Которых регулируется предмет конституционного права. Общая характеристика конституционного права российской федерации. Конституционно-правовые отношения, их субъекты

Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах: как отрасль права в системе национального права, т. е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки. Вначале остановимся на понятии «конституционное право» как отрасли российского права.

составная часть национальной правовой системы нашей страны, совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия, охраняют и защищают права и свободы человека и учреждают в этих целях определенную систему государственной власти, основанную на принципе функционального разделения.

Главная задача и смысл конституционного права России — найти баланс свободы народа и власти государства.

Конституционное право регулирует фундамент отношений, складывающихся в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества. К его предмету относятся те отношения, которые можно называть базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер.

Предмет конституционного права России охватывает две основные сферы общественных отношений. В сфере отношений человека (общества) и государства он связан с охраной прав и свобод человека; в сфере властеотношений — с устройством государства и государственной власти.

Баланс этих отношений обеспечивается принципами, выражающими качественную определенность, формы организации и функционирования государства и общества, а также механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества. Именно такого рода общественные отношения составляют предмет конституционного права. В оформление в качестве составляющих предмета конституционного права получили важнейшие общественные отношения, складывающиеся по поводу , и гражданина, федеративного устройства, учреждения и функционирования государственного механизма, местного самоуправления.

Следовательно, конституционное право России — ведущая отрасль национального права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы.

Во-вторых, конституционное право — это . С одной стороны, она изучает конституционное право определенной страныданном случае — России), а с другой — является частью международной науки, которая обогащается теорией и практикой различных стран (в том числе России). Наука — это не система норм, а научные представления о действующем конституционном праве, его истории, теории; выводы, гипотезы. Они отражены в различных книгах, статьях, научных докладах, приобретают заостренную форму в научных дискуссиях. Источниками науки являются также нормативные акты (например, в Конституции РФ содержится официальное доктринальное положение о человеке как высшей ценности, определяющее суть правового регулирования), официальные документы (послания Президента РФ парламенту), конституционно-правовая практика (решения Конституционного Суда РФ, а также особые мнения его судей). В России развивается наука о конституционном праве как таковом (иногда его называют «общее конституционное право», иногда — «сравнительное конституционное право»), совершенствуются знания о конституционном праве зарубежных стран и о российском конституционном праве.

В-третьих, российское конституционное право — это учебная дисциплина . Студенты и другие обучающиеся изучают основы действующего конституционного права, основы науки о нем, конституционно-правовую практику.

Предмет конституционного права

Понятие «конституционное право» многозначно. Это и отрасль права, и наука, и учебная дисциплина. Являясь отраслью публичного права, конституционное право занимает особое место в системе российского права, что определяется его предметом и содержанием.

Предметом конституционного права, как и любой отрасли права, являются общественные отношения. Конституция закрепляет и регулирует наиболее важные отношения во всех сферах жизни общества и государства. Следовательно, конституционные отношения — это наиболее значимые отношения, которые определяют природу государства и общества.

Объект конституционных отношений — предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Вопрос о предмете конституционного права, о пределах конституционного регулирования был и остается дискуссионным. В отечественной юридической науке есть два подхода к определению предмета конституционного права, т. е. круга общественных отношений, регулируемых конституционным правом. Согласно первому подходу (он является преобладающим) предмет конституционного права определяется весьма широко, в его содержание включаются установления как конституции, так и законов и подзаконных нормативных актов, конкретизирующих и развивающих конституционные положения. При таком подходе предмет конституционного права неоправданно расширяется, а значение конституционных установлений принижается, по существу, они низводятся до норм текущего (отраслевого) законодательства.

Второй подход нацелен на сужение предмета конституционного прав, определяемого в основном предметом и содержанием конституции как особого нормативного правового акта. Такой подход к определению предмета конституционного права является более предпочтительным. Он обусловлен современной тенденцией формирования , появлением, в частности, в публичном праве новых отраслей права.

Есть результат общественного развития. В своем историческом развитии ее содержание претерпело существенные изменения, связанные с динамикой общественных отношений. Можно выделить следующие основные этапы эволюции содержания конституций, или ее поколений.

Первое поколение — с конца XVIII в. до Первой мировой войны; второе — между Первой и Второй мировыми войнами; третье — с 1945 г. до конца 1980-х гг.; четвертое — с начала 1990-х гг. по настоящее время.

См.также: История конституции

В современном мире конституции национальных суверенных государств при всем разнообразии их содержания регулируют следующие группы общественных отношений:

  • учреждение и оформление государства как суверена на своей территории и в мировом сообществе;
  • признание народовластия, форм его осуществления, принципов организации и деятельности правового государства, форм правления и государственного устройства;
  • формирование основ функционирования гражданского общества, статуса его институтов (партий, общественных объединений, церкви, СМИ и др.);
  • провозглашение и гарантирование, осуществление, охрана и защита основных прав, свобод и обязанностей личности;
  • установление условий участия государства в международных отношениях, принципов внешней политики, взаимоотношение международного и внутригосударственного (национального) права.

Регулирование указанных групп общественных отношений и определяет предмет конституционного права. В то же время простое их перечисление не раскрывает особенности предмета конституционного права. Для общественных отношений, входящих в предмет регулирования конституционного права, характерно то, что они являются существенными, коренными, основополагающими во взаимоотношениях общества, государства и личности. Именно они находят либо исчерпывающее регулирование в самой конституции, либо конституционные установления составляют основу (базу) для последующего их регулирования в текущем (отраслевом) законодательстве.

Однако это не исключает того, что предметом конституционного регулирования могут быть отношения, не являющиеся существенными, основополагающими (можно сказать, что это «случайный» элемент в содержании конституции). Включение этих отношений в предмет регулирования конституционного права осуществляется по воле государства, придает им конституционную форму, но не превращает их в основополагающие по своей социальной природе.

Таким образом, предметом конституционного права Российской Федерации являются коренные, основополагающие общественные отношения, охватывающие публичную самоидентификацию народа и общества, учреждение суверенного государства, принципы организации и функционирования государственной власти во взаимосвязи с местным самоуправлением, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина и иные существенные основы взаимоотношений личности, общества и государства.

Предмет конституционного права расширяется в федеративных государствах. В отечественной литературе высказано мнение о существовании конституционно-уставного права субъектов РФ, занимающего в нем далеко не «периферийное положение». Рациональное зерно в суждениях о конституционно-уставном праве субъекта РФ заключается в том, что в них не игнорируются конституции и уставы субъектов РФ как учредительные акты, которые конкретизируют и дополняют единое конституционное пространство в Российской Федерации. Конституционно-уставное право наряду с общими чертами в каждом субъекте РФ имеет специфические особенности. В целом конституционно-уставное право субъектов РФ обогащает предмет и содержание единого конституционного права Российской Федерации.

Методы конституционного права

Методы конституционного права — совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования.

Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений.

В конституционном праве РФ преобладают императивные методы , предписывающие поступать только определенным образом (например, представление лица на должность Генерального прокурора осуществляется только Президентом РФ). Императивные методы осуществляются в различных формах:

  • управомонения (наделение органов государства определенными полномочиями для выполнения их задач);
  • субординации (подчинение ряда «силовых» министров непосредственно Президенту РФ);
  • обязывания (Правительство РФ обязано подать в отставку при вынесении Государственной Думой двух вотумов недоверия в течение трех месяцев);
  • требования (необходим 21-летний возраст для кандидатов в депутаты Государственной Думы);
  • запрещения (запрет несанкционированных массовых политических демонстраций);
  • санкции вплоть до репрессий (законодательство о контртеррористических операциях).

Диспозитивные методы , оставляющие выбор поведения на усмотрение субъектов (например, может принять отставку Правительства РФ, а может и не принимать), методы координации , согласования (например, согласительные процедуры, осуществляемые Президентом РФ при разрешении спора между субъектами Федерации) в конституционном праве не относятся к числу основных (диспозитивные методы являются основными, например, в гражданском праве).

Характеристика методов конституционного права

Характеристика методов, способов воздействия конституционного права на общественные отношения в отечественной научной литературе крайне скупа. Чаще всего данный вопрос ограничивается описанием конституционных норм, устанавливаемых ими прав, запретов, обязанностей и особенностей их воздействия на участников общественных отношений. Такой подход явно неэффективен.

Методы конституционного права как отрасли публичного права не могут быть отделены от методов политико-государственного руководства обществом. Основным, ведущим методом воздействия конституционного права на общественные отношения является метод учреждения (установления), т. е. метод позитивного провозглашения, утверждения конституционных ценностей. Данный метод характеризуется тем, что учреждаемые конституционные установления обладают непререкаемостью, верховенством и высшей юридической силой, действуют постоянно.

Метод конституционного учреждения (установления) подкрепляется действием таких методов государственного руководства обществом, как убеждение, поощрение и принуждение.

Ведущим методом воздействия конституционного права на поведение субъектов общественных отношений является метод убеждения. Это обусловлено тем, что конституция по своему содержанию выражает компромисс тех общественных сил, которые участвовали в ее разработке и принятии. Легитимность конституции есть гарантия эффективности методов убеждения в действии и реализации конституции и по правилам конституции. В современном российском праве все острее встает вопрос о воспитании уважения к конституции, об отношении к ней как высшей правовой ценности, воплощающей государственную идеологию, национальную идею общественного согласия.

В воздействии конституционного права на общественные отношения метод убеждения дополняется методом поощрения (стимулирования). Этой цели служат предоставление дополнительных превенций, субсидий, льгот, поощрений и наград для субъектов конституционного права.

Методом воздействия конституционного права на общественные отношения служит и метод принуждения. Государство охраняет и защищает действие и реализацию конституции, в том числе и принудительными мерами. Примером действия метода принуждения может служить институт конституционной и конституционно-правовой ответственности органов публичной власти, высших должностных лиц за нарушение Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, за неисполнение решений судов, основанных на положениях Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ.

Конституционное право, как и любая иная отрасль права, воздействует на общественные отношения присущими ему правовыми способами, зависящими от содержания видов конституционно-правовых установлений (положений), от мер их обеспечения (гарантирования), охраны и защиты.

Конституционные установления (положения) как нормативно-правовые средства регулирования поведения субъектов общественных отношений не исчерпываются конституционными принципами и нормами. Нормативно-правовой инструментарий в конституционном праве намного богаче. Наряду с конституционными принципами и конституционными нормами он включает нормативно закрепленные цели, задачи, легальные определения, презумпции, фикции, преюдиции, символы, конструкции. Все указанные конституционные установления составляют систему, что позволяет регулировать общественные отношения в многообразном измерении. При этом, естественно, они имеют собственную специфику воздействия на общественные отношения.

К конституционным способам воздействия на поведение субъектов общественных отношений следует отнести установление статусов физических и юридических лиц, общественных объединений, компетенции органов публичной власти и должностных лиц, средств их обеспечения (гарантирования), охраны и защиты.

В реализации статусов субъектов конституционного права используются способы дозволения, обязывания и запрещения.

Дозволительные предписания разрешают субъекту конституционного права действовать по своему усмотрению. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ «по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе».

Запрещающие предписания не дозволяют субъектам конституционного права осуществлять определенные действия. В ч. 5 ст. 13 Конституции РФ закреплено: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Обязывающие предписания регламентируют обязанность осуществлять определенные действия. Как записано в ст. 58 Конституции РФ, «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Использование методов и способов воздействия конституции и конституционного права в целом на общественные отношения есть сознательный, творческий процесс, направленный на оптимальное их сочетание в целях повышения эффективности действия и поведения субъектов конституционно-правовых отношений. Такое сочетание в конечном счете объективно обусловлено природой и характером предмета правового регулирования, системой складывающихся разнообразных общественных отношений, теми целями и задачами, которые стоят перед гражданским обществом и правовым государством в конкретный исторический период их функционирования и развития в контексте достижений мирового общественного прогресса.

Нестерова И.А. Предмет конституционного права // Энциклопедия Нестеровых

Конституционное право является одной из ключевых отраслей российского права. Как и любой правовой институт, конституционное право наделено предметом и системой методов. Предмет конституционного права – важный аспект научной деятельности с целью повышения эффективности конституционного права как отрасли.

Конституционное право, как отрасль

Как отрасль, имеет богатую историю и является важнейшим институтом в современном правовом пространстве. Конституционное право является так называемой "государственной отраслью", регламентирующей основы государственного строя. Оно зародилось во времена монархов и имело атрибутивный характер. При монархической форме правление конституционное право отражает всеобъемлющую или ограниченную (в зависимости от типа монархии) роль монарха.

В любой стране, в том числе и в России, не является чем-то застывшим и неизменным. На протяжении всей истории нашей страны он подвергался значительным изменениям.

В России иные, не связанные с государственным устройством отношения, становятся предметом государственно-правового регулирования лишь в начале XX в. Это нашло отражение в знаменитом Манифесте Государя "Об усовершенствовании государственного порядка" от 17 октября 1905 г. В нем впервые ставится вопрос о "даровании населению незыблемых основ гражданской свободы". Однако существенного влияния на содержание предмета государственного права в этот период данная декларация не оказала.

В современной России конституционное право как отрасль направлено на отражение основ государственности и регламентирование деятельности органов государственного управления. Конституционное право РФ развивается в соответствии с нормами действующей Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993года.

В настоящее время система конституционного права выглядит так, как представлено на рисунке ниже. Конституционное право РФ регулирует основополагающие положения во всех сферах жизнедеятельности российского общества и государства. Содержание этого регулирования отражает качественную характеристику государства через определение формы государства в соответствии с теоретико-правовыми разработками.

Система конституционного права РФ.

Предмет конституционного права

У конституционного права в Российской Федерации, как у важной отрасли права, есть предмет, который обуславливает особенности и тенденции развития. Предмет конституционного права является источником непрекращающихся дискуссий, направленных на выявление основ взаимодействия с другими отраслями.

Б.А. Кистяковский считал, что "ни в какой другой науке нет столько противоречащих друг другу теорий, как в науке о праве" . Не является исключением в этом смысле и предмет конституционного права, да и содержание отрасли права в целом. Упорное стремление определить содержание предмета отрасли права, ее базисных понятий и институтов – характерная черта современной российской правовой науки. Дореволюционные российские исследователи не стремились до тонкостей определить какое-либо понятие и, тем более, организовать дискуссию с целью сравнить различные точки зрения и выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу. Подобную позицию занимали и занимают зарубежные ученые-юристы.

Марсель Прело определяет предмет отрасли французского конституционного права как действующие в стране правовые нормы, касающиеся установления, передачи и осуществления политической власти. С точки зрения отечественной науки – это слишком общее и неконкретное определение предмета.

Отличающиеся педантичностью немецкие ученые вообще не утруждают себя определением предмета отрасли. Однако фундаментальный курс государственного права Германии включает в себя перечень томов, который, в общем, укладывается в представление российских ученых о содержании предмета конституционного права.

О.Е. Кутафин выделяет в предмете конституционного права две группы общественных отношений:

  1. Общественные отношения, складывающиеся в процессе воплощения в жизнь основных признаков государственной организации общества и лежащие в ее основе. Эти отношения являются обязательным атрибутом предмета конституционного права.
  2. Отношения, имеющие основополагающее значение для тех сфер, в которых они складываются. Они включают те отношения, которые являются базовыми для всех других отношений в конкретной сфере и которые предопределяют содержание всех остальных отношений в этой сфере.

Вторым видом отношений могут быть отношения, определяющие основы правового статуса человека и гражданина, систему государственной власти и т.д. При этом, по мнению О.Е. Кутафина, отношения, входящие в данную группу "становятся элементом предмета конституционного права только тогда, когда в этом заинтересовано государство, что выражается в соответствующих нормах права, содержащихся в таких основополагающих актах, как конституция, или других актах, имеющих учредительный характер" . Иными словами, с принятием каждой новой конституции или внесением изменений в действующую, предмет конституционного права будет видоизменяться.

Наиболее предпочтительными представляются определения предмета конституционного права, предложенные Е.И. Колюшиным и Б.Н. Габричидзе . При этом они также помещают правовой статус человека и гражданина перед устройством государственной власти.

Изучив разные подходы к формулированию предмета конституционного права, следует выделить следующее определение:

Предмет конституционного права – это совокупность общественных отношений, определяющих: 1) основы конституционного строя и политико-территориального устройства страны; 2) отношения, возникающие в процессе реализации многонациональным народом России государственной власти, а также создания и функционирования образуемых в этих целях выборных органов государственной власти; 3) основы правового статуса человека и гражданина, а также содержание процесса реализации политических прав и свобод граждан.

Представленное выше определение предмета конституционного права направлено на отказ от традиционного институционального подхода, атрибутивно связанного с содержанием действующей Конституции Российской Федерации. Необходимо учесть федеративное устройство страны, включив региональный уровень в предмет конституционно-правового регулирования и освободить содержание предмета отрасли от жесткой зависимости от текста конкретной Конституции.

Литература

  1. Зиничев А. В. Конституционные идеи Б.А. Кистяковского и П.Н. Новгородцева: современное прочтение. // Журнал: Каспийский регион: политика, экономика, культура, № 2, 2014 – С. 300-307
  2. Прело Марсель Конституционное право Франции – М.: Издательство иностранной литературы, 1957 г.-С.37
  3. Кутафин О.Е. Предмет Конституционного права – М.: Юрист, 2001 – С.21
  4. Колюшин Е.И.Конституционное право России: Курс лекций. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА – М, 2015. – С.33
  5. Габричидзе Б. Н. Конституционное право России – М.: Дашков и Ко, 2011. – С.11

На предшествующих этапах развития России данная отрасль и одноименная наука обозначались термином «государственное право». В настоящей работе термины «государственное право» и «конституционное право» рассматриваются как синонимы. Некоторые ученые считают эти понятия неидентичными, имеющими различное содержание.

Термин «конституционное право» имеет многогранное значение и употребляется для обозначения отрасли права, отрасли науки права, учебной дисциплины.

Конституционное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют определенную область общественных отношений. Нормы права, создающие эту отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками и, вместе с тем, отличаются от норм других отраслей права.

Конституционное право как наука - это совокупность научных знаний, теорий, обобщающих данную область общественных отношений и представляющих собой самостоятельную отрасль правовой науки Российской Федерации. Это значит, что предметом науки государственного права является не только нормативный материал, но и реальное претворение в жизнь государственно-правовых норм.

Что касается конституционного права как учебной дисциплины, то ее можно охарактеризовать как систему знаний о государственном праве как отрасли права и как науки права. Объектом конституционного права как учебной дисциплины являются раскрытые наукой и регулируемые отраслью права общественные отношения, а также систематизация имеющихся данных.

И отрасль права, и отрасль науки, и учебная дисциплина государственного права Российской Федерации в качестве своего общего объекта имеют один и тот же круг общественных отношений, благодаря чему носят одно и то же наименование. Вместе с тем, в каждой из указанных трех разновидностей, государственное право имеет свой объект, свою функцию. Поэтому предмет отрасли государственного права составляет регулирование определенного круга общественных отношений, которые отличаются существенными особенностями, что и предопределяет особое место государственного права в правовой системе российского государства.

Следовательно, для того, чтобы определить понятие государственного права как отрасли права, необходимо, прежде всего, выявить его предмет, т.е. ту область общественных отношений, которая регулируется нормами государственного права. Одна отрасль права отличается от другой отрасли именно предметом правового регулирования.

Общественные отношения, регулируемые нормами государственного права, весьма сложны, многочисленны и многообразны по своему конкретному содержанию. Поэтому и в современной науке государственного (конституционного) права общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права, рассматриваются по-разному, что свидетельствует об отсутствии единства в понимании предмета государственного (конституционного) права. В то же время преобладающей является позиция тех авторов, которые утверждают, что предметом государственного (конституционного) права являются отношения, складывающие во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр., а далее следует утверждение о том, что нормы данной отрасли права регулируют лишь «определенный слой отношений в указанных сферах. К его предмету относятся те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер».

Наряду с отмеченной авторской позицией широкого понимания предмета государственного (конституционного) права, имеются авторы, которые понимают предмет данной отрасли права в более компактной формулировке. Конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и гражданина и учреждающие в этих целях определенную систему государственной власти.

Все общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, следует подразделить на две группы: 1) общественные отношения, складывающиеся в областях, составляющих основные элементы государства, которыми, как известно, являются народ, территория и власть; 2) общественные отношения, имеющие основополагающее значение для тех сфер, в которых они складываются. Сложность определения предмета конституционного права: «При таком подходе нужна интуиция опытного, если не гениального государствоведа, чтобы правильно определить первую группу от второй».

Можно выделить и группу авторов, которые при определении предмета государственного (конституционного) права используют так называемую трехуровневую систему организации общественных отношений, относящихся к данной отрасли права. Так, «…предмет конституционного права можно определить как совокупность общественных отношений, определяющих:

  • 1. Основы конституционного строя (основы государственного и общественного строя, закрепленные в качестве таковых положениями Конституции РФ, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и политико-территориальное устройство страны;
  • 2. Отношения, возникающие в процессе реализации многонациональным народом России (населением субъектов Российской Федерации) государственной власти (в формах представительной и непосредственной демократии), а также создания и функционирования образуемых в этих целях выборных органов государственной власти;
  • 3. Основы правового статуса человека и гражданина, а также содержание процесса реализации политических прав и свобод граждан».

На позиции использования трехуровневой системы организации общественных отношений, относящихся к предмету конституционного права, говорится: «…определение предмета конституционного права России в современный период следует проводить с учетом функционального назначения данной отрасли…».

Наряду с общими для всех отраслей права функциями, «…конституционное право осуществляет и такие только ей присущие государственно-правовые функции как учредительная, государствообразующая, координирующая». Названные и подчеркнутые автором точки зрения функции, действительно определяют специфику конституционных норм. Однако, те государственно-правовые нормы, которые находятся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы государственного (конституционного) права, такими свойствами не обладают. Поэтому предложенное функциональное назначение государственного (конституционного) права не может быть признано удачным. Опираясь на свою исходную позицию, И.А. Конюхова говорит, что современное конституционное право Российской Федерации можно было бы определить как ведущую фундаментальную отрасль публичного права, которая объединяет в единую систему конституционно-правовые нормы, устанавливающие:

  • - основы общественного строя;
  • - основы взаимоотношений личности и государства;
  • - отношения по организации и осуществлению публичной (общественной и государственной) власти».

В наиболее общем виде, научные дискуссии разворачивались и разворачиваются в настоящее время вокруг двух основных проблем:

Во-первых, споры разгорались вокруг того, как подойти к определению самого обобщенного понятия и функционального назначения отрасли государственного права. Такими определениями в науке советского государственного права были: «в советском государственном праве выражаются общественные отношения, связанные с организацией советского государства и его органов власти»; что эти общественные отношения складываются «в связи с осуществлением государственной власти», «возникающие в процессе осуществления государственной власти», «по поводу осуществления государственной власти», «составляющие основы полновластия советского народа» и др.;

Во-вторых, из рассмотренных нами позиций ближе других к сущностному ответу на поставленный вопрос о функциональном назначении государственного права подошли авторы учебника «Конституционное право России» Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин. Но их утверждение о том, что нормы данной отрасли права регулируют лишь определенный слой политических, экономических, социальных, духовных и пр. общественных отношений, которые они называют базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер, ответа на поставленный вопрос не дают. А в чем же их функциональное предназначение? И.А. Конюхова также не дает ответа относительно функционального назначения данной отрасли права;

В-третьих, отдельные авторы при определении круга общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования данной отрасли вводят в оборот термины, которые в полном объеме в современной науке государственного права не используются. Так, Дмитриев Ю.А. и Конюхова И.А. вводят в оборот термин, который был характерен для науки советского государственного права, а именно «основы общественного строя». А что такое общественный строй? Современная наука государственного права ответ на этот вопрос не дает.

Что касается Ю.А. Дмитриева, то он, к сожалению, не совсем корректно отнесся к содержанию понятия «основы конституционного строя». В представленном им определении основы конституционного строя это «…основы государственного и общественного строя, закрепленные в качестве таковых положениями Конституции РФ, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации». Вместе с тем следует отметить, что основы конституционного строя устанавливаются только Конституцией РФ и никак конституциями и уставами субъектов РФ. Основы конституционного строя едины для всего государства и не могут быть скорректированы кем бы то ни было (ст. 16 и ст. 135 Конституции РФ).

Итак, что же следует понимать под предметом правового регулирования государственного (конституционного) права. Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо выполнить два условия:

  • 1) установить круг и характер тех общественных отношений, которые регулируются нормами государственного (конституционного) права;
  • 2) определить ограничительную линию, отделяющую общественные отношения, регулируемые нормами государственного права, от других видов общественных отношений, регулируемых нормами других отраслей права.

Предмет правового регулирования государственного (конституционного) права по сравнению с другими отраслями права отличается существенными отношениями, которые отражают строго определенную сторону социальных связей, складывающихся в государстве и обществе. Нормы государственного (конституционного) права устанавливают и закрепляют устройство российского государства.

Устройство государства - это целый комплекс социальных, экономических национальных, идеологических и правовых отношений. Государственное (конституционное) право, разумеется не в состоянии своими нормами регулировать все такого рода отношения, да это и не входит в его задачу.

Поэтому из всего многообразия общественных отношений, складывающихся в государстве и обществе, нормы государственного (конституционного) права определяют для себя те, которые:

Во-первых, закрепляют организационно-правовые основы конституционного строя Российской Федерации и на базе их принципов определяют основы правового положения гражданина и человека, федеративное устройство, а также основные принципы построения и взаимодействия властей в государстве. Тем самым основы конституционного строя представляют собой головной политико-правовой, а это одновременно и головной государственно-правовой институт, который имеет своей целью: установить содержание концепции, которая формирует единые подходы к пониманию сущности всех определяющих государственно-правовых институтов нашего государства и общества на уровне Федерации, ее субъектов и местного самоуправления;

Во-вторых, определяют основы правового положения гражданина и человека в государстве и обществе. Правовое положение гражданина и человека в той или иной степени определяется и нормами других отраслей права. Однако значимыми для государственного (конституционного) права являются отношения, определяющие принадлежность лица к российскому гражданству, принципы, закрепляющие положение гражданина и человека в государстве и обществе, его основные права, свободы и обязанности. Именно эти группы общественных отношений являются исходными для всех остальных областей общественных отношений между личностью и государством. Слово «основы» в данном случае выполняет роль той линии, которая отграничивает общественные отношения государственно-правового характера от общественных отношений в данной сфере, но урегулированных нормами других отраслей права;

В-третьих, характеризуют устройство российского государства с точки зрения его национально-государственной, национально-территориальной и административно-территориальной организации. В данном случае нормы государственного права закрепляют федеративную организацию России, т.е. из каких частей состоит Российская Федерация, кто является ее субъектом, особенности правового положения субъектов Федерации и характер их взаимоотношений с Федерацией. Государственно-правовые нормы закрепляют также предметы исключительного ведения собственно Федерации, а также закрепляют основные принципы разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами и предоставляет субъектам Федерации право самостоятельно определять предметы исключительного их ведения и административно-территориальное устройство;

В-четвертых, именно нормы государственного (конституционного) права устанавливают систему государственных органов Российской Федерации и ее субъектов и органов местного самоуправления, а также основные принципы их организации и деятельности. Это позволяет и государственным органам субъектов Российской Федерации, и органам муниципальных образований самостоятельно вводить в соответствующие системы органов определенные свойства, связанные с историческими особенностями их развития и национальной самобытности;

В-пятых, государственная власть и самоуправление в Российской Федерации осуществляются народом не только через систему государственных органов и органов местного самоуправления. Государственная власть и самоуправление в Российской Федерации осуществляются также народом непосредственно, используя формы прямой демократии, а именно, референдум и свободные выборы. Поэтому общественные отношения, складывающиеся в процессе непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти, регулируются нормами государственного (конституционного) права и потому также являются составляющей частью предмета правового регулирования данной отрасли права.

Таким образом, анализ содержания основных компонентов, составляющих устройство Российской Федерации, подтверждает действительность нашего первоначального утверждения о том, что общественные отношения, регулируемые нормами государственного права, весьма сложны и многообразны. Установив содержание и специфику предмета правового регулирования, можно дать следующее определение понятия конституционного права Российской Федерации как отрасли права:

Конституционное право Российской Федерации - это отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, юридически закрепляющих устройство Российской Федерации, т.е. основы его конституционного строя, основы правового положения человека и гражданина, федеративное устройство, систему, принципы организации и деятельности государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления и формы непосредственного народовластия.

Введение

Глава 1. Понятие и предмет конституционного права РФ

1.1 Предмет конституционного права

1.2 Метод конституционного права

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Наука конституционного права особенно актуальна на современном этапе развития.

Конституционное право – одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

По сравнению с другими отраслями права предмет конституционного права имеет существенные особенности. Они выражаются в том, что конституционное право регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

Цель данной работы состоит в рассмотрении предмета, метода конституционного права, а также категорий науки конституционного права.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. рассмотреть предмет конституционного права;

2. рассмотреть метод конституционного права;

Объект исследования – предмет, метод конституционного права, а также категории науки конституционного права.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением предмета, метода конституционного права, а также категорий науки конституционного права.

Глава 1. Понятие и предмет конституционного права РФ

1.1 Предмет конституционного права

Исследование любого общественного явления должно начинаться с выяснения его понятия и его специфики. Не составляет исключение в этом плане и государственное право Российской Федерации.

Однако, прежде всего, следует обратиться к выяснению содержания самого термина – “конституционное право”. Этот термин имеет многогранное значение и употребляется для обозначения отрасли права, отрасли науки права, учебной дисциплины.

Конституционное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют определенную область общественных отношений. Нормы права, образующие эту отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками и, вместе с тем, отличаются от норм других отраслей права.

Конституционное право как наука – это совокупность научных знаний, теорий, обобщающих данную область общественных отношений и представляющих собой самостоятельную отрасль правовой науки Российской Федерации. Это значит, что предметом науки государственного права является не только нормативный материал, но и реальное претворение в жизнь государственно-правовых норм.

Что касается конституционного права как учебной дисциплины, то ее можно охарактеризовать как систему знаний о государственном праве как отрасли права и как науки права. Объектом конституционного права как учебной дисциплины являются раскрытые наукой и регулируемые отраслью права общественные отношения, а также систематизация имеющихся данных.

И отрасль права, и отрасль науки, и учебная дисциплина государственного права Российской Федерации в качестве своего общего объекта имеют один и тот же круг общественных отношений, благодаря чему носят одно и то же наименование. Вместе с тем, в каждой из указанных трех разновидностей, государственное право имеет свой объект, свою функцию. Поэтому предмет отрасли государственного права составляет регулирование определенного круга общественных отношений, которые отличаются существенными особенностями, что и предопределяет особое место государственного права в правовой системе российского государства.

Следовательно, для того, чтобы определить понятие государственного права как отрасли права, необходимо, прежде всего, выявить его предмет, т.е. ту область общественных отношений, которая регулируется нормами государственного права. Одна отрасль права отличается от другой отрасли именно предметом правового регулирования.

Общественные отношения, регулируемые нормами государственного права, весьма сложны, многочисленны и многообразны по своему конкретному содержанию. Поэтому и в современной науке государственного (конституционного) права общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права, рассматриваются по-разному, что свидетельствует об отсутствии единства в понимании предмета государственного (конституционного) права. В то же время преобладающей является позиция тех авторов, которые утверждают, что предметом государственного (конституционного) права являются отношения, складывающие во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр., а далее следует утверждение о том, что нормы данной отрасли права регулируют лишь “определенный слой отношений в указанных сферах. К его предмету относятся те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер”.

Наряду с отмеченной авторской позицией широкого понимания предмета государственного (конституционного) права, имеются авторы, которые понимают предмет данной отрасли права в более компактной формулировке. Так, М.В. Баглай считает, что конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и гражданина и учреждающие в этих целях определенную систему государственной власти.

Своеобразный вариант определения предмета конституционного права предложил О.Е. Кутафин. По его мнению, все общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, следует подразделить на две группы: 1) общественные отношения, складывающиеся в областях, составляющих основные элементы государства, которыми, как известно, являются народ, территория и власть; 2) общественные отношения, имеющие основополагающее значение для тех сфер, в которых они складываются. Сложность подобного определения предмета конституционного права вполне справедливо отметила И.А. Конюхова: “При таком подходе нужна интуиция опытного, если не гениального государствоведа, чтобы правильно определить первую группу от второй”.

Можно выделить и группу авторов, которые при определении предмета государственного (конституционного) права используют так называемую трехуровневую систему организации общественных отношений, относящихся к данной отрасли права. Так, Ю.А. Дмитриев считает, что “…предмет конституционного права можно определить как совокупность общественных отношений, определяющих:

1. Основы конституционного строя (основы государственного и общественного строя, закрепленные в качестве таковых положениями Конституции РФ, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и политико-территориальное устройство страны;

2. Отношения, возникающие в процессе реализации многонациональным народом России (населением субъектов Российской Федерации) государственной власти (в формах представительной и непосредственной демократии), а также создания и функционирования образуемых в этих целях выборных органов государственной власти;

3. Основы правового статуса человека и гражданина, а также содержание процесса реализации политических прав и свобод граждан”.

На позиции использования трехуровневой системы организации общественных отношений, относящихся к предмету конституционного права, стоит также И.А. Конюхова (Умнова), которая говорит: “… определение предмета конституционного права России в современный период следует проводить с учетом функционального назначения данной отрасли…”.

Наряду с общими для всех отраслей права функциями, “… конституционное право осуществляет и такие только ей присущие государственно-правовые функции как учредительная, государствообразующая, координирующая”. Названные и подчеркнутые автором точки зрения функции, действительно определяют специфику конституционных норм. Однако, те государственно-правовые нормы, которые находятся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы государственного (конституционного) права, такими свойствами не обладают. Поэтому предложенное функциональное назначение государственного (конституционного) права не может быть признано удачным. Опираясь на свою исходную позицию, И.А. Конюхова говорит, что современное конституционное право Российской Федерации можно было бы определить как ведущую фундаментальную отрасль публичного права, которая объединяет в единую систему конституционно-правовые нормы, устанавливающие:

Основы общественного строя;

Основы взаимоотношений личности и государства;

Отношения по организации и осуществлению публичной (общественной и государственной) власти”.

В наиболее общем виде, научные дискуссии разворачивались и разворачиваются в настоящее время вокруг двух основных проблем:

Во-первых, споры разгорались вокруг того, как подойти к определению самого обобщенного понятия и функционального назначения отрасли государственного права. Такими определениями в науке советского государственного права были: “в советском государственном праве выражаются общественные отношения, связанные с организацией советского государства и его органов власти”; что эти общественные отношения складываются “в связи с осуществлением государственной власти”, “возникающие в процессе осуществления государственной власти”, “по поводу осуществления государственной власти”, “составляющие основы полновластия советского народа” и др.;

Понятие конституционное право - важная составляющая целостной системы права РФ. Она практически ничем не отличается от других систем, поскольку также включает в себя определенные нормы в правовом поле, то есть общепринятые правила, регулирующие поведение людей. Эти правила обеспечиваются на уровне государства, включая разные формы принуждения.

Предмет Конституционного права

Под предметом конституционного права подразумеваются правоотношения возникающие во всех сферах жизни общества а именно: социальной, экономической, политической и другими. И регулируемые нормами данной отрасли права.

1. Конституционное право включает нормы, которые регулируют социальные взаимоотношения характеризующие основы, на которых базируется система страны и социума. Эти взаимоотношения проявляется в первую очередь в целом высококачественная оценка страны: независимость, модель управления, модель правительственного аппарата, государственные субъекты власти, методы их осуществления, т.е. единые основные принципы функционирования целой общественно-политической концепции общества.

Социум кроме того никак не способен быть жизнестойкой системой без общих баз финансовой концепции: определения дозволяемых и оберегаемых страной форм имущества, залога охраны прав владельцев, методов хозяйственной деятельности, защиты труда, провозглашения конкретной концепции предоставления общественных нужд членов сообщества в сфере образования, защиты природы, культуры. Общепринятые мерки конституционного права регулируют социальные взаимоотношения выражающие ключевые основы сообщества и в данной сфере.

Основные социальные взаимоотношения, характеризующие устройство страны, сообщества и фиксирующие их мерки гл. 1 Конституции Российской Федерации, обобщаются определением "основы конституционного строя ".

2. Социум как одно целое, так же, как целое предприятие не может быть выполнена при отсутствии законного статуса членов сообщества, без установления норм связи между страной и гражданами.

Объектом конституционального полномочия считаются такие социальные взаимоотношения какие устанавливают основные принципы отношений людей с государством, т.е. основные правила, определяющие позицию человека в социуме и стране, гражданство, а кроме того ключевые нужные полномочия, независимости и прямые обязанности людей и граждан. Непосредственно данные взаимоотношения и считаются начальным абсолютно для всех других социальных взаимоотношений среди людей, устанавливают позиция человека в различных его социально принципиальных взаимосвязях. Конституционные правила стабилизируют данные взаимоотношения зафиксированы в гл. 2 Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина".

3. Так как Россия считается федеративной страной в таком случае вполне целесообразна обширная область взаимоотношений страны и ее субъектов. Регулирование данных социальных взаимоотношений является важной составляющей, которая обеспечивает единство и целостность государства, аргументированном действительными нуждами разделения объектов ведения и возможностей Федерации с ее субъектами. Эти взаимоотношения также входят в объект конституционного права. Мерки стабилизирующие их, присутствуют в гл. 3 РФ "Федеративное устройство".

4. Ранее целостность сообщества поддерживаются не только лишь вяжущими все без исключения общественные взаимоотношения едиными правилами его аппарата, однако и надлежащим сферам управления общественным действиями через который осуществляются функции характерные этому окружению равно как созданной структуре. Подобным устройством считается концепция общегосударственной власти и концепция регионального самоуправления.

Метод конституционного права

Под методом конституционного права понимается – совокупность юридических средств воздействия, которые применяются государством в процессе правового регулирования общественных отношений.

Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, применяется совокупность двух методов:

1) императивный объединяет методы обязывания и запрещения (остается в конституции без изменений)

2) диспозитивный (предполагает наличие различных вариантов той или иной нормы)

пример: Президент – верховный главнокомандующий (императивный метод).



Поделиться