Злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ). Постановление Пленума Верховного Суда "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" — Российская газета 285 ч 1 ук рф

Использование сотрудниками госструктур и органов местной власти своего служебного положения, повлекшее существенное ущемление интересов и прав общества и государства, организаций, граждан, наказывается по УК РФ. - посягательство на нормальную работу органов власти, муниципальных и госпредприятий.

Наказание

За , совершенное из корыстной либо другой личной заинтересованности, повлекшее указанные выше последствия, вменяется:

  1. Денежное взыскание до 80 т. р. или в сумме, равной доходам виновного за полгода.
  2. Запрет занимать посты или вести деятельность определенных видов до 5 лет.
  3. До 4 лет принудительных работ или лишения свободы.
  4. До полугода ареста.

Отягчающие признаки

Злоупотребление должностными полномочиями гражданином, занимающим пост в федеральной или региональной структуре власти, а также главой территориального органа самоуправления наказывается:

  1. Денежным взысканием размером 100-300 т. р. или в сумме доходов виновного за 1-2 г.
  2. Принудительными работами до 5 л.
  3. Тюремным заключением до 7 лет.

К последним двум санкциям дополнительно может вменяться запрет на пребывание на постах или ведение деятельности определенного типа в течение 3 лет. Если злоупотребление должностными полномочиями повлекло тяжкие последствия, виновным грозит до 10 лет тюрьмы. Дополнительно также может вменяться запрет, указанный выше (на тот же период).

Субъект преступления

Ст. 285 УК РФ распространяется на граждан, временно, постоянно либо по специальному правомочию реализующих функции представителей власти, исполняющих административно-хозяйственные или организационные и распорядительные задачи в госорганах, структурах местного самоуправления, муниципальных или госучреждениях, госкорпорациях, госпредприятиях, унитарных в том числе, в АО, контрольный пакет ценных бумаг в которых принадлежит государству, регионам или МО. Норма действует также в отношении служащих ВС, прочих воинских подразделений страны.

Под сотрудниками федеральных, региональных органов следует понимать служащих, занимающих должности, закрепленные Конституцией и уставами субъектов РФ для непосредственной реализации полномочий госструктур. Муниципальные и госслужащие привлекаются к ответственности в специально предусмотренных законом случаях. По общим правилам, они не относятся к категории должностных лиц в контексте ст. 285. Для вменения им наказания должны быть соответствующие обстоятельства.

Пояснения

Ст. 285 УК РФ в новой редакции закрепляет ответственность за деяние, содержащее три обязательных признака:

  1. Использование гражданином своего статуса вопреки служебным интересам.
  2. Возникновение последствий, выраженных существенными нарушениями интересов и прав юридических и физлиц, общества и государства.
  3. Связь между деянием и его результатом.

Рассмотрим каждый из них.

Использование служебного статуса

Злоупотребление должностными полномочиями предполагает совершение действий, которые хоть и непосредственно связаны с реализацией сотрудником его обязанностей и прав, но не вызваны необходимостью. Такие поведенческие акты противоречат как общим требованиям и задачам, осуществляемым государственным аппаратом и структурами местного самоуправления, так и целям, для которых гражданин получил соответствующие правомочия.

Статья 285 УК РФ распространяется на случаи совершения из корыстной либо другой личной заинтересованности действий при отсутствии оснований и обязательных условий для этого. К примеру, производится прием на работу граждан, которые фактически не исполняют трудовые обязанности, выдается водительское удостоверение людям, не сдавшим экзамен, освобождение начальниками (командирами) своих подчиненных от выполнения ими их обязанностей с направлением для обустройства частного владения служащего или работы в коммерческих организациях.

Дополнительно

Статья 285 УК РФ действует также в случаях умышленного неисполнения служащим его обязанностей. При этом ответственность наступает, если такое бездействие было совершено из корыстных целей или по другой личной заинтересованности, объективным образом не согласовывалось с задачами, для реализации которых гражданин получил свой статус, и повлекло нарушение интересов и прав государства, организаций, общества, отдельных граждан.

Под рассматриваемую норму подпадает также протекционизм. Под ним следует понимать незаконное содействие в трудоустройстве или продвижение по службе, поощрение сотрудника, а также другое покровительство, совершаемое из корысти или по другой личной заинтересованности.

Ст. 285 УК РФ: оправдательный приговор

Если деяние, наказание за которое закрепляет рассматриваемая норма, совершается служащим для устранения опасности, которая непосредственно угрожает интересам и правам гражданина, общества, государства, и она не может ликвидироваться иными способами, то такое поведение не рассматривается как уголовное деяние. При этом не должен быть превышен предел крайней необходимости.

Не могут рассматриваться как преступные деяния лица, связанные с реализацией ими должностных полномочий, повлекшие вред охраняемым интересам общества и государства, организаций и граждан, если они совершались во исполнение приказа или распоряжения, являющегося для него обязательным. Соответствующее положение закреплено в ст. 42 Кодекса.

Особые случаи

Если гражданин совершает умышленное преступление, предусмотренное 285 или 286 статьей, во исполнение приказа/распоряжения, являющегося для него заведомо незаконным, он несет ответственность по общим правилам. Действия начальника, которым был издан акт, расцениваются как подстрекательство к посягательству или его организацию. Такие действия квалифицируются по соответствующей норме Особенной части Кодекса со ссылкой на 33 статью (ч. 3 или 4). Служащий, который издал заведомо незаконное распоряжение (приказ) подчиненному, не осознававшему противоправность акта и осуществившему его, привлекается к ответственности в качестве исполнителя.

Если же для достижения неправомерного результата гражданин использует не служебное положение, а какие-либо связи, авторитет занимаемого им поста и пр., то на него не распространяются положения ст. 285 УК РФ. Состав преступления комментируемой нормы отсутствует.

Последствия

Приговоры по ст. 285 УК РФ выносятся при установлении факта причинения ущерба интересам и правам граждан, государства, общества, организаций. Речь, в частности, о юридических возможностях, гарантированных Конституцией и федеральным законодательством. К примеру, действиями служащего может быть нарушено право на уважение достоинства и чести человека, неприкосновенность жилища, частной жизни, тайну переписки, телеграфных, почтовых сообщений, телефонных переговоров, на судебную защиту, компенсацию вреда, причиненного деянием, доступ к правосудию и так далее.

Нарушением законных интересов организаций и граждан в результате неправомерного использования служебного статуса считается создание препятствий в удовлетворении потребностей, не противоречащих нормам права и морали. К примеру, действия, блокирующие возможность выбора по собственному усмотрению организации для сотрудничества, совершенные сотрудником госоргана, подпадают под комментируемую норму. Судебная практика по ст. 285 УК РФ указывает на необходимость учета степени негативного влияния противоправного поведения на нормальную работу предприятий, размер и характер материального вреда, понесенного им, количество потерпевших граждан, а также тяжесть нанесенного им имущественного, морального, физического ущерба.

Мотивы

С субъективной стороны деяние характеризуется виной в умышленной форме. Умысел может быть как косвенным, так и прямым. Обязательным элементом субъективной стороны выступает мотив. Им является корыстная либо другая личная заинтересованность. Под первой следует понимать стремление служащего посредством совершения противоправных действий извлечь для себя или иных лиц имущественную выгоду. При этом она не связана с безвозмездным незаконным обращением материальных ценностей в свою пользу или иных граждан.

Под комментируемую норму подпадают действия, направленные, например, на противоправное получение льгот, займа, освобождение от расходов, возврата имущества, оплаты услуг, погашения задолженности и пр. Другая личная заинтересованность проявляется в стремлении служащего извлечь неимущественную выгоду. Она обуславливается такими побуждениями, как семейственность, карьеризм, желание приукрасить реальное положение дел, получить взаимное предоставление услуг, заручиться чьей-либо поддержкой при решении какой-либо проблемы, скрыть некомпетентность и так далее.

Нюанс

В отличие от хищения имущества, принадлежащего иным лицам, с использованием должностных полномочий, злоупотребление ими из корыстных побуждений образуют такие действия служащего, которые или не связаны с изъятием материальных ценностей (к примеру, получение выгоды от эксплуатации вещи не по назначению), или связаны с возмездным/временным их изъятием. Если деяние выразилось в фактическом обращении объекта в пользу виновного, то оно полностью охватывается частью 3 ст. 160 либо ч. 3 ст. 159 и дополнительно по рассматриваемой норме не квалифицируется. В случае когда служащий, используя свое положение, кроме хищения, совершает иные противоправные действия, которые связаны со злоупотреблением полномочиями из корысти или по другой личной заинтересованности, его поведение подпадает под соответствующие положения Кодекса в совокупности.

Квалифицирующие признаки

В части второй рассматриваемой нормы предусмотрено наказание за злоупотребление полномочиями лицом, имеющим особый статус. В частности, к ответственности привлекаются сотрудники федерального или регионального госоргана, а также главы территориальных структур самоуправления. В качестве особо квалифицирующего признака, предусмотренного в части третьей нормы, выступают тяжкие последствия от совершенного деяния.

В чем они выражаются? Действия лица, злоупотребившего должностным положением, могут, например, привести к крупным авариям, продолжительным простоям транспорта/производственного процесса, возникновению крупного имущественного ущерба, причинению смерти по неосторожности, покушению к самоубийству или суициду потерпевшего и так далее.

Важный момент

В процессе рассмотрения дел по преступлениям, подпадающим под ст. 285, необходимо устанавливать, какие нормативно-правовые документы и иные акты устанавливают обязанности и права гражданина, привлекаемого к ответственности. При этом в постановлении указываются юридические возможности, которые были использованы неправомерно, со ссылкой на конкретную часть комментируемой нормы.

Заключение

Опасность злоупотребления должностным положением состоит главным образом в том, что противоправные действия уполномоченных лиц дискредитируют деятельность органов власти в глазах народа. Незаконное поведение подрывает авторитет структур, нарушает нормальное их функционирование. Кроме этого, причиняется существенный ущерб интересам граждан и организаций.

Законодательство устанавливает срок давности по ст. 285 УК РФ. Деяния, ответственность за которые закрепляется в первой части нормы, относятся к посягательствам средней тяжести. Для них срок давности 6 лет. Деяния, наказания за которые устанавливают 2 и 3 части, считаются тяжкими. Привлечь виновных к ответственности за них можно в течение 10 лет. В 2013 г. была объявлена амнистия. Ст. 285 УК РФ была включена в перечень норм, по которым виновные были освобождены.

Стоит сказать, что в настоящее время на всех уровнях власти ужесточился контроль над деятельностью служащих. Однако если в федеральных и региональных органах принимаемые меры дают эффект, то в муниципалитетах ситуация остается крайне сложной. Это обусловлено тем, что законодательство разделяет сферу власти на два направления: государственное и местное. В последнем случае нормативные акты хоть и принимаются во исполнение федеральных законов, но существенно адаптируются под конкретную административно-территориальную единицу. В результате непосредственное решение вопросов, касающихся ужесточения контроля на местах, зависит от муниципальной власти.

Тем не менее на уровне ряда МО ведется активная работа по выявлению лиц, злоупотребляющих своим должностным положением. Безусловно, эта сфера требует особого подхода. Для каждого муниципалитета должны быть разработаны конкретные мероприятия, учитывающие специфику местности, разветвленность административного аппарата, а также иные факторы, заслуживающие внимания.

Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Ч. 2 ст. 285 УК РФ

То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ч. 3 ст. 285 УК РФ

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания.

1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

5. Утратило силу. – Федеральный закон от 04.05.2011 N 97-ФЗ.

Комментарий к ст. 285 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Отдельным вопросам квалификации злоупотребления и превышения должностных полномочий посвящено Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий”.

2. Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями образуется тремя обязательными признаками.

Деяние представляет собой действие в виде использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; возможно также совершение преступления путем бездействия. Действия лица формально являются правомерными и входят в его компетенцию, однако совершаются вопреки интересам службы, т.е. вопреки целям и задачам деятельности данного лица, “во зло” службе, государственным интересам, не вызываются служебной необходимостью (см. п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19).

Использование неслужебных отношений, хотя и связанных со службой (личных связей, авторитета занимаемой должности и т.п.), состава преступления не образует.

Объективная сторона предполагает также наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (см. п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19) и причинную связь между деянием и последствиями. В отсутствие последствий содеянное образует, как правило, дисциплинарный проступок или административное правонарушение.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла (как прямого, так и косвенного), а также обязательными мотивами: корыстной или иной личной заинтересованностью (см. п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19). Ложно понятые служебные интересы не могут образовывать необходимый для наличия состава преступления мотив (например, проведение излишних ревизий и проверок с целью выявить скрытые злоупотребления и правонарушения).

4. Субъект специальный: должностное лицо. В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК должностное лицо характеризуется единством трех обязательных характеристик:

а) выполняемые лицом функции;

б) время (длительность) выполнения функций;

в) место выполнения функций.

5. Должностное лицо должно выполнять функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. О функциях представителя власти говорится в примечании к ст. 318 УК, в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе” и п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19, об иных функциях – в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 и п. 4 – 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19.

Выполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций наряду с выполнением сугубо профессиональных функций требует их корректного разграничения, поскольку при совершении действий в процессе выполнения последних субъект не признается должностным лицом.

6. Должностное лицо должно выполнять свои функции постоянно, временно или по специальному полномочию. Постоянное выполнение функций предполагает их выполнение в результате назначения или избрания на должность и при этом срок полномочий лица или не определен временными рамками, или ограничен законодательно промежутком времени. Временное выполнение функций связано с назначением на должность для замещения временно отсутствующего должностного лица. Выполнение функций по специальному полномочию означает, что эти функции не являются основной работой для лица, которое является посторонним по отношению к данному органу государственной власти или органу местного самоуправления (см. п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19).

7. Должностное лицо должно выполнять свои функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контролируемых государством или муниципальными образованиями, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Данный признак позволяет отграничить анализируемое понятие от лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации (см. комментарий к ст. 201 УК).

Следует обратить внимание, что лица, выполняющие соответствующие функции в частных учреждениях, созданных гражданином или юридическим лицом (п. 2 ст. 120 ГК РФ), охватываются примечанием 1 к ст. 201 УК.

8. Квалифицированный состав (ч. 2) предполагает ответственность за деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Данные понятия раскрываются в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК; см. также ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации” и п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19.
Под главой органа местного самоуправления следует понимать главу муниципального образования (см. ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19).

9. Характеристика особо квалифицированному составу (ч. 3) дается в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19.

10. Злоупотребление должностными полномочиями следует отличать от хищения с использованием служебного положения (см. п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19). При злоупотреблении отсутствует незаконное безвозмездное обращение государственного или муниципального имущества в собственность виновного или собственность других лиц.

Комментарий к статье 285 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Рассматриваемое преступление посягает на законную деятельность властного публичного аппарата – органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также органов управления в Вооруженных Силах, других войсках и иных воинских формированиях РФ.

2. Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями состоит из трех обязательных признаков:

1) использования должностных полномочий вопреки интересам службы, которое может быть выражено как в действии, так и в бездействии;

2) общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и охраняемых законом интересов;

3) причинной связи между деянием и последствиями.

3. Использование служебных полномочий представляет собой совершение (несовершение) действий, формально правомерных, входящих в служебную компетенцию должностного лица, связанных с осуществлением тех прав и обязанностей, которыми оно наделено исключительно в силу занимаемой им должности.

4. Опасность указанных деяний определяется их совершением вопреки интересам службы; имеющиеся у должностного лица полномочия используются им совсем не в тех целях, для которых оно ими наделено. Конкретными формами злоупотребления должностными полномочиями являются: нарушения финансовой дисциплины; сокрытие правонарушений; необоснованное проведение (или непроведение) проверок и ревизий; извлечение имущественной выгоды за счет государственного или муниципального имущества или за счет публичной деятельности иных (подчиненных) лиц без обращения имущества в свою пользу (например, использование военачальником солдат на строительстве загородного дома, использование служебного транспорта в личных целях) и т.п.

5. Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наиболее часто выражается в причинении материального вреда, когда государственным и иным публичным организациям причиняется имущественный ущерб в виде прямых убытков либо упущенной выгоды. Последствия должностного злоупотребления могут иметь и нематериальную природу и быть выражены: в нарушении конституционных прав и свобод граждан; подрыве авторитета органов власти, государственных и муниципальных учреждений; создании помех и сбоев в их работе; нарушении общественного порядка; сокрытии крупных хищений и других тяжких преступлений и т.п. Верховный Суд РФ указал, что для признания нарушения прав существенным необходимо учитывать ряд факторов (см. п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий”). Физический вред личности не характерен для рассматриваемого преступления.

7. С субъективной стороны должностное злоупотребление совершается умышленно. Умысел может быть как прямым, так и косвенным, хотя в большинстве случаев злоупотребление совершается с прямым умыслом. Преступление характеризуется специальными мотивами. Корыстная заинтересованность означает стремление виновного получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения чужого имущества в свою пользу или уклониться от неизбежных материальных затрат (например, сокрытие путем запутывания учета образовавшейся в результате халатности недостачи с целью избежать материальной ответственности). Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду нематериального характера. Такое стремление может быть обусловлено карьеризмом, протекционизмом, семейственностью, желанием приукрасить действительное положение, в том числе улучшить показатели своей работы, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть собственную некомпетентность и т.п.

Иную личную заинтересованность, как признак состава рассматриваемого преступления, не следует отождествлять с известной неуголовному законодательству личной заинтересованностью (см. п. 2 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. “О муниципальной службе в Российской Федерации” и п. 2 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. “О противодействии коррупции”), которая подразумевает возможность неосновательного обогащения служащего и в этом качестве фактически выступает в качестве синонима корыстных побуждений.

8. Субъект преступления специальный – должностное лицо. Примечание 1 к комментируемой статье содержит уголовно-правовое понятие должностного лица. Должностными лицами в соответствии с уголовным законодательством признаются три категории граждан: а) лица, осуществляющие функции представителя власти; б) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ; в) лица, выполняющие административно-хозяйственные функции в тех же местах.
Легальное определение представителя власти дается в примечании к ст. 318 УК (см. комментарий к нему).

Организационно-распорядительные функции реализуются, как правило, в сфере подчиненности одних лиц другим, т.е. выполняются начальником в процессе его взаимоотношений с подчиненными по службе. Они включают в себя, например, подбор и расстановку кадров, организацию труда и службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. “О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе”). Примером должностного лица, выполняющего организационно-распорядительные функции, может служить руководитель отдела в министерстве, директор государственного учреждения образования и т.п. В последние годы судебная практика признает наличие организационно-распорядительных функций у преподавателей государственных вузов, поскольку принимаемые ими в процессе контроля знаний студентов решения порождают для последних определенные правовые последствия (см.: СПС “КонсультантПлюс”, документы N 9420 (ARB) и 16279 (ARB)), хотя ни о каких отношениях подчиненности в данном случае говорить не приходится.

Административно-хозяйственные функции означают полномочия по управлению государственным, муниципальным или корпоративным имуществом, определению его правовых перспектив. К таковым могут быть отнесены принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения. В частности, эти функции выполняют начальники финансовых управлений администрации того или иного субъекта РФ или муниципального образования и их заместители, заведующие хозяйственной частью в учреждениях и т.п.

9. Организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции осуществляются во многих сферах. Однако должностным является лицо, выполняющее их лишь в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в государственных корпорациях (например, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”), а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ. Если же указанные функции осуществляются в иных организациях (коммерческих или некоммерческих), ответственность за должностное преступление исключается. Например, был неправильно осужден за должностное преступление директор государственного предприятия “Парк культуры и отдыха” г. Самары (БВС РФ. 2002. N 7. С. 12, 13). Не являются также должностными лицами представители государства или муниципальных образований в органах управления хозяйственных обществ и товариществ.

10. В законе говорится, что функции всех трех указанных выше видов могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. Постоянное осуществление функций предполагает занятие определенной должности (по выборам, по назначению), временное – также замещение определенной должности, но только по назначению и на определенный, обычно непродолжительный срок. Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным но то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (присяжные заседатели и др.).

11. Возможны ситуации, когда одно лицо одновременно выполняет и сугубо профессиональные, и должностные функции (организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные). Например, главный врач государственной поликлиники, с одной стороны, осуществляет прием, лечение граждан (как и любой медицинский работник), а с другой – руководит профессиональной деятельностью подчиненных ему сотрудников (врачей, медицинских сестер и т.п.). Ответственность за должностное злоупотребление он может нести только во втором случае, когда содеянное обусловлено наличием у виновного организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (БВС РФ. 2000. N 4. С. 6). Лица, выполняющие исключительно профессиональные функции, например рядовой врач-педиатр, к числу должностных не относятся (БВС РФ. 2003. N 1. С. 19, 20).

12. Квалифицированным видом злоупотребления должностными полномочиями (ч. 2 ст. 285 УК) является совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Все эти категории лиц являются должностными, и при этом они характеризуются особо ответственным служебным положением. Понятие лиц первых двух категорий дано в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК и в ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. “О системе государственной службы Российской Федерации”.

13. Уголовная ответственность за должностное злоупотребление повышается не для любого лица, возглавляющего тот или иной орган местного самоуправления, а только для главы муниципального образования. Например, не был признан главой органа местного самоуправления глава администрации волости, поскольку он не возглавлял муниципального образования (БВС РФ. 2002. N 10. С. 10).

14. Особо квалифицированный вид злоупотребления должностными полномочиями будет иметь место тогда, когда оно повлекло тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285 УК). Тяжкими последствиями следует признавать крупные аварии, длительную остановку транспорта или производственного процесса, дезорганизацию работы учреждения, срыв выполнения государственных планов (например, по поставкам оружия в зарубежные страны), нанесение материального ущерба в особо крупных размерах и др. Имущественный ущерб может считаться тяжким последствием, если его размер на порядок превышает величину крупного ущерба при халатности (см. комментарий к ст. 293 УК).

15. В примечании 4 к комментируемой статье специально оговаривается, что не являющиеся должностными лицами государственные служащие и служащие органов местного самоуправления несут уголовную ответственность по нормам главы 30 УК только в случаях, когда это предусмотрено соответствующими статьями (ст. ст. 288, 292, 292.1 УК).
Понятие государственного служащего определено в ст. 10 Федерального закона от 27 мая 2003 г. “О системе государственной службы Российской Федерации” и в ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2004 г. “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, а муниципального служащего – в п. 1 ст. 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. “О муниципальной службе в Российской Федерации”.

16. Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ действие норм главы 30 УК РФ было распространено на преступные деяния иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций (например, членов Европарламента). Тем самым устранен имевший место до принятия указанного Закона пробел в правовом регулировании, который с учетом положений ст. 3 УК делал невозможной уголовную ответственность иностранных и международных должностных лиц в России. Согласно примечанию 5 к комментируемой статье уголовная ответственность этих лиц возможна в случаях, предусмотренных международными договорами России. Статьи 5, 6, 9 – 12 Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (ратифицирована Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ) предусматривают обязанность государств-участников принять законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для того, чтобы квалифицировать в качестве уголовных преступлений взяточничество и использование служебного положения в корыстных целях со стороны иностранных государственных должностных лиц, членов иностранных государственных собраний, должностных лиц или нанятых по контракту сотрудников международных или наднациональных организаций, международных парламентских собраний и международных судов. Необходимость криминализации взяточничества иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций предусмотрена ст. 16 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ).

При решении вопроса о том, является ли конкретное лицо субъектом, упомянутым в примечании 5 к комментируемой статье, следует руководствоваться не примечанием 1 к ней, а положениями указанных выше Конвенций и национальным правом иностранных государств. Так, согласно п. “а” ст. 1 Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию государственным должностным лицом считается лицо, определяемое как “должностное лицо”, “государственный служащий”, “мэр”, “министр” или “судья” в национальном праве государства, в котором данное лицо выполняет эту функцию, как она определяется в уголовном праве.

Комментарий к статье 285 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Основным объектом злоупотребления должностными полномочиями является осуществляемая в соответствии с законом деятельность публичного аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объекта выступают конституционные права человека и гражданина, охраняемые законом экономические и иные интересы граждан, организаций и государства.

Объективная сторона преступления состоит из трех обязательных признаков:

1) совершения деяния (действия либо бездействия) – использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы;

2) наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

3) причинно-следственной связи между деянием и последствием.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует понимать совершение действий (либо бездействие), которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. Кроме того, как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, т.е. незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (п. п. 15, 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий”).

Однако в случаях, когда действия должностного лица, связанные с нарушением своих служебных полномочий, были совершены для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным, при условии что не было допущено превышения пределов крайней необходимости (ст. 39 УК РФ).

Кроме того, не могут быть признаны преступными деяния должностного лица, связанные с использованием служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если они были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ).

Должностное лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 285 УК РФ, во исполнение заведомо для него незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом действия вышестоящего должностного лица, издавшего такой приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части УК РФ со ссылкой на ч. ч. 3 или 4 ст. 33 УК РФ

Должностное лицо, издавшее заведомо незаконный приказ или распоряжение подчиненному лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления.

Полномочия должностного лица определяются его компетенцией, т.е. кругом прав и обязанностей, закрепленных в соответствующих законодательных, иных нормативных правовых актах, ведомственных, локальных документах и т.д. При привлечении лица к ответственности за злоупотребление должностными полномочиями необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей должностного лица, нормативные акты, их регламентирующие, мотив, цель и фактические обстоятельства совершенного деяния, наличие причинной связи между нарушением (неисполнением) должностным лицом своих обязанностей и наступившими вредными последствиями. Указание на конкретный акт, наделяющий лицо соответствующими полномочиями, а также на конкретные права и обязанности, которыми лицо незаконно воспользовалось, является обязательным.

Как указала Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительном заключении должны содержаться ссылки на правовые акты, в силу которых должностное лицо наделено теми или иными полномочиями, а также конкретные обязанности и права, злоупотребление которыми вопреки интересам службы ставится ему в вину. Невыполнение данного требования влечет за собой постановление оправдательного приговора за отсутствием состава преступления.

Следует также отметить, что в случае если для достижения преступного результата лицо использует не закрепленные за ним должностные полномочия, а какие-либо связи по службе, авторитет занимаемой им должности и т.д., то состав данного преступления отсутствует.

Как было отмечено ранее, совершение деяния вопреки интересам службы означает, что лицо действует в рамках предоставленных ему полномочий, однако его действия противоречат целям и задачам, поставленным перед соответствующим органом или учреждением. Интересы конкретного органа или учреждения заключаются в достижении целей, ради которых они были созданы, в полном и своевременном выполнении стоящих перед ними задач и обеспечиваются посредством деятельности должностных лиц. Поэтому нарушение последними своих должностных обязанностей, если это не вызвано служебной необходимостью, должно рассматриваться как деяние, противоречащее интересам службы.
Злоупотребление должностными полномочиями может выражаться в различных формах и способах совершения преступления, например в сокрытии инспектором налогового органа факта неуплаты налогов близкими ему лицами; освобождении командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица; сокрытии фактов совершения преступлений в связи с плохо организованной работой по их раскрытию в целях избежать дисциплинарной ответственности; сокрытии факта недостачи имущества (например, нежилого помещения), находящегося на балансе определенного органа или учреждения и утраченного в процессе его использования (к примеру, сгоревшего вследствие несоблюдения правил противопожарной безопасности); использовании в личных целях имущества, выделенного определенному органу или учреждению для осуществления служебной деятельности; издании заведомо незаконных приказов и распоряжений, повлекших причинение существенного вреда; попустительстве совершению правонарушений иными лицами со стороны должностного лица, обязанного осуществлять соответствующий контроль за их действиями; выдаче водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; приеме на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют, и др.

Помимо совершения деяния в виде использования должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, обязательным элементом объективной стороны преступления является последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, находящееся в причинно-следственной связи с деянием. Существенное нарушение прав и законных интересов – понятие оценочное, поэтому решать вопрос о наличии такого существенного нарушения необходимо на основе конкретных обстоятельств дела, однако в каждом случае существенность нарушения прав и законных интересов должна быть обоснована в приговоре. Одного лишь указания в приговоре на причинение существенного вреда охраняемым законом интересам граждан, организаций и государства недостаточно; эта формулировка является общей, и если не установлено, в чем конкретно выражается ущерб и кому он причинен, обоснование существенности причиненного вреда отсутствует.

Применительно к данному обстоятельству п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий” содержит следующее разъяснение: “По делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий судам надлежит, наряду с другими обстоятельствами дела, выяснять и указывать в приговоре, какие именно права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства были нарушены и находится ли причиненный этим правам и интересам вред в причинной связи с допущенным должностным лицом нарушением своих служебных полномочий”.

Существенным является нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). К существенному нарушению прав и законных интересов следует также относить причинение лицу физического вреда в виде побоев, истязаний, легкого вреда здоровью; повлекшее крупные убытки незаконное воспрепятствование предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконное ограничение конкуренции. Существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства может выражаться в подрыве авторитета органов власти, подрыве нормальной деятельности государственного (муниципального) органа, например прокуратуры – по быстрому и полному раскрытию преступлений, создании значительных помех и сбоев в работе государственных и муниципальных структур, сокрытии тяжких преступлений и т.п.

В п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий” отмечается, что при оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.

Злоупотребление должностными полномочиями относится к числу преступлений с материальным составом. Оно считается оконченным с момента наступления последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. В отсутствие данного последствия имеет место должностной проступок, влекущий дисциплинарную ответственность, но не состав преступления.

С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины в виде как прямого, так и косвенного умысла. Виновное должностное лицо осознает, что использует предоставленные ему служебные полномочия вопреки интересам службы, предвидит существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, желает наступления этих последствий (прямой умысел) либо сознательно допускает последствия или относится к их наступлению безразлично (косвенный умысел).

Обязательным признаком субъективной стороны является мотив – корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность выражается в стремлении должностного лица получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или в пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.). Так, корыстная заинтересованность имеет место в случаях, когда при строительстве дома должностное лицо незаконно эксплуатирует труд своих подчиненных, освобождаясь тем самым от расходов на оплату подрядных работ; обладая полномочиями по распределению государственного (муниципального) жилищного фонда, незаконно устанавливает внеочередной порядок получения квартиры своему родственнику; в целях избежать материальной ответственности скрывает недостачу материальных ценностей.

Злоупотребление лицом своими должностными полномочиями из корыстной заинтересованности следует отличать от хищения чужого имущества с использованием служебного положения. В п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий” по этому поводу отмечается, что в отличие от хищения чужого имущества с использованием служебного положения злоупотребление должностными полномочиями из корыстной заинтересованности образуют такие деяния должностного лица, которые либо не связаны с изъятием чужого имущества (например, получение имущественной выгоды от использования имущества не по назначению), либо связаны с временным и (или) возмездным изъятием имущества. Если использование должностным лицом своих служебных полномочий выразилось в хищении чужого имущества, когда фактически произошло его изъятие, содеянное полностью охватывается ч. 3 ст. 159 УК РФ или ч. 3 ст. 160 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ не требует. В тех случаях, когда должностное лицо, используя свои служебные полномочия, наряду с хищением чужого имущества совершило другие незаконные действия, связанные со злоупотреблением должностными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности, содеянное им надлежит квалифицировать по совокупности указанных преступлений.

Иная личная заинтересованность выражается в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера. Такое стремление может быть обусловлено различными побуждениями: карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, скрыть свою некомпетентность, избежать дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения, ошибки в работе, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, месть, зависть и т.п.

При рассмотрении дел о злоупотреблении должностными полномочиями установление мотива корыстной или иной личной заинтересованности, которым руководствовалось лицо при совершении преступления, является обязательным. В приговоре также должно быть указано, в чем конкретно такой мотив был выражен. В случае когда лицо использует свои служебные полномочия вопреки интересам службы, но не стремится получить в результате какие-либо личные блага (его мотивом выступают, например, ложно понятые интересы государственного (муниципального) органа или учреждения), состав преступления отсутствует.

Субъект рассматриваемого преступления специальный – должностное лицо.

Часть 2 ст. 285 УК РФ предусматривает квалифицированный состав злоупотребления полномочиями, отличающийся от основного состава преступления особым статусом субъекта. Здесь субъектом является должностное лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а также глава органа местного самоуправления.

Определение лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, как было указано выше, дается в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК РФ
Рассматривая вопрос о субъекте злоупотребления должностными полномочиями, следует иметь в виду, что по смыслу закона для возбуждения уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 285 и ч. 2 ст. 286 УК РФ, установление конкретного должностного лица, занимающего государственную должность и допустившего злоупотребление и превышение, является обязательным. Возбуждение уголовного дела по факту злоупотребления неопределенным кругом лиц является незаконным.

Особо квалифицированным видом злоупотребления полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ) является совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 ст. 285 УК РФ, повлекшее тяжкие последствия. Данный признак является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления. В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий” к числу тяжких рекомендуется относить такие последствия, как: крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, иное нарушение деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п. Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 285 УК РФ, является умышленным и не может рассматриваться как совершенное с двумя формами вины (ст. 27 УК РФ).

Следует отметить, что норма об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями является общей по отношению к большинству норм о преступлениях главы 30 УК РФ (за исключением ст. ст. 288, 291, 293 УК РФ). Данные нормы содержат специальные виды должностных злоупотреблений, поэтому согласно правилу, установленному в ч. 3 ст. 17 УК РФ, уголовная ответственность наступает только по специальной норме, совокупность со ст. 285 УК РФ отсутствует. Действия лица квалифицируются по совокупности преступлений, только если злоупотребление должностными полномочиями образует самостоятельный состав преступления и такая совокупность является реальной.

Состав злоупотребления должностными полномочиями следует разграничивать с составом превышения должностных полномочий. При этом следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором – совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу) либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать).

Видео о ст. 285 УК РФ

В соответствии со ст. 285 УК РФ применение должностным лицом своих служебных полномочий с корыстным мотивом или иной заинтересованностью, в результате которого произошло нарушение прав и интересов других людей и организаций, охраняемых государственных интересов, понимается как злоупотребление должностными полномочиями.

Субъектная и объектная сторона

Должностные полномочия представляют собой права и ответственность, которые присвоены гражданину по причине занимаемой им должности.

В роли субъекта выступает гражданин, занимающий определенную должность в учреждениях самоуправления, госорганах, муниципальных ведомствах, воинских подразделениях и вооруженных силах РФ. В некоторых ситуациях к госслужащим, не входящим в категорию должностных лиц, также применяются нормы ст. 285 УК РФ.

Объектом преступного деяния выступают:

  • государственные и местные органы власти;
  • муниципальные учреждения;
  • воинские подразделения.

Объектами не могут выступать товарищества, кооперативы, организации и фирмы, которые не относятся к федеральной и муниципальной форме собственности.

Состав преступления

В состав объективной стороны злоупотребления входят:

  • преступное деяние в форме применения должностных полномочий наперекор интересам службы;
  • социально опасные результаты в форме значительного несоблюдения прописанных в законодательных актам прав и интересов;
  • причинно-следственная связь между применением должностного статуса и повлеченными последствиями.

Состав преступления состоит в применении полномочий не по назначению, а значимым аргументом в привлечении человека к уголовной ответственности по ст. 285 УК РФ является корыстный мотив или желание достичь персональной выгоды. То есть гражданин на значимой должности, желая нелегально присвоить собственность, материальные ценности, финансы или иную материальную выгоду, а также получить повышенную должность, увеличить сферу влияния, и осознавая противоправность своих действий и нарушение закона, продолжает осуществлять незаконную деятельность.

Под применением человеком должностных полномочий понимается выполнение противоправных действий, нарушающих закон и интересы иных граждан, или же невыполнение действий, которые лицо должно было выполнить по причине своих должностных обязанностей.

В документе или заключении о вынесении обвинения должностному лицу должна быть указана ссылка на нормативные акты, на базе которых такому лицу присвоены определенные должностные права и обязательства, а также перечень обязанностей и прав, при злоупотреблении которыми наперекор служебным интересам он будет обвинен в соответствии с соответствующей статьей УК РФ.

Если принятые должностным лицом меры, которые повлекли несоблюдение своих служебных полномочий, были осуществлены для предотвращения более опасных последствий и более значительных, чем нанесенный ущерб по факту, если это недопустимо было осуществить иными способами, тогда такие действия не расцениваются как преступные и имеющие злой умысел.

Категории злоупотребления должностными полномочиями

Рассмотрим, в каких формах может проявляться злоупотребление служебным положением:

  • несоблюдение финансовой дисциплины;
  • применение целевых финансов не по указанному назначению;
  • обманные действия против контролирующих и ревизионных учреждений и ведомств;
  • реализация ценностей по ценам, значительно ниже, чем их реальная стоимость;
  • передача помещений, транспорта, техники в по арендному соглашению по заниженной стоимости;
  • оформление соглашений на заблаговременно известных невыгодных условиях;
  • укрытие похищений ценностей и недостач;
  • передача имущества в аренду гражданам и организациям без законных оснований;
  • получение выгоды без изъятия и приобретения в свою пользу чужой собственности;
  • эксплуатация транспорта, оборудования, помещений в персональных целях без внесения оплаты за пользование.

К категории злоупотребления служебным положением не относятся действия должностного лица, которые никоим образом не относятся к его должностным обязанностям и сфере влияния. Согласно трактовке ст. 285 УК РФ, влияние должностного лица своим авторитетом является незаконным или аморальным поведением, за которое не предусмотрена уголовная ответственность.

Преступный акт считается завершенным и состоявшимся, когда действия гражданина на занимаемой должности, выполненные наперекор служебным интересам, спровоцировали существенное нарушение законных интересов иных людей или организаций, или иных государственных и общественных интересов.

Ущерб от незаконных действий должностного лица может проявляться в ухудшении репутации соответствующего органа, нанесении материального или иного вреда. Под нанесенный вред также подпадает умышленное формирование сбоев и неполадок, которые препятствуют нормальному функционированию органа, укрытие совершенных преступлений, несоблюдение общественного порядка, к чему привели принятые меры должностным лицом.

Ответственность за злоупотребление полномочиями

Законом предусмотрено наказание за злоупотребление служебным статусом:

  • арест длительностью до полугода;
  • штрафные санкции в сумме 100-200 минимальных оплат труда;
  • штраф в сумме заработка или иной прибыли осужденного гражданина за 1-2 месяца;
  • ограничение в праве занимать некоторые должности и заниматься конкретными видами деятельности – до 5 лет;
  • тюремный срок до 4 лет.

Лицо, работающее на государственной должности в РФ или субъекта РФ, или занимающее пост главы местного органа самоуправления, за злоупотребление своим должностным статусом может понести следующие виды наказания:

  • тюремный срок до 7 лет (вспомогательной ограничительной мерой может быть ограничение в праве пребывать на конкретной должности или выполнять определенные виды деятельности продолжительностью до 3 лет;
  • штрафные санкции в сумме 500-800 минимальных размеров заработка (иным наказанием на усмотрение суда может быть штраф в размере дохода или заработка осужденного гражданина за срок до 8 месяцев.

Злоупотребление служебным статусом, в результате которого возникли тяжкие последствия, наказывается тюремным сроком до 10 лет. В обязательном порядке с данным наказанием применяется такая мера, как недопущение к ведению определенного вида деятельности и занимать конкретные должностные посты на протяжении периода до 3 лет.

К категории тяжких последствий данного преступного акта причисляется материальный вред, исчисляемый в финансовом выражении и присутствующий в крупном объеме, а также иной вред, рассматриваемый судом как существенный.

Должностное лицо, которое допустило злостное несоблюдение своих служебных обязанностей, однако при этом действовало в целях выполнения принудительного распоряжения и обоснованного риска, не подлежит уголовной ответственности.

При отсутствии у должностного лица корыстного мотива или личной заинтересованности в выгоде данное преступление переквалифицируется в дисциплинарный проступок. Причем обязательным условием для этого становится незначительное несоблюдение интересов и прав людей и организаций, государственных интересов, которые охраняются по закону.

Отметим, что следует разграничивать понятия злоупотребления и превышения должностных полномочий. В первой ситуации человек на определенной должности наперекор служебным интересам эксплуатирует предоставленные ему права и полномочия. При второй ситуации он совершает поступки, которые явно выходят за границы его служебной сферы ответственности и полномочий. Поэтому необходимо четко разделять данные понятия, которые квалифицируются по статьям 285 и 286 УК РФ соответственно.

На видео об ответственности

Итак, мы разобрались, что собой представляет злоупотребление служебным статусом, каковы основания для предъявления обвинения, каковы объекты и субъекты преступления. Также теперь вы знаете, какая ответственность предусмотрена за такое преступное деяние.

В России остро стоит проблема коррупции и использования полномочий . Незаконное использование прав и возможностей нередко приводит к нанесению значительного ущерба, причинению как имущественного, так и неимущественного вреда гражданам или организациям. В Российской Федерации введена уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями.

Наказание за злоупотребление должностными полномочиями.

Юридическое понятие

Неправомерные попадают под статью 285 УК РФ, устанавливающую санкции. Важно правильно определить тяжесть деяния и отличить злоупотребление от превышения. Статья 285 Уголовного кодекса РФ злоупотребления должностными полномочиями определяет как:

Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности.

Понятие превышения же дано в ст. 286 УК РФ:

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Отличительной чертой является взаимосвязь поступков виновного с его непосредственными служебными обязанностями. Нельзя привлечь к ответственности должностное лицо по статье 285 УК РФ, если его действия привели к нарушению прав граждан или организаций, но не стали следствием его профессиональной деятельности.


Комментарий того, может ли являться виновным госслужащий, дан в ст. 1 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»:

Государственная должность - должность в федеральных органах гос. власти, органах власти субъектов Российской Федерации, а также в иных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации… с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Состав преступления

Субъектом злоупотребления должностными полномочиями может быть исключительно представитель власти. Субъект наделен правом выполнять распорядительные, организационно-управленческие или хозяйственные функции. Примеры должностных лиц:

  • служащие госаппарата;
  • работники муниципалитета;
  • должностные лиц Вооруженных сил.

Ограничение субъектов вытекает из сути деяния, нельзя инкриминировать злоупотребление тому, кто не является должностным лицом. Объектом злоупотребления должностными полномочиями выступает нарушенный в результате действий обвиняемого порядок взаимоотношений в аппарате государственного или муниципального управления. В составе преступления, инкриминируемого статьёй 285 УК РФ, выделяют и дополнительный объект. Таковым считаются , организаций или учреждений. В ряде случаев допускается нарушение общественных интересов или прав государства в целом.


Субъективная сторона определяется умыслом и мотивом. Умысел бывает прямым или непрямым, а мотив – корысть либо личный (моральный) интерес субъекта. Умысел – обязательный элемент для квалификации.

Объективной стороной является непосредственное совершение деяний, направленных на получение выгоды. Необходимо учитывать, что злоупотребление возможно лишь в рамках непосредственных обязанностей и прав обвиняемого. Если деяние выходит за рамки его возможностей, то такое действие следует квалифицировать как превышение. Объективная сторона может проявляться в двух формах: действие или бездействие. Первая является активной, а вторая – пассивной формой совершения.

Рассмотрим отличие на примерах:

Пример 1: Руководитель учреждения Петров приобрел частный дом. Деньги продавцу были переведены со счета учреждения и не являются личными средствами Петрова.

Пример 2: Ответственное на совершение платежей лицо – Иванов – использовав свое служебное положение, совершил перевод денежных средств со счета учреждения на личный банковский счет. Руководитель Иванова Петров заметил несанкционированный перевод, однако не сообщил вышестоящему руководству. За свое молчание Петров получил от Иванова плату. Действия Иванова и Петрова в равной степени попадают под уголовную ответственность.

Описанные примеры демонстрируют, что злоупотребление может носить различный характер и проявляться в разных формах. Поэтому важно правильно квалифицировать действия должностных лиц.


Квалификация деяния

При квалификации выделяют основной и квалифицирующий составы. Преступление является завершенным (составами) в момент нарушения законного порядка взаимодействия в рамках государственного или служебного аппарата. То есть, планирование и подготовка не относится к уголовно наказуемым деяниям, однако учитываются как доказательства умысла.

ВАЖНО! Без наличия умысла и корысти (материальной или личностной) преступление не может быть считаться квалифицированным. Не подлежит уголовному преследованию и служебный проступок.

Обязательным признаком является мотив. Проявляться мотив может в форме личного интереса без материальной выгоды. И так квалифицирующие признаки злоупотребления должностными полномочиями определены в части 2 статьи 285 УК РФ:

злоупотребление лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

Разграничение между злоупотреблением и превышением

Важно уметь различать злоупотребление служебными правами от смежных составов преступлений. Смежной является статья 286 УК РФ, определяющая такое деяние как превышение полномочий. Основные отграничения состава по Уголовному кодексу РФ, по которым преступление отличается.


Законодатель дал статьям 285 и 286 Уголовного кодекса смежные составы. Но если при злоупотреблении идёт осознанное использование законных возможностей, то при превышении используются недоступные в обычном состоянии возможности служебного положения. Отграничение между смежными составамиважный этап для верной квалификации незаконных действий.

Пример 1: Гражданин Л. согласно своим обязанностям был обязан проводить сметный расчёт строительства многоквартирного дома. Руководствуясь корыстным мотивом, Л. намеренно допустил ошибки в расчётах, которые привели к излишку расходов. Неучтенную часть средств Л. перевел на личный банковский счет.

По результатам расследования действия Л были квалифицированы по ст. 285 УК РФ.

Пример 2: Бухгалтер гос. учреждения Семенова согласно служебным обязанностям выполняла начисление заработной платы сотрудникам. В рамки ее полномочий входило заполнение табелей рабочего времени, учёт больничных листов и отпусков. Однажды в отсутствии главного бухгалтера Семенова самостоятельно выполнила перечисления средств сотрудникам. Руководствуясь умыслом, Семенова перечислила на свой банковский счет 300 тысяч рублей из фонда заработной платы.

По результатам следственных мероприятий Семеновой была инкриминирована ст. 286 УК РФ.


Классификация видов преступления

По видам возможна квалификация состава преступления:

  • обычное;
  • повлекшее тяжкие последствия.

Уголовный кодекс обособляет деяние, если помимо основных обязательных признаков преступления имелось наступление одного из тяжких последствий. К таковым комментарии относят:

  • причинение ;
  • смерть;
  • создание аварийной ситуации;
  • значительный материальный ущерб;
  • банкротство предприятия и прочее.

ВАЖНО! Ответственность по статье 285 УК РФ наступает при условии невозможности квалифицировать деяние по специальным статьям, привлекающим к уголовной ответственности за конкретные преступления должностных лиц.


Методика расследования

В ходе следствия нужно правильно определить ключевые характеристики. за пример можно взять такой алгоритм оперативных действий:

  1. Осмотр места преступления, опрос свидетелей и участников, включая служебный персонал. Провести инвентаризацию и опись имущества, денежных средств, транспорта.
  2. Допрос лиц, выполняющих контроль над соблюдением установленного порядка, который был нарушен.
  3. Допрос потерпевшей стороны.
  4. Мероприятия по поиску: обыск, изъятие документов и вещественных доказательств.
  5. Арест счетов и имущества в целях сохранности и препятствия сокрытия доказательств преступления.
  6. Определение подозреваемых, их допрос и задержание при наличии доказательств.

В ходе расследования необходимо установить момент совершения преступного деяния, определить характер и порядок действий преступника, его личность, цель и мотивы совершения преступления. Обозначить схему преступных действий.


Наказание за преступление по УК РФ

Уголовным кодексом РФ установлены такие виды наказаний за квалифицированные преступления:

  1. Использование служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
  1. То же деяние, совершенное лицом, занимающим должность Российской Федерации или должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  1. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.


Поделиться