В целях признания должника банкротом используется понятие несостоятельности предприятия, то есть неспособности вовремя рассчитываться по имеющимся обязательствам. Какие существуют стадии банкротства в соответствии с законодательными требованиями? В каком порядке проходит эта судебная процедура? Обо всех юридических нюансах пойдет речь далее.
Основные стадии банкротства юридического лица
Возможность объявить себя банкротом является единственным выходом законно ликвидировать бизнес в тех случаях, когда исполнить обязательства кредиторов не представляется возможным. При этом, как правило, сумма накопленных долгов превышает величину активов предприятия, а срок просрочки составляет свыше 3 мес. (ст. 3 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г.) . В некоторых ситуациях анализ финансово-хозяйственного состояния компании позволяет предпринять превентивные меры по нормализации деятельности организации в целях расчетов с кредиторами. Но если перспектив развития бизнеса нет, собственникам приходится подавать в арбитраж заявление о несостоятельности.
Четкий регламент и обязательные этапы банкротства юридического лица утверждены на федеральном уровне в уже упомянутом Законе № 127-ФЗ . Этот нормативно-правовой документ определяет алгоритм действий, которые проводятся в процессе признания компании неплатежеспособной. Требования являются обязательными для всех участников процесса независимо от организационного статуса организации и ее отраслевой принадлежности.
Не все этапы банкротства применяются по мере решения дела, но предварительное наблюдение проводится всегда. Решение о введении наблюдательных мероприятий выносится судом по итогам рассмотрения заявления (может быть подано как должником, так и любым из кредиторов, а также уполномоченными госорганами). При этом внимательно изучаются представленные доказательства о неплатежеспособности должника. По итогам наблюдения делаются соответствующие выводы о дальнейшей судьбе предприятия - прекращение производства банкротства или переход к следующему этапу.
Стадии банкротства юридического лица - схема
Общепринятый порядок признания юрлица банкротом включает в себя проведение пяти обязательных стадий. Одну из них, а именно мировое соглашение, разрешается возобновлять в любой момент, а часть прочих (за исключением наблюдения) проводится не всегда и по назначению конкурсных кредиторов, участвующих в производстве. Право влияния прямо предусмотрено нормами Закона № 127-ФЗ . Итак, рассмотрим внимательно схему стадий банкротства.
Из представленной схемы становится понятен механизм рассмотрения судом дел о неплатежеспособности. О том, какие задачи преследуют стадии процедуры банкротства, подробнее в следующем разделе.
Основные этапы банкротства - цели и взаимосвязи
Каждый из этапов признания фирмы несостоятельной тесно взаимосвязан друг с другом и проводится ради достижения поставленных целей. Сроки мероприятий, их цели и задачи перечислены в Законе № 127-ФЗ. Рассмотрим подробнее все пять процедур:
Стадия 1. Наблюдение
Анализ текущего материального положения должника проводится на предварительном наблюдательном этапе (стат. 62 -75 № 127-ФЗ). Для независимой оценки финсостояния назначается временный управляющий, который публикует уведомление о введении наблюдения. Эта стадия назначается также для обеспечения неприкосновенности активов предприятия, уведомления кредиторов, составления реестра требований. Руководство компании сохраняет свои полномочия, но с некоторыми (весьма существенными) ограничениями.
Максимальная продолжительность наблюдения составляет 7 мес. За этот период управляющий проводит полный сбор сведений о должнике, его финансово-хозяйственной деятельности, величине активов и обязательств, возможности восстановления нормального функционирования хозяйствующего субъекта. По итогам управляющий подготавливает сводный отчет, который наряду с протоколом первого кредиторского собрания, представляется в арбитраж. Затем судом принимается решение о целесообразности дальнейшего рассмотрения банкротства или прекращении дела в связи с возможностью оздоровления организации с целью погашения долгов в полных объемах. Также возможно подписание мирового соглашения и реструктуризация обязательств.
Стадия 2. Финансовая санация
Целью оздоровления должника становится восстановление финансовой платежеспособности юрлица и, соответственно, погашение образовавшихся долгов. Процедура проводится по законодательным нормам согласно стат. 76 - Закона № 127-ФЗ. Этап назначается не во всех случаях, а только при выявлении скрытых потенциалов реанимации бизнеса. Решение о применении утверждается на первом кредиторском собрании совместно с разработкой предварительного графика погашения долгов.
Среди последствий санации нужно выделить следующие шаги:
- Отмена абсолютно всех досудебных действий по погашению долгов, включая уже выпущенные приказы о взыскании.
- Приостановление выдачи дивидендов, запрет на выплату процентов по акциям.
- Запрет на проведение любых операций с обязательствами (бартеры, зачеты и т.д.).
- Снятие арестов с активов должника, приостановление начисления санкций на суммы долгов.
Ответственным за выполнение принятого плана финоздоровления назначается независимый управляющий. Максимальный срок проведения составляет 2 года (календарных). Если же предпринятые меры не принесли ожидаемых результатов в виде улучшения финсостояния юрлица, осуществляется переход к внешнему управлению или сразу к конкурсному производству, то есть к распродаже активов.
Стадия 3. Внешнее управление
В соответствии с требованиями стат. 93-123 Закона № 127-ФЗ этап внешнего управления вводится по итогам санации при невозможности возврата к успешной жизнедеятельности должника. Или же применяется как единственная альтернатива при отсутствии резервов восстановления нормального материального положения компании. План управления разрабатывается экспертом-управляющим и в том числе включает в себя:
- Закрытие убыточных направлений бизнеса.
- Смену стратегии деятельности и перепрофилирование производственных проектов.
- Реализацию имущественных объектов организации.
- Взыскание дебиторских обязательств.
- Получение займов от третьих лиц, увеличение размеров вкладов участников.
- Дополнительный выпуск собственных акций для обращения на фондовом рынке.
- Проведение инвентаризации всех активов, выявление внутренних резервов бизнеса.
План управления может включать самые радикальные меры, необходимые для оздоровления должника, вплоть до массового сокращения персонала, прекращения выпуска продукции и привлечения сторонних квалифицированных управленцев. Максимальный период проведения равен полутора годам, в виде исключения пролонгируется до 2 лет. Если никакие действия не приносят результатов, долги не погашаются, судом выносится решение о внедрении конкурсного производства, а точнее свободной реализации активов юрлица.
Стадия 4. Конкурсное производство
Завершением признания несостоятельности должника выступает введение конкурсного производства. Сама процедура проводится строго по регламенту Закона № 127-ФЗ (стат. 124 -) и означает неизбежность банкротства бизнеса. По-прежнему и на этом этапе сторонам разрешается заключать мировое соглашение. Основная цель производства - максимально полное погашение кредиторских требований через продажу активов компании на свободных торгах. Руководством занимается назначаемый арбитражным судом конкурсный управляющий, на которого возлагаются следующие функции:
- Проведение инвентаризационных действий для определения перечня активов и их стоимости путем независимой оценки.
- Создание конкурсной массы с включением в специальный фонд расчетов с кредиторами всех ТМЦ должника, основных фондов и других видов активов, выявленных в ходе инвентаризации.
- Прием кредиторских требований для проведения торгов в целях соразмерного погашения совокупных обязательств.
По завершении этапа конкурсного производства и в случае нехватки активов для осуществления полных расчетов все непогашенные долги признаются удовлетворенными, а должник считается ликвидированным. По судебному решению органами ИФНС вносится запись в единый реестр (ЕГРЮЛ), деятельность юрлица прекращается.
Стадия 5. Мировое соглашение
Составление по обоюдному взаимному согласию мирового договора допускается на любом этапе рассмотрения банкротства. Первоначальное предложение может исходить от должника или кредиторов, но в действие соглашение вступает только, если никто из участников процесса не возражает. Если инициатором выступают кредиторы, соответствующее решение необходимо единогласно утвердить на собрании. Автоматически подписание согласия подразумевает полное прекращение процедуры неплатежеспособности.
Какая информация отражается в соглашении? В первую очередь, это точный порядок погашения обязательств кредиторов; также обозначается формат расчетов, включая сроки и процентные ставки. Дополнительно в документ могут включаться и другие условия, не противоречащие законодательным требованиям. Нередко в заключении соглашения участвуют третьи лица - заинтересованные в погашении долгов инвесторы, в роли которых разрешается выступать как физлицам, так и предприятиям, в т.ч. иностранным. Нарушение исполнения условий соглашения со стороны должника служит поводом для возобновления процедуры банкротства компании.
Юридическое регулирование несостоятельности (банкротства) предприятий и физических лиц имеет место везде, где есть товарно-денежные рыночные отношения. Переход России в 90-е гг. к развитию рыночной экономики объективно потребовал использования проверенного историческим опытом средства оживления, оздоровления экономики страны. Необходимо было срочно разработать механизм законодательного регулирования несостоятельности (банкротства), ликвидации неконкурентоспособных предприятий. В настоящее время эти вопросы регулируются Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Несостоятельность (банкротство) определяется как неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Должником может быть гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не способные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим по гражданско-правовому договору и иным основаниям, предусмотренным ГК, а также исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налоги, сборы, страховые и иные обязательные взносы, подлежащие внесению в бюджет и во внебюджетные фонды).
Признаки банкротства определены в ст. 3 Закона "О несостоятельности (банкротстве)". Общим Признаком для граждан и юридических, лиц является прекращение платежей по обязательствам или неисполнение требований по обязательным платежам в срок, превышающий три месяца с наступления даты их исполнения. При этом сумма задолженности для юридических лиц должна быть не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, а для индивидуальных предпринимателей и граждан, таковыми не являющихся, - 100 и более минимальных размеров оплаты труда
Кроме того, для признания должника-гражданина банкротом необходимым условием является превышение суммы обязательств над стоимостью имущества должника, на которое может быть обращено судом взыскание.
В общую сумму задолженности включаются лишь суммы долга за товары, работы, услуги и недоимки по налогам и иным обязательным платежам. Не должны приниматься во внимание подлежащие уплате за просрочку неустойки (штрафы, пени), а также финансовые (экономические) санкции.
Размер денежных требований кредиторов, а также налоговых и иных уполномоченных органов считается установленным (бесспорным), если эти требования подтверждены решениями судов или документами, свидетельствующими об их признании должником. К категории установленных относятся также требования, которые не оспариваются должником (размер требований определяется на момент подачи заявления о банкротстве должника в арбитражный суд). Все иные требования должник может оспорить, а обоснованность его возражений будет проверена арбитражным судом.
Дело о банкротстве может быть возбуждено и рассмотрено только арбитражным судом. Суды общей юрисдикции такие дела не ведут.
Сообщение о признании должника банкротом публикуется за счет должника арбитражным судом в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.
При подаче в арбитражный суд заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) определяются состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника наделяются: должник, его кредиторы (это могут быть как российские, так и иностранные физические и юридические лица), прокурор, а также уполномоченные на то налоговые и иные государственные органы. В некоторых случаях закон обязывает руководителя организации-должника или гражданина-предпринимателя обратиться, в арбитражный суд с заявлением об их банкротстве. Это необходимо, например, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств перед другими кредиторами, органами управления должника или собственником его имущества (унитарного предприятия).
Фиктивным по Закону "О несостоятельности (банкротстве)" является обращение должника в арбитражный суд с заявлением о его банкротстве при отсутствии признаков банкротства в силу наличия у должника имущества, достаточного для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Если действия должника суд квалифицирует в качестве фиктивного банкротства, то это влечет обязанность должника возместить ущерб, причиненный подачей такого заявления в арбитражный суд.
Преднамеренным считается банкротство должника, происшедшее по вине его учредителей (участников) или иных лиц (в том числе руководителей должника), имеющих право давать обязательные для должника указания либо возможность иным образом определять его действия. При установлении преднамеренного банкротства на учредителей (участников) должника, в случае недостаточности имущества должника, может быть возложена субсидиарная (дополнительная) ответственность по его обязательствам.
Собрание кредиторов . С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом все действия в отношении его от имени кредиторов осуществляются собранием и комитетом кредиторов, а кредиторы не вправе обращаться к должнику в индивидуальном порядке, в том числе в суды общей юрисдикции.
В компетенцию собрания кредиторов входит решение вопросов введения, продления, прекращения внешнего управления, заключения мирового соглашения, обращения в суд с ходатайством о признании должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства, избрания и прекращения полномочий комитета кредиторов.
Инициаторами проведения собрания могут быть арбитражный управляющий, комитет кредиторов, конкурсные кредиторы, требования которых в совокупности составляют не менее трети общей суммы требований, внесенных в реестр. Собрание проводится по месту нахождения должника или в другом месте, установленном инициаторами его проведения. Решения принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании. Комитет кредиторов представляет интересы конкурсных кредиторов и контролирует действия внешнего управляющего и конкурсного управляющего. В состав комитета кредиторов могут быть включены представители конкурсных кредиторов в количестве, которое определяет собрание кредиторов, но не более 11 человек.
Для осуществления возложенных на него функций комитет кредиторов вправе: требовать от внешнего управляющего представления информации о финансовом состоянии должника, ходе внешнего управления и конкурсного производства; в случаях, предусмотренных Законом "О несостоятельности (банкротстве)", обжаловать в арбитражный суд действия внешнего или конкурсного управляющего вплоть до требования об их отстранении за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей (ст. 21 Закона).
Арбитражный управляющий - физическое лицо, осуществляющее определенные полномочия по управлению делами должника в период проведения различных процедур несостоятельности (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий), назначаемое арбитражным судом, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов.
Закон предъявляет определенные требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Вопрос о назначении управляющим рассматривается при наличии у претендента аттестата антикризисного управляющего. Арбитражные управляющие действуют на основании лицензии, выдаваемой государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Лицо, имеющее лицензию арбитражного управляющего, регистрируется в арбитражном суде, по назначению которого исполняет обязанности арбитражного управляющего по делам о банкротстве. Инициатива в выборе кандидатуры арбитражного управляющего и ее представлении в суд принадлежит собранию кредиторов. Арбитражными управляющими не могут быть назначены лица, имеющие дисквалификацию или судимость.
На арбитражного управляющего возложены обязанности по принятию мер, связанных с защитой имущества должника, анализом финансового состояния должника, рассмотрением требований кредиторов и ведением реестра требований кредиторов. Для выполнения обязанностей арбитражному управляющему предоставляются определенные законом права. Так, заявления арбитражных управляющих, в том числе о разногласиях, возникших между ними и кредиторами в ходе наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее, чем в двухнедельный срок со дня их получения. По результатам рассмотрения заявлений выносятся определения.
За выполнение работы арбитражный управляющий получает вознаграждение, определяемое собранием кредиторов и утверждаемое судом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего законом, может явиться основанием для отзыва его лицензии, освобождения от должности (по инициативе собрания или комитета кредиторов с последующим утверждением судом), а также возмещения убытков, причиненных его действиями либо бездействием.
Законом "О несостоятельности (банкротстве)" для должников- юридических лиц предусмотрены следующие процедуры банкротства : наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение и иные. Первые две процедуры направлены на предупреждение банкротства.
Наблюдение вводится с момента принятия судом заявления о признании должника банкротом. Копии определения суда о принятия заявления о признании должника банкротом направляются во все банковские учреждения, в налоговые и иные уполномоченные органы, в суды общей юрисдикции и судебному приставу-исполнителю по месту нахождения должника.
Органы управления должника на этой стадии не отстраняются от исполнения обязанностей, деятельность организации продолжается в полном объеме. Однако затруднительное положение должника предопределяет высокую степень риска заключаемых им в этот период сделок. Поэтому на стадии наблюдения все крупные сделки должны контролироваться временным управляющим. Руководитель организации-должника продолжает исполнять свои обязанности, но также под наблюдением временного управляющего, назначенного арбитражным судом.
Задачами наблюдения являются: обеспечение сохранности активов должника до вынесения судом решения по существу банкротного дела; определение финансового состояния должника и возможности восстановления его платежеспособности; проведение собрания кредиторов и определение на нем перспектив банкротного дела должника.
Выполняя названные задачи, временный управляющий, выявляет размер требований кредиторов, определяет конкурсных кредиторов, а также количество голосов, принадлежащих каждому кредитору на собрании кредиторов. Временный управляющий созывает и проводит первое собрание кредиторов. Он докладывает собранию результаты финансового анализа положения должника и вносит предложения по дальнейшей судьбе должника.
Принятые собранием кредиторов решения временный управляющий докладывает арбитражному суду. После вынесения соответствующего решения арбитражного суда по существу рассматриваемого дела заканчивается наблюдение.
Внешнее управление является еще одной процедурой банкротства, которая применяется к должнику при наличии реальной возможности восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Внешний управляющий назначается 4 судом, как правило, одновременно с введением внешнего управления. Процедура внешнего управления вводится на срок не более 12 месяцев и может быть продлена не более чем на 6 месяцев. Не позднее 1 месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления, в котором предусматриваются меры по восстановлению платежеспособности должника.
Важнейшими обязанностями временного управляющего являются: обеспечение сохранности имущества должника, анализ его финансового состояния, выявление кредиторов и установление их требований, фактов фиктивного банкротства, проведение собраний кредиторов и представление в суд отчета о проводимых мероприятиях.
На период внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, связанный с приостановлением выплат по обязательствам и обязательным платежам, по исполнительным документам судов, с прекращением начисления неустоек, процентов по закону и договору. Вместе с тем выплачиваются заработная плата и иное вознаграждение работникам организации-должника. Внешнему управляющему законом предоставляется право отказаться от исполнения договоров должника.
Для восстановления платежеспособности должника планом внешнего управления могут предусматриваться следующие меры: закрытие нерентабельных производств, перепрофилирование производства, ликвидация дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требований должника, продажа предприятия (бизнеса) должника и др.
В случае успешного проведения внешнего управления иные банкротные процедуры к должнику не применяются. Внешний управляющий готовит и представляет на рассмотрение собрания кредиторов отчет, в котором показывается, что предприятие восстановило платежеспособность. и готово расплатиться с кредиторами. После одобрения отчета на собрании кредиторов внешний управляющий представляет отчет на утверждение в арбитражный суд. Утверждение арбитражным судом отчета внешнего управляющего является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.
При наличии ходатайства, принятого собранием кредиторов, арбитражный суд вправе установить срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шести месяцев с даты вынесения определения об утверждении отчета внешнего управляющего. Если в установленный арбитражным судом срок расчеты с кредиторами не будут произведены, суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Аналогичное решение о переходе к конкурсному производству принимается арбитражным судом и тогда, когда внешнее управление не дало желаемого результата - восстановление платежеспособности должника.
Конкурсное производство . Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства, срок которого не может превышать одного года с возможностью продления этого срока еще на 6 месяцев и более.
Открытие конкурсного производства означает, что срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим, прекращается начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем видам задолженности; все требования к должнику предъявляются только в рамках конкурсного производства.
Главной задачей конкурсного производства являются аккумулирование имущества должника и формирование конкурсной массы в целях продажи имущества и расчета с кредиторами в порядке очередности, предусмотренной ст. 64 ГК, согласно которой в первую очередь удовлетворяются требования из причинения вреда жизни и здоровью, во вторую - оплаты труда, выходных пособий, авторское вознаграждение, в третью - обязательства, обеспеченные залогом, в четвертую - по обязательным платежам, в пятую - конкурсных кредиторов в размере основной задолженности и процентов, а затем всех остальных требований, в частности, убытков, неустоек, финансовых санкций.
Вне очереди покрываются судебные расходы; расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, платежи по аренде и коммунальным расходам конкурсного производства.
При конкурсном производстве используется один расчетный счет в банке, остальные закрываются. После проведения инвентаризации и оценки имущества конкурсный управляющий приступает к его продаже на открытых торгах. Порядок и сроки продажи должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Организатором торгов может выступать конкурсный управляющий. Имущество, не реализованное на торгах, продается на основании договора купли-продажи без проведения торгов. Такой же порядок предусмотрен в отношении продажи (уступки) прав требования должника. Расчеты с кредиторами производятся в соответствии с реестром требований кредиторов, причем требования каждой очереди удовлетворяются после полного выполнения требований предыдущей очереди. В реестр требований кредиторов вносятся сведения о погашении требований кредиторов.
Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные конкурсным управляющим, если кредитор не обращался в арбитражный суд либо такие требования признаны судом необоснованными.
Закон содержит важное положение о том, что кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника в течение десяти лет после окончания производства по делу о банкротстве.
При неисполнении конкурсным управляющим своих обязанностей суд по ходатайству собрания кредиторов может отстранить его от должности.
После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в суд отчет с приложением реестра требований кредиторов и документов, подтверждающих продажу имущества и погашение требований кредиторов. Суд рассматривает отчет конкурсного управляющего и выносит определение о завершении конкурсного производства.
В течение 10 дней с момента вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства конкурсный управляющий должен представить указанные определения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
В Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации должника. С момента внесения такой записи полномочия конкурсного управляющего прекращаются. Конкурсное производство считается завершенным, а должник - ликвидированным.
Мировое соглашение предусмотрено в Законе "О несостоятельности (банкротстве)" как один из видов применяемых к должнику процедур.
Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращений спора на основе взаимных уступок и мирного урегулирования взаимных претензий. Кредиторы и должники вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве.
От имени должника решение о заключении мирового соглашения принимает самостоятельно гражданин-должник либо руководитель "организации-должника в период наблюдения, внешний либо конкурсный управляющий в периоды внешнего управления или конкурсного управления соответственно.
Решение о заключении мирового соглашения от лица конкурсных кредиторов принимает собрание кредиторов. Такое собрание может быть созвано в порядке ст. 13 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" специально для заключения мирового соглашения. Решение о заключении мирового соглашения может быть принято только при соблюдении двух условий: если за него проголосует большинство конкурсных кредиторов; за это решение проголосуют все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
Мировое соглашение заключается в письменной форме и может содержать следующие условия: об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке прав требования должника; о скидке с долга; об исполнении обязательств должника третьими лицами; об отмене требований на акции и др.
Мировое соглашение вступает в силу для его участников (в том числе участвующих в нем третьих лиц) со дня его утверждения арбитражным судом. Для всех участников вступившего в силу мирового соглашения оно обязательно и односторонний отказ от него не допускается.
В Законе "О несостоятельности (банкротстве)" законодатель предусмотрел упрощенную процедуру банкротства . В случаях отсутствия должника-гражданина либо руководителя должника-юридического лица и невозможности установления их местонахождения заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано в суд уполномоченными законом лицами независимо от размера кредиторской задолженности. Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника, оценка и реализация имущества, удовлетворение требований кредиторов осуществляются в обычном порядке, после чего конкурсным управляющим составляется ликвидационный баланс и вместе с отчетом представляется в суд.
Законом "О несостоятельности (банкротстве)" определены особенности банкротства отдельных категорий должников-юридических лиц и граждан. Речь идет о градообразующих, сельскохозяйственных, страховых организациях, банках, профессиональных участниках рынка ценных бумаг, а также гражданах, включая индивидуальных предпринимателей.
Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. При банкротстве таких организаций возможны серьезные социальные последствия. Поэтому Закон предусматривает участие в таких делах органа местного самоуправления.
Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка, от реализации которой составляет не менее половины от общей суммы выручки. Особенности банкротства таких предприятий связаны с использованием и отчуждением земельных участков и сезонным характером их работы.
В отношении банкротства банков и иных кредитных организаций действует специальный федеральный закон. Предварительно вопрос о несостоятельности банка рассматривается Центральным банком России, который при наличии признаков банкротства отзывает лицензию и принимает меры к оздоровлению неплатежеспособного банка, и только после этого судом возбуждается дело.
Законом предусмотрены следующие основные процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.Наблюдение
Наблюдение применяется к должнику с момента принятия судом заявления до введения внешнего управления или конкурсного производства. Наблюдение осуществляется временным управляющим, назначаемым арбитражным судом. Руководство должника продолжает осуществлять свои полномочия, однако с определенными ограничениями.
Внешнее управление
Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.
Внешнее управление осуществляется внешним управляющим, кандидатура которого утверждается судом.
С момента введения внешнего управления:
- руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника переходит к назначенному управляющему;
- все полномочия органов управления должника переходят к управляющему; органы управления должника должны передать все балансы, другую бухгалтерскую и финансовую отчетность и документацию, печати и штампы, материаль-ные ценности, оборудование внешнему управляющему;
- снимаются все ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
Внешний управляющий имеет право отказаться от исполнения договоров должника.
Внешний управляющий отчитывается перед собранием кредиторов.
Суд на основании решения собрания кредиторов и отчета внешнего управляющего может принять решение:
- прекратить процедуры банкротства и начать расчеты с кредиторами в соответствии с реестром кредиторов;
- отказать в утверждении отчета управляющего, объявить должника банкротом и открыть конкурсное производство (это может быть сделано по просьбе собрания кредиторов);
- утвердить мировое соглашение.
Конкурсное производство открывается судом и начинается с назначения судом конкурсного управляющего.
Срок конкурсного производства не может превышать 1 года. Этот срок может быть продлен арбитражным судом на 6 месяцев и более.
В ходе конкурсного производства все функции по управлению переходят к конкурсному управляющему, на которого возлагается ответственность по оценке имущества и активов должника. Все имущество должника, за исключением некоторых видов активов, реализуется на открытых торгах. Конкурсный управляющий использует средства, полученные на аукционах, для удовлетворения требования кредиторов.
После утверждения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит опреде-ление, которое конкурсный управляющий впоследствии представляет в орган, в котором был зарегистрирован должник. Решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента внесения в реестр записи о ликвидации должника последний считается ликвидированным.
Мировое соглашение
Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве. Решение о заключении мирового соглашения принимается собранием кредиторов (простым большинством голосов) и считается принятым, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имуществом должника. Мировое соглашение должно быть утверждено судом.
Суд может признать мировое соглашение недействительным в следующих случаях:
- соглашение содержит условия, предусматривающие преимущества для одних или ущемляющие права других кредиторов;
- исполнение мирового соглашения может привести к банкротству должника;
- наличие других оснований недействительности сделок.
Вопросы, касающиеся несостоятельности предприятий и организаций, являются весьма актуальными, если учесть современные условия. Неустойчивость экономики, финансовый кризис, завышение налогов и другие негативные обстоятельства создают непростую атмосферу, в которой владельцам малого и среднего бизнеса становится сложно не только развиваться, но и оставаться на плаву. Банкротство юр. лиц и основные этапы прохождения этой процедуры - тема данной статьи.
Понятие
Несостоятельным исключительно по решению арбитражного суда. А решению этому предшествует долгий и трудоемкий процесс. Банкротство юр. лиц - это совокупность процедур, после прохождения которых подтверждается неспособность организаций удовлетворять требованиям кредиторов и исполнять обязанности по основным платежам. Для подачи заявления в соответствующие инстанции должник должен соответствовать некоторым требованиям. Так, например, для осуществления процедуры задолженность организации должна не погашаться в течение последних трех месяцев.
Процедура банкротства может быть инициирована самостоятельно самой организацией. А в некоторых случаях, согласно ст.9 ФЗ-№127, положить начало этому процессу должно именно должностное лицо, представляющее интересы предприятия.
Предпосылки
Какие факторы приводят к тому, что банкротство юр. лиц становится единственным возможным выходом из непростой ситуации? Сегодня количество разорившихся предприятий и организаций беспрерывно растет. Вместе с ним увеличиваются и неплатежи в бюджет, и задолженности по обязательствам перед прочими организациями. В такой обстановке стали довольно частыми правонарушения в сфере предпринимательской деятельности. Нередко процедура банкротства юр. лица осуществляется по инициативе налоговых органов. Подобная ситуация складывается потому, что предприятия-должники не заявляют о своей несостоятельности, а кредиторы не имеют возможности получить сведения о платежеспособности этих организаций.
Признаки
Процедура банкротства юр. лица контролируется Федеральным законом. В ст. 65 ГК РФ определено, что организация может быть признана несостоятельной лишь в том случае, если она не является казенным предприятием, учреждением, религиозным объединением или политической партией. Признаки банкротства юр. лица - это неспособность компании осуществлять обязательные платежи и удовлетворять требования кредиторов.
Если должник намерен самостоятельно обратиться в суд, он должен отвечать некоторым критериям. Основной из них - определенная сумма задолженности. Только без осуществления в установленный период времени обязательных платежей начинаются процедуры, результатом которых становится банкротство юр. лиц. Сумма долга перед кредиторами должна при этом составлять не менее 100 тысяч рублей. Несомненно, это обязательство подтверждается в арбитражном суде.
С чего начинается процедура?
Юр. лиц - документ, с которым должны быть ознакомлены все участники процесса без исключения. В нормативной базе постоянно происходят обновления, и потому необходимо использовать последнюю редакцию, включающую в себя все изменения и дополнения.
Несостоятельность (банкротство) юр. лиц - это итог сложной длительной процедуры, которая имеет множество нюансов. Человеку, не имеющему юридического образования и опыта в этой сфере, довольно сложно пройти все этапы и собрать самостоятельно полный пакет документов. Большинство владельцев организаций в подобных случаях обращаются к специалистам, услуги которых, впрочем, стоят довольно дорого.
Чтобы иметь представление о том, как выглядит порядок банкротства юр. лица, следует выделить его основные этапы.
Заявление
Как подать на банкротство юр. лица? Начальный этап в этой процедуре - составление заявления. Его в суд может подать как сам должник, так и кредитор. Рассмотрим ситуацию, в которой владелец бизнеса, ощущая неплатежеспособность своей компании, сам выступает в роли инициатора этого процесса.
Добровольное банкротство юр. лиц - это процедура, при которой физическое лицо, представляющее интересы организации, подает самостоятельно заявление в арбитражный суд. Этот документ в обязательном порядке должен быть подписан учредителем, который имеет на это право согласно уставу. В большинстве случаев им и является владелец организации.
Для того чтобы избежать временных проволочек, составление заявление следует доверить специалисту. В этом случае документ будет составлен правильно, в соответствии со всеми нормами. Процедура займет не так много времени, в чем заинтересован не только сам владелец предприятия, но и его кредиторы.
Заявление о банкротстве юр. лица должно иметь установленную форму и обладать следующими данными:
- наименованием арбитражного суда;
- суммой платежей, на которые претендуют кредиторы в соответствии с финансовыми обязательствами должника;
- размером общей задолженности:
- сведениями об основании невозможности выполнить все требования;
- сведениями о документах, предъявляемых для списания долга со всех счетов юридического лица;
- сведениями из других кредитных учреждений (при наличии);
- указанием вознаграждения арбитражного управляющего.
Что касается арбитражного управляющего, то его вознаграждение затрагивает интересы всех участников процесса. Эта сумма выплачивается из имущества должника, согласно общему правилу. А потому чем больше вознаграждение, тем меньше средств уходит на удовлетворение кредиторских требований. А также и на выплаты всем участникам организации.
Наблюдение
Первая стадия банкротства продолжается до семи месяцев. За это время производится финансовая оценка «проблемного» субъекта, проводится первое собрание кредиторов и составляется реестр неплатежеспособной организации.
Несостоятельность (банкротство) юр. лиц признается на основании сведений, которые предоставляют специалисты после наблюдения за работой предприятия на разных этапах проведения процедуры. На начальной стадии организация не прекращает своей деятельности. Сотрудники продолжают выполнять свои обязанности. Но появляются определенные ограничения в работе органов управления. Запрещается производить следующие действия:
- реорганизовывать предприятие;
- создавать юридическое лицо;
- учреждать филиалы и представительства.
Уполномоченное лицо, которое контролирует деятельность должника на этой стадии, называется временным управляющим. Этот специалист составляет отчет о финансовой ситуации в предприятии и подает его в арбитражный суд.
Стоит сказать, что процедура банкротства нередко используется в качестве способа уйти от своих обязательств. Действие это является противоправным. Кроме того, за преднамеренное банкротство в Уголовном и Административном кодексах предусмотрена ответственность.
Важным этапом в процедуре наблюдения является первое собрание кредиторов. На нем решается дальнейший ход процедуры и рассматривается возможность заключить мировое соглашение.
Банкротство юр. лиц - это долгий процесс, который помимо наблюдения состоит из внешнего оздоровления и конкурсного производства. Первые две процедуры являются альтернативой третьей. Они ориентированы на восстановление платежеспособности организации, в то время как конкурсное производство приводит исключительно к ликвидации предприятия.
Финансовое оздоровление
Во время этой процедуры судом утверждается план погашения задолженности. Расчитан он на период до двух лет. Но если по истечении установленного срока ситуация не меняется и требования все еще не удовлетворены, собранием кредиторов составляется обращение с ходатайством в арбитражный суд.
Сведения о банкротстве юр. лиц рассматриваются и проверяются неоднократно. После прохождения такой анализ имеет решающий характер, поскольку следующим этапом в процессе может стать как внешнее управление, так и конкурсное производство.
Внешнее управление
Деятельность организации на этой стадии существенно отличается от работы предприятия на предыдущем этапе процедуры банкротства. Генеральный директор и прочие органы управления отстраняются от дел, и их обязанности выполняет внешний управляющий. Положительным моментом в этот период является то, что на удовлетворение требований всех кредиторов устанавливается мораторий. Задолженность, которая возникла до прихода внешнего управляющего, не выплачивается, а это дает возможность предприятию восстановить свое финансовое благополучие.
Все стадии банкротства юр. лица имеют свои особенности и нюансы. Каждая из них направлена на достижение каких-либо целей. В рамках внешнего управления составляется план, который формирует основные меры устранения несостоятельности. Добиться этого могут с помощью различных действий.
Восстанавливают неплатежеспособность компании с помощью следующих мероприятий:
- закрытия убыточных производств;
- продажи имущества должника;
- перепрофилирования деятельности предприятия.
Срок внешнего управления - восемнадцать месяцев. В отдельных случаях по решению суда этот период может продолжаться дольше.
Конкурсное производство
Эта стадия является завершающей. В случае если проведение вышеописанных процедур не дало результатов, а задолженность перед кредиторами погасить не удалось, вводится конкурсное производство. С этого момента предприятие уже считается банкротом.
Целью этой процедуры является ликвидация организации и последующая реализация ее имущества. Руководит процессом на этом этапе конкурсный управляющий. Срок этой процедуры - шесть месяцев. Основной функцией конкурсного управляющего является подробная инвентаризация и оценка всего имущества организации-банкрота.
Специалист также составляет отчет. В нем отображена то есть имущество должника в полном объеме. На основании этого отчета и после удовлетворения требований (насколько это возможно, исходя из финансового положения разорившегося предприятия) судом выносится решение о прекращении конкурсного производства - последней стадии банкротства. Затем конкурсный управляющий отправляет полученные сведения в государственные органы, где и фиксируется факт о ликвидации юридического лица. Запись вносится в единый государственный реестр.
Закон о банкротстве юр. лиц призван улучшить финансовое положение на предприятии. Его целью не является ликвидация организации. Конкурсное производство - это, как правило, крайняя мера. Взыскание задолженности с помощью этой процедуры не всегда приводит к результатам, которые могли бы удовлетворить кредиторов.
Законодательство предусмотрело несколько сценариев развития процедуры банкротства. В лучшем случае это может быть «финансовая реабилитация». В худшем - уголовная ответственность учредителя. Но все же во многих случаях этот процесс способствует улучшению деятельности организации. После прохождения длительной и непростой антикризисной процедуры должник получает возможность расплатиться со своими кредиторами и выполнить все обязательства. Но если платежеспособность восстановить невозможно, закон находится на стороне кредиторов, чьи требования будут удовлетворены путем ликвидации организации. Если не в полном объеме, то, по крайней мере, частично. Процедура, несомненно, способна облегчить участь и собственника, и директора компании. Владельцам организации, деятельность которой оказалась в затруднительной ситуации, закон предоставляет возможность избавиться от пожизненной выплаты долгов, пройдя банкротство юр. лиц.
Последствия
После завершения всех процедур передаются в архив. Должник перестает существовать, а вместе с ним прекращают свое существование и его долги. Нередко спасительным средством для предприятия является именно банкротство юр. лица с кредитами. Последствия такой процедуры, однако, не всегда оказывают положительное влияние на дальнейшую судьбу генерального директора. Хотя в большинстве случаев после прохождения всех процедур он ничего не теряет и к дополнительным капиталовложениям его принудить не может даже суд, все же случаются исключения и из этого правила.
Правоохранительные органы могут установить причинно-следственную связь между несостоятельностью организации и действиями учредителя, которая укажет на фиктивное или преднамеренное банкротство. В этом случае убытки пострадавших, а именно кредиторов, придется возмещать виновнику за счет своего личного имущества. Данный механизм может быть реализован только в силу приговора суда. Генеральный директор отвечает собственным имуществом лишь при установлении факта, который свидетельствует о совершении преступления экономического характера.
Уголовная ответственность
Как уже было сказано, фиктивное или преднамеренное банкротство может повлечь за собой весьма неприятные последствия. Возбудить уголовное дело по факту совершения подобных преступлений правоохранительные органы могут на основе заявления кредитора, наблюдателя, конкурсного управляющего, внешнего управляющего или другого заинтересованного лица.
Ограничение в правах
То, что организация была признана несостоятельной, никак не может отразиться на ее учредителях. Они вправе заниматься предпринимательской деятельностью, создавать новые предприятия и фирмы, реализовывать различные коммерческие проекты.
Но в отношении генерального директора или бухгалтера предпринимаются строгие меры. При обнаружении в ходе серьезных нарушений могут быть возбуждены судебные процессы. Результатом может стать лишение прав на ведение той или иной деятельности.
Причин закрытия предприятия и объявления его банкротом может быть несколько: проведение выездных проверок и доначисление неоплаченных налогов в случае проведения незаконных фиктивных сделок, несостоятельность по уплате кредиторской задолженности. Несостоятельность и юридических лиц признается в судебном порядке, эта юридически сложная процедура включает прохождение целого ряда процедур, указанных в законе.
Банкротство юридического лица может инициироваться должником, кредитором или собственником.
Оно может быть запланированным, т.е. используется для улучшения экономической картины в определенной области, или фиктивным и преследуется по закону, за него предусмотрена уголовная ответственность.
Процедура проведения банкротства
Все основные моменты, регулирующие этапы закрытия и признания юридических лиц банкротами, содержатся в федеральном законе №127-ФЗ от 26.10.2002 «О банкротстве». В нем содержатся указания по времени закрытия, суммам незакрытых кредиторских задолженностей, расписаны стадии проведения банкротства и т.д.
Признание юридического лица банкротом
В статье 27 вышеуказанного закона предусмотрены обязательные шаги по признанию несостоятельности юридического лица отвечать по своим обязательствам. Указаны обязательные стадии данного юридического шага, они выражаются в:
- Наблюдении.
- Санации (финансовом оздоровлении).
- Внешнем управлении.
- Конкурсном производстве.
- Мировом соглашении.
При утверждении несостоятельности юридического лица оно проходит все вышеперечисленные стадии, но мировое соглашение может достигаться на всех . Заключаться оно может в редких и исключительных случаях.
Следует рассмотреть более подробно все стадии объявления юридического лица банкротом.
- Наблюдение проводится путем проведения финансового анализа осуществляемой деятельности учреждением и прохождения оценки состояния предприятия. В результате такой операции создается список всех взысканий кредиторов и назначается первое собрание. Такая стадия назначается арбитражным судом после подачи заявления заинтересованного лица. В результате операции делаются выводы о и целесообразности возбуждения процесса его банкротства. В ходе наблюдения и юридического сопровождения делаются выводы о материальном положении банкрота и возможности провести процедуру банкротства в правовом поле.
- В суде назначается арбитражный управляющий. Он осуществляет полный контроль предприятия и ее руководящих органов, определенные сделки могут совершиться только после полного ознакомления и одобрения назначенного управляющего, свое согласие он должен выразить в письменной форме. Его полномочия определяются действующим законодательством. В полном соответствии с законом суд рассматривает заявление кредитора или должника и признает или отклоняет требования о признании юридического лица банкротом, начинается возбуждение процесса признания банкротом юридического лица. Все последующие требования принимаются по четким правилам. На данном этапе предприятие не имеет права создавать филиалы, структурные подразделения и проводить реорганизацию. Логического завершения стадия достигает при начале второй стадии – финансового оздоровления. В результате проведенного наблюдения арбитражный суд выносит заключение о проведении следующей стадии – финансового оздоровления или внешнего управления или их сочетаний.
- Санация или финансовое оздоровление проводится на предприятии для восстановления его экономической стабильности: совершенствуется его процессуальная деятельность, восстанавливается платежеспособность. Такое оздоровление делает возможным провести расчеты по кредиторской задолженности в соответствии с ранее составленным графиком погашения платежеспособности. График составляется и подтверждается арбитражным судом с таким расчетом, что предприятие ведет активную предпринимательскую деятельность и постепенно рассчитывается с долгами. Чтобы интересы всех кредиторов были соблюдены, на остаток задолженности начисляются проценты. На этой стадии появляется новый управляющий, назначенный судом, – арбитражный. Администрация предприятия-банкрота работает в прежнем режиме, но с некоторыми ограничениями в объеме полномочий. В законе зафиксирован максимальный срок данной процедуры – 24 месяца.
- Параллельно с оздоровлением предприятия может проводиться и внешнее управление. Это одна из стадий признания юридического лица банкротом, на ней так же, как и на двух предыдущих стадиях, принимаются все возможные действия по восстановлению платежеспособности предприятия-банкрота. На данном этапе руководитель или директор предприятия отстраняется от выполняемых должностных обязанностей, на его место назначается внешний управляющий, исполняющий обязанности на протяжении 12 месяцев, при наличии уважительных причин этот срок может быть продлен еще на полгода. В течение этой процедуры следует выделить такую особенность:
- все управление на предприятии переходит в руки внешнего управляющего, прежний руководитель отстраняется от выполняемых обязанностей;
- в полное ведение управляющего передается вся бухгалтерская, финансовая и налоговая отчетность, балансовые отчеты и иная документация, штампы и печати юридического лица, материальные ценности и прочее оборудование предприятия;
- отменяются все назначенные раннее меры по обеспечению погашения кредиторской задолженности;
- вводится полный запрет на погашение кредиторской задолженности. Деятельность предприятия-банкрота не прекращается, но хозяйственные операции, сумма, которых превышает 20% активов предприятия, совершаются с согласия собрания кредиторов. На данной стадии внешний управляющий может поддержать несостоятельность выполнения обязательств по заключенным договорам, на этой стадии управляющий предоставляет отчетность о деятельности предприятия общему собранию кредиторов. На стадии внешнего регулирования может быть признана путем обращения в суд всем собранием кредиторов. На основании обращения и отчетности внешнего управляющего суд делает вывод и постановляет:
- остановить процедуру признания несостоятельности данного лица и возобновить на этой стадии расчеты с кредиторами;
- отклонить предоставленный отчет управляющего, утвердить возбуждение стадии несостоятельности предприятия и принять решение об открытии новой стадии банкротства лица – конкурсного производства. Также может быть объявлено о начале новой стадии на этапе банкротства лица в ответ на обращение собрания кредиторов;
Следующим этапом признания несостоятельности и признания лица банкротом является . На данном этапе несостоятельность (банкротство) юридических лиц определяется конкурсным управляющим, проводящим полную инвентаризацию всех активов предприятия и следящим за тем, чтобы выполнялась процедура погашения задолженности по ранее утвержденному графику и в полном соответствии с законодательством.
Конкурсное производство – это завершение признания несостоятельности предприятия и окончание процедуры банкротства лица. В итоге такой процедуры предприятие полностью ликвидируется, активы юридического лица распределяются пропорционально установленным долям среди кредиторов. Процедура завершается конкурсным управляющим, на это время все руководство предприятия полностью отстраняется от управления. Процедура может занимать один год, в случае признания этого срока недостаточным суд может продлить его еще на полгода.
Особенности реализации стадии конкурсного производства
Решения о времени начала процедуры конкурсного производства и признания несостоятельности лица и признания его банкротом принимаются арбитражным судом, на должность конкурсного управляющего лицо утверждается с согласия суда. Круг и особенности их должностных обязанностей закреплен в федеральном законе.
По завершении признания несостоятельности и банкротства юридического лица управляющим предоставляется отчет, на его основании суд выносит решение о закрытии конкурсного производства. Если из предоставленного отчета суд делает вывод о закрытии кредиторской задолженности, то процедура признания несостоятельности данного лица завершается, лицо признается банкротом.
Особая процедура банкротства – мировое соглашение
Одним из этапов признания лица банкротом является заключение мирового соглашения. На первых этапах реализации этой стадии подписывается двусторонний документ, в котором оговариваются условия и порядок погашения общего долга. Далее он в обязательном порядке подлежит утверждению арбитражным судом. После его утверждения процедура признания лица банкротом прекращается, несостоятельность предприятия в уплате по обязательствам больше не проверяется, деятельность предприятия может продолжаться с обязательным соблюдением погашения утвержденной задолженности.
Грамотно подготовленные переговоры позволяют избежать трудоемкой процедуры признания предприятия банкротом или завершить утомительную и длительную процедуру на самой ранней стадии без привлечения посторонних управляющих. Подписывать двустороннее соглашение может:
- со стороны должника – лицо, принявшее такое решение, которое находится в сфере его должностных обязанностей;
- со стороны кредиторов – избранный на общем собрании кредиторов представитель.
Мировое соглашение может быть заключено на любом этапе процедуры признания лица банкротом, даже при завершении конкурсного производства. И в юридической, и в экономической практике оно считается наиболее благоприятным исходом данного дела.