Участвует ли прокурор в арбитражном процессе. О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе. Участие в арбитражном процессе прокурора: порядок действий при возбуждении дела


Полномочия прокурора в арбитражном судопроизводстве

Разъясняет заместитель начальника управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Виталий Сергеевич Мирошниченко

Деятельность органов прокуратуры в порядке арбитражного судопроизводства способствует укреплению законности в сфере экономической деятельности, а также обеспечивает защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Обращения о вступлении прокуроров в дела, рассматриваемые арбитражными судами различных инстанций, неединичны. В них ставятся вопросы как о вступлении прокурора в споры, инициированные субъектами предпринимательства, так и о подаче органами прокуратуры заявлений в интересах конкретных организаций и индивидуальных предпринимателей. Также распространены заявления о проверке законности принятых арбитражным судом судебных актов.

При этом заявители не учитывают, что полномочия прокурора в арбитражном судопроизводстве не позволяют проверить законность любого судебного акта либо вступить в процесс по любому делу в целях обеспечения законности. В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры участвуют в рассмотрении дел арбитражными судами в соответствии с процессуальным законодательством.

Полномочия прокурора в арбитражном процессе регламентированы ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).

В соответствии с частью 1 указанной статьи, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд только с определенными требованиями:
с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

По делам, указанным в части 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

Кроме того, в соответствии со ст. 198 АПК РФ, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с исками (заявлениями), а также вступить в арбитражное дело, только по определенным законом основаниям.

Правом обжалования судебных актов арбитражного суда обладают только лица, участвующие в деле, что предусмотрено ст. 41 АПК РФ, а также лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт (ст. 42 АПК РФ). Прокурор не вправе проверить законность и обжаловать судебные акты по делам, которые не указаны в ст. 52 АПК РФ.

Вместе с тем участие прокурора в арбитражном процессе не ограничивается сферой искового производства.

Статьей 30.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрено право прокурора на оспаривание постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности в порядке и сроки, установленные статьями 30.1 - 30.3 данного кодекса.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в силу части 3 статьи 30.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, обладает исключительно прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель.

Также главой 25 АПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении юридических лиц и предпринимателей к административной ответственности. Перечень дел об административных правонарушениях, которые подлежат рассмотрению арбитражным судом, установлен частью 3 статьи 23.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 - 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, частью 2 статьи 14.38, статьями 14.50, 14.43 - 14.49, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 КоАП РФ совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями; кроме того статьями 14.9, 14.31, 14.31.1, 14.31.2, 14.32, 14.33 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

С учетом изложенного, при обращении в прокуратуру с заявлениями о проверке законности судебных актов, о вступлении в процесс прокурора, следует строго руководствоваться требованиями АПК РФ.

При их несоблюдении, в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 45, на обращение субъектов предпринимательства дается только разъяснение о полномочиях органов прокуратуры по затронутым вопросам.

Участие прокурора в арбитражном процессе.

План.

1.Введение. с.3

2.Характеристика правового статуса прокурора в арбитражном судопроизводстве. с.4

3.Участие прокурора в рассмотрении арбитражных дел в суде первой инстанции. с.7

4.Заключение. с.11

Список использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Совокупность правовых норм, регулирующих процессуальное положение организаций, граждан-предпринимателей и их представителей в процессе рассмотрения дел в арбитражном суде, представляет собой самостоятельный процессуальный институт - участников арбитражного процесса . Эти процессуальные правовые нормы в основном сосредоточены в Арбитражном процессуальном кодексе РФ. Под лицами, участвующими в деле, понимаются те участники процесса, которые непосредственно заинтересованы в исходе дела, выступающие в процессе от своего имени, способные влиять на его ход, так как наделены определенным комплексом процессуальных прав, дающих им такую возможность. Исходя из правового, статуса участников арбитражного процесса их можно разделить на несколько групп. Первую составляют суды (судьи), непосредственно разрешающие конкретное дело. Вторую группу составляют лица участвующие в деле: стороны, третьи лица; заявители; прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд с иском. В третью группу входят лица, содействующие осуществлению правосудия, нормальному ходу разрешения спора. Они не являются лицами, участвующими в деле. Закон их называет "иными участниками арбитражного процесса". Это - свидетели, эксперты, переводчики, представители. Обязательными участниками процесса являются арбитражный суд и стороны или заявитель. Участие в процессе остальных лиц не всегда обязательно, а состав их зависит от обстоятельств дела.

Характеристика правового статуса прокурора в арбитражном судопроизводстве.

Правовой статус прокурора в арбитражном процессе имеет свои особенности.

С одной стороны, согласно АПК РФ прокурор, обратившийся в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов, признается лицом, участвующим в деле. На него распространяются все права участвующих в деле лиц:

Право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии;

Право заявлять отводы;

Право представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного разбирательства;

Право задавать вопросы другим участникам арбитражного процесса, заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения арбитражному суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам;

Право знакомиться с ходатайствами, заявленными другими лицами, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле;

Право знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, знать о принятых по данному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа; обжаловать судебные акты;

Право пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными им настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Но вместе с тем, являясь должностным лицом правоохранительного органа - прокуратуры Российской Федерации, прокурор выполняет возложенную на этот государственный орган функцию надзора за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, используя при этом как права лица, участвующего в деле, так и возможность принесения протеста в порядке надзора на вступившее в законную силу решение и постановление любого арбитражного суда, за исключением постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Таким образом, иск прокурора с использованием правомочий по апелляционному и кассационному обжалованию, а также надзорный протест являются средствами прокурорского реагирования на нарушения законности, выявленные в процессе осуществления его надзорной функции.

Участие прокурора в арбитражном процессе рассматривается как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деятельности.

Принимая во внимание, что обращение прокурора в арбитражный суд с иском вытекает из его должностных обязанностей по осуществлению надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, осуществление данного правомочия возможно в случае необходимости защиты государственных и общественных интересов. Данное положение не означает, что прокурор не может предъявить иск в интересах конкретной организации или гражданина-предпринимателя, однако прокурор должен убедиться, что при этом не только нарушены права конкретных истцов, но и ущемлены государственные и общественные интересы, например, в случаях срыва выпуска социально значимой продукции, нарушения нормальной эксплуатации объектов транспорта, энергетики, медицинских и образовательных учреждений и т. д.

При подготовке любого иска в арбитражный суд прокурор выявляет наличие нарушений государственных и общественных интересов. Так согласно п1.ст52 АПК Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

С заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

С иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

С иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

Прокурор всегда обращается в суд только в случае нарушения закона, ущемляющего государственные или общественные интересы, права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, и невозможности устранить это нарушение другими (неисковыми) средствами.

К иску прокурора не применяются требования об уплате государственной пошлины и принятии мер к непосредственному урегулированию спора.

Вступивший в арбитражный процесс путем предъявления иска прокурор пользуется всеми правами и несет обязанности истца. Он может изменить основания или предмет иска, отказаться от иска. Он обязан обосновывать и доказывать предъявленный иск. Однако истцами по этим делам выступают предприятия, организации, органы государственной власти и управления, индивидуальные предприниматели, в интересах которых заявлен иск. Прокурор, не являясь в материально-правовом смысле субъектом спора, имеет юридическую заинтересованность, характеризующуюся процессуально-правовыми аспектами и обусловленную возложенной на органы прокуратуры обязанностью по осуществлению надзорных полномочий за соблюдением Конституции и исполнением законов. В связи с последним обстоятельством, учитывая действие принципов диспозитивности и состязательности, прокурор не может закончить процесс, заключив мировое соглашение по спору, к нему не может быть предъявлен встречный иск.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на значительное сужение полномочий прокурора в арбитражном процессе, вызванное изменениями в экономической сфере и усилением действия принципов состязательности и диспозитивности, прокурор остается должностным лицом, осуществляющим надзорные полномочия через предоставленные ему арбитражным процессуальным законом права и обязанности.

Участие прокурора в рассмотрении арбитражных дел в суде первой инстанции

Правом на обращение с иском в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации наделены Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, в арбитражные суды субъектов Российской Федерации - также прокуроры субъектов Российской Федерации, их заместители, приравненные к ним прокуроры и их заместители.

Районное и городское звенья прокурорской системы участвуют в работе по обеспечению участия в арбитражном процессе. Генеральный прокурор РФ возлагает на них обязанность в тесном взаимодействии с аппаратами прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур проводить работу по подготовке и предъявлению исков в арбитражные суды.

Обращения руководителей предприятий, организаций и граждан-предпринимателей о проведении проверок и предъявлении прокурорских исков в арбитражные суды должны, как правило, рассматриваться соответствующим районным (городским) прокурором. Последний после проведения проверки направляет в вышестоящую прокуратуру проект искового заявления и все необходимые материалы.

Ответственность за своевременную и качественную подготовку проектов исковых заявлений (заявлений) в защиту государственных и общественных интересов Генеральным прокурором Российской Федерации возложена наряду с руководителями районных, городских и приравненных к ним прокуратур также и на начальников управлений и отделов вышестоящих прокуратур, проводящих надзорные проверки, осуществляющих изучение материалов, расследование уголовных дел, проверку законности и обоснованности решений по уголовным и гражданским делам.

Проекты исковых заявлений со всеми необходимыми материалами должны передаваться в образованные в аппаратах прокуратур субъектов Российской Федерации на правах самостоятельных подразделений отделы (группы) по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе, которые рассматривают поступающие из других подразделений и подчиненных прокуратур материалы, требующие реагирования в форме иска в арбитражные суды, дорабатывают тексты исковых заявлений (заявлений) в защиту государственных и общественных интересов, докладывают их руководству соответствующей прокуратуры.

Окончательное решение о предъявлении иска в арбитражный суд принимает один из руководителей прокуратуры субъекта Российской Федерации или приравненной к ней прокуратуры.

Отдел (группа) по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе организует направление исковых материалов в арбитражный суд согласно установленным правилам о подсудности споров.

Прокуроры могут направлять иски в арбитражный суд любого субъекта Российской Федерации согласно установленным законодательством правил подведомственности и подсудности дел.

Подведомственность дел арбитражному суду определена ст. 22 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений: между организациями, гражданами-предпринимателями; между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; между субъектами Российской Федерации.

Кроме дел искового производства арбитражные суды рассматривают также дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности; дела о несостоятельности (банкротстве) предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Прокурор имеет право на обращение в арбитражный суд без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров (п. 3 ст. 4 АПК РФ), предусмотренного в ряде законов для других субъектов.

Круг дел, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом РФ, весьма ограничен и перечислен в ст. 34 АПК РФ. К ним относятся экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Российской Федерации, а также дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

По общему правилу территориальной подсудности прокуроры предъявляют иски по месту нахождения или месту жительства ответчика. Кроме этого, в АПК РФ закреплены правила альтернативной, исключительной и договорной подсудности, которые также учитываются прокурорами при предъявлении исков.

Основной формой обращения в арбитражный суд выступает исковое заявление.

В исковом заявлении указывается точное наименование должности прокурора, его фамилия и инициалы; исковое заявление подписывается именно тем прокурором, должность и фамилия которого в нем указаны.

В исковом заявлении должны быть указаны:

1) полное наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;

2) наименование лиц, участвующих в деле (истца, ответчика, третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора) и их почтовые адреса;

3) цена иска, если иск подлежит оценке;

4) обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

5) доказательства, подтверждающие основания исковых требований (доказательства, приводимые в исковом заявлении, должны соответствовать критериям относимости и допустимости);

6) расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы;

8) сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено федеральным законом, если прокурору известно о подобных мерах, предпринятых истцом и ответчиком;

9) перечень прилагаемых документов.

В исковом заявлении может указываться на необходимость привлечения к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, вызова свидетелей, истребования письменных или вещественных доказательств, назначения экспертиз.

Прокурор при предъявлении иска обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

В целях реального исполнения решений судов, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, прокуроры ставят перед судом вопрос о применении мер по обеспечению иска.

Прокуроры обязательно принимают участие в судебном разбирательстве всех дел, возбужденных по их искам. При этом поддержание иска обеспечивается работниками соответствующих подразделений аппаратов прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур, а в Высшем Арбитражном Суде РФ - аппаратом соответствующего управления Генеральной прокуратуры РФ.

Если в силу требований подсудности иск предъявлен в арбитражный суд другого субъекта Российской Федерации, то эту обязанность прокуроры, как правило, выполняют силами прокуратуры субъекта Российской Федерации по месту нахождения арбитражного суда, рассматривающего дело.

Прокурор, обратившийся с исковым заявлением в арбитражный суд не по месту нахождения данной прокуратуры (если в деле не обеспечено участие подчиненных ему работников), одновременно с направлением материалов в суд высылает копии документов соответствующему прокурору субъекта Российской Федерации с извещением о необходимости участия в процессе подчиненного работника, а также информирует об этом арбитражный суд. Прокурор, получивший такое извещение, обеспечивает участие работника прокуратуры в процессе при рассмотрении арбитражного дела, возбужденного по инициативе прокурора другого субъекта Российской Федерации, и незамедлительное направление последнему сообщения о результатах рассмотрения дела.

Это обстоятельство требует максимального взаимодействия работников обеих прокуратур в представлении дополнительных доказательств, возможного изменения предмета или основания иска и т.д. в целях последовательной защиты нарушенных прав.

На прокурора распространяется требование о добросовестном использовании принадлежащих ему процессуальных прав..

Прокурор, убедившись в несостоятельности иска, вправе изменить иск или отказаться от него. Дальнейшая судьба дела зависит от волеизъявления истца, в интересах которого производство возбуждено: он вправе настаивать на рассмотрении дела по существу. Напротив, отказ истца от требований, заявленных в его защиту прокурором, влечет оставление заявления без рассмотрения. По делам об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности прокурор праве вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

Заключение

Участие прокурора в арбитражном процессе вызвано необходимостью со стороны его встать на защиту государственных или общественных интересов.

Вступление прокурора в дело по действующему законодательству возможно только по инициативе самого прокурора. АПК не предусматривает возможность участия прокурора по инициативе арбитражного суда, а также случаев прямого предписания о рассмотрении дел с обязательным участием прокурора.

Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами и несут обязанности, предусмотренные АПК РФ.

Итак, участники арбитражного процесса, обладают и пользуются достаточно широким комплексом прав, позволяющих объективно и легитимно разрешить возникающие споры. В тоже время, широкий круг обязанностей позволяет создать гарантии для охраняемых законом прав и интересов граждан и юридических лиц, участвующих в арбитражном процессе.

Список использованной литературы

2. Анохин В. С. “Предприниматель и арбитражный суд” М.1998

3. Арбитражный процесс. “Зерцало.” М.1995

4. Сухарева А.Я. / Москва, 2001 «Российский прокурорский надзор»

5. Энциклопедия российского права (компьютерная справочно-правовая система) “Арбт” Август - 96

В целях обеспечения полного и эффективного решения органами прокуратуры задач в арбитражном процессе, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации”, приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и иным специализированным прокурорам рассматривать участие прокуроров в арбитражном процессе как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов.

участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) прокуроров, в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, в том числе по заявлениям о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

рассмотрение обращений о вступлении в дела, производство по которым возбуждено по указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ искам (заявлениям) иных лиц;

участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) иных лиц, в случае принятия Генеральным Прокурором Российской Федерации или его заместителем, прокурором субъекта Российской Федерации (его заместителем), военным прокурором военного округа (флота) (его заместителем) решения о вступлении в дело в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;

участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено на основании заявлений прокуроров о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлечённых к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях;

апелляционное, кассационное обжалование судебных постановлений по арбитражным делам, перечисленным в ст. 52 АПК РФ, и иным делам, в рассмотрении которых участвовал прокурор, а также внесение представления о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора.

3. Участвующим в арбитражном процессе прокурорам работу по поддержанию исков (заявлений) "в арбитражных судах строить в тесном взаимодействии с подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и иных приравненных к ним прокуратур, а также прокурорами городов и районов, приравненными к ним военными прокурорами, подготовившими проект иска (заявления) и обеспечившими его направление в суд.

Считать обязательным предварительное согласование исков (заявлений), подготовленных структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и иных приравненных к ним прокуратур, со структурным подразделением соответствующей прокуратуры, обеспечивающим участие прокуроров в арбитражном процессе.

4. Прокурорам, участвующим в рассмотрении дел арбитражными судами, тщательно готовиться к судебному заседанию. До начала судебного разбирательства детально изучать материалы, послужившие основанием для обращения в суд с иском (заявлением), оценивать имеющиеся в них доказательства на предмет их достаточности и необходимости представления дополнительных доказательств.

5. Обязательно участвовать в предварительном заседании на стадии подготовки к судебному разбирательству дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) прокуроров, а также в судебном разбирательстве указанных дел в первой, апелляционной и кассационной инстанциях.

6. Участие в судебных заседаниях, за исключением процессов по делам по заявлениям прокуроров городов и районов о привлечении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, обеспечивать, как правило, соответствующему структурному подразделению прокуратур субъектов Российской Федерации, военных и иных приравненных к ним прокуратур по месту нахождения арбитражного суда, рассматривающего дело.

С учетом положений ст. 153.1 АПК РФ прокурору, инициировавшему иск (заявление) в арбитражном суде другого субъекта Российской Федерации, при наличии в соответствующем арбитражном суде технической возможности осуществления видеоконференцсвязи своевременно ходатайствовать перед судом об участии в судебном заседании, путем использования систем видеоконференцсвязи.

При обращении Генерального прокурора Российской Федерации либо его заместителя, прокурора субъекта Российской Федерации с иском (заявлением), апелляционной либо кассационной жалобой в арбитражный суд другого субъекта Российской Федерации (если в деле не будет обеспечено непосредственное участие либо участие путем использования систем видеоконференцсвязи представителя прокуратуры, направившей иск (заявление) в арбитражный суд) копии представленных в суд материалов направлять соответствующему прокурору субъекта Российской Федерации с извещением о необходимости участия в процессе представителей данной территориальной прокуратуры, о чем также информировать арбитражный суд.

Прокурору, получившему такое извещение, обеспечить участие представителя органов прокуратуры в процессе при рассмотрении арбитражных дел, возбуждённых по инициативе Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителя или прокурора другого субъекта Российской Федерации. При этом принять во внимание, что правом на изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска обладает прокурор, предъявивший иск. В этой связи прокурору, участвующему в деле по иску (заявлению) другого прокурора, при возникновении обстоятельств, указывающих на необходимость совершения перечисленных процессуальных действий, незамедлительно информировать об этом прокурора, инициировавшего иск (заявление). После получения указанной информации прокурору, предъявившему иск (заявление), совершать данные процессуальные действия самостоятельно либо в письменной форме предоставлять полномочия на их совершение прокурору, участвующему в деле.

7. Участие прокурора в рассмотрении арбитражным судом дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям), правовым основанием для предъявления которых явились нарушения законодательства о противодействии коррупции либо законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, обеспечивать сотрудникам соответствующих структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации, военной прокуратуры военного округа (флота), подготовивших иск (заявление) в суд.

8. Прокурорам городов и районов (их заместителям), приравненным к ним военным прокурорам, возбудившим дело об административном правонарушении, подведомственное арбитражному суду, одновременно с направлением в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности и прилагаемых к нему документов высылать копии заявления и документов в прокуратуру субъекта Российской Федерации, военную прокуратуру округа (флота) для обеспечения участия прокурора в процессе, а также информировать об этом арбитражный суд

9. Обеспечить участие прокурора по делам об оспаривании нормативных правовых актов во всех судебных инстанциях независимо от того, кем подано заявление в арбитражный суд - прокурором или иными лицами (чч. 1, 2 ст. 52 АПК РФ).

10. Принять во внимание, что по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

При решении вопроса о вступлении в дело исходить из его актуальности и сложности.

11. Прокурорам, участвующим в арбитражном процессе, в целях реального исполнения решений судов, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, во всех необходимых случаях ставить перед судом вопрос о принятии обеспечительных мер, заявлять ходатайства о приостановлении действия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, если такие ходатайства не были заявлены на стадии предъявления иска (заявления).

12. Участвующим в деле прокурорам своевременно реагировать на допущенные судом ошибки. Обжаловать в апелляционном и кассационном порядке незаконные и необоснованные судебные решения. Требования в жалобах формулировать с учетом полномочий судов апелляционной и кассационной инстанций, предусмотренных ст. 269, 287 АПК РФ.

При необходимости заявлять перед арбитражным судом кассационной инстанции ходатайство о приостановлении исполнения решения, постановления, принятых судами первой и апелляционной инстанций.

Во всех случаях обжалования судебных постановлений другими участниками арбитражного процесса и отсутствия оснований для принесения жалобы (представления) участвующему в деле прокурору направлять в суд соответствующей инстанции отзыв на жалобу.

13. Прокурору, участвующему в деле, надлежащим образом формировать наблюдательное производство, в котором должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов: иска (заявления), отзывов на него, документов, подтверждающих обоснованность заявленных требований, протоколов судебных заседаний, состоявшихся судебных актов, апелляционных, кассационных жалоб и отзывов на них, а также копии материалов дела, на которые имеются ссылки в жалобе (представлении) прокурора.

14. Копии вступивших в законную силу судебных актов по искам (заявлениям) прокурора для контроля за их исполнением незамедлительно передавать должностному лицу прокуратуры, осуществляющему организацию надзора за деятельностью судебных приставов по исполнению судебных актов.

15. При рассмотрении обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по делам, предусмотренным ч. 1 ст. 52 АПК РФ, руководствоваться требованиями ст. 273, 288, 292, 304 АПК РФ, судебной практикой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, решениями Конституционного Суда Российской Федерации и судебной практикой Европейского Суда по правам человека.

При отказе в удовлетворении обращения составлять мотивированное заключение, о принятом решении сообщать заявителям.

При наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора обращаться с проектом представления к Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю. Проект представления составлять с учетом требований чч. 2 и 3 ст. 294 АПК РФ. В подтверждение доводов, изложенных в представлении, прилагать к нему надлежащим образом сформированное наблюдательное производство.

16. Проект представления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о пересмотре судебного акта в порядке надзора по искам (заявлениям) прокурора направлять Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия по делу последнего судебного акта. Иметь в виду, что данный срок не является пресекательным, однако преследует цель обеспечить соблюдение процессуальных сроков при подаче представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

17. Подготовку, и направление в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора по арбитражным делам осуществлять управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора).

18. При наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора по арбитражным делам по заявлениям прокурора о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности прокурору, направившему такое заявление в арбитражный суд, самостоятельно обращаться как лицу, участвующему в деле, в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

19. При отсутствии оснований для пересмотра в порядке надзора судебного акта прокурору, которому отказано в удовлетворении требований, составлять мотивированное заключение.

20. Принять во внимание, что в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации участвует Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместитель или по их поручению представители управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо управления обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора).

Учитывать, что в силу положений процессуального законодательства прокурор, предъявивший иск (заявление) в арбитражный суд, вне зависимости от участия в деле представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации вправе ходатайствовать перед Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об участии в заседании по пересмотру состоявшихся по делу судебных актов в порядке надзора, переданных в высшую судебную инстанцию как по своему заявлению (представлению), так и по заявлениям иных лиц, участвующих в деле, посредством использования систем видеоконференцсвязи.

21. При получении прокурором, участвовавшим в деле, определения о передаче арбитражного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора по жалобе лиц, участвующих в деле, незамедлительно направлять в управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо в управление обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора) надлежащим образом сформированное наблюдательное производство, а также копии указанного определения и извещения о дате заседания.

22. Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры, отраслевым управлениям и отделам прокуратур субъектов Российской Федерации при осуществлении общего руководства деятельностью нижестоящих прокуроров по реализации полномочий в арбитражном процессе регулярно (не реже одного раза в полугодие) анализировать практику участия прокуроров в арбитражном процессе, в том числе качество участия прокуроров в рассмотрении судами дел в различных судебных инстанциях, обоснованность поданных жалоб (представлений).

Использовать результаты анализа для совершенствования деятельности подчиненных прокуроров, обеспечивать их материалами организационно-методического характера, распространять положительный опыт работы по реализации полномочий в арбитражном процессе. Проводить учебно-методические занятия по повышению деловой квалификации работников нижестоящих прокуратур, их стажирование.

23. Оценивать деятельность прокуроров по участию в арбитражном процессе исходя из качества поддержания в суде предъявленных прокурором исков (заявлений), эффективности апелляционного и кассационного обжалования судебных актов по арбитражным делам, в рассмотрении которых участвовал прокурор, обоснованности представлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов.

26. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, военным прокурорам, прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчинённых работников.

Обзор документа

Прокурорам даны новые указания по вопросам участия в арбитражном процессе.

Напомним, что прокурор вправе оспорить в арбитражном суде правовые акты органов власти, затрагивающие права и интересы организаций и граждан в сфере экономической деятельности, а также сделки органов власти, предприятий и учреждений с государственным (муниципальным) участием.

Даны директивы по поддержанию исков (заявлений), обжалованию судебных постановлений, о пересмотре их в надзорном порядке.

В частности, обращается внимание на обязательное участие прокурора в делах об оспаривании нормативных правовых актов во всех судебных инстанциях независимо от того, кем подано заявление в суд: прокурором или иными лицами.

Даны указания по обеспечению участия прокурора, инициировавшего иск (заявление) в арбитражном суде другого региона, в судебном заседании с помощью видеоконференцсвязи.

При рассмотрении обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов прокурорам предписано руководствоваться АПК РФ, судебной практикой ВАС РФ, решениями КС РФ, а также учитывать судебную практику Европейского Суда по правам человека.

Обращается внимание, что в заседаниях Президиума ВАС РФ участвует представитель Генпрокуратуры России. Однако независимо от этого прокурор, предъявивший иск (заявление) в арбитражный суд, вправе ходатайствовать перед Президиумом ВАС РФ об участии в заседании по пересмотру судебных актов в порядке надзора посредством видеоконференцсвязи. При этом не важно, переданы акты в высшую судебную инстанцию по его представлению или по заявлениям иных участников дела.

Целью участия прокурора в арбитражном процессе является защита государственных и общественных интересов в случаях, прямо указанных АПК РФ. Круг дел, в которых может участвовать прокурор, установлен ст. 52 АПК РФ.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

  • · с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов , ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • · с иском о признании недействительными сделок , совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
  • · с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки , совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

Обращение в Высший Арбитражный Суд РФ направляет Генеральный прокурор РФ или заместитель Генерального прокурора РФ, в арбитражный суд субъекта РФ - прокурор субъекта РФ или заместитель прокурора субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры или их заместители.

Таким образом, в арбитражном процессе допускается участие прокурора в одной из двух форм :

1) предъявление иска в защиту чужих интересов;

2) вступление в дело на любой стадии арбитражного процесса для дачи заключения по делу .

Прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса. Прокурор в арбитражном процессе является самостоятельной процессуальной фигурой и наделен процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в том числе может участвовать в осмотре на месте, задавать вопросы всем участникам процесса, участвовать в исследовании доказательств, знакомиться с материалами дела и т.д. Если прокурор установит в ходе судебного разбирательства, что иск предъявлен необоснованно, он может отказаться от иска. Если лицо, в чьих интересах предъявлен иск, не требует рассмотрения дела по существу, производство по делу прекращается. Предъявляя иск в чужом интересе, прокурор выступает в роли процессуального истца.

Если прокурор не участвовал в рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции, он может вступить в дело при его рассмотрении в апелляционной или кассационной инстанции. В надзорной инстанции допускается участие прокурора только путем подачи представления о пересмотре судебных актов по делу в порядке надзора.

Статья 52. Участие в деле прокурора

1. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

2. Обращение в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации направляет Генеральный прокурор Российской Федерации или заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации направляют также прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители.

3. Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

4. Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.

5. По делам, указанным в части 1 настоящей статьи, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

Действующий АПК РФ и ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в общей форме предусматривают право прокурора в соответствии с процессуальным законодательством вступить в дело в любой стадии процесса, если это предусмотрено законом. 11 Жданов Д.В. Арбитражный процесс. - М., 2003. - С. 101.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что АПК РФ предусмотрена возможность вступления прокурора в дело на любой его стадии, однако лишь по категориям дел, перечисленным в законе.

Закон выделяет две формы участия прокурора в арбитражном судопроизводстве (ст. 52 АПК РФ):

  • 1) инициирование возбуждения производства по делу путем подачи иска или заявления в защиту прав граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • 2) вступление в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

Участие прокурора в арбитражном процессе рассматривается как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской и иной экономической деятельности.

Участие прокурора в судопроизводстве процессуальный закон связывает с выполнением прокурором определенной публичной миссии, которую в широком смысле часто связывают с основной функцией прокуратуры и которая состоит в надзоре «за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации».

Данную формулировку Федерального закона, однако, вряд ли можно признать удачной, поскольку она предполагает фактически тотальный государственный надзор во всех сферах общественной жизни, что, во-первых, невозможно осуществить практически, и во-вторых, в такой всеобъемлющей постановке эта функция не согласуется с конституционным принципом разделения властей и вообще вряд ли уместна вне системы тоталитарного государства.

Поэтому сначала в п.2 ст. 1 Федерального закона, а затем и в разделе III «Прокурорский надзор» сфера надзора сужается, из нее сделана попытка вычленить отдельные секторы и направления надзора (гл.гл. 2, 3, 4 р. III Федерального закона).

Из сферы прокурорского надзора п. 2 ст. 1 Федерального закона изъят надзор за исполнением законов судами. Теперь в силу абз.2 п.1 и п.3 ст. 1, а также раздела IV Федерального закона участие прокурора в рассмотрении дел судами относится к выполнению «иных функций, установленных федеральными законами» (абз.2 п.1 ст. 1 Федерального закона).

В п. 3 ст. 1, ст. 35 Федерального закона достаточно жестко и последовательно проводится положение о верховенстве процессуального закона над законом о прокуратуре, когда речь идет об участии прокурора в рассмотрении дел судами. Согласно п. 1 ст. 35 Федерального закона «прокурор участвует в рассмотрении дед супами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами».

В п. 3 этой же статьи формулировка еще более недвусмысленна:

«Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства».

Отсылки к процессуальному законодательству ставят участие прокурора в рассмотрении дел судами в жесткие процессуальные рамки, и это, безусловно, правильно, в том числе и потому, что ряд основополагающих принципов судопроизводства, таких, как независимость судей, равенство всех перед законом и судом, равноправие и состязательность сторон, закреплены непосредственно в Конституции РФ 11 Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. - 1993. - № 1. - Ст. 1121. и федеральных конституционных законах (ст.ст.5, 7, 15, 16 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» 22 Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. 4 июля 2003 г.) // СЗ РФ. - 1997. - № 1. - Ст. 1., ст. 6 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» 33 Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в ред. 4 июля 2003 г.) // СЗ РФ. - 1995. - № 18. - Ст. 1589.).

Тем не менее рудименты прежней системы, когда на прокуратуру возлагался надзор за соблюдением законов судами, продолжают сохраняться (хотя и в разной степени) и в арбитражно-процессуальном законодательстве.

Это относится к праву прокуратуры истребовать из суда любое дело после вступления решения в законную силу, приносить протесты на судебные акты и т.д.

Более того, в некоторых случаях попытки поставить прокуратуру фактически над судом продолжают предприниматься, в том числе на законодательном уровне. Так, в п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре сохранено положение о принесении прокурором протестов и жалоб на «незаконное и необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда». Это означает не что иное, как право прокурора по своему усмотрению определять, является ли судебный акт законным и обоснованным.

Между тем предусмотренное процессуальным законом право обжалования судебного акта никак не связано с его законностью и обоснованностью. Лицо вправе обжаловать законный и обоснованный акт и не обжаловать незаконный и необоснованный.

Однако в силу обязательности вступившего в законную силу судебного акта никто, в том числе прокурор, не вправе признавать его незаконным пли необоснованным, пока он не отменен или не изменен судом в установленном порядке.

Прокурор, как и любое другое лицо, участвующее в деле, может обжаловать судебный акт, приводя соответствующие доводы, однако это совершенно не означает, что он обжалует именно незаконный или необоснованный судебный акт. Между тем в формулировке п. 1 ст. 36 Федерального закона это выглядит именно так. Прокурор может обжаловать (опротестовывать) только незаконные (необоснованные) судебные акты, следовательно, подача им жалобы (протеста) в смысле этой статьи фактически является подтверждением незаконности судебного акта. 11 Кучеров И. Лица, участвующие в арбитражном процессе // Закон. - 2003. - № 2. - С. 9.

Рудименты гипертрофированной роли прокуратуры в гражданском судопроизводстве особенно наглядно видны из сопоставления действующих Гражданского процессуального и Арбитражного процессуального кодексов.

Степень и возможности участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе различны.

В действующем АПК о поднадзорности арбитражного суда прокуратуре уже не упоминается, что отражает изменения в основах конституционного строя, и прежде всего признание судов самостоятельной ветвью государственной власти (ст.ст. 10 и 11 Конституции РФ), закрепление принципа осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (п. 3 ст. 124 Конституции РФ). Эти конституционные принципы несовместимы с каким-либо надзором за судебной властью, а тем более с поднадзорностью суда кому-либо из участников процесса, к числу которых относится и прокурор.

Соответственно положение прокурора в процессе объективно резко меняется -- из надзирающего за судом органа он становится одним из участников процесса и пользуется тем же объемом прав, на него распространяются принципы равноправия сторон и состязательности, обязательности судебных актов.

АПК называет прокурора самостоятельным участником арбитражного процесса, а именно лицом, участвующим в деле, однако его действительное процессуальное положение в арбитражном процессе уясняется через ст. 52 АПК, которая определяет условия и порядок участия прокурора в процессе.

Прокурор сам не является носителем публичного интереса, он лишь формирует и озвучивает этот интерес и защищает его в процессе. Как справедливо отмечалось в литературе, прокурор обращается в суд за защитой не своих, а государственных и общественных прав и интересов и материально-правовых интересов в деле не имеет. 11 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Прокурорский надзор. - М., 2003. - С. 203.

Таким образом, фигуру прокурора в арбитражном процессе можно рассматривать как процессуального истца, т.е. лица, пользующегося всеми правами и несущего обязанности истца (кроме права заключения мирового соглашения), обладающего правом распорядиться судьбой иска - отказаться от иска, изменить предмет или основания иска, уменьшить или увеличить размер исковых требований.

Принимая во внимание, что обращение прокурора в арбитражный суд с иском вытекает из его должностных обязанностей по осуществлению надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, реализация данного правомочия возможна в случае необходимости защиты государственных интересов. При подготовке любого иска в арбитражный суд прокурор выявляет наличие нарушений государственных интересов. Прокурор обращается в суд только в случае нарушения закона, ущемляющего государственные интересы, права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, и при невозможности устранить это нарушение другими (неисковыми) средствами.

К иску прокурора не применяются требования об уплате государственной пошлины.

Вступивший в арбитражный процесс путем предъявления иска прокурор пользуется всеми правами истца и несет все его обязанности. Он может изменить основания или предмет иска, отказаться от иска. Он обязан обосновывать и доказывать предъявленный иск. Однако истцами по этим делам выступают предприятия, организации, органы государственной власти и местного самоуправления, в интересах которых заявлен иск. Прокурор, не являясь в материально-правовом смысле субъектом спора, имеет юридическую заинтересованность, характеризующуюся процессуально-правовыми аспектами и обусловленную возложенной на органы прокуратуры обязанностью по осуществлению надзорных полномочий за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. В связи с последним обстоятельством, исходя из положений принципов диспозитивности и состязательности, прокурор не может закончить процесс, заключив мировое соглашение по спору, к нему не может быть предъявлен встречный иск.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на значительное сужение полномочий прокурора в арбитражном процессе, вызванное изменениями в экономической сфере и усилением действия принципов состязательности и диспозитивности, прокурор остается должностным лицом, осуществляющим надзорные полномочия посредством реализации предоставленных ему арбитражным процессуальным законом права и обязанности.



Поделиться