Каков срок давности привлечения по административным правонарушениям? Административно-процессуальное право Давностный срок привлечения к административной ответственности

Основная информация по этому вопросу может быть получена в соответствующем Кодексе. Так, ст. 24.5 КоАП говорит, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности не только гарантирует прекращение уже начатого делопроизводства, но и то, что открытие нового разбирательства также невозможно. В зависимости от области права, в которой произошло нарушение, будет зависеть и время, отведенное на вынесение постановления, о чем говорится в ст. 4.5 КоАП.

Общие моменты, связанные с определением срока давности

Среди правонарушений, относящихся к административному праву, нет тех, что не имеют подобного ограничения. Это обусловлено самой природой этого вида деяний, как правило, гораздо менее значительных, нежели те, что относят к сфере Уголовного Кодекса.

Смысл наличия такой нормы, как «истечение сроков давности привлечения к административной ответственности« , в том, чтобы дисциплинировать и подвести под общий стандарт разбирательство подобных дел по всей стране. Немаловажно и то, что такое ограничение заставляет рассматривать дела (особенно через суд) в разумных временных рамках, а не затягивать до бесконечности.

Давности привлечения к административной ответственности посвящена ст. 4.5 КоАП. Есть ряд принципиальных, базовых моментов, которые в ней указываются:

  • максимально возможный срок давности не един для всех административных правонарушений. Существуют несколько групп, разделенных по признаку субъекта юрисдикции (кто выносит решение), вида возможного наказания и т.д.;
  • минимально установленный срок давности, который принято считать основным - 2 месяца. В той же, ст. 4.5, указаны виды административных правонарушений, для которых срок увеличивается вплоть до 6 лет. Все они - исключения;
  • срок давности, точнее его истечение, означает не только прекращение уже идущего разбирательства, но и то, что еще не открытое делопроизводство не может быть начато;
  • если проступок предполагает рассмотрение дела и назначение наказания судебным органом, то минимальный срок устанавливается на отметке 3 месяца;
  • не является единым и день, который признается точкой отсчета для срока давности. Самый распространенный - день, следующий за днем непосредственного нарушения закона. При т.н. длящихся правонарушениях, берется день, стоящий после даты выявления преступления и составленного на этот счет протокола;

Внимание! Длящимся признается правонарушение, заключающееся в повторяющемся действии, либо бездействии, которое законом будет характеризоваться как преступление. Примерами могут быть вождение автомобиля без прав, определенная предпринимательская деятельность без лицензии и т.д.

Нюансы, связанные с рассмотрением дел в суде

Суд, в т.ч. арбитражный, может привлекаться как орган, уполномоченные давать постановления по административным делам. Как правило, это и есть самые затяжные дела. Существует у подобных дел и своя специфика:

  • при изначальном рассмотрении дела, как уголовного преступления и последующей переквалификации его в административное правонарушение, срок давности будет отсчитываться с момента выявления нарушения, а не приема судом, либо другим уполномоченным органом документов этого дела;
  • подсудность дела (либо вынесение решения о наказании другим, уполномоченным на то органом) всегда соответствует месту совершения преступления. Однако виновник может ходатайствовать о переносе рассмотрения в регион/район его постоянного места проживания.

В последнем случае, срок, требующийся на пересылку корреспонденции, относящейся к административному разбирательству, в счет срока давности не включается (он приостанавливается). Таким образом использовать этот «прием» для затягивания дела с целью прекратить его не получится.

Нередки случаи, когда уполномоченным на то органом все же выносится решение о назначении административного наказания (штраф, арест, дисквалификация и т.д.), даже когда произошло истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Случаться это может по двум причинам :

  • не правильно определенная дата самого правонарушения, что встречается довольно часто, учитывая специфику ряда административных нарушений (закон о нейтральный водах, антимонопольное законодательство и т. д.);
  • сознательное игнорирование уже истекшего срока давности при назначении наказания.

Учитывая юридическую неграмотность населения, подобное может оставаться незамеченным. В любом случае, когда такое нарушение выявлено, то вступившее в силу административное наказание признается незаконным и должно быть отменено, либо же, на основании ст. 29.9 КоАП, не может быть назначено.

С другой стороны, существует популярное заблуждение, касающееся того, что можно дождаться, когда истечет срок давности для привлечения к административной ответственности, попросту не являясь на суд/комиссию по своему делу и отказываясь от получения повестки, либо постоянно болея.

Специально для этого было дано разъяснение Верховного суда, указавшее, что для суда важен факт отправки извещения, а не его получения, а по болезни бесконечно уклоняться не получится. В обоих случаях дело может быть рассмотрено без Вас.

Исключительные нормы по сроку давности

В первой части ст. 4.5 КоАП изложены все возможные сроки, зависящие от области права, которая была нарушена. Список чрезвычайно обширен, но его условно можно разделить на несколько групп.

Крупнейшую из них составляют правонарушения, срок давности по которым составляет 12 месяцев. Полный перечень их можно увидеть в тексте последней редакции самой статьи, которая размещена .

До 24 месяцев может вестись разбирательство по следующим делам:

  • любое правонарушение, связанное с таможенным законодательством нашей страны, либо правил международных таможенных организаций, в которых РФ состоит (ТС, членом которого Россия является с 01.06.2010 г.);
  • нарушения, связанные с оборотом валюты, любыми валютными операциями;
  • относящиеся к бухгалтерской отчетности и бухучету дела (ст. 15.11 КоАП), связанные в т.ч. и с профессиональной дисквалификацией;
  • допущенные нарушения бюджетных норм и правоотношений, принятых на территории РФ;
  • нанесение побоев, которые судом будут квалифицированы как административное правонарушение, а не уголовное;
  • неисполнение родительских обязанностей в виде уклонения от материального содержания детей и/или недееспособных родителей.

Для ряда правонарушений срок давности привлечения к административной ответственности составляет 3 года. Основная группа нарушений, которые могут рассматриваться так долго, касается финансового блока ФЗ «О политических партиях». Можно перечислить следующее:

  • непредоставление финансового отчета о деятельности ПП, либо грубое нарушение сроков по его предоставлению;
  • незаконное (нецелевое) расходование денежных средств, привлеченных для политических нужд от населения;
  • незаконное финансирование политической партии, осуществленное физическим, либо юридическим лицом;
  • нарушение сроков возврата финансовых средств первоначальному жертвователю (либо в пользу государства), когда такая процедура необходима;
  • правонарушения в законодательстве об аудите, который распространяется в т.ч. и на политические партии.

Те же 3 года отведены на разбирательство дел, которые относятся к области банкротства физических и юридических лиц.

На 2017 год максимально возможный срок давности, установленный законом для назначения наказаний за административные правонарушения, составляет 6 лет. Преступления на которые это будет распространяться - те, что могут требовать максимально длительного разбирательства и сопряжены с большой общественной опасностью. Среди них:

  • правонарушения, связанные с попустительством при противодействии коррупции на территории Российской Федерации;
  • нарушение антитеррористического законодательства РФ, в т.ч. содействие в финансировании подобных организаций, помощь в легализации их средств и т.д. Объектом права в данном случае выступают кредитные организации (коммерческие банки), штрафы для которых исчисляются десятками миллионов рублей.

Внимание! Конечно же, речь идет о неосознанных действиях, допущенных по невнимательности, либо из-за непрофессионализма сотрудников. В противном случае отвечать нужно будет по тяжкой уголовной статье.

Известно, что последствия привлечения к административной ответственности могут быть совершенно разными, равно как и сами назначаемые наказания, от выбора которых может зависеть и максимальное время рассмотрения дела. Срок давности будет зависеть от вида наказания, строго говоря, лишь в 1 случае - когда речь идет о дисквалификации нарушителя. Это указано все в той же ч. 1 ст. 4.5 КоАП.

  • Административный процесс: общие положения
  • Административно-регулятивный процесс
  • Административно-юрисдикционный процесс
    • Понятие и принципы административной юрисдикции. Административно-юрисдикционные производства
    • Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, виды, правовое регулирование
    • Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях
    • Судьи как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях
    • Разграничение подсудности дел об административных правонарушениях между мировыми судьями, судьями районных, гарнизонных военных и арбитражных судов
    • Должностные лица органов исполнительной власти как субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях
    • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты административной юрисдикции
    • Статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
    • Статус потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях
    • Статус защитника и представителя в производстве по делам об административных правонарушениях
    • Прокурор как участник производства по делам об административных правонарушениях
    • Предмет доказывания и доказательства по делам об административных правонарушениях. Оценка доказательств
    • Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях, правовые последствия их несоблюдения
    • Возбуждение дела об административном правонарушении. Порядок и сроки составления протокола об административном правонарушении, требования к его содержанию
    • Административное расследование и его место в производстве по делам об административных правонарушениях: основания для назначения, сроки и место проведения, процессуальное оформление
    • Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
    • Основания и порядок прекращения производства по делу об административном правонарушении
    • Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции. Виды постановлений и определений по делам об административных правонарушениях
    • Процессуальные особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в арбитражных судах
    • Порядок обжалования и пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции
    • Процессуальные особенности оспаривания постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах
    • Особенности пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях, вступивших в законную силу
  • Производство по применению мер административного пресечения
    • Понятие и система мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Особенности мер обеспечения в отношении физических и юридических лиц
    • Доставление, административное задержание и привод как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
    • Особенности освидетельствования лица на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения
  • Исполнительное административное производство
    • Общая характеристика стадии исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях
    • Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний
  • Производство по заявлениям и жалобам граждан
    • Административный порядок рассмотрения жалоб граждан на действия и решения органов исполнительной власти, нарушающие их права и свободы
    • Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об оспаривании нормативных правовых актов
    • Рассмотрение арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти
    • Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти, нарушающих права и свободы граждан
    • Рассмотрение в арбитражных судах дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан

Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях, правовые последствия их несоблюдения

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях:

(а) сроки давности привлечения к административной ответственности;

(б) срок направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений;

(в) сроки рассмотрения дела об административных правонарушениях;

(г) сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении;

(д) срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию и др.

Сроки давности привлечения к административной ответственности . Сроки давности привлечения к административной ответственности рассмотрены в ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

При длящемся административном правонарушении сроки, указанные выше, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

  • постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административных правонарушений, влекущих применение административного наказания в виде дисквалификации, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении - со дня его обнаружения).

Приостановление срока давности . В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.18 КоАП РФ («Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним»), в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Статья 14.9. Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления; ст. 14.31 . Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке; ст. 14.31.1 . Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35%; ст. 14.31.2 . Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности); ст. 14.32 . Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности; ст. 14.33 . Недобросовестная конкуренция.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию . Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ).

Исчисление сроков (ст. 4.8 КоАП РФ). Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

Сроки рассмотрения дела об административных правонарушениях . Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении:

  • 15 дней - от дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела;
  • 2 месяца - от дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Эти сроки могут быть продлены судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц;

  • 5 дней - со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела, если оно связано с правонарушениями, которые предусмотрены ст. 5.1 - 5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые связаны с избирательным правом и процессом;
  • в день получения протокола об административном правонарушении, если его совершение влечет административный арест либо административное выдворение, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении . Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению:

  • в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу;
  • в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу.

Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.

Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.

Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу (ст. 30.5. КоАП РФ).

Правовые последствия несоблюдения процессуальных сроков в производстве . В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» от 27 декабря 2007 г. № 52 говорится, что «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях допускается продление только двухмесячного срока рассмотрения дел, а течение срока давности привлечения к административной ответственности приостанавливается исключительно в предусмотренном ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ случае, подготовку к рассмотрению дела необходимо начинать в возможно короткие сроки после поступления судье протокола об административном правонарушении и других материалов дела». Иначе может наступить истечение срока давности привлечения к административной ответственности и решения, принятые судьей, будут связаны с нарушением принципа законности в административном производстве.

Поэтому указанное постановление требует:

  • «в том случае, когда Кодексом установлены сроки совершения названных в определении судьи процессуальных действий (например, направления истребованных судьей сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений), в целях своевременного выполнения соответствующих действий эти сроки необходимо указывать в определении» (п. 10 постановления);
  • «судам не следует оставлять без внимания факты несоблюдения установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях сроков выполнения указанных в определении судьи процессуальных действий, особенно в тех случаях, когда эти нарушения привели к истечению срока давности привлечения к административной ответственности до рассмотрения дела по существу. Учитывая, что этим Кодексом не предусмотрена возможность вынесения какого-либо процессуального документа, в котором могло быть обращено внимание соответствующих организаций и должностных лиц на факты несвоевременного совершения названных в определении судьи процессуальных действий, на выявленные нарушения необходимо реагировать путем направления писем» (п. 10 постановления);
  • «в целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу» (п. 14 постановления).

В отношении исчисления процессуальных сроков при возвращении судьей протокола должностному лицу, которое его составило, в связи с обнаружением недостатков постановление уточняет, что в данной ситуации днем получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела следует считать дату поступления ему материалов дела с устраненными недостатками.

- это время, по прошествии которого виновного нельзя привлечь к ответственности. Каковы сроки давности по административным правонарушениям , и в отношении каких нарушений законодательства они применяются, пойдет речь в этом обзоре.

Ответственность и наказание в административном праве

Административное правонарушение - это умышленно совершенные действия, нарушающие существующие правовые нормы в области налогового, трудового, таможенного, авторского, природоохранного и иного законодательства. Административное правонарушение отличается от преступления меньшей степенью нанесенного ущерба. Однако некоторые нарушающие закон действия, в зависимости от тяжести содеянного, могут быть признаны как административным правонарушением, так и преступлением.

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды наказания за административные правонарушения:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • арест;
  • дисквалификация;
  • приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • некоторые другие.

Отношения, связанные с административными проступками, виды правонарушений, особенности административной ответственности, сроки привлечения к административной ответственности нашли свое законодательное отражение в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ).

Не знаете свои права?

Срок давности по административным правонарушениям

Несмотря на свершившийся факт нарушения закона, у правонарушителя есть возможность избежать последствий в виде наказания в случае, если будут пропущенысроки давности привлечения к административной ответственности (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ). Говоря другими словами, вынести постановление о привлечении к ответственности и наказать виновного нельзя, еслисрок привлечения к административной ответственности превышен.

Срок давности по административным правонарушениям , согласно пункту 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в большинстве случаев составляет 2 месяца, а по делам, разбираемым в суде - 3 месяца.

Срок давности по административным правонарушениям составляет 1 год в отношении большой группы деяний. Это связано с объективными условиями проявления вредных последствий от правонарушения. То есть когда само противозаконное действие и вред, наступивший от него, разобщены по времени. К примеру, загрязнение водоема какими-либо выбросами было совершено в один день, а последствия в виде вреда экологии наступили через 3 месяца. К этой группе относятся правонарушения в сфере:

  • патентного законодательства;
  • валютного законодательства;
  • антимонопольного законодательства;
  • защиты прав потребителей;
  • участия в долевом строительстве домов;
  • деятельности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью;
  • трудового законодательства;
  • другие правонарушения.

За нарушение таможенного и бюджетного законодательства давность привлечения к административной ответственности составляет 2 года. За нарушение законодательства о политических партиях - 3 года. За нарушение законодательства о противодействии коррупции и противодействии терроризму - 6 лет.

И ответственности за них, очень актуален, причем не только в части применения к юридическим и должностным лицам, но и к обычным гражданам. Достаточно привести пример о том, что сейчас практически каждый человек является обладателем автомобиля, а ведь существенная доля административных правонарушений касается именно соблюдения правил движения на дороге.

Это одна из причин, по которой стоит обратить внимание на вопрос о том, какая ответственность административная и какие санкции предусмотрены за нарушение положений КоАП РФ. Как известно, незнание закона не является оправданием. Гражданская и административная ответственность - это то, с чем мы сталкиваемся практически ежедневно. Особое внимание стоит обратить на такое понятие, как давность административной ответственности, сроки всегда играют важную, а иногда и решающую роль.

Понятие административной ответственности и ее основные черты

Прежде чем говорить о процессуальных сроках, штрафных и иных санкциях необходимо уяснить суть административной ответственности. Она заключается в том, что органы или применяют административное наказание в отношении лица, которое совершило правонарушение. Она обладает признаками, которые характерны для юридической ответственности в целом. Но, кроме того, ей присущи специфические, особенные черты:

  1. Порядок привлечения к административной ответственности, как правило, по большей части носит внесудебный характер, то есть наказание назначается лицами, занимающими должности в государственных органах исполнительной ветви власти Российской Федерации.
  2. Наказание правонарушителям назначается должностными лицами, у которых они не находятся в подчинении. В этом отличие административной ответственности от дисциплинарной. Так как при последней нарушитель, как правило, находится в непосредственном подчинении должностного лица, который налагает меры взыскания.
  3. Привлечение к административной ответственности не ведет за собой судимости для лица, которое решилось на противоправное деяние.
  4. Существенной особенностью является и то, что привлечены могут быть не только физические лица, но и юридические.
  5. Привлечение к административной ответственности происходит за деяния, которые не так опасны, как преступления. Например, правонарушения, которые посягают на санитарные эпидемиологические нормы, касающиеся благополучия населения и его здоровья, а также в области безопасности движения на дороге, в строительстве и т.д. Следовательно, и наказания менее суровые, чем за уголовные преступления.
  6. Устанавливается административная ответственность КоАП РФ и Федеральными законами субъектов РФ, которые принимаются в соответствии с ним.

Административное правонарушение: что это такое?

Административное правонарушение и административная ответственность - это два тесно взаимосвязанных понятия. Первое неизменно является основанием для второго и влечет его наступление. В научной литературе под административным правонарушением понимают действие (виновное бездействие) юридических и физических лиц, являющееся противоправным и за которое КоАП Российской Федерации или же законами, принимаемыми ее субъектами, устанавливается административная ответственность.

Как известно, действие и бездействие - это две стороны противоправного деяния. Под первым понимается активное, осознанное нарушение установленной нормы или невыполнение какой-либо обязанности, предписанного в законе РФ требования. Бездействие же предполагает безучастие, невыполнение обязанностей, возложенных на лицо.

Например, следующая ситуация: какая-либо организация или индивидуальный предприниматель открывает счет в банке. Но не предъявляет свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции. Это нарушение закона со стороны должностного лица банка, предусмотренное статей КоАП РФ (15.7).

Признаки противоправного административного деяния

Всего принято выделять три признака:

  • противоправность деяния, под которой подразумевается обязательное нарушение какой-либо нормы права;
  • виновность, этот признак предполагает наличие умысла или неосторожности при совершении противоправного деяния; в первом случае лицо понимает и осознает характер своих действий, противоречащих закону и предвидит наступление вредного последствия и желает этого или осознанно допускает их, либо относится к происходящему безразлично (к примеру, проезд водителя на красный свет); в случае неосторожности человек осознает возможность но наивно и самонадеянно рассчитывает на их предотвращение; умысел может быть прямым или косвенным, самый элементарный пример в первом случае - это нецелевое использование средств из бюджета;
  • наказуемость деяния заключается в том, что за совершенное противоправное деяние предусмотрена и установлена законами субъектов России либо КоАП административная ответственность.

Состав административного правонарушения

Под данным термином понимается совокупность признаков, наличие которых характеризует конкретное деяние как административное правонарушение. И административная ответственность за него предусмотрена КоАП РФ. Однотипные признаки состава образуют его элементы. К ним относятся:

  1. Объект - это всегда общественные отношения, регулируемые исключительно нормами права, не только административного, но и экологического, финансового, налогового, трудового, земельного и других отраслей, административная ответственность наступает за их нарушение.
  2. Объективная сторона выражается в системе признаков, предусмотренных нормами права, которые определяют внешнее проявление правонарушений (действие или бездействие и наступившие опасные последствия). К примеру, нарушение водителем ПДД может выражаться в различных деяниях: обгон, проезд на запрещающий красный свет т.д. При этом могут быть последствия опасные для общества, например, формирование аварийной ситуации на дороге, учинение дорожно-транспортного происшествия, угроза другим водителям.
  3. Субъект - это юридическое или которое вменяемо и достигло шестнадцати лет. Именно с этого возраста допустимо привлечение лица к административной ответственности. Субъект может быть общий (любое лицо) или специальный, например, водитель, чиновники и особый - военнослужащие. Для различных категорий данного элемента состава правонарушения могут быть предусмотрены отличающиеся санкции по одной и той же статье КоАП Российской Федерации. Ситуация с военнослужащими служит прямым примером, в большинстве случаев административную ответственность они несут не на общих основаниях.
  4. Субъективная сторона характеризует восприятие лицом совершенного им противоправного деяния и его последствий. Обязательный признак данного элемента состава - это наличие вины, которая может быть в форме умысла или по неосторожности. Различные составы административных правонарушений характеризуются факультативными признаками субъективной стороны, к ним относят мотив и цель. Под первым термином понимается то, что толкает лицо на совершение правонарушения. А цель - это его представление о конечном желаемом результате, к которому он стремился.

Элементы состава противозаконного деяния одинаковы вне зависимости от того, какая ответственность (административная, уголовная) предусмотрена.

Понятие и разновидности административных наказаний

Под административным наказанием понимается мера ответственности, которая установлена государством, за совершение правонарушения, прописанного в КоАП РФ и применяемая с целью предупреждения совершения новых нарушений.

В данный момент КоАП РФ утверждает такие виды наказаний, как:

  • предупреждение, иначе говоря, официальное порицание, оформленное в письменном виде;
  • (наиболее распространенная мера, которая предусмотрена большей частью статей КоАП РФ и, как показывает практика, наиболее эффективная);
  • конфискация (либо возмездное изъятие) орудия либо предмета совершения правонарушения;
  • лишение права, которое было специально предоставлено физическим лицам;
  • административный арест;
  • выдворение гражданина иностранного государства или лица, не имеющего гражданства за пределы РФ;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

Назначение большей части перечисленных наказаний - это исключительная юрисдикция судей.

Данный вопрос предусматривает отечественное законодательство, речь в нем идет о вынесении постановления по делам об административном правонарушении, на что дается срок не более двух месяцев, исчисляющийся с момента его совершения. Таков общий порядок привлечения к административной ответственности. Но, как известно, у каждого правила есть исключения, все они указаны в КоАП РФ, части первой статьи 4.5. Например, это нарушение законодательства об авторских и смежных правах, о внутренних морских водах, об исключительной экономической зоне и других, давность привлечения к административной ответственности за них составляет один год.

В КоАП РФ дозволен только один случай, когда данный срок может быть приостановлен. Это ситуация когда лицо, производство в отношении которого ведется, подает ходатайство (в письменном виде) о рассмотрении дела непосредственно по месту его жительства и уполномоченные органы его удовлетворяют. Срок приостанавливается с того момента, когда вынесено постановление об удовлетворении ходатайства и до времени получения материалов по делу судьей, должностным лицом, уполномоченными рассматривать данные материалы. Таким образом, время пересылки документов не входит в давность административной ответственности

Освобождение от административной ответственности

Данная ситуация возможна в трех случаях:

  1. Малозначительность деяния - один из основных факторов снятия административной ответственности. Во внимание принимаются признаки субъективной и объективной стороны, смягчающие и Данный вопрос решает должностное лицо, орган или судья, который уполномочен рассматривать это дело. Ими может быть вынесено замечание в устной форме, которое не повлечет за собой юридических последствий.
  2. Второй вариант - это замена другим видом наказания, к примеру, дисциплинарной ответственностью.
  3. Иные основания. В частности, если правонарушение совершено лицом в возрасте от шестнадцати лет и до совершеннолетнего возраста, специальная комиссия может вынести решение об освобождении от административной ответственности и прибегнуть к мерам воздействия, предусмотренным федеральным законодательством, защищающим права несовершеннолетних.

Порядок привлечения к административной ответственности: процессуальные сроки

Вопрос о процессуальных сроках имеет особое значение и важность. Знать об этом и помнить должен каждый гражданин, так же как срок давности административной ответственности, тем более что в жизни со статьями КоАП РФ сталкиваются практически все.

Первое, что нужно знать - в течение трех суток протокол, составленный о совершении административного правонарушения, должен быть передан лицу или органам, уполномоченным его рассматривать, так заявлено в КоАП РФ (ст.28.8). Если в нем найдены какие-либо ошибки, то на их устранение дается срок, не превышающий 72 часов.

После рассмотрения вопроса выносят постановление. На рассмотрение дела уполномоченным органам дается срок до 2 месяцев, судье - до трех. Оглашается постановление немедленно.

Его в обязательном порядке отправляют тому, кто составил протокол, не позднее трех дней с момента вынесения.

Важно помнить, что постановление о назначении административного наказания не исполняется в том случае, если это не было сделано в течение двух лет.

Обжалование постановления об административном правонарушении

Очень часто, особенно в делах, касающихся дорожного движения и правил его нарушения, постановления суда обжалуют. Если оно вынесено судьей, то жалобу нужно писать в вышестоящий суд. В ней указываются полные данные (ФИО, адрес по прописке и фактическому проживанию, номер телефона). Далее описывают сложившуюся ситуацию, подробно аргументируя причины несогласия с постановлением и ссылаясь на ст. 30.1-30.8 КоАП РФ просят его отменить. К жалобе следует приложить доказательства, подтверждающие все описанные обстоятельства. Срок подачи - десять суток. Если он упущен, то можно при наличии уважительных причин (болезнь, тяжелая жизненная ситуация) написать ходатайство о его восстановлении. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней.

Юридические и лица, занимающие государственные должности: привлечение к административной ответственности

Порядок привлечения к административной ответственности регулируется КоАП РФ, нормами которого установлено весьма значительное количество правонарушений и ответственность за их совершение, которая возлагается на юридические лица. В математическом выражение эта цифра составляет 58% относительно всего количества статей Особенной части КоАП. Привлечение к административной ответственности может повлечь за собой наложение штрафных санкций, которые могут достигать достаточно внушительной суммы, конфискацию орудия, которым совершено правонарушение, приостановление на срок до 90 суток деятельности. КоАП РФ говорит о том, что юридическое лицо будет признано виновным в совершении административного правонарушения, если установлено то, что оно имело возможность для соблюдения установленных законодательством норм и правил, но не были предприняты все зависящие от него меры по их выполнению и соблюдению.

Кроме того, в законодательстве отдельно отмечена административная ответственность должностных лиц, привлечение которых осуществляется в случае совершения правонарушения в связи с ненадлежащим исполнением или просто неисполнением служебных обязанностей. Под должностными понимаются лица, которые уполномочены государством осуществлять функцию представителей власти (постоянно или на временной основе). К ним же, согласно законодательству, относятся граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью, но не зарегистрированные в качестве юридического лица. Административные нарушения и административная ответственность должностных лиц предусмотрены больше чем в 2/3 статей КоАП РФ (Особенная часть).

Граждане РФ давно задаются вопросом о периоде давности по привлечению к административной ответственности. Чтобы не ходить по определенным учреждениям, лучше направить письмо с пояснениями. Это если срок давности привлечения к административной ответственности действительно подошел к исходу. Штрафы ГИБДД - это самое частое явление, из-за которого заходит вопрос о периоде исхода.

Давность привлечения: определение

Этот термин означает период времени, по завершении которого с момента осуществления неправомерного действия не может быть вынесен результат по настоящему вопросу.

Важно! День выявления несоблюдения закона будет считаться отчетным.

В ст 4.5 Кодекса РФ о несоблюдении закона отмечается, что период зависит от 2 нюансов. Первый - это учреждение, которое занимается тяжбой о нарушении закона. Второе - разновидность нарушения.

Обратите внимание! Общее положение гласит, что если тяжбу о нарушении рассматривается не в суде, срок давности равен 2 месяцам.

Срок привлечения к административной ответственности

Вопрос по несоблюдению закона может проходить через суд. Тогда будет равен 3 месяцем. В ст 4.5 КоАП РФ отмечается, что есть ситуации, при которых подбирают индивидуальные периоды истечения срока. Привлекать гражданина будут.

Делопроизводство требует времени

При реализации несоблюдения закона по части охраны окружающей среды, даже через год с момента осуществления преступления, периода не будет. Гражданин даже через год понесет ответственность за совершенные действия.

При следующих нарушениях тоже действуют увеличенные периоды привлечения:

  • охрана детей (причинение вреда здоровью детей);
  • налоговые вопросы;
  • защита прав потребителей;
  • защита предпринимателей.

В этих случаях Закон РФ прибегает к индивидуальному подходу.

При валютном и бюджетном несоблюдении закона, по завершении 2 лет можно будет закрыть тяжбу.

При противопоставлении норм по части противостояния терроризму и коррупции срок привлечении к административной ответственности истекает через 6 лет.

Важно! Если период давности истек, дело по несоблюдению закона не может быть возбуждено. Стартующая тяжба останавливается окончательно, привлекаться человек не будет.

Период привлечения при административных тяжбах

Как говорилось выше, период привлечения к административной ответственности описан в статье 4.5 КоАП РФ. После реализации несоблюдения закона следует применение наказания. При стандартном нарушении срок давности составляет 2 месяца. Такой период определен для того, чтобы в сжатые сроки вынести наказание субъекту.

Но есть обстоятельства, при которых период давности привлечения увеличивается до одного года:

  • Существенный значимый временной разрыв. То есть, несоблюдение закона, при котором последствия проявляются через большой промежуток времени. Например, нарушение закона о внутренних морских водах.
  • Сезонно-климатические условия, из-за которых невозможно уловить связь между нарушением и действием, которое его повлекло.
  • Нюансы отчета по календарю.

На данный момент список нарушений, которые истекают через год, расширяется.

В 2010 году был принят ФЗ «о компенсации за несоблюдение права на судопроизводство в подходящий срок или права на исполнение судебного акта в подходящий срок. Появилась определенная разновидность несоблюдения заказа, по которым индивидуально подбирается срок. Если тяжбу о несоблюдении закона ведет суд, может быть применен индивидуальный срок.

Нужно учитывать, что когда за дело берется суд, он использует санкции, направленные на личные и имущественные права лиц, это предполагает проведение экспертиз, приглашение свидетелей, обнаружение доказательств. Из-за этого время рассмотрения дела отлаживается. В таких случаях давностный срок определяется другим способом.

Истечение исковой давности для граждан

В законодательстве неправомерные действия определяются по двум признакам: виновность, бездействие или неправомерные действия. Каждая статья отражает определенные административные нарушения. Они могут совершаться намеренно или по неосторожности.

Если действия нарушителя доказаны (например, сняты побои), следует ответственность, которая может выражаться так:

  • общественные работы;
  • штраф;
  • помещение в камеру.

Гражданин, которого признали виновным, должен заплатить ущерб, который понес потерпевший.

Гражданина могут посадить на 15 суток

Если по каким-либо причинам срок давности прошел, человек будет освобожден от ответственности, так как привлечь его нельзя.

На практике были зафиксированы случаи, при которых утвержденное наказание отменяли. Такое может быть, если гражданин был уведомлен о заседании после того, как оно прошло. Требуется иметь доказательство того, что уведомление поступило поздно.

Период давности привлечения к административной ответственности

Итак, есть нарушения, по которым период давности составляет год. Вот более полный список правонарушений законодательства с увеличенным периодом давности:

  • патент;
  • валюта;
  • антимонополия;
  • бюджет;
  • санитарная эпидемиология;
  • безопасность дорожного движения;
  • авторство;
  • смежные права;
  • маркетинг;
  • лотереи;
  • электроэнергетика;
  • иммиграционные правила.

Если совершено коррупционное преступление, то привлечение к ответственности может быть совершено в течение 6 лет.

Период сгорания по штрафам ГИБДД

Документы имеют период действия, так же и штрафы имеют время действия. Штрафы ГИБДД необходимо погасить в течение 60 дней с того момента, как решение было принято законом. Этот момент просматривается в части 1 статьи 32.2.

Если в течение 10 дней гражданин не подаст обжалование, ему потребуется заплатить штраф. Если он этого не сделает, суд может вынести санкции:

  • удвоение штрафа, но не меньше 1.000 рублей;
  • арест на 15 суток;
  • не меньше 50 часов отработки.

Общий порядок таков, но с 2017 года появился новый вид санкций. Если водитель должен более 10.000 рублей, приостанавливают действительность его прав. Их восстановят только тогда, когда долг будет погашен. Так же нельзя будет покидать границы Российской Федерации. Поэтому разумно не временить, а заплатить в срок.

Гражданин, получивший письмо от судебных приставов с содержанием о том, что исполнительное производство началось, должен произвести оплату в течение 5 дней. Если оплата не пришла, будут блокировать счет в банке.

Водителей интересует, какой срок должен пройти, чтобы назначенный штраф аннулировался и возможно ли это. Ответ положительный, действительно, через 2 года после назначения штраф аннулируется. Но это только при условии того, что гражданина не искали пристава. Если гражданин скрывался, то срок давности увеличится ровно на столько, сколько гражданин скрывался от судебных приставов.

Обратите внимание! Если нарушение было замечено на камеры, то ситуация со сроками аналогична. Бывает, что почта России не вовремя направляет письма счастья водителям. Чтобы не получить дополнительный штраф, гражданину необходимо уведомить органы.

Граждане, которые нарушают правила ПДД, тоже могут привлекаться к ответственности. Если сотрудник не выписал постановление в день совершения нарушения, у него есть 2 месяца на это. Потом гражданина нельзя будет привлечь.

Пешеходам нужно переходить дорогу на зеленый свет, иначе могут выписать штраф

Период давности привлечения к ответственности должностных лиц

В статье 4.5 КоАП РФ четко прописаны сроки давности привлечения к ответственности. Если время прошло, дело не может быть возбуждено. Понятие «срок давности привлечения должностных лиц» в статье не прописывается. Действует общий порядок.

Суд действует справедливо по отношению ко всем гражданам

Давность по тяжбе может быть увеличена только в конкретных случаях. Для должностных лиц ситуация аналогична. Только коррупционеров могут привлечь к ответственности даже через 6 лет. Это крайний срок.

Обратите внимание! Если нарушение напрямую относится к бюджетным законам, составляет 2 года.

О порядке отсчета периода давности привлечения к ответственности по административным делам

В ст 4.5 КоАП РФ говорится, что отсчет периода истечения начинается со дня, идущего за последним днем для исполнения требований.

Часть 2 ст 4.8 КоАП подчеркивает, что срок, отсчитываемый месяцами, не имея определенного числа, кончается в последние сутки этого месяца. После этого гражданин не может быть привлечен.

Чтобы не платить штрафы, нужно не нарушать закон

В закон регулярно вносятся поправки, касающиеся этого вопроса. Так как он всегда остается актуальным.



Поделиться