Место и роль органов внутренних дел (овд) в государственном механизме Российской Федерации. Роль органов внутренних дел в обеспечении Роль органов овд в структуре государственной власти

Федеральный закон «О милиции» (ст.1) относит ОВД к системе государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.

Основными задачами ОВД как государственных органов являются:

    обеспечение личной безопасности граждан;

    предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

    раскрытие преступлений;

    охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

    оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Деятельность ОВД строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности. ОВД решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.

В своей деятельности ОВД руководствуются Конституцией РФ, а также законами и подзаконными актами действующими на территории России (Законом «О милиции», Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и др.).

Вопросы для самоконтроля:

    Определите понятие и раскройте основные признаки механизма государства.

    Какова структура государственного механизма? Перечислите его основные элементы.

    В чем отличие органа государственной власти от материального придатка государства?

    Сформулируйте понятие и перечислите признаки государственного аппарата (аппарата государственной власти)

    Как соотносятся друг с другом «государственный аппарат» и «государственный орган»

    Сформулируйте понятие и перечислите признаки органа государства.

    Каким образом осуществляется формирование органов государства?

    Дайте классификацию государственных органов.

    Определите место и роль ОВД в государственном механизме Российской Федерации

    Решение каких функциональных задач осуществляется ОВД?

    Какими документами регламентируется деятельность ОВД?

Учебная литература:

    Теория государства и права (схемы и комментарии). Учебное пособие. / Под ред. Р.А. Ромашова. СПб, 2000. С. 34 – 38.

    Теория права и государства: основные схемы и определения (альбом схем). Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России / Под общ. ред. В.П. Сальникова, 1999. С.76 – 78.

    Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. С.46 – 59.

    Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С.100 – 114.

Дополнительная литература:

    Аверьянов В.Б. Содержание деятельности государственного аппарата управления и его организационные формы //Сов. государство и право,1988. №6.

    Ардашкин В.Д. К современной концепции государства // Правоведение. 1992. №2.

    Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. № 3.

    Бердашкевич А. О правовом статусе органов власти Р.Ф. // Власть. 2000. №11.

    Ковачев Д.А. Функция, задачи, компетенция и правоспособность государственного органа // Правоведение. 1985. №4.

    Осавелюк А.М. Современный механизм системы сдержек и противовесов // Государство и право. 1993. №12.

Основные направления деятельности МВД РФ по обеспечению национальной безопасности

Основными направлениями деятельности МВД России в обеспечении национальной безопасности являются: борьба с организованной и экономической преступностью, с коррупцией, противодействие терроризму и экстремизму, решение миграционных вопросов, а также борьба с наркоманией, алкоголизмом, детской безнадзорностью и беспризорностью; обеспечение военной и экологической безопасности.

Правоохранительная деятельность-понятие, цели, задачи, основные направления деятельности.

Правоохрани́тельная де́ятельность - вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Целью правоохранительной деятельности является охрана и защита прав и интересов граждан, законных интересов организаций и предприятий, общества и государства, обеспечение безопасности, правопорядка и законности. Охрана направлена на права трех основных объектов: личности, общества, государства.

укрепление законности и правопорядка;

профилактика правонарушений;

исправление осужденных;

Задачи:

Осуществление охраны жизни и здоровья личности

Защита чести и достоинства каждого гражданина

Обеспечение личной свободы и неприкосновенности

Обеспечение права на благоприятную окружающую среду

Обеспечение права частной собственности

Обеспечение общественной безопасности

Защита материальных и духовых ценностей общества

Охрана конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и гос безопасности

Основные направления деятельности.

1. Обеспечение правопорядка и безопасности

2. Выявление и расследование преступлений и правонарушений

3. Организационное обеспечение деятельности судов

4. Исполнение судебных решений (мин юстиций, фссп)

5. Оказание юридической помощи

6. Предупреждение преступлений и правонарушений

7. Прокурорский надзор

8. Конституционный надзор

9. Отправление правосудия

Роль и место МВД РФ в системе правоохранительных органах, его система и структура.

МВД России – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности ОВД, а также координирующий деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

Министерство подчиняется Президенту РФ, а также Правительству РФ.

В структуру центрального аппарата МВД России входят: Служба криминальной милиции; Служба милиции общественной безопасности; Служба тыла; Федеральная миграционная служба МВД России; Главное управление кадров; Главное организационно-инспекторское управление; Главное правовое управление; Главное управление собственной безопасности; Управление делами; Управление информации, региональных и общественных связей; Контрольно-ревизионное управление; Управление международного сотрудничества; Управление мобилизационной подготовки; Следственный комитет при МВД России; Главное командование внутренних войск.

Назначение полиции. Место полиции в ОВД.

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.

Полиция обоснованно считается одной из ключевых составных частей централизованной системы органов внутренних дел. Статус полиции закреплен в Законе о полиции, определившим, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. В ст. 1 Закона о полиции подчеркивается, что полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Органы внутренних дел - правоохранительные органы исполнительной власти, состоящие из отраслевых служб: милиции, следственного аппарата, внутренних войск, уголовно-ис-полнительных учреждений.

Им отведена ответственная роль в механизме правового государства. Они участвуют в осуществлении внутренних и внешних функций государства - проводят деятельность по защите экономики и окружающей среды от преступных посягательств (налоговая милиция, экологическая милиция), стоят на страже законности и правопорядка (ГАИ, патрульно-постовая служба и др.), сотрудничают на международном уровне по обеспечению мирового порядка (ИНТЕРПОЛ), имеют целью защиту и охрану прав и свобод человека.

Отдельные службы органов внутренних дел (милиция, ис-правительно-трудовые учреждения) наделены функциями дознания, которые они осуществляют в границах требований уго-ловно-процессуального закона.

Одна из особенностей органов внутренних дел - наличие полномочий по проведению предварительного расследования (специальный следственный аппарат).

Органы внутренних дел имеют широкий диапазон административно-надзорных функций - обеспечение общественного порядка, паспортного режима, правил разрешительной системы и др.

Основные задачи органов внутренних дел:

1) защита прав и свобод граждан, интересов общества и государства от противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение гражданской безопасности;

2) борьба с преступностью;

3) предупреждение преступлений, их прекращение, раскрытие и расследование, розыск лиц, совершивших преступление, принятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

4) обеспечение выполнения уголовных наказаний, участие в ресоциализации осужденных;

5) обеспечение безопасности дорожного движения и пожар-,ной безопасности;

6) охрана и защита государственных объектов, имущества всех видов собственности.

Милиция - составная часть системы органов внутренних дел, которые осуществляют исполнительную государственную власть в сфере охраны общественного порядка.

В структуру милиции входят: уголовная милиция, милиция общественной безопасности, транспортная милиция, государственная автомобильная инспекция, милиция охраны, специальная милиция.

Функции милиции:

Административная - исполнительно-распорядительная деятельность ее аппаратов, служб и подразделений по организации и осуществлению охраны общественного порядка и общественной безопасности в границах полномочий, определенных законами. Руководствуясь административным законодательством, работники милиции вступают в административно-правовые отношения с предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами и гражданами;

Профилактическая - предупреждение преступлений и иных правонарушений, выявление причин и условий, которые их порождают, устранение их. Практически все подразделения милиции осуществляют профилактические мероприятия. Этим объясняется использование ими государственно-властных полномочий принудительного характера в большей степени, чем другими органами исполнительной власти.

Оперативно-розыскная - выявление информации о готовящихся или совершенных правонарушениях; о лицах, уклоняющихся от органов расследования или отбывания уголовного наказания и др.;

~у головне-процессу альная - рассмотрение заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, производство дознания и предварительного следствия по уголовным вопросам о преступлениях, расследование которых возложено законом на органы внутренних дел;

Исполнительная - исполнение в границах своей компетенции административных взысканий и уголовных наказаний

Раздел II. Теория государства^

(осуждение лиц к исправительно-трудовым работам без лише-1 ния свободы и др.); |

Охранительная - охрана на договорных началах имуще- ства всех видов собственности юридических и физических лиц. 1 Как государственный вооруженный орган исполнительной вла- , сти, милиция призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, природную среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств.

Никакие исключительные обстоятельства или указания должностных лиц не могут быть основанием для каких бы то ни было незаконных действий или бездействия милиции. Указания сотрудников милиции, сделанные в границах служебных полномочий как представителей власти, обязательны для всех граждан и служебных лиц. Ст.20 Закона Украины «О милиции» гласит: «Законные требования работников милиции являются обязательными для исполнения гражданами и служебными лицами».

Министерство внутренних дел является своеобразным организующим и регулирующим центром системы органов внутренних дел Украины. Министерство внутренних дел возглавляет Министр, который назначается в соответствии с Конституцией Украины и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление им своих функций, определяет степень ответственности заместителей Министра, руководителей подразделений министерства.

Средним звеном выступают областные управления внутренних дел и Министерство внутренних дел Автономной Республики Крым. Правовое положение Министерства внутренних дел Автономной Республики Крым несколько отличается от областных управлений внутренних дел. В частности, согласно ст. 7 Закона Украины «О милиции», его глава является заместителем Министра внутренних дел, который назначается на должность и освобождается Кабинетом Министров Украины с подачи Министра внутренних дел. Что касается задач и полномочий органов внутренних дел Автономной Республики Крым, то они почти не отличаются от задач и полномочий областного управления органов внутренних дел.

Областные органы внутренних дел реализуют свои полномочия через отделы (отраслевые службы) и через нижестоящие звенья - городские и районные отделы (управления) внутренних дел. Районные и городские отделы внутренних дел - основное звено системы Министерства внутренних дел Украины.

Глава 8. Государственные органы власти Украины

Налоговая милиция осуществляет контроль над соблюдением налогового законодательства, выполняет оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранную функции.

Инструментом при недобросовестном завладении собственностью является, с точки зрения криминологии, преступный захват предприятий. Один из способов естественного процесса реструктурирования экономики в любой развитой стране есть поглощение или слияние.

В российских условиях, однако, захват предприятий превратился в самостоятельный вид криминального бизнеса.

Совершенно справедливым представляется замечание, что рейдерство в специфически российском понимании не может в принципе существовать без соучастия представителей государства и систематической коррупции как его принципиально значимых элементов. Если рейдеры при этом подрывают экономическую безопасность России, то коррупционерами, преступающими заградительные барьеры деловой этики и нравственности, подрывается доверие граждан к власти и еще больше усиливаются неблагоприятные тенденции 183 .

Так, половина респондентов в ходе социологического исследования на

тему «Рейдерство как социально-экономический и политический феномен современной России» с убежденностью говорила, что главный «рейдер» страны есть государство, освоившее и корпоративные, и силовые способы отъема собственности 184 . В.Г. Гриб в связи с этим отметил, что сегодня в российской политической жизни происходит то же самое, что в 90-х годах прошлого столетия происходило в криминальном мире: передел и распределение сфер влияния, выявление приоритетных путей развития.

Широко используются практика компрометирующих материалов, шантажа,

18 3 Состояние оперативной обстановки в Нижегородской области и прогноз ее развития на

2009 год. Филиал ВНИИ МВД по Приволжскому федеральному округу. – Н. Новгород,

18 4 Скиданова Л.А. Рейдерство как социальный феномен // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 117. – С. 309-314.

рейдерство (захват предприятий), убийства. Как следствие, замедляется развитие производственных отраслей, снижается инвестиционная привлекательность экономики 185 .

В организации деятельности по противодействию коррупции и рейдерству важнейшая роль принадлежит органам внутренних дел. В последние годы в этой связи проводится целый ряд мероприятий для их реформирования, стоит задача интенсифицировать борьбу с одной из основных предпосылок и детерминант самого существования рейдерства – коррупцией. К настоящему времени принято значительное число нормативных актов, которые составляют основу для того, чтобы качественно изменить сущность взаимодействия ОВД с обществом, что определяет, как представляется, актуальность анализа их деятельности во всех сферах общества, в частности и в сфере противодействия негативным явлениям на рынке поглощений и слияний.

Система органов внутренних дел возглавляется Министерством внутренних дел Российской Федерации (МВД России). Согласно утвержденному Указом Президента РФ Положению, МВД России представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции 186 .

Из анализа п. 3 Положения о Министерстве внутренних дел Российской

Федерации очевидно, что одними из основных для органов внутренних дел являются задачи по обеспечению имущественных прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также по противодействию преступности в сфере экономики и по охране

18 5 Гриб В.Г. Современное состояние противодействия организованной преступности в России // Состояние и тенденции развития организованной преступности в Российской Федерации: Материалы круглого стола (Москва, 14 ноября 2008 года). – М.: ВНИИ МВД России, 2009.

18 6 Указ Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. – 2011. 2 марта.

собственности. В структуре МВД России с целью выполнения данных задач предусматривается создание Главного управления уголовного розыска, Следственного департамента, Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции, Управления по организации дознания, Управления оперативно-розыскной информации и Национального центрального бюро Интерпола.

Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью МВД России.

Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской

а) на окружном уровне – главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам;

б) на межрегиональном уровне – оперативные бюро Министерства внутренних дел Российской Федерации, центры специального назначения Министерства внутренних дел Российской Федерации, линейные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

в) на региональном уровне – министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации;

г) на районном уровне – управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление Министерства внутренних дел Российской

Федерации на комплексе «Байконур». Положения о территориальных органах утверждает Министр на основании Типового положения 187 .

В области обеспечения экономической безопасности субъектов предпринимательской деятельности на рынке поглощений и слияний органы внутренних дел осуществляют свои функции в рамках административной, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности 188 .

Из сказанного следует, что использование субъектами оперативно-

розыскной деятельности специфических сил, методов и средств работы представляет собой одну из важнейших неотъемлемых составляющих в успешном решении задач по выявлению и раскрытию преступлений в корпоративных отношениях.

Также одно из центральных мест в сфере противодействия рейдерству продолжает занимать уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел.

Органы внутренних дел Российской Федерации, таким образом, занимаются многофункциональной деятельностью в сфере противодействия корпоративным захватам и обеспечения экономической безопасности субъектов предпринимательской деятельности на рынке поглощений и слияний 189 . При этом между ними присутствует существенное расхождение, что показывает сравнение статистических данных экспертов по вопросам слияний и поглощений и правоохранительных органов. Это влечет за собой искажение информации об оперативной обстановке и снижение

эффективности противодействия рейдерству.

18 7 Указ Президента РФ от 1 марта 2011 года № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // Российская газета. – 2011.

18 8 Кардашова И.Б. Обеспечение национальной безопасности МВД России: Монография. – М.: ВНИИ МВД России, 2011. – 258 с.

18 9 Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 29Э-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» // Российская газета. – 2008.

Фактически только в Следственном департаменте МВД России существует упорядоченная отчетность. Неучтенным остается огромный массив совершенных через административные правонарушения недружественных поглощений. И это невзирая на то, что большую их часть можно было бы переквалифицировать в преступление в случае выявления значительного ущерба 190 .

В этой связи необходимо принятие мер по аккумулированию данных.

Для этой цели в полиции предлагается сформировать подразделение, на которое будут возложены обязанности проводить аналитический мониторинг оперативной обстановки на рынке поглощений и слияний и координировать деятельность с другими правоохранительными органами.

Это позволит, как представляется, увеличить роль органов внутренних дел в деятельности по противодействию рейдерству и в сфере обеспечения экономической безопасности субъектов предпринимательской деятельности.

Работу правоохранительных органов по противодействию рейдерству удовлетворительной в целом признать нельзя. Осуществляющие оперативно- розыскную деятельность органы по вопросам выявления преступлений данной категории стоят на недостаточно активной позиции.

Деятельность органов внутренних дел при противодействии рейдерской экономической активности составляют предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование соответствующих административных правонарушений и преступлений 191 .

Организация противодействия коррупционным проявлениям имеет в данном направлении служебной деятельности особое значение. Каждый из

этапов имеет самостоятельный характер и в то же время они все объединены

19 0 Распоряжение СК при МВД России от 11 ноября 2008 года № 34 «Об усилении контроля за законностью и обоснованностью процессуальных решений, принимаемых по уголовным делам о рейдерских захватах» // Электронная правовая система Консультант плюс (дата обращения 10.11.12 г.)

19 1 Указ Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. – 2011. 2 марта.

общей целью – организацией противодействия экономической преступности в сфере распространения недружественных поглощений.

При исследовании более ста обвинительных заключений по уголовным делам, которые связаны с криминальными захватами предприятий, было выявлено, что больше 70% таких преступлений было квалифицировано по ст.

159 УК РФ (мошенничество), 12% – по ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями), остальные 18% в небольших соотношениях как отдельно, так и в совокупности – со ст. 179 УК РФ (принуждение к совершению сделки либо отказу в ее совершении), в незначительном количестве по нисходящей: по ст.ст. 158 (кража); 330 (самоуправство); 160 (присвоение или растрата);

303 (фальсификация доказательств); 185 (злоупотребления при эмиссии ценных бумаг) и некоторым другим статьям УК РФ 192 .

Ранее мы уже указывали, что относящиеся к рейдерству деяния также квалифицируются по ст.ст. 163 УК РФ (вымогательство) и 327 УК РФ (подделка документов). Федеральный закон от 30 октября 2009 года № 241- ФЗ 19 3 вводит в действие ст.ст. 185.2 (нарушение порядка учета прав на ценные бумаги), 185.4 (воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг). Федеральный закон от 1 июля

2 01 0 года № 147-ФЗ 19 4 в УК РФ вводит очередные статьи антирейдерской

направленности: ст.ст. 170.1 (фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета), 185.5 (фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета

д и р екторов (наблюдательного совета) хозяйственного общества), 285.3

19 2 Хадиуллина Г.Н., Лабутин А.А. Организация и тактика выявления, пресечения и раскрытия механизма недобросовестных корпоративных захватов: Учеб. пособие. – Казань: КЮИ МВД России, 2008. – 108 с.

Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. – 2009. 3 ноября.

19 4 Федеральный закон от 1 июля 2010 года № 147-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. – 2010. 5 июля.

(внесение в единые государственные реестры, заведомо недостоверных сведений).

Изучение роли ОВД в противодействии незаконным корпоративным захватам было бы не полным без проведения экспертного опроса мнений сотрудников, непосредственно участвующих в планировании и реализации данной деятельности, т. к. это позволит наиболее точно охарактеризовать реальную картину и выявить перспективы совершенствования данной деятельности.

Для этих целей была разработана анкета, включающая 10 вопросов 195 ,

направленных на выявление степени информированности практических специалистов, определение реального положения с планированием и реализацией мероприятий по противодействию и профилактике рейдерства, а также определение возможных вариантов повышения эффективности данной деятельности.

В качестве экспертов были выбраны сотрудники ОВД, непосредственно участвующие в расследовании преступлений, связанных с незаконными корпоративными захватами, а также в планировании и реализации профилактических мероприятий в данном направлении.

В частности, нами были опрошены сотрудники и руководители подразделений по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (120 человек), а также сотрудники следственных подразделений (60 человек).

Следует отметить, что общее распределение экспертов по специальным званиям (полковников – 21%, подполковников – 47%, майоров – 30%, капитанов – 2%.) позволяет сделать вывод о наличии достаточного стажа профессиональной деятельности, и соответственно, профессиональной компетентности экспертного мнения.

Анализируя результаты экспертного опроса, следует отметить, что

бо ль ш ин ство экспертов (93%) осознает значимость угрозы незаконных

19 5 См: Приложение 1.

корпоративных захватов для экономической безопасности государства в целом и корпоративных отношений в частности.

Как показал проведенный нами экспертный опрос, материалы оперативных проверок, а также заявления граждан и негосударственных органов послужили в качестве основных источников информации о совершении данных преступлений.

Прием сообщений и заявлений о преступлениях и правонарушениях возложен в органах внутренних дел на сотрудников дежурных частей, обязанных незамедлительно организовывать проведение неотложных следственных действий.

При этом следует отметить, что в этих случаях не всегда возможно квалифицировать преступное деяние как относящееся к области недружественных поглощений, поскольку в уголовном законодательстве отсутствуют категории «рейдерство» или «незаконный корпоративный захват» и их признаки. Такая квалификация фактически имеет характер даже не столько юридический, сколько теоретический. То есть соответствующим образом оценить заявление может только обладающий достаточными знаниями и имеющий соответствующую специальную подготовку сотрудник. В результате около 60% преступлений данной направленности, как свидетельствуют результаты опроса сотрудников ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, обнаружены более чем через год после момента их совершения.

Следственным подразделениям при этом следует действовать совместно с органом дознания, по единому согласованному плану, который утвердили руководители служб. В план должны входить конкретные закрепленные за определенными исполнителями мероприятия, указан срок их исполнения. При этом руководителями указанных служб должна быть предусмотрена система регулярного контроля за выполнением пунктов плана. Особое значение принадлежит в области организации противодействия рейдерству оперативно-розыскной деятельности.

Информацию о замаскированной и законспирированной деятельности преступной группы, о ее составе, структуре, обстоятельствах осуществления криминальной деятельности, связях и т. д. зачастую можно получить именно посредством оперативно-розыскной работы.

Процесс доказывания в криминальном рейдерстве, ввиду маскировки с помощью придания преступным действиям видимости правомерных, является особо сложной проблемой, которую вызывает ситуация дефицита информации относительно противоправной деятельности в области перехвата прав владения, управления и распоряжения результатами деятельности юридических лиц. Объективно необходимое условие для решения задач по обнаружению и пресечению криминального рейдерства, а также для возбуждения уголовного дела, подготовки и проведения следственных и судебных действий, формирования доказательств по уголовному делу, привлечения лиц в качестве обвиняемых и избрания соответствующих мер принуждения и т. д. представляет собой оперативно- розыскная деятельность правоохранительных органов.

При выявлении и документировании фактов недружественного поглощения предприятий сотрудники оперативных служб органов внутренних дел должны по возможности использовать все оперативно- розыскные мероприятия, которые указаны в ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» 196 . В качестве оснований для проведения таких мероприятий, как правило, выступают:

Наличие уголовного дела, которое возбуждено по фактам недружественного поглощения предприятий;

Поручения следственных или судебных органов по находящимся в их производстве уголовным делам, которые связаны с недружественным

по глощением предприятий;

19 6 Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 28 декабря 2010 года) // Российская газета. – 1995. 18 августа.

При отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, сведения ставшие известными относительно признаков подготавливаемых, совершаемых или совершенных противоправных деяний, которые связаны с недружественным поглощением предприятий, а также сведения о лицах, которые их подготавливают, совершают или совершили, и др.

Первоначальную стадию выявления и документирования, связанную с незаконным корпоративным захватом предприятий противоправной деятельности, представляет собой сбор необходимой информации, источниками получения которой могут являться:

· сообщения и заявления граждан;

· материалы и документы, находящиеся в государственных органах (Росрегистрации, ФНС России, других контрольно-надзорных органах, судах общей юрисдикции и арбитражных и др.);

· документы, находящиеся в кредитно-финансовых учреждениях и нотариате;

· адвокаты;

· сообщения и публикации в СМИ и др.

В дальнейших действиях оперативных сотрудников после сбора необходимой информации для выявления и документирования указанной преступной деятельности можно условно выделить три этапа:

1. К первому этапу относится проведение оперативно-розыскных мероприятий по отработке потерпевшей стороны:

а) проведение опросов, наведение справок с целью проверки и анализа полученной информации, где необходимо:

Установление потерпевшей стороны;

Установление и опрос лиц, которыми были направлены заявления в налоговые органы о внесении изменений в учредительные и прочие правоустанавливающие документы потерпевшей стороны;

Получение учредительных документов потерпевшей стороны, а также документов, свидетельствующих о законности пользования либо владения потерпевшей стороной недвижимостью или другим имуществом (в том числе ценными бумагами), которые являются объектами преступных посягательств;

Получение юридических документов, послуживших основанием для захвата организации (решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции, выписок из реестра акционеров, договоров купли-продажи недвижимого имущества, свидетельств о внесении изменений в ЕГРЮЛ и т.

Опрос вышеуказанных лиц с предъявлением полученных документов об обстоятельствах захвата;

б) сбор образцов для сравнительного исследования, где необходимо:

Получение образцов почерка и подписей имеющих право подписи документов (в том числе на основании доверенностей) руководителей, учредителей и иных представителей потерпевшей стороны;

Получение оттисков действовавших в период захвата предприятия печатей и штампов организации;

в) исследование документов, где необходимо проведение с использованием полученных образцов почерка, подписей, оттисков печатей и штампов исследования документов потерпевшей стороны на предмет установления признаков их подделки.

2. Второй этап – проведение оперативно-розыскных мероприятий по отработке организации-захватчика:

Наблюдение за имеющими отношение к планированию и осуществлению захвата представителями организации-захватчика, в ходе проведения которого можно также установить заказчика недружественного поглощения и иных причастных к совершению данного преступления лиц;

Отождествление личности для установления участвовавших в захвате предприятия, а также имевших отношение к подготовке и совершению данного преступления лиц;

Обследование занимаемых организацией-захватчиком зданий, сооружений, помещений для обнаружения и изъятия заведомо подложных документов, а также печатей и штампов, оттиски которых содержатся на указанных использованных для осуществления захвата предприятия документах;

Оперативное внедрение в занимающуюся недружественными поглощениями предприятий рейдерскую организацию или в преступную группу;

Прослушивание телефонных переговоров причастных к подготовке и осуществлению захвата лиц;

Снятие информации с используемых причастными к совершению захвата лицами технических каналов связи;

Оперативный эксперимент с целью фиксации фактов вымогательства за прекращение процедуры захвата предприятия представителями организации-рейдера у потерпевшей стороны денежных средств.

3. Третий этап – осуществление оперативно-розыскных мероприятий по отработке иных относящихся к совершению захвата организаций и лиц:

а) проведение опросов и наведение справок для проверки и анализа полученной информации, где необходимо:

Установление совершивших действия, в результате которых было осуществлено недружественное поглощение, в том числе с использованием заведомо подложных документов, представителей государственных контрольно-надзорных органов (ФНС РФ, Росрегистрации и др.), кредитно-финансовых учреждений, нотариата, адвокатов;

Получение документов, послуживших основанием для внесения изменений в учредительные и иных послуживших основаниями для

захвата предприятия правоустанавливающих документов, достоверность которых вызывает сомнение;

Получение от указанных лиц с предъявлением полученных документов объяснений по данным фактам;

б) исследование документов, где необходимо проведение сравнительного исследования полученных из государственных контрольно-надзорных органов, нотариата, кредитно-финансовых учреждений, от адвокатов документов с полученными от потерпевшей стороны документами, образцами подписей и почерка, на предмет установления признаков их подделки.

После реализации указанных оперативно-розыскных мероприятий необходимы осуществление обобщения и анализ собранных материалов и на основании проведенного анализа:

Установление по хронологии событий обстоятельств захвата, выделение организаторов, исполнителей и иных участников его совершения;

Определение, признаки составов каких преступлений содержатся в полученных материалах;

При наличии в действиях совершивших недружественное поглощение предприятия лиц признаков конкретных преступлений:

Составление рапорта об обнаружении признаков преступления в порядке ст. 143 УПК РФ;

Направление материалов, собранных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий для принятия процессуального решения в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ, в следственные подразделения органов внутренних дел или прокуратуры.

Отметим, что глубокий и всесторонний анализ имеющихся судебных решений необходим также при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.

Прежде всего, следует проверить их подлинность, так как поддельные судебные решения однозначно представляют собой доказательства

совершенного преступления. С планируемым решением, учитывая ст. 90

УПК РФ, тщательно сопоставляются подлинные судебные акты, вынесенные по расследуемым фактам, которые вступили в законную силу, не обжалованы в кассационном или апелляционном порядке или прошли эти инстанции.

Следует обратить внимание, что даже в случае принятия решения о возбуждении уголовного дела надо удостовериться в отсутствии уголовных дел по тому же предприятию в других подразделениях по месту нахождения или регистрации юридического лица, так как на практике нередко случается, что в среднем возбуждается около 2 – 5 уголовных дел по одним и тем же событиям.

После решения вопроса о возбуждении уголовного дела должны быть изъяты все документы, которые имеют отношение к переходу права собственности на акции и переизбранию руководства предприятия (реестр акционеров и выдававшиеся в разное время заинтересованным лицам выписки из него, учредительные договоры и уставы, передаточные распоряжения и договоры отчуждения ценных бумаг, протоколы общих собраний акционеров, бюллетени для голосования, протоколы счетных комиссий, приказы о назначении должностных лиц предприятия, доверенности на совершение различных видов действий и т. д.). При этом следует учесть, что в различных организациях и учреждениях могут находиться одни и те же документы.

Скажем, уставные документы хранятся как в налоговой инспекции, так и у самого юридического лица, а их копии – в лицензионном органе или в органе по регистрации прав.

Потерпевшие и подозреваемые должны быть детально допрошены по вопросам отчуждения ценных бумаг и переизбрания руководящих органов предприятия с предъявлением всех имеющихся документов, а в случае противоречий в их показаниях проведены очные ставки.

Если возникают сомнения в подлинности указанных документов на предмет присутствия подделки, должны быть назначены почерковедческая и

технико-криминалистическая экспертизы, а также детально проанализирована юридическая сторона этих документов. На сегодняшний день сохраняет дискуссионность вопрос привлечения для дачи экспертного заключения по вопросам правомерности тех или иных юридических фактов лица, которое обладает специальными познаниями в области права, поскольку, будучи лицом с высшим юридическим образованием, следователь сам является специалистом в данной области. Однако на практике допустимо привлечение специалиста к даче заключения по указанным вопросам, что не противоречит, в принципе, нормам УПК РФ.

На первоначальном этапе предварительного расследования необходимо принять незамедлительные меры, чтобы не допустить действия по отчуждению уже ставших предметом преступного посягательства активов предприятия, для чего с согласия прокурора следует возбудить перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество. Названные меры осуществить необходимо и в отношении компании или компаний, в пользу которых незаконное отчуждение ценных бумаг было осуществлено. Так как суть ареста составляет запрет на отчуждение имущества для его сохранности до решения суда, то наложение ареста на право голосования акциями положениям ст. 115-116 УПК РФ противоречит. Один экземпляр постановления о наложении ареста должен быть получен представителем самого юридического лица, второй – руководителем осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество органа.

В кратчайшее время кроме перечисленных действий необходимо урегулировать на предприятии пропускную систему, для этого следует проверить у охранной структуры наличие лицензии на частную охранную деятельность, договор на осуществление охранных функций, выяснить, на основании чего прежние руководители не допускаются на территорию (копии документов об этом должны быть приобщены к материалам уголовного дела).

При осуществлении охраны предприятия подразделениями вневедомственной охраны МВД России следователю должно быть известно, что согласно указаний министра внутренних дел РФ № 1/18884 2001 года «О недостатках в организации договорной работы по охране объектов» подразделения вневедомственной охраны не имеют права на заключение договора об охране являющихся предметом спора между собственниками предприятий, а действие уже заключенного договора следует незамедлительно приостановить. Поэтому не всегда законно выполнение охранных функций сотрудниками полиции (а тем более вторжение на территорию спорного предприятия). В этом случае руководство подразделения должно быть немедленно поставлено в известность о нарушении ведомственного нормативного акта.

Задержание лиц, которые подозреваются в совершении преступления, предъявление им обвинения и избрание меры пресечения следует отнести к первоначальным следственным действиям.

Совместно с оперативными сотрудниками следователями параллельно с этим должна быть подробно разобрана схема совершения преступления, очерчен круг потенциальных обвиняемых, не находящихся под стражей, определены направления движения денежных и иных ценных средств и приняты меры к их возврату. В это время должное внимание необходимо обратить на сбор и анализ различных характеризующих сведений на обвиняемых. В этом деле ограничиваться только сбором справок из психоневрологического, наркологического диспансеров и справок о судимости не стоит, следует провести доскональное выяснение финансового состояния этих лиц, наличия в их собственности недвижимости (причем как на российской территории, так и за рубежом) и иного дорогостоящего имущества. Следует также получить информацию о том, являются ли указанные лица руководителями или учредителями каких-либо юридических лиц.

В том случае, когда подозреваемый скрылся до того, как было возбуждено уголовное дело, выставления одних только сторожевых листков недостаточно, следует также обязательно запросить по месту жительства сведения о получении им заграничного паспорта и направить ориентировки в линейные отделы транспортной полиции, в таможенную и пограничную службы. Необходимо также направить ходатайство в суд о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления, держать на контроле и записи переговоров.

Судя по проведенному Следственным комитетом при МВД России анализу результатов расследования уголовных дел по преступлениям, которые связаны с незаконными захватами предприятий, в данном направлении довольно низкой является эффективность следствия: следователи допускают ошибки, просчеты, а во многих случаях – и нарушения закона, и поэтому в кратчайшие сроки должны быть приняты меры, чтобы совершенствовать организацию работы по расследованию преступлений данной категории. В первую очередь требуется серьезная методическая работа. Путь к решению стоящих перед органами предварительного следствия задач состоит в том, чтобы изучать с личным составом судебную и следственную практику, корпоративное право, законодательство о рынке ценных бумаг и инвестиционной деятельности, усилить процессуальный контроль за расследованием уголовных дел о преступлениях данной категории, обучать и специализировать следователей по этой линии. Кроме того, со стороны руководителей следственных органов регионального уровня необходим более ответственный подход к организации работы по расследованию уголовных дел о незаконных захватах предприятий, личный контроль над всеми делами этой категории, как над имеющими большой общественный резонанс, недопущение случаев вмешательства в конфликты на чьей-либо стороне сотрудников следственных органов.

Конституция Российской Федерации исходит из того, что Россия будет развиваться эволюционным путем на базе согласия всех основных слоев общества при полном и безусловном соблюдении прав и свобод граждан, которые названы в ней высшей ценностью, с возложением на государство обязанности их признания, соблюдения и защиты (ст. 2). Конституция устанавливает реальную защиту прав и свобод граждан. В ст. 45, с одной стороны, их защита объявляется обязанностью государства, с другой - каждому гражданину предоставляется право защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенными законом.

О государственной защите прав и свобод граждан говорится, по существу, в ст. 7, 37-48, 52, 53. 71 . 72, 114 Конституции.

Самостоятельная защита прав и свобод дает, гражданину широкую возможность использовать в этих цепях свои конституционные права и свободы, установленные ст. 31, 33, 35, 36. 47-54 Конституции.

Принятие России в Совет Европы в 1996 г. создает реальные дополнительные гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Дело в том, что Россия обязана подписать Европейские конвенции о правах человека и гражданина, которые фактически устанавливают контроль на уровне европейского сообщества за соблюдением государством и его органами провозглашенных прав и свобод. Следует иметь в виду, что в ст. 15 Конституции Российской Федерации прямо записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Таким образом, признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация прав и свобод граждан. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, - эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.

В отечественной литературе меры борьбы с преступностью и иными правонарушениями было принято делить на общие и специальные. К общим мерам противодействия преступности и иным правонарушениям относились: повышение благосостояния населения, рост его культурного уровня, повышение образованности, иные меры социального характера. К специальным мерам относились те из них, которые прямо и непосредственно воздействовали на преступность и иные правонарушения. Они связаны с деятельностью правоохранительных органов и иных организаций, принимающих участие в контроле над преступностью.

В принципе такой подход, вероятно, является правильным. Но при этом, как нам представляется, недостаточно точно расставлены акценты. Считалось, что общие меры социального предупреждения являются основными, решающим образом влияющими на правопослушность граждан. Что касается специальных мер, а это в основном деятельность правоохранительных органов, то они хотя и относились к мерам, которые прямо влияют на преступность и иные правонарушения, признавались не главными, а иногда и второстепенными. В том, как теперь очевидно, просматривается идеологический подход - стремление выдать желаемое за действительное, соответствующее идее ликвидации преступности и построения нового общества. По мере ослабления тоталитарного режима росли преступность и иные правонарушения, которые заставили по-другому взглянуть на роль правоохранительных органов в противодействии этим явлениям. Анализ мировой практики показал, что роль правоохранительных органов и других государственных и общественных структур, непосредственно связанных с противодействием преступности и иным правонарушениям, гораздо более значительна, чем нами признавалось в прошлые годы.

В законодательстве нет специально сформулированного понятия “правоохранительные органы”. Оно сложилось на практике. Его можно также встретить в различных документах ненормативного характера. Это понятие применяется как обобщающее для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности.

От понятия “правоохранительные органы” необходимо отличать понятие “правоприменительные органы”, являющееся более широким. Применять право - это, значит, действовать на основании норм закона, без этого невозможна жизнедеятельность граждан, государства и современного общества. Право применяют все юридические и физические лица. Но о правоприменительных органах речь идет лишь тогда, когда право применяют государственные органы. К ним относятся все органы государства, включая и правоохранительные. Иными словами, правоохранительные органы - это только часть правоприменительных.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений. К таким чертам, в частности, относятся:

начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод - сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или другое существенное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций;

правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях - и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;

правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление;

решения правоохранительных органов во всех случаях являются мерами юридического воздействия, основанными на законе и соответствующими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего;

законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции;

все связанные с преступлениями и иными правонарушениями решения правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением.

Когда речь идет о преступлениях, правоохранительные органы, на которые законом возложено расследование уголовных дел или их судебное разбирательство, часто называют органами уголовной юстиции. Это вполне правомерно. К уголовной юстиции относятся вое органы, которые в полной мере или частично осуществляют свою деятельность в связи с преступностью. Не относятся к уголовной юстиции те правоохранительные органы, к компетенции которых отнесено реагирование на гражданские, административные и дисциплинарные правонарушения.



Поделиться