Судебная система российской федерации. Организационная структура городского суда Организационная структура управления районного суда

Районный суд в своем составе имеет специализированные коллегии, которые осуществляют процесс правосудия по различным направлениям права. Также, в суде работает специализированный аппарат, который занимается организацией взаимодействия суда и граждан, а также всех сотрудников суда. В районном суде также работают коллегии, которые занимаются пересмотром уже принятых судебных решений.

Особенности структуры районного суда

В настоящий момент судебные структуры являются практически идентичными, что фактически позволяет создать единое судебное пространство, которое позволяет правильно осуществлять процесс судопроизводства на территории страны. Существует мировой суд, который осуществляет процесс судопроизводства единолично. А вот в районном же суде формируются уже специализированные коллегии, которые осуществляют правосудие исключительно по четко определенному направлению права. Становится понятно, что именно такая структура строения обеспечивает идеальный процесс судопроизводства, и позволяет детализировано изучать все нюансы и обстоятельства дела.
  1. Судебные коллегии по четко определенному направлению права. Так, уголовные дела рассматривает уголовная коллегия, административные – административная коллегия и пр. Как вы понимаете, в данном случае, в коллегии работают опытные юристы, которые детально знают четко определенное направление права, что и позволяет им правильно осуществлять процесс судопроизводства с учетом всех особенностей и нюансов;
  2. Апелляционная и кассационная коллегии – осуществляют процесс изучения уже принятых судебных решений, целью данных инстанций считается предотвращение проявления судебных ошибок и оплошностей. Фактически, именно данные инстанции осуществляют своеобразные надзорные действия по работе судебных структур низшего значения;
  3. Аппарат суда. В данном случае речь идет о том, что в суде работают судьи, работники канцелярии, архива и пр. Фактически, таких сотрудников в суде очень много, и их деятельность в действительности имеет существенное значение для формирования идеально быстрого процесса судопроизводства.
Структура районного суда может считаться стандартной. Сразу же нужно сказать о том, что существует законодательная база, которая определяет выбор судей, а также их назначение на ответственные должности. Также существуют требования по приему на работу иных сотрудников суда. Тем не менее, сотрудников аппарата суда все время не хватает, так как их заработная плата находится на весьма низком уровне, а требования законодатель предоставляет слишком высокие. Именно по этой причине, тех же секретарей в суд найти не так и просто.

Важность структуры судебной инстанции

Вполне очевидно, что именно такая структура строения судебной инстанции считается самой оптимальной, так как она обеспечивает возможность реализации законодательства о праве на судебную защиту. В суде все структурировано, а работа осуществляется таким образом, что нет места ошибкам и оплошностям. В суде работает приемная, где каждый гражданин может получить своеобразную консультацию по вопросу взаимодействия с судом. Есть канцелярия, где осуществляется прием и выдача документов, есть секретари судей, которые осуществляют составление протоколов, подготовку материалов дела, осуществляют запись на индивидуальный прием и пр.


Статья 807 ГК РФ определяет такое понятие, как составление договора займа. Законодатель определяет, что именно так нужно оформлять долговые обязательства. Тем не менее, расписка...

Исторически закон относит к подсудности судов данного уровня все гражданские дела и подавляющее большинство (около 98%) уголовных дел и все дела об административных правонарушениях (См.: ст. 24 ГПК РФ, ч.2 ст. 31 УПК РФ, ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Районные суды выполняют следующие функции:

Рассматривают дела в качестве суда первой инстанции;

Рассматривают решения мировых судей в апелляционном порядке;

Выполняют функции судебного контроля;

Изучают и обобщают судебную практику и анализируют судебную статистику;

Разрешают процессуальные вопросы, связанные с исполнением приговора;

Осуществляют другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Основным полномочием суда данного уровня является разбирательство гражданских, уголовных и некоторых иных дел в качестве суда 1-й инстанции, то есть принятие решений по существу тех вопросов, которые затронуты в соответствующих делах. Эти суды по месту содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых на предварительном расследовании была избрана мера пресечения - заключение под стражу, рассматривают жалобы подозреваемых, обвиняемых, их защитников и законных представителей по поводу законности и обоснованности применения данной меры, а также ее продления (глава 16 УПК). Полномочия суда на досудебном этапе уголовного судопроизводства, по мнению Ф.А. Агаева, образуют самостоятельное направление судебной деятельности – непосредственный контроль за исполнением законов дознавателем и следователем.

На этот вид суда возлагается обязанность обобщать судебную практику и анализировать судебную статистику. Выполнение этой работы, ее организация должны быть обеспечены председателем суда.

Таким образом, в компетенцию районного суда входит:

1) рассмотрение и разрешение уголовных и гражданских дел по 1-й инстанции;

2) рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях;

3) производство по вновь открывшимся обстоятельствам по гражданским делам, ранее рассмотренным в этом суде;

4) разрешение процессуальных вопросов в стадии исполнения приговора по уголовным делам;

5) разрешение жалоб на законность и обоснованность применения на предварительном расследовании меры пресечения;

6) в соответствии со ст. 23, 25 Конституции РФ вынесение решения о производстве выемки почтово-телеграфной корреспонденции, прослушивании телефонных переговоров и обыске органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность либо предварительное расследование;

7) обобщение судебной практики и анализ судебной статистики;

8) проверка законности решений мировых судей в порядке апелляционной инстанции.



Численные составы районных судов различны. Штат судей каждого суда этого уровня определяется исходя из ряда факторов: численности населения обслуживаемой судом территории, экономики района, наличия транспортных и иных коммуникаций, близости промышленных центров и т.д., что, в конечном счете, определяет объем работы суда.

Районный суд не имеет каких-либо структурных судебных подразделений. Хотя в крупных (мегаполисах) предусмотрены коллегии. В его составе действуют: председатель, заместитель (заместители) и судьи. Судебные обязанности между судьями распределяет председатель суда, учитывая при этом стаж работы судьи, его теоретическую подготовку и специализацию, склонность и другие факторы.

Распределение обязанностей между судьями осуществляется:

1) по зональному или территориальному признаку. Судья обслуживает определенную территорию (города, поселка, села и т.д.) и рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела на этой территории;

2) по предметному признаку, то есть судья рассматривает уголовные или гражданские дела. Здесь возможна и более основательная дифференциация: судья рассматривает определенную категорию уголовных или гражданских дел, например, дела о преступлениях несовершеннолетних, алиментные, жилищные дела и т.п.;

3) по смешенному признаку (зонально-предметному).

Каждое из этих построений имеет свои положительные и отрицательные стороны. Многое зависит от объективных причин: особенности самой территории района, наличие и разветвленность транспортных коммуникаций, место проживания судьи, и от субъективных причин: определенных интересов судьи, его опыта и т.п. Таким образом, судебная практика применяет различные формы построения работы в районном суде.

Правовой статус должностных лиц районного суда:

Председатель суда. Он обязан обеспечить надлежащее выполнение своих функций всеми судьями и народными заседателями, входящими в состав суда, а также всеми структурами и сотрудниками аппарата суда. Являясь представителем и носителем судебной власти, председатель районного суда наделен широкими полномочиями по осуществлению основной ячейки судебной власти. В этой связи на него возлагаются следующие полномочия:

Председатель может председательствовать в судебных заседаниях по любому делу, отнесенному к ведению данного суда. Вполне очевидно, что этот вопрос не может быть решен чисто автоматически, формально. Председатель, как правило, является наиболее опытным и квалифицированным юристом и должен принимать к рассмотрению наиболее сложные дела, а уголовные дела о наиболее опасных преступлениях. Далеко не всегда молодые, малоопытные судьи, недавно пришедшие на эту должность, имеющие небольшой стаж работы в области юриспруденции, могут квалифицированно, используя не только свои теоретические знания, но и собственный житейский опыт, правильно рассмотреть и разрешить судебное дело;

Председатель назначает судей для рассмотрения конкретных судебных дел, распределяет другие обязанности между ними, то есть различные иные функции. В частности, поручает обобщение судебной практики по какой-то категории уголовных или гражданских дел, о рассмотрении гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам, о проверке законности и обоснованности ареста обвиняемого, подсудимого и осуществление других функций, что является выходящим за рамки правосудия, но необходимое для нормального функционирования данного суда. Это право председателя суда и обязанность судей по закону;

Организует работу с народными заседателями суда: проводит мероприятия по повышению их правовой подготовки, руководит их работой по обобщению судебной практики и т.п. Формы этой работы весьма разнообразные. Председатель лично или с участием других судей проводит с ними занятия по изучению материального и процессуального закона, привлекает для проведения такого рода занятий профессорско-преподавательский состав учебных заведений, организует встречи и обмен опытом других судов и т.д. Задания по обобщению судебной практики в данном районе председатель определяет лично. Составляется определенный вопросник, в соответствии с которым народный заседатель должен проанализировать ту или иную категорию дел, рассмотренных в данном суде;

Организует работу судей по приему граждан и рассмотрению заявлений, жалоб и предложений граждан. В каждом суде определяется в соответствии с планом работы - какие судьи, свободные от рассмотрения дел, занимаются приемом граждан, кто из судей осуществляет прием их в выходные дни и др. Сведения об этом представляются для всеобщего обозрения и сведения общественности;

Ведет сам лично прием граждан и разъясняет им действующее законодательство;

Руководит изучением и обобщением судебной практики, анализирует судебную статистику. Для обобщения судебной практики он использует все людские ресурсы суда, а также привлекает в этих целях представителей общественности и др. Результаты обобщения судебной практики могут быть направлены в вышестоящий суд, в местные представительные и исполнительные органы власти, в другие правоохранительные органы для рассмотрения, например, вопросов борьбы с преступностью и принятия соответствующих совместных мер по ее нейтрализации. Обобщение судебной практики может осуществляться по широкому кругу вопросов: о преступлениях несовершеннолетних. по отдельным категориям гражданских дел и т.д. В процессе этой работы необходимо выявлять факторы, обуславливающие правонарушения, недостатки в деятельности правоохранительных органов, наиболее характерные нарушения при рассмотрении судебных дел и т.д.;

Вносит представления в государственные органы, общественные организации и в адрес должностных лиц о выявленных нарушениях закона, причинах и условиях, способствующих совершению преступлений и правонарушений и предлагает принять меры к устранению последних. Такого рода представления основаны на результатах обобщения судебной практики, одного или нескольких уголовных дел или гражданских дел либо каких-то проверочных материалах, которыми располагает суд. Представления обязывает администрацию, должностных лиц принять необходимые меры по устранению нарушений и сообщить об этом в суд (ст. 1 п.6 Закона «О статусе судей»);

Представляет к назначению консультантов суда и судебных приставов-исполнителей, судебных приставов-охранников и руководит их работой;

Руководит работой аппарата суда;

Организует работу по повышению квалификации судей и других работников суда. Эта работа планируется, она осуществляется посредством направления судей на курсы повышения квалификации, которые организует Судебный Департамент и его органы на местах; стажировка в вышестоящих судах; проведение занятий с судьями профессорско-преподавательским составом юридических учебных заведений и т.п.;

Организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства в государственных органах, учреждениях и организациях;

Организует деятельность суда по выполнению надзорной функции (инстанции) по отношению решений (приговоров, определений, постановлений) мировых судей.

Аппарат суда. По существу, он в значительной мере обеспечивает нормальное функционирование суда как органа судебной власти. В его состав входят помощник председателя суда, помощник судьи, администратор районного суда, консультант, главный специалист, секретарь судебного заседания, секретарь суда, ведущий специалист, специалист 1 категории, специалист 2 категории, специалист. В суде, где число судей пять и более, в аппарат входят: канцелярия, группа секретарей судебных заседаний, архив, консультант, архивариус.

Помощник председателя суда. Он назначается на должность и освобождается от нее председателем суда в соответствии с Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 981. На него возложено:

Осуществление подбора нормативно - правовых актов, необходимых для рассмотрения дела;

Осуществление контроля за сбором и анализом данных для составления статистической отчетности;

Подготовка материалов для докладов и выступлений для председателя суда;

Выполнение поручений председателя суда при проведении служебных проверок;

Осуществление записей граждан на личный прием к председателю суда, осуществление организационного сопровождения приема;

Подготовка проектов ответов на обращения, поступившие в адрес суда;

Осуществление иных поручений председателя суда.

Администратор суда назначается на должность и освобождается от должности начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда. Он подчиняется председателю районного суда и выполняет его распоряжения. Реализация его полномочий предполагает выполнение ряда обязанностей, связанных с ежедневной работой по обеспечению бесперебойного функционирования суда. К его функциям относятся:

Организует работу по обеспечению деятельности районного суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

Организует взаимодействие с правоохранительными органами и адвокатурой по вопросам обеспечения деятельности суда;

Принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;

Принимает меры к обеспечению судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;

Проводит информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организации ведения судебной статистики, делопроизводства и работы архива;

Принимает меры к охране здания, помещений и имущества суда в нерабочее время, обеспечение бесперебойной работы транспорта суда и средств связи, хозяйственных служб;

Организует строительство зданий, их ремонт и техническое оснащение помещений суда;

Разрабатывает проекты сметы расходов суда, утверждаемых председателем суда, и предоставление их в Судебный департамент по субъекту федерации;

Осуществление иных мер по обеспечению деятельности суда.

Канцелярия. В ряде судов действуют две: по гражданским и по уголовным делам. В канцелярии осуществляется делопроизводство по учету и распределению поступающей корреспонденции, учету и хранению судебных дел, находящихся в производстве суда.

Канцелярия направляет участникам процесса копии приговоров, решений и других судебных актов, подготавливает дела для сдачи в архив после вступления судебных решений, приговоров в законную силу, направляет дела при наличии кассационной жалобы или протеста в кассационную инстанцию, представляет для ознакомления судебные дела, находящиеся в производстве суда, прокурору, защитнику и другим участникам процесса и т.п. Вся эта работа в канцелярии выполняется секретарями суда и делопроизводителями.

Секретари судебных заседаний – они не прикреплены к отдельным судьям, а принимают участие в рассмотрении конкретных дел по мере необходимости. На них возложены ответственные обязанности по четкому ведению протокола судебного заседания (ст. 245, 259 УПК, ст. 228 ГПК). В ходе судебного разбирательства они выполняют и другие функции, как правило, организационного характера.

Архив - должность архивариус. После вступления в силу решения (приговора) секретари суда оформляют дело и передают его из канцелярии в архив на хранение. Необходимость хранения вызывается тем, что судебные акты, вступившие в силу, могут быть пересмотрены в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам даже через довольно продолжительное время. По истечении сроков хранения (они различны в зависимости от меры наказания и других факторов), установленных ведомственными актами, судебные дела подлежат уничтожению.

Судебный пристав. Хотя они и не входят в состав суда, но находятся при этом суде и подчиняются органам юстиции субъекта Федерации. В соответствие с действующим законодательством судебные приставы- охранники призваны обеспечить порядок во время рассмотрения и разбирательства уголовного дела, а также судебные приставы-исполнители, призванные исполнять судебные решения или приговоры суда (в том числе и вышестоящего), а также и решения мировых судей, отдельных административных органов и общественных организаций. Как правило, исполнение решений ими осуществляется по месту жительства ответчика или осужденного.

Судебные приставы-исполнители назначаются на должность начальником (министром) органа юстиции субъекта Федерации по представлению председателя суда. Судебный пристав-исполнитель выполняет функции:

Исполняет решения, определения и постановления судов по гражданским делам (об имущественных и денежных взысканиях, о разделе имущества, жилой площади и другие);

Исполняет приговоры, определения, постановления по уголовным делам в части имущественных и денежных взысканий, в том числе о штрафах и конфискации имущества;

Исполняет постановления судебных, административных органов и общественных организаций в части имущественных и денежных взысканий за совершение административных правонарушений;

Исполняет мировые соглашения, утвержденные судом;

Реализует исполнительные надписи нотариусов;

Исполняет решения арбитражных судов, третейских судов, комиссий по делам несовершеннолетних и административных органов, комиссий по трудовым спорам, местных администраций о денежных взысканиях.

Судебный пристав-исполнитель наделен властными полномочиями. Его требования обязательны для исполнения всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. В случае необходимости он вправе обратиться за содействием в органы милиции. Он вправе наложить арест на имущество и денежные вклады гражданского ответчика, обвиняемого (подсудимого) или лиц, несущих материальную ответственность за действия указанных субъектов.

Консультант. Он назначается на должность по представлению председателя суда начальником органа юстиции субъекта Федерации. Он ведет в суде справочную работу, хранит контрольные экземпляры законов, кодексов, Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, других нормативных актов; следит за изменениями и дополнениями в законодательстве, ставит об этом в известность судей, ведет библиотеку юридической литературы, участвует в работе суда по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики, выполняет другие поручения председателя суда.

Районный суд основное звено гражданских судов общей юрисдикции

Хотя Закон о судебной системе (ч. 1 ст. 36) установил , что все суды этого уровня впредь должны именоваться единообразно - районными судами , в наши дни можно встретить и иные наименования судов этого уров­ня : например, во многих крупных населенных пунктах их официально называют городскими судами , в Москве - межмуниципальными судами .

На долю гражданских судов основного звена приходится:

    подавляющее большинство уголовных и гражданских дел ,

    все материалы об административных правонарушениях , подведомственных судам,

    дела по жалобам на законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей, ряда других действий органов предварительного расследования и др.

Они не рассматри­вают лишь те уголовные и гражданские дела , которые в соответствии с законом относятся к ведению других судов (краевых, областных, военных судов и т.п.).

В связи с этим и принято считать его основным звеном гражданских судов общей юрисдикции : население обращается со своими проблемами, как правило, именно в этот суд , там оно и находит чаще всего необходимый ответ .

Его организация определяется:

    Конституцией РФ,

    Законом о судебной системе,

    Законом о судоустройстве,

    Законом о статусе судей,

    и другим законодательством.

Суд этого уровня действует в каждом районе или городе , не имеющем районного деления, а кое-где (например, в Москве) -в недавно созданных административных округах .

В районе (городе) создается один суд , но возможно создание одного суда на район и город или на район и города , расположенные на территории данного района.

Возможна организация межрайонных судов с учетом объ­ема работы и других факторов.

Порядок создания и упразднения судов этого уровня определен Законом о судебной системе .

Судебный надзор за деятельностью районных судов осуществ­ляют:

Главным полномочием районного суда является разбиратель­ство гражданских, уголовных и некоторых иных дел по первой ин­станции , т.е., принятие решений по существу тех основных вопросов , которые ставятся по конкретным делам (о виновности или невиновности лица, привлекаемого к уголовной от­ветственности, о применении или неприменении предусмотренного законом наказания, о доказанности или недоказанности каких-то имущественных претензий и т.п.).

Сравнительно недавно на него возложены и некоторые дру­гие полномочия .

В частности, он стал проверять при определенных условиях законность и обоснованность (по вновь открывшимся об­стоятельствам ) своих собственных решений по гражданским делам , а по Закону о судебной системе осуществлять про­верку приговоров и иных решений мировых судей .

Из числа уголовных дел ему подсудны почти все дела, кроме дел:

    об умышленных убийствах при обстоятельствах, отягча­ющих вину лиц, привлекаемых к ответственности,

    о приведших к тяжким последствиям похищениях людей и захвате заложников,

    об участии в незаконных вооруженных формированиях,

    о посягательствах на государственную власть,

    и ряда других дел, отнесенных законом к ведению вышестоящих или военных судов,

    кроме того, уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание, не превышающее двух лет лишения свободы, относятся к компетенции мировых судей.

В соответствии с предписаниями Конституции РФ все суды, в том числе районные, стали играть активную роль и при принятии решений правоохранительными органами о производстве следственных и иных действий (именуемых оперативно-розыскными ), которые могут повлечь за собой нарушение некоторых важных конституционных прав граждан (к примеру , таких действий, как прослушивание телефонных разговоров, выемка и просмотр почтовой корреспонденции, проникновение в жилище помимо воли проживающих там лиц и пр.).

Значительную часть всех дел и материалов , рассматриваемых районными судами , составляют гражданские дела .

Условно можно организовать 3 группы таких дел:

    дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и земельных правоотношений;

    дела, возникающие из административно-правовых отношений;

    дела особого производства.

К первой группе относятся дела:

    о возмещении имущественного ущерба , причиненного гражданину или организации чьими-то противоправными (а в некоторых случаях и правомерными) действиями ,

    о выплате денежной компенсации за причиненный моральный вред ,

    о восстановлении на работе ,

    о взыскании причитающегося вознаграждения за труд ,

    о спорах , связанных с распространением сведений, порочащих кого-то ,

    о спорах , связанных с использованием жилья или пра­вом собственности на него,

    о спорах , связанных с получением наследства ,

    о спорах , связанных с выплатой алиментов на содержание детей, супругов или родителей,

Ко второй группе относятся дела:

    по жалобам на действия избирательных комиссий в случаях, предусмотренных законом;

    по жалобам на отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния, внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния ;

    по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении ;

    по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц , а также организаций, не являющихся юридическими лицами , и должностных лиц , ущемляющих права граждан ;

    по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе ;

К третьей группе относятся дела:

    об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

    о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим;

    о призна­нии гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным;

    о признании имущества бесхозяйным;

    об установлении неправильно­сти записей в книгах актов гражданского состояния;

    по жалобам на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные дей­ствия;

    о восстановлении прав по утраченным документам на предъя­вителя.

Характерным признаком дел особого производства , существенно отлича­ющим их от других гражданских дел , является то, что при их рас­смотрении суд разрешает не спор о праве , не претензии одних лиц к другим, а только вопрос об установлении тех или иных фактов (событий) , с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий .

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой врайонный суд , если считает , что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреж­дений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы .

Жалоба подается непосредственно в суд по месту жительства жалобщика либо в суд по месту нахождения органа , объединения, должностного лица и рассматривается в порядке гражданского судопроизводства .

суд конституционный арбитражный

В различных странах, в том числе в России, действует множество различных юридических органов: органы расследования, прокуратура, адвокатура, нотариат и др. Некоторые из них могут быть только государственными (например, прокуратура), другие имеют и государственный и частный характер (государственные и частные нотариусы). Адвокатура представляет собой самоуправляющуюся общественную организацию. Особое место среди юридических органов занимает суд, есть общественные товарищеские суды, третейские суды, церковные дела рассматривает в качестве суда Священный синод. Однако главную роль в обществе играют государственные суды, представляющие особую ветвь государственной власти -- судебную власть. Остальные юридические учреждения и юристы такой властью не обладают. Они либо в той или иной форме сотрудничают с судами, либо входят в подчиненный им аппарат (секретари судебных заседаний, канцелярия суда и др.).

Судебная власть существенно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), как это делает парламент (исключением являются лишь прецеденты в странах англосаксонского права), он не занимается исполнительной деятельностью. Власть суда имеет конкретный характер. Действуя в особой процессуальной форме (ее значение подчеркивается тем, что нарушение формы процесса может повлечь за собой отмену решения суда, которое в принципе правильно по существу), суд рассматривает и решает конкретные дела: уголовные, в которых он оценивает доказательства совершения преступления и выносит приговор; гражданские, в которых решает имущественный или иной спор между сторонами (физическими и юридическими лицами); административные (как правило? споры между гражданами и органами управления); трудовые (споры между работодателями и работниками) и др. Принимая решения по таким делам, суд разрешает конфликты в обществе, используя государственную власть. Он осуществляет правосудие, обеспечивает господство права, принимая решения в соответствии с законом и внутренним убеждением, сложившимся у судьи, судебной коллегии в процессе рассмотрения дела.

Государственная судебная власть принадлежит не судебному учреждению как таковому, включающему штатный персонал судей, секретарей, работников канцелярии (а в некоторых зарубежных странах -- судебных следователей (следственных судей) и прокуроров). Она осуществляется также не судебным органом в целом (например, районный суд), а судебным присутствием, судебным заседанием. Она осуществляется единолично судьей (при рассмотрении незначительных правонарушений) или судебной коллегией, но обязательно действующими в судебном процессе, в форме особой процедуры. Коллегия может состоять из профессиональных судей (не менее трех) либо одного или нескольких судей и определенного числа народных (обычно -- двух) или присяжных заседателей (от 5--6 до 24 в разных странах). Гражданские иски рассматриваются обычно коллегией профессиональных судей (мелкие иски -- одним судьей), хотя в некоторых штатах США и в гражданских делах участвуют присяжные заседатели. Народные или присяжные заседатели всегда входят в состав суда при рассмотрении существенных уголовных дел, а при рассмотрении дел, влекущих суровое наказание, участвует более широкий состав присяжных (во Франции -- три судьи и девять заседателей, в США -- один судья и в некоторых штатах по 24 присяжных). Народные заседатели (в ряде стран -- заседатели) имеют одинаковые права с судьей, участвуя в постановлении решения, определении наказания. Присяжные в англосаксонских странах принимают лишь решение о виновности (невиновности) и о смягчающих вину обстоятельствах (в некоторых странах), а наказание назначает судья. Он же принимает решение и по гражданскому иску, если дело рассматривается с участием присяжных заседателей (США, Швеция и др.). Такова же разница в положении народных и присяжных заседателей в России.

Положение и роль суда в обществе. Положение суда в обществе весьма противоречиво. С одной стороны, суд, участвуя в управлении обществом и государством, обладает широкими полномочиями, которых лишена и законодательная, и исполнительная власть. Принимая решение, суд может на основе закона лишить человека свободы и даже жизни, отобрать у физического или юридического лица имущество (конфискация), закрыть газету, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить принятое решение и возместить лицу или организации ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц, лишить родителей родительских прав и т.д. С другой стороны, это сравнительно слабая власть. Она не опирается непосредственно на поддержку граждан-избирателей, как законодательная власть, не имеет таких силовых механизмов, как исполнительная власть (роль судебных приставов не так велика, к тому же последние -- это аппарат не судов, а Министерства юстиции). Сила судебной власти коренится в уважении суда гражданами и должностными лицами, в непререкаемости судебных решений, их неуклонном исполнении.

Противоречиво положение суда и в политическом аспекте. В отличие от законодательной и исполнительной власти, непосредственно участвующих в политике (партийные фракции в парламенте, партийное правительство), при осуществлении судебной власти политическое давление должно быть исключено. Суд не должен руководствоваться политическими или иными мотивами при рассмотрении конкретного дела. В то же время суд -- часть общества, и государственная политика не может не оказывать на него влияние. Особенно это относится к высшим и конституционным судам. Некоторые решения Конституционного Суда РФ (например, о Чечне, о компартии, об отношениях Федерации и ее субъектов и др.) приняты не без влияния политических мотивов.

Противоречиво положение суда и с точки зрения его роли в обществе. С одной стороны, суд, выполняя прежде всего охранительную функцию, по своим качествам, кадровому составу и положению в государственном механизме имеет консервативную природу, характеризуется высокой степенью бюрократизма. С другой стороны, суд защищает права индивида от произвола государства и давления «большинства», отстаивает законные интересы «меньшинства», оберегая тем самым свободу личности.

Своими решениями суд поддерживает и укрепляет существующий порядок, легитимность государственного управления, содействуя тем самым его большему контролю над обществом. Будучи же органом государства, он может противопоставить себя ему и его учреждениям, когда они выходят за пределы законов, норм, созданных ими же. Тем самым суд ограничивает государство, содействуя развитию демократических начал.

Решая споры, поддерживая социальные нормы в обществе, заставляя добросовестно выполнять контракты, взыскивая долги и налоги, запрещая недобросовестную конкуренцию, пресекая монополистическую практику, наказывая разного рода мошенничество, суды укрепляют экономическую стабильность в обществе. Они поддерживают политическую стабильность, наказывая участников путчей и заговоров, объявляя незаконными террористические организации, партии, цели которых противоречат конституционному строю.

Суд играет значительную идеологическую роль, воспитывает у граждан уважение к закону, принятым в обществе стандартам поведения.

Все эти задачи суд может выполнять только в условиях его правильной ориентации, соответствия принципов его деятельности общечеловеческим ценностям. Напротив, извращенные формы суда (например, чрезвычайные суды, действующие как органы прямого подавления), неправосудные решения оказывают деструктивное влияние на общество.

Судебная ветвь власти имеет свои органы судейского самоуправления (в России -- съезды судей, советы судей, избранные квалификационные коллегии судей. На рисунке 1.1 представлена организационная структура судебной системы РФ.

Рисунок 1.1 Организационная структура судебной системы РФ

Наряду с единством характерной чертой судебной системы Российской Федерации является ее внутренняя дифференциация.

Структура судебной системы РФ отличается сложностью. Суды можно классифицировать по различным основаниям. Так, в судебную систему Российской Федерации входят федеральные суды и суды субъектов РФ (ст.4 ФКЗ «О судебной системе»). К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

Дисциплинарное судебное присутствие.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,

мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

В зависимости от предметной компетенции традиционно выделяют три подсистемы (ветви) судебной системы: 1) Конституционный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции (территориальные и военные); 3) арбитражные суды. Полагаем, что образование нового федерального суда - Дисциплинарного судебного присутствия положило начало существованию четвертой ветви судебной системы.

Судебная система Российской Федерации строится с учетом иерархии. Судебная иерархия означает, что вышестоящий суд может проверять законность, обоснованность и справедливость решений нижестоящих судов. Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право осуществлять в предусмотренных федеральным законом формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов.

Расмотрим подробнее структуру и функции судебной системы.

2.1 Порядок формирования, состав и структура районного суда

Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ").

Районный суд является основным звеном системы федеральных судов общей компетенции (юрисдикции). В соответствии со ст. 21 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР" (в ред. От 2 июля 2003 г.) районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей административно-территориальной единицы субъекта РФ. Он может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ. Районные суды образуются в каждом районе, в городах могут быть городские, межрайонные, межмуниципальные (все на правах районных) суды. В сельских районах создается, как правило, один суд на район и город (районный центр). В настоящее время количество районных судов в стране исчисляется тысячами, они рассматривают абсолютное большинство дел. Они не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, которые в соответствии с федеральным законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции- среднего звена, мировых судей и т.д. или арбитражных судов. В их ведении решения по многим вопросам как досудебного производства (избрание мер пресечения - залога, домашнего ареста, заключения под стражу или продление его срока, рассмотрение ходатайств о производстве отдельных следственных действий -обыска, выемки, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров), так и после судебного разбирательства дел (проверка законности, обоснованности и справедливости приговоров, выдача судебного приказа взыскателю и т.д.). Объем выполняемых ими судебных действий свидетельствует, что действительно, районные суды - суды основного звена. Статьей 21 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ" установлено, что полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом. Пока такой закон не принят. Каждый раз это делается отдельным федеральным законом (о создании или об упразднении) в отношении конкретного суда или группы судов. Решение об образовании районного (ему равного) суда в каждом случае принимается местной администрацией по представлению управления (отдела) Судебного департамента и при участии совета судей субъекта РФ.

Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел. Оптимальные нормы загруженности судей еще не выработаны. Постоянно увеличивающуюся нагрузку на судей по разрешению дел при недостаточном кадровом пополнении Пленум ВС. РФ поставил на первое место среди объективных факторов, существенно препятствующих осуществлению правосудия с соблюдением установленных законом сроков. Среди других факторов названы: ненадлежащее ресурсное обеспечение, проблемы привлечения к участию в судебном процессе адвокатов в соответствии со ст. 51 УПК (обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве), недостатки деятельности конвойной службы, низкий уровень исполнения поручений судов о принудительном приводе свидетелей и потерпевших, а также о розыске скрывшихся от суда подсудимых.

Внутреннее устройство - структура районного суда как государственного учреждения обусловлена целями и задачами, стоящими перед ним (см. схему 1).


Схема 1. Структура районного суда как государственного учреждения

1. Председатель районного, городского, межмуниципального суда, руководит работой суда, распределяет обязанности, ведет личный прием граждан, составляет отчеты в государственные органы.

2. Народные судьи- лица наделенные полномочиями осуществлять правосудие профессионально. Количество судей для каждого суда устанавливается правовыми актами органа исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.

3. Народные заседатели - коллегиально с участием народного судьи осуществляют правосудие, при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи

4. Консультант суда – ведет справочную работу суда, отслеживает изменения и дополнения в законодательстве и оповещает о них судей.

5. Секретари судебных заседаний прикреплены к конкретным судьям и ведут и оформляют протокол судебного заседания, проверяют явку в суд.

6. Канцелярия - в крупных судах предусмотрено две канцелярии, по гражданским и уголовным делам. Канцелярия ведет делопроизводство по учету и распределению корреспонденции, направляет копии документов, предоставляет для ознакомления уголовные дела участникам процесса, подготавливает дела для сдачи в архив.

7. Архивариус – хранит судебные дела, по которым вступили в силу судебные решения, выдает необходимые справки и копии документов, уничтожает дела по истечению определенного срока.

При небольшом объеме работы в районный суд назначается один судья. Но в большинстве районных (им равных) судов работают несколько судей (иногда до десяти и более), один из которых является председателем суда.

Судьи районных (им равных) судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ с учетом мнения законодательного (представительного) собрания соответствующего субъекта РФ4. Судьи районных судов впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены в том же порядке без ограничения срока их полномочий. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя ВС РФ. Председатель ВС РФ вносит указанное представление Президенту РФ не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии. Назначение кандидатов на должности судей, председателя, заместителя председателя районного суда производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей субъектов РФ.

Удостоверение судьи районного суда подписывается Президентом РФ и выдается в порядке, им установленном - председателем вышестоящего суда, полномочным представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.




Поделиться