Оспаривание отчета об оценке судебная практика. Теория всего. Обжалование оценки в конкурсе

Правовые рекомендации по вопросам правоприменительной практики (утверждены постановлением президиума Федерального арбитражного суда
Северо-Кавказского округа от 15.08.2011 № 6/1)
Ссылку дать не могу - почему-то пропали эти рекомендации с сайта АС СКО.

Вопрос 5. Вправе ли конкурсный кредитор в рамках дела о банкротстве отдельно обжаловать результаты оценки имущества должника, без обжалования решения собрания кредиторов, которым была утверждена начальная продажная цена имущества должника на
основании данной оценки?
Ответ. В соответствии со статьей 130 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Для осуществления указанной деятельности конкурсный управляющий привлекает оценщиков с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иной источник оплаты не установлен собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Учредители (участники) должника или собственник имущества должника, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы вправе обжаловать результаты оценки имущества должника в порядке, установленном
федеральным законом.
Согласно пункту 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. В этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным
органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
Если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то судам следует иметь в виду, что оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной и, следовательно, самостоятельное ее оспаривание посредством предъявления отдельного иска не допускается.
Если самостоятельное оспаривание величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления отдельного иска невозможно, вопрос о достоверности этой величины может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения (в том числе дела о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта или решения должностного лица, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.).
По смыслу статьи 13 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или
иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
В то же время согласно статье 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, исходя из положений федеральных законов «О несостоятельности (банкротстве)» и «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также с
учетом разъяснений, данных в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 № 92, оценка имущества должника носит рекомендательный характер для конкурсного управляющего и собрания кредиторов, в связи с чем отдельное обжалование результатов оценки имущества без обжалования решения собрания кредиторов недопустимо.
Указание в статье 130 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» на право учредителей (участников), собственника имущества должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов обжаловать результаты оценки имущества должника не свидетельствует о процессуальной возможности отдельного обжалования результатов оценки в случаях, не предусмотренных нормами Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Производство по такому требованию подлежит прекращению в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации.

Для выяснения рыночной стоимости имущества (корпоративного или личного) часто обращаются к помощи независимого оценщика. Существует и перечень ситуаций, когда процедура эта является обязательной.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но далеко не всегда результаты проведенного обследования оправдывают ожидания собственника или второй стороны предполагаемой сделки, например, по реализации имущества. Наша публикация посвящена вопросам оспаривания итогов оценки, а также особенностям этой нелегкой процедуры.

В чём вопрос?

Зачастую участниками предполагаемых сделок, не согласными с итоговыми показателями стоимости имущества, предпринимаются попытки обжалования ее величины, поскольку они несут убытки (порой весьма внушительные) при реализации или приобретении имущества.

Заметим, что оспаривание полученной оценки – процесс сложный, не всегда заканчивающийся положительным решением судебного ведомства. Разберемся, когда обжалование итоговой оценки имущества возможно, а в каких ситуациях подобные действия запрещены законодательно.

Профессиональная оценочная деятельность в стране координируется законом № 135-ФЗ от 29.07.98 . Отчет об оценке, оформленный на основании требований, прописанных в этом НПА, является документированным доказательством, а установленный размер стоимости исследуемого объекта – информацией достоверной и рекомендуемой для проведения различных сделок. Рекомендательную форму установленная стоимость имеет в тех случаях, если в НПА не предусматривается обязательность этой процедуры.

Нормативная база

Необходимость в обращении к проведению независимой оценки имущественных объектов и расчета его стоимости становится обязательной в ряде случаев.

А именно, когда оценивается имущество:

  • внесенное в состав уставного фонда ООО и превышающее стоимость в 20 тыс. руб . (ст. 15 з-на № 14-ФЗ от 08.02.98);
  • которым в случае неденежных расчетов оплачивают приобретение акции в уставном фонде АО, (п. 3 ст. 75 з-на № 208-ФЗ от 26.12.95);
  • составляющее конкурсную массу кредитной компании и считающееся залогом (п. 2 ст. 50.35 з-на № 40-ФЗ от 25.02.99);
  • включающееся в массу покрытия требований по обеспеченным ипотекой обязательствам (п. 2 ст. 3 з-на № 152-ФЗ от 11.11.2003) и др.

Существуют законодательные различия между понятиями обязательности привлечения оценщика и итогов оценки. Это важный момент, поскольку без установления НПА обязательности приобщения специалиста по оценке и определения величины стоимости имущества оценка, рассчитанная по отчету, остается рекомендательной, не являясь обязательной. В этом случае ее обжалование предъявлением искового заявления невозможно. А вот обязательность рассчитанной оценщиком стоимости, дает право на ее оспаривание.

Обязательное осуществление оценки необходимо при выяснении размера цены объектов, находящихся в собственности государства, его субъектов, или муниципальных предприятий. Это обязательно также в случаях, если планируются различные операции с имуществом – приватизация, сдача в аренду или другие операции. Услуги оценщика предусмотрены и при установлении стоимости имущества физических лиц, например, автомобилей, для исчисления суммы страховки по ОСАГО и т.д.

Однако характер оценки в каждом отдельном случае определяется, исходя из реальной возможности не принимать размер стоимости имущества по отчету. Приведем такой пример: в законе не прописаны положения о том, что цена объекта, по акту оценки считается обязательной для судебного исполнителя, пристав не уполномочен менять величину оценки и порядок внесения каких-либо исправлений законодателями не предусматривается.

А поскольку судебный исполнитель не обладает весьма специфическими познаниями в сфере оценки рыночной стоимости, то и не может обоснованно определить степень достоверности полученной оценки в отчете . С учетом подобных обстоятельств законодателями допускается обжалование рассчитанной стоимости объекта. Несогласная сторона вправе подать исковое заявление и требовать его рассмотрения, так как такая мера защищает интересы истца и, одновременно, судебного исполнителя, вынесшего постановление на основе данных отчета оценщика.

Итак, оспаривание стоимости имущества по отчету независимого оценщика возможно, если учитывать такие факторы, как обязательность привлечения специалиста по оценке и ее результатов, а также принимать во внимание особенности ситуации в каждом отдельном случае.

Если предъявить иск на законных основаниях нельзя, вопрос достоверности оценки может быть решен по-другому, к примеру, рассмотрением , обжалования постановлений судебных приставов, руководителя фирмы или управленческого органа компании. Словом, при невозможности оспаривания итогов оценки в, обжаловать его можно, предъявив другое требование.

Важно помнить, что оспаривание стоимости оцененного объекта, допускаемое законом возможно лишь до момента подписания соответствующего соглашения. Например, если фирма выкупает у арендодателя помещение по цене, указанной в оценочном отчете, а впоследствии (при уже совершенной сделке) решает оспорить согласованную стоимость, то в подобном иске ей будет отказано.

Оспаривание оценки имущества произведенной независимым оценщиком

Итак, придя к заключению о необходимости начать процесс оспаривания установленной в отчете стоимости имущества, будь то отдельный иск или в рамках другого дела, приступают к сбору документов, подтверждающих нарушение оценочной организацией действующего законодательства.

Подобные споры рассматриваются в судах, арбитражных судах с соответствующей подведомственностью или третейских судах. Истцу придется привести обоснованные доказательства недостоверности результатов проведенных оценочных мероприятий либо несоответствие представленного отчета требованиям законодательства и действующим стандартам.

Для проверки подлинности отчета судом может назначаться экспертиза, обычно проводимая в качестве иной независимой оценки. Экспертом тщательно проверяются применявшиеся методы оценки, мотивы их применения, исследуются доказательства, проводится собственно экспертиза. Но прежде чем эти действия начнут выполняться, поговорим о подаче искового заявления в суд и том, какие документальные приложения к нему необходимы.

Документы и сроки

Пакет документов, используемых в качестве доказательств должен содержать:

  • копию соглашения/договора на осуществление оценки;
  • копию представленного оценщиком ;
  • документы, доказывающие допущение нарушений при проведении оценки (обоснованные свидетельства недостоверности результатов отчета, несоответствие требованиям закона и существующим стандартам);
  • копию альтернативного оценочного документа;
  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • уведомление, свидетельствующее о предоставлении искового заявления с приложенными к нему документами, ответчику;
  • доверенность на предоставление в суде интересов предприятия, если заявление подается уполномоченным представителем истца;
  • копия свидетельства о госрегистрации истца, как юридического лица либо предпринимателя;
  • выписка из ЕГРЮЛ, если истец – компания, либо ЕГРИП при подаче иска бизнесменом;
  • документы, подтверждающие адрес (место нахождения) истца.

Истцом могут быть представлены суду и другие документы, являющиеся основанием для предъявленных требований.

Специфика требований о недостоверности оценки имущества такова, что несогласная сторона тянуть с подачей искового заявления не будет, поскольку заинтересована в скорейшем рассмотрении иска.

Иск

Исковое заявление в суд заполняется в 3-х экземплярах.

В нем указывается следующая информация:

  • ФИО или наименование компании-истца;
  • место пребывания физлица или нахождения фирмы;
  • ФИО и должность оценщика или организации оценщиков;
  • кратко, понятно и юридически обоснованные факты, приведшие к подаче заявления в суд;
  • указание нарушенных интересов истца;
  • требования заявителя.

Особенности

При оспаривании результатов оценки имущества важным обстоятельством является грамотное оформление всех документов, предъявляемых суду в качестве доказательств, поскольку даже небольшое отступление от принятых стандартов может повлечь отказ в рассмотрении дела.

В соответствии с законодательством договор на осуществление оценки заключается в письменной форме и должен содержать:

  • ФИО и прочие сведения о специалисте, осуществляющим оценочные работы;
  • подобное описание исследуемого объекта;
  • вид стоимости объекта;
  • стоимость оценочных работ;
  • место расположения и наименование СРО, где состоит оценщик;
  • указание на используемые регламентированные стандарты оценочной деятельности, применяемые при осуществлении работ.

При обследовании объектов, принадлежащих государству, его субъектам или муниципальным учреждениям, договор от лица заказчика заключается уполномоченным собственником на представление интересов заказывающей оценку компании.

Законодательно установлены и требования, предъявляемые к содержанию отчета о результатах оценки.

В тексте недопустимы фразы неоднозначного толка, но обязательно указываются такие сведения:

  • № и дата оформления документа;
  • основание для осуществления работ;
  • грамотное описание объекта, размер его балансовой стоимости, реквизиты компании, у которой он находится в собственности;
  • применяемые стандарты и обоснование их использования;
  • последовательность этапов оценки, ее итоговый размер, ограничения и пределы применения итога;
  • перечень документов, на которые оценщик опирается в процессе работы.

Отчет должен иметь постраничную нумерацию, прошит, если не используется электронная версия документа, подписан оценщиком и заверен печатью. Электронный отчет должен быть подписан ЭЦП.

Процедура

Процедура подачи заявления о несогласии с итоговой стоимостью произведенной оценки проста: пакет документов представляется в суд. Важным фактором при подаче заявления является грамотная подача информации, правильно оформленные документы. При сборе доказательств, необходимых для разбирательства в суде, а также профессионального сопровождения и квалифицированной помощи лучше обратиться к опытному юристу, специализирующемуся по вопросам современного корпоративного права и хорошо ориентирующемуся в тонкостях подобных дел.

Драчен А. В. Проблемные вопросы исследования отчета оценщика в качестве
доказательства по делу, оспаривания достоверности оценки в арбитражном процессе


В настоящее время арбитражные суды все чаще сталкиваются с представлением отчета оценщика в качестве доказательства по делу и встают перед необходимостью его оценки, оценки достоверности приведенных в нем сведений и определенной итоговой величины стоимости.

Определение рыночной и кадастровой стоимости оцениваемых объектов имеет столь важное значение в арбитражном процессе, что переоценить его попросту невозможно. Оценка находит все большее и большее применение в экономических правоотношениях.

Оценка служит своего рода инструментом, защищающим от злоупотреблений в тех сферах, где вступающие во взаимоотношения стороны не являются так сказать, равносильными. Оценка должна исключить субъективный фактор и подменить собой свободный ничем не ограниченный рынок. Оценщик попросту говорит, вот эта цена будет соответствовать рыночной.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что отчет оценщика является одним из основных доказательств в рамках арбитражного судопроизводства в случаях, когда споры связаны с совершением сделок, требующих ее проведения, определения объекта налогообложения.

С помощью доказательств в арбитражном процессе происходит установление искомых фактов.

Искомым фактом по указанным делам является рыночная или кадастровая стоимость соответствующего объекта.

Отчет оценщика представляет собой письменное доказательство (ст. 75 АПК РФ).

Согласно классификации доказательств в арбитражном процессе, они делятся на прямые и косвенные. Содержащими наиболее достоверные сведения об искомом факте являются прямые доказательства. Такие доказательства предпочтительны, так как на их основе проще всего устанавливаются искомые факты.

В случае с отчетом оценщика, когда искомым фактом является рыночная, кадастровая или иная, предусмотренная Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ стоимость объекта, ситуация не является простой и однозначной.

Отчет с одной стороны наделен признаком достоверности статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Более того, в некоторых, установленных законодательством случаях (например, ст. 3 Федерального закона N 159-ФЗ, регулирующего так называемую малую приватизацию) величина стоимости объекта оценки является обязательной для сторон сделки.

То есть образуется некая прямая и непосредственная связь между соответствующим отчетом и ценой продажи имущества. Более того, никакими иными доказательствами в такой ситуации, рыночная стоимость объекта подтверждена быть не может. В основу сделки может быть положена только стоимость оцениваемого объекта, определенная оценщиком.

Данные обстоятельства в совокупности с нормой ст. 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" создают иллюзию неопровержимости отраженных в представленном в материалы арбитражного дела отчете сведений. Зачастую, лица участвующие в деле ссылаются на невозможность оспаривания такого отчета и содержащихся в нем сведений. То есть, по сути, говорят, что отчет является прямым доказательством рыночной стоимости оцененного объекта и нет необходимости в подтверждении искомого факта иными доказательствами.

Несмотря на то, что отчет содержит весьма конкретный вывод о стоимости оцениваемого объекта, данный вывод является результатом исследования а не фиксирует этот факт непосредственно как любое прямое доказательство (например, цена в обычном договоре поставки, заключенном между двумя хозяйствующими субъектами). А любое исследование позволяет усомниться в его объективности и результате.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. (ч. 1 ст. 71 АПК РФ).

Сразу оговорюсь, что основной сложностью в оценке отчетов оценщиков в качестве доказательств в рамках рассматриваемого дела является тот факт, что судьи не являются профессиональными экономистами и не обладают глубокими экономическими познаниями.

Таким образом, представляемый в суд в качестве доказательства отчет оценщика сродни заключению эксперта, хотя таковым и не является.

Суду и конкретному судье зачастую проблематично выработать внутреннее убеждение в отношении представленного отчета оценщика в результате одного лишь его изучения. Как правило, требуется разъяснение приводимых в нем доводов.

Ситуация обычно осложняется тем, что не все лица, участвующие в деле согласны с представленным отчетом и содержащимися в нем доводами. Данные лица оспаривают приведенные оценщиком доводы, оспаривают достоверность итоговой величины стоимости объекта оценки.

Могу отметить, что рассмотрение подобных дел в практике 4-го судебного состава Арбитражного суда Тульской области без проведения экспертизы не обходилось.

Ведь если мы говорим, что судьи не обладают достаточными экономическими познаниями для глубокой оценки сформулированных оценщиком выводов и приведенных расчетов, значит имеются все основания для привлечения к участию в процессе эксперта и назначения экспертизы.

Более того, нередки случаи представления противоположными сторонами двух отчетов, сведения в которых отличаются в разы.

В таком случае не требуется особых познаний, чтобы понять, что разница выходит за все допустимые и разумные рамки погрешностей и один из отчетов является недостоверным. Без экспертизы в такой ситуации не обойтись.

Согласно ст. 55 АПК РФ экспертом в арбитражном суде является лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения.

Выбор эксперта или экспертного учреждения осуществляется в соответствии с положениями ч. 3 ст. 82 АПК РФ, предоставляющими лицам, участвующим в деле, право ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц или о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении, заявлять отвод эксперту; ходатайствовать о внесении в определение о назначении экспертизы дополнительных вопросов, поставленных перед экспертом; давать объяснения эксперту; знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение; ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы.

При выборе эксперта судом учитываются сведения о его образовании, специальности, стаже работы и занимаемой должности (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. N66 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе").

Немаловажное значение имеет стоимость и сроки проведения экспертизы. В целях сокращения судебных расходов при прочих равных условиях предпочтение, скорее всего, будет отдано более дешевому и быстрому эксперту.

В случаях, когда предметом исследования эксперта является отчет оценщика, составленный в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ" либо достоверность итоговой величины стоимости оцененного объекта Арбитражный суд Тульской области придерживается позиции, что в качестве эксперта должен выступать оценщик, имеющий членство в соответствующей СРО. При этом предпочтение отдается оценщику, состоящему в иной СРО, нежели тот, который проводил оспариваемую в рамках дела оценку.

В практике встречались случаи, когда сторона по делу возражая против назначения экспертизы указывала на возможность осуществления контроля за оценщиками только саморегулируемой организации и со ссылкой на ст. 22.1 , 22.2 , 24.3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ" требовала не назначать судебную экспертизу вовсе, а в случае ее назначения настаивала на возможности ее проведения только соответствующей саморегулируемой организацией в порядке осуществления контроля.

Данные доводы были отклонены, суд назначил экспертизу и поручил ее проведение эксперту из числа оценщиков иной саморегулируемой организации. Вышестоящие судебные инстанции поддержали подобные действия суда.

Привлекая в качестве эксперта такого оценщика суд поставил на его разрешение вопросы, о соответствии ранее представленного отчета об оценке федеральным стандартам оценки, иным стандартам профессиональной практики, об определении степени их влияния на достоверность отчета. Также суд просил эксперта самостоятельно определить рыночную стоимость оцениваемых объектов.

Именно такая постановка вопросов представляется наиболее предпочтительной

Нарушение формальных требований к отчету, которые не могли повлиять на итоговую величину стоимости оцениваемого объекта не могут опорочить сам отчет. Поэтому и ставится вопрос о том, повлияли ли выявленные нарушения на результат оценки.

Вывод о влиянии допущенных нарушений на итоговую величину стоимости представляется невозможным без осуществления экспертом самостоятельной оценки исследуемого объекта.

В ходе проведения экспертизы эксперт не лишен возможности самостоятельно получать доказательства, необходимые для дачи заключения. Однако такие действия не должны осуществляться путем взаимодействия со сторонами по делу, дабы не вызвать сомнения в беспристрастности эксперта. Например, самостоятельный сбор экспертом ценовой информации на определенном рынке не является дискредитирующим заключение эксперта обстоятельством. Одновременно необходимо отметить, что в случае необходимости получения дополнительных доказательств от суда, лиц, участвующих в деле или необходимости оказания содействия в получении того или иного доказательства эксперт наделен правом обратиться с соответствующим ходатайством в суд.

Данное право следует из ч. 3 ст. 55 АПК РФ, согласно которой эксперт вправе с разрешения арбитражного суда знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных заседаниях, задавать вопросы лицам, участвующим в деле, и свидетелям, заявлять ходатайство о представлении ему дополнительных материалов.

Конечно, заключение эксперта имеет видимость более весомого доказательством, поскольку экспертиза назначена в рамках судебного процесса, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 5 ст. 71 АПК РФ никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Заключение эксперта оценивается наряду с другими доказательствами. И здесь первостепенную роль играют те пояснения, которые дает эксперт по своему заключению в судебном заседании арбитражного суда (ч. 3 ст. 86 АПК РФ). Могут быть опрошены наряду с экспертом иные лица, в том числе проводившие оценку по представленным в качестве доказательств отчетам. Суд должен постараться выявить те недостатки, которые имеются во всех приведенных документах. Если существенные недостатки выявляются в заключении эксперта может быть назначена повторная экспертиза.

Четвертый судебный состав Арбитражного суда Тульской области занимается вопросами рассмотрения дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления.

Из анализа рассмотренных в последнее время дел с представлением отчетов оценщиков в качестве доказательств мы имеем картину, что практически во всех случаях, несогласная с произведенной оценкой сторона представляла свой отчет иного оценщика и определенная в отчетах рыночная стоимость объектов существенно отличалась.

Мне представляется, что такая ситуация недопустима. Значит, существует некая неопределенность в применении методик оценки либо недостаточный контроль над оценщиками со стороны саморегулируемых организаций. Здесь большое поле для совершенствования и дальнейшей работы. Мне бы хотелось высказать от лица судейского сообщества пожелание на дальнейшую настройку работы оценщиков, совершенствование методик оценки в целях устранения подобных ситуаций. Все это будет способствовать повышению доверия к правовой системе государства.

Также можно отметить, что в последнее время спектр дел, базирующихся на несогласии истца с результатами оценки, разнообразился.

Гораздо большее количество споров, связанных с оценкой, возникает в сфере так называемой "малой приватизации" - применения Федерального закона N159-ФЗ от 22.07.2008 г. "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Встречаются случаи несогласия с определенным оценщиком размером арендной платы, кадастровой стоимости земельных участков.

Если ранее количество дел, связанных с оценкой исчислялся единицами, то на сегодняшний день, счет идет на десятки.

Информационное письмо ВАС РФ N92 от 30.05.2005 г. "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" называет следующие способы оспаривания оценки:

Оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки путем предъявления самостоятельного иска к оценщику;

Оспаривание оценки в рамках другого дела путем рассмотрения спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения, то есть не в рамках самостоятельного спора.

Разграничивающим указанные способы фактором назван критерий обязательного характера величины стоимости объекта для совершения сделки либо обязательного привлечения оценщика.

В первом случае определенная величина стоимости оцениваемого объекта в силу положений законодательства обязательно должна быть положена в основу совершаемой сделки, во втором, законодатель лишь обязывает уполномоченной лицо привлечь оценщика, но не предписывает ему в обязательном порядке принять (утвердить) соответствующую оценку. (например - судебные приставы). В таком случае может оспариваться лишь акт, утверждающий оценку либо сама совершенная на ее основе сделка.

Однако в практике нашего суда не было таких идеальных ситуаций. В большинстве рассматриваемых Арбитражным судом Тульской области споров о величине оценки отчуждаемого имущества, цена утверждалась ненормативным актом органа местного самоуправления на основании отчета независимого оценщика и заявителем оспаривается именно ненормативный акт.

По таким делам возникал вопрос, возможно ли оспаривание решения (ненормативного акта) органа местного самоуправления, утвердившего цену подлежащего реализации в рамках Федерального закона N159-ФЗ имущества на основании отчета независимого оценщика, когда сторона не согласна с такой оценкой (п. 2 Информационного письма ВАС РФ от 30.05.2005 г. N92) или защита нарушенного права возможна только путем предъявления самостоятельного иска об оспаривании достоверности величины стоимости объекта оценки?

Несмотря на обязательность величины рыночной оценки отчуждаемого в рамках Федерального закона N159-ФЗ недвижимого имущества, в случае утверждения цены отчуждаемого имущества ненормативным актом органа местного самоуправления, такой акт может быть оспорен в суде. При этом, в соответствии с п. 2 Информационного письма ВАС РФ N92 от 30.05.2005 г. отчет об оценке недвижимого имущества должен быть оценен судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ. Выбор способа защиты нарушенного права в таком случае принадлежит заявителю.

Более того, в самом Информационном письме N92 указано, что предъявление самостоятельного иска к оценщику возможно лишь до момента заключения договора, издания акта государственным органом. (правда сторона по делу трактовала данный пункт таким образом, что истец утрачивает право на оспаривание достоверности величины стоимости оцененного объекта после издания соответствующего акта).

Удовлетворение самостоятельного иска об оспаривании достоверности величины стоимости объекта оценки при наличии действующего ненормативного акта, решения уполномоченного органа не восстановит нарушенные права заявителя. После принятия ненормативного акта, утвердившего цену отчуждаемого имущества, субъект малого или среднего предпринимательства вправе оспорить такой акт.

Нарушением оценщиком правил, стандартов оценки, равно как установление в ходе проведения судебной экспертизы иной рыночной стоимости спорного имущества является основанием для признания недействительным оспариваемого ненормативного правового акта.

Сомнение вызывал тот факт, что соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления не может не согласиться с отчетом оценки рыночной стоимости объекта недвижимости и обязан принять его, определив указанную в нем стоимость как цену соответствующей сделки. Иное означает недействительность совершенной сделки или незаконность принятого решения.

Не охваченным информационным письмом Президиума ВАС РФ N92 остался еще один способ защиты права, который очень часто используется сторонами в последнее время.

Данный способ сформулирован в ст. 13 Федерального закона N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ".

В соответствии с указанной нормой суд, арбитражный суд, третейский суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, только в случаях обязательности совершения сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Такой способ защиты права зачастую избирается субъектами малого предпринимательства при реализации своих прав по Закону N159-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона N159-ФЗ от 22.07.2008 г. "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Мы исходим в своей практике из того, что выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу.

Статья 3 Федерального закона N159-ФЗ устанавливает обязательность величины рыночной оценки отчуждаемого недвижимого имущества для сторон сделки, иные нормы указанного Закона (в том числе ст. 9 ) не содержат положений, указывающих на необходимость утверждения такой цены ненормативным актом уполномоченного органа.

Даже при наличии ненормативного правового акта соответствующего органа власти, утверждающего величину оценки, истец вправе обратиться с иском об урегулировании разногласий при заключении договора.

Данный способ защиты является более удобным, так как позволяет наиболее быстро и полно восстановить нарушенные права.

При наличии нескольких разнящихся отчетов об оценке одного и того же объекта в силу ст. 13 Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ" суд, с привлечением эксперта дает оценку представленным отчетам и урегулирует преддоговорный спор и обязывает стороны заключить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора.

Примером такого способа защиты нарушенного права является дело NА68-11682/09.

Таковы общие критерии оценки отчета оценщика в качестве доказательства по делу в рамках арбитражного процесса и возникающие вопросы о способах защиты права в данной сфере.

Более глубокое понимание критериев оценки доказательств в арбитражном процессе, возникающих у суда сложностей позволит оценщикам более четко формулировать и обосновывать свои выводы, моделировать свое поведение в арбитражном процессе таким образом, чтобы оно способствовало правильному и быстрому пониманию участвующими в деле лицами и судом приводимых оценщиком доводов.

Оспорить оценку имущества в суде можно, когда имеются сомнения в результатах оценки, сделанной независимой оценочной организацией. Обжалование также проводят при несогласии с актом, составленным судебным приставом, в отношении арестованного или конфискованного имущества.

В первом случае в суде оспаривается оценка имущества, являющегося предметом спора. Это может быть раздел собственности при разводе супругов, покупка или продажа недвижимости, возмещение ущерба, обращение залога по возникшему долгу и некоторые другие обстоятельства.

А вот оспаривание оценки конфискованного имущества проводится не в виде опровержения самой оценки, сделанной судебным приставом, а в форме обжалования его действий при составлении акта.

Такое обжалование оценки имущества стоит подкреплять независимым оценочным отчетом. Как вариант, можно ходатайствовать в суде о проведении дополнительной судебной оценки или независимой судебной экспертизы .

В большинстве случаев судебное оспаривание неверной оценки имущества проводят, чтобы снизить кадастровую стоимость недвижимости. Ведь зачастую ее оценка формируется на основе обобщенных характеристик объекта и не учитывает всех его особенностей.

Альтернативой судебному решению этого вопроса может стать обращение в комиссию Росреестра по оспариванию кадастровой стоимости недвижимости.

Кто может обжаловать оценку суда

Обжалование оценки спорного имущества, как правило, происходит по ходатайству одной их сторон, участвующих в процессе. Хотя назначить проведение экспертизы или повторной оценки вправе и сам суд.

Только суд имеет процессуальные полномочия по назначению исследований для оценки имущества. И только суд может привлечь к делу судебного эксперта оценщика , перед которым будут поставлены вопросы в рамках его компетенции.

Для того чтобы обжаловать оценку спорного имущества в суде, участникам процесса могут понадобится рецензии отчета об оценке или отзывы на заключения судэксперта. Нередко возникает необходимость допросить этого оценщика или эксперта.

Любое оспаривание имущества требует высокой профессиональной компетенции и ряда специфических знаний, чтобы говорить со специалистами в области оценочной экспертизы на одном языке. Сделать это человеку неподготовленному крайне тяжело.

Профессиональная помощь по оспариванию оценки имущества

"Московская служба экспертизы и оценки" предлагает свою помощь при оспаривании оценки имущества и результатов оценочной экспертизы

Эксперты службы учтут все детали судебного процесса, проведут комплексный анализ сложившейся ситуации и помогут вам грамотно оспорить отчет оценщика или результаты проведенной судебной экспертизы.

Оспорим оценку имущества

По отчету оценщика

Оспаривание достоверности оценки имущества в отчете оценщика

По экспертизе

Обжалование результатов судебно-оценочной экспертизы

При допросе

Проведение в суде допросов оценщика и судебного эксперта

Поможем решить вашу проблему

Обращайтесь, если вы столкнулись с трудностями. Попробуем разобраться и помочь.

Вам понравился материал? Вы можете угостить автора чашечкой ароматного кофе и оставить ему доброе пожелание 🙂


Ваше угощение будет обязательно доставлено до автора. Чашка кофе - это не много, но она согревает и придает силы творить дальше. Вы можете выбрать, чем угостить автора.

Чашка кофе из ПитСтопа за 60 руб.

Крепкий эспрессо за 110 руб.

Восхитительное Латте за 175 руб.

X Хотите оставить пожелание для автора?

Оставить пожелание Пропустить

Чем отличается отчет об оценке от заключения эксперта? Какой документ сильнее? Как оспорить отчет об оценке и заключение эксперта?

Эти и другие вопросы были заданы пользователем в нашей рубрике « » Вопрос интересный, поэтому на него даем развернутый ответ.

Отчет об оценке

В первую очередь рассмотрим отчет об оценке. Согласно статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - 135-ФЗ) отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет), является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости.

Также в этой статье установлены обязательные формальные требования для отчета.

О спойлерах. В серых полосах скрыт различный текст, например правовых норм или комментарии автора. Для того чтобы их прочитать, нажмите на полоску - чтобы скрыть, нажмите еще раз.

Spoiler

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также — отчет).

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В отчете должны быть указаны:

  • дата составления и порядковый номер отчета;
  • основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;
  • сведения об оценщике или оценщиках, проводивших оценку, в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;
  • сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика в соответствии с требованиями статьи 16 настоящего Федерального закона;
  • цель оценки;
  • точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, — реквизиты юридического лица и при наличии балансовая стоимость данного объекта оценки;
  • стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;
  • последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата;
  • дата определения стоимости объекта оценки;
  • перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет также может содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.

Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены специальные формы отчетов.

Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

Отчет, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, отчет подлежит опубликованию в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Оценщик может оценивать различные объекты. С одной стороны перечень объектов оценки указан в статье 5 135-ФЗ, но последним пунктом в перечне указаны иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Отсюда простое правило - если объект можно продать, то можно определить его цену. Если можно определить его цену, то значит этот объект может быть предметом рыночной оценки.

Spoiler

Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

Статья 5. Объекты оценки

К объектам оценки относятся:

  • отдельные материальные объекты (вещи);
  • совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
  • право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
  • права требования, обязательства (долги);
  • работы, услуги, информация;
  • иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Теперь главный вопрос - Зачем проводить оценку?

Есть два варианта оценки:

Обязательная оценка

Случаи обязательной оценки указаны в статье 8 135-ФЗ.

Spoiler

Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

  • при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;
  • при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;
  • при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
  • при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
  • при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц,
  • а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:
  • при национализации имущества;
  • при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;
  • при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;
  • при изъятии имущества для государственных или муниципальных нужд;
  • при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие:

  • при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества;
  • в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;
  • в случаях, установленных Федеральным законом от 27 февраля 2003 года N 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», Федеральным законом от 5 февраля 2007 года N 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»;
  • в связи с передачей находящихся в федеральной собственности земельных участков, в том числе с расположенными на них и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества, и находящегося в федеральной собственности другого имущества, и в отношении которых Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» выполняет функции агента Российской Федерации;
  • в связи с передачей находящихся в федеральной собственности автомобильных дорог общего пользования федерального значения и земельных участков Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в соответствии с Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • в случае передачи в аренду находящегося в федеральной собственности аэродрома;
  • в отношении находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества аэропортов Московского авиационного узла при реализации концессионных соглашений, объектами которых являются объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов, аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;
  • в случае передачи имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в безвозмездное пользование органам власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований, государственным, муниципальным унитарным предприятиям или государственным, муниципальным учреждениям.

В отношении государственного или муниципального имущества, передаваемого по концессионному соглашению концедентом концессионеру или по соглашению о государственно-частном партнерстве, соглашению о муниципально-частном партнерстве публичным партнером частному партнеру, установление рыночной стоимости такого имущества не является обязательным, если иное не установлено федеральным законом.

Если цена государственного или муниципального имущества либо размер арендной платы за него установлены в соответствии с другими федеральными законами в связи с продажей, передачей в аренду или обременением сервитутом, рыночная стоимость данного имущества в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается.

Также случаи обязательной оценки могут содержаться в иных законах. Если Ваш случай не указан в каком-либо нормативном акте, то оценка для Вас будет добровольной.

Добровольная оценка

Добровольная оценка широко используется в последние годы. Приведу два примера.

Пример 1. Почти все проводят оценку стоимости недвижимого имущества перед заключением кредитного договора, если это недвижимое имущество будет передаваться в залог. С одной стороны, в статье 8 135-ФЗ проведение оценки обязательно в отношении предмета договора ипотеки, и то если есть спор о стоимости имущества. А с другой стороны, без такой оценки ни один серьезный банк не возьмет Ваше имущество в качестве залога.

Пример 2. Оценка широко используется при определении стоимости восстановительных работ, которые необходимо провести после причинения какого-либо вреда. Именно отчет об оценке, чаще всего принимается судом в качестве доказательства обоснованной стоимости необходимых работ.

Во всех случаях проведения оценки определенная стоимость, в силу статьи 12 135-ФЗ, является достоверной. Это значит, что та стоимость которая указана в отчете об оценке является достоверной и правильной, пока не отменили отчет, либо в судебном порядке не установлено иное.

Отсюда простое правило, если есть отчет об оценке и им установлена стоимость объекта оценки, то эта стоимость является достоверной, пока не установлено иное.

Заключение эксперта

Заключение эксперта - это письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом.

Эксперты делятся на две группы:

Государственные судебные эксперты - это лица состоящие в штате государственных судебно-экспертных учреждений. Задачами государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Главным нормативным актов регулирующим деятельность государственных судебных экспертов является Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - 73-ФЗ).

Просто эксперты - это лица заявляющие, что они имеют какие-то специальные технические познания, могут профессионально оказывать экспертную помощь, но при этом не являются работниками государственных экспертных учреждений.

В настоящий момент законодательством РФ не установлено нормативных требований к лицам, чтобы они могли называть себя экспертами. Это привело к тому, что на территории Российской Федерации действуют тысячи коммерческих компаний , в названии которых присутствует слова «эксперт» «экспертиза» и т.п. Эти юридические лица наживаются на правовой безграмотности простых граждан , т.к. экспертиза сделанная вне судебного процесса не имеет никакой юридической силы.

Мы подошли к одному из главных вопросов - это разделение экспертизы на судебную и внесудебную.

Судебная экспертиза

Согласно положений всех процессуальных кодексов, суду предоставлено право назначить экспертизу:

  • при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний различных областях науки, техники, искусства, ремесла - ст. 79 ГПК РФ;
  • для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, а в случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе — ст. 82 АПК РФ;
  • признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление, а в случаях, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, возбуждает перед судом ходатайство, в котором указываются основания назначения судебной экспертизы - ст. 195 УПК РФ
  • и т.д. — случаев, при которых суд назначает судебную экспертизу множество.

Однако, во всех случаях, судебная экспертиза назначается судом и поручается судебным экспертам.

Судебный эксперты - это лица профессионально занимающиеся экспертной деятельностью, имеющие специальные технические познания и не зависимые от заказчика экспертизы. При проведении экспертизы эксперт предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение. Именно по этой причине, заключение судебного эксперта является важным и весомым доказательством, в отличии от заключения простого эксперта.

Внимательный читатель мог заметить, что в этот раз мы не используем слово «государственный». В гражданском и арбитражном судопроизводстве не обязательно поручать проведение экспертизы государственному экспертному заключению. Участники процесса, могут предлагать экспертную организацию, а суд уже выносит определение в котором будет указано - какой именно экспертной организации поручить проведение экспертизы.

Отсюда простое правило - только после вынесения определения о назначении экспертизы, проводимое исследование будет иметь статус «судебная экспертиза» и являться весомым доказательством.

Внесудебная экспертиза

Любой гражданин и организации при возникновении каких-либо спорных вопросов, требующих специальных технических познаний, может обратиться в экспертную организацию для проведения внесудебной экспертизы. В зависимости от того, кто будет проводить экспертизу и как - результат проведенной экспертизы может быть признан судом в качестве допустимого доказательства. Но только в том случае, если нет результатов судебной экспертизы.

До момента проведения судебной экспертизы любая экспертиза носит характер «заключение технического специалиста» и не более того. Данное заключение носит рекомендательный, а не обязательный характер.

Однако, внесудебная экспертиза может быть положена судом в качестве доказательства, если отсутствуют обоснованные и достоверные данные свидетельствующие о недостоверности результатов экспертизы.

Если вдруг в суде представили какую-либо внесудебную экспертизы, то необходимо находить в ней реальные нарушения, либо заказывать такую же экспертизу, но у другого эксперта. При равенстве статуса двух экспертиз - внесудебные экспертизы - и различии в итоговых заключениях эксперта, данные сомнения будут обоснованными и подтвержденными, что будет являться основанием для ходатайства о назначении судебной экспертизы. При отсутствии второй экспертизы суд может отказать в проведении судебной экспертизы. К сожалению данный факт часто встречается в судебной практике и чаще всего связан с заинтересованностью судьи в результате процесса.

Оспоримость отчета об оценке и заключения эксперта

Напомним, что пользователь задал вопрос — «каким образом можно оспорить заключение эксперта». Ответ - никак.

Возможность поставить под сомнение отчет об оценке и невозможность оспорить заключение эксперта является одним из основных отличий в силе данных документов.

Экспертиза отчета об оценке

Отчет об оценке оспорим. Это правило содержится в статье 13 135-ФЗ. В случае, если есть сомнения в достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, отчет об оценке можно оспорить. Как уже указывалось выше, сомнения должны быть обоснованными, соответственно для обоснованности сомнений можно представить как другой отчет об оценке, так и провести экспертизу отчета.

Начиная с 2010 года 135-ФЗ ввел понятие экспертизы отчетов об оценке. Любое заинтересованное лицо, у которого на руках есть надлежащим образом заверенная копия отчета об оценке (прошитая, пронумерованная, заверенная подписью оценщика) имеет право направить отчет на экспертизу в саморегулируемую организацию оценщиков (СРО). Стоимость экспертизы отчета об оценке зависит от тарифов СРО, но в основном в пределах 10 000-40 000 рублей за отчет.

Стоит помнить важное наблюдение - СРО много и каждое СРО заинтересовано в привлечении оценщиков именно к себе. До 2010 года можно было проводить экспертизы отчетов об оценке в экспертном совете иной СРО, именно по этой причине экспертные советы СРО чаще всего признавали недостоверными отчеты об оценке сделанные участниками иной СРО. Однако, с 2010 года экспертизы по оценке можно сделать только в экспертном совете СРО, членом которого является оценщик.

Если Вы хотите признать чей-то отчет об оценке недействительным, то попробуйте направьте его на экспертизу в другое СРО, но шансов на это будет немного.

Экспертиза заключения эксперта

Действующим законодательством РФ не предусмотрена возможность направления на экспертизу заключения эксперта. Это связано с тем, что в случае заведомо ложного заключения эксперта он может быть привлечен к административной или уголовной ответственности.

Spoiler

«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016)

УК РФ, Статья 307. Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод

1. Заведомо ложные показание свидетеля, потерпевшего либо заключение или показание эксперта, показание специалиста, а равно заведомо неправильный перевод в суде либо при производстве предварительного расследования —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. Те же деяния, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Свидетель, потерпевший, эксперт, специалист или переводчик освобождаются от уголовной ответственности, если они добровольно в ходе дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства до вынесения приговора суда или решения суда заявили о ложности данных ими показаний, заключения или заведомо неправильном переводе.

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016)

КоАП РФ, Статья 17.9. Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод

Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении или в исполнительном производстве —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

К сожалению, наличие возможности привлечь эксперта к административной или уголовной ответственности не защищает стороны в процессе от недобросовестной работы эксперта. Для привлечения к ответственности необходимо доказать главный факт - заведомость ложного заключения, т.е. того, что эксперт заведомо знал, что он лжет. Именно из-за этого условия эксперты уходят от установленной ответственности за экспертизы с ошибками.

Т.к. заключение эксперта нельзя отправить на экспертизу, то значимость заключения эксперта как доказательства зависит от типа экспертиза - была она судебной или внесудебной.

Оценка отчета об оценке и заключения эксперта как доказательств

Наконец, после всего изложенного материала, можно оценить доказательственный вес отчета об оценке и заключения эксперта.

При рассмотрении гражданских дел в судах общей юрисдикции или арбитражных судах, суд оценивает доказательства.

Spoiler

Статья 67. Оценка доказательств

1. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

2. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

3. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

4. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

5. При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.

6. При оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа.

7. Суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.

«Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 23.06.2016)

АПК РФ, Статья 71. Оценка доказательств

1. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

2. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

3. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

4. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

5. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

6. Арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.

7. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

И несмотря на то, что для суда «никакие доказательства не имеют заранее установленной силы» тем не менее, это не так. В зависимости от того, какой документ представлен - этот документ имеет разную силу.

На первом месте - заключение эксперта по результату проведенной судебной экспертизы.

Самым весомым доказательством является результат судебной экспертизы. Если суд назначил проведение экспертизы и получено заключение эксперта, то для оспаривании этого заключения нужны очень веские основания. Даже при наличии каких-то весомых доказательств суд не отменит первоначальное заключение эксперта, а назначит повторную экспертизу или комплексную экспертизы. В любом случае, результатом будет заключение судебной экспертизы и данное заключение будет иметь самый высокий доказательственный вес.

На втором месте - могут быть заключение эксперта или отчет об оценке. Главным критерием будет являться вопрос о цели проводимого исследования.

Экспертиза проводится при необходимости каких-либо специальных знаний. И исследование вопроса о стоимости объекта исследования, также является по сути экспертизой (исследованием). Но из-за того, искомый объект более узко специализированный, исследование вопроса о стоимости объекта является прерогативой оценщиков, а не любых экспертов.

Данный правовой вывод исходит из того, что под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости (ст. 3 135-ФЗ).

Соответственно, если вопрос в исследовании ставится о стоимости объекта или работ и услуг, а в отношении вопроса пользователя «оценка стоимости восстановительного ремонта после залива квартиры», то данное исследования в силу положений статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является оценочной деятельностью, которая:

1) должна выполняться субъектами оценочной деятельности (т.е. физическими лицами, являющимися членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшими свою ответственность) (ст. 4 135-ФЗ);

Spoiler

Статья 4. Субъекты оценочной деятельности

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее — оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

2) итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

Spoiler

Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

Статья 11. Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также — отчет).

Нарушение любого из двух вышеназванных условий лишает заключение эксперта своей надлежащей юридической силы.

Значит, если исследование проводится в отношении стоимости объекта, то отчет об оценке будет иметь больший вес, чем внесудебное заключение эксперта.

Вывод: судебная экспертиза имеет статус выше, чем внесудебная экспертиза или отчет об оценке. Экспертиза проведенная государственным судебным экспертом имеет статус выше, чем экспертиза проведенная простым экспертом. Отчет об оценке имеет статус выше, чем внесудебная экспертиза, если исследовалась стоимость объекта.

Назначение экспертизы - если есть отчет об оценке или заключение эксперта

Согласно условий задачи, поставленной пользователем, она имеет на руках отчет об оценке, а ответчик в суд представил заключение эксперта.

Как мы уже выше рассказали, если вопросом поставленным в исследовании эксперта являлось определение стоимости восстановительного ремонта, то данное исследование должно выполняться оценщиком и итоговый документ называться отчетом об оценке. Рассмотрим вариант, когда исследование сделано оценщиком, но итоговый документ назван заключением эксперта.

Главный вопрос - Зачем это надо оценщику? Ответ лежит на поверхности - заключение эксперта нельзя отправить на экспертизу. Подобное поведение является недобросовестным поведением оценщиков, когда они меняя название итогового документа не дают возможности провести экспертизу документа, при этом вводят в заблуждение участников процесса, тем, что документ сделан оценщиком.

Если обратить внимание суда на данное обстоятельство, то статус документа сразу будет принижен. Как мы уже знаем - внесудебное экспертное заключение имеет вес меньше, чем экспертное заключение.

В подобной ситуации у суда появится желание провести судебную экспертизу стоимости восстановительного ремонта.

Как уже говорилось выше определение стоимости является исследованием осуществляемом субъектом оценочной деятельности. Значит, необходимо на протокол, завить примерный текст:

«Вопрос о необходимости оценки стоимости восстановительного ремонта, при наличии у истца действительного и не оспоренного отчета об оценке и отсутствии у ответчика иного отчета об оценке - оставляю на усмотрение суда. От проведения экспертизы, назначенной судом уклоняться не буду.»

Подобный текст необходимо зафиксировать в протоколе, а также иметь аудиозапись судебного заседания . Напоминаем, что для ведения аудиозаписи разрешения суда не требуется, а вот проверить протокол при таких спорных ситуациях необходимо, т.к. внести замечания на протокол, которые подтверждаются аудиозаписью - можно только в течение 5-ти дней, потом будет поздно.

Судьи не любят назначать судебные экспертизы самостоятельно. Это связано с тем, что за назначением экспертизы судом следует перечисление бюджетных денег. Как мы помним — экспертизу надо сначала оплатить Это большая бумажная волокита. Именно по этой причине судьи стараются убедить одну из сторон заявить ходатайство об экспертизе. Тот кто заявил - тот и оплатит ее проведение. Конечно, после решения суда расходы на экспертизу будут взысканы с проигравшей стороны, и даже бюджетные деньги вернулись бы, но это лишние трудности для суда. А их судьи не любят.

Вместе с тем, у судьи есть возможность расценить отказ стороны от экспертизы как уклонение.

Spoiler

«Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.03.2016)

Статья 79. Назначение экспертизы

3. При уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

Именно по этой причине необходимо заявить о том, что Вы не уклоняетесь от проведения экспертизы, но оставляете данный вопрос на усмотрение суда. И обязательно проследить, чтобы данный текст был в протоколе судебного заседания. Если текст в протоколе будет отсутствовать, на основании аудиозаписи судебного заседания,необходимо внести замечания на протокол.

Если в результате судья назначит судебную экспертизу, то ее результат будет иметь большее значение, чем отчет об оценке и внесудебное заключение эксперта.

Однако, если судья вдруг вынесет решение основываясь на внесудебном заключении эксперта и проигнорирует отчет об оценке, то данное решение будет отменено вышестоящей инстанцией.



Поделиться