Упрощенный порядок рассмотрения административных дел. Упрощенное производство в кас рф. Подготовка административного дела к судебному разбирательству

Еще одной новеллой КАС РФ является возможность рассмотрения административного дела судом в порядке упрощенного (письменного) производства – без проведения устного разбирательства и присутствия сторон в зале заседания (разд. V КАС РФ). Судом исследуются только доказательства в письменной форме (например, отзыв, объяснения и возражения на иск, заключение прокурора).

По общему правилу, административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если:

· все участники дела заявили ходатайства о его рассмотрении в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории дел не является обязательным;

· ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства заявлено административным истцом и административный ответчик не заявил возражений;

· указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб. (ст. 291 КАС РФ).

32.Судебный контроль за законностью нормативных и индивидуальных правовых актов.

Основное содержание судебного контроля в сфере публичного управления заключается в нормоконтроле , т.е. граждане РФ и иные уполномоченные лица могут оспорить в судах нормативные и индивидуальные правовые акты. Обеспечению законности осуществления государственного управления и местного самоуправления способствует деятельность Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных судов, мировых судей и военных судов.

По общему правилу в судах общей юрисдикции рассматриваются все дела об оспаривании нормативных правовых актов, кроме тех, проверка законности которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ.

К делам, подведомственным судам общей юрисдикции, относятся, например, дела о признании противоречащими федеральным законам законов субъектов РФ, иных нормативных правовых актов представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также нормативных правовых актов федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб и иных федеральных органов исполнительной власти.

Вместе с этим в отличие от общего правила федеральными законами может специально устанавливаться подведомственность арбитражным судам дел по проверке законности конкретных нормативных актов, регламентирующих деятельность неограниченного круга лиц.

Например, в соответствии со ст. 138 ч. 1 НК РФ судебное обжалование организациями и индивидуальными предпринимателями актов (в том числе нормативных) налоговых органов производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд.

В тех случаях, когда с заявлениями об оспаривании нормативных актов налоговых органов, регулирующих исключительно деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, обращаются прокуроры, такие дела также подлежат рассмотрению в арбитражных судах. Если же подобные акты касаются неопределенного круга граждан, не имеющих статуса предпринимателя, заявление прокурора подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции

Дела об оспаривании правовых актов, носящих ненормативный характер, в зависимости от субъектного состава участников и характера правоотношений разрешаются судами общей юрисдикции или арбитражными судами.

Статья 9 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» предусматривает, что дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, подлежат рассмотрению по первой инстанции Военной коллегией Верховного Суда РФ.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определяет, что противоречия закона, иного нормативного правового акта либо иного ненормативного правового акта законодательного органа субъекта РФ, а также исполнительного органа государственной власти субъекта РФ устанавливаются соответствующим судом, под которым, как правило, понимается суд общей юрисдикции одного уровня с органом, издавшим обжалуемый правовой акт.

Судам подведомственны административные дела об оспаривании полностью или в части нормативных правовых актов ниже уровня федерального закона, перечисленных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, по основаниям их противоречия иному, кроме Конституции РФ, нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (например, административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, законов субъектов Российской Федерации по основаниям их противоречия федеральным законам). 2. При этом следует иметь в виду, что судам неподведомственны административные дела: - об оспаривании по основаниям противоречия федеральным законам нормативных правовых актов Президента РФ или Правительства РФ в случаях, когда проверка соответствия указанных нормативных правовых актов федеральному закону невозможна без установления их соответствия Конституции РФ; - об оспаривании конституций и уставов субъектов Российской Федерации, поскольку проверка соответствия учредительного акта субъекта Российской Федерации федеральному закону сопряжена с установлением его соответствия нормам Конституции РФ. 3. Исходя из положений ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды не вправе рассматривать и разрешать административные дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по административным исковым заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании полностью или в части нормативных правовых актов, в случаях, когда АПК РФ их рассмотрение прямо отнесено к ведению Суда по интеллектуальным правам.
Мировые судьи не вправе рассматривать административные дела данной категории, как не отнесенные законом к их подсудности.
По общему правилу граждане и организации в силу ст. 4 КАС РФ вправе обращаться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (исключение составляют случаи, когда граждане или организации вправе в соответствии с федеральным законом обращаться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц). Исходя из этого административные исковые заявления граждан и организаций, оспаривающих нормативные правовые акты, не затрагивающие их права, т.е. не регулирующие отношения с их участием (например, административные исковые заявления граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, об оспаривании нормативных правовых актов, регулирующих отношения с участием организаций и индивидуальных предпринимателей), не должны приниматься к производству судов. В принятии таких административных исковых заявлений, как не подлежащих рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства, следует отказывать на основании п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, поскольку в административном исковом заявлении, поданном от своего имени, оспаривается акт, не затрагивающий права, свободы или законные интересы лица, подавшего административное исковое заявление.

При рассмотрении административного дела по существу суду надлежит выяснять :

Имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например, при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

Соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.).

При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

Соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

По административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 11 к.с. возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

2. По купатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 22 КАС РФ или главы 24 АПК РФ.

33.Судебный контроль за законностью ограничения личных прав и свобод граждан и организаций (главы 28, 29, 30, 31 КАС РФ).

Реадмиссия (от англ. глагола to readmit - принимать назад):

1. передача лиц, незаконно пребывающих на территории государства, в страну, из которой они прибыли, с согласия последней. Как правило, по реадмиссии депортация производится не в страну происхождения мигранта, а в страну, из которой он непосредственно прибыл. Если он и там пребывал нелегально, то при наличии соответствующего соглашения о реадмиссии он может быть депортирован далее.

2. согласие государства на приём обратно на свою территорию своих граждан (а также, в некоторых случаях, иностранцев, прежде находившихся или проживавших в этом государстве), которые подлежат депортации из другого государства.

Согласно федеральному закону РФ (№115-ФЗ), депортация - это административное наказание. Оно заключается в принудительном перемещении гражданина иностранного государства (ИГ) или лица без гражданства (ЛБГ) за пределы России без права вернуться в течение 3–5 лет.

Специальными учреждениями, в которых содержатся иностранные граждане, подлежащие реадмиссии, являются подведомственные Федеральной миграционной службы России центры для содержания лиц, подлежащих реадмиссии <532>.

По общему же правилу содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, когда между Российской Федерацией и государством гражданской принадлежности либо постоянного или преимущественного проживания данного иностранного гражданина не имеется международного договора о реадмиссии (ч. ч. 6 и 12 ст. 32.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <533>).

Если в установленный судом срок передача (депортация) иностранного гражданина осуществлена не была, территориальный орган Федеральной миграционной службы России обязан обратиться в суд с административным исковым заявлением о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении. Суд обязан принять такое административное исковое заявление и рассмотреть его.

Гл. 29 КАС РФ

административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных тем же Законом.

Административный надзор устанавливается, если : 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

3. Между тем административный надзор может быть установлен судом при наличии указанных в предыдущем пункте оснований в отношении не любого, а лишь совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение

: 1) умышленного деяния, за которое предусмотрено максимальное наказание, превышающее пять лет лишения свободы, или более строгое наказание;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
. В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. 2. Причем установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным (ч. ч. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").

Принудительная госпитализация гражданина в психиатрический стационар осуществляется в следующем порядке:

а) страдающий психическим расстройством гражданин (обследование или лечение которого возможны только в стационарных условиях, а его психическое расстройство является тяжелым и обусловливает его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи) помещается в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, по решению комиссии врачей-психиатров, а в неотложных случаях - по решению врача-психиатра (ч. 4 ст. 11, ст. 29 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании");

б) в течение сорока восьми часов с момента помещения гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, представитель этой медицинской организации обращается в суд с заявлением о принудительной госпитализации гражданина, который в нее помещен;

в) если административное исковое заявление подсудно данному суду, судья выносит определение о принятии его к производству и о продлении пребывания гражданина в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, на срок, необходимый для рассмотрения административного искового заявления о госпитализации гражданина в недобровольном порядке в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях;

г) административное дело о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке рассматривается и разрешается судом.

Согласно ч. 1 ст. 277 КАС РФ административное дело по административному исковому заявлению о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке судья должен рассмотреть в течение пяти дней со дня принятия административного искового заявления к своему производству. 3. Положения к.с. во взаимосвязи с положениями ч. ч. 1 и 2 ст. 32, ч. 3 ст. 33, ч. 1 ст. 34 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и ст. 127 и ч. 1 ст. 277 КАС РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не допускают принудительную госпитализацию лица в психиатрический стационар на срок свыше 48 часов без судебного решения
гл 31

Туберкулез - инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями туберкулеза.

Исходя из содержания ч. 1 к.с., а равно ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" основаниями для госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, о которых упоминается в ч. 3 к.с., являются доказательства того, что гражданин: а) является больным заразной формой туберкулеза и неоднократно нарушал санитарно-противоэпидемический режим; б) является больным заразной формой туберкулеза и умышленно уклоняется от лечения туберкулеза; б) умышленно уклоняется от обследования в целях выявления туберкулеза.

Участие прокурора, представителя медицинской противотуберкулезной организации, в которой больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением, больного туберкулезом, в отношении которого решается вопрос об обязательных обследовании и лечении, или его законного представителя в рассмотрении судом административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке обязательно (ч. 4 ст. 10 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации").
Если в суд с административным исковым заявлением о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке обратился прокурор, обязанность доказывания обстоятельств по административному делу лежит не только на административном истце, но и на прокуроре.

34.Особое производство в гражданском и арбитражном процессе: общие положения. Установление фактов, имеющих юридическое значение, в гражданском и арбитражном процессе.

Одним из видов арбитражного судопроизводства является особое производство , в котором объектом судебной защиты является не спорное субъективное право, а охраняемый законом интерес одного субъекта права. Особое производство характеризуется как неисковое, одностороннее производство.

Отличие особого производства от любого иного вида производства:

· отсутствие спора о праве;

· отсутствие сторон - истца и ответчика (между которыми может быть данный спор);

· невозможность совершения отдельных процессуальных действий (заключение мирового соглашения, признание иска, предъявление встречного иска, обращение в третейский суд и т.п.).

Однако, как и в других видах производства, движение дела происходит с учетом общих правил, установленных для искового производства (постадийность, сроки, процессуальная форма производимых действий участниками процесса, доказательственная деятельность и т.п.).

Ст. 30 АПК РФ устанавливает, что арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (гл. 27 АПК РФ).

Рассмотрение дел в порядке особого производства осуществляется по общим правилам искового производства с учетом особенностей, установленных гл. 27 АПК РФ (ст. 217 АПК РФ). Действующим процессуальным законом предъявляются дополнительные требования к участникам, процедуре и составляемым процессуальным документам при рассмотрении дел в порядке особого производства, которые закреплены в гл. 27 АПК РФ.

Обращение в суд по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение

Участниками особого производства являются:

· заявитель (лицо, возбудившее арбитражный процесс);

· заинтересованные лица (лица, привлекаемые в арбитражный процесс).

Признаки заинтересованных лиц (в особом производстве):

· не являются противостоящей заявителю стороной;

· не являются обязательным участником особого производства (в отличие от ответчика по делам спорного производства);

· могут иметь иной интерес в участии в деле либо обладать, например, возможностью представить возражения или подтверждение обстоятельствам, положенным в основу заявления об установлении факта.

III. Системный анализ соответствующих разделов Гражданского процессуального и Арбитражного процессуального кодексов позволяет выявить единство подхода законодателя к определению тех условий, наличие которых в совокупности дает возможность для установления юридических фактов в рамках особого производства.

К ним относятся:

а) юридический характер устанавливаемого факта (или его доказательственный характер);

б) отсутствие спора о субъективном материальном праве;

в) отсутствие в законодательстве норм, предусматривающих иной внесудебный порядок установления искомого факта;

г) невозможность получения или восстановления соответствующих документов, удостоверяющих юридический факт, во внесудебном порядке;

д) наличие конкретной цели установления юридического факта.

Процессуальная реформа последнего десятилетия примечательна активным внедрением в процессуальные нормы кодексов различных видов ускоренных производств, которые найти в теории общее название «упрощенные». Не стал исключением и новый процессуальный закон - Кодекс административного судопроизводства (далее - КАС РФ). Судебный приказ как одна из упрощенных форм судопроизводства по административным делам был включен в КАС РФ Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. № 103-Ф3 1 .

Если термин «упрощенное производство», приобретший опыт рассмотрения административных дел в арбитражном процессе с 2002 г., изначально был включен в КАС РФ, то «приказное производство» нашло в нем место лишь в 2016 г. Вместе с тем судебный приказ не был новеллой для российского процессуального законодательства, о чем указывается во введении. Цель введения судебного приказа состоит, как и все, что относится к разновидности упрощенных производств, в сокращении сроков рассмотрения дел о взыскании санкций и обязательных платежей. Эта категория дел, рассматривавшаяся ранее по нормам ГПК РФ, отнесена с принятием КАС РФ к категории административных дел, и ей отведена гл. 32. Несмотря на то что по своей сути она не представляет особых сложностей, на его рассмотрение законодателем было выделено незаслуженно много времени - до трех месяцев. Учитывая, что характер правоотношений, который в большинстве случаев является бесспорным, что многие вопросы могут быть решены в досудебном порядке, что невыполнение обязательств вызвано зачастую рядом трудностей финансово-

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. № ЮЗ-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты» // Российская газета. 08.04.2016. № 75.

го порядка у должника и, соответственно, не требуют проведения процесса в обычном его понимании, то для такой категории дел судебный приказ является наиболее оптимальным вариантом быстрого решения возникшей проблемы.

Понятие приказного производства приводится во введении.

Производство по административным делам о вынесении судебного приказа предусмотрено для наиболее простых и бесспорных дел, к которым относятся требования о взыскании обязательных платежей и санкций. Порядок вынесения судебного приказа регулируется гл. 11 -1 КАС РФ. Однако одной главы для удовлетворения требований о вынесении судебного приказа недостаточно, как это имеет место в ГПК РФ. Примечательным является то, что для этого необходима еще гл. 32 КАС РФ, которая также регулирует производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций, что мы наблюдаем относительно данной категории дел в АПК РФ.

Поскольку предметом процессуальных правоотношений являются обязательные платежи и санкции, то указанные главы в части регулирования единого предмета спора дополняют друг друга. Обусловлено наличие двух глав, регулирующих один и тот же предмет, тем, что в ряде случаев нет спора в части необходимости выполнения обязательных выплат, в других случаях должник - сторона по договору может оспаривать факт, размер денежной суммы, правильность расчета или методов подсчета и т.д. Там, где все бесспорно, целесообразным видится ускоренное восстановление нарушенных прав.

По ряду административных дел КАС РФ предусматривает упрощенное (письменное) производство. Особенность такого производства заключается в том, что дело рассматривается судом лишь на основании письменных доказательств без вызова сторон.

Процедуре рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства посвящена гл. 33 КАС РФ. Отметим, что возможность рассмотрения дел в порядке упрощенного производства закреплена также в гл. 29 АПК РФ. Однако упрощенное производство по административным делам существенно отличается от упрощенного производства в арбитражном процессе.

Когда суд рассмотрит дело в порядке упрощенного производства

Административное дело может быть рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, если все лица, участвующие в деле, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие либо ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного спора, а также по делам о взыскании обязательных платежей и санкций в пределах 20 тыс. руб.

В пункте 7 ст. 150 КАС РФ предусмотрено дополнительное основание для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, когда в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц.

Решение о применении упрощенного производства принимается на стадии предварительного судебного заседания, о чем выносится определение суда.

В определении суд предоставляет ответчику возможность представить возражения против упрощенного производства в срок, не превышающий 10 дней. Примечательно, что отсутствие ответа со стороны ответчика воспринимается судом в качестве согласия на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства. Важно отметить, что в порядке упрощенного производства дело может рассматриваться как единолично судьей, так и коллегиальным составом, если это предусмотрено законом.

КАС РФ не содержит прямого ответа на возможность суда отказать в применении упрощенной процедуры. Законодатель не исключает такой возможности, если это необходимо в целях обеспечения общественных интересов.

Сроки упрощенного производства по административным делам

Срок рассмотрения административного дела ограничивается 10 днями со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Обжаловать такое решение можно в апелляционном порядке в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Таким образом, основным преимуществом упрощенного производства является значительное сокращение сроков рассмотрения административного дела, а также минимизация судебных издержек лиц, участвующих в деле.

Особое внимание КАС РФ уделяет началу течения срока на апелляционное обжалование. Он начинает исчисляться не со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме), а со дня получения лицом, участвующим в деле, копии решения суда по административному делу (ст. 294). Таким образом, именно от суда будет зависеть начало течения указанного срока.

Интерес вызывает вопрос соотношения таких сроков в случае, когда одно из лиц, участвующих в деле, получит копию решения суда раньше другого. Можно ли в таком случае считать, что для одного участника процесса срок на апелляционное обжалование начинается и заканчивается раньше?

Неотложный порядок рассмотрения дел в КАС РФ

Помимо упрощенного (письменного) производства Кодекс административного судопроизводства предоставляет возможность рассмотреть дело в неотложном порядке (п. 4 ст. 135).

Административное дело может быть рассмотрено в неотложном порядке на основании ходатайства административного истца или его представителя. В случае удовлетворения такого ходатайства суд обязан принять все необходимые для этого меры, направить участникам судебного разбирательства извещения, вызовы, копии определений в возможно короткие сроки с использованием любых технических средств связи, позволяющих контролировать их получение адресатом. При этом закон не обязывает суд учитывать возражения со стороны административного ответчика против неотложного рассмотрения дела.

Стоит отметить, что в других кодексах нет аналогов рассматриваемой возможности. Кроме того, судебная практика по данному правилу еще не сформировалась.

Смс-извещения и вызов участников в суд по электронной почте

В статье 96 КАС РФ предусмотрена возможность извещать лиц, участвующих в деле, путем отправки смс-сообщений или направления извещения или вызова по электронной почте, при наличии согласия лиц, участвующих в деле, подтвержденного распиской.

Прежде суды также могли извещать участников судопроизводства посредством смс-сообщений в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки смс-сообщения адресату ( , ).

В КАС РФ демократично во сравнению с АПК и ГПК решен вопрос об обязанности истца направить ответчику копию искового заявления и иных документов. Кодекс административного судопроизводства предоставляет истцу возможность добровольно направить ответчику исковое заявление с приложенными документами. Если же истец этого не сделает, суд сам выполняет эту обязанность за истца. АПК РФ возлагает на истца обязанность направить ответчику копию искового заявления и иные отсутствующие у ответчика документы, а к исковому заявлению приложить доказательства отправки. ГПК РФ обязанность по направлению документов ответчику возлагает на суд.

УПРОЩЕННОЕ (ПИСЬМЕННОЕ) ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

Дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства

Упрощенное (письменное) производство по административным делам, так же как и приказное производство, нацелено на оптимизацию судебной нагрузки. Достаточно длительное время (с начала 2000-х гг.) рассмотрение дел административно-правового характера в порядке упрощенного (письменного) производства нашло свое применение в арбитражном процессе. Соответственно при принятии КАС РФ, был учтен опыт реализации данной формы оптимизирования административного процесса.

Перечень особенностей, отличающих порядок упрощенного (письменного) производства от общего порядка рассмотрения административных дел, наглядно демонстрирует экономичное использование судами рабочего времени. Административное дело может быть рассмотрено судьей в любое освободившееся время, например, в случае отложения судебного заседания по другому делу либо рассмотрение другого дела в более короткое время, чем планировалось. Высвобождается время и за счет упрощения, заключающегося в исключении ряда процессуальных действий, характерных для обычного (полного) порядка рассмотрения дел. Кроме того, судом решение по административному делу в порядке упрощенного (письменного) производства может быть принято в любой из десяти дней установленного гл. 33 КАС РФ срока, что позволяет судье более оперативно и плодотворно использовать рабочее время.

Указанный порядок рассмотрения административных дел способствует ускорению восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов всех субъектов административных правоотношений: граждан, организаций, объединений, государства и др. Все принимаемые меры к ускорению судопроизводства по бесспорным, несложным делам в совокупности высвобождают существенный отрезок времени для более внимательного изучения и рассмотрения сложных дел.

Несмотря на позитивные аспекты ускоренного восстановления нарушенных прав путем использования указанного вида производства, недопустимо ущемление в обеспечении государством задачи доступности (в том числе и доступа к правосудию) правосудия в осуществлении защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. В связи с этим следует заметить, что любое административное дело, к какой бы группе оно ни относилось, может быть рассмотрено в общем процессуальном порядке, но не любое административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, даже если не представляет в процессуальном плане особую сложность.

Так, не применим порядок упрощенного (письменного) производства по административным делам, в которых затрагиваются такие конституционные ценности, как права гражданина, свобода в силу их особой важности. К таковым можно отнести административные споры, связанные с ограничением прав и свобод гражданина, где при их рассмотрении требуется присутствие административного ответчика или его представителя. Это административные дела о госпитализации гражданина в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке; о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке; о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение; о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.

Не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела в случаях, прямо указанных в законе. Так, в ч. 6 ст. 243 КАС РФ имеется прямой запрет на применение правил упрощенного (письменного) производства при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Также по правилам упрощенного (письменного) производства не могут разрешаться административные дела, срок рассмотрения которых менее срока, установленного гл. 33 КАС РФ. К ним можно отнести дела, предусмотренные гл. 22 КАС РФ, для которых установлен законом сокращенный срок рассмотрения - десятидневный срок со дня поступления административного искового заявления в суд. Во-первых, следует учитывать содержащееся в ч. 4 ст. 226 КАС РФ правило о том, что суд рассматривает указанную категорию административных дел в выходной или нерабочий праздничный день, а некоторые из них - в день публичного мероприятия, если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на такой день и до этого дня административное дело не было рассмотрено или не могло быть рассмотрено. Во-вторых, десятидневный срок рассмотрения административного дела по правилам упрощенного производства исчисляется со дня вынесения определения о переходе к такому порядку. Между тем такой переход может произойти как в день принятия административного искового заявления, так и в любой день подготовки дела к судебному разбирательству и позже. Соответственно общий период времени нахождения дела в суде во всех случаях будет превышать десять дней - срок рассмотрения, установленный для следующей категории дел:

  • - административные дела об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования;
  • - административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;
  • - административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения.

Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства также дела:

  • - связанные с государственной тайной;
  • - по административным спорам, затрагивающим права и интересы несовершеннолетних и недееспособных граждан, направленных на спасение жизни (гл. 31.1 КАС РФ).

За исключением указанных ограничений порядок упрощенного (письменного) производства применим судом к любым административным делам, если имеются основания и условия, установленные процессуальным законом.

Перечень оснований, предоставляющих суду возможность перехода к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного производства, можно разделить условно на две группы.

В первую группу можно включить перечень, обозначенный в гл. 33, а во вторую группу - все остальные основания, которые содержатся в иных главах КАС РФ.

Непосредственно ст. 291 КАС РФ предусмотрена возможность рассмотрения административного дела судом первой инстанции в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, если:

  • 1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие, и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным. При этом процедура получения ходатайств судом существенного значения не имеет (электронным письмом на сайте суда, СМС, если совпадает с номером телефона, указанным в административном иске, почтовым отправлением и др.), но два условия (согласие и необязательность участия) должны иметь место в совокупности;
  • 2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела. Несмотря на то, что в п. 2 ч. 1 ст. 291 КАС РФ нет оговорки относительно исключения случаев обязательности участия сторон при рассмотрении административного дела, такое условие предполагается;
  • 3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб. Обязательным платежам и санкциям в КАС РФ посвящена также гл. 32, которая раскрывает особенности данной категории административных дел в обычном порядке и условиях производства о взыскании их. Но не будем забывать, что еще одна глава регулирует рассмотрение требований по обязательным платежам и санкциям. Это гл. 11.1 КАС РФ, введенная Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. № ЮЗ-ФЗ, в которой тоже регулируется рассмотрение требований о взыскании обязательных платежей и санкций путем выдачи судебного приказа - одной из упрощенных форм судопроизводства по административным делам.

Напомним, что ускоренные формы (приказное, упрощенное) применимы судом наряду с общим порядком рассмотрения административных дел. Рассмотрение требований о взыскании обязательных платежей и санкций регламентируется гл. 32 КАС РФ. Они рассматриваются как в обычном порядке при наличии спора, так и в ускоренном порядке: мировыми судьями в приказном производстве (ст. 17.1, гл. 11.1 КАС РФ) и районным судом в порядке упрощенного (письменного) производства (гл. 33 КАС РФ).

Таким образом, изобилие правовых норм, относящихся к различным главам КАС РФ, но регламентирующих деятельность суда по одной и той же категории дел (взыскание обязательных платежей и санкций), порой создают ненужные сложности для практиков в определении подсудности, а для студентов - в понимании ее.

Так, определением от 27 декабря 2016 г. судьей Калужского районного суда возвращено административное исковое заявление Калужской таможни о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей с С. в размере... руб. и пени в размере... руб. Возвращая исковое заявление таможенного органа, судья районного суда исходил из того, что административному истцу следует обратиться к мировому судье по месту жительства административного ответчика с заявлением о выдаче судебного приказа и рассмотрении вышеуказанных требований в порядке приказного производства.

Судебная коллегия Калужского областного суда отменила определение судьи как не соответствующее требованиям закона и направила материал с административным исковым заявлением в Калужский районный суд для решения вопроса о принятии заявления к производству суда [ .

Причину допускаемых судами ошибок в определении подсудности, несмотря на избыток правовых норм, регулирующих рассмотрение административных дел по взысканию обязательных платежей и санкций, можно предположить в отсутствии четких критериев по разграничению, как, например, цена иска или, основания или условия применения вида производства.

В любом из оснований, указанных ст. 291 КАС РФ, препятствием к применению порядка упрощенного (письменного) производства является возражение административного ответчика относительно порядка рассмотрения.

Вторую группу применения порядка упрощенного (письменного) производства составляют иные случаи, предусмотренные различными нормами КАС РФ, в которых содержатся условия, позволяющие переход к указанному порядку рассмотрения.

Прежде всего это случаи, когда в суд являются не все участвующие в деле лица.

Так, ч. 7 ст. 150 КАС РФ разрешает суду переход к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, или их представители, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела. С учетом указанного положения, Марксовским районным судом было рассмотрено административное дело в порядке упрощенного производства в отсутствие надлежаще извещенных сторон и заинтересованного лица: Главное управления Пенсионного фонда РФ и принят письменный отказ административного истца К. от иска к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области в Марксовском районе об оспаривании бездействий судебного пристава-исполнителя 3., а производство по административному делу прекращено. Мотивом отказа от заявленных требований явилось их добровольное удовлетворение ответчиком, повлекшее реальное восстановление прав административного истца, за судебной защитой которых он обратился 1 .

Важным условием при этом является, чтобы ни закон, ни суд не сочли обязательной явку лица, участвующего в деле. Из разъяснений п. 39 постановления Пленума ВС РФ № 36 следует, что извещение считается доставленным не только, когда извещение вручено непосредственно получателю и он расписался в его получении, но и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним, например, получил почтовую информацию о наличии извещения, но не явился в почтовое отделение за ним. При этом бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены ему и извещение не получено не по его вине, возлагается на лицо, участвующее в деле. В практике и законодательстве подход относительно получения сторонами извещений (ч. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 62 КАС РФ) существенно изменился, поэтому указанное правило применяется во всех тех случаях, когда законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное (гл. 9 КАС РФ). В отношении признания судом обязательной явки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, необходимо учитывать разъяснение п. 52 указанного постановления Пленума, что таковыми (предусмотренные законами) могут быть следующие случаи:

  • - явка представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 6 ст. 213 КАС РФ);
  • - явка представителей органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принявших оспариваемое решение либо совершивших оспариваемое действие или бездействие (ч. 7 ст. 226 КАС РФ);
  • - явка лиц, привлеченных к участию в деле в качестве административных ответчиков по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (ч. 4 ст. 247 КАС РФ);
  • - явка представителя исправительного учреждения или органа внутренних дел, поднадзорного лица по административным делам об административном надзоре (ч. 4, 5 ст. 272 КАС РФ);
  • - явка представителей органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, других органов, наделенных в соответствии с Федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (ч. 2, 4 ст. 289 КАС РФ).

Следующий случай, относящийся к «иным», указан в ч. 5 ст. 216 КАС РФ. Из него следует, что в порядке упрощенного (письменного) производства могут рассматриваться судом требования об оспаривании нормативных правовых актов, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части либо на нем основаны и из него вытекают. При этом если на момент принятия повторного нормативного правового акта отсутствовали изменения в законодательстве, которому противоречил признанный не действующим полностью или в части нормативный правовой акт, то проверка законности повторного нормативного правового акта, указанного в ч. 3 ст. 216 КАС РФ, не осуществляется. Требования закона обусловлены необходимостью избежать повторного рассмотрения административных дел судом по одним и тем же основаниям и по тому же предмету спора. Пленум в постановлении № 36 дополнительно уточнил: «В случае рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства в мотивировочной части решения суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части должно содержаться обоснование тождественности повторного нормативного правового акта и нормативного правового акта, ранее признанного судом недействующим, должно быть указано на отсутствие изменений в соответствующем законодательстве, а также на решение суда, которым тождественный нормативный правовой акт признан недействующим».

И последний случай возможности рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства указан в ч. 2 ст. 315 КАС РФ. В соответствии с ним рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным гл. 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола в сроки, установленные ст. 305 КАС РФ. Императивность, присущая содержанию ч. 2 ст. 315 КАС РФ относительно порядка рассмотрения частной жалобы (представления прокурора), нивелируется ч. 3 ст. 315 КАС РФ, который предоставляет суду право вызова лиц, участвующих в деле, в судебное заседание в делах со сложным процессуальным решением, т.е. право перехода к обычному порядку рассмотрения дела. Но указанные правила не распространяются на определения:

  • - о приостановлении производства по административному делу;
  • - о прекращении производства по административному делу;
  • - об оставлении административного искового заявления без рассмотрения;
  • - об отказе в удовлетворении административного искового заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

Такие определения рассматриваются в общем порядке, и переход к упрощенному производству исключен.

Положения главы 33 КАС РФ используются в следующих статьях:
  • Привод
    1. Если надлежащим образом извещенное лицо, участие которого в судебном разбирательстве в соответствии с законом является обязательным или признано судом обязательным, или надлежащим образом извещенный свидетель повторно не явились в суд без уважительных причин либо не сообщили о причинах неявки, в отношении их судом может быть вынесено определение о применении привода, который осуществляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (далее - территориальный орган по обеспечению порядка деятельности судов и исполнению актов). Взыскание расходов на привод производится на основании соответствующего заявления этого территориального органа в порядке, установленном главой 33 КАС РФ.
  • Устность судебного разбирательства
    2. В случаях, установленных КАС РФ, судебное разбирательство административного дела может осуществляться без проведения судебного заседания в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренном главой 33 КАС РФ.
  • Последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей
    7. Если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.


Поделиться