Действие административно правовых норм. Действие административно-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц. Право, в отличие от морали

Вариант 1.

1.Нормативный правовой акт, в отличие от других источников (форм) права,

1) принимается компетентным государственным органом (должностным лицом)

2) обеспечивается силой общественного мнения

3) фиксирует решение суда по конкретному делу

4) отражает представление общества о справедливости

2. Правонарушением является

1) наложение взыскания начальником на подчинённого

2) разглашение государственной тайны

3) коллекционирование старинных монет

4) нарушение слова, данного другу

3. Административным проступком является

1) безбилетный проезд в автобусе

2) убийство двух лиц

3) отказ вернуть долг соседу

4) опоздание на учёбу

4. Не подготовившись к контрольной работе по математике, двое учащихся 11 класса решили сорвать её проведение. Они позвонили в полицию, сообщив, что в школе заложена бомба. Действия учащихся являются

1) гражданским проступком

2) преступлением

3) административным проступком

4) дисциплинарным нарушением

5. Какая отрасль права закрепляет основы государственного строя?

1) административное

2) конституционное

3) гражданское

4) уголовное

1) норма морали

2) социальная норма

3) норма права

4) политическая норма

7. Нарушением трудового права является

1) производство и распространение наркотиков

2) увольнение за неявку на работу при наличии больничного листа

3) неявка избирателя на избирательный участок для голосования

4) подделка денежных знаков

8. Правонарушение — это

1) противоправное, виновное, об-ще-ствен-но опас-ное деяние, при-чи-ня-ю-щее вред обществу

2) поведение, на-ру-ша-ю-щее при-ня-тые в дан-ном об-ще-стве эти-че-ские правила

3) деяние, на-ка-за-ни-ем за ко-то-рое яв-ля-ет-ся ли-ше-ние свободы

4) общественное отношение, участ-ни-ки ко-то-ро-го имеют определённые права и юри-ди-че-ские обязанности

9. В приведённом пе-реч-не дей-ствий дис-ци-пли-нар-ным про-ступ-ком является

1) не-вы-пол-не-ние правил, преду-смот-рен-ных уста-вом школы

2) рас-про-стра-не-ние нар-ко-ти-че-ских ве-ществ на школь-ной дискотеке

3) отказ усту-пить место по-жи-ло-му че-ло-ве-ку в транспорте

4) кража до-ку-мен-тов и бу-маж-ни-ка у прохожего

10.Среди пе-ре-чис-лен-ных пра-во-на-ру-ше-ний пре-ступ-ле-ни-ем является

1) си-сте-ма-ти-че-ское опоз-да-ние на работу

2) без-би-лет-ный про-езд в автобусе

3) пе-ре-ход улицы в не-по-ло-жен-ном месте

4) рас-про-стра-не-ние наркотиков

11. Инна сдала в химчистку шубу. Но приёмщик не предупредил её о том, что, возможно, после химчистки может немного измениться окрас меха. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

1) трудового права

2) уголовного права

3) административного права

4) гражданского права

12.Гражданин А. заключил с транспортной компанией договор о перевозке мебели из его городской квартиры на дачу. Данные правоотношения регулируются нормами права

1) трудового

2) административного

3) уголовного

4) гражданского

13.Молодые люди угнали чужую машину. Их действия являются

1) административным проступком

2) уголовным преступлением

3) дисциплинарным проступком

4) гражданским проступком

14.Гражданка продает свою квартиру дальней родственнице. Куда гражданкам необходимо обратиться, чтобы заверить договор купли-продажи?

1) в юридическую консультацию

2) к мировому судье

3) к нотариусу

4) к адвокату

15. Гражданин поливал на балконе цветы и уронил горшок с цветком на капот стоявшего перед домом автомобиля. Нормы какой отрасли права регулируют отношения гражданина с владельцем автомобиля?

1) конституционного права

2) административного права

3) гражданского права

4) финансового права

16. Согласно рос-сий-ским нор-мам тру-до-во-го права, до-пус-ка-ет-ся за-клю-че-ние тру-до-во-го до-го-во-ра с не-со-вер-шен-но-лет-ни-ми гражданами, при усло-вии пись-мен-но-го со-гла-сия родителей, с

17.Верны ли следующие суждения о юридической ответственности?

А. Юридическая ответственность призвана восстанавливать нарушенные права граждан, пострадавших от правонарушения.

Б. Юридическая ответственность выражается в том, что в отношении лица, вина которого доказана, применяются меры государственного принуждения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. Установите соответствие между проступками и видами юридической ответственности. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

19. Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите цифры в соответствии с буквами

20. Работа с текстом.

Юридические нормы, как мы уже знаем, — «кирпичики», исходные элементы всего здания права данной страны. Отрасли — наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания. Таковы уголовное право, трудовое право, административное право, гражданское право и т. д. В своей совокупности эти отрасли и составляют право в целом — систему права данной страны. Отрасль права — это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений.

При указании на отрасль права можно отметить целый ряд её признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет», т. е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных общественных отношений: конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «своё законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом; гражданскому праву — гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом.

И всё же главная особенность каждой отрасли — наличие особого юридического режима («метода регулирования»), который характеризует то, как, каким способом — через дозволения, запрещения, обязывания — осуществляется юридическое регулирование. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям — уголовное; к обязываниям — административное. Квалифицированный юрист-практик знает, что обозначение юридических дел в качестве уголовных, трудовых, семейных свидетельствует о том, что в данном случае действует особый юридический порядок. Например, гражданин заключил с организацией соглашение о производстве работы, а потом возник конфликт, и юридическому органу нужно рассматривать «дело». Какое дело? Ответ на этот вопрос зависит от того, какое было заключено соглашение. Трудовой договор? Просто соглашение на выполнение подрядных работ? В первом случае (трудовой договор) вступает в действие трудовое право. Если же заключено подрядное соглашение, то тут уже другой юридический режим, устанавливаемый и поддерживаемый не трудовым, а гражданским правом.

(По С. С. Алексееву)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какое определение отрасли права дано в тексте? Объясните связь терминов «норма права», «законодательный акт», «отрасль права».
3. Какие три признака отрасли права рассмотрены автором?
4. В тексте приведены примеры некоторых отраслей права. Назовите любые три отрасли и, опираясь на знание обществоведческого курса, определите для каждой её предмет.

Правоотношения, правонарушение и юридическая ответственность.

Вариант 2.

1.Право, в отличие от морали,

1) охраняется силой государства

2) опирается на представления о добре и зле

3) регулирует общественные отношения

4) опирается на общественное мнение

2. Механизм государственного принуждения, действующий в отношении правонарушителей, это

1) дееспособность

2) правоотношение

3) правовое сознание

4) юридическая ответственность

3. Бабушка с внуком, гуляя в лесу, на-рва-ли букет цветов, ко-то-рые занесены в Крас-ную книгу. Нормы какой от-рас-ли права ре-гу-ли-ру-ют данную ситуацию?

1) уголовного права

2) административного права

3) гражданского права

4) трудового права

4. Какая отрасль права регулирует вопросы родительских обязанностей?

1) гражданское право

2) трудовое право

3) семейное право

4) административное право

5. Отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения граждан и фирм

1) семейное право

2) административное право

3) трудовое право

4) гражданское право

6. Правило поведения человека в правовой ситуации, которое должно обязательно выполняться

1) норма морали

2) социальная норма

3) норма права

4) политическая норма

7. Какой из приведённых при-ме-ров яв-ля-ет-ся при-ме-ром нормы кон-сти-ту-ци-он-но-го права?

1) Пассажиры обя-за-ны опла-чи-вать про-езд в об-ще-ствен-ном транспорте.

2) Незнание офи-ци-аль-но опуб-ли-ко-ван-но-го за-ко-на не осво-бож-да-ет от от-вет-ствен-но-сти за его несоблюдение.

3) Производители несут от-вет-ствен-ность за ка-че-ство предо-став-лен-но-го по-ку-па-те-лям товара.

4) Граждане обя-за-ны со-блю-дать пра-ви-ла об-ще-ствен-но-го по-ряд-ка в пар-ках и заповедниках.

8. Какой из приведённых при-ме-ров ил-лю-стри-ру-ет правонарушение?

1) Граж-да-нин К. дал взят-ку долж-ност-но-му лицу.

2) Иван вы-сту-пил со сви-де-тель-ски-ми по-ка-за-ни-я-ми в суде.

3) Антон на-пи-сал за-яв-ле-ние в ОВД о го-то-вя-щем-ся преступлении.

4) Юлия по-лу-чи-ла по-вест-ку как кан-ди-дат в при-сяж-ные заседатели.

9. Что из пе-ре-чис-лен-но-го от-но-сит-ся к при-зна-кам правонарушения?

1) за-дер-жа-ние со-труд-ни-ком полиции

2) воз-буж-де-ние уго-лов-но-го дела

3) за-клю-че-ние следователя

4) об-ще-ствен-ная опас-ность деяния

10. Василий заключил договор на строительство дачного домика, но работники строительной фирмы нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

1) административного права

2) трудового права

3) уголовного права

4) гражданского права

11. Гражданин приобрёл для домашнего пользования стиральную машину. Сервисная служба магазина доставила, установила и подключила стиральную машину, а также передала гражданину гарантийный талон. Отношения гражданина с магазином регулируются нормами права

1) гражданского

2) трудового

3) конституционного

4) административного

12. Гражданки торговали у станции метро собранными в лесу ландышами. Известно, что эти цветы занесены в Красную книгу. Какое правонарушение совершили гражданки?

1) уголовное преступление

2) дисциплинарный проступок

3) административное правонарушение

4) гражданский проступок

13.Вернувшись с работы домой, гражданин обнаружил, что его квартира ограблена. Куда необходимо обратиться гражданину?

1) к нотариусу

2) к мировому судье

3) в органы внутренних дел

4) к адвокату

14. Гражданка М. за-клю-чи-ла до-го-вор купли-продажи не-дви-жи-мо-сти и при-об-ре-ла на вто-рич-ном рынке у граж-да-ни-на Т. двух-ком-нат-ную квар-ти-ру пло-ща-дью 60 кв. м. Что из пе-ре-чис-лен-но-го ниже яв-ля-ет-ся объ-ек-том дан-но-го правоотношения?

1) приобретённая граж-дан-кой М. квартира

2) Гражданка М.

3) право про-жи-вать в дан-ной квартире

4) текст заключённого договора

15. Во время лет-них каникул, стар-ше-класс-ник Кон-стан-тин хотел устро-ить-ся на работу, чтобы ма-те-ри-аль-но по-мочь семье. Тру-до-устрой-ство по об-ще-му основанию, со-глас-но Тру-до-во-му ко-дек-су РФ, воз-мож-но с возраста

16. Гражданин В., яв-ля-ясь на-след-ни-ком вто-рой очереди, пре-тен-ду-ет на на-след-ство умер-ше-го брата. Нормы ка-ко-го права ста-нут ос-но-вой для раз-би-ра-тель-ства дела в суде?

1) кон-сти-ту-ци-он-но-го

2) граж-дан-ско-го

3) административного

4) государственного

17.Верны ли следующие суждения о правовых нормах?

А. Правовые нормы являются обязательными для исполнения гражданами страны.

Б. Правовые нормы в современном обществе существуют только в письменной форме.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18.Установите со-от-вет-ствие между ви-да-ми юридической от-вет-ствен-но-сти и от-рас-ля-ми права: к каж-дой позиции, дан-ной в пер-вом столбце, под-бе-ри-те соответствующую по-зи-цию из вто-ро-го столбца.

19.Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

20. Работа с текстом.

В первобытном обществе общественный порядок поддерживался всеми членами общества на основе жёстких запретов, традиций и обычаев. Социальные нормы были встроены в социальный порядок жизни. Посредством этих норм (образцов) закреплялся и воспроизводился данный тип общественных связей, осуществлялась передача опыта первобытной социальности.

В зависимости от дифференциации общественной жизни, с переходом в архаическом обществе к различным формам обмена деятельностью возникает проблема осмысления и обоснования (оправдания) социальных норм. Усложняется само понятие социальной нормы, поскольку нужно сопоставить различные образцы, правила и предписания, выработать определённые стандарты и стереотипы. В отличие от образца, регулирующего весь процесс взаимодействия, норма представляет собой принцип, допускающий вариативность поведения. Тем самым осуществляется взаимная оценка различных социальных норм. Этот оценочный момент становится важным мотивом выполнения или невыполнения социальной нормы.

Социальные нормы являются способом добровольного и осознанного взаимодействия, сотрудничества людей. На их основе возможно прогнозирование поведения взаимодействующих сторон, что делает более устойчивыми общественные связи, повышает меру стабильности общества, соотносит интересы индивидов и общества в целом.

В развитых обществах социальные нормы становятся мерой и инструментом измерения человека и человеческой деятельности.

С ориентацией на социальные нормы человек воспитывает в себе определённые личностные качества. Через усвоение социальных норм происходит социализация индивидов, однако самореализация не сводится к усвоению социальных норм.

  1. Составьте план текста. Для этого вы-де-ли-те ос-нов-ные смыс-ло-вые фраг-мен-ты тек-ста и оза-главь-те каж-дый из них.
  2. Укажите две функции, ко-то-рые выполняли, по мне-нию авторов, со-ци-аль-ные нормы в пер-во-быт-ном обществе.
  3. Какие ха-рак-те-ри-сти-ки со-ци-аль-ных норм сви-де-тель-ству-ют об их усложнении? Ис-поль-зуя текст, ука-жи-те три из них.
  4. Какие три вида со-ци-аль-ных норм, по мне-нию авторов, под-дер-жи-ва-ли об-ще-ствен-ный по-ря-док в пер-во-быт-ном обществе? При-ве-ди-те два при-ме-ра таких норм.

Обязательность административно-правовых актов, их действие не беспредельно, а ограничено пространством, временем и кругом лиц.

В первую очередь разберем действие правовых норм во времени. Момент начала действия норм определяется следующими правилами:

а) если в нормативном акте, содержащем административно-правовую норму, указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени он и вступает в силу;

б) если в нормативном акте начало действия не определено, то вступает в силу общее правило для данного вида нормативных актов, установленное законом или иным актом. Согласно закону РФ от 25 мая 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» законы РФ вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования. Согласно указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их официального опубликования. Акты Правительства, содержащие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их официального опубликования. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти межведомственного характера после регистрации в Министерстве юстиции РФ должны быть опубликованы и вступают в силу через 10 дней после их опубликования на всей территории РФ одновременно.

Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и других нормативных актах.

Действие нормативных актов прекращается в случае:

а) прямой отмены;

б) по истечении срока, на который принят нормативный акт;

в) принятия нового нормативного акта по тем же вопросам, тем же или вышестоящим органом.

С действием административных актов во времени связаны вопросы обратной силы и переживания. В статье 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отменяющий ответственность, обратной силы не имеет, т.е. акты не распространяются на те факты, которые имели место до вступления его в силу.

Переживание акта - это применение отмененного, уже не действующего в момент применения акта к фактам, которые были в момент его действия.

Вопрос о действии правовой нормы имеет большое практическое значение. От его правильного решения зависит нома, которая будет применяться в конкретном случае.

Действие административно-правовых норм в пространстве зависит от органа, их принявшего. Федеральные нормативные акты действуют на всем пространстве, на которое распространяется суверенитет РФ, акты субъектов федерации действуют в пределах их территории.

Пространство, на которое распространяется суверенитет государства, включает в себя сушу, внутренние воды и т.п.

В связи со способностью нормы переживать Бахрах выделяет следующие типы действия новой и старой норм во времени:

1. Перспективное действие новой нормы - на факты, возникшие после вступления в силу ее, порождающие новые правоотношения; старая норма в этом случае переживает себя, если продолжает регулировать отношения, которые возникли в ее основе и после даты вступления в силу новой.

2. Немедленное действие новой нормы - на факты прошлого и ранее возникшие правоотношения, изменяющие права и обязанности их участников с даты вступления ее в силу; а старая норма прекращает действие на все отношения, которые ранее регулировала, с даты утраты ею силы.

3. Обратное - на правоотношения, возникшие до ее вступления в силу с какой-то более ранней даты или даже с момента их возникновения. Норма обратного действия частично или полностью пересматривает также возникшие правоотношения. Старая досрочно прекращает действие на отношения, которые раньше регулировались ею, а впоследствии стали регулироваться новой нормой с обратной силой [Бахрах, статья, стр. 16]. При таком понимании обратная сила нормы - это ее ревизионная сила, что предполагает пересмотр (ревизию) урегулированных в соответствии с действовавшей ранее нормой прав и обязанностей.

1. Общим правилом является немедленное действие нормы.

2. Норма, ухудшающая правовое положение граждан (многих или даже некоторых), имеет в отношении этих граждан лишь перспективное значение.

3. Норма, смягчающая или отменяющая ответственность за правонарушения, имеет обратную силу.

4. Исключения из этих правил допускаются только при наличии специальной коллизионной нормы, принятой тем же органом, который установил норму основную.

В некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать в межтерриториальном масштабе. Возможен их «выход» и за государственные границы РФ. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций и граждан в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двухсторонними соглашениями или многосторонними. Также административные нормы имеют свой круг лиц, на который они распространяются. Ряд норм распространяется только на граждан РФ, но не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства. Территории посольств иностранных государств экстерриториальны, там нормы права РФ не действуют.

Дипломатические представители обладают дипломатическим иммунитетом, на них не распространяются нормы, предусматривающие меры принуждения за правонарушения. Многие нормы хотя и действуют по всей территории, но действуют избирательно, распространяются только на определенный круг лиц: работников определенной отрасли, государственных служащих, депутатов и т.д.

Таким образом, мы видим, что нормы административного права имеют свою территорию, круг лиц, время, на которые они распространяются.


В процессе управленческой, исполнительной и распорядительной деятельности общественные отношения регулируются посредством административно-правовых норм
Административно-правовым нормам свойственны признаки, характерные в целом для нормы права. Норма права, как правило, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Однако не всегда эти три элемента присутствуют в административно-правовой норме В подавляющем большинстве норм административного права можно встретить лишь одну часть - диспозицию или две части - гипотезу и диспозицию или диспозицию и санкцию.
Административно-правовую норму нельзя отождествлять с правовым актом, в котором она содержится. Правовой акт (закон, декрет или указ Президента, постановление Правительства, приказ министра) - это форма выражения государственновластных, административно-правовых велений. В одном правовом акте может содержаться несколько административно-правовых норм. Равным образом отдельные элементы правовых норм могут находиться в разных статьях (ее частях) правового акта или в различных правовых актах. При это не всегда все элементы нормы четко формулируются.
Административно-правовые нормы представляют собой общеобязательные правила поведения общего характера, устанавливаемые уполномоченными государственными органами в сфере государственного управления и охраняемые в необходимых случаях принудительной силой государства.
Особенности административно-правовых норм предопределяются содержанием регулируемых общественных отношений. Они вторичны (или подзаконны), устанавливают определенные права и обязанности субъектов, участвующих в управленческой, исполнительной и распорядительной деятельности, закрепляют структуру и организацию работы органов управления на основе и во исполнение Конституции и иных законодательных актов. Административно-правовые нормы играют значительную роль в реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, оказывают воздействие на многие стороны экономической, социально-культурной и административнополитической жизни государства. Объектом административно- правовых норм являются общественные отношения управленческого характера.
Особенности административно-правовых норм проявляются в степени определенности закрепленных в них предписаний. Административно-правовые нормы чаще всего являются императивными. В них правила поведения, требования выражаются в категорической форме, не допускающей никаких изменений, альтернатив поведения субъектов.
С учетом различных критериев классификации учеными-ад- министративистами выделяются следующие виды административно-правовых норм:
а) по своему характеру, функциональным особенностям административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные,
б) в зависимости от конкретной направленности регулирования можно выделить следующие группы административноправовых норм:
нормы, определяющие принципы деятельности и компетенцию органов государственного управления (например, компетенцию Правительства, министерств, департаментов) и местного управления;
нормы, определяющие права свободы и обязанности граждан в области государственного управления, исполнительной и распорядительной деятельности.
нормы, регулирующие общественные отношения между государственными органами и общественными организациями, определяющие их взаимные права и обязанности,
в) в зависимости от содержания регулируемых отношений выделяются
нормы, устанавливающие порядок образования, ликвидации и реорганизации субъектов государственного управления (образование министерств, департаментов, государственных учреждений),
нормы, регулирующие методы и формы государственного управления (например, порядок принятия постановлений, приказов, работы коллегиальных органов управления и др),
нормы, определяющие права и обязанности сторон (участников) административного процесса (например, нормы Кодекса об административных правонарушениях, Закона «Об обращениях граждан»),
г) по способам воздействия на общественные отношения административно-правовые нормы могут подразделяться на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие (управомочивающие), рекомендательные и стимулирующие,
д) по юридической силе нормы делятся на конституционные, законодательные и подзаконные.
Действие административно-правовых норм. Административно-правовые нормы действуют во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Время действия административно-правовой нормы начинается с момента вступления ее в силу и сохраняется до момента утраты юридической силы.
По действию во времени различаются нормы постоянного и нормы временного действия По общему правилу, большинство административно-правовых норм не ограничены определенными сроками действия Они действуют бессрочно, постоянно до их официального изменения либо отмены, прекращения действия Временный срок действия административно-правовых норм регулируется общими правовыми предписаниями, содержащимися в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»
Как правило нормы, содержащиеся в декретах Президента Республики Беларусь и законах, вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок Административно-правовые нормы, находящиеся в указах Президента Республики Беларусь постановлениях Правійельсгва и иных нормашвных правовых актах всту- \ нают в силу со дня включения их в Национальный реєстр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Нормы, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.
Апминистративно-правовые нормы по общему правилу не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан или иным образом улучшают положения лиц, на которых распространяют свое действие. Не имеют обратной силы нормы, устанавливающие или усиливающие ответственность. Исполнительная власть, придавая обратную силу административно-правовым нормам, должна придерживаться конституционного ориентира не нарушать права граждан и юридических лиц, не ухудшать их правовое положение.
Действие административно-правовой нормы в пространстве зависит от положения органа в системе органов исполнительной власти. В связи с этим различают нормы общего (республиканского) и местного (в рамках административно-территориальной единицы) действия, нормы межотраслевого, отраслевого и локального масштаба.
Нормы административного права имеют весьма широкий круг своего воздействия, они направлены прежде всего на регулирование деятельности органов государственного управления, государственных организаций и должностных лиц, а также распространяют свое действие на всех граждан, либо на их отдельные группы (пассажиры, водители, госслужащие, лица, привлеченные к административной ответственности), лиц без гражданства.
Реализация норм административного права означает практическое использование содержащихся в них предписаний, запретов и дозволений, претворение в жизнь с их помощью публичных интересов, воли исполнительной власти и ее органов.
По вопросу способов реализации норм административного права среди административистов нет единого мнения. Представляется, что нормы административного права реализуются в основном посредством исполнения, применения и соблюдения.
Исполнение норм означает точное следование субъектов управленческих отношений предписаниям и дозволениям, содержащимся в них. Так, участием в демонстрациях, подачей жалобы гражданином и рассмотрением ее должностным лицом в установленный срок исполняются административно-правовые нормы.
Применение административно-правовых норм заключается в практической реализации субъектом управленческих отношений. исполнительной власти своей компетенции, юридически-

%" властных полномочии путем издания индивидуальных правовых актов.Например, привлечение лица к административной ответ-

  • ственности либо зачисление гражданина на государственную службу.
Соблюдение административно-правовых норм - это воздержание от совершения запрещенных нормами действий, поступков. Если лицо нарушает административно-правовые или иные запреты, его могут привлечь к административной ответственности.

Основанием возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений служит юридический факт. Юридические факты делятся на события и действия.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъектов. Действия могут быть:

  • - правомерные ;
  • - неправомерные .

Правомерные действия соответствуют требованиям административно-правовых норм (издание приказа о назначении на государственную должность), неправомерные (деликты) - не соответствуют им (административные и дисциплинарные проступки).

Вопрос о действии административно-правовых норм, то есть, об их юридической силе имеет самостоятельную юридическую значимость.

Общим правилом является то, что административно-правовые нормы вступают в силу, то есть, начинают действовать, с момента доведения их до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте.

Действие норм права обычно рассчитано на неопределенное время , но могут предусматриваться и временные условия их действия, например, на период действия чрезвычайного положения на определенной территории. Общим правилом является то, что нормативный акт обратной силы не имеет, а исключения оговариваются в самом акте.

Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт. Исходя из этого, различают нормы, действующие на территории Российской Федерации, субъектов Федерации или региона; нормы межотраслевого и отраслевого характера; нормы (и акты) локального (внутриорганизационного) характера.

По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, работники определенного министерства и т.д.) - это так называемые специальные субъекты.

Итак, административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы, а также могут иметь силу в отношении различного круга лиц. При проведении видовой классификации этих норм условия действия их в пространстве и по кругу лиц были освещены. Так, действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. Правда, в некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отраслевые нормы транспортных министерств и ведомств). Возможен их «выход» и за государственные границы Российской Федерации. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций (например, различного рода представительств) и граждан, находящихся в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами - членами Союза Независимых Государств (СНГ).

В пределах Российской Федерации административно-правовые нормы распространяются также и на иностранных граждан.

Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия (например, может быть введен мораторий на выборы глав краевой, областной администрации, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного положения).

Законную силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания нормативных актов, в которых они содержатся (например, указов Президента или постановлений Правительства Российской Федерации), либо в срок, предусмотренный для вступления соответствующих норм в силу. Как правило, это 10 дней после опубликования нормативного акта. Сроком вступления их в силу может служить также момент доведения административно-правовых норм до исполнителей.

В связи с распадом Советского Союза сложилась ситуация, когда в Российской Федерации практически действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.

Законы и другие правовые акты, содержащие административно правовые нормы и действующие на территории Российской Федерации до вступления в силу новой Конституции России, применяются в части, не противоречащей этой Конституции.

Принципиальное значение для действия административно - правовых норм как в пространстве, так и во времени имеет следующее положение Конституции Российской федерации 1993 года: любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться (т.е. действовать), если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Структура административно-правовой нормы. Классификация административно-правовых норм.

Структура административно-правовой нормы:

  • гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;
  • диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;
  • санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.

Особенности структуры административно-правовой нормы.

1. Административно-правовая норма так же, как и нормы других отраслей права, имеет свою структуру (внутреннее строение). Составляющие части административно-правовой нормы:

гипотеза - условия действия административно-правовой нормы; V диспозиция - предписания, запреты и дозволения;

санкция - меры административного или дисциплинарного воздействия.

Не во всех случаях четко выражена гипотеза. В некоторых случаях она излагается в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершения административного правонарушения и т. п.);

Структура многих административно-правовых норм не содержит санкций, в этих случаях санкции предусматриваются другими актами. На пример, административно-правовые нормы, регулирующие управленческую деятельность, исходят из того, что отношения между вышестоящими и нижестоящими административно-управленческими работниками строятся на началах дисциплинарной власти. В данном случае санкции содержатся в нормах общего характера, которые относятся к институту государственной службы. В нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений, закреплены конкретные административные санкции;

Для административно-правовых санкций характерно многообразие: административные санкции, дисциплинарные, административно-материальные, административно-процессуальные; санкции в административном праве разделяют на абсолютно - определенные и относительно - определенные.

Классификация:

2) По предмету регулирования: - материальные - регулируют сущность управленческих отношений (административно-правовой статус участников, правовой режим функционирования ИВ); - процессуальные - определяют порядок и методы реализации материальных норм государственного управления.



3) По соподчиненное: - нормы-законы (конституционные, текущих законов РФ и субъектов Федерации); - подзаконные нормы.

4) По методу воздействия на поведение субъектов: - обязывающие - предписывают субъектам совершать определенные положительные действия в предусмотренных условиях (т. е. обязательные предписания); - уполномочивающие - предусматривают возможность адресата по своему усмотрению действовать в рамках требований нормы. - запрещающие - содержат запрет на совершение определенных действий в конкретных условиях; могут быть общими (в отношении административных правонарушений) и специальными; - поощрительные - обеспечивают должное поведение адресата путем материального, морального стимулирования.

5) По пределу действия АПН: 1. Во времен и: - срочные (заранее определен срок их действия, например чрезвычайное положение); - бессрочные (срок не определен, утрачивают силу в результате официального изменения или отмены). 2. В пространстве: - общефедеральные: действуют в пределах Украины, иногда за границей (поведение граждан за границей); - местные (локальные); - межтерриториальные (акты, действующие в условиях чрезвычайного положения, распространяются на ряд территориальных образований); - специальные (определенный регион). 3. По кругу лиц: - правила в отношении всех субъектов управленческих отношений; - для отдельных категорий субъектов (отдельные виды юридических лиц).

Чтобы определить временные рамки действия нормы, нужно выяснить, когда она начала действовать и когда ее действие прекратилось. А для решения вопроса о вступлении нормы в силу следует знать два обстоятельства: 1) дату ее вступления в силу; 2) пределы ее действия после вступления в силу.

По общему правилу, конституционный закон, а значит, и содержащаяся в нем норма вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, если законодатель не установит иной срок. Нередко в постановлении о вступлении закона в силу оговаривается разное время начала действия разных норм (статей, пунктов), содержащихся в одном законе.

Нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в Украинской газете, если иное не предусмотрено законодательством. Они вступают в силу со дня опубликования или с указанной в акте даты после дня опубликования (а акты, расширяющие права, и ранее).

Акты иных органов исполнительной власти, по общему правилу, вступают в силу немедленно, если не назван иной срок.

Значит, норма административного права начинает действовать на основе общего правила (через 10, 7 дней после опубликования, немедленно) или со специально названного срока.

Можно различать три варианта пределов действия:

Перспективное – на факты, отношения, возникшие после вступления ее в силу (например, норма, усиливающая наказание); немедленное – на вновь возникшие и ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления ее в силу;

С обратной силой – на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до ее вступления в силу, но с более ранней даты (например, норма, которая устраняет, смягчает ответственность).

Возможны три варианта установления пределов прекращения действия старой нормы. Она: 1) переживает себя, если продолжает регулировать отношения, которые возникли на ее основе, и после даты вступления в силу новой; 2) немедленно с даты утраты ею силы прекращает действие на все отношения, которые ранее регулировала; 3) досрочно прекращает действие на правоотношения, которые раньше регулировались ею, а впоследствии стали регулироваться новой нормой с обратной силой.



Поделиться