Быть сотрудником фсб. ФСБ вакансии — вакантные должности Федеральной службы безопасности. Борьба с преступностью

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России ) является федеральным органом исполнительной власти, непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление, а также разведывательную деятельность и деятельность в сфере борьбы с преступностью.

Деятельность органов федеральной службы безопасности регламентируется Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ
"О федеральной службе безопасности"
(с изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г.), Положением о ФСБ РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 6 июля 1998 года № 806 (утратил силу) иными правовыми актами, определяющими нормативно-правовой статус структурных звеньев ФСБ РФ, организацию и тактику их работы.

Назначение органов ФСБ РФ состоит в обеспечении безопасности личности, общества и государства в пределах предоставленных им полномочий. Это одна из важных функций государства и представляет собой деятельность по реализации системы мер, проводимых различными звеньями государственного механизма, направленных на защиту жизненно важных интересов федеративного государства, всех субъектов федерации, общества в целом и граждан от зарубежных подрывных центров и других иностранных организаций, участвующих в такой деятельности, а также от противоправных посягательств на конституционный строй, экономический, научно-технический и оборонный потенциал страны.

Деятельность по обеспечению государственной безопасности проводится практически на всех уровнях законодательной и исполнительной власти, прокуратуры и судебной системы. Государственные органы при решении задач обеспечения государственной безопасности опираются на поддержку и помощь общественности и отдельных граждан.

Система мер обеспечения государственной безопасности включает в себя:

а) организационно-политические меры, состоящие в выработке стратегических установок в сфере обеспечения госбезопасности, координации усилий различных звеньев государственного механизма на всех уровнях государственного руководства;

б) правовые меры, включающие правотворческую (прежде всего законодательную) и правоприменительную деятельность в сфере обеспечения государственной безопасности;

в) военные меры, направленные на предотвращение военной угрозы извне, предупреждение и пресечение использования вооруженного насилия со стороны антиконституционных, экстремистских сил;

г) разведывательные меры, состоящие в добывании информации о наличии различного рода угроз извне суверенитету и территориальной целостности России, а также в предупреждении и локализации этих угроз с использованием разведывательных средств и методов;

д) контрразведывательные меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение средствами и методами контрразведки разведывательно-подрывных действий иностранных спецслужб и других иностранных организаций.

ФСБ России для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности задач и обеспечения деятельности указанных органов в установленном порядке создает подразделения департаментов, самостоятельных управлений и других структурных подразделений ФСБ России, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, военно-строительные подразделения, предприятия, учреждения и организации.

Прежде всего, эти органы в соответствии со ст. 2 названного закона представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

Управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

Управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

Управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);

Другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

Авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Характерно, что в отличие от органов внутренних дел, находящихся в двойном подчинении (по вертикали – Министерству Внутренних дел РФ, а по горизонтали – местной администрации исполнительной власти), территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Федеральной службы безопасности РФ, которая сама является федеральным органом исполнительной власти.

В деятельности органов ФСБ , где активно применяются оперативные мероприятия, ст. 8 Федерального закона об органах ФСБ определены основные направления для этого: ; ; ; ; . Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.

В соответствии с законом органы ФСБ, во-вторых, правомочны осуществлять и иные правовые направления и виды оперативной деятельности, в том числе разведывательную, а также оперативно-розыскную.

Адекватно этим направлениям выделяют задачи – функции ФСБ России, с учетом которых обеспечивается внутреннее устройство данного ведомства, осуществляющего вышеуказанные основные виды оперативной деятельности.

Так, в числе задач – функций ФСБ России, прежде всего выделяются следующие проблемы:

– выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

– координация проводимых другими федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мероприятий по обеспечению собственной безопасности;

– проведение во взаимодействии со Службой внешней разведки Российской Федерации мероприятий по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;

– осуществление в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами пограничной службы и пограничными войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации мер по обеспечению защиты государственной границы Российской Федерации;

– обеспечение в пределах компетенции данной Федеральной службы защиты сведений, составляющих государственную тайну.

Для их разрешения в структуре ФСБ РФ создаются Департамент контрразведки, Управление военной контрразведки и их структурные звенья на местах, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют следующие функции:

– организуют и осуществляют в пределах своих полномочий контрразведывательную деятельность, определяют порядок проведения контрразведывательных мероприятий и использования негласных методов и средств при их осуществлении, а также устанавливают порядок осуществления органами федеральной службы безопасности проникновения в специальные службы и организации иностранных государств;

– участвуют в пределах своих полномочий в проведении мероприятий, направленных на обеспечение безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;

– обеспечивают во взаимодействии с органами внутренних дел Российской Федерации безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;

– участвуют в пределах своих полномочий в осуществлении мер по обеспечению защиты государственной границы Российской Федерации;

– организуют и осуществляют обеспечение безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и возглавляемой ею системе органов и войск, Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и возглавляемой им системе органов и войск, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны, иных воинских формированиях и в их органах управления, а также в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральных органах налоговой полиции, таможенных органах Российской Федерации;

– обеспечивают в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной промышленности и энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

– участвуют в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности страны, по защите сведений, составляющих государственную тайну, в лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, оказанием услуг по защите государственной тайны; определяют основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности в этих областях;

– осуществляют контроль за обеспечением защиты сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях; в установленном порядке осуществляют мероприятия, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, а также с приемом на военную службу (работу) в органы федеральной службы безопасности;

– осуществляют в пределах своей компетенции контрразведывательные и иные меры по обеспечению безопасности федеральных органов государственной власти;

– выявляют на территории Российской Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях; перехватывает передачи и пресекают работу на территории Российской Федерации средств радиосвязи и других передающих радиоэлектронных средств, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации; осуществляют регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств.

Контрразведывательная работа вышеуказанных оперативных служб ФСБ , реализующих данные функции, - это деятельность, направленная на своевременное вскрытие, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывных акций спецслужб иностранных государств и иностранных организаций, создающих угрозу безопасности РФ и субъектов Федерации, а также на защиту конституционного строя, экономического, научно-технического и оборонного потенциала страны от антиконституционных посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц, на борьбу с преступлениями, расследование которых отнесено законом к ведению органов государственной безопасности.

Важное место в работе органов государственной безопасности занимает изучение оперативной обстановки в стране, отдельных регионах, выявление причин и условий, благоприятствующих осуществлению разведывательно-подрывных акций иностранных спецслужб , других криминогенных факторов, влияющих на динамику преступности в сфере обеспечения госбезопасности. На основе анализа и оценки оперативной обстановки вырабатываются рекомендации по осуществлению профилактических мер и повышению эффективности работы контрразведки, готовится информация для высших органов государственной власти и управления.

Контрразведывательная деятельность носит характер специальной деятельности строго конфиденциального характера и осуществляется в интересах защиты государства от внешних воздействий военного, разведывательного, экономического, информационного, техногенного, экологического, идеологического характера.

По своему характеру и значимости контрразведывательная деятельность органов ФСБ, регламентируемая ст. 9 Федерального Закона об органах ФСБ, является одной из самых сложных по организации и применению возможностей спецслужб. Она направлена на выявление, предупреждение, пресечение разведывательной и иной деятельности в ущерб безопасности Российской Федерации со стороны специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц. В соответствии с положениями ст. 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В число задач органов ФСБ в области контрразведывательной деятельности, вытекающих из требований ст.ст. 9, 12 Федерального Закона об органах ФСБ, как правило, входят:

– выявление данных о разведывательной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц в ущерб безопасности Российской Федерации;

– обеспечение защиты (охраны) сведений, составляющих государственную тайну;

– изучение (проверка) лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам ФСБ;

– создание условий для обеспечения собственной безопасности.

Контрразведывательная деятельность органов ФСБ может также осуществляться в интересах обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных и внутренних войсках, в войсках ФАПСИ, Железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, в органах внутренних дел, в органах ФАПСИ, а также объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, других стратегических объектов, в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок, органов государственной власти и в других направлениях.

В процессе контрразведывательной деятельности органы ФСБ могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Возможность их применения установлена в ст. 13 Федерального Закона об органах ФСБ, а порядок определяется ведомственными нормативными актами ФСБ РФ.

Если в ходе осуществления контрразведывательной деятельности возникает потребность проведения мероприятий, затрагивающих неприкосновенность жилища граждан, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, то на их проведение испрашивается разрешение суда, которому предоставляются соответствующие служебные документы. Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности составляют государственную тайну.

Структура органов Федеральной службы безопасности в целом и с учетом входящих в ее состав подразделений, осуществляющих контрразведывательную деятельность, а также безопасность в войсках определяется соответствующими Положениями, утвержденными Указами Президента РФ в соответствии со ст.ст. 1, 3 Федерального Закона об органах ФСБ.

В числе задач ФСБ РФ имеется и такая как добывание и обработка в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации разведывательной информации, при этом названы ее адресаты: Президент РФ; Правительство РФ; Федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов РФ.

Все они должны информироваться об угрозах безопасности Российской Федерации. Для этого на соответствующие структурные звенья ФСБ РФ возлагается обязанность осуществлять разведывательную деятельность, в частности, организовывать и осуществлять в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации добывание информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях и действиях, о планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц. Разведывательная деятельность носит специфический характер. Она проводится органами безопасности в целях информационного обеспечения осуществления внешней и внутренней политики РФ и образующих федерацию субъектов. Она включает добывание и оценку информации о планируемых и осуществляемых иностранными государствами и организациями политических, военных и экономических акциях, создающих реальную и потенциальную угрозу безопасности страны, выработку рекомендаций о мерах по срыву акций, а также принятие мер по оказанию противодействия им с использованием специальных разведывательных средств и методов. Важное место в деятельности разведки занимает также добывание информации о тенденциях развития и конкретных достижениях мировой науки и техники в интересах развития экономики и укрепления обороноспособности. При этом следует учитывать, что разведывательная деятельность органов ФСБ в соответствии со ст. 11 Федерального Закона об органах ФСБ осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации. Причем порядок и условия этого взаимодействия устанавливаются на основании как соответствующих соглашений между этими органами, так и на основании совместно издаваемых межведомственных нормативных актов (инструкций, положений, наставлений и т.д.) в соответствии с Федеральным законом "О внешней разведке".

При решении задач разведывательной деятельности органы ФСБ информируют об угрозах безопасности Российской Федерации, как Президента, Председателя Правительства РФ, так и по их поручению органы государственной власти. Одновременно органы ФСБ РФ:

– выявляют, предупреждают, пресекают преступления, наносящие ущерб безопасности России;

– добывают разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, оборонного и научно-технического потенциала;

– осуществляют внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваются с ними на взаимной основе оперативной информацией в пределах своих полномочий и т.д.

В соответствии с законом (ст. 11 Федерального Закона об органах ФСБ) порядок проведения органами ФСБ разведывательных мероприятий, а также использования негласных методов и средств в ходе разведывательной деятельности определяются ведомственными нормативными актами Федеральной службы безопасности РФ закрытого характера, т.к. сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления этой деятельности составляют государственную тайну (Порядок проведения разведывательных мероприятий и порядок использования специальных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.).

С точки зрения возможностей осуществлять оперативную деятельность Федеральная служба безопасности России имеет универсальный характер. Это объясняется постановкой перед ней задач, которые требуют создания в ее структуре звеньев, которые помимо контрразведывательной и разведывательной деятельности проводили бы и ОРД в интересах выявления, предупреждения и раскрытия ряда опасных преступных проявлений, прежде всего, со стороны профессиональных, организованных преступных сообществ. Последние характеризуются четким распределением ролей между организаторами и исполнителями преступлений, наличием корпоративной иерархии и подчиненности участников преступного сообщества. Непререкаемая власть руководителя организации и беспрекословное выполнение его воли участниками сообщества, полная их зависимость от сообщества, и особенно от руководителя, круговая порука, наличие специальных организационных звеньев обеспечения внутренней безопасности, специальной техники, использование агентурных методов являются характерными чертами организованной преступности, затрудняющими борьбу с ней.

Современной организованной преступности как в РФ, так и за рубежом, свойственны процессы сращивания руководителей криминогенных формирований с государственными и общественно-политическими структурами, приобретение позиций в легальных сферах экономики и стремление установить над ними контроль, проникнуть в правоохранительные органы, терроризирование и физическое устранение лиц, оказывающих и могущих оказать помощь в раскрытии преступного сообщества.

В условиях острого политического кризиса в стране происходят процессы политизации организованной преступности. Обнаруживается стремление руководителей преступных сообществ воздействовать на развитие деструктивных процессов, ослабляющих власть, устанавливать контакты с экстремистскими группами и организациями, подключаться к участию в антиконституционных действиях, и особенно связанных с насилием, оказывать влияние на ход избирательных кампаний, добиваясь избрания нужных для них лиц.

Для современной организованной преступности характерна интернационализация ее деятельности, тенденция к установлению связей с зарубежными и международными преступными организациями. Не исключаются и преступные контакты с иностранными спецслужбами. Существующие тенденции развития организованной преступности, ее политизация и интернационализация, а также связь с терроризмом характеризуют это антиобщественное социальное явление как источник угрозы государственной безопасности, как фактор, подрывающий конституционный строй и дестабилизирующий обстановку в стране.

Все это обуславливает необходимость подключения к разрешению данной проблемы не только операппаратов МВД РФ, но и ФСБ РФ. Характерным его структурным звеном здесь является Департамент экономической безопасности.

Иным опасным криминальным и антиконституционным явлением, возродившимся в России в современных условиях, является терроризм. Оно выражается в преступных действиях в виде убийств, захвата заложников, других насильственных действий, посягающих на жизнь, здоровье, свободу и имущество граждан, установленный правопорядок и общественную безопасность. В современных условиях терроризм используется рвущимися к власти экстремистскими силами в качестве средства политической борьбы с целью противодействия мерам органов власти по стабилизации обстановки, подавления конструктивных сил, запугивания населения.

Терроризм нередко направлен против депутатов парламентов, неугодных политических и общественных деятелей, правоохранительных органов и других категорий лиц и учреждений.

Терроризм имеет как внутренний, так и международный характер. Проявления международного терроризма могут иметь целью оказать давление на иностранное государство, добиться изменения его политики или же принятия конкретных решений, выгодных для определенных политических, мафиозных групп. Акции международного терроризма осуществляются экстремистами и с целью расправы со своими противниками и с иными целями. Террористические проявления имеют место и против нашей страны.

Терроризм как антиобщественное явление содержит угрозу государственной безопасности, поскольку нарушает нормальную жизнь общества, подрывает его потенциал и конституционный строй, создает препятствия для функционирования власти и правоохранительных органов, ставит под угрозу обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан.

В силу вышеуказанных причин ФСБ РФ призвано решать задачи выявления, предупреждения и пресечения как террористической, так и диверсионной деятельности. Поэтому в его структуре создан Департамент по борьбе с терроризмом, который совместно с другими структурными звеньями этого ведомства разрабатывает и реализует соответствующие меры борьбы с вышеуказанными видами противоправной деятельности. При этом соответствующие органы ФСБ призваны, прежде всего, выявлять и нейтрализовать незаконные вооруженные формирования, преступные сообщества и группы, отдельных лиц, общественные объединения, ставящие своей целью осуществление вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти.

Вышеуказанные структуры таким образом организуют и осуществляют ОРД по выявлению, пресечению, предупреждению преступлений, осуществляют дознание по делам о преступлениях, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов ФСБ РФ. В их числе: посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), организация преступного сообщества (ст. 210 УК и др.), коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознания и предварительное следствие по которым отнесены законом (ст. 119 и 126 УПК) к их ведению. Наряду с этим, органы ФСБ в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с преступностью обязаны устанавливать лиц, совершающих или совершавших преступления, отнесенные к подследственности следственных аппаратов этих органов, а также вести розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда (ст.210 УПК).

Выполняя задачи по борьбе с преступностью, оперативно-розыскные подразделения органов ФСБ тесно взаимодействуют со следственными аппаратами ФСБ, вновь созданными в составе Федеральной службы безопасности в соответствии с Указом Президента РФ от 22 ноября 1994 г. № 2106, а также с органами прокуратуры, налоговой полиции, таможенными органами, органами прокуратуры и суда. При этом они руководствуются требованиями ст. 127 УПК, ст. 12 Федерального закона о ФСБ, ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 года № 567, и межведомственными нормативными актами, определяющими порядок взаимодействия.

Учитывая весьма существенные особенности в деятельности органов ФСБ РФ по раскрытию и расследованию преступлений против государственной власти, а также иных тяжких и особо тяжких преступлений, им предоставлено право создавать самостоятельные следственные изоляторы с осуществлением в них оперативно-розыскных мероприятий.

Особо следует отметить, что постановка перед ФСБ РФ задач, связанных с выявлением и пресечением деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц, общественных объединений, ставящих своей целью осуществление вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя РФ, насильственный захват или насильственное удержание власти, деятельность которых составляет иную угрозу безопасности РФ, привела к созданию в структуре ФСБ РФ Управления конституционной безопасности.

Поскольку все направления оперативной деятельности ФСБ РФ обеспечивают приток к нему значительного объема информации, то ее обработкой, анализом, и с учетом этого, прогнозом и стратегическим планированием занимается в структуре ФСБ РФ специальный Департамент. Результаты его работы проявляются в форме разработки государственных программ обеспечения безопасности; выработки прогнозов развития внутриполитической, социально-политической, криминогенной обстановки в стране; подготовки предложений по предупреждению и нейтрализации угроз безопасности РФ; разработки мер борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом наркотиков, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; мер борьбы с отдельными лицами, общественными объединениями, сообществами, готовящими или совершающими опасные преступные и антиобщественные проявления; разработки мер по обеспечению информационной безопасности и др.

Известно, что одним из принципов государственного управления является его правовая упорядоченность. Поэтому в структуре ФСБ РФ имеется Договорно-правовое управление, которое проводит работу по созданию оптимальной правовой основы для деятельности оперативных служб ФСБ РФ. В соответствующих ведомственных актах устанавливается порядок проведения разведывательных, контрразведывательных и оперативно-розыскных мероприятий, использования негласных методов и средств при осуществлении органами ФСБ разведывательной и контрразведывательной деятельности, ОРД. Данное управление обобщает практику применения Федерального законодательства, регламентирующего обеспечение безопасности РФ, и в установленном порядке вносит предложения по его совершенствованию, готовит и участвует в подготовке проектов соответствующих нормативных правовых актов РФ по вопросам, отнесенным к компетенции ФСБ России, осуществляет методическое руководство органами ФСБ в организации правового обеспечения их деятельности.

Договорно-правовое управление ФСБ РФ также проводит работу по подготовке к заключению в установленном порядке и в пределах компетенции ФСБ РФ международных договоров России, прежде всего, касающихся вопросов национальной безопасности.

Важное значение для успешной деятельности оперативных служб ФСБ имеет и работа таких его структурных звеньев, как Департамент обеспечения деятельности и Департамент организационно-кадровой работы.

Поскольку осуществление оперативными службами ФСБ РФ основных направлений оперативной деятельности связано с риском, противодействием со стороны ее объектов, кризисными ситуациями, то в структуре ФСБ РФ функционирует Управление собственной безопасности, которое:

– обеспечивает собственную безопасность органов федеральной службы безопасности;

– обеспечивает защиту военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности, лиц, оказывающих содействие этим органам, участников уголовного судопроизводства по делам, отнесенным к компетенции органов федеральной службы безопасности, членов их семей и близких, на жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также на имущество которых совершаются преступные посягательства;

– разрешает иные задачи, отнесенные к компетенции данного структурного звена ФСБ РФ.

Задачи, поставленные законодателем перед федеральной службой безопасности, требуют, как правило, совместных усилий Департаментов и Управлений, входящих в состав этого ведомства и гарантирующих достижение единой стратегической цели в виде обеспечения национальной безопасности. Поэтому актуальным является вопрос координации и взаимодействия всех структурных звеньев ФСБ РФ.

Этот вопрос, прежде всего, отнесен к компетенции руководства ФСБ России и подразделений, непосредственно входящих в структуру данного ведомства, которые составляют центральный аппарат ФСБ России.

Исходя из этого, в числе основных задач ФСБ России является руководство органами федеральной службы безопасности и подчиненными им предприятиями, организациями, учебными заведениями, научно-исследовательскими, экспертными и военно-медицинскими учреждениями и подразделениями, военно-строительными подразделениями, центрами специальной подготовки, подразделениями специального назначения, а также организация их деятельности.

ФСБ России возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

Директор ФСБ России:

– несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на ФСБ России и органы федеральной службы безопасности;

– организует работу ФСБ России, руководит деятельностью органов федеральной службы безопасности, образует в них коллегии и утверждает их состав, устанавливает полномочия должностных лиц органов федеральной службы безопасности по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов;

– информирует Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции органов федеральной службы безопасности;

– представляет ФСБ России во взаимоотношениях с органами законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации;

– издает на основании и во исполнение федерального законодательства и Положения о ФСБ РФ правовые акты, в том числе совместно или по согласованию с руководителями других федеральных органов исполнительной власти, организует проверку их исполнения;

– отменяет противоречащие федеральному законодательству и нормативным правовым актам ФСБ России правовые акты, изданные руководителями органов федеральной службы безопасности;

– вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых актов и предложения по совершенствованию федерального законодательства об обеспечении безопасности Российской Федерации;

– вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения об изменении численности военнослужащих органов федеральной службы безопасности и структуры ФСБ России;

– вносит на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложения об изменении штатной численности гражданского персонала ФСБ России;

– принимает решения о создании территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках, подразделений департаментов и самостоятельных управлений ФСБ России, о создании подразделений, предприятий, учреждений, организаций, военных представительств и подразделений специального назначения органов федеральной службы безопасности, необходимых для выполнения задач, возложенных на эти органы, и для обеспечения деятельности этих органов; утверждает положения о них и их штаты, а также определяет порядок их функционирования;

– осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным законодательством, Положением о ФСБ РФ, иными правовыми актами, составляющими правовую основу его деятельности.

В ФСБ России образуется коллегия в составе директора ФСБ России (председатель коллегии), первого заместителя директора, статс-секретаря – заместителя директора, заместителей директора – руководителей департаментов, заместителя директора – начальника Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, а также руководящих работников органов федеральной службы безопасности.

Численность и состав коллегии ФСБ России, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждается Президентом Российской Федерации.

Коллегия ФСБ России на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов федеральной службы безопасности и принимает по ним решения.

Решения коллегии ФСБ России принимаются большинством голосов ее членов и оформляются приказами ФСБ России.

В случае разногласий между директором ФСБ России и коллегией директор ФСБ России реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту Российской Федерации. Члены коллегии ФСБ России также могут сообщить свое мнение Президенту Российской Федерации.

Решения, принятые на совместных заседаниях коллегии ФСБ России и других федеральных органов исполнительной власти, оформляются совместными приказами ФСБ России и соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью ФСБ России, по представлению Председателя Правительства Российской Федерации утверждает Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуру, а также назначает ее директора.

Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации координирует деятельность ФСБ России в части взаимодействия ФСБ России с органами государственной власти Российской Федерации.

ФСБ РФ согласно Федеральному закону об органах ФСБ в РФ, положению о ФСБ, Федеральному Закону об ОРД обладает определенным объемом полномочий, обеспечивающих выполнение обязанностей, возложенных на персонал соответствующих структурных звеньев этого федерального органа государственного управления.

Как ст. 17 Федерального Закона об ОРД, так и ст. 19 Федерального Закона об органах ФСБ в РФ последним предоставлено право привлечения отдельных лиц с их согласия на гласной и негласной основе к сотрудничеству, в том числе и в качестве внештатных сотрудников. Конфиденциальное содействие граждан органы ФСБ используют как в сфере борьбы с преступностью, так и в направлении контрразведывательной и разведывательной деятельности.

Специальное указание в ст. 19 Федерального Закона об органах ФСБ в РФ об использовании конфиденциального содействия граждан наряду с таким же положением ст. 17 Федерального Закона об ОРД обусловлено несколькими обстоятельствами. Во-первых, Федеральный закон об ОРД не регламентирует порядок осуществления контрразведывательной и разведывательной деятельности органов ФСБ, а регламентирует лишь их работу в сфере борьбы с преступностью. И, во-вторых, положения ст. 19 Федерального Закона об органах ФСБ в РФ распространяются на все случаи установления этими органами сотрудничества с частными лицами, при этом перечислив ряд прав и обязанностей конфидентов, которые напрямую не содержатся в ст. 17 Федерального закона об ОРД.

Так, в числе прав конфидентов органов ФСБ указаны такие, не перечисленные в ст. 17 Федерального закона об ОРД права, как возможность получать от сотрудников ФСБ разъяснения своих задач, обязанностей и прав; использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность.

Соответственно, среди обязанностей этих лиц перед органами ФСБ указаны такие, как соблюдение условий заключаемого с органами ФСБ контракта или договоренности и сотрудничестве; выполнение поручений, направленных на осуществление возложенных на них обязанностей; недопущение умышленного представления необъективной, неполной или клеветнической информации. При этом использование помощи граждан (как РФ, так и иностранных) на гласной и негласной основе осуществляется только с их согласия. Негласная помощь органам государственной безопасности со стороны граждан выражается в осуществлении скрытого наблюдения, в получении информации о разведывательно-подрывной деятельности с применением иных методов, в том числе путем проникновения в спецслужбы иностранных государств и иностранные организации, в преступные сообщества. Помощь граждан осуществляется также в форме консультирования органов государственной безопасности по вопросам обеспечения государственной безопасности, борьбы с преступностью, предложений по совершенствованию системы обеспечения госбезопасности и т.п. Граждане могут привлекаться с их согласия к розыску и задержанию преступников, к совершенствованию режимных мероприятий.

Обязательными требованиями к использованию граждан в оказании помощи органам государственной безопасности являются строгое соблюдение законности, прав и законных интересов других граждан, недопущение провокации и искажения информации.

За внесение существенного вклада в обеспечение госбезопасности при выполнении поручений органов государственной безопасности, проявленные при этом героизм и мужество граждане могут представляться к государственным наградам, отмечаться различными поощрениями органов государственной безопасности.

Характерно, что применяемые в ходе осуществления контрразведывательной, разведывательной деятельности и в борьбе с преступностью средства, приемы, методы сбора, исследования, проверки информации идентичны оперативно-розыскным мероприятиям и средствам, применяемым в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности в широком смысле этого понятия и перечисленным в ст. 6 Федерального закона об ОРД.

Действительно, органы ФСБ, осуществляя свою деятельность в вышеназванных направлениях (контрразведка, разведка, борьба с преступностью) применяют мероприятия, сходные с теми, которые указаны в ст. 6 Федерального закона об ОРД (наблюдение, опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, отождествление личности, оперативное внедрение, снятие информации с технических каналов связи, прослушивание телефонных переговоров и т.д.). Родство и идентичность названных мероприятий определены сходством приемов и навыков их осуществления, но разнятся они в зависимости от целей и задач, решаемых при применении этих мероприятий в сфере контрразведывательной деятельности. Ее задача – выявление, предупреждение, пресечение разведывательной деятельности специальных служб иностранных государств – ч. I ст. 9 Федерального закона о ФСБ. В свою очередь область разведывательной деятельности – получение информации об угрозах безопасности Российской Федерации – ч. I ст. 11 указанного закона. Задача же борьбы с преступностью – выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, хотя и отнесенных к компетенции органов ФСБ – ст. 10 Федерального закона о ФСБ. Во всех направлениях своей деятельности органы ФСБ используют схожие как гласные, так и негласные методы и средства, выбор которых тем не менее определяется условиями и целям деятельности.

Помимо вышеназванных прав проводить оперативно-розыскную деятельность, осуществлять дознание и предварительное следствие, осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности закон (ст. 13 Федерального Закона об органах ФСБ в РФ) предоставляет им и такие права, как беспрепятственное проникновение (вход) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на земельные участки граждан, территории и в помещения предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, отнесенное к их компетенции. Эти же действия органы ФСБ вправе осуществлять при преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, если промедление с их задержанием поставит под угрозу жизнь и здоровье граждан. О всех таких вхождениях в жилые и иные помещения органы ФСБ уведомляют прокурора в течение 24-х часов. Последний проверяет законность и обоснованность действий сотрудников ФСБ, при нарушении требований законов прокурор принимает меры к их устранению.

К содержанию учебника:

Тем, кто желает стать сотрудником Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России), следует знать, что ФСБ предоставляет места как для военнослужащих, так и гражданского персонала.

В то же время военнослужащие в своём большинстве (исключая Пограничную службу) комплектуются из офицерского состава.

Ознакомиться с условиями поступления на службу в ФСБ, а также особенностями её оформления можно на официальном сайте службы в разделе справочной информации.

Для поступления на службу, а также работу на имеющиеся вакансии потребуется обратиться в территориальный орган безопасности либо пограничную службу с анкетой и копиями необходимых личных документов. Подавать нужные документы можно как лично, так и заказным письмом. Электронные письма на рассмотрение не принимаются.

После этого в срок равный 30 дням с момента получения необходимых документов кандидаты на имеющиеся вакансии уведомляются о возможности их рассмотрения на соответствующие должности. Стоит иметь в виду, что такое уведомление приходит лишь тем гражданам, изучение документов которых получило положительную оценку.

Граждане, претендующие на имеющиеся у Федеральной службы безопасности вакансии должны соответствовать ряду требований, среди которых определённые личные, психологические и профессиональные качества, состояние здоровья, образование и прочее.


Желающие связать свою профессиональную деятельность с Федеральной службой безопасности также должны пройти психофизиологические исследования и тестирования, медицинское освидетельствование, проверку уровня физической активности, а также процедуру оформления допуска к информации, составляющей гостайну.

На поступивших на военную службу в ФСБ сотрудников также возлагается ряд запретов, рассмотреть полный перечень которых также можно на официальном сайте соответствующей службы.


Ознакомиться с имеющимися вакансиями ФСБ Вы можете обратившись в соответствующую службу по месту своего жительства либо на специализированных сайтах, содержащих информацию о доступных вакантных должностях. Последние включают всю необходимую информацию о вакансии, включая должностные обязанности, требования к кандидату, адрес места работы и прочие сведения.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Сотрудникам ФСБ запрещено размещать в интернете свои персональные данные

Российская Госдума приняла во вторник в первом чтении проект дополнений к закону об ФСБ, по которым сотрудникам госбезопасности будет запрещено иметь зарубежные активы, а также писать в соцсети и общаться с "иностранными агентами" без санкции начальства.

"Военнослужащие и гражданский персонал органов федеральной службы безопасности могут размещать свои персональные данные в социальных сетях, блогах (микроблогах) и иных сетевых сообществах информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности", - говорится в обширном законопроекте , который депутаты Госдумы одобрили вечером во вторник.

Сейчас законом об ФСБ сотрудникам службы просто запрещено размещать в интернете или средствах массовой информации информацию "позволяющую раскрыть ведомственную принадлежность к кадровому составу органов федеральной службы безопасности, о своей служебной деятельности, деятельности органов федеральной службы безопасности".

В порядке, определённом начальством, сотрудники ФСБ должны будут и контактировать с иностранцами, международными организациями, зарубежной прессой, а также теми некоммерческими организациями, которые российские власти внесли в реестр "иностранных агентов".

Кроме того, когда дополнения к закону будут приняты, военнослужащим и гражданским сотрудникам ФСБ придётся в срок, определённый руководством, избавиться от всего имущества за границей и закрыть счета за рубежом. При этом последнее требование распространяется и на супругов и несовершеннолетних детей сотрудников госбезопасности.

Законопроект был внесён членами Совета Федерации Виктором Озеровым, Николаем Федоряком и Владимиром Джабаровым в июле этого года. Федоряк и Джабаров - ветераны КГБ-ФСБ.

Применение оружия с учётом положения в мире

В законопроекте предлагается большой комплекс дополнений к закону "О федеральной службе безопасности". Помимо запретов на имущество и счета за рубежом, в проекте подробно описывается порядок применения военнослужащими ФСБ оружия и физической силы, статус служебного удостоверения сотрудника органов безопасности и другие аспекты деятельности ФСБ.

До сих пор в законе об ФСБ, в статье 14 , просто говорилось, что сотрудники ФСБ имеют право применять боевую технику, оружие, спецсредства и физическую силу в соответствии с правовыми актами Российской Федерации.

Представляя законопроект во вторник в Госдуме, депутат, бывший заместитель генпрокурора Эрнест Валеев сказал, что проект восполняет пробелы в законе, которые "нуждаются в скорейшем устранении с учётом ситуации, которая складывается на мировой арене".

У депутатов этот довольно важный законопроект никаких вопросов не вызвал. Правом на выступление воспользовался только один из них - Александр Кропачев из ЛДПР - и то для того, чтобы горячо одобрить нововведения.

"Учитывая, что сегодня происходит в мире, законопроект как никогда актуален [...] Можно предполагать, что начнётся очередная истерия, как всегда бывает в подобных случаях, что опять закручиваются гайки [...] Мы должны понимать, что сегодня наши спецслужбы должны иметь в полной мере весь арсенал действий [...] как это происходило на Украине, и есть силы, которые пытаются устроить то же на российской территории", - рассказал коллегам молодой депутат Кропачев.

Как говорил герой комиксов, “С великой силой приходит великая ответственность”. Так и в случае с федеральной службой безопасности РФ, работать там очень престижно и прибыльно, но существует ряд ограничений, о которых мы сегодня поговорим.

Запреты

Если рассматривать все полномочия служащего чекиста, то получится огромный список, и логично что для предотвращения противоправных мер существуют некоторые ограничения. Самая известная из таких мер – подписка о том, что без письменного разрешения руководства, вы некоторое время обязуетесь не выезжать из страны.

Обычно претендентов на рабочее место в этой службе отпугивает перспектива любых запретов, поэтому нужно сразу узнать, сможете ли вы согласится с правилами, или лучше сменить вид деятельности.

Мотив создания таких запретов довольно прост, обезопасить государство со стороны департамента ФСБ. Во все времена были люди, которые зная, что им ничего не будет, могли выдать важную информацию. Ограничения и ответственность за них пытаются устранить этот фактор полностью.

Начинаются ограничения ещё на стадии приема, когда пришедшим говорят, что если их родственники имели различные проблемы с законом, будь то административная ответственность, или непогашенная судимость, то такого человека на работу не возьмут.

Но это ещё не конец, поступающий в ФСБ, обрекает на ограничения не только себя, но и своих родственников, на которых тоже накладываются обязательства. Это касается двух вещей:

  • Экономической деятельности;
  • Хранения тайны.

Объяснить первое довольно просто, всем работникам федеральной службы безопасности, и из близких родственников, запрещено иметь иностранные счета в банках, и в любых формах пользоваться финансовыми структурами вне РФ. Запрещено открывать ИП или учреждать организации. Это исключается только в том случае, когда данное необходимо для непосредственного выполнения служебных обязанностей.

Запрещается заниматься любой деятельностью кроме профессиональной и творческой, при условии, что она не полностью оплачивается из-за рубежа.

Запрещено чекистам или их родственникам являться организаторами или управляющими религиозных организаций, а также создавать любые общественные объединения, вступать в них. Исключением является союз ветеранов, и прочие профессиональные группы.

Ограничение на выезд за границу РФ для тех людей, которые имеют доступ к засекреченным данным/работают с людьми, у которых есть доступ.

Чекистам запрещено принимать подарки, или любые другие предметы от других людей, во время исполнения своих обязанностей по работе. Для обеспечения большей анонимности и безопасности, безопасника строго запрещено регистрироваться на любых форумах и в социальных сетях, даже если сервера размещены в РФ.

Нужно четко понимать, что, работая в ФСБ на высоких должностях, служащий и его близкие родственники теряют право на приватность.

Строго не разрешается рассказывать третьим лицам любую информацию, которая связана или была получена в ходе профессиональной деятельности. Работа с засекреченной информацией подразумевает соответствующее наказание за её разглашение.

Нельзя давать интервью для журналистов, или высказывать мнение в любых СМИ, которые касаются руководства или работы в целом. (За негодование по поводу сломавшейся проводки ничего не сделают).

Нужно знать, что могут быть применены индивидуальные меры и ограничения, связанные с родом деятельности внутри структуры.

По своим запретам федеральная служба безопасности – самое строгое рабочее место во всей России. Но это обоснованно работой с делами, о которых не следует знать широкой аудитории, а тем более контрразведке других стран.

Многие минусы окупаются большинством плюсов. Социальные льготы, обеспечение огромной пенсии, хорошая заработная плата и премии, все это поощрения за преданную и четкую работу в этой структуре. Для кого-то ограничение покажутся не столь существенными, а кто-то не захочет работать в ФСБ из-за них.

С этой целью и был создан данный материал. Спасибо за просмотр, надеемся вы сделаете правильное решение.

Федеральная служба безопасности, или же ФСБ, является основным органом, который обеспечивает эффективную защиту государства от угроз национальной безопасности. Именно поэтому сотрудникам ФСБ предоставляются особые права, необходимые для реализации возложенных на них обязанностей. В статье рассмотрим, какие права, обязанности и ограничения имеются у сотрудников ФСБ, насколько широкими могут быть их полномочия, и какие действуют ограничения и запреты на работников таковой структуры и связанных с ними лиц.

Оглавление:

Правовое регулирование деятельности ФСБ и закон о данной структуре


Основным нормативным документом, каковой обеспечивает функционирование и реализацию всех полномочий ФСБ на территории РФ, является ФЗ №40 от 03.04.1995.
Закон «О ФСБ» в полной мере раскрывает все возложенные на данную службу обязанности, права которыми она может обладать для исполнения таковых обязанностей, и другие особенности деятельности данной структуры. При этом этот закон является общедоступным документом, а изложенная в нем информация позволяет в достаточной мере понимать особенности деятельности ФСБ, а также спектр имеющихся у её сотрудников полномочий.

Обратите внимание

Вышеозначенный закон раскрывает только основные права и обязанности данной службы и полномочия сотрудников. Более точная информация относительно возложенных на конкретных работников обязанностей и предоставляемых им в связи с этим правах регламентируется внутренними служебными документами ФСБ и должностными инструкциями. При этом должностные инструкции ФСБ уже являются документом, не подлежащим свободному общественному доступу.

В целом, деятельность ФСБ в России предусматривает крайне широкие полномочия. Однако они не являются безграничными. Кроме этого, важность возложенных на ФСБ обязанностей требует наличия крайне широкого спектра прав, который превышает даже права работников МВД или военнослужащих, а в некоторых вопросах – дублирует их. Следует также помнить о том, что на работников ФСБ накладывается и большое количество ограничений и запретов, которые могут серьезно ограничивать их в правах по сравнению с обычными российскими гражданами в других аспектах жизни.

Обязанности сотрудников ФСБ

Непосредственные обязанности ФСБ, возлагаемые на структуру законодательством, рассматриваются положениями статьи 12 вышеупомянутого ФЗ №40. При этом данный перечень является исключительным – иные действия к обязанностям данной спецслужбы не относятся. В целом, в обязанности ФСБ входит:


Логично, что данные обязанности относятся к ведению всей службы, а не каждого её конкретного сотрудника, в частности. Однако, как уже говорилось выше, конкретные обязанности отдельных сотрудников устанавливаются непосредственно их должностными инструкциями и внутренними распоряжениями ФСБ. В целом же, данные обязанности являются исчерпывающими для ФСБ, что является крайне важно в сфере определения прав и полномочий работников данной государственной структуры.

Права сотрудников ФСБ и их полномочия


Все права и соответствующие полномочия работников ФСБ исходят, в первую очередь, из наличествующих у них обязанностей и фиксируются положениями статьи 13 Закона «О ФСБ», а также иными нормативами, в частности – статьями 13.1-15 означенного закона.
При этом данные права могут использоваться исключительно в целях обеспечения возложенных на сотрудников ФСБ обязанностей и не могут применяться в иных целях, несмотря на их фактическое наличие. Однако широта предоставляемых статусом сотрудника ФСБ полномочий и прав действительно велика.

В частности, к правам работников этого органа можно отнести:

  • Проведение оперативно-розыскных мероприятий и спецопераций с целью пресечения террористических актов или поиска связанных с их совершением лиц, а также в отношении незаконного оборота оружия, наркотических веществ, контрабанды, коррупции и иных незаконных действий, несущих в себе угрозу национальной российской безопасности.
  • Установка сотрудничества с лицами, которые дали согласие на таковое сотрудничество в целях исполнения обязанностей, возложенных на службу безопасности.
  • Возможность применять боевую технику, спецсредства и физическую силу для предотвращения или устранения угроз российской государственной безопасности, в том числе и за пределами российской территории.
  • Составление административных протоколов и произведение административных задержаний в отношении лиц, совершивших правонарушение административного характера, находящееся в ведении ФСБ.

  • Право вести внешнюю разведку на территории иных государств, как в кооперации с иными органами разведки и структурами таковых государств, так и путем тайного внедрения в иностранные спецслужбы и иные органы.
  • Возможность беспрепятственно входить и проникать в любые жилые или иные помещения, в том числе и путем вскрытия такового помещения в отсутствие хозяев или законных пользователей в случае, когда таковое проникновение обусловлено необходимостью предотвращения преступления, преследования преступника, раскрытия свершившегося или готовящегося преступления и при иных сходных обстоятельствах. В случае такового проникновения работники ФСБ обязаны уведомить о факте проникновения органы прокуратуры в течение 24 часов.
  • Право блокировать и оцеплять отдельные территории или объекты, устанавливать на них пропускной или паспортный режим, ограничивать проезд или проход внутрь, или наружу, а также обязывать граждан находиться в пределах данных объектов или территорий с целью обеспечения гражданской и государственной безопасности, в случае проведения оперативных мероприятий или для предотвращения террористической деятельности.
  • Произведение проверки документов граждан и транспорта, а также право производить досмотр таковых граждан и транспорта при наличии оснований для проведения таковой проверки. Например, в случаях подозрения на совершение преступления или административного правонарушения. При этом спектр полномочий ФСБ и конкретные должностные лица, обладающие таковым правом, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ.
  • Внесение обязательных к исполнению представлений и распоряжений в органы государственной власти, а также в частные организации и предприятия. Таковые требования должны касаться непосредственно вопросов обеспечения государственной безопасности Российской Федерации.
  • Получение на безвозмездной основе необходимой для ведения своей деятельности информации от государственных органов и частных предприятий и организаций. Исключение составляют случаи, в которых законодательством прямо предусмотрено отсутствие права истребования таковой информации органами ФСБ.
  • Проведение криминалистических экспертиз и других необходимых видов экспертных исследований.
  • Создание предприятий и иных организаций в рамках действующего законодательства РФ при необходимости обеспечения деятельности ФСБ.
  • Изъятие при необходимости исполнения обязанностей средств связи или транспорта, принадлежащих государственным организациям, частным организациям или гражданам РФ. При изъятии личного или частного транспорта, органы федеральной безопасности обязаны впоследствии возместить возможный причиненный ущерб их владельцам.
  • Ношение и обладание огнестрельным оружием для военнослужащих лиц ФСБ, в том числе и вне времени исполнения служебных обязанностей.
  • Проведение помощи, в том числе и негосударственным предприятиям, в отношении защиты их коммерческой тайны.
  • Ведение научных исследований проблематики госбезопасности Российской Федерации.
  • Использование в целях защиты личности работников документов, транспортных средств и средств связи, находящихся в ведении иных государственных органов.
  • Проведение дактилоскопического сканирования лиц, пересекающих российскую границу.

В целом, вышеозначенный перечень прав работников ФСБ является лишь основным, закрепленным в федеральном законе «О ФСБ». При этом данный закон прямо предусматривает возможность предоставления работникам данной спецслужбы и иных прав иными законодательными актами и нормативными документами. Однако в большинстве случаев – этот перечень является достаточным.

Обратите внимание

Некоторые права работников ФСБ являются строго ограниченными. В частности, законодательство крайне строго регулирует порядок применения физической силы, спецсредстев и огнестрельного оружия, а также проникновения в жилые помещения лиц и введения особых мер профилактического характера.

Ограничения и запреты для работников ФСБ

Учитывая широкий спектр прав, возможностей и полномочий сотрудников ФСБ, следует понимать, что подобные права могут требовать и целого ряда ограничений. Особенно если принимать во внимание необходимость обеспечения государственной безопасности. Именно для обеспечения госбезопасности России и были введены, в первую очередь, особые ограничения для сотрудников ФСБ.

Таковые ограничения могут касаться следующих сфер:


Следует также понимать, что в отношении отдельных должностных лиц ФСБ могут действовать и дополнительные ограничения, связанные непосредственно с исполнением их конкретных служебных обязанностей. В целом же, наиболее строгими являются ограничения, касающиеся непосредственно военнослужащих ФСБ, а не всех остальных сотрудников данной организации. Обусловлено это тем, что в отношении военнослужащих этой структуры действуют как общие ограничения, предусмотренные для работников ФСБ, так и нормативы, касающиеся всех военнослужащих в общем и целом, вне зависимости от структуры, на службе в каковой они находятся.



Поделиться