Усыновление удочерение в системе мчп. Усыновление (удочерение) в мчп. Международно правовые договоры

Усыновление -это юридический акт, в силу которого устанавливаются личные неимущественные отношения между ребенком и лицом (лицами), принявшим на себя обязательство по его воспитанию.

На международном уровне основные вопросы усыновления разрешаются в Европейской конвенции об усыновлении детей 1967г.; Конвенции ООН о правах ребенка 1989г.; Рекомендации Комитета министров ЕС «О воспитывающих семьях» и Конвенций о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г.

Согласно Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. государства- участники, которые признают и (или) разрешают существование системы усыновления, должно обеспечить, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке.

При этом государства-участники выполняют следующее:

1. Обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями , которые должны определять, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что при необходимости заинтересованные лица дают свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой.

2. Признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком , если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным.

3. Обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы , которые применяются в отношении усыновления внутри страны.

4. Принимают необходимые меры для обеспечения того, чтобы усыновление в другой стране ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод связанными с этим лицами.

Основным коллизионным принципом , применяемым при усыновлении или при отмене усыновления иностранными гражданами российских детей на территории РФ, являетсязакон гражданства усыновителя. При этом должны быть соблюдены требования Р законодательства, обеспечивающего защиту интересов детей при Усыновлении (п. 1 ст. 165 СК РФ).

Применение на территории РФ иностранного зако­нодательства обусловлено прежде всего интересами усыновляемых детей, являющихся российскими гражданами, которые после усыновления, ско­рее всего, будут проживать за пределами РФ. Соблюдение иностранного законодательства позволяет обеспечить соответствующий статус ребенкав этом государстве. Однако в соответствии с п. 1 ст. 26 ФЗ «О гражданстве РФ» ребенок, являющийся гражданином РФ, при Усыновлении его иностранными гражданами сохраняет гражданство РФ. Гражданство такого ребенка может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей(единственного усыновителя) при условии, что ребенок не станет апатридом.

Учреждение, производящее усыновление ребенка - иностранного гражданина, должно в соответствии с ч. 3 п. 1 ст. 165 СК РФ получить согласие:

Законного представителя ребенка и компетентного органа государства гражданином которого является ребенок,

А также, если это требуется в соответствии с законодательством данного государства, согласие ребенка на усыновление.

Если в результате усыновления нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке.

В соответствии с СК РФ иностранные усыновителисами вправе представить в суд документы, подтверждающие содержание соответствующих норм права государства, гражданами которого они являются. Если заявитель не предоставил такие документы, сведения об иностранном праве могут быть запрошены судом в Министерстве юстиции РФ или консульском учреждении России за рубежом. При не установлении, несмотря на принятые меры, иностранного права суд вправе применить при усыновлении нормы российского закона, то есть соответствующие положения СК РФ.

Посредническая деятельность негосударственных организаций и частных лиц по содействию в усыновлении детей не допускается, за исключением организаций иностранных государств, уполномоченных соответствующими органами этих государств и аккредитованных федеральным ОИВ, который занимается вопросами опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.

На консульские учреждения РФ возложена обязанность защищать права и интересы детей - граждан России, усыновленных иностранными гражданами, за ее пределами.

Й вариант

На международном уровне основные вопросы усыновления разрешаются в Европейской конвенции об усыновлении детей 1967 г. В последние годы чрезвычайно распространенным стало усыновление (удочерение) иностранными гражданами и усыновление за границей. Поэтому в современном международном праве установлен более высокий стандарт требований к усыновлению. Как правило, статутом усыновления является либо личный закон усыновителя, либо личный закон усыновляемого (возможно и кумулятивное их применение).

К усыновлению одним или обоими супругами применяется статут общих последствий брака. Для определения перечня требований, предъявляемых к выражению согласия ребенка и его родственников (опекунов или попечителей), по всему комплексу вопросов усыновления необходимо учитывать и закон гражданства ребенка.

Субсидиарно применяется закон суда, особенно в тех случаях, когда требования к выражению согласия по закону гражданства невыполнимы или их выполнение затруднено. Коллизионные вопросы усыновления (удочерения) в российском законодательстве разрешаются на основе «цепочки» коллизионных норм. Основной коллизионной привязкой выступает личный закон усыновителя (гражданства или домицилия) при усыновлении (удочерении) на территории РФ ребенка, являющегося гражданином РФ. При этом закреплена необходимость соблюдения семейного законодательства РФ и международных договоров РФ. Усыновление (удочерение) иностранцами, состоящими в браке с российскими гражданами, детей - российских граждан на территории РФ презюмирует применение российского права с учетом международных обязательств РФ.

Законодатель установил также применение закона компетентного учреждения в случае усыновления (удочерения) на территории РФ иностранного гражданина. Установлен и перечень случаев, когда для усыновления необходимо согласие компетентного учреждения РФ, законных представителей ребенка и самого ребенка.

Усыновление создает искусственные отношения, фиктивное родство. Его условия, цели и последствия по-разному разрешены законодательством зарубежных стран. Коллизионных вопросов, возникающих в этой области, много: кому разрешено усыновление, с какого возрас­та разрешается усыновлять, можно ли усыновлять совершеннолетнего, необходимо ли согласие на усыновление между усыновителем и усыновляемым или его законным представителем, со­храняется ли правовая связь усыновленного с кровными родственниками и т. д.

Коллизионные нормы, касающиеся усыновления, обычно объявляют решающим лич­ный закон усыновителя. Среди немногочисленных конвенций об усыновлении наиболее из­вестна Гаагская конвенция о компетенции, о применимом праве и о признании реше­ний в отношении усыновления 1965 г, которая устанавливает требования к лицам, поль­зующимся правом усыновления, а также к усыновляемому. Общим правилом в отношении усыновления является применение компетентными властями своего внутреннего закона. Конвенция предусматривает следующие изъятия из этого принципа.

1. Должно учитываться любое положение о запрещении усыновления, содержа­щееся в национальном законе усыновителя или супругов-усыновителей, если применение такого запрещения предусмотрено заявление государства гражданства усыновителей при ратификации конвенции.

2. В отношении вопроса о согласии на усыновление лиц, не являющихся членами семьи усыновителя, применяется закон гражданства ребенка. Этот же закон применяется и в отношении условий консультации с данными лицами.

Конвенцией предусмотрено, что отмена усыновления возможна по любым осно­ваниям, предусмотренным законом государства, компетентным решать этот вопрос.

Согласно СК РФ усыновление и удочерение (далее - усыновление) ребенка, яв­ляющегося российским гражданином, в том числе их отмена, производятся на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства в соответствии с законода­тельством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства - в соответствии с законодательством государства, в кото­ром это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усы­новлении или отмене усыновления.

Усыновление детей, иностранными гражданами или лицами без гражданства возможно только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории РФ. либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и мест жительства родственников.

Усыновление на территории РФ иностранными гражданами или лицами без граж­данства, состоящими в браке с российскими гражданами, детей, являющихся российскими гражданами, производится в порядке, установленном СК для российских граждан, если иное не предусмотрено международным договором РФ.


При усыновлении на территории РФ российскими гражданами ребенка, являюще­гося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

Если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные российским законодательством и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя. В этом случае усынов­ление, если оно состоялось, подлежит отмене в судебном порядке.

Защита прав и законных интересов детей, являющихся российскими гражданами и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ, осуществ­ляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учрежде­ниями РФ, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершенноле­тия. Посредническая деятельность по усыновлению детей недопустима (ст. 126-1 СК РФ).

Охрана личных и имущественных прав совершеннолетних осуществляется комплексом мер, образующих гражданско-правовой институт опеки.

Все правовые системы определяют цель опеки как охрану лиц, нуждающихся в защите в связи с их несовершеннолетием, умалишенностью и другими дефектами. Лич­ный закон опекаемого принимается во внимание в первую очередь при регулировании вопросов, возникающих из потребности опекаемого в защите. Однако поскольку учреждение опеки и попечительства требует применения процессуальных норм, практика исходитиз того,что привязку закона гражданстванеобходимо сочетать с привязкой к закону суда.

Компетентными в отношении защиты прав несовершеннолетних признаются судебные и административные органы государств обычного местожительства несовершеннолетнего. Конвенция о гражданских аспектах похищения детей в международном масштабе 1980 г. была принята в Гааге с целью немедленного возвращения детей, незаконно перемещенных или неза­конно удерживаемых к одном из договаривающихся государств, а также содействия реальному применению во всех других договаривающихся государствах прав защиты ребенка, сущест­вующих в одном из государств-участников.

Опекуном может быть назначено только дееспособное лицо. Национальный закон, практически везде, ограничивает круг лиц, которые могут быть назначены опекунами. Эти ог­раничения не везде одинаковы, но наиболее распространенными являются следующие:

Не могут быть опекунами лица, сами находящиеся под опекой;

Имеющие попечителей, лишенные по суду почетных прав и преимуществ;

Ведущие аморальный образ жизни;

Лица, чьи интересы в значительной степени находятся в противоречии с интересами подопечного лица;

Лица, объявленные несостоятельными, в отношении которых еще не закончено кон­курсное производство;

Лица, в отношении которых был установлен запрет родителями несовершен­нолетнего, когда они были живы.

Опекуны назначаются во Франции семейным советом, в Германии и Швейцарии - опе­кунским судом, в Англии и США - судом. В обязанности опекуна входят забота о развитии лич­ности подопечного и представительство его в гражданских делах. Опекун обязан вести дела подопечного, как «заботливый хозяин»; он несет ответственность за убытки, возникающие у подопечного вследствие небрежного ведения дел. В Англии и США опекун приобретает статус доверительного собственника, чем определяется и круг его обязанностей, и порядок их осуще­ствления. Деятельность опекуна находится под надзором опекунского суда и семейного совета. Праву Франции, ФРГ и Швейцарии известен институт попечительства В отношении несовер­шеннолетних попечители назначаются тогда, когда родители или опекуны не могут исполнять обязанности по представительству из-за временных препятствий. Попечительство может уста­навливаться в отношении лиц, когда они не могут вести дела в силу физических недостатков (слепота, глухота и др.), а также в отношении расточителей, но наиболее часто попечительство устанавливается для охраны интересов ограниченно дееспособных совершеннолетних лип.

Отличие попечительства от опеки заключается в том, что попечитель лично не со­вершает сделок от имени опекаемого, а только дает согласие на их совершение самим опекаемым, в то время как опекун такие сделки совершает сам от имени подопечного. Попечитель не имеет права управления имуществом опекаемого. Назначение попечителя аналогично назначе­нию опекунов, Деятельность попечителя также находится под надзором опекунского суда или семейного совета. Одной из форм попечительства выступает приемная семья. Граждане (суп­руги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья -приемной семь­ей. Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обя­занностями опекуна (попечители).

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержа­ния, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также ос­нования и последствия прекращения такого договора. Приемные родители являются за­конными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий.

Институт усыновления (удочерения) является одним из самых древних правовых институтов (известен со времен Древнего мира). Усыновление представляет собой сложную правовую и этическую проблему, поскольку необходима твердая уверенность в соблюдении интересов ребенка.

При усыновлении правоотношения между людьми, не состоящими в кровном родстве, аналогичны правоотношениям между родителями и детьми. В результате усыновления наступают серьезные правовые последствия: одни лица теряют права и обязанности родителœей, другие их приобретают. В большинстве государств предусмотрен судебный порядок усыновления (в РФ это дела особого производства).

На международном уровне основные вопросы усыновления разрешаются в Европейской конвенции об усыновлении детей 1967 ᴦ. В последние годы чрезвычайно распространенным стало усыновление (удочерение) иностранными гражданами и усыновление за границей. По этой причине в современном международном праве установлен более высокий стандарт требований к усыновлению.

Система усыновления, закрепленная в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 ᴦ., обеспечивает гарантии прав и интересов ребенка в случае усыновления. Правовому регулированию этих вопросов посвящены и Рекомендация Комитета министров ЕС 1987 ᴦ. ʼʼО воспитывающих семьяхʼʼ, и Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 ᴦ.

Коллизионные вопросы усыновления возникают в связи с различиями соответствующих предписаний материального права в законодательстве разных государств: возможность усыновления совершеннолетних лиц, согласие усыновляемого и его кровных родственников, сохранение правовой связи усыновленного лица с его кровными родственниками и т.д.

Как правило, статутом усыновления является либо личный закон усыновителя, либо личный закон усыновляемого (возможно и кумулятивное их применение). К усыновлению одним или обоими супругами применяется статут общих последствий брака. Для определœения перечня требований, предъявляемых к выражению согласия ребенка и его родственников (опекунов или попечителœей), по всœему комплексу вопросов усыновления крайне важно учитывать и закон гражданства ребенка. Субсидиарно применяется закон суда, особенно в тех случаях, когда требования к выражению согласия по закону гражданства невыполнимы или их выполнение затруднено.

Французская судебная практика в основном применяет личный закон усыновляемого. Немецкое право исходит (с некоторыми ограничениями) из личного закона усыновителя. Закон гражданства усыновителя применяется в Чехии и Польше. При разном гражданстве усыновителя и усыновляемого должны учитываться постановления обоих правопорядков.

В Англии усыновление подчиняется только английскому праву; здесь основной проблемой является вопрос о пределах юрисдикции суда. Господствующее правило (допускающее исключения): усыновитель должен иметь британский домицилий; и усыновитель, и усыновленный должны иметь место жительства в Англии. Иностранные акты усыновления признаются, в случае если усыновитель домицилирован в соответствующем иностранном государстве.

В законодательстве некоторых государств есть специальные правила на случай разного гражданства супругов-усыновителœей: требуется кумулятивное соблюдение требований законов обоих государств (Чехия). Как исключение, усыновление должна быть произведено на базе чешского права, в случае если иностранный закон не допускает усыновления или чрезвычайно его затрудняет (при условии, что усыновители или хотя бы один из них долгое время проживают в Чехии).

По законодательству большинства государств вопрос о согласии ребенка, его родственников или каких-либо официальных органов на усыновление разрешается по праву гражданства усыновляемого (Чехия, Польша, Франция).

Статут усыновления определяет и последствия этого акта. При решении вопроса, соответствует ли усыновление праву того государства, суд которого рассматривает спор, связанный с усыновлением, возникает вопрос ʼʼподстановкиʼʼ. Этот вопрос прежде всœего возникает в отношении наследственно-правовых последствий. В случае если статут усыновления предусматривает меньшие, чем статут наследования, наследственные права усыновленного (ʼʼслабое усыновлениеʼʼ - имеет место, в частности, в английском праве), то в интересах ребенка подстановка не должна производиться, даже в случае наличия ʼʼэквивалентности законовʼʼ.

Коллизионные вопросы усыновления (удочерения) в российском законодательстве разрешаются на базе ʼʼцепочкиʼʼ коллизионных норм. Основной коллизионной привязкой выступает личный закон усыновителя (гражданства или домицилия) при усыновлении (удочерении) на территории РФ ребенка, являющегося гражданином РФ. При этом закреплена крайне важно сть соблюдения семейного законодательства РФ и международных договоров РФ (ч. 2 п. 1 ст. 165 СК РФ).

Усыновление (удочерение) иностранцами, состоящими в браке с российскими гражданами, детей - российских граждан на территории РФ презюмирует применение российского права с учетом международных обязательств РФ. Законодатель установил также применение закона компетентного учреждения в случае усыновления (удочерения) на территории РФ иностранного гражданина. Установлен и перечень случаев, когда для усыновления крайне важно согласие компетентного учреждения РФ, законных представителœей ребенка и самого ребенка.

В случае возможного нарушения прав ребенка крайне важно отказать в усыновлении (удочерении) или отменить произведенное усыновление в судебном порядке. На консульские учреждения РФ возложена обязанность осуществлять защиту прав и интересов детей - граждан РФ, усыновленных (удочеренных) иностранными гражданами, за пределами РФ.

При усыновлении (удочерении) детей - граждан РФ за пределами РФ применяется закон компетентного учреждения того государства, гражданином которого является усыновитель. Для производства такого усыновления крайне важно получить предварительное разрешение компетентного органа РФ. В Семейном кодексе РФ имеется серьезный пробел - полное отсутствие регулирования усыновления (удочерения) российскими гражданами за пределами РФ.

Гражданско-правовой институт опеки и попечительства представляет собой комплекс мер, направленных на охрану личных и имущественных прав недееспособных и ограниченно дееспособных лиц. Важно заметить, что для семейного права эти институты имеют значение, в случае если опека устанавливается над малолетним или попечительство - над несовершеннолетним. В семейном праве опека и попечительство представляют из себясовокупность отдельных норм, направленных на охрану личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних.

В праве стран континœентальной Европы опека назначается в отношении несовершеннолетних, потерявших родителœей; если родители лишены родительских прав или дееспособности в судебном порядке (ФРГ, Швейцария). В англо-американском праве опека тесно связана с охраной ребенка, поскольку его опекунами с рождения по закону являются его родители (точно так же данный вопрос решен и во Франции).

В случае смерти родителœей или лишения их дееспособности либо родительских прав опекунами несовершеннолетних назначаются лица, способные выполнять эти обязанности. Опекуном должна быть только дееспособное лицо. руг лиц, на которых бывают возложены обязанности опекунов, практически везде ограничен:

Опекунами не бывают лица, сами находящиеся под опекой.

Опекунами не бывают лица, имеющие попечителœей или лишенные по суду почетных прав и преимуществ.

Опекунами не бывают лица, ведущие аморальный образ жизни.

Опекунами не бывают лица, чьи интересы в значительной степени находятся в противоречии с интересами подопечного.

Опекунами не бывают лица, объявленные несостоятельными или в отношении которых не закончено конкурсное производство.

Опекунами не бывают лица, в отношении которых был установлен запрет родителями несовершеннолетнего, когда они были живы.

Во Франции опекун назначается семейным советом, в ФРГ и Швейцарии - опекунским судом, в Великобритании и США - судом. В обязанности опекуна входит забота о развитии личности подопечного, представительство его в гражданских делах. Опекун обязан вести дела подопечного как ʼʼзаботливый хозяинʼʼ; он несет ответственность за убытки, возникающие у подопечного вследствие небрежного ведения его дел.

В Великобритании и США опекун приобретает статус доверительного собственника. Деятельность опекуна контролируется опекунским судом и семейным советом. В странах континœентальной Европы над несовершеннолетним, чьи родители или опекуны временно не могут выполнять свои обязанности по представительству, назначаются попечители.

Одной из форм попечительства является приемная семья. Приемные родители по отношению к приемным детям обладают правами и обязанностями опекунов (или попечителœей - исходя из возраста ребенка). Договор о передаче ребенка в приемную семью должен предусматривать срок пребывания в этой семье; условия содержания, воспитания и образования ребенка; права и обязанности приемных родителœей; обязанности органов опеки и попечительства; условия и последствия прекращения договора. Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его законные права и интересы без специальных на то полномочий.

Договор о передаче ребенка в приемную семью должна быть досрочно расторгнут по инициативе приемных родителœей при наличии уважительных причин (болезнь, конфликт с ребенком и т.д.); по инициативе органа опеки и попечительства; в случае возвращения ребенка родителям или его усыновления. Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по согласию сторон, а в случае спора-в судебном порядке.

Отдельные вопросы опеки и попечительства над несовершеннолетними решаются в Гаагских конвенциях об урегулировании опеки над несовершеннолетними 1902 ᴦ. и обеспечении дееспособности совершеннолетних и попечительстве над ними 1905 ᴦ. Эти конвенции содержат унифицированные коллизионные нормы. Учреждение опеки и попечительства определяется в соответствии с национальным законом подопечного.

Опека или попечительство в отношении иностранца, находящегося на территории данного государства, должна быть учреждена, только если закон страны, гражданство которой имеет несовершеннолетний иностранец, не сохраняет за собой исключительного права учреждения опеки и попечительства над своими гражданами. Правоотношения между опекуном и попечителœем регулируются национальным законом подопечного.

Сегодня действует Конвенция о компетентных органах и праве, применяемом по делам о защите несовершеннолетних, 1961 ᴦ. Эта Конвенция для отношений между своими участниками заменила Конвенцию 1902 ᴦ. (в Конвенции 1961 ᴦ. участвуют Франция, ФРГ, Швейцария, Португалия и др.). В соответствии с Конвенцией 1961 ᴦ. в вопросах опеки и попечительства по отношению к несовершеннолетним компетентны в основном органы государства обычного места жительства несовершеннолетнего, которые при разрешении соответствующих дел применяют свое собственное право.

В российском праве данная проблема решается в гражданско-правовом порядке при помощи ʼʼцепочкиʼʼ коллизионных норм. Основная коллизионная привязка - это личный закон опекаемого и подопечного. Законодатель предусмотрел сочетание нескольких видов коллизионных привязок (принцип расщепления коллизионной привязки) - применение закона страны компетентности учреждения, личного закона опекуна (попечителя), закона страны регистрации акта͵ российского права (если оно наиболее благоприятно для подопечного (опекаемого).

Усыновление (удочерение) детей в МЧП. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Усыновление (удочерение) детей в МЧП." 2017, 2018.

Различия регламентации усыновления в отдельных странах (разная оценка возможности усыновления лиц, достигших совершеннолетия, факта наличия у усыновителей собственных детей, возрастной разницы между усыновителем и усыновленным и т.д.) определяют роль коллизионных норм в данной области. Вопрос о праве, подлежащем применению к усыновлению, встает в случаях, когда:

  • 1) ребенок и усыновитель являются гражданами разных государств;
  • 2) усыновление – при одинаковом гражданстве сторон – производится на территории другого государства.

Ранее усыновление российских детей иностранными гражданами было сравнительно редким и осуществлялось на общих основаниях, т.е. с применением российского (советского) права. Однако число усыновляемых детей растет, появляются связанные с усыновлением спорные вопросы, требующие отыскания подлежащего применению права, наиболее тесно связанного с отношениями, возникающими при усыновлении. Законодательство последнего времени расширяет применение иностранного права. Усыновление (в том числе отмена усыновления) на территории РФ иностранными гражданами ребенка, являющегося российским гражданином, производится теперь в соответствии с законодательством страны гражданства усыновителя – будущего главы семьи (ст. 165 СК РФ). Применение при усыновлении соответствующего иностранного законодательства (требования к усыновителю в отношении возраста, материального положения и т.п.) обеспечивает в дальнейшем стабильность усыновления в иностранном государстве. Аналогичные коллизионные привязки используются в законодательстве многих зарубежных стран.

Наряду с применением законодательства страны усыновителя ст. 165 СК РФ предписывает соблюдение одновременно норм российского семейного законодательства, определяющего, в отношении каких детей допускается усыновление, порядок усыновления, ведение учета подлежащих усыновлению детей и лиц, желающих усыновить ребенка, порядок получения согласия на усыновление, т.е. обеспечивающего при усыновлении интересы детей. Дети, таким образом, получают как бы двойную защиту – и по правилам иностранного законодательства (закона страны гражданства усыновителя), и по правилам российского законодательства. Если требования того или иного из этих законов не соблюдены, усыновление недопустимо.

Одновременное применение в соответствии со ст. 165 СК РФ и иностранного, и российского семейного права означает, очевидно, что практически должны быть выполнены требования и того и другого права. Если, например, необходимая разница в возрасте между усыновителем и усыновленным по иностранному праву составляет более предусмотренных в России 16 лет, должны быть соблюдены требования этого более строгого закона.

При усыновлении на территории России российскими гражданами детей, являющихся иностранными гражданами, применяется российское законодательство, т.е. правила СК РФ. По при этом учитывается и тот факт, что усыновляемый ребенок имеет иностранное гражданство: необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого он является, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, – согласие ребенка на усыновление.

Исходя из принципа защиты интересов усыновляемых детей, закон формулирует правило, имеющее общий ограничительный характер: независимо от гражданства усыновителя (следовательно, и от подлежащего применению права) при нарушении прав ребенка, установленных российским законодательством и международными договорами России (например, Конвенцией о правах ребенка), усыновление не может быть произведено, а произведенное усыновление подлежит отмене.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 20 апреля 2006 г. № 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" разъяснил, что под интересами детей при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития.

Помимо коллизионных проблем при усыновлении детей иностранцами возникают вопросы, связанные с процедурой усыновления. В России эта процедура в принципе определяется по российскому законодательству, но – с учетом специфики такого усыновления – с привлечением и специальных правил (это специальное регулирование не применяется, однако, к случаям, когда речь идет об усыновлении в России российских детей иностранцами, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации). Так, для обеспечения приоритета российских граждан, желающих усыновить ребенка, закон устанавливает, что усыновление детей иностранцами допускается только в случаях, если не представилось возможным передать их на воспитание: 1) в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории РФ, или 2) на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства этих родственников. Данное ограничение соответствует правилам ст. 21 Конвенции о правах ребенка. Верховный Суд РФ не раз указывал судам на недопустимость нарушения этого требования.

Информацию о детях иностранцы, как и российские граждане, получают через банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, созданный в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Специальное правило касается подсудности – заявления об усыновлении подаются лицами, постоянно проживающими за границей, не в районные суды, а в суды "второго звена" по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка. Есть некоторые особенности в процедуре судебного разбирательства дел об усыновлении детей иностранцами, в требованиях к представляемым документам.

За пределами России защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами, осуществляется консулами Российской Федерации, которые должны брать таких детей на учет.

Защита в государстве пребывания интересов граждан представляемого государства и охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних, которые являются гражданами представляемого государства, входят в число консульских функций согласно Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., в которой участвует более 150 государств, в том числе Россия.

Среди действий по выполнению консульских функций Консульский устав РФ называет и действия в отношении усыновленных (усыновляемых) несовершеннолетних граждан Российской Федерации. Так, консул в соответствии со ст. 19 должен извещать соответствующий федеральный орган исполнительной власти о ставших ему известными случаях усыновления российских несовершеннолетних граждан с нарушением порядка, установленного законодательством России, в том числе об усыновлении в соответствии с законодательством государства пребывания без предварительного разрешения на то органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, а также разъяснять органам государства пребывания и усыновителям последствия такого усыновления. Консул также информирует российских граждан, постоянно проживающих на территории консульского округа, иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить российского ребенка, проживающего в России, по их просьбе о порядке усыновления, установленном законодательством РФ.

Согласно п. 4 ст. 19 Консульского устава РФ консул в порядке, установленном Правительством РФ, осуществляет в государстве пребывания учет несовершеннолетних российских граждан, усыновленных проживающими в консульском округе российскими гражданами, иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также информирует соответствующий федеральный орган о нарушении прав и законных интересов таких усыновленных и о неблагополучии в семье усыновителей. Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 утверждены Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Посредническая деятельность по усыновлению детей, т.е. любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить ребенка, в России не допускается. В качестве посреднической деятельности, однако, не рассматривается деятельность органов опеки и попечительства, органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей но выявлению и устройству детей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории России в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности. Эти организации не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели (ст. 126.1 СК РФ). Правительством РФ 4 ноября 2006 г. принято постановление № 654, которым утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, где определен порядок получения разрешений на открытие представительств и осуществление деятельности по усыновлению (разрешения выдаются Министерством образования и науки РФ), осуществления деятельности и контроля.

Возможны случаи, когда дети – российские граждане усыновляются иностранными гражданами за границей. Российское законодательство допускает признание произведенного за границей усыновления ребенка – российского гражданина, проживающего за пределами России, если усыновление произведено компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель. Требуется лишь установить, что орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда за границу, дал предварительное разрешение на усыновление.

Договоры о правовой помощи и Минская конвенция 1993 г. решают коллизионные вопросы усыновления в общем единообразно. Как и в СК РФ, в них предписано в принципе применение законодательства государства, гражданином которого является усыновитель. Если ребенок имеет гражданство другого государства, при усыновлении или его отмене необходимо получить согласие законного представителя и компетентного государственного органа, а также согласие ребенка, если это требуется по законодательству государства, гражданином которого он является. Следует обратить внимание на правило ст. 40 Кишиневской конвенции 2002 г. Воспроизводя соответствующие нормы об усыновлении Минской конвенции и не меняя, по видимости, основной привязки к гражданству усыновителя, она вводит оговорку о том, что эта основная привязка применяется, "если внутренним законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок, не установлено иное".

В некоторых договорах, например в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 20 января 1995 г., исходным считается не гражданство усыновителя, как это принято в Минской конвенции 1993 г., двусторонних договорах о правовой помощи и ст. 165 СК РФ, а постоянное место жительства.

Что касается Гаагской конвенции 1993 г. о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления, которую Россия подписала 7 сентября 2000 г. (но пока не ратифицировала), то она содержит в основном материально-правовые нормы, направленные на осуществление усыновления в интересах ребенка, и обеспечивает признание усыновления, произведенного в одном из договаривающихся государств по правилам Конвенции, во всех других странах-участницах.

Международное сотрудничество в области усыновления, особенно на двусторонней основе, может – с учетом особенностей законодательства Договаривающихся Сторон – обеспечить, в частности, надлежащий контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных детей, являющихся гражданами Российской Федерации. Правительству рекомендовано инициировать заключение подобных договоров с иностранными государствами (п. 7 ст. 1 и ст. 4 Федерального закона от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации").

6 ноября 2008 г. подписан Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (ратифицирован Россией 9 ноября 2009 г.). В основе данного договора лежат принципы и положения Конвенции о правах ребенка 1989 г. и Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления 1993 г., прежде всего принцип всесторонней защиты прав и законных интересов усыновляемого ребенка. Стороны упомянутого Договора от 6 ноября 2008 г. обязались принимать все предусмотренные законодательством меры для предотвращения и пресечения незаконной деятельности в отношении усыновляемых детей. Сотрудничество должно осуществляться через Центральные органы договаривающихся государств. Детально урегулирована процедура усыновления.

Договор содержит и коллизионные нормы: согласно ст. 6 условия, при которых ребенок может быть усыновлен, и, в частности, факт установления того, что ребенок остался без попечения родителей и не представилось возможным устроить сто на воспитание или поместить в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление в государстве происхождения, определяются законодательством государства происхождения. Кроме того, законодательством государства происхождения определяется, какие лица или органы должны давать согласие на усыновление, а также необходимость получения согласия ребенка на усыновление и форма такого согласия. Вместе с тем кандидаты в усыновители должны отвечать требованиям, установленным законодательством обеих Договаривающихся Сторон и данным Договором.

  • 13 июля 2011 г. в г. Вашингтоне подписан еще один подобный договор – Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей. Соглашение помимо общих положений, определяющих сферу его применения (оно распространяется на детей, не достигших 18 лет, являющихся гражданами и обычно проживающими на территории одной из стран-участниц, усыновляемых на территории государства происхождения и переезжающих в принимающее государство), общие условия усыновления и сотрудничества исполнительных органов (ч. I), содержит (в ч. II) правила о применимом законодательстве. Так, усыновление и переезд ребенка и требования к кандидатам в усыновители определяются в соответствии с национальным законодательством Сторон и положениями данного Соглашения. Условия, при которых ребенок может быть усыновлен, перечень лиц, организаций или органов, согласие которых необходимо для усыновления, а также форма такого согласия определяются национальным законодательством государства происхождения. Решение об усыновлении ребенка принимается компетентным органом государства происхождения, принимающим решение об усыновлении (ст. 6). Урегулирована процедура усыновления и переезда (ч. III), а также порядок осуществления сотрудничества в области усыновления и обмен информацией.
  • 18 ноября 2011 г. подписан, а 30 июля 2012 г. ратифицирован Договор России с Францией о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей. По содержанию данный договор близок к рассматриваемым договорам с Италией.
  • 13 июля 2011 г. в г. Вашингтоне был подписан, а 30 июля 2012 г. ратифицирован (вступил в силу 1 ноября 2012 г.) еще один подобный договор – Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей. Соглашение, помимо общих положений, определяющих сферу его применения и общие условия усыновления и сотрудничества исполнительных органов (ч. I), содержало (ч. II) правила о применимом законодательстве. Решение об усыновлении ребенка должно было приниматься компетентным органом государства происхождения, принимающим решение об усыновлении. Была урегулирована процедура усыновления и переезда (ч. III), а также порядок осуществления сотрудничества в области усыновления и обмен информацией. Принятие в России Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", предусматривающего, в частности, запрет на усыновление гражданами США российских детей, помимо других последствий подорвало базу, на которой основывалось Соглашение, так как российские суды с 1 января 2013 г. (дата вступления закона в силу) уже не могли принимать решения о таком усыновлении. Пункт 2 ст. 4 названного Федерального закона предусматривает в связи с этим прекращение от имени Российской Федерации действия Соглашения.

Брачносемейные отношения представляют собой комплексные отношения личного неимущественного и имущественного характера, основанные на родственных связях и регулируемые нормами гражданского (в широком смысле слова) права. Во многих странах отсутствует семейное право как самостоятельная отрасль права, и семейные право отношения регулируются гражданским законодательством (ФРГ, Швейцария, Франция) В большинстве современных государств семейное право отделено от гражданского, кодифицировано и представляет собой самостоятельную отрасль права (Российская Федерация, Алжир, страны Восточной Европы и Латинской Америки)

В нормативных актах большинства государств отсутствует законодательное определение брака, и его правовые проблемы до конца не урегулированы ни в законах, ни в доктрине. Практически общепризнанно, что брак – ϶ᴛᴏ юридически оформленный добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и презюмирующий совместное сожительство с ведением общего хозяйства. Сразу же следует оговориться, что такое определение брака ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует праву далеко не всех государств. Отметим тот факт - что в современной доктрине права и судебной практике брак определяется как брак-договор, бракстатус или брак-партнерство. В наибольшей степени распространенной будет точка зрения, что брак – ϶ᴛᴏ договор, гражданско-правовая сделка, порождающая личные и имущественные права и обязанности супругов.

Семейные отношения с иностранным элементом будут составной частью международных гражданских правоотношений. Иностранный элемент в брачносемейных отношениях может проявляться во всех его вариантах. В законодательстве некᴏᴛᴏᴩых государств особо выделяются «иностранные» (между иностранцами) и «смешанные» (между иностранцами и собственными гражданами) браки. Семейные отношения в максимальной степени связаны с национальными традициями, религией, бытовыми и этническими обычаями, а потому семейное право разных стран принципиально отличается и практически не поддается унификации. Все ϶ᴛᴏ вызывает серьезные коллизии законов в области брачносемейного права.

Основные коллизионно-правовые проблемы брака и семьи заключаются в следующем:

  1. форма и условия заключения брака;
  2. расовые и религиозные ограничения;
  3. запреты на браки с иностранцами;
  4. необходимость разрешения (дипломатического, родителей или опекунов) для вступления в брак;
  5. личный закон (главенство) мужа; li>заключение брака по доверенности и через представителя;
  6. полигамия и моногамия;
  7. однополые браки;
  8. юридическая ответственность за отказ вступления в обещанный брак;
  9. «хромающие браки» и др.

Доктрина права при помощи сравнительного анализа определила наиболее распространенные коллизионные привязки для установления применимого права:

  1. закон места заключения брака;
  2. личный закон обоих супругов;
  3. закон страны постоянного проживания ребенка;
  4. личный закон усыновителя;
  5. закон компетентности учреждения;
  6. закон суда;
  7. закон страны совместного проживания супругов;
  8. закон последнего совместного места жительства;
  9. личный закон ребенка;
  10. закон места нахождения общей семейной собственности.

Попытки унификации брачносемейных отношений с иностранным элементом предпринимаются с начала XX в. На универсальном уровне разработан целый комплекс Гаагских конвенций по вопросам семейного права: об урегулировании коллизий законов и юрисдикции в области разводов и судебного разлучения супругов 1902 г.; о праве, применимом к алиментным обязательствам, 1972 г.; о сотрудничестве в области иностранного усыновления 1993 г.; об урегулировании коллизий законов в области заключения брака 1995 г. и др. (всего около 50) Эти конвенции содержат в основном унифицированные коллизионные нормы.
Стоит отметить, что основной недостаток Гаагских конвенций – ограниченный круг их участников. Многие из них так и не вступили в силу, поскольку не набрали необходимого количества ратификаций.

В СК произведена кодификация правовых норм, ᴏᴛʜᴏϲᴙщихся к брачносемейным отношениям с участием иностранцев и апатридов (разд. VII) К таким отношениям возможно применение как российского, так и иностранного права. В случае решения коллизионного вопроса в пользу иностранного права определен порядок установления содержания иностранного семейного права (ст. 166 СК) Это будет обязанностью суда и иных компетентных органов РФ. Содержание иностранного семейного права устанавливается с учетом его официального толкования, практики применения и доктрины в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующем иностранном государстве. СК содержит оговорку о публичном порядке (ст. 167), согласно кᴏᴛᴏᴩой нормы иностранного семейного права не применяются, если их применение противоречит основам правопорядка (публичному порядку) РФ. В подобных случаях применяются нормы российского права.

10.2. Заключение браков

Порядок заключения брака и его основные формы с позиции возникновения правовых последствий в разных странах определяются принципиально поразному: только гражданская форма брака (Российская Федерация, Швейцария, Франция, ФРГ, Япония); только религиозная (Израиль, Ирак, Иран, отдельные штаты США и провинции Канады); альтернативно или та или другая (Великобритания, Испания, Дания, Италия); одновременно и гражданская, и религиозная (латиноамериканские государства, государства Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии) Уместно отметить, что определенные гражданско-правовые последствия порождает и неузаконенное совместное проживание с ведением общего хозяйства. В некᴏᴛᴏᴩых штатах США простое сожительство по истечении определенного срока совместной жизни позволяет суду установить прецедент презумпции законного брака.

Условия заключения брака в национальных законах также принципиально различны, но можно выделить и ряд общих черт: достижение установленного законом брачного возраста; ответственность за сокрытие обстоятельств, препятствующих заключению брака; запрет браков между близкими родственниками, усыновителями и усыновленными, опекунами и подопечными; запрет вступления в брак с ограниченно дееспособными или полностью недееспособными лицами; необходимость явно выраженного согласия жениха и невесты.

В законодательстве практически всех стран предусмотрена специальная форма заключения браков – консульские браки. Нужно помнить, такие браки заключаются в консульствах или консульских отделах посольств между гражданами государства аккредитования, находящимися на территории данного иностранного государства. Консульские браки заключаются на базе консульских конвенций; к таким бракам применяется законодательство государства аккредитования. В некᴏᴛᴏᴩых консульских конвенциях предусмотрено требование учи ты вать и право государства пребывания (Кон суль с кая кон вен ция между Российской Федерацией и США)

Самая острая проблема брачносемейных отношений с иностранным элементом – большое количество «хромающих» браков, т. е. браков, порождающих юридические последствия в одном государстве и считающихся недействительными в другом. Кстати, эта проблема порождена тем, что многие страны не признают форму и порядок заключения брака, если они отличаются от их национальных установлений. К примеру, в Израиле смешанные браки, заключенные за границей, признаются только в том случае, если имело место венчание в синагоге. Хромающие браки представляют собой серьезное дестабилизирующее явление в международной жизни, порождают правовую неуверенность и влекут за собой негативные последствия. Не так давно была предпринята попытка устранить данные недостатки с помощью Гаагской конвенции об урегулировании коллизий законов в области заключения брака 1995 г. При этом эта Конвенция в силу пока не вступила, так как она имеет ограниченный круг участников и государства, не признающие заключенные за границей браки, к Конвенции не присоединились.

Генеральными коллизионными привязками для решения вопроса о заключении брака будут личный закон обоих супругов (ему подчинены внутренние условия брака) и закон места заключения брака (определяет форму и порядок заключения брака) Эти привязки предусмотрены как в национальном законодательстве, так и в Гаагской конвенции об урегулировании коллизий законов в области заключения брака.

При заключении смешанных и иностранных браков на территории России их порядок и форма подчиняются российскому законодательству (п. 1 ст. 156 СК) Законодатель предусмотрел кумуляцию коллизионной привязки. Условия заключения брака определяются личным законом каждого из супругов (т. е. возможно применение одновременно постановлений двух правовых систем) При ϶ᴛᴏм крайне важно учитывать положения российского права относительно обстоятельств, препятствующих вступлению в брак (п. 2 ст. 156 СК)

Регулирование порядка вступления в брак бипатридов и апатридов производится в особом порядке. В случае если бипатрид имеет и российское гражданство, условия его вступления в брак определяются по российскому праву. Стоит сказать, для лиц с множественным гражданством условия вступления в брак определяются законодательством государства по выбору самого лица (п. 3 ст. 156 СК) При определении условий вступления в брак для апатридов применяется право государства их постоянного места жительства (п. 4 ст. 156) Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в ст. 156 СК установлена «цепочка» коллизионных норм, поразному регулирующая порядок заключения брака для разных категорий физических лиц. Браки между иностранцами, заключенные в консульских и дипломатических представительствах иностранных государств на территории РФ, признаются действительными на условиях взаимности (п. 2 ст. 157 СК)

Заключение браков за пределами территории РФ урегулировано в п. 1 ст. 157 и ст. 158 СК. Норма п. 1 ст. 157 СК вызывает много вопросов: какой характер она имеет – императивный или диспозитивный; что именно она устанавливает – право или обязанность для граждан Российской Федерации заключать браки за границей в дипломатических или консульских учреждениях РФ; имеют ли российские граждане право вступать за пределами Российской Федерации в браки между собой не в дипломатических или консульских учреждениях РФ, а в местных органах регистрации браков? Браки, заключенные между российскими и иностранными гражданами за пределами Российской Федерации, признаются действительными в России, если их форма и порядок заключения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют закону места заключения брака и не нарушены предписания ст. 14 СК.

В связи с некᴏᴛᴏᴩыми специфическими тенденциями в развития семейного права за рубежом (Нидерланды, Швеция, США и др.) возникает проблема признания в Российской Федерации однополых браков, заключенных между российскими и иностранными гражданами за пределами РФ, поскольку российское законодательство прямо не запрещает однополые браки. Браки между иностранцами, заключенные вне пределов Российской Федерации, признаются действительными при соблюдении законодательства места заключения брака. Недействительность браков с иностранным элементом определяется по законодательству, кᴏᴛᴏᴩое применялось при заключении брака (ст. 159 СК)

10.3. Расторжение браков

До 70-х гг. XX в. практически во всем мире развод рассматривался как санкция за виновное поведение супругов, за нарушение брачного договора с взысканием убытков и возмещением морального вреда. В середине 70-х гг. XX в. в большинстве государств Европы была проведена реформа развода.
Стоит отметить, что основная тенденция реформы – отказ от концепции развода как санкции и переход к концепции: развод – ϶ᴛᴏ констатация неудачного брака. Современное законодательство большинства стран предусматривает как судебный, так и несудебный порядок расторжения брака. На международном универсальном уровне данные вопросы урегулированы в Гаагской конвенции о признании развода и судебного разлучения супругов 1970 г.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. для стран СНГ устанавливает, что по делам о расторжении брака применяется право страны, гражданами кᴏᴛᴏᴩой будут супруги в момент расторжения брака. При различном гражданстве супругов применяется право государства места расторжения брака.

Порядок расторжения иностранных и смешанных браков определен в консульских конвенциях и национальном законодательстве. В большинстве государств признается расторжение браков, произведенное за границей. Основная коллизионная привязка при разрешении вопросов развода – закон места расторжения брака, субсидиарные привязки – личный закон супругов и закон суда. В европейских государствах существует аналогичный разводу, но юридически иной способ прекращения брачносемейных отношений. По просьбе сторон суд выносит решение о сепарации (судебном разлучении) супругов. Брак не прекращается, но супруги получают право раздельного проживания.
Стоит отметить, что основное отличие сепарации от развода – в случае смерти одного из супругов другой сохраняет наследственные права.

Порядок расторжения браков с иностранным элементом по российскому праву установлен в ст. 16 °CК, содержащей «цепочку» коллизионных норм. К расторжению любых браков на территории РФ применяется только российское право, т. е. закон суда. Законодательно закреплено право российских граждан расторгать браки с иностранцами, проживающими вне пределов Российской Федерации, в российских судах или в дипломатических и консульских представительствах РФ. Расторжение любых браков за пределами Российской Федерации признается действительным в России при соблюдении права ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего иностранного государства.
Стоит отметить, что основные требования – соблюдение предписаний иностранного права о компетенции органов и законодательства о расторжении браков.

10.4. Правоотношения между супругами

По общему правилу коллизионное регулирование личных неимущественных отношений супругов основано на применении личного закона мужа и личного закона жены.
Стоит отметить, что основная коллизионная привязка – закон последнего совместного места жительства супругов. Уместно отметить, что определяющее начало имеет территориальный признак. В случае если супруги никогда не проживали совместно, то применяется право страны суда. Отмечается широкое применение оговорки о публичном порядке. В развитых странах закондательно установлены равные права мужа и жены. Своеобразное регулирование личных отношений супругов имеет место в англо-американском праве (Великобритания, США) Супруги обязаны создать супружескую общность жизни (консорциум)

Проблема выбора применимого к регулированию личных супружеских отношений права решается при помощи «цепочки» коллизионных норм. Генеральная коллизионная привязка – закон страны совместного проживания супругов; при отсутствии совместного места жительства – закон государства, на территории кᴏᴛᴏᴩого супруги имели последнее общее проживание. В случае если супруги никогда не проживали совместно, применяется право страны суда. В некᴏᴛᴏᴩых государствах (Великобритания, ФРГ, Франция) господствующей коллизионной привязкой выступает личный закон мужа, кᴏᴛᴏᴩый применяется независимо от различного места жительства и различного гражданства супругов.

Имущественные отношения между супругами основаны на договорном или легальном режиме совместного имущества. Виды легальных режимов имущества – общности (Франция, Швейцария), раздельности (Великобритания, ФРГ), отложенной собственности (Дания, Швеция, Норвегия) В законодательстве большинства европейских стран предусмотрены обязанности по взаимному алименти-рованию супругов. Решение ϶ᴛᴏго вопроса возможно как в судебном порядке, так и по соглашению между супругами об уплате алиментов. Коллизионные проблемы алиментных обязательств разрешаются на базе применения права юридического домицилия (совместного места жительства супругов) Проблемы могут возникнуть при отсутствии совместного места жительства супругов. В подобных случаях основным коллизионным началом выступает закон суда.

Отметим тот факт - что в современном праве закреплен принцип равенства имущественных прав и обязанностей супругов. В западных странах при вступлении в брак обязательно заключается брачный контракт. Возможно заключение такого контракта под условием (отлагательным или от-менительным) В законодательстве большинства стран предусмотрена неограниченная автономия воли относительно содержания брачного контракта. Единственное ограничение – ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие положений брачного контракта публичному порядку государства. Установлена также возможность неограниченной автономии воли по вопросу применимого права. Применяется также право общего гражданства или общего домицилия супругов, закон страны суда.

В российском праве по вопросу личных и имущественных отношений между супругами также установлена «цепочка» коллизионных норм – право страны совместного места жительства, право страны последнего совместного места жительства, российское право (на территории РФ) как закон суда (ст. 161 СК) Понятие и порядок заключения брачного договора – совершенно новые положения для рос сий с ко го права (ст. 40–44 СК)
Стоит отметить, что основное отличие рос сий с ко го брачного контракта от брачного контракта в зарубежном праве – право сторон урегулировать только имущественные отношения. При заключении брачного до го во ра и со гла ше ния об уплате али мен тов в браках с иностранным элементом сторонам предоставлена возможность выбора применимого права. При отсутствии соглашения сторон о применимом праве регулирование осуществляется посредством применения «цепочки» коллизионных норм, установленной ст. 161 СК.

10.5. Правоотношения между родителями и детьми

Коллизионное регулирование правового положения детей основано на применении закона гражданства ребенка. Гражданство детей устанавливается по гражданству родителей, по соглашению между ними (если родители имеют разное гражданство), по принципу почвы (Резолюция Комитета министров ЕС «О гражданстве детей, родившихся в браке»)
Стоит отметить, что основные проблемы правоотношений между родителями и детьми – ϶ᴛᴏ установление и оспаривание отцовства (материнства), лишение родительских прав, алиментные обязанности родителей и детей, охрана прав ребенка, институт родительской власти. Регламентация данных отношений производится, в первую очередь, на базе личного закона детей и родителей (права страны гражданства или домицилия) Применяются также закон страны постоянного проживания ребенка, закон компетентного учреждения и закон суда.

Важно знать, что большая часть данных вопросов урегулирована в международном праве (в Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей, 1956 г.; Конвенции о правах ребенка 1989 г.; Рекомендации Комитета министров ЕС «В отношении детей против жестокого обращения»; Гаагской конвенции о компетенции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.)

Право, применимое к вопросам установления и оспаривания отцовства и материнства, определено в ст. 162 СК.
Стоит отметить, что основная коллизионная привязка – ϶ᴛᴏ закон гражданства ребенка по рождению. Установление (оспаривание) отцовства (материнства) на территории РФ предполагает применение российского права. Законодатель закрепил право российских граждан за пределами Российской Федерации обращаться в дипломатические и консульские представительства РФ по поводу решения данных вопросов.

Права и обязанности родителей и детей регулирует ст. 163 СК.
Стоит отметить, что основная коллизионная привязка – ϶ᴛᴏ закон совместного места жительства родителей и детей. При отсутствии совместного места жительства применяется закон гражданства ребенка. Алиментные обязательства и иные отношения предполагают субсидиарное применение закона места постоянного проживания ребенка. Алиментные обязательства совершеннолетних детей и иных членов семьи определяются по закону совместного места жительства (ст. 164 СК) При отсутствии совместного места жительства применяется право государства, гражданином кᴏᴛᴏᴩого будет лицо, претендующее на получение алиментов.

10.6. Усыновление (удочерение) в международном частном праве

Институт усыновления (удочерения) будет одним из самых древних правовых институтов (известен со времен Древнего мира) Усыновление представляет собой сложную правовую и данныеческую проблему, поскольку необходима твердая уверенность в соблюдении интересов ребенка. На международном уровне основные вопросы усыновления разрешаются в Европейской конвенции об усыновлении детей 1967 г. В последние годы чрезвычайно распространенным стало усыновление (удочерение) иностранными гражданами и усыновление за границей. По данной причине в современном международном праве установлен более высокий стандарт требований к усыновлению. Система усыновления, закрепленная в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., обеспечивает гарантии прав и интересов ребенка в случае усыновления. Правовому регулированию данных вопросов посвящены и Рекомендация Комитета министров ЕС «О воспитывающих семьях», и Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г.

Коллизионные вопросы усыновления (удочерения) в российском законодательстве разрешаются на базе «цепочки» коллизионных норм.
Стоит отметить, что основной коллизионной привязкой выступает личный закон усыновителя (гражданства или домицилия) при усыновлении (удочерении) на территории РФ ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации. При ϶ᴛᴏм закреплена необходимость соблюдения семейного законодательства РФ и международных договоров РФ (ч. 2 п. 1 ст. 165 СК) Усыновление (удочерение) иностранцами, состоящими в браке с российскими гражданами, детей – российских граждан на территории РФ презюмирует применение российского права с учетом международных обязательств РФ. Законодатель установил также применение закона компетентного учреждения в случае усыновления (удочерения) на территории РФ иностранного гражданина. Установлен и перечень случаев, когда для усыновления крайне важно согласие компетентного учреждения РФ, законных представителей ребенка и самого ребенка.

В случае возможного нарушения прав ребенка крайне важно отказать в усыновлении (удочерении) или отменить произведенное усыновление в судебном порядке. На консульские учреждения РФ возложена обязанность осуществлять защиту прав и интересов детей – граждан Российской Федерации, усыновленных (удочеренных) иностранными гражданами, за пределами Российской Федерации. При усыновлении (удочерении) детей – граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации применяется закон компетентного учреждения того государства, гражданином кᴏᴛᴏᴩого будет усыновитель. Стоит сказать, для производства такого усыновления крайне важно получить предварительное разрешение компетентного органа РФ.



Поделиться