организации.

ü Гос. корпорация может быть признана банкротом, если это допускается ФЗ, предусматривающим ее создание.

ü Фонд не может быть признан банкротом, если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

ü По закону банкротами не могут быть объявлены ЮЛ, по долгам которых учредители несут субсидиарную ответственность.

ü Признание ЮЛ банкротом судом влечет его ликвидацию.

ü Дела о банкротстве рассматриваются АС.

ü Дело о банкротстве может быть возбуждено АС при условии, что требования к должнику - ЮЛ в совокупности составляют не менее 100 000 рублей.

ü Правом на обращение в АС с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

ü Право на обращение в АС возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.

ü Право на обращение у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30 дней с даты принятия решения об уплате обязательных платежей.

ü Частичное исполнение требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа не является основанием для отказа АС.

ü Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация ).

Ø При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

1. наблюдение

ü обеспечения сохранности имущества должника,

ü проведения анализа финансового состояния должника,

ü составления реестра требований кредиторов

ü проведения первого собрания кредиторов;

2. финансовое оздоровление - применяемая к должнику в целях:

ü восстановления его платежеспособности

ü погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

3. внешнее управление - применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

4. конкурсное производство - применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

5. мировое соглашение - применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Ø Требования кредиторов разделяются на:

1. текущие (внеочередные)

2. очередные.

1. Право устанавливает больший приоритет текущих (внеочередных) требований, то есть:

1. денежных обязательств

2. обязательных платежей,

3. которые возникли после принятия заявления о признании банкротом,

4. других обязательств,

5. срок исполнения по которым наступил после введения процедуры банкротства.

ü Текущие кредиторы не являются лицами, участвующими в банкротстве, и их требования не включаются в реестр.

ü Очередность по текущим платежам.

В 1-ю очередь

ü выплатой арбитражному управляющему вознаграждения и судебными расходами в связи с банкротством;

ü оплатой деятельности привлеченных для осуществления банкротства лиц.

Во 2-ю очередь подлежат исполнению обязательства погасить задолженность по оплате: труда лиц, работающих согласно трудовым договорам; деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим.

В 3-ю очередь - требования по коммунальным и эксплуатационным платежам, нужным для деятельности должника.

В 4-ю очередь - по иным платежам текущего характера.

2. Под «очередными» понимаются требования , вносимые в реестр.

В 1-ю очередь включают требования:

ü лиц, перед которыми у должника существует ответственность за причинение вреда здоровью и жизни, по компенсации морального вреда;

ü о компенсации вреда, причиненного ввиду разрушения или повреждения объекта капитального строительства, нарушений норм обеспечения безопасной эксплуатации здания и сооружения, нарушений правил безопасности при строительстве.

Во 2-ю очередь осуществляются расчеты

ü по оплате труда лиц, работавших или работающих по трудовому договору, выходных пособий,

ü по оплате вознаграждений лицам за результаты интеллектуальной деятельности.

В 3-ю очередь осуществляются расчеты по обязательным платежам и отчислениям в бюджет, внебюджетные фонды.

В 4-ю очередь осуществляются расчеты с другими кредиторами (например, по исполнению обязательств по недействительным сделкам, признанными таковыми в ходе производства дела и в соответствии с законом).

Ø Требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества.

ü При ликвидации должника требования одной очереди удовлетворяются по календарной очередности.

ü Обязательства по одной очереди удовлетворяются после удовлетворения предыдущей очереди (иск. являются обязательства, которые обеспечены залогом имущества ЮЛ-должника. Они удовлетворяются за счет средств, которые получены от реализации предмета залога при ликвидации).

ü Если обязательства, которые обеспечены имуществом, не могут быть удовлетворены за счет средств, полученных от реализации предмета залога, то они удовлетворяются как требования кредиторов 4 очереди.

ü При недостаточности имущества оно распределяется пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, между кредиторами соответствующей очереди в ходе ликвидации.

ü Погашенными считаются требования в случае: неудовлетворения из-за недостатка имущества должника;

непризнания их ликвидационной комиссией, если кредитору судом отказано в удовлетворении его требований или он не обращался с иском в суд.

Ø Очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации банков.

В 1-ю очередь удовлетворяются требования:

ü ФЛ, которые являются кредиторами банков в соответствии с заключенными договорами банковского счета и договорами банковского вклада;

ü ЮЛ, осуществляющих обязательное страхование вкладов в случае выплат возмещения по вкладам.

Исключение при ликвидации составляют требования:

ü ФЛ по компенсации убытков в форме упущенной выгоды и по уплате финансовых санкций;

ü ФЛ, осуществляющих ПД без образования ЮЛ, адвокатов, нотариусов в случае наличия у них счетов для осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности.

Ø Реестр требований кредиторов.

ü Реестр является одним из основных документов конкурсного процесса.

ü Кредиторы имеют право на включение своих требований в реестр. Это производится на основании судебных актов, вступивших в законную силу и устанавливающих их состав и размер. Исключение данных из реестра возможно только на основании судебных решений.

Ø Требования кредиторов.

ü Все обоснующие документы направляются реестродержателю и вносятся в реестр на основании решений суда или управляющего.

ü В реестре приводится информация о каждом кредиторе, основании возникновения и размере обязательств, очередности удовлетворения.

ü В реестре указывается размер основного долга, санкций и убытков.

Ликвидация юридического лица

Виды прекращения юридических лиц

5. Реорганизация юридического лица

7. Банкротство юридического лица

1. Возникновение юридического лица состоит из двух стадий: . создание юридического лица (в узком смысле слова);

Государственная регистрация юридического лица, с момента кото­рой юридическое лицо считается созданным.

Наиболее распространен явочно-нормативный порядок создания юриди­ческих лиц: юридическое лицо создается по инициативе учредителей, а

компетентный государственный орган при регистрации проверяет только соблюдение установленного порядка представления документов и их соответствие закону.

2. Основания прекращения юридических лиц:

добровольные, то есть прекращение по решению органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (в опре­деленных случаях с разрешения компетентного государственного орга­на);

распорядительные:

- по решению учредителей (участников) юридического лица;

По решению компетентного государственного органа;

По решению суда.

3. Виды прекращения юридического лица:

. реорганизация - прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другому юридическо­му лицу (ранее существовавшему или вновь созданному); . ликвидация - полное прекращение юридического лица без перехода к кому-либо его прав и обязанностей.

Юридическое лицо считается прекращенным с момента государствен­ной регистрации его реорганизации или ликвидации. Этому предшеству­ет длительный подготовительный период, который обязательно вклю­чает учет имущества юридического лица, уведомление кредиторов и удовлетворение их интересов.

4. Виды ликвидации юридического лица:

. с распределением оставшегося имущества между учредителями (участ­никами) юридического лица (ликвидация хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов);

. с передачей оставшегося имущества собственнику (унитарные предпри­ятия и финансируемые собственником учреждения);

. с передачей оставшегося имущества на цели, определенные в учредитель­ных документах юридического лица (общественные и религиозные объе­динения, фонды).

5. Виды реорганизации юридических лиц :

слияние - возникновение вместо нескольких старых юридических лиц одного нового;

присоединение - вливание одного юридического лица в другое;

разделение - возникновение вместо одного старого юридического лица нескольких новых;

выделение - выделение из юридического лица нового юридического лица без прекращения старого;

преобразование - изменение организационно-правовой формы юриди­ческого лица.



6. Гарантии прав кредиторов при прекращении юридического лица: . обязательное уведомление кредиторов;

Право кредиторов требовать прекращения или досрочного исполне­ния обязательств с возмещением вызванных этим убытков; . солидарная ответственность вновь образованных юридических лиц по обязательствам реорганизованного юридического лица, если раздели­тельный баланс не дает возможности определить правопреемника.

7. Если юридическое лицо не в состоянии удовлетворить требования всех кредиторов, то оно может быть объявлено банкротом, что влечет его ликвидацию. Решение о признании банкротом может быть принято су­дом или самим юридическим лицом совместно с его кредиторами. Банкротом может быть объявлена любая коммерческая организация (кроме казенного предприятия), а также потребительский коопера­тив и благотворительный или иной фонд (ст. 65 ГК). Отношения, свя­занные с банкротством юридического лица, урегулированы Законом Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 года № 6-ФЗ.

К неисправному должнику могут быть применены следующие меры:

реорганизационные (направленные на оздоровление предприятия) про­цедуры:

- внешнее управление, осуществляемое арбитражным управляющим, ко­торый назначается арбитражным судом;

- санация, то есть оказание предприятию финансовой помощи его соб­ственником, кредиторами или иными лицами;

мировое соглашение;

ликвидационные процедуры.

Особенности ликвидации юридического лица по причине банкротства:

Невозможность полного удовлетворения требований всех кредиторов банкрота;

Установленная очередность удовлетворения требований кредиторов банкрота (см. ст. 46 ГК);

Пропорциональное удовлетворение требований кредиторов одной очереди.

Вопрос 17. Классификация юридических лиц

/. Коммерческие и некоммерческие организации

Финансовые взаимоотношения в современном обществе редко обходятся без займов. Однако как поступить, если кредиторы выделили некие средства организации, которая подлежит реорганизации?

Вопросы подобного характера рассматривает ст.60 ГК РФ. В ней четко указаны все принципы работы с реорганизуемым юридическим лицом, а также основные обязанности и права участников кредитных соглашений.

Порядок уведомления регистрирующего органа о реорганизации

В соответствии с действующим законодательством, а именно ст. 60 ГК РФ, при реорганизации юридическое лицо обязано уведомить о предстоящей процедуре не только своих кредиторов, но и государственный орган, который ведет учет.

После того, как на общем собрании было принято решение о реорганизации, данная информация должна в трехдневный срок быть донесена до органов государственной власти. Для этого необходимо составить соответствующее уведомление в письменной форме и приложить к нему документацию, подтверждающую необходимость данной процедуры.

После получения уведомления, ИФНС, чьей обязанностью будет регистрация решения о реорганизации, внесет в государственный реестр соответствующую запись. На протяжении следующего периода времени, пока проходит сам процесс реорганизации, государственные органы контроля следят, чтобы процедура происходила без нарушений.

В процессе реорганизации юридическое лицо, в отношении которого был введен данный процесс, обязано сообщать о введении новых правил окружающим.

Для этого закон предусматривает обязательную публикацию в СМИ информации о реорганизации минимум один раз в календарный месяц.

Стоит отметить, что обязанность по оповещению всех кредиторов юридического лица, в отношении которого был дан старт процедуры реорганизации, лежит на самой компании. Орган, который контролирует процесс и выполняет функцию регистрирующего учреждения, не уведомляет кредиторов о данной процедуре.

В его обязанность входит лишь регистрация реорганизованного юрлица, и контроль за соблюдением всех норм действующей правовой базы.

Способы погашения требований кредиторов должником в процессе реорганизации

В соответствии с действующими законодательными нормами установлено, что процедура реорганизации не дает возможности юридическому лицу уклониться от принятых на себя обязательств.

В соответствии с основными нормами закона, после принятия решения о реорганизации, юридическое лицо должно в течении 5 рабочих дней уведомить об этом всех кредиторов, которые вкладывали свои персональные средства в развитие компании. В то же время, кредитор, права требования у которого наступили до момента публикации данных о реорганизации юридического лица, имеет право стребовать исполнение обязательств по долгам посредством обращения в судебные инстанции.

Если же юридическое лицо будет не в состоянии выполнить все возложенные на него обязательства, то в таком случае может быть установлено прекращение обязательств и возмещение всех убытков, которые с ним связаны.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в случае реорганизации юридического лица, его кредиторы имеют право стребовать с него исполнение финансовых обязательств. Однако это возможно лишь в тех случаях, когда кредитор имеет на руках гарантию, которая устанавливает основные положения финансовых отношений между кредитором и заемщиком.

Что касается кредиторов, у которых срок выполнения обязательств еще не наступил, то задолженность перед ними будет погашать уже реорганизованное юридическое лицо, которое станет правопреемником бывшей организации и унаследует от нее все финансовые обязательства.

Сроки полного погашения требований кредиторов

Что касается сроков, определяемых на погашение всех финансовых требований кредиторов по отношению к реорганизуемой организации, то они целиком и полностью будут зависеть от условий соглашения, на основании которого были зафиксированы отношения кредитора и заемщика.

Исходя из этого следует, что все финансовые обязательства реорганизуемого юрлица будут исполняться в соответствии с временными промежутками договоренностей. Исключение будет составлено только для тех кредиторов, у которых право требования возврата займа возникло на момент, когда реорганизация еще не была установлена в отношении данной компании.

В любом случае, все обязанности по погашению финансовых обязательств перед кредиторами будут переданы новой организации, которая будет создана в процессе реорганизации. В качестве правопреемника она будет обязана выполнить все требования кредиторов, связанных с финансовым обеспечением, но при условии, что в соответствии с договорами, настал срок исполнения обязательств.

Требования, которым должно соответствовать соответствующее обеспечение должника, предоставляемое кредитору

В соответствии с действующими законодательными нормами, устанавливается особый режим работы с долгами реорганизуемых акционерных обществ при прекращении или изменении условий договоренностей между ними, в отношении которых будут действовать несколько иные правила и рекомендации. П.3 ст.602 ГК РФ предусматривает, что кредиторы получают право досрочного требования возврата долга в следующих ситуациях:

  • Если юридическое лицо, в отношении которого была начата процедура реорганизации, не предоставило никаких гарантий по своевременному погашению финансовых обязательств;
  • Если право требования возврата заемных средств кредитора возникло ранее, чем было оповещение о начале реорганизационной процедуры;
  • Если юридическое лицо реорганизовывается путем слияния, присоединения или преобразования.

В данной ситуации все требования к юрлицу должны быть оформлены в течении 30 дней с момента последней публикации в прессе данных о старте реорганизации. Это правило связано с тем, что наличие обеспечения прав кредитора не является гарантом их удовлетворения, поэтому необходимо идти этим путем, чтобы разрешить все спорные моменты, касающиеся финансовой стороны процесса реорганизации.

При этом стоит также обратить внимание и на то, что требования кредиторов не могут повлиять на приостановку процедуры реорганизации юридического лица. Поэтому, чаще всего все требования финансового характера суд удовлетворяет тогда, когда процедура реорганизации уже завершена. В подобной ситуации обязательства перед кредитором сохраняются в неизменной форме.

Единственное отличие состоит в том, что исполнять их будет уже новое реорганизованное юридическое лицо, на которое будут перенесены все обязательства бывшей организации.

Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица подтверждены на высшем законодательном уровне.

И потому юридическое лицо будет обязано выполнить все возложенные на него обязательства, в противном случае может наступить субсидиарная ответственность.

Роль субсидиарной ответственности в случае неисполнения обязательств перед кредитором

В некоторых ситуациях возникают финансовые претензии кредиторов по отношению к заемщику. Как правило, они связаны с неисполнением обязательств, которые подтверждены действующим договором.

Если возникает подобная ситуация, то в соответствии с основополагающими новеллами гражданского права, кредитор получает право привлечь реорганизованное юридическое лицо к субсидиарной ответственности.

Таким образом, в соответствии с основами процесса субсидиарной ответственности, обязанность по погашению финансовых займов может быть перенесена на учредителей организации, руководителей компании или же любое лицо, которое контролирует деятельность реорганизованной структуры.



Поделиться