II. Принципы, определяющие порядок установления и изменения границ муниципальных образований. Правовой режим земель поселений Территория и земли муниципального образования

  • Вопрос 11. Земское и городское самоуправление в дореволюционной россии.
  • Вопрос 12. Основные теории развития местного самоуправления
  • Вопрос 13. Развитие местного самоуправления в современный период.
  • Вопрос 14. Приватизация муниципального имущества (основные способы).
  • Вопрос 15. Муниципальная собственность. Понятие и характеристика. (234)
  • Вопрос 16. Понятие и значение местного бюджета. (243)
  • Вопрос 17. Бюджетный процесс (основные стадии)
  • Вопрос 18. Доходная часть местного бюджета от региональных налогов и сборов.
  • Вопрос 19. Доходы местных бюджетов от федеральных налогов и сборов.
  • Вопрос 20. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований
  • Вопрос 21. Исполнение местного бюджета.
  • Вопрос 22. Межмуниципальное сотрудничество
  • Вопрос 23. Местные налоги (понятие, порядок установления и представления льгот по местным налогам)
  • Вопрос 24. Средства финансовой помощи местным бюджетам.
  • Вопрос 25. Формы прямого волеизъявления граждан. Общая характеристика.
  • Вопрос 26. Местный референдум.
  • Вопрос 27. Выборы депутатов и должностных лиц в органы местного самоуправления (организация и порядок проведения).
  • Вопрос 28. Правовой статус избирательных комиссий на муниципальных выборах.
  • Вопрос 29. Выдвижение и регистрация кандидатов.
  • Вопрос 30. Избирательные фонды, агитация.
  • Вопрос 31. Подведение итогов выборов признание выборов недействительными.
  • Вопрос 32. Сходы граждан.
  • Вопрос 33. Собрание и конференция граждан, их виды.
  • Вопрос 34. Народная правотворческая инициатива (понятие, процедура).
  • Вопрос 35. Опрос граждан
  • Вопрос 37. Голосование по отзыву депутатов и других выборных должностных лиц
  • Вопрос 38. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования.
  • Вопрос 39. Публичные слушания
  • Вопрос 40. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
  • Вопрос 41. Территориальное общественное самоуправление
  • Вопрос 42. Прокурорский надзор за деятельностью органов местного самоуправления.
  • Вопрос 43. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления.
  • Вопрос 44. Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством
  • Вопрос 45. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед юридическими и физическими лицами
  • Вопрос 46. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
  • Вопрос 47. Правовые акты органов местного самоуправления. Характеристика и виды.
  • Вопрос 48. Понятие и общая характеристика организационных основ местного самоуправления.
  • Вопрос 49. Система органов местного самоуправления. Модели организации системы органов.
  • Вопрос 50. Структура органов местного самоуправления (понятие и правовое регулирование).
  • Вопрос 51. Организация местного самоуправления в муниципальном районе и поселениях. Их взаимоотношения.
  • Вопрос 52. Организация местного самоуправления в городах и в городских округах.
  • Вопрос 53. Территориальная основа местного самоуправления. Порядок изменения границ. Территориальные основы муниципального управления
  • Вопрос 54. Границы и состав территории муниципального образования. Виды земель, составляющих территорию муниципального образования.
  • Вопрос 55. Особенности организации местного самоуправления на территории зато. (407)
  • Вопрос 56. Особенности организации местного самоуправления на территории наукограда. (410)
  • Вопрос 57. Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях. (414)
  • Вопрос 58. Особенности организации местного самоуправления на территории городов федерального значения.
  • Вопрос 59. Место и роль представительных органов в системе местного самоуправления
  • Вопрос 60. Порядок формирования представительных органов местного самоуправления.
  • Вопрос 61. Структура представительных органов местного самоуправления.
  • Вопрос 62. Компетенция представительных органов местного самоуправления.
  • Вопрос 63. Статус депутата, выборного должностного лица.
  • Вопрос 64. Формы депутатской деятельности.
  • Вопрос 65. Гарантии деятельности депутата представительного органа местного самоуправления.
  • Вопрос 66. Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти субъекта рф.
  • Вопрос 67. Понятие и система исполнительных органов местного самоуправления.
  • Вопрос 68. Правовой статус главы муниципального образования.
  • Вопрос 69. Порядок формирования исполнительных органов местного самоуправления.
  • Вопрос 70. Структурные подразделения исполнительных органов.
  • Вопрос 71. Компетенция исполнительных органов местного самоуправления.
  • Вопрос 72. Правовой статус контрольного органа местного самоуправления.
  • Вопрос 73. Понятие, правовая основа и особенности муниципальной службы
  • Основными отличительными особенностями муниципальной службы от других видов деятельности являются:
  • Вопрос 75. Муниципальная должность. Категории муниципальных должностей.
  • Вопрос 76. Права и обязанности муниципального служащего.
  • Вопрос 77. Прохождение муниципальной службы. Ограничения, связанные с муниципальной службой.
  • Вопрос 78. Гарантии и льготы муниципальнх служащих.
  • Вопрос 79. Ответственность и поощрение муниципальных служащих.
  • Вопрос 80. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями различных форм собственности.
  • Вопрос 81. Соотношение полномочий представительного и исполнительного органа местного самоуправления.
  • 1) По способу образования:
  • 3)В зависимости от уровня планирования:
  • Вопрос 82. Порядок принятия актов представительным органом местного самоуправления.
  • Вопрос 83. Методы деятельности органов местного самоуправления.
  • Вопрос 84. Виды правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц
  • Вопрос 85. Понятие, виды и система гарантий местного самоуправления. (301)
  • Вопрос 86. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка. (394)
  • Вопрос 87. Вопросы местного значения
  • Вопрос 88. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
  • Вопрос 89. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления.
  • Вопрос 90. Полномочия органов государственной власти субъектов рф в области местного самоуправления
  • Вопрос 54. Границы и состав территории муниципального образования. Виды земель, составляющих территорию муниципального образования.

    Границы муниципальных образований

    1. Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

    1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения, за исключением территорий, указанных в пункте 3 настоящей части, могут не включаться в состав территорий поселений;

    2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

    3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

    4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

    5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

    6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый);

    6.1) законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы поселений, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений;

    7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;

    8) в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

    10) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;

    11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

    12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;

    13) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

    14) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;

    15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

    16) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

    1.1. Разделение населенных пунктов, влекущее несоответствие границ и (или) статуса муниципальных образований, существующих на день такого разделения, положениям настоящей статьи, должно осуществляться одновременно с изменением границ и (или) преобразованием таких муниципальных образований в соответствии с положениями пункта 5 части 1 настоящей статьи.

    2. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения установленных статьей 16 настоящего Федерального закона вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) установленных статьей 15 настоящего Федерального закона вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, подтвержденные генеральным планом данного городского поселения.

    3. К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

    4. К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

    К числу территориальных основ относятся виды земель, составляющих территорию муниципального образования: а) земли городских, сельских поселений; б) земли сельскохозяйственного использования; в) земли общего пользования; г) земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, историко-культурного назначения; д) земли, занятые лесами; е) земли, необходимые для развития поселений; ж) другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

    "
    • Понятие и сущность местного самоуправления
      • Понятие местного самоуправления
        • Местное самоуправление как основа конституционного строя Российской Федерации
        • Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
        • Местное самоуправление как форма народовластия
      • Природа местного самоуправления
      • Понятие и система принципов местного самоуправления
      • Функции местного самоуправления
    • Муниципальное право России как комплексная отрасль права
      • Понятие, предмет и метод регулирования отрасли муниципального права
      • Система муниципального права
      • Муниципально-правовые нормы и отношения
      • Источники муниципального права
    • Муниципальное право как наука и учебная дисциплина
      • Понятие, предмет и методы изучения науки муниципального права
      • Источники науки муниципального права
      • Муниципальное право как учебная дисциплина
    • История развития местного самоуправления в России
      • Общая характеристика развития местного управления и самоуправления в России до 1775 г.
      • Введение дворянского самоуправления в 1775 г.
      • Организация сельского и волостного крестьянского самоуправления после отмены крепостного права в 1861 г.
      • Система и компетенция земских учреждений в дореволюционной России
      • Организация и компетенция городского самоуправления в дореволюционной России
      • Система Советов в постреволюционной России
      • Реформирование местного самоуправления в России на современном этапе
        • Основные направления и задачи реформы местного самоуправления в ходе осуществления административной реформы в Российской Федерации
    • Правовая основа местного самоуправления в России
      • Понятие правовой основы местного самоуправления
      • Нормы международных актов, действующие в сфере местного самоуправления
      • Конституция РФ 1993 г. и иные федеральные нормативные правовые акты в сфере местного самоуправления
      • Конституции (уставы) субъектов РФ и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации в сфере местного самоуправления
      • Устав муниципального образования и иные нормативные правовые акты местного самоуправления
    • Территориальные основы местного самоуправления в России
      • Понятие территориальных основ местного самоуправления
      • Территория и земли муниципального образования
      • Установление и изменение границ муниципальных образований
      • Преобразование муниципальных образований
      • Соотношение административно-территориального и муниципально-территориального устройства субъекта РФ
    • Финансово-экономическая основа местного самоуправления
      • Понятие и структура финансово-экономической основы местного самоуправления
      • Муниципальное имущество
      • Местные финансы
      • Местный бюджет
        • Местные налоги и сборы. Налоговые поступления в местные бюджеты
    • Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления
      • Общая характеристика правовых форм непосредственного волеизъявления граждан
      • Местный референдум
      • Муниципальные выборы
      • Иные формы непосредственного волеизъявления населения
    • Органы местного самоуправления
      • Понятие, признаки и система органов местного самоуправления
      • Представительный орган муниципального образования
      • Правовой статус главы муниципального образования
      • Правовой статус депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа муниципального образования, выборного должностного лица муниципального образования
      • Правовой статус исполнительно-распорядительного органа муниципального образования
      • Правовой статус контрольного органа муниципального образования
    • Муниципальная служба
    • Гарантии местного самоуправления
      • Понятие и система гарантий местного самоуправления
      • Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления
      • Судебная защита местного самоуправления
      • Деятельность государственных органов по обеспечению прав местного самоуправления
    • Компетенция местного самоуправления
      • Понятие компетенции местного самоуправления
      • Предметы ведения и полномочия местного самоуправления
      • Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
    • Полномочия органов местного самоуправления в отдельных сферах
      • Полномочия органов местного самоуправления в финансово-экономической сфере
        • Полномочия органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью
      • Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения прав и свобод личности и безопасности населения, охраны общественного порядка
      • Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования
    • Ответственность в системе местного самоуправления
      • Понятие, основания и виды ответственности в муниципальном праве
      • Муниципально-правовая ответственность субъектов правоотношений, связанных с осуществлением местного самоуправления, перед государством
      • Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
      • Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
    • Организация местного самоуправления в зарубежных странах
      • Классификация основных моделей (систем) местного самоуправления в зарубежных странах
      • Англосаксонская модель местного самоуправления
      • Континентальная (романо-германская) модель местного самоуправления
      • Модель местного самоуправления смешанного типа

    Территория и земли муниципального образования

    В наиболее общем виде территорией муниципального образования является пространство (земля) в пределах, очерченных границами этого муниципального образования, вне зависимости от формы собственности и целевого назначения. Соответственно, нужно различать территорию муниципального образования как часть земной поверхности, находящуюся в границах муниципального образования, и муниципальную землю как часть земной поверхности, находящуюся в границах муниципального образования и принадлежащую этому муниципальному образованию на праве собственности.

    В связи с тем, что Федеральный закон от 2003 г. четко определил пять видов муниципальных образований, необходимо вести разговор о территории каждого вида, так как в каждом случае будет своя специфика.

    1) Городские и сельские поселения включают в себя исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

    В п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сказано, что в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

    А в состав территории сельского поселения, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 11 Закона, могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый).

    Важно, что территория населенного пункта должна полностью входить в состав поселения.

    2) В состав территории муниципального района входят территории всех поселений в границах этого района, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории. При этом территория поселения (поселений) должна полностью входить в состав территории муниципального района.

    Таким образом, на примере муниципального района реализуется двухуровневая система территориальной организации местного самоуправления.

    3) Территория городского округа - это территория городского поселения, которое в соответствии с законом субъекта Федерации наделено статусом городского округа.

    Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии сложившейся инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, а также при наличии сложившейся инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения и осуществления ими отдельных государственных полномочий. При этом городской округ не является частью муниципального района.

    4) Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

    Что касается размеров территории муниципальных образований, то в самом Законе точных требований, естественно, не содержится, но указано, какие критерии могут быть положены в основу определения размеров территорий муниципальных образований.

    Можно сделать вывод о том, что примерный радиус сельского поселения не может составлять более 10 километров. А примерный радиус муниципального района - 40-50 километров. Конечно, это примерные размеры, и на практике территория муниципального образования может иметь иные параметры.

    Указанные выше требования в соответствии с законами субъектов РФ могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.

    Достаточно важными критериями территориальной организации местного самоуправления, а также наделения муниципального образования статусом сельского поселения или муниципального района являются платность и численность населения.

    Естественно, без населения, даже при наличии всех прочих признаков, невозможно говорить о местном самоуправлении и о фактическом выражении его территориальной организации - муниципальном образовании.

    Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. подразумевает условное разделение страны на территории с высокой и низкой плотностью населения. На территориях с низкой плотностью населения должны создаваться муниципальные образования и межселенные территории между ними. На территориях с высокой плотностью населения должны создаваться муниципальные образования без межселенных территорий.

    К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации.

    К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации.

    Пересмотр статуса территорий с низкой и высокой плотностью населения, согласно Федеральному закону № 131 ФЗ, может производиться не чаще 1 раза в 5 лет.

    На сегодняшний день средняя плотность сельского населения в Российской Федерации составляет 2,9 человека на км 2 . Следовательно, плотность сельского населения на территориях с низкой плотностью составляет примерно 0,75 человека на км 2 , а плотность сельского населения на территориях с высокой плотностью - не менее 9 человек на км 2 .

    • выполнение требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. к составу и размерам территории муниципального образования, численности населения;
    • максимально возможный учет наличия инфраструктуры, необходимой для решения вопросов местного значения и исполнения возложенных государственных полномочий;
    • учет источников доходов, необходимых для формирования доходной базы местных бюджетов.

    Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2003 г. территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения . Данную конструкцию нормы закона нельзя признать удачной, так как в п. 3 ч. 1 ст. 11 дан, исходя из буквы закона.

    исчерпывающий перечень земель, составляющих территорию поселения, но это не так. Кроме того, в Федеральном законе нет отдельной статьи, в которой были бы перечислены земли муниципальных образований.

    В то же время практика реализации местного самоуправления в России показала, что на территории муниципальных образований находится довольно большое количество земель, имеющих различный по своему характеру правовой режим.

    Земли городских и сельских поселений - это земли, находящиеся в пределах этих поселений, в основном - в пределах населенных пунктов. В их составе, как правило, находятся: земли, предназначенные для проживания и социально-культурного обслуживания населения; промышленные земли; рекреационные земли; земли общего пользования; земли, предназначенные для развития поселений; земли для захоронений; иные земли .

    При этом в состав территории поселения, как мы отметили ранее, входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

    На территории муниципального района, состоящего из нескольких поселений и межселенной территории, помимо перечисленных видов земель находятся земли сельскохозяйственного назначения.

    Нужно понимать, что четко разделить земли по видовому признаку в границах конкретного муниципального образования чрезвычайно затруднительно. Кроме того, в границах одного муниципального образования не может быть, сразу всех перечисленных на ми видов земель.

    Как отмечали И.В. Выдрин и А.Н. Кокотов, «надо иметь в виду, что законодательство разводит понятия «муниципальная территория» и «муниципальные земли», определяя их разный правовой режим. Понятие «муниципальная территория» служит для обозначения пространственных рамок осуществления (...) местного самоуправления... Не все земли, входящие в территорию муниципального образования, являются его муниципальными землями. В состав территории муниципального образования помимо его собственных земель могут входить земли государственные, частные, земли других муниципальных образований» 3 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М.: Норма, 2000. С. 146. .

    Все земли в земельном законодательстве РФ делятся по категориям. Это позволяет определить их ценность и виды разрешенного использования.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Что в 2020 году относится к землям поселений? Земельный Кодекс РФ содержит определение семи категорий земель, каждая из которых имеет определенные отличия.

    На основании принадлежности земельного участка к определенной категории устанавливаются допустимые виды его использования. Что такое земли поселений в 2020 году?

    Общие моменты

    Действующие положения земельного законодательства базируются на делении земель по категориям.

    В Государственном кадастре недвижимости для каждого зарегистрированного земельного участка указывается категория и .

    Если земля используется с целью, отличной от дозволенного использования, имеет место нарушение закона.

    Если говорить о земле, как имуществе физических лиц, то упомянуть нужно только категории с определенным видом использования.

    Это земли, предназначенные для жилой застройки и сельскохозяйственного назначения. Такие участки располагаются, как правило, в местах проживания граждан. Соответственно, название их звучит земли поселений.

    Определения

    Для земель поселений характерны общие отличительные признаки. Земли поселений это земли, используемые для обслуживания городов и сельских поселений и расположенные внутри черты (городской, сельских поселений).

    Черта выступает внешней границей населенного пункта и разграничивает земли разных категорий. Такая черта/граница может меняться согласно планам планировки и застройки населенных пунктов.

    Нужно отметить, что границей охватывается не только застроенная земля, но и незанятые , предназначенные для обслуживания населения или находящиеся в частной собственности.

    Граница не может проходить через отдельный участок, а только по его краю. Один надел не может относиться к двум разным категориям. Внешней чертой определяется общая территория конкретного населения.

    Что касается внутренней организации земель, то таковая осуществляется местными органами самоуправления на основании утвержденных планов застройки и планировки.

    Что входит в состав такой территории

    Данная территория включает в себя:

    • зоны, предназначенные для общественных нужд;
    • промышленные зоны;
    • участки под постройку жилья;
    • земли сельскохозяйственного назначения;
    • территории под военными объектами;
    • зоны для спецобъектов.

    Для указанных территорий градостроительные нормы трактуются по-разному. Регламент затрагивает все процессы, касающиеся застройки каждой отдельной зоны.

    Закон обязует каждого гражданина или соблюдать положения градостроительного регламента и порядка застройки.

    Виды возводимых объектов должны соответствовать конкретной зоне. Однако нужно учитывать, что различные типы зон могут переплетаться между собой.

    Это влияет на виды разрешенного использования. Потому перед использованием земельного участка желательно ознакомиться с картой территории поселения и утвержденным регламентом.

    По некоторым признакам все участки, входящие в земли поселений, можно разделить на виды:

    По признаку доступности к Большинство земель данной категории могут переводиться в частную собственность. Но некоторые участки приватизации не подлежат. Например, набережные, парки, городские водоемы, дороги и т.п.
    По признаку разрешенного использования Переплетение различных зон ведет к совмещенному режиму их использования, но приоритет отдается более значимому. Например, участок входит в генплан градостроения, то есть относится к «красным линиям». Значит, такая земля может быть изъята под госнужды и застраивать ее нет смысла
    По предназначению Распределение касается участков, предоставляемых частным лицам. В частности, это участки под ИЖС, садовые товарищества, ЛПХ

    Нормативное регулирование

    Основным нормативом, регламентирующим правовое положение земель поселений, является Земельный Кодекс РФ.

    Всего в ЗК РФ содержится три специальные статьи касательно данной земельной категории. В приводится определение территории, относящейся к землям поселений.

    По этой норме определяют статус территории органы местного самоуправления. Здесь же сказано о возможности изъятия участков из частной собственности при необходимости реализации градостроительных планов.

    Так земли поселений являются единственной категорий земли, границы которой можно четко установить согласно закону.

    Черта городских и населенных пунктов являет собой линию, разграничивающую земли поселений и иные категории земли.

    Определение пограничной черты основывается на утвержденной градостроительной и землеустроительной документации.

    Использование земель поселений определяется согласно зонированию территорий. Вся территория населенного пункта делится на территориальные зоны.

    Результаты разделения отображаются в документах зонирования, которые представляют собой часть правил застройки и землепользования.

    Правилами застройки и землепользования именуются нормативы местных органов власти, которые определяют порядок градостроительной деятельности.

    На основе этих Правил разрабатываются и утверждаются планы использования земель.

    Согласно утвержденным Правилам для каждой территориальной зоны определяется отдельный градостроительный регламент.

    Особенность использования земель поселений такова, что порядок использования устанавливается на основании генерального плана города либо плана застройки поселения.

    Видео: категории земли и виды разрешенного использования. Земли населенных пунктов

    Именно генплан выступает главным градостроительным документом, который определяет условия зонирования и развития территорий, формирования инфраструктуры, сохранения историко-культурного наследия, обеспечения санитарного и экологического благополучия.

    Для ведения личного подсобного хозяйства

    Вести личное подсобное хозяйство разрешается на землях ЛПХ, предназначенных для сельскохозяйственного использования.

    Использовать данный вид земель под индивидуальное жилое строительство категорически запрещено.

    Но и в состав земель поселений могут входить земли сельхозназначения, то есть относящиеся к категории . Именуется такой тип участков как «приусадебный земельный участок».

    Данная территория может использоваться с сельскохозяйственными целями и в частности для ведения личного подсобного хозяйства. От полевых участков приусадебные отличаются возможностью возведения жилого дома.

    С этой точки зрения участки ЛПХ, входящие в состав земель поселений, практически не отличаются от участков под . На построенный дом можно зарегистрировать право собственности и впоследствии прописаться в нем.

    Можно ли строить дом

    Само определение земель поселений, указывающее на развитие населенных пунктов, свидетельствует о возможности .

    Тем не менее, самостоятельная застройка является нарушением закона, даже если дом выстроен на личном участке.

    До начала строительства необходимо получить соответствующее разрешение от местной администрации.

    Разрешение выдается после сверки предоставленного проекта будущего дома и плана городской застройки.

    Предоставленный проект должен соответствовать требованиям градостроительного плана земельной территории в целом и участка в частности.

    Кроме того должны быть соблюдены нормы жилищного строительства. Строительство дома без наличия разрешения или с несоблюдением утвержденного проекта не позволит зарегистрировать объект.

    Регистрация осуществляется только после принятия здания в эксплуатацию комиссией, сформированной местной администрацией.

    Незаконно выстроенный дом является самостроем и подлежит сносу без возмещения расходов владельца.

    Земли под строительство дома выделяются местными органами управления на платной и бесплатной основе. Участок можно купить, взять в или получить в безвозмездное бессрочное пользование.

    Размер выделяемых участков устанавливается исходя из обстоятельств фактического землепользования и градостроительных планов.

    Построить дом можно только на участке с определенными границами и поставленном на . Обусловлено это тем, что установленные границы учитываются при составлении проекта застройки.

    А регистрация в Кадастре позволяет определить стоимость участка, на основании который определяется выкупная цена земли, размер арендной платы и взимаемый впоследствии налог.

    Как проводится их кадастровая оценка

    Под понятием кадастровой оценки земель поселений понимается совокупность действий административного и технического плана касательно определения кадастровой цены.

    Для оценки применяются такие методы, как доходный, сравнительный или затратный, а чаще сочетание методов. Применяемые методы оценки привязаны к сделкам, совершаемым на рынке недвижимости.

    За основу кадастровой стоимости принимается среднерыночная цена по участков разного назначения.

    Специфика определения стоимости земель поселений в том, что цена их на порядок выше участков иных категорий.

    Однако в немалой степени зависит это от востребованности участков и уровня развития поселения. В настоящее время земель практически аналогична рыночной цене.

    В чем разница с ИЖС

    Отличие земель поселений от участков ИЖС в более обширном перечне видов разрешенного использования.

    Земли поселений могут использоваться для разных целей, в том числе для строительства и сельскохозяйственных нужд.

    Вместе с тем вид разрешенного использования периодически может меняться в случае изменения градостроительного плана.

    Участок под можно приватизировать, хотя в разных случаях условия приватизации могут различаться.

    Что касается земель поселений, то некоторые территориальные зоны являются сугубо общественными и передаче в частную собственность не подлежат.

    Но самое главное отличие, которое часто не учитывается, это то, что ИЖС это не категория земли. Под ИЖС понимается вид разрешенного использования территории с категорией земли поселений.

    То есть фактически индивидуальный жилой дом может располагаться и за пределами населенного пункта. Например, на землях, предназначенных для с/х нужд, для садоводства или дачного строительства.

    Зарегистрировать право собственности можно только на дом, построенный на землях поселений. Во всех остальных случаях строение будет считаться временным сооружением.

    В наиболее общем виде территорией муниципального образования является пространство (земля) в пределах, очерченных границами этого муниципального образования, вне зависимости от формы 1 Справка о количееше муниципальных образований в Российской Федерации (по итогам реализации Фе трального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») // Государственная власть н местное самоуправление. 2005. № 5. С. 23. собственности и целевого назначения. Соответственно, нужно различать территорию муниципального образования как часть земной поверхности, находящуюся в границах муниципального образования, и муниципальную землю как часть земной поверхности, находящуюся в границах муниципального образования и принадлежащую атому муниципальному образованию на праве собственности. В связи с тем, что Федеральный закон от 2003 г. четко определил пять видов муниципальных образований, необходимо вести разговор о территории каждого вида, так как в каждом случае будет своя специфика. 1) Городские и сельские поселения включают в себя исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В п. 5 ч. I ст. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сказано, что в состав территории городского поселения мшут входить один город или один поселок, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями). А в состав территории сельского поселения, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 11 Закона, могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 10U0 человек (дли территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенны* пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (дня территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый). Важно, что территория населенного пункта должна полностью входить в состав поселения. 2) В состав территории муниципального района входят территории всех поселений в границах этого района, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории. При этом территория поселения (поселений) должна полностью входить в состав территории муниципального района. Таким образом, на примере муниципального района реализуется двухуровневая система территориальной организации местного самоуправления 3) Территория городского округа - это территория городского поселения, которое в соответствии с законом субъекта Федерации наделено статусом городского округа. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии сложившейся инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, а также при наличии сложившейся инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения и осуществления ими отдельных государственных полномочий. При этом городской округ не является частью муниципального района. 4) Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Что касается размеров территории муниципальных образований, то в самом Законе точных требований, естественно, не содержится, но указано, какие критерии могут быть положены в основу определения размеров территорий муниципальных образований. Можно сделать вывод о гом, что примерный радиус сельского поселения не может составлять более 10 километров. А примерный радиус муниципального района - 40-50 километров. Конечно, это примерные размеры, и па практике территория муниципального образования может иметь иные параметры. Указанные выше требования в соответствии с законами субъектов РФ могут TIC применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях. Досгаючно важными критериями территориальной организации местного самоуправления, а также наделения муниципального образования статусом сельского поселения или муниципального района являются плотность и численность населения. Естественно, без населения, даже при наличии всех прочих признаков, невозможно говорить о местном самоуправлении и о фактическом выражении его территориальной организации - му- н и ци паль ном образова н и и. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. подразумевает условное разделение страны на территории с высокой и низкой плотностью населения. На территориях с низкой плотностью населения должны создаваться муниципальные образования и меж- сслснпые территории между ними. На территориях с высокой плотностью населения должны создаваться муниципальные образования без межселенных территорий. К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации. К территориям с высокий платностью сельскою населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Пересмотр статуса территорий с низкой и высокой плотностью населения, согласно Федеральному закону № 131-ФЗ, может производиться не чаще 1 раза в 5 лет. На сегодняшний день средняя плотность сельского населения в Российской Федерации составляет 2,9 человека на км2. Следовательно, плотность сельского населения на территориях с низкой плотностью составляет примерно 0,75 человека на км2, а плотность сельского населения на территориях с высокой плотностью - не менее 9 человек на км2. Таким образом, по справедливому мнению авторов Комментария к Федеральному закону 2003 г., при формировании территорий муниципальных образований необходимо исходить из следующих приоритетов: выполнение требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. к составу и размерам территории муници- пального образования, численности населения; максимально возможный учет наличия инфраструктуры, необходимой для решения вопросов местного значения и исполнения возложенных государственных полномочий; учет источников доходов, необходимых для формирования доходной базы местных бюджетов1. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2003 г. территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. Данную конструкцию нормы закона нельзя Признать удачной, так как в п. 3 ч. 1 ст. 11 дан, исходя из буквы закона. 1 Комментарий к Федеральному закону «Об общих Принципах организации местного самоуправления в РФ* / Подготовлен авторским коллективом преподавателей Поволжской академии государственной службы (г. Саратов) // СПС «Консультант Плюс». исчерпывающий перечень земель, составляющих территорию поселения, по это не так. Кроме того, в Федеральном законе нет отдельной статьи, в которой были бы перечислены земли муниципал ьных образований. В то же время практика реализации местного самоуправления в России показала, что на территории муниципальных образований находится довольно большое количество земель, имеющих различный по своему характеру правовой режим. Земли городских и сельских поселений - эго земли, находящиеся в пределах этих поселений, в основном - в пределах насеченных пунктов. В их составе, как правило, находя гея: земли, предназначенные для проживания и социально-культурного обслуживания населения; промышленные земли; рекреационные земли; земли общего пользования; зелии, предназначенные для развития поселений; зелии для захоронений; иные земли. При этом в состав территории поселения, как мы отметили ранее, входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. На территории муниципального района, состоящего из нескольких поселений и межселенной территории, помимо перечисленных видов земель находятся земли сельскохозяйственного назначения. Нужно понимать, что четко разделить земли по видовому признаку в границах конкретного муниципального образования чрезвычайно затруднительно. Кроме того, в границах одного муниципального образования не может быть сразу всех перечисленных нами видов земель. Как отмечали И.В. Выдрин и А.Н. Кокотов, «надо иметь в виду, что законодательство ра «водит понятия «муниципальная территория» и «муниципальные земли», определяя их разный правовой режим. Понятие «муниципальная территория» служит для обозначения пространственных рамок осуществления (...) местного самоуправления... Не все земли, входящие в территорию муниципального образования, являются его муниципальными землями. В состав территории муниципального образования помимо его собственных земель могут входить земли государственные, частные, земли других муниципальных образований»1. 1 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное мргшо России. М.: Норма, 2000. С. 146.

    Еще по теме 6.2. Территория и земли муниципального образования:

    1. 2.4. Специфика референдумов, проводимых по вопросам преобразования или изменения границ муниципальных образований и по вопросам определения структуры органов вновь создаваемых муниципальных образований
    2. Лекция 15. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
    3. § 5. Избирательная комиссия муниципального образования
    4. § 1. Представительный орган муниципального образования

    - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений - Коммерческое право - Конкурсное право - Конституционное право зарубежных стран -

    В соответствии с требованиями пункта 3 ст. 11 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территорию муниципального образования составляют следующие виды земель:

    Исторически сложившиеся земли населенных пунктов;

    Прилегающие к ним земли общего пользования;

    Территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения;

    Рекреационные земли;

    Земли для развития поселения.

    Виды и статус земель, составляющих территорию муниципального образования, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.

    1. Согласно статье 83 указанного Закона землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Порядок использования таких земель определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Земельные участки в городских и сельских поселениях могут быть изъяты, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений, правилами землепользования и застройки.

    В состав земель поселений (ст. 85) могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: - жилым; общественно-деловым;

    Производственным;

    Инженерных и транспортных инфраструктур;

    Рекреационным;

    Сельскохозяйственного использования;

    Специального назначения;

    Военных объектов;

    Иным территориальным зонам.

    2. Земельные участки общего пользования занимаются площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.



    3. В соответствии с Земельным кодексом (ст. 97) территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения образуются для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни:

    а) коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

    б) коренными малочисленными народами Российской Федерации.

    Указанные группы территорий не следует отождествлять, поскольку к первой относятся особо охраняемые природные территории, которые создаются в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»1, а вторая образует территории, которые таким статусом не обладают.

    Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации могут быть особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального или местного значения, которые вправе образовывать соответственно Правительство России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления.

    Формы собственности на указанные особо охраняемые природные территории федеральными законами не определяются. Что касается прав на земельные участки в границах этих территорий, то они установлены только для лиц, относящихся к указанным народам и их общинам. Таким правом названо право безвозмездного пользования.

    4. Земли рекреационного назначения согласно статье 98 ЗК РФ являются отдельным видом земель особо охраняемых природных территорий. Эти земли предназначены для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. К землям рекреационного назначения относятся не все земли, которые используются для отдыха, а только те, которые расположены в рекреационных зонах и па иных специально выделенных территориях. Указанными землями также признаются земельные участки (земли), предоставленные санаториям, домам отдыха и иным объектам для организации отдыха населения, а также земли пригородных зеленых зон.

    Рекреационные зоны выделяются и в составе земель поселений. Однако такие земли не входят в состав земель особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 2 ст. 94 ЗК РФ.

    В рекреационные зоны включаются парки, сады, городские леса, лесопарки, скверы, пляжи, пруды, озера, водохранилища и другие объекты. В этих зонах не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.

    5. Земли, предназначенные для развития поселения, согласно статье 86 ЗК РФ входят в состав пригородных зон. По общему правилу в их состав могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений. Границы и правовой режим пригородных зон, за исключением пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. Границы и правовой режим пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются федеральными законами.

    Согласно статье 50 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» земельные участки могут находиться в муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами.

    Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 9) закрепляет возможность нахождения земли и других природных ресурсов в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, которые признаются и защищаются равным образом. В соответствии со статьей 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

    Которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

    Право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

    Которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

    В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

    Земель особо охраняемых природных территорий местного значения; земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами;

    Земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения;

    Земель сельскохозяйственного назначения;

    Земель населенных пунктов;

    Земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения;

    Земель запаса в границах муниципальных образований, если На них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.



    Поделиться