Реализация прокурором полномочий в арбитражном судопроизводстве. Участие прокурора в арбитражном процессе Осуществление полномочий прокурора в арбитражном процессе

Участие прокурора в арбитражном судопроизводстве является средством укрепления законности, профилактики правонарушений в сфере экономических правоотношений.

В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры от 25 мая 2012 г. № 223 "Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе" основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в арбитражном процессе, являются:

  • участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) прокуроров, в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, в том числе по заявлениям о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • рассмотрение обращений о вступлении в дела, производство по которым возбуждено по указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ искам (заявлениям) иных лиц;
  • участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) иных лиц, в случае принятия Генеральным прокурором РФ или его заместителем, прокурором субъекта РФ (его заместителем), военным прокурором военного округа (флота) (его заместителем) решения о вступлении в дело в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;
  • участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено на основании заявлений прокуроров о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлеченных к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях;
  • апелляционное, кассационное обжалование судебных постановлений по арбитражным делам, перечисленным в ст. 52 АПК РФ, и иным делам, в рассмотрении которых участвовал прокурор, а также внесение представления о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора.

Прокурор в арбитражном процессе пользуется правами и несет обязанности стороны в процессе. Полномочия по участию в арбитражном процессе он реализует путем предъявления в арбитражные суды исков (заявлений), указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ.

Прокурор вправе обратиться в суд:

  • с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, доля участия муниципальных образований;
  • с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований.

Положение прокурора в арбитражном процессе сходно с его процессуальным положением при участии в рассмотрении гражданских дел судами общей юрисдикции.

Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца. Вместе с тем положение прокурора в арбитражном процессе имеет свои особенности:

  • прокурор нс обязан принимать предусмотренные законом для хозяйствующих субъектов меры к непосредственному урегулированию спора;
  • исковое заявление прокурора не оплачивается государственной пошлиной, а сам прокурор освобождается от обязанности по уплате судебных расходов;
  • к прокурору не может быть предъявлен встречный иск;
  • прокурор не может закончить процесс, заключив мировое соглашение.

Прокурор вправе отказаться от предъявленного им иска, однако это не лишает истца, если он участвует в деле, права требовать рассмотрения дела по существу. Вместе с тем отказ истца от иска, заявленного в его интересах прокурором, влечет оставление иска без рассмотрения.

В ст. 52 АПК РФ не предусмотрена возможность обращения прокурора в арбитражный суд в интересах гражданина или объединения граждан, если только нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не связано с оспариванием нормативных правовых актов или ненормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим возникает вопрос: вправе ли прокурор со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные в п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре РФ, предъявить и поддерживать в арбитражном суде иск в интересах гражданина (граждан) и но другим делам? По мнению исследователей вопроса, системное толкование норм арбитражного процессуального законодательства дает основания для положительного ответа на этот вопрос, поскольку порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется нс только АПК РФ, но и другими федеральными законами (ч. 2 ст. 3 АПК РФ). Например, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 33 АПК РФ споры граждан-акционеров с акционерными обществами, вытекающими из их деятельности, за исключением трудовых споров, относятся к компетенции арбитражных судов. По таким спорам вполне возможны ситуации, когда гражданин-акционер но состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не сможет лично отстаивать свои права и свободы или когда будут нарушены права и свободы значительного числа граждан-акционеров либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретет особое общественное значение. При наличии таких обстоятельств прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, поскольку в ч. 1 ст. 52 АПК РФ (в отличие от ч. 1 ст. 45 ГПК РФ) лишь сформулирован перечень дел, но не содержится дополнительных условий, вступающих в противоречие с правилами п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре РФ. Согласно взаимосвязанным положениям ч. 1 ст. 52 и ч. 2 ст. 198 АПК РФ прокурор наряду с государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными не только ненормативных правовых актов, по и с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. Основанием для такого обращения является убежденность прокурора в том, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) соответствующего органа или должностного лица противоречат закону или иному нормативному акту и нарушают права и законные интересы граждан и организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают другие препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Оспаривая незаконные действия соответствующих органов в суд, прокурор действует прежде всего в защиту публичных интересов. При этом не имеет принципиального значения, выражены оспариваемые прокурором действия в письменном документе (правовом акте) или нет .

Возлагая на прокурора обязанность по охране публичных интересов, законодатель вместе с тем в ст. 52 АПК РФ существенно ограничивает правомочия прокурора на обращение в арбитражный суд с требованиями в защиту интересов государства и муниципальных образований, нарушенных совершением противоправных сделок в сфере экономики. Они сводятся лишь к праву прокурора предъявить иск о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки, если участником ее являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные предприятия, юридические лица с государственным и муниципальным участием. Между тем публичные интересы в гражданском обороте с очевидностью нарушаются не только совершением сделок с участием субъектов, перечисленных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. С учетом этого в гражданском процессе прокурор, в отличие от арбитражного процесса, наделен полномочием по обращению в суд общей юрисдикции с любым иском, направленным на защиту интересов государства и муниципальных образований (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ). Налицо противоречия в нормативном регулировании, обусловленные лишь тем, к ведению какого суда отнесено разрешение конкретного гражданского дела. Они порождают серьезные трудности в обеспечении защиты законных интересов государства и общества в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности, для устранения которых, по крайней мере, требуется унификация норм гражданского и арбитражного процессуального законодательства, регламентирующих процессуальные полномочия прокурора .

Представляется, что расширение компетенции прокурора в арбитражном процессе будет способствовать укреплению законности в сфере экономики.

В каких же случаях прокурор должен использовать исковое заявление в арбитражный суд как средство надзора за соблюдением законов?

  • 1. Когда есть объективные основания полагать, что реагирование в иной форме – внесение представления или принесение протеста – не повлечет своевременного и полного устранения нарушений законности.
  • 2. Для предотвращения вреда государственным или публичным интересам путем принятия арбитражным судом по заявлению прокурора мер но обеспечению иска, если органы или должностные лица, допустившие нарушения закона, отказываются принять меры по добровольному устранению правонарушения и его последствий.

В отдельных случаях прокурор может предъявить иск в интересах организации или гражданина-предпринимагеля, если ответчиком нарушены не только права истцов, но и затронуты государственные или общественные интересы, например при срыве выпуска социально значимой продукции, нарушении нормальной эксплуатации объектов транспорта, энергетики, оборонного комплекса, медицинских и образовательных учреждений, создании предпосылок для экологических катастроф, серьезных социальных конфликтов .

Правом обращения в Высший Арбитражный Суд РФ наделены только Генеральный прокурор РФ и его заместители. В арбитражные суды субъектов РФ обращаются прокуроры субъекта РФ и их заместители, а также приравненные к ним прокуроры. Прокуроры городов и районов, а также приравненные к ним прокуроры правом обращения в арбитражные суды не обладают, однако могут принять участие в подготовке материалов для предъявления иска и подготовке проекта искового заявления, после чего направляют указанные материалы в соответствующее управление вышестоящей прокуратуры.

Исковые заявления направляются в суд с соблюдением правил подведомственности (ст. 27 АПК РФ) и подсудности (ст. 34–39 АПК РФ). К исковому заявлению в обязательном порядке прилагаются доказательства, подтверждающие обоснованность иска. Копии этих документов направляются ответчику.

В соответствии с ч. 5 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе вступить в дела, указанные в ч. 1 ст. 52 АПК РФ и возбужденные по искам (заявлениям) иных лиц, на любой стадии арбитражного процесса (при рассмотрении дела судами первой, апелляционной и кассационной инстанций). Вступление прокуроров в процесс, инициированный иными лицами, имеет целью обеспечение законности. С учетом этого решение о вступлении в дело в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ должен принимать прокурор субъекта РФ или его заместитель как по собственной инициативе, так и по ходатайству лиц, участвующих в деле, о чем он направляет в арбитражный суд соответствующее заявление.

Несмотря на то что принятие решения о вступлении в дело прокурора непосредственно арбитражным судом в АПК РФ не предусмотрено, в случае вынесения судом соответствующего определения следует рассматривать и этот вопрос с учетом требований ст. 52 АПК РФ.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 23 АПК РФ.

Прокурор в соответствии с ч. 2 ст. 192 АПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц также рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 24 АПК РФ.

Прокурор согласно ч. 2 ст. 198 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При подготовке заявлений о признании ненормативных актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными прокурор должен иметь в виду, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ) с учетом особенностей, изложенных в п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 марта 2012 г. № 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" .

В ходе судебного разбирательства прокурор обладает всеми правами стороны. Он вправе знакомиться с материалами дела и делать выписки из них, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, высказывать свое мнение по поводу заявленных ходатайств и отводов, участвовать в исследовании доказательств, обжаловать судебные решения, знать о поданных жалобах, получать копии жалоб и принятых судебных решений.

В случае незаконности и необоснованности судебных решений, нс вступивших в законную силу, прокурор, участвующий в деле, подает апелляционную жалобу. Она должна быть составлена в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 260 АПК РФ. Копию жалобы прокурор направляет лицам, участвующим в деле. Документы, прилагаемые к апелляционной жалобе, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.

При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам вправе повторно рассмотреть дело.

Прокурор должен иметь в виду, что дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.

При рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции прокурор, как и иные лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании или истребовании которых им было отказано судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции не вправе отказать в удовлетворении указанных ходатайств на том основании, что они не были удовлетворены судом первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело только в объеме жалобы. В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе вынести следующие решения:

  • оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения;
  • отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт;
  • отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.

Правом отменить решение суда первой инстанции и вернуть дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции апелляционная инстанция не обладает.

В апелляционной жалобе прокурор должен указать основания отмены или изменения решения. Основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются:

  • неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
  • недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
  • несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
  • нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В свою очередь, неправильным применением норм материального права являются:

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Безусловными основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются:

  • рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
  • принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;
  • неподписание решения судьей или одним из судей, если дело рассмотрено в коллегиальном составе судей, либо подписание решения не теми судьями, которые указаны в решении;
  • нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.

В кассационном порядке прокурор, участвующий в деле, обжалует незаконное и необоснованное решение суда первой инстанции, вступившее в законную силу, за исключением решений Высшего Арбитражного Суда РФ, и (или) постановление арбитражного суда апелляционной инстанции.

Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда, если иное не предусмотрено АПК РФ.

  • наименование арбитражного суда, в который подается кассационная жалоба;
  • наименование лица, подающего жалобу, с указанием его процессуального положения, а также других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
  • наименование арбитражного суда, принявшего обжалуемое решение, постановление, номер дела и дата принятия решения, постановления, предмет спора;
  • требования лица, подающего жалобу, о проверке законности обжалуемого судебного акта и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует решение, постановление, со ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства;
  • перечень прилагаемых к жалобе документов.

Кассационная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции прокурора, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.

Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального нрава и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Независимо от доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой и апелляционной инстанций нормы процессуального права, являющиеся основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими но делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В кассационной жалобе прокурор вправе просить суд кассационной инстанции принять одно из решений, предусмотренных в ст. 287 АПК РФ.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе:

  • оставить решение арбитражного суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения;
  • отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 286 АПК РФ;
  • отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если этим судом нарушены нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 288 АПК РФ основанием для отмены решения, постановления, или если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела коллегиальным составом судей и (или) в ином судебном составе;
  • отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда первой или апелляционной инстанции в пределах одного и того же судебного округа, если указанные судебные акты повторно проверяются арбитражным судом кассационной инстанции и содержащиеся в них выводы не соответствуют установленным но делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам;
  • оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений;
  • отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.

Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

В случае если указанные нарушения закона судом кассационной инстанции были допущены, то прокурор приносит жалобу в порядке надзора.

В соответствии со ст. 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Неправильным применением норм материального права являются:

  • неприменение закона, подлежащего применению;
  • применение закона, не подлежащего применению;
  • неправильное истолкование закона.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления.

Безусловными основаниями для отмены решения, постановления арбитражного суда являются:

  • рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе;
  • рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
  • нарушение правил о языке при рассмотрении дела;
  • принятие судом решения, постановления о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;
  • неподписание решения, постановления судьей или одним из судей либо подписание решения, постановления не теми судьями, которые указаны в решении, постановлении;
  • отсутствие в деле протокола судебного заседания или подписание его не теми лицами, которые указаны в ст. 155 АПК РФ;
  • нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения, постановления.

Пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов осуществляется исключительно Высшим Арбитражным Судом РФ по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных, указанных в ст. 42 АПК РФ, а также по представлению прокурора по делам, предусмотренным ст. 52 АПК РФ.

Право обращения в Высший Арбитражный Суд РФ предоставлено Генеральному прокурору РФ и его заместителям (п. 4 ст. 4 АПК РФ).

Основаниями к отмене или изменению решения в порядке надзора являются:

  • нарушение единообразия в применении арбитражными судами норм права;
  • препятствие принятию законного решения по другому делу;
  • нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.

Представление о пересмотре судебных актов в порядке надзора прокурор вправе направить только по делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, т.е. возбужденным но искам и заявлениям прокурора, а также по тем делам, по которым прокурор участвовал в деле в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ.

Представление в Высший Арбитражный Суд РФ может быть подано в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта, т.е. в кассационном порядке.

В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры от 25 мая 2012 г. № 223 "Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе", подготовку и направление в Высший Арбитражный Суд РФ представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора по арбитражным делам должно осуществлять управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры РФ либо управление обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора). Подготовку и направление в Высший Арбитражный Суд РФ исковых заявлений (заявлений) в соответствии с подсудностью дел, а также представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора осуществляет управление но обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, па которое возлагается обеспечение участия прокурора в рассмотрении дел для поддержания исков (заявлений) и надзорных представлений, рассматриваемых Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ.

Представление прокурора рассматривается коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда РФ, который решает вопрос о направлении дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ для пересмотра судебного акта в порядке надзора.

Генеральный прокурор РФ вправе принимать участие в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Он вправе обращаться в Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по арбитражным делам.

  • Жилин Г. А. Правосудие по гражданским делам. М.: Проспект, 2010.
  • Егорова Л. Процессуальные противоречия судебной защиты публичных интересов // Законность. 2006. № 1. С. 14–17.
  • Трикс А. В. Справочник прокурора. СПб.: Питер Пресс, 2007.
  • Вестник ВАС РФ. 2012. № 5.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОКУРОРАМИ ПОЛНОМОЧИЙ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ

В целях обеспечения своевременного, полного и эффективного решения органами прокуратуры задач в арбитражном процессе, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур рассматривать участие прокуроров в арбитражном процессе как действенное средство укрепления законности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Задачами участвующего в арбитражном процессе прокурора считать:

защиту нарушенных прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность;

обеспечение законности судебного разбирательства на всех стадиях арбитражного процесса в делах, в которых может участвовать прокурор;

реальное восстановление нарушенных прав и законных интересов участников экономических отношений.

2. При решении поставленных задач исходить из того, что основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в арбитражном процессе, являются:

участие в рассмотрении арбитражными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, Верховным Судом Российской Федерации дел, возбужденных по искам (заявлениям) прокуроров;

вступление в целях обеспечения законности на любой стадии арбитражного процесса в дела, указанные в части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также участие в их рассмотрении арбитражными судами первой, апелляционной, и кассационной инстанций, Верховным Судом Российской Федерации;

апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами, в которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор;

рассмотрение обращений о проверке законности и обоснованности судебных актов, вынесенных арбитражными судами по делам, указанным в части 1 статьи 52 АПК РФ;

рассмотрение представленных на согласование проектов исков (заявлений), подготовленных структурными подразделениями соответствующей прокуратуры.

3. Участвующим в арбитражном процессе прокурорам при поддержании исков (заявлений) в арбитражных судах тесно взаимодействовать с подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуратур и иных специализированных прокуратур, а также прокурорами городов и районов, другими территориальными, приравненными к ним военными прокурорами и прокурорами иных специализированных прокуратур, подготовившими проект иска (заявления) и обеспечившими направление иска в суд с учетом подсудности.

Проекты исков (заявлений), подсудных Суду по интеллектуальным правам (часть 4 статьи 34, часть 2 статьи 198 АПК РФ), подготовленные в том числе прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним военными прокурорами и прокурорами иных специализированных прокуратур, согласовывать с управлением по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации или управлением обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при подготовке проекта иска военным прокурором).

При согласовании указанных проектов исходить из категорий споров, инициирование которых прокурором допускает законодательство (часть 1 статьи 52, часть 2 статьи 198, статьи 202 и 207 АПК РФ с учетом положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), статья 1253 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 2, 14 Закона Российской Федерации от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", статья 13 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и другие федеральные законы).

Оценивать проект на соответствие нормам материального и процессуального права, полноту и достаточность допустимых доказательств.

4. Обеспечивать обязательное участие прокурора в рассмотрении арбитражными судами всех инстанций, Верховным Судом Российской Федерации дел, возбужденных по искам (заявлениям) прокуроров, а также дел, в которые прокурор вступил в порядке части 5 статьи 52 АПК РФ.

4.1. В рассмотрении арбитражными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций арбитражных дел участвовать, как правило, представителям соответствующего структурного подразделения прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур по месту нахождения арбитражного суда, рассматривающего дело.

4.2. С учетом положений статьи 153.1 АПК РФ прокурору, инициировавшему иск (заявление) в арбитражном суде другого субъекта Российской Федерации, а также при рассмотрении такого дела арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций, находящимися на территории иного субъекта Российской Федерации, при наличии в соответствующем арбитражном суде технической возможности своевременно ходатайствовать об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.

4.3. При обращении Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, их заместителей с иском (заявлением), апелляционной или кассационной жалобой в арбитражный суд, находящийся на территории другого субъекта Российской Федерации (если невозможно обеспечить участие в деле, в том числе с использованием систем видеоконференц-связи представителя прокуратуры, направившей иск (заявление) в арбитражный суд), подразделению по обеспечению участия прокурора в арбитражном процессе соответствующей прокуратуры незамедлительно направлять, в том числе посредством информационной системы органов прокуратуры (ИСОП), надлежащим образом сформированное наблюдательное производство прокурору субъекта Российской Федерации, приравненному к нему военному прокурору либо прокурору иной специализированной прокуратуры по месту нахождения арбитражного суда с извещением о необходимости обеспечения участия в арбитражном процессе представителей данной территориальной прокуратуры, приравненной к ней военной или иной специализированной прокуратуры.

4.4. Прокурорам городов и районов (их заместителям), другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, возбудившим дело об административном правонарушении, подведомственное арбитражному суду, самостоятельно обеспечивать участие в его рассмотрении. При невозможности такого участия (отдаленность территории, недостаточная штатная численность и иные объективные причины) одновременно с направлением в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности и прилагаемых к нему документов высылать надлежащим образом сформированное наблюдательное производство в прокуратуру субъекта Российской Федерации, приравненную к ней военную или иную специализированную прокуратуру для обеспечения участия прокурора в арбитражном процессе, о чем информировать арбитражный суд.

Прокурорам городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, предъявившим заявление о привлечении к административной ответственности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, в арбитражный суд, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации, обращаться к вышестоящему прокурору для решения вопроса об обеспечении участия прокурора в рассмотрении судом данного заявления. Прокурору субъекта Российской Федерации, приравненному к нему военному прокурору или прокурору иной специализированной прокуратуры заблаговременно направлять соответствующему прокурору субъекта Российской Федерации, приравненному к нему военному прокурору или прокурору иной специализированной прокуратуры по месту нахождения арбитражного суда извещение о необходимости обеспечения участия в арбитражном процессе представителей данной территориальной прокуратуры, приравненной к ней военной или иной специализированной прокуратуры с приложением надлежащим образом сформированного наблюдательного производства.

4.5. Прокурору, получившему извещение, указанное в пунктах 4.3, 4.4 настоящего приказа, в обязательном порядке обеспечить участие прокурора в процессе рассмотрения арбитражным судом дела, возбужденного по инициативе Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур.

4.6. В рассмотрении Судом по интеллектуальным правам дел по искам (заявлениям) Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур или их заместителей в защиту прав на объекты интеллектуальной собственности участвовать сотрудникам управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации или управления обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора).

Одновременно с направлением в Суд по интеллектуальным правам согласованного с управлением по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации или управлением обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры иска (заявления) соответствующим структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры или прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур, подготовившим иск (заявление), направлять надлежащим образом сформированное наблюдательное производство в управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации или управление обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры.

В случае если дело об административном правонарушении по заявлению прокурора города или района (их заместителей), приравненного к ним военного прокурора или прокурора иной специализированной прокуратуры (их заместителей) подлежит рассмотрению Судом по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции, направление кассационной жалобы прокурором города и района, приравненным к ним военным прокурором или прокурором иной специализированной прокуратуры согласовывать со структурным подразделением соответствующей прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной и иной специализированной прокуратуры, обеспечивающим участие прокуроров в арбитражном процессе.

После подачи кассационной жалобы в суд в 5-дневный срок направлять надлежащим образом сформированное наблюдательное производство в управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации или управление обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора).

4.7. Во всех случаях привлечения к участию в деле прокурора, не предъявлявшего иск в арбитражный суд (пункты 4.3, 4.4, 4.6 настоящего приказа), прокурору, инициировавшему арбитражный процесс, своевременно решать вопрос об оформлении процессуальных полномочий участвующего в деле прокурора в соответствии с требованиями АПК РФ.

4.8. Принять во внимание, что процессуальным правом на изменение основания или предмета иска, на изменение размера исковых требований, на полный или частичный отказ от таких требований обладает прокурор, предъявивший иск (заявление). При возникновении обстоятельств, указывающих на необходимость совершения перечисленных процессуальных действий, участвующему в деле прокурору не позднее следующего дня после судебного заседания информировать об этом прокурора, инициировавшего заявление.

Прокурору, предъявившему иск (заявление), совершать вышеперечисленные процессуальные действия самостоятельно, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4.9. На всех стадиях рассмотрения арбитражным судом, Верховным Судом Российской Федерации дел, возбужденных по искам (заявлениям), правовым основанием для предъявления которых явились нарушения законодательства о противодействии коррупции либо законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, обеспечивать участие прокурора соответствующим структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной прокуратуры и иной специализированной прокуратуры, подготовившим проект иска (заявления) в суд.

4.10. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, их заместителям, курирующим данное направление деятельности, принимать личное участие в рассмотрении арбитражными судами дел, имеющих особое значение для защиты экономических интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

4.11. Прокурору, участвующему в деле, надлежащим образом формировать наблюдательное производство, в котором должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов: иска (заявления), отзывов на него, документов, подтверждающих обоснованность заявленных требований, состоявшихся судебных актов, апелляционных, кассационных жалоб и отзывов на них, а также материалов дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.

5. Прокурорам, участвующим в рассмотрении дел арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации, тщательно готовиться к судебному заседанию. До начала судебного разбирательства детально изучать материалы, послужившие основанием для обращения в арбитражный суд с иском (заявлением), оценивать имеющиеся в них доказательства на предмет их полноты, относимости и допустимости, а также необходимости представления дополнительных доказательств. Обязательно участвовать в предварительном заседании на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.

При поддержании в арбитражном суде иска (заявления) прокурора с учетом положений статьи 65 АПК РФ обеспечивать его аргументированность представлением всех необходимых доказательств.

Исходить из того, что доказательства в арбитражный суд представляются на бумажном носителе, а при наличии технической возможности и в электронном виде в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (статьи 41, 75 АПК РФ).

В целях исключения риска наступления неблагоприятных последствий отслеживать информацию о движении дела, размещенную на официальном сайте суда (часть 6 статьи 121 АПК РФ).

6. В случае рассмотрения дела арбитражным судом в порядке упрощенного производства обеспечивать своевременное представление доказательств в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направление их сторонам. Учитывать, что арбитражный суд, рассматривая дела в упрощенном порядке, исследует изложенные в представленных документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, без их вызова и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных им сроков; документы, поступившие в суд по истечении установленного срока, не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы.

7. Принять во внимание, что в соответствии с положениями части 5 статьи 52 АПК РФ прокурор в целях обеспечения законности вправе вступить на любой стадии арбитражного процесса только в дела, указанные в части 1 статьи 52 АПК РФ, что исключает возможность его вступления в процесс, инициированный другими лицами по другим категориям споров, не поименованным в ней (например, статьи 202,207 АПК РФ и другие).

Информацию о делах, требующих прокурорского вмешательства, получать из обращений граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления, из средств массовой информации, а также в ходе надзорной деятельности.

При решении вопроса о вступлении в дело исходить из его актуальности и сложности.

Иметь в виду, что прокурор, вступивший в дело, не связан с позицией стороны, ходатайствовавшей о его вступлении в процесс, объемом представленных доказательств.

8. В целях предотвращения причинения значительного ущерба лицу, в интересах которого прокурором предъявлен иск, а также в случае, если непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, на любой стадии арбитражного процесса ходатайствовать перед судом об их принятии.

При решении вопроса о наличии оснований для заявления такого ходатайства учитывать разумность и обоснованность требования о применении названных мер, вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае их непринятия, необходимость соблюдения баланса интересов заинтересованных сторон, предотвращения нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц; оценивать, насколько конкретная мера связана с предметом заявленного требования и каким образом ее принятие поспособствует достижению установленных законом целей обеспечительных мер.

9. При выявлении в ходе рассмотрения дела нарушений закона ходатайствовать перед арбитражным судом о вынесении частного определения.

10. Своевременно реагировать на незаконные и необоснованные судебные акты принесением апелляционных, кассационных и надзорных жалоб (представлений).

При проверке законности судебных актов руководствоваться нормами материального и процессуального права, решениями Конституционного Суда Российской Федерации, постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившими силу постановлениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, постановлениями президиумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также судебной практикой Европейского Суда по правам человека.

Требования в апелляционных и кассационных жалобах формулировать с учетом пределов рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной и кассационной инстанций (статьи 268, 286 АПК РФ), полномочий судов соответствующей инстанции (статьи 269, 287 АПК РФ), оснований для отмены и изменения судебного акта (статьи 270, 288 АПК РФ).

При необходимости заявлять перед арбитражным судом кассационной инстанции, Верховным Судом Российской Федерации ходатайство о приостановлении исполнения решения, постановления, принятых судами первой и апелляционной инстанций.

При отсутствии оснований для апелляционного и кассационного обжалования судебного акта, которым прокурору в удовлетворении требований отказано, структурному подразделению соответствующей прокуратуры, обеспечивающему участие прокуроров в арбитражном процессе, составлять мотивированное заключение и информировать об этом прокурора, предъявившего иск (заявление).

Во всех случаях обжалования судебных актов другими участниками арбитражного процесса и отсутствия оснований для принесения жалобы участвующему в деле прокурору направлять в суд соответствующей инстанции отзыв на жалобу.

11. При наличии оснований для пересмотра в кассационном или надзорном порядке вступивших в законную силу судебных актов по делам, указанным в части 1 статьи 52 АПК РФ, обращаться к Генеральному прокурору Российской Федерации (его заместителю) с представлением о необходимости пересмотра в кассационном (надзорном) порядке состоявшихся по делу судебных актов. Представление составлять с учетом требований статьи 291.2, частей 2, 5 статьи 291.3, статьи 291.11, части 4 статьи 308.1, части 1 статьи 308.2, статьи 308.8 АПК РФ.

Представление, надлежащим образом сформированное наблюдательное производство и заверенные соответствующим судом копии судебных актов направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации фельдсвязью или иным видом связи, обеспечивающим своевременную передачу служебной информации и документов, в течение двух недель с момента изготовления арбитражным судом в полном объеме судебного акта, принятого по делу последним. Его заверенную соответствующим судом копию досылать с использованием названных видов связи незамедлительно после поступления в прокуратуру.

12. Подготовку и направление в Верховный Суд Российской Федерации кассационных или надзорных представлений на судебные акты арбитражных судов осуществлять управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора).

13. При наличии оснований для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по делам по заявлениям прокурора о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным и об отмене постановления административного органа о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности прокурору, направившему такое заявление в арбитражный суд, самостоятельно обращаться как лицу, участвующему в деле, в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой.

Учитывать, что в силу положений статьи 30.13 КоАП РФ вступившие в законную силу решения арбитражных судов по делу об административном правонарушении пересматриваются Верховным Судом Российской Федерации, если были исчерпаны все предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством способы их обжалования в арбитражных судах. Указанные решения пересматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

14. Принять во внимание, что в заседаниях Президиума Верховного Суда Российской Федерации участвует Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель; в заседаниях Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации принимают участие представители управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо управления обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора).

15. Прокурору, участвовавшему в деле и получившему копию определения о передаче кассационной жалобы лица, участвующего в деле, вместе с делом в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации для пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в порядке кассационного производства, в 5-дневный срок направлять в управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо в управление обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора) надлежащим образом сформированное наблюдательное производство, а также копии обозначенного определения и извещения о дате заседания.

При наличии информации об обжаловании лицами, участвующими в деле, состоявшихся судебных актов по делам, рассматриваемым Судом по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции, в 5-дневный срок направлять отзыв на кассационную жалобу в указанный специализированный суд, а также надлежащим образом сформированное наблюдательное производство в управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации или управление обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора).

16. Вести строгий учет дел, рассмотренных с участием прокурора, в том числе по искам (заявлениям) прокурора, апелляционных, кассационных, надзорных жалоб (представлений) с отражением результатов их рассмотрения.

17. Копии вступивших в законную силу судебных актов по искам (заявлениям) прокурора для контроля за их исполнением незамедлительно передавать должностному лицу прокуратуры, осуществляющему организацию надзора за деятельностью судебных приставов по исполнению судебных актов.

Наблюдательное производство снимать с контроля только после получения информации о реальном исполнении судебного акта.

18. Структурным подразделениям прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур, обеспечивающим участие прокурора в арбитражном процессе, в целях формирования единой правоприменительной практики каждое полугодие обобщать и анализировать состояние работы на данном направлении деятельности.

Докладные записки с обобщенной информацией и анализом состояния работы по итогам полугодия и года представлять в управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управление обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры в срок не позднее 30 июля и 30 января.

19. Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры регулярно анализировать практику участия прокуроров в арбитражном процессе, в том числе качество участия прокуроров в рассмотрении судами дел в различных судебных инстанциях, обоснованность принесенных жалоб (представлений). Ежегодно обобщать состояние работы на данном направлении, об итогах докладывать курирующим заместителям Генерального прокурора Российской Федерации до 1 апреля.

Использовать результаты анализа для совершенствования деятельности подчиненных прокуроров, обеспечивать их материалами организационно-методического характера, распространять положительный опыт работы по реализации полномочий в арбитражном процессе. Проводить учебно-методические занятия по повышению деловой квалификации работников нижестоящих прокуратур, их стажирование.

20. Оценивать деятельность прокуроров в арбитражном процессе применительно к решению поставленных перед ними задач на обозначенном направлении исходя из качества согласования проектов исков (заявлений), поддержания исков (заявлений) в арбитражном суде, эффективности апелляционного и кассационного обжалования судебных актов арбитражных судов по делам, в рассмотрении которых участвовал прокурор, обоснованности представлений о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов в кассационном и надзорном порядке.

Иметь в виду, что главным критерием результативности работы по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе является реальное восстановление нарушенных прав.

21. Освещать в средствах массовой информации результаты деятельности прокуроров в арбитражном процессе.

24. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

действительный государственный

советник юстиции

Введение в действие с 1 сентября 2002 г. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и начавшаяся практическая реализация предусмотренных в нем новелл требует от органов прокуратуры принятия неотложных мер по организации работы в соответствии с положениями нового арбитражного процессуального законодательства.

В целях обеспечения полного и эффективного решения органами прокуратуры задач в арбитражном судопроизводстве, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и иным специализированным прокурорам своевременно использовать свои полномочия по подготовке и предъявлению в арбитражные суды исков и заявлений с целью устранения и пресечения нарушений закона, участию в рассмотрении арбитражных дел, обжалованию незаконных и необоснованных судебных актов.

Участие прокуроров в арбитражном процессе рассматривать как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов.

2. Полномочия по участию в арбитражном процессе осуществлять путем предъявления в арбитражные суды указанных в части 1 статьи 52 АПК РФ:

заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

исков о признании недействительными сделок, а также исков о применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

Вступать в дела указанных категорий в порядке части 5 статьи 52 АПК РФ на любой стадии арбитражного процесса в целях обеспечения законности.

При решении вопроса о необходимости вступления в дело исходить из его актуальности и сложности. По делам об оспаривании нормативных правовых актов обеспечивать участие прокурора.

При наличии оснований, установленных в части 2 статьи 198 АПК РФ, обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей.

3. Работу по подготовке, предъявлению и поддержанию исков и заявлений в арбитражных судах строить в тесном взаимодействии подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур, их подразделений, городских и районных прокуратур.

Прокурорам городов, районов во всех необходимых случаях при выявлении правонарушений в сфере экономики инициировать обращения в арбитражные суды (сбор материалов и подготовка проектов исковых заявлений (заявлений). Ответственность за своевременную и качественную подготовку проектов исковых заявлений (заявлений) возложить на начальников управлений и отделов вышестоящих прокуратур, проводящих надзорные проверки, осуществляющих изучение материалов, расследование уголовных дел, участвующих в надзорных стадиях уголовного и гражданского судопроизводства.

Подготовленные подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации иски и заявления предъявляются в арбитражный суд Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями.

рассмотрение поступивших из других подразделений данной прокуратуры и подчиненных прокуратур материалов, требующих реагирования в форме исков или заявлений в арбитражные суды; оформление исковых заявлений (заявлений); направление исковых заявлений (заявлений) согласно установленным правилам подсудности споров;

участие в рассмотрении дел, возбужденных по искам и заявлениям прокуроров, в арбитражных судах первой инстанции; апелляционное и кассационное обжалование решений, определений и постановлений по этим делам; участие в их рассмотрении в апелляционной и кассационной инстанциях;

рассмотрение обращений о вступлении в дела, возбужденные по указанным в части 1 статьи 52 АПК РФ искам и заявлениям иных лиц;

участие в рассмотрении дел, возбужденных по искам и заявлениям иных лиц, в случае принятия Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем, прокурором субъекта Российской Федерации (его заместителем) решения о вступлении в дело в порядке части 5 статьи 52 АПК РФ в арбитражных судах первой, апелляционной и кассационной инстанций;

апелляционное и кассационное обжалование решений, определений и постановлений по этим делам;

участие в рассмотрении дел, возбужденных на основании заявлений прокуроров о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным делам, указанным в статье 52 АПК РФ, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлеченных к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях;

изучение по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации (заместителя прокурора) в арбитражном суде дел, указанных в статье 52 АПК РФ, судебные акты по которым могут быть пересмотрены в порядке надзора; подготовка представлений о пересмотре в порядке надзора незаконных судебных актов;

анализ, изучение и проверка работы подчиненных прокуратур;

координация работы подразделений аппарата по подготовке и предъявлению исков и заявлений; распространение передового опыта, участие в мероприятиях по повышению деловой квалификации работников прокуратуры.

5. При подготовке, оформлении и направлении в арбитражный суд исковых заявлений и иных процессуальных документов строго руководствоваться требованиями законодательства, изучать необходимость вмешательства органов прокуратуры с целью защиты публичных интересов, правовую обоснованность обращений в арбитражный суд.

В целях реального исполнения решений судов, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, во всех необходимых случаях ставить перед судом вопрос о принятии мер к обеспечению иска, заявлять ходатайства о приостановлении действия оспариваемого ненормативного правового акта, решения.

6. Принимать обязательное участие в предварительном заседании на стадии подготовки к судебному разбирательству дел, возбужденных по искам и заявлениям прокуроров, в судебном разбирательстве указанных дел в первой, апелляционной и кассационной инстанциях.

6.1. В заседаниях участвовать, как правило, представителям аппаратов прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуратур по месту нахождения арбитражного суда, рассматривающего дело.

6.2. При обращении Генерального прокурора Российской Федерации либо его заместителя или прокурора субъекта Российской Федерации с исковым заявлением (заявлением), апелляционной или кассационной жалобой в арбитражный суд по месту нахождения иного подразделения Генеральной прокуратуры или прокуратуры другого субъекта Российской Федерации (если в деле не обеспечено участие подчиненных им работников) копии представленных в суд материалов направлять соответствующему прокурору субъекта Российской Федерации с извещением о необходимости участия в процессе представителей данной территориальной прокуратуры, о чем также информировать арбитражный суд.

Прокурору, получившему такое извещение, обеспечить участие представителя органов прокуратуры в процессе при рассмотрении арбитражных дел, возбужденных по инициативе Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителя или прокурора другого субъекта Российской Федерации. О результатах рассмотрения иска, заявления или жалобы незамедлительно сообщать инициатору.

6.3. Прокурорам городов и районов (их заместителям), приравненным к ним военным прокурорам, возбудившим дело об административном правонарушении, подведомственное арбитражному суду, одновременно с направлением в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности и прилагаемых к нему документов высылать копии заявления и документов в прокуратуру субъекта Российской Федерации, военную прокуратуру округа (флота) для обеспечения участия ее работников в процессе, а также информировать об этом арбитражный суд.

7. На всех стадиях арбитражного процесса прокурорам определять свою позицию в строгом соответствии с требованиями закона, материалами дел и внутренним убеждением, последовательно отстаивать ее, руководствуясь принципами законности, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон.

Своевременно обжаловать в апелляционном и кассационном порядке незаконные и необоснованные судебные решения. Постановку вопросов в жалобах увязывать с определенными законом полномочиями апелляционной и кассационной инстанций по пересмотру состоявшихся решений.

В необходимых случаях заявлять перед арбитражным судом кассационной инстанции ходатайство о приостановлении исполнения решения, постановления, принятых в первой и апелляционной инстанциях.

8. Использовать все имеющиеся процессуальные возможности в целях реального исполнения решений арбитражных судов по искам и заявлениям прокуроров.

9. При рассмотрении обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по делам, предусмотренным статьей 52 АПК РФ, руководствоваться требованиями статьи 304, а также части 3 статьи 292 АПК РФ. Для решения вопроса о наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора при необходимости изучать арбитражное дело в суде.

При наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора обращаться с соответствующим представлением к Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю. В случае направления представления изучение арбитражного дела обязательно. Представление составлять в соответствии с требованиями частей 2 и 3 статьи 294 АПК РФ. В подтверждение доводов, изложенных в представлении, прилагать к нему копии иных процессуальных документов. При отказе в таком обращении составлять мотивированное заключение, сообщать об этом заявителям.

10. Подготовку и направление в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации исковых заявлений (заявлений) в соответствии с подсудностью дел, а также представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора осуществлять управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, на которое возлагается обеспечение участия прокурора в рассмотрении дел для поддержания исков (заявлений) и надзорных представлений, рассматриваемых Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Принять во внимание, что в заседании Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации участвует Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель.

11. Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, соответствующему подразделению Главной военной прокуратуры осуществлять контроль и направлять деятельность нижестоящих прокуратур по реализации ими полномочий в арбитражном процессе, принимать меры к ее совершенствованию. Обеспечить взаимодействие в этой работе с другими управлениями и отделами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

12. Оценивать деятельность прокуроров по участию в арбитражном судопроизводстве, исходя из совокупности данных, характеризующих оперативность и обоснованность подготовки и предъявления исков и заявлений, качество поддержания их в суде, эффективность обжалования решений и постановлений об отказе в удовлетворении заявленных требований, обоснованность представлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов.

14. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, военным прокурорам, прокурорам иных специализированных прокуратур.

С. Бессчасный, заместитель прокурора Саратовской области, кандидат юридических наук.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 5 июня 2003 г. "О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве" участие прокуроров в арбитражном процессе характеризуется как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов.

Прокуратура Саратовской области реализует свои полномочия в арбитражном процессе в строгом соответствии с этим Приказом, путем предъявления в арбитражный суд исков (заявлений), указанных в ч. 1 ст. 52 АПК.

Пристальное внимание работе по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе прокуратура Саратовской области стала уделять с 1998 г. Если в 1997 г. только 47 нарушений закона было устранено путем обращения с исками в арбитражный суд, то к 2002 г. - 540 нарушений.

Во втором полугодии 2002 г. прокуроры уже не могли столь активно и остро реагировать на выявление нарушений закона путем обращения с иском в арбитражный суд. Это было связано с тем, что с 1 сентября 2002 г. введен в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ, в котором права прокурора на обращение в арбитражный суд с иском (заявлением) закреплены более конкретно и четко. Перечень требований, с которыми прокурор вправе обращаться в арбитражный суд, дан в ч. 1 ст. 52 АПК. Иск в арбитражный суд как способ устранения нарушений закона стал использоваться прокурорами значительно реже. По нормам АПК в арбитражный суд было направлено с сентября по декабрь 2002 г. только 15 исков и заявлений.

С целью активизации работы на этом участке прокуратура области еще в 2002 г. стала рекомендовать горрайпрокурорам новые, конкретные направления в работе, разрабатывать образцы исков и заявлений по наиболее актуальным вопросам.

Ежемесячный подробный анализ работы горрайпрокуроров, результаты которой доводятся до сведения прокуроров районов и городов области, путем направления электронной почтой подробных таблиц, осуществляется отделом прокуратуры области уже несколько лет подряд. Это позволяет прокурорам городов и районов увидеть свою работу в динамике, сравнить свои показатели с данными других горрайпрокуратур.

Зональные прокуроры отдела по обеспечению участия прокурора в арбитражном процессе прокуратуры Саратовской области, используя ежемесячные оперативные данные, активно реагировали на недостатки в работе той или иной горрайпрокуратуры. Это выражалось в своевременном оказании практической помощи посредством направления рекомендательных писем, выездах в горрайпрокуратуры, внеплановых вызовах помощников прокурора на стажировку в отдел прокуратуры области.

Вопросы сохранности федеральной, государственной и муниципальной собственности всегда были и остаются приоритетными направлениями в работе прокуратуры области. По рекомендации отдела каждая горрайпрокуратура в обязательном порядке систематически работает с реестром муниципальной собственности, отслеживая факты незаконного распоряжения недвижимостью, истребует и анализирует информацию о крупных сделках, направленных на отчуждение основных средств, совершаемых предприятиями и учреждениями, расположенными на подведомственной территории.

Выезжая в горрайпрокуратуры, зональные прокуроры вместе с помощниками прокуроров района, за которыми приказом закреплен тот или иной участок работы, изучают нормативные и ненормативные правовые акты администраций муниципальных образований, тщательно анализируют бюджет района, проверяют законность сделок, заключенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями. По результатам составляется подробная справка с указанием конкретных действий, необходимых для устранения выявленных нарушений закона. Один экземпляр справки направляется в прокуратуру района (города), второй остается на контроле зонального прокурора до полного устранения отмеченных недостатков.

Активизации использования горрайпрокурорами судебного порядка устранения нарушений закона, допущенных государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими лицами и предпринимателями, способствовала правильно организованная отделом прокуратуры области учебно-методическая работа.

Отдел по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе в полном составе регулярно выезжал в базовые прокуратуры для проведения учебных семинаров с помощниками горрайпрокуроров области.

Для эффективного использования времени, отведенного на семинарские занятия, отделом разработана и внедрена новая форма их проведения. Семинары проходили в живой непринужденной обстановке, споры по конкретным вопросам одобрялись и приветствовались. Каждый участник семинара мог вынести на обсуждение любой трудный для него вопрос. Ежемесячно анализируя проделанную горрайпрокурорами работу, прокуроры отдела выявляли слабые стороны в работе конкретных горрайпрокуратур, определяли, в каком направлении следует работать активнее, какому предмету следует больше уделять внимания на семинаре. Помощники прокуроров привозили на семинар копии постановлений нормативных и ненормативных правовых актов, принятых главами муниципальных образований подведомственной им территории. Каждый помощник прокурора знакомился с копиями правовых актов администраций других районов. Это позволяло выявлять незаконные ненормативные правовые акты. В связи с тем что правоприменительная практика не во всех районах области одинаковая, решение о законности того или иного ненормативного акта принималось путем анализа соответствующего законодательства всеми участниками семинара, с последующим разъяснением сложных ситуаций и подведением итогов прокурорами отдела.

Хорошее учебное пособие для горрайпрокуроров - информационно-методические письма, публикуемые в бюллетене прокуратуры области, и ежегодно выпускаемые отделом сборники организационно-методических материалов и образцов процессуальных документов.

Проделанная прокуратурой области работа оказала положительное влияние на качество проводимых прокурорами проверок, повысилась результативность исполнения Приказа Генерального прокурора РФ от 5 июня 2003 г.

Работа в отделе по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе строится по зонально-предметному принципу.

Каждый зональный прокурор отдела заинтересован в глубоком знании текущего законодательства, в анализе арбитражно-судебной практики всех регионов России, поскольку именно он должен быстрее других увидеть проблемы, требующие вмешательства органов прокуратуры, разработать новые проекты исков, довести их до сведения всех горрайпрокуроров области.

В 2005 г. горрайпрокуроры значительно улучшили показатели работы. В арбитражный суд было направлено 1011 исков и заявлений, большинство из которых рассмотрены и удовлетворены. Так, нарушения закона, выявленные горрайпрокурорами при проверке соблюдения бюджетного законодательства, были устранены путем подачи в арбитражный суд исков о признании недействительными 18 договоров на размещение муниципального заказа без проведения торгов, 35 договоров аренды нежилых помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении. Например , управлением культуры администрации Балаковского муниципального образования был заключен договор аренды нежилого помещения в здании Дома творчества с ОАО "Мобильные системы связи - Поволжье" для размещения и эксплуатации оборудования базовой станции стандартов GCM-900 и антенно-фидерных устройств на крыше здания. Родители детей, проводящих досуг в Доме творчества, опасались отрицательных последствий такого соседства для здоровья детей и обратились за помощью в прокуратуру города. В ходе проверки был установлен факт грубого нарушения закона, договор аренды по иску прокуратуры области признан арбитражным судом недействительным. Прокуроры могли бы эффективней использовать предоставленное им право на обращение с иском в арбитражный суд, если бы оно не было ограничено определенными условиями. Так, при осуществлении надзора за законностью ненормативных правовых актов, принимаемых главами муниципальных образований, госорганами, иными органами, выявления прокурором факта грубого нарушения закона недостаточно для оспаривания акта в судебном порядке. В заявлении, адресованном в арбитражный суд, прокурор обязательно должен указать конкретное юридическое лицо или предпринимателя, права которого в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности нарушены этим актом. Проблемы возникают при предъявлении в арбитражный суд иска о признании сделки недействительной. Так, арбитражный суд Саратовской области требует указывать конкретное юридическое лицо или предпринимателя, чьи права нарушены заключенным договором, поскольку прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется только процессуальными правами истца. Однако незаконная сделка, незаконный акт не могут и не должны существовать в зависимости от того, есть ли в каждом случае конкретное "недовольное" лицо, поскольку они подрывают в первую очередь интересы государства и общества.

Прокурор должен обладать правом на обращение в арбитражный суд с иском (заявлением) в защиту государственных и общественных интересов, в связи с чем необходимо внести изменения в статьи Арбитражного процессуального кодекса, определяющие положение прокурора в арбитражном процессе.



Поделиться