Защита прав человека в предоставление услуг жкх. Защита прав потребителей при оказании услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве. Пошаговая инструкция, как происходит защита нарушенных прав

Татьяна Маловская

Жилищно-коммунальные услуги попадают под действие закона о защите прав потребителей

Верховный суд разъяснил, что все жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые жильцам, попадают под действие закона о защите прав потребителей. То есть, за холодные батареи и прохладную воду из горячего крана можно не только писать жалобы и требовать перерасчета квартплаты, но и возмещение морального вреда. Конечно, юристы и раньше говорили о том, что действия управляющих компаний попадают под этот закон, но отстаивание прав по нему было практически невозможным.

“Граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом”, – говорится в разъяснении Верховного суда. Так что в борьбе с управляющей компанией у жильцов появился крупный козырь.

Юристы поясняют, что теперь управдомам выгодно решать все оперативно и по-хорошему, потому что теперь быть проигравшим в суде станет очень накладно. По закону, когда потребителя обидели, суд, взыскав компенсацию, должен прибавить к ней штраф с обидчика – в 50-процентом размере от суммы компенсации.

Дополнительный счет выставляют обидчику за то, что отказался разговаривать с клиентом по-хорошему. Если человек обращался с обоснованными претензиями к продавцам или в данном случае к управдомам, а от него отмахнулись, за это надо наказывать рублем. Суд сложит вместе сумму ущерба, компенсацию вреда, судебные расходы потребителя, разделит их надвое – вот и готов штраф.

Правда, еще два года назад суды начисляли подобные штрафы в пользу казны. Причем нередко люди в мантиях забывали назначать эту “надбавку за вредность”, так что хамство в адрес клиента обходилось дешевле. Однако в 2012 году Верховный суд России сделал разворот в сторону человека. В постановлении пленума Верховного суда, посвященном защите прав потребителей помимо прочего были даны два принципиальных разъяснения. Первое: этот штраф должен идти в пользу клиента. Второе: суды должны его взыскивать независимо от того, заявляли истцы такое требование или нет. Согласно закону, взыскание этого штрафа является не правом, а обязанностью суда. Основная цель такой надбавки – научить недобросовестного предпринимателя соблюдать права потребителей.

За счет чего управляющие компании будут платить штрафы? “Уплата организациями всех видов санкций, включая штрафы и пени за ненадлежащее исполнение гражданско-правовых обязанностей, осуществляется этими организациями за счет их прибыли”, – поясняет эксперт Федеральной палаты адвокатов России, кандидат юридических наук Сергей Халатов. Иными словами, они никак не должны влиять на размер квартплаты.

Также Верховный суд разъяснил, что «бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном. предпринимателе, импортере)». То есть, управдом должен сам доказать свою невиновность.

“При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя”. То есть, никто не привязывает сумму морального вреда к размеру ущерба.

1. Жилищный кодекс РФ от 01.01.2001 (ред. от 01.01.2001);

2. Закон РФ от 01.01.2001 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;

3. Закон РФ от 01.01.2001г. № 000-1 «О защите прав потребителей»;

отклонение напряжения, частоты от действующих федеральных стандартов не допускается

за каждый час периода снабжения

электрической энергией, не соответствующей установленному стандарту (суммарно за расчетный период), размер платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, - с учетом положений пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам

11. Бесперебойное круглосуточное газоснабжение в течение года

не более 4 часов (суммарно)

в течение одного месяца

за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва газоснабжения (суммарно за расчетный период) размер платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, - с учетом положений пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам

12. Постоянное соответствие свойств и давления подаваемого газа федеральным стандартам и иным обязательным требованиям

отклонение свойств и давления подаваемого газа от федеральных стандартов и иных обязательных требований не допускается

при несоответствии свойств и давления подаваемого газа федеральным стандартам и иным обязательным требованиям плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета)

13. Давление сетевого газа

от 0,003 МПа до 0,005 МПа

отклонение давления сетевого газа более чем на 0,0005 МПа

не допускается

за каждый час периода снабжения газом (суммарно за расчетный период):

при давлении, отличающемся от установленного до 25 процентов, размер ежемесячной платы снижается на 0,1 процента;

при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов)

14. Бесперебойное круглосуточное

отопление в течение

отопительного периода

допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 град. C до нормативной;

не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от 10 град. C до 12 град. C; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от 8 град. C до 10 град. C

за каждый час, превышающий (суммарно за расчетный период) допустимую продолжительность перерыва отопления, размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета

или исходя из нормативов потребления

коммунальных услуг, с учетом положений пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам

15. Обеспечение температуры воздуха <**>:

в жилых помещениях не ниже +18 град. C (в угловых комнатах

20 град. C), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,град. C и ниже - +20 (+22) град. C; в других помещениях - в соответствии с ГОСТом Р, допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более град. C,

допустимое превышение нормативной температуры - не более град. C

отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается

за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается:

на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета за каждый градус отклонения температуры;

на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета), за каждый градус отклонения температуры

16. Давление во внутридомовой
системе отопления:

с чугунными радиаторами - не более 0,6 МПа (6 кгс/кв. см); с системами конверторного и панельного отопления, калориферами, а также прочими отопительными приборами - не более 1 МПа(10 кгс/кв. см);

с любыми отопительными приборами - не менее чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв. см) превышающее статическое давление, требуемое для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем

отклонение давления более установленных значений

не допускается

за каждый час (суммарно за расчетный период) периода отклонения установленного давления во внутридомовой системе отопления

при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, плата не вносится за

каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета)

<*> Перерыв электроснабжения не допускается, если он может повлечь отключение насосного оборудования, автоматических устройств технологической защиты и иного оборудования, обеспечивающего безаварийную работу внутридомовых инженерных систем и безопасные условия проживания граждан.

<**> Указанные требования применяются при температуре наружного воздуха не ниже расчетной при проектировании системы отопления и при условии выполнения обязательных мер по утеплению помещений.

Сроки устранения неисправностей в жилых зданиях

Вид неисправности

Срок устранения недостатков

1.1. Протечки в отдельных местах кровли

1.2. Повреждения системы организованного водоотвода (водосточных труб, воронок, колен, отметов и пр.)

2.1. Утрата связи отдельных кирпичей с кладкой наружных стен, угрожающая их выпадением

1 сутки (с немедленным ограждением опасной зоны)

Главное в иске – правильно сформулированное исковое требование: просьба, обращенная к суду, должна выражать нарушенные права и требование об их восстановление на основании конкретных правовых норм . К исковому заявлению необходимо прилагать материалы, составляющие доказательственную базу. Это могут быть акты проверки качества коммунальных услуг, фотографии, письменные претензии и ответы на них, заключения независимых организаций о размере причиненного ущерба.

С хорошим исковым заявлением в суде Вы будете чувствовать себя уверенно, даже не обладая знаниями гражданского процесса, поэтому если Вы испытываете трудности при составлении искового заявления, не лишним будет обратиться к помощи профессионального юриста.

6. Что делать в случае затопления квартиры

С потолка опять капает. Желтые разводы, свисающие клочки обоев, загубленное имущество, которое было приобретено такими стараниями… Кому из нас хотя бы раз в жизни не приходилось побывать в подобной ситуации по ту или другую сторону потолка? Думается, что очень немногим.

Самый благоприятный вариант выхода из подобной ситуации – взаимная договоренность с соседями о возмещении затрат на устранение последствий затопления квартиры. В этом случае виновная сторона, добровольно признавшая себя таковой, возмещает в полном объеме пострадавшей стороне имущественный ущерб.

С точки зрения законодательства имущественный ущерб – это вред, нанесенный организации или физическому лицу вследствие каких-либо действий либо невыполнения обязательств. Иными словами, это действие или бездействие одного лица по отношению к другому, которое повлекло определенные материальные потери и, как следствие, затраты на их восполнение. Например, соседи залили Вашу квартиру, случился пожар, автомобильная авария , при перепланировке в Вашей квартире появилась лишняя дверь и т. д.

С соседями договориться не удалось

Если не удалось договориться с соседями мирно, то нет иного выхода, кроме как обратиться к услугам правосудия. Однако стоит отдавать себе отчет, что российские суды завалены делами подобного рода. У судей нет времени вникать во все подробности дела с Ваших слов, слушать прения, а иногда и ругань сторон, свидетелей и прочее. Поэтому исковое заявление должно максимально полно отражать обстоятельства иска, суть претензии и конкретную сумму компенсации. Кроме того, все материальные претензии должны быть документально подтверждены. Если есть свидетели, то нелишне будет изложить их показания в письменном виде.

Ответчиками по таким делам могут быть признаны жильцы, нарушившие правила пользования жилым помещением, эксплуатационные организации, собственники и арендаторы нежилых помещений.

Как оценить материальный ущерб?

Ущерб, нанесенный имуществу, оценивается, как правило, исходя из затрат на ремонт или приобретение новых вещей. Если что-нибудь случается, всегда есть искушение самому оценить масштаб потерь. Но вот согласятся ли с Вами виновники происшествия и, главное, суд, неизвестно. Поэтому лучше обратиться к профессионалам-оценщикам, не забывая при этом включить расходы на их деятельность в судебный иск.

Оценщиком может назвать себя гражданин, частный предприниматель или сотрудник оценочной фирмы, обладающий необходимыми знаниями, подтвержденными дипломом, и состоящий в саморегулируемой организации оценщиков. Если что-либо из вышеперечисленного отсутствует, то мнение этого лица не будет иметь для суда никакого значения.

При оценке имущественного ущерба, как правило, применяется затратный метод. Сумма ущерба определяется на основании восстановительной стоимости элементов объекта оценки за вычетом накопленного износа. Иными словами, при заливе квартиры в расчет принимается стоимость новых обоев, краски для потолка, выплаты рабочим минус износ испорченных обоев и потолка. Под износом подразумевается потеря стоимости оцениваемого объекта на момент оценки в процентном выражении, произошедшая под воздействием физических, функциональных и внешних факторов. Поэтому евроремонт за счет соседей сделать, скорее всего, не удастся.

Расчет стоимости ущерба начинает проводиться на основании акта осмотра, который составляет специалист-оценщик или сотрудник жилищно-эксплуатационной организации. Далее определяется рыночная стоимость ремонтно-восстановительных работ (для этих целей может быть привлечен специалист-сметчик ремонтной организации), стоимость ремонта или покупки нового имущества, бытовой техники , мебели (по прайс-листам соответствующих организаций), стоимость чистки ковров, напольных покрытий и т. д. Затем определяется сумма функционального и физического износов, при этом чаще всего функциональный и внешний износ мебели, а также отделки считается равным нулю. В заключение производится окончательный расчет суммы ущерба.

Как подготовиться к суду

В таких случаях к суду надо готовиться заранее. Алгоритм действий должен быть следующим.

Во-первых, если с потолка потекло, необходимо (не вступая в словесные баталии с соседями) немедленно вызвать работника жилищно-эксплуатационного учреждения, который зафиксирует факт аварии и составит акт, описывающий повреждения, нанесенные помещению и имуществу. При этом важно проконтролировать, чтобы один экземпляр акта остался у сотрудника ЖЭУ, один – у Вас на руках. Впоследствии этот документ станет главным доказательством в суде. Если по каким-либо причинам этой бумаги в Вашем распоряжении не оказалось, то постарайтесь выяснить номер и дату его составления. В крайнем случае, акт можно будет затребовать через суд.

Во-вторых, необходимо позаботиться о документально подтвержденной оценке повреждения имущества. Однако с вызовом оценщика лучше не спешить. Через три-четыре дня, когда все просохнет, следы порчи станут заметнее. Если у оценщика нет такой возможности, постарайтесь сфотографировать следы повреждения. Однако здесь имеются некоторые нюансы. Сегодня цифровая фотокамера есть практически в каждой семье, но для подобного рода съемки она не подходит. Иначе ответчик может затребовать дополнительную экспертизу на предмет того, не приукрасили ли Вы действительность с помощью компьютера. Фотографировать нужно на фотопленку, отпечатанные фотографии передадите в суд, а негативы оставите у себя как дополнительное доказательство своей правоты. Снимков должно быть несколько: общий вид помещения и фотография каждого повреждения в отдельности. К фотографиям необходимо приложить подробное описание того, что на них изображено.

В-третьих, по возможности пригласите свидетелей, которые могут подтвердить, что текло именно у Вас и именно с потолка. Однако, как отмечалось выше, для большей доказательственной силы и экономии времени устные показания в зале лучше подкрепить письменным свидетельством.

В-четвертых, если в случае аварии был нанесен вред Вашему здоровью, то необходимо вызвать скорую помощь или врача на дом, для того чтобы документально зафиксировать последствия. В дальнейшем, если понадобится лечение, придется сохранять все чеки на покупку лекарств, поскольку они послужат документальным свидетельством причиненного здоровью вреда и основанием для последующей компенсации.

В суде Вы можете представлять свои интересы сами или обратиться к адвокату.

Но лучше все-таки обойтись без суда. Мировое соглашение – один из самых лучших способов сэкономить время и деньги. Если предполагаемый ответчик аварии признает свою вину, согласен с результатом независимой оценки и не отказывается от выплаты компенсации, то лучше всего составить соглашение, по которому виновный обязан в определенный срок выплатить пострадавшему определенную сумму. Этот документ можно удостоверить в любой нотариальной конторе, после чего бумага приобретает юридическую силу и становится обязательной для исполнения. После получения денег Вы должны выдать должнику расписку, что компенсация Вам выплачена в срок и в полном объеме. Тем самым конфликт будет исчерпан.

7. Нужно ли платить за коммунальные услуги в период временного отсутствия в квартире

Если Вы планируете провести отпуск вне дома или у Вас намечается длительная служебная командировка , то Вам следует знать, что плата за коммунальные услуги за период временного отсутствия в жилом помещении должна быть уменьшена.

Перерасчет платы за коммунальные услуги при временном отсутствии потребителя производится, если:

Ø потребитель отсутствовал в квартире более 5 полных календарных дней подряд;

Ø в жилом помещении отсутствуют индивидуальные приборы учета коммунальных ресурсов.

При наличии этих условий при временном отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет платы за:

Ø холодное водоснабжение;

Ø горячее водоснабжение;

Ø водоотведение;

Ø электроснабжение;

Ø газоснабжение.

За отопление перерасчет не осуществляется!

Для осуществления перерасчета платы за коммунальные услуги потребителю необходимо в течение месяца после окончания периода временного отсутствия обратиться к исполнителю услуг с письменным заявлением. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства.

Документом, подтверждающим временное отсутствие потребителя, могут являться:

Ø справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении;

Ø проездные билеты, оформленные на имя потребителя, или их копии;

Ø счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;

Ø справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания;

Ø справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;

Ø иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги должен быть произведен исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения заявления потребителя. При этом исполнитель вправе снимать копии предъявляемых потребителем документов и проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на место.

День добрый, мои читатели!

Закон о защите прав потребителей призван отстоять права жильцов многоквартирных домов в случае некачественного предоставления коммунальных услуг. А на что ещё имеют право жильцы многоэтажек? В данной статье я расскажу о том, какими правами наделены жильцы многоквартирных зданий и куда следует жаловаться в случае их нарушения.

Право потребителя на информацию об исполнителе жилищно-коммунальных услуг

Право получения информации закреплено за человеком в соответствии с Законом РФ от 07.02.92 No 2300-1 «О защите прав потребителей». Также это право закреплено действующим Гражданским Кодексом Российской федерации.

Согласно действующим пунктам законодательства, управляющая компания обязана донести до жильцов сведения о её наименовании, месте расположения и режиме работы. Эти данные должны быть размещены на соответствующей вывеске.

Подпункт «п» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства No354, гласит, что управляющая компания обязана предоставить потребителям следующую информацию:

  • сведения об управляющей компании, её адрес и режим работы;
  • адрес интернет-ресурса управляющей компании;
  • адрес сайта, на котором пользователи могут оставлять отзывы об управляющей компании;
  • телефон организации;
  • персональные данные руководителя;
  • адреса и контактные телефоны диспетчерской и аварийной службы;
  • тарифы на коммунальные услуги, коэффициенты их расчёта и размеры надбавок к ним;
  • информацию об установке приборов учёта;
  • порядок и форму оплаты предоставленных услуг;
  • критерии качества оказываемых услуг, предельные сроки устранения аварийных ситуаций или иных неполадок предоставления коммунальных услуг;
  • данные о максимальной мощности электрических приборов, которые жильцы могут применять для удовлетворения своих потребностей;
  • наименования и фактические адреса организаций, осуществляющих контроль деятельности управляющей компании;
  • наименования нормативно-правовых актов, в соответствии с которым управляющая компания осуществляет свою деятельность.

Если управляющая компания ненадлежащим образом осуществляет информирование потребителей, то последние имеют право обратиться с претензией, составленной в двух экземплярах, к её руководству. В содержании такого документа должны отражаться требования жильцов о предоставлении им полного информирования о деятельности управляющей компании. Претензия может быть отправлена в управляющую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении. Так же можно вручить её сотруднику управляющей компании под роспись о её принятии.
Если управляющая компания отказала жильцам в предоставлении информации в полном объёме, то они имеют право обратиться в следующие инстанции:

  • контролирующую организацию;
  • управление или филиалы Роспотребнадзора;
  • судебные органы.

Обратиться в суд можно по месту жительства истца или территориального расположения управляющей компании. Так же можно обратиться в суд по месту заключения договора с управляющей компанией.
Помимо требований о проведении информирования, жильцы многоэтажки имеют право потребовать возмещение морального вреда от управляющей организации.
В соответствии с действующим законодательством, при обращении в суд, жильцы многоквартирных зданий освобождаются от оплаты госпошлины, поскольку исковые требования связаны с нарушениями их прав.
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ, в ходе судебных заседаний, для вынесения своего заключения, могут быть приглашены сотрудники Роспотребнадзора.

Что делать, если установлен факт подачи услуги ненадлежащего качества (отопление)

В соответствии с постановлением правительства РФ № 354, предоставление тепловой энергии должно осуществляться в установленный период отопительного сезона в полном объёме.

Согласно пункту 98 действующих Правил предоставления коммунальных услуг, в случае перерывов в теплоснабжении, возникших из-за проведения профилактических или восстановительных работ, расчёт оплаты за оказание такой коммунальной услуги осуществляется с применением понижающих коэффициентов.

В некоторых случаях возможно полное освобождение от оплаты за не предоставленные услуги.
Глава X действующих Правил гласит, что если услуги по отоплению предоставляются потребителю не в полном объёме, то он обязан сообщить об этом представителю управляющей компании.
После проведённой проверки составляется документ о ненадлежащем исполнении обязанностей управляющей компании или перерывах в предоставлении коммунальных услуг. В таком документе указываются причины и сроки некачественного предоставления жизненно необходимых услуг. Акт о ненадлежащем предоставлении коммунальных услуг является основанием для их перерасчёта и взыскания неустойки с представителей управляющей компании.
После составления акта, потребитель имеет право обратиться в управляющую компанию для совершения перерасчёта за некачественно оказанные коммунальные услуги. Для этого, ему необходимо написать претензию на имя руководителя управляющей организации.
Если представители коммунальных служб отказываются совершить перерасчёт в добровольном порядке, то разрешить возникший спор может только обращение в судебные органы.
Руководствуясь положениями действующего Гражданского Кодекса РФ, обращаясь в суд, собственник квартиры может не только потребовать совершить перерасчёт оказанных некорректно коммунальных услуг, но и возместить моральный вред. Размер морального вреда определяется истцом индивидуально и зависит от тяжести вреда, нанесённого управляющей компанией и степени вреда, нанесённого ему, в результате некачественного предоставления услуг. Итоговый размер моральной компенсации определяется судом самостоятельно. Обращаясь в суд с исковыми требованиями о перерасчёте некачественно предоставленных коммунальных услуг, истец освобождается от уплаты госпошлины.
В соответствии с действующими положениями Гражданского кодекса и Закона о Защите прав потребителей, в ходе судебных заседаний могут быть вызваны сотрудники Роспотребнадзора для вынесения своего вердикта о ненадлежащем оказании потребителю коммунальных услуг.
Государственные органы жилищного надзора обязаны провести проверку качества предоставляемых коммунальных услуг населению, в соответствии со статьёй 20 Жилищного Кодекса РФ.
Контроль за предоставление теплоснабжения в отопительный сезон лежит, также, на представителях органов местного самоуправления. В случае нарушения теплоснабжения в отопительный сезон, жители многоэтажек имеют право обратиться в Жилищную инспекцию за разрешением ситуации. Если подача тепла в квартиры не осуществляется с начала отопительного сезона, то жители такого дома могут пожаловаться в Жилищную инспекцию или органы местного самоуправления.

Право на информирование о порядке расчета и внесения оплаты за коммунальные услуги

Расчётный период коммунальных платежей равняется одному месяцу.

Потребитель вносит отдельно плату, необходимую для содержания общедомового имущества. Услуги, предоставленные человеку в жилом помещении рассчитываются в отдельной квитанции.

Размер платы за предоставленные жизненно необходимые услуги определяется, исходя из тарифов, установленных управляющей компанией в соответствии с порядком, определённым действующим законодательством нашей страны, регулирующим цены.
Если квартира оборудована счётчиками, то потребитель вносит плату за предоставленные услуги в соответствии с его показаниями за текущий расчётный период, умноженными на размер тарифа, установленного управляющей компанией.
Если квартира не оборудована приборами учёта, то расчёт оплаты за предоставленные коммунальные услуги производится, исходя из нормативов потребления, утверждённых органами местного самоуправления и управляющей компанией.
В тех случаях, когда в квартире проживают временные жильцы, размер оплаты за предоставленные услуги рассчитывается, исходя из их количества. Временно проживающим считается человек, находящийся более пяти дней подряд в указанном жилом помещении. Такое правило расчёта применяется для квартир, не оборудованных приборами учёта.

В случае, если управляющая компания располагает сведениями о гражданах, проживающих в квартире, не оборудованной приборами учёта, то её представитель имеет право составить акт, отражающий реальное число жильцов и предложить его подписать собственнику. В тех случаях, когда собственник отказывается от подписания такого документа, то представитель управляющей компании заверяет его самостоятельно, в присутствии двух свидетелей. Отказ собственника от подписания акта должен быть отражён в его содержании.
Размер платы за общедомовые нужды рассчитывается, сходя из среднемесячного объёма потреблённых услуг, определённых прибором общего учёта за период, не менее полугода. Если прибор был запущен в эксплуатацию позже установленного промежутка времени, то объём потреблённых коммунальных услуг рассчитывается за прошедший квартал. Так же расчёт общедомовых нужд рассчитывается с момента запуска общего счётчика до даты снятия его показаний. Такой расчёт применяется, если с момента запуска общедомового счётчика прошло менее трёх месяцев.
Если показания общедомового прибора учёта за указанный расчётный период являются нулевыми, то плата за такие коммунальные услуги не начисляется.
Если собственник квартиры не предоставил показания счётчика в управляющую компанию в течение полугода, то он обязан их предъявить не позднее, чем за 15 дней до его окончания. Если в договоре с управляющей компанией установлен другой срок, то собственник квартиры обязан осуществить проверку и предоставить показания прибора учёта представителю управляющей компании до его окончания.

По вопросам начисления оплаты за предоставленные коммунальные услуги и правомерности повышения тарифов, собственники квартир имеют право обратиться в управляющую компанию.

Если её представители отказываются разъяснить ситуацию, то необходимо обращаться в Жилищную инспекцию по месту жительства или органы местного самоуправления.
В заключение скажу, что собственники квартир должны тщательно следить за соблюдением своих прав и не бояться отстаивать свою позицию при их нарушении. Нежелание воспользоваться своими правами в полном объёме может привести к лишним тратам из семейного бюджета.

О защите прав поребителей в сфере ЖКХ в видео:

Выполнение обязательство по договору обслуживания многоквартирного дома подчиняется общему Гражданскому законодательству, а также нормам по защите прав потребителей. В этом вопросе важно понимать, какие области регулируются этим федеральным законом и как правильно поступать в случаях нарушения УК установленных обязанностей.

Какие вопросы регулирует ЗОПП в сфере ЖКХ?

Помимо статьи 161 Жилищного Кодекса РФ, права потребителей услуг в сфере ЖКХ регулируются и дополнительными нормативными актами, важнейшим из которых является ФЗ № 2300-I от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей» c последними изменениями и дополнениями от 1 мая 2017 года.

Обратите внимание! Оба правовых акта не являются отдельными документами, существующими независимо. Напротив, их статьи и положения дополняют и уточняют изложенное в обоих правовых регламентах.

Документы они затрагивают вопросы:

  • основные права потребителя коммунальных услуг;
  • общие правила управления многоквартирным домом;
  • соответствие многоквартирных домов нормам технической безопасности и эксплуатационным параметрам;
  • получение потребителями отчетов от управляющих организациях по жилому объекту и проведенной работе за текущий и предыдущие периоды;
  • получение качественных ресурсов и услуг, как от УК, так и поставщиков, в том объеме, который необходим потребителю;
  • сроки предоставления услуг и ресурсов для потребителей;
  • правила и порядок исполнения коллективных договоров;
  • права потребителей на обращение в суд в случае неисполнения или некачественного исполнения УК обязанностей, которые на нее были возложены заключенным договором.

Кто является потребителем услуг?

Потребителем услуг в сфере жилищного законодательства является собственник жилья. Кроме того, по нормам гражданского права потребителем может являться лицо, которое арендует жилую площадь согласно официальному договору аренды. Это означает, что как собственник, так и официальный арендатор квартиры имеют право на получение информации о деятельности УК, планах работ, а также на подачу жалоб в надзорные инстанции, если со стороны компании присутствуют нарушения по предоставлению услуг или обеспечению необходимыми ресурсами жилого объекта.

Какие нарушения прав потребителя чаще всего встречаются?

Современная практика работы в сфере защиты прав потребителей и деятельности управляющих компаний выделяет несколько наиболее актуальных нарушений со стороны обслуживающих фирм:

  • отсутствие в общем доступе жильцов информации о деятельности компании, ее финансовых отчетностей и игнорирование письменных запросов жильцов;
  • задержка предоставления необходимых ресурсов: свет, газ, вода, налаживание водоотведения;
  • отсутствие проведения работ по плановому ремонту - здесь затрагивается вопрос как текущих косметических, так и капитальных ремонтов;
  • необоснованные растраты финансовых средств компании, сформированных из платежей жильцов;
  • установление необоснованно завышенных тарифов на предоставляемые услуги и поставляемые ресурсы;
  • отключение должников от ресурсов жилого дома: свет, газ или вода.

Пошаговая инструкция, как происходит защита нарушенных прав

Любая защита прав потребителей обязано проходить две стадии: досудебная и судебная. Если вопрос или конфликт удается разрешить на досудебной стадии, то исковое заявление в суд уже нет необходимости подавать.

Следует знать! Если потребитель изначально не попытается разрешить спорную ситуацию с УК в досудебном порядке, суд может отказать в принятии иска. Досудебная стадия является обязательной для всех потребителей.

Написание жалобы

Под предварительной стадией (досудебной) понимается подача письменной жалобы в УК или Роспотребнадзор. Человек может сам решать, куда будет подана письменная претензия на нарушение закона со стороны компании. В любом случае, на рассмотрение жалобы отводится строго установленный срок, при нарушении которого можно смело идти в суд.

Первичное письменное обращение составляется на имя руководителя компании (директора или генерального директора в зависимости от формы юридического лица). Далее, указываются полные данные лица, которое обращается: ФИО, почтовый адрес и контактные номера телефонов. После этого излагается суть жалобы. Она должна быть составлена, кратко и лаконично, но с указанием основных моментов: некачественные услуги, отсутствие проведения ремонта в доме, неустранение дефектов в общедомовом оборудовании, установление завышенного тарифа и т. д.

Помимо сути вопроса, в жалобе необходимо указать и требования к директору, например: снизить установленный тариф на воду; в кротчайшие сроки провести плановый ремонт подъезда; установить на территории двора оградительные бортики для пешеходной зоны; наладить подачу чистой воды и т. д.

Сбор документальных доказательств

Помимо текста жалобы, направление письменного обращения должно быть дополнено документальными доказательствами того, что УК нарушает права потребителя. Для этого используют любые документы, фото- и видеоматериалы, которые фиксируют сам факт нарушений. К примеру, если говорить о завышенных тарифах, можно приложить к жалобе квитанции - свою и людей из других районов города, которые обслуживают иные УК. Главное, чтобы из квитанций была видна существенная разница из установленных тарифов.

В ситуации с подачей воды плохого качества хорошими доказательствами будут фото и видео, на которых видно, что вода из крана идет грязная или ржавая. Собирая доказательства важно обращать внимание на то, что видно из этих материалов. Они должны отражать как само нарушение закона, так и его суть.

Обращение в инстанцию

В ситуации когда УК не ответила на письменную жалобу, самое время обращаться в надзорную инстанцию. Юристы рекомендуют второе обращение направлять сразу в несколько органов: региональное отделение Роспотребнадзора и жилищную инспекцию города или региона. Жилищная инспекция осуществляет надзор в сфере ЖКХ по управлению многоквартирными домами и качеством предоставляемых услуг. В свою очередь, Роспотребнадзор занимается исключительно вопросами защиты прав потребителей.

Обращение в инстанцию оформляется исключительно в письменном виде и с указанием конкретного лица, от именно которого составлена жалоба. Анонимные претензии сотрудники рассматривать не будут. Текст обращения в надзорные органы может быть идентичен первоначальной жалобе. Его потребуется дополнить информацией о том, что заявитель первоначально обратился к руководству УК, но никакого ответа на свою жалобу не получил.

Ответ и сроки его ожидания

ФЗ «О Защите прав потребителей» устанавливает, что потребитель имеет право получить ответ на претензию в течение 10 дней. Гражданско-процессуальный кодекс устанавливает сроки для ответа в период до 30 дней.

Обратите внимание! Следует учитывать и период почтовой пересылки ответа на претензию. Организации на официальные обращения обязаны также отвечать официальным путем, т. е. либо отправлять ответ почтой, либо выдавать на руки заявителю под роспись.

Выполнение работ и предоставление услуг со стороны управляющей компании - это те же работы и услуги, что указанны в ФЗ «О защите прав потребителей». Правильный порядок действий со стороны жильца многоквартирного дома обеспечивает не только налаживание порядка обслуживания, но и позволяет компенсировать понесенные убытки, наступившие вследствие нарушения закона со стороны компании.

В этом видео подробно расскажут обо всем, что связано с Защитой прав потребителя в сфере ЖКХ:

Для начала необходимо определиться с тем, что такое жилищно-коммунальные услуги. В первую очередь, это действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды (согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия"). Жилищно-коммунальные услуги и условия их предоставления должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителей, окружающей природной среды.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Данный документ регулирует взаимоотношения между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Обращаю внимание именно на изменившийся термин. Он более соответствует терминологии Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ).

Итак, согласно этим новым Правилам коммунальные услуги представляют собой деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающую комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Таким образом, были конкретизированы услуги и коммуникации, с помощью которых они оказываются. Этот перечень также соответствует п. 4. ст. 154 ЖК РФ, в которой установлен состав коммунальных услуг, за который необходимо производить оплату.

Но жилые дома отличаются по степени благоустройства, например, в ряде объектов недвижимости, входящих в жилой сектор, не предусмотрена система централизованного отопления или горячего водоснабжения.

Поэтому в каждом конкретном случае должен быть определен состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг, исходя из уровня благоустройства дома, наличия внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги:

Холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;

Горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

Водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети;

Электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

Газоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах;

Отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, исходя из характеристик помещения (например, является оно жилым, угловым и т.д.), а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Какими же должны быть коммунальные услуги, каким требованиям отвечать?

При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:

1) бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю;

2) бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков;

3) бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.

При предоставлении коммунальных услуг допускаются перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей. Но это возможно только при условии, что потребители были предварительно уведомлены (в письменной форме). Кроме того, продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с требованиями законодательства РФ.

В качестве примера можно привести положения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170, в соответствии с которыми рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения - 14 дней (п. 5.1.5).

И, конечно, исполнители оставляют за собой право на перерыв в предоставлении коммунальных услуг в случае возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Для контроля характеристик и свойств жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых исполнителями, следует использовать следующие методы:

Визуальный контроль (осмотр зданий и сооружений, применяемого оборудования, помещений для хранения материалов и пр.);

Аналитический (анализ документации - содержание договоров, актов проверки на прочность и герметичность коммуникаций, актов сдачи-приемки ремонтных работ, журналов диспетчерских служб и других документов);

Социологический (опрос или интервьюирование потребителей и др.);

Инструментальный контроль (проверка коммуникаций, режимов работы санитарных приборов и оборудования, показателей температурного и влажностного режима, анализ проб отбора воды и пр.).

Сторонами, участвующими в процессе оказания коммунальных услуг, являются:

Потребитель - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Исходя из этого давайте определимся, в чем состоят их права и обязанности, какими нормативными актами регулируются их правоотношения.

Итак, потребитель имеет право:

1) получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу;

2) получать от исполнителя:

Сведения о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг (лично или через своего представителя);

Акт о непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки;

Информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты;

3) быть полностью или частично освобожденным от оплаты коммунальных услуг в период временного отсутствия по месту постоянного жительства или за период непредоставления коммунальных услуг;

4) требовать:

Уплаты исполнителем неустоек (штрафов, пеней) при непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами и договором;

От исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также морального вреда;

Предъявления уполномоченным представителем исполнителя документов, подтверждающих их полномочия;

5) осуществлять иные права, предусмотренные ЖК РФ и законодательством РФ.

Как уже говорилось ранее, второй стороной при оказании коммунальных услуг является исполнитель.

Его права (исполнителя) состоят в следующем:

1) требовать:

Внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, - уплаты неустоек (штрафов, пеней);

Допуска в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое им жилое помещение работников или представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а для ликвидации аварий - в любое время;

Полного возмещения убытков, возникших по вине потребителя и (или) членов его семьи, в случае невыполнения потребителем обязанности допускать в занимаемое им жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб);

2) в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб;

3) приостанавливать или ограничивать подачу потребителю горячей воды, электрической энергии и газа;

4) осуществлять иные права, предусмотренные ЖК РФ, иными федеральными законами и договором.

При этом и на потребителя, и на исполнителя Правилами предоставления коммунальных услуг возложены серьезные обязанности.

Потребитель обязан:

1) при обнаружении неисправностей (аварий) внутриквартирного оборудования, коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета немедленно сообщать о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу, а при наличии возможности - принимать все возможные меры по их устранению;

2) при пожарах, авариях на внутридомовых инженерных системах, а также при иных нарушениях, возникающих при использовании коммунальных ресурсов, немедленно сообщать о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу;

3) в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений;

4) обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении;

5) допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время;

6) в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета;

7) информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений;

8) своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги. В случае невнесения в установленный срок платы за коммунальные услуги потребитель уплачивает исполнителю пени в размере, установленном ЖК РФ, что не освобождает потребителя от внесения платы за коммунальные услуги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные ЖК РФ, иными федеральными законами и договором.

При этом установлено, что потребителю запрещается выполнение ряда действий.

Так, он не может использовать бытовые машины (приборы, оборудование) с паспортной мощностью, превышающей максимально допустимые нагрузки, определяемые в технических характеристиках внутридомовых инженерных систем, указанных в техническом паспорте жилого помещения, ведение которого осуществляется в соответствии с порядком государственного учета жилищных фондов.

Кроме того, нельзя производить слив теплоносителя из системы отопления без разрешения исполнителя.

Некоторые действия запрещено делать потребителю самовольно:

Присоединяться к внутридомовым инженерным системам или присоединяться к ним в обход коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом или жилой дом либо в технический паспорт жилого помещения;

Увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, указанных в техническом паспорте жилого помещения;

Нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение.

Теперь обратимся к вопросу рассмотрения обязанностей исполнителя. Специфика данной отрасли полностью отражена в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам. На основании указанного документа исполнитель должен предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу. Отношения между гражданами-потребителями и организациями-исполнителями строятся на основании заключаемых между ними договоров. При этом исполнители обязаны для удовлетворения потребностей в коммунальных услугах, со своей стороны, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям. Для того чтобы не нарушать своих обязанностей по доставке коммунальных ресурсов потребителю, они должны самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; устранять аварии, а также выполнять полученные заявки потребителей.

В отношении обязанностей, касающихся расчета стоимости коммунальных услуг, а также их качества, обязанности исполнителя состоят в следующем:

При наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал;

Производить в случае, предусмотренном законодательством РФ, уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность;

Вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения;

В течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа;

При поступлении жалобы (заявления, требования, претензии) от потребителя об обнаружении запаха газа в жилых или нежилых помещениях, а также на дворовой территории немедленно принимать меры по проверке полученной жалобы, в случае обнаружения утечки газа - обеспечить безопасность потребителя и ликвидацию обнаруженной утечки;

Информировать потребителя в течение суток со дня обнаружения неполадок в работе внутридомовых инженерных систем и (или) инженерных коммуникаций и оборудования, расположенных вне многоквартирного дома или жилого дома (в случае его личного обращения - немедленно), о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также о причинах нарушения качества предоставления коммунальных услуг;

Информировать потребителя о плановых перерывах предоставления коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва;

По требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг;

Производить по требованию потребителя сверку платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей с учетом соответствия качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям законодательства РФ, а также правильность начисления установленных федеральными законами и договором неустоек (штрафов, пеней).

В том случае, если у исполнителя возникает необходимость проведения плановых работ внутри жилого помещения, он обязан не позднее, чем за 3 дня до этого согласовать с потребителем время доступа в это помещение. В качестве варианта допускается возможность направления ему соответствующего письменного уведомления. Данный документ должен содержать следующую информацию:

Предполагаемые дата и время проведения работ;

Номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней с момента получения уведомления;

Вид работ, который будет проводиться;

Сроки проведения работ;

Должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ.

Следующая обязанность исполнителя соответствует требованиям Закона "О защите прав потребителей". Согласно ст. 9 исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Он размещает указанную информацию на вывеске. Если в качестве исполнителя выступает индивидуальный предприниматель, он должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Правила представления коммунальных услуг гражданам расширили данный перечень и обязали исполнителя предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе:

Наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа. Эти данные указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов;

Адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб - порядок извещения такой же, как и в первом случае;

Размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы - они размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов;

Порядок и форма оплаты коммунальных услуг - указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей;

Параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг - указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей;

Сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд - указываются в договоре;

Наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Теперь после того, как стали понятны права и обязанности потребителя коммунальных услуг и исполнителя, можно соотнести их с теми правами и обязанностями, которые предусмотрены законодательством о защите прав потребителей. В соответствии с приведенными Правилами можно сделать вывод о том, что права и обязанности потребителя и исполнителя соответствуют положениям Закона "О защите прав потребителей" и основаны на них.

Они приведены в настоящей статье с целью установить, за нарушение каких норм и положений может наступить ответственность, предусмотренная законодательством РФ о защите прав потребителей.

Законодательство о защите прав потребителей (применительно к сфере оказания коммунальных услуг)

Если исходить из общих положений, оно регулирует отношения между потребителем-гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для реализации потребителям (изготовителем), реализующей товары потребителям по договору купли-продажи (продавцом), выполняющей работы и оказывающей услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем) - с другой стороны.

Одним из признаков отнесения гражданина под понятие "потребитель" является приобретение товаров (работ, услуг) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Не является потребителем гражданин, который, приобретая товары (работы, услуги), использует их в деятельности, которую он осуществляет самостоятельно на свой риск с целью систематического извлечения прибыли.

То есть цели, для которых приобретается товар, заказывается работа (услуга), должны быть исключительно личные (бытовые).

Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать, в частности, из возмездных гражданско-правовых договоров на оказание услуг, энергоснабжения, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, других договоров, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли.

Если отношения граждан с организациями строятся на основании членства (например, жилищно-строительный кооператив), то они не регулируются законодательством о защите прав потребителей. Но, внимание! Данное положение не применяется, если, например, жилищно-строительный кооператив, в котором на основе членства состоит потребитель коммунальных услуг, предоставляет гражданам эти услуги за плату.

Таким образом, Закон "О защите прав потребителей" действует в отношении коммунальных услуг, оказываемых потребителям соответствующими службами или организациями, даже если гражданин состоит в них на основе членства.

Вопросы защиты прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере стали особенно актуальными в связи с ростом цен на коммунальные услуги и резким увеличением их доли в структуре расходов населения. Вместе с тем уровень и качество коммунальных услуг не претерпели существенных изменений, несмотря на происходящие институциональные преобразования в различных секторах экономики. Состояние сферы жилищно-коммунального обслуживания вызывает множество нареканий со стороны потребителей.

Вопрос о повышении качества жилищно-коммунальных услуг затрагивает все слои населения, практически всех потребителей. В то же время коммунальное хозяйство (инженерные коммуникации и сети) является самым запущенным по множеству как объективных, так и субъективных причин: устаревшее оборудование, отсутствие четкой системы взаимоотношений потребителей и исполнителей услуг, отсутствие обоснованных, соотнесенных с местными условиями критериев качества услуг, близкое и часто пересекающееся положение жилищно-коммунальной сферы с зоной естественных монополий и т.д. При этом важным и позитивным моментом является тот факт, что в настоящий период времени система оказания коммунальных услуг активно реформируется и результаты данного процесса можно будет наблюдать в ближайшее время.

Оплата коммунальных услуг

В соответствии с п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Данная обязанность возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно ст. 154 ЖК РФ оплата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника и нанимателя жилого помещения состоит из следующего:

1) для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, она включает в себя:

Плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

Плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

2) для собственника помещения в многоквартирном доме она включает в себя:

Плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

Плату за коммунальные услуги.

Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

При применении тарифов, включающих в себя 2 и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих.

Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги. При этом она вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

За несвоевременную или неполную оплату за жилое помещение и коммунальные услуги ст. 155 ЖК РФ установлены штрафные санкции в виде пени. Ранее до введения его в действие пеня за указанные нарушения была введена Постановлением Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 г. N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг". В нем было закреплено, что с 1 января 1994 г. размер пеней с сумм просроченных платежей за оплату жилья и коммунальные услуги устанавливается в размере 1% за каждый день просрочки. Но это Постановление было отменено Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1996 г. N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которое в свою очередь также было признано утратившим силу.

В настоящее время пеня установлена в размере 1\300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты (то есть с 10 числа месяца, следующего за оплачиваемым) по день фактической выплаты включительно.

Субсидии на оплату коммунальных услуг

В соответствии со ст. 159 ЖК РФ гражданам могут предоставляться субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Они предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 были утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Они определяют порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам РФ, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами РФ.

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Решения о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления или управомоченными ими муниципальными учреждениями, федеральными органами исполнительной власти.

Для получения субсидии граждане и члены их семей представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением определенных документов (полный перечень и требования к их оформлению приведены в Правилах предоставления субсидий). Требовать от граждан документы, не предусмотренные п. 8 и 9 указанных Правил, не допускается.

Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).

Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, производится возврат средств в размере превышения. На одну семью предоставляется одна субсидия сроком на 6 месяцев. Получатели субсидий вправе за счет субсидий производить оплату жилого помещения и любых видов предоставляемых им коммунальных услуг.

Предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии:

1) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев;

2) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности при ее наличии;

3) неисполнения получателем субсидии требований, в соответствии с которыми он обязан в течение 1 месяца после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера субсидии либо прекращение права на получение субсидии (изменение места постоянного жительства получателя субсидии и членов его семьи, основания проживания, гражданства, состава семьи), представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.

Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии:

а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии;

б) изменения состава семьи получателя субсидии, основания проживания (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии);

в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо непредставления потребителем документов, подтверждающих возможность уменьшения размера субсидии либо прекращение права на получение субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования);

г) непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

Ответственность исполнителя

Глава 3 Закона РФ "О защите прав потребителей" регулирует взаимоотношения сторон при выполнении работ (оказании услуг). Положения данной главы также подлежат применению в отношении оказания исполнителем коммунальных услуг. Так, например, предусмотрена ответственность исполнителя и права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) (ст. 29).

При этом согласно ст. 38 указанного Закона в отношении бытового и иных видов обслуживания потребителей применяются правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг), утвержденные Правительством РФ.

Глава 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам регулирует порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению. Если перерывы в предоставлении коммунальной услуги превысили установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета также снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.

В случае если исполнитель после заключения договора своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг, потребитель вправе потребовать от исполнителя возмещения понесенных убытков и уплаты неустойки в соответствии с гражданским законодательством, законодательством о защите прав потребителей и договором.

Каким же образом устанавливается факт непредставления коммунальных услуг или предоставления их ненадлежащего качества.

В данном случае потребитель обязан уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (письменно или устно, в том числе по телефону). Данное сообщение подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

В случае же если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).

В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств.

В случае причинения исполнителем или третьими лицами ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме исполнитель (или его представитель) и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт, в котором фиксируется факт причинения такого ущерба. Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан его уполномоченным представителем не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. В случае невозможности подписания акта потребителем (или его представителем) он должен быть подписан двумя очевидцами.

Таким образом, исполнитель несет ответственность за:

Нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг;

За вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины.

Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

Потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

Моральный вред

Гражданину-потребителю на основании Закона "О защите прав потребителей" предоставлено право на компенсацию морального вреда со стороны предприятия, оказывающего услуги, выполняющего работы и т.д.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Статья же 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусматривает компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, причинителем вреда при наличии его вины.

При этом согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Подводя итого всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что лица, являющиеся потребителями коммунальных услуг (то есть практически все граждане, являющиеся собственниками или нанимателями жилья), защищены как положениями Закона РФ "О защите прав потребителей", так и указанных нормативных актов. Остается надеяться на то, что правами, предоставленными законодательством, эти лица начнут пользоваться.



Поделиться